Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Специализированные технические средства оповещения. Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

На территории большинства городов или в непосредственной близости от них находятся потенциально опасные объекты. К ним можно отнести производства, связанные с переработкой радиоактивных материалов, нефтехимические, металлургические заводы и комбинаты, объекты электроэнергетики, гидроузлы. Зачастую население в силу привычки не осознает или забывает о той опасности, которую может таить подобное соседство

Михаил Левчук
Заместитель генерального директора
компании "Аргус-Спектр"

Самым страшным примером в истории стала чернобыльская катастрофа. Легко также вспомнить чрезвычайные ситуации, возникшие по причине явлений природного и техногенного характера: авария на Саяно-Шушенской ГЭС, выброс газа на железнодорожном вокзале Челябинска и др.

Важность вопроса защиты жителей потенциально опасных районов подчеркивается наличием отдельного Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 68-ФЗ от 21.12.1994. Закон в качестве основных целей определяет следующие:

  1. предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
  2. снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
  3. ликвидация чрезвычайныхситуаций. Первые две цели перекликаются между собой и имеют прямое отношение к спасению населения, проживающего в зоне возможной или уже начавшейся чрезвычайной ситуации.

На данном этапе первоочередной задачей является эвакуация людей из потенциально опасных мест, которая может быть решена путем своевременного оповещения их о возможной угрозе.

Понятие "оповещение"

Закон вводит понятие "Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей". Это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайныхситуаций и правилах поведения населения.

Закон говорит именно о специализированных средствах оповещения, которые предназначены для выполнения именно этой задачи, а не о приспособлении каких-либо имеющихся систем под нужды оповещения.

Нормативные документы обязывают оперативно и достоверно информировать население не только с помощью специализированных технических средств, но и через средства массовой информации, иные каналы. Однако на практике данные способы оповещения не работают, особенно если катастрофа происходит в ночное время.

1. Люди не склонны доверять SMS-сообщениям, полученным ночью, и многие просто выключают свои телефоны.

2. Оповещение по телевизионной сети в ночное время невозможно.

3. Радиосеть в большинстве домов и квартир отключена уже долгие годы.

Поэтому в условиях развивающейся аварии наиболее эффективными являются специализированные средства оповещения, такие как сирены, речевые уличные трансляторы, уличные табло светового оповещения. К сожалению, многие используемые на данный момент комплексы морально и технически устарели и не соответствуют современным требованиям к системам оповещения населения.

Классификация систем оповещения

Системы оповещения различаются по уровням, каждый из которых определяет охват системой определенной территории. Совместный приказ МЧС (№ 422), Минкомсвязи (№ 90) и Минкультуры России (№ 376) от 25.07.2006 "Об утверждении положения о системах оповещения населения" определяет 5 уровней системы оповещения:

  1. федеральный - федеральная система оповещения (на всей территории России);
  2. межрегиональный - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
  3. региональный - региональная система оповещения (на территории субъекта РФ);
  4. муниципальный - местная система оповещения (на территории муниципального образования);
  5. объектовый - локальная система оповещения ЛСО (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Обязательным требованием является программное и техническое сопряжение систем оповещения всех уровней, то есть сигнал, переданный от федеральной системы оповещения, должен быть транслирован с помощью объектовой. Это делает локальные системы оповещения "кирпичиками", из которых выстраивается общая система оповещения страны.

Задачи оповещения

Тот же совместный приказ МЧС, Минкомсвязи и Минкультуры России определяет, что основной задачей локальных систем оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

  1. руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
  2. объектовых аварийно-спасательных формирований, втом числе специализированных;
  3. руководителей дежурно-диспетчерскихслужб, расположенных взоне действия локальной системы оповещения;
  4. персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
  5. населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Первые три задачи являются довольно точечными, так как или количество оповещаемых лиц, или количество мест оповещения ограничено. Сложнее дело обстоит с массовым оповещением персонала организации и населения - люди рассредоточены по большой территории. Сам опасный объект может иметь значительную протяженность, как, например, нефтеперерабатывающий комбинат.

Постановление Правительства РФ № 178 от 1.03.1993 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" определяет следующие зоны действия ЛСО:

  • в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км от объекта;
  • в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе 2,5 км от объекта;
  • в районах размещения гидротехнических объектов - в радиусе 6 км от объекта.

Большая часть ЛСО располагается непосредственно на потенциально опасном объекте и должна выполнить свою задачу в случае чрезвычайной ситуации на самом объекте. Авария, опасное природное явление, катастрофа, стихийное бедствие не должны повлиять на систему оповещения, что предъявляет повышенные требования к отказоустойчивости таких систем и их надежности.

Технические особенности

Задачи, которые возлагаются на системы оповещения, формируют такие требования к ним, как:

  • необходимость охвата большой территории;
  • обеспечение высокой надежности функционирования систем в случае ЧС

Рассмотрим параметры, которые могут быть определяющими при построении оповещения в соответствии с указанными требованиями.

Организация оповещения
Системы оповещения должны обеспечивать возможность организации оповещения о чрезвычайных ситуациях через:

  • сирены, громкоговорители и табло "Бегущая строка" в учреждениях и на улицах;
  • домофоны в многоквартирных жилых комплексах;
  • телефонные сети общего пользования (ТФОП);
  • сети мобильной связи;
  • комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

Пожалуй, первым, что приходит на ум при упоминании системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, является звук сирены, который, безусловно, весьма впечатляет и вселяет тревогу, но мало информирует о действиях, которые необходимо предпринять для спасения.

Поэтому для информирования и управления действиями населения наибольшую значимость приобретают системы оповещения с возможностью трансляции голосовых сообщений через уличные громкоговорители, СОУЭ и домофоны, а также текстовых сообщений через табло "Бегущая строка" и видеотерминалы (например, ОКСИОН).

Запуск системы оповещения, которая включает в себя различные каналы, может потребовать значительного времени, координации различных служб и прочих организационных проволочек. Это не просто время - это потенциальные жертвы. Снижения данного параметра можно добиться, объединив все каналы связи в рамках геоинформационной системы. Такая система позволит осуществлять мониторинг состояния на графических планах, оперативно отправлять тревожные сообщения и контролировать исполнение полученных сигналов.

Линия связи
Учитывая распределение оповещателей по большой территории,основная задача при их построении - организация канала связи. От линий связи требуется не только скорость передачи данных, но и надежность.

Классическим способом организации связи между отдельными оповещателями является провод. В данном случае по периметру предприятия, а также в зоне оповещения (от 2,5 до 5 км) требуется развернуть проводную сеть. Нужно также обеспечить и надежное крепление самих проводов, то есть опорную сеть. Все это приводит к высоким денежным и временным затратам предприятия, которое разворачивает такую систему. Еще один существенный недостаток проводных линий - в случае ЧС велика вероятность их обрыва из-за наводнения, оползня, землетрясения и т.д.

Использование каналов GSM-операторов оправдано в тех случаях, когда предприятие расположено в зоне устойчивой связи. Однако, как показывает практика, открытые каналы связи не работают в условиях чрезвычайной ситуации. Так, например, после взрывов на станции метро "Лубянка" 29 марта 2010 г GSM-сеть оставалась недоступной для звонков и передачи данных в течение 3 часов после теракта.

Одним из возможных вариантов организации линий связи является использование радиоканального оборудования. Немаловажным фактором, определяющим надежность систем оповещения в случае применения радиоканального оборудования, является наличие возможности изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, то есть динамическая маршрутизация. Обязательным требованием является независимость такого радиоканала от операторов связи, то есть эта линия связи должна быть выделенной. В подтверждение этого приказом МЧС № 173 от 29.03.2007 взят на снабжение комплекс технических средств оповещения по радиоканалу.

Фактически, в условиях ЧС трансляция сигналов оповещения на объекты наиболее надежно может осуществляться только по специально выделенным для МЧС частотам, не зависящим от работы аппаратуры связи общего пользования

Питание
Каждый узел систем оповещения должен иметь 2 источника питания. Одним из источников питания может являться электрическая сеть общего пользования (например, сети освещения), но другой источник питания должен быть абсолютно независим - дизель-генераторная установка, аккумулятор, батарейка.

Оповещение + мониторинг

Похожие технические требования к радиосистемам заложены и в концепции построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (№ 123-ФЗ от 22.07.2008) вводит для них понятие "Система передачи извещений о пожаре" (СПИ).

Задачи систем оповещения и СПИ зеркальны - в СПИ информация собирается с большого количества объектов и передается в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС), в системах оповещения же наоборот - информация из единого центра распределяется к конечным устройствам оповещения Объединение функционала систем оповещения и СПИ обеспечит более эффективное использование радиочастотного ресурса Главным фактором, позволяющим уже сейчас вести речь об интеграции систем, является наличие двустороннего радиоканала, когда каждое устройство в системе имеет и приемник, и передатчик.

Подобное решение в числе прочего позволит реализовать полную программно-аппаратную интеграцию систем оповещения муниципального (на котором находится ЕДДС) и объектового уровня (который олицетворяет собой ЛСО). В таком случае оповещение о ЧС объектового уровня может запускаться с самого объекта, а о событии муниципального уровня - соответствующим органом местного самоуправления с ЕДДС.

Выводы

В настоящее время по ряду причин особенно остро встает вопрос обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Эту задачу можно решить в рамках существующего законодательства и технической базы. Однако оповещение о чрезвычайных ситуациях сегодня во многом переложено на плечи организаций, для которых оно не является основным сервисом, - операторов сотовой связи,телевизионные и радиокомпании. Точное, своевременное и надежное оповещение в таком случае не может быть гарантировано на 100%. Система оповещения является необходимым средством обеспечения своевременной эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, особенно в местах размещения потенциально опасных объектов. Нормативные документы обязывают владельцев таких объектов иметь локальные системы оповещения (ЛСО) как на них, так и на определенном расстоянии вокруг.

Одним из эффективных решений является использование систем оповещения на базе радиоканального оборудования. Динамическая маршрутизация сообщений в радиосистеме позволяет добиться наивысшей надежности, скорости развертывания и гибкости системы оповещения. Отсутствие проводных линий связи не только обеспечивает значительную экономию при инсталляции системы, но и позволяет собственнику с легкостью изменять ее конфигурацию, если такая необходимость возникнет.

Объединение всех возможных каналов оповещения в рамках геоинформационной системы с привязкой исполнительных устройств к планам местности позволяет быстро оповестить население территорий, которым угрожает стихия, и проконтролировать прием сигналов.

Применение современных систем оповещения на промышленных объектах, в торговых, гостиничных комплексах и других зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей обеспечит значительное сокращение времени эвакуации и позволит спасти жизни. Это время особенно важно, если мы говорим об объектах, быстрая эвакуация из которых затруднена, - дома престарелых, больницы, школы, детские сады.

Приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ
от 28 октября 2008 г. № 646/919/526
"Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 21, ст. 2463) приказываем:

1. Утвердить прилагаемые Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.


2. Признать утратившими силу пункты 5, 6 и 7 Положения о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации, утвержденного приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. № 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2005 г., регистрационный № 6700).


Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

1. Настоящие Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (далее - специализированные технические средства) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284; 2006, № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 21, ст. 2463) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация специализированных технических средств должны соответствовать установленным в Российской Федерации требованиям качества и безопасности, предъявляемым к продукции, производственным процессам, эксплуатации и услугам.

3. Специализированные технические средства не должны:

влиять на безопасность дорожного движения;


ограничивать видимость как в направлении движения, так и боковую (в том числе ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками дорожного движения);

снижать прочность, устойчивость и надежность конструкций, зданий и сооружений, на которых они размещаются;

создавать помехи для прохода пешеходов и механизированной уборки дорог.

4. Специализированные технические средства не рекомендуется устанавливать в местах, где их размещение и эксплуатация может наносить ущерб природному комплексу, иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, создавать впечатление нахождения на дороге пешеходов, транспортных средств, животных, других предметов.

5. Специализированные технические средства, располагаемые внутри помещений, устанавливаются в местах наибольшего пребывания людей (залы ожиданий, вестибюли, основные входы и выходы из помещений и т.п.).


на дорожных ограждениях;

на деревьях, скалах и других природных объектах;

на участках дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и менее 150 м - в населенных пунктах;

ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;

на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог на одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов и менее 50 м - в населенных пунктах;


9. Опоры отдельно стоящих специализированных технических средств должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации.

10. Конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор и т.д.) должны быть закрыты декоративными элементами.

11. Отдельно стоящие специализированные технические средства должны иметь декоративно оформленную оборотную сторону. Фундаменты отдельно стоящих специализированных технических средств не должны выступать над уровнем земли или тротуара. В исключительных случаях, когда заглубление фундамента невозможно, допускается размещение фундаментов без заглубления при наличии бортового камня или дорожных ограждений.


Российская ФедерацияПриказ МЧС России

Об утверждении требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

2. Признать утратившими силу пункты 5 , и 7 Положения о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации , утвержденного приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 года N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2005 года, регистрационный N 6700).

Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.Шойгу

Министр внутренних дел
Российской Федерации
Р.Г.Нургалиев

Директор Федеральной
службы безопасности
Российской Федерации
А.В.Бортников

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 декабря 2008 года,
регистрационный N 13001

Приложение
к приказу МЧС России,
МВД России, ФСБ России
от 28 октября 2008 года N 646/919/526

ТРЕБОВАНИЯ
по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

1. Настоящие Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (далее - специализированные технические средства) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2002, N 44, ст.4294; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 50, ст.5284; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 45, ст.5418), (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст.2463) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация специализированных технических средств должны соответствовать установленным в Российской Федерации требованиям качества и безопасности, предъявляемым к продукции, производственным процессам, эксплуатации и услугам.

3. Специализированные технические средства не должны:

влиять на безопасность дорожного движения;

ограничивать видимость как в направлении движения, так и боковую (в том числе ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками дорожного движения);

снижать прочность, устойчивость и надежность конструкций, зданий и сооружений, на которых они размещаются;

создавать помехи для прохода пешеходов и механизированной уборки дорог.

4. Специализированные технические средства не рекомендуется устанавливать в местах, где их размещение и эксплуатация могут наносить ущерб природному комплексу, иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, создавать впечатление нахождения на дороге пешеходов, транспортных средств, животных, других предметов.

5. Специализированные технические средства, располагаемые внутри помещений, устанавливаются в местах наибольшего пребывания людей (залы ожиданий, вестибюли, основные входы и выходы из помещений и т.п.).

6. Специализированные технические средства, располагаемые вне помещений, не должны размещаться:

на одной опоре с дорожными знаками, светофорами, в створе и в одном сечении с ними;

на аварийно-опасных участках дорог, железнодорожных переездах, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и менее 50 м - в населенных пунктах;

на участках дорог с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;

над проезжей частью;

на дорожных ограждениях;

на деревьях, скалах и других природных объектах;

на участках дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и менее 150 м в населенных пунктах;

ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;

на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог на одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов и менее 50 м в населенных пунктах;

сбоку от дороги на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и менее 5 м в населенных пунктах.

7. При размещении специализированных технических средств на разделительной полосе расстояние от края конструкции или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 м.

8. Специализированные технические средства рекомендуется оснащать:

системой пожаротушения и системой аварийного отключения от электропитания;

табло с указанием (идентификацией) эксплуатирующей организации.

9. Опоры отдельно стоящих специализированных технических средств должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации.

10. Конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор и т.д.) должны быть закрыты декоративными элементами.

11. Отдельно стоящие специализированные технические средства должны иметь декоративно оформленную оборотную сторону. Фундаменты отдельно стоящих специализированных технических средств не должны выступать над уровнем земли или тротуара. В исключительных случаях, когда заглубление фундамента невозможно, допускается размещение фундаментов без заглубления при наличии бортового камня или дорожных ограждений.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, предусматривают своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с по­мощью комплексного использования государственных и коммер­ческих систем проводного, радио- и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

В соответствии с существующими положениями силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Поэтому вопросы оповещения и информирования населения об опасностях мы рассмотрим в комплексе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций как в военное, так и в мирное время. Система управления и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в Единую государственную систему предупре­ждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

На территории всех субъектов Российской Федерации созданы территориальные системы централизованного оповещения , кото­рые находятся на постоянном дежурстве.

Кроме централизованной системы оповещения, в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химических и других аварийно опасных объектов) создаются локальные системы оповещения, которые являются частью территориальных систем.

В целом существующие систе­мы централизованного оповещения обеспечивают своевремен­ное доведение сигналов и информации оповещения при возник­новении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций до органов управления ГОЧС и населения целых регионов.

Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях является передача речевой информации с использо­ванием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и Другие сигнальные средства. Это сигнал «Внимание всем!» . По сигналу необходимо включить радио или телевизионные прием­ники на местной программе передач и прослушать сообщение органов ГОЧС.

На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций мест­ные органы ГОЧС заготавливают примерные варианты сообще­ний (запись на русском и национальных языках), которые затем с учетом конкретных событий корректируются.

2. Действия населения после прослушивания речевой информа­ции.

Информация передается в течение 5 мин после подачи звуко­вых сигналов (сирены, гудки и пр.). Выслушав сообщение, каждый Должен действовать без паники и суеты в соответствии с получен­ными указаниями.

Действия населения после прослушивания речевой информа­ции зависят от конкретных условий, в которых может оказаться любой человек. Каждый должен действовать, сообразуясь с имеющимися возможностями по защите своей жизни и здоровья.

Так, например, при угрозе радиоактивного заражения , услышав предупреждение, необходимо надеть респиратор или противопыльную тканевую маску (ПТМ-1), или ватно-марлевую повязку, противогаз; взять подготовленный запас продуктов питания и воды, средств медицинской защиты, предметы первой необходимости, бытовой дозиметр для опре­деления уровня излучения и уйти в убежище, проти­ворадиационное или простейшее укрытие. При отсутствии указанных защитных сооружений в качестве защиты от радиоак­тивного заражения можно использовать подвалы и каменные по­стройки. Если обстоятельства вынудят укрываться в недостаточ­но подготовленном для этого доме (квартире), следует, не теряя времени, приступить к его (ее) герметизации: завесить окна и двери плотной тканью, при необходимости заделать щели, за­крыть вентиляционные трубы.

Если люди оказались на зараженной местности или им пред­стоит преодолевать участок заражения, необходимо принять ра­диозащитное средство (1) из аптечки АИ-2.

В сельских районахследует загнать животных в герметизиро­ванные и подготовленные для длительного содержания скота по­мещения, укрытия, плотно закрыть все двери и люки кладовых, по­гребов и других мест хранения запасов продовольствия и кормов.

Существующие системы связи и оповещения обеспечивают доведе­ние сигналов и информации до федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и охватывают около 90% населения страны.

В настоящее время ведутся работы по реконструкции систем опо­вещения и по модернизации федеральной и региональных систем.

В 2004 г. завершена работа по созданию единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) на базе телефона 01 (единый телефон пожар­ных и спасателей МЧС России). С созданием ЕДДС количество посту­пивших на телефон 01 сообщений в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возросло почти в три раза. При этом только половина из них - со­общения о пожарах. Анализ конкретных ситуаций показал, что эффек­тивность реагирования на обращения граждан в территориях, где функционирует УВВС, увеличилась на 40%.

Федеральные органы государственной власти, органы государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоя­нии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Специализированные технические средства оповещения и инфор­мирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникнове­нии чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

В 2007 г. МЧС завершило создание «Общероссийской комплекс­ной системы информирования и оповещения населения» (ОКСИОН) в городах с населением более миллиона человек. Система ОКСИОН направлена на своевременное оповещение населения в местах массового пребывания людей при угрозе или возникновении чрезвычай­ной ситуации, на предупреждение преступлений, контроль за радиационной и химической обстановкой, для профилактики чрезвычай­ных ситуаций и правонарушений, а также сбора информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций.

Выводы

1. Основным способом оповещения населения о чрезвычайных си­туациях в мирное время и в условиях войны, а также доведения до населения информации об обстановке и его действиях в сложивших­ся условиях является речевая информация с использованием государ­ственных и местных сетей проводного, радио- и телевизионного ве­щания.

2. Перед подачей речевой информации дается предупредительный сигнал «Внимание всем!».

3. Умелые и четкие действия каждого гражданина по сигналу «Внимание всем!» и строгое соблюдение правил поведения позволят своевременно принять меры защиты, сохранить и спасти жизнь себе и окружающим.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО УСТАНОВКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 28 октября 2008 г. N 646 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 28 октября 2008 г. N 919 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ 28 октября 2008 г. N 526 (Д) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2463) приказываем: 1. Утвердить прилагаемые Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. 2. Признать утратившими силу пункты 5, 6 и 7 Положения о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации, утвержденного Приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2005 г., регистрационный N 6700). Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К.ШОЙГУ 28 октября 2008 г. N 646 Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г.НУРГАЛИЕВ 28 октября 2008 г. N 919 Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации А.В.БОРТНИКОВ 28 октября 2008 г. N 526 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2008 г. N 13001 Приложение к Приказу МЧС России, МВД России, ФСБ России от 28 октября 2008 года N 646 / N 919 / N 526 ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТАНОВКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ 1. Настоящие Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (далее - специализированные технические средства) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2006, N 52 (I ч.), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2463) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация специализированных технических средств должны соответствовать установленным в Российской Федерации требованиям качества и безопасности, предъявляемым к продукции, производственным процессам, эксплуатации и услугам. 3. Специализированные технические средства не должны: влиять на безопасность дорожного движения; ограничивать видимость как в направлении движения, так и боковую (в том числе ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками дорожного движения); снижать прочность, устойчивость и надежность конструкций, зданий и сооружений, на которых они размещаются; создавать помехи для прохода пешеходов и механизированной уборки дорог. 4. Специализированные технические средства не рекомендуется устанавливать в местах, где их размещение и эксплуатация может наносить ущерб природному комплексу, иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, создавать впечатление нахождения на дороге пешеходов, транспортных средств, животных, других предметов. 5. Специализированные технические средства, располагаемые внутри помещений, устанавливаются в местах наибольшего пребывания людей (залы ожиданий, вестибюли, основные входы и выходы из помещений и т.п.). 6. Специализированные технические средства, располагаемые вне помещений, не должны размещаться: на одной опоре с дорожными знаками, светофорами, в створе и в одном сечении с ними; на аварийно-опасных участках дорог, железнодорожных переездах, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и менее 50 м - в населенных пунктах; на участках дорог с высотой насыпи земляного полотна более 2 м; над проезжей частью; на дорожных ограждениях; на деревьях, скалах и других природных объектах; на участках дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и менее 150 м - в населенных пунктах; ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств; на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог на одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов и менее 50 м - в населенных пунктах; сбоку от дороги на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и менее 5 м - в населенных пунктах. 7. При размещении специализированных технических средств на разделительной полосе расстояние от края конструкции или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 м. 8. Специализированные технические средства рекомендуется оснащать: системой пожаротушения и системой аварийного отключения от электропитания; табло с указанием (идентификацией) эксплуатирующей организации. 9. Опоры отдельно стоящих специализированных технических средств должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации. 10. Конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор и т.д.) должны быть закрыты декоративными элементами. 11. Отдельно стоящие специализированные технические средства должны иметь декоративно оформленную оборотную сторону. Фундаменты отдельно стоящих специализированных технических средств не должны выступать над уровнем земли или тротуара. В исключительных случаях, когда заглубление фундамента невозможно, допускается размещение фундаментов без заглубления при наличии бортового камня или дорожных ограждений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме