Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие и значение выборов. Конституционное право зарубежных стран

Что такое Выборы? Значение и толкование слова vybory, определение термина

1) Выборы - - процедура избрания на определённые государственные посты народных представителей, выдвинутых от партий, движений или самостоятельно. В условиях советского строя выборы носили формальный характер, т. к. обеспечивалась почти 100 % явка избирателей с голосованием на безальтернативной основе. Однако тем самым западным демократиям давали понять, что и в СССР существует институты, позволяющие осуществлять демократическое волеизъявление. Однако в условиях «демократического» устройства современной России выборы превращаются в шумный балаган с наличием множества кандидатов, партий или претендентов на «разыгрываемый» пост. В процессе выборов активно используются выборные технологии и манипуляция общественным мнением. Исход выборов, как правило, заранее известен ввиду того, что нужные власти кандидаты имеют громадную финансовую и административную поддержку. Народ же выполняет чисто формальную функцию, «голосуя сердцем» . Выборы превратились в инструмент легитимизации оккупационной власти, т. к. позволяют сделать видимость того, что власть выбрана народом. Однако при помощи выборных технологий зачастую подтасовывается всё, начиная от процента явки избирателей, заканчивая долями голосов, которые получили каждый из кандидатов. Вместе с тем, те партии и кандидаты, которые могли бы действительно получить всенародную поддержку, всеми правдами и неправдами снимаются с предвыборной гонки. Так произошло с НДПР - Народно-Державной Партией России. Не смотря на то, что по общей логике необходимо давать возможность народы выбирать из любых альтернатив, кукловоды от власти навешивают ярлыки « фашизма » и « экстремизма » на неугодных кандидатов, тем самым исключая их из выборного конкурса. А в то же время те же самые люди упорно твердят: «Власть такая, какую заслуживает народ». Одним из вариантов выборов является референдум. См. также: выборные технологии, губернатор, демократическая оппозиция, мажоритарная система, массовая культура, оранжевая революция, право выбора, референдум, терроризм, электорат.

2) Выборы - - способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

3) Выборы - - избрание с помощью голосования представительных органов государства, членов организации, должностных лиц.

4) Выборы - - совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов.

5) Выборы - - важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (напр., президента). В политической практике различных стран бывают В. президентские, парламентские, муниципальные (в органы местного, обычно городского, самоуправления). Кроме того - очередные, внеочередные, дополнительные. Наибольший интерес заслуживает классификация В. согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие - ограниченные (цензовые); равные - неравные; прямые - косвенные (многостепенные); при тайном - при открытом голосовании. Свободные и демократические В. возможны при наличии трех условий: альтернативность (избиратель имеет возможность предпочесть одного из нескольких кандидатов), свобода проведения избирательной кампании и свобода волеизъявления избирателей. Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные В. при тайном голосовании. Всеобщность выборов предполагает право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое в ряде стран ограничено избирательными цензами. Однако неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их. В. считаются равными, если обеспечена единая норма представительства - количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Относительно коллегиальных органов власти можно отметить такую закономерность: местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов избираются повсюду прямыми выборами, а в ряде стран - и верхние палаты (в частности, Сенат США). Голосование это является также тайным, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира.

Выборы

Процедура избрания на определённые государственные посты народных представителей, выдвинутых от партий, движений или самостоятельно. В условиях советского строя выборы носили формальный характер, т. к. обеспечивалась почти 100 % явка избирателей с голосованием на безальтернативной основе. Однако тем самым западным демократиям давали понять, что и в СССР существует институты, позволяющие осуществлять демократическое волеизъявление. Однако в условиях «демократического» устройства современной России выборы превращаются в шумный балаган с наличием множества кандидатов, партий или претендентов на «разыгрываемый» пост. В процессе выборов активно используются выборные технологии и манипуляция общественным мнением. Исход выборов, как правило, заранее известен ввиду того, что нужные власти кандидаты имеют громадную финансовую и административную поддержку. Народ же выполняет чисто формальную функцию, «голосуя сердцем» . Выборы превратились в инструмент легитимизации оккупационной власти, т. к. позволяют сделать видимость того, что власть выбрана народом. Однако при помощи выборных технологий зачастую подтасовывается всё, начиная от процента явки избирателей, заканчивая долями голосов, которые получили каждый из кандидатов. Вместе с тем, те партии и кандидаты, которые могли бы действительно получить всенародную поддержку, всеми правдами и неправдами снимаются с предвыборной гонки. Так произошло с НДПР - Народно-Державной Партией России. Не смотря на то, что по общей логике необходимо давать возможность народы выбирать из любых альтернатив, кукловоды от власти навешивают ярлыки « фашизма » и « экстремизма » на неугодных кандидатов, тем самым исключая их из выборного конкурса. А в то же время те же самые люди упорно твердят: «Власть такая, какую заслуживает народ». Одним из вариантов выборов является референдум. См. также: выборные технологии, губернатор, демократическая оппозиция, мажоритарная система, массовая культура, оранжевая революция, право выбора, референдум, терроризм, электорат.

Способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (напр., президента). В политической практике различных стран бывают В. президентские, парламентские, муниципальные (в органы местного, обычно городского, самоуправления). Кроме того - очередные, внеочередные, дополнительные. Наибольший интерес заслуживает классификация В. согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие - ограниченные (цензовые); равные - неравные; прямые - косвенные (многостепенные); при тайном - при открытом голосовании. Свободные и демократические В. возможны при наличии трех условий: альтернативность (избиратель имеет возможность предпочесть одного из нескольких кандидатов), свобода проведения избирательной кампании и свобода волеизъявления избирателей. Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные В. при тайном голосовании. Всеобщность выборов предполагает право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое в ряде стран ограничено избирательными цензами. Однако неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их. В. считаются равными, если обеспечена единая норма представительства - количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Относительно коллегиальных органов власти можно отметить такую закономерность: местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов избираются повсюду прямыми выборами, а в ряде стран - и верхние палаты (в частности, Сенат США). Голосование это является также тайным, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира.

  • Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах
    • Определение формы правления
    • Классификация форм правления
  • Монархия
    • Понятие
    • Абсолютная монархия
    • Дуалистическая монархия
    • Парламентарная монархия
  • Республика
    • Понятие
    • Дуалистическая (президентская) республика
    • Парламентарная республика
    • Смешанная (полупрезидентская) республика
    • Советская республика
  • Выборы и отзыв
    • Понятие и социальная функция выборов
    • Виды выборов
    • Периодичность выборов
    • Избирательная система
    • Избирательное право
    • Отзыв
  • Принципы избирательного права
    • Понятие и значение
    • Всеобщее избирательное право
    • Свободное участие в выборах и обязательный вотум
    • Равное избирательное право
    • Прямое и косвенное избирательное право
    • Тайное голосование
  • Избирательный процесс
    • Понятие
    • Назначение выборов
    • Избирательные округа
    • Избирательные участки
    • Избирательные органы
    • Регистрация избирателей
    • Выдвижение кандидатов
    • Агитационная кампания
    • Голосование
    • Подсчет голосов и установление результатов выборов
    • Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе. Избирательно-правовые споры. Ответственность за избирательные правонарушения
  • Избирательные системы
    • Виды избирательных систем
    • Мажоритарная система относительного большинства
    • Мажоритарная система абсолютного большинства
    • Мажоритарная система квалифицированного большинства
    • Ограниченный вотум
    • Система единственного непередаваемого голоса
    • Кумулятивный вотум
    • Система пропорционального представительства политических партий
    • Заградительный пункт
    • Соединение списков
    • Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование
    • Панаширование
    • Система единственного передаваемого голоса
    • Смешанные системы
  • Референдум
    • Понятие и социальная функция
    • Виды референдума
    • Право участия в референдуме
    • Предмет референдума
    • Инициатива и назначение референдума
    • Формула референдума
    • Организация референдума
    • Определение результатов референдума
    • Правовые последствия референдума
  • Понятие, социальные функции и полномочия парламента
    • Понятие и социальные функции
    • Представительный характер
    • Общая характеристика компетенции
    • Законодательная компетенция
    • Финансовая компетенция
    • Ратификация и денонсация международных договоров
    • Назначение референдумов
    • Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах
    • Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц
    • Полномочия в области обороны и безопасности
    • Судебные полномочия
    • Акты
    • Делегирование полномочий
    • Замещение парламентов
    • Парламентское право
  • Структура парламента и организация его палат
    • Палаты
    • Формирование палат
    • Роспуск парламентов (палат)
    • Двухпалатные системы
    • Руководство палат
    • Комитеты (комиссии) парламентов и палат
  • Статус парламентария
    • Юридическая природа мандата парламентария
    • Лоббизм
    • Права и обязанности парламентария
    • Парламентский иммунитет
    • Индемнитет
    • Объединения парламентариев
  • Порядок работы парламента: сессии и общие парламентские процедуры
    • Сессия
    • Процедура пленарных заседаний палат
    • Процедура заседаний комитетов (комиссий)
  • Законодательный процесс
    • Понятие
    • Законодательная инициатива
    • Обсуждение законопроекта
    • Принятие закона
    • Санкционирование, промульгация и опубликование закона
    • Особенности законодательного процесса в финансовой области
    • Особенности прохождения проектов и принятия конституционных и органических законов
    • Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров
  • Иные специальные парламентские процедуры
    • Процедуры выборов и назначений
    • Контрольные процедуры: отчеты правительства и его членов
    • Процедура контроля за делегированным законодательством
    • Контрольные процедуры: запросы и вопросы парламентариев
    • Парламентские расследования
    • Процедура политической ответственности правительства
    • Импичмент и иные подобные процедуры
    • Рассмотрение петиций
  • Вспомогательный аппарат парламента
    • Понятие и назначение
    • Структура и функции
    • Вспомогательные службы коллегиальных органов
    • Личный персонал парламентариев
  • Органы, учреждения и должностные лица при парламентах
    • Общая характеристика
    • Счетные палаты
    • Уполномоченные по правам человека (омбудсманы)
    • Прочие конституционные органы, учреждения и должностные лица
  • Глава государства
    • Понятие и место в системе власти
    • Юридическая форма главы государства
    • Полномочия
    • Монарх: особенности статуса
    • Президент: порядок избрания и замещения, привилегии, ответственность
    • Вспомогательные органы и учреждения при главе государства
  • Правительство
    • Понятие
    • Компетенция
    • Формирование и состав
    • Глава правительства
    • Ведомства и их руководители
    • Ответственность правительства и его членов
  • Судебная власть
    • Понятие и социальная функция
    • Структура судебной власти
    • Статус судей, прокуроров, следователей
    • Высшие органы судейского сообщества
  • Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем
    • Принципы организации
    • Принципы деятельности
    • Системы судов общей юрисдикции
    • Административная юстиция
  • Конституционная юстиция
    • Организация конституционных судов (советов)
    • Конституционное судопроизводство
  • Органы и учреждения, содействующие судебной власти
    • Прокуратура
    • Адвокатура
  • Территориальное устройство государства
    • Понятие
    • Территориальная автономия
    • Формы политико-территориального устройства
    • Унитарное устройство (унитаризм)
    • Федеративное устройство (федерализм)
    • Статус субъектов федераций и иных носителей государственной автономии
    • Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами
    • Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами
    • Федеральные территории
    • Зависимые территории
  • Организация государственной власти субъектов федераций и иных государственно-автономных единиц
    • Формы правления и государственные режимы
    • Законодательные органы
    • Исполнительные органы
    • Судебные органы

Виды выборов

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые, или непосредственные, выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане-избиратели. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках и др.

Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь две, три и более степеней.

В советской, да и в позднейшей, литературе иногда можно встретить несколько иную терминологию: различаются выборы прямые и непрямые. Последние же делятся на косвенные, производимые специально выбранными выборщиками (например, так избирается Президент США), и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии Федеральный совет – верхняя палата парламента избирается парламентами земель). Однако здесь возникает вопрос: как назвать выборы, которые сочетают то и другое либо вообще не подходят под данные конструкции, будучи, однако, непрямыми?

Например, французский Сенат (верхняя палата Парламента) избирается по средним единицам территориального деления – департаментам коллегией в составе избранных в департаменте депутатов Национального собрания и членов регионального совета (региона, в состав которого входит данный департамент), всех членов генерального совета департамента (представительного органа департаментского самоуправления), представителей от муниципальных советов данного департамента.

Последняя, наиболее многочисленная, категория членов коллегии сама, таким образом, избрана двустепенными выборами, а сенаторы избираются, следовательно, дву- и трехстепенными выборами. Если выборы через посредство членов органов местного самоуправления можно по данной терминологии с какими-то натяжками считать многостепенными выборами, то участие в них депутатов Национального собрания – органа, стоящего на том же уровне управления, что и Сенат, под эту категорию никак не подходит. Не могут депутаты рассматриваться и как выборщики, ибо основная их функция – другая. Получается, что даже косвенными по данной терминологии эти выборы не могут быть названы.

Вообще-то «косвенные» – антоним «прямых» и синоним «непрямых». Конечно, в научном языке слова, будучи использованы как термины, могут приобретать специфические значения и расщепляться, но излагаемое в нашей литературе разграничение между косвенными и многостепенными выборами не представляется целесообразным, поскольку, как мы видели, есть случаи, не подпадающие ни под один ни под другой термин.

Пример с порядком формирования французского Сената показывает, что споры о терминах – занятие малопродуктивное. Важно лишь с самого начала всегда давать понять, что имеется в виду, когда употребляется тот или иной термин, в понимании которого встречаются расхождения.

Выборы бывают также всеобщими (общими) и частичными. Всеобщие выборы имеют место в случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (например, выборы нижней или единственной, реже – верхней, палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов (иногда такие выборы именуются дополнительными) или ротации части депутатов, если палата обновляется по частям.

Кроме того, выборы бывают национальными, когда проводятся по всей стране, и региональными, местными (локальными), посредством которых избираются органы местного самоуправления. Последние иногда называются административными (местное самоуправление во многих странах – предмет регулирования административным правом) в отличие от политических выборов, посредством которых избираются общегосударственные органы власти.

В некоторых странах существуют специфические названия выборов в органы местного самоуправления. Например, во Франции выборы в генеральные советы департаментов называются кантональными, так как избирательными округами при этих выборах служат кантоны – исторические единицы, не имеющие своих органов управления или самоуправления.

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два или более голосований, то соответственно – в два тура или более. Второй и последующие туры иногда называются повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Выборы, наконец, бывают очередные и внеочередные. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся либо в сроки, указанные в конституции или в законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Каждому совершеннолетнему гражданину своей страны предстоит совершать множество политических действий, хоть некоторые об этом даже не подозревают. И одними из самых главных среди них являются выборы. Это могут быть выборы мэра города, президента, парламента. Но факт остается фактом.

Понятие и определение выборов

Выборы — это один из самых основных компонентов современной политики. Без одного лишь этого компонента невозможно формирование нового правительства страны или органов власти в других демократических организациях (если речь идет о выборе председателя профсоюза, акционерного общества и т. п.).

Если же говорить об этой процедуре лишь как о необходимом действии по отношению к формированию новой государственной власти, то выборы — это возможность избрания новых органов власти страны путем открытого голосования граждан. Другими словами, данный процесс позволяет народу получить то правительство, которое он считает наиболее эффективным и ответственным по отношению к делам государства.

Цели и задачи выборов

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что выборы - одно из самых распространенных явлений в жизни социума, так как они охватывают разнообразные институты и уровни правления, например выборы президента, парламента, местных органов власти (мэра или председателя сельского совета).

Но даже и это не полный список. Ведь избирать можно и членов профсоюза, о чем говорилось выше, либо президента школы, колледжа, университета. Такое многообразие дарит гражданам большие возможности. Они могут участвовать в политических действиях страны и прямым образом влиять на общественные дела внутри всего государства или какой-либо инстанции.

Ввиду своего многообразия, выборы призваны решать следующие задачи:

  1. Предоставлять правомочные полномочия властям. При помощи названной процедуры граждане наделяют своих представителей правом на осуществление политической, экономической и дипломатической деятельности по отношению к государству.
  2. Оценивать авторитетность кандидатов. Именно результаты выборов позволяют увидеть реальный рейтинг представителей политических сил, показать, насколько их идеи по отношению к развитию государства востребованы и насколько их избирательные программы убедительны для граждан.
  3. Предоставлять свободу в политических действиях внутри демократического общества. При помощи выборов граждане могут участвовать в политической жизни государства, самовыражаться за счет избрания кандидатов.

Виды государственных выборов

Существует несколько основных видов государственных выборов:

  • прямые (всеобщие);
  • косвенные;
  • частичные (дополнительные).

К первым относятся те, где участвуют граждане либо всей страны, либо отдельного региона. Это выборы президента страны, мэра города, представителя сельского совета и т. д.

Для косвенных выборов, наоборот, характерно то, что избранием занимаются выбранные гражданами представители (например, депутаты). К таковым относятся выборы судей или представителей палаты парламента и т. д.

Для частичных выборов характерно то, что они проводятся в тех случаях, когда необходимо заменить одних депутатов другими. Например, подобные выборы могут происходить, когда некоторые депутаты досрочно ушли в отставку, а их необходимо заменить другими для осуществления дальнейшей политической деятельности.

Помимо вышесказанного, могут быть и другие выборы - это местные, региональные и национальные, а также очередные и внеочередные выборы. Последние более подходят парламентским формам государства, где представителей выбирают согласно срокам, указанным в соответствующих законах либо в случае досрочного их роспуска.

Кто имеет право на выборы

Все граждане, которые достигли совершеннолетия, имеют право на участие в описываемой процедуре. Например, в РФ это лица, которым выполнилось восемнадцать лет. То есть гражданин страны, которому есть или выполнится 18 лет на момент проведения выборов, уже имеет право голосовать за своего кандидата на соответствующий пост.

Кроме того, право на выборы имеют все, кто является гражданином страны, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, религиозности и т. д. Об этом и о других не менее важных деталях говорится в ст. 4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

) в составе законодательного или иного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного, общественного и так далее управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и так далее.

Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих должностей в любых общностях людей.

Виды выборов

Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие должности базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:
1. Очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. Досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. Выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. Дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. Повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии .

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование , которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательные системы

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная система

Пропорциональная система

При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 5 %. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б - 31,25 %, а партия В - 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года . Данная система также применяется при выборах в Израиле , Италии и др. Избирательная Система На Украине пропорциональная система действовала на выборах в Верховный совет Украины в 2006 и 2007 годах. Округ, по которому проходят выборы по пропорциональной системе, называется многомандатным избирательным округом.

Смешанная система

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 2002 г. С 2006 г. на Украине действовала пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят закон, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

Гибридная система

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения - присущий пропорциональной системе.

Избирательный ценз

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной
  • наличие гражданства
  • имущественный
  • сословный

Большинство в избирательном праве

Большинство - понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалификационное.

Абсолютным считается большинство, составляющее 50 % + 1 голос от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией. То есть общее число - конституционное число. Такое большинство требуется при принятии Госдумой законов или решений, относительно их материальной компетенции.

Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании. Как правило, состоявшимися считаются выборы, когда в голосовании приняло участие более половины лиц, внесенных в избирательные списки. В результате «простое большинство» в таком случае означает, что избранный получил 25 % и плюс один голос от общего числа избирателей. Такое правило действует, например, при выборах президентов. Второе значение обозначает принятие решения большинством голосов присутствующих на заседании или даже большинством голосов принявших участие в голосовании. В основном такая форма принятия решений применяется при обсуждении процедурных вопросов.

Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25 % избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.

Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании. Требуется, например, для того, чтобы преодолеть президента, наложенное на принятый Госдумой закон. Если Госдума настаивает на своем, то она должна получить не менее 2/3 голосов. Для принятия конституционных законов требуется не менее ¾ голосов.

Стадии избирательного процесса

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков
  • создание избирательных органов
  • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
  • Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию .
  • Опрос на выходе, или экзит-поллы - неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
  • Подсчёт голосов , определение результатов выборов избирательной комиссией . Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Электронные выборы

При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.

Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами . Конституционный суд Германии , исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов.

Избирательные технологии

В общем понимании это политическая реклама и консультирование . Прогнозирование выборов.

Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами »), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят профессиональные коллективы специалистов , объединяющие профессионалов в различных сферах избирательных технологий . Для России сегодня характерно доминирование на выборах команд специалистов объединяющихся вокруг своих лидеров и уход большинства специализированных агентств в сферу бизнес-консультирования.

Недостатки избирательных систем

Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе

Избирательное право - право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право - право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Выборы по странам

Выборы в России

История

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы . Выборы были безальтернативными , так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем - прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР . 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России , на которых победил Борис Ельцин .

Система выборов в России

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет.

Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (статья 81 Конституции России) и 5 лет соответственно. На основании Конституции Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Отмена результатов выборов

По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ , депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что :

Выборы в США

Президент США

Конгресс США

Выборы на Украине

Парламентские выборы:

  • Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 2006 года (пропорциональная система)
  • Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года
  • Выборы в Верховную Раду Украины октябрь 2012 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)

Президентские выборы

  • Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук .
  • Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент - Леонид Кучма .
  • Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Два тура. Президент - Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года - переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко .
  • Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.
  • Досрочные выборы Президента Украины. 2014 год. 25 мая. Один тур. Президент Петр Порошенко .

Местные выборы.

  • Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
  • Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
  • В 1994 году - прямые выборы председателей областных советов.
  • С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы - на пропорциональной основе.
  • В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов - на пять лет.

См. также

Процедура, установленная для выбора лица на пост или должность путем голосования членов сообщества или их представителей. Не существует единой процедуры выборов, подходящей для всех государств и их граждан. В условиях национального суверенитета право на управление должно быть основано на волеизъявлении народа, выраженном в периодических и действительных выборах. Волю народа отражают следующие факторы:

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЫБОРЫ

способ формирования государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и др., состоящий в их избрании населением или иным органом.

В. могут быть: прямые - когда депутаты или выборные должностные лица избираются непосредственно («напрямую») населением. Например, прямыми являются выборы депутатов ГД, Президента РФ, представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей исполнительной власти субъектов РФ; косвенные -когда население избирает выборщиков, а они избирают соответствующих лиц. Например, избиратели в США избирают выборщиков, а последние - Президента США. (Своеобразными косвенными выборами можно считать в РФ формирование верхней палаты ФС - СФ: членами СФ по должности становятся председатель представительного органа субъекта РФ, сначала избранный населением депутатом, а затем своими коллегами на пост председателя, и избранный населением глава исполнительной власти субъекта); многостепенные - когда население прямо избирает депутатов только низовых представительных органов, а последние далее избирают депутатов (делегатов) следующих по уровню представительных органов. Такими были, в частности, выборы в РСФСР в 20- 30-е гг., когда население избирало депутатов сельских Советов и городских Советов. Сельские советы избирали делегатов на волостной съезд Советов, а он - делегатов на уездный съезд Советов. Городские Советы и уездные съезды Советов избирали делегатов на губернский съезд Советов. Последний избирал делегатов на Всероссийский съезд Советов, являвшийся высшим (верховным) органам государственной власти РСФСР.

В. могут быть:

1. прямыми - когда депутаты или выборные должностные лица избираются непосредственно населением. Например, прямыми являются В. депутатов Государственной Думы, Президента РФ, представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей исполнительной власти субъектов РФ;

2. косвенными - когда население избирает выборщиков, а они избирают соответствующих лиц. Например, избиратели в США избирают выборщиков, а последние - Президента США. Большинство членов Совета Штатов - верхней палаты парламента Индии - избираются членами законодательных собраний штатов и союзных территорий. Своеобразными косвенными В. можно считать в Российской Федерации формирование верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации: членами СФ по должности становятся председатель представительного органа субъекта РФ, сначала избранный населением депутатом, а затем своими коллегами - на пост председателя, и избранный населением глава исполнительной власти субъекта;

3. многостепенными - когда население прямо избирает депутатов только низовых представительных органов, а те избирают депутатов (делегатов) следующих по уровню представительных органов. Такими были, в частности, выборы в нашей стране в 20-30-е годы, когда население избирало депутатов сельских и городских Советов. Сельские Советы избирали делегатов на волостной съезд Советов, последний - делегатов на уездный съезд Советов. Городские Советы и уездные съезды Советов избирали делегатов на губернский съезд Советов. Последний избирал делегатов на Всероссийский съезд Советов - высший (верховный) орган государственной власти РСФСР. Многостепенные выборы применяются в некоторых зарубежных странах (например, в Китае вышестоящие собрания народных представителей, включая и Всекитайское, избираются нижестоящими собраниями народных представителей). (С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме