Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Средства рхб защиты. Рхбз — радиационная, химическая и биологическая защита

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительной деятельности в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители И. А. Грошенков под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. Изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико - синтетической функции мышления. Происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержаны, собраны, внимательны, аккуратны. Их деятельность приобретает осознанный целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность, настойчивость, желание довести начатое до конца. Происходит сенсорное развитие и воспитание, в процессе которого дети знакомятся с такими свойствами предмета как: цвет, форма, величина, пространственное расположение. В работу включаются двигательные и мускульно - осязательные анализаторы. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается воображение, зрительная память, фантазия, формируются, уточняются и закрепляются представления об окружающих предметах и явлениях. Происходит развитие восприятия пространства и пространственных представлений. Коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся.

Общая характеристика курса изобразительной деятельности во 2-4 классах

В курсе изобразительного искусства во 2 классе можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Во 2 классе дети учатся проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), рисовать от руки основные геометрические фигуры; составлять узоры; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи; использовать в узорах различные цвета.

Программа позволяет формировать у учащихся умение правильно размещать изображения на листе бумаги; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета.

Рисование на темы формирует у детей умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умение объединять эти предметы в одном рисунке.

Беседы об изобразительном искусстве позволяют развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц; знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из детских книг. Так же в процессе обучения рассматриваются изделия народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукции художественных произведений. Для этого выделяется 10-15 минут на уроке два раза в четверть.

В курсе изобразительного искусства 3 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству школьников.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

В 3 классе школьники продолжают знакомиться на уроках декоративного рисования с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий они получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках.

Школьники учатся рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

В 3 классе учащиеся практически выполняют и стараются передать в рисунках зрительное соотношение величин предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.

На каждом уроке изобразительного искусства выделяется 10-15 минут на знакомство с изделиями народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.

Уроки изобразительного искусства имеют большое практическое значение в развитии познавательной деятельности школьников.

В курсе изобразительной деятельности 4 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

Место курса в учебном плане

Базисный учебный план на изучение изобразительной деятельности в 1-4 классах отводит 1 час в неделю, всего в 1 классе 33 урока, во 2-4 классах 34 урока.

Академические, жизненные результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:

1 класс

академические:

Организовывать свое рабочее место;

Пользоваться кистью, красками, линейкой, кистью;

Применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (каран-даш, фломастер) материалами для выражения смысла, настроения;

Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

Применять основные средства художественной вы-разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па-мяти и представлению) в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

Рисовать кистью без предварительного рисунка моменты народных орнаментов: геометрические и растительные.

жизненные:

Проявление эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

Выражение собственного мнения при оценке произведений искусства;

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

Стремление ис-пользовать художественные умения для создания красивых ве-щей или их украшения.

2 класс

академические:

Свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

Различать и знать названия цветов;

Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

жизненные:

Овладение элементарными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовидовым признакам;

Формирование умения понимать причины успеха и не успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Овладение умением вести диалог;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

3 класс

академические:

Правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного распо-ложения изображаемого;

Самостоятельно размещать изображение отдельно взято-го предмета посередине листа бумаги;

Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

Правильно распределять величину изображения в зави-симости от размера листа бумаги;

Делить лист на глаз на две и четыре равные части;

Анализировать с помощью учителя строение предмета;

Изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

В рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по вели-чине;

Различать и называть цвета и их оттенки;

Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художе-ственных картин характерные признаки времен года, пере-даваемые средствами изобразительного искусства;

Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отме-чать в работе достоинства и недостатки.

жизненные:

Овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;

Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;

Формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

Развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

4 класс

академические:

Правильное определение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги;

Передача в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

Использование осевых линий при построении рисунка симметричной формы;

Передача объёмной формы предметов элементарной светотенью, пользуясь обычной штриховкой;

Подбор и передача в рисунке цвета изображаемых предметов;

Использование гуашевых красок при рисовании орнаментов;

Анализ своего рисунка и рисунка товарища;

Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

Рассказывание о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

жизненные:

Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- активно использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно - эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно - творческую и предметно - продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способностей оценивать результаты художественно - творческой деятельности, собственной и одноклассников.

2 класс

Декоративное рисование

Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование с натуры

Учить детей правильно размещать изображения на листе бумаги; различать и называть формы квадратных прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование на темы

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предметов, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Беседы об изобразительном искусстве

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.

Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

3 класс

Декоративное раскрашивание.

Учить детей рисовать узоры из геометрических и расти-тельных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повто-рение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамен-тов в квадрате; правильно располагать элементы оформле-ния по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры.

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать пред-меты квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы приме-нять среднюю (осевую) линию; развивать умения опреде-лять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы.

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изоб-ражения нескольких предметов, объединяя их общим со-держанием; располагать изображения в определенном по-рядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю-дая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве. (2 раза в четверть)

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродук-циях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусст-ва; развивать у них умение видеть красоту природы в различ-ные времена года.

4 класс

Рисование с натуры.

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование на темы.

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Примерные задания:

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».


Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).


Рисование на тему «Космические корабли в полете».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

Тематическое планирование 1 класс

Номер пункта

Количество часов

§ 1. Подготовительные упражнения

Рисование предметов разной формы и окраски.

Рисовать предметы разной формы и окраски.

Рисование предметов разной формы и величины.

Рисование прямых линий в различных направлениях.

Рисовать прямые линии в различных направлениях.

Рисование прямых, вертикальных, горизонтальных линий.

Игровые графические упражнения «плывет кораблик по волнам, дым идет».

Рисовать кривые, замкнутые линии.

Замкнутые круговые линии. Клубок ниток, воздушные шары.

Предметы разной величины. Шары большие и маленькие.

Использовать шаблон при рисовании геометрических фигур.

Рисование предметов круглой, овальной формы.

Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы.

Рисование по опорным точкам знакомых предметов (дом).

Обводить рисунок по точкам. Оформлять геометрический узор.

Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе.

Составление и рисование узора в полосе (круг, квадрат).

Рассматривание в иллюстрациях простых предметов и рисование.

Рисование круга по шаблону. Деление круга на четыре части. Построение внутри него квадрата.

Делить рисунок на равные части.

Рисование предметов, состоящих из нескольких частей (флажок, бусы).

Рисование веточки ели.

§ 2. Рисование с натуры.

Рисование с натуры шарфа, шапки.

Уметь срисовывать предметы с натуры.

Оформлять красками поздравительные открытки.

Рисовать рисунки на заданную тему.

Оформлять свою работу эстетически красиво.

Рисование на тему: «Снеговик».

Рисование геометрического орнамента.

Рисование игрушки - светофора.

Узор для закладки в полосе. Беседа о дымковской игрушке.

Рисование игрушки - кораблика.

Башенка из строительного материала.

Узор в круге.

Тематическое рисование «Я ракету нарисую».

Узор из треугольников.

Рисование праздничного флажка.

Рассматривание иллюстрации «Конек-горбунок». Узор из растительных форм.

Рассматривание иллюстрации сказки «Три медведя».

Рисунок к сказке «Колобок», «Колобок катится по дорожке»

Рисование на тему: «Здравствуй, лето».

Тематическое планирование по изо 2 класс

Номер пункта

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

§1. Рисование с натуры.

Рисование с натуры овощей.

Правильно размещать изображение на листе бумаги; различать называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, с права, с лева; выявлять характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование с натуры фруктов.

Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор.

Рисование с натуры веточки ели.

Рисование с натуры праздничных флажков.

Рисование с натуры елочных игрушек.

Рисование с натуры рамки для картин.

Рисование с натуры игрушки рыбки.

Рисование с натуры портфеля. Беседа об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры дорожного знака «впереди опасность»

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

Проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдать чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; использовать в узорах красный, жёлтый, зленный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Самостоятельное составление узора в полосе.

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике.

Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.

Рисование в квадрате узора из веточек ели.

Рисование узора из снежинок.

Узор в полосе для косынки в треугольной форме.

Рисование узора в круге - расписная тарелка (круг - готовая форма).

Рисование на доске не сложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур.

Оформление открытки «Ракета летит».

§3. Рисование на темы.

Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Рисование на тему снеговики.

Рисование на тему детские забавы детей. Беседа по картинам.

Рисование на тему «наша армия родная»

Рисование на тему: рыбки в аквариуме среди водорослей.

Беседа об изобразительном искусстве. Знакомства с полхов-майданскими изделиями.

Тематический рисунок (дом, украшенный к празднику флажками и огоньками).

Беседа по иллюстрациям к народным сказкам художника Ю. Васнецова.

Тематическое планирование по изо для ученицы 3 класса

Номер пункта.

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Рисование осенних листьев.

Рисование узора в полосе из листьев.

Рисование с натуры ветки дерева.

Рисование яблока, груши, морковки.

Рисование флага России.

Рисование доски для резания овощей.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Рисование геометрического орнамента в круге.

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Рисование с натуры игрушечного домика.

Узор для гжельской тарелки

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Рисование узора в полосе

Рисование на тему «Нарядная елка».

Беседа по картинам на тему «Зима»

Рисование узора на рукавичке.

Рисование симметричного узора по образцу.

Рисование с натуры постройки домика

Рисование с натуры молотка.

Рисование с натуры детской лопатки.

Рисование с натуры теннисной ракетки.

Рисование на тему «Елка зимой в лесу»

Рисование поздравительной открытки.

Рисование игрушки вертолета

Рисование по образцу орнамента из квадратов

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Рисование весенней веточки (Верба)

Рисование орнамента из квадратов.

Рисование на тему: «Деревья весной»

Рисование на тему «Праздник победы»

Рисование куста земляники с цветами

Научиться различать названия листьев различных деревьев. Изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию - главного направления формы листа.

Знать правила построения узора в полосе. Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Знать признаки осени. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше, близких предметов - крупнее дальних.

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Знать символическое значение красного, белого и синего цветов флага. Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций.

Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги.

Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм». Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии.

Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык, проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). Распознавать формы простейших плоских фигур

Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи). Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне).

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы. Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.) Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики).

Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки.

Знать правила построения узора в полосе. Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

Знать правила построения узора

Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно располагать элементы оформления на рукавичке.

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии. Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию. Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Придерживаться заданного темпа работы.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

Уметь выражать свои мысли.

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете

Устно описывать объекты наблюдения.

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта)

Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей.

Знать о работе художника, её особенностях.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Уметь рассказывать, что изображено на картине.

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

Знать элементарные правила изображения деревьев.

Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

Знать строение изображаемого предмета: части растений. Уметь рисовать с натуры куст земляники с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности. Уметь выделять главное.

Тематическое планирование 4 класс

Количество

Характеристика основных видов деятельности ученика

§ 1. Рисование с натуры.

Изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Изображать объемные предметы цилиндрической, конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. Называть части (конструкцию) изображаемого предмета. Совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать натуру с рисунком.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

Рисование с натуры ветки рябины.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

Рисование с натуры игрушки - автобуса.

Рисование с натуры игрушки - грузовика (фургона).

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа)

Рисование с натуры предметов симметричной формы (раскрытый зонт)

Использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов. Рисовать квадрат и делить его на равные части. Проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоничное сочетание цветов. Определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Роспись богородской игрушки.

Роспись посуды в стиле «Золотая хохлома».

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

§ 3. Рисование на тему.

Воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования. Рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы - игрушки; повторять освоенные ранее изображения; всесторонне рассматривать несложные по форме предметы Рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо). Компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше, близких предметов - крупнее дальних.

Узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

Рисование на тему «Городской транспорт».

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

Всего

Учебно-методические средства обучения рабочей программы

  1. «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

В статье показано, как наиболее эффективно подготовиться учителю к уроку изобразительного искусства: какие материалы использовать, как правильно организовать рабочее место ученика, как воспользоваться тем или иным предметом на уроке, чтобы ребенок осознал его необходимость. Приведены примеры дидактических коррекционных игр на разных этапах урока, чтобы учитель мог легко и увлекательно провести урок даже со скучной темой, а ребенок с удовольствием рисовал, даже если у него нет особенных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация уроков изобразительного искусства и дидактическая работа на разных этапах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

При изучении особенностей развития детей, обучающихся в школе VIII вида, становится явным частичное недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально волевой сферы и других качеств личности. В изобразительной деятельности участвуют в большей или меньшей степени все психические процессы. Рисование имеет большое положительное влияние на развитие восприятия формы, цвета, и пространственных отношений, формирует эмоциональную оценку произведений искусства и собственных работ. А правильно организованные уроки по рисованию в еще большей степени помогают ребенку раскрыться, передать суть, точнее и насыщенней изобразить предложенную тему.

На уроке ИЗО учитель ставит общеобразовательные и воспитательные задачи. Неудобства, связанные с плохой подготовкой рабочего места, могут внести серьезные неполадки в учебный процесс. Поломка простого карандаша, побег за водой, отсутствие ластика, все это части кошмарного сна хорошего учителя рисования. Ведь для наилучшего результата при выполнении любой работы, все должно быть под рукой. И под рукой не учителя, а самого мастера, то есть ученика.

НЕОБХОДИМЫЕ УЧЕНИКУ МАТЕРИАЛЫ И ПОДГОТОВКА УЧЕНИКА К УРОКУ.

С первого урока учитель приучает детей с любовью готовиться к предстоящему занятию. Это должно стать настоящим ритуалом. Дети заходят в студию или класс на перемене. Они должны знать, что бегать возле рабочего места категорически запрещено. Дети готовят бумагу или альбом (это как заведено у каждого учителя), рабочую тетрадь, наливают воду, если она понадобится, ставят органайзер с карандашами и кистями, краски.

Почти на каждом уроке изобразительного искусства ученикам необходима бумага. Она может быть белой или цветной, размер и форма листа зависит от темы урока и изобретательности самого учителя, а вот качество бумаги надо хорошо отслеживать. Тонкая, гладкая бумага не подходит для рисования. Хорошо использовать бумагу с крупной зернистой поверхностью. Важно, что при рисовании красками, бумага не должна промокать и мгновенно впитывать воду. Это значительно усложнит работу детей и пострадает качество рисунка.

Хорошо использовать простые карандаши разной твердости. На перемене проверяем, не пострадали ли карандаши на прошлом уроке и сразу исправляем поломку. У каждого ученика должна быть мягкая резинка. Следует постоянно контролировать использование детьми резинок. Важно обращать внимание на то, что при большом количестве исправлений портится не только бумага, но и сам рисунок. При использовании резинок нарушается поверхность бумаги, и наносить краски становится все сложнее, рисунок кажется небрежным и неопрятным.

Программа по изобразительному искусству предусматривает работу акварельными красками. Акварель прозрачна, легко набирается на кисть, наиболее удобна при смешении красок. Акварель бывает твердая, мягкая и полумягкая. Наиболее удобно использовать на уроках полумягкие разновидности красок. Они хорошо смешиваются, размываются на бумаге, ими легче добиться перехода одного оттенка цвета в другой. Детям следует объяснить, что при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать их, не смешивать прямо в чашечках. А для смешения красок используется палитра. Можно использовать в качестве палитры листок плотной бумаги или блюдце.

В практике работы школы могут использоваться и гуашевые краски. Если гуашь начала засыхать, перед уроком ее необходимо замочить. Лучше, если это будет сделано за несколько дней до ее применения. Но в рамках подготовки ученика к уроку, учитель обязательно просит проверить качество всех необходимых на уроке предметов и красок в том числе.

Важную роль при рисовании играют кисти. Их у ребенка должно быть не меньше трех. Это крупные кисти для нанесения основного тона предметов, закрашивания крупных элементов, заливки фона. Средние кисти для уточнения деталей, для передачи светотени и для рисования более густыми красками. Тонкие кисти необходимы для уточнения и прорисовки мелких деталей, рисования линий и орнаментов. За кистями надо тщательно ухаживать. Убирать кисти можно только после того, как ученик промыл их и высушил о салфетку. Кисти лучше хранить стоя, вверх рабочим концом. Неплохо иметь и кисти для клея. Они необходимы не только при выполнении аппликации, но и при рисовании орнаментов.

Рабочее место ученика не должно быть сильно загромождено, поэтому лучше использовать органайзер. В одно отделение ставятся все кисти, в другое все карандаши, в том числе и цветные. В мелкие отделения можно положить резинки, точилки, поставить клей, блюдце, тряпочку, губку или салфетку. При подготовке органайзера следует учитывать количество учеников, сидящих за партой. У меня на уроке дети сидят парами, поэтому мы используем один органайзер на двоих. В нем два комплекта рабочего материала. За счет этого мы экономим место на парте. Краски и баночки под воду ставятся каждому индивидуально. Использование такого приспособления, как органайзер, усложняет и вносит интерес в работу ученика. При рисовании карандашом он самостоятельно анализирует предстоящую работу и берет необходимой твердости карандаш, при рисовании красками он может самостоятельно выбирать и использовать нужные кисти, тряпочку и другие принадлежности, не отвлекая учителя и других учеников. При анализе и оценке работы учитель сразу видит результат своего труда: правильно ли ребенок выбрал средства рисования, правильно ли он их использует. В младших классах необходимо постоянное напоминание о том, как и когда использовать тот или иной предмет на уроке, можно ставить проблемные вопросы закрепляя знания детей или развивая их мыслительную деятельность и память. В средних и старших классах использование всех предметов, находящихся в органайзере, должно проходить самостоятельно.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

Изобразительная деятельность школьников несет в себе огромный коррекционный заряд. Начало осуществляется уже при организации рабочего места ученика. Но актуальным остается вопрос о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность. Урок не должен сводиться к скучному рисованию, копированию или раскрашиванию. Ученик должен понимать, что он делает, но вместе с тем, получать положительную энергию, даже если он не может или не умеет рисовать. Для этого необходимо каждый урок превращать в игру. Вот всего лишь несколько легко доступных каждому учителю способов.

Коррекционная игра как организационный момент.

Цель этого этапа – узнать тему урока нетрадиционным способом. Но это только верхушка айсберга. Самое главное-это развитие и коррекция. Мы вспоминаем, думаем, представляем. При решении такого рода задач включается сразу несколько высших психических функций - мышление, воображение, память и другие. Здесь же может быть и связь с другими предметами.

  1. «Что лишнее». Предложите детям рассмотреть ряд предметов, найти среди них лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать. Затем рассмотрите этот предмет в разных ситуациях или с разных ракурсов. Подберите тот, который детям больше нравится или тот, который проще и рисуйте его.
  2. «Разложи цвета». Можно предложить детям разные наборы цветов, в зависимости от темы урока. Это могут быть холодные - теплые, бледные - яркие, по временам года, радуга и другие варианты. Главное, чтобы после того как дети правильно разложат карточки, с обратной стороны можно было прочитать слово-тему урока. Это слово тоже можно собирать. В первом классе мы раскладываем цвета от светлого к темному (белый, голубой, синий), когда карточки переворачиваются, складывается образец рисунка – зимнее дерево. Оно рисуется белыми и голубыми красками на синем листе. Нет предела вашей фантазии.
  3. «Пирамида». Можно предложить детям складывать пирамиду из фигур разного размера. Это могут быть кружки, квадраты, любые другие формы. Можно предложить сложить некую башню из разных геометрических фигур на доске. Главное, чтобы при перевороте этой конструкции на изнаночную сторону читалось слово или предложение-тема урока.

Рассматривание образца как коррекционная игра.

  1. «Найди отличия». Учитель предлагает рассмотреть детям два условно одинаковых рисунка и найти на них отличия или элементы, которых недостает на одном из рисунков. В работу можно пускать оба образца. Один для тех, кто хорошо, быстро справляется с работой, а другой образец для тех, кто успеет нарисовать только самое главное.
  2. «Найди пару». Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно, но на таком уроке необходимо наличие нескольких образцов. Можно предложить несколько различно украшенных варежек и найти для каждой пару. Тогда дети смогут хорошо рассмотреть орнамент, выбрать понравившийся и сложить две варежки вместе. Ведь эту одежду носят только парами! Тут связь с другими предметами.

Еще вариант этого задания: найти пару целому рисунку из вариантов, выполненных схематично или в форме набросков. В младших классах мы рисуем ель и березу, и я предлагаю детям найти пару этим деревьям на рисунках, выполненных в форме геометрических фигур. Ель-треугольник и небольшой прямоугольник в качестве ствола, а береза - длинный прямоугольник и овал. В старших классах можно таким образом рассматривать целые пейзажи из геометрических фигур и натюрморты. Главное, чтобы было несколько вариантов, из которых дети будут выбирать.

  1. «Подбери цвета». Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета в соответствии с заданной целью (цвета могут реальные или декоративные). После выполнения и обсуждения выполненной работы, учитель предлагает рассмотреть раскрашенный вариант образца.

Развивающие игры на этапе планирования работы.

  1. «Собери картину». Эту игру можно использовать при рисовании натюрморта, пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезанных частей или вырезанных деталей. Дети должны называть предметы в том порядке, в котором они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Ведь сложные рисунки мы рисуем два урока. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать детям. Такое задание можно усложнить, предложив детали рисунков разных размеров. Тогда дети должны будут проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужный размер.
  2. «Самое простое». На доске рисунок-образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их по принципу «от простого к сложному». Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные в нужном порядке рисунки с доски можно не убирать. Они будут рисованной инструкцией, схемой.
  3. «Собери мозаику». Такое упражнение можно выполнять коллективно на доске, а можно использовать как раздаточный материал, тогда у каждого ребенка будет своя работа. Дети получают основу для орнамента (круг, квадрат, полоса) и части орнамента. Основа может быть разделена условными линиями для лучшей ориентации в пространстве. Учитель предлагает сложить из элементов предложенный образец. Можно добавить лишние элементы, элементы разного размера. Для слабых детей можно предложить основу с прорисованными элементами или с другими подсказками. Такое упражнение помогает не только понять принцип построения орнамента, но и запомнить его особенности.

Проблемные вопросы на других этапах урока

После того как вся работа спланирована, учитель должен показать на доске, как надо выполнять работу. На данном этапе можно использовать проблемные вопросы. Например: какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети «помогают» рисовать своими ответами, и в процессе того, как учитель с ними советуется, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи при рисовании.

На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые, менее способные дети, нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже прорисованные детали рисунка, можно предложить закончить почти готовый рисунок, некоторые дети с удовольствием обводят сложные элементы по пунктирной линии, соединяют точки. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.

При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Важно сравнить рисунки детей с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Предложите детям самостоятельно оценить свою работу и работу соседей.

От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой учитель понимает, что скучный рутинный урок не привьет к его предмету интереса и любви. Качество и результативность труда обязательно будут расти, если дети будут стараться и развиваться.

Удачи всем учителям изобразительного искусства!


Контрольная работа по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства»

ТИПЫ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Выполнила студентка 5 курса ОЗО

Мухина Л.Ф.

Проверил: к.психол.н., доцент И.Ш. Шавалиева

Введение

Основная часть

1.1. Типы уроков изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

1.2. Интегрированные уроки.

Заключение

Список литературных источников

ВВЕДЕНИЕ.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

ТИПЫ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:

4.Урок смешанного типа.

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определен­ной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по време­ни, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирова­ния новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, системати­зации и обобщения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

Дидакты считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока.

1.Урок сообщения нового материала.

Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение навыками рисования осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в прак­тическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Организация урока:

Проверка домашнего задания;

Подготовка учащихся к усвоению;

Изучение нового материала;

Первичная проверка усвоения знаний;

Первичное закрепление знаний;

Контроль и самопроверка знаний;

Подведение итогов урока;

Информация о домашнем задании.

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Алгоритм урока:

Актуализация опорных знаний и их коррекция;

Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить;

Пробное применение знаний;

Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;

Упражнения с переносом знаний в новые условия.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки выявления ЗУН и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в еди­ную систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебно­го материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобще­ния.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Алгоритм урока:

Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;

Обеспечение учащихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;

Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися);

Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем. Проверка и оценка знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение поз­навательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип уро­ка практической работой в классе.

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

4.Урок смешанного типа.

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используетсяуроки смешанного типа , совмещающий в себе виды работ и задач нескольких ти­пов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за ма­лых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учеб­ного процесса.

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

Возникает вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?

Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ.

Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.

Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления.

Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала.. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.

Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.

3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995.

5. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/

Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение,

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.-

Москва: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под редакцией

В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.

9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – Москва: Учебная

литература, 1998.

10. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва:

Столетие, 1994.

11. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.

12. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –

Москва: Просвещение, 1977.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме