Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»). Преступление и наказание

«Преступление и наказание», анализ романа

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые философские учения также способствовали этому.

Ф. Ницше стал основателем одного из таких молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира.

Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был довольно таки талантливым, умным и гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и полное падение, как личности и в итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову пойти на панель, что бы прокормить себя и семью.

Но к философским суждениям Ницше Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми. Такое убийство в восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда убивал старуху процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

Сонечка советовала Родиону покаяться, что бы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи.
На каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение – меняются его жизненные принципы.

Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

Кроме анализа «Преступление и наказание» также смотрите:

  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Идиот», анализ романа

Известно, что Фёдор Достоевский какое-то время провел в ссылке на каторжных работах. И вот, находясь там, писатель столкнулся с самыми разными людьми. А кто обычно отбывает срок на каторге - политические преступники, уголовники, воры и убийцы. Этот факт очень важно учитывать, говоря об анализе романа "Преступление и наказание", потому что именно там, вдали от дома на каторге Достоевский самым тщательным образом изучал и исследовал судьбы этих людей. И не только их истории жизни интересовали Фёдора Достоевского , но и мотивы, толкнувшие того или иного человека совершить преступление.

Какие же важные выводы сделал Достоевский? Эти умозаключения нам очень помогут в анализе романа "Преступление и наказание" и раскрытии образа Раскольникова. Оказывается, чаще всего преступники в то время действовали, движимые недовольством социального положения людей в России. Действительно, о равенстве говорить было нельзя, крестьянам отменили крепостное право, и многие из них, если не большинство, оказались за гранью нищеты. Чем же могли заниматься такие озлобленные бедные люди? Кажется, вывод напрашивается сам собой - крестьяне пьянствовали, шли на крайность и, уезжая жить в город, кормили себя и свои семьи тем, что грабили и убивали.

Делая анализ романа "Преступление и наказание", становится понятно, что Фёдор Достоевский предложил свое виденье, как можно решить эту глобальную проблему в России. Кто-то подумает, что речь идет о революционном движении и свержении самодержавия, однако писатель видел другое развитие - необходимо совершенствование духовной жизни народа путем внедрения в массы христианской морали. По сути, именно христианские принципы могли повлиять на сердце человека и перестроить его ум и душу. Однако причина роста преступности была не только в ужасном финансовом состоянии народа, важной составляющей этого роста стали также новые философии.

Анализ Родиона Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Поскольку Родион Раскольников - это главный образ романа "Преступление и наказание", поговорим о нем, в конце концов даже краткий анализ "Преступления и наказания" был бы невозможен без обсуждения этого персонажа, то есть образа Раскольникова.

Итак, Родион Раскольников действительно был беден, но решится на убийство старухи-ростовщицы его побудила не только нищета, а главным образом идейные соображения. Его теория состояла в том, что каждый человек относится к одной из двух категорий - "обыкновенные люди" и "необыкновенные люди".

По мнению Раскольникова к первой категории, то есть обыкновенным людям, имеют отношение те, кто живет в согласии с общественными устоями, подчиняются закону, не нарушают порядков и ничего не хотят менять - такая серая масса. А вот вторая категория людей действительно необыкновенная - они нарушают закон, пытаются изменить ход истории и даже распоряжаются чужими жизнями. Если первые - это серая масса, то с необыкновенными людьми все обстоит иначе, потому что такой человек силен, смел и не течет по течению, на таких людях, пожалуй, и держится свет.

Образ Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Надо отметить, что особенно ярко образ Родиона Раскольникова раскрывается в тот момент, когда он решает посмотреть, в какую группу людей входит он сам, и поэтому убивает старуху. Раскольников, несомненно, весьма талантлив, умен и вместе с тем горд, однако его мечтания и стремления к лучшей жизни остаются лишь в его голове - бедность мешает воплотить их.

Нищета преследует Раскольникова повсюду - его сестра выходит замуж совсем не за того из-за нищеты, отец Сонечки (Мармеладов), титулярный советник, попавший под сокращение, становится алкоголиком и окончательно опускается, а сама Сонечка Мармеладова вынуждена была стать проституткой. Вот в каких обстоятельствах формируется образ Раскольникова в романе "Преступление и наказание".

Другие детали анализа романа

Раскольников рассуждал так, что убитое сильной личностью ничтожество не оказалось никому полезным, однако помогло стать другим счастливыми. И в этом смысле Раскольников не считал свое преступное деяние грехом. Убивая старуху-ростовщицу, Раскольников хотел взять ее деньги, чтобы помочь другим. В конце концов старуха нажилась на чужих бедах, так почему не взять нажитое таким мерзким путем и не отдать бедным, которые нуждаются? Да, делая анализ романа "Преступление и наказание", невольно задумываешься об этих проблемах.

Но образ Раскольникова раскрывается еще глубже, когда после совершения преступления главный герой романа осознает жуткие вещи - он стал убийцей, кровь на его руках мешает даже заключить в объятия своих близких, а совесть гложет его. Тут Раскольников понимает, что у Сонечки Мармеладовой положение ничуть не лучше, чем у него, однако она не позволила своему сердцу ожесточиться и озлобиться на людей, зато она сохранила веру в Бога. Примечательно, что именно Сонечке, от которой Раскольников ожидал сочувствия и помощи, он первой рассказал о своем преступлении.

Анализ "Преступления и наказания" - выводы

Услышал ли Родион Раскольников от Сонечки то, что хотел услышать? Соня посоветовала ему раскаяться и открыть свою душу людям, однако Раскольников сделал по-другому: он сознался в преступлении правоохранителям и в итоге был сослан отбывать наказание на каторге. Оба эти персонажи Достоевского - Раскольников и Соня Мармеладова погубили свою душу, но только Сонечкой руководили глубокие нравственные убеждения, а Родионом идея.

Но что меняется в Раскольникове пока он отбывает наказание? Соня способствует тому, что он духовно возрождается и его моральные устои преобразуются.

Фёдор Достоевский раскрывает в своем романе, что счастье в жизни человека возможно лишь, если человек следует христианским принципам, имеет веру в Бога и творит добро. Именно это наполнит жизнь смыслом, а вовсе не борьба за власть и жестокосердие.

Ф. М. Достоевкий «Преступление и наказание» писал в исключительно затруднительном положении. Крупный проигрыш в казино, отсутствие денег и перспектив… Этот роман был единственным спасением от финансового краха. Наверняка эти обстоятельства повлияли и на тематику произведения, и на позицию автора - насколько об этом можно говорить в данном случае. Все же Достоевский не дает оценок своим персонажам, он просто рассказывает историю.

«Преступление и наказание» в школе

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» - как раз так выглядит один из пунктов школьной программы. Вкусы Министерства образования не перестают поражать. Почему именно этот роман? Ведь это произведение явно не рассчитано на аудиторию, состоящую из детей 15-16 лет. Они попросту ничего не поймут. Не потому, что глупы или плохо учились. Просто очень уж специфична книга. Искренняя характеристика романа «Преступление и наказание», данная среднестатистическим школьником, будет категорична. Скучно! И бессмысленно. Главный герой зачем-то убил старуху, ограбил, деньги потратить не сумел, потом много страниц страдал, а в конце - сдался властям. Ну, глупость же. Дурак какой-то, а не герой.

Именно так видит этот роман ученик, и, собственно, правильно видит. Потому что его жизненный опыт не позволяет заметить в книге что-то большее, прочитать между строк. Так ребенок, глядя на картинку, видит двух дельфинов, а взрослый человек - обнаженную пару, сплетающуюся в объятиях. И так, и эдак - правильно. Просто всему свое время и свое место.

Персонажи романа

Для школьников, читающих роман «Преступление и наказание», смысл названия книги очевиден. Преступление - убийство, наказание - каторга. Просто, как дважды два. Чтобы увидеть двойное дно произведения, нужно… не то чтобы именно подрасти. Не в возрасте дело. Нужно пожить, набраться опыта. Научиться видеть глубже, дальше. Все же Достоевский не детектив о неудачливом убийце писал, не тот размах у автора.

Персонажи Достоевского могут быть добрыми, могут быть злыми, но они всегда - живые и цельные. Это - люди, совершающие обычные человеческие поступки и ощущающие обычные человеческие эмоции. Не супермены, не гении, не картонные злодеи. Просто люди. Он, как никто, умеет передать малейшее движение души персонажа, тончайший оттенок мысли. С фотографической точностью прорисовывает личность героя, как опытный дактилоскопист - отпечатки пальцев.

Сюжетообразующий конфликт

При этом Достоевский - плохой стилист. Он пишет тяжело и неровно, даже грубо. Его романы никогда не растаскивают на блестящие, остроумные цитаты. «Преступление и наказание» - никоим образом не шедевр в этом отношении, поэтому его довольно тяжело читать человеку, не привыкшему преодолевать сопротивление текста. Но если постараться, если привыкнуть к специфическому авторскому слогу, если вслушаться в то, что говорят герои… Если так читать роман «Преступление и наказание», смысл названия оказывается совсем другим.

Глубинный стержень сюжета - вовсе не убийство. Это всего лишь один из эпизодов, пускай и очень значимый. Важно не оно. Важна причина, по которой совершается преступление, и события, которые за ним следуют.

О чем писал Достоевский?

Так что же это за книга - «Преступление и наказание»? Описание романа займет несколько строчек.

Главный герой книги, Раскольников, - личность довольно любопытная. Студент, революционер, пламенный идеалист, он беден. Ему нечем платить за учебу, жизнь его семьи полна лишений. Сестра даже решается выйти замуж за нелюбимого, но богатого человека, чтобы обеспечить близким средства к существованию. Раскольников понимает, что должен что-то предпринять. Достать деньги.

При этом Родион убежден, что мир делится на слабых и сильных, ничтожных и великих. И первые существуют бессмысленно и бесполезно, а вторые - повелители мира, на которых не могут распространяться обычные, человеческие законы и нормы. Такая вот абсолютно ницшеанская теория. И, конечно, Раскольников полагает, что сам он ничтожным и слабым быть не может. Он - не такой. Он - другой породы.

Ницшеанская идеология и реальность

В романе «Преступление и наказание» главное - именно конфликт этой, вполне популярной в те годы, идеи с реальностью. На ней строится сюжет. Следуя своей идее, Раскольников принимает решение убить зажиточную старуху - ведь она никто, в отличие от настоящего, осознающего свое предназначение человека. И делает это.

Из романа почти не заимствуют цитаты. «Преступление и наказание» - довольно скудный материал для любителей афоризмов. Но фраза: «Тварь я дрожащая или же право имею?» - знакома каждому. Именно она - квинтэссенция романа, суть конфликта и двигатель сюжета. В ней вся соль.

Потому что, совершив убийство, Раскольников понимает, что его теории была ошибочна. Все люди равны, и законы существуют для всех. Пусть старуха была мерзкой и гадкой, пусть есть люди в тысячу, в миллион раз лучше - убийство остается убийством. И сам он - вовсе не идеальный сверхчеловек. Он «не имеет права». Об этом недвусмысленно заявляет Раскольникову его же собственная совесть.

Не убийство и не каторга

Вот об этом написан роман «Преступление и наказание». Смысл названия намного глубже обычной связки убийство-каторга. В своих идеях Раскольников отвергал опровергал само понятие нравственности. Тем самым отделял себя от человечества, претендуя на место бога. В этом было его преступление. В самолюбии и самолюбовании, в гордыне. Убийство - всего лишь следствие.

И наказание - вовсе не тюремный срок. Это - муки совести, это - крах жизненных идеалов, это - осознание бессмысленности, бесполезности преступления. Для этого и нужен был момент с не потраченными деньгами. Не просто убил, а зря убил. Мечтал совершить великое, помочь нуждающимся - и не смог, потому что оказался слишком слаб. Герой понимает, он - вовсе не тот, кем себя считал. Просто обычный человек, такой же, как все остальные. Дрожащая тварь. И жить с этим дальше Раскольникову невыносимо.

Мораль в романах Достоевского

Для Достоевского вопрос следования моральным нормам - или голосу Бога в душе - один из ключевых в творчестве. Его персонажи не могут быть счастливы вне этого условно очерченного круга. И дело не в религиозности. Достоевский, несмотря на специфику своей личности, а может быть, благодаря ей, полагал гуманизм, нравственность естественным свойством человеческой души. Причем именно в христианском, а не в светском значении слова. Чистая душой блудница - сквозной образ, который присутствует почти во всех произведениях автора. Да и святой безумец - типаж, который любит Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» в этом плане не исключение. Раздавленный свалившимся на него сознанием реальности, Раскольников обретает помощь в лице Бедной девушки, ставшей проституткой, чтобы помочь семье.

Преступления и преступники

По сути, Сонечка - одновременно и антитеза, и логическое продолжение Человек, преступивший мораль ради денег. Но в ее случае движущим фактором было не самоутверждение, а альтруизм. Поэтому, в отличие от главного героя, Сонечка сохранила душевную чистоту. Именно она помогает Раскольникову пережить кризис, она подсказывает ему идею о покаянии как способе искупить грех. И Раскольников действительно идет с повинной. Хотя ему вовсе не жаль старуху, никакого сочувствия он не испытывал и не испытывает. Ему жаль себя, жаль прежней жизни, жаль навсегда утраченного самоуважения. И покаяние, по сути, - всего лишь способ его восстановить.

В тексте есть одна забавная фраза. Ее произносит следователь, которого главный герой упрекает в подслушивании. Полицейский удивляется тому, что, по мнению Раскольникова, подслушивать - бесчестно, а «старушек по голове чем попало лущить» - вполне достойно. В этом - вся суть главного героя. Таковы его представления о достойном поведении.

Этому парадоксальному взгляду на мораль и посвящен роман «Преступление и наказание». Смысл названия заключается в том, что такая позиция сама по себе преступна, она не может вести ни к чему, кроме зла. И наказание - это не тюрьма, а осознание ошибочности собственного пути.

Идейный смысл романа «Преступление и наказание»

Достоевский - один из наиболее интересных, спорных и даже загадочных писателей в русской литературе. Каждый читатель, каждый критик видят в нём разные грани, делают акценты на разных сторонах его таланта. Но вначале следует обратить внимание на высказывание самого Достоевского о собственном творчестве. В конце творческого пути, незадолго до смерти он определяет как главный принцип «найти в человеке человека». Это - выражение своеобразного гуманизма Достоевского, его уверенности, что в любом, даже самом плохом, человеке есть «искра Божья». «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу… и в этом смысле я, конечно, народен (ибо направление моё истекает из глубины христианского духа народного), и хотя известен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему.

Меня зовут психологом; неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Самые главные, самые трудные - непосильные - вопросы поднимает он в своём творчестве, самыми беспокойными и беспокоящими мыслями пронизывает своё произведение.

Среди множества произведений Достоевского одним из первых является «Преступление и наказание». В этом произведении раскрывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально всё, то есть любая мелочь, незначительные подробности. Истоки романа уходят в прошлое Достоевского, когда он был на каторге. 9 октября 1859 года Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он вкладывает всё «сердце с кровью» и что эта книга - его исповедание. Он знал, что «Преступление и наказание» окончательно утвердит его имя.

Мой реферат основывается на этом романе. Я выбрала тему «Нравственные противоречия бунта Раскольникова». Целью моего реферата является нахождение противоречий в бунте Раскольникова и опровержение его теории. Перед собой я поставила такие цели: найти истоки и причины бунта, показать противоречия в теории Раскольникова и опровергнуть её, а так же показать воскрешение Раскольникова через любовь к Сонечки Мармеладовой. В моей работе мне больше всего помогла статья Тюнькина «Бунт Родиона Раскольникова».

С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным. Огромная трагическая мощь романа, разоблачение буржуазной идеи «сверхчеловека», глубокое воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, подлинный демократизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорблённым сделали «Преступление и наказание» одной из вершин реалистических романов 19 веке.

Роман «Преступление и наказание» был задуман вначале в форме исповеди Раскольникова, но на каторге Достоевский сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие рассуждения. В 1859 году роман не был начат, вынашивание замысла продолжалось ещё шесть лет. За это время Достоевский написал «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Записки из подполья». Основные темы этих произведений - тема бедных людей, тема бунта и героя-индивидуалиста, которые синтезировались затем в романе «Преступление и наказание».

Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорблённых людей, всего бесчеловечного. Проблемы, которые Достоевский показал в своём произведении, очень многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения.

Главная идея произведения - психологический отчёт состояния преступника.

Преступление Родиона Раскольникова - индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Раскольников совершил убийство ради любви к людям (так он считал), но в то же время он презирает людей. Он не видел своей вины, не считал себя преступником, однако совесть оказалась сильней логически неуязвимых теорий, что стало трагедией для Раскольникова. Достоевский глубоко проникает в душу преступника и за идеей заблуждений доброго сердца - « убийство ради любви к людям», «власти ради добрых дел» - открывает самую страшную чудовищную идею - «идею Наполеона», идею власти ради власти, разделяющей человечество на две неравные части: большинство - «тварь дрожащая» и меньшинство - «властелины», призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющее право, как Наполеон, во имя нужных ему целей переступить через закон и нарушить божественный мир и порядок. Достоевский много думает над «Преступлением и наказанием», наконец в окончательной редакции идея Наполеона полностью созревает. Итак, в творческом процессе, в вынашивании замысла «Преступления и наказания», в образе Раскольникова столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Достоевский решает сохранить обе идеи, показать человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове, два противоположных характера поочерёдно сменяются. Мучительно создавал Достоевский и финал романа. В одной из черновых записей значится: «финал романа. Раскольников застрелиться идёт», но это был финал только для «идеи Наполеона». Писатель намечает финал и для любви, когда сам Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощение просит у народа». Но каков конец человека, соединившего в себе оба противоположных начала? Достоевский прекрасно понимает, что Раскольников не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь один суд примет Раскольников - «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой.

Таким образом, идейный смысл романа подчинён главной и единственной задаче - воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.

В центре романа - бывший студент Родион Романович Раскольников. Ему хронически не хватает денег, он живет в маленькой («похожей на гроб») комнатке и вынужден пользоваться услугами старухи-процентщицы.

Однако он создает весьма интересную теорию «крови по совести», согласно которой все люди делятся на две категории: твари дрожащие и право имеющие. Последние обязаны устранять препятствия, которые мешают человечеству обрести счатье. При этом не важно, что именно является препятствием - живой человек или просто палка. Когда на одной чаше весов всего лишь жизнь, а на другой - «тысячи добрых дел», то выбор здесь однозначен.

Уверовав в теорию, Раскольников решает, что он сам - «право имеет», и проверяет это, т.е. решает убить никому не нужную старушку-процентщицу. Ведь тогда он сможет забрать ее деньги и раздать их страждущим... «Одна никчемная старушонка и тысячи добрых дел» - выбор очевиден. Он убивает ее, а заодно - невовремя оказавшуюся в доме ее сестру, проститутку Лизавету.

Однако после убийства Раскольников чувствует не удовлетворение, а раскаяние. Он мучается, понимая, что вовсе он не «право имеет» - выходит, что он такая же тварь дрожащая, как и все остальные. Осознав это, Раскольников не выдерживает и идет сдаваться в полицию.

Очевидно, что на самом деле Раскольников - человек хороший и добрый, просто сознание его было затуманено придуманной теорией. К тому же, обстановка, в которой он живет, вполне способствует и умопомешательству, и самому совершению преступления. В этом романе Достоевский показывает Петербург 1860-х годов, причем не величественный имперский город, а самое его дно - доходные дома, трущобы, малоизвестную Сенную площадь вместо торжественной Сенатской... Человек, живущий в столь мрачной среде, вряд ли может оставаться здоровым.

Образы героев романа Преступление и наказание

Что касается образов героев, то роман построен на системе двойников: у каждого персонажа есть своего рода зеркальное отражение:

1) Раскольников - Лужин . У них у обоих есть своя теория: «крови по совести» у Раскольникова и «целого кафтана» у Лужина. Они сразу чувствуют это, поэтому ненавидят друг друга. Но Лужин (он собирается жениться на сестре Раскольникова Дуне) довольно гнусный персонаж, он способен на подлость.

2) Раскольников - Лебезятников . Этот персонаж - целиком и полностью карикатура на принципы, которые озвучивал в своих романах Н.Г. Чернышевский. Создается насмешливый образ.

3) Раскольников - Свидригайлов . Он двойник, поскольку тоже вынужденный убийца, на его совести несколько смертей. Но еще они сходятся в том, что оба понимают свои действия, то, что это нехорошо. В итоге, Расколькников сдается полиции, а Свидригайлов кончает с собой.

4) Раскольников - Соня Мармеладова : самое резкое противопоставление двух позиций. Сравнение их основано на том, что Раскольников живет разумом, а Соня - верой. И если мораль Раскольникова оказывается больной из-за теории, то Соня, несмотря на торговлю своим телом, чиста духовно.

Соня - вторая главная героиня романа. Она не понимает теорию Раскольникова, не понимает, как можно жертвовать другими ради своего блага - ей свойственно приносить в жертву себя, ее душа приспособлена к страданиям. И в этой черте характера у нее тоже есть двойники:

1) Соня - Лизавета . Они обе проститутки, обе безропотно принимают страдания, которые на них обрушиваются. Лизавете кротко принимает свою смерть, но Соня, наоборот, помогает спастись Раскольникову.

2) Соня - Дуня . Внешне эти девушки похожи мало: Дуня - решительный человек, она социально активна и благополучна. Однако Дуня тоже жертвует собой ради брата и матери (например, работает на Свидригайлова и соглашается на брак с Лужиным), тоже живет верой, а не рассудком.

3) Соня - Миколка . Оба они желают страдать. Миколка признает в том, что совершил преступление Раскольникова, даже не зная, кто виноват на самом деле. Он все время живет с мыслью о боге, стремится очистить душу через страдания.

Таким образом, в романе сталкиваются два мира: правда рассудка и правда веры. До самого эпилога не ясно, чем закончится их борьба. Но все-таки побеждает вера: когда Соня приезжает к Раскольникову на каторгу и привозит ему Евангелие, он читает и понимает, что действительно необходимо раскаиваться и старадать.

Однако некоторые герои не участвуют в этой борьбе. Например, Порфирий Петрович и Разумихин - они простые обыватели, они не думают о «правде». Принимают теорию Раскольникова, но не торопятся использовать ее в жизни.

У Порфирия Петровича, следователя, своя правда - гражданская. Он хочет, чтобы в государстве был порядок, а не хаос; по его мнению, одному человеку непозволительно распоряжаться судьбами других.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: «Сверхчеловек» в литературе: байронические мотивы у Пушкина и Лермонтова
Следующая тема:   Горький «Старуха Изергиль»: композиция рассказа, образы героев


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме