Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое виктимность? Виктимное поведение: виды, описание и примеры.

Виктимное поведение: как перестать быть жертвой

Существуют люди, которые являются хозяевами своей жизни. Они уверенно идут по избранному пути, добиваются цели и притягивают к себе удачу. Однако есть персоны, которые постоянно попадают в неприятные ситуации и становятся жертвой насилия. В современной психологии для обозначения модели поведения, которая предрасполагает к возникновению опасных для жизни и здоровья обстоятельств, используется термин – виктимность.

Как проявляется виктимность: признаки

Человек с виктимным поведением имеет специфический характерологический портрет, особое мировоззрение и восприятие своей личности, что обуславливает его деструктивное мышление и провокационные действия, в результате чего он «притягивает» к себе, как магнит, недоброжелателей, преступников, манипуляторов. Он приносит себя в жертву ради благ окружающих. Он терпит любые несправедливости и молча сносит обиды. Он поступает наперекор своим интересам и жертвует своими благами.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Такая персона в любом коллективе становится объектом насмешек и критики. На такую добровольную жертву руководство наваливает огромный объем обязанностей, нещадно критикует и упрекает в мельчайших промахах. Над ней смеются и издеваются коллеги.

У людей с виктимным поведением всегда имеются проблемы в личных отношениях. К ним быстро теряют интерес их спутники, поскольку пребывать рядом с запуганной жертвой не престижно и неинтересно. Для домочадцев такая персона – добровольная рабыня, призвание которой – всех ублажать. Ее оскорбляют, унижают, бьют партнеры, вовсе не считаясь с ее мнением и потребностями.

Индивида с виктимным поведением сгоняют с места в автобусе. Именно его выпихивают из очереди в магазине. Такую особу люто ненавидят соседи. Эта личность постоянно попадает в прескверные и опасные ситуации. Окружающие манипулируют человеком с виктимным поведением, нагло злоупотребляют их безотказностью и мягкосердечием. Субъект с виктивным поведением часто страдает от аферистов и мошенников. Именно его грабители избирают в качестве мишени. На него направлена охота маньяков.

Стоит отметить, что беспомощность жертвы очень заметна окружающим. Идеальный объект, образ которого притягивает наглых мужчин, хулиганов и насильников выглядит так: сутулые плечи, сгорбленная спина, сжатые движения, потухший взгляд, опущенная голова, неуклюжая поступь. Жертва всем видом дает понять, что она погружена в свой внутренний мир и боится всего происходящего во внешней среде. При столкновении с незнакомцем жертва застывает на месте от ужаса. У него трясутся ноги и руки. Вместо уверенно отпора, она молча кивает пристающему человеку.

При этом такой человек вовсе не хочет испытывать страдания и не понимает, из-за чего он становится регулярно жертвой. Он, как и другие люди, хочет внимания, уважения, признания. Однако он не способен разобраться в причинах пренебрежительного отношения к нему, не может вести себя по-другому. Его модель поведения – бездумные, неосторожные, провокационные действия, которые вызывают желание у других людей унизить его и причинить вред.

Как формируется виктимное поведение: причины позиции жертвы

Психологи указывают, что формирование виктимной модели поведения происходит в ранние детские годы человека. Основные причины появления виктимности у ребенка – взросление в асоциальной среде, неправильная стратегия воспитания со стороны родителей, отсутствие согласованности в действиях матери и отца. Под действием хронических негативных обстоятельств на подсознательном уровне у незрелой личности закладывается фундамент для специфического жизненного сценария, в которой все аспекты базируется на восприятии себя, как жертвы.

Опишем несколько ситуаций, которые могут привести к формированию виктимности.

Одна из распространенных ошибок родителей – чрезмерная требовательность к своему потомку. Мамы и папы очень хотят, чтобы их чадо было лучше всех: умнее, развитее, образованнее. Они записывают своего отпрыска на различные секции, нанимают ему репетиторов, заставляют учиться сутками напролет. При этом родители вовсе не считаются с тем, что ребенку интересно, а что нет. Они не принимают к сведению, какой объем заданий он в состоянии сделать без ущерба для психики. Постоянная загруженность малыша и отсутствие удовлетворения вызывает у него внутренний протест. Однако идти против воли родителей он не может. Ведь за малейшее неповиновение следуют укоры и наказания. Постоянный моральный прессинг приводит к тому, что малыш пребывает в нервном напряжении. Вечное недовольство родителей, нескончаемые упреки, оскорбления и унижения малыша прививают ему чувство своей никчемности и вины. Маленький ребенок не может дать отпор строгим родителям, и для того чтобы им угодить, ему приходится терпеть придирки и стараться продемонстрировать усердие. В подсознании малыша утверждается мысль: чтобы слыть хорошим и не получить наказания, нужно жертвовать собой и поступать, как велят другие. И такой конструкт мышления в дальнейшем управляет поведением взрослого человека.

Еще один существенный промах в воспитании – равнодушие родителей, дефицит внимания, заботы, любви. Такое происходит в тех семьях, где помыслы взрослых сосредоточены на зарабатывании денег, строительстве успешной карьеры, обустройстве личной жизни. Загруженность родителей приводит к тому, что они не уделяют достаточного времени для полноценного общения со своим потомком. Они не интересуются его достижениями, не радуются успехам, не переживают за проблемы. В итоге малыш чувствует себя ненужным и лишним, поэтому всеми силами старается продемонстрировать свое присутствие. Самый простой способ, по мнению юного карапуза – быть послушным и покорным, угождать и соответствовать желаниям родных. Детство вскоре проходит, а склонность к самопожертвованию превращается в привычку.

К родительским ошибкам воспитания относится и гиперопека над ребенком. Эта та ситуация, когда родители берут на себя полную ответственность за жизнь наследника. Когда они его чрезмерно оберегают и потакают всем капризам. Когда они все решают за ребенка. Когда они принимают решение, с кем малышу общаться, где учиться, чем заниматься. То есть такие родители, которые не дают ребенку ни малейшей возможности заявить о своем мнении, принять собственное решение, получить урок на личных ошибках. В итоге повзрослевший человек попросту не умеет брать ответственность за происходящее в его жизни. Он не может отказать и дать отпор. Он не способен отстоять свою точку зрения и защитить интересы. Против него же самого работает программа, суть которой – ведомое поведение. Причем такие малыши часто становятся жертвой уже в первых детских коллективах. В детском садике у них забирают игрушки. В школе дразнят, бьют, отнимают деньги. На улице в них кидают камни. Неспособность противостоять нападкам других прочно закрепляет у человека позицию жертвы.

Еще один фактор, который может привести к виктимному поведению – получение ребенком неправильных родительских установок. Многие предки воспитывают малыша путем формирования у него определенного образа «хорошего» человека. Они вкладывают в сознание ребенка мысль, что «хороший» человек – мягкосердечная, покорная, нетребовательная персона. Та, которая жертвует своими интересами ради благ других. Та, которая молча сносит обиды и не идет наперекор воли других. Поскольку для детей любимые родители – авторитет, то они всеми силами стараются сделать из себя «хорошего» человека, загоняя вглубь души естественное озорство и бунтарство, стремление к лидерству и независимости. И в дальнейшем маска хорошего человека не позволяет им показать миру свою самостоятельность и уникальность.

Распространенная причина виктимности – безалаберность человека и его легкомысленное отношение к жизни. Такие люди бестолковые и несобранные, которые не привыкли раздумывать о последствиях своих действий. Такие персоны не привыкли предпринимать меры для своей безопасности. Они не понимают, что пересчет огромной суммы денег на лавочке в парке можно вызвать у преступников желание отобрать всю наличность. Им невдомек, что не следует оставлять на пляжном шезлонге дорогой новый планшет. Они не размышляют о том, что прогуливаться в два часа ночи по безлюдному пустырю может быть опасно. Они не считают рискованным в темное время суток голосовать на дороге и, не раздумывая, садятся в машину с попутчиками с весьма страшной внешностью. И именно безалаберное отношение к жизни, отсутствие элементарной осторожности и устраиваемые провокации становится причиной, что их грабят, насилуют, убивают.

Еще одна черта, присущая для некоторых людей, которые часто становятся жертвой – конфликтность, враждебность, агрессивность. Такие субъекты не умеют идти на компромисс и никогда не уступают другим. Они не способны держать под контролем свои эмоции и всегда демонстрируют окружающим, что чувствуют. Они горячие и несдержанные, запальчивые и буйные. Они не признают отступления в бою и кидаются в битву даже с более сильным противником. Такие особы привыкли устраивать разборки по малейшему пустяку. Они затевают конфликт, когда их нечаянно толкнули или задели локтем. Они обязательно догонят машину, водитель которой обогнал их авто. Привычка быть зачинщиком конфликта приводит к тому, что человек сам получает тяжелые физические увечья.

Гипноз - магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Гипноз без мистики. Воспоминания профессора Звоникова об исследованиях Л. П. Гримака

Как перестать быть жертвой: избавляемся от виктимности

Однозначно, что от виктимного поведения необходимо избавляться. Виктимность не дает человеку вести полноценную жизнь и мешает получать удовольствие. Виктимное поведение не позволяет добиваться цели и лишает многих благ. Виктимность может стать причиной тяжелых психотических расстройств, привести к инвалидному креслу или стать причиной преждевременного летального исхода.

Для избавления личности от позиции жертвы требуется громадная работа по преобразованию собственной личности, изменению характера и устранению внушенных деструктивных установок. Поскольку в состоянии стресса, в котором пребывает человек с мировоззрением жертвы, он не способен к сосредоточенному анализу своей личной истории и не может понять, что же является причиной проблем, ему требуется помощь опытного психотерапевта.

Психотерапевт помогает клиенту взглянуть на свою личность со стороны и выявить в своем характере отрицательные качества. Врач обучает пациенту адекватным методам преодоления конфликтных ситуаций. Он учит человека жить в гармонии с самим собой и знакомит, каким образом можно достигнуть уважения в социуме.

Однако для полного преодоления виктимного поведения требуется установить причину, которая явилась почвой для зарождения позиции жертвы. Поскольку такие события часто имели место в раннем детстве, то вспомнить о них человек попросту не может. Это объяснимо еще тем, что психика человека всегда старается избавиться от неприятных переживаний, часто загоняя такие воспоминания в глубинные пласты – подсознание.

Для доступа в подсознательную сферу психики необходимо на время снизить цензуру создания, что происходит путем введения человека в полудремотное состояние – гипнотический транс. В состоянии транса удается извлечь требуемые сведения о психотравмирующем событии и обнаружить установки, пагубно влияющие на жизнь человека.

После установления провоцирующих условий врач проводит внушение для изменения интерпретации человеком собственного прошлого. Полное удаление из мышления негативно влияющих элементов позволяет клиенту по-новому взглянуть на действительность и принять свою индивидуальность. Гипноз обеспечивает очищение внутреннего пространства личности от страхов, чувства вины, ощущения неполноценности. Во время человеку прививаются положительные черты характера, которые помогают ему заявить миру о своей независимости и неповторимости. После гипноза человек избавляется от мышления жертвы и начинает конструктивным путем взаимодействовать с окружающей средой.

Сегодня всем соотечественникам предложена возможность ознакомиться с секретами гипноза и овладеть всеми проверенными и эффективными . Владение гипнозом поможет избежать манипуляций со стороны и даст возможность управлять своей судьбой. Знание техник гипноза позволит оказать помощь другим людям, которые становятся жертвой обстоятельств из-за их неправильной стратегии поведения.

Перед тем, как разбирать тему этой статьи, нам нужно сначала разобраться, кто такие виктимы? Это слово было заимствовано из английского языка и обозначает жертву. Следовательно, — это комплекс действий, которые могут привести к опасности для психического и физического благополучия человека. Более того, даже жизни может угрожать виктимное поведение.
С этим понятием связано виктимное мышление — мироощущение человека, которое приводит к негативным последствиям для него самого.

Провокация виктимного поведения

Виктимное поведение изначально провокативное. Люди с таким типом характера могут специально , лезть в драку и прочим образом нарываться на неприятности. Это можно назвать психологическим мазохизмом за тем лишь исключением, что человек не получает явного ощущения эйфории во время этого.

Бывает и мягкий вариант виктимного поведения. В таком случае человек просто регулярно нарывается на более безопасные виды неприятностей. Например, он может спокойно прогулять какую-то конференцию, на которой ему обязательно нужно быть.

Виктимология

Есть наука, которая изучает таких людей. Называется она виктимологией. Против нее активно выступают феминистки. Они считают, что эта наука оправдывает насилие, ставя жертву в конфликтогенное положение. Феминистки сделали свое дело, и в западной криминалистике уже нет такого термина.

Тем не менее, в психологии понятие виктимного поведения достаточно хорошо описано. Известно, что оно преимущественно бездумно и может происходить из подсознательных побуждений.

Виктимов, даже подсознательных, выдает комплекс жертвы и даже соответствующий вид.


Виктимное поведение жертвы (примеры)

Виктимное поведение может вообще быть случайным. В таком случае оно является следствием необразованности человека и нарушений в процессе социализации. Он не привык думать. Он просто из раза в раз совершает примитивные ошибки в своем поведении. Одной из них можно считать неуверенное поведение.

Если вы идете чаще всего сгорбленными и еле разговариваете, вы можете привлекать внимание преступников. Это устоявшийся факт в криминальной психологии.

Второй ошибкой является неосторожность в криминогенных ситуациях. Некоторые люди показывают прохожим свои деньги или дорогие мобильники, чтобы привлечь к себе внимание. И если обычные люди просто мысленно обвинят его в том, что он выделывается, то преступники живо используют возможность заполучить что-то.

Также примером виктимного поведения может быть излишняя агрессивность. Чаще бывает выгоднее отступить и пропустить хама, чем вступать с ним в смертельную схватку. Более сильные и уверенные люди, напротив, в большинстве случаев не , не выходят из себя и не нападают ни на кого. Это для них просто бессмысленно.

К виктимам относятся также любители экстрима , развлечений больших скоростей и необдуманных поступков. А потом сломанные кости, прикованность к инвалидному креслу и… непонимающий взгляд «почему?»

Существует множество подростков — виктимов , провоцирующих сверстников и людей постарше асоциального поведения, особенно это касается молоденьких девушек. Коротенькая юбка, вызывающий макияж в два часа ночи на пустынной улице… А потом: «Ой, почему меня изнасиловали?»

Цель этой статьи не столько проинформировать об особенностях виктимного поведения жертвы, сколько пригласить читателей проанализировать собственное поведение в потенциально криминогенных ситуациях!

Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна

61. Типы виктимного поведения

61. Типы виктимного поведения

Виктимным поведением называется такое поведение человека, которое может в результате совершаемых им действий вызвать преступление. В криминологии принято делить виктимное поведение на три вида – неосторожное, рискованное или объективно опасное для потерпевшего. Во многих случаях преступник первоначально не имеет желания убивать или калечить другого человека, но поведение этого человека (часто случайного прохожего) воспринимается им как заведомо опасное.

Преступник убивает не потому, что он с самого начала хотел убить, а потому, что жертва вызвала у него страх или агрессию в ответ на агрессию, оскорбление, насмешки, угрозы и т. п. Большое количество преступлений происходит в результате виктимного поведения самих потерпевших, они вызываются особенностями психического или физического состояния, неадекватными действиями; провоцирующим поведением, небрежным или легкомысленным отношением к своей или чужой личности, чести и достоинству, имуществу преступника; или связано с нежеланием сотрудничать с правоохранительными органами; вступлением с преступником в незаконную сделку; а при длительном контакте с преступником (обычно в качестве заложника) – с возникновением так называемого «стокгольмского синдрома» (принятия точки зрения преступника и появления к нему сочувствия).

Типы виктимного поведения можно разделить на:

1) активное, т. е. поведение жертвы, которое и спровоцировало преступление;

2) интенсивное, т. е. совершение жертвой положительных действий, которые тем не менее привели к преступлению;

3) пассивное, т. е. бездействие, когда жертва не оказывает сопротивления.

В зависимости от поведения потерпевшего преступные ситуации могут носить:

1) толчковый характер, при котором жертва провоцирует преступника (нападением, оскорблением, причинением обиды, унижением, подстрекательством, угрозами) на совершение преступления;

2) толчковый характер, при котором жертва не провоцирует поведением преступника;

3) не толчковый характер, при котором поведение жертвы создает возможность совершения преступления, хотя не выступает как толчок;

4) замкнутый характер, при котором действия жертвы направлены на причинение вреда самому себе без вмешательства другого лица.

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 4 Типы когнитивного поведения Есть терапевты, которые полагают, что сексуальная дисфункция не является проблемой; если возникают трудности, они считают проблемой «отношения». Но что это значит – проблемы в отношениях? Слово «отношение» – это искаженный дериват

Из книги Шопинг, который вас разоряет автора Орлова Анна Евгеньевна

6. Типы поведения покупателей во время шопинга Люди, занимающиеся шопингом, различаются по своему отношению к нему. Это, в свою очередь, ведет к различиям в типах потребительского поведения людей, совершающих тот или иной вид шопинга.Как люди относятся к шопингу и как они

Из книги Ораторское искусство (притворись его знатоком) автора Стюард Крис

Типы ораторов Пытающиеся освоить ораторскую трибуну знатоки могут с превеликой пользой для себя понаблюдать за гримасами других выступающих, прежде чем решиться на подобный шаг или быть втянутым в эту авантюру. Всестороннее изучение вопроса позволило выявить

Из книги Как защититься от хамства. 7 простых правил автора Петрова Владината

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения Преподаватель английского развлекается тем, что пытается уязвить учительницу музыки. Ниже приведен их диалог, в котором ответы

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Почему мужчины врут, а женщины ревут автора Пиз Алан

ТИПЫ ЛЖИ Существует четыре основных типа лжи - белая ложь, ложь во благо, злонамеренная ложь и обманчивая ложь. Как мы уже говорили, белая ложь является частью социальной атмосферы. Она помогает нам избежать эмоциональной боли и оскорблений, которые неизбежны, если

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

Типы поведения партнеров, затрудняющие ведение переговоров Вздорный человек, «нигилист». Часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы ведет себя нетерпеливо, бывает несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом смущает собеседников и неосознанно

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

Типы характера Ортодоксальная психоаналитическая литература содержит описания широкого разнообразия характерологических типов: орального, анального, уретрального, фаллического, генитального, компульсивного, истерического, фобическо-го, циклоидного, шизоидного и др.

Из книги Ху из ху? [Пособие по психологической разведдеятельности] автора Курпатов Андрей Владимирович

ТИПЫ «ПРОГНОЗОВ» «Прогнозы» о себе «Я не смогу» (или «я смогу»), «я не сумею» (или «я сумею»), «я точно с этим не справлюсь» (или «я справлюсь»), «у меня никогда не получится» (или «у меня получится»), «это для меня слишком трудно» (или «для меня это легко»), «я на 100 %

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

ТИПЫ «ТРЕБОВАНИЙ» Наибольшей популярностью пользуются у нас требования, предъявляемые к другим людям. Мы хотим, чтобы они нас уважали, ценили, понимали, поддерживали, одобряли, а главное, не делали большую часть из того, что они делают – т. е. не обижали нас, не унижали, не

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

Типы НЛП Нейролингвистическое программирование, или НЛП, – это метод, который был создан в 1970-х годах для того, чтобы улучшить успешность терапии и личной жизни посредством воспроизведения эффективных паттернов поведения и общения. Эта модель вскоре обрела

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

65. Типы конфликтов В зависимости от сторон конфликта выделяют:1) Внутри – личностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. выражаются в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. По своей природе и

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

9.3. Типы интенциональности Проанализируем четыре типа интенциональности:1) интенциональность природы; 2) интенциональность «Я», или субъективную интенциональность; 3) интенциональность комплекса; 4) интенциональность социально-коллективной среды.Интенциональность

Из книги автора

4.1.4. Типы девиантного поведения Различают следующие типы отклоняющегося (девиантного) поведения:– делинквентное – отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее в крайних своих проявлениях уголовно наказуемый

от лат. victima - жертва] - достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей. В рамках современной психологической науки, по сути дела, на «проблемном» перекрестке юридической и социальной психологии сформировалась область знания, которая определяется как виктимология, то есть наука о поведении жертвы. В логике социальной психологии такое личностное свойство, как виктимность, достаточно жестко коррелирует с неадекватно заниженной самооценкой, с неспособностью, а порой и нежеланием отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность за принятие решения в проблемных ситуациях, с избыточной готовностью принимать позицию другого как несомненно верную, с неадекватной, а иногда патологической тягой к подчинению, с неоправданным чувством вины и т. п. Одним из наиболее известных и ярких примеров проявления личностной виктимности является, так называемый, «стокгольмский синдром», который выражается в том, что жертвы на определенном этапе эмоционально начинают переходить на сторону тех, кто заставил их страдать, начинают сочувствовать им, выступать на их стороне, иногда даже против своих спасителей (например, в ситуации захвата заложников и попыток их освободить). Личностная виктимность достаточно часто актуализируется в форме откровенно провокационного поведения потенциальных жертв, при этом часто ни в коей мере не осознающих того факта, что их поведенческая активность, по существу, практически впрямую подталкивает партнера или партнеров по взаимодействию к насилию. Подобное поведение особенно в экстремальных или попросту неординарных ситуациях является стимулом агрессии прежде всего со стороны авторитарных личностей.

Несмотря на то, что виктимность проявляется в самых разных сферах жизненной активности людей и сферах их межличностного взаимодействия, наиболее углубленно эта проблематика исследована в области внутрисемейных контактов. Так, например, показано, что одной из наиболее значимых причин формирования устойчивой личностной виктимности является семейное насилие в самом широком смысле этого понятия. Так, С. В. Ильина выделила два наиболее опасных в данном отношении периода развития. Проведенное ею «сравнительное изучение статистических данных по внутри- и внесемейному насилию показало, что средний возраст жертв инцеста составляет 6-7 лет, тогда как средний возраст пострадавших от изнасилования значительно выше - 13-14 лет. Дошкольный и подростковый возрастные периоды являются «возрастами риска» в отношении насилия. Жестокое обращение или сексуальная травматизация в этот период вероятнее всего окажут куда более разрушительное воздействие, чем в период относительной эмоционально-личностной стабильности. В период возрастных кризов происходит целый ряд изменений, которые усиливают виктимность ребенка: изменение телесного облика, личности. С. В. Ильина утверждает, что имеются «сензитивные к насилию» периоды в жизни ребенка, когда анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосексуальные изменения делают жертву более травматизируемой. Эти периоды являются опасными в отношении как сексуального насилия, так и жестокого обращения с ребенком, телесных наказаний, психологического насилия. Изменившийся физический облик и поведение ребенка становятся провоцирующими не только для потенциального насильника, но и у родителей вызывают стремление немедленно исправить непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки. Другие возрастные периоды по статистике являются менее опасными для непосредственного насилия. Однако проявления, так называемого, «токсичного» родительского отношения возможны в любом возрасте. Основные типы искаженного родительского отношения возможны в любом возрасте. Основные типы искаженного родительского отношения - депривация и симбиоз - ложатся в основу формирования виктимной личностной организации, которая вынуждает ее обладателя всю последующую жизнь вызывать на себя то или иное насильственное воздействие»1.

Последнее замечание С. В. Ильиной представляется особенно важным в связи с тем, что травматическое родительское воздействие в раннем возрасте, влекущее формирование виктимности, часто не носит внешних признаков насилия и является неосознанным. Довольно типичным житейским примером такого рода может служить ситуация, когда мужчина, страстно желавший стать отцом мальчика, начинает воспитывать дочь по мужскому образцу - вовлекать ее в типичные мужские игры, побуждать заниматься экстремальными видами спорта, «мужественно» терпя при этом боль от неизбежных физических травм, и т. п. Подобный тип взаимоотношений, внешне нередко носящий характер товарищеского партнерства и порождающий сильную привязанность дочери к отцу, по сути дела, представляет собой типичный симбиоз с отчетливо выраженной садо-мазохистской направленностью. Девочка, растущая в подобных условиях, усваивает на подсознательном уровне, что для того, чтобы привлечь внимание значимого мужчины и заслужить его одобрение, она должна быть готовой пожертвовать своими интересами, терпеть страдания и унижения.

В этом контексте особенно интересен тот факт, что страдающие от виктимности индивиды в определенных условиях сами склонны к насилию и жестокости. По мнению некоторых исследователей, в частности, А. А. Гурьевой, «дети, пострадавшие от жестокости, ... составляют особую виктимологическую группу, когда жертва в конечном итоге превращается в жестокого мстителя»2. Данный, видимый парадокс становится совершенно понятным, если обратиться к интерпретации сущности садо-мазохистского симбиоза, предложенной Э. Фроммом. По его мнению, «взаимосвязь садизма и мазохизма очевидна, но с точки зрения бихевиоризма они являются противоположностями. В действительности же это два различных аспекта одной и той же основной ситуации: ощущение экзистенциальной и витальной импотенции. Как садист, так и мазохист нуждаются в другом существе, которое может, так сказать, их “дополнить”. Садист дополняет сам себя при помощи другого существа, мазохист сам себя делает дополнением другого существа. Оба ищут символических связей, так как каждый из них не имеет стержня внутри себя. Хотя садист вроде бы не зависит от своей жертвы, на самом деле она ему необходима; он в ней нуждается, но ощущает эту потребность в извращенной форме.

Из-за тесной связи между садизмом и мазохизмом будет правильнее говорить о садо-мазохистском характере, хотя ясно, что у каждого конкретного лица преобладающим является либо один, либо другой аспект. Садо-мазохистский характер можно еще назвать авторитарным, если перейти от психологической характеристики к политической, ибо, как правило авторитарные лидеры демонстрируют черты садо-мазохистского характера: притеснение подчиненных и подобострастие по отношению к вышестоящим»3.

Понятно, что в характере и поведении индивидов с сформированной виктимностью доминирует именно мазохистский аспект рассматриваемого Э. Фромом континуума «садизм - мазохизм» (именно этим, в частности, и объясняется «стокгольмский синдром» и другие формы идентификации с насильником). Однако в определенной ситуации может проявиться и противоположный, садистический аспект. Как правило, такого рода «месть» за пережитые унижения и страдания направляется не на реального мучителя, а на того, кто воспринимается как «удобный» объект, то есть еще более слабый и беззащитный, чем сама виктимная личность. Нередко в такой роли выступают животные, а в более зрелом возрасте и собственные дети. Таким образом, виктимность может «передаваться по наследству». Социально-психологическая и психотерапевтическая практика показывают, что родители и более отдаленные предки жертв насилия также подвергались насилию. Совершенно очевидно, что подобный семейный синдром является одним из наиболее опасных проявлений виктимности в обществе.

Не менее важным обстоятельством в контексте рассматриваемой проблематики представляется то, что по справедливому замечанию А. В. Глаголевой, «насилие в семье является огромной травмой не только для тех, кто его переживает, но и для свидетелей этого насилия, младших по возрасту детей. Происходит “вторичная виктимизация”, заключающаяся в переживании свидетелями насилия тех же психологических последствий, что испытывает жертва»1. Таким образом, происходит внутрисемейное «заражение виктимностью» не только «по вертикали» - из поколения в поколение, но и «по горизонтали». При этом нельзя не отметить, что виктимизация в результате семейного насилия может иметь не только отложенные по времени, но и непосредственные трагические последствия. В частности, как показано в целом ряде исследований, «повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, непроходимому чувству страха, депрессии, посттравматическому стрессу, а иногда и к более серьезным последствиям, таким как попытки самоубийства. Применяющееся в семье физическое наказание почти всегда сопровождается психическим насилием - словесными оскорблениями. Диапазон физического насилия не ограничивается только телесными наказаниями различной степени тяжести, сюда относят ограничение детей в еде, сне, привлечение их к употреблению алкоголя и наркотиков, лекарственных и химических веществ для изменения их психического состояния. Последствиями семейного физического насилия являются не только различные нарушения физического (до инвалидизации) и психического (до различного уровня умственной отсталости и психических нарушений), здоровья, но и нравственная деградация личности»2.

Если первичная виктимизация личности, как правило, происходит в семье, то ее развитие зависит от целого ряда как собственно социально-психологических, так и социальных, социально-экономических и иных факторов. В частности, усилению личностной виктимности и дополнительной травматизации могут способствовать жестокое отношение к ребенку в школе со стороны учителей и (или) сверстников, вовлечение его в асоциальные неформальные группировки, уличное насилие и т. п.

Практический социальный психолог, работающий с реально функционирующей группой, в силу своих профессиональных обязанностей должен, с одной стороны, выявить в логике виктимности наличие возможных потенциальных «жертв», а с другой - четко отслеживать формы и направленность взаимодействия с ними тех членов сообщества, которые могут быть отнесены к авторитарным или склонным к авторитарности личностям.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме