Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Положение проведении служебного расследования дтп. Служебное расследование дтп

Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия – это специальная форма, которая заполняется во время мероприятий по расследованию ситуации на дороге. Он является внутренним документом фирмы, фиксирующим обстоятельства аварии, участником которой стало средство перевозки, числящееся за предприятием (автомобиль, грузовая машина, автобус, троллейбус и любые другие средства передвижения).

Для чего нужен этот документ?

Вся собранная информация относительно общей картины и причин происшествия, фактов нарушения трудовой дисциплины, а также правил внутреннего распорядка компании, согласованного действия сотрудников при выполнении должностных обязанностей, должна быть соответствующим образом письменно зафиксирована. Эта официальная бумага необходима:

  • для выяснения ;
  • определения виновных лиц;
  • разработки соответствующих рекомендаций по предотвращению аналогичных ситуаций в будущем и проведения разъяснительной работы в коллективе.

Документ может пригодится также:

  1. для предоставления официальной информации вышестоящим инстанциям, изучающим обстоятельства аварии или инспектирующим деятельность фирмы;
  2. в случае жалоб и судебных разбирательств по делу, связанному с аварийной ситуацией на дороге.

Акт служебного расследования ДТП является составляющей внутренней служебной документации и храниться в кадровой службе или бухгалтерии 5 лет.

Кто должен составлять акт при ДТП?

После получения извещения о том, что служебная машина стала участником ДТП, издается специальный приказ по организации о создании экспертной комиссии, которая будет расследовать ситуацию. Она представляет собой группу должностных лиц , в состав которой входят:

  • председатель;
  • члены комиссии из числа работников компании.

В комиссию могут быть включены:

  1. руководитель предприятия;
  2. заместители руководителя;
  3. специалист по охране труда или технике безопасности (если имеется);
  4. бухгалтер (для произведения рассчётов относительно убытков);
  5. кадровые работники (которые могут предоставить сведения о водителе);
  6. любые другие должностные лица (согласно распоряжению администрации).

При необходимости могут быть задействованы независимые специалисты, имеющие соответствующие сертификаты (например, автоюристы, медэксперты).

Внимание! В комиссию не включается непосредственный руководитель, в подчинении которого находится водитель транспортного средства. Это делается для большей объективности и непредвзятости в оценке действий сотрудника, попавшего в ДТП.

Правила составления

Существуют определенные нюансы, которые составитель акта и руководитель организации должны учесть при проведении служебного расследования по факту ДТП и подготовке документа:

Методика

Служебное расследование ДТП осуществляется на основании (утверждено Приказом Минтранса РФ № 49 от 26 апреля 1990 г.).

Непосредственно после получения известия об аварии, должностные лица, выезжающие на место согласно приказу руководства предприятия, должны проконтролировать вызов скорой медицинской помощи и сотрудников полиции на место ДТП. Если представители компании прибыли на место раньше указанных служб, они должны оказать , оградить место аварии.

Важно! Все действия по изучению обстоятельств на месте нужно проводить оперативно: если служебное средство перевозки имеет сильные повреждения вследствие ДТП, его нужно будет убирать с проезжей части, оттранспортировав до ближайшей стоянки, или на территорию предприятия.

Комиссия в процессе расследования должна собрать максимум информации о ДТП. Для этого используют:

  • фотографирование (до окончания расследования сотрудниками ДПС, положение транспортного средства не меняют);
  • показания свидетелей аварии;
  • заключения экспертизы;
  • видеосъёмку на камеру или любой гаджет;
  • схему ДТП, составленную с помощью компьютерной техники;
  • устные объяснения, письменные объяснительные водителя.

В случае отказа работника давать какие-либо объяснения, это фиксируется отдельным документом с подписями всех членов комиссии и прикладывается к акту. Для анализа происшествия могут понадобиться также протокол, акт или другие документы, составленные представителями ДПС.

Получить их можно, составив запрос. Для сбора информации и выяснения обстоятельств между членами комиссии разделяются полномочия и производятся такие действия:

  1. Устанавливается (например, это может быть столкновение, опрокидывание автомобиля, наезд на другое транспортное средство во время его остановки, на пешехода).
  2. Подробно выясняются обстоятельства с указанием даты и точного времени, места ДТП, даётся описание ситуации (как это произошло, в каком состоянии был водитель, получили ли транспортные средства повреждения и какие именно).
  3. Выясняется, есть ли пострадавшие (погибшие или травмированные), их количество.
  4. Подсчитывается материальный ущерб , в том числе от повреджения самого транспортного средства, а также груза (если он перевозился).
  5. Поднимаются данные и подтверждающие документы о разрешении для данного водителя на управление транспортным средством, его стаже работы, в том числе на данном предприятии, автошколе, в которой получал водительскую профессию и права на вождение; дополнительном обучении (когда обучался, количество часов в соответствии с программой).
  6. Определяется состояние водителя по данным предрейсового осмотра (в соответствии с заключением медработника).
  7. Поднимается информация о возможных взысканиях у водителя по административной линии и по линии ГБДД; о том, был ли он ранее участником ДТП.
  8. Составляется краткая характеристика на водителя (когда принят на работу, его личные и деловые качества, имел ли претензии, нарекания. замечания по работе или нарушения трудовой дисциплины, как относился к выполнению трудовых обязанностей).
  • в исправном ли состоянии находилось транспортное средство (с уточнением всех его технических характеристик);
  • заявлялось ли водителем перед выпуском на линию о каких-либо неисправностях;
  • в распоряжение какого заказчика было направлена техника;
  • было ли у водителя водительское удостоверение, кем выдавался и проверялся путевой лист;
  • сколько времени было выделено на работу с заявкой;
  • заполнены ли все графы путевого листа, фактическое время выезда водителя;
  • кто из должностных лиц информировал водителя об особенностях работы на линии.

Экспертная группа также производит анализ работы транспорта на линии:

  1. как выполнялась работа на с момента официального выезда и до момента ДТП;
  2. на каком часу работы произошло ДТП.

Члены комиссии проводят оценку дорожных условий и условий видимости и состояния дороги в день ДТП:


На основании полученной доказательной базы комиссия делает выводы, в которых указываются наиболее важные сведения об обстоятельствах:

  1. предшествующих ДТП;
  2. присутствующих в момент ДТП.

Результатом служебного расследования считается заключение о том:

  • есть ли вина водителя в ДТП (с обоснованием);
  • что послужило причиной ДТП (с указанием нарушенных пунктов ПДД и их конкретных формулировок);
  • какие были сопутствующие факторы, например, возможное алкогольное опьянение водителя.

Все полученные сведения заносятся в бланк акта. Дополнительно членами рабочей группы по расследованию собираются копии справок о ДТП, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении и другие документальные подтверждения обстоятельств аварии.

Сроки проведения

Внимание! Законодательством на проведение служебного расследования по факту ДТП предусмотрен пятидневный срок.

Исключение из правил предусматривается в случае человеческих жертв или большого количества травмированных:

  1. Если погибло два и более человека (либо же четверо и более получили серьёзные травмы), срок расследования увеличивается до 7 дней.
  2. Если количество жертв достигло семи либо же травмировано четырнадцать и более человек, определяется десятидневный срок.
  3. При особо тяжких аварийных ситуациях с многочисленными жертвами, расследование ДТП переходит на более высокий уровень. В таких случаях оно затягивается.

Акт о состоянии дороги при аварии

Причиной дорожного происшествия может стать не только человеческий фактор, но и плохое качество дорожного покрытия. При его осмотре должны присутствовать представители дорожной службы, обслуживающей данный участок полотна, которых вызывают на место события представители ГИБДД.

Осмотр дороги должен быть проведён в течение суток с момента аварии. По результатам осмотра на месте происшествия заинтересованной стороной составляется акт, который подписывают стороны конфликта (представители предприятия, чья машина пострадала в результате дефектов дорожного полотна и сами «дорожники»), а также сотрудники ГИБДД.

Таким образом, служебное расследование дорожно-транспортного происшествия – дело недолгое, но ответственное, требующее командной деятельности и чёткой организации. Групповая аналитическая работа по изучению обстоятельств аварии поможет сделать оргвыводы, разработать стратегии повышения безопасности труда и использования транспорта субъектов предпринимательской деятельности, организаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).

Немного поясню, почему эта тема не очень приятна для специалиста по БДД. Служба организована, профилактикой занимаемся регулярно – все идет, «как по маслу», все довольны и собой, и своей работой. Но в один прекрасный момент мы получаем информацию о произошедшем с автомобилем вашей организации ДТП. В этот момент в голове крутится много вопросов: как так? В чем причина? Почему? Где недоработка в профилактической работе? Что нужно делать, чтобы этого больше не произошло?

Закон (196-ФЗ) обязывает нас, специалистов, «анализировать и устранять причины ДТП». Но чтобы «анализировать и устранять», нужно провести его всестороннее расследование.

Расследование начинается на месте ДТП. Необходимо собрать максимум информации о данном происшествии. Можете поверить моему опыту: в зависимости от увиденного не только у начинающего специалиста по БДД, но даже у «видавшего виды» волосы на голове встают дыбом. Начинается мандраж до такой степени, что тут же забываешь, зачем приехал.

Поэтому, приехав на место, не стоит судорожно бегать, пытаясь поговорить со всеми участниками ДТП, выяснить какие-то детали происшествия, что-то запомнить. Как говорится, «тупой карандаш лучше острой памяти». Поэтому все, что увидели, все, что узнали, необходимо записать на бумагу ту информацию, которая в дальнейшем пригодится при расследовании.

А чтобы облегчить сбор информации о ДТП, предлагаю . Она разработана мной (для собственного пользования), но, как показала практика, бланк очень удобен. Писанины в нем минимум, зато излагается самая суть. Можете свободно скачивать бланк, использовать его в работе при расследовании.

Первая страница карточки не вызывает никаких вопросов, все интуитивно понятно. Но к заполнению оборотной стороны нужно отнестись серьезно. От грамотного составления схемы ДТП зависит правильная оценка действий его участников. Желательно поговорить со всеми участниками происшествия, выяснить детали происшествия, изложить их в разделе «Подробные обстоятельства ДТП».

Кроме сбора информации, относящейся к ДТП, нужно сделать максимальное количество фотографий. Что нужно снять: расположение транспортных средств на проезжей части; повреждения, неповрежденные части транспортных средств-участников ДТП; расположение относительно линий разметки, дорожных знаков; следы торможения; осыпи грязи или снега с транспортных средств, ближе-дальше; общий вид всех транспортных средств, участвовавших в ДТП; не забыть, чтобы в кадр попали регистрационные знаки транспортных средств-участников происшествия и т. п..

При сложных, с точки зрения расследования, ДТП нужно проводить видеосъемку. В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать помощь при разборе дорожного происшествия в органах ГИБДД или суде. На ней могут быть зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя вашего предприятия.

На месте аварии также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые тоже будут составлять схему ДТП, опрашивать его участников, составлять Протоколы осмотра и т. п. Советую вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы вы могли проверить правильность ее составления. Второй участник дорожного происшествия может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т. д.

Если что-либо для вас будет не ясно в их Схеме, нужно потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю вашего предприятия расписываться в ней.

Если самостоятельное передвижение автомобиля вашего предприятия невозможно, нужно организовать либо техническую помощь по устранению неисправностей, либо буксировку на место дислокации автомобиля (база, гараж) с соблюдением установленных ПДД требований при буксировке.

Следующий этап расследования — сбор документации, составленной сотрудниками ГИБДД на месте аварии. Для этого составляется письмо на имя начальника ГИБДД с просьбой предоставить копии документов по дорожному происшествию, мотивируя тем, что данные документы необходимы для внутреннего расследования и проведения профилактической работы с водительским составом.

Когда собрана необходимая документация (как составленная вами, так и сотрудниками ГИБДД) приступают непосредственно к расследованию ДТП. Для этого нужно проанализировать действия каждого из участников в момент, предшествующий ДТП, оценить эти действия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, сделать выводы относительно причин, способствовавших дорожному происшествию, и вынести заключение о виновности того или иного участника аварии.

Результаты расследования должны быть оформлены Актом служебного расследования, который составляется комиссионно, подписывается членами комиссии. Пример оформления Акта вы можете посмотреть

Не стоит предвзято относиться к оформлению Акта расследования, т. к. в определенных случаях (когда имели место тяжелые последствия или у работников ГИБДД вызывает сомнение определение степени виновности участников) ваш Акт могут потребовать органы следствия.

Акт расследования может послужить серьезным аргументом, доказывающим невиновность водителя вашего предприятия. Сотрудники ГИБДД могут не заметить каких-либо доказательств, деталей, а вы в ходе своего расследования их обнаружите.

Но не стоит откладывать расследование надолго. Срок расследования всех дорожно-транспортных происшествий, произошедших с принадлежащими предприятию (ИП) транспортными средствами, установленный законодательством, составляет не более 5 суток.

На сегодня всё. До новых встреч. Комментируйте. Задавайте вопросы.

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель предприятия (организации)

__________________________________

(подпись)

«_____»_____________________201__г.

СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

(название организации)

Дата составления акта__________________________________________________________

(число, месяц, год)

Комиссия в составе:

Председателя:_______________________________________________

(ф.и.о., должность)

Членов комиссии:____________________________________________

(ф.и.о., должность)

Комиссия, назначенная приказом по предприятию (организации) от «__»________201__г., №________, обследовав место происшествия, ознакомившись с документами, осмотрев автомобиль, опросив участников ДТП и свидетелей, установила:

    Происшествие произошло_________________________________________________

(дата, время, на каком часу работы водителя)

    Место происшествия_____________________________________________________

(город, улица, дорога федерального, местного значения)

    Марка, год выпуска, номерной знак автомобиля, принадлежащего организации___

__________________________________________________________________________

4. Вид происшествия________________________________________________________

    Другие участники происшествия (транспорт)

    Пострадавшие:

Всего: погибло________________________, ранено _____________________________

    Материальный ущерб от повреждения транспортного средства составляет ____________________________________________________________ тыс. рублей.

    Ф.И.О. водителя, управляющего транспортным средством

_______________________________________________________________________

Год рождения______________________________________________________________

Общий стаж работы водителем_______________________________________________

В т.ч. на данном предприятии________________________________________________

на данном автомобиле ______________________________________________________

    Состояние водителя (по заключению врача) _________________________________

__________________________________________________________________________

(здоров, трезв, утомлен)

10. Дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра_______________

    Дата медицинского обязательного периодического освидетельствования________

_________________________________________________________________________

    Сколько имелось случаев совершения ДТП _________________________________,

Нарушений Правил дорожного движения, нарушений трудовой дисциплины (из личной карточки водителя)___________________________________________________.

    Лишался ли ранее водительских прав_______________________________________

__________________________________________________________________________

(когда, за что)

    На автомобиле перевозился (лись)_________________________________________

_________________________________________________________________________

(какой груз, пассажиры)

по путевому листу № ______________________ от _____________________________

по маршруту ______________________________________________________________

использование в личных целях_________________________________________(да, нет)

самовольный выезд__________________________________________________(да, нет)

15. Техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию, кто проводил технический осмотр________________________________________________.

    Дата проведения последнего ТО или ремонта________________________________,

обнаруженные дефекты_____________________________________________________.

    Дата проведения последнего инструктажа по безопасности дорожного движения

__________________________________________________________________________.

    Как выполняется на предприятии требования правил, приказов, указаний и инструкций по обеспечению безопасности движения:

а) организовано ли повышение проф. мастерства водителя________________________

б) налажен ли контроль за работой водителей на линии__________________________

в) правильно ли оформляется путевая документация______________________________

    Дата последнего повышения проф. мастерства по 20 час-ой программе___________

    Дорожные условия_______________________________________________________

(на каком расстоянии просматривается дорога)

_______________________________________________________________________________________________________

(вид покрытия, состояние проезжей части, подъем или уклон в град.)

_____________________________________________________________________________________________________

(кривая радиуса в метрах, наличие дорожных знаков и сигналов)

    Описание обстоятельств происшествия_____________________________________

__________________________________________________________________________

    Нарушения, в результате которых произошло ДТП:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Виновные в ДТП: _______________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Выводы комиссии: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Предложения комиссии: _________________________________________________

__________________________________________________________________________

Приложения:

1. Копия схемы дорожно-транспортного происшествия и фотография______________

__________________________________________________________________________

2. Объяснения работников предприятия и водителя на _________________ листах.

    Приказы по предприятию (хозяйству), с выводами, конкретными мероприятиями по предупреждению ДТП на ________________________________ листах.

Председатель комиссии _______________________(___________________)

Члены комиссии _______________________(___________________)

_______________________(___________________)

У многих предприятий на балансе находится собственный автотранспорт. И вот один из автомобилей попадает в аварию.

В этом случае необходимо провести служебное расследование ДТП. Его назначение – установить объективную картину происшествия и степень вины в нем водителя предприятия.

В этой статье:

Служебное расследование ДТП на предприятии

Оно должно быть проведено в течение 5 дней с момента аварии. В исключительных случаях (наличие жертв или большого числа пострадавших) служебное расследование по факту ДТП растягивается на более продолжительное время.

Для того чтобы началась работа по установлению причин аварии должен быть издан приказ о служебном расследовании ДТП. Им назначается комиссия и устанавливается срок ее работы.

Цель служебного расследования ДТП состоит в том, чтобы выявить причины и условия, способствовавшие возникновению аварии.

Если выяснится, что виновником происшедшего является водитель, то результаты работы комиссии лягут в основу привлечения работника к материальной ответственности.

При этом проведение служебного расследования не заменяет собой работу правоохранительных органов и иных структур, призванных разобраться в причинах аварии.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Работа комиссии начинается с непосредственного изучения места происшествия. На данном этапе фиксируются все детали, с помощью которых можно воссоздать достоверную картину ДТП.

При выяснении обстоятельств события допускается опрос иных водителей, фотосъемка, составление схем и т.д. Комиссия вправе запросить и материалы от правоохранительных органов.

Затем анализируются обстоятельства возникновения ДТП. Здесь анализируются состояние водителя на момент аварии, погодные условия и дорожная обстановка, техническая исправность автомобиля, соблюдение всеми участниками происшествия правил дорожного движения.

Кроме того, во время служебного расследования устанавливаются и общее состояние транспортного хозяйства на предприятии. Комиссия проверяет, соблюдаются ли водителями должностные инструкции и трудовая дисциплина.

В завершении своей работы, комиссия должна выработать рекомендации для снижения риска возникновения ДТП в будущем.

Акт служебного расследования ДТП

По окончании работы комиссии ее выводы оформляются актом служебного расследования. Условно этот акт состоит из пяти частей. Вначале следует общая информация о составе комиссии, участниках ДП, количестве пострадавших и причиненном ущербе.

После этого в акте делается акцент на дорожной обстановке. Здесь описываются состояние дороги, погодные условия, наличие разметки и дорожных знаков.

Должен быть в акте и блок, посвященный техническому состоянию машины. Здесь указываются сведения об ее исправности (неисправности), дате последнего техосмотра и т.д.

Завершают акт выводы комиссии относительно лиц, виновных в ДТП. Итоговый документ может содержать и приложения. К их числу относятся схема ДТП, пояснения водителей и иных участников аварии, рекомендации комиссии по предотвращению подобных инцидентов в будущем.

Автомобильная авария нуждается в тщательном изучении множества нюансов для принятия решения о виновных, наказании и возмещении вреда. Это происходит в рамках расследования дела о ДТП. Его проводит сотрудник ГИБДД или следователь. Особенности процесса зависят от обстоятельств происшествия и последствий.

Читайте в этой статье

Особенности расследования ДТП

Особенности расследования дела о ДТП зависят от его обстоятельств:


Иногда уже после выезда по адресу, составления протокола картина происшествия ясна. В иных случаях (гибель или побег одного из участников, противоречивые показания оставшегося в живых, свидетелей, отсутствие последних) нужны дополнительные меры для выяснения ситуации:

  • выполнение автотехнической экспертизы;
  • установление и поиск сбежавшего водителя, его задержание по горячим следам;
  • идентификация транспорта, участвовавшего в аварии;
  • проведение повторного осмотра места аварии;
  • судебно-медицинская, ;
  • более детальное изучение вещественных доказательств;
  • поиск очевидцев, если они не объявляются сами;
  • повторные допросы очевидцев;
  • следственный эксперимент;
  • анализ данных, полученных от видевших событие, участников, в результате экспертиз.

Группа разбора ГИБДД

Группа разбора формируется в ГИБДД из сотрудников, специализирующихся на расследованиях обстоятельств автоаварий. Они должны рассмотреть предлагаемые им материалы дела, добыть новые данные, чтобы установить:

  • как произошло событие;
  • кто в нем виновен;
  • какие правила и законы были нарушены водителем.

Группа административной практики может много сделать для прояснения обстоятельств аварии. Но иногда полицейские просто уговаривают водителя признать себя виновным, хотя это не так. У автомобилиста есть шанс избежать ошибки. Ведь решение группы не является окончательным, его можно обжаловать.

Дознаватель после ДТП

Дознаватель из ГИБДД вступает в расследование после ДТП, если выезжавший на место инспектор не выявил виновного. Этот сотрудник устанавливает дополнительные обстоятельства, вызывает участников, свидетелей, беседует с ними, принимает предъявленные водителями доказательства, назначает при необходимости экспертизы. Собственно, дознаватель – один из членов группы разбора. Он может закрыть дело, выявив виновного, либо передать его в суд.

Следователь по ДТП

Следователь работает по ДТП, если в происшествии серьезно пострадали или погибли люди. Тогда им заводится не административное, а уголовное дело. В компетенцию следователя также входят:

  1. выезд на место с целью осмотра, изъятия вещественных доказательств;
  2. оформление результатов процедуры;
  3. установление нескольких версий события;
  4. их проверка, то есть допросы участников, свидетелей, назначение экспертиз, следственных экспериментов, очных ставок;
  5. составление обвинительного заключения;
  6. отправка дела в суд.

Рассмотрение ДТП

Рассмотрение дела о ДТП включает в себя:


Водители-участники имеют право дополнять свои объяснения, спрашивать о непонятном, настаивать на привлечении к делу специалистов, записывать происходящее. Если кто-то не согласен с оформленным постановлением, его можно обжаловать в течение 10 дней после получения копии. За этим обращаются в суд или к вышестоящему руководству инспекции.

Как происходит разбор ДТП в ГИБДД

Разбор ДТП в ГИБДД с участием сформированной с этой целью группы происходит в несколько этапов:

  1. сотрудники сначала без участия виновной и пострадавшей сторон изучают документы по аварии;
  2. оповещают о дате и месте проведения дальнейшей процедуры водителей;
  3. в назначенное время их приглашают в кабинет, где дают возможность еще раз описать собственное видение ситуации;
  4. автомобилисты предоставляют доказательства своей правоты (фотографии, видео, свидетельские показания), могут требовать назначение экспертизы;
  5. ответ на ходатайство группа разбора должна дать тут же и в письменном виде;
  6. если назначается экспертиза, ждут ее заключения, после чего устанавливается виновник;
  7. оформляется постановление.

Водителей могут пригласить на группу разбора по одному или вместе. Второй вариант больше похож на очную ставку, но нарушения закона в этом нет. Иногда так проще и точнее устанавливается истина.

Порядок расследования ДТП по административному и уголовному нарушению

Порядок расследования дела о ДТП по административному нарушению состоит из:

  1. осмотра инспектором ГИБДД места, автомобилей;
  2. составления протоколов;
  3. оформления постановления о нарушении, если один из автомобилистов признал вину;
  4. передачи документов в группу разбора или дознавателю, когда оба водителя считают себя потерпевшими;
  5. изучения этой инстанцией обстоятельств аварии;
  6. вынесения постановления;
  7. исполнения его виновником или обжалования им решения.

Если есть погибшие или тяжело пострадавшие, сотрудник ДПС вызывает на место следственную группу, так как уже рассматривают уголовное дело. Осмотр и фиксация обстоятельств аварии производятся криминалистом, следователем. Последний открывает уголовное дело, в рамках которого допрашивает участников, свидетелей, назначает экспертизы. По его поручениям работают дознаватели. Когда виновный в аварии установлен, дело передают в суд.

Сроки расследования аварии

После ДТП может остаться только материальный ущерб. В этом случае дело рассматривают в рамках административного расследования. За какое время ответственное лицо должно закончить процесс, установлено разделом 5 статьи 28.7 КоАП:

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Но если за этот период не удалось обнаружить все обстоятельства происшествия, расследование может быть продлено. Это регламентируется той же статьей закона:

  • нет пострадавших, но дело остается невыясненным, значит, его изучение может идти еще 1 месяц;
  • в аварии был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, возможно, процесс разрешат продлить до полугода.

Решение принимается вышестоящим начальником сотрудника ГИБДД, который ведет дело об административном нарушении. Последний подает для этого письменное ходатайство.

При наличии тяжело пострадавших или погибших авария рассматривается в рамках уголовного дела. Здесь сроки расследования другие:

  • 2 месяца с момента открытия дела;
  • он может быть продлен до 3 месяцев вышестоящим руководством;
  • в особо сложных случаях следствие разрешают вести до года.

Все это регламентируется статьей 162 УК РФ.

Расследование ДТП без пострадавших

Авария, после которой приходится лишь подсчитывать имущественный урон, изучается иначе, чем при наличии пострадавших. Но подобные ДТП бывают не менее запутанными. Поэтому в процессе расследования проводят:

  • Осмотр места происшествия. Оно начинается с точки, где есть следы ДТП, или с участка, по которому двигались ТС. Учитываются особенности местности, расположение имеющихся там предметов, знаки, бордюр, деревья, состояние дорожного покрытия.

Начальную точку осмотра выявляют при опросе очевидцев происшествия. У них выясняют положение машин и препятствий на пути до аварии, реакцию участников на обострение ситуации на дороге, места ТС после случившегося. Все имеющие отношение к ДТП следы анализируются, производятся нужные измерения. Специалисты изучают частицы краски, автомобильных жидкостей, детали ТС, отметины колес. Последние не только фотографируют, с них делают слепки.

Детально осматривается транспорт участников. Исследуют все повреждения, определяется последовательность их возникновения. Устанавливается, какие части авто первыми получили дефекты. Полученные в результате осмотра сведения вносят в протокол. После составляется схема происшествия с условными обозначениями всех деталей и привязкой к местности.

  • Опрос участников . Он может происходить не на месте аварии, а уже в отделе ГИБДД. Каждый водитель пишет объяснения. А сотрудник ГИБДД в это время оформляет справки о ДТП, заполняет часть протокола. По совокупности полученной информации инспектор определяет виновного, что и фиксирует в документе.

После внесения туда всех сведений оба участника расписываются в документе, если согласны с имеющейся в нем информацией. Затем они получают копии протокола, справку о ДТП. И через короткое время виновному приходит постановление об уплате штрафа либо повестка в суд, где будет слушаться дело об административном правонарушении.

  • Работа группы разбора . Отсутствие возможности установить виновника сразу требует его выявления в подразделении ГИБДД, на территории которого произошла авария. В процедуре участвуют сотрудники службы, а также участники ДТП. Решение выносится максимум через 15 дней после поступления материалов дела, а судом – в течение 2 месяцев.

Во время расследования могут проводиться различные экспертизы. Их делают как по назначению суда, так и по желанию одного из участников ДТП и за его счет.

О том, как провести экспертизу автомобиля после ДТП, смотрите в этом видео:

Порядок расследования с пострадавшими

Когда в аварии есть травмированные или погибшие, расследование включает в себя большее количество этапов:

  • Осмотр места ДТП . Процедура проводится так, как было рассказано выше. Но помимо автомобилей и их деталей, предметов обстановки исследуются пятна крови, одежда пострадавших. При наличии погибшего происходит осмотр тела. Изучаются его поза, одежда, характер ее дефектов и повреждений кожи, иных органов.

Во внимание принимается положение трупа относительно других элементов, находящихся на месте аварии. Если есть нехарактерные для данного ДТП травмы, выясняются причины их появления.

  • Следственный эксперимент . Этот этап расследования предполагает воссоздание условий, в которых произошло ДТП. Он покажет, что видели и слышали участники аварии в критический момент, могли ли ее спровоцировать внешние факторы. Проведение следственного эксперимента нужно для установления возможностей образования повреждений ТС при обстоятельствах, описываемых свидетелями, названной ими скорости.

Процедура выполняется на огороженном участке, где в зону действия не попадут посторонние объекты или люди. Воссоздание ситуации происходит по предварительно выполненным расчетам, чтобы участники эксперимента не пострадали.

  • Экспертизы . Исследования проводятся разными специалистами, если иные методы не дали ответов на имеющиеся вопросы. С их помощью устанавливают место аварии, направление движения ТС, особенности появления следов. Вычисляется также вид ДТП (опрокидывание, наезд или столкновение машин), если нет иных возможностей сделать это. Эксперты получают доступ к документам дела, любым другим материалам.

Иногда специалист выезжает на место аварии, изучает автомобили, их отдельные детали, агрегаты. При наличии пострадавших проводят также судебно-медицинскую экспертизу. С ее помощью устанавливают положение тела до аварии, траекторию его движения в момент ДТП. Эксперт-медик выявит особенности водителя, которые могли способствовать возникновению происшествия, например, сниженный слух, проблемы со зрением.

Проведенные мероприятия помогут следователю составить полную картину аварии, выявить влияние на ее возникновение внешних условий, личностных особенностей участников. Но иногда их недостаточно, приходится использовать дополнительные меры в расследовании. Например, разыскивать виновника происшествия или его же вместе с машиной.

В некоторых ДТП помимо выявленных участников может обнаружиться еще один, который уехал или ушел с места. Необходимо искать его по названным очевидцами приметам, идентифицировать машину, доказывать причастность к аварии.

Важную часть в расследовании занимают допросы участников и свидетелей. Следователь должен выявить имеющиеся в их показаниях несоответствия, откровенную ложь и подтасовку фактов, безосновательное сваливание вины на погибшего.

О том, как проводят следственный эксперимент при ДТП, смотрите в этом видео :

Служебное расследование ДТП

В аварии попадают не только водители на личных авто, но и те, что управляют служебным транспортом. В таких случаях расследованием в рамках административного или уголовного дела не ограничиваются. Проводят и служебное, которое не отменяет необходимости участия полиции или следователя. Его цель – выяснить обстоятельства аварии и роль в ней работающего в фирме водителя. Это нужно потому, что часть ответственности за ДТП может пасть и на руководство предприятия.

Процедура регламентируется Приказом Минавтотранса РСФСР №49 от 26.04.1990 г. и имеет определенный порядок:

  • Водитель служебного автомобиля может позвонить на место работы сразу после ДТП. Сотрудник организации приезжает прямо туда.
  • Он может опросить свидетелей, увидеть подробности места аварии. Ему разрешается выполнить фотосъемку и видео обстановки, автомобилей.
  • По результатам этих действий уполномоченным сотрудником оформляется часть акта расследования ДТП на предприятии. Помочь ему обязаны и сотрудники ГИБДД информированием об относящихся к случившемуся сведений. От них же представитель организации, которой принадлежит один из автомобилей-участников, получает копии протокола, справок и других документов по делу.
  • Материалы направляются в комиссию, созданную в организации.

    В него вносят сведения о членах комиссии и участниках аварии, а также транспортных средствах. В документе описывают обстоятельства происшествия, состояние дороги, относящейся к ней инфраструктуры. Учитывают также погодные условия, в которых произошла авария, освещенность участка.

Не менее важны сведения о водителе, пройденном им до поездки медосмотре, квалификации работника, дисциплинированности или ее отсутствии. Это тоже указывают в акте вместе с описанием состояния служебного авто, годом выпуска.

  • На основании выводов расследования устанавливают причину ДТП. Затем необходимо определить перечень действий, которые помогут избегать подобного в будущем. Это тоже указывают в акте.

Если водитель виновен, наказанию могут подвергнуться и ответственные лица предприятия. Им инкриминируют соответствующие статьи КоАП или УК РФ.

Служебная процедура должна завершиться в течение 5 дней. О ее результатах оповещают каждого работника предприятия.

Расследование ДТП на предприятии

Расследование ДТП, проводимое на предприятии, должно начаться сразу после того, как о событии станет известно, по письменному приказу руководителя. Процедура длится до 5 дней. Если пострадали люди, период служебного выяснения может быть увеличен. Как это происходит:


Водителю служебного авто следует сообщить на службу о ДТП сразу после произошедшего, чтобы сотрудник фирмы мог приехать и осуществить необходимые для расследования действия. Это важно для самого участника аварии. Ведь предприятие заинтересовано в объективном рассмотрении и не позволит напрасно обвинить своего водителя.

Копии документа получают потерпевший и виновник ДТП.

Дальше расследованием занимается отдел дознания. Из его сотрудников формируется группа разбора, которая изучает протоколы, акты, показания свидетелей, беседует с ними. Это подразделение может назначить экспертизы, обязательно вызывает для объяснений участников аварии. Если в ходе ДТП причинен вред здоровью, полицейские обращаются за справками и заключениями в медучреждение. На все это нужно от 3 суток до 30 дней.

В исключительных случаях период административного расследования может быть продлен по ходатайству ведущего дело в адрес вышестоящего руководителя. Если в ДТП нет раненых, период увеличивают еще на 1 месяц.

При наличии пострадавших административное расследование может длиться до полугода. Его итогом становится протокол о соответствующем нарушении закона, если оно было совершено водителем. Документ направляют в суд. При отсутствии административного проступка выносится постановление о прекращении дела.

Как вести себя в ГИБДД при разборе

Водителю следует вести себя при разборе аварии в ГИБДД так, как позволяет ему ст.25.1 КоАП РФ:


Можно также прийти на разбор, но не давать показаний против себя. Право предоставляется ст.51 Конституции РФ. Игнорировать необходимость явки не следует. Разбор может состояться без участника аварии, как и принятие решения, но в этом случае он не повлияет ни на то, ни на другое. В целом важно вести себя не как наблюдатель или заранее виновный, а как полноправный участник процедуры, не поддаваться давлению полицейских.

Сокрытие ДТП

Сокрытие такого серьезного происшествия, как ДТП, сотрудниками инспекции – повод для обращения потерпевшего в прокуратуру. К полицейским, не желающим регистрировать аварию и заниматься ее расследованием, грозят как минимум ч.1 ст. 285 и ч.1 ст.286 УК РФ:

Использование должностным лицом … полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан…, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан…, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

Наказание может быть и строже, если при этом применялись угрозы, насилие, оружие, или участник аварии получил в результате действий полицейских тяжкий вред.

Но и для автомобилиста, скрывшегося с места ДТП, тоже есть санкция. Она прописана в ч.2 ст.12.27 КоАП. Это лишение ВУ на 1-1,5 года или арест на 15 суток.

Расследование дел об авариях может быть длительным и сложным. Участникам нужно контролировать как все делается, чтобы защитить свои интересы еще на этой стадии. Они имеют такое право по статье 25.1 КоАП. Это поможет в суде, если решения по делу придется ждать от него.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме