Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Плановая экономическая система основы конституционного строя. Экономическая основа конституционного строя российской федерации

1. Экономические основы конституционного строя.

В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

2. Социальные основы конституционного строя.

РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Направления деятельности государства в социальной сфере:
1) охрана труд и здоровья людей;
2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
4) развитие системы социальных служб;
5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Политика социального государства направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Условиями этого выступают: достойный человека прожиточный минимум, материальная обеспеченность, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры. Достойная жизнь включает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

22. Духовные основы. Конституция РФ внесла немало нового и в конституционные основы духовной жизни общества и государства. Если раньше в конституциях нашей страны достаточно жестко закреп­лялось идейно-политическое единство общества на основе идеологии марксизма-ленинизма как идеологии рабочего класса, то ныне речь идет о признании идеологического многообразия, о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13). В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст. 29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеж­дений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуж­дающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, наци­онального, религиозного или языкового превосходства.

Принцип идеологического многообразия в российском обществе и государстве находит свое выражение и в отношении к религии. Опре­делив РФ как светское государство, Конституция РФ в главе об осно­вах конституционного строя провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Вместе с тем ст. 28 гласит, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедо­вать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять ре­лигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эти конституционные положения подробно раскрываются в законе «О сво­боде вероисповедания» (октябрь 1990 г.),* принятом ранее действую­щей Конституцией РФ, но полностью ей соответствующем.

Конституция РФ гарантирует каждому и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного насле­дия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). В соответствии с этим Основы законодательства РФ о культуре указывают, что органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность, за исключением случаев открытой пропаган­ды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости, порнографии.

Особое внимание уделяется в Конституции РФ закреплению права на образование и основ системы образования. Гарантируются общедо­ступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государ­ственном или муниципальном образовательном учреждении и на пред­приятиях. Основное общее образование (т.е. в объеме 9 классов) явля­ется обязательным, и на родителей или лиц, их заменяющих, Консти­туция возлагает обязанность обеспечения получения детьми такого об­разования. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: 1) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правоотношения общего типа.

Экономической основой конституционного строя России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В Российской Федерации, - установлено в ст.8 п.2 Конституции РФ, - признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Данное положение дополняется нормами ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведен только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность - это собственность города, района или другого муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. К иным формам собственности можно отнести собственность общественных объединений, некоммерческих организаций.

Право частной собственности, дополняется также правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной закрепленной законом экономической деятельности (ст. 34 п.1 Конституции РФ).

По-иному, чем ранее действовавшая Конституция, Конституция 1993 года устанавливает правовой режим земли. В ст.9 Конституции закреплено, что «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности». Положения этой статьи дополняются нормами ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В 2001 г. принят Земельный кодекс РФ, который устанавливает правовой режим нескольких категорий земель (земли поселений, лесного фонда, земли специального назначения - обороны, транспорта и др.), разрешает их свободный оборот (куплю-продажу земель населённых пунктов, земель под строениями, дачных, садовых участков и др.). Из оборота исключаются земли лесного фонда, водоохранные земли, особо охраняемых территорий и др. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом. Сельскохозяйственные земли могут находиться только в российской собственности (государства, муниципальных образований, граждан РФ, юридических лиц РФ). Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля неграждан РФ в уставном (складочном) капитале составляет более 50%, могут обладать участками земель сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются субъектами Федерации. Так, в соответствии с п.2 ст.9 Закона «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области» от 31 декабря 2003г. минимальный размер земельного участка не может быть менее 50гектаров.2 В случае ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель участок может быть принудительно изъят через суд. Участок земли может быть реквизирован (за плату) в случае стихийных бедствий и других ситуаций, изъят по суду (за плату) или национализирован для государственных или муниципальных нужд (переход частной собственности в публичную), но только на возмездных началах и при справедливой оплате, которая не может устанавливаться принудительно государственными или муниципальными органами.

Развитие частной собственности в России связано с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, участков земли, а также жилья. В настоящее время приватизация продолжается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» путём продажи на аукционах (публичных торгах). Правительство ежегодно устанавливает сроки и списки предприятий, подлежащих приватизации. Эти списки рассматриваются парламентом одновременно с утверждением бюджета. Конституция РФ разрешает и обратный процесс: принудительное отчуждение частной собственности (в том числе юридических лиц) в интересах общества и государства (ч.3 ст.35). Это может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст.8 п.1 Конституции РФ). Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг, финансовых средств, не принимать решений не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений.

Гарантия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств состоит в обеспечении режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечиваться едиными стандартами правового регулирования порядка образования и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами лицензирования различных видов предпринимательской деятельности.

Под экономической основой конституционного строя понимаются закрепленные Конституцией РФ формы собственности и принципы управления экономикой.

Собственность – исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ. Согласно ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Частная собственность является более широким понятием, чем личная собственность, которая упоминалась в российских конституциях советского этапа развития. В отличие от личной собственности частная собственность распространяется не только на предметы потребления (дом, машина, дача, гараж), но и средства производства, преследующие извлечение прибыли. Субъектами права частной собственности могут быть не только юридические лица, но и граждане. Владельцы частной собственности обязаны соблюдать законы, платить налоги, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Государство гарантирует право наследования частной собственности.

Государственная собственность распространяется на имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Круг объектов государственной собственности практически не ограничен. Более того, существуют такие объекты, которые могут находиться только в государственной собственности. Это: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; оборонное производство; производство ядовитых веществ, наркотических средств и т.п. Государство определяет систему управления государственной собственностью.

Муниципальная собственность принадлежит населению, которое им владеет, пользуется и распоряжается (ст. 130 Конституции РФ), а органы местного самоуправления вправе самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ). В муниципальной собственности находятся небольшие промышленные предприятия, торговые организации, жилые дома, учреждения просвещения и здравоохранения, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

К иным формам собственности относится собственность общественных объединений – политических партий, профсоюзов, религиозных объединений. Объектами собственности общественных объединений могут быть: санатории, гостиницы, дома отдыха, профилактории, административные здания, автобазы, промышленные предприятия, денежные средства.

К иным формам собственности также относятся разновидности коллективной собственности: общая, совместная, общая долевая.

Особым объектом различных форм собственности является земля и другие природные ресурсы. Конституция РФ в ст. 9 закрепляет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В части 1 ст. 8 Конституция РФ закреплены принципы рыночной экономики . В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Единство экономического пространства предполагает единое правовое регулирование отношений в экономической сфере общества, форм и методов защиты нарушенных прав и свобод личности на всей территории России, единство стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета. Вопросы обеспечения единства экономического пространства получили закрепление в Указе Президента РСФСР от 12.12.1991 № 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР".

Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств означает отсутствие внутренних таможенных границ, одинаковый правовой и фактический статус предпринимателей на всей территории РФ вне зависимости от места их регистрации или расположения.

Отношения в этой сфере экономической жизни общества урегулированы Федеральным законом от 22.05.2001 № 55-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., заключенным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.

Поддержка конкуренции обеспечивается ограничением монополистической деятельности, подталкиванием производителей к необходимости снижения издержек производства, а следовательно, и к использованию достижений научно-технического прогресса. Конкуренция выступает мощной движущей силой в механизме распределения и перераспределения ресурсов между предприятиями, отраслями, регионами. Конкуренция служит улучшению качества и разнообразия товаров, повышению жизненного уровня населения. Детальную регламентацию конкуренция получила в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Свобода экономической деятельности состоит в правовой защите интересов производителей и потребителей. Экономическая свобода тех и других наиболее эффективным образом обеспечивается институтом частной собственности, логическим обрамлением охраны права собственности между хозяйствующими субъектами. Например, государство определяет общие условия заключения договоров купли- продажи, аренды, поставок, определяет стандарты качества, контролирует их соблюдение, добивается ответственности за соблюдение условий контрактов. Важную роль в обеспечении свободы экономической деятельности является формирование разветвленной банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний, бирж, торгово-промышленных палат и иных институтов подобного рода.

Экономической основой конституционного строя РФ является социально рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений.

Принципы: В Конституции говориться (ст.8), что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Основополагающим таким принципом служит установление в конституции целей использования национальных богатств в общих интересах (ст. 9): Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В конституции предусмотрена возможность государственного планирования экономической деятельности. (это не имеет ничего общего с непосредственной плановой экономикой, которая основывается по принципу «план- это закон»). А имеется в виду, что государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределенения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения (надежность снабжения населения всем необходимым; гарантии роста производства и обеспечения участия в производстве и распределение всех работоспособных лиц (т.е. занятость); смягчение последствии нестабильности в экономике (т.е.регулирование цен)).

В ст. 8, 9 конституции РФ закреплены основы экономики. В ст. 8 оговорен принцип экономической политики: 1) Единство экономического пространства, т.е. вся территория страны едина, и, как сказали бы при СССР, образует единый народно-хозяйственный комплекс. 2) Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории государства. 3) Поддержка конкуренции для существования рынка. 4) Свобода экономической деятельности, не запрещенной законом. 5) Равноправие форм собственности. В конституции закреплена частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Под иными формами подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу). Государственная собственность это объекты находящиеся во владении и пользовании государства и предназначенная для осуществления государственных функций. В это понятие входят: государственные предприятия, государственный земельный фонд, собственность государственных учреждений, доля государства в совместных предприятиях и т.п. Муниципальная собственность это собственность находящаяся в ведении органов самоуправления и предназначенная для решения задач. В круг объектов входят помимо вышеперечисленных государственных объектов (только с заменой слова “государственный” на “муниципальный”) еще и соответствующие поступления налогов, сборов и займов и других обязательных выплат. Частная собственность, по Марксу, это собственность, которая приносит прибавочную стоимость. С современной точки зрения, это собственность принадлежащая отдельному индивиду, которая может быть индивидуальной и общей (общая значит принадлежащая нескольким собственникам, которая, в свою очередь, делится на совместную и долевую). Совместной собственностью называется такая, где доля каждого собственника не выделяется. Право на экономическую деятельность. Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции). Под предпринимательской деятельностью понимаются «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ). Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках. Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению. В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу. Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и, прежде всего, Гражданским кодексом РФ.

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ: 1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ; 2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке; 3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск; 4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

15. Конституционные основы деятельности государства в социальной и духовной сфере. Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципахсоциальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена "на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в РФ. В их число входят:охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного МРОТ; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Важнейшей духовной основой конституционного государства в России служит идеологическое многообразие(ч. 1 и 2 ст. 13). В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст. 29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуж-дающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Принцип идеологического многообразия в российском обществе и государстве находит свое выражение и в отношении к религии. Конституция РФ гарантирует каждому и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). В соответствии с этим Основы законодательства РФ о культуре указывают, что органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность, за исключением случаев открытой пропаганды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости, порнографии. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

16. Понятие основ правового положения человека и гражданина как конституционно-правового института. Правовое положение (статус) человека и гражданина - совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности (соблюдать Конституцию РФ; платить законом установленные налоги и сборы; охранять природу; защищать Отечество). Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы: 1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ -гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ). В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда; 2) гражданство; 3) принципы правового статуса человека и гражданина; 4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина; 5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме