Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пленарное заседание совета судей российской федерации. Пленарное заседание совета судей российской федерации Пленарное заседание совета судей рф май

С 29 мая по 2 июня 2017 года в Москве проходят Президиум Совета судей Российской Федерации и Пленарное заседание Совета судей, посвященные 25-летнему юбилею.

В 1991 году по инициативе Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева, Министра юстиции Н.В. Федорова и группы судей был созван I Всероссийский съезд судей.

На нем было принято решение о создании Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами. Совет был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.

В каждом субъекте Российской Федерации в начале 1992 года были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет судей Российской Федерации. От Рязанского областного суда наш субъект представляла Валентина Васильевна Агапова.

В марте этого же года в Москве состоялось первое заседание Совета судей, на котором был избран Президиум из девяти человек. Первым председателем Совета судей РФ стал Г.Н. Карцев.

Основной задачей Совета стала подготовка проекта закона "О статусе судей в Российской Федерации", который был принят в июне 1992 года, а также работа над проектом Конституции Российской Федерации по главам о судебной власти. В последующем состав Президиума был увеличен до 12 человек.

Совет судей за четверть века продемонстрировал свою важную объединяющую и координирующую роль, инициировав и приняв ряд важнейших законов. Совет судей РФ контролирует выделение и расходование средств на судебную систему и участвует в законотворческой деятельности, в том числе по вопросам развития судебной реформы.

Будучи профессиональным объединением, Совет судей, в целях обеспечения открытости, гласности российского правосудия и укрепления его авторитета, взаимодействует со средствами массовой информации, с международными организациями, профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств.

В повестке дня Президиума Совета судей Российской Федерации – обсуждение актуальных вопросов деятельности судебной системы Российской Федерации: о ходе реализации Плана мероприятий по выполнению постановления IX Всероссийского съезда судей «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе»; о разработке нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов; о ходе подготовки районных судов и гарнизонных военных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей и ряд других.

В работе Совета судей Российской Федерации принимает участие председатель Рязанского областного суда, член Совета судей РФ Елена Владимировна Сапунова.

В Москве 22 мая 2018 года состоялось Пленарное заседание Совета судей Российской Федерации. Открыл мероприятие Председатель Верховного Суда Российского Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев.

В своем выступлении Председатель Верховного Суда Российской Федерации остановился на реализации законодательной функции Верховного Суда Российской Федерации и инициированных Верховным Судом Российской Федерации в настоящее время законопроектах, отметив ключевые.

Концепция развития правосудия основана на базовых принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации. К их числу относятся самостоятельность и независимость судебной власти, независимость судей, законность, справедливость, правовая определенность, состязательность сторон, разумные сроки рассмотрения дел, обеспечение участников судопроизводства установленной квалифицированной юридической помощью.

Важной гарантией независимости судов является судебная инстанционность, исключающая ситуацию, при которой несколько судебных инстанций сконцентрированы в одном субъекте Российской Федерации и в одном и том же суде. Для обеспечения институциональной независимости судов Верховным Судом Российской Федерации внесен в Государственную Думу Российской Федерации Проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

«Для эффективности работы этих судов необходимо установить правило сплошной кассации в суде первой и кассационной инстанции для решений районных судов и мировых судей, и правило сплошной первой и второй кассаций для решений судов областного звена и равных им судов. Также акцентируется внимание на том, что Президиумы областных и равных им судов, апелляционных и кассационных инстанций судов общей юрисдикции не наделяются полномочиями по формулированию универсальных правовых позиций и разъяснений», - подчеркнул докладчик.

Также Пленум Верховного Суда Российской Федерации 3 октября 2017 года внес в Государственную Думу Российской Федерации Проект федерального закона, предусматривающий свыше 150 правовых позиций по совершенствованию гражданского, арбитражного и административного судопроизводства.

Глава Верховного Суда Российской Федерации подчеркнул, что особое значение имеет одна из указанных правовых позиций, закрепляющая право суда выносить решения по отдельным категориям дел без указания мотивировочной части. При подготовке Проекта закона учитывались положительный опыт письменного судопроизводства в гражданском и арбитражном процессе, внедрение резолютивного производства мировой юстиции, сведения об общем объеме обжалованных в апелляционном порядке судебных решений, а также количество рассмотренных судами гражданских дел, нагрузка по которым в последние годы возросла на одну четверть. Также учитывалось, что девяносто восемь процентов исков удовлетворяются.

В то же время для поэтапного введения в практику судов предложенного порядка составления судебных решений 17 мая 2018 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации внес поправки к обсуждению Государственной Думой Российской Федерации указанного законопроекта во втором чтении, расширяющие перечень дел, которые рассматриваются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с обязательным составлением мотивированного решения.

Помимо категорий дел, указанных в Проекте закона, к таким категориям планируется отнести все дела, возникающие из трудовых (служебных) отношений, дела о предоставлении жилого помещения, о предоставлении любых мер социальной поддержки, дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, и об определении долей супругов в таком имуществе, дела о защите нематериальных благ, дела о компенсации морального вреда и защите деловой репутации.

К данным категориям относятся и дела по спорам о правах на недвижимое имущество и (или) сделках с ним, дела о прекращении прав общей долевой собственности, дела об устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом, дела об истребовании имущества из чужого незаконного владения, дела об освобождении имущества от ареста, дела о взыскании страхового возмещения, дела о возмещении ущерба, причиненного имуществу, дела о наследовании, и дела о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Также к таким категориям дел следует отнести дела, связанные с государственной тайной, и дела особого производства.

Принятие закона повысит эффективность судопроизводства, обеспечит оперативное разрешение дел на высоком уровне, - отметил Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

Важной гарантией независимости судей является финансирование судебной власти. Так, 18 июля 2018 года вступит в силу федеральный закон, который устанавливает гарантии надлежащего организационного и финансового обеспечения деятельности мировых судей, аналогично гарантиям, установленным для федеральных судов: «Мы думаем, он сыграет положительную роль в вопросах обеспечения деятельности мировой юстиции», - акцентировал В.М. Лебедев.

Остановился Глава Верховного Суда Российской Федерации и на поручении Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, данном 11 апреля 2018 года, доработать и поддержать подготовленный Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации Проект федерального закона, предоставляющего право и определяющего порядок передачи в собственность жилого помещения судье, имеющему стаж работы в должности более 10 лет. Документ регулирует и вопросы обеспечения жилищных прав судей, пребывающих в отставке, а также вопросы денежной компенсации для приобретения жилья. Концептуальные положения, заложенные в данном законопроекте, Президентом Российской Федерации были поддержаны.

Продолжая свое выступление, Председатель Верховного Суда Российской Федерации отметил, что в сфере уголовного судопроизводства особое значение придается принципам справедливости и дифференциации видов наказаний и мер уголовно-правового характера. Реализованные инициативы Верховного Суда Российской Федерации о декриминализации некоторых деяний и расширения административной преюдиции по делам и преступлениях небольшой тяжести позволили сократить в прошедшем году поступление в суды дел в отношении пятидесяти тысяч лиц.

Верховным Судом Российской Федерации также внесен в Государственную Думу Российской Федерации законопроект, направленный на введение в Уголовный кодекс Российской Федерации понятия «уголовный проступок», что позволит исключить негативные для личности последствия судимости за совершение деяний ненаказуемых лишением свободы. Ежегодно подобные меры уголовно-правовой ответственности могут быть применены в отношении сорока тысяч лиц.

Государственная Дума Российской Федерации 3 апреля 2018 года приняла в первом чтении законопроект, внесенный Верховным Судом Российской Федерации, и предусматривающий недопустимость продления сроков содержания под стражей обвиняемого, если органами предварительного расследования не проводится активных следственных действий. Особая направленность этого законопроекта относится к защите лиц, участвующих в предпринимательской деятельности.

За последние десять лет Верховным Судом Российской Федерации помимо реализации своего права законодательной инициативы принято двенадцать Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам назначения наказаний, избрания меры пресечения и основаниям освобождения от уголовной ответственности, что способствовало сокращению лиц, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, по сравнению с 2010 годом на двести двадцать три тысячи, с восьмисот шестидесяти трех тысяч до шестисот сорока тысяч лиц, и составило двадцать пять процентов.

Количество осужденных в сфере предпринимательской деятельности в 2018 году по сравнению с 2016 годом также сократилось на одну треть, с двух тысяч до одной тысячи трехсот лиц. Каждый пятый предприниматель освобожден судами от уголовной ответственности, а к лишению свободы осуждено двадцать процентов лиц, в отношении которых суды рассматривали дела.

«В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации ведет работу над законом, направленным на декриминализацию отдельных составов преступлений в сфере предпринимательской деятельности», - заключил Глава Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках выступления, Председатель Верховного Суда Российской Федерации осветил и предстоящую работу Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В текущем полугодии Пленуму Верховного Суда Российской Федерации предстоит рассмотреть пять Постановлений, помимо принятых с начала 2018 года. К их числу относятся документы, касающиеся применения судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям; вопросов судебной практики, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве; вопросов, связанных с применением законодательства о крупных сделках и сделках с заинтересованностью хозяйственных обществ. Кроме того, будут обсуждаться и Проекты постановлений по вопросам, возникающим при применении положений транспортных кодексов и транспортных услуг по договорам о перевозке грузов, пассажиров, багажа, а также о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении административных дел, связанных с применением законодательства о порядке организации и проведения публичных мероприятий.

4 декабря Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова выступила на пленарном заседании Совета Судей Российской Федерации.

По словам федерального омбудсмена, за годы функционирования института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации сложилось конструктивное взаимодействие в целом с судебной властью и Верховным Судом Российской Федерации.

В 2018 году Уполномоченный, а также руководящие должностные лица рабочего аппарата обращались в Верховный Суд 63 раза. В ответ поступило 60 служебных документов, из них 33 — в связи с обращениями Уполномоченного в Верховный Суд по жалобам граждан.

В 2018 году удалось разрешить проблемы многих заявителей:
- гражданки П., необоснованно осужденной за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, когда судом первой инстанции не были учтены изменения законодательства о лицензировании;
- гражданина М., которому после обращения Уполномоченного было обеспечено право на защиту при рассмотрении дела во второй инстанции, а психофизиологическое исследование исключено из доказательств, положенных в основу обвинительного приговора.

«Не буду перечислять все примеры успешной работы, отмечу только, что благодаря нашему взаимодействию сформировалась новая судебная практика по делам об оспаривании решений органов социальной защиты населения об отказе предоставить меры социальной поддержки жителям Москвы, занятым уходом за детьми-инвалидами, не имеющим регистрации в г. Москве (обращение в интересах Ч.). После ходатайств Уполномоченного отказ в назначении ежемесячных компенсационных выплат признан незаконным. Все последующие определения Верховного Суда, а затем и Московского городского суда по аналогичным делам выносились в пользу граждан», — отметила Татьяна Москалькова.

Уполномоченный выразила признательность за готовность Верховного Суда к взаимодействию при выработке рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, как это было при обсуждении проекта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащего разъяснения отдельных случаев пропуска работником срока на обращение в суд.

Однако, по словам Татьяны Москальковой, есть резервы для развития взаимодействия, проблемные вопросы, требующие совместного решения:

1. Проблема возврата судами в порядке статьи 319 УПК РФ для устранения недостатков заявлений потерпевших о привлечении виновника к уголовной ответственности в порядке частного обвинения.

"Слишком жестокие требования, установленные УПК РФ к такому заявлению потерпевшего приводят к тому, что лица, совершившие преступления, остаются безнаказанными. В этой связи, прошу Верховный Суд обобщить существующую судебную практику и результаты направить Уполномоченному для выработки решения о возможных мерах по защите прав потерпевших от преступлений", - заявила Уполномоченный.

2. В 2018 году одно из ходатайств Уполномоченного (в отношении Л.) было возвращено без рассмотрения со ссылкой на недопустимость внесения повторных жалоб в суд надзорной инстанции, притом что Уполномоченный ранее в защиту прав данного осужденного не обращался.

Второе ходатайство (в отношении П.) также осталось без рассмотрения, судья Верховного Суда Российской Федерации ограничился рассмотрением приложенной к нему кассационной жалобы осужденного, не направив в адрес омбудсмена копию вынесенного постановления.

Между тем еще в 2009 году Президиум Верховного Суда разъяснил, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе выступать в качестве самостоятельного субъекта обжалования вступивших в законную силу судебных актов судов общей юрисдикции.

В завершение Татьяна Москалькова еще раз поблагодарила собравшихся за эффективное и плодотворное сотрудничество и выразила уверенность, что его продолжение в сфере законодательства, правоприменительной судебной практики, а также в защите прав граждан при отправлении правосудия будет продуктивным.

С 29 мая по 2 июня 2017 года в Москве состоялось Пленарное заседание Совета судей Российской Федерации и заседание Президиума Совета судей.

В работе Совета приняли участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации Лебедев В.М., Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Зорькин В.Д., председатель Совета судей РФ Момотов В.В., председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ Тимошин Н.В., Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусев А.В., советник Президента Российской Федерации Яковлев В.Ф., представители федеральных органов исполнительной власти, судейского сообщества и общественности.

В ходе заседаний обсуждались актуальные вопросы деятельности судебной системы Российской Федерации: реализация Плана мероприятий по выполнению постановления IX Всероссийского съезда судей «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе», разработка нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов и ряд других.

В рамках Пленарного заседания Совета судей прошли праздничные мероприятия, посвященные 25-летию со дня образования Совета судей Российской Федерации.

Годом зарождения Совета судей можно назвать 1989-й, когда был принят Закон «О статусе судей в СССР». Статья 14 этого Закона предусматривала ежегодный созыв судей субъектов Союза и субъектов республик на конференции.

В компетенции конференций были исключительно технические вопросы: обсуждение возникших в судебной практике вопросов применения законодательства или обращение в высшие суды с различного рода предложениями. Однако судьи не ограничивались этим и активно обсуждали большинство накопившихся к тому времени проблем: вопросы ресурсного обеспечения, социальной защиты судей, взаимоотношения с органами юстиции и многие другие. Так начался процесс самоорганизации судей в сообщество.

В 1991 году по инициативе Председателя Верховного Суда Российской Федерации Вячеслава Михайловича Лебедева, министра юстиции Николая Васильевича Федорова и группы судей был созван I Всероссийский съезд судей. На нем было принято решение о создании Совета представителей судей как органа, функционирующего в период между съездами. Совет был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.

В начале 1992 года в каждом субъекте Российской Федерации прошли конференции, на которых избрали по одному представителю в Совет судей Российской Федерации. В марте этого же года в Москве состоялось первое заседание, на котором был избран Президиум Совета судей Российской Федерации из девяти человек. Первым председателем Совета судей Российской Федерации был избран Гарольд Николаевич Карцев. В последующем состав Президиума был увеличен до 12 человек.

К моменту созыва Совета на первое заседание судебная система страны переживала глубокий кризис. Поэтому первое, с чего начал свою работу новый орган судейского сообщества, была подготовка проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации». В этом важном документе предстояло закрепить понятие судебной власти, представление о том, что судебная власть самостоятельна, независима от законодательной и исполнительной властей. В июне 1992 года законопроект был принят.

За годы своей деятельности Совет судей Российской Федерации внес большой вклад в развитие и совершенствование судебной системы страны, в том числе, благодаря активному участию в законотворческой деятельности.

Представляя мнение судейского сообщества страны, Совет судей Российской Федерации присоединился к работе над проектом Конституции Российской Федерации, в которой были закреплены основные принципы правосудия — независимость и неприкосновенность судей, единство их статуса, а также гарантии стабильности судебной власти.

По поручению II Всероссийского съезда Совет судей принял Кодекс чести судьи Российской Федерации, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности. Практикой Верховного Суда Российской Федерации и квалификационных коллегий судей Кодексу придан нормативный характер.

Одним из достижений Совета судей РФ является создание Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, который полностью подотчетен судейскому сообществу, что гарантирует независимость судебной власти от исполнительной в части материального, организационного, кадрового обеспечения деятельности судов.

За 25 лет Совет судей продемонстрировал свою важную объединяющую и координирующую роль, инициировав и приняв ряд важнейших решений и документов.

Сегодня Совет состоит из 129 представителей от судов всех видов и уровней, в том числе, 12 представителей арбитражных судов. Согласно Регламенту Советом судей избирается Президиум Совета судей в составе 17 человек (Председатель Совета судей Российской Федерации, его 3 заместителя и 13 членов Президиума).

Нынешний состав Совета судей России был сформирован сроком на 4 года в декабре 2016 года на IX Всероссийском съезде судей. Председателем выбран Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации Виктор Викторович Момотов. В состав Совета судей вошел председатель Арбитражного суда Дальневосточного округа Вячеслав Викторович Кресс.


В центре внимания Совета судей были и остаются вопросы укрепления статуса судей и работников аппаратов судов, безопасности судебной деятельности, обеспечения открытости и гласности правосудия, укрепления авторитета судов. По инициативе Совета судей РФ создана Государственная автоматизированная система «Правосудие», объединяющая в единое пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента.

фото пресс-службы Верховного Суда РФ



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме