Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Некоммерческие партнерства: устав, состав, виды. Некоммерческие партнерства: устав, состав, виды, регистрация

Есть различные виды некоммерческих организаций, которые предназначены для определенных задач. И хотя они находятся в одной группе, специфика их деятельности может существенно отличаться. Партнерства – это один из способов организации некоммерческой структуры, которая имеет достаточно широкий спектр возможностей.

Определение терминов

Рассматривая некоммерческие партнерства, стоит понимать, что данное понятие подразумевает организацию, которая была создана с целью ведения общеполезной деятельности и оказания грамотного содействия своим членам.

Есть смысл привести еще одну трактовку данной терминологии: это объединение юридических лиц и граждан, в которое иногда входят коммерческие организации. При этом одной из главных особенностей такого партнерства является тот факт, что его члены имеют право на получение части имущества организации или его финансового эквивалента. Пользоваться таким правом можно только в случае выхода из партнерства. Единственное, что нельзя забрать - это членские взносы.

В качестве главного органа, посредством которого управляются некоммерческие партнерства, можно определить собрание его членов. А вот основанием для начала деятельности подобной организации является решение такого собрания.

Преимущества данного вида партнерства

В качестве ключевого плюса можно определить тот факт, что участники подобной организации не должны нести ответственность по обязательствам. В свою очередь партнерство также может не отвечать по обязательствам тем, кто является его членами.

Благодаря тому факту, что некоммерческое партнерство - саморегулируемая организация, нет необходимости устанавливать минимальный размер имущества, более того, его вообще может не быть. Если какие-либо ресурсы и фиксировались в документации, то использовать их можно лишь в качестве уставного фонда или для благотворительных целей.

Еще одной привлекательной особенностью, которой обладают некоммерческие партнерства, являются достаточно большие возможности в рамках формирования управляющих органов, а также самой структуры организации. Все нюансы управления без труда закрепляются в Уставе.

Также членам партнерства ничего не мешает открывать счета как в отечественных банках, так и за рубежом. Разрешается создавать различные филиалы, представительства, любые некоммерческие организации и вступать в союзы, равно как и в ассоциации.

Недостатки, достойные внимания

Прежде всего, сразу, как только были определены уставные цели, деятельность организации должна им строго соответствовать. Что касается прибыли, которая в итоге получается, то ее распределение между участниками не представляется возможным.

К негативным моментам можно отнести и необходимость решать вопросы, имеющие отношение к ведению учета. Подобные нюансы, как правило, требуют определенных умственных и временных затрат. Нельзя забывать и о необходимости подробной разработки всей требуемой документации.

Если попытаться взглянуть на деятельность некоммерческого партнерства объективно, то нетрудно прийти к нескольким очевидным выводам.

Прежде всего подобные недостатки значительно усложняют процесс реализации большинства коммерческих схем. При этом если грамотно организовать работу партнерства, его можно использовать в сфере оказания услуг. Таким образом, подобные структуры подходят далеко не всем предпринимателям, но для некоторых представителей отечественного бизнеса они могут быть актуальны.

Особенности устава

Как было сказано выше, сформированный устав некоммерческого партнерства – это одно из обязательных условий существования подобной организации.

Поэтому есть смысл уделить внимание структуре устава и некоторым нюансам его составления:

  1. Общие положения. В эту категорию входят такие пункты, как описание самой организации, изложение условий партнерства, определение типа субъектов, которые оно объединяет, права на получение статуса юридического лица, открытия филиалов и др.
  2. Предмет деятельности партнерства. В этой части устава необходимо описать цель, с которой организация осуществляет свою деятельность и актуальные правила.
  3. Права и обязанности партнерства. Здесь все достаточно ясно: на что организация имеет право и какие обязанности на себя готова взять.
  4. Методы контроля деятельности членов. В этом разделе может содержаться информация об условиях проведения плановых и неплановых проверок, а также порядок действий в случае выявления нарушений.
  5. Условия членства в партнерстве и требования к его участникам.
  6. Права и обязанности членов. Вне зависимости от того, какие некоммерческие партнерства рассматриваются, их устав должен содержать этот пункт, в котором подробно описываются все грани прав и обязанностей всех, кто включен в организацию.
  7. Специализированные органы, а также органы управления. Здесь нужно объяснить, что такое общее собрание партнерства, какие вопросы относятся к его компетенции и дать такую же информацию относительно коллегиального органа управления.
  8. Действия в случае конфликта интересов.
  9. Описание источников формирования имущества партнерства. Уделяя внимание этому пункту, не стоит забывать о порядке как единовременных, так и регулярных поступлений, а также ведении бухгалтерского учета.
  10. Отчетность и учет партнерства.
  11. Методы обеспечения имущественной ответственности членов организации.
  12. Порядок ликвидации партнерства, равно как и процесс исключения сведений, касающихся организации из госреестра.
  13. Заключительные положения.

Разумеется, чтобы составить подобный устав, необходимо воспользоваться помощью квалифицированного юриста.

Как создать некоммерческую организацию

Такой процесс, как организация некоммерческого партнерства, начинается с регистрации, о которой более подробно речь пойдет ниже.

Помимо фиксации юридического лица, нужно избрать, а после и утвердить органы правления партнерства. Устав также потребует внимания, ведь его необходимо не просто разработать, а сделать это в соответствии со всеми нормами действующего законодательства. Более того, обязательным является определение и последующее прописывание задачи и целей, равно как и методов их реализации в рамках деятельности партнерства.

Фиксировать придется также и порядок, в котором проходило формирование организации, стандартные сроки полномочий ключевых управленцев партнерства и алгоритм принятия решений.

В качестве высшего органа управления должно быть определено так называемое общее собрание. Ему предоставляется максимально широкий спектр полномочий как в финансовой, так и в управленческой сфере.

Процесс регистрации организации

Такую задачу, как регистрация некоммерческого партнерства, можно без труда решить при помощи Министерства юстиции. При этом нужно быть готовым заплатить государственную пошлину размером в 4 тыс. рублей. Для того чтобы запустить процесс, необходимо предоставить следующие документы:

  • Заявление, которое подписано уполномоченным лицом. Инициалы, а также контактные данные этого лица (адрес, телефон) должны быть указаны в обязательном порядке.
  • Информация об учредителях партнерства (2 экземпляра).
  • Три экземпляра учредительной документации регистрируемой организации.
  • Документальное подтверждение уплаты государственной пошлины.
  • Решение, касающееся создания некоммерческой организации, а также утверждения ее учредительной документации. При этом должен быть предоставлен в двух экземплярах состав назначенных органов.
  • Минюст также должен будет получить информацию о том, где находится постоянно действующий орган партнерства, посредством которого можно осуществлять связь с регистрируемой организацией.
  • Если учредителем является иностранное лицо, то возникнет необходимость предоставления выписки из реестра страны, гражданином которой он является. При отсутствии подобной выписки подойдет любой равноценный документ.
  • В процессе регистрации могут потребоваться документы, подтверждающие права на использование защищенной законом об интеллектуальной собственности конкретной символики или имени какого-либо гражданина РФ при формировании названия партнерства.

Законных оснований для требования других документов у Министерства юстиции нет. Что касается решения, то регистрация некоммерческого партнерства должна быть завершена в течение 14 дней. Для отказа отводится такой же срок.

Контроль деятельности

Межрегиональное некоммерческое партнерство и другие виды подобных организаций должны иметь не только четкую систему управления, но и ясную схему контроля деятельности.

Если говорить о координации работы партнерства, то стоит отметить, что эту задачу выполняет общее собрание. Именно оно занимается разработкой стратегии, составляет план работы и занимается формированием отчета деятельности в конце года. Реализация всего, что было составлено и запланировано, это уже миссия исполнительного блока, который на постоянной основе отчитывается перед общим собранием.

Что касается контроля, то он, как правило, доверяется отраслевым органам исполнительной власти, действия которых осуществляются на уровне Федерации. Речь идет о специализированном институте власти, имеющим возможность действовать на территории всей страны.

Налоги

Касаясь особенностей налогообложения, с которыми имеют дело все некоммерческие партнерства, прежде всего нужно обратить внимание на основные обязанности НКП согласно законодательству. Итак, подобные организации имеют статус плательщика налога на прибыль, но при этом те средства, которые относятся к категории целевых поступлений, налогом не облагаются.

Стоит учесть и тот факт, что ежеквартально предоставлять отчетность должно каждое некоммерческое партнерство. Центров, представляющих организации, при этом может быть несколько. При этом использоваться может как упрощенная система, так и уплата всех категорий налогов по отдельности (не имущество, прибыль, земельный, транспортный, взносы в пенсионный фонд и единый социальный налог).

Фирменные бланки и печать

Для любого юридического лица является актуальным использование круглой печати, которая содержит наименование организации и место ее нахождения (на русском языке).

При этом бланки и фирменные штампы могут быть самыми разными. Для того чтобы заказать их изготовление, потребуется предъявить копию свидетельства о госрегистрации юридического лица и постановке на учет в налоговом органе. Согласно федеральному законодательству необходимости отдельно регистрировать удостоверительные печати не нужно.

Если приходится изменять данные, то сначала должна быть уничтожена старая печать, и лишь после этого изготовлена новая.

Социальное некоммерческое партнерство

Несмотря на тот факт, что некоммерческий сектор в РФ выглядит значительно скромнее, чем западные аналоги, определенные движения в этом направлении все же есть. Пусть не динамично, но зато постоянно количество некоммерческих организаций, играющих в социуме важную роль, растет.

Но для осуществления успешной деятельности им приходится сталкиваться с определенными сложностями как в законодательной, так и в административной сфере. Оказывать социальные услуги на достаточно высоком уровне и стабильно развиваться в данном направлении нынешним организациям такого типа мешает факт монополии в данной сфере.

Заключение

Как можно заметить, законодательная база РФ позволяет без особых сложностей открывать некоммерческое партнерство любого профиля. При этом для его эффективного функционирования придется приложить значительно больше усилий, чем в более развитых государствах.

Многие некоммерческие партнерства были созданы еще в 1990-х гг. и формально продолжают существовать в настоящее время, фактически не осуществляя деятельность. В связи с этим на практике возникает множество вопросов. В частности, какие права и обязанности имеют учредители и члены некоммерческого партнерства в соответствии с действующим законодательством? Каким образом следует поддерживать некоммерческое партнерство в так называемом спящем режиме? Как ликвидировать партнерство, если дальнейшее осуществление деятельности не планируется? Рассмотрим эти вопросы.

Правовое положение некоммерческих партнерств

В настоящее время к некоммерческим партнерствам (НП) применяются нормы Гражданского кодекса РФ об ассоциациях (союзах), а именно ст. 123 8 —123 11 , а также положения Закона о НКО в части, не противоречащей действующей редакции ГК РФ . В связи с этим далее при упоминании некоммерческого партнерства имеется в виду также ассоциация (союз).

Права и обязанности учредителей и членов некоммерческих партнерств

Учредители некоммерческого партнерства (ассоциации) имеют права и несут обязанности при создании некоммерческого партнерства до момента его государственной регистрации. После создания НП статус учредителя утрачивает свое правовое значение, не наделяет его обладателя какими-либо правами и обязанностями. Сведения об учредителях сохраняются в ЕГРЮЛ и не могут быть изменены.

Это следует из того, что действующим законодательством установлены права и обязанности учредителей некоммерческого партнерства (ассоциации), касающиеся только порядка совместной деятельности учредителей по созданию НП, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности на этапе создания.

После создания некоммерческого партнерства правовое значение имеет статус члена НП. Права и обязанности членов некоммерческого партнерства (ассоциации) устанавливаются ст. 123 11 ГК РФ, ст. 8 Закона о НКО, а также уставом некоммерческого партнерства (ст. 123 9 ГК РФ). В частности, член некоммерческого партнерства (ассоциации):

  • осуществляет предусмотренные действующим законодательством корпоративные права и обязанности в порядке, установленном в соответствии с уставом НП;
  • вправе на равных началах с другими членами НП безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми партнерством услугами;
  • вправе выйти из некоммерческого партнерства по своему усмотрению в любое время;
  • обязан уплачивать предусмотренные уставом НП членские взносы и по решению высшего органа НП вносить дополнительные имущественные взносы в имущество некоммерческого партнерства;
  • если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами НП;
  • получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства (ассоциации).
Таким образом, если иное не предусмотрено уставом, после выполнения учредителями обязанностей по созданию некоммерческого партнерства (ассоциации) права и обязанности учредителей в отношении НП фактически прекращаются. Вместе с тем права и обязанности возникают у членов некоммерческого партнерства.

«Спящий режим» деятельности некоммерческих партнерств

Под «спящим режимом» в данном случае имеется в виду сохранение некоммерческого партнерства (без ликвидации) в отсутствие какой-либо его деятельности. Поддержание некоммерческого партнерства в таком положении не требует значительных материальных и трудозатрат.

Функционирование некоммерческого партнерства в «спящем режиме» предполагает выполнение следующих условий:

  • некоммерческое партнерство фактически не ведет никакой деятельности;
  • в некоммерческом партнерстве числится минимальное количество членов;
  • у членов некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по внесению взносов в имущество НП;
  • у некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей, в том числе отсутствует налогооблагаемое имущество;
  • у некоммерческого партнерства отсутствуют работники, которым выплачивается заработная плата или иные платежи;
  • у НП может быть закрыть расчетный счет.
Отсутствие у членов некоммерческого партнерства обязанности по внесению взносов в имущество некоммерческого партнерства

Одной из обязанностей членов некоммерческого партнерства (ассоциации) является уплата предусмотренных уставом членских взносов, а также внесение дополнительных имущественных взносов в имущество НП по решению высшего органа партнерства (п. 2 ст. 123 11 ГК РФ).

На наш взгляд, из указанной нормы следует, что обязанность по уплате взносов в имущество некоммерческого партнерства у членов НП будет отсутствовать при условии, что:

  • уставом партнерства предусмотрена обязанность по уплате членских взносов на основании решения высшего органа управления НП (т.е. в отсутствие такого решения обязанности по уплате взносов не возникает);
  • решение о внесении членских и (или) дополнительных имущественных взносов в имущество некоммерческого партнерства не принимается.
Таким образом, для поддержания некоммерческого партнерства в «спящем режиме» необходимо, среди прочего, внести в устав НП (и иные внутренние документы, если имеются) соответствующие изменения.

Кроме того, при первой регистрации изменений в учредительные документы некоммерческого партнерства будет необходимо привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством (т.е. применить положения об ассоциациях (союзах), в том числе переименовать НП в ассоциацию (союз)). До этого момента устав действует в части, не противоречащей действующему законодательству .

Отметим, что в дальнейшем некоммерческое партнерство (ассоциация, союз) по решению своих членов может быть преобразовано в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123 8 ГК РФ).

Также можно свести к минимуму количество членов некоммерческого партнерства. Существует точка зрения, что некоммерческое партнерство может иметь даже одного члена, в то время как учредителей должно быть не менее двух (ст. 123 9 ГК РФ).

Отсутствие работников, которым выплачивается заработная плата или иные платежи

С целью минимизации расходов, связанных с поддержанием некоммерческого партнерства в «спящем режиме», могут быть расторгнуты трудовые договоры с работниками.

По смыслу действующего законодательства в организации может работать как минимум два работника: директор и главный бухгалтер. Если некоммерческое партнерство применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также в случае, если некоммерческое партнерство является субъектом среднего предпринимательства, директор НП может принять ведение бухгалтерского учета на себя . В этом случае функции директора и главного бухгалтера будут осуществляться одним лицом, которое может работать по гражданско-правовому договору с минимальным вознаграждением (на практике много случаев, когда такое вознаграждение не выплачивается, если директор является также участником ООО (в данном случае членом некоммерческого партнерства)).

Закрытие банковских счетов некоммерческого партнерства

Закрытие расчетных счетов некоммерческого партнерства (если таковые имеются) позволит минимизировать расходы на оплату услуг банка по обслуживанию этих счетов. Однако перед закрытием счетов необходимо удостовериться в том, что у некоммерческого партнерства отсутствуют какие-либо задолженности по выплате налогов, пеней, штрафов. Для этого следует произвести сверки с налоговым органом и внебюджетными фондами и погасить имеющиеся задолженности.

При выявлении задолженностей по выплате налогов, пеней, штрафов после закрытия расчетных счетов у некоммерческого партнерства могут возникнуть затруднения при погашении соответствующих задолженностей, поскольку уплата организациями налогов, пеней и штрафов в наличной форме законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ не предусмотрена (письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. № 03-02-07/1/44732).

Для поддержания некоммерческого партнерства (ассоциации) в «спящем режиме» необходимо периодически:

  • сдавать «нулевую» бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • подавать в территориальный орган Минюста России (орган, контролирующий деятельность некоммерческих организаций) заявление, подтверждающее соответствие требованиям п. 3 1 ст. 32 Закона о НКО (отсутствие иностранных граждан среди членов и иностранных источников финансирования), а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (п. 3, 3 1 , 3 2 ст. 32 Закона о НКО).
Выполнение данных требований поможет свести на нет риски привлечения некоммерческого партнерства к административной ответственности (наложения штрафа) и исключения партнерства из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, а также предъявления государственными органами требования о ликвидации некоммерческого партнерства в судебном порядке.

Отметим, что, если некоммерческое партнерство в течение 12 месяцев не будет представлять в налоговые органы отчетность, а также осуществлять операции хотя бы по одному банковскому счету, оно может быть признано недействующим и исключено из ЕГРЮЛ .

Вместе с тем указанный риск рассматривается нами как минимальный, поскольку согласно сложившейся судебной практике критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности (см. Постановления КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П, ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2013 г. по делу № А32-1074/2013).

Иными словами, сам по себе факт отсутствия операций по банковскому счету либо факт отсутствия у некоммерческого партнерства банковского счета не может являться основанием для его исключения из ЕГРЮЛ при условии сдачи некоммерческим партнерством «нулевой» отчетности в налоговый орган и внебюджетные фонды.

Ликвидация некоммерческих партнерств

Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).

Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.

Действие

Сроки (нормативные)

Примечания

Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП Статья 62 ГК РФ.

Статья 18 Закона о НКО

Проведение инвентаризации По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП

3 дня
со дня принятия решения о ликвидации

(императивный)

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации:

Налоговый орган может инициировать налоговую проверку;

Не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП

Пункт 1 ст. 62 ГК РФ.

Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО.

Пункт «и 1 » ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3)

Статья 20 Закона о государственной регистрации
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора)
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации Пункт 1 ст. 63 ГК РФ
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности

Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации

(императивный)

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации

Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО

Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации
Осуществление расчетов с кредиторами НП Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса Пункт 5 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО

Закрытие счетов НП
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации
Составление ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами).

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП.

Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства

Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ

Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО

Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа

Статья 21 Закона о государственной регистрации
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов
Уничтожение печати НП
Передача документов НП в государственный архив
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Пункт 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ.

Статья 64 2 ГК РФ, ст. 21 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации).

Если организация не имеет в качестве своей основной цели получение материальной выгоды, она считается некоммерческой. Подобные объединения создаются для функционирования в таких сферах общества, как политика, культура, научные исследования.

Некоммерческими организациями являются благотворительные фонды и другие социальные организации, команды, созданные для развития самоуправления в той или иной сфере и т. п. Главными целями подобных объединений является удовлетворение нематериальных (духовных, физических, образовательных, правовых) потребностей населения.

Часто в некоммерческие партнёрства объединяются коммерческие организации, для того, чтобы скоординировать свою деятельность и представлять свои интересы. Если же его участники решат, что им выгодно вести предпринимательскую деятельность в объединённом формате, то некоммерческое партнёрство можно преобразовать в хозяйственное товарищество.

Сами же некоммерческие организации могут, в свою очередь, объединяться в некоммерческие ассоциации или в некоммерческие союзы. При этом ни один из участников такого союза не теряет свои права юридического лица и свою автономность. Кроме того, ассоциация не отвечает по обязательствам, которые были приняты на себя кем-либо из её участников. Если некоммерческий союз захочет начать вести предпринимательскую деятельность, то ему также надо учредить хозяйственное общество.

Закон о некоммерческих партнерствах

Некоммерческие ассоциации и союзы действуют в соответствии с пунктом 1 статьи 123.8 ГК Российской Федерации. Однако закона, который бы контролировал их деятельность, пока нет, так что правовое положение ассоциаций и союзов устанавливается специфическими нормативами для каждого вида некоммерческих организаций.

С 1 сентября 2014 года, в соответствии с ГК РФ, для упрощения законодательной базы все некоммерческие партнёрства должны быть преобразованы в ассоциации или союзы, с внесением изменений в их устав. Делается это не единовременно, а при первом изменении какой-либо информации в Уставе организации. Впрочем, подобные изменения - это лишь поправки в учредительных документах, а не смена организационно-правовой формы. В свою очередь это значит, что реорганизация некоммерческого партнёрства не нужна.

Более того, законодательство разрешает оставить в названии организации слова «некоммерческое партнёрство», при условии, конечно, что всех участников устроит новое название.

Возможности союзов и ассоциаций

Согласно сентябрьским изменениям в Гражданском кодексе РФ, в форме ассоциации или союза теперь можно создать новую саморегулируемую организацию. Тем не менее, преобразовать ассоциацию или союз в некоммерческое партнёрство теперь нельзя. Подобный вид объединений упразднён.

Следует отметить также, что теперь слова «ассоциация» и «союз» не подразумевают исключительно объединение нескольких партнёров, и вписывать их в свои названия смело могут и самостоятельные организации.

Сменилось и требование к количеству учредителей - если для создания некоммерческого партнёрства требовалось не менее 5 человек, то ассоциацию или союз можно создать даже вдвоём.

Правда, новые нормы права, которые сейчас будут применяться к ассоциациям и союзам (изменения порядка смен в уставе фонда и так далее), распространяются и на те организации, которые до сих пор сохранили за собой статус «некоммерческого партнёрства».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме