Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Деятельность — способ существования людей — Гипермаркет знаний. Сборник идеальных эссе по обществознанию По мнению автора связаны

Общение Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии и взаимодействия. Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. В повседневной жизни человек учится общению с детства, овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живёт, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования. Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания,… включения человека через общение в духовную атмосферу жизни. Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров. (В.Г. Крысько)

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определенном ареале...

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольноизъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

(Д.А. Лалетин)

19. Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

23Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о многообразии политических партий в демократическом обществе, и одно предложение, раскрывающее особенности политической партии как социального института.

24 Приведите три возможных критерия классификации политических партий и укажите типы партий, выделяемых в каждой из этих классификаций.

25 Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.

26Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Cocтавьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

27. Выполняя задание 27, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (27.1- 27.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

27.1 Философия «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти» (Р. Тагор)

27.2 Экономика «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им» (Ш.Л. Монтескье)

27.3 Социология, социальная психология «Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери).

27.4 Политология «Я не хотел бы быть рабом и не хотел бы быть рабовладельцем. Это выражает мое пониманий демократии» (А. Линкольн)

Начало формы

Вариант 2.

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).игра общение деятельность труд познание 3. Ниже при­ве­ден ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «пра­во­вая норма». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) установлена государством 2) имеет письменную форму 3) представление о добре 4) содержит нормативно-правовые акты 5) внутреннее побуждение 6) охраняется и защищается государством 7) регулятор общественных отношений 4. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке свой­ства че­ло­ве­ка, име­ю­щие со­ци­аль­ную при­ро­ду. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) спо­соб­ность к сов­мест­ной пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти2) стрем­ле­ние к са­мо­ре­а­ли­за­ции3) уме­ние при­спо­саб­ли­вать­ся к при­род­ным усло­ви­ям4) устой­чи­вые взгля­ды на мир и свое место в нем5) по­треб­ность в воде, пище, от­ды­хе

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эта­па­ми по­зна­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми опе­ра­ци­я­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

6. Иван вы­пол­нял за­да­ние по теме: «Че­ло­век как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эво­лю­ции». Он вы­пи­сы­вал из учеб­ни­ка черты, свой­ствен­ные че­ло­ве­ку. Какие из них от­ра­жа­ют спе­ци­фи­ку со­ци­аль­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от жи­вот­но­го? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ис­поль­зо­ва­ние пред­ме­тов, дан­ных при­ро­дой

2) спо­соб­ность к це­ле­по­ла­га­нию

3) за­бо­та о потом­стве

4) при­спо­соб­ле­ние к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

5) стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир

6) об­ще­ние с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

7. В сто­ли­це од­но­го из ев­ро­пей­ских го­су­дарств про­жи­ва­ет семья, со­сто­я­щая из су­пру­гов и двоих детей. Муж и жена ра­бо­та­ют в ре­клам­ном биз­не­се, сов­мест­но ре­ша­ют все во­про­сы жизни семьи. Еже­год­но, вме­сте с детьми они об­суж­да­ют во­про­сы ор­га­ни­за­ции лет­не­го от­ды­ха, при­ни­ма­ют ре­ше­ния о при­об­ре­те­нии всех круп­ных по­ку­пок.

Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не ха­рак­тер­ные при­зна­ки семьи, опи­сан­ной в за­да­нии.

1) де­мо­кра­ти­че­ская2) пат­ри­ар­халь­ная3) парт­нер­ская4) нук­ле­ар­ная5) мо­но­гам­ная

8. Класс­ные ру­ко­во­ди­те­ли за­да­ва­ли обу­ча­ю­щим­ся в 11 клас­се и их ро­ди­те­лям во­прос: «Как Вы счи­та­е­те, какое из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний наи­бо­лее точно опи­сы­ва­ет от­но­ше­ния ро­ди­те­лей и детей?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Среди ро­ди­те­лей мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга, более по­пу­ляр­но, чем мне­ние, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для про­ти­во­ре­чий.

2) По­ло­ви­на опро­шен­ных ро­ди­те­лей счи­та­ют, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для про­ти­во­ре­чий.

3) Среди обу­ча­ю­щих­ся мне­ние о том, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и ро­ди­те­лей, и детей, более по­пу­ляр­но, чем мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных ис­пы­та­ли за­труд­не­ния при от­ве­те.

5) Рав­ные доли обу­ча­ю­щих­ся и ро­ди­те­лей счи­та­ют, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и ро­ди­те­лей, и детей.

9. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го про­яв­ле­ния де­я­тель­но­сти ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства.1. Меж­ре­ги­о­наль­ный проф­со­юз во­ди­те­лей-даль­но­бой­щи­ков об­ра­тил­ся с ини­ци­а­ти­вой из­ме­не­ния рас­по­ло­же­ния склад­ских по­ме­ще­ний и сто­я­нок близ сто­лич­но­го ме­га­по­ли­са.2. Ми­ни­стер­ство по делам пе­ча­ти и ин­фор­ма­ции объ­яви­ло кон­курс на про­из­вод­ство серии ху­до­же­ствен­ных филь­мов о фор­ми­ро­ва­нии граж­дан­ской иден­тич­но­сти.3. Пра­во­за­щит­ная ор­га­ни­за­ция «Сво­бо­да слова» вы­сту­пи­ла в под­держ­ку жур­на­ли­стов и пред­ло­жи­ла при­нять за­ко­ны, на­прав­лен­ные на га­ран­тию без­опас­но­сти их де­я­тель­но­сти.4. Ас­со­ци­а­ция твор­че­ских учи­те­лей на­ча­ла на своем ин­фор­ма­ци­он­ном пор­та­ле про­ект кон­суль­ти­ро­ва­ния мо­ло­дых учи­те­лей по ме­то­ди­че­ским во­про­сам.5. След­ствен­ный ко­ми­тет Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­нял к рас­смот­ре­нию дело о на­па­де­нии на из­вест­но­го жур­на­ли­ста.6. Пре­зи­дент стра­ны ини­ци­и­ро­вал со­зда­ние но­во­го ин­но­ва­ци­он­но­го на­уч­но­го цен­тра в под­мос­ков­ном Скол­ко­во.10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми тер­ри­то­ри­аль­но-го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и их при­зна­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

11. Граж­дан­ка Рос­сии Д. ре­ши­ла вы­дви­нуть свою кан­ди­да­ту­ру в ка­че­стве кан­ди­да­та на пост Пре­зи­ден­та РФ. Од­на­ко, озна­ко­мив­шись с ее до­ку­мен­та­ми, из­би­ра­тель­ная ко­мис­сия от­ка­за­ла ей в ре­ги­стра­ции. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке воз­мож­ные при­чи­ны от­ка­за.1) граж­дан­ке Д. не­дав­но ис­пол­ни­лось 30 лет2) граж­дан­ка Д. не яв­ля­ет­ся граж­дан­кой РФ по рож­де­нию3) граж­дан­ка Д. яв­ля­ет­ся ате­ист­кой4) граж­дан­ка Д. на тер­ри­то­рии РФ по­сто­ян­но про­жи­ва­ет 3 года5) граж­дан­ка Д. не имеет выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния12. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ским пра­вам граж­дан, га­ран­ти­ро­ван­ным Кон­сти­ту­ци­ей РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) право на за­щи­ту чести и до­сто­ин­ства2) право на отдых3) право на выбор любой ре­ли­гии или ате­из­ма4) право на сво­бо­ду эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти5) право част­ной соб­ствен­но­сти6) право из­би­рать и быть из­бран­ным в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти
13. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми она указана.

1. власть носит публичный характер2. сложилась система правоохранительных органов3. все стороны жизни подчинены единой идеологии4. большое влияние имеет церковь как общественный институт5. для удержания власти используются силовые структуры6. контроль над экономикой полностью централизован.

14. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) формальная определённость 1) только правовые нормы Б) общеобязательность для всего населения, проживающего 2) только моральные нормына территории государстваВ) мера общественно значимого поведения 3) и правовые, и моральные нормы Г) охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека Д) регулирование общественных отношений

15.В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z - парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Парламент принимает законы.2. Полномочия президента ограничены законом.3. Правительство ответственно перед парламентом.4. Главой государства является президент.5. Президент избирается законодательным собранием.6. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.

16. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке по­ло­же­ния, от­но­ся­щи­е­ся к ос­но­вам кон­сти­ту­ци­он­но­го строя РФ. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) при­зна­ние прав и сво­бод че­ло­ве­ка выс­шей цен­но­стью

2) усло­вия и по­ря­док за­клю­че­ния тру­до­во­го до­го­во­ра

3) вер­хо­вен­ство Кон­сти­ту­ции и фе­де­раль­ных за­ко­нов РФ на всей ее тер­ри­то­рии

4) об­сто­я­тель­ства, ис­клю­ча­ю­щие уго­лов­ную от­вет­ствен­ность

5) идео­ло­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие

17. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

(А) Самой ран­ней из ми­ро­вых ре­ли­гий яв­ля­ет­ся буд­дизм. (Б) Она воз­ник­ла в древ­ней Индии в V веке до н. э. (В) Буд­дизм - ре­ли­гия, ко­то­рая не ос­но­вы­ва­ет­ся на идее тео­цен­триз­ма и при­зна­ния су­ще­ство­ва­ния Бога- твор­ца. (Г) Это ре­ли­гия все­общ­но­сти связи между пред­ме­та­ми, яв­ле­ни­я­ми мира, ре­ли­гия при­чи­ны и след­ствия. (Д) Ско­рее всего, буд­дизм можно рас­смот­реть не столь­ко как ре­ли­гию, сколь­ко как ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­скую си­сте­му.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер;2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний;3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний.

18. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Для юри­стов одним из глав­ных про­фес­си­о­наль­ных ка­честв яв­ля­ет­ся уме­ние при­ме­нять пра­во­вые ___________ (А) на прак­ти­ке. Од­на­ко давно из­вест­но, что пре­не­бре­же­ние тео­ре­ти­че­ски­ми во­про­са­ми права ос­но­вы­ва­ет­ся, как пра­ви­ло, на

по­те­ре уве­рен­но­сти в силе ___________ (Б). Для тех людей, ко­то­рые усто­я­ли перед вол­ной пра­во­во­го бес­пре­де­ла, ___________ В) стало одной из основ лич­но­го ми­ро­воз­зре­ния. Для со­вре­мен­ной Рос­сии, воз­рож­да­ю­щей ду­хов­ные тра­ди­ции, очень важно фор­ми­ро­ва­ние у граж­дан пра­во­вой ___________ (Г). В связи с этим очень важно разо­брать­ся в из­на­чаль­ном смыс­ле права, по­нять его об­ще­ствен­ную ___________ (Д). Одна из ак­си­ом права за­клю­ча­ет­ся в том, что право, так же как и ре­ли­гия, мо­раль, от­но­сит­ся к иде­аль­ной цен­но­сти. Право самым тес­ным об­ра­зом свя­за­но с дру­ги­ми сфе­ра­ми об­ще­ствен­ной ___________ (Е). На­при­мер, связь и от­но­ше­ние по­ли­ти­ки и права легче всего про­смат­ри­ва­ет­ся через по­ня­тие ___________ (Ж)».

Прочитайте текст и выполните задания С1 С4 .

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно‑научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно‑научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект‑вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно‑общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект‑объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно‑общих объяснений.



C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно‑исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.

Раздел 5. Политика



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме