Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Информационно-правовые нормы. Общая характеристика

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ , постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ , нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства:

  • информационно-правовые нормы международных актов;
  • информационно-правовые нормы Конституции РФ;
  • нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
  • информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:

  • законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;
  • законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);
  • законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);
  • законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;
  • законодательство об информационной безопасности;

Введение

1.

2. Международные акты и международный обмен информацией

3.

Заключение

Введение

Ст. 1 Конституции РФ провозглашает нашу страну правовым государством, т.е. государством, в котором правовыми средствами обеспечивается осуществление, защита и восстановление прав и свобод человека и гражданина. К подобным правовым средствам целесообразно отнести и принципы государства, с помощью которых реализуется демократический и правовой режим, включающие свободу слова.

На сегодняшний день актуальной является изучение проблемы регулирования права на информацию, которую мы получаем в самых разных формах: через СМИ, в том числе через прессу и устные каналы коммуникации. А значит, соблюдение процедуры использования информации является неотъемлемым элементом правового государства, поскольку одним из принципов, являющихся общеобязательным и закреплённым в нормативно-правовых актах, выступает законность. Но довольно редко мы задаём себе вопрос, насколько та или иная информация достоверна, и каким путем она получена, обнародована?

Следовательно, право на информацию и особенности его законной регламентации, прежде всего, касаются поля деятельности СМИ, а также государственных органов, распространяющих общественно важную публичную информацию. Информация для конкретного лица - это всегда безграничный океан знаний, благодаря которым оно развивается и совершенствуется. Информация является главным фактором социализации людей, выступает связующим звеном между индивидом и обществом. Достоверное и своевременное информирование граждан со стороны государства, СМИ, пр. субъектов, и предоставление необходимой для функционирования государства информации со стороны граждан является залогом формирования действительно правового государства и гражданского общества. Поэтому в нашей работе мы рассмотрим отечественные и международные правовые акты, касающиеся права на информацию.

1. Право на информацию в законодательстве и юридической литературе

Для начала, нам необходимо выяснить, что же подразумевает российский законодатель под понятием «информация». Например, помимо Конституции РФ, Закон РФ «Об информации» определяет информацию как общую категорию «сведений», «данных», под доступом к информации понимается возможность получать ее, а также использовать. При этом в Законе говориться о том, что распространять и получать информацию могут свободно все граждане РФ, за исключением случаев, когда эта информация закрыта от доступа государственными органами, т.е. составляет государственную или иную тайну. Также ограниченной для доступа является информация о частной жизни людей, конфиденциальная информация организаций, коммерческая тайна. В других актах, а именно в Законе «О персональных данных» вводиться также понятие персональных данных - «любой информации, относящейся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». В Законе РФ «О СМИ» мы можем найти определение массовой информации - сведений для неограниченного круга лиц, а также материалов, их содержащих.

Среди прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих право на информацию в РФ можно отметить Гражданский Кодекс РФ, (1т. 17, 1045, 1300), Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 17), Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.

Рассмотрев несколько нормативно-правовых определений данного понятия, можно сделать вывод, что информация - это сведения, которые объективно имели место в обществе. Но довольно часто тяжело или даже невозможно установить объективность того или иного явления, классифицировать порождённую ими информацию, разграничить публичные и персональные данные.

В юридической литературе, среди учёных - юристов, существуют различные мнения относительно гражданско-правового определения информации. Одни, полагают, что информация - это процесс фиксации данных о предметах и явлениях, с последующей их передачей различными способами, другие, что это - процесс отражения явлений и предметов в сознании отдельных индивидов и общества, удовлетворяющий определённые социальные потребности. Так или иначе, все они сходятся во мнении, что информация - это синтетическая категория, находящаяся на границе точных и гуманитарных наук, и являющаяся результатам интеллектуальной деятельности. При этом открытая общественно важная, или т.н. публичная информация, право на которую и регламентируется законами, имеет ряд характерных признаков: самостоятельность, нематериальный и субъективный характер, многоразовое использование, не истощаемость при использовании, системность, возможность количественной оценки, сохраняемость, интегрирование и т.д. Таким образом, можно сказать, что информация - это общественный ресурс.

Ст. 3 Закона «Об информации» определяет ряд принципов, присущих информационным отношениям, среди которых мы видим такие как достоверность и полнота информации, правомерность получения, использования, распространения, хранение и защиты информации, защищенность лица от вмешательства в личную и семейную жизни. Из этого можно сделать вывод, что вся информация должна быть получена законным путем, без нарушения прав и свобод людей, которых такая информация прямо или опосредованно касается. То есть можно говорить также о личной, персональной информации, хотя и весьма размыто.

Вопросам права на информацию, на ее получение, распространение, защиту и реализацию посвящено множество нормативно-правовых актов, статей, публикаций. Эта проблема на сегодняшний день является довольно актуальной, поскольку при осуществлении информационной деятельности, легко нарушить правовые предписания. Особенно это касается роботы СМИ и журналистов.

В современных условиях бывает очень сложно разграничить публичную информацию и данные о личной жизни. Нередко журналисты пишут то, что хочет читать аудитория, придерживаясь принципа «антиреклама - также реклама». Игнорируют они не только правила распространения, но и получения информация, вмешиваясь в работу государственных органов. Также наблюдается и обратный процесс чрезмерной информационной закрытости многих учреждений.

Следует отметить, что при наличии факта публикации недостоверной информации или иного нарушения права на информацию для журналиста наступают негативные последствия в форме определённого вида ответственности. На практике журналисты в России редко несут ответственность, еще реже несут ответственность государственные органы, нарушающие право граждан на информацию.

Среди главных международных актов, регламентирующих право на информацию следует отметить Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений, Декларацию о свободе выражения взглядов и информации, ряд резолюций и рекомендаций ООН, например, 1636 «Показатели демократии в медиа», 1003 «Об этических принципах журналистики», 1142 «О парламентах и СМИ» и пр.

Так, ст. 19 Международного пакта об общественных и политических правах гласит, что каждый человек может свободно в пределах своей родины и за ее границами использовать любую информацию, как способ выражения своих взглядов. Европейская конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод в ст. 10 дополняет это положение необходимостью санкционирования пользования информацией с целью обеспечения международной безопасности.

При этом большинство этих нормативно-правовых актов также не дают чёткого определения информации, но направленны на характеристику международного обмена информацией и наиболее актуальных его аспектов: соотношения национального суверенитета и международного сотрудничества при использовании информации, поддержания справедливости и демократии в мире, в т.ч. свободы слова, охраны интеллектуальной собственности, шифрования информации, электронной торговли и трансграничного обмена данными, защиты трудовых прав в сети Интернет, гарантий безопасности и пр.

В международных правовых документах указана такая особенность информации как принадлежность ее к специфическому рынку товаров. Международные отношения в сфере информации подпадают под регулятивные действия общеопределённых принципов международного права, конкретизированных в международных актах разной юридической силы.

Ниже приведен список международных правовых актов, которые регулируют информационные отношения, в частности документы, рассматривающие общие принципы и нормы права на информацию, ратифицированы и Россией;

акты, гарантирующие свободу слова, плюрализм и т.п.;

акты, которые рассматривают информацию как продукт;

акты, запрещающие распространение информации;

пакет документов «международные договора об информационной собственности».

Документы, которые являются главными в международных отношениях относительно информации, это:

Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира (1932 p.);

Конвенция о предотвращении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.) - старейшая международная конвенция в области информации. Она призывает государства к уничтожению и предотвращению обращения порнографических изданий. Эта норма созвучна новому закону РФ о защите детей от вредной информации;

Соглашение о международном обмене визуальными и звуковыми материалами образовательного и научного характера (1948 p.);

Конвенция о международном обмене изданиями (1958 p.);

Конвенция об обмене правительственными документами и официальными изданиями между государствами (1958 p.);

Регламент международного союза электронной связи (1972 р);

Международная конвенция электронной связи (1982 p.);

Проблемы использования и передачи информации регламентированы также в международных документах, имеющие рекомендательную силу:

Декларация ЮНЕСКО о принципах спутниковой связи (1972 p.);

Второй раздел заключительного акта ОБСЕ (1975 p.);

Резолюция ООН об информации на службе человечества (1996 p.);

Также о праве людей на информация более подробно идет речь в:

Общей декларация прав человека (ст. 19);

Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 20);

Американской конвенции о правах человека и др.

Среди нормативных документов, по которым осуществляются международные информационные отношения, прежде следует выделить те, которые запрещают распространение информации (они являются обязательными к выполнению всеми странами - членами ООН и входят в национальное законодательство каждого государства).

К таким документам относятся:

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 110 часть 2 от 3.11.1947 - осуждение пропаганды агрессивных войн;

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.20 - запрет законом пропаганды агрессии и насилия);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1972 г.;

Общая декларация прав человека (1948 p.);

Если государством нарушается обязывающий документ, то на государство налагаются штрафные санкции, в основном политические и экономические. В случае нарушения рекомендательного документа, государство может подпасть моральному осуждению мирового сообщества. В то же время Концепция внешней политики РФ гласит, что РФ обязана следить за отражением внешних информационных угроз ее суверенитету.

3. Проблемы доступа к информации в РФ

информация публичный доступ обмен

На сегодня наблюдается много трудностей в сфере доступа граждан РФ к публичной информации (которой обладают органы государственной власти и органы местного самоуправления). Органы государственной власти и муниципальные образования фактически безосновательно отвечают отказом в предоставлении информации СМИ и отдельным гражданам, относя ее к информации с ограниченным доступом; неправомерно применяются грифы ограничения доступа к информации «опубликованию не подлежит», «не для печати», «для служебного пользования»; существует большая трудность в получении гражданами локальных нормативно-правовых актов местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, не говоря уже о проектах таких актов.

Российские органы государственной власти и органы местного самоуправления не полностью выполняют требование делать достоянием гласности информацию о своей деятельности (в том числе через сеть Интернет). Не все внутриведомственные акты публикуются в официальных изданиях и, таким образом, государственные органы становятся подобными владельцам информации, которые по собственному усмотрению принимают решение о предоставлении или отказе в предоставлении информации. Особенно это касается работы судебных органов.

Одной из причин существования такой ситуации является несовершенство законодательства РФ об информации, которое не отвечает современному уровню развития информационных отношений и не способно адекватно решать возникшие проблемы. Как мы убедились в первой главе, в отечественных нормативно-правовых актах нет чёткого определения категорий «информация», «право на информацию». Отсутствует в них и классификация типов информации и режимов ее использования. Очень размытой представляется трактовка персональных данных, на практике практически невозможно определить, где заканчиваются идентификационные данные о человеке, и начинается информация о его личной жизни. Большей частью рассмотренные законодательные акты или приводят очень размытые определения, или декларируют определённые положения без указаний на пути их реализации, или имеют место «ссылки на ссылку», или ссылка на такие нормы отдельных законов, которые к сфере информационных отношений невозможно применить без учёта специфики объекта. Это касается и однократности использования информации, составляющей тайну и отсутствия чёткого разграничения понятий информации и носителя информации и мн. др. Все эти проблемы должны быть в кратчайшие сроки урегулированы на законодательном уровне, как того требует Конституция РФ, поскольку пробелы информационного права могут привести к неконтролируемым ограничениям прав граждан и к возникновению угроз информационной безопасности.

Итак, к основным проблемам, которые связаны с доступом граждан к информации, и соответственно мешают обеспечению прозрачности деятельности публичной администрации в РФ, относятся:

наличие и широкое неправомерное применение грифов ограничения доступа к информации;

неустроенность терминологии информационного законодательства, нередко приводящая к разному применению правовых норм на практике;

ненадлежащее выполнение требования органами власти делать достоянием гласности информацию о своей деятельности;

отсутствие реальных механизмов обеспечения ответственности за нарушение информационного законодательства.

Для преодоления всех этих негативных явления реализации права на информацию в РФ необходимо:

принятие базового закона «Об информации» в новой редакции с уточнением терминологии данной категории и специальных законов в области информационного права, в частности требований к СМИ, построенных на основе международных нормативно-правовых актов и тенденций международного обмена информацией;

систематизация информационного законодательства путем кодификации, т.е. принятие Информационного кодекса, который объединил бы отдельные правовые институты отрасли;

введение классификации информации по типам с соответствующим сужением класса конфиденциальной информации, в частности о личных данных и выведение ее из сферы государственного регулирования (т е. чёткое размежевание сведений о личной жизни не подлежащих разглашения и персональных данных, которые могут быть известны всем);

контроль за соблюдением ответственности за нарушение использования информации всеми субъектами общественных отношений, ужесточение наказаний представителей государственных органов, лишающих граждан права на доступ к информации;

снятие монополии государства на владение персональными данными, в т.ч. разрешение на обмен информацией с финансовыми учреждениями, страховыми и аналитическими организациями с соответствующим усилением системы безопасности реестров персональных данных и законодательными изменениями.

Все эти и мн. др. изменения требуют не только юридической проработки, но и философского осмысления, а также наличия достаточной финансово-экономической базы.

Заключение

После написания данной реферативной работы, мы убедились в том, что право на доступ к информации является конституционным правом человека, предусмотренным и гарантированным ст. 29 и 42 Конституцией РФ, которая, в свою очередь, основывается на положениях Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (статья 10), Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 18, 19) и т.п. При этом под информацией понимаются любые сведения, полученные законным путем с учетом принципов пользования информации.

Основная суть права на доступ к информации заключается в возможности человека свободно искать, накапливать, использовать и передавать устную, письменную или комбинированную информацию. В отдельных случаях эти права могут быть сужены и санкционированы для обеспечения безопасности государства, защиты его суверенитета и охраны порядка, а также для профилактики преступлений, защиты личной информации граждан и организаций с целью охраны их законных интересов, для укрепления авторитета государственной власти. При этом речь идет о тайне, или о конфиденциальности. Запрещено отвечать отказом в запросе на информацию лишь потому, что запрашиваемая информация, не касается личных интересов вопрошающей стороны.

Данное право должно гарантироваться государством, что включает в себя в частности определение на законодательном уровне информации, доступ к которой ограничивается, и цель ограничения.

В РФ наблюдаются некоторые негативные тенденции использования информации, в частности нарушения государственными органами прав граждан на свободный доступ к информации, нарушения правовых и моральных норм со стороны СМИ. Все это требует корректировки отечественного информационного законодательства и совершенствования практики пользования публичной информацией и персональными данными.

Список использованной литературы

1.Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). - М.: АСТ, 2013. - 64 с.

.Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2013) «О средствах массовой информации». - М.: Омега-Л, 2013. -40 с.

.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - М.: Омега-Л, 2013. - 24 с.

.Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О персональных данных». - М.: Рид Групп, 2011. - 48 с.

.Асланов Р.М.О. Международное правовое регулирование в сфере обеспечения информационной безопасности // Закон и право. 2012. № 3. С.104.

.Бачило И.Л. Информационное право. - М.: Юрайт, 2012. - 576 с.

.Боков Д.Ю. Социально-правовые основы информационного общества. - М.: Де-По, 2011. - 188 с.

.Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Право на доступ к информации как элемент конституционного права на информацию // Гражданин и право. 2012. № 8. С. 20-35.

.Городов О.А. Информационное право. - М.: Проспект, 2013. - 242 с.

.Куняев Н.Н. Правовое обеспечение национальных интересов РФ в информационной сфере. - М.: Логос, 2010. - 348 с.

.Основы журналистской деятельности. - М.: Юрайт, 2013. - 332 с.

Информационное законодательство - основной источник информационного права.

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить:

· Федеральные акты;

· Акты субъектов Российской Федерации;

· Акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

на уровне субъектов РФ - это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

· информационно-правовые нормы международных актов;

· информационно-правовые нормы Конституции РФ;

· нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

· информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).

«Вертикальная » структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов. Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации (предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметы ведения субъектов Российской Федерации) в соответствии со ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ.

Что же касается информационного законодательства, то здесь имеется особенность, обусловливающая необходимость принятия дополнительных правовых актов упомянутой иерархии. В информационном законодательстве пока еще имеются не урегулированные правом отношения. А поскольку создание федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времени, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов нередко принимают правовые акты для урегулирования соответствующих отношений до принятия необходимых федеральных законов.

Так, Президентом РФ и Правительством РФ по вопросам правовой информатизации принят ряд актов, устанавливающих государственную политику в этой области и в значительной мере затрагивающих отношения, которые должны были бы регулироваться федеральным законом «О правовой информации».

«Горизонталь » структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направления лишний раз подтверждают, что информационное законодательство - комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

Расширенная структура информационного законодательства отражает как его реальное состояние, так и соображения по развитию этого законодательства в направлении постепенного перехода к кодифицированному акту в информационной сфере - Информационному кодексу РФ. Эту структуру можно представить следующим образом:

1. Информационно-правовые нормы международных актов.

2. Конституция Российской Федерации (конституционные информационно-правовые нормы).

3. Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть

· законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

· законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

· законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

· законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

· законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть

· законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);

· законодательство о средствах массовой информации; законодательство о библиотечном деле;

· законодательство об архивном фонде и архивах;

· законодательство о государственной тайне; з

· аконодательство о коммерческой тайне;

· законодательство о персональных данных.

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:

· конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации);

· гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения) (в стадии формирования);

· законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях) (в стадии формирования);

· законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях) (в стадии формирования);

· законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).

Вопросы доступа к источникам права сегодня решаются достаточно просто: автоматизированные справочные системы правовой информации, такие, как Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс, ЮСИС и проч.

2. Международные акты и международный обмен информацией

Среди главных международных актов, регламентирующих право на информацию следует отметить Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений, Декларацию о свободе выражения взглядов и информации, ряд резолюций и рекомендаций ООН, например, 1636 «Показатели демократии в медиа», 1003 «Об этических принципах журналистики», 1142 «О парламентах и СМИ» и пр. Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Право на доступ к информации как элемент конституционного права на информацию // Гражданин и право. 2012. № 8. С. 20-35.

Так, ст. 19 Международного пакта об общественных и политических правах гласит, что каждый человек может свободно в пределах своей родины и за ее границами использовать любую информацию, как способ выражения своих взглядов. Европейская конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод в ст. 10 дополняет это положение необходимостью санкционирования пользования информацией с целью обеспечения международной безопасности. Асланов Р.М.О. Международное правовое регулирование в сфере обеспечения информационной безопасности // Закон и право. 2012. № 3. С. 104.

При этом большинство этих нормативно-правовых актов также не дают чёткого определения информации, но направленны на характеристику международного обмена информацией и наиболее актуальных его аспектов: соотношения национального суверенитета и международного сотрудничества при использовании информации, поддержания справедливости и демократии в мире, в т.ч. свободы слова, охраны интеллектуальной собственности, шифрования информации, электронной торговли и трансграничного обмена данными, защиты трудовых прав в сети Интернет, гарантий безопасности и пр. Абрамова А.В., Савинов Ю.А. Международный бизнес в области информационных технологий. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 208 с.

В международных правовых документах указана такая особенность информации как принадлежность ее к специфическому рынку товаров. Международные отношения в сфере информации подпадают под регулятивные действия общеопределённых принципов международного права, конкретизированных в международных актах разной юридической силы.

Ниже приведен список международных правовых актов, которые регулируют информационные отношения, в частности документы, рассматривающие общие принципы и нормы права на информацию, ратифицированы и Россией;

Акты, гарантирующие свободу слова, плюрализм и т.п.;

Акты, которые рассматривают информацию как продукт;

Акты, запрещающие распространение информации;

Пакет документов «международные договора об информационной собственности».

Документы, которые являются главными в международных отношениях относительно информации, это:

Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира (1932 p.);

Конвенция о предотвращении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.) - старейшая международная конвенция в области информации. Она призывает государства к уничтожению и предотвращению обращения порнографических изданий. Эта норма созвучна новому закону РФ о защите детей от вредной информации;

Соглашение о международном обмене визуальными и звуковыми материалами образовательного и научного характера (1948 p.);

Конвенция о международном обмене изданиями (1958 p.);

Конвенция об обмене правительственными документами и официальными изданиями между государствами (1958 p.);

Регламент международного союза электронной связи (1972 р);

Международная конвенция электронной связи (1982 p.) Основы журналистской деятельности. - М.: Юрайт, 2013. - 332 с. ;

Проблемы использования и передачи информации регламентированы также в международных документах, имеющие рекомендательную силу:

Декларация ЮНЕСКО о принципах спутниковой связи (1972 p.);

Второй раздел заключительного акта ОБСЕ (1975 p.);

Принципы телевизионного вещания (1982 p.);

Резолюция ООН об информации на службе человечества (1996 p.);

Также о праве людей на информация более подробно идет речь в:

Общей декларация прав человека (ст. 19);

Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 20);

Американской конвенции о правах человека и др.

Среди нормативных документов, по которым осуществляются международные информационные отношения, прежде следует выделить те, которые запрещают распространение информации (они являются обязательными к выполнению всеми странами - членами ООН и входят в национальное законодательство каждого государства).

К таким документам относятся:

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 110 часть 2 от 3.11.1947 - осуждение пропаганды агрессивных войн;

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.20 - запрет законом пропаганды агрессии и насилия);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1972 г.;

Общая декларация прав человека (1948 p.);

Если государством нарушается обязывающий документ, то на государство налагаются штрафные санкции, в основном политические и экономические. В случае нарушения рекомендательного документа, государство может подпасть моральному осуждению мирового сообщества. В то же время Концепция внешней политики РФ гласит, что РФ обязана следить за отражением внешних информационных угроз ее суверенитету.

Источники конституционного права России

В последнее время идея о верховенстве международного права по отношению к национальному законотворчеству все больше проникает в конституционное нормотворчество демократических правовых государств...

Международные правовые акты в сфере спорта

В международно-правовых документах, регулирующих вопросы спорта, термин «физическая культура» не встречается. В них речь идет о физическом, эстетическом и нравственном воспитании и спорте. Таким образом...

Методы и средства защиты информации

В международной практике обеспечения ИБ основными направлениями являются: - нормирование компьютерной безопасности по критериям оценки защищенности надежных систем и информационных технологий; - стандартизация процессов создания...

По указанным направлениям в 2008 году был принят целый ряд решений. Большая часть из этих решений была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет о которых, в том числе их бюджетная оценка...

Налоговая политика государства

В рамках международных налоговых отношений Российской Федерации и зарубежных государств в 2008 году был ратифицирован Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения с Германией, в соответствии с которым, в частности...

Незаконное использование товарного знака: вопросы уголовной ответственности и квалификации

Законодательство о защите интеллектуальной собственности в России имеет двадцатилетнюю историю - впервые понятие интеллектуальной собственности в России было использовано в ст. 1 Закона о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г...

Право на жизнь в современной России

К международным актам универсального и регионального характера, регулирующим право на жизнь, относятся такие, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Женевские конвенции 1949 года...

Правовое регулирование в сфере рыболовства

Во всем мире рыболовство подчинено принципу предосторожного подхода. Он гласит: прежде чем заниматься рыболовством, нужно принять комплекс организационных, биологических, финансовых и юридических мер...

Правовое регулирование гостиничного сервиса

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях...

Правовое регулирование инвестиционной деятельности иностранных лиц в России

Среди многосторонних конвенций, подписанных Россией и касающихся инвестиционной деятельности...

Правовое регулирование обращения с отходами

Кроме того, будучи субъектом международных правоотношений, Россия активно участвует в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды. С одной стороны...

Правовые основы местного самоуправления

Проблемы разрешения индивидуальных трудовых споров

Предпринятый анализ специально-научных источников Международные документы по защите прав человека в социальной сфере: Сб. международных документов / Сост. Л. И. Антонова, Т. Г. Гриненко, А. В. Клюев, Л. Д. Козырева. Отв. ред. М. Д. Масанова. - СПб...

Специфика российского государственного регулирования коррупции

Коррупция характерна не только для государственного сектора, но и достаточно распространена среди юридических лиц, в связи с рядом причин, которые, по мнению омбудсмена в сфере противодействия коррупции...

Характеристика источников гражданско-процессуального права

К источникам гражданского процессуального права относятся положения международных договоров Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие правила гражданского судопроизводства (например...

Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

Информационно-правовые нормы международных актов;

Информационно-правовые нормы Конституции РФ;

Нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

Информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).

"Вертикальная" структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов РФ, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере РФ и субъектов РФ (предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, предметы ведения субъектов РФ) в соответствии со ст. ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ.

"Горизонталь" структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направления лишний раз подтверждают, что информационное законодательство - комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами прокуратуры РФ и органами местного самоуправления Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 511 «О Классификаторе правовых актов» утвержден «Классификатор правовых актов». Приводим разделы этого Классификатора по вопросам информационного законодательства.

Расширенную структуру информационного законодательства можно представить следующим образом:

1. Информационно-правовые нормы международных актов.

2. Конституция РФ (конституционные информационно-правовые нормы).

3. Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:

Законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

Законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

Законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

Законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть:

Законодательство об интеллектуальной собственности;

Законодательство о средствах массовой информации;

Законодательство о библиотечном деле;

Законодательство об архивном фонде и архивах;

Законодательство о государственной тайне;

Законодательство о коммерческой тайне;

Законодательство о персональных данных.

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:

Конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации);

Гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения);

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях);

Законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях);

Законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).

Системщик Ш. использовал при создании информационно-поисковой системы «Контроль» часть программы своего коллеги М., уехавшего полгода назад в США. При этом Ш., являясь соавтором программы, зарегистрировал ее в установленном законом порядке, но договор с М., определяющий дальнейшее использование программного продукта, заключать не захотел.

После отъезда М. системщик Ш. объявил себя единственным правообладателем программы и стал выгодно продавать ее на рынке информационных услуг. Это стало известно М., который обратился в суд с иском к своему коллеге и потребовал взыскать с него половину средств, полученных от продажи программного продукта. Квалифицируйте действия Ш. и М.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Таким образом, действия Ш. не правомерны, М. имеет право в судебном порядке возместить причиненные ему убытки.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме