Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Святитель и чудотворец Митрофан Воронежский. Молитва Митрофану Воронежскому о помощи в различных ситуациях


Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника

Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой - молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность - богат будешь; воздержно пей, мало ешь - здрав будешь; твори благо, бегай злого - спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Вконтакте

Святые мощи преосвященного Митрофана, епископа Воронежского обретены 7 / 20 (ст. ст.) августа 1832 года.

День прославления святителя Митрофана Господь ознаменовал обильным излиянием чудес на всех, с верою притекающих к его цельбоносной раке и искавших врачевства недугов душевных и телесных, что ещё больше увеличивало торжественную радость праздника.

Святитель Митрофан (Михаил; в схиме Макарий; + 1703) — епископ Воронежский, родился в 1623 году. До сорока лет он жил в миру и был женат. Служил священником в приходе села Сидоровского, недалеко от города Шуи. В 1663 году, после кончины супруги, его постригли в монашество в Золотниковской Успенской пустыни Суздальского уезда. В 1665-1676 годах он был настоятелем Яхромского Косминского монастыря, в 1675-1681 годах Макарьева Желтоводского монастыря Костромской епархии. На церковном Соборе 1681-1682 годов его избрали на вновь созданную Воронежскую кафедру. В апреле 1682 года Святейший Патриарх Иоаким (+ 1690) хиротонисал архимандрита Митрофана во епископа Воронежского. Преосвященный Митрофан участвовал в венчании на царство Петра I, затем всячески содействовал ему в создании Российского флота. Для строительства новых кораблей епископ Митрофан передал большую сумму из личных средств. Он скончался и был погребен он в 1703 году в Воронеже.

Память святителя Митрофана – 7 / 20 августа, 23 ноября / 6 декабря, 4 / 17 сентября, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Костромских святых.

Источник: Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992-1892. Т. II. Иоанн-Симеон II. Изд. Сретенского мон. М., 2003. С. 315-319.

Образ Святителя Митрофана

В 1853 году известия о выдающейся победе эскадры вице-адмирала Павла Степановича Нахимова под Синопом быстро дошли до Санкт-Петербурга, пробудив патриотические чувства во всех кругах столичного общества. Не остались в стороне и лучшие представители Русской Православной Церкви. (1)

Настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, устроенной в Стрельне близ Санкт-Петербурга, архимандрит Игнатий (Брянчанинов) 1 февраля 1854 года направил по случаю победы поздравительное письмо адмиралу Нахимову.

Он писал:

«Милостивейший Государь, Павел Стефанович! Подвиг Ваш, которым Вы и сподвижники Ваши, с высоким самоотвержением, подвизаетесь за Россию, обратил к Вам сердца всех Русских. Взоры всех устремлены на Вас, все исполнены надежды, что сама судьба избрала Вас для совершения дел великих, великих для Отечества, спасительных для православнаго, страдающаго Востока. Не сочтитель странным, что пишет Вам Русский, не имеющий чести лично быть знакомым с Вами. Примите дружелюбно мои строки; примите присылаемую при них на благословение Вам, от обители Преподобнаго Сергия, икону Святителя Митрофана Воронежскаго, новоявленнаго Чудотворца. Пред этою иконою братство здешней обители отслужило молебен Угоднику Божию, и с нею присылает Вам свои усердные молитвы о том, чтобы Святитель Митрофан содействовал Вам к поражению врагов. Вы спросите: «Почему от обители Преподобного Сергия – икона Святителя Митрофана?». Когда впервые сооружался Черноморский флот в Воронеже по повелению Петра Великаго — сюда смею относить основание этаго флота, Святитель Митрофан содействовал гениальному Царю казною своею в сооружении судов. «Всякий сын Отечества, — сказал Святитель, — должен «посвящать остатки от издержек своих нужде Государственной: прими же, Государь, и от моих издержек сии оставшиеся деньги и употреби против неверных». При этом Епископ Воронежа поднес Царю шесть тысяч руб. серебряными копейками. Теперь Святый Митрофан сделался богаче и могущественнее, как свыше — облаченный благодатию чудодейства. Да снидет он на помощь к тому флоту, об основании котораго он присоединил свои усилия к великим трудам Государя! Да снидет он на брань против тех неверных, против которых он возбуждал Православнаго Царя, и против гордых помощников их. Снишел некогда Ангел Господень в войско фараона, дерзнувшее пуститься по дну разступившагося моря вслед за Израилтянами, помрачил взоры Египтян, связал колесницы их невидимою силою, потопил врагов народа Божия водами, возвратившимися в свое ложе. Так и ныне да снидет Святитель Митрофан, с ликом прочих Святых земли Русской, всегда отличавшихся любовию к Отечеству, да снидет к флотам иноплеменников, да свяжет и оцепенит машины, на которые они уповают, да потемнит их умы, да разслабит и руки их, а Вам да дарует победу, которую всех … нас принуждена будет провозгласить чудом. Черное море, море, воскипевшее под ладиями наших предков, когда они, будучи идолопоклонниками, покусились воевать против православнаго Цареграда, теперь воздвигни столь-ли справедливо-гневные волны, устреми их против колоссальных машин Европы, скопивших на водах твоих для поддержания тяжкаго ига, под которым стонет православие Цареграда, порабощеннаго последователем Магомета. С нами Бог! Разумейте языцы, и покоряйтесь. Вы надеетесь на множество тленной мудрости Вашей, и потому поучайтесь тщетным, начинаете начинание несбыточное. Царь наш и мы уповаем на Господа, и силою веры нашей пребудем непоколебимы. И Вам пошлется помощь от Святаго, и заступление от Сиона. Живый на небесех посмеется ухищрениям врагов наших, Господь поругается им. Он возглаголет к нам гневом, и яростию Своею смятет их. Они падут, а мы восторжествуем. Господи! Спаси Русскаго Царя и воинство его, и услышь всю Россию, молитвенно вопиющую Тебе о них, и призывающую Твою страшную и непобедимую силу на нечестивых врагов своих. Вашего Превосходительства покорнейший слуга и богомолец Архимандрит Игнатий. 1854 г., февраля 1 дня. Сергиева Пустынь, что близ Санкт-Петербурга ». (2)

Примечательна предыстория вышеприведенного послания архимандрита Игнатия, отраженная в «Записках» Софьи Ивановны Снесаревой:

«У нас война с Турками. Ночью просыпаюсь; мне стыдно спать спокойно, когда мои соотечественники, когда Русские страдают и терпят все бедствия. Битва при Синопе отозвалась в сердце каждаго Русскаго. Я была у батюшки Игнатия. Я просила его, нельзя ли послать Нахимову письмо и благословение образом Святителя Митрофана? «Почему же Святителя Митрофана?» спросил он. А потому, что на его деньги Петр I положил основание Черноморскому флоту. Как Воронежская уроженка, я не могла не знать подвиги нашего Угодника. «Если Вы доставите мне исторические факты, то я очень рад исполнить Ваше желание». В Императорской библиотеке отыскала Голикова, переписала все касающееся до этого события и отправила Батюшке. Добрый, милостивый отец! Он заказал образ Святителя Митрофана и прислал мне прочитать письмо, написанное им к Нахимову. Так кратко и так ясно, — тут все было: и сочувствие, и молитва, и благодарность ». (3)

Ответ в Сергиеву Пустынь архимандриту Игнатию был составлен в том же 1854 году, по просьбе, и вероятно под диктовку Павла Степановича. Написан он рукой Михаила Франциевича Рейнеке.

«…Не нахожу слов для выражения глубокой признательности моей за внимание, оказанное Вами лично мне и товарищам моим по службе письмом Вашим от 1 февраля и за молитвы Ваши о нас, и за благословение нас от Вашей обители иконою Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца. Ходатайство Церкви перед Господом Богом об успехах оружия Православного Царя нашего подкрепляет дух наш и упование на всесильную святую помощь Господа в защиту Православия. Утешительные слова Ваши тем глубже проникли в души наши, что получены во время приготовления нашего к принятию Святых Таинств. И исполнив этот священный долг христианина, каждый из нас с новыми силами готов вступить в рать драгоценного Отечества нашего. Присланная Вами с благословением Икона Святителя будет щитом нашим. Это изображение Святого лика будет всегда сопутником моим на море, и молитвы пред ним – утешением моим в час скорби. Но простите, что и после такого внимания к нам, осмеливаюсь по общему желанию моих сослуживцев, еще утруждать Вас покорнейшею просьбою – молить Господа Бога об упокоении души бывшего начальника и благодетеля Черноморского флота, адмирала Михаила Петровича Лазарева. Его неусыпным трудам и попечениям обязаны мы настоящим воинственным состоянием наших кораблей и бодростию духа, способствовавших, при помощи Божией выполнить повеления нашего Царя. Его действительно бескорыстное самоотвержение поныне руководит нас в служебной и (неразб. в частной) жизни. Да упокоит Господь душу незабвенного начальника и товарища (неразб.) …позволит удержать силы наши. Поручая себя святым молитвам Вашим…(неразб.) ». (4)

Архимандрит Игнатий в письме к С.И. Снесаревой от 27 марта 1854 года приглашал ее посетить Сергиеву Пустынь. Он писал:

«Вам надо пожаловать ко мне, прочитать ответ Нахимова, назидательный своим смирением и благочестием. Это отклик на Ваше смирение и благочестие; водимые ими, Вы передали мне Ваше желание послать ему икону Святителя Митрофана, привили мне это желание. Вам преданный Архимандрит Игнатий ». Из её дневника известно, что у себя в обители архимандрит Игнатий «созвал братию, прочитал им письмо, и все вместе вознесли к Богу молитвы за Михаила (Лазарева) ». (5)

Позже, в июле 1855 года, получив известие о героической гибели Павла Степановича, с глубоким прискорбием в своих «Записках» она отметила:

«Убит Нахимов! Я была у Сергия. …Там вместе с Россией оплакивали благородного воина, и батюшка Игнатий служил за упокой его души, и долго молились за него ». (6)

Прошло несколько лет. В своих молитвах за упокой Софья Ивановна среди имен своих родственников поминала и раба Божьего Павла. Она писала:

«Сестра гостила у меня и просила как то прочитать молитвы вслух. «Каких это трех Павлов ты поминаешь за упокой?» — спросила она. — «Павел Э., Павел племянник, а третьего никого нет, это вам показалось». – «Нет, хоть посмотри в записку, ты трех поминала, я заметила». Взглянула – да, трех, я ошиблась, лишнего записала, надо вычеркнуть. Перо не попалось под руку, так я и забыла. Вижу я сон. Крестный ход, хоругви развеваются, священнослужители поют, народ толпится – смотрю, всё знакомые лица, всё друзья, которые уже умерли. Вдруг отделяется от толпы человек, в морской шляпе, сутуловатый, немолодой, лицо суровое, и прямо ко мне. Тут же при всех он начинает стыдить и бранить меня. «Да за что же, — говорю я сквозь слезы, — я не знаю Вас». – «Не знаю, то-то и есть, что забыла. Так зачем же было обещать, чтобы забыть. Я не просил, но если обещать, так надо и слово держать, а не забывать». – «Но кто вы?» — «Павел». – «Нахимов!» — закричала я в испуге и проснулась ». (7)

И однажды Господь чудесным образом свел её с человеком, служившим под началом Нахимова, помнившим и чтившим Павла Степановича. Она вспоминала:

«…Я ехала в Царское Село с сыном. В вокзале мы увидели молодого моряка на костылях, с подвязанной рукой и перевязанным лицом. Он уронил папироску и не мог поднять ее. Сын мой поднял ее ему. Он сел с нами и всю дорогу рассказывал о Севастополе, о Нахимове. Сам он служил на корабле «Двенадцать Апостолов» и был при Синопе. Нахимова, по словам его, обожал весь флот, каждый матрос видел в нем отца и готов был с ним и в огонь и в воду. Нахимова не любило Высшее Начальство, и жизнь его была грустная. Но после битвы при Синопе он узнал сочувствие своего народа. Со всех сторон России неслись к нему слова любви и благодарности соотечественников. Но ни одно письмо не было ему так приятно, как письмо от знаменитого Архимандрита Сергиевой пустыни Брянчанинова. Вероятно, Вы слыхали о нем. Это письмо так глубоко тронуло его, что он тотчас созвал всех офицеров и прочел им письмо это с глубоким умилением. Образ Святителя Митрофана был поставлен в залу на корабле «Двенадцать Апостолов»; в ту же минуту священник отслужил молебен Воронежскому Чудотворцу, который, как мы узнали из прекраснаго письма Архимандрита Игнатия, был основателем нашего флота; — все мы, начиная от Нахимова, усердно поклонились Святителю и приложились к его образу. Нахимов сказал: «Этот образ сохранится здесь, пока будет существовать корабль!». Бывало, идешь мимо, взглянешь на образ и помолишься, и так привыкли, что невольно сама рука поднималась, когда идешь, и сколько бы раз ни пришлось пройти мимо. Спасибо Архимандриту Игнатию, утешил нашего Адмирала. Я слушала, притаив дыхание: и страшно, и приятно ». (8)

Во исполнение слов Павла Степановича, с 1852 года, неоднократно имевшего свой флаг на 120-ти пушечном корабле «Двенадцать Апостолов», при его затоплении в феврале 1855 года в Севастопольской бухте, вместе с вооружением и имуществом перенесли на берег и иконы, находившиеся на нем. Среди них был и образ Святителя Митрофана.

После оставления неприятелем Севастополя, его новым «щитом» и «сопутником» многих поколений моряков, стал не только этот образ, но и построенный в 1858 году на Корабельной стороне каменный храм в честь Святителя Митрофана Воронежского. Он имел необычную форму перевернутого вверх днищем корабля. Его восточный и западный фасады, выполненные в виде треугольников, венчали небольшие кресты. Рядом с храмом поставили небольшую колокольню. После закрытия в 1928 году, его передали под клуб Морского госпиталя. В ходе боев за город в 1941-1944 годах он сильно пострадал, и его разобрали. В 1990 годы приход в честь Святителя Митрофана возродили в пристройке возведенной рядом с уцелевшей колокольней. (9)

Известно, что среди икон переданных воинам, оборонявшим Севастополь, 26 июня 1855 года архиепископом Иннокентием (Борисовым) находился еще один образ Святителя Митрофана, присланный из Воронежа. С одной из икон Святителя, вероятно находившейся в дни обороны в Севастополе, произошла следующая история. В 1858 г. в одном из антикварных магазинов Парижа сестры Елизавета и Зинаида Ришар обнаружили и приобрели две иконы – Святителя Митрофана Воронежского и Успения Пресвятой Богородицы. Оба образа имели следы, свидетельствовавшие о том, что они побывали на местах ожесточенных боев. По возвращению в Россию сестры передали иконы в храм Санкт-Петербургского театрального училища, где они хранились и почитались как чудотворные.

Примечания:

  1. Синопское морское сражение, 18 ноября / 1 декабря (н. ст.) 1853 г. в Синопской бухте (на северном побережье Турции) во время Крымской войны 1853-1856 гг. Российская эскадра вице-адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру Осман-паши. Синопское сражение – последнее сражение эпохи парусного флота. / История Отечества с древнейших времен до наших дней. «Большая Российская энциклопедия». М., 1999. С. 387.
  2. Акафист Святителю и чудотворцу Митрофану, Епископу Воронежскому. Санкт-Петербург, 2008. С. 138-142. / Приложение (рукопись письма архимандрита Игнатия (Брянчанинова) адмиралу П.С. Нахимову. Письмо хранится в Российском Государственном Архиве Военно-Морского Флота. // П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т. II. СПб., 2003. С. 13-14. // Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов; + 1867 г.) – епископ Кавказский и Черноморский. Родился в 1807 году в селе Покровском Вологодской губернии. В 16 лет родители оправили его в Санкт-Петербургское Главное военно-инженерное училище, которое он окончил в 1826 году в чине поручика. В 1827 году, оставив военную службу, он поступил в Александро-Свирский монастырь. В 1831 году его постригли в монашество, рукоположили в иеродиакона и иеромонаха. В конце того же года назначили настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря, с возведением в сан игумена. В 1834-1856 гг. он был настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом, в сане архимандрита. В 1857 году его хиротонисали во епископа Кавказского и Черноморского (с кафедрой в г. Ставрополе). В 1861 году, по его прошению, он уволен на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где и скончался в 1867 году. Преосвященным Игнатием были написаны книги духовного содержания: «Приношение современному монашеству» и «Отечник». В 1988 году его причислили к лику святых Русской Церкви. // Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь. Монастырь, основанный в 1732 г., находится в Стрельне, на Петергофской дороге. В 1756-1760 гг. в центре обители по проекту архитектора П.А. Трезини возвели каменный собор в честь Живоначальной Троицы, обновленный в 1838 г. (в 1962 г. этот храм взорвали). В 1764 г. обитель, до этого приписанная к Троице-Сергиевой Лавре, отделилась от нее и стала самостоятельным монастырем, под управлением архимандрита. С 1834-1856 гг. настоятелем был Игнатий (Брянчанинов). В 1857-1897 гг. обителью управлял архимандрит Игнатий (Малышев), при котором в ней построили около 50 зданий. Монастырь закрыли в 1930 г., вновь возвратили только в 1994 г. В настоящее время в нем возобновлена монашеская жизнь. / Монастыри и церкви Санкт-Петербурга. Путеводитель. СПб., 2017. С. 9.
  3. Полное собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. Переписка с мирянами. «Паломник». М., 2011. С. 316. // Софья Ивановна Снесарева (1823-1904 гг.) – писательница; духовная дочь святителя Игнатия, помогавшая ему в издании и корректуре сочинений. / Творения святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского. Собрание писем. Изд. Сретенского мон. М., 2003. С. 570-571.
  4. П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т. II. С. 331. // Полное собрание писем св. Игнатия. Т. III. С. 319-320. // Михаил Франциевич Рейнеке (1801-1859 гг.) – вице-адмирал (1855 г.), ученый гидрограф; в 1818 г. мичман на корабле «Берлин»; в 1822 г. лейтенант на корабле «Урал»; в 1838 г. капитан 2 ранга, и.о. начальника отделения Гидрографического департамента; в 1853-1854 гг. генерал-майор, находился в командировке в Севастополе и Николаеве для осмотра портовых учереждений; в 1855 г. контр-адмирал, председатель Морского ученого комитета и директор Гидрогафического департамента. / П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т. II. С. 393.
  5. Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма (избранные). Т. VII. «Ковчег». М., 2008. С. 467. // Творения святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского. Собрание писем. Изд. Сретенского мон. М., 2003. С. 577.
  6. Полное собрание писем св. Игнатия. Т. III. С. 316.
  7. Там же. С. 316-317.
  8. Там же. С. 316-317.
  9. П.С. Нахимов. Документы и материалы. С. 331.

Иеромонах Даниил (Сычёв)

Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана (в схиме Макария) свято чтима была в Воронеже со времени его кончины († 23 ноября 1703). Преемники его, Воронежские Преосвященные, считали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе своей паствы и его родителях, иерее Василии и Марии. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофана было и предсмертное завещание его - совершать о нем молитвы. Для этого еще при жизни святитель устроил в соборе придел в честь святого Архистратига Михаила (небесного покровителя святителя в миру); и в нем особый причт совершал ранние заупокойные литургии. Впоследствии новое поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой. Так, в 1718 году Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 году тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей. На месте погребения святителя обыкновенно совершались панихиды о нем.

С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана. В 1831 г. по освидетельствовании нетленного тела святителя Преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном убедились в чудодейственном ходатайстве святителя Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митрофана к лику святых. С тех пор Русская Церковь совершает память святителя дважды в год: 23 ноября - в день преставления, 7 августа (1832) - в день прославления.

В Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827-1846 гг.) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, - день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля - день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря - по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 г.).

Святитель Митрофан оставил духовное завещание.

Подлинник его хранится в Государственном Историческом Музее (N 820/Син. 669). На завещании собственноручная скрепа-автограф святителя: "Сия изустная духовная потпи(сал) я... епископ Митрофан Воронежский".

На нижней доске (внутри) находится запись скорописью ХVIII века: "Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже, в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием Евфимовым. Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий, ноемврия месяца 23 дня 703-го года. а погребен декабря 4-го дня (Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. Составила Т. Н. Протасьева. Часть II NN 820-1051, М., 1973, с. 6).

В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келлии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: "Не нарушай моего завещания".

Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится.

Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова "не нарушай моего завещания" есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении.

(О святителе Митрофане Воронежском - "Журнал Московской Патриархии", 1944, N 11; 1953, N 10; 1963, N 11).

Имя святителя и чудотворца Митрофана Воронежского известно по всей России и за ее пределами. В сентябре (4 - по старому и 17 - по новому стилю) Русская православная церковь празднует второе обретение и перенесение мощей святителя. Митрофан Воронежский, молитва и завещание которого — это светлое послание пастыря к любимой пастве, прославился своим благочестием и пастырской добродетельностью.

Ежегодно совершается панихида по святителю и по его родителям: иерее Василии и матушке Марии. В Благовещенском соборе города Воронежа лежат его нетленные мощи — это место паломничества верующих. Еще при жизни чудотворец завещал, чтобы о нем совершались заупокойные службы и с этой целью построил предел Архистратига Михаила — его святого покровителя.

Молитва святому Митрофану Воронежскому

Родился будущий святитель 8 ноября 1623 года в семье потомственного священника. О родителях Митрофана (в миру Михаила) известно мало. Он сам в завещании пишет, что родители были людьми благочестивыми и воспитывали его в глубокой вере.

Половину жизни Митрофан Воронежский прожил как и его отец: женился, служил приходским священником в селе Сидоровское Владимирской области, растил сына Иоанна.

Для своего прихода священник был благочестивым и самоотверженным пастырем, готов был душу положить за каждого своего духовного чада. А письма к сыну — это очевидцы нежной заботы и любви отца Михаила. До сегодняшнего дня молитва Митрофану Воронежскому о сыне помогает верующим людям спасать своих сыновей от вражеских рук.

Иноческая жизнь

Но Божий промысел вел его другим путем. Рано овдовев (тогда ему исполнилось сорок лет), священник Михаил оставшуюся жизнь решает посвятить служению Богу и уходит в монастырь. Он селится в где постригается в иночество с Уединенное и тихое место приходится по душе святителю и он дает обет прожить всю оставшуюся жизнь в данной пустыни и быть там похороненным.

Но, опять по воле Божией, спустя три года его по просьбе братии соседнего Яхромского монастыря избирают на должность игумена. Митрофан Воронежский (молитва и просьба которого остаться в пустыне не была удовлетворена) вынужденно нарушает обет и покидает монастырь, о чем жалеет всю оставшуюся жизнь.

В Яхромском монастыре святителю Воронежскому пришлось прослужить десять лет. Этот удивительный человек полностью посвящает себя заботе о духовной жизни братии и о процветании обители. Не без его содействия многие благотворители выделяют средства для строительства обширного храма в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворного его образа.

О заслугах святителя и чудотворца узнает сам Патриарх Иоаким (1674-1690) и возводит его в сан архимандрита в Макариево-Унженском монастыре. Там заботами Митрофана Воронежского возводится храм со своей колокольней и трапезной.

Посвящение во епископы

Конец семнадцатого века увенчался старообрядческим расколом. Это было тяжелое и смутное время для православия, особенно остро это ощущал святитель Митрофан Воронежский. Молитва его за отечество в этот период была особенно пламенной. Для просвещения народа было решено открыть новые епархии, в том числе и Воронежскую. С этой целью святителя вызывают в Москву и посвящают во епископа Воронежского.

Прибыв на место, пастырь первым делом пишет и рассылает послания священникам своей епархии. Документ сохранился до наших дней. Обращаясь к иереям, отец Митрофан цитирует Евангелие, где Господь трижды завещал апостолу Петру пасти свое стадо. Этим святитель показывает, что есть три вида пастырского служения — это слово учения, молитвы и помощь Святых Тайн и образ жизни.

Как и везде, свою деятельность Митрофан Воронежский начинает со строительства кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, куда потом пристраивает приделы во имя Архистратига Михаила и Николая Угодника.

В течение двадцати лет святитель увеличил количество церквей в епархии от 182 до 239, построил два монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюговский.

Молитва Митрофану Воронежскому о трудоустройстве, здоровье и о других нуждах

Приехав в Воронеж с шестнадцатью архиереями, угодник Божий понимает, что в 58 лет ему придется много потрудиться. Воронежский край был недавно заселен, сам город не насчитывал и ста лет с основания, а жили в округе в основном невольные, которых согнал государь для охранения края от нападения крымских татар. Поселялись здесь и беглецы, покинувшие родные места из-за тяжелых условий жизни, и выходцы из Приднепровья, бежавшие от польских притеснений.

О нравственности эти люди не заботились, многие носили языческие имена и жили по языческим обрядам. Богослужение не посещали, пьянствовали, семейный союз оскверняли пороками. Во время литургии могли выяснять отношения друг с другом и громко ругаться. Под видом «государственных войск» повсюду рыскали шайки разбойников, обдиравших бедный люд.

Строительство храмов и молитва святителя

Архиерейский двор был в таком запущении, что святителю вместе со своими людьми пришлось первое время жить на постоялом дворе. Сам угодник Божий в быту был совершенно неприхотлив, но бедность епархии обрекала на нужду всех остальных насельников архиерейского дома, к тому же нищета не позволяла ему раздавать щедрую милость, вести литургию и другие богослужения в боголепно украшенном храме.

Благодаря его святым молитвам Воронежский край наконец стал преобразовываться, причем не только внешне. Сознание людей постепенно менялось и еще при жизни святителя, многие получали исцеления и утешение от батюшки.

Молитва Митрофану Воронежскому о жизненном устройстве детей, о получении здоровья, о трудоустройстве и так далее, как тогда, так и сейчас помогает верующим. Главной добродетелью христианина чудотворец считал молитву, так как, по его мнению она является путеводителем к Царствию Божию. Сам святитель любил молиться за всех, кого знал, записывая их имена в синодик за здравие и за упокой. Особенно он почитал воинов, павших за отечество. Старец был убежден, что если душа праведная, то сподобится большей части в Царствии Небесном, а если грешная - то милости Его.

Петр Первый

Святитель хорошо понимал значение и все начинания государя для отечества и народа. В своих проповедях угодник Божий призывал паству помогать царю в строительстве флота в Воронеже, так как многие считали это напрасным трудом. Он лично всячески содействовал Петру Первому, отдавая все средства на государственные нужды, понимая, что они идут на благо родины.

Наряду с этим, святитель свято следил за чистотой православия и не побоялся войти в конфликт с царем, когда посчитал нужным. В житии угодника Божия описан этот случай. Государь, приехав в Воронеж, пожелал увидеть у себя во дворце святителя, тот незамедлительно пешком пошел на встречу. Но, ступив на территорию дворца и увидев языческие статуи, Митрофан Воронежский (молитва которого могла воскресить умершего) повернулся обратно и ушел, не сказав ни слова, не подчинившись царскому приказу. Узнав причину непослушания святителя, Петр Первый разгневался и приказал передать ему, что своим ослушанием он может подвергнуть себя смертной казни. Но Митрофан Воронежский остался тверд в своих убеждениях. Под вечер царь услышал благовест к Всенощной и удивился, так как накануне не было церковного праздника. На вопрос Петра, почему звонят к службе, святитель ответил, что перед смертью решил подготовиться и соборной молитвой испросить у Господа прощения за свои прегрешения.

Конфликт был улажен, Петр Первый приказал убрать все статуи языческих богов. Только после этого святитель вошел к нему во дворец.

Кончина владыки

В 1702 году владыка тяжело заболел, и в августе этого года его постригли в схиму с именем Макарий, в честь Макария Унжинского, основателя монастыря, где Митрофан Воронежский был игуменом. Болезнь была ко смерти, он это понимал и в своем завещании писал, что нет у него ни золота, ни денег, чтобы оставить на собственные поминки и «воспоминания души моей грешной». Все средства, которые у него были, он потратил на нищих, на обустройство храма, на государственные нужды.

Двадцать третьего ноября 1703 года святитель скончался. При его погребении присутствовал сам царь Петр Первый, который собственноручно нес гроб владыки. После похорон царь сказал, что не осталось у него такого святого старца. Похоронили святителя и чудотворца Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе Воронежа.

Чудеса и помощь, исходящие от мощей святителя

Мощи святителя оказались нетленными, и, по свидетельству многих, от них происходили чудеса. В 1832 году святителя возвели в лик Святых. К его мощам всегда выстроена очередь из паломников. Многие верующие просят, чтобы молитва Митрофану Воронежскому о работе, об исцелении от тяжких болезней, об избавлении от бедности читалась рядом с его нетленными останками. И просьба их не остается без внимания — старец предстоит перед Богом и просит за всех, кто к нему взывает с помощью.

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, является одним из немногих святых, прославленных в Синодальный период истории Русской Церкви. Он известен как современник Петра I, глубоко чтимый государем. Его прославление в лики святых в 1832 году, после обретения нетленных мощей, состоялось благодаря стараниям Святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского.

Святитель Митрофан родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан был рукоположен в иерейский сан, затем был возведен в игумены Яхромской обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

В 1675 году Митрофан был возведен в сан архимандрита Макариево-Унженского монастыря, где будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии. Когда в 1682 году была образована новая Воронежская епархия, первым ее епископом был назначен игумен Митрофан.

Историки свидетельствуют, что за свою патриотическую деятельность он пользовался особенным уважением со стороны Петра I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». Все, что было полезным в деятельности Петра I, Святитель принимал, но в то же время в своих отношениях с императором он никогда не поступался интересами Церкви и православия.

На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины. Святитель Митрофан скончался в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины он принял схиму с именем Макарий. Погребен он был 4 декабря в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы.

Со дня его смерти память о святителе Митрофане была свято чтима в Воронеже. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой.

С 1820 года число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице, которые свидетельствовали о том, что от святых мощей происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных.

В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба. Перед этим была прочитана особая молитва, составленная архиепископом Антонием (Смирницким), в которой испрашивается благословение угодника Божиего на перенесение его священных останков.

Затем последовала канонизация святителя.

3 февраля 1919 году мощи воронежского епископа Митрофана были вскрыты особой комиссией. Особую остроту вопрос о мощах принял в августе 1929 году, когда в Воронеж на поклонение мощам пришло очень много паломников. В связи с этим президиум горсовета Воронежа издал постановление о закрытии церкви Митрофановского монастыря и изъятии мощей. Во второй половине ХХ века высокопоставленные священнослужители неоднократно обращались к властям с просьбой о возвращении Церкви мощей святителя Митрофана Воронежского и возобновлении монастырей в епархии.

4 сентября 1946 году архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) возбудил ходатайство перед гражданскими властями о возвращении верующим находящихся в музее мощей святителя, но от властей последовал отказ.

И только в сентябре 1989 году мощи святителя и чудотворца Воронежского Митрофана были возвращены Русской Православной Церкви. Так состоялось второе обретение мощей св. Митрофана. С тех пор мощи святителя Митрофана пребывают в Покровском кафедральном соборе Воронежа.

Празднование памяти святителя Митрофана Воронежского – престольный праздник кафедрального собора во славу Воскресения Христова благочиния города Арзамаса.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме