Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемы осуществления опеки и попечительства. Исследовательская работа на тему: Опека и попечительство над несовершеннолетними

К сожалению, не всем детям посчастливилось иметь собственную семью, которая могла бы содержать их, гарантировать должное воспитание и развитие. Решаются подобные ситуации установлением опеки или попечительства. Именно они позволят давать несовершеннолетним то, что надо для полноценной жизни. Сюда же стоит отнести и моральные ценности. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

Когда требуется опека

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми устанавливаются, если:

  • родители погибли;
  • мать и отца лишили их законных прав;
  • мать и отеца признали недееспособными;
  • родители серьезно болеют, что делает полноценное содержание сына или дочери невозможным;
  • мать и отец постоянно находятся в длительных командировках, ввиду чего не могут обеспечить малышу должный уход;
  • малыш рожден вне брака, и возраст его родителей не превышает 16 лет.

Обобщив все перечисленные моменты, отметим, что необходимость в попечителе появляется, когда родные родители не способны полноценно заботиться о ребенке, финансово его обеспечивать и выполнять необходимые действия, направляя их на его развитие. Условия установления опеки и попечительства

Важно! Разница опеки и попечительства заключается лишь в возрастной категории опекаемого. В первой ситуации речь идет про содержание детей до 14 лет, а во втором случае можно говорить про воспитание подростков с 14 до 18 лет .

Основные обязанности опекающего лица

Независимо от возраста опекаемого, опекающее лицо должно выполнять в обязательном порядке следующее:

  • проявлять заботу об опекаемом;
  • снабжать его пищей и одеждой;
  • гарантировать должный уход;
  • проводить нужное лечение;
  • способствовать полноценному развитию и образованию;
  • защищать интересы опекаемого;
  • распоряжаться имуществом и регулировать финансовые вопросы в интересах подопечного.
Над кем устанавливается опека и попечительство

Важно! Отличительная особенность опеки от усыновления в том, что назначенное опекунским советом лицо не имеет полноценных родительских прав и возможности установления полного контроля над опекаемым. Оно не получает права распорядиться имуществом несовершеннолетнего без ведома опекунского совета. Человек обязан регулярно предоставлять отчетность о проделанной работе, извещать уполномоченные органы о переезде .

По достижении ребенком 14 лет опекунство заменяется попечительством. Попечитель не сможет распорядиться имуществом подопечного, и последний все делает самостоятельно. Права детей на государственном попечении

Кто сможет выступить в роли опекающего лица

На законодательном уровне оговорено, что опекуном или попечителем способен стать каждый дееспособный гражданин. Здесь должно выполняться несколько обязательных условий:

  • возрастная категория от 18 лет;
  • отсутствие жилищных, финансовых проблем;
  • отсутствие серьезных проблем со здоровьем.
Кто может стать опекуном или попечителем
  • имеет судимость за нанесение вреда здоровью;
  • совершал тяжкие преступления;
  • лишен родительских прав или ранее отстранялся от опекунства за нарушение правил;
  • страдает нарко- или алкогольной зависимостью;
  • не прошел специальную подготовку;
  • состоит в однополом брачном союзе.

Опекунство или попечительство оформят только лицу, способному в полном объеме обеспечить несовершеннолетнего всеми необходимыми благами.

Порядок оформления

Вопрос опеки решают уполномоченные органы

Оформлением занимается опекунский совет. Чтобы достичь поставленных целей, претенденту на роль опекающего или попечителя необходимо собрать достаточно объемный пакет бумаг. Главным в данной ситуации становится заявление, где изъявлено желание и указана просьба о предоставлении возможности быть опекуном.

Важно! Подавать заявление можно самостоятельно, лично обратившись в уполномоченное учреждение, или передать его через портал государственных услуг. Обращение необходимо направлять в опекунский совет по месту жительства . Установление и прекращение опеки и попечительства

Дополнительно к заявлению нужно приложить:

  1. Справку о доходах. Она выдается по месту официального трудоустройства. Здесь должна быть указана занимаемая должность, величина средней зарплаты по итогам последнего года. Вместо этой справки допускается предоставление другого официального документа, способного подтвердить материальное благосостояние человека по результатам последних 12 месяцев.
  2. Документ, который подтверждает полноценное право пользования жильем или говорит о праве собственности.
  3. Справка о несудимости. Здесь же должен исключаться факт уголовного преследования. Ее выдают в ОВД по соответствующему запросу гражданина.
  4. Медицинское заключение про удовлетворительное состояние здоровья гражданина, его способность ухаживать за несовершеннолетним лицом.
  5. Копия свидетельства о браке. Она нужна, когда человек состоит в супружеском союзе.
  6. Разрешение членов семьи на проживание вместе с ними опекаемого. Оформляется письменно. Такое согласие должны дать все лица, достигшие десятилетнего возраста и проживающие вместе с человеком, желающим стать опекуном.
  7. Копия документа о прохождении специально предназначенной подготовки для последующего установления опекунства.
  8. Автобиография. Здесь человек может указать все, что считает необходимым, учитывая информацию про образование и место работы.
  9. Копия пенсионного удостоверения, если человек находится в соответствующем возрасте.
Порядок установления опеки и попечительства

Если человек при обращении в опекунский совет не предоставил копии бумаг о владении жилой недвижимостью или справку из органов внутренних дел, не смог найти пенсионное удостоверение, сотрудники уполномоченного учреждения должны сами запрашивать указанные бумаги, используя право на межведомственное взаимодействие.

Если человек имеет с собой оригиналы документов, но не смог сделать копии, в учреждении, куда он обратился, изготовят их самостоятельно.

Важно! Справки с места трудоустройства, а также от ОВД принимаются в течение года с даты их выдачи обратившемуся лицу. Медицинское заключение будет действительным полгода с момента оформления и выдачи . Что нужно для установления попечительства

Когда человек подал все необходимые бумаги, и они были зарегистрированы опекунским советом, в ближайшие трое суток будут исследованы условия его жизни. Эта процедура является обязательной для лица, претендующего на роль опекуна или попечителя. Она не может быть исключена из процесса оформления бумаг. Кроме оценивания жилищных условий, представители комиссии обращают внимание на следующие моменты:

  • личностные качества;
  • мотивы;
  • возможность содействовать развитию и воспитывать детей;
  • отношения внутри семьи заявителя.
Документы, подтверждающие отсутствие родителей

Результаты ознакомления с условиями жизни заносятся в специальный акт. Его составляют в последующие трое суток с даты осмотра жилья. Акт составляют в двух экземплярах. Один из них выдают на руки обратившемуся лицу.

Если человек не согласен с какими-то сведениями, прописанными в документе, он может их оспорить в суде.

После оформления всех документов опекунский совет принимает решение относительно назначения опекуна или составления отказного письма. На данную процедуру отводится 10 дней. Решение также оформляется в виде акта в соответствии с законодательными нормами. Акт вручается гражданину, претендующему на роль опекуна, в ближайшие три дня с момента подписания. Заключение будет оставаться действующим на протяжении последующих двух лет.

Видео – Что такое опека и кто может стать опекуном

Как и где выбирать опекаемого

После получения человеком, претендующим на оформление опекунства, соответствующего акта и разрешительной документации, его ставят на учет. Теперь он пополняет списки существующих кандидатов. Далее уполномоченные органы предлагают лицу информационные материалы о детях, выступающих в роли потенциальных опекаемых. Вместе с этим составляется направление на посещение несовершеннолетнего. Оно может осуществляться по адресу его жительства или фактического нахождения. Направление действует 10 дней. В этот период человек должен успеть познакомиться с потенциальным опекаемым. Если по какой-то причине он не смог уложиться в срок, есть возможность продлить действие бумаги по факту предоставления уважительных доказательств. Кто не может быть опекуном или попечителем

Не обязательно пользоваться услугами опекунского совета собственного района. Можно обратиться в орган опеки и попечительства, закрепленный за другой территориальной единицей или связаться с Федеральным банком данных о детях. Если выбран последний вариант, оператору необходимо предоставить такие документы:

  • паспорт;
  • заполненную анкету;
  • заявление на предоставление опеки;
  • заключение о возможности выступать в роли опекуна.

10 дней все предоставленные сведения рассматриваются оператором, после чего обратившемуся лицу дают направление на посещение ребенка. Оно также действует 10 дней и продлевается только по уважительным причинам.

Человек, планирующий стать опекуном, обязательно должен выполнить следующие действия:

  • познакомиться с малышом и установить доверительные отношения;
  • внимательно изучить документы из личного дела потенциального опекаемого;
  • дать письменное подтверждение ознакомления с мед. документацией, предоставляющей информацию о состоянии здоровья ребенка.
Основания к отмене усыновления ребенка

Независимо от решения, человек, претендующий на роль опекуна или попечителя, обязан в письменном порядке уведомить оператора, который предоставил ему сведения, о результатах посещения ребенка. Данные о несовершеннолетних без попечения родных родителей выдаются только одному человеку и не передаются одновременно другому гражданину.

Важно! Когда ребенку исполнилось 10 лет, то опекун или попечитель назначается только при его согласии .

Если все необходимые условия выполняются, уполномоченные органы составляют акт о назначении опекуна. Он и станет официальным документом, утверждающим отношения опекающего лица и подопечного.

В последующем времени уполномоченные органы будут регулярно контролировать действия опекуна или попечителя, систематически посещать место его проживания. При появлении каких-либо нарушений установленное ранее опекунство может быть аннулировано.

Также следует знать, что опекун ежегодно или в другом порядке должен предоставлять опекунскому совету отчетность о тратах пособий, которые он получил на подопечного.

Видео – Опека и попечительство

В каких ситуациях опека отменяется

Опека и попечительство прекращается в ситуациях, когда:

  • опекаемому лицу исполнилось 18 лет;
  • срок действия договора про опеку завершился;
  • лицо не может справляться с выполнением возложенных обязанностей;
  • попечитель самостоятельно отказался от продолжения опекунства над конкретным ребенком;
  • случилась смерть опекуна или попечителя.

В перечисленных ситуациях дальнейшие действия органов опеки и попечительства будут зависеть от конкретных обстоятельств, а также возраста самого ребенка. Как стать опекуном

Какие документы регулируют порядок установления опеки или попечительства

Чтобы повысить вероятность успешного решения вопроса о назначении опеки или попечительства, свести к минимуму риск затягивания процедуры, необходимо внимательно ознакомиться со всеми законодательными актами, регулирующими данный вопрос. Это:

  1. Гражданский кодекс. Здесь стоит остановиться на 26 и 27, а также 32-38 статьях.
  2. Семейный кодекс. Тут нужно просмотреть статьи 55-57, а также 121, 145-149.
  3. Административный кодекс. Он регулирует в основном деятельность органов опеки и попечительства, содержит формальности, которые знать не обязательно.

Чем более ответственно человек подходит к оформлению опекунства, тем выше вероятность успешного достижения поставленной цели, исключения хлопот и проблем.

В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства основной задачей является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие. Особую актуальность в этой связи приобретают надежная охрана и защита интересов детей.

Между тем одна из самых тяжелых проблем России последнего времени – сиротство, особенно социальное, не связанное с такими катаклизмами как война, уносящая миллионы жизней.

Увеличивается число алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих иными формами зависимости, что не позволяет им быть полноценными участниками гражданских правоотношений. Все это не только не снижает, но напротив, усиливает актуальность как самого института опеки и попечительства, так и проблем, связанных с его дальнейшим развитием.

Взять ребенка под опеку решается далеко не каждый россиянин. А ведь те, кто все же решил стать приемными родителями или усыновителями, спасают малыша от большой психологической травмы и помогают ему избежать «душевной инвалидности». Психологи утверждают, что давно пришло время попрощаться с такой системой воспитания детей, как интернаты и детские дома.

Моя статья посвящена формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опека и попечительство

Шульга Инна Павловна, социальный педагог

МКОУ Митрофановская СОШ

Организация обучения и воспитания детей, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности учебных заведений естественно главная задача педагогических коллективов. Но есть ещё ряд вопросов, которые системе образования приходиться решать. Это и проблемы сиротства и проблемы детей – инвалидов, и организация отдыха несовершеннолетних, их оздоровления, и решение споров по воспитанию и многое другое, что вкладывается в понятие «охрана прав детей».

Проблемы, связанные с охранной детства, в последние годы осложнились. Растет число социальных сирот, резко снижается уровень здоровья детей. Увеличивается количество брошенных детей. Возрастает тенденция неблагополучия в семье.

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечительство устанавливается для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой согласно закона № 48 «Об опеке и попечительстве» понимают «форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными гражданами, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнения обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ».

Опекуны и попечители подбираются органом опеки и попечительства. При этом тщательно оценивают намерения лиц, предпочтение отдаётся более близким родственникам. Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества опекуна (попечителя), способности его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Работая социальным педагогом в МОУ Митрофановской сош, я осуществляю определенную деятельность с лицами данной категории. Для оказания своевременной помощи детям, оставшимся без попечения родителей важное значение имеет их точный учет. С этой целью в школе ведется «Журнал первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей», в который заносятся сведения о каждом ребенке, выявленном в микрорайоне и проживающем не у родителей.

В школе проводится работа по защите личных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в частности обеспечивается выполнение закона РФ «Об образовании», организовывается проведение два раза в год углубленного медицинского осмотра детей.

Защищаются имущественные права несовершеннолетних: выявляется и описывается имущество, принадлежащее осиротевшим, а в дальнейшем ведётся контроль над сохранностью этого имущества путем сверки наличия вещей в соответствии с первоначальной описью. В работе по защите жилищных прав детей за осиротевшими детьми в установленном порядке закрепляется право на проживание в семьях опекунов. Осуществляется контроль за сохранностью имущества жилых помещений, принадлежащих детям в соответствии со ст. 37, 38 Гражданского кодекса РФ. Мною составляются акты о сохранности жилья детей-сирот.

Личные дела подопечных детей дополняются два раза в год следующими документами:

  1. Актом контрольного обследования условий жизни. При изменении подопечным места жительства к акту обследования прилагается справка из жилищных органов о том, куда выбыл ребенок. При выявлении неблагоприятных условий жизни и воспитания подопечного семья берется на особый контроль и посещается чаще.
  2. Справками о здоровье, успеваемости подопечного, выплате на них алиментов или пенсии по случаю смерти родителей.

Орган управления образованием выплачивает опекунам (попечителям)

денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным. Назначение данных выплат регулируется Положением о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) , утвержденным приказом Министерства образования РФ от 16.02.93 № 50.

По достижению подопечным 14-летнего возраста опека прекращается, а лицо, выполнявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего; по достижению подопечным 18 –летнего возраста попечительство прекращается без принятия по этому поводу какого-либо решения. Снижение брачного возраста и вступление подопечного в брак является также основанием для прекращения попечительства. При прекращении опеки к личному делу приобщаются сведения об образовании подопечного, занятости, обеспечении жилплощадью.

В последнее время на территории микрорайона нашей школы наблюдается тенденция к росту количества детей, находящихся на опеке и попечительстве. Так за последние пять лет с 6 человек их количество увеличилось до 12. Большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным кодексом РФ. Положение о приёмной семье было утверждено постановлением Правительства РФ 17 июля 1996 года. Статус приёмной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ранее созданные семейные детские дома.

Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приёмными родителями; ребёнок, передаваемый на воспитание в приёмную семью, именуется приёмным ребёнком, а такая семья – приёмной семьёй. Приёмные родители по отношению к приёмному ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна. Общее число детей в приёмной семье, включая родных и усыновлённых, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приёмную семью не влечет за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Приёмная семья образуется на основе договора о передаче ребёнка на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдаёт приёмным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приёмным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.

В случае, если лицо изъявляет желание взять на воспитание ребёнка с ослабленным здоровьем, больного ребёнка, ребёнка с отклонениями в развитии, ребёнка-инвалида в заключении должно быть указано наличие у приёмных родителе необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приёмными родителями является основанием для подбора ребёнка с целью передачи его в приёмную семью.

Органы опеки и попечительства предоставляют приемным родителям информацию о ребёнке, который может быть передан на воспитание в приёмную семью, и выдаёт направление для посещения ребёнка по месту жительства (нахождения). При подборе ребёнка из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений орган опеки и попечительства знакомит лиц, желающих взять ребёнка на воспитание, с личным делом ребёнка и заключением о состоянии его здоровья.

Договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребёнка и приёмными родителями. Он должен предусматривать срок, на который ребёнок помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности по отношению к приёмной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Ребёнок, переданныё в приёмную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством РФ на счета, открываемые на его имя в банковском учреждении. За ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Ребёнок в приёмной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит его интересам, нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребёнком допускаются с согласия приёмных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребёнком, его родителями, родственниками и приёмными родителями определяется органами опеки и попечительства.

На содержание каждого ребёнка приёмной семье выплачивается ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книги предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребёнка, передаваемого на воспитание в приёмную семью на один год и более, выдаются средства на приобретение мебели.

Приёмные родители ведут учёт в письменной форме расходов и прихода денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка. Сведения об израсходованных средствах предоставляются ежегодно в органы опеки и попечительства.

В данный момент на территории Митрофановского поселения проживает три приемные семьи. Пять лет назад областная газета «Коммуна» рассказала об одной из них. Хочется процитировать корреспондента газеты А. Гашимову: «Чужих детей не бывает, так считают Елена и Сергей Поспеловы. И не просто считают, но ежедневно доказывают это собственным примером. В октябре прошлого года в семье Поспеловых появилась ещё одна дочка. Четырнадцатилетняя Элла. С её приходом семья перестала быть такой же, как сотни и тысячи других, превратившись в приёмную.

Прежде чем стать частичкой новой семьи, Элла успела пожить вместе с мамой в Митрофановке и в Москве, побывать в социальном приюте «Доброта» в Кантемировке и в Верхнем Мамоне. Она не «подсела» на наркотики, и не потянулась к пиву и чему покрепче, не бросила школу. Потому что рядом оказались надёжные и добрые люди.

У Эллы очень сильный характер, мы знаем её практически с рождения, - рассказывает Елена Васильевна. – Вместе с её мамой беременными ходили, вместе девочек растили, в садик, школу отдали. Потом она поехала в Москву работать, а дочку отдала в приют. Мы сначала забрали девочку на зимние каникулы, потом и на все остальные. Чего только не наслушались, когда решили забрать её в семью. Многие нас отговаривали, зачем вам нужен чужой ребёнок, у неё есть сёстры и прочая родня, пусть, дескать, и берут к себе. Мы же никого не слушали, родственники были на нашей стороне. Не чужая она нам давно уже своей стала. Разве можно её в интернат отправить, как жить-то потом после такого».

В данный момент в семье Поспеловых воспитывается еще один приемный ребенок – племянница Эллы – Даша.

Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт приёмной семьи, опеки и попечительства являются гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, приёмными родителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК.

В большинстве случаев приёмная семья, опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря этим формам устройства несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

Список использованной литературы

Специальная литература:

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога («ВАКО», Москва, 2005)

Гашимова А. Поселилось счастье в доме («Коммуна», 2008)

Нормативный материал:

Гражданский кодекс РФ. М., 2000.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Семейный кодекс РФ. Ростов-на-Дону, 2000.


Поскольку несовершеннолетние не обладают полной дееспособностью, для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

В настоящее время основополагающие нормы этого института содержатся в Гражданском кодексе (ст. 31–40), который устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой и попечительством, является предметом ведения семейного права (п. 1 ст. 15 °CК РФ). Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36–38 ГК РФ.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Ее сущность состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны полностью заменяют своих подопечных в имущественных отношениях, они являются их представителями в силу закона.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает осуществлять принадлежащие частично дееспособному лицу права и исполнять обязанности путем дачи согласия на совершение такими лицами сделок и других юридически значимых действий (помимо сделок, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно).

Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Выполнение функций в области опеки и попечительства возлагается на отделы (управления) образования. Наиболее важные вопросы (например, издание постановления о назначении конкретного гражданина опекуном или попечителем) решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).

По общему правилу, опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Согласно ст. 20 ГК РФ, п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать и о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства.

Постановление главы местной администрации об установлении опеки (попечительства), действия (бездействие) лиц, занимающихся повседневной работой по опеке (попечительству), могут быть обжалованы на общих основаниях в соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции, ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866‑1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Правом на обжалование обладают следующие заинтересованные лица:



родители (один из них);

близкие родственники ребенка, подлежащего устройству на опеку (попечительство);

воспитательные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты населения и др.

Жалоба подается непосредственно в суд или в вышестоящий орган в порядке подчиненности органов исполнительной власти.

Установление опеки (попечительства) Гражданский кодекс связывает с определенным сроком – один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка (ст. 35). Тем самым сводится к минимуму возможность его оставления без заботы со стороны лиц, управомоченных на защиту его прав и интересов. Если почему‑либо в этот срок не удается оформить опеку (попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии с п. 2 ст. 123 Семейного кодекса.

Согласно п. 2 ст. 35 ГК РФ опекунами (попечителями) не могут быть несовершеннолетние граждане, недееспособные, а также лишенные родительских прав лица.

После установления опеки (попечительства) опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение. Одновременно заводится личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке (попечительству), а также акты обследования условий жизни подопечного. Орган опеки и попечительства, выполняя требования п. 3 ст. 34 ГК РФ, осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых этим органом не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, улучшении его быта, материального обеспечения и т. д.

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения (п. 2 ст. 40 ГК РФ). Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении подопечным 18 лет, а также в случае вступления его в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ) либо в случае его эмансипации (ст. 27). Кроме того, опека и попечительство могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (ст. 39).

Утрата попечения со стороны родителей может не всегда носить постоянный характер (родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье и т. п.). В таких случаях возвращение ребенка к родителям и прекращение вследствие этого опеки (попечительства) не всегда соответствует интересам ребенка. При этом может возникнуть спор между не лишенным родительских прав родителем и опекуном (попечителем), который нужно рассматривать по аналогии со ст. 68 СК РФ. При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. После удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу.

Опека (попечительство) может прекращаться и при усыновлении подопечного опекуном (попечителем) или другими лицами. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется.

Иногда опекун (попечитель) не может справиться со своими обязанностями по причинам как объективного, так и субъективного свойства. В этих случаях ребенок может быть помещен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. Если подопечный по решению органа опеки и попечительства передается в данные учреждения на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения.

Опекун (попечитель) может по уважительным причинам (серьезная болезнь, инвалидность, тяжелые семейные обстоятельства и т. п.) отказаться от заботы о ребенке.

От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от исполнения им своих обязанностей вследствие нежелания заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, обязывает органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) и вынести при этом соответствующее постановление. То же самое должно произойти, если опекун (попечитель) не просто бездействует, но совершает поступки, противоречащие интересам подопечного (при этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя), и если опекун (попечитель) оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, когда его жизнь и здоровье в опасности.

Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка опекун (попечитель) может быть привлечен к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ), а если это связано с жестоким обращением с ребенком – к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ).

В зависимости от того, устанавливается ли опека и попечительство над ребенком или над взрослым, она имеет свои особенности, которые я бы хотела освятить в отдельных пунктах.

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, a попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

Как я уже отмечал ранее, гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только при наличии его согласия. Опекунами (попечителями) над несовершеннолетними чаще всего назначаются их близкие родственники, что позволяет наиболее полно учесть требования, предъявляемые к опекуну (попечителю) и интересы самого ребенка.

Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента принятия органом опеки и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского или попечительского удостоверения.

При достижении ребенком, над которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.

Говоря об опеке над несовершеннолетними, следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Одним из важнейших прав ребенка, способствующих его развитию, является право на общение с родителями, предусмотренное ст. 55 СК РФ. Данное право сохраняется и за ребенком, над которым установлены опека или попечительство. Передача на воспитание в семью опекуна (попечителя) не связана с прекращением правоотношений с родителями. Сюда бесспорно относится и возможность общаться с ними.

Возможны случаи, когда родители, несогласные с отменой или ограничением своих родительских прав, могут попытаться выкрасть ребенка из семьи опекуна (попечителя). Во избежание подобных эксцессов опекунам и попечителям предоставляется право требовать через суд возвращения ребенка от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя, в том числе и близких родственников. Это способствует максимальной защите интересов ребенка.

Установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами

Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать значение своих действий и отдавать отчет в своих поступках.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение подобных дел имеет целый ряд особенностей.

Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы:

  • 1) Страдает ли обследуемое лицо душевной болезнью, и какой;
  • 2) Может ли это лицо отвечать за свои действия;
  • 3) Нуждается ли обследуемый по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки?

По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела.

Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным в зависимости от состояния своего здоровья.

Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.

3. Установление попечительства над совершеннолетними гражданами.

Над совершеннолетними гражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Об этом напрямую сказано в постановлении Верховного Суда РФ 4 от 4 мая 1990 года (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 11, от 25.10.96 10) “О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами”: “Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами, дающее основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение”.

Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет сделать вывод о необходимости расширения указанного перечня. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности, другими непродуманными действиями.

Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

Гражданин, над которым после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.

Существенным различием между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного (ст. 1077 ГК РФ).

Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.

Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.

В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать и администрация специализированного стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).

Следует, однако, помнить, что гражданин, над которым установлен патронаж, ни в коей мере не ограничивается в своей дееспособности. Следовательно, он может самостоятельно заключать любые сделки. Попечитель является помощником такого гражданина, способствуя максимальной защите его прав, свобод и законных интересов.

Между попечителем и подопечным может быть заключен договор поручения или доверительного управления, который позволит попечителю распоряжаться имуществом подопечного.

УДК 347.64 UDC 347.64

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ SOME ASPECTS AND PROBLEMS OF

УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ ESTABLISHMENT OF GUARDIANSHIP

(ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) В РОССИЙСКОМ (GUARDIANSHIP) OVER MINORS IN THE

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ RUSSIAN LEGISLATION

Ускова Юлия Валерьевна Uskova Yuliya Valerievna

к.ю.н., доцент кафедры международного частного и Cand.Leg.Sci., associate professor of the Chair of предпринимательского права international private and enterprise law

Кубанский государственный аграрный Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia

университет, Краснодар, Россия

В данной статье рассматриваются вопросы правовой The article questions of a legal regulation of standards регламентации норм семейного и гражданского of the family and civil legislation of guardianship

законодательства об установлении опеки и establishment over minors, about implementation and

попечительства над несовершеннолетними, об protections of their rights, are considered the problems

осуществлении и защите их прав, а также проблемы, arising at practical realization of the relevant standards возникающие при практическом применении are considered

соответствующих норм

Ключевые слова: НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ, Keywords: MINORS, GUARDIANSHIP,

ОПЕКА, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, УСЛОВИЯ CONDITIONS OF APPOINTMENT, RIGHT, DUTY,

НАЗНАЧЕНИЯ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, REALIZATION PROBLEM

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Согласно ст. 31 Гражданского кодекса РФ «опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания» . В отличие от помещения в социальное или иное учреждение опека (попечительство) предполагает предоставление каждому подопечному индивидуального «помощника» (опекуна, попечителя). Ввиду того, что опекун (попечитель) проводит с подопечным больше времени, уделяет ему больше внимания и заботы, преимущества данной формы воспитания несовершеннолетнего очевидны. Однако в современных условиях органы опеки и попечительства не всегда имеют реальную возможность выбирать между тем или иным способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что само по себе, безусловно, не может не сказаться на интересах детей крайне отрицательно .

Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной

поддержкой этого социального института. Каждый раз государство стремится устроить детей в первую очередь за счет внутренних резервов общества, ибо содержание детей на полном государственном обеспечении требует огромных затрат.

В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве», действующем с 1 сентября 2008 года, предусмотрено, что опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане с учетом их личных качеств, способностей к выполнению возлагаемых на них обязанностей, а также взаимоотношений между ребенком и опекуном (попечителем), и отношения к ребенку членов семьи опекуна

(попечителя).

Вопрос о том, кого назначить опекуном или попечителем, очень важен, поскольку от него в конечной степени будет зависеть судьба подопечного и условия, в которых ему придется воспитываться и жить, поэтому отношения, которые существуют между этим лицом и подопечным, следует принимать во внимание. Непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые,доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника

При определении круга лиц, которые могут быть назначены опекунами или попечителями, родственные или иные семейные связи с подопечными учитываются, однако не являются обязательными. В то же время назначенный опекун или попечитель может являться одновременно членом семьи подопечного лица.

Советское семейное законодательство предусматривало возможность назначения опекуна (попечителя) даже без его согласия. Однако на практике предпочиталось назначать опекуна только в тех случаях, когда он сам выражал на это согласие, без чего нельзя было рассчитывать на создание нормальных семейных отношений. Назначались опекуны

(попечители) обычно из лиц, близких подопечному - родственников или друзей родителей, либо, если таких не было, из лиц, выделенных общественной организацией или избранных самим органом опеки и попечительства .

Современное законодательство называет в качестве обязательного условия назначения опекуном (попечителем) согласие лица на выполнение опекунских обязанностей, что объяснить нетрудно. Только свободное волеизъявление, желание заменить ребенку родителей может быть предпосылкой успешного воспитания, забота не может строиться на принуждении. Однако существует не так много людей, готовых обременить себя такими заботами, и чаще всего это бывают близкие родственники.

В связи с этим представляется возможным пересмотреть норму о том, что опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица, или только опекунами, когда речь идет об установлении опеки над несовершеннолетними. Можно было бы указать, что, например, старшие братья, сестры (полнородные и неполнородные), достигшие возраста 16 лет, могут осуществлять опеку над своими младшими братьями, сестрами, если разница в возрасте с последними не менее 5 лет.

Это положение может действовать в том случае, если близких родственников по прямой или боковой восходящей линии, желающих принять на себя соответствующие обязанности, нет, а братья и сестры проживали и продолжают проживать совместно, между ними существуют близкие родственные отношения. При этом возможно учесть мнение достигших 10 летнего возраста их младших братьев и сестер. Это решение представляется более разумным, чем передача посторонним людям нежелающих расставаться со своими близкими детей. Следует учесть, что согласно закону одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних

братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей. Орган опеки и попечительства при необходимости, исходя из интересов подопечных, может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных, указав причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. Однако фактически одно и то же постороннее лицо вряд ли захочет осуществлять опеку над младшим и попечительство над старшим ребенком одновременно.

Для такого установления следует провести эмансипацию старших братьев и сестер (при наличии необходимых для этого условий). Можно предположить, что в силу сложившихся обстоятельств они будут работать и иметь самостоятельный заработок (по трудовому законодательству трудовая правосубъектность по общему правилу наступает с 16 лет). Следует отметить, что согласно трудовому законодательству РФ физические лица, хоть и не достигшие совершеннолетия, со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме даже могут заключать трудовые договоры в качестве работодателей, то есть в определенном смысле принимать на себя ответственность за других людей.

Никто не может утверждать, что, например, несовершеннолетняя мачеха, вступившая в брак с отцом ребенка, не имеет права заниматься воспитанием проживающего совместно пасынка или падчерицы - по закону она хоть и несовершеннолетняя, но дееспособная. Почему же эмансипированный или вступивший в брак опекун (попечитель) вообще, брат или сестра, в частности, не могут быть хотя бы опекунами.

Еще одним аргументом в пользу такого предложения может служить содержащаяся в семейном праве норма о "несовершеннолетних родителях". СК РФ фиксирует внимание на правах несовершеннолетних

родителей, ведь они, будучи сами несовершеннолетними, имеют родительские права, предусмотренные ст. 63, 64 СК РФ.

Несовершеннолетние любого возраста, если они состоят в браке, осуществляют родительские права сами. Иначе обстоит дело, когда брак не заключен. Кодекс определяет возрастные критерии их самостоятельности в осуществлении родительских прав, которые отличаются от установленных ГК РФ. Если несовершеннолетнему родителю, не состоящему в браке, нет 16 лет, он осуществляет свои родительские права вместе с опекуном ребенка, однако если ему уже исполнилось 16 лет, он делает это самостоятельно. Следовательно, СК РФ предусматривает возможность несовершеннолетних родителей воспитывать своих детей, почему же не рассматривать в крайних случаях возможность для несовершеннолетних быть опекунами.

Нововведением в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» явилось понятие предварительной опеки и попечительства, которые устанавливаются в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя. В таком случае орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя, в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опекуном или попечителем в таких случаях по закону может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин, что тоже вряд ли представляется абсолютно оправданным.

Здесь тем более обоснован менее строгий подход к личности, в частности, опекуна, так как соответствующие меры нужно принимать незамедлительно, а предварительные опека или попечительство

прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя они не будут назначены таковыми в общем порядке. То есть существует вероятность дальнейшего более тщательного отбора кандидатов в опекуны из числа совершеннолетних лиц, если такие найдутся.

Разумеется, в семейном законодательстве существует такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как фактическое воспитание, которое, к сожалению, до настоящего времени не имеет под собой развитой правовой базы. Возможно осуществлять фактическое воспитание без оформления опекунства, но фактические воспитатели не получают никаких средств на содержание ребенка (у них в дальнейшем может возникнуть право на взыскание алиментов с фактических воспитанников), содержат его исключительно за счет собственных средств, и дети, находящиеся на фактическом воспитании, не имеют даже таких льгот и пособий от государства, как дети-сироты, которым назначен опекун (попечитель).

В этом смысле представляет интерес польское законодательство, где соответствующая норма звучит так: «Опекуном может быть назначено лицо, обладающее полной дееспособностью, не лишенное публичных или родительских прав, а также права быть опекуном..». При этом суд оценивает личные качества предполагаемого опекуна и отказывает в назначении, если есть основания считать, что кандидат не справится с обязанностями опеки над ребенком. В Чехии «попечителем может быть назначено физическое лицо, обладающее дееспособностью, ведущее надлежащий образ жизни, и выразившее свое согласие с таким назначением».

Никто не отрицает, что предоставление несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет относительной свободы, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в

осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Однако следует учесть, что сама история назначения опекунов и попечителей свидетельствует о том, что, несмотря на положения закона, что несовершеннолетнему, в силу разных причин оставшемуся без попечения родителей, должен быть назначен в зависимости от возраста опекун или попечитель, на практике органы опеки и попечительства в интересах несовершеннолетних 16-18-летнего возраста, а также в зависимости от близости совершеннолетия могли и не назначать попечительство, особенно в тех случаях, когда были сделаны выводы о том, что несовершеннолетний может самостоятельно решать те или иные вопросы без посторонней помощи .

Возможно, есть смысл извлекать положительный опыт из истории, применяя его к современным правоотношениям. На наш взгляд, такая практика тоже может послужить аргументом в пользу сделанных ранее предложений (речь об опеке и попечительстве в отношении совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных лиц в работе не идет, хотя этот вопрос тоже мог бы решаться по аналогии).

В настоящее время осуществление воспитательных функций опекуном (попечителем), как правило, невозможно без совместного проживания с ребенком. Именно поэтому ст. 36 ГК РФ устанавливает обязанность опекунов (попечителей) несовершеннолетних граждан проживать с подопечными. Очевидно, что такой необходимости нет в тех случаях, когда ребенок почти достиг совершеннолетия и достаточно самостоятелен. Речь идет о детях, чье поведение и поступки свидетельствуют об умении распоряжаться своей самостоятельностью. Поэтому современное российское законодательство хотя бы допускает раздельное проживание попечителя и подопечного, достигшего 16 лет, хотя попечитель обязан регулярно посещать своего подопечного. Для этого необходимо согласие органа опеки и попечительства, которое

может быть дано при условии, что раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного .

Следует отметить, что в зарубежном законодательстве требования к опекунам (попечителям) могут быть и жестче, чем в России. Например, в Сербии закон вводит ряд ограничений при назначении опекуна из числа родственников: по возрасту-до 60 лет; если вследствие болезни,

физических и психических недостатков или вследствие специфики рода занятий они не в состоянии должным образом выполнять опекунские обязанности; если они уже назначены опекунами над малолетним родственником или опекуном над двумя и более чужими детьми; если женщина имеет собственных детей моложе семи лет; если они имеют троих и более своих детей. Для российского законодательства некоторые такие ограничения неприемлемы, так как у государства меньше возможностей оказывать помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Представляется нелогичным без особых на то оснований сужать и так не очень широкий круг возможных опекунов (попечителей), тем самым еще более ухудшая положение детей-сирот, количество которых с каждым годом растет. В нашей стране надо по максимуму стимулировать людей для того, чтобы они брали на себя такой нелегкий труд.

Вряд ли можно назвать разумными указанные требования к верхнему возрастному пределу опекунов и попечителей, в частности, когда речь идет о бабушках и дедушках, выступающих в таком качестве. Весь опыт российской действительности показывает, что у нас, как нигде в зарубежных странах, люди старшего поколения продолжают заботиться о детях, внуках, правнуках, находя при этом и силы на воспитание, и средства на содержание.

Согласно российскому семейному законодательству, лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять родительские права, не вправе

стать и опекуном (попечителем), поскольку подобного рода миссию выполняют лишь те, кто способен осуществлять надлежащее семейное воспитание ребенка. Однако, возможно, и следует смягчить требования по здоровью, предъявляемые к опекунам (попечителям) наряду с усыновителями, ведь опять-таки правоотношения между опекунами (попечителями) и несовершеннолетними носят, как предполагается, временный характер, и есть все шансы, что даже при наличии некоторых серьезных заболеваний ребенка сумеют дорастить до совершеннолетия и поставить «на ноги». Главное, чтобы такое заболевание не было заразным и позволяло заботиться о ребенке, что все-таки для несовершеннолетнего предпочтительнее, чем пребывание в детском доме.

Так, на данный момент согласно Постановлению Правительства Российской Федерации лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью при наличии следующих заболеваний: туберкулез (активный и хронический) всех форм

локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы (II и III степени соответственно), исключающие трудоспособность .

Большинство этих положений абсолютно правомерны и оправданы, однако есть сомнения в том, что заболевания внутренних органов, злокачественные онкологические заболевания на некоторых стадиях, а также заболевания и травмы, приведшие к инвалидности II группы (II степени) могут служить таким непреодолимым препятствием. Известно

немало случаев, когда детей должным образом воспитывают родители -инвалиды II группы, которая, однако, исключает трудоспособность. Представляется разумным не чинить подобного рода препятствий и для опекунов (попечителей), хотя бы тогда, когда детей под опеку (на попечение) принимают родственники, причем они являются единственными кандидатами на роль опекунов (попечителей).

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внес отдельные изменения и дополнения в действующее законодательство об опеке и попечительстве, хотя и не изменил коренным образом саму сущность данного института . Как уже указывалось, Закон предусмотрел введение упрощенного порядка назначения опеки и попечительства в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительные опека и попечительство) (Ст.12), возможности

назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности,а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (Ст.13). Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего с указанием конкретного лица.

Кроме этого, единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение родитель может сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Было закреплено преимущественное право близких

родственников ребенка стать опекунами (попечителями), возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу (Ст.10).

В отличие от ранее действующих норм, допускающих выплату

опекунам (попечителям) вознаграждения только в одном случае (приемная семья), в новом законе допускается заключение договоров об осуществлении опеки (попечительства). Опека или попечительство по договору устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно (Ст.14). То есть таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения опекуну или попечителю за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации.

По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах (Ст. 16).

Однако в договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.

Эта новелла призвана способствовать расширению круга лиц, желающих стать опекунами (попечителями), так как может существенно облегчить их положение и увеличить соответствующие возможности.

Однако полностью реализовать предоставление опекунам (попечителям) вознаграждения за исполнение их обязанностей по договору

в современных условиях достаточно сложно, в особенности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Не всегда и у подопечного есть имущество, и, соответственно, доходы от него. Да и договор о возмездном осуществлении опекунства и попечительства подпишет далеко не каждое лицо, принимающее на себя эти обязанности, в частности, родственники несовершеннолетнего. Им это может казаться аморальным, так же, как, несмотря на существование брачного договора на законодательном уровне, заключить его решится далеко не каждый.

В своих правах и обязанностях приемные родители приравниваются к опекунам (попечителям), но они, в отличие от последних имеют право на оплату труда, связанного с воспитанием и содержанием приемных детей, которая устанавливается законами субъектов РФ, и зависит от количества принятых на воспитание детей. Кажется справедливым подходить к опекунам (попечителям) с такой же позиции, в особенности, когда под опекой или на попечении находятся более одного ребенка.

В России исторически ситуация складывалась так, что несмотря на то, что на опекуне не лежала обязанность по содержанию подопечных за счет своих средств, уже тогда отмечалось, что «фактически нередко опекуны по своей доброй воле содержат подопечных, хотя закон этого от них не требует».

Представляет интерес норма, содержащаяся в законодательстве Италии. Там, по общему правилу, опекун выполняет свои функции безвозмездно. Тем не менее, судья по опекунским делам может назначить ему справедливое вознаграждение, принимая во внимание объем его работы и сложность управления имуществом опекаемого . Аналогичная норма имеется и в польском законодательстве. Там опекун выполняет свои обязанности безвозмездно. Однако если управление имуществом подопечного потребовало значительного труда, опекунский суд может назначить опекуну вознаграждение в виде периодических выплат или

единовременно выплачиваемой суммы при прекращении опеки. Вознаграждение возможно за счет имущества подопечного, причем в данном случае речь идет не о договорном регулировании отношений. В Чехии попечитель имеет право на возмещение произведенных затрат, связанных с управлением имуществом подопечного, а также на разумную оплату своего труда за счет доходов от имущества. Размер этой оплаты устанавливается судом.

Представляется целесообразным закрепить законодательно возможность опекунов (попечителей) требовать от своих трудоспособных, достигших совершеннолетия бывших подопечных предоставления содержания в случае собственной нетрудоспособности, нуждаемости и невозможности получения материальной помощи из других источников, то есть расширить за счет опекунов (попечителей) круг субъектов алиментных обязательств второй очереди. Это может быть в случае, если они без заключения договора должным образом воспитывали и содержали своих подопечных и опекаемых до совершеннолетия, например, не менее пяти лет, в свое время в силу объективных причин не имели возможности получать алименты от родителей несовершеннолетних на содержание последних и т.д. А собственные средства, потраченные на опекаемых (подопечных), были существенно больше выплат, установленных государством, что может быть подтверждено соответствующим актом проверки органа опеки и попечительства. Если же при таких условиях опекунами (попечителями) являлись дедушки, бабушки, братья, сестры, то они смогут быть субъектами субсидиарных алиментных обязательств уже в силу имеющейся в СК РФ нормы.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Под ред. Т.Е.Абова, А.Ю.Кабалкина, В.П.Мазолина. М.,2000. С. 45.

2. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2002. № 4. С.53.

3. Кулаков В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в РФ. Саратов, 2004. С.90.

4. Пергамент А.И. Основы законодательства о браке и семье. Учебное пособие. М., 1969. С. 73.

5. Ершова Н.М. Опека и попечительство. М., 1971. С. 27.

6.Малинова А.Г. Обеспечение защиты прав несовершеннолетних в жилищной сфере // Журнал Российского права. 2005. № 6. С. 32.

7. Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996г. № 542 //СЗ РФ. 1996. № 19. Ст.2304.

8. Об опеке и попечительстве: ФЗ РФ от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 апреля.9. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств. Основные институты / Под ред. В.В. Залесского. М., 2004.С.267.

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Chast" pervaja: Nauchno-prakticheskij kommentarij / Pod red. T.E.Abova, A.Ju.Kabalkina, V.P.Mazolina. M.,2000. S. 45.

2. Miheeva L.Ju. Institut opeki i popechitel"stva v sovremennyh uslovijah // Gosudarstvo i pravo. 2002. № 4. S.53.

3. Kulakov V.V. Zashhita sub#ektivnyh prav i zakonnyh interesov detej v RF. Saratov, 2004. S.90.

4. Pergament A.I. Osnovy zakonodatel"stva o brake i sem"e. Uchebnoe posobie. M., 1969. S. 73.

5. Ershova N.M. Opeka i popechitel"stvo. M., 1971. S. 27.

6.Malinova A.G. Obespechenie zashhity prav nesovershennoletnih v zhilishhnoj sfere // Zhurnal Rossijskogo prava. 2005. № 6. S. 32.

7. Ob utverzhdenii Perechnja zabolevanij, pri nalichii kotoryh lico ne mozhet usynovit" rebenka, prinjat" ego pod opeku (popechitel"stvo), vzjat" v priemnuju sem"ju: Postanovlenie Pravitel"stva Rossijskoj Federacii ot 1 maja 1996g. № 542 //SZ RF. 1996. № 19. St.2304.

8. Ob opeke i popechitel"stve: FZ RF ot 24 aprelja 2008g. № 48-FZ // Rossijskaja gazeta. 2008. 30 aprelja.9. Semejnoe pravo Rossijskoj Federacii i inostrannyh gosudarstv. Osnovnye instituty / Pod red. V.V. Zalesskogo. M., 2004.S.267.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме