Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц. IV

Следственные ситуации по делам о коррупционных преступлениях определяются тем, предшествовало ли возбуждению уголовного дела проведение оперативно-розыскных мероприятий или нет.

Так, по делам о коррупционных преступлениях должны быть проведены следующие мероприятия:

Оперативная разработка коррупционеров, проводимая оперативно-розыскными органами до возбуждения уголовного дела, позволяет собрать материал, ориентирующий следователя в ситуации в целом и, в частности, в основных направлениях сбора и фиксации доказательств, изобличающих виновных.

  • Заподозренное в коррупции лицо действовало единолично в целях личного обогащения.
  • Коррупционер действовал в интересах третьих лиц, за что получал вознаграждение. Здесь существует три частные версии:
    • * Он действовал в интересах физических, юридических лиц, занимающихся легальным бизнесом;
    • * Он действовал в интересах организованной преступной группы, не являясь ее постоянным членом;
    • * Он является членом организованной преступной группы (преступного сообщества).

Коррупционные преступления, имеют специального субъекта: «должностное лицо или лицо, занимающее государственную должность». Коррупционные преступления — это служебные преступления, совершаемые лицом, занимающим должность, согласно которой оно имеет определенные распорядительные либо управленческие полномочия.

Проблемы, возникающие при выявлении и расследовании преступлений коррупционной направленности

Задачи по выявлению и качественной организации предварительного следствия по преступлениям коррупционной направленности, наряду с борьбой с экстремистскими и террористическими проявлениями, соблюдением законодательства при реализации национальных проектов, в сфере трудовых правоотношений являются одними из самых приоритетных задач, которые стоят перед сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками других правоохранительных органов и силовых структур.

Со своей стороны автор отмечает, поскольку расследовал, довел до суда ряд громких и резонансных уголовных дел коррупционной направленности, что, как правило, это кропотливая, напряженная деятельность не только следователя, но и целого ряда оперативных структур, а затем — прокурора и суда.

Проблемы возникают на стадии квалификации коррупционных преступлений, когда из органов дознания уже поступил материал проверки.

Вроде бы со стороны все просто: требуется вынести постановление о возбуждении уголовного дела, задержать преступника и спокойно выполнять следственные действия. Уголовное преследование иностранных граждан и лиц без гражданства? На самом деле, зритель видит некий промежуточный итог большой предварительной работы, направленной на выявление, собирание и закрепление доказательственной базы совершенного преступления. Самый же главный результат — реализация конституционного принципа неотвратимости наказания, будет достигнут лишь при направлении уголовного дела в суд, после чего должен быть вынесен справедливый приговор и как следствие — отбытие наказания виновным. Таким образом, проблемы при выявлении и расследовании преступлений коррупционной направленности, возникают. Однако, несмотря на это борьба с коррупцией продолжается только в нарастающем режиме и, думается, что совсем скоро не чистому на руку чиновнику будет очень тяжело.

Автор также внесен скромный вклад в эту борьбу и только в этом году мной лично закончены и направлены в суд несколько уголовных дел коррупционной направленности по 28 эпизодам совершенных преступлений в отношении 5 лиц.

Противодействие уголовному преследованию по коррупционным преступлениям: проблемы и пути их решения

Для российского общества проблема противодействия уголовному преследованию по коррупционным преступлениям приобрела особую значимость, поскольку масштабы коррупционных проявлений в Российской Федерации достигли значительного уровня.

В Акмолинской области увеличился рост коррупционных преступлений


Так, по данным исследований, показатели годовых коррупционных проявлений в Российской Федерации достигают примерно одной трети бюджета страны.

В коррупционных преступлениях нет ни стороны потерпевшей, ни стороны, заинтересованной в установлении истины по делу, а также в выявлении и раскрытии преступления, в назначении наказания виновному в совершении преступления. Эти стороны стремятся скрыть, завуалировать преступление не только от сотрудников правоохранительных органов, но и от общественности.

По мнению А. В. Куракина, «антикоррупционная политика должна реализовываться с помощью правовых норм различной отраслевой принадлежности.

Кроме этого, она должна быть направлена на реализацию разных административно-правовых средств предупреждения и пресечения преступлений коррупционной направленности в системе государственной службы Российской Федерации . Генеральная прокуратура Российской Федерации, являясь главным и единственным координирующим органом в правоохранительной системе по борьбе с коррупционной преступностью, осуществляет антикоррупционное наблюдение в совокупности с учетом данных уголовной статистики и позволяет разработать на должном уровне новую методологическую основу для борьбы с коррупционной преступностью .

  1. Продолжить совершенствование и развитие правовой основы противодействия коррупции.

имело ограниченный эффект, поскольку данный закон регулировал противодействие коррупции только на федеральном уровне управления выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции Очевидно, этот акт стал результатом влияния подписанной в начале 1999 г. Россией и некоторыми другими странами бывшего СССР (Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Литвой, Латвией, Молдавией, Украиной, Эстонией) Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) и, по своей сути, свел понятие коррупции к получению и даче взятки, не раскрыв содержания «других коррупционных правонарушений». Криминогенная ситуация в Российской Федерации свидетельствует, что коррупция стала принимать все более профессиональный характер, являясь проблемой, посягающей на основы национальной безопасности, стабильность общества, конституционные права и свободы граждан. Одним из важнейших способов борьбы с этим явлением по-прежнему остается уголовно-правовая репрессия.

Проблемы уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления

В обиходе под коррупцией понимаются мздоимство, казнокрадство, кумовство, протекционизм.

См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2008. С. 460.

Б) совершенное с прямым умыслом и сопряженное с применением насилия или угрозой применения насилия либо подкупом в отношении лица, осуществляющего правосудие, или представителя власти предварительное расследование с целью воспрепятствования осуществлению указанными лицами законной деятельности;В этот перечень, но с определенными комментариями вошли со ссылкой на УК РФ: Ратифицировав этот международно-правовой акт, Россия в п. 1 ст. 1 указанного Закона констатировала, что внутренним законодательством она признает коррупционными и уголовно наказуемыми деяния, предусмотренные следующими статьями Конвенции.

Тактика расследования коррупционных преступлений

  • — форма вымогательства;
  • — сумма или предмет взятки;
  • — характер угроз и их последствия;
  • — причина обращения с заявлением в правоохранительные органы, кто осведомлен о намерении заявить о происшедшем в правоохранительные органы, и другие факты взяточничества.

Кроме того, желательно напомнить заявителю, что при приеме заявления он предупреждался об ответственности за заведомо ложный донос.

Допросом устанавливаются обстоятельства осуществления заподозренными лицами преступных действий и их документальное оформление. Выясняется: принимались ли меры к ускорению (задержанию) рассмотрения конкретных документов и законность выполнения должностным лицом служебных действий; вызвали ли у допрашиваемого определенные подозрения действия подозреваемого; если вызвали, то в чем они выражались; каковы отношения свидетеля с подозреваемым и т. п. В целях поиска материальных следов преступления, кроме осмотра проводится обыск и выемка . О проведении задержания с поличным составляется протокол с приложениями к нему (фотоснимки, аудио- и видеозаписи), составленные и изготовленные с соблюдением требований ч. 4 ст.

84 УПК РФ. Кроме того, особенностью расследования коррупционных преступлений является оказание противодействия расследованию со стороны виновных и их окружения. Это противодействие выражается в различных формах: подкуп свидетелей, уничтожение служебной документации, физическая расправа с лицами, изобличающими коррупционеров; сокрытие их за рубежом и т. п. Кроме того, при подготовке к допросу следователь может использовать помощь соответствующих специалистов для точной формулировки вопросов, определения порядка предъявления имеющихся доказательств. Целесообразной может быть помощь специалиста и непосредственно при производстве самого допроса.

Таким образом, невысокая эффективность расследования и раскрытия преступлений коррупционной направленности – результат влияния объективных и субъективных причин и факторов различного характера. Преодоление проблем видится в реализации комплекса мер по ужесточению уголовно-правовой политики, активизации взаимодействия субъектов расследования, обновлении схем и принципов межгосударственного взаимодействия, повышении правосознания общества и сотрудников правоохранительных органов РФ. Конвенция ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006.

N 26. Ст. 2780. Обсуждаемым является и примечание к ст. 204 УК РФ содержащее условия, при которых лицо освобождается от уголовной ответственности за коммерческий подкуп.

Особенности методики расследования коррупционных преступлений


Основные коррупционные деяния охватывают ряд должностных и экономических преступлений: взяточничество (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) и др.

Выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц

Если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: -коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше. Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.

Ответ: «Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц? Коррупция проявляется в совершении: Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Нормативно-правовые и институциональные меры противодействия коррупции

Согласно Конвенции ООН против коррупции 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.99 к коррупционным преступлениям, наряду с корыстными служебными злоупотреблениями (взяточничеством, хищением и др.), относятся: воспрепятствование осуществлению правосудия, сокрытие и представление в ложном свете обстоятельств преступлений, что вполне оправданно в рамках системного подхода к борьбе с этим явлением.

Сокрытие коррупционного преступления должностным лицом, в компетенцию которого входят выявление, регистрация, расследование преступления, может быть квалифицировано по ст. 285, 286, 292 УК РФ.

Сокрытие коррупционного преступления влечет уголовную ответственность на общих основаниях по ст.

316 УК РФ, а также по нормам о соучастии в преступлении, служебном злоупотреблении. Ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования предусмотрена ст. 294 УК РФ и наступает за любое вмешательство в деятельность суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание. Указанное деяние может и не преследовать корыстную цель, а совершаться по мотиву угодничества нужным людям с целью «спасения родственника, друга, знакомого, «однопартийца с использованием административного ресурса, шантажа и других методов . Возникает вопрос о квалификации продолжаемой деятельности должностного лица по укрывательству ряда коррупционных преступлений. Например, в правоохранительные органы поступают сообщения о злоупотреблениях должностного лица при сдаче муниципального имущества в аренду, распоряжении земельными участками, однако им не дается ход, хотя и принимаются многочисленные решения: о направлении в различные инстанции для проверок, об отказе в возбуждении уголовного дела.

Поэтому данные методические рекомендации нацелены на то, чтобы ориентировать следователей на правильное применение результатов оперативно-розыскной деятельности, начиная со стадии доследственной проверки. Как правило, в большинстве случаев основным доказательством дачи-получения взятки является ее передача под контролем, проводимом в рамках оперативно-розыскного мероприятия – оперативный эксперимент. Отмечено изменение структуры коррупционной преступности, акценты смещены на борьбу с наиболее значимыми и опасными деяниями, выявлено больше фактов взяточничества (44 % от общего числа зарегистрированных преступлений), а также преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб. Вместе с тем принимаемые правоохранительными органами меры по выявлению, пресечению и расследованию коррупционных преступлений нельзя назвать исчерпывающими, поскольку уровень коррупционной преступности в Оренбургской области продолжает оставаться высоким, а возникающие в практической деятельности проблемы требуют корректировки работы правоохранительных органов. Одним из условий освобождения от уголовной ответственности по примечаниям к ст.

204, 291, 291 1 УК РФ является добровольное сообщение виновным о совершенном преступлении — дачи взятки, совершении коммерческого подкупа или посредничества во взяточничестве. В качестве адресата такового называются правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело. Не прояснило ситуацию и Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 09.11.2005 г. № 546-П05 по данному вопросу. В нем указывается, что активное способствование раскрытию преступления заключается в даче подробных и достоверных показаний об обстоятельствах совершенных преступлений, причем независимо от дальнейшего поведения лица, в том числе и в ходе судебного разбирательства по уголовному делу .

Помимо прочего, лицо должно полностью признать свою вину в совершении инкриминируемого преступного деяния.

Читайте другие статьи на сайте:

  • При котором следователь не вправе приостановить предварительное следствие

1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:
- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;
- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
- совершения преступления с только прямым умыслом;
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с рацифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий:
Ст. 141.1Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
Ст. 184 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов
П. «б» ч. 3 ст.188 Контрабанда б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
Ст.204 Коммерческий подкуп
Ст.289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Ст.290 Получение взятки
Ст.291 Дача взятки

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий:

3.1 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
Ст.174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
Ст. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Ч.3 ст.210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

3.2 Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической
карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
Ст.294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Ст.295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Ст.296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Ст.302 Принуждение к даче показаний
Ст.307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
Ст.309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу

3.3 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом:
П.п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.142 Фальсификация избирательных документов, документов референдума
Ст. 170 Регистрация незаконных сделок с землей
Ст.201 Злоупотребление полномочиями
Ст.202 Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
Ст.285 Злоупотребление должностными полномочиями
Ст.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств
Ст.285.2 Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Ст.286 (за исключением п.п. «а», «б» ч.3) Превышение должностных полномочий (за исключением а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств;)
Ст.292 Служебный подлог
Ст. 305 Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

3.4 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации:
Ч. 4 ст.188 Контрабанда Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой,
П. «в» ч. 3 ст. 226 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. в) лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.228.2 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере
П. «в» ч. 2 ст.229 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в) лицом с использованием своего служебного положения;
3.5 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом:
Ч.ч.3,4 ст.183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. 4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия
П. «б» ч. 3 ст.228.1 Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;
г) в особо крупном размере
3.6 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:
Ч.ч.3,4 ст.159 Мошенничество 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере
Ч.ч. 3,4 ст.160 Присвоение или растрата 3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере

4.Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества незаконного представления такой выгоды:

Ст.159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6) Мошенничество
Ст.169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Ст.178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Ст.179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

В процессе выявления преступлений коррупционной на­правленности оперативные подразделения ОВД сталкиваются с определенными проблемами.

Практика показывает, что в ходе проведения оперативно­розыскного мероприятия (ОРМ) «оперативный эксперимент» в целях проверки первичной информации о вымогательстве взятки создаются такие ситуации (обстоятельства и объекты преступных посягательств), в которых лицо, подозреваемое в подготовке или совершении преступления, находится перед добровольным выбором совершения преступных действий или отказа от них.

При проведении оперативного эксперимента по фактам взяточничества достаточно часто возникает вопрос - как и по каким критериям определить, когда действия оперативных сотрудников и иных участвующих лиц, направленные на изо­бличение взяточника, являются законными, а когда - противо­правными. Речь идет о провокации взятки, подстрекательских действиях сотрудников правоохранительных органов на при­нятие предмета взятки.

Провокация взятки в уголовном законе (ст. 304 УК РФ) определена как попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказание ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

В контексте сказанного А. А. Илюшин, отмечает, что при­знаки состава преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ (провокация взятки) описаны не в полном объеме.

Разделяя точку зрения А. А. Илюшина, мы считаем, что признаки состава преступления «Провокация взятки» описа­ны не в полном объеме, в частности, использование в тексте такого не отвечающего смыслу запрета оборота, как «попытка передачи», затрудняет установление точного содержания со­ответствующего запрета.

Высший судебный орган, давая разъяснения о примене­нии данной статьи, ограничил пределы ее действия, указав на обстоятельства, установление которых препятствует вмене­нию соответствующего состава преступления. Пленум Вер­ховного Суда РФ в п. 25 Постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и ком­мерческом подкупе» разъяснил, что преступление, предусмо­тренное ст. 304 УК, является оконченным с момента попытки передачи денег или иных материальных ценностей либо по­пытки оказания услуг имущественного характера. Однако сло­во «попытка» может быть расценено практикой как действие, не завершенное по обстоятельствам, не зависящим от воли передающего лица.

Многие исследователи указывают, что не существует еди­ного мнения о сущности и организационно-правовой спец­ифике проведения «оперативного эксперимента», а в области исследования понятия «провокация» образовался «вакуум».

Поскольку наиболее часто оперативные эксперименты проводятся в отношении лиц, вымогающих взятки либо уча­ствующих в коммерческом подкупе, законодатель ввел жест­кие правовые ограничения на проведение такого рода ОРМ, с тем чтобы оно не трансформировалось в провокацию.

Как справедливо отмечают авторы, оперативный экспе­римент только тогда ценен и доказателен, когда лицо, в отно­шении которого он проводится, находится в обычных для него условиях, когда на него не давят привнесенные обстоятельства, не искажают проявлений его воли.

Допуская возможность совершения взяточничества, мы тем самым не создаем искусственно условий, способствующих предложению или получению взятки, не провоцируем эти действия, а создаем предпосылки для обнаружения уже имев­ших место фактов вымогательства взятки. Иными словами, такие действия не отражаются на решимости подозреваемых совершить преступление вообще. Создается лишь модель ре­альной ситуации, что позволяет взять под контроль ее разви­тие, получить изобличающие доказательства, задержать раз­рабатываемого с поличным.

При проведении оперативного эксперимента создаются условия свободного выбора для проверяемого (испытуемо­го) лица, т.е. существования у него альтернативы поведения в опытных условиях данного ОРМ. Оперативный эксперимент - это всегда создание искусственных условий, сходных с теми, которые ранее способствовали совершению преступлений. Если не будут создаваться искусственные условия, то это будет не эксперимент, а оперативно-розыскное мероприятие «на­блюдение».

Основанием проведения «оперативного эксперимента» является не общая предположительная информация о воз­можном противоправном поведении лица, а информация о конкретном факте вымогательства. Поэтому особое внимание должно быть направлено на предварительное установление наличия противоправного поведения должностного лица с целью получения информации о том, что оно инициативно требует, или более того, вымогает взятку, то есть совершает приготовление к преступлению.

Из сказанного следует, что оперативный эксперимент не­обходимо проводить преимущественно в системе оператив­ной комбинации, где в ходе документирования противоправ­ных действий взяткополучателя, еще до проведения данного ОРМ основное внимание необходимо сосредоточить на фик­сации (документировании) умысла и инициативы на совер­шение преступления (факта вымогательства, неоднократности совершения, ранее имевших место фактов получения взятки).

При проведении оперативного эксперимента в целях проверки полученного заявления гражданина по факту вы­могательства взятки с целью выявления всех обстоятельств и задержания взяткополучателя оперативные работники долж­ны тщательно подходить к организации проведения этого мероприятия, и прежде всего надлежащим образом доку­ментально оформить наличие фактов, подтверждающих факт требования незаконного вознаграждения, а также установить неизвестные эпизоды взяточничества, в том числе те, в кото­рых взяткодатель не принимал непосредственного участия.

В контексте сказанного важное значение имеет линия по­ведения субъекта ОРМ - «взяткодателя». Оперуполномочен­ные должны четко и ясно определить его линию поведения, с тем чтобы исключить из его поведения инициативу на совер­шение преступления, т.е. провокационную деятельность. Ин­структаж и определение линии поведения субъекта, а также проверка ее усвоения должны документироваться с использо­ванием технических средств.

Аналогичной позиции придерживается Б. В. Волженкин который отмечает, что «иная правовая оценка должна быть дана ситуации, когда должностное лицо по своей инициативе требует или, более того, вымогает взятку. В этом случае последующие действия оперативных работников, имитирующих дачу взятки такому должностному лицу, - это правомерное оперативно-ро­зыскное мероприятие, преследующее цель выявления и пресе­чения тяжкого преступления, поскольку к моменту проведения данного оперативно-розыскного мероприятия должностное лицо без какого-либо подстрекательства провоцирующего ха­рактера совершило приготовление (покушение) к получению взятки».

Таким образом, при проведении оперативного экспери­мента по факту вымогательства взятки оперативные работни­ки должны тщательно подходить к документальному оформ­лению и организации этого мероприятия, и прежде всего надлежащим образом документально оформить наличие фак­та вымогательства взятки.

Деятельность сотрудников подразделений ОВД, обеспе­чивающая эффективную проверку заявления о вымогатель­стве взятки можно условно подразделить на три основных этапа:

  1. Получение и документальное оформление информа­ции о факте вымогательства взятки (работа с заявителем).
  2. Организация и осуществление комплекса оперативно­розыскных мероприятий по первичной проверке полученной информации и документированию действий лиц, причастных к преступлению.
  3. Подготовка и проведение оперативно-розыскной опе­рации (в рамках ОРМ «оперативный эксперимент») по задер­жанию «с поличным» проверяемого должностного лица.

При этом на всех перечисленных этапах сотрудники опе­ративных подразделений должны в полном объеме использо­вать спецтехнику для выявления и сохранения информации, предметов и документов, имеющих отношение к преступле­нию, выявлению и фиксации действий лиц, причастных к пре­ступлению.

В процессе документирования преступных действий про­веряемого, в частности, в ходе переговоров и встреч с данным лицом, необходимо осуществлять аудиозапись бесед с ним, под контролем оперативных работников, пользоваться необ­ходимыми техническими средствами для фиксации преступ­ных действий этого лица, а также документов отражающих эту деятельность.

Полученная информация о фактах взяточничества требу­ет обязательной первичной проверки в целях уточнения дета­лей, определения достоверности, наработки дополнительной информации, которая позволит выбрать тактический при­ем задержания взяточника с поличным, определить удобное место проведения операции (оперативного эксперимента), время ее начала, необходимые средства фиксации значимой информации, количество участников операции и определить их задачи.

В процессе проведения первичной оперативной провер­ки заявления сотрудник, осуществляющий проверку, должен обратить внимание на следующее:

Является ли лицо, указанное в заявлении, должностным, круг его функциональных обязанностей, входит ли вопрос за­явителя в его компетенцию;

Какими нормативными документами регламентируется механизм разрешения вопроса заявителя и законный ли во­прос он пытался решить;

В каких документах должны отражаться действия или бездействие должностного лица в связи с вопросом заявителя;

Принятый общий порядок документооборота в органи­зации, ведомстве;

Кто из работников органа имеет отношение к докумен­там, отражающим вопрос заявителя, кто из них может быть вовлечен в незаконную деятельность должностного лица и где хранятся искомые документы;

Через связи заявителя изучить его личность, чтобы сни­зить вероятность клеветы или искажения информации, полу­ченной от него, а также определить его потенциальные воз­можности в качестве участника проверки заявления;

Изучить место, определенное должностным лицом для передачи взятки.

Из сказанного можно сделать вывод, что при документи­ровании фактов взяточничества важное значение имеет про­цесс документирования умысла на преступление со стороны лица, представляющего оперативный интерес. Умысел на совершение преступление лица, представляющего оператив­ный интерес, может быть задокументирован в двух следующих случаях:

При непосредственном проведении оперативного экс­перимента;

При проведении оперативного эксперимента в системе оперативной комбинации.

Оперативными сотрудниками приоритет, при наличии определенных условий в процессе документирования пре­ступной деятельности лиц, должен отдаваться оперативно­му эксперименту в системе оперативной комбинации, где умысел на совершение преступления документируется до непосредственного проведения оперативного эксперимента. Следует выявлять и документировать неоднократность совер­шения лицом преступлений. Особое внимание необходимо уделять при проведении оперативного эксперимента выра­ботке линии поведения субъектами этого ОРМ. В действиях взяткодателя следует исключить инициативу на совершение преступления, т.е. провокационную деятельность.

Задачи по выявлению и качественной организации предварительного следствия по преступлениям коррупционной направленности, наряду с борьбой с экстремистскими и террористическими проявлениями, соблюдением законодательства при реализации национальных проектов, в сфере трудовых правоотношений являются одними из самых приоритетных задач, которые стоят перед сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками других правоохранительных органов и силовых структур.

На вопрос, который автор задает самому себе: «почему?», есть ответ - коррупция существует не сама по себе, а выступает как средство обеспечения эффективной преступной деятельности и, в первую очередь, в сфере экономики. Таким образом, коррупционные проявления подрывают экономическую безопасность нашего общества, государства и абсолютно правильно обращается столь пристальное внимание к этой проблеме. Автор отмечает, как законодатель ужесточает санкции за совершение подобных преступлений, вопрос коррупции регулярно поднимается средствами массовой информации, да и в принципе отмечать коррупционные проявления в настоящее время модно.

Со своей стороны, как профессионал, сотрудник Следственного комитета Российской Федерации, автор отмечает, что все выглядит красиво, когда зритель видит кадры по телевидению или Интернету в тот момент, когда очередного взяточника, взяткодателя или как модно в настоящее время подчеркивать - «коррупционера» задерживают, надевают на него наручники, ведущий, комментатор или диктор сообщает, какой срок лишения свободы предусмотрен за преступление, которое ему инкриминируется. Обыватель, просмотрев хронику криминальных новостей доволен, все счастливы, борьба ведется, «вор в тюрьме».

На самом деле, зритель видит некий промежуточный итог большой предварительной работы, направленной на выявление, собирание и закрепление доказательственной базы совершенного преступления. Самый же главный результат - реализация конституционного принципа неотвратимости наказания, будет достигнут лишь при направлении уголовного дела в суд, после чего должен быть вынесен справедливый приговор и как следствие - отбытие наказания виновным.

Со своей стороны автор отмечает, поскольку расследовал, довел до суда ряд громких и резонансных уголовных дел коррупционной направленности, что, как правило, это кропотливая, напряженная деятельность не только следователя, но и целого ряда оперативных структур, а затем - прокурора и суда.

Автор останавливается на проблемах, которые возникают при выявлении и расследовании указанной категории уголовных дел, а они, безусловно, возникают, причем уже на стадии выявления преступления, так как проведение органом дознания на высоком профессиональном уровне комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление признаков преступления, всех лиц, участвующих в его подготовке, предотвращении наступления вредных последствий имеет важнейшее значение, от которого зависит, сможем ли установить все обстоятельства преступления, уличить виновного в содеянном. Именно от результатов указанных мероприятий в подавляющем большинстве зависит решение о возбуждении уголовного дела и успех последующего расследования. Поэтому следствием, а в последующем и судом обращается особое внимание проверке законности и обоснованности производства оперативно-розыскных мероприятий, правильности составления документов об их результатах. При этом следует учитывать, что сами по себе результаты оперативно-розыскной деятельности доказательствами в уголовном процессе не являются и могут стать таковыми после того, как следователь проведет необходимые следственные действия и даст оценку полученным доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности. Здесь возникают проблемы уже на стадии предоставления материалов оперативно-розыскной деятельности следователю. Не редки случаи, когда указаны названия проведенных оперативно-розыскных мероприятий, не соответствующих исчерпывающему перечню, указанному в ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Например, в законе отсутствуют названия таких мероприятий, как добровольная выдача либо изъятие предметов, поэтому протоколы добровольной выдачи или изъятия предметов, оформленные результатом оперативно-розыскных мероприятий, могут быть признаны как полученные с нарушением законодательства. В некоторых случаях оперативные сотрудники проведение оперативного эксперимента оформляют как наблюдение, хотя это два совершенно разных мероприятия, различны и условия их производства. Проведение оперативного эксперимента возможно только по постановлению, утвержденному руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления средней тяжести. Наблюдение же может проводиться без каких-либо ограничительных условий и разрешающих организационно-распорядительных документов.

Проблемы возникают на стадии квалификации коррупционных преступлений, когда из органов дознания уже поступил материал проверки. Вроде бы со стороны все просто: требуется вынести постановление о возбуждении уголовного дела, задержать преступника и спокойно выполнять следственные действия.

Однако, перед тем, как квалифицировать действия заподозренного лица, нужно знать и понимать закон, особенно там где речь идет о должностных преступлениях, большая часть которых и относится к категории коррупционных преступлений (ст.ст. 285-293 УК РФ), когда преступления совершаются сотрудниками правоохранительных органов, сотрудниками полиции, прокуратуры, суда, государственных и муниципальных предприятий. Ведь каждый состав должностного преступления имеет свои особенности, и проблемы возникают уже на стадии определения и соотнесения лица, заподозренного в совершении преступления с понятием субъекта. Законодатель достаточно четко дает нам формулировку, что следует понимать под субъектом должностного преступления и какие функции он должен выполнять. Однако, на практике не редки случаи, когда определить полномочия заподозренного лица очень сложно. Это связано с тем, что с одной стороны на многих предприятиях достаточно «хитро» с правовой точки зрения составляются инструкции и устав, с другой стороны бывает сложно определить, выполняло ли лицо административно-хозяйственные и организационно-распорядительные полномочия либо выполняло непосредственно свои профессиональные или технические обязанности. При квалификации преступного деяния возникает целый комплекс вопросов, подлежащих разрешению, в частности, каким образом квалифицировать действия, скажем, оперативного сотрудника, который взял взятку от доставленного к нему лица за не возбуждение в отношении него уголовного дела, когда эти действия не отнесены к его непосредственным полномочиям и служебным обязанностям. Всегда остается открытым вопрос о провокации взятки. При квалификации действий преступника очень важно не ошибиться, в противном случае, в последующем будет вынесен оправдательный приговор и работу предварительного следствия назовут браком, а как известно, что хорошее дело, браком не назовут.

После возбуждения уголовного дела также возникают многочисленные проблемы. Здесь следует отметить, что при производстве следственных действий прежде всего должен соблюдаться закон, уголовно-процессуальное законодательство, все права, подозреваемого, обвиняемого, участвующих в ходе следственных действий лиц должны соблюдаться в полном объеме. Если вы в ходе обыска по месту жительства обвиняемого, где был изъят предмет взятки - деньги, не разъяснили ему право на возможность приглашения защитника или проводили обыск без участия понятых, в последующем придется прекращать уголовное дело, поскольку протокол обыска будет признан недопустимым доказательством. В коррупционных делах редки прямые доказательства виновности преступников, особенно если речь идет о «высоких чинах в погонах», которых не так часто удается взять с поличным, и которые практически никогда добровольно не выдают предмет взятки - помеченные купюры. В основном обвинение базируется на системе косвенных доказательств, представляющих собой неразрывную цепь фактов, указывающих на совершение преступления конкретными лицами. В связи с этим большое значение приобретают свидетельские показания и умение следователя «находить» свидетелей, могущих подтвердить косвенные факты. При этом свидетельские показания максимально детализируются и проверяются. Здесь следует отметить проблему, которая может возникнуть на данной стадии следствия. Свидетель может не договаривать, умышленно скрывать или умалчивать имеющие для следствия значимые факты. Если важный свидетель не допрошен незамедлительно, это даст возможность обвиняемому склонить его к даче показаний в свою пользу. Подробная же детализация показаний допрашиваемых позволяет всестороннее и объективно проверить и проанализировать полученные данные, расширить круг потенциальных свидетелей по делу, а также препятствует в дальнейшем возможному отказу допрашиваемых от данных ими показаний. Допрос же обвиняемого и подозреваемого вообще не возможен без предварительного планирования. При даче показаний обвиняемым или подозреваемым можно легко попасть в ситуацию, когда от места поставленной запятой зависит итог следственного действия (казнить нельзя, помиловать или казнить, нельзя помиловать). Поэтому даже при получении признательных показаний, когда лицо идет на сотрудничество со следствием, важно обращать внимание на детали и выяснять все вопросы углубленно, как можно более конкретно, чтобы у преступника не было впоследствии возможности избежать уголовной ответственности и отказаться от своих показаний с аргументацией - «меня не правильно поняли».

Таким образом, проблемы при выявлении и расследовании преступлений коррупционной направленности, возникают. Однако, несмотря на это борьба с коррупцией продолжается только в нарастающем режиме и, думается, что совсем скоро не чистому на руку чиновнику будет очень тяжело. Автор также внесен скромный вклад в эту борьбу и только в этом году мной лично закончены и направлены в суд несколько уголовных дел коррупционной направленности по 28 эпизодам совершенных преступлений в отношении 5 лиц.

Для начального этапа расследования преступления коррупционной направленности наиболее типичными являются две ситуации:

  • 1) когда дело возбуждено по заявлению о предстоящей даче взятки или вскоре после ее передачи и заподозренным неизвестно об этом. Первичная информация о фактах взяточничества может содержаться в следующих документах: заявление должностного лица о предложении взятки; заявления потерпевших, свидетелей и других лиц о совершенном или совершающемся преступлении; информация о взяточничестве, полученная из оперативных источников или из материалов расследования другого уголовного дела;
  • 2) когда с момента дачи взятки прошло продолжительное время. Расследование в первой ситуации начинается неожиданно для взяточников и успех оперативно-тактической операции определяется неотложностью производства оперативных мероприятий и следственных действий. Их задачей является обнаружение и изъятие предмета взятки и других доказательств и изобличение преступников. Москвин Е.О. Противодействие предварительному расследованию: понятие и классификация //Воронежские криминалистические чтения. - Воронеж, ? №5, 2012. - С. 75

В рамках этой оперативно-тактической операции производятся следующие следственные действия: допрос заявителей, задержание преступников с поличным, личный обыск задержанных и обыски на их рабочих местах и по месту жительства, осмотр предмета взятки, допрос подозреваемых, осмотр и изъятие документов, допрос свидетелей.

В ситуации, когда с момента дачи-получения взятки прошло продолжительное время, задачей расследования является собирание и исследование доказательств, позволяющих сделать достоверный вывод о цели и мотивах преступления, обстоятельствах его совершения и причастных к нему лицах.

В этой ситуации производятся допрос заявителя и свидетелей, обыск, осмотр и выемка документов, документальные ревизии, осмотр места происшествия, наложение ареста на корреспонденцию, криминалистические экспертизы, оперативно-розыскные мероприятия, допрос заподозренных во взяточничестве и иных заинтересованных лиц.

Тактические особенности первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании взяточничества определяются характером следственной ситуации и содержанием собранной криминалистически значимой информации.

Допрос заявителя . В процессе допроса заявителя выясняются подробные сведения о событиях преступления и связанных с ним предшествующих и последующих обстоятельствах, а также устанавливается:

  • -- кому, когда, где, кем, каким образом будет передана взятка или уже дана взятка;
  • -- что является предметом взятки, его индивидуальные признаки и место нахождения;
  • -- за совершение каких действий дана взятка.

При вымогательстве взятки устанавливается:

  • -- форма вымогательства;
  • -- сумма или предмет взятки;
  • -- характер угроз и их последствия;
  • -- причина обращения с заявлением в правоохранительные органы, кто осведомлен о намерении заявить о происшедшем в правоохранительные органы, и другие факты взяточничества.

При появлении сомнений в объективности заявления и наличии оснований для выдвижения версии об оговоре должностного лица необходимо провести срочную оперативно-розыскную проверку достоверности сделанного заявления.

Кроме того, желательно напомнить заявителю, что при приеме заявления он предупреждался об ответственности за заведомо ложный донос.

Данные, полученные в ходе розыскных и проверочных мероприятий, должны быть проанализированы и если они подтверждаются, то безотлагательно приступают к планированию и проведению тактической операции «Задержание с поличным».

В ходе подготовки задержания с поличным тщательно и детально изучаются:

  • -- место предполагаемой взятки;
  • -- пути подхода к названому месту и пути отхода от него;
  • -- топографические детали местности;
  • -- структура и детали обстановки.

Составляется план местности или помещения, на котором отмечается положение всех участников операции. Каждый из участников подробно инструктируется о последовательности выполнения порученных ему действий в предполагаемых вариантах развития ситуации. Подготавливается фото-, аудио- и видеотехника, и инструктируются специалисты, которые должны ее использовать.

Обязательно с соблюдением мер конспирации готовится к участию в операции заявитель и подготавливается к передаче передаваемый объект, который обрабатывается специальным красящим бесцветным химическим составом. Эти действия отражаются в специально составленном рапорте. Кроме того, за обоими участниками встречи с начала подготовительных мероприятий до передачи предмета взятки устанавливается оперативное наблюдение, которое также оформляется рапортом. Зорин Г.А. Использование криминалистических игр, инверсий, эффектов и тактических ловушек при расследовании, обвинении и защите по уголовным делам. ? М., 2002. - С. 49

Затем производится непосредственное проведение операции по задержанию с поличным. После ее успешного проведения производится обыск задержанного, составляется протокол осмотра обнаруженных у него объектов, и проводится осмотр места происшествия. Если задержанному удается освободиться от предмета взятки, то самым тщательным образом выявляются следы рук на предмете взятки или на его упаковке, а также обязательно приобщаются к протоколу осмотра фотоснимки и видеозаписи хода передачи взятки и освобождения взяткополучателя от объекта взятки.

О проведении задержания с поличным составляется протокол с приложениями к нему (фотоснимки, аудио- и видеозаписи), составленные и изготовленные с соблюдением требований ч. 4 ст. 84 УПК РФ.

При проведении тактической операции по задержанию с поличным только сотрудниками органов дознания (без следователя) это мероприятие закрепляется в протоколе оперативного эксперимента.

Осмотр предмета взятки. Обнаруженные у взяточников в ходе задержания и обыска предметы, денежные суммы и документы осматриваются и описываются. При описании предмета взятки указываются групповые и частные (индивидуальные) признаки, а у денежных купюр -- номера и серии, которые были предварительно зафиксированы при подготовке задержания взяточников с поличным. Такое совпадение -- неоспоримая улика совершения преступления.

Результаты успешно проведенной операции по задержанию с поличным является основанием для возбуждения уголовного дела о коррупционном преступлении.

Выезжая на осмотр места происшествия по должностному преступлению, необходимо уяснить, какую информацию необходимо получить в процессе осмотра, и учитывать, что местом происшествия, как правило, являются учреждения государственной, местной муниципальной власти, работа которых связана со сведениями, составляющими государственную тайну, поэтому следователь, специалисты, оперативные работники и понятые должны иметь соответствующий допуск к секретным и служебным документам, а вооруженная охрана объекта может помешать своевременно попасть на место происшествия. Следователь и орган дознания должны прогнозировать такую ситуацию и еще на подготовительном этапе до выезда на место происшествия подготовиться к преодолению незаконного сопротивления, чтобы своевременно попасть на место происшествия. Халиков А.Н. Тактические аспекты расследования коррупционных преступлений // Российский следователь. ? №. 21. ? М., 2008. - С. 91

В целях поиска материальных следов преступления, кроме осмотра проводится обыск и выемка .

Основанием обыска является наличие достаточных данных (в том числе и оперативно-розыскного характера) о том, что искомые предметы находятся в конкретном месте. Обыски в отношении дел о получении взяток могут быть: по месту жительства подозреваемых и членов их семей, по месту работы соучастников получения взятки, по месту службы (работы) взяткополучателей и в других местах в зависимости от информации, полученной от достоверных источников.

Обыски производятся в целях обнаружения и изъятия: предмета взятки, упаковки предмета взятки; документов, подтверждающих или опровергающих взятку; дневников, записей, квитанций, записок, писем; служебных и иных документов, подтверждающих или опровергающих причастность к решению вопросов, связанных с выполнением конкретных служебных действий в интересах взяткодателя.

Кроме того, изымается: личная документация (переписка, адреса и номера телефонов, мобильные телефоны с записями адресов, номеров телефонов и иной информацией); дарственные предметы и книги с дарственными надписями, последние могут служить основанием о знакомстве участников преступления.

Целью обыска у взяткополучателей также являются: определение материального достатка (путем изъятия и изучения банковских сберегательных книжек, исследования доходов и расходов членов семьи), выявление фактов денежных трат и фактов приобретения дорогостоящих предметов и ценностей. По окончании обыска у взяткополучателя следователь должен наложить арест на имущество. Гавло В.К. Обстановка преступлений как структурный компонент криминалистической характеристики преступлений // совершенствование расследования преступлений. - Иркутск, ? № 3, 2012. - С. 47

Обыски у взяткодателей производятся в целях получения фактических данных об источниках получения средств для дачи взятки, а также в целях обнаружения в обыскиваемом объекте криминалистически важных материальных следов соучастников преступления, а именно: следов рук, почерка, подаренных, забытых или оставленных на сохранение предметов и т.д. По окончании обысков у взяткодателей следует наложить арест на имущество.

Выемка . При расследовании должностных преступлений выемка производится в случае поступления по уголовному делу криминалистически важных сведений, не подлежащих сомнению, о наличии определенных документов или предметов в конкретном помещении или на конкретном объекте, где работает, живет или бывает должностное лицо.

В протоколах осмотра, обыска и выемки необходимо подробно отражать весь процесс процессуального действия и используемую в процессе следственных действий криминалистическую технику.

Подробно описывать общие и индивидуальные признаки обнаруженных и изымаемых предметов и документов. Обязательно использовать дополнительные средства фиксации: фотосъемку, видеосъемку, зарисовку. Упаковка обнаруженных предметов производится в присутствии понятых и по криминалистическим правилам, чтобы не допустить их повреждения, подмены или утраты.

Допрос задержанного с поличным. Главными условиями успешного допроса подозреваемого являются:

  • 1) предварительная тщательная подготовка к допросу, которая складывается из изучения личности подозреваемого (ознакомление с автобиографией и прошлой деятельностью, определения круга знакомых, друзей и покровителей); ознакомления с функциональными служебными обязанностями, а при необходимости и получение консультаций у специалистов как по вопросам служебной деятельности, так и по назначению и содержанию конкретных документов;
  • 2) немедленный допрос подозреваемого после проведения оперативно-тактической операции по задержанию с поличным. Подозреваемый допрашивается по поводу обнаружения у него денежных сумм (предмета взятки), обстоятельств и источника их получения, функциональных обязанностей его служебной деятельности, характера произведенных им действий по причине его задержания, взаимоотношений с соучастниками преступления и т.п.

Если подозреваемый не признает получения взятки и ссылается на свидетелей и конкретные документы, которые якобы оправдывают его действие, то в этой ситуации целесообразно: осмотреть документы, на которые ссылается подозреваемый, а при необходимости их изъять; немедленно произвести целенаправленные допросы лиц, на которые ссылается подозреваемый, а также допросить родных и близких подозреваемого по вопросу принадлежности ему денежных сумм или предмета взятки. Баев О.Я. О состязательности в досудебном производстве по уголовному делу // Воронежские криминалистические чтения. -Воронеж, ? № 6, 2010. - С. 76

В целях воспрепятствования сговору подозреваемого с родственниками, друзьями, коллегами, а также с лицами, на которых он ссылается, немедленно после допроса этих лиц и при наличии существенных противоречий провести очные ставки между этими лицами и подозреваемым. Такая срочность необходима для воспрепятствования сговора подозреваемого с этими лицами и между собой.

Допрос свидетелей . Тактика допроса свидетелей определяется отношением свидетеля к фактам расследуемого события, к участникам преступления и его заинтересованностью в исходе уголовного дела.

Перед допросом личность свидетеля обязательно изучается. Изучение личности необходимо для проведения целенаправленного допроса и определения очередности допроса свидетелей.

Допросом устанавливаются обстоятельства осуществления заподозренными лицами преступных действий и их документальное оформление. Выясняется: принимались ли меры к ускорению (задержанию) рассмотрения конкретных документов и законность выполнения должностным лицом служебных действий; вызвали ли у допрашиваемого определенные подозрения действия подозреваемого; если вызвали, то в чем они выражались; каковы отношения свидетеля с подозреваемым и т.п.

Наложение ареста на корреспонденцию проводится в целях установления всех участников преступления, их связи между собой и другими лицами, оказавшими им содействие в подготовке, осуществлении и сокрытии преступления. Необходимость проведения этого следственного действия объясняется тем, что соучастники преступления могут находиться в разных населенных пунктах и даже в разных странах. Поэтому наложение ареста на корреспонденцию должно проводиться в тесном взаимодействии с оперативно-розыскными подразделениями.

Оперативно-розыскные мероприятия по расследованию и раскрытию данного вида преступлений осуществляются подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономической и с организованной преступностью и иными правоохранительными органами, имеющими подразделения по борьбе с коррупцией.

К розыскным действиям относятся:

  • -- выявления лиц (соучастников), причастных к преступлению; свидетелей, располагающих криминалистически важными сведениями об обстоятельствах преступления;
  • -- сбор сведений о материальном достатке взяточников и взяткодателей, связях;
  • -- проверка законности справок; документов, послуживших основанием для незаконного удовлетворения интересов взяткодателей и т.д. и т.п.

Производство экспертиз. При выявлении в процессе ревизии или осмотра подделок (подлогов) в служебных документах или фиктивных документов могут назначаться и проводиться судебно-почерковедческие или судебно-технические экспертизы документов. Стоимость предмета взятки определяется судебно-товароведческой экспертизой. Для установления принадлежности участников преступления, следов рук, обнаруженных на объектах взятки, производится дактилоскопическая экспертиза, а для определения химического состава, которым обработан предмет взятки, производится химическая экспертиза. Колчевский И.Б., Данилова С.И., Крашенинников C.B. Особенности квалификации и предварительного расследования по уголовным делам о взяточничестве. ?М., 2010. - С. 37



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме