Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международная сертификация специалистов по управлению проектами. Виды сертификаций в управлении проектами

Международная сертификация специалистов по УП - процесс определения соответствия:

Профессиональных знаний, опыта и навыков кандидата - установленным требованиям к специалисту по УП;

Деятельности кандидата - этическому кодексу менеджера проекта.

Сертификат является подтверждением опыта и профессионализма специалиста в области УП независимым, авторитетным органом.

Преимущества сертифицированных специалистов по УП:

Международное признание квалификации и компетентности;

Персональное преимущество для роста карьеры;

Преимущества компаний, имеющих сертифицированных специалистов по УП:

Обеспечение потребности организации в квалифицированных специалистах в области УП;

Повышение эффективности работы организаций, использующих услуги сертифицированных управляющих проектом;

Среди международных программ сертификации по УП можно выделить две наиболее значимые:

1) сертификацию по стандартам Международной ассоциации по управлению проектами (IPMA);

2) сертификацию по стандартам американского Института управления проектами (PMI).

3.2.1. Сертификация по стандартам Международной ассоциации по управлению проектами (IPMA)

Система сертификации IPMA основана на международных требованиях к компетентности специалистов по управлению проектами (IBC - International Competence Baseline). Система сертификации предназначена для определения соответствия профессиональных знаний, опыта и навыков кандидатов установленным требованиям, предъявляемым к специалистам в области УП. Сертификационная программа IPMA включает четыре уровня, к каждому из которых разработаны свои требования соответствия. По результатам сертификации специалисту может быть присвоено в зависимости от уровня сертификации одно из следующих званий:

1) директор проекта (Project Director, IPMA Level А) способен управлять портфелем проектов или программой, а не только отдельным единичным проектом, с использованием соответствующих методологии и инструментов;

2) старший менеджер проекта (Senior Project Manager, IPMA Level B) способен управлять сложным проектом, координировать несколько подпроектов в его рамках;

3) менеджер проекта (Project Manager, IPMA Level C) способен управлять проектом ограниченной сложности. Это указывает на то, что в дополнение к своим умениям применять знания в УП он также продемонстрировал соответствующий уровень опытности;

4) помощник менеджера проекта (Project Manager Associate, IPMA Level D) способен применять знания в области УП и может быть привлечен к участию в проекте в качестве одного из членов команды управления, но его общие знания недостаточны для выполнения более сложных задач.

Быть способен управлять всеми проектами компании, или проектами ее отделения, или всеми проектами программы;

Иметь минимум пятилетний опыт управления комплексными проектами и программами, из которых не менее трех лет - руководство, координация и управление портфелем проектов;

Уметь осуществлять руководство координацией и контролем всех проектов компании или ее отделения;

Нести ответственность за реализацию УП, разработку руководящих и нормативных материалов, а также применение основных методов и средств УП.

Старший менеджер проекта должен:

Быть способным самостоятельно управлять сложными проектами;

Иметь минимум пятилетний опыт УП, из которых не менее трех лет - в качестве ответственного за руководство и управление сложными проектами;

Уметь руководить координацией и контролем всех проектов компании или ее отделения;

Иметь портфель конкретных стратегических предложений по общему управлению в компании;

Принимать участие в подготовке персонала, задействованного в УП, и управляющих проектами;

Нести ответственность за реализацию УП, разработку руководящих и нормативных материалов, а также за применение основных методов и средств УП.

Менеджер проекта должен:

Быть способным самостоятельно управлять несложными проектами и помогать управляющему сложными проектами во всех функциональных областях УП;

Иметь минимум трехлетний опыт УП в качестве руководителя в функциональных областях несложного проекта;

Нести ответственность за осуществление несложного проекта;

Управлять небольшими группами персонала по УП;

Применять методы, средства и инструментарий УП;

Быть способным работать в качестве руководителя группы специалистов, входящей в команду сложного проекта, и нести ответственность за его соответствующие параметры.

Помощник менеджера проекта должен:

Обладать знаниями во всех областях УП и быть способным применять их в некоторых областях как специалист;

Обладать широким спектром знаний в УП и быть способным применять эти знания на практике;

Быть способным выступать в качестве члена команды проекта в любой функциональной области по УП.

Требования, предъявляемые к специалистам по управлению проектами разных уровней сертификации, приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Требования, предъявляемые к специалистам по УП разных уровней сертификации

Требование к специалистам

Уровень сертификации

1. Способность управлять:

– программой, комплексом проектов

– сложными проектами

– простыми проектами, основными функциями в сложных проектах

– отдельными функциями в проекте на основе своих знаний

2. Опыт работы:

– координатора программы, комплекса проектов (пять лет)

– управляющего проектом (пять лет)

– в команде проекта (три года)

3. Высшее образование

4. Владение одним из иностранных языков (английским, французским, немецким)

Общая схема этапов сертификационного процесса для разных уровней сертификации представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Общая схема этапов сертификационного процесса для разных уровней сертификации

Этап

Уровень сертификации

1. Предоставление входных документов

1.1. Свидетельство об уплате сертификационного взноса

1.2. Заявка на сертификацию и анкета

1.3. Заполненная форма самооценки

1.4. Список выполненных проектов

2. Участие в работе семинара

3. Представление резюме о проекте

4. Представление отчета о проекте

5. Письменный экзамен

6. Интервью

7. Вручение сертификата/апелляция

8. Ресертификация

Сертификация осуществляется уполномоченными сертификационными органами в странах - членах IРМА. Сертификация может проводиться как на базе 1СВ, так и на базе национальных требований к компетенции специалистов, разработанных в соответствии с требованиями 1РМА. 1РМА ведет общий реестр сертифицированных специалистов и гарантирует, что сертификаты, выданные в одной стране, действительны в любой другой стране.

3.2.2. Сертификация по стандартам американского Института управления проектами (PMI)

Система сертификации PMI основана на стандарте PMBOK.

Уровни сертификации:

Профессиональный менеджер проекта (PMP - Project Management Professional);

Сертифицированный специалист по УП (CAPM - Certified Associate in Project Management).

Профессиональный менеджер проекта (PMP - Project Management Professional). Сертификация PMP требует наличия теоретических знаний в сфере УП и подтверждения практического опыта в применении этих теоретических знаний.

На момент подачи заявки кандидат должен иметь высшее образование со степенью не ниже бакалавра и не менее 4500 часов работы в области УП по пяти группам процессов. Количество часов в заполняемых формах подтверждения опыта должно в сумме составлять 4500, а даты проектов должны показывать, что кандидат имеет не менее трех лет (36 непересекающихся месяцев) опыта УП в течение шести лет до подачи заявки.

Если на момент подачи заявки кандидат не имеет высшего образования, но имеет диплом о полном среднем образовании, то он должен подтвердить не менее 7500 часов работы в области УП в период за восемь лет до подачи заявки.

Для каждого проекта, в котором участвовал кандидат, заполняется отдельная форма подтверждения опыта. Помимо данных о проекте кандидат должен указать примерное количество часов, потраченных им на проекте в одной или более группах процессов (в сумме по всем проектам кандидат должен иметь опыт во всех группах процессов). Данное описание должно содержать перечень конкретных управленческих процедур, которые выполнял кандидат в качестве менеджера проектов, структурированных в рамках пяти основных процессов (инициация, планирование, исполнение, контроль, завершение).

Кандидат также должен иметь не менее 35 часов обучения в области УП. Кандидат может указывать любое обучение в этой области независимо от даты. Кроме того, кандидат должен подписать и соблюдать Кодекс профессиональной этики менеджера проекта.

Завершающим этапом получения статуса PMP является сдача экзамена-теста, разработанного для того, чтобы объективно оценить знания кандидата в области проектного менеджмента. Экзамен на степень PMP проходит в международных центрах Prometric, которые расположены по всему миру. В России на данный момент существует два таких центра - в Москве и в Петербурге. На весь экзамен отводится четыре астрономических часа, в течение которых необходимо ответить на 200 вопросов. Кандидат должен выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов. Большинство вопросов предполагает детальное знание стандартов PMI (PMBOK). Однако есть вопросы, предполагающие наличие у кандидата практического опыта. Начиная с 2006 г. экзамен можно сдавать на русском языке. Для успешной сдачи экзамена кандидат должен правильно ответить примерно на две трети вопросов.

Сертифицированный специалист по управлению проектами (CAPM - Certified Associate in Project Management). Этот сертификат предназначен для специалистов, которые имеют знания в области УП, но не имеют еще достаточного практического опыта. САРМ - это практик в УП, продемонстрировавший основные знания, а также умение применять инструменты и методики УП. Как член команды проекта сертифицированный специалист обычно обращается за руководством, наставлениями и одобрением к более опытным практикам УП.

САРМ обычно выполняет такие задачи:

Помощь в оценке планов УП;

Оценка индикаторов производительности и резервов;

Помощь в уточнении требований к проекту, допущений и ограничений;

Поддержка при административном и финансовом завершении.

Чтобы получить степень САРМ, кандидат должен соответствовать требованиям к образованию и опыту, предъявляемым PMI, и демонстрировать высокий уровень понимания и знания УП, подтвержденный экзаменом на степень сертифицированного специалиста по УП. Экзамен по форме аналогичен экзамену на степень PMP, но состоит из 150 вопросов и длится три часа.

На момент подачи заявки кандидат должен иметь высшее образование со степенью не ниже бакалавра и не менее 1500 часов работы в области УП по пяти группам процессов. Если на момент подачи заявки кандидат не имеет высшего образования, но имеет диплом о полном среднем образовании, то он должен подтвердить не менее 2500 часов работы в области УП в период за три года до подачи заявки. Кандидат должен также иметь не менее 23 часов обучения в области УП.

Начиная с 2007 г. PMI планирует открыть новую программу сертификации Program Management Professional (PgMPSM).

Система сертификации PMI

Сертификат PMP свидетельствует о том, что его обладатель владеет знаниями и навыками по всем группам процессов стандарта PMI PMBOK® Guide.

Сертификация проводится в виде компьютерного тестирования, состоящего из 200 вопросов. Для каждого вопроса предлагается 4 варианта ответа. На экзамен (проходит как на английском, так и на русском языке) отводится 4 часа.

Для того чтобы претендовать на звание PMP, кандидату с высшим образованием (бакалавр, bachelor’s degree) требуется не менее 35 часов обучения управлению проектами (PDU - Project Development Unit) и не менее 3 лет опыта работы по управлению проектами. Кандидат со средним образованием также должен иметь 35 часов обучения управлению проектами и не менее 5 лет практического опыта в управлении проектами.

Выданный сертификат действителен в течение 3 лет.

Сертификация CAPM

САРМ (Certified Associate in Project Management, Сертифицированный специалист по управлению проектами) – более низкая ступень в системе сертификации PMI. CAPM - практик в управлении проектами, обладающий основными знаниями и умением применять в проектах инструменты и методики проектного управления. Экзамен проходит в виде компьютерного теста на английском языке и с переводом на русский язык, состоит из 150 вопросов и длится 3 часа.

Претенденту на степень CAPM необходимо иметь полное среднее образование, не менее 1500 часов (не менее 2 лет) опыта управления проектами и 23 часов очного обучения проектному управлению.

Срок действия сертификата составляет 5 лет.

Аттестация PgMP

Аттестат PgMP (Program Management Professional, Профессионал в управлении программами) подтверждает наличие навыков, знаний, умения применения инструментов и методов, которые необходимы специалисту при управлении программами проектов – несколькими связанными проектами, направленными на достижение стратегической бизнес-цели компании. Кроме этого PgMP подтверждает, что при управлении своими прошлыми программами, менеджер действовал как профессиональный руководитель программ.

Чтобы получить доступ к экзамену, кандидату с высшим образованием (степень бакалавра) необходимо иметь 4 года опыта управления проектами и 4 года опыта управления программами проектов. Кандидату со средним полным образованием - 4 года опыта управления проектами и 7 лет опыта управления программами.

Сертификация PgMP проводится в несколько этапов. Первый из них - аудит и Panel Review, проверка данных, указанных в заявке на сертификацию, в ходе которой решается, насколько профессиональный опыт кандидата соответствует требованиям сертификации PMI. Только после успешного прохождения аудита и Panel Review кандидат получает возможность сдавать экзамен (Multiple-Choice Examination). Экзамен проводится в виде 4-х часового компьютерного теста из 170 вопросов, основанных на бизнес-сценариях, близких к реальным. Третий этап - Multi-rater Assessment (MRA) – оценка уровня и деятельности специалиста по управлению программами с точки зрения его руководителей, коллег и подчиненных. MRA - это аналог оценки персонала по методу 360 градусов .

Сертифицированным PgMP необходимо подтверждать свой статус каждые 3 года.

Сертификация PMI-SP

Сертификация PMI-SP (PMI Scheduling Professional, Профессионал в области календарного планирования проектов) свидетельствует о наличии у специалиста знаний и навыков в области управления расписанием проекта, основанных на стандартах ANSI PMI PMBOK® GUIDE и PRACTICE STANDARD FOR SCHEDULING .

К экзамену допускаются специалисты с дипломом о полном среднем образовании, имеющие не менее 5000 часов работы в области календарного планирования проектов и 40 часов обучения управлению расписанием проекта, а также специалисты с дипломом о высшем образовании (степень бакалавра), имеющие 30 часов обучения управлению расписанием проекта и не менее 3500 часов практической работы с расписанием проекта.

Экзамен на степень PMI-SP проходит в формате компьютерного теста (170 вопросов) в течение 3,5 часов.

Сертификат действителен в течение 3 лет.

Сертификация PMI-RMP

Сертификация PMI-RMP (PMI Risk Management Professional, Профессионал управления рисками) является подтверждением наличия у специалиста знаний и навыков в области оценки и определения рисков, уменьшения угроз и реализации возможностей.

Требования к соискателю с высшим образованием (минимум степень бакалавра): 1)3000 часов опыта управления рисками 2)30 часов обучения управлению проектами

Требования к соискателю с полным средним образованием: 1)4500 часов опыта управления рисками 2)40 часов обучения управлению рисками

Экзамен имеет форму компьютерного теста и включает 170 вопросов. Продолжительность экзамена – 3,5 часа. Сертификат действителен в течение 3 лет.

Система сертификации IPMA

Сертифицированный директор программ или проектов (уровень А - высшая ступень системы сертификации)- это специалист, умеющий управлять программами проектов и сложными проектами. Кандидату необходимо иметь высшее образование и пятилетний (5 лет) опыт работы координатором программы, комплекса проектов.

Обладание степенью IPMA (B) (Сертифицированный управляющий проектами, B)– свидетельство того, что специалист умеет управлять сложными проектами. От соискателя требуется высшее образование и опыт работы управляющим проектом от 5 лет.

Сертифицированный профессионал по управлению проектами (Уровень C ) может управлять простыми проектами и основными функциями в сложных проектах. Претенденту на IPMA (С) нужно иметь высшее образование и трехлетний опыт работы в команде проекта.

Сертифицированный специалист по управлению проектами (Уровень D ) должен уметь управлять отдельными функциями в проекте на основе своих знаний. Кандидату не требуется опыт работы – только документ о высшем образовании.

В России услуги по проведению сертификации IPMA осуществляет Ассоциация Управления проектами (СОВНЕТ), являющаяся корпоративным членом IPMA.

Система сертификации PRINCE2

PRINCE 2 Foundation – первый экзамен по британскому стандарту PRINCE2 , который необходимо сдать специалисту, желающему получить степень PRINCE2 Practitioner. Сертификация разработана для членов проектных команд, использующих в управлении проектами методологию PRINCE2. Экзамен проходит в виде одночасового компьютерного теста, состоящего из 75 вопросов.

PRINCE2 Practitioner – вторая и последняя ступень сертификации, характеризующая высокий уровень компетенций специалиста и позволяющая вести управление проектами по теоретическим и практическим рекомендациям PRINCE2. Экзамен длительностью 2,5 часа включает 9 вопросов с 12 вариантами ответов.

Российские системы сертификации

В России собственную систему сертификации предлагает компания PM Expert. По заявлению компании , сертификация создана с учетом российской специфики управления проектами и основана на лучших мировых стандартах в данном направлении.

Степень PME® (Project Management Expert , «Эксперт в управлении проектами») - первая ступень сертификации компании – подтверждает знания в общих вопросах управления проектами, управлении интеграцией, содержанием, сроками, стоимостью, качеством, командой, коммуникациями, рисками и поставками проекта.

Тестирование состоит из 200 вопросов и проводится на русском языке в течение 4 часов. При этом от кандидата не требуется практический опыт в управлении проектами и учебные часы профессионального развития.

Степень PMEP© (Project Management Expert Practitioner, «Эксперт-практик в управлении проектами») подтверждает практический опыт обладателя. На момент сдачи кандидат должен иметь степень PME и как минимум 2 реализованных проекта за последние 4 года, в которых он выполнял роль руководителя проекта. Экзамен проводится устно: соискателю необходимо выступить перед комиссией экспертов, рассказав об одном из проектов в виде презентации.

В настоящий момент в мире существует свыше 600 000 профессионалов PMP ® , которые предоставляют услуги по управлению проектами в 130 странах, из них 1000 специалистов работают в России. Во многих корпорациях, одним из ключевых требований к специалисту при принятии на работу или при продвижении по службе является наличие сертификата PMI ® , наиболее престижного свидетельства ваших знаний в области управления проектами. Центр «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана - золотой партнер Microsoft и лучший учебный центр Microsoft в России, Центральной и Восточной Европе . Центр проводит комплексное обучение и подготовку к сертификации по стандартам Института управления проектами (PMI) ® , а также курсы на базе Microsoft Project , - мирового стандарта в области управления проектами. C 2002 г. Центр оказывает услуги по разработке и внедрению корпоративных систем управления проектами (EPM) на базе Microsoft Project.

Получение сертификации PMI

Изменение требований к сертификации PMP

Для получения любого сертифицированного статуса PMI (включая наиболее популярный в мире статус PMP) необходимо набрать определенное количество баллов PDU (что такое PDU) без разделения PDU по "треугольнику компетенций".

PMP, PMI, CAPM, PgMP, PMI-SP, PMI-RMP, PMBOK and The PMI Registered Education Provider logo являются зарегистрированными марками Института Управления Проектами.

International Competence Baseline of the International Project Management Association (ICB IPMA) - стандарт, описывающий международные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (УП), разработанные международной ассоциацией управления проектами.

Международная ассоциация управления проектами (IPMA) зарегистрирована в Швейцарии как некоммерческая профессиональная организация, основной функцией которой является содействие развитию и широкому применению на практике методов и средств УП в разных странах мира.

IPMA создана в 1965 г. как форум для обмена опытом менеджерами проектов, работающих в разных странах мирах. В 1967 г. в Вене был проведен первый Международный Конгресс IPMA. Членами IPMA являются в основном национальные ассоциации по УП. В настоящее время в ассоциацию входит 55 стран.

Назначение

В 1998 г. на съезде Совета делегатов IPMA была утверждена концепция универсальной международной системы сертификации профессионалов по УП. Для решения задач профессиональной сертификации необходим был стандарт, устанавливающий нормы и требования, которые будут определять уровень компетентности, необходимой для сертификации. Такие требования были определены путем систематизации накопленного к тому времени опыта в области УП и описаны в ICB.

ICB создан на основе национальных требований к компетентности (National Competence Baseline, NCB, НТК) следующих национальных ассоциаций по УП: АРМ (Великобритания), VZPM (Швейцария), GPM (Германия), AFITEP (Франция).

В 1998 г. IPMA утвердила систему ратификации четырехуровневой сертификационной программы (4-LC - Four Level Certification), которая получила всемирную известность. С 1999 г. международная программа сертификации стала реализовываться.

Составители ICB подчеркивают, что это не учебник и не сборник рецептов. Он открывает путь к знаниям, опыту и индивидуальному мастерству в сфере УП, описывая их в структурированном виде. Основное назначение стандарта ICB IPMA определяет международные требования к компетентности специалистов по УП и является основой для их профессиональной сертификации. ICB IPMA - основа всех сертификационных программ национальных ассоциаций и их сертификационных центров.

Актуальная редакция ICB IPMA - 3.0, которая была введена в действие в марте 2006 г. взамен редакции 2.0, действующей с 1999 г.

Структура

В основе структуры ICB находится так называемая диаграмма компетентности «Глаз» , отображающая всю совокупность элементов УП, которую видит менеджер проекта (МП) при оценке определенной ситуации (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма компетентности «Глаз» ICB

ICB содержит описание трех групп компетенций, или элементов компетентности:

  1. Техническая компетентность - предназначена для описания основополагающих элементов компетентности, характеризующих саму суть управления проектами, например «Управление закупками и контрактами».
  2. Поведенческая компетентность - предназначена для описания элементов, характеризующих личность и поведение специалиста с позиций его компетентности в сфере управления проектами, например «Конфликты и кризис».
  3. Контекстуальная компетентность - предназначена для описания элементов, относящихся к окружению проекта. Это направление включает элементы компетентности, характеризующие способность менеджера проекта функционировать в организации, сфокусированной на проекты, в том числе умение выстроить отношения с линейными менеджерами, например «Реализация портфеля проектов и программ».

Таким образом, всего в стандарте ICB описано 46 компетенций, структурированных по трем группам компетентности .

Краткое описание

Описание каждого из 46 элементов компетентности ICB (компетенций) содержит :

  1. азвание;
  2. характеристику содержания;
  3. возможные (минимальные) технологические шаги процесса управления;
  4. темы для ознакомления с компетенцией;
  5. критерии оценки опыта, необходимые для проведения сертификации специалистов по каждому уровню;
  6. указания на взаимосвязи с другими элементами компетентности.

ICB включает 20 технических элементов компетентности (таблица 1).

Таблица 1. Технические элементы компетентности ICB

ICB включает 15 поведенческих элементов компетентности (таблица 2).

Таблица 2. Поведенческие элементы компетентности ICB

ICB включает 11 контекстуальных элементов компетентности (таблица 3).

Таблица 3. Контекстуальные элементы компетентности ICB

При этом руководство ICB не содержит описание конкретных методов, инструментов, способов. В нем содержатся описания предметных областей, методологических подходов к определению задач, а также приводятся, где это служит иллюстрацией, и некоторые примеры методов. Методы и инструменты могут быть определены самими организациями. Менеджеру проекта следует подбирать методы и инструменты, соответствующие конкретной ситуации в ходе управления проектом.

В ICB включены также основные термины и понятия, задачи, обобщенный обзор передового опыта в области УП, навыки, функции, процессы, методы, технологии и инструментарий, которые обычно используются в УП, а также специальные знания о нововведениях и их применении в управлении отдельными проектами. ICB представлен на трех языках: английском, немецком и французском.

Практическая ценность стандарта ICB в том, что он является:

  • основой для описания компетентности специалистов по УП в целом;
  • методологической основой («каркасом»), на которой можно создавать модели компетенций специалистов по УП для различных стран, предметных областей и конкретных организаций;
  • источником для разработки различных образовательных программ подготовки специалистов по управлению проектами, повышения квалификации и развития компетентности в области управления проектами и проектной деятельности компании.

Руководство к Своду знаний по управлению проектами

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (A Guide to the Project Management Body of Knowledge; далее - PMBOK®) представляет собой национальный американский стандарт, который содержит профессиональные знания по процессу управления проектами. Выпуском стандарта занимается Институт управления проектами (PMI - Project Management Institute), находящийся в штате Пенсильвания, США. Официальный перевод на русский язык осуществляется представительством PMI в России.

Назначение

PMBOK® содержит методические рекомендации для руководства отдельным проектом, опирающиеся на лучшие практики и передовой опыт специалистов в управлении проектами. В руководстве даны определения ключевым аспектам проектного менеджмента, а также описан жизненный цикл управления проектами и сопутствующие процессы.

PMBOK® является универсальным стандартом и может быть использован в качестве основного справочного материала по управлению проектами для программ профессионального развития и сертификации. Также стандарт может быть взят за основу и адаптирован под нужды проектной деятельности в любой организации, реализующей проекты.

Первое издание PMBOK® вышло в свет в 1986 г. и выдержало несколько редакций.

В 1996 г. PMBOK® был доработан, а в 2000-м выпущено издание PMBOK® Guide 2000, считающееся вторым изданием стандарта.

В 2004 г. PMI выпустил свое очередное творение - PMBOK® Guide Third Edition, которое получило самое большое распространение свода знаний по управлению проектами PMI.

31 декабря 2008 г. вышла в свет новая версия методологии - PMBOK® Fourth Edition, которая, как предшественник, была детально переработана и стала по сути таким же революционным изданием.

Текущая (на момент написания книги) версия стандарта - PMBOK® Fifth Edition - была выпущена в январе 2013 г.

Дата выпуска PMBOK® Guide Sixth Edition еще неизвестна, но, вероятнее всего, PMI выпустит этот стандарт в 2016 г., поскольку обновляется PMBOK® регулярно, с частотой один раз в четыре года.

Структура

В пятой редакции стандарта PMBOK® выделено несколько ключевых структурных элементов.

Во-первых, обозначается основной объект стандартизации - проект, а также взаимосвязи между проектами, программами, портфелями и операционной деятельностью.

Во-вторых, описан типовой жизненный цикл проекта (рис. 2) и влияние организационных политик на проектную деятельность.

Рис. 2. Жизненный цикл согласно пятой редакции стандарта PMBOK®

В-третьих, в пятой редакции стандарта PMBOK® описана технология управления проектом через обозначение групп управленческих процессов (обозначены пять групп) и функциональных областей (выделены десять областей).

И наконец, в приложении к стандарту раскрыты межличностные навыки качества, которые важны для деятельности руководителя проекта. К таким навыкам отнесены :

  • лидерство;
  • командообразование;
  • мотивация;
  • коммуникация;
  • воздействие;
  • принятие решений;
  • политическая и культурная осведомленность;
  • ведение переговоров;
  • построение доверительных отношений;
  • управление конфликтами;
  • наставничество;

Все перечисленные качества могут помочь руководителю эффективно реализовать процесс управления проектом.

Краткое описание

Согласно PMBOK®, проект осуществляется через объединение нескольких ключевых процессов управления. В стандарте пять групп процессов, определяющих управленческую суть:

  1. инициация (initiation);
  2. планирование (planning);
  3. выполнение (executing);
  4. контроль (controlling);
  5. завершение (closing).

Пять групп процессов затрагивают ряд областей знания. В пятой редакции PMBOK® выделены десять ключевых областей :

  1. управление интеграцией проекта (Project Integration Management) - включает в себя процессы и действия, необходимые для определения, уточнения, комбинирования, объединения и координации различных процессов по управлению проектом;
  2. управление содержанием проекта (Project Scope Management) - включает в себя процессы, обеспечивающие включение в проект ключевых (тех и только тех) работ, которые необходимы для успешного завершения проекта;
  3. управление сроками проекта (Project Time Management) - включает в себя процессы, посредством которых обеспечивается своевременное завершение проекта;
  4. управление стоимостью проекта (Project Cost Management) - объединяет процессы управления расходами и обеспечения завершения проекта в рамках утвержденного бюджета;
  5. управление качеством проекта (Project Quality Management) - включает в себя процессы и действия исполняющей организации, политику в области качества и осуществляется посредством системы управления качеством, предусматривающей определенные правила и процедуры, а также действия по постоянному совершенствованию процессов, проводимые при необходимости на всем протяжении проекта;
  6. управление человеческими ресурсами проекта (Project Human Resource Management) - включает в себя процессы организации, управления и руководства командой проекта;
  7. управление коммуникациями проекта (Project Communications Management) - включает в себя процессы, необходимые для своевременного создания, сбора, распространения, хранения, получения и использования информации проекта;
  8. управление рисками проекта (Project Risk Management) - включает в себя процессы, необходимые для повышения вероятности возникновения и воздействия благоприятных событий и снижение вероятности возникновения и воздействия неблагоприятных для проекта событий в ходе его реализации;
  9. управление поставками проекта (Project Procurement Management) - включает в себя процессы покупки или приобретения тех необходимых продуктов, услуг или результатов, которые производятся вне исполняющей проект организации;
  10. управление заинтересованными сторонами проекта (Project Stakeholder Management) - включает в себя процессы, необходимые для идентификации лиц (или организаций), которые могут повлиять на проект или находятся под его влиянием; а также включает те процессы, которые необходимы для разработки приемлемых управленческих стратегий вовлечения этих лиц (или организаций) в проект.

Каждая область знания включает в себя те и только те процессы, реализация которых позволяет реализовать оговоренное содержание в указанные сроки и в рамках выделенного бюджета. В итоге пересечением пяти групп процессов и десяти областей знаний образовано 47 процессов, которые могут быть осуществлены командой управления в ходе реализации проекта. Описание каждого процесса содержит четыре ключевых элемента: входы, выходы, инструменты и методы, шаги процедуры (методики, инструкции) реализации процесса. Все процессы содержат перечисленные элементы, что позволяет не только понять методологию управления, но и применить конкретные методики ведения проекта, которые заслужили доверие в среде профессионалов проектного менеджмента.

Практическая ценность и особенности применения

Стандарт может быть использован как основа для унификации проектной деятельности организации. Также он может быть полезен при организации взаимодействия по проекту, задавая общий лексикон и общий подход к управлению проектом. Помимо этого, следует учесть несколько ограничений стандарта.

Упор в стандарте PMBOK® сделан на процесс управления, который максимально унифицируется и не увязывается с конкретной предметной областью.

Стандарт является национальным стандартом США и ориентирован в первую очередь на специфику реализации управленческих процессов в данной стране.

ГОСТ Р 54 869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»

ГОСТ Р 54 869 устанавливает требования к процессу управления проектом от его начала до завершения. Стандарт является универсальным для любой предметной области и содержит требования, которые могут быть применимы как физическими, так и юридическими лицами для любых проектов (по виду, типу, сложности и т. д.).

Назначение

ГОСТ Р 54 869 устанавливает требования к управлению проектом для обеспечения эффективного достижения целей проекта. Указанные в стандарте требования применимы для организации любого рода проектной деятельности, повышения ее эффективности, усовершенствования процесса управления проектами, а также для оценки соответствия отдельно взятой проектной деятельности требованиям, определенным в стандарте.

Данный стандарт был утвержден 9 января 2013 г. На момент написания книги иных версий не имелось.

Структура

ГОСТ Р 54 869 представляет собой общее описание рекомендованных требований к управлению проектами. Они сгруппированы по процессам управления, среди которых выделяют процессы :

  • инициации;
  • планирования;
  • организации исполнения;
  • контроля и завершения.

Помимо указанных разделов, ГОСТ предлагает собственные термины и определения, относящиеся к области проектного менеджмента, а также описание отдельных аспектов организации самого процесса управления проектом. В приложении обозначены основные понятия проектного менеджмента и их взаимосвязи.

Краткое описание

ГОСТ Р 54 869 содержит ряд ключевых разделов, каждый из которых описывает требования к отдельным процессам управления:

  1. Процесс инициации проекта - формальное открытие проекта.
  2. Процессы планирования проекта - описание образа наиболее вероятных исходов действий по управлению проектом. Процесс планирования включает в себя процессы планирования отдельных областей проекта :
    • планирование содержания проекта - определение требований проекта и состава работ проекта;
    • разработка расписания - определение дат начала и окончания работ проекта, ключевых событий, этапов и проекта в целом;
    • планирование бюджета проекта - определение порядка и объема обеспечения проекта финансовыми ресурсами;
    • планирование персонала проекта - определение порядка обеспечения проекта человеческими ресурсами;
    • планирование закупок в проекте - определение порядка и объема обеспечения проекта продукцией и услугами, приобретаемыми у сторонних организаций;
    • планирование реагирования на риски - определение основных рисков проекта и порядка работы с ними;
    • планирование обмена информацией в проекте - определение порядка обмена информацией между лицами, участвующими в реализации проекта и заинтересованными в результатах проекта;
    • планирование управления изменениями в проекте - определение порядка работы с изменениями в проекте.
  3. Процесс организации исполнения проекта - организация выполнения проекта согласно разработанным планам.
  4. Процесс контроля исполнения проекта - проверка соответствия процессов и продукта проекта установленным требованиям.
  5. Процесс завершения проекта - формальное закрытие проекта.
  6. Требования к управлению документами проекта - общие требования, предъявляемые к документообороту.

Помимо указанных разделов, ГОСТ описывает ключевые роли:

  • заказчик проекта - физическое или юридическое лицо, которое является владельцем результата проекта;
  • руководитель проекта - лицо, осуществляющее управление проектом и ответственное за результаты проекта;
  • куратор проекта - лицо, ответственное за обеспечение проекта ресурсами и осуществляющее административную, финансовую и иную поддержку проекта;
  • команда проекта - совокупность лиц, групп и организаций, объединенных во временную организационную структуру для выполнения работ проекта.

Практическая ценность и особенности применения

ГОСТ Р 54 869-2011 может использоваться с целью оценки соответствия управления проектом установленным в стандарте требованиям.

При этом в стандарте нет требований, обязательных для какого-то определенного вида проектов; нет требований к методам реализации процессов управления проектами, а также требований к предпроектной и послепроектной деятельности. Основным объектом для стандартизации должны выступать, по версии ГОСТа, результаты («выходы») процессов управления проектом.

Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами

Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (National Competence Baseline, NCB, НТК) - стандарт, описывающий национальные требования, разработанные Российской ассоциацией управления проектами (СОВНЕТ) на основе стандарта ICB IPMA с учетом осуществленных разработок и накопленного опыта УП в России.

Российская национальная ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) была создана в конце 1990 г., а в феврале 1991 г. вошла в состав IPMA.

Назначение

СОВНЕТ, как и другие национальные ассоциации, на основании двусторонних соглашений с IPMA получила право самостоятельно осуществлять сертификацию проектных менеджеров под эгидой IPMA. При этом СОВНЕТ разработала и утвердила собственную детальную документацию для сертификационной программы и Национальные требования к компетентности (НТК, NCB). При разработке НТК национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода действий для учета особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами .

Итак, назначение стандарта НТК в том, что он, так же как и ICB, определяет международные требования к компетентности специалистов по УП и является основой для их профессиональной сертификации. НТК - основа сертификационной программы России, которая реализуется сертификационным центром СОВНЕТ-СЕРТ в рамках национальной ассоциации УП.

Актуальная редакция НТК - 3.0, которая была введена в действие в сентябре 2010 г. взамен редакции 2.0, действующей с 1999 г.

Структура

На базе разработок и опыта СОВНЕТ совокупность возможных процессов управления проектами рассматривается в рамках активной комплексной кибернетической системы, включающей объекты, субъекты и процессы управления, получившей название «системная модель управления проектами» .

Системная модель представляет собой свернутые структуры («деревья»), включающие все элементы проектного управления, сгруппированные по трем блокам: объекты управления, субъекты управления, процесс управления. Все элементы модели «Глаз» ICB соотносятся с названными блоками системной модели управления проектами .

В НТК все элементы компетентности сгруппированы в соответствии с системной моделью и ICB в следующие четыре группы:

  1. Объекты управления и контекстуальная компетентность.
  2. Субъекты управления и поведенческая компетентность.
  3. Процессы управления и техническая компетентность.
  4. Базовая (общая) компетентность.

Визуализация полученной модели может быть сделана по аналогии с диаграммой компетентности «Глаз» ICB (рис. 3) и в дальнейшем будет называться «диаграмма компетентности «Глаз» НТК» .

Общее количество элементов компетентности (компетенций) в НТК равно 55. Соотношение содержания описания элементов компетентности в ICB и НТК сведены в таблицу 4.

Таблица 4. Соотношение содержания описания компетенций в ICB и НТК

Из дополнительных элементов компетентности четыре компетенции выделены в отдельную группу компетенций под названием «Базовая (общая) компетентность», которая в диаграмме компетентности «Глаз» НТК представлена «Зрачком» (рис. 3).

Рис. 3. Диаграмма компетентности «Глаз» НТК

Краткое описание

В НТК описаны 55 элементов компетентности (компетенций). Описание каждого элемента включает :

  1. ключевое определение - общее представление о компетенции;
  2. свод знаний - позволяет более детально описать назначение элемента компетентности в УП;
  3. возможные шаги процесса - минимальный набор технологических шагов применения элемента компетентности в процессе управления проектом;
  4. темы для изучения - разделы дисциплины «Управление проектами», описывающие детали вопросов, связанных с описываемым элементом компетентности;
  5. критерии оценки компетентности по уровням - критерии оценки, необходимые для проведения сертификации специалистов по каждому уровню;
  6. основные связи - перечисление других элементов компетентности, с которыми тесно связана описываемая компетенция.

НТК включает 10 элементов компетентности, входящих в группу «Объекты управления и контекстуальная компетентность» (таблица 5).

Таблица 5. Элементы, входящие в группу «Объекты управления и контекстуальная компетентность»

НТК включает 24 элемента компетентности, входящих в группу «Субъекты управления и поведенческая компетентность» (таблица 6).

Таблица 6. Элементы, входящие в группу «Субъекты управления и поведенческая компетентность»

НТК включает 17 элементов компетентности, входящих в группу «Процессы управления и техническая компетентность» (таблица 7).

Таблица 7. Элементы, входящие в группу «Процессы управления и техническая компетентность»

НТК включает четыре элемента компетентности, входящих в группу «Общая компетентность» (таблица 8).

Таблица 8. Элементы, входящие в группу «Общая компетентность»

Однако степень детализации описания элементов компетентности в НТК, так же как в ICB, недостаточна, чтобы положения стандарта можно было применять на практике. Поэтому предполагается, что для практического применения положения стандарта должны быть локализованы, а необходимые методы и инструменты подобраны или разработаны исходя из потребностей проектов в конкретной прикладной области.

Практическая ценность и особенности применения

Практическая ценность стандарта НТК в том, что он является:

  • основой для обеспечения терминологического единства в управлении проектами в России;
  • источником систематизированного описания модели, позволяющей определять потенциальные задачи управления проектами и развивать методы и средства решения этих задач;
  • основой для описания компетентности специалистов с учетом практики УП в России;
  • методологической основой, на которой можно создавать модели компетенций специалистов по УП для различных предметных областей и конкретных организаций в России;
  • источником для разработки различных образовательных программ подготовки специалистов по управлению проектами, повышения квалификации и развития компетентности в области управления проектами и проектной деятельностью компаний в России.

«По своему содержанию и информационной насыщенности НТК в настоящем его виде представляет собой российский свод знаний, информационных материалов по управлению проектами и может служить путеводителем в мир управления проектами, а также основой для последующей подготовки национальных стандартов и нормативных документов по управлению проектами» .

Как и обещал, расскажу, что знаю, про сертификации двух самых крупных международных организаций PMI и IPMA.

Сам я прошел сертификацию IPMA - CPMA (Certified Project Management Associate, иначе начальный уровень D), а сейчас готовлюсь к сертификации на PMP.

Рассказ не претендует на полноту, так что "не бейте пианиста, он играет, как умеет". И конечно же это все сплошное ИМХО. :)

Зачем сертифицироваться

Когда говорят о сертификации, обычно кто-нибудь замечает «Вам шашечки или ехать?». Мое глубокое убеждение, что дело это сугубо личное и единого мнения здесь быть не может.

Естественно, сертификация ближе к шашечкам, а не к ехать. Ехать помогут только практические опыт и навыки в управлении проектами. Как правильно говорят, управлению проектами можно научиться, только управляя проектами. И громче всего о вашем профессионализме говорят ваши проекты и люди, с которыми вы работали.

Вместе с тем лично я сторонник сертификации. Причины:

  • Сертификация подтверждает некоторый уровень ваших знаний и навыков в управлении проектами.
  • Дает гарантию того, что вы можете общаться с другими профессионалами на одном языке.
  • Показывает, что вы способны прилагать дополнительные усилия для достижения целей, т.е. можете пройти лишнюю милю (ведь вы потратили свое время на подготовку к экзамену и его сдачу и при этом имели некоторую цель).
  • Многие работодатели их ценят, т.к. помимо перечисленных причин для организации бывает важным иметь в своем штате и включать в проекты сертифицированных специалистов, особенно если организация активно участвует в тендерах.

Т.е. лично для есть смысл получать сертификаты, но конечно же только в дополнение к практическому опыту, а не вместо него.

Если вы решили получить сертификацию в области управления проектами, то есть смысл рассматривать две основные программы сертификации:

  • PMI - Project Management Institute - американская, но de-facto международная профессиональная организация;
  • IPMA - International Project Management Association - международная некоммерческая профессиональная организация, зарегистрированная в Швейцарии.

Есть и иные программы сертификации, например, сертификация по Prince2 (британскому стандарту по управлению проектами), но они менее распространены и их стоит рассматривать только если вы четко понимаете зачем оно вам надо.

Уровни сертификации

Обе сертификационные программы являются многоуровневыми, т.е. свой рост в управлении проектами вы можете подтверждать соответствующими сертификатами.

В PMI

  • Program Management Professional (PgMP – Профессионал в управлении программами) – уровень руководителя программ.
  • Project Management Professional (PMP – Профессионал в управлении проектами) – уровень руководителя проекта.
  • Certified Associate in Project Management (CAPM - Сертифицированный специалист по управлению проектами) – уровень члена проектной команды.

В IPMA предусмотрена следующая иерархия:

  • Уровень А. Сертифицированный директор программ или проектов – СДП (Certified Projects Director - CPD) – уровень руководителя программы и портфеля проектов.
  • Уровень B. Сертифицированный управляющий проектами – СУП (Certified Senior Project Manager - CPM) – уровень руководителя сложного проекта.
  • Уровень C. Сертифицированный Профессионал по Управлению Проектами - СПУП (Certified Project Manager - SMP ) – уровень руководителя несложного проекта.
  • Уровень D. Сертифицированный специалист по управлению проектами - ССУП (Certified Project Management Associate - CPMA) – уровень члена проектной команды.

В чем отличие сертификаций

Сертификация PMI проводится на основе Руководства к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK ), являющегося американским национальным стандартом. В свою очередь сертификация IPMA в России проводится на основе Национальных требований к компетенции (НТК).

Основное отличие данных документов в излагаемых подходах к управлению проектами. В PMBOK используется процессный подход к описанию управления проектами. Т.е. определены процессы управления проектами и для каждого рассмотрены его входы, инструменты и методы, выходы. В НТК же заявлен системный подход, но про него я ничего сказать не могу, т.к. так и не понял в чем его смысл, а главное как мне это может помочь в проектах.

С моей точки зрения принципиальное отличие хорошо описал Алексей Солдатов (взято с www. e- xecutive. ru )

«… Задача любой сертификации - проверить соответствие объекта сертификации (товара, услуги и т.п.) определенным требованиям (стандартам, техническим условиям и т.п.). Ключевое слово здесь - соответствие.

С этой точки зрения сертификация PMI в максимальной степени соответствует понятию сертификация. Требования формализованы и проверку такого соответствия проще выполнить.

В IPMA требования определены не четко, допускается национальная, отраслевая и др. специфика. Поэтому и процесс определения соответствия допускает трактования и собственное мнение по некоторым вопросам.

Отсюда вытекают и цели сертификации по этим разным системам:

  1. PMI - определить соответствие знаний формализованным требованиям с целью обеспечения единого смыслового и понятийного пространства участников проектов, обеспечить однозначное понимание и четкое взаимодействие, единство методик и инструментов.
  2. IPMA - проверить общий уровень подготовки специалистов с учетом опыта (на уровни более D предоставляется описание опыта и подробный анализ одного из проектов), знаний и понимания (письменный экзамен с возможностью пояснения ответов), умений и навыков (командная работа над кейсом - 2-й день сертификации на уровень С), умения защищать свою позицию (защита проекта и собеседование с асессорами - 3-й день сертификации на уровень С).»

Однако, к приведенному комментарию необходимы следующие уточнения:

  1. «В IPMA требования определены не четко, допускается национальная, отраслевая и др. специфика. Поэтому и процесс определения соответствия допускает трактования и собственное мнение по некоторым вопросам » - на основе своего опыта сертификации по IPMA могу сказать, что причина не в допуске специфик, а в том, что документ просто не смогли строго написать, поэтому и стандартом его сделать не могут.
  2. Для сертификации по PMI начиная с PMP также необходимо подтверждение опыта, но в отличие от IPMA оно осуществляется только в письменном описании (без кейсов и собеседований с асессорами). Тематика вопросов шире, чем описано в PMBOK и этическом кодексе менеджеров проектов, что подразумевает наличие у сертифицируемого опыта и навыков управления проектами и знаний, выходящих за рамки PMBOK .

Соответственно и письменные экзамены по этим сертификациям отличаются существенным образом.

В PMI это компьютерный экзамен, состоящий полностью из закрытых вопросов, возможности комментировать их нет. Экзамен сдается на русском языке, может быть есть возможность сдавать и на английском, но я точно не знаю.

В IPMA письменный экзамен сдается на бумаге и состоит из 25 закрытых и 25 открытых вопросов. Причем из-за не строгости НТК по всем вопросам даже закрытым разрешается делать комментарии, поясняя, почему именно был выбран данный вариант ответа. Лично меня такая «размытость» экзамена очень сильно напрягла при сдаче.

Пару слов еще надо сказать о качестве перевода на русский язык PMBOK . Есть много критики в адрес переводчиков, приводится даже следующая статистика - искажение смыслов находится в интервале от 52,1% до 73,9%. Данная статистика была получена путем сравнения названий рисунков и таблиц в русской и английской версии и распространения полученных результатов на весь текст PMBOK . Интересно, что очень усердны в критике представители СОВНЕТ (ассоциация управления проектами, являющаяся национальной российской организацией в составе IPMA ). Вместе с тем я нигде не встречал информации о том насколько существенно влияют данные искажения на получение знаний по управлению проектами и их применимость на практике. Лично я же столкнулся со следующим «сюрпризом» перевода. В PMBOK есть пять групп процессов управления проектами и одна из них называется «группа процессов мониторинга и управления», т.е. получается, что среди групп процессов управления есть специальная группа процессов мониторинга и управления , а остальные группы тогда какое отношение имеют к управлению? Полез в английский вариант и оказалось, что английское слово controlling перевели как управление, так же как и management . Вот после этого я в русском переводе и засомневался.

Надеюсь написанное будет кому-нибудь интересно, а может быть и полезно :)



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме