Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Охраны труда. Вопросы охраны труда в конституции рф, в трудовом кодексе Статьи конституции касающиеся охраны труда

В Конституции Российской Федерации (ст. 37) сказано:

«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Вышеприведенная статья Конституции закрепляет исходные положения, лежащие в основе правового регулирования труда в нашей стране. Основополагающий принцип трудового права – принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Свобода труда несовместима с дискриминацией и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановления нарушенных прав, возмещении материального вреда, компенсаций морального вреда.

Одним из важнейших положений Конституции Российской Федерации является запрещение принудительного труда. Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Принудительный труд может использоваться для самых разных целей. Принудительный труд был свойственен рабовладению и раннему феодализму. Современное демократическое общество отвергает принудительный труд.

Российским законодательством нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника в условиях, когда работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо когда выполнение трудовых обязанностей представляет угрозу жизни или здоровью работника рассматривается как принуждение к труду и запрещено.

Принудительный труд запрещен ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ. Это положение также реализовано в ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Положение о запрещении принудительного труда содержится и в ряде международных правовых актов.

В Трудовом кодексе Российской Федерации установлено, что работы, выполняемые в порядке несения воинской службы, обусловленные законодательством о воинской обязанности, не являются принудительным трудом, равно как и труд, выполняемый в порядке прохождения альтернативной гражданской службы. Не является принудительным трудом труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), когда существует угроза жизни населению или его части.

Не является принудительным трудом труд, выполняемый в условиях военного положения, которое может быть введено Президентом РФ в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации (ст. 87 Конституции РФ).

Не относится к принудительному труду труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывания наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).

Рассматриваемые конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

Таврическая академия

Географический факультет

Кафедра землеведения и геоморфологии

Николаенко Виктория Викторовна

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Направление подготовки – 05.04.02. - География

Реферативная работа

магистранта 2 курса,

Научный руководитель:

ассистент Ю. А. Соченко

Симферополь – 2016

Введение

……………………………………………………………………

Глава 1.

Нормативно-правовое регулирование вопросов охраны труда в Российской Федерации…………………………………………..

1.1.

Охрана труда в Конституции Российской Федерации…………

1.2.

Отражение вопросов охраны труда в Трудовом Кодексе Российской Федерации………………………………………….

1.3.

Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, содержащие вопросы охраны труда…………………………….

Глава 2.

Охрана труда в системе образования Российской Федерации..

2.1.

Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в школе…………………………………………………………….

Заключение

……………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………................

Введение

Охрана труда в Российской Федерации – это сложная система сохранения жизни и здоровья работников процессе их трудовой деятельности. Это, прежде всего сложная системная деятельность по организации мероприятий направленных на создание здоровых и безопасных условий труда и отдыха трудящихся. Особенностями такой системной деятельности, безусловно, является жесткое законодательно-правовое регулирование всех трудовых процессов, осуществление государственного мониторинга, контроля и управления охраной труда, повышение ответственности руководителей за состояние охраны труда в данном учреждении, предприятии, отделении.

Трудовая, как и любая деятельность человека, для обеспечения безопасности и охраны труда должна иметь правовую основу. В качестве такой правовой основы выступает целый ряд законодательных и нормативно-правовых актов имеющих различного рода иерархическую соподчиненность, и выступающих основным регулятором обеспечения безопасных условий труда в различных сферах трудовой деятельности человека.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных актах субъектов Российской Федерации. Они устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Цель данного реферата заключается в исследовании законодательной базы регламентирующей вопросы охраны труда в Российской Федерации.

Актуальность проблемы очевидна: охрана труда – главенствующая сфера производственной и обыденной жизни каждого человека. Ведь когда люди погибают на войне или от болезней – это как-то объяснимо и воспринимается с долей некоторой неотвратимости происходящего. Когда же в мирное время в условиях обычной трудовой деятельности погибает человек или получает увечья, становясь инвалидом – это вызывает бурю негодования и непонимания происходящего. Поэтому понятно, что охрана труда играет важную роль как социальный фактор, поскольку какими бы выдающимися не были бы производственные результаты, они не могут компенсировать работнику утраченного здоровья, вернуть жизнь полную счастья и радости.

Немаловажной составляющей охраны труда, основой безопасной деятельности в любой производственной сфере, безусловно, является законодательно-правовая основа. Закон, строгое и неукоснительное его выполнение – залог сохранения жизни и здоровья на производстве.

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование вопросов охраны труда в Российской Федерации

1.1.Охрана труда в Конституции Российской Федерации

Трудовая, как и любая сфера деятельности человека, для обеспечения безопасности и охраны труда должна иметь правовую основу. В качестве такой правовой основы, прежде всего, выступает самый главный закон страны – Конституция Российской Федерации.

В Конституции РФ вопросы охраны труда отражены в статье 7. В ней сказано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 37 указывается, что труд свободен. Каждый гражданин имеет полное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В этой же статье регламентировано и право работника на отдых.

В статье 41 предусматривается и процедура ответственности для должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Таким образом, в основном законе страны четко регламентированы все необходимые принципы, направленные на защиту прав работников на безопасный труд.

1.2. Отражение вопросов охраны труда в Трудовом Кодексе Российской Федерации

Защита прав работников на безопасные условия труда, осуществляемая на законодательно-правовом уровне обеспечивается и Трудовым Кодексом Российской Федерации. Раздел X Охрана труда содержит все нормативно-правовые нормы реализации требований охраны труда на практике.

Цель трудового законодательства: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основные задачи Трудового Кодекса: создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом.

В ТК РФ в Главах 33-34 определены основные направления государственной политики в области охраны труда, расписаны механизмы принятия и реализации федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Данная глава содержит государственные нормативные требования охраны труда, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, организации производства и труда. Описан и круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и работника по выполнению требований в области охраны труда в процессе его трудовой деятельности.

Реализация государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также профессиональных союзов. Статья 23, 24, 27 Трудового Кодекса РФ рассматривает вопросы социального партнерства в сфере охраны труда.

Глава 35 ТК РФ обеспечивает правовое поле для организации охраны труда на предприятиях и учреждениях, рассматривает возможные механизмы государственного управления, осуществления жесткого контроля и проведения независимой экспертизы условий труда. С этой целью организуются службы, комитеты или комиссии охраны труда в организациях. Основная их цель – обеспечение соблюдения требований охраны труда, осуществление контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность.

Каждый работник по Конституции, имеет право на охрану труда - эти положения прописаны в Главе 36 Трудового Кодекса РФ. Это право осуществляется через сложный механизм соблюдения Гарантий и прав работника, в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В этой главе определяются права работника, и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболевание или снижение его работоспособности; на возмещение вреда, причиненного его здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работодателя о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте; о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите; работник имеет право на обеспечение СИЗ, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя. Лица, занятые на работах с вредными условиями труда имеют право на получение бесплатного молока или других равноценных пищевых продуктов, согласно установленным нормам.

Статьи 227, 228, 229, 230, 231 ТК РФ рассматривают процедуру расследования несчастных случаев на рабочем месте.

В целом, Трудовой Кодекс Российской Федерации, содержит целый комплекс правовых норм регулирующих вопросы охраны труда в производственной деятельности человека.

1.3. Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, содержащие вопросы охраны труда

К источникам трудового права, регламентирующим вопросы охраны труда, относятся Федеральные Законы РФ, указы Президента РФ, Законы субъектов РФ, в частности Республики Крым, местные локальные акты по охране труда.

Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений.
В систему нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.

Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ. Минтруда России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках данной организации.

К Федеральным законам и нормативно-правовым актам , рассматривающим вопросы охраны труда в процессе трудовой деятельности человека, относятся: Федеральный Закон 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» , 2009 г (утратил силу), – редактирован с изменениями 2002г. ; Федеральный закон №426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О специальной оценке условий труда"; Федеральный закон от 22.12.2005 N 179-ФЗ (с изм. от 14.12.2015) «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Приказ Минздравсоцразвития №290н от 01.06.2009г "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"; Приказ Минздравсоцразвития №1122н от 17.12.2010г «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда»; Приказ №302н от 12.04.2011г. « Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда ». Правительством РФ утверждено Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". Им устанавливается, что на территории РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования. Она состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

В Республике Крым действует региональный ЗРК от 17.12.2014г. №33-ЗРК/2014 «Об охране труда в Республике Крым». Принят Государственным Советом РК. Настоящий Закон направлен на реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственного управления охраной труда на территории Республики Крым, в целях обеспечения конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, сохранения жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности, а также на установление правовых основ регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними трудовых процессов.

В тех случаях, когда нормативные акты по охране труда разрабатываются, в установленном порядке утверждаются и внедряются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, содержащиеся в таких нормативных актах, не должны быть ниже государственных нормативных требований.

Непосредственно в организациях, учреждениях, на предприятиях создаются местные локальные акты, направленные на создание безопасных условий труда в производственной деятельности человека. Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, должны направляться в соответствующие профсоюзные органы для своевременного рассмотрения и согласования.

Глава 2. Охрана труда в системе образования Российской Федерации

2.1. Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в школе

Как ни тяжело об этом говорить, но печальная статистика несчастных случаев в системе образования России указывает на очень серьезные проблемы с организацией охраны труда в этой сфере. Среди нештатных ситуаций – случаи со смертельным исходом, травмы, увечья, отравления, инфекционные заражения, пожары. При этом пострадавшими оказываются самые незащищенные жители страны, самые дорогие люди для родителей, со спокойным сердцем ежедневно отправляющих своих чад в детские сады, школы, училища и вузы.

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы все же имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные (в том числе ядовитые) вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, включая станочное оборудование, которые изучаются на уроках труда; это и спортивные снаряды, используемые на уроках физкультуры; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо понимать также, что присущая детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности – это еще одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков. Добавьте сюда аварийное состояние многих зданий и сооружений, использование для отопления печей, газовых и твердотопливных котлов, имеющийся в ПТУ машинно-тракторный парк, дерево- и металлообрабатывающее оборудование и инструмент. Анализ несчастных случаев в учреждениях образования позволяет выявить их характер: большей частью травмы случаются на уроках физкультуры и трудового обучения (в том числе в учреждениях профессионально-технического профиля), при падениях с высоты, дорожно-транспортных происшествиях, неосторожном обращении с электричеством. В то же время во многих учреждениях не создаются отделы охраны труда, а функции инженера по охране труда выполняют по совместительству сотрудники, не имеющие соответствующего уровня знаний в этой области. В результате вопросы безопасности решаются формально, на бумаге.

Размышляя над причинами столь удручающего состояния охраны труда в учреждениях образования, сами сотрудники этой сферы указывают, в первую очередь, на недостаток финансирования. То есть, необходимая нормативная и законодательная база существует и должна выполняться, но выделение средств на организацию и поддержание служб охраны труда в учреждениях образования ни федеральный, ни местные бюджеты не производят. Поэтому руководителям учебных заведений приходится либо самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, либо ограничиваться формальным подходом к вопросам обеспечения безопасности труда.

Безусловно, правильно в этой непростой ситуации поступают те руководители и рядовые сотрудники сферы образования, которые собственными силами изыскивают возможность наладить охрану труда в своих учреждениях на достаточно высоком уровне. Даже в условиях дефицита средств можно предпринять определенные шаги для улучшения ситуации. В первую очередь, необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждения, начиная от руководителя и заканчивая уборщицей. Для этого потребуется изучить существующую нормативную документацию и законодательные акты в области охраны труда в сфере образования, наладить в учреждении систему проверки знаний по технике безопасности и охране труда, разработать соответствующие инструкции, допускать к выполнению работ только лиц, прошедших обязательный инструктаж по технике безопасности. Эти действия имеют организационный характер и не требуют значительных финансовых затрат. Немного тяжелее обеспечить исправную и безопасную работу используемого в процессе обучения оборудования, своевременный ремонт мебели, зданий и сооружений, необходимое количество средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения и т.п. Однако и это вполне выполнимо, если имеется заинтересованность в действительном обеспечении реальной безопасности учебного процесса. Как показывает практика, большинство родителей также с пониманием относятся к требованиям соблюдения норм безопасности в учебных учреждениях. Более того, именно они зачастую являются инициаторами мероприятий по улучшению охраны труда обучающихся, а также оказывают посильную трудовую либо материальную помощь в этом деле. Ведь в конечном итоге они заботятся о самом ценном – жизни и здоровье своих детей.

Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст.

7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Правовая система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности в нашей стране получила закрепление в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27), разделе X (гл. 33-36) ТК РФ, а также в подзаконных нормативных актах, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Минздравсоцразвития РФ, и в иных нормативно-правовых актах. В важнейшем комплексном нормативно-правовом акте, каким являются Основы, и ТК РФ определены основные направления государственной политики в области охраны труда, конкретизированы права работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и закреплены гарантии этих прав, предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда и т.д.

Законодательство об охране труда совершенствуется нормативной частью социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, устанавливающих для работников дополнительные гарантии охраны труда.

В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Значительная роль в системе указанных мероприятий принадлежит правовым средствам обеспечения жизни и здоровья работников в процессе труда, их действия распространяются независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности этих организаций. В широком смысле охрана труда нужна везде (в том числе и при отбывании наказания по приговору суда) в период работы в организациях. Лишь охрана труда в широком ее понятии способна сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Если какой-то ее компонент (правовой, медицинский, технический или экономический) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается. Таким образом, охрана труда будет обеспечена лишь при соблюдении одновременно всех ее аспектов.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве понимается как:

1) один из принципов трудового права;

2) правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении (ст. 2 ТК РФ).

Совокупность норм, регулирующих обособленные отношения в области охраны труда, образует самостоятельный институт охраны труда. Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности обеспечивается и другими нормами трудового законодательства: о праве на труд и его гарантиях, рабочем времени и времени отдыха, нормировании труда и его оплате и т.д.

Итак, охрана труда как институт труда трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами.

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

1) правила и инструкции по охране труда;

2) специальные правила охраны работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

3) специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

4) нормы об организации системы управления охраной труда, о планировании и финансировании мероприятий по охране труда;

5) нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, хотя и имеющих относительную самостоятельность, а также ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.

Важное значения для реализации правовых норм, регулирующих сферу охраны труда является сформулированные ст. 209 ТК РФ основные понятия и определения, применяемые в рассматриваемом правовом институте. Такой подход позволяет исключить двоякое толкование указанных терминов, и, тем самым повысить эффективность их применения в практике трудовых и тесно связанных с ними отношений.

Основные понятия и определения, применяемые в области охраны труда.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

УДК 342.734

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аббасова Елена Валерьевна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]

Васильев Валерий Александрович,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье анализируется российское законодательство, регламентирующее охрану труда, рассматриваются основные составляющие, положительно влияющие на развитие этой сферы, прослеживается соотношение такой регламентации с зарубежным законодательством.

Обосновывается необходимость изменения некоторых конструкций Конституции Российской Федерации, трудового законодательства.

Ключевые понятия: основной ресурс экономики, качество социальной среды, здоровье нации, средства защиты, участие работников в управлении.

Конституция Российской Федерации содержит блок статей, предусматривающих охрану труда и здоровья людей (часть 2 статьи 7), право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). До 1993 г. защита прав работников на безопасные условия труда в основном являлась прерогативой профсоюзов, отраслевых органов государственного управления. После принятия 12 декабря 1993 г. нового Основного Закона гарантом реализации и защиты прав и законных интересов трудящихся стало государство в лице Правительства Российской Федерации.

Охрана труда сегодня приобретает особую значимость. В современном мире сформирован новый взгляд на рабочую силу как на основной ресурс экономики. Прослеживается зависимость производственных результатов от характера использования рабочей силы, профессионализма каждого работника. Как отмечал Е. Примаков, человеческий капитал выходит на первый план . Сегодня становится очевидным, что производственный травматизм, заболевания работников, включая профессиональные заболевания, не совместимы с успешным бизнесом. Закономерно, что в утверждённой распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. № 1662-Р Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к числу приоритетов социальной и экономической политики отнесены рост производительности труда, улучшение качества социальной среды и здоровья нации, развитие экологически чистых производств. Поставлена задача восстановления Россией статуса мирового экономического государства.

Трудно быть уверенным, что эта Концепция будет осуществлена в полном объёме без решения в краткосрочный период не предусмотренных названным документом социально значимых вопросов, имеющих непосредственное отношение к охране здоровья, предупреждению травматизма.

В настоящее время получила широкое распространение практика использования труда работников за пределами установленного законодательством рабочего времени. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в стране 8 млн работников трудятся по 12 часов в день . Кто-то добровольно, а кто-то делает это вынужденно. Выборочные сведения свидетельствуют о распространении этой практики. Представители ряда профессий, не только рабочих, но и служащих, традиционно работают с повышенной нагрузкой. Парадокс, например, в регулировании труда учителей, врачей заключается в том, что для них де-юро установлен сокращённый рабочий день. А де-факто их заработная плата, несмотря на некоторые позитивные изменения, в основном определяется дополнительной учебной нагрузкой. Создаётся иллюзия сглаживания остроты проблемы дополнительной оплатой труда. Происходит процесс привыкания, вхождения в новый, требующий значительно больших усилий по сравнению с нормальным рабочим временем режим работы. Формально такой труд не назовёшь принудительным, хотя по сути он является таковым. По сведениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ, опубликованным перед его реорганизацией, в медицине, где должно быть более трёх миллионов работающих, дефицит кадров составляет около одного миллиона человек. Не хватает 152,8 тысячи врачей и 800 тысяч специалистов среднего звена*. Проблема заключается и в том, что при такой ситуации нарушается и конституционное право граждан, обращающихся, например, за медицинской помощью (ст. 41 Конституции РФ). Вызывает сомнение, что полноценная медицинская помощь им может быть оказана специалистом, уставшим от постоянных дополнительных нагрузок. Решение проблемы видится в повышении престижности труда специалистов названных профессий.

Нет оснований полагать, что увеличение рабочей нагрузки без модернизации производства существенно повысило производительность труда. По этому показателю мы в 3-4 раза отстаём от европейских

стран. Усталый работник по окончании смены не в состоянии выполнять дополнительную нагрузку с прежней интенсивностью. Длительные смены повышают риск травмирования работающих на 37% по сравнению со сменами нормальной 8-часовой длительности, риск аварийности и травматизма возрастает с ростом количества часов, отработанных за день или неделю**. Состояние отработавшего 12 часов работника сравнимо с состоянием человека, находящегося в алкогольном опьянении. Общие признаки: заторможенность в поведении, замедленная реакция на возможные риски и др. Мы в числе лидеров по заболеваемости. Медленно сокращается число инвалидов, которых сегодня 13 млн.

Характерно, что из 3,39 млн инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 2,6 млн человек, или 79,7% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте . В тридцатые годы прошлого века в их трудоустройстве преобладало администрирование. В соответствии с декретом СНК РСФСР от 24 октября 1921 года «О порядке учёта и распределения неполного труда инвалидов» на местах принимали меры по обеспечению инвалидов доступной им работой. Инвалиды, которые без уважительных причин оставляли работу, утрачивали право на социальное обеспечение. Сегодня нуждается в усилении индивидуальный подход в деятельности служб занятости, организаций по трудоустройству лиц названной категории.

Определённой сложностью отличается обеспечение реализации предусмотренного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности в отношении женщин. В соответствии со ст. 254 ТК РФ беременным женщинам согласно медицинским заключениям и по их заявлениям снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов. Способствовало бы более полной реализации ст. 37 Конституции РФ включение в ст. 254 ТК РФ определения неблагоприятного производственного фактора. Нельзя согласиться

с тем, что до получения медицинского заключения вопрос о том, воздействует ли на беременную работницу или работницу, имеющую ребёнка в возрасте до полутора лет, неблагоприятный фактор, решает работодатель. Эти сведения должны найти также отражение в карте аттестации рабочих мест, утверждённой приказом Минз-дравсоцразвития РФ № 342 от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». В ином случае затруднительно будет исключение такого фактора при переводе работницы в соответствии с медицинским заключением на другую работу. Предлагается включить в ст. 254 ТК РФ следующую дефиницию: «Неблагоприятный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на беременную работницу или работницу, имеющую ребёнка до полутора лет, может привести к их заболеванию либо ухудшению состояния здоровья».

В соответствии с ТК РФ не допускается за некоторыми исключениями увольнение по инициативе работодателя одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (ребёнка-инвалида до 18 лет), иных лиц, воспитывающих указанных детей без матери и некоторых других (ч. 4 ст. 261). В то же время ст. 70 ТК РФ предусматривает возможность установления для названной категории работников испытательного срока при приёме на работу. Эта мера лишена практического смысла, поскольку увольнение таких работниц по инициативе работодателя не представляется возможным независимо от результатов испытания. Изменение ст. 70 ТК РФ способствовало бы устранению названного противоречия, а также защите трудовых прав названных работников, освобождению их от излишних психологических нагрузок. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регламентирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» определено, что если работникам, перечисленным в ст. 70 ТК РФ, было установлено испытание, то расторжение трудового договора по результатам испытания не допускается. Это

правило должно быть распространено и на тех работников, которые перечислены в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, увольнение которых не допускается.

Проводимые в последние годы мероприятия по упреждающему реагированию на возможные риски в процессе труда, принятие превентивных и других мер по сбережению работников способствовали реализации прав и свобод в сфере охраны труда, гарантированных ст. 37 Конституции РФ. По данным Росстата за последние 6 лет уровень производственного травматизма в целом по России снизился в полтора раза (в том числе в 1,4 раза заканчивающегося летальным исходом). Тем не менее, он остаётся ещё крайне высоким, особенно по сравнению с аналогичными показателями развитых стран. Так, уровень смертности от производственных травм за тот же период в Японии снизился в 2,5 раза, в Германии - в 4 раза, во Франции этот показатель ниже в 5,5 раза*.

Практика свидетельствует о необходимости определения смыслового значения самого понятия охраны труда, его содержания, правовых аспектов, круга охватываемых мероприятий. Трудно согласиться с тем, что в определении условий труда, содержащемся в ст. 209 ТК РФ, речь идёт лишь о факторах производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, умалчивается о влиянии внешних факторов. В статье 209-й, несмотря на многоплановость мероприятий, связанных с охраной труда, не учитываются природ-ноклиматические условия той местности, где осуществляется трудовая деятельность. Возможность их воздействия на здоровье работников в ряде случаев компенсируется предоставлением дополнительных оплачиваемых отпусков, например, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, или в высокогорных районах. Вместе с тем, когда складываются чрезвычайные ситуации из-за беспрецедентно высокой температуры, например, из-за горящих торфяников, лесных пожаров, наводнений, предприятия в силу разного рода причин не всегда оказываются готовыми к их разрешению. Необходимость законодательного закрепления мер

*htpp: //www.znakcomplekt.ru/example/serrgei-velmyaikin.

по урегулированию ситуаций, о которых идёт речь, очевидна. Лесной фонд России составляет 69% её суши, наша страна занимает первое место в мире по размерам площади торфяников. Для ряда регионов проблемы соблюдения требований охраны труда в условиях возгорания лесных и торфяных массивов носят масштабный характер, требуют объединения усилий предприятий, государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. По данным Госкомстата, в 2014 году число лесных пожаров по сравнению с минувшим годом возросло в десятки раз. Сгорают миллионы кубометров леса. Загрязняется воздушная атмосфера, исключаются из естественной природной среды животные и растения, занесённые в Красную книгу.

В ст. 211 ТК РФ следует включить требования охраны труда, связанные с созданием условий для работы и отдыха в чрезвычайных ситуациях. Речь об использовании дистанционного труда, направлении работников во внеочередные отпуска, изменении сменности работы и др. По этому пути идут работодатели в ряде регионов, которые предпринимают самостоятельные меры по облегчению работы в названных ситуациях. Многие бесплатно обеспечивают сотрудников средствами защиты органов дыхания, бесплатным питанием (мороженое, кислородные коктейли, напитки и проч.), вводят дистанционные режимы работы и дополнительные возможности для отдыха (внеочередные отпуска, льготные и есплатные путёвки в санатории и др.). Законодательство стран Евросоюза обязывает работодателей обеспечивать здоровую и безопасную среду. В Германии они должны обеспечивать на рабочих местах температуру на 6°С ниже уличной, она должна не превышать 26°С*. Реализации положений, содержащихся в ст. 37 Конституции РФ, способствовало бы закрепление в ст. 211 ТК РФ, других законодательных актах изменений с учётом передового отечественного и зарубежного опыта по обеспечению нормальных условий работы, сохранению здоровья работников в экстремальных ситуациях.

При решении вопросов, связанных с охраной труда, управлением трудом не-

дооценивается обоюдная выгода от участия работников наряду с представителями менеджмента в органах управления организациями. Президентом РФ 7 мая 2012 г. был подписан Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В целях расширения участия работников в управлении организациями было поручено правительству до 1 декабря 2012 г. подготовить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих создание в организациях производственных советов, определение их полномочий, подготовку комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления.

Сегодня статья 22 ТК РФ предоставляет работодателям право создавать производственные советы как совещательные органы, образуемые на добровольной основе из числа своих работников, как правило, имеющих значительные достижения в труде. Задачей этих общественных формирований является подготовка предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и технологий и др. Спектр задач достаточно обширен, их нельзя не отнести к числу актуальных. И всё-таки анализ статьи вызывает немало вопросов. Вот один из них - чьи интересы будут представлять производственные советы? Если в совет входят работники, да ещё, как правило, имеющие значительные достижения в труде, то они, казалось бы, и должны представлять интересы коллективов, где трудятся. Из ст. 22 ТК РФ это не усматривается. В соответствии с ней полномочия, состав, порядок деятельности советов и их взаимодействие с работодателями определяется локальными нормативными актами. Т.е. работодателями, принимающими такие акты, что вытекает из ст. 8 ТК РФ. Изменения внесены в первую часть ст. 22 ТК РФ, в которой речь идёт о правах работодателя. Он может воспользоваться своим правом и создать производственный совет, а может и не делать этого либо упразднить ранее созданный. Более значительными возможностями новый общественный орган обладал бы, если бы изменения были внесены в главу 8 ТК

*Руководящие указания о рабочих местах (ст. 3.3.). Arbeitstemichtinie/ А8Б-613/ [Электронный ресурс]: Ь^ррУшшш.Ы^е^еИисгагЬе^пеЬптег

РФ «Участие работников в управлении организацией». Тогда производственные советы представляли бы интересы работников. Их полномочия были бы определены Кодексом.

Проблема представительства интересов работников, в том числе в области охраны труда, является более масштабной, выходит за рамки обсуждаемых вопросов. В Конституции РФ не закреплено право работников на участие в управлении организациями. Это можно объяснить тем, что когда государство было единственным собственником, то предполагалось, что участвуя в управлении делами государства, граждане и их представители участвуют и в управлении народным хозяйством, в том числе предприятиями и организациями. В условиях рыночной экономики в Конституции РФ должно быть предусмотрено право работников на участие в управлении организациями, где они работают.

1. Гонтмахер, Е. Нынешний Трудовой кодекс оторван от жизни [Электронный ресурс] / Е. Гонтмахер. URL: http://www.kp.ru/artikle 124589475 (дата обращения: 29.06.2014).

2. Примаков, Е. Человеческий капитал выходит на первый план [Электронный ресурс] / Е. Примаков URL: http://www.rg.ru/2013/01/15/primakov. html (дата обращения: 29.06.2014).

3. Яворчук, Н. Правовое регулирование занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации [Текст] / Н. Яворчук, И. Молева // Кадровик. 2013. № 12. С. 22-29.

1. Gontmaher E. Nyneshniy Trudovoy kodeks otorvan ot zhizny , available at: htpp:// www.kp.ru/artikle 124589475 (accessed 29 June 2014) (in Russian).

2. Primakov E. Chelovecheskiy capital vyhodit na perviy plan , available at: http://www.rg.ru/2013/01/15/primakov. html (accessed 29 June 2014) (in Russian).

3. lavorchuk N., Moleva I. Kadrovik, 2013, no. 12, pp. 22-29 (in Russian).

CONSTITUTIONAL BASES OF LABOR PROTECTION IN RUSSIAN FEDERATION

Abbasova Elena Valeryevna,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Associate Professor of the Chair of Civil and Law Disciplines, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Vasilyev Valery Aleksandrovich,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Associate Professor of the Chair of Civil and Legal Disciplines, Candidate of Juridical Sciences, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

The article presents the analysis of Russian legislative system, regulating labor protection. The authors study main components of the system, which have positive effect for its development, and trace correlation of the labor protection regulation with foreign legislative system. It is justified necessity to change some constructions of Russian Constitution and in labor legislation.

Key concepts: major economic recourse, social environment quality, health of a nation protective means,

participation of labors in administration.

Статья 37 Конституции РФ, закрепляя право граждан на труд, одновременно устанавливает, что данное право должно осуществляться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

6 августа 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране труда.

Они устанавливают гарантии осуществления права работников на охрану труда, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организа-

циях всех форм собственности и хозяйствования, направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

В статье 1 Основ охрана труда определяется как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Нормы, направленные на обеспечение безопасных условий труда, прежде всего закрепляются в трудовом законодательстве, в связи с чем в широком смысле слова под охраной труда понимается все трудовое право, поскольку все его нормы обеспечивают защиту интересов всех работающих,

В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, включающий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он состоит из следующих групп норм:

Правил по технике безопасности и производственной санитарии;

Специальных норм охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

Норм по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

Норм, регулирующих деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающих ответственность за нарушения законодательства об охране труда;

Норм, регулирующих организацию работы по охране труда.

Данные нормы могут приниматься в централизованном порядке, а также на локальном уровне.

В соответствии с ч. 1 ст. 141 КЗОТ РФ ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.

Ни один образец новой машины, механизма и другого производственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности (ст. 11 Основ законодательства РФ об охране труда).

Для того, чтобы требования об охране труда соблюдались работниками, с ними проводится инструктаж. Инструктаж подразделяется на: вводный, повторный, внеплановый (текущий).

Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу. Повторный инструктаж проводят периодически в установленные сроки. Внеплановый (текущий) - при изменении технологического процесса или оборудования, при нарушении правил охраны труда.

Для снижения вредного воздействия в процессе работы на организм работника устанавливаются средства индивидуальной защиты

и применения нейтрализующих вредность веществ, недопущение к тяжелым и вредным работам лиц, чье здоровье не соответствует необходимым требованиям, предоставление определенных льгот для работающих во вредных и тяжелых условиях труда.

Так, на работах с вредными условиями труда, с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением работникам бесплатно по установленным нормам выдаются специальная одежда и обувь, а также другие средства индивидуальной защиты: респираторы, маски, защитные очки, предохранительные пояса и т.д. На работодателя возлагается обязанность по обеспечению их хранения, стирки, сушки, дезинфекции, дегазации, дезактивации и ремонта (ст. 149 КЗОТ).

В соответствии со ст. 150 КЗОТ РФ на работах, связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам мыло, а на работах, где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ - смывающие и обезвреживающие средства.

На работах с вредными условиями труда работникам бесплатно по установленным нормам выдается молоко или другие равноценные пищевые продукты, на работах же с особо вредными условиями труда - лечебно-профилактическое питание (ст. 151 КЗОТ).

Работники горячих цехов должны бесплатно снабжаться газированной соленой водой. Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение газированной соленой водой, устанавливаются органом санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с администрацией (ст. 152 КЗОТ).

В целях охраны здоровья несовершеннолетних работников для них устанавливаются облегченные условия труда, дополнительные льготы. Прежде всего запрещено применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, переноске, торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Список таких работ утверждается Правительством РФ.

Запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам:

а) выполняемым вахтовым методом; б) по совместительству; в) связанным с обслуживанием материальных ценностей и предполагающим заключение договора о полной материальной ответственности.

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра, а работники моложе 18 лет к тому же подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Для лиц, не достигших 18-летнего возраста, введено сокращенное рабочее время; их запрещено привлекать к сверхурочным, ночным работам, работам в выходные дни. Им предоставляется удлиненный отпуск продолжительностью не менее 31 календарного дня, который может быть использован работниками в любое удобное для них время года.

Еще по теме Глава 17. ОХРАНА ТРУДА:

  1. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. § 1. Позитивно-правовые нормы как элемент механизма административно-правовой охраны политических прав граждан России.
  3. § 3 Обеспечение уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина нормами Особенной части уголовного закона.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме