Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие структуры входят в мчс рф. Подразделения министерства чрезвычайных ситуаций

· Региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (Северо-западный – Санкт-Петербург; Центральный – Москва; Южный – Ростов-на-Дону; Приволжско-Уральский – Екатеринбург; Сибирский – Красноярск; Дальневосточный – Хабаровск).

Основные задачи регионального центра МЧС России

1) реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

2) осуществление управления в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление контрольных функций в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

4) осуществление деятельности по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях федерального уровня.

Региональный центр МЧС России осуществляет следующие основные функции :

1) разрабатывает и представляет предложения по реализации государственной политики и проекты нормативных правовых актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также другие документы;

2) разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях регионального центра МЧС России и другие организационно-планирующие документы;

3) организует прогнозирование ЧС в рамках системы мониторинга и прогнозирования ЧС, работу по предупреждению и ликвидации ЧС федерального уровня, спасению и жизнеобеспечению людей при этих ЧС, обеспечивает поддержку ликвидации ЧС регионального и межмуниципального характера, а также своевременное принятие управленческих решений при переходе этих ЧС на федеральный уровень;

4) организует работу по предупреждению пожаров, а также контроль за организацией тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством РФ;

5) организует деятельность подчиненных поисково-спасательных подразделений, авиации и других сил МЧС России;

6) организует в установленном порядке поиск и спасание людей на водных объектах;

7) организует совместно с органами исполнительной власти формирование и доставку грузов гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате ЧС, в том числе и населению зарубежных стран;



8) организует методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при подготовке молодежи по основам БЖД;

9) осуществляет контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

10) осуществляет предупреждение и ликвидацию ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ и контролирует организацию представления деклараций безопасности собственниками этих объектов;

11) осуществляет координацию деятельности и взаимодействие соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области ГО;

12) осуществляет контроль за поддержанием в готовности убежищ и иных объектов ГО, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения;

13) осуществляет руководство хранением и использованием в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

14) осуществляет в установленном порядке меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности на объектах, подведомственных МЧС России, а также ликвидацию последствий террористических актов;

15) участвует в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также осуществляет пропаганду в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

16) участвует в управлении РСЧС в пределах своей компетенции;

17) участвует в координации деятельности всех видов пожарной охраны;

18) участвует в организации подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях специалистов для войск ГО, ГПС, ГИМС МЧС России, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других сил МЧС России;

19) участвует в авиационном обеспечении экстренного реагирования на возникающие ЧС, проведения специальных аварийно-спасательных, пожарных, медицинских, патрульных и других видов работ.

· Государственная противопожарная служба (ГПС)

Основными задачами ГПС являются:

Организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;

Организация и осуществление государственного пожарного надзора;

Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;

Профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся:

Во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО),

5 ведомственных учебных заведениях (СПбУГПС МЧС РФ; Академия ГПС МЧС РФ – Москва; Уральский институт ГПС МЧС РФ;)

94 испытательных пожарных лабораториях.

Одно из важнейших направлений деятельности ГПС – осуществление пожарного надзора.

Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят 1,5 млн. мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, предлагают к исполнению до 7,5 млн. противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 тыс. пожаров и сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 миллиардов рублей.

· Войска гражданской обороны - это государственная военная организация, включающая воинские формирования - соединения, воинские части и организации, входящие в состав российского МЧС. Сегодня войска ГО - часть РСЧС. Они составляют основу сил быстрого реагирования "чрезвычайного" ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени. Главными из них являются аварийно-спасательные работы в зонах крупных аварий и катастроф, обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического и биологического заражения, а также специальные мероприятия по защите людей и обеззараживанию техники, зданий и территорий.

В последние годы войска ГО все чаще привлекаются к эвакуации населения, решению вопросов его первоочередного жизнеобеспечения, восстановлению пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов, охране особо важных объектов, а также локализации и тушению крупных очагов лесных и торфяных пожаров.

Подразделения войск ГО не раз работали в зонах вооруженных конфликтов: Южной и Северной Осетии, Абхазии, Грузии, Приднестровье, Югославии, Таджикистане, Чечне, Афганистане. Они обеспечивали людей питьевой водой и продуктами питания, организовывали эвакуацию раненых и доставку почты. Не раз во время крупных эпидемий медики совместно с войсками ГО проводили эвакуацию больных, обеспечивали людей предметами первой необходимости. За последние 10 лет военные спасатели свыше 40 тысяч раз участвовали в ликвидации последствий аварий и катастроф. В результате проведенных операций ими было спасено более 70 тысяч человек.

· Государственная инспекция по маломерным судам РФ (ГИМС России) создана по Указу Президента РФ 28 августа 2003 года № 991, а 6 февраля 2004 года № 47 ГИМС России была передана из ведения МПР России в ведение МЧС России. В систему ГИМС МЧС России входят:

Управление ГИМС МЧС России в центральном аппарате (начальник Управления является Главным государственным инспектором по маломерным судам);

Отделы ГИМС в составе региональных центров МЧС России;

Отделы ГИМС в составе главных управлений МЧС РФ по субъектам РФ (начальники отделов являются главными государственными инспекторами по маломерным судам субъектов РФ);

Центры ГИМС МЧС России по субъектам РФ, в состав которых входят инспекторские отделения, инспекторские участки, группы;

Государственное учреждение «Центр обеспечения деятельности ГИМС МЧС России».

Основными задачами ГИМС МЧС России являются:

Осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

Обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

ГИМС МЧС России осуществляет следующие основные функции :

ü организует надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах;

ü осуществляет классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;

ü осуществляет учет, ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами;

ü осуществляет аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;

ü участвует в поиске и спасании людей на водных объектах;

ü осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

В 2009 году государственными инспекторами по маломерным судам было осуществлено около 70 тыс. патрулирований и рейдов на водных объектах России, в процессе которых выявлено более 60 тыс. нарушений правил пользования маломерными судами, допущенных судоводителями маломерных судов, по которым принимались соответствующие меры.

В настоящее время начальником управления государственной инспекции по маломерным судам МЧС России является Вадим Вадимович Серегин.

Должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право :

ü запрещать эксплуатацию маломерных судов, а также помещать их на стоянку и хранение;

ü запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использование пляжей, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрожает безопасности судоходства и мореплавания;

ü останавливать при необходимости маломерные суда, проверять у судоводителей удостоверения на право управления маломерными судами и регистрационные документы на судно;

ü составлять протоколы об административных правонарушениях, применять административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим это правонарушение;

ü использовать для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, и транспортировки поврежденных при авариях маломерных судов суда и транспортные средства юридических и физических лиц, кроме судов и транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и международным организациям.

· Федеральное государственное учреждение «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (ГОСАКВАСПАС) создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 июня 2001 г. № 486

Основные задачи ГОСАКВАСПАС:

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ;

Участие в подготовке и проведении поисково-спасательных работ, эвакуации и оказании первой необходимой помощи пострадавшим;

Проведение подводных работ специального назначения;

Участие в локализации и ликвидации разливов нефти в водной среде.

Основные мероприятия, реализованные ГОСАКВАСПАС в 2000-2007 гг.:

2000 г. - обследование захоронений химических боеприпасов в Балтийском море. Обследование в Черном море захоронений взрывчатых веществ. Обследование затопленных судов времен Второй мировой войны в Балтийском море.

2001 г. - обследование радиационной обстановки в районе гибели АПЛ «Комсомолец». Обследование захоронений отравляющих веществ и радиационных отходов в Белом море. Обследование радиоизотопных энергетических установок, затопленных в Охотском море.

2002 г. - обследование захоронений радиоактивных отходов в Карском море. Обследование радиоактивных захоронений в Японском море. Обследование мест вероятного затопления подводных потенциально опасных объектов на озере Байкал.

2003 г. - обследование захоронений отравляющих веществ и радиоактивных отходов в северной части Японского моря, в заливах Абросимова и Степового (архипелаг Новая Земля). Обследование районов вероятного захоронения подводных потенциально опасных объектов, содержащих отравляющие химические вещества, в центральной части Белого моря. Поиск, обследование и подъем подводных потенциально опасных объектов на озере Байкал.

2004 - 2006 гг. - поиск и обследование подводных потенциально опасных объектов в Охотском, Карском и Балтийском море, а также на озере Байкал.

2007 г. - поиск и обследование затонувшего на Балтийском море приемо-транспортного судна ПТС-0212, поиск и обследование затонувшего в Куйбышевском водохранилище судна на воздушной подушке «Гепард», участие в ликвидации последствий ЧС в Керченском проливе.

Сегодня мы с вами поговорим об основных задачах МЧС. Перед этим введем расшифровку аббревиатуры. Итак, МЧС России - это федеральный орган исполнительной власти. Министерство Российской Федерации, занимающееся делами гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидацией последствий различных стихийных бедствий.

Этот орган (МЧС РФ) осуществляет множество важных функций, например, выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, надзор и контроль, который касается защиты населения от ЧС различного характера:

  • природного;
  • техногенного.
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • защита населения на водных объектах.

МЧС России

Итак, МЧС выполняет несколько функций, касающихся области гражданской обороны, защиты людей и территорий от ЧС, а именно:

  • управление;
  • координация;
  • контроль;
  • реагирование;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • обеспечение безопасности на водных объектах.

Задачи МЧС многочисленны, свою деятельность орган осуществляет через:

  • территориальные органы;
  • Государственную противопожарную службу;
  • специально подготовленные войска для гражданской обороны;
  • Государственную инспекцию по маломерным судам;
  • образованные аварийно-спасательные организации;
  • поисково-спасательные формирования;
  • образовательные учреждения;
  • научно-исследовательские организации;
  • медицинские, санитарно-курортные учреждения и другие.

Задачи

Итак, теперь более подробно рассмотрим следующий вопрос: какие задачи решает МЧС России? К основным относят:

  1. выработку и реализацию государственной политики гражданской обороны;
  2. организацию, подготовку и утверждение нормативно-правовых актов, касающихся гражданской обороны;
  3. управление гражданской обороной и надзор за действиями органов исполнительной власти;
  4. нормативное регулирование, необходимое для предупреждения, прогноза и смягчения последствий ЧС;
  5. организация и ведение гражданской обороны;
  6. реагирование в экстренном порядке при ЧС;
  7. защита от ЧС и пожаров как людей, так и территорий;
  8. гуманитарное реагирование как на территории РФ, так и за ее пределами.

Функции

Вы в предыдущем разделе узнали, какие основные задачи решает МЧС России, теперь переходим к основным функциям данного органа.

Итак, здесь можно выделить:

  • разработку и предоставление Президенту РФ проектов нормативно-правовых актов, касающихся компетенции данного органа;
  • предоставление проекта плана ГО (гражданской обороны);
  • предоставление ежегодного доклада о состоянии защиты от ЧС различного характера;
  • разработку и утверждение НПА (нормативно-правовых актов) об органах МЧС;
  • утверждение НПА, касающихся мониторинга и прогнозирования ЧС;
  • разработку методик оценки ущерба от ЧС;
  • организацию работ, которые касаются предупреждения и устранения ЧС;
  • планировку действий для выполнения поставленных задач;
  • подготовку войск для обороны РФ;
  • передачу информации населению о возникших или возможных ЧС;
  • информирование населения о методах защиты от ЧС;
  • осуществление надзора за выполнением требований гражданской обороны;
  • координирование и руководство над действиями всех видов пожарной охраны;
  • предупреждение и ликвидацию ЧС во внутренних водах и территориальном море РФ.

Полномочия

После рассмотрения задач МЧС РФ необходимо ознакомиться и с полномочиями данного органа. Этим мы сейчас и займемся. Итак, к полномочиям МЧС РФ можно отнести:

  • издательство различных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов гражданской обороны;
  • осуществление контроля за выполнением принятых НПА;
  • создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, которые находятся в ведении данного органа;
  • создание межведомственных, координационных и совещательных органов (комиссий или групп), помимо этого возможно создание других органов - научных, научно-технических, методологических, которые необходимы в ходе обсуждения актуальных вопросов, касающихся деятельности органа МЧС;
  • проведение проверок, которые показывают готовность федеральных органов для осуществления мероприятий, касающихся гражданской обороны;
  • осуществление проверки готовности органов к осуществлению мероприятий по гражданской обороне;
  • возможность связи с воздушными и морскими судами, специализированными транспортными средствами посредством специального оборудования;
  • осуществление деятельности за пределами Российской Федерации по установленному порядку;
  • осуществление надзора по соблюдению требований в установленном законодательством порядке;
  • проведение проверок, в результате которых становится ясно, насколько выполнены федеральные целевые программы в установленном порядке;
  • осуществление функций управления государственным имуществом в установленном порядке;
  • МЧС России - это главный распорядитель средств всего федерального бюджета;
  • запрос и получение необходимых материалов и информации, которые относятся к компетенции МЧС РФ, помощь оказывается различными органами: исполнительная власть, местное самоуправление и другие организации;
  • заключение договоров с организациями (речь идет о международных и неправительственных структурах) в установленном порядке для ликвидации последствий ЧС и помощи иностранным государствам.

Организация деятельности

Нами подробно рассмотрены задачи МЧС России. Теперь переходим к организационному вопросу. Очень важно сказать, что глава МЧС - это Министр РФ, который освобождается от президентской должности. Как и у всего начальства, Министр имеет заместителей, которые также освобождаются от должности президента РФ. Их число может быть разным, все зависит от приказа Президента Российской Федерации.

Весь личный состав МЧС РФ имеет специальные служебные удостоверения, которые подтверждают их полномочия. Очень важно и то, что порядок получения данных удостоверений определяется Министром.

Коллегия, которая образуется в МЧС, имеет в своем составе министра (то есть председателя), его заместителей и руководителей других организаций МЧС. При этом численность этой самой коллегии устанавливается Президентом РФ и министром.

Выполнение основных задач МЧС России невозможно без создания советов. О чем идет речь, вы сможете узнать в данном разделе статьи.

Если необходимо рассмотреть и выработать рекомендации, касающиеся важных проблем компетенции органа МЧС РФ, то создается специальный научно-технический совет. Кто же входит в его состав? Сюда относятся представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. При этом положение обязательно утверждается Министром.

Если необходима разработка направлений международного сотрудничества, то при МЧС РФ создается совет, который решает важные вопросы:

  • оценка международной деятельности;
  • стратегическое планирование деятельности.

Как и в предыдущем случае, положение обязательно утверждается министром.

В заключение данного раздела хочется заметить, что МЧС России - это юридическое лицо, имеющее печать, на которой изображен государственный герб России и наименование. Помимо этого существуют другие печати, штампы, бланки и так далее, которые должны строго соответствовать установленному образцу. МЧС России имеет эмблему и флаг.

Аварийно-спасательные работы

Основные задачи МЧС России были бы невыполнимы без множества входящих в его состав органов. В этом разделе мы кратко осветим вопрос, касающийся аварийно-спасательных работ.

Итак, аварийно-спасательная служба - это совокупность элементов, таких как:

  • органы управления;
  • силы и средства, которые необходимы для ликвидации или предупреждения ЧС.

Между собой все элементы взаимосвязаны и объединены в одну систему. А что же такое аварийно-спасательные работы? К ним относят:

  • поисково-спасательную;
  • горноспасательную;
  • газоспасательную;
  • тушение пожаров;
  • ликвидацию последствий ЧС.

Принципы действия аварийно-спасательных служб

При решении задач МЧС России привлекает множество других служб. В этом разделе вы сможете узнать основные принципы деятельности аварийно-спасательной службы. Среди них:

  • гуманизм и милосердие (приоритет - сохранение жизни и окружающей среды);
  • единоначалие руководства аварийно-спасательной службы;
  • оправданный риск при проведении спасательной операции;
  • постоянная готовность.

Таким образом, при возникновении ЧС обязательно вас предупредят, сделают все возможное, чтобы спасти вашу жизнь. Служба МЧС России никогда не дремлет, и всегда готова прийти на помощь.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Обеспечить усвоение необходимых знаний учащимися в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  2. Сформировать понятие о МЧС России как государственной структуре, обеспечивающей защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  3. Воспитывать личность, способную оказывать само- и взаимопомощь.
  4. Развивать у обучающихся собственное мышление, познавательные умения.
  5. Развивать умения владеть собой и действовать самостоятельно.

Учебные вопросы темы: (слайд 2) :

  1. История создания МЧС России.
  2. Организационная структура МЧС России.
  3. Задачи МЧС России.
  4. Структуры МЧС в системе органов управления.
  5. Режимы функционирования РСЧС и масштабы распространения ЧС.
  6. Постоянно действующие органы управления РСЧС.
  7. Силы и средства РСЧС России.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: лекция с применением техники обратной связи.

Время: 2 учебных часа.

Оборудование:

  • плакаты и наглядные пособия в кабинете ОБЖ по тематике МЧС РФ;
  • учебники по ОБЖ для учащихся 10 класса;
  • рабочие тетради,
  • мульмедийная установка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Активизация внимания и мышления.

II. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы с вами сформируем понятие о государственной системе МЧС РФ ее структуре и задачах.

III. Актуализация опорных знаний:

Для проверки актуальности знаний, получаемых на сегодняшнем уроке, ответьте на следующие вопросы:

Как вы думаете, как часто современный человек подвергается опасности в повседневной жизни? Что такое чрезвычайная ситуация? Какие виды чрезвычайных ситуаций Вы знаете?

От чего (кого) будет зависеть жизнь и здоровье человека, находящегося в условиях опасных для его существования? Знаете ли Вы, что такое МЧС России?

Выслушиваю ответы и подвожу к определениям: “ Чрезвычайная ситуация”, “МЧС РФ- федеральный орган обеспечения безопасности».

«Чрезвычайная ситуация» - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

«МЧС России» - это министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

IV. Изложение нового материала (слайд 3)

МЧС РФ выступает в роли координатора и организующего центра. Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

1 вопрос История создания МЧС РФ (слайд 4)

17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей. 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).

19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.

10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время.

2 вопрос Организационная структура МЧС России (слайд 5)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МЧС РОССИИ:

Министр. Первый заместитель Министра. Статс-секретарь - заместитель Министра. 3 -Заместителя Министра. Главный военный эксперт. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

ДЕПАРТАМЕНТЫ МЧС России:

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.

УПРАВЛЕНИЯ МСЧ России:

Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.

Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):

Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).

3 вопрос Основные задачи МЧС России (слайд 6)

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ставит перед собой следующие задачи:

  • реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности;
  • осуществление мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами страны;
  • осуществление нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
  • осуществление управления в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;
  • осуществление сбора и обработки информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информации.

4 вопрос Структуры МЧС в системе органов управления (слайд 7)

Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему (РСЧС), мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области.

Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы (слайд 8) :

  • предупреждение возникновения ЧС;
  • снижение потерь и ущерба от ЧС;
  • ликвидация последствий ЧС.

5 вопрос Режимы функционирования РСЧС и масштабы распространения ЧС

(слайд 9-10)

РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:

  • режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;
  • режим повышенной готовности , вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
  • режим чрезвычайной ситуации , вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

a) в режиме повседневной деятельности :

  • изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
  • сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;
  • пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

b) в режиме повышенной готовности :

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

c) в режиме чрезвычайной ситуации :

  • непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
  • оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:

  • локальные (объектовые) , в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;
  • местные , в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);
  • территориальные , в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);
  • региональные , в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;
  • федеральные , в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;
  • глобальные , в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.

6 вопрос Постоянно действующие органы управления РСЧС (слайд 11)

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  • на федеральном уровне – МЧС РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС: региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры);
  • на региональном уровне – территориальные органы МЧС: органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ);
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные решать задачи в области защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по 7 регионам. В составе РСЧС образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, и Дальневосточный регионы

(слайд 12).

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • дежурно-диспетчерские службы организаций.

7 вопрос Силы и средства РСЧС России (слайд 13-14)

Силы и средства РСЧС состоят и сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации ЧС. Перечень этих сил и средств утверждается постановлением Правительства РФ. К ним относятся:

  • Национальный центр управления в кризисных ситуациях – основной орган управления силами, средствами и ресурсами РСЧС в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций;
  • Центральный аэромобильный отряд МЧС России (Цетроспас) – специальное поисково-спасательное формирование, предназначенное для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • Поисково-спасательные службы – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему;
  • Центр по проведению специальных операций особого риска «Лидер» - одно из основных спасательных формирований МЧС России. Вместе с отрядом «Центроспас» центр «Лидер» является основой сил быстрого реагирования РСЧС.
  • Мобильные сводные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны РФ привлекают к выполнению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
  • Отдельные вертолетные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи (авиация МЧС России) предназначены для оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран и других мероприятий, отнесенных к компетенции МЧС.
  • Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы предназначены для организации работ по предупреждению и тушению пожаров.
  • Силы и средства наблюдения и контроля предназначены для осуществления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, санитарно-эпидемиологической обстановкой, качеством пищевого сырья и продуктов питания на подведомственных территориях и объектах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт многолетней эффективной деятельности МЧС России свидетельствует о том, что эта система успешно выполняет задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и является важным элементом национальной безопасности страны. В результате деятельности этой государственной структуры предотвращены тысячи чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, сохранены сотни миллиардов рублей.

V. Итог урока:

  1. Подводя итог нашего урока, ответьте на вопрос: что вы узнали нового?
  2. Проверка усвоения новых знаний, с помощью заранее подготовленного теста.
  3. Объявление оценок.

VI. Домашнее задание:

  1. Учебник ОБЖ 10 класс, глава 5, § 5.1-5.2. Подготовиться к устному опросу по вопросам и заданиям.
  2. Исследовательское задание: составить схему территориальной подсистемы РСЧС города, в котором мы проживаем. Из каких уровней она состоит? Какие задачи выполняет? Какими силами и средствами располагает?

Совсем скоро исполнится двадцать семь лет с даты появления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий. Эта знаменательная дата будет отмечаться через два дня после католического Рождества, однако история создания МЧС уходит корнями в пятнадцатый век. Считается, что в этот период времени остро назрела потребность в создании особой государственной структуры, которая помогала бы населению справляться со всевозможными катастрофами, в том числе и стихийными бедствиями. Конечно, созданная организация была далека от эффективно реагирующей на все ЧС современной структуры. Но все же она положила начало государственной защите населения от всевозможных бед. Так как история создания системы МЧС очень интересна, то мы посвятили ей данную статью. Из нее вы узнаете предысторию формирования этой структуры, ее цели и задачи, а также некоторые интересные факты о ней.

История создания МЧС: начало

Каждый день люди сталкиваются с пожарами, наводнениями и другими стихийными бедствиями. Им приходится справляться с последствиями разрушений, а также пытаться восстановить привычную жизнь. Сделать все это в одиночку довольно сложно, поэтому на помощь россиянам всегда готовы прийти сотрудники МЧС. Сегодня сложно даже представить, что когда-то этой структуры не существовало, но историки считают, что начало истории создания МЧС было положено в конце пятнадцатого века.

Царь Иван III в середине своего правления издал указ о формировании пожарной службы. Изначально это была небольшая команда, действующая на крайне ограниченном пространстве. Но вскоре она разрослась, а с легкой руки царя даже обрела противопожарные правила, регламентирующие ее деятельность. Все население России был ознакомлено с этими правилами и обязано было их придерживаться.

Чуть позже Петр I распорядился о введении пожарной повинности. Ее должны были нести мужчины, что значительно увеличило количество пожарных команд в России.

С течением времени российская промышленность стала выходить на новый уровень развития. Повсюду стали возникать горнообогатительные предприятия, нефтедобывающие комплексы, развивалось морское дело и химическая промышленность. Этот промышленный скачок спровоцировал большое количество аварий, несчастных случаев и травм. В связи с этим стали появляться специализированные команды спасателей, имеющие опыт только в узконаправленной деятельности. Постепенно эти группы обрастали различными актами, правилами и нормативами, требовавшими объединения и слияния в одну структуру.

История создания МЧС тесно переплетена с процессом формирования в молодой советской России такого понятия, как «гражданская оборона», указ о которой был издан в октябре тридцать второго года двадцатого столетия. Именно к этой дате был разработан, принят и опубликован список рекомендаций по поведению населения в условиях бомбардировки регионов потенциальным врагом. Думается, что с этого указа началась масштабная разработка государственного проекта мер по защите населения в ЧС.

Окончательно этот процесс завершился в начале шестидесятых, когда в государстве появилась хорошо развитая и поддерживаемая нормативными актам система ГО. Она стала своеобразным руководством для граждан в критических ситуациях.

Двадцать седьмого декабря девяностого года двадцатого столетия вышел указ о формировании небольшой самостоятельной спасательной команды, которая и положила начало современной истории создания МЧС России.

Заключительный этап формирования Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий

Если говорить об истории создании МЧС России кратко, то можно отметить, что буквально через несколько месяцев новая структура доказала свою эффективность, взяв на себя руководство всеми происшествиями, попадающими в разряд чрезвычайных. Весной девяносто первого руководителем корпуса спасателей (РКС) стал Сергей Шойгу.

Через некоторое время он выступил с инициативой переименовать существующую структуру из-за масштабности поставленных перед ней задач. В итоге появился Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям. За последующие годы это подразделение еще не раз меняло свое название. Постепенно в его состав вошли различные пункты спасения и контроля, созданные еще в советские времена. Их эффективность была доказана годами работы, поэтому они и стали частью новой структуры.

Буквально через четыре года после своего создания организация доросла до размеров самостоятельного министерства, которое возглавил бессменный Сергей Шойгу. Можно подумать, что на этом закончилась история создания и развития МЧС. Однако на самом деле в девяносто четвертом году прошлого века начался очередной этап становления данной структуры, ставшей одной из самых мощных и эффективных не только в России, но и среди других стран.

Численность структуры

Пятнадцать лет назад численность сотрудников МЧС не превышала семидесяти тысяч человек, но вошедшие в состав министерства триста тысяч пожарников заметно расширили возможности подразделения и усилили его. На сегодняшний день российские сотрудники министерства имеют очень высокий уровень подготовки и нередко вылетают на ликвидацию последствий стихийных бедствий и тушение пожаров за границу.

История МЧС России кажется крайне простой, но в реальности эта структура не является статичной. Она постоянно видоизменяется и совершенствуется, чтобы полностью соответствовать потребностям современности. Об этом нам тоже хочется рассказать читателям.

Что сегодня представляет собой МЧС?

Об истории создания МЧС в РФ мы вам уже поведали, но многие до сих пор довольно плохо представляют, чем именно занимается эта структура и каким образом она функционирует.

С самого первого момента своего образования подразделение реагирует и выезжает на ликвидацию последствий природный катастроф, эпидемий, а также техногенных происшествий. К последней группе относятся выбросы энергий, взрывы, пожары и серьезные аварии на заводах, фабриках и других производственных объектах.

Отличительной чертой министерства, которая сформировалась еще на самых первых этапах развития МЧС в России (история создания и предыстория появления этой структуры нами уже была озвучена ранее), является совместная и слаженная работа с различными организациями. В случае возникновения руководящие органы сразу же переключается на МЧС и все остальные службы, имеющиеся в регионе, выполняют его указания. Это позволяет решать задачу быстро и практически мгновенно реагировать на все возникающие в процессе работы трудности. Впрочем, именно этим и славятся российские спасатели во всем мире.

Немного о термине «ЧС»

Так как история создания современной системы МЧС связана с возникновением чрезвычайных ситуаций на территории России, то нам хочется дать этому термину максимально четкое определение.

Заглянув в словарь, вы сможете узнать, что под ЧС понимается возникновение условий, которые на определенной территории нарушают нормальный уклад жизни, нанося урон государственному и частному имуществу, вызывая угрозу жизни и здоровью людей, а также меняя экосистему. В общей массе эти процессы являются обратимыми, но в случаях, когда чрезвычайная ситуация возникла в результате техногенной катастрофы, ликвидировать ее последствия может быть практически невозможно.

Думаем, теперь нашим читателям стало более понятно, с чем ежедневно сталкиваются сотрудники МЧС и какие сложные задачи они решают. Впрочем, к основным задачам этой государственной структуры мы вернемся немного позже.

Характеристика работы сотрудников МЧС

Так как министерство является государственной структурой, то оно воплощает именно видение государства о необходимости и целесообразности тех или иных реакций. В информационный центр этой структуры стекается вся информация о ЧС и мерах по их ликвидации. Можно представить МЧС в виде огромного мозгового центра, который принимает, анализирует и классифицирует информацию. Параллельно принимаются решения о необходимости вмешательства сотрудников министерства в решение ситуаций, ведь зачастую проблему вполне можно решить на местном уровне силами спасательных подразделений, имеющихся в регионе.

При необходимости, когда происходят масштабные катастрофы, сотрудники МЧС прибывают на место происшествия в течение четырех часов. Это время уходит на подготовку оборудования, инструктаж спасателей относительно ситуации и дорогу до места пожар, аварии или катастрофы. Во многих случаях в качестве транспорта используются вертолеты.

Считается вполне нормальным, если МЧС оказывается на месте происшествия уже после милиции, спасательных служб региона и медицинских работников. Эта специфика известна каждому, кто сотрудничал с данным министерством.

Организационная структура

Сразу хочется заметить, что МЧС имеет довольно разветвленную структуру, которая уже многие годы показывает себя очень эффективной. Мы представляем ее в виде списка:

1. Центральный аппарат.

Сюда входит административный аппарат, производящий управление всей структурой целиком. К этой группе относится министр, его замы, секретари, а также военный эксперт и главный пожарный инспектор.

2. Управления, входящие в состав министерства.

Их насчитывается десять. Каждое выполняет свои функции и поставленные задачи. К примеру, информационное управление отвечает за своевременное обеспечение данными о катастрофах и их анализ.

3. Департаменты.

На всей территории России функционируют девять департаментов МЧС. Среди них можно назвать, например, департаменты управления и финансово-экономический.

Подобная организационная структура формировалась на протяжении нескольких лет и считается законченным вариантом.

Научно-исследовательские учреждения

Такая мощная структура, как МЧС, должна обладать значительной научной базой, поэтому в состав министерства входят несколько учреждений, ведущих серьезную исследовательскую работу.

На сегодняшний момент таких институтов пять.

Обучение

В современном мире престиж МЧС поднялся очень высоко и многие молодые люди видят свое будущее именно в данной структуре. По результатам социологических опросов не только юноши, но и немалое количество девушек хотели бы связать жизнь с работой спасателя или пожарного.

На сегодняшний день обучение будущих сотрудников МЧС проводится в восьми высших учебных заведениях. Они располагаются в разных городах России. К примеру, свой институт имеется в Санкт-Петербурге, в Иванове и на Дальнем Востоке.

Интересно, что в данной структуре существует и институт культуры МЧС России, состоящий из шести отделов.

Коммерческие услуги

Более двух лет существует особый перечень услуг, оказываемых на коммерческой основе. На сегодняшний день он достаточно широк и включает в себя массу пунктов. К примеру, сотрудники МЧС могут оказать содействие в тушение пожара на частной территории или выставить противопожарные посты.

Стоит отметить, что эти услуги пользуются большим спросом у населения, поэтому их перечень планируется в ближайшее время еще расширить.

МЧС РФ: основные задачи

История создания структуры нам уже хорошо известна, но немаловажно ознакомиться и со списком реализуемых задач МЧС, который остается в неизменном виде уже несколько лет. Периодически в него вносятся незначительные коррективы, но в целом он не подвергается сколько-нибудь существенным изменениям:

  • решение вопросов пожарной безопасности;
  • защита в случае возникновения ЧС;
  • помощь всем гражданам в зоне катастрофы;
  • реагирование на ситуации за пределами страны;
  • регулирование всех организационных и нормативных вопросов структуры;
  • координация действий разных организаций в процессе разрешения возникшей проблемы;
  • сбор, классификация и обмен информацией о ситуации в разных регионах страны.

Заключение

Сегодня мы постарались максимально подробно рассказать читателям об МЧС России. История создания, структура и функция этого государственного ведомства теперь не будут для вас секретом. А главное, теперь вы точно знаете, почему именно двадцать седьмого декабря россияне празднуют день спасателя.

Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 24.05.2009)«Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. № 28. Ст. 2882.

В систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят:

– центральный аппарат;

– территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

– Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– войска гражданской обороны;

– Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;

– образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

16 Мая – Rambler Mass Media

Горноспасателей переводят в МЧС

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Как сообщает пресс-служба Кремля, этим документом на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагается функция по руководству деятельностью военизированных горноспасательных частей.

Комплекс аварийно-спасательных и технических работ на объектах металлургии и энергетики осуществляют военизированные горноспасательные части общей численностью личного состава 4742 человека. До настоящего времени они находились в ведении Минпромторга, Ростехнадзора и Минэнерго.

К данным подразделениям относятся: в Минпромторге – ФГУП «Металлургбезопасность» (1666 человек личного состава), в Ростехнадзоре – ФГУ «Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве» (579 человек), в Минэнерго - ОАО «Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть» (2497 человек). «Существует своя специфика в горной промышленности и в металлургии. Чтобы эксклюзивные спасатели не были разобщены, чтобы можно было осуществлять централизованное управление силами и средствами, они переданы в ведение МЧС», - цитирует пресс-служба МЧС заместителя министра Александра Чуприяна.

Ведомственная разобщенность военизированных горноспасательных подразделений отрицательно влияла на их готовность к действиям по предназначению, приводила к децентрализации управления, ухудшению технической оснащенности, снижению уровня реагирования. Это требовало при проведении аварийно-спасательных работ дополнительного привлечения федеральных сил и средств.

Как считают в МЧС России, передача указанных предприятий в ведение этого ведомства обеспечит оперативное реагирование на возникающие угрозы, исключит межведомственные проволочки, уменьшит финансовые затраты, повысит материально-техническую обеспеченность и готовность аварийно-спасательных сил и средств, а также будет способствовать их дальнейшей консолидации с целью совершенствования системы обеспечения безопасности предприятий и населения. «Теперь у горноспасателей будет единое управление, что обеспечит оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации и консолидирует усилия спасательных служб, - сказал замглавы МЧС. - Военизированные горноспасательные части во многом схожи и идентичны по тактике деятельности как с нашими спасателями, так и с пожарными».

До принятия соответствующих нормативно-правовых актов работникам военизированных горноспасательных частей и членам их семей сохранятся льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством. «Кардинально будет меняться их оснащение, а социальные условия горноспасателей будут улучшены», - сказал замминистра.

В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) Пять заместителей Министра,в том числе:

– один первый заместитель (в настоящее время – Цаликов Руслан Хаджисмелович);

– один статс-секретарь – заместитель Министра (в настоящее время – Пучков Владимир Андреевич);

– а также главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующиеся правами заместителя Министра;

б) коллегия в количестве19 человек;

в) до 11 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства и до 11 управлений.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

В МЧС России образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и его заместители, входящие в него по должности, а также другие руководящие работники центрального аппарата МЧС России, организаций, находящихся в ведении МЧС России.

Численность коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МЧС России.

Решения коллегии реализуются, как правило, приказами МЧС России.

В случае разногласий между председателем и членами коллегии решение принимает председатель, докладывая о возникших разногласиях в установленном порядке Президенту Российской Федерации.

Для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, при МЧС России создается научно-технический совет , в состав которого могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. Положение о совете и его состав утверждаются Министром.

Для разработки основных направлений международного сотрудничества и обеспечения деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования при МЧС России создается совет по оценке и стратегическому планированию международной деятельности . Положение о совете и его состав утверждаются Министром.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр:

1) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МЧС России задач и функций;

2) распределяет обязанности между своими заместителями;

3) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;

4) утверждает положения о подразделениях центрального аппарата МЧС России;

5) осуществляет в установленном порядке прием граждан Российской Федерации на военную службу в войска гражданской обороны по контракту, на службу в Государственную противопожарную службу, на работу в МЧС России; назначает на должность и освобождает от должности военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России; увольняет с военной службы (службы) военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы и работников МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также определяет соответствующие полномочия должностных лиц МЧС России;

6) утверждает в пределах установленной Президентом Российской Федерации численности работников структуру и штатное расписание центрального аппарата МЧС России;

7) утверждает смету МЧС России в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год МЧС России;

8) утверждает в установленном порядке уставы (положения) организаций, находящихся в ведении МЧС России, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает и расторгает с ними трудовые договоры (контракты), а также вносит в договоры (контракты) изменения;

9) организует работу МЧС России, руководит деятельностью Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательных и иных формирований и осуществляет управление войсками гражданской обороны;

10) представляет МЧС России в органах исполнительной, законодательной и судебной власти Российской Федерации, в организациях, а также в международных организациях;

11) определяет перечень должностных лиц МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и организует их деятельность;

12) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов и организаций, находящихся в ведении МЧС России, определяет их структуру и штатное расписание, устанавливает нормативы их штатной численности;

13) представляет в установленном порядке на утверждение Президента Российской Федерации концепцию и план строительства и развития войск гражданской обороны, предложения по их структуре и составу, а также по штатной численности военнослужащих войск гражданской обороны;

14) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в МЧС России;

15) пользуется в полном объеме правами, предусмотренными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, а также правами, предусмотренными Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", - в отношении лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы;

16) присваивает военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно, лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы - специальные звания до полковника внутренней службы включительно; определяет полномочия должностных лиц МЧС России по присвоению военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы воинских званий до подполковника (капитана 2 ранга) включительно, лицам начальствующего состава Государственной противопожарной службы - специальных званий до подполковника внутренней службы включительно;

17) представляет на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения:

о включении воинских должностей военнослужащих войск гражданской обороны и должностей высшего начальствующего состава Государственной противопожарной службы в перечни воинских должностей и должностей высшего начальствующего состава, замещаемых высшими офицерами и лицами высшего начальствующего состава;

о назначении на должность и освобождении от должности военнослужащих войск гражданской обороны и лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы, для которых штатом предусмотрены соответственно воинские звания высших офицеров и специальные звания высшего начальствующего состава, о присвоении им воинских званий высших офицеров и специальных званий высшего начальствующего состава, а также об увольнении их со службы;

18) имеет в установленном порядке наградной и подарочный фонды, в том числе огнестрельного и холодного оружия, для награждения военнослужащих войск гражданской обороны, личного состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на МЧС России задач;

19) принимает по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решения о передислокации в пределах Российской Федерации подразделений и воинских частей войск гражданской обороны;

20) представляет военнослужащих войск гражданской обороны и личный состав Государственной противопожарной службы, работников МЧС России к награждению государственными наградами Российской Федерации;

21) решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих войск гражданской обороны, личного состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России, органов, подразделений и организаций системы МЧС России и членов их семей, заключает в установленном порядке отраслевое тарифное соглашение в качестве работодателя;

22) направляет в установленном порядке военнослужащих войск гражданской обороны, личный состав Государственной противопожарной службы и работников МЧС России в служебные командировки, в том числе за пределы Российской Федерации;

23) определяет в установленном порядке ведомственные знаки отличия, утверждает положения об этих знаках и их описания, награждает ими личный состав МЧС России, а также граждан, оказавших содействие в решении задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в обеспечении пожарной безопасности;

24) утверждает в установленном порядке описание формы одежды, обуви и средств специальной защиты, нормы снабжения специальной одеждой и снаряжением, в том числе временные, порядок обеспечения вещевым имуществом отдельных категорий государственных служащих и лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям государственной службы, военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы;

25) утверждает в установленном порядке генеральные планы строительства и развития военных городков войск гражданской обороны, городков поисково-спасательных формирований и городков аварийно-спасательных формирований, проекты объектов собственного строительства войск гражданской обороны, планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

26) издает в пределах своей компетенции в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, утверждает стандарты и нормы, отнесенные к компетенции МЧС России;

27) утверждает в пределах своей компетенции в установленном порядке перечни воинских должностей военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, должностей рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, а также перечни соответствующих этим должностям воинских и специальных званий;

28) утверждает типовые структуры, штаты, штатные расписания, а также нормативы обеспеченности личным составом и пожарной техникой подразделений Государственной противопожарной службы, устанавливает нормативы штатной численности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

29) определяет порядок и условия заключения контрактов о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, назначения указанных лиц на должность по конкурсу;

30) прикомандировывает военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы к органам государственной власти и организациям в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации;

31) вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения об утверждении официальных символов МЧС России, а также утверждает знаки различия военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы и описания этих знаков различия;

32) устанавливает временные нормы продовольственного пайка военнослужащих войск гражданской обороны при выполнении задач в период стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также при выполнении ими срочных заданий;

33) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей региональных центров, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

34) назначает лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы на должности в центральном аппарате МЧС России и в системе МЧС России, связанные с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы, с сохранением ранее установленных для указанной категории лиц льгот и гарантий, в том числе пенсионного обеспечения в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

35) устанавливает оклады по нетиповым воинским должностям военнослужащих, штатным должностям сотрудников Государственной противопожарной службы применительно к окладам по типовым воинским должностям военнослужащих и типовым штатным должностям сотрудников Государственной противопожарной службы;

36) вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета на соответствующий год;

37) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Личному составу МЧС России в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в подтверждение полномочий могут выдаваться служебные удостоверения и удостоверения личности, порядок выдачи которых определяет Министр.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме