Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие существуют формы демократии. Демократия: понятие, виды и формы

Среди всех существующих видов устройства верховной власти государства демократия является единственной формой правления, в которой полномочия закрепляются за большинством, причем независимо от его происхождения и заслуг.

На сегодняшний день это самый распространенный и прогрессивный вид политического режима в мире, отличающийся непрерывным развитием и видовым разнообразием.

Этой форме государственного устройства посвящено немало трудов философов и ученых всех времен.

Демократия – система управления государством, при которой власть признается за народом и осуществляется на базе законодательно выраженных равных прав и свобод граждан.

Демократия неотделима от понятия государства, так как возникла вместе с ним.

* Государство – политическая форма организации общества, реализующаяся на определенной территории.

История возникновения демократии

Демократия зародилась в 507 году д. н. э. в Древней Греции как одна из форм народного самоуправления античными городами-государствами. Поэтому дословно с древнегреческого демократия переводится как «власть народа»: от demos — народ и kratos – власть.

Интересно, что demos греки называли не весь народ, а только свободных граждан, наделенных правами, но не относящихся к аристократам.

Общие признаки демократии

Неотъемлемыми признаками демократической системы являются:

  • Народ – источник власти.
  • Избирательный принцип в основе формирования органов государственного самоуправления.
  • Равенство гражданских прав, при приоритете избирательного.
  • Руководство мнением большинства в спорных вопросах.

Признаки современных демократических государств

В процессе исторического развития демократия выработала новые признаки, среди которых:

  • главенство Конституции;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • приоритет прав человека над правами государства;
  • признание прав меньшинства на свободное выражение собственного мнения;
  • конституционное закрепление приоритета прав большинства перед меньшинством и др.

Принципы демократии

Системообразующие положения демократии, безусловно, отражаются в ее признаках. Помимо политических свобод и гражданского равноправия, выборности госорганов и разделения властей, следует отметить и такие принципы:

  • Воля большинства не должна ущемлять в правах меньшинство.
  • Плюрализм – социально-политическое многообразие, лежащее в основе свободы выбора и выражения мнения. Он предполагает множественность политических партий и общественных объединений.

Виды демократии

О том, какими способами народ может проявлять свою власть, говорят существующие разновидности демократии:

  1. Прямая — Граждане сами, без посредников, обсуждают какой-то вопрос и выносят его решение на голосование
  1. Плебисцитная (считается разновидностью прямой) — Граждане могут только проголосовать за или против решения, к подготовке которого они не причастны.
  1. Представительная — Решения за граждан принимают их представители во власти, получившие народные голоса на выборах.

Демократия в современном мире

В наше время демократические государства являются государствами представительной демократии. В них народная воля, в отличие от античного общества, выражается через избираемых представителей (депутатов) в парламенте или органах местного самоуправления.

Представительная демократия делает возможным народное управление крупным государством с большой территорией и населением.

Однако во всех формах современной демократии встречаются элементы прямой демократии, в качестве референдумов, прямых президентских выборов, плебисцитов.

Демократия (от гр. demos - народ и kratos - власть)– власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его полити­ческий режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Демократия – в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека, которая реализуется республиканским правлением с разделением властей, развитой системой народного представительства.

Важнейшими признаками демократии как типа политического режима являются:

1) юридическое признание верховной власти народа. Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демо­кратии;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

4) всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому граж­данину принимать участие в формировании представительных ин­ститутов власти;

5) равенство прав граждан на участие в управлении государст­вом (каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность);

6) легитимность государственной власти (означает признание населением данной власти. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Основная часть общества согласна подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны.

7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем обще­ства, используются только по прямому предназначению, их деятель­ность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;



9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную (решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.).

При непосредственной демократии формы: непосредственная черта – ответственность населения за принятие и исполнение принимаемых решений

* Референдум;

* общественные слушания;

* митинги, шествия;

* сходы населения;

* законодательная инициатива – право группы избирателей предложить проект закона, с обязательностью органа его рассмотреть.

Если говорить о демократии как о политическом режиме, то можно дать следующее определение:

Демократический режим – вид политического режима, при котором высшие органы государственной власти имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами, где права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Суть любого демократического режима заключается в народовластии.

Для демократического режима характерно:

1. свобода экономической деятельности;

2. гарантированность личных прав и свобод;

3. возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности;

4. защищенность личности от произвола и беззакония;

5. максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;

6. демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолевать социальные противоречия в обществе;

7. правовой характер деятельности всех государственных органов.

История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.

Античная демократия - политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Такой режим называется аристократическим. Близким ему является олигархический политический режим, также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров.

Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим. В теории государства и права либеральными называются политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на наиболее демократических и гуманистических принципах.

Непосредственная демократия сохранилась лишь в горных катонах Швейцарии, жители которых ежегодно собираются на народные собрания. Недостаток: сложность применения на больших территориях.

Представительная: «+» передача определенных функций законотворчества и контроля со стороны граждан – представительным органам. Это позволяет более быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

«-» подтвержденность коррупции, борьба за власть. Контроль за финансовыми потоками и др. Элементы прямой демократии развиты в Италии, Швейцарии, штате Калифорния, Лихтенштейне.

Россия – обе формы отнесены Конституцией РФ к основам конституционного строя. Народ осуществляет свою власть непосредственно. А также через представительные органы. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума. Выборов и др, через выборные ОМС.

Каждая страна характеризуется специфическим «политическим климатом» , политическим порядком (режимом), который складывается в результате взаимодействия всех компонентов политической системы - политических отношений, политических норм, институтов, политической культуры. Самым прогрессивным является демократический режим.

Термин «демократия» в буквальном переводе с греческого означает «власть народа» . В современной политической науке под демократией понимается политический строй, в котором установлены и осуществляются на практике способы и формы народовластия, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан.

Предпосылки демократии.

  • 1) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;
  • 2) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии;
  • 3) многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, т.к. только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства.

Практика показала, что для осуществления подлинной (а не формальной) власти народа, его возможности влиять на политические решения и действия государства необходимо создать в обществе определенные условия. К ним относятся: истинно свободные и равные выборы в парламент; гарантированность на деле прав меньшинства и прав граждан, в том числе права на инакомыслие; свободная пресса; опыт (умения) граждан грамотно и эффективно участвовать в политической жизни.

Эти условия непосредственно связаны с функционированием правового государства, развитием политического плюрализма, формированием политической культуры личности и в совокупности образуют демократический политический режим. Поэтому демократию нередко называют способом организации политической системы .

Подлинная политическая демократия не может существовать без экономической свободы. Во всех демократических странах именно свободная экономическая деятельность на основе разнообразных форм собственности способствует дифференциации разнообразных социальных интересов, возникновению негосударственных организаций, развитию политического плюрализма.

Следовательно, демократия - это способ организации не только политической системы, но и всей жизни общества . К признакам демократии можно отнести:

  • 1) признание народа источником власти и носителем суверенитета. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
  • 2) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;
  • 3) наличие прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;
  • 4) принцип большинства, который через институты демократии выражает свою волю;
  • 5) право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);
  • 6) политический плюрализм, т. е. наличие автономных различных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;
  • 7) правовое государство;
  • 8) система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуют установлению диктатуры;
  • 9) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
  • 10) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных СМИ;
  • 11) развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Всеобщие институты демократии - это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят:

  • 1) выборность высших органов государства, без которого невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима;
  • 2) ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами);
  • 3) сменяемость состава выборных государственных органов по истечении сроков их полномочий.

Выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную).

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения, которая осуществляется через:

  • · референдум;
  • · выборы;
  • · всенародные обсуждения проектов законов и других важных вопросов государственной жизни, а также митинги, пикетирования, забастовки;
  • · народную правотворческую инициативу;
  • · участие граждан в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;
  • · индивидуальные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти и местного самоуправления.

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Референдум - это всенародный опрос по особо важным вопросам государственной либо общественной жизни, в котором принимают участие все граждане государства, имеющие избирательные права.

Референдумы могут проводиться либо по инициативе высших законодательных органов, либо по инициативе президента.

Выборы - это избрание главы государства, должностных лиц, депутатов, членов организаций путем голосования. Выборы, как и референдум, представляют собой форму прямого народного волеизъявления.

Демократические режимы принято разделять на консервативные и охлократические.

Консервативные демократические режимы - такие режимы, которые опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, являющиеся основой данных режимов. Такие режимы являются наиболее стабильными. Для них характерны:

  • · забота о личности, ее правах и свободах, защите прав собственности, прав и свобод граждан государством основывается на постоянных и неизменных правовых нормах;
  • · стабильное функционирование властных структур, которое достигается как неизменными демократическими традициями, так и наличием мажоритарной избирательной системы, что дает устойчивое большинство в парламенте для правящей партии и, таким образом, гарантирует стабильное правительство.

Охлократические демократические режимы - это такие политические режимы, которые опираются на власть толпы, власть непосредственной митинговой демократии, где все важнейшие властные решения принимаются толпой на митингах. Как правило, охлократические режимы весьма недолговечны и нестабильны.

Примером охлократического демократического режима был режим Веймарской республики в Германии, нестабильность экономического и политического состояния которого и привела к власти А.Гитлера, установившего национал-социалистическую диктатуру.

Либерально-демократический политический режим сохраняет все основные признаки режима собственно демократического, однако его характеризуют политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

  • · При либеральном режиме в экономической сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным;
  • · Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления;
  • · Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан;
  • · Провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике;
  • · Экономическую основу либерализма представляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей.

Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным, нравственным сознанием, правовой культурой.

История учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки. В противном случае она вырождается в охлократию - власть толпы, направляемой демагогами, приводит к хаосу и анархии и, в конечном счете, к диктаторским режимам.

Выборность влечет за собой естественную сменяемость, пополнение при каждых выборах представительных органов представителями, не обладающими профессиональными достаточными знаниями и опытом в управлении государством.

Уязвимость для критики как ценностных, так и рационально-утилитарных обоснований демократии означает, что она не является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой правления . «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монархи, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы.

И все же растущее стремление населения современного мира к демократическим формам правления не случайно. При наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ над другими формами правления.

Общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами строится, прежде всего, в зависимости от воли самих правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и опасениями народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.

Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Он требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства, независимости мышления, фундаментальных прав и свобод. Он нуждается в свободе информации и плюрализме общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Демократия (от греч. demos - народ и kratos - власть) - правление народа, осуществляемое для народа посредством народа (А. Линкольн).

Демократия не исключает наличия элит, но состав элит и их действия зависят от воли граждан, которые участвуют в политической жизни своей страны добровольно и осознанно. Только в условиях демократии рядовые граждане могут выступать арбитром в споре за власть, ведущемся между конкурирующими группами организованного меньшинства. Иными словами, как утверждают Ф.

Демократия

Шмиггер, T.K. Карл, демократия представляет собой «такую систему управления, при которой власти ответственны перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы в политике через конкуренцию и взаимодействие их избранных представителей».

Принципы (критерии) демократии:

1. Народный суверенитет, т.е. признание всеми того, что народ - источник власти и носитель верховной власти.

2. Равные возможности участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан.

3. Свобода выражения мнений по вопросам государственной жизни.

4. Информированность граждан, гласность и открытость при решении вопросов государственной и общественной значимости.

5. Принятие решений государственного и общественного масштаба методом голосования.

6. Подчинение всех граждан воле большинства при верховенстве принятого в установленном порядке закона.

7. Выборность основных органов власти и должностных лиц государства;

8. Сочетание прямых и опосредованных форм волеизъявления граждан.

Механизм демократии реализуется через ее институты. Осуществление современной представительной демократии предполагает функционирование ряда институтов, перечисленных Р. Далем в работе «О демократии»:

1. Выборность должностных лиц.
2. Свободные, честные, часто проводимые выборы.
3. Свобода слова.
4. Доступ к альтернативным источникам информации.
5. Автономия ассоциаций.
6. Всеобщие гражданские права.

Разновидности демократии:

По приоритетным субъектам демократия бывает:

Либеральная (индивидуалистская). Признает источником власти индивида.
Плюралистическая. Предполагает, что главным субъектом политики являются различные группы людей.
Коллективистская (народная). Опирается на народ как единого субъекта, обладающего правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной, государственной жизни.
По способам властвования демократия бывает:

Прямая (плебисцитарная);
представительная (репрезентативная);
партиципаторная (демократия участия).

Условия формирования демократии:

Экономические - многообразие форм собственности, рынок, конкуренция, определенный уровень благосостояния общества.

Социальные - наличие гражданского общества, деятельность автономных ассоциаций и институтов, гражданских инициатив, свобода СМИ.

Культурные - политическая грамотность населения, его доверие к институтам власти, готовность выдвигать требования представителям власти и сотрудничать с ними для решения своих насущных проблем.

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДЕМОКРАТИИ

ГРЕЦИЯ

РИМ

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ, ИЛИ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕМОКРАТИИ

ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕМОКРАТИИ

КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ ДЕМОКРАТИИ

ПРЯМЫЕ, ИЛИ ПЛЕБИСЦИТАРНЫЕ ДЕМОКРАТИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ, ИЛИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ

ПЕРВОБЫТНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

АНТИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ОХЛОКРАТИЯ

ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ПРОЦЕДУРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ УЧАСТИЯ

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной литературе, сколько демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.

Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса”.

Проблемы демократии на ее современном уровне – одни из главнейших в политологии. Их многоаспективность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в разных странах, определяет разнообразие, да и противоречивость как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций. Отсутствие в литературе единого определения демократии отмечается в политических словарях и учебных пособиях зарубежных и отечественных авторах. “До настоящего времени, – пишет немецкий политолог Б. Гуггенбергер, – ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было сформулировать единое определение демократии”. (2, 201).

ИСТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ

Демократия имеет длительную историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции – с другой. Термин “демократия” происходит от греческого слова demokratia, состоявшего в свою очередь из двух слов: demos – народ и kratos – власть, правление.

Термин “демократия” используется в нескольких значениях:

1. Форма правления, при которой политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане, действующие в соответствии с правилами правления большинства, называется прямой демократией или демократией участия.

2. Форма правления, при которой граждане осуществляют свое право принять решение не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственные перед ними, называется представительной или плюралистической демократией.

3. Форма правления, при которой власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т.

Какие виды демократии существуют? Чем они различаются? Ответьте, пожалуйста.

д., называется либеральной или конституционной демократией.

4. Форма правления, при которой любая политическая или социальная система, независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности, вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.

Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных форм организации политического общества. Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя. В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции.

Платон и Аристотель в своих изысканиях по созданию систематической теории политики характеризовали демократию как одну из пяти или шести главных типов правления.

Греческую историю в период ее расцвета можно рассматривать как историю борьбы между демократическими и олигархическими государствами, наиболее ярко выраженными представителями которых выступали Афины и Спарта. Древнегреческая демократия во многих своих аспектах существенно отличалась от демократии наших дней. Она представляла собой прежде всего систему прямого правления, при которой весь народ, а точнее, совокупность свободных граждан, являлся как бы коллективным законодателем и в которой не была известна система представительства. Такое положение стало возможным в силу ограниченных размеров древнегреческого государства, которое охватывало город и прилегающую к нему сельскую территорию с населением, как правило, не более 10 тысяч граждан.

В древних демократических городах-государствах каждый гражданин был наделен правом участвовать в принятии решений, касающихся его жизни и деятельности. Значительная часть граждан в течении своей жизни так или иначе занимала один из множества существовавших в городе-государстве выборных постов. Не было разделения между законодательной и исполнительной властями – обе ветви сосредотачивались в руках активных граждан. Политическая жизнь характеризовалась значительной активностью граждан, которые живо интересовались всеми сторонами и аспектами процесса управления. Прямая демократия такого рода оценивалась многими мыслителями Нового времени как идеальная форма. Референдум и гражданскую инициативу, сохранившиеся в Конституциях ряда стран (Швейцария), можно рассматривать как элементы прямой демократии, унаследованные представительной демократией от прошлого.

Другое важное различие между античной демократией и современной состоит в трактовке равенства. Античная демократия не только была совместима с рабством, но и предполагала его в качестве условия освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя решению общественных проблем.

Современные демократии не признают в политической сфере различий и привилегий, основанных на социальном происхождении, классе, расе и роле.

Различают демократическую теорию и демократические институты.

Начиная с античности, демократия претерпела существенные изменения. В средние века, отчасти в результате открытия как бы заново Аристотеля, возрос интерес к вопросам, касающимся принципов наиболее совершенных по представлениям того периода форм правления. Высказывались утверждения, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества. Но вместе с тем в средние века большинство мыслителей, озабоченных проблемой достижения единства общества, не рассматривали монархию, как лучшую форму, пригодную для обеспечения этого единства. Однако в Новое время в контексте формирования идей свободы личности, гражданского общества, народного суверенитета, национального государства и т. д. взамен феодальных хартий и вольностей возникают законодательные механизмы ограничения единоличной власти монархов. Так, в ХVI веке в Великобритании в ходе борьбы между парламентом и короной были приняты “Петиция о Правах” (1628), “Хабеас корпус акт” (1679), “Билль о правах” (1689), в которых были зафиксированы писаные юридически правовые гарантии, устанавливающие более или менее точно очерченные пределы власти. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в “Декларации независимости и Конституции США, в Декларации прав человека и гражданина” Великой французской революции конца XVIII века.

Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная собственность – основа индивидуальной свободы, которая в свою очередь рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни. Несомненно, необходимым условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Но она не может быть соответствующим образом реализована там, где нет реального выбора в социальной и экономической сферах, где велико социальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегда соотносится с принципом справедливости. Там, где социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости, необходима та или иная система перераспределения материальных благ. Как показывает мировой опыт, рыночная система и свободная конкуренция обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и стимулирования индивидуальной инициативы. Но при этом неудачливые и непривилегированные также должны пользоваться материальными благами, они не должны оставаться на обочине общественной жизни. С этой точки зрения противоречие между требованиями социальной справедливости и императивами экономической эффективности остается как бы неразрешимой дилеммой современного индустриального общества. Но, тем не менее, по мере развития капитализма в конце XIX – XX века принципы индивидуализма свободного рынка значительно модифицировались, роль государства в жизни общества возросла. Основополагающее значение, начиная с Великого экономического кризиса 30-х годов, получила система кейнсианства, построенная на постулате об идеологической, политической и социально-экономической недостаточности индивидуализма, свободной конкуренции, свободного рынка и т. д. и необходимости усиления роли государства в важнейших сферах жизни общества.

При демократической форме политического режима обеспечиваются законность, выборность высших органов государственной власти, соблюдаются элементарные права и свободы, действуют легальные партии, профсоюзы, другие общественные организации.

Требование законности, т.е.

Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

неуклонного исполнения норм права, было выдвинуто буржуазией в период ее борьбы за политическое господство в качестве важнейшего принципа демократического правления. Буржуазные конституции ликвидировали сословные и феодальные привилегии, провозгласили гарантии свободы личности, установили основы парламентаризма, новой судебной системы. Посредством права государство провозгласило формальное равенство всех перед законом, закрепило такие принципы, как разделение властей, верховенство закона, независимость суда и подчинение его только закону, положение о том, что нет преступления и наказания, не предусмотренных в законе, ввело целый ряд прогрессивных демократических институтов (свобода забастовок, всеобщее избирательное право и т.д.).

Основные признаки демократического режима:

обеспечение (гарантированность) широкого спектра демократических прав и свобод в обществе (в том числе свободы слова) и признание приоритета прав личности; равенство наций;

демократические (преимущественно путем свободных выборов) способы формирования высших органов государственной власти; обеспечение подлинного народовластия (гарантии широкого участия населения в формировании органов государственной власти и осуществления контроля за их деятельностью);

конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга);

демократические принципы функционирования механизма государственной власти; определенный уровень гласности в работе государственного аппарата; обеспечение режима законности; независимость судебной власти;

наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; ответственность (в том числе юридическая) должностных лиц;

политический плюрализм и идеологическое многообразие; учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; реальное обеспечение многопартийной системы и независимости средств массовой информации;

признание многообразия форм собственности и их защита.

В современном демократическом государстве признается приоритет международно-правовых норм.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии — это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Читайте также:

Введение

1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии

2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии

3.Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Для понимания данной проблемы нужно сначала разобраться в самом термине «демократия».

Демократия и ее разновидности

Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».

В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.

Каждому историческому типу государства, соответствовала своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать: «Сколько стран столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.

Понятие, сущность и признаки политической демократии

Демократия как определенная система власти по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия во власти всех слоев населения демократия открыта одновременно всем вариантам социального выбора. Как подчеркивает X. Линц, «демократия… это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений… Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима».

Демократия – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Характерными чертами демократического политического режима являются: избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании; наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, наличие механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции; принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства; отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений;

Гарантии функционирования демократического политического режима предусматривают создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата; ликвидацию системы привилегий, связанных с обладанием властью; наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан; упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников; гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

К признакам демократического политического режима следует отнести следующие: участие населения в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии; принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства; развитое гражданское общество; существование правового государства; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; легитимность государственной власти; демократический контроль общества над силовыми структурами; доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия и принуждения; провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; действуие принципа «дозволено все, что не запрещено законом»; политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его; гласность, отсутствие цензуры в средствах массовой информации; реальное осуществление принципа разделения властей.

Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии.

Развитие процесса демократизации в XIX и особенно в XX в., повышение влияния демократии на все стороны жизни общества привели к тому, что в наше время содержание термина "демократия" значительно усложнилось. В современной науке существуют различные трактовки демократии, что обусловлено отсутствием единства подходов и критериев к ее анализу. Наиболее распространенными являются нормативный и эмпирический подходы.

На основе нормативного подхода сформировалась идеальная модель демократии, которая базируется на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, права человека, народный суверенитет. Идеальная модель демократии является весьма привлекательной, соответствующей представлениям людей о справедливом правлении. Нормативный подход исходит из того, каким должно быть демократическое устройство, и с этих позиций анализирует реально существующие демократии. Заметим, что в реальной жизни любое идеальное общественное устройство не может быть достижимым. Поэтому недостатком нормативного подхода является абсолютизация принципов демократии, ее идеализация и, как правило, недооценка реальной демократической практики.

На основе эмпирического подхода демократия рассматривается не с позиции должного, а с точки зрения реально существующих демократических систем. При анализе эмпирических моделей демократии учитываются идеальные демократические цели и ценностные ориентации людей, приводящие в движение весь механизм реально существующих демократий. В этом проявляется взаимосвязь нормативного и эмпирического подходов.

Наличие двух основных подходов и их взаимосвязь во многом обусловили тот факт, что, с одной стороны, значительно расширилось содержание самого понятия демократии, а с другой, появились различные трактовки, рассматривающие демократию в более узком значении этого термина.

Демократия в широкое смысле понимается сегодня не только как определенная организация политического правления, выражающаяся в функционировании демократических институтов власти, но и как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение.

В более узком значении под демократией понимается:

а) принцип устройства любых негосударственных (в том числе международных) организаций; в этом смысле можно говорить о демократии партийной, профсоюзной, производственной, спортивной и т.п.;

б) демократический мировоззренческий идеал и деятельность различных демократических организаций (политических партий, социальных движений), добивающихся его осуществления;

в) как политическая форма организации общества, основу которой составляет определенная система институтов, способов формирования и методов осуществления власти.

В последнем значении демократию обычно называют политической, и именно она является основным предметом политологического анализа. В этой связи необходимо отметить, что политическая демократия часто отождествляется с понятием формы правления. Но, как известно, формы правления делятся на монархии и республики. Уже отмечалось, что в эпоху Нового времени под политической демократией обычно понималась республиканская форма правления. Однако в современную эпоху демократической может быть не только республика, но и монархия. Типичным примером тому может служить монархическая Великобритания, которая является не менее демократичным государством, чем республиканская Франция или Италия. И наоборот, республиканская форма, например, в бывшем СССР, КНР, КНДР, ничего общего не имеет с подлинно демократическим правлением.

Теоретическое обоснование современного понимания политической демократии заложил Ж. Ж. Руссо, который допускал, что с народным суверенитетом могут быть совместимы различные формы государственной власти: демократическая, аристократическая и монархическая. Руссо открыл путь к пониманию политической демократии не как формы правления, а определенного типа государства, где верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разными. Правда, сам Руссо такой тип политической системы признавал законным с точки зрения народного суверенитета, но не считал демократическим. В качестве подлинного народовластия он признавал только классическую форму, где вся законодательная и исполнительная власть соединяются в одном лице единого и суверенного народа.

Отношения в семье

От того, какие складываются отношения в семье, зависит жизнь каждого из ее членов.

16. Понятие демократии, ее признаки и классификация

Особенно это касается подрастающего поколения. Ведь модель их будущего семейного счастья закладывается еще с первыми шагами и основывается на уже имеющихся взаимоотношениях матери и отца, как относительно друг друга, так и своих детей.

Типы семейных отношений

  1. Демократичные отношения в семье . В мире родителей, которые отдают предпочтение некой свободе с ограничениями, ребенок является, в первую очередь, другом. С ним общаются на равных. Маловероятно, что вы услышите: «Нет, ты будешь это делать, потому что я так сказала». Здесь царит равенство. Уже с ранних лет к малышу относятся с уважением. Именно благодаря этому, повзрослев, он знает, что такое соблюдать субординацию, уметь выслушать собеседника, не перебивая его. Родители с охотой предоставляют своему чаду свободу выбора, только не стоит думать, что, если подросток заявил, что хочет начать курить, потому что это делают его друзья, мать и отец с удовольствие такое одобрят. Нет, они всегда осуществляют негласный контроль. Отбрасывается метод резких отказов, поучений. С ним общаются, как с взрослым человеком, объясняя, какой вред он может нанести своему здоровью столь пагубной привычкой. Следует отметить, что отношения в такой семье подготавливают детей к условиям реальной жизни.
  2. Авторитаризм . Не исключен вариант, что в таком семейном гнездышке родитель-одиночка, который, мало того, что столкнулся лицом к лицу с суровыми жизненными трудностями, но еще и выполняет функции, как отца, так и матери. Или оба родителя – люди профессий, требующих от них немалой дисциплинированности. Так, о каких-либо гармоничных отношениях в такой семье не может быть и речи. Малыш подчиняется, а они приказывают. Если он попытается что-либо обжаловать, то в миг об этом пожалеет. Здесь считается, что наиболее эффективен метод кнута. Детям сложно представить, что такое разговор по душам.
  3. «Анархия – мать порядка» . Порой межличностные отношения в данной семье именуют демократическими, но уместнее назвать их псевдодемократическими. Вседозволенность – вот главное, что царит в домашней атмосфере. В итоге дети вырастают эгоистами, не способными к эмпатии.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, «демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий».

«Демократия» (demos - «народ» и kratos - власть, властвование) в переводе с греческого означает «власть народа». Однако начиная с первого упоминания о ней в переводе аристотелевской «Политики» в 1260 г. и до настоящего времени не смолкают споры о ее содер-

с бюрократией, группами интересов и средствами массовой информации и коммуникации. Сама демократическая система институтов поддерживается сложным конституционным устройством и судебной системой;

2) конкурирующая политика. Главным при демократии является честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение;

3) политические партии, служащие основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство;

4) гражданские, политические и социальные права.

Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.

Современные формы демократии (неодемократии)

Полиархия

Когда-то австрийский философ К. Поппер (1902-1994), размышляя над альтернативой: диктатура или демократия, заметил, что «мы основываем наш выбор не на добродетелях демократии, которые могут быть сомнительны, а единственно на пороках диктатуры, которые несомненны... Этого достаточно, чтобы сделать выбор в пользу демократии»... Действительно, термин «демократия» оказывается размытым в силу различных причин. Он стал включать не только формы политического правления (народовластие), но и идеологические, мировоззренческие, моральные предпосылки человеческого существования. То, что когда-то считалось главным в определении демократии - участие рядового гражданина в политической жизнь - теперь становится второстепенным, поскольку на первый план вышла проблема социальной стабильности. Это позволило американским политологам Т. Дай и X. Цайглер выявить парадокс демократии: «Демократия - это власть народа, но ответственность за выживание демократии лежит на плечах элиты. Это - ирония демократии: элиты должны править мудро, чтобы «правление народа» выжило. Если бы выживание американской политической системы зависело от активности, информированности и просвещенности граждан, демократия в Америке давно исчезла бы, ибо массы в Америке апатичны и дезинформированы в политическом отношении и удивительно



мало привержены демократическим ценностям... Но, к счастью для этих ценностей и для американской демократии, американские массы не ведут, они следуют за элитами...» Таким образом, демократия как идеал и демократия как набор институтов и процедур принятия решений не совпадают. Наиболее последовательно эту идею проводит американский политолог Р. Даль. Во втором - институциональном - смысле инфраструктуру современных демократий он обозначает термином «полиархия». Он рассматривает полиархию «как специфический вид режима для управления современным государством - режима с характеристиками, которые определенно отличают его от всех других режимов, существовавших до XIX в., а также от большинства современных режимов, установившихся в нациях-государствах». Полиархия как политический порядок предполагает наличие «относительно высокой терпимости к оппозиции - к тем, кто противостоит действиям правительства, и относительно широких возможностей участвовать во влиянии на поведение правительства и даже в смещении мирным путем различных официальных лиц».



Функционально полиархия как политический режим опирается на семь институтов, которые обеспечивают его эффективность. К ним относятся:

1) выборность должностных лиц; контроль за решениями правительства конституционно закреплен за избираемыми от народа представителями;

2) свободные и честные выборы, исключающие всякое насилие и принуждение;

4) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов;

5) свобода слова, обеспечивающая возможность свободно выражать свое мнение, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии;

6) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля;

7) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных независимых организаций, включая оппозиционные партии, группы интересов.

Мировой опыт демократизации чрезвычайно актуален для современной модернизации России. По крайней мере он позволяет выявить особенности политического развития российского общества, соотнести их с мировыми тенденциями.

Сообщественная демократия

Нормативная концепция демократии является продуктом преимущественно гомогенной западной культуры и была связана с ценностями индивидуальной свободы, политическим участием, патриотизмом, политическим плюрализмом и толерантностью. Основополагающим принципом демократии является принцип большинства, составляющий суть доктрины народного суверенитета. В соответствии с ней народ провозглашается источником верховной государственной власти. Кроме того, демократия предполагает право меньшинства на оппозицию, разделение властей и гарантии прав личности и т.д. Традиционно демократии связывались с обществами, где минимизированы социальные различия. В связи с этим Аристотель замечал, что «государство стремится, насколько это возможно, быть обществом, состоящим из одинаковых и равных».

Голландский политолог Аренд Лейпхарт заново переосмысливает концепт демократии в контексте перспектив ее утверждения вне западной культуры, а также возможности ее развития в обществах гетерогенных в социальном и культурном отношениях. А. Лейпхарт пытается доказать, что стабильные демократические режимы возможны и в многосоставных обществах, разделенных на сегменты (как в Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии) по религиозному, языковому, идеологическому, социальному, этническому, культурному признакам. Разделенность в этих обществах уравновешивается установками на взаимодействие.

Сообщественную демократию как новый тип демократического правления А. Лейпхарт определяет с помощью четырех компонентов:

1) осуществление власти большой коалицией политических лидеров (либо в форме кабинета в парламентской системе, либо комитета с совещательными функциями в президентской системе);

2) взаимное вето или правило «совпадающего большинства» как гарантия интересов меньшинства;

3) пропорциональность как главный принцип политического представительства, распределение постов в государственном аппарате и средств государственного бюджета;

4) высокая степень автономности каждого сегмента в управлении своими внутренними делами.

Принцип большой коалиции, когда лидеры всех значительных сегментов многосоставного общества сотрудничают в управлении страной, противоречит традиционным представлениям о системе демократии, где есть большинство и меньшинство. Простейшим видом сообщественного механизма является кабинет большой коалиции, как, например, Федеральный Совет в Швейцарии - правительство страны, состоящее из семи человек. Важнейшую черту

гражданского общества, усиливая многосоставность и без того неоднородного общества.

Особой формой автономии сегментов является федерализм, выступающий в качестве способа обеспечения государственного единства при признании автономии регионов и их соучастии в принятии решений.

Существенным недостатком данной модели демократии является утрата гибкости и темпов при принятии политических решений, что значительно затрудняет достижение политической стабильности. Во-первых, в границах большой коалиции принятие решений осуществляется медленно: все-таки легче добиться согласия в коалиции с небольшим числом участников, нежели в большой коалиции. Во-вторых, принцип взаимного вето обладает негативным последствием, связанным с тем, что решение вообще не будет принято. В-третьих, правило пропорционального представительства при назначении на государственную службу игнорирует личные качества соискателя, основывается на его сегментарной принадлежности, что снижает эффективность управленческой системы. В-четвертых, автономия сегментов значительно удорожает сообщественную систему управления, поскольку предполагает создание для каждого сегмента своих управленческих структур.

И все-таки приходится признать, что сообщественная демократия медлительна и неповоротлива в принятии краткосрочных решений, но эффективна в реализации стратегических задач, которые требуют консенсуса всех политических сил.

Делегативная демократия

Новый тип демократии - делегативная, описан аргентинским политологом Гильермо О"Доннеллом на основе обобщения опыта политического развития новых демократий в Аргентине, Бразилии, Перу, Эквадоре, Боливии, на Филиппинах, в Корее и посткоммунистических странах. Ее принципиальное отличие состоит в том, что она не относится к представительным демократиям и не стремится быть таковой. Процесс принятия политических решений, формирование воли большинства населения с помощью справедливых выборов, равный доступ к власти не институционализированы, отсутствуют устойчивые формы взаимодействия субъектов политики в соответствии с правилами и нормами. Однако, несмотря на это, делегативные демократии могут быть достаточно устойчивыми. В этих обществах имеются определенные политические институты, которые являются официальными и составляют элементы конституционной системы: суд, парламент, политические партии, президент. Но в силу сложности социально-экономических проблем, доставшихся от предшествующих правительств, немногочисленности и слабости имеющихся институтов доминирующим в системе власти становится инсти-

тельные и судебные институты в делегативной демократии рассматриваются президентами как помеха на пути осуществления их «миссии».

Во-вторых, представительные демократии основаны на принципе разделения властей, их автономии, а процесс принятия решений рационализирован, осуществляется в результате консультаций и застрахован от грубых ошибок, хотя и движется очень медленно. В делегативных демократиях принятие решений остается за президентом, поскольку отсутствует подотчетность по горизонтали. Возможность быстрого принятия решений сопровождается вероятностью совершения больших ошибок. В этих условиях популярность президентов может испытывать резкие колебания от восхваления до проклятия.

В-третьих, представительные демократии, имеющие высокую степень институционализации и организационно-правового оформления плюрализма интересов, ориентированы на рационально-позитивный стиль политики, который предусматривает поэтапное решение актуальных задач, соответствие практической политики предвыборным обещанием. Делегативная демократия преимущественно формируется в условиях глубокого кризиса и экстремальной ситуации в обществе. Следствием этого является «магический» стиль политики, где президентов избирают под обещания «спасти» страну в короткие сроки, а «правительство спасителей» вынуждено опираться на бюрократию и при этом обещать быстрое решение всех накопившихся проблем. Однако на практике после выборов победители проводят совсем иную политику, не направленную на выполнение предвыборных обещаний.

Политический режим России



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме