Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тренинг на командообразование для подростков. Тренинг командообразования: программы и упражнения


Приведенные ниже упражнения для тренинга позволят разнообразить Ваш тренинг по командообразованию, а так же могут натолкнуть Вас на дополнительные идеи.

Содержание статьи:

Групповое ожерелье

"Групповое ожерелье" - игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

- У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

Вопросы для обсуждения:

- Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

- Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

- Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

- Отражает ли размер моей "бусины" моё реальное место/вес/влияние в группе?

- Ваше мнение о "бусинах" (размер и их расположение, соответствие реальному положению и "весу" в группе...) ваших товарищей?

Уменьшающаяся газета

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Участники объединяются в мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»! »

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

Мой вклад в команду

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Все участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

По результатам упражнения можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному — выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.


Вы бизнес-тренер? И ищите способы сделать свой тренинг более живым и интересным? Обратите свое внимание на мою книгу "Сделай тренинг ярким" , она содержит более 100 игр и разминок.

Ренат Акмалов

Мост

В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы : скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

В прошлом году мы начали делиться методическими рекомендациями для менеджеров по персоналу, которые проводят тренинги в своей компании. ­Сегодня речь пойдет о тренинге формирования команды.

Командообразование в организации - довольно востребованная услуга на рынке консалтинга. Если раньше основным направлением, приносящим доход тренинговым компаниям, было обучение продажам, то теперь клиенты просят провести мероприятия по формированию команды. Но в кризис их может провести внутренний бизнес-тренер. В этом случае ­планированием, организацией и проведением тренинга занимается служба персонала.

Сама по себе технология тренинга довольно проста - нужно заставить работников вместе выполнять задания, используя определенные алгоритмы. Этим, кстати, в компании занимается руководство, менеджеры делают все, чтобы сотрудники помогали друг другу, обучали, понимали, совместно принимали решения. Организация это и есть команда, но иногда руководители хотят провести тренинг, потому что чувствуют, что ­сотрудники могут действовать еще сплоченней и производительнее.

При описании тренинга мы будем придерживаться общей схемы тренингов, которая включает в себя следующие этапы: подготовка, знакомство, активизация, проблематизация, обучение, закрепление, обратная связь заказчику.

Подготовка

В отличие от всех других учебных программ (ведения переговоров, продаж и т.д.), тренинг формирования команды требует серьезной предварительной подготовки. Дело в том, что не все руководители хорошо понимают, какими могут быть эффекты командообразования. Обычно запросы на тренинг звучат так:

  • чтобы сотрудники не конфликтовали между собой;
  • чтобы появился «кураж»;
  • чтобы действовали самостоятельно;
  • чтобы сотрудники придумали, как повысить производительность (прибыль, количество клиентов и т.п.).

Бизнес-тренеру нужно разобраться с каждым запросом, понять истинные причины проблем. Например, конфликтность может быть связана с тем, что нет психологической совместимости, а может быть - и с тем, что неправильно выстроены бизнес-процессы. Опять же непонятно, для чего нужен «кураж» и что это такое вообще. Если речь идет о продавцах, которые с кислыми лицами ходят в торговом зале и не желают общаться с покупателями, то, может быть, нужно просто пересмотреть систему мотивации или набрать других сотрудников? Посмотрим, чему обучает тренинг формирования команды, а чему нет.

Доверие

Одна из распространенных проблем в коллективе, характерная именно для нашей страны, - отсутствие доверия друг к другу. Сотрудники боятся, что их «подсидят», выставят в глазах начальства в недобром свете, сделают гадость за спиной, поэтому неохотно идут на сотрудничество. Командные мероприятия немного «расковывают», облегчают общение. По сути, работа тренера в этом плане напоминает роль тамады на свадьбе, когда люди конкурс за конкурсом преодолевают робость и стеснение и в конце концов начинают общаться между собой уже без помощника.

Но доверие друг к другу в коллективе не поднимет автоматически производительность отдела или компании в целом.

Умение управлять эмоциями

На тренинге формирования команды участники получают обратную связь о себе и учатся конструктивно выражать свои эмоции и пожелания. Это важное умение. Некоторые люди привыкли добиваться своего исключительно через агрессию, другие наоборот - прикидываются ­жертвой и манипулируют группой.

На тренинге можно научиться действовать по-другому, сдерживать порывы, конструктивно выражать свои пожелания.

Работать в рамках своей роли

Некоторым людям сложно понять свою роль в коллективе. Они то пытаются руководить, то, наоборот, выбирают роль ведомого. В процессе ­тренинга сотрудники определяют свое место в группе и учатся приносить пользу.

Таковы три основных аспекта, которые присутствуют в тренинге формирования команды. О них обязательно нужно поговорить с заказчиком (руководителем организации или подразделения).

После этого нужно уточнить, на чем заказчик хочет сделать акцент. При проведении тренинга формирования команды возможны такие приоритеты:

  • выделить лидера или лидеров и укрепить их позицию (научить руководить, поднять авторитет);
  • просто дать сотрудникам возможность спустить пар, отдохнуть;
  • способствовать тому, чтобы у сотрудников появилось чувство групповой идентичности («вместе мы - сила!», «мы - команда!»);
  • создать условия для более глубокого знакомства, укрепить доверие друг к другу;
  • научить совместной работе (алгоритм продуктивной работы команды).

В зависимости от пожеланий заказчика тренер будет делать соответствующие акценты в процессе. Программа, излагаемая в настоящей статье, рассчитана на запрос о создании групповой идентичности и ­обучении совместной работе в рамках подразделения или организации.

Знакомство

Тренер начинает занятия с того, что объясняет, что такое команда и чем она отличается от обычной группы людей. Сообщение не должно быть долгим, участники не настроены долго слушать. Главное, подчеркнуть, что команда, в отличие от простой группы людей, работает в ­несколько раз эффективнее.

Тренер рассказывает стандартные правила тренинговой группы, принципы работы и переходит непосредственно к знакомству. Как правило, участники уже более-менее знают друг друга, поэтому использовать обычные упражнения не стоит. Надо ориентировать на командное взаимодействие.

О коммуникативном тренинге читайте подробнее в статье «Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь »

Пример 1

Упражнение «Знакомство»

Свернуть Показать

Тренер обращается к группе: «Мы все знакомы друг с другом в большей или меньшей степени. Но сейчас мы здесь немного в другом качестве, мы - команда. Поэтому давайте немного расширим наше знакомство и сделаем следующее упражнение. Желающий рассказать о себе выходит на середину круга и говорит, чем он может быть полезен для группы. Затем выходит следующий участник, и так далее».

Поучаствовать в упражнении должен каждый. Оно задает контекст, способствует возникновению чувства ответственности. Во время знакомства тренер отслеживает, кто из членов группы относится к заданию активно, а кто нет. «Недобросовестным» участникам потом нужно будет указать, что подобное поведение разрушает ­команду. Но это позже, уже на стадии проблематизации.

Активизация

На этом этапе тренер должен заставить участников думать о том, что такое командная работа. Люди, в большинстве своем, эгоистичны и думают о собственных потребностях и неудачах, поэтому их нужно ­«развернуть» в социум.

Пример 2

Дискуссия с модерацией «Признаки команды»

Свернуть Показать

«Давайте поговорим о команде, о том, какими признаками она обладает. Все мы интуитивно знаем, что это такое, потому что наша жизнь проходит в коллективе. Разобьемся на небольшие группы по три человека. Каждая группа должна составить список признаков, отличающих настоящую команду. Время на обсуждение - 7 минут. Время пошло!»

Через семь минут тренер останавливает обсуждение и предлагает каждой группе выбрать своего представителя, который зачитает результаты. Далее представители от каждой группы рассказывают признаки команды. Тренер делает записи на флипчарт (или обычную школьную доску) и комментирует. Как правило, участники называют следующее: «высокий уровень доверия друг другу», «сплоченность», «синхронность», «понимание друг друга с полуслова» и т.п. Важно, чтобы среди записанных признаков не было синонимов. То есть нет смысла, например, писать в одном списке «сплоченность» и «единство». Второй момент - надо добиться того, чтобы все ­понимали значение терминов одинаково. Для этого тренер ­переспрашивает и уточняет.

Довольно часто во время обсуждения забывают такой признак команды, как «общий алгоритм работы» или «командные процедуры взаимодействия», «правила». Тренер должен об этом сказать.

После обсуждения тренер спрашивает у всех участников: «Какая группа, по-вашему, продемонстрировала признаки команды?» (имеются в виду подгруппы, ­принимавшие участие в упражнении). Все высказываются и обосновывают свои ­ответы.

Подробнее о том, на что обратить внимание при проведении дискуссии, читайте в статье «Как проводить дискуссию в тренинге »

Чтобы научить различать «плохие» и «хорошие» команды и показать, что такое слаженность, тренер проводит еще несколько подвижных упражнений.

Пример 3

Упражнение «Скакалка»

Свернуть Показать

Образуются две большие группы по 7-8 человек, в зависимости от количества участников. Тренер вращает скакалку (веревку длиной 2-3 метра) вместе с помощником-добровольцем, а одна из групп прыгает через нее. Задача - перепрыгивать всем одновременно. Иногда это удается, иногда нет. По окончании упражнения проводится обсуждение. Участники отмечают, что эффективно действует та команда, члены которой приспосабливаются друг к другу, прыгают примерно на одну и ту же высоту, берутся за руки, становятся ближе, чтобы чувствовать импульс.

Пример 4

Упражнение «Синхронные движения»

Свернуть Показать

Тренер: «Встаньте, пожалуйста, в колонну друг за другом. Закройте глаза. Когда я хлопну в ладоши, вы должны синхронно сделать одно действие. Например, ­подпрыгнуть или развернуться в одну и ту же сторону. Переговариваться нельзя».

Как правило, с первого раза ничего не получается и все возвращаются в исходное положение. На седьмой-десятый раз группа начинает действовать слаженно и ­выполняет задание. Тренер проводит обсуждение, задавая следующие вопросы:

  • что мешало действовать синхронно в самом начале?
  • в какой момент группа начала действовать как единое целое?
  • кто и как способствовал синхронности?

Когда участники группы накопили информацию об эффективных и неэффективных командах, переходим к следующему этапу.

Проблематизация

На этой стадии обучения тренер должен создать условия, чтобы каждый из участников осознал свое место в группе, понял, мешает он или помогает групповому процессу в целом. Необходимо использовать более сложные групповые задания. На этой стадии появляется первая волна лидеров - участников, которые пробуют свои силы в качестве ­руководителей группы.

Это самый важный этап тренинга. Целесообразно провести какое-нибудь групповое действие, в которое вовлечены все участники. Ведущие чаще всего предлагают ролевые игры, где нужно сделать что-то практическое - построить башню, мост из подручных материалов - ­бумаги, ­карандашей, скрепок, преодолеть препятствие и т.д.

Мы считаем, что командная игра должна быть, с одной стороны, приближена к реальным рабочим ситуациям участников, а с другой - иметь элемент «фантастичности». Если заставлять менеджеров по закупкам собирать из кубиков домик, то они, конечно, это сделают, но потом не будут переносить навык в обычную жизнь. Для них командная игра так и останется детсадовской забавой, не связанной с реальностью. Поэтому ситуации должны быть рабочими. Например, для менеджеров по продажам они связаны с переговорами и тому подобным. С другой стороны, если дать ролевую игру, в точности повторяющую рабочие ситуации, то, как показывает практика, участники не смогут конструктивно ее анализировать. Они станут цепляться к деталям, вспоминать, как это бывает в жизни.

Лучше всего, например, для менеджеров по продажам сделать так:

Пример 5

Ролевая игра «Сказочный VIP-клиент»

Свернуть Показать

Вы команда продавцов. К вам обратился Дед Мороз, и он хочет получить от вас комплексное предложение. Каждый год он разносит подарки, но на этот раз ему ­хотелось бы сделать для детей что-то интересное. Ваша задача:

  1. подготовить для Деда Мороза интересное коммерческое предложение (можно предлагать скидки, акции и прочее);
  2. изготовить образцы продукции для презентации;
  3. сделать презентацию (выступить перед Дедом Морозом).

Заданий должно быть как можно больше, чтобы участники группы были вынуждены распределять роли и ответственность. В общем, ролевая игра должна быть как рабочий проект.

Для смешанной команды, где присутствуют разные специалисты - программисты, менеджеры по продажам, бухгалтеры, можно провести другую ролевую игру.

Пример 6

Ролевая игра «Ремонт»

Свернуть Показать

Используя доступные вам ресурсы - стулья, мебель, канцелярские предметы, преобразуйте эту аудиторию в помещение с другим функциональным назначением. Это может быть что угодно - яранга, зал центра управления космическими полетами, рубка корабля и так далее. Постарайтесь сделать все так, чтобы посторонний ­человек мог с первого раза угадать, что это такое.

Желательно заранее договориться с каким-нибудь сотрудником, который не участвует в тренинге, зайти в тренинговую комнату в определенное время и «опознать» результат коллективного труда. Если тренинг ведут два тренера, эту роль может ­выполнить один из них.

Задача ролевых игр и различных коллективных заданий на этапе проблематизации - обнаружить проблемы, которые существуют в группе и мешают нормальной командной работе. Самое важное происходит после, когда начинается обсуждение. Во время самой игры тренер внимательно следит за тем, как взаимодействуют участники, и обращает ­внимание на следующие категории людей:

  • лидеры;
  • саботажники;
  • «зайцы».

Лидеры

Имеет значение то, как они «заявляются» на свою роль. Они могут открыто предлагать свои услуги группе либо действовать исподволь. Обычно во время ролевой игры появляются 2-3 лидера, в зависимости от ­количества участников. Они могут вести себя следующим образом:

  1. конкурировать;
  2. признать верховенство одного из лидеров и стать помощниками;
  3. «затаиться», чтобы взять реванш позже, например в следующей ролевой игре.

Позиции лидера в группе очень важны. Есть коллективы, где лидера вроде бы нет, а все решения принимаются группой. Но сама по себе руководительская функция никуда не пропадает, она просто распределяется. Один формулирует цели, другой распределяет задания, третий контролирует результат и так далее. Но чаще в коллективе все-таки есть один или два лидера. Они могут менять друг друга. Например, один управляет группой в обычном режиме, а другой - в экстремальных ситуациях. Либо один выполняет представительские функции, а другой занимается ­«внутренними делами». Тренер задает лидерам такие вопросы:

  1. Как вы начали руководить в этом задании?
  2. Почему вы считаете, что именно вы готовы руководить группой? Каковы были ваши мотивы?
  3. Были ли в группе другие люди, которые могли справиться с этой функцией руководства лучше, чем вы? Если да, то почему вы не дали ­действовать им?

Эта серия вопросов направлена на то, чтобы группа поняла, что команда строится вокруг лидера. Именно поэтому обсуждение ролевой игры начинается с них. При этом сами лидеры должны отнестись к своей позиции серьезно, оценить свои способности и решить, готовы ли они выступать в качестве глав команды.

Тренер должен опросить также и несостоявшихся лидеров , то есть тех, кто так и не стал ими, но пытался:

  1. Как вы заявляли себя на роль лидера?
  2. Почему упустили ее?
  3. Кто перехватил управление?
  4. Готовы ли в следующий раз воспользоваться возможностью? Как ­будете действовать?

С точки зрения активности команда действует всегда более энергично, чем просто группа людей. Для этого тренер создает инициативное ядро, центром которого является лидер. Тот, кто управляет группой, должен быть активен и неравнодушен. Как поется в известной песне В.С. ­Высоцкого:


Чтобы сделать позицию лидера более четкой, ведущий группы задает вопросы, призывающие каждого подумать о том, готов ли он рискнуть и поруководить. Рассмотрим два сценария, когда в группе никак не может обозначиться лидер. Это если группа неактивна и если в ней ­конкуренция лидеров.

Неактивная группа

Когда группа вялая, лидера нужно «назначить». Для этого тренер выбирает «лучшего из худших» и задает вопросы:

  1. Могли ли вы помочь группе действовать более уверенно и эффективно?
  2. Есть ли у вас для этого способности?

Если человек отказывается, его нужно поддержать, выделить моменты, когда он действовал именно как лидер: «Вы установили дисциплину во время рабочей ситуации, заставили говорить по очереди. У вас несомненно есть способности к руководству». Или: «Вы распределили задания между участниками, благодаря этому была достигнута общая цель».

То есть тренер должен своими вопросами и обратной связью «привить вкус» к лидерству, сделать так, чтобы другие захотели тоже попробовать себя в этой роли. Часто это необходимо в «интеллигентных» коллективах, где все стесняются взять инициативу в свои руки. Либо там, где люди работают вместе долгое время и боятся друг друга обидеть.

Конкуренция между лидерами

Но бывают ситуации, когда нехватки вожаков не наблюдается, а наоборот, каждый тянет одеяло на себя. Такое часто встречается там, где сотрудники молодого возраста, особенно если им надо конкурировать и проявлять агрессию каждый день, - менеджеры по продажам, торговые представители.

В этой ситуации тренер должен сделать так, чтобы они не мешали группе, выясняя отношения. Можно, например, провести упражнение, которое покажет, каковы реальные симпатии членов команды.

Пример 7

Упражнение «Живая социометрия»

Свернуть Показать

Тренер предлагает двум участникам, претендующим на первенство, выйти на середину круга и закрыть глаза. Остальным дается такая инструкция: «Пожалуйста, посмотрите на Елену и Василия и подумайте, с кем вы бы хотели быть в одной команде. Затем молча подойдите и встаньте рядом с этим человеком». Упражнение выполняется до тех пор, пока все участники не определятся со своими симпатиями. Затем тренер говорит лидерам: «Откройте, пожалуйста, глаза и посмотрите, кто на самом деле вас поддерживает».

После этого упражнения тот, кто получил меньше всего «голосов», обычно становится помощником лидера либо переходит в категорию ­исполнителей, то есть не пытается оспаривать главенство над группой.

В некоторых случаях приверженцев оказывается примерно поровну, но это тоже хорошо. Лидеры будут проявлять себя в разных упражнениях и ролевых играх, чтобы не мешать друг другу. При этом они будут знать, на кого могут опереться.

Саботажники

Как правило, в каждой группе есть люди, которые по ряду причин не хотят «быть как все». Они подвергают сомнению любые инициативы, критикуют тех, кто активно участвует в работе коллектива, в общем, ставят палки в колеса. Таким нужно давать отрицательную обратную связь. Они должны почувствовать, что именно по их вине срывается нормальная ­работа в группе. Тренер задает им следующую серию вопросов:

  1. Как вы думаете, какова была ваша роль?
  2. Что вы сделали для того, чтобы команда выполнила задание?

Как правило, «саботажники» начинают уходить от ответа. Они говорят: «Я просто шутил», «Да ведь это же все игра», «Я не всерьез» и т.д. В этом случае тренер описывает, как на самом деле вел себя участник. Например, так: «Во время выполнения задания вы высмеивали остальных, призывали “бросить заниматься ерундой”. Как вы думаете, помогало это команде или мешало?». Делая подобным образом, тренер преследует две цели:

Во-первых, участники тренинговой группы (в том числе и те, кто вел себя конструктивно) должны понять, что работа в команде - это не только радость от совместной работы в духе «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», но и большая ответственность. Личные амбиции и эмоции надо контролировать и помнить, прежде всего, о результате.

Во-вторых, тренер показывает лидеру (или лидерам), как надо себя вести с теми, кто тянет группу назад. При этом, конечно, не надо говорить: «Посмотрите, как правильно действовать». Лидер будет копировать ­поведение тренера неосознанно.

«Зайцы»

Еще одна категория, которая тормозит работу команды, - это так называемые «зайцы». Они ведут себя порой даже хуже, чем явные саботажники. «Зайцы» не вступают в конфронтацию, считают себя членами команды, но при этом ничего не делают. Они проявляют активность ровно настолько, чтобы их заметили. Чаще всего они выбирают для себя участок работы, не требующий особого напряжения. В обсуждениях ­участвуют, но не делают каких-либо полезных предложений.

Сам по себе они безвредны, но заражают пассивностью остальных . Если лидер команды или тренер не примут мер, то через некоторое время вся группа превратится в «болото». Потому тренер задает «зайцам» (кстати, это термин методический, не нужно так называть участников) такие вопросы:

  1. Что вы сделали для того, чтобы группа достигла целей?
  2. Какие личные цели вы преследовали, занимая пассивную позицию?

Как правило, участники осознают, что на самом деле они только состоят в команде, но ничего не дают взамен. Однако этого недостаточно. Необходимо дать толчок в правильном направлении:

  1. Что вы на самом деле могли сделать для команды?
  2. Какие ваши способности, знания или навыки помогли бы общему делу?
  3. Как вы собираетесь действовать дальше? Будете принимать более ­активное участие?
  4. Что вы будете делать для команды?

После того как тренер даст обратную связь по ролевым играм, этап проблематизации пройден. Следует помнить, что для некоторых участников вопросы ведущего могут носить психологически травмирующий эффект, поэтому к концу дня они будут выглядеть подавленно. Тем не менее волноваться не стоит. Чем более сильные впечатления останутся у участников, тем более сплоченной командой они станут позже. В отличие от чисто «навыковых» тренингов (продаж, переговоров), тренинг формирования команды более жесткий. Люди получают интенсивную личностную ­обратную связь, у многих открываются глаза на отношения в коллективе.

Мы продолжим рассказывать о тренинге формирования команды в следующем номере. Речь пойдет

Цель: знакомство с участниками смены, создание обстановки принятия и доверия в группе.

1) Введение / Знакомство;

Цель: сообщить членам группы тему занятия, его цель и задачи, обосновать актуальность проблемы и организовать знакомство с участниками.

Ведущие сообщают:

  • общие цели и задачи предстоящей работы;
  • как будет организована групповая работа и психологические акции;
  • принципы и правила работы.

2) Обсуждение и принятие правил работы в группах:

Цель: сделать общение в группе максимально комфортным для каждого участника.

Важно, чтобы группа приняла предложенные правила и предложила свои. Правила необходимо выработать вместе с группой.

Принципы общения:

1 Добровольность;

2 Общение на равных;

3 Здесь и теперь;

4 Активность.

Правила общения:

  1. 1. Право говорящего;
  2. 2. Правило поднятой руки;
  3. 3. Безоценочность;
  4. 4. Конфиденциальность;
  5. 5. Правило пирога (регламент).

3) Ритуал приветствия «Бег ассоциаций»

Каждый участник по кругу называет ассоциацию, которая возникает в ответ на слово или словосочетание, касающееся темы занятия. Например, ведущий говорит - «Знакомство», участники называют: «улица», «встреча», «общение», «напряжение»…При необходимости ведущий подводит резюме высказываниям участников.

Ритуал окончания занятия «Большие шаги».

Цель: создание психологической границы между занятием с элементами тренинга и другими формами работы.

Инструкция:

1. Группа становится в круг. Ведущий также может участвовать в игре. Каждый кладет руки на плечи соседа.

2. Участникам сообщается, что все должны будут сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде.

3. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Ведущий говорит: «Раз, два, три... Шагаем!», и группа делает первый шаг.

4. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Ведущий повторяет команду: «Раз, два, три... Шагаем!», и группа делает второй шаг.

5. Вполне вероятно, что теперь в круге стало довольно тесно, но все-таки добавляется третий шаг. Насколько возможно, все поднимают левую ногу, Ведущий дает команду к последнему шагу... После этого шага все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.

После ритуала прощания, вопросы, поднятые на занятии не обсуждаются.

«Сменяющиеся команды».

Цель: раскрепощение участников встречи, создание неформальной обстановки общения.

Подготовка.

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. Вам понадобится свисток (или колокольчик).

1. Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.

2. Как только команды появились, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу», затем подайте следующий сигнал.

3. Следите за тем, чтобы каждый раз по Вашему сигналу образовывались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.

4. Возможные варианты раундов представлены ниже:

▪ «Тройки!» — участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

. «Шестерки!» — игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;

. «Четверки!» — все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;

. «Пятерки!» —игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

. «Семерки!» —попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;

. «Двойки!» — игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;

. «Восьмерки!» — каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.

5. В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»

6. После упражнения проводится совместное обсуждение. Ведущий предлагает представить каждому участнику человека, сидящего слева от него (указав имя, что особенно запомнилось), либо задает вопрос: «Что интересного, необычного вы узнали о присутствующих здесь людях?»

Программа проведения игрового тренинга на командообразование

Упражнения на знакомство внимание:

1. «Снежный ком» - упражнение на знакомство и внимание. Первый участник называет свое имя и какое-либо простое действие (ассоциацию, качество и т.д), характеризующее его. Следующий участник повторяет тоже самое и добавляет свое, следующий …

2. «До сорока». Участники стоят в кругу. Ведущий даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит цифру и подпрыгивает». Упражнение проходит до сорока; если происходит ошибка на каком-либо участнике, все начинается сначала.

Упражнения на доверие:

3. «Поддержка». Участники разбиваются на пары; впереди стоящий участник скрещивает на груди руки и закрывает глаза. По команде тренера этот участник должен, доверившись партнеру, упасть назад. Сзади стоящий должен поймать его (расстояние нужно варьировать). Упражнение проделывается 4-5 раз, затем участники меняются ролями.

4. «Восковая палочка» - упражнение на доверие. Участники становятся в круг,(в центре находится один из участников), закрывает глаза, скрещивает на груди руки в замок и замирает). Остальные участники медленно передают его по кругу друг другу, контролируя руками стоящего в кругу. Затем происходит смена.

5. «Свободное падение» - очень интересное упражнение на доверие. Участник становится на стул спиной к группе из четырех человек, взявшихся за руки в замок. После чего он свободно падает, а группа его ловит. Цель упражнения добиться ощущения доверия при падении. После 2-х - 3-х раз место падающего занимает другой человек.

6. «Мы сильны!» Задача команды используя лишь одну ладонь/два пальца одной руки медленно поднимают поочередно участника команды в воздух.(в центре находится один из участников), закрывает глаза, скрещивает на груди руки в замок и замирает) После этого все повторяется.

7. «Крокодильчик». Задача команды создать переправу из ладоней, стоя в шеренге. Через этот транспортер проходит вся команда. Из-за специфического телодвижения участников во время упражнения, оно носит такое название.

Упражнения на командообразование и выявление лидерских качеств:

8. «Шеренга». Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга и лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществлять как в левую, так и в правую сторону, но обязательно после приземления оказаться лицом к одной из стен. Задача участников - после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутым лицом в одну сторону. Как правило, задача эта оказывается для группы невыполнимой, и после первого же хлопка участники стоят повернутые кто куда. Для такой перемешанной шеренги ведущий формулирует новую задачу: прыгнуть так, чтобы оказаться после приземления повернутыми в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются до тех пор, пока не будет достигнута цель (Упражнение выполняется молча).

9. «Построение» . Задача команды по сигналу тренера за 20с построится по цвету глаз, длине волос, дате рождения и т.д. (желательно не более 3-х раз).

10. «Плот». Задача команды по сигналу тренера вместиться в нарисованном на полу тренером квадрате (плот). После правильного выполнения упражнения квадрат рисуется поменьше и т.д.

11. «Плот-усложнение». Задача команды стоя на плоту перевернуть его изнанкой вверх не наступая на пол.

12. «Переправа». Участникам выдается один лист А4 на 1.5 метра расстояния между двумя КП. Задача -переправится с одного КП на другой не выступая за *островки* и не расцепляя рук. Для усложнения упражнение выполняется молча.

13. «Паутина». Лайт-версия. Одномерная горизонтальная паутина на уровне колена. Задача - пересечь ее с одного края на другой не задевая и сохраняя контакт.

14. «Тропа». На полу рисуется 2 параллельных полосы шириной не больше 45 размера ноги. Участники выстраиваются в шеренгу внутри *тропы*.Задача: не заступая за края, последнему частнику оказаться 1м и так до тех пор, пока все не выстроятся в изначальном порядке. Заступ -все заново.

Игры- flashки (вспышки):

«Хрю». Участники стоят в кругу. Задача каждого передать с лева стоящему эстафету поворотом головы и произнося звук «хрю». С каждым разом нужно стараться выполнить это задание быстрее предыдущего раза (упражнение проделать 3-4 раза).

«Поменяйтесь местами те, кто…». Группа сидит в кругу на стульях. В центре находится ведущий. Он дает задание: «Поменяйтесь местами те, кто одет в джинсы (кто не любит умываться холодной водой и т.д.)». Те участники, которые соответствуют вопросу, должны поменяться местами, а ведущий должен занять место одного из них. Тем самым кто-то останется в кругу ведущим, и игра повториться.

«Зоопарк». Участники находятся в кругу; в центре - ведущий. Он указывает на одного из участников и называет какое-либо животное, например - слон. Тот участник, на которого указали, демонстрирует основную черту данного животного (в данном случае - хобот), а его ближайшие соседи все остальное (в данном случае - уши). Если, кто-то из игроков замешкался, то он занимает место ведущего, и игра начинается снова. Упражнение должно проходить быстро, тогда это зрелищно. Все животные заранее определены (3-4 животного) и «продемонстрированы».

«Трам-пам-пам». Участники повторяя предложенный текст, выполняют специфические движения. Упражнение после каждого круга повторяется в ускоренном темпе с добавлением новых движений.

Предлагаю подборку упражнений на командообразование. Если у кого-то есть еще - добавляйте!


Упражнение Уменьшающаяся газета
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.
Время: 10 минут.
Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.
Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!»
После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»

Упражнение Мой вклад в команду
Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.
Время: 20-30 минут.
Размер группы: 12-20 человек.
Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.
Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Выводы:
1. Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.
2. Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному – выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Упражнение Мост
Цели и возможности применения. В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.
Необходимые материалы: скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.
Время: 10-30 минут.
Размер группы: 10-30 человек.
Описание. Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.
Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.
Обсуждение. То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Упражнение Воздушные замки
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффективно и позитивно его завершать.
Необходимые материалы: пачка бумаги формата А4.
Время: 25 минут.
Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».
Обсуждение. Если упражнение используется как завершающее тренинг командообразования, то обсуждение можно не проводить. Если упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде

Упражнение Издание анекдотов
Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы: смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).
Время: 10 – 12 минут.
Размер группы: 4 – 20 человек.
Описание. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один конверт.
Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда – это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема – родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды – привести текст в порядок».
Вопросы для обсуждения.
1. Как команда справилась с заданием?
2. Что было сложно?
3. Почему победители победили?
Варианты.
1. Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.

Упражнение Круг-треугольник-квадрат-спираль
Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.
Время: 20-30 минут.
Размер группы: 12-20 человек.
Описание.
1. Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
2. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:
Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.
Треугольник – что помогает достигать результатов.
Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

Игры на командообразование

Тренер: Сахарова Дарья

#Шашники, 2016

Взаимодействие

Гомеостаз

Ведущий хлопает в ладоши. Задача участников, не договариваясь, выбросить одинаковое количество пальцев на руках. Если задача не решена, делается очередная попытка.

Поворот на 90 градусов

Участники становятся в одну шеренгу (или стоят по кругу), повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий хлопает в ладоши, на каждый хлопок участники должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов. Задание выполняется молча. Задача - всем повернуться в одну сторону. Ведущий прекращает хлопки, когда все участники стоят лицом в одну сторону.

Часы

Упражнение проводится в группе из 12 человек (возможно 13 -14). Участники сидят в кругу. Группа – это большие часы. Ведущий определяет цифры каждого игрока на циферблате часов. Затем он называет время, например, 18:40, тогда сначала тот, на чьей цифре стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, на чьей цифре стоит минутная, говорит «бом». Если обе стрелки смотрят на одного человека, то он сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом». Если участников больше, чем 12, то время называют 13-ый и 14-ый поочередно.

Покажи глазами

Один желающий выходит за дверь. В это время группа загадывает 2-3 простых действия, например, взять ручку у одного участника и передать другому. Группа также выбирает человека, который будет показывать вошедшему, что нужно делать, но показывать он должен это только с помощью глаз, без жестов и звуков. Задание считается выполненным, если вошедший правильно выполнил все инструкции.

Это упражнение позволяет развить визуальную сензитивность. Главное условие – «инструкцию» давать только глазами!

«Равновесие»

Упражнение-иллюстрация, метафора. Каждому из участников необходимо выбрать для себя двух партнеров, не показав при этом вида кого он выбрал. Далее, по команде ведущего вся группа начинает хаотично двигаться в пространстве комнаты. Задача каждого – находиться на одинаковом расстоянии от выбранных ранее участников. Не принципиально находиться близко к партнерам, самое главное – держать во время движения всегда одно расстояние. В данном упражнении не важен темп, оно должно проходить плавно. Это своего рода настрой на группу, возможность уловить общую энергетику. Это метафора – достижение индивидуальной цели возможно при достижении групповой. Есть цели, достижение которых возможно только в группе – используя ее ресурс.

Печатная машинка

Участники становятся в одну линию. Ведущий озвучивает стихотворную строчку, которую нужно «напечатать». Например:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Участники называют по по одной букве: 1-й- Т, 2-й- Р, 3-й-И, пробел - все хлопают в ладоши, 4-й- Д и т.д.

Переход на следующую строчку - все топают ногой. Если кто-то ошибается, он выбывает из игры (можно и нет) и все начинается сначала.

Два автобуса

Группа делится на две примерно равные части. На середину комнаты ставятся две пары стульев спинками на внешнюю сторону. Ведущий говорит о том, что две группы людей стоят на остановках и ждут своих автобусов. Подъезжает 1 автобус для одной группы, в него садятся 3 человека. Затем в автобус для второй группы садятся 4 человека и т.д. Команды заполняют свои автобусы. Получаются автобусы в час пик, в них очень тесно, но нужно удержаться, чтобы никто не упал. Но произошла поломка одного из автобусов, однако доехать нужно всем, поэтому все пассажиры 2-ого автобуса садятся в первый. Становится еще теснее. Задача участников – продержаться в одном автобусе хотя бы 20 секунд.



Ведущий очень внимательно следит за процессом игры для того, чтобы не допустить возможных падений и травматизма. Страхует участников во время каждой из попыток, но, в то же время, придерживается нейтральной позиции и дает участникам понять, что не будет помогать в выполнении задания. Ведущий все время контролирует процесс и на реплики участников о том, что это задание не выполнимо, спокойно отвечает, что выполнить это задание реально и достаточно просто.

Паутинка

Все участники становятся в тесный круг и протягивают руки к его середине. По сигналу ведущего все одновременно берутся за руки так, чтобы в каждой руке каждого участника оказалась одна (только одна!) чья-то рука (но не соседа справа и слева). Затем участники распутываются, не разнимая рук. Результатом может быть один большой круг, несколько отдельных кругов и круги, сцепленные между собой.

Транспортное средство

Все участники сидят в кругу, один желающий выходит в центр и начинает изображать одну из деталей какого-либо транспортного средства, к нему присоединяется второй и т.д. Когда транспортное средство готово, участники комментируют, какой же деталью они были. После чего вся машина пытается проехать хотя бы 2 метра.

Ведущий говорит о том, что мы собираемся построить транспортное средство, но что у нас получится, мы еще до конца не знаем.

Такое упражнение позволяет участникам «вчувствоваться» друг в друга, попытаться понять какой «деталью» транспортного средства стали другие участники. Кроме того, всем вместе необходимо будет наладить эффективное взаимодействие, чтобы «доехать» до места назначения.

Командообразование, сплочение

Поезд

Помещение, где проводится это упражнение должно быть достаточно просторным. В пустом пространстве расставляются в хаотичном порядке, как препятствия, несколько стульев. Участники становятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Последний – «паровоз», другие – «вагончики». Глаза открыты только у последнего участника – «паровоза». Он «едет» и управляет движением всего состава, следит за тем, чтобы поезд не врезался в препятствия. Делает он это, поворачивая за талию (плечи) впередистоящего участника, Влево – поезд поворачивает налево, вправо – направо. Задача всего поезда пройти по указанному маршруту, не нарушив правил игры и не задев препятствия.

Башня

Группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки или два набора соломки для коктейля и клейкая лента. Группе необходимо построить башню их этого материала. «Башня» должна быть устойчивой. Без слов и определенной высоты.

Летающие яйца

Группам выдаются материалы. Бумажный конверт, целлофановый пакет, липкая лента, скрепки, нитки, лист бумаги, сырое яйцо. Необходимо сделать такую конструкцию, с помощью которой можно выбросить яйцо с высоты второго-третьего этажа, а оно должно остаться целым.

Растяжка

Участники стоят в две шеренги напротив друг друга таким образом, что каждый упирается ладонями в ладони двух человек напротив (соответственно, у крайних одна рука свободна). Задача команды – преодолеть маршрут, распределяя вес таким образом, что расстояние между двумя шеренгами становится максимально большим.

Монетный двор

Участники стоят в кругу. На кончик указательного пальца одного из них кладется монета, задача команды – передать эту монету по кругу при том, что касаться ее можно только кончиком пальца. Так проходит несколько кругов, на каждом из которых добавляется по монете.

Спасти игрушку

Команда стоит перед ограничительной линией, на расстоянии приблизительно полутора метров от нее – игрушка. Команде дается веревка, на которой они опускают одного из участников практически горизонтально так, чтобы он смог достать игрушку

Скованные одной цепью

Участники стоят в шеренгу. Ноги их попарно связаны. Их задача перешагнуть, не задев, одну или две веревки, натянутые на уровне колена.

Мяч на покрывале

Участники держат за края покрывало, на котором малярным скотчем или мелом прорисован лабиринт. Их задача – провести по нарисованному маршруту мяч.

Узел на веревке

Участники стоят в шеренгу по одну сторону от веревки, берутся за веревку двумя руками. Их задача – не отпуская рук, завязать на веревке узел в том месте, которое укажет ведущий.

Паутинка (спички)

Участники стоят в круг, зажимая между указательными пальцами спички. Их задача – максимально разойтись и максимально сойтись.

«Магия чисел»

Все участники встают в круг. Ведущий показывает пальцами любые числа (правая рука – десятки, левая – единицы; либо сумма с двух рук). Задача участников: выйти в центр круга указанному кол-ву человек, причем сделать это надо за три счета.

Лабиринт

Команде необходимо выстроившись друг за другом преодолеть извилистый лабиринт сквозь лес с препятствиями различной высоты. Вся команда идет с завязанными глазами и только один участник команды следует позади всех с открытыми глазами.

Разговаривать нельзя, в том числе произносить какие- либо звуки, так как это звуковая команда. Заходить за и задевать препятствия нельзя (в том числе и ограничительные деревья). В случае нарушения этих условий команда начинает заново.

Спаси жизнь

Пионеры всегда славились изобретательностью. Сейчас Вам необходимо придумать конструкцию которая защитит яйцо от раскалывания (применяются только выданные предметы: трубочки, скотч, один лист бумаги, стаканчик). Яйцо должно находится внутри сооруженной конструкции. После сооружения конструкции она проходит проверку на практичность. Конструкция подбрасывается инструктором на высоту 3-х метров и падает на твердую поверхность. Команда разбирает конструкцию (с помощью ножниц) и показывает целостность яйца.

Если яйцо не разбилось и даже не треснуло, то испытание пройдено, если нет, то нет.

Разрушенный мост.

Команда стоит в шеренгу, обнявшись (на бордюре). Участник с закрытыми глазами (с повязкой на глазах) проходит держась за сцепившихся участников. Такой путь должен сделать каждый участник.

В случае заступа за ограничение моста любым из участников команда начинает прохождение заново.

Амеба

Вам предстоит почувствовать себя единым целым. Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Группа стоит взявшись за руки. Задача - всем пройти над веревочкой, не задев ее.

Испытание проходится молча, задевать веревку нельзя, также нельзя расцеплять руки. В случае нарушения - всё заново.

Ковер

На земле кусок ковролина (плёнка), на котором располагаются участники. Их задача - всей командой оказаться на обратной стороне ковра, не коснувшись земли.

Нельзя касаться земли ни руками, ни ногами. Ковёр можно трогать руками. Разговаривать можно.

Один в поле не воин

Команда выстраивается вокруг лабиринта и выбирает одного человека, который будет проходить его с завязанными глазами. Каждый член команды по часовой стрелке может сказать одно слово, которое направит участника в лабиринте. Задача участника с помощью коллег дойти до конца лабиринта и разрезать финишную ленточку.

Если кто-нибудь из участников говорит 2 и более слова, либо не в свою очередь, либо человек, проходящий лабиринт заступает за препятствие, то всё начинается заново. Один человек может попробовать пройти лабиринт только 3 раза, после этого пробует следующий. Кругов (так как говорят по кругу) может быть сделано сколько угодно, главное очередность и необходимость говорить по 1 слову.

Минное поле (8x8)

ГТО, кто помнит что это такое? Сейчас нам с Вами проиграть немного боевую ситуацию. Проход по полю клеточек, некоторые из которых (известны тренеру) помечены как "плохие", необходимо пройти, наступая только на "хорошие" клетки. При наступании участника на "плохие" клетки вся команда возвращается на исходную позицию, получая "ранение".

Можно ходить в любом направлении. Команда идёт друг за другом. Если участник ступает на правильную клетку, значит инструктор молчит и сзади участника занимает клетку другой участник. Если неправильно, то инструктор говорит «ВИЛ» и участник уходит назад колонны. Если в середине маршрута произошла ошибка, участники стоят не на тех клетках, или какие-то клетки пустуют, то весь отряд начинает сначала. РАЗГОВОРЫ СТРОГО ЗАПРЕЩЕНЫ, если кто-то разговаривает, то весь отряд также начинает сначала.

Человек-фломастер

Группа поднимает одного участника на руки, ступнями ног он держит маркер. Задача нарисовать на листе (прикрепленном на стену) слово Дельфин

Ловушка

Перед командой - большая паутина. Задача команды перебраться сквозь паутину, задевать ячейки нельзя. Проходят по очереди. Если касаются паутины, то все заново.

Веревки натянуты хаотично. Можно между двумя деревьями-столбами.

Веревочный курс

Обручи (кольца)

Зачем оно команде: сплочение

Правила: Задача команды перебраться из пункта А в пункт Б. Нельзя касаться конструкции и деревьев. В каждое кольцо можно передать только 1 человека. (*Но смотрим по ситуации, если много крупных перваков, то сразу лучше сделать послабление и сказать, что пр. в маленькие кольца нужно передать 3 людей). При касании одним из участников команды конструкции или дерева команда возвращается в пункт А и начинает проходить упражнение сначала. Упражнение считается выполненным, когда вся команда окажется в пункте Б.

Техника безопасности:

Возможные усложнения: выполнение в полном молчании

Многомерная передача

Зачем оно команде : тактильный контакт, если есть "легкий недоверчивый человек"

Правила: Задача команды поместиться внутрь горизонтальной сетки. Нельзя касаться верёвок и деревьев. При касании одним из участников команды верёвки или дерева команда возвращается и начинает проходить упражнение заново. В итоге все ячейки сетки должны быть заняты (за исключением случая, если членов команды меньше, чем ячеек). Передаем человека из пункта А в пункт Б. Человек, которого передают пусть сделаем безопасный хват (как на падение на доверии), чтоб никого не трогать!

Техника безопасности:

Нельзя держаться за голову передающих

Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки- показать

Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

Д паутина

Зачем оно команде: сплоченность

Правила:

Команда идет определенным маршрутом из пункта А в пункт Б. По дороге нельзя касаться конструкции и терять телесный контакт. При нарушении условий прохождение испытания начинается заново.

Возможные усложнения:

· Завязывать человеку глаза, если касается всегда один и тот же, что бы команда его провела

Тюрьма

Одинарная – ограничение веревкой только снизу.

Двойная – ограничение сверху и снизу.

Зачем оно команде: тактильный контакт, сплоченность

Правила для тюрьмы: Перед вами натянута веревка. Ваша задача – перебраться сверху всей командой. Нельзя задевать веревку, касаться деревьев, пролезать под веревкой

Правила тюрьмы-амебы (более сложный вариант тюрьмы): Перед вами натянута веревка. Ваша задача – перебраться сверху всей командой, сохраняя телесный контакт. Нельзя задевать веревку, касаться деревьев, размыкать рук.

Техника безопасности:

- Нельзя прыгать!

Нельзя держаться за голову передающих

Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки (показать)

При передаче человека используется безопасный хват (показать)- держим за середину руки (между кистью и локтем)

Если передаем человека используется безопасный хват (показать) - стульчик

Если подставляем колено, должно быть 3 прямых угла (показать)

Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

Напомнить, что у мальчиков центр тяжести - плечи, а у девочек – попа.

Возможные усложнения: ввести «слепых» или «немых» людей

Падение на доверие

Зачем оно команде: доверие

Правила:

Задача каждого участника упасть с платформы спиной назад в руки команды. Для того, чтобы человеку было максимально комфортно, важно делать это упражнение в полной тишине.

Техника безопасности

1. Все участники должны снять с рук предметы, которые могут навредить падающему (большие кольца, цепи, часы и т.д.) и очки.

2. Важно учитывать, что у девочек самая тяжелая часть тела - таз, у мальчиков- плечи. В область «падения» этих частей тела лучше ставить самых сильных страхующих.

3. Страхующие встают в две ровных линии, навстречу друг другу, руки согнуты в локтях под углом 90 гр. (примерно на расстоянии вытянутых рук). Между руками страхующего обязательно должно быть две руки, стоящих напротив (2 руки разных людей). Одна нога чуть вперед, другая - опорная. Торс откинут назад.

4. Когда участник поднялся на тумбу, он должен скрестить руки безопасным хватом (ПОКАЗАТЬ). Повернуться спиной к команде, ноги поставить ровно. (В этот момент важно убедиться, что человек упадёт ровно в руки страхующим, а не в бок – вы можете подкорректировать то, как он стоит и, соответственно, куда он будет падать. Тело падающего должно находиться на той же прямой, что и руки страхующих).

Скажите, что человек должен падать ровно как струнка (представь, что ты струнка! Но лучше действует – представь, что ты зажимаешь ягодичками монеткуJ).

5. Стоя на тумбе спиной к команде (которая уже в это время готова ловить), член команды спрашивает «Команда готова?», получает ответ: «Готова!». Спрашивает: «Я падаю?», команда: «Падай!». Важно следить, чтобы команда была реально готова и хором четко и громко отвечала!

7. И падает! При падении человек не должен расцепить руки или «сесть» попой (тело должно образовывать максимально ровную линию). Для этого мы и представляем, что все ваше тело – это струнка, или, что у вас внутри стальной стержень.

8. Когда человека поймали, важно аккуратно опустить его на землю. Сначала ноги, потом голову.

Скала

Зачем оно команде:

Правила: Задача участников: Каждому члену команды нужно переместиться, пройдя через всю команду так, чтобы снова первый стал первым, а последний последним.

Возможные ограничения: проходить молча, одного человека провести с закрытыми глазами.

Низкий лабиринт

Простой – с закрытыми глазами идет один человек.

Сложный – с разных сторон двигаются два человека.

Зачем оно команде: умение слышать друг друга, говорить только по существу, максимально сосредотачиваться на результате, появлению у каждого человека чувства ответственности за командный результат

Правила: Необходимо провести одного участника через лабиринт. Участник, проходящий лабиринт, идет с закрытыми глазами, в полном молчании. Он не может наступать на контуры лабиринта или переступать через них. Другие участники, находящиеся за пределами лабиринта, руководят его действиями следующим образом:
каждый участник произносит только одно слово в порядке очередности, очередность остается постоянной. Они не могут касаться участника, проходящего лабиринт. Если одно из правил нарушается, то лабиринт начинает проходиться заново.

Техника безопасности: (не озвучивать!) возможно, падение участника, который идет с закрытыми глазами, следить за этим

Возможные усложнения:

изначально выбрать определенного человека на прохождение лабиринта (по совету духа)

Лабиринт Минотавра

Зачем оно команде: сплочение, возможность проводнику назначить человека, который будет управлять командой

Правила: Задача участников: пройти путь (лабиринт), не задевая ограничения, в полной тишине, сохраняя тактильной контакт. Глаза открыты только у последнего человека в колонне.

Возможные ограничения: не стоит вводить, задание само по себе достаточно сложное. Можно объяснить правила до того, как команда увидит весь путь и дать им время на подумать.

Лифт

* навязана горизонтальная паутина на уровне немного выше пояса*

Зачем оно команде: сплочение

Правила: Задача команды всем разместить в ячейках. Нельзя касаться конструкции и деревьев/беседки. В ячейки можно заходить только с одной стороны. При касании одним из участников команды конструкции или дерева/беседки команда возвращается в пункт А и начинает проходить упражнение сначала. Упражнение считается выполненным, когда вся команда окажется в пункте Б.

Техника безопасности:

Нельзя прыгать!

Нельзя держаться за голову передающих.

Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки (показать)

При передаче человека используется безопасный хват (показать)- держим за середину руки (между кистью и локтем)

Если передаем человека используется безопасный хват (показать) - стульчик

Если подставляем колено, должно быть 3 прямых угла (показать)

Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

Напомнить, что у мальчиков центр тяжести - плечи, а у девочек – попа.

Возможные усложнения: выполнение в полном молчании

Упражнение сложное, здесь жестить не стоит!

Колодец

(у нас может выглядеть немного по-другому)

Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт, возможность поддержать друг друга

Правила: Задача участников: переместить постройку с одной «платформы» (участка) на другой. При том, что они должны находиться на ограниченной территории. В один момент времени деталь может держать только один участник команды. Каждый может взять только одну деталь (если деталей больше, чем участников, то по второму кругу).

Техника безопасности: не хватаем за ключицы, не поднимаем людей, используем безопасный хват (между локтем и кистью хватаемся).

Если скользко, скажите, чтоб подпирали стопы друг другу.

Возможные ограничения: оставить говорить 1-2 или заткнуть всю команду.

Айсберг

Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт

Правила: Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины, обозначенной веревкой. Нужно удержаться на ней минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. И так далее. (насколько долго проводить упражнение решаете совместно с духом)

Техника безопасности: нельзя сажать на плечи, виснуть на спине!

Возможные ограничения: Продержаться в каждый раз таком положении не менее 10 секунд, если 5 секунд слишком легко для команды.

Волшебная палочка

Зачем оно команде: умение слушать друг друга, ощущать команду, как единое целое, слаженно действовать.

Правила: Команда становиться в две шеренги лицом друг к другу. Все участники сгибают одну руку в локте и выставляют вперёд указательный палец на уровне груди. На вытянутые пальцы ложится палочка. Задача: Опустить палочку на уровень 10 см от земли. Запрещается отрывать пальцы от палочки; запрещается придерживать палочку большими пальцами, рукой и любыми иными способами; запрещается скрещивать пальцы, образуя подобие желоба. В случае нарушения одного из правил, упражнение начинается заново.

Возможные усложнения:

1. Положить палочку на землю полностью.

2. Дать только одному человеку право говорить

3. Выполнять в полном молчании

Шарик Маркевич

Зачем оно команде: сплочение, выявление лидера

Правила: Задача участников: нарисовать мячом на тенте определенную фигуру (круг, 5 ровных кругов подряд, знак бесконечности). Вся команда должна равномерно распределиться по контуру тента и, соответственно, зафиксировать положение рук (или одной руки).

Возможные ограничения: заткнуть всю команду, оставить 2-3 говорить.

Пенка

Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт

Правила: Задача участников: уместиться всей командой на пенке, но нельзя касаться её стопами. Нужно удержаться на ней минимум пять секунд.

Техника безопасности: смотрите, чтоб не наваливались друг на другу

Возможные ограничения: проходить молча, но тогда это нужно сразу говорить!

Гибкая фигура

Зачем оно команде: выявление лидера

Правила: веревка завязанная кругом. Команда берется за неё и не отпускает. Нельзя менять положение рук на веревке. Необходимо с закрытыми глазами надо построить фигуру (круг, квадрат, треугольник)



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме