Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лиц совершивших преступления по. Типология и классификация лиц, совершивших преступление

Деятельность по предупреждению преступности на личностном уровне во многом зависит от разработки типологии личности преступника. Типологияявляется той основой, на которой строится методика прогнозирования индивидуального поведения и применения, дифференцированных и индивидуализированных мер профилактического и правового воздействия.

Как правило, в криминологической литературе различают типологию и классификацию. Поэтому для того чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и типологии преступников, что имеет большое научное и практическое значение, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания.

Считается, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступников на группы согласно единичному, индивидуальному признаку.

Следовательно,классификация , являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место. Типология такой жесткой дифференциации не содержит.

Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действия. Существует множество вариантов типологии личности. Все известные типологии условно можно разделить на следующие группы .

I. Для этой группы характерна дифференциация преступников в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств , которые проявляются в совершенном преступлении. В данной группе выделяют:

Особо опасных преступников;

Насильственных преступников;

Корыстных преступников;

Преступников, совершивших преступления против общественного порядка;

Неосторожных преступников.

Исходя лишь из мотивационных критериев, выделяют следующие типы:

Корыстный;

Престижный;

Насильственный;

Сексуальный.

II. В этой группевыделение типов преступников происходит по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности. В ней выделяются:

- особо опасные преступники (активные антисоциальные ) - многократно судимые рецидивисты,

- неустойчивые преступники - лица, совершающие преступления (порой неоднократно) не в силу стойких антиобщественных установок и представлений, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного,

- ситуативные преступники - лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении незначительно, но, тем не менее, имеется и проявляется в соответствующих ситуациях.

III. В этой группе объединены типологии, дифференцирующие преступников, исходя из характера взаимодействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения преступления. В качестве примера можно привести типологию несовершеннолетних преступников. В ней выделяют два основных типа:

Криминогенный;

Случайный.

Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых следует выделить две большие группы признаков:

Социологических (социально-демографических) и

Правовых.

К первой из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства.

Ко вторым - характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.

Отдельную группу составляют признаки, характеризующие состояние здоровья преступников. В этой связи могут быть выделены здоровые, а также лица, страдающие соматическими или психическими расстройствами.

Кроме вышеупомянутой, довольно широко распространены следующие классификации:

По социально-демографическим признакам:

- Пол - мужчины, женщины;

Возраст - несовершеннолетние (14-15 лет и 16-17 лет), лица молодого возраста (19-24 года и 25-29), лица зрелого возраста (30 лет и старше).

По признакам социального положения и по роду занятий:

- Рабочие, служащие, учащиеся, частные предпринимателя, фермеры, пенсионеры;

- Трудоспособные, но не работающие и не учащиеся;

- Безработные.

По признакам места жительства и длительности проживания:

Город, сельская местность;

Постоянный житель, мигрант, переселенец.

По данным интенсивности и характера преступной деятельности:

Повторность, рецидив (многократный специальный, особо опасный);

В группе, в организованной группе.

По данным о состоянии лица в момент совершения преступления:

В состоянии алкогольного опьянения;

В состоянии наркотического возбуждения.

Конечно, приведенный перечень признаков (критериев) классификации преступников не является исчерпывающим и может быть дополнен другими. Здесь многое зависит от того, для чего осуществляется классификация, каким конкретным целям она подчинена.

Тесты по самоконтролю по теме 3

1. К какому понятию относится данное определение: «со­во­куп­ность свойств, при­су­щих, со­вер­шаю­ще­му или со­вер­шив­ше­му пре­сту­п­ле­ние, че­ло­ве­ку, со­став­ляю­щих его ин­ди­ви­ду­аль­ность»?

а) лич­ность пре­ступ­ни­ка;

б) лич­ность;

в) пре­ступ­ни­к;

г) человек.

2. К об­ще­при­ня­ты­м по­сту­ла­та­м не относятся:

а) че­ло­век ро­ж­да­ет­ся пре­ступ­ни­ком.

б) со­во­куп­ность ин­тег­ри­ро­ван­ных в ней со­ци­аль­но-зна­чи­мых свойств, об­ра­зо­вав­ших­ся в про­цес­се мно­го­об­раз­ных и сис­те­ма­ти­че­ских взаи­мо­дей­ст­вий с дру­ги­ми людь­ми;

в) не­об­хо­ди­мо изу­чать субъ­ек­ты со­вер­ше­ния са­мых раз­но­об­раз­ных пре­сту­п­ле­ний, в том чис­ле и не­ос­то­рож­ных;

г) лич­ность пре­ступ­ни­ка от­ли­ча­ет­ся от за­ко­но­пос­луш­ной лич­но­сти сво­ей об­ще­ст­венной опас­но­стью.

3. Лич­ность пре­ступ­ни­ка в кри­ми­но­ло­гии изу­ча­ет­ся на следующих уров­нях:

а) ин­ди­ви­ду­аль­ном, груп­по­вом и об­щем;

б) ин­ди­ви­ду­аль­ном и об­щем;

в) ин­ди­ви­ду­аль­ном и груп­по­вом;

г) основном и дополнительном.

4. Личность человека представляет собой систему:

а) социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействия человека с социальной средой посредством практической деятельности;

б) социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с природой;

в) психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с коллективом;

г) психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с близкими.

5. В структуре личности можно выделить следующие элементы:

а) социальный статус, социальные функции, нравственно - психологические установки

б) социальный статус, социальные функции;

в) социальный статус, нравственно - психологические установки;

г) социальные функции, нравственно - психологические установки.

6. Криминологический анализ личности предполагает:

а) максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное;

б) психологизацию или биологизацию причин совершения преступлений;

в) минимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное;

г) учет биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное.

7. Подберите соответствующее понятие к данному определению: «Устойчивая группировка исследуемых объектов по их отдельным признакам, которая строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место».

а) классификация личности преступника;

б) типология личности преступника;

г) динамика преступности.

8. Подберите соответствующее понятие к данному определению: «Основа, на которой строится методика прогнозирования индивидуального поведения и применения, дифференцированных и индивидуализированных мер профилактического и правового воздействия».

а) типология личности преступника;

б) классификация личности преступника;

в) структура личности преступника;

г) динамика преступности.

9. Дифференциация преступников в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, которые проявляются в совершенном преступлении:

а) особо опасных преступников, насильственных преступников, корыстных преступников, неосторожных преступников и преступников, совершивших преступления против общественного порядка;

б) насильственных преступников, корыстных преступников

в) неосторожных преступников и преступников, совершивших преступления против общественного порядка.

г) особо опасных преступников, насильственных преступников.

10. По степени общественной опасности преступников, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности выделяются:

а) особо опасные преступники, десоциализированные опасные преступники, неустойчивые преступники, ситуативные преступники;

б) особо опасные преступники и опасные преступники;

в) опасные преступники, десоциализированные опасные преступники,

г) неустойчивые преступники, ситуативные преступники.

Ю. Б. Струк

ПОНЯТИЕ ВЫДАЧИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Работа представлена кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института правоведения и предпринимательства.

Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент В. Н. Осипкин

В статье раскрывается понятие выдачи лиц, совершивших преступление, определяется его место в системе права. Также проводится разграничение выдачи лиц, совершивших преступление, и ряда смежных правовых категорий.

In the article the notion of extradition is considered, its place in the law system is determined. Also differentiation among extradition and several adjoining categories is carried out.

В настоящее время в мире наблюдаются процессы эволюции преступности, связанные не только со значительным ростом ее уровня, повышением степени ее обществен -ной опасности, возникновением новых противозаконных видов деятельности, но и с появлением организованных форм преступ-ной деятельности, приобретением преступностью транснационального характера.

В документах одиннадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 18-25 апреля 2005 г.) подчеркивается, что преступность традиционно рассматривалась в лучшем случае как явление национального масштаба, поэтому расследование преступлений и уголовное преследование долгое время

представлялось внутригосударственным делом. Преступления, совершенные за границей, не являлись предметом обеспокоенности для национальных органов власти, которые, соответственно, не были склонны содействовать органам власти другого государства в привлечении виновных к ответственности, в сборе доказательной базы, необходимой для начала или ведения уголовного судопроизводства. В настоящее время подобный взгляд на правоприменение и уголовное правосудие более не правомерен. Лица, осуществляющие преступную деятельность, используя государственные границы, пытаются скрыться от правосудия; преступные группы, становясь все мобильнее, зачастую преднамеренно используют международные границы в своих преступных интересах; целый ряд преступлений (экономические, компьютерные, экологические) могут иметь трансграничные последствия даже при том, что виновное лицо не покидает своей собственной страны1.

В сложившихся обстоятельствах ни одно даже очень сильное государство не способно самостоятельно обеспечить собственную безопасность. Поэтому необходимость противодействия преступности как угрозе общемирового масштаба требует не только принятия соответствующих неотложных мер, но и объединения усилий государств, развития и укрепления международного сотрудничества.

На проходившей 5-6 июля 2006 г. в Москве седьмой Конференции Генераль-ных прокуроров государств - членов Совета Европы было отмечено, что если необходимость международного сотрудничества государств в уголовно-правовой сфере безоговорочно признается давно, то относительно его конкретных направлений сделать предстоит еще немало2.

Одним из направлений международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью является выдача лиц, совершивших преступление. Создавая такие условия, при которых ни одно совершившее

преступление лицо не сможет уйти от уголовной ответственности и наказания, выдача тем самым способствует обеспечению правопорядка как на международном, так и на внутригосударственном уровне.

Для того чтобы механизм сотрудничества государств в сфере выдачи лиц, совершивших преступление, эффективно служил делу борьбы с преступностью, необходимо проделать огромную работу по укреплению договорного режима взаимодействия государств, приведению имеющейся правовой базы международного сотрудничества в соответствие с реалиями и потребностями современности, по разрешению споров относительно отдельных вопросов выдачи. При этом Российская Федерация должна принимать самое активное участие в данном процессе3.

Будучи значимой в силу объективных причин и сложной по своей природе правовой категорией, выдача лиц, совершивших преступление, и ее проблемное поле являются предметом научных исследований и дискуссий4. При этом центральное место занимает вопрос о понятии выдачи лиц, совершивших преступление. Понятие выступает в качестве первоначала построения системы знания о предмете, явлении, категории; раскрыть содержание понятия - значит определить и уяснить их смысловую сторону.

Раскрытие понятия выдачи лиц, совершивших преступление, по нашему мнению, предполагает уяснение комплекса взаимосвязанных аспектов, касающихся использования терминологии для обозначения рассматриваемой категории права, отграничения ее от смежных правовых категорий (передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является; передачи лица Международному уголовному суду, международному уголовному трибуналу; депортации), о ее природе и месте в системе права. Только исследовав все значимые стороны выдачи лиц, совершивших преступление, можно сформулировать со-

ответствующую дефиницию, лаконичную, но в то же время предельно содержательную.

Следует отметить, что ни ученые, ни практики настоящего времени не пришли к единообразию понимания по целому ряду аспектов выдачи лиц, совершивших преступление.

Прежде всего не нашел однозначного решения вопрос о единстве терминологии, используемой для обозначения искомого понятия. Тем не менее определенность, единообразие юридических понятий обеспечивает единообразное понимание права, придавая ему последовательный, целостный характер.

В законодательстве Российской Федера-ции, равно как и в русскоязычных текстах международных соглашений, употребляется термин «выдача» (в различных вариантах5). Однако в правовой доктрине наряду с термином «выдача» получил признание и широкое распространение термин «экстрадиция», представляющий собой транскрипцию английского (аналогично - французского) «extradition», в свою очередь, производного от латинского «extraditio»6. Несмотря на, казалось бы, очевидную идентичность обозначаемых приведенными терминами понятий, существует точка зрения, в соответствии с которой экстрадиция и выдача различаются7.

По нашему мнению, разграничение понятий «выдача» и «экстрадиция», обусловленное отсутствием единообразного понимания их содержания, порождено узостью подхода к определению первого из них. В условиях отсутствия утвержденного на законодательном уровне понятия выдачи лиц, совершивших преступление, и многообразия предлагаемых правоведами его вариантов вопрос определения искомой категории к настоящему моменту остается открытым, что не способствует четкому уяснению ее сущности. При этом мы придерживаемся мнения о необходимости законодательного закрепления такого понятия.

Не вызывает сомнений тот факт, что выдача лиц, совершивших преступление, яв-

ляется правовым институтом, вопрос о месте которого в системе права остается актуальным. В настоящее время в юридической доктрине все более подчеркивается комплексный характер института выдачи8, включающего как нормы международного, так и нормы национальных отраслей права (конституционного, уголовного, уголовно-процессуального). При этом, признавая особую значимость той или иной правовой сферы в регламентации и реализации выдачи, по нашему мнению, не стоит категорично относить выдачу лишь к одной из них. Только взаимодействие норм различных отраслей внутригосударственного права, а также систем международного и национального права наиболее полно характеризует сущность данного института и обеспечивает полноценную реализацию выдачи. Так, вне сферы действия международного права невозможна организация международных отношений, следовательно, их возникновение, упорядочение, изменение, прекращение. Вне сферы действия национального права невозможна полноценная реализация установок, заложенных международным правом, что, в свою очередь, невозможно без межотраслевого взаимодей-ствия во внутреннем праве государства.

Необходимо отметить, что выдача лиц, совершивших преступление, находясь в сфере международных отношений, в значительной степени подвергается влиянию политических факторов. Принятие решений по вопросам выдачи зачастую осуществляется не с учетом объективной потребности в борьбе с преступностью как угрозой ми -рового масштаба, не на основании всестороннего, беспристрастного изучения всех юридических аргументов, но обусловливается политической подоплекой, фактически не имеющей места в конкретном деле. Запрашиваемому к выдаче лицу без достаточных к тому оснований придается статус преследуемого по политическим мотивам. Как следствие, лицо, совершившее преступление, избегает уголовной ответственности и наказания.

Российская Федерация, столкнувшаяся за последние несколько лет с решениями об отказе в выдаче ряда известных граждан государства, мотивированными политическим характером преследования последних, выказывает серьезную озабоченность в связи со сложившейся обстановкой. В частности, указывается, что политическая предвзятость и двойные стандарты в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью по вопросам выдачи лиц, совершивших преступление, не способствуют ни развитию и укреплению таковой, ни установлению взаимопонимания между государствами.

Хотелось бы подчеркнуть, что в целях повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе с преступностью, а также обеспечения соответствующего процесса и принятия решений необходимо весьма тщательно подходить к вопросу сбора, подготовки, проверки, оценки доказательств, а также направления доказательной базы запрашивающим выдачу государством. Это позволит сократить сроки рассмотрения запроса о выдаче и проведения соответствующей проверки запрашиваемым государством, позволит представить максимально четкую картину обо всех необходимых обстоятельствах дела.

Выдача лиц, совершивших преступление, может быть определена как основанная на принципах и нормах международного права, регулируемая нормами национального законодательства процедура, в соответствии с которой государство, заинтересованное и правомочное осуществлять уголовное преследование или исполнение приговора в отношении конкретного лица (запрашивающее государство), обращается с просьбой к государству, на территории которого находится запрашиваемое лицо (запрашиваемому государству), о его перемещении под свою юрисдикцию; запрашиваемое государство рассматривает соответствующую просьбу и либо удовлетворяет ее при соблюдении всех необходимых для этого условий со стороны запрашивающего

государства, либо принимает решение об отказе в ее удовлетворении при наличии для того достаточных оснований.

По нашему мнению, данное определение отражает сущность выдачи как совокупности взаимных действий и решений, осуществляемых и принимаемых заинтересованными сторонами в установленном порядке и направленных на достижение искомого ими результата. Особо подчеркнем, что выдача лиц, совершивших преступление, - это взаимное отношение сторон при активном участии каждой из них в соответствующем процессе.

Для полноты уяснения сущности выдачи лиц, совершивших преступление, необходимо провести разграничение выдачи и ряда смежных категорий: передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является; передачи лица Международному уголовному суду, международному уголовному трибуналу; депортации.

При внешнем сходстве институтов выдачи лиц, совершивших преступление, и передачи осужденных для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, объединяемых присутствием в качестве субъекта указанных процедур лица, осужденного к лишению свободы, они различны. Специфика передачи осужденного в том, что данное лицо не скрывается от правосудия, а отбывает наказание в виде лишения свободы по месту осуждения; передача возможна только с его согласия; принятие решения о передаче осужденного относится к компетенции суда, тогда как решение о выдаче принимается в Российской Федерации Генеральным прокурором или его заместителем.

Разграничение выдачи лиц и передачи их Международному уголовному суду, международному уголовному трибуналу проводится прежде всего по кругу взаимодействующих в процессе их осуществления субъектов и кругу преступлений, служащих основанием их осуществления.

Выдачу следует отличать от депортации (от лат. «¿еройайо - изгнание, ссылка), т. е. принудительной высылки иностранного гражданина из государства в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) на его территории9. В административном праве Российской Федерации термин «депортация» является синонимом термина «выдворение», обозначающего вид административного наказания, применяемого в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

Выдворение осуществляется в целях предотвращения возникновения угрозы государственной безопасности и общественному порядку, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан государства и других лиц, предотвращения нарушения внутреннего законодательства иностранными гражданами и лицами без гражданства10.

Различие выдачи и выдворения (депортации) состоит прежде всего в том, что депортация инициируется государством, на территории которого находится иностранный гражданин или лицо без гражданства; выдача же, напротив, осуществляется по запросу иностранного государства. Выдача осуществляется с целью получения возможности дальнейшего уголовного преследования лица или исполнения в его отношении вынесенного приговора. Депорта-

ция же, согласно положениям российского законодательства, уже сама по себе является административным наказанием.

Следует также проводить грань между выдачей лиц и так называемыми «альтернативными методами и процедурами» решения проблемы привлечения к ответственности лиц, скрывающихся от правосудия, не имеющими под собой законного основания. Применение таких методов и процедур нарушает не только права человека и суверенитет государства, но и ставит под сомнение всю систему принципов международного права.

В заключение отметим, что многогранность категории выдачи лиц, совершивших преступление, и отсутствие законодательного закрепления понятия о ней порождают проблему неоднозначного толкования ее сущности. Тем не менее четкое и единообразное решение данного вопроса должно способствовать повышению эффективности практики осуществления выдачи. К тому же наличие официального определения выдачи лиц, совершивших преступление, позволит четко провести грань между ней и смежными правовыми категориями (передача, выдворение) и не допустить их смешения. Поэтому крайне важно, по нашему мнению, выработать научно обоснованное четкое определение выдачи лиц, совершивших преступление, закрепив его на законодательном уровне.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Одиннадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 18-25 апреля 2005 г.). Семинар-практикум 1: Укрепление международного сотрудничества в правоохранительной сфере, включая меры по выдаче: Справочный документ // http://daccessdds.un.org/d0c/UND0C/GEN/V05/815/30/PDF/V0581530.pdf70penElement (2006. 10 октября).

2 Конференция Генеральных прокуроров государств - членов Совета Европы // Законность. 2006. № 8. С. 2.

3 Там же. С. 2-3.

4 Адельханян Р. А., Наумов А. В. Актуальная проблема экстрадиции // Государство и право. 2004. № 10. С. 73-74; Бойцов А. И. Выдача преступников. СПб., 2004; Косарева А. Е. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005; Марченко А. В. Международное сотрудничество в уголовном процессе по выдаче преступников: правовое регулирование и практика: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004; Минкова Ю. В. Институт выдачи преступников в международном праве: Дис. ...

канд. юрид. наук. М., 2002; Романов А. К., Лысягин О. Б. Институт экстрадиции: понятие, концепции, практика // Право и политика. 2005. № 3. С. 91-98; Строганова А. К. Экстрадиция в уголовном процессе Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Чермит А. К. Институт экстрадиции в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

5 Термин «выдача» может дополняться указанием субъекта выдачи (лицо, совершившее преступление) либо ее целей (для уголовного преследования или исполнения приговора).

6 Extraditio (ex - из, вне + traditio - передача) (см.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П. А. Лупинская. М., 2004. С. 703).

7 См., напр.: Казиканов Т. Т. Проблемы процессуально-правового обеспечения экстрадиции на предварительном расследовании: Дис. ... канд. юрид. наук. Алматы, 2005; Сайфулое Р. А. Экстрадиция в уголовном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ташкент, 2001; Романов А. К., Лысягин О. Б. Указ. соч. С. 91-98.

8 Васильев Ю. Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве. М., 2003; Пиджаков А. Ю. Международно-правовое регулирование борьбы с современным терроризмом. СПб., 2001; Шурухнова Д. Н. Выдача, передача и выдворение лиц в отношениях государств: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ

1. Лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит УО по УК.

2. Преступления, совершенные в пределах терр. моря или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ. Действие УК распространяется также на преступления, совершенные на континент. шельфе и в искл. экономической зоне РФ.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ, подлежит УО по УК, если иное не предусмотрено м/н договором РФ. По УК УО несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об УО дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами м/н права.

Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов РФ

1. Граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат УО в соответствии с УК, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено м/н договором РФ.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат УО по УК в случаях, если преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных м/н договором РФ, если ин. граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не были осуждены в ин. государстве и привлекаются к УО на территории РФ.



Принцип территориальности – является осн. принцип действия угол. закона в пространстве и означает, что все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по угол. законодательству, действующему в месте совершения деяния. Территория РФ устанавливается ее государственной границей. Угол. юрисдикция осуществляется также в отношении лиц, совершивших преступления на континентальном шельфе и в 200-мильной исключительной экономической зоне. Военно-морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Независимо от их местонахождения, преступления, совершенные на указанных судах, подпадают под действие угол. закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон РФ действует лишь в случае, если они находятся на территории России, а также в международном воздушном пространстве или международных водах. В угол. законе закреплен диплом. иммунитет: члены дип. персонала пользуются личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции. Принцип гражданства означает распространение юрисдикции РФ на граждан России и постоянно проживающих в ней лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ. Под действие УК РФ РФ подпадают и преступления, совершенные российскими военнослужащими воинских частей, дислоцирующихся за пределами России. Согласно принципу универсальной юрисдикции, Россия, являясь государством - участником ряда международных конвенций, договоров, во исполнение взятых на себя обязательств, включила в уголовное законодательство нормы об ответственности за преступления, указанные в соглашениях. Эти деяния влекут ответственность по УК РФ независимо от места совершения и гражданства лица, их совершившего. При определении действия угол. закона в пространстве необходимо руководствоваться и реальным принципом, который означает, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, при совершении ими преступления за ее пределами подлежат угол. ответ-ти по УК РФ в том случае, если: преступление направлено против интересов РФ; лицо не было осуждено в иностранном государстве. Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

1. Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Выдача (экстрадиция) лиц, совершивших преступление, - это передача преступника другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного приговора, осуществляемая согласно м/н договорам и нац. уголовному и уголовно-процессуальному законодательству. Она возможна только в случае совершения преступления, а не какого-либо иного правонарушения. Условия и порядок выдачи регламентируются национальным (внутригосударственным) законодательством и международными договорами. Гражданин РФ не может быть выдан другому государству. Исключением из международных договоров о выдаче преступников является право убежища. В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения. Орган, уполномоченный на рассмотрение вопросов о выдаче в РФ – Генеральная прокуратура РФ. Выдача по общему правилу не производится:

1) в случае совершения лицом политического преступления; 2) если выдача лица запрашивается с целью привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства; 3) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем г-ве пыткам или другим жестоким видам обращения или наказания; 4) если имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; 5) если выдача лица может нанести ущерб суверенитету РФ, ее безопасности, общест. порядку или другим существенным интересам; 6) в случае совершения преступления на территории РФ или вне ее пространственного предела, но против интересов РФ; 7) если в отношении требуемого лица в РФ осуществляется угол. преследование или вынесен приговор за преступления, по поводу которых запрашивается выдача; 8) если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашиваемой стороны и не наказуемо ею по УК, при условии, если запрашиваемая сторона не предоставит достаточных гарантий того, что смертный приговор не будет приведен в исполнение; 9) если по закону РФ или запрашиваемой стороны истек срок давности привлечения к УО; 10) если преступление в соответствии с законом РФ или запрашиваемой стороны преследуется в порядке частного обвинения; 11) если деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по УК преступлением.

Вопросы выдачи лиц, совершивших преступления вне пределов РФ, другому (запрашивающему) государству не имеют непосредственного отношения к . Вместе с тем в современных условиях проблема выдачи (экстрадиции) преступников является весьма актуальной, что и обусловило ее нормативное урегулирование в уголовном (ст. 13 УК) и уголовно-процессуальном (гл. 54 УПК) законодательстве.

В соответствии с нормами международного права выдача лиц, совершивших преступление, одним государством другому осуществляется в целях: а) привлечения к уголовной ответственности, б) отбывания наказания. Именно с учетом этого в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ установлено, что «выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора». Это положение нашло отражение в ч. 2 ст. 13 УК, согласно которой «иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации».

Международные договоры четко устанавливают, при совершении каких именно преступлений возможна выдача. Общепринято, что таковыми являются деяния, которые рассматриваются как преступление по закону обоих (запрашивающего и запрашиваемого) государств, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или иное, более тяжкое наказание. Если преступление носит так называемый политический характер, было совершено на территории запрашиваемого государства или по закону запрашиваемого государства истекли сроки давности для него, то в выдаче лица, совершившего преступление, запрашиваемое государство вправе отказать. Имеется также ряд иных (процессуальных) оснований для отказа в выдаче лиц, совершивших преступление, иностранному государству (ст. 464 УПК).

Отказ в выдаче лица, совершившего преступление за пределами России, не освобождает ее от обязанности обеспечить уголовное преследование в соответствии с национальным законодательством с учетом принципов гражданства и универсального. Выдача лица для исполнения наказания имеет те же международно-правовые основания, что и для обеспечения уголовного преследования. При этом юридическим основанием служит обвинительный приговор, вынесенный судом иностранного (запрашиваемого) государства в отношении лица, яачяющегося гражданином запрашивающего государства. Выдача для исполнения приговора возможна только при условии, что в обоих государствах совершенное лицом деяние признается преступлением, а виновное лицо осуждено за него к наказанию в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ «гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству». Поэтому в ч. 1 ст. 13 УК установлено, что российские граждане, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству для привлечения их к уголовной ответственности или отбывания наказания. Однако это правило не распространяется на случаи передачи Международному уголовному суду для уголовного преследования в соответствии с Римским статутом (ст. 89) лиц, виновных в совершении преступлений против мира и человечества (геноцид, агрессия, преступления против человечности, военные преступления), поскольку в этом случае подозреваемое лицо передается не иностранному государству, а международному судебному органу.

Лица, совершающие неосторожные преступления, исходя из характера их антисоциальной направленности ценностных ориентаций, могут быть выделены в самостоятельную группу при криминологической классификации преступников.

Демографическая, социально - ролевая и психологическая характеристика неосторожных преступников весьма близка к усредненной характеристике соответствующих возрастных популяций населения в целом, а также контингентов, выделенных в его среде по профессиональному признаку.

В то же время достоверно выявляются особенности ценностных ориентации и других психологических свойств личности.

Криминологическая характеристика личности неосторожных преступников следующая:

1. Социально-демографическая.

По полу: преобладают мужчины, женщины составляют менее 2%.

Смертность от ДТП по вине мужчин в 5-6 раз выше, чем по вине женщин.

По возрасту: от 18 до 24 лет.

Ощутимое снижение доли правонарушителей характерно для водителей от 40 лет и старше.

По уровню образования: большинство преступников имеют неполное среднее образование, меньше всего среди них лиц с высшим образованием.

2. Социально-ролевая. Большое значение имеет профессиональная подготовка и водительский стаж.

Наибольшее количество преступлений приходится на лиц, имеющих водительский стаж от 1 до 2 лет (32-34%) и соответственно не имеющих достаточного профессионального опыта.

Среди нарушителей довольно высок удельный вес лиц, ранее привлекавшихся к административной ответственности (80%), уголовной ответственности (12%).

Характерно распределение лиц, для которых ДТП оказались повторными, в зависимости от рода их занятий: рабочие -- 9,7%, фермеры -- 5,3%, служащие -- 5,8%, пенсионеры -- 3,7%, иные занятия -- 15%. Удельный вес группы неработающих правонарушителей -- 3,3%, на нее приходится около 33% ранее привлекавшихся к уголовной ответственности.

Одним из важнейших показателей социальной позиции нарушителей правил дорожного движения являются цели и мотивы совершаемых преступлений. Большинство из них приходится на лихачество (73%); стремление проявить неоправданную удаль, смелость, силу (65%).

Значительному количеству неосторожных преступников свойственно пренебрежительное отношение к правилам безопасности и другим правовым нормам (42%); легкомысленное стремление любым способом быстрее окончить работу (35-40%).

3. Нравственно-психологические характеристики неосторожных преступников.

Выявление негативных свойств личности позволяет определить лежащие в их основе социальные потребности, ценностные ориентации для надлежащей организации профилактической деятельности.

Анализ нравственно-психологических свойств осужденных за дорожно-транспортные преступления показал следующее: беспечность, легкомыслие стали причиной преступлений у 64% осужденных; излишняя самоуверенность -- у 90%; неумение, правильно оценить ситуацию -- у 43%; явная неосторожность -- у 4,4%.

Большинство лиц, совершивших неосторожные преступления, имеют положительную (либо нейтральную) социально - нравственную ориентацию личности (87%), что можно расценивать как показатель их невысокой общественной опасности. Наряду с этим имеются лица (9%), характеризующиеся антисоциальной направленностью.

Изучение дел о неосторожных преступлениях, связанных с использованием техники, показывает, что состояние водителей, совершивших транспортное преступление выражается в следующем: повышенная нервно - психологическая напряженность -15%, растерянность - 35%, сильное утомление - 4%, психические аномалии, не исключающие вменяемости - 2%.

Традиционно выделяют два типа личности неосторожных преступников: у одних в поведенческих решениях превалирует самонадеянное легкомыслие, у других -- небрежность.

Первому типу присущи такие личностные свойства, как авторитарность, самоуверенность, безапелляционность, бравада.

У лиц, совершающих неосторожные преступления по небрежности, одно из ведущих свойств -- стремление минимизировать интеллектуальные, волевые и физические усилия в соответствующем виде деятельности (интеллектуальная, эмоциональная и физическая лень).

В УК ПМР уточнена эмоционально - волевая характеристика небрежности: лицо при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть общественно опасные последствия.

У определенной части неосторожных преступников превалирует неадекватная самооценка (завышенная) при принятии на себя определенных профессиональных или иных обязанностей, связанных с соблюдением норм безопасности.

Их «преступная ошибка» связана не с пренебрежительно-осознанным отношением к своей и окружающей безопасности в конкретной ситуации, а с самим принятием на себя функций, которые они не могут полноценно осуществлять из-за своих психофизиологических особенностей или профессионального опыта и знаний.

Следует заметить, что 75% всех неосторожных преступлений совершаются по самонадеянности.

По существу механизм самонадеянного поведения близок к умышленному, поскольку виновным осознается сам факт нарушения норм предосторожности.

Дефекты правовых установок и ориентации лиц, совершивших неосторожные преступления, проявляются и в мотивах, и в целях поведения, причем значимы мотивы и цели, как использования транспортных средств, так и нарушения Правил безопасности движения.

В самонадеянности проявляется определенное волевое отношение виновного к охраняемым уголовным законом чужим интересам, свойственное всякой неосторожности и заключающееся в отсутствии должной осмотрительности, заботы об этих интересах.

Не желая и сознательно не допуская наступления преступных последствий, виновный в то же время не проявляет должной внимательности при оценке ситуации, оценить которую он имеет возможность, и самонадеянно, без достаточных к тому оснований преувеличивает роль факторов, способных предотвратить последствия.

Что касается небрежности это -- единственный вид вины, при котором отсутствует предвидение общественно опасных последствий.

При этом возможны три варианта психологического отношения виновного к своему действию или бездействию:

  • а) субъект сознает, что он нарушает определенные правила предосторожности;
  • б) совершая деяние, носящее сознательный волевой характер, субъект не сознает, что нарушает правила предосторожности;
  • в) само деяние лишено сознательного волевого контроля.

Сознательное нарушение правил предосторожности в первом варианте сближает интеллектуальный момент небрежности с интеллектуальным моментом легкомыслия, но при небрежности виновный считает отступление от норм предосторожности настолько несущественным, что не предвидит даже абстрактной возможности наступления вредных последствий.

Волевой момент небрежности обозначен в законе указанием на проявленное виновным отсутствие необходимой внимательности и предусмотрительности.

Ранее в законодательстве этот признак небрежности выявлялся путем толкования закона. Прямое указание на него в УК является достоинством новой формулировки.

Показательно, что в значительной части случаев неосторожные преступления совершаются в нетрезвом виде, например, свыше трети неосторожных убийств.

В ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии погибает почти пятая часть от всех погибших в дорожных происшествиях.

Сюда же примыкают и случаи совершения неосторожных преступлений в связи с неполным знанием правил безопасного поведения в профессиональной или бытовой сфере из-за пренебрежения к необходимости их изучения, а также случаи, когда неосторожное преступное поведение связано с недостатком опыта или знаний, необходимых для управления источником повышенной опасности, производства работ, требующих особой предосторожности.

Характеризуя личностные особенности неосторожных преступников, надо подчеркнуть два момента.

Во-первых, искажение ценностных ориентации в отличие от личности умышленных преступников никогда не достигает уровня и интенсивности, свойственных глобальной криминальной направленности. Они касаются лишь некоторых психологических отклонений.

Около 80--85% этих лиц имеют в целом положительную трудовую и бытовую характеристику.

Во-вторых, отрицательные стереотипы поведения обычно привязаны к определенным видам обязанностей по соблюдению норм безопасности и носят локальный характер.

Распространенность пьянства и наркомании в среде неосторожных преступников примерно соответствует величине аналогичного показателя для преступности в целом.

Из общего количества транспортных преступлений до 20--30% совершаются в состоянии опьянения.

Так, например, в России из 30 тыс. человек, погибших в 1996 г. вследствие ДТП по вине нетрезвых водителей, погибло 6,5 тыс. человек.

Как сообщалось, за 10 месяцев 2010 года в России произошло 164 000 ДТП, в результате которых более 21 000 человек погибли.

Еще 206 500 человек пострадали в автоавариях с начала 2010 года.

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал - полковник милиции Виктор Кирьянов подчеркнул, что «очень часто водители совершают нарушения преднамеренно, надеясь на извечное русское "авось".

А результат один - страшные трагедии и загубленные человеческие жизни.

По вине водителей, согласно данным статистики, происходит более 85% от общего числа автоаварий.

Нередко водители садятся за руль пьяными, превышают скорость, едут на запрещающий сигнал светофора, нарушают правила проезда перекрестков, выезжают на полосу встречного движения в местах, где это запрещено дорожной разметкой и знаками", - отметил Кирьянов.

За весь 2010 год в России произошло 199431 ДТП, в которых погибли или пострадали люди. В результате по всей стране за год погибли 26567 человек.

По вине пьяных водителей произошло 11845 происшествий. В результате ДТП с участием пьяных водителей погибли 1954 человек.

В общей сложности, по вине пьяных водителей в России произошло почти 12 тысяч ДТП.

В России за первые два месяца 2011 года выросла смертность на дорогах.

За январь-февраль 2011 года в России в ДТП погибли 2 662 человека. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост на 1,1%. Было зарегистрировано 21 037 ДТП.

Подавляющее число аварий - 83% - происходит по вине водителей, которые грубо нарушают ПДД.

В январе-феврале 2011 года зафиксировано 17 469 подобных ДТП.

Осуществляя криминологическую классификацию лиц совершивших преступления по неосторожности, можно выделить среди них три основных группы: случайных, неустойчивых и злостных преступников.

К случайным неосторожным преступникам можно отнести лиц, впервые совершивших неосторожные преступления, нарушивших правила безопасности небрежно или под влиянием либо провоцирующей ситуации, либо особого психофизиологического состояния.

К неустойчивым неосторожным преступлениям следует отнести, как правило, впервые совершивших неосторожные преступления в нормальной ситуации, нарушивших правила безопасности сознательно и не вынужденно, ранее допускавших правонарушения. Их общая направленность личности неустойчивая, отчасти отрицательная. Удельный вес этой категории 30-40%.

К злостным неосторожным преступлениям правомерно отнести тех, кто ранее осуждался за совершение преступлений, неоднократно допускал нарушение правил безопасности, за что привлекался к административной ответственности, характеризуется отрицательно, считает, что за нарушение правил безопасности можно “откупится” и уйти от ответственности. Их доля невысока, примерно 10-15%.

Нет сомнения в том, что сдвиги и искажения нравственно-психологических свойств личности неосторожных преступников происходят на фоне регресса нравственного состояния общества.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме