Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Все экологические права из конституции рф. Успехи современного естествознания

Иерархия эколого-правовых нормативных актов (после международного уровня) представляет собой конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).

Конституция РФ является основным источником всех отраслей права, а значит, и экологического права. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются:

– в верховенстве Конституции. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она выступает как бы доминантой всего общественного развития;

– в ее роли как ядра правовой системы ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства;

– в особой охране Конституции, т. е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и ее субъектов.

Эти нормы последовательно закреплены в Конституции РФ.

Аспекты экологического права, которые отражает и закрепляет Конституция РФ:

– земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ст. 9, ч. 1);

– земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, ч. 2);

– граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю и некоторые другие природные ресурсы (ст. 35);

– владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»). Условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса РФ;

– каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

– ст. 42 является основополагающей. Она гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 72).

3.2. Экологические вопросы в Конституции Российской Федерации

Отечественное экологическое законодательство основывается на ряде положений Конституции Российской Федерации. Так, в главе 1 "Основы конституционного строя" в статье 9 говорится "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

Многие экологические положения включены в главу 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". Можно выделить три типа статей, представляющих интерес с точки зрения экологической безопасности. Во-первых, это статьи, непосредственно посвященные экологическим правам и обязанностям граждан. Во-вторых, статьи, в которых упоминаются экологические проблемы. В-третьих, статьи, посвященные более общим проблемам, дающие основы для экологической деятельности наряду со многими другими видами деятельности. Рассмотрим все ттри типа статей в указанном порядке.

Основной для экологического законодательства является статья 42 "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Таким образом, в этой статье Конституции выделено три правовых элемента:

во-первых, право на благоприятную окружающую среду, природную или антропогенную;

во-вторых, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, независимо от того, является ли в рассматриваемый момент времени эта среда благоприятной или нет;

в-третьих, гарантируется право за возмещение ущерба в случае экологических правонарушений (но не в случае причинения вреда природными явлениями, например, землетрясением или наводнением).

Это право естественным образом сочетается с экологическими обязанностями: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 58).

Перейдем к статьям, в которых упоминаются экологические проблемы . В части 2 статьи 36 сказано: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". Здесь весьма важен текст после слова "если". Он подчеркивает условность (неабсолютность) понятия собственности, его подчиненность интересам общества. Например, согласно этой статье Конституции владелец земельного участка на берегу водоема обязан обеспечить доступ граждан к водоему для осуществления их права на отдых (если, конечно, сам водоем не принадлежит указанному владельцу участка).

В статье 41 говорится о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В статье 37 констатируется, что: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены". Согласно статье 21: "Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам".

Весьма многие статьи главы 2, касающиеся более общих блоков проблем, дают юридическое обоснование действиям по повышению экологической безопасности . Например, такие статьи, как 20-я и 53-я:

Статья 20 "Каждый имеет право на жизнь".

Статья 53 "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

Согласно статье 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять информацию гражданину, касающуюся его прав и свобод, в том числе экологического характера. Свобода распространения экологической информации вытекает из статьи 29. Возможность создания экологических организаций (объединений) гарантируется статьей 30. Возможность активной деятельности таких организаций вытекает из статьи 31, а право граждан и организаций обращаться в органы власти гарантируется статьей 33. Статья 44 обеспечивает возможность проведения научных изысканий в области экологии. Ряд статей посвящен защите прав и свобод (статьи 45-48). Исполнение обязанности платить налоги (статья 57) обеспечивает финансированием природоохранную деятельность.

Можно отметить некоторые особенности действующей Конституции. Во-первых, экологические права граждан, как видно из проведенного выше анализа, вытекают из общих прав и свобод граждан. Выделение Законодателем отдельных экологических статей, прежде всего 42-й и 58-й, свидетельствует о большой общественной значимости экологических проблем. Во-вторых, глава 2 Конституции РФ, вопреки названию, говорит не только о правах и свободах , но и об обязанностях граждан.

В главе 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ есть ряд статей, связанных с распределением прав и обязанностей в области экологии между федеральным центром и субъектами федерации. Согласно статье 71 к ведению центральных органов Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития страны. Центр определяет статус и организует защиту сухопутных территорий, морей, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Они вместе занимаются природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Их общая забота - особо охраняемые природные территории (заповедники и др.). Разработка и совершенствование земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды также относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В статье 114 Конституции РФ одной из задач Правительства РФ указано обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.

Конституцией Российской Федерации определены процедуры разработки, принятия и совершенствования экологического законодательства, установлены органы, ответственные за такую работу, гарантирована возможность активного участия в ней общественных организаций (объединений).

Отметим, что согласно ст. 71 Конституции к. ведению Российской Федерации, наряду с перечисленными выше сферами деятельности, относятся в рассматриваемой области:

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических);

Федеральная государственная собственность (прежде всего на природные ресурсы) и непосредственное управление ею;

Производство ядовитых веществ, наркотических веществ, установление порядка их использования и контроль за исполнением этого порядка;

Разработка и введение в действие гражданского и гражданско-процессуального законодательство (как основных рычагов защиты природных ресурсов и их владельцев);

Метеорологическая служба,

Стандартизация и метрология (в том числе в области охраны окружающей среды).

Согласно статье 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся, кроме указанных выше, следующие направления деятельности:

Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических);

Разграничение государственной собственности (прежде всего на природные ресурсы).

Разумеется, не все на свете относится к ведению федерального центра, единоличному или вместе с субъектами федерации. Вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что весьма важно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это размежевание экологической компетенции «по вертикали» представляется весьма существенным для рассмотрения проблем развития, совершенствования и непосредственного применения экологического законодательства. Эти проблемы решаются на всех уровнях. А именно: на федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ, а также федеральными агентствами, службами, министерствами, ведомствами, комитетами и другими центральными органами. На уровне субъектов Российской Федерации - правотворческими (не только законодательными, но и исполнительными и судебными) органами субъектов. Следующие уровни разграничения - между субъектами федерации и органами местного самоуправления, между этими органами и конкретными предприятиями. Конкретные направления развития, совершенствования и применения экологического законодательства, совершенствования системы экологических нормативно-правовых, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, а также соответствующие правовые формы и процедуры будут рассмотрены далее, хотя по необходимости довольно кратко.

контрольная работа

3 Конституционные основы экологии

Первые конституции нашей страны содержали лишь нормы об исключительной государственной собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.

Россия была одним из первых государств, принявших в 1960 г. Закон «Об охране природы в РСФСР», провозгласивший основы правовых отношений «человек-природа».

В субъектах РФ шла опережающая Федерацию разработка Законов о лесах, об экологической экспертизе, о животном мире - ряд оправдавших себя норм из этих актов вошли в принятые позднее федеральные законы. В Башкортостане принят даже Экологический кодекс. В статьях 71 и 72 Конституции РФ разграничиваются предметы природоохранного ведения, чему посвящается немало научных работ.

Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституции РФ и Конституции Республики Башкортостан, играют основополагающие роли. Эти роли предопределены тем, что в Конституции (как РФ, так и РБ) закрепляются (признаются) основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина (в том числе и права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду - ст.41, ст.42 Конституции РФ), гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти, разграничение предметов ведения (ст.71, 72, 73 Конституции РФ).

При анализе Конституции (как РФ, так и РБ) как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования (ст.1, 7, 10, 71 и 72 Конституции РФ) и «чисто» экологические нормы прав (ст.9, 36, 41, 42 Конституции РФ).

Правовые нормы Конституции Республики Башкортостан, регулирующие природопользование и охрану окружающей среды, аналогичны нормам Конституции РФ в указанной области.

Статья 1 имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в РФ и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе.

Статья 2 Конституции РФ - формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»

В статье 3 раскрывается принцип народовластия в РФ. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ признается ее многонациональный народ.

Статья 4 - Российская Федерация обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.

Статья 7 провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общественной политики.

Основной целью «экологических законов» является защита здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды.

Статья 9 гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 10 - принцип организации власти в РФ - принцип разделения властей (демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами).

Статья 17 - признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Статья 41 - каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, защитой жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды.

Статья 42 гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается:

1. Государственным экологическим контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства;

2. Планированием и нормированием качества окружающей среды;

3. Проведением государственной экологической экспертизы;

4. Осуществлением оценки воздействия на окружающую среду;

5. Осуществлением государственного мониторинга окружающей среды;

6. Проведением экологического аудита;

7. Экономическими методами регулирования в области охраны окружающей среды;

8. Экологической сертификацией;

9. Формированием экологической культуры;

10. Разработкой и утверждением обязательных требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

11. Предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

12. Экологическим страхованием;

13. Образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи;

14. Организацией медицинского обслуживания населения.

Абсорбционные, адсорбционные и хемосорбционные методы очистки отходящих газов

Абсорбция жидкостями применяется в промышленности для извлечения из газов диоксида серы, сероводорода и других сернистых соединений, оксидов азота, паров кислот (НСI, HF, H2SO4), диоксида и оксида углерода...

Изменение климата – одна из глобальных экологических проблем

В основе экологической проблемы, реально угрожающей нашему дальнейшему существованию, лежит множество факторов. Но если отдельные из них являются величинами переменными, изменчивыми...

Механизм регулирования состояния водоемов

Водное законодательство России регулирует отношения в области исследования и охраны водных объектов. Его цели реализуются к основе принципа устойчивого развития. Законодательные акты состоят из Водного кодекса, принятого 18.10.1998 г....

Основы экологии

Основные законы экологии, сформулированные Барри Коммонером (1971)...

Основы экологии и охраны природы

Особо охраняемые природные территории

Кузбасский ботанический сад - один из самых молодых ботанических садов в России. Организован в 1991 году в системе Кемеровского научного центра Сибирского отделения РАН...

Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды

В данном вопросе рассматриваются различные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности, а также правовые акты охраны окружающей природной среды. Статья 30 Закона об охране окружающей среды определяет...

Предварительный расчет теплообменника

К тепловым процессам относятся процессы нагревания, охлаждения, испарения и конденсации. Аппаратура, предназначенная для проведения этих процессов, называется тепловой, или теплоиспользующей, аппаратурой...

Производственный экологический контроль выбросов в атмосферу на машиностроительном заводе

Развитие продуктивных сил и антропогенное влияние на окружающую среду

Понятие экосистемы является определяющим в экологии. Экосистему образуют совокупность живых организмов и неживой среды обитания. Термин предложен английским экологом А. Тенсли (1935г)...

Связь экологии человека и его здоровья

В истории органического мира Земли совершенство и многообразие достигнуты ценой вымирания сотен миллионов видов, и процесс этот продолжается и теперь. Эволюция живых существ на нашей планете шла в направлении прогрессивного развития...

Экология и экологический мониторинг

Экология - это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их обитания, законы развития и существования биогеоценозов как комплексов в различных участках биосферы...

Введение

Вывод

Список используемой литературы


Введение

Экологическое право - одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министров и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации, Конституция.

Целью данной работы является анализ норм Конституции РФ в области регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды


1. Конституционные основы экологического права

природопользование экологический экспертиза государственный

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (в соответствии с положениями ст.15 Конституции). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

При анализе Конституции РФ как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, распределение компетенций в области охраны окружающей среды (ст.ст. 71, 72), и «чисто» экологические нормы права (ст.ст. 9, 36, 41, 42,58).,закрепляющие экологические права и обязанности граждан.

Согласно статье 9 «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов...» В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст.42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Вторая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2). первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования. Таким образом, земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствие со ст.36 «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

К так называемым «экологическим» нормам Конституции Российской Федерации также можно отнести положения статей 41, 42 и 58.

Статья 41: «в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.» Статья 42: «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается:

Государственным экологическим контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства;

Планированием и нормированием качества окружающей среды;

Проведение государственной экологической экспертизы;

Осуществление оценки воздействия на окружающую среду;

Осуществление государственного мониторинга окружающей среды;

Проведение экологического аудита;

Экономическими методами регулирования в области охраны окружающей среды (установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, предоставление налоговых льгот и т.д.)

Экологическая сертификация;

Формирование экологической культуры;

Разработка и утверждение обязательных требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи и др.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, а также обеспечения экологической безопасности.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно – правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Экологическая экспертиза (государственная или общественная) проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного экологического мониторинга, используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально – экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития России, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, может быть обязательной или добровольной.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов в области охраны окружающей среды. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои сбережения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско – правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско – правовую ответственность.


Конституция Российской Федерации принята народом России в 1993 году и является Основным Законом российского государства. Она так же, как и федеральные законы, имеет верховенство на всей территории страны, высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 4 и ч.ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ).

Конституционные нормы являются основой развития и совершенствования всего законодательства, в том числе и экологического. Выделяют две группы норм Конституции: специальные, которые непосредственно регулируют экологические отношения, и общие, которые регулируют данные общественные отношения опосредованно.

К первой группе относится, в частности, ст. 9 Конституции, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1). В то же время, ч. 2 ст. 9 устанавливает многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы. В ст. 42 закрепляются экологические права человека и гражданина: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В ст. 58 Конституции, напротив, закреплена экологическая обязанность человека и гражданина, а именно обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вторую группу норм составляют более удаленные от экологических правовых отношений предписания Конституции, регулирующие указанные отношения опосредованно, что нисколько не умаляет их роли и значимости: о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства и всех его органов (ст. 2, 17, 18); о праве каждого на судебную защиту его прав и свобод, а также праве в соответствие с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите его прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8) и др.

Следует отметить, что Основной Закон России представляет собой органически цельный нормативный правовой акт. Содержащиеся в нем нормы экологического характера тесно связаны и находятся в единстве с нормами о собственности, суверенитете, международном сотрудничестве и большинством других правовых норм.

Международные источники экологического права выражают волю участников международных экологических отношений и существуют в виде общепризнанных принципов и норм, договоров и конвенций, резолюций и протоколов международных организаций и конференций. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются, согласно Конституции России, составной частью ее правовой системы и в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Этот принцип закреплен и в

экологическом законодательстве. Согласно ст. 82 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 79 Конституции РФ). Такие международные договоры, касающиеся вопросов экологии, являются источниками экологического права.

Федеральные законы являются видом нормативных правовых актов и важнейшими источниками экологического прав и принимаются законодательным органом власти Российской Федерации – Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Выделяют федеральные конституционные и обычные федеральные законы. Основными формами законов как источников экологического права являются закон, основы законодательства и кодексы. Большое значение как источники экологического права имеют такие природоохранные федеральные законы, как: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.; «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.; «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г.; «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г. и ряд других.

К числу основных природоресурсных (поресурсовых) федеральных законов относятся: Земельный кодекс РФ от 26 октября 2001 г.; Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»; Лесной кодекс Российской Федерации и др.

Большое значение как источники экологического права имеют так называемые экологизированные законы, в которых, наряду с нормами других отраслей законодательства, содержатся экологические нормы. К их числу относятся законы о государственных органах представительной и исполнительной власти, о муниципальных органах; о здоровье, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о безопасности, об основах градостроительства и т.д.

Основной формой президентского акта – источника экологического права – является нормативный правовой указ Президента России.

Примерами таких указов являются Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и другие.

Примерами правительственных актов – источников экологического права – являются, например, Постановление Правительства РФ «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», "О Федеральной целевой программе "Мировой океан", "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"

Нормотворчество субъектов Российской Федерации в сфере природоохраны и использования природных ресурсов основано прежде всего на ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (ч. 1, п. «д»), вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (ч. 1, п. «в»), экологическое, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (ч. 1, п. «к») отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ. Необходимо отметить, что, в соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Локальные нормативные акты издаются организацией или предприятием для решения своих внутренних вопросов и распространяют свое действие только на членов данного ограниченного (но заранее неопределенного) круга людей (работников организации, предприятия и т. д.).

4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (общая характеристика)

Важнейший источник экологического права – Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (принят Государственной Думой РФ 20.12.2001 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2001 г.). Данный закон включает в себя 16 глав и 84 статьи и регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Закон является природоохранным и специальным источником экологического права и определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Один из основных законов, содержащих нормы экологического права. В данном законе законодатель определил такие понятия, как окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; и др. Так же в законе определены полномочия государственных органов, в сфере защиты окружающей среды, разграничены полномочия государственной власти и субъектов РФ. Указаны права и обязанности граждан и общественных объединений в сфере охраны окружающей среды. Определен ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды, требования об охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, нормативы, международное сотрудничество.

5. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (общая характеристика)

закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Основные понятия, такие как: атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду; мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения; охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду и др. Устанавливает принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, разграничивает полномочия государственных, субъектов и муниципальных., нормативы качества атмосферного воздуха, регулирование выбросов, мониторинг, контроль, права граждан и юр.лиц в области охраны, ответственность за нарушение правил, международное сотрудничество.

6. Федеральный закон «О животном мире» (общая характеристика)

ФЗ определяет, что Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Основные понятия: объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция;

биологическое разнообразие животного мира - разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах;

генетические ресурсы животного мира - часть биологических ресурсов, включающая генетический материал животного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности;

устойчивое существование животного мира - существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени;

использование объектов животного мира - изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Устанавливает полномочия органов государственной власти в области использования и охраны животного мира. Меры по охране животного мира, ПРАВА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ,УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОХРАНУ ЖИВОТНОГОМИРАИ СРЕДЫ ЕГО ОБИТАНИЯ, право пользование на объекты животного мира, ответственность за нарушение законодательства, сборы за пользование объектами животного мира, порядок выдачи лицензий на пользование животным миром.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме