Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Подготовка к усвоению нового материала.

Урок окружающего мира

в 3 классе по теме:

«Огонь, вода и газ»

Учитель МОУ «СОШ № 2» г. о. Электросталь

Кузнецова Светлана Викторовна

Цели урока:

  • познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
  • отработать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевых игр

Задачи урока:

  • формирование осознания младшим школьником ценности человеческой жизни;
  • формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить;
  • оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста;
  • анализировать схему эвакуации из школы.

Личностные:

  • проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • определять мотивы учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки с проблемными ситуациями, карточки с номерами телефонов аварийных служб, учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков-2 часть (УМК «Школа России» ФГОС), рабочая тетрадь к учебнику

Ход урока

I.Оргмомент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Учебник, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Ребята, начиная урок, хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению и покажите его.

II. Самоопределение к деятельности.

Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность». Как понимаете слово «безопасность»? (спокойная жизнь, когда тебе ничто не угрожает, нет опасностей)

Значительную часть своей жизни вы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.

Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.

Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе? Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.

Шипит и злится, воды боится

С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)

На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые. (газ)

Назовите тему сегодняшнего урока

III.Работа по теме урока

  1. Актуализация знаний.

Работа в парах (рабочая тетрадь с.3 задание 1.)

  1. Если возник пожар.

Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей)

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.

Как случаются пожары? Назовите причины.

Давайте проверим ваши ответы.

  • неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)
  • забывчивость людей (забыл выключить)
  • искра (печь, камин, бенгальские огни)
  • перегрузка электросети
  • спички (игры со спичками)
  • керосин, бензин, газ.

Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди)

А если пожар все - таки возник? Как нужно вести себя, если вы дома одни?

Про это можем послушать стихотворение:

Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один,

Позвоним по …(хором «01»)

И ближайшему району

Позвоним по телефону.

Где горит и что горит,

Кто об этом говорит.

1 группа – На столе телефон. Вызвать пожарную охрану.

2 группа – Играл в компьютер. Вдруг компьютер загорелся. Ваши действия.

3 группа – Пожар. Сильное задымление. Что делать?

IV. Физкультминутка.

  1. (музыкальная)
  2. Игра «Запрещается-разрешается»

Ребята, я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

  • Бросать горящие спички в помещениях.
  • Защищать дом от пожара.
  • Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
  • Кричать и звать на помощь взрослых.
  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
  • Дышать через мокрое полотенце.

Давайте, ребята, прочитаем, повторим и запомним слова:

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 01.

V. Работа по теме урока (продолжение)

  1. Вода в доме.

Ребята, а что сильнее огня? (вода)

Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Каковы ваши действия? Ответьте, используя рисунки учебника. Для ответа используйте слова «вентиль», «диспетчер» . Но может вы и не знаете, что же означают слова вентиль и диспетчер?

Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа)

Всё ли правильно мы сказали? Проверьте себя по тексту учебника (с. 5 – 6)

А ещё, ребята, запомните: Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.

  1. Работа в малых группах (проблемная ситуация)

1- группа « Папа решил принять ванну. Ему срочно позвонили с работы. Папа уехал на работу и забыл закрыть кран в ванной. Вода проливается, через край ванны. Ваши действия.

2 – группа « Прорвало трубу. Ваши действия»

3 – группа « Прорвало трубу отопления или батарею. Ваши действия»

  1. «Если чувствуешь запах газа»

Отгадайте загадку

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита)

Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу)

Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Во-первых , им можно отравиться.

Во-вторых , скопившись на кухне, газ может взорваться.

Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Если ты почувствовал запах газа в квартире,

Помни: газовой службы телефон – 04.

VI. Игра «Огонь, вода, газ» (на внимание)

По команде учителя выполняем упражнения:

  • «Огонь» - поднимаем руки, изображаем свечку
  • «Вода» - приседаем
  • «Газ» - хлопок

VII. Закрепление изученного

  1. Работа в тетради (З. 3 – 4)
  2. Брейн – ринг.
  • Возник пожар. Что делать? (звонить 01)
  • Комната сильно задымлена. Как дышать? (через мокрое полотенце)
  • По задымленному помещению нужно двигаться ползком. Почему? (внизу меньше дыма)
  • Сорван кран горячей воды. Вентиль какого цвета закрыть? (красного)
  • В квартире запах газа. Твои действия (открою окно и позвоню родителям)
  • Загорелась ёлочка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать? (112)
  • Вы оказались в закрытой квартире один. У соседей пожар. Ваши действия. (Позвоню «01», заткну все щели дверей мокрой тряпкой, выйду на балкон, буду махать полотенцем)

VIII. Итог урока.

Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают.

На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам обезопасить себя.

В заключении, хотелось бы узнать, как вы оцените нашу работу на сегодняшнем уроке. Выберите соответствующий смайлик и покажите его.

IX. Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы «Проверь себя!» и выполнить задания для домашней работы на с.7 учебника
  2. В «Рабочей тетради» с.5 № 4, 5, 6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского района Нижегородской области

Открытый урок

по окружающему миру

на тему:

«Огонь, вода и газ»»

3 класс

Подготовила и провела: Щелыканцева Е.В. -

учитель начальных классов

Кочуново,

2015

Технологическая карта урока

Щелыканцева Елена Владимировна

Предмет, класс

Окружающий мир, 3класс

Система

«Школа России»

Тема:

Огонь, вода и газ

Тип урока по целеполаганию:

Открытие новых знаний

Цель урока:

Формирование представлений об опасностях в быту, причинах их возникновения; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственную жизнь.

Задачи урока:

*обучающий аспект:

познакомить учащихся с опасностями в быту, причинами их возникновения, научить правильно себя вести в экстренных ситуациях;

*развивающий аспект:

развивать связную речь, умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы;

* воспитательный аспект:

воспитывать бережное отношение к своей жизни.

Основные термины и понятия темы:

Безопасность, телефоны экстренных служб, правила поведения в экстренных ситуациях.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

Личностные : формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Предметные : научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения правил безопасности.

Метапредметные :

* Познавательные УУД

Строить рассуждения, обобщать и делать выводы.

* Регулятивные УУД

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

* Коммуникативные УУД

Строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Правила работы на уроке (если они существуют)

Следить за порядком на рабочем месте

Не выкрикивать

Отвечать полным ответом

Не перебивать

Учиться работать в паре и группе

Используемые виды оценивания

Самооценивание

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах

Оборудование и программное обеспечение.

Интерактивная доска, компьютеры.

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуйте! Так люди приветствуют друг друга при встрече. Встаньте, поприветствуйте друг друга, подарите окружающим людям свою улыбку. Хорошее доброе дело всегда начинается с улыбки.

Впереди у нас большая работа. Чтобы её успешно выполнить, нужно соблюдать правила доброжелательности и взаимовыручки. Готовы? Вперёд к знаниям!

II . Самоопределение к деятельности

Декодируйте запись: (Работа в группах)

1

2

3

4

5

6

1

Б

И

О

В

Ю

Е

2

Т

Р

Ж

З

Д

Я

3

Ч

А

Л

С

Ш

Ф

4

М

Г

Щ

Й

Э

Ю

5

Х

Н

У

П

Ц

К

4,1; 1,3; 4,4; 2,5; 1,3; 4,1; - 4,1; 1,3; 2,6; 5,6; 2,2; 1,6; 5,4; 1,3; 3,4; 2,1 .

Мой дом – моя крепость.

Как вы понимаете пословицу?

Значительную часть своей жизни мы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.

Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.

Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Подсказкой будут загадки.

Что, дотронувшись едва,

Превращает дом в дрова? (огонь)

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём

Как мы это назовём? (водопровод)

Он на кухне обитает

Еду готовить помогает

За ним нужен глаз да глаз

Потому что это... (газ)

Слайд 1.(Тема урока, задачи)

* Узнаем об опасностях в быту, причинах их возникновения;

* Познакомимся с правилами, помогающими сохранить собственную жизнь.

III . Работа по теме урока

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.

Кто из вас не знает стихотворения С.Маршака «Кошкин дом». Вспомним, как оно начинается.

Слайд 2.

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила…

- Почему кошка так отреагировала на пожар?

Вспомните, от чего загорелся кошкин дом? (Ответы детей)

Слайд 3.

Запомнить твёрдо нужно нам – пожар не возникает сам» ).

Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)

Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали:

Слайд 4.

1.Неисправность электрических приборов;

2. забывчивость (забыл выключить);

3. спички (игры со спичками);

4. легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол, пластик и т.д.);

5. Петарды, фейерверки, салюты.

Самые главные виновники пожаров – люди.

Сообщения детей «Если возник пожар».

Слайд 5.

-

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8

Работа в тетради.

- Откройте рабочие тетради на стр.4 . Запишите номера служб экстренной помощи: (Проверка по слайду)

Слайд 9 .

01 – пожарная охрана; 03 – скорая помощь;

02 – милиция; 04 – газовая служба.

Физкультминутка

Игра «Запрещается-разрешается»

Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

    Бросать горящие спички в помещениях.

    Защищать дом от пожара.

    Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

    Кричать и звать на помощь взрослых.

    Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

    Дышать через мокрое полотенце.

Вода в доме.

Отгадайте загадку:

Чего в решете не унести?

- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод?

(чтение учащимися текста в учебнике о воде)

Рассказ детей «Как действовать при аварии водопровода»

Слайд 11.

- Вода тоже может стать причиной несчастья. Может произойти авария водопровода. В этом случае надо завернуть специальный вентиль, который перекрывает воду в квартире. Таких вентилей обычно 2: один перекрывает горячую воду, а другой - холодную.

Слайд 12.

Если не можешь этого сделать попроси кого-то из взрослых, затем сообщи родителям и позвони диспетчеру ремонтного управления.

Воду нужно беречь. Её запасы очень малы. А вода, которая в морях и океанах непригодна для питья. Человек в сутки использует до 500 литров воды, хотя по расчётам специалистов требуется ему всего 250 литров. Поэтому нужно её использовать экономно и сразу же устранять все неполадки.

- Рассмотрите рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?

Словарь.

Вентиль – клапан (кран) для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной службы, аварийной части, водопровода, службы газа).

«Если чувствуешь запах газа».

Учитель Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита)

Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Слайд 13.

- Газ может быть опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха. Для того чтобы вовремя заметить утечку, в него добавляют сильно пахнущее вещество придающее ему специфический «газовый» запах.

Чтобы не случилось беды с газовыми приборами нужно обращаться осторожно и соблюдать правила безопасности. Никогда не оставляйте включенную конфорку без присмотра. Не читайте и не делайте уроки там, где находится газовая плита. Следите, чтобы закипающая жидкость (вода, молоко, суп) не заливала огонь. Газ из открытого крана может взорваться даже при включении электрического света.

Слайд 14.

Почувствовав запах газа сразу откройте окна и двери, чтобы проветрить квартиру; проверьте, закрыты ли краны на плите; ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички; позвоните по телефону 04 в газовую службу (желательно не из своей квартиры).

Слайд 15.

- Скажите, кто действует правильно?

- Рассмотрите рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают?

IV Закрепление пройденного материала

1) Работа парами: Выполнение заданий 1,2 на компьютерах

Слайд 16. Работа с пословицами

Как вы понимаете

«Осторожность – мать безопасности»

«Не бойся, но опасайся.»

Работа в тетрадях. № 1, с 3.

Слайд 17.

Проверь себя. (Тест).

- Чтобы закрепить тему урока проведём тестирование. Перед вами лежат листочки с тестом. Выберите правильный ответ.

Тест

01 газовая служба

03 пожарная охрана

04 полиция

02 скорая помощь

а) убежать

б)

б)

4. В квартире

б)выйти из квартиры.

а) открыть окно;

в) зажечь спичку

(Взаимопроверка. Дети самостоятельно оценивают работу соседа по парте.)

V Рефлексия .

- Что нового узнали на уроке?

Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Как действовать при аварии водопровода?

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Сегодня на уроке я узнал(а)………………….

Я похвалил(а) бы себя за………………………

Ваше настроение

Дети выходят к доске и рисуют СМАЙЛИК, отражающий настроение.

Слайд 18.

Домашнее задание. Стр.4-6. Р.Т. Стр. 4, № 3, № 4.

Придумайте новый знак безопасности. (Например, «Не суши бельё над газом» или «Береги воду».)

Творческое. задание: Нарисовать рисунок на тему: «Огонь – друг, огонь – враг.»

1

2

3

4

5

6

1

Б

И

О

В

Ю

Е

2

Т

Р

Ж

З

Д

Я

3

Ч

А

Л

С

Ш

Ф

4

М

Г

Щ

Й

Э

Ю

5

Х

Н

У

П

Ц

К

____________________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

1

Б

И

О

В

Ю

Е

2

Т

Р

Ж

З

Д

Я

3

Ч

А

Л

С

Ш

Ф

4

М

Г

Щ

Й

Э

Ю

5

Х

Н

У

П

Ц

К

4,1; 1,3; 4,4; 2,5; 1,3; 4,1; - 4,1; 1,3; 2,6; 5,6; 2,2; 1,6; 5,4; 1,3; 3,4; 2,1

1

2

3

4

5

6

1

Б

И

О

В

Ю

Е

2

Т

Р

Ж

З

Д

Я

3

Ч

А

Л

С

Ш

Ф

4

М

Г

Щ

Й

Э

Ю

5

Х

Н

У

П

Ц

К

4,1; 1,3; 4,4; 2,5; 1,3; 4,1; - 4,1; 1,3; 2,6; 5,6; 2,2; 1,6; 5,4; 1,3; 3,4; 2,1

Тест

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01 газовая служба

03 пожарная охрана

04 полиция

02 скорая помощь

2. Что необходимо сделать, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) убежать

б) вызвать пожарных по телефону 01.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать?

а) оставить всё как есть до прихода родителей;

б)выйти из квартиры.

в) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям

5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал запах газа?

а) открыть окно;

б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу – 04;

в) зажечь спичку

Тест

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01 газовая служба

03 пожарная охрана

04 полиция

02 скорая помощь

2. Что необходимо сделать, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) убежать

б) вызвать пожарных по телефону 01.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать?

а) оставить всё как есть до прихода родителей;

б)выйти из квартиры.

в) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям

5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал запах газа?

а) открыть окно;

б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу – 04;

в) зажечь спичку

Сообщения

Сообщение 1

- Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на огонь плотную ткань или можно тушить водой. Но надо помнить, что горящие предметы под напряжением нельзя тушить водой, только накрывать тканью, одеялом, можно забросать их землёй из цветочного горшка или стиральным порошком, песком.

Сообщение 2

Если огонь не погас, надо немедленно убегать из дома, проверив, не остались ли там те, кто не может выбраться сам (дети, пожилые, больные люди). Покидая квартиру, плотно закройте дверь, но не запирайте её. После этого надо сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть.

Пожарным надо назвать адрес, где и что горит, назвать себя и номер телефона.

Сообщение 3

При пожаре очень опасен дым. Если в помещении дымно надо смочить водой одежду покрыть голову мокрой тряпкой и выходить пригнувшись, так как дым поднимается кверху.

Сообщение 4 Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выбраться на улицу, нужно немедленно вернуться в квартиру, плотно прикрыв за собой дверь. Заткните все щели мокрыми тряпками. Закройтесь в дальней комнате, лучше в той, где есть балкон.

Подарите свои улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.

Перед каждым из вас лежат солнышко и тучка для того, чтобы определить ваше настроение, с которым вы пришли на урок. Покажите какое у вас настроение. Солнышко-это радость, а тучка- это грусть.

Чтобы настроение стало ещё лучше, повторяйте за мной:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Я предлагаю вам отгадать загадки, для того чтобы сформулировать тему нашего урока.

1). Он друг ребят,
Но когда с ним шалят,
Он становится врагом,
И сжигает всё кругом. (Огонь)

2). Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?(Вода)

3). Вещество летучее это,
С едким запахом и без цвета.
Из конфорки на кухне струится,
Чиркнешь спичкою - враз загорится. (Газ)

А теперь подумайте, как они связаны с уроком и

сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока: «Огонь, вода и газ». (Слайд 1.)

Мы с вами определи тему урока, а сейчас давайте определим главную цель урока:

Знакомство учащихся с правилами правильного обращения с огнём, водой и газом.(слайд 2.)

Давайте определим те вопросы,на которые мы с вами ответим. (слайд 3.)

1).Что такое огонь?

2).Что такое вода?

3).Что такое газ?

4).Правила поведения при пожаре.

5).Правила поведения при затоплении дома.

6).Правила поведения при утечке газа.

Сообщение ученика.

Какую информацию узнали об огне?

Как нужно действовать, если возник пожар?

Откройте учебник на стр.4-5 п.1 и прочитайте.

Глядя на условные знаки попробуйте ответить.Проверьте себя по тексту учебника.

Кто из вас знает стихотворение С.Маршака «Кошкин дом». Напомните, как оно начинается.

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила…

-Почему кошка так отреагировала на пожар?

Вспомните, от чего загорелся кошкин дом? (Ответы детей) (слайд 5.)

Послушайте слова В. Маяковского:

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам.

- Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)

Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали:

Неисправность электрических приборов;

Забывчивость;

Искра из печи, камина; (слайд 6.)

Проверьте на слайде.

В какую службу можно обратиться за помощью?

Читаем и запоминаем. (Со слайда.7)

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 01.

Давайте попробуем вызвать пожарную охрану по телефону.

Называем чётко:

1). Населённый пункт, где случился пожар.

3). Номер дома и квартиры.

4). Кто вызвал пожарную охрану: ваша фамилия и имя. (Имитация вызова пожарной машины).

Ребята, чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

(чтение стихотворений детьми).

Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живёте, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте предельно осторожны в обращении с огнём и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!

Физминутка «Зоркие пожарные». Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем, чтобы в селе нашем не было пожара.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево тоже

Поглядим из - под ладошек.

И – направо! И ещё

Через левое плечо!

Через правое плечо!

1.2 – выше голова

3,4 - руки шире

5,6 – тихо сесть.

Игра «Запрещается-разрешается».

Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

    Бросать горящие спички в помещениях.

    Защищать дом от пожара.

    Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

    Кричать и звать на помощь взрослых.

    Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

    Дышать через мокрое полотенце.

Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности. Посмотрите на (слайд 8.)

Это вода.

Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод?

Ответы детей.

Прочитаем текст «Вода в природе» в учебнике на стр. 5п.2.

Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?

Вопросы по содержанию:

Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода? (Вентиль, диспетчер)

- У ребят было индивидуальное задание – найти значение этих слов.

- Какой литературой вы пользовались при подборе материала?

Толковым словарём.

Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (слайд 9.)

(Работают на газу)

Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)

-Во-первых , им можно отравиться.

-Во-вторых , скопившись на кухне, газ может взорваться.

Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6 п.3.

Вопросы по содержанию:

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

(Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей)

Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают?

(Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе; звони в газовую службу)

Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа (слайд 11.)

Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:

Газовой службы телефон – 04. (слайд 12.)

Выполним задание в рабочей тетради на печатной основе стр. 3 № 1.

(Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.)

«Нарисуй знак безопасности». (на выбор)

– «Осторожно – огонь!»

– « Водопровод».

– «Осторожно – газ!».

Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Как действовать при аварии водопровода?

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Прочитаем вывод в учебнике на стр. 7.

Сейчас я вам раздам памятки ваших действий при возникновении опасности.

Дома вы закрепите свои знания, прочитав материал на стр. 4-6 и ответив на вопросы. В тетради стр.4 №3, 4 нужно начертить схему эвакуации из класса для этого изучите «План эвакуации» в коридоре школы.

Творческое задание: Нарисовать рисунок на тему: «Огонь – друг, огонь – враг.»

Ребята, возьмите лист самооценки и попробуйте оценить себя и своих товарищей.

Кто на ваш взгляд был наиболее активным?

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

У меня получилось …

Выразите своё настроение с помощью тучки и солнышка.

Молодцы! (слайд 13.)

Спасибо вам за урок!

Подборка популярных бродилок предлагает разнообразные вариации лабиринтов и карт. Суть прохождения основана на том, что каждый герой управляет одной стихией. Чтобы девочка Вода смогла пройти через огненные преграды, ей должен помочь друг Огонь. И, наоборот: Капелька помогает Огоньку преодолевать бассейны, водопады и иные водные объекты. Сила в противоположности, и это поможет выиграть!

На нашем сайте представлены все части игры «Огонь и Вода» – бесплатные и интересные, в форматах Flash и html5.

Лучшие игры «Огонь и Вода»

Огонь и Вода играть любят в Храмах, поэтому уровни традиционно находятся в одном из храмовых миров. Конечно, можно найти сюжеты и на иных картах, но классические проекты – самые интересные:

  1. «В лесном храме». Путешествие по коридорам и уровням древнего храма сопровождается поиском сокровищ: алые рубины для мальчика Огня, синие сапфиры для девочки Воды. Остальные камни могут подбирать оба персонажа.
  2. «В светлом храме». Выходы заблокированы, и открыть их можно, если правильно направить свет. Этим и придется заняться геймерам со своими стихийными героями.
  3. «В ледяном храме». Ледяной мир хранит свои секреты, и чаще водной девочке уровни проходить будет сподручнее, так как лед и вода более близки.
  4. «В хрустальном храме». Уровни становятся еще сложнее: у каждого персонажа свой выход, свои препятствия, но пройти путь можно только помогая друг другу.

Огонек и Капелька – отличные товарищи. Управлять ими весело и просто. Что же касается самих сюжетов, то они по праву признаны лучшими в категории парных игр.

Тема: «Огонь, вода и газ»

Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;

познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;

довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;

отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;

развивать такие качества, как находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации.

УУД:

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и слышать других учащихся;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом учителя;

Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и коллективе.

Познавательные УУД

Формировать умение извлекать информацию из предложенного задания;

Формировать умение на основе анализа текста делать выводы.
Регулятивные УУД

Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формировать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Формировать общее представление о нормах поведения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент (Слайд1)

Собрались мы ни ради шутки,

У нас нет свободной минутки,

Тот, кто хочет многое на уроке узнать,

Должен внимательно слушать и запоминать!

  1. Введение в тему урока

Сегодня мы начинаем работу по новому разделу «Наша безопасность ». (Слайд2)

Как вы понимаете что такое безопасность? (Ответы детей)

Тема нашего урока очень важна.

А о чём мы будем говорить узнаем, когда отгадаем загадки.

Шипит и злится, воды боится С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь) (Слайд3)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода) (Слайд4)

На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые. (газ) (Слайд5)

Огонь, вода и газ. Вот о чем мы будем говорить на нашем уроке. (Слайд6)

Тема урока несложная, но очень серьёзная.

Ребята, давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом.

3. Беседа об огне.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек научился высекать огонь минимум 790 тыс. лет назад. сохранять огонь, потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова. (Слайд7)

Наши предки знали немало секретов и хитростей добывания огня.

Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах.

Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в домашнем очаге.

Когда огонь будет человеку другом?

Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации.

Полезные свойства огня используют люди различных профессий:

Попробуйте назвать профессии, в которых люди используют огонь?

(сталевары, электросварщики, стеклодувы, гончарных дел мастера) (Слайд8)

Знают все: человек без огня,

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим …….врагом.

Огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары. Все вы, вероятно, не раз видели, как по дороге проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. Что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. И тем не менее количество пожаров возрастает. Отчего же это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.

Прочтите слова В. Маяковского: (Слайд9)

Запомнить твёрдо нужно нам –Пожар не возникает сам.

Ленту гладила Анюта, и увидела подруг.

Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит – три минутки!

Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар.

Смастерил Сергей пугач, пострелял немножко.

А теперь Сережу врач лечит от ожогов.

От такого пугача путь обычный до врача.

Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)

Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали: (Слайд10)

Неисправность электрических приборов; забывчивость;

Искра из печи, камина; легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)-игры со спичками; керосин, бензин, газ.

Самые главные виновники пожаров – люди.

Ни для, кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.

Как же уберечь своё жилище и себя от пожара?

При пожаре, при пожаре знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре набирают «ноль-один».

И вот машины красные спешат в места опасные.

Прохожие сторонятся – пожарные торопятся.

Физминутка… «Зоркие пожарные» (Слайд11)

Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем чтобы в городе не было пожара.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И на лево тоже

Поглядим из под ладошек.

И – на право! И ещё

Через левое плечо!

Через правое плечо!

1.2 – выше голова

3,4 - руки шире

5,6 – тихо сесть

Какие меры нужно предпринять во время пожара? (Ответы детей)

В какую службу можно обратиться за помощью?

Читаем и запоминаем. (Со слайда)Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер – 01.

А как же правильно позвонить в пожарную часть? (Слайд-13)

Сообщить что случилось,

Назвать адрес,

Сообщить номер телефона,

На каком этаже горит,

Всё это нужно сообщить быстро, без запинок.

Игра «Доскажи словечко»

Этот шар в руках недаром. Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар – звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди, там взовьется в небо шар.

Там всегда грозить нам будет…..(злой пожар).

Раз, два, три, четыре – у кого пожар в ….(квартире)

Дыма столб поднялся вдруг, кто не выключил … (утюг)?

Столб и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над….(газом)7

Столб огня чердак объял, кто там спички ….(зажигал)7

Побежал пожар во двор. Это кто там жег …(костер)?

Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег …(траву)?

Кто бросал в огонь при этом незнакомые … (предметы)?

Помни каждый гражданин этот номер…(01).

Дым увидел – не зевай и пожарных ….(вызывай)!

Вывод: так как же надо себя вести, чтобы не возникали пожары?

4. Беседа о воде

Ребята, а что сильнее огня? (вода) (Слайд14)

А вода друг или враг?

Когда вода человеку друг?

Зачем нужна вода? (Слайд15)

Несмотря на то что человек, без воды не может прожить, и она может оказаться для него враждебной силой.

Какая беда может возникнуть из-за воды в доме? (ответы детей).

Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод?

Ответы детей по слайду: прорвало, затопило, закрыть.

Прочитаем текст в учебнике на стр. 5

Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки? (Слайд16)

(Прорвало трубу; Вентиль горячей и холодной воды; Звони соседям, диспетчеру, родителям.)

Вопросы по содержанию:

Какие новые слова встретились? (Вентиль, диспетчер)

Давайте уточним и запомним, что такое вентиль и кто такой диспетчер.

Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа) (Слайд17)

5. Беседа о газе

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита) (Слайд18)

Как вы думаете, для чего нам нужен газ?.

А газ человеку друг или враг?

Но газ тоже может стать для человека враждебной силой.

Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Во-первых , им можно отравиться.

Во-вторых , скопившись на кухне, газ может взорваться.

Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6 учебника.

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа? (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей)

Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают? (Слайд19)

(Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе; звони в газовую службу)

Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа. (Слайд20-21)

Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:

Газовой службы телефон – 04. (Слайд23)

6. Закрепление изученного

Выполним задание в тетради стр. 4 № 1. (Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.)

Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Как действовать при аварии водопровода?

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Игра «Запрещается-разрешается» (Слайд24)

Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

  • Бросать горящие спички в помещениях.
  • Защищать дом от пожара.
  • Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
  • Кричать и звать на помощь взрослых.
  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
  • Дышать через мокрое полотенце.

7. Итог урока

Прочитаем вывод в учебнике на стр. 7.

Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?

С каким настроением вы уйдёте с урока?

Мы сегодня много работали сообща, попробуйте сами оценить свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

Дома вы закрепите свои знания, прочитав материал на стр. 4-6 и ответив на вопросы. В тетради стр.4 №3, 4 нужно начертить схему эвакуации из класса для этого изучите «План эвакуации» в коридоре школы.




Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме