Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образцы заданий. Работа с текстами по темам: "Правопорядок" и "Правосознание" Правопорядок и правоотношения


С4. Какую свободу (право) человека можно выразить фразой: «Можно верить в Бога (или богов), можно не верить - это личное дело каждого человека»? С опорой на знания курса, фак­ты общественной жизни и личный опыт приведите два свиде­тельства реализации этой свободы (права) человека в современ­ной России.



  1. свобода (право) человека : свобода вероисповедания, может быть названа также свобода совести;

  2. свидетельства реализации этой свободы (права) в со­ временной России , например:

  • в современной России отсутствует государственная религия;
согласно Конституции РФ, гражданам гарантирована свобода вероисповедания;

В современной России действуют религиозные орга­низации, исповедующие различные религии; - в РФ вероисповедание не является основанием для отказа в получении образования, трудоустройстве, социальной помощи.

Могут быть приведены другие свидетельства реализации в современной России свободы вероисповедания.


Правильно названа свобода (право) человека, приведены два свидетельства.

3

Правильно названа свобода (право) человека, приведено одно свидетельство, ИЛИ свобода (право) человека явно не названа, но приведенные два свидетельства ее реали­зации говорят о понимании учеником сути вопроса.

2

Правильно названа свобода (право) человека, свидетель­ства не приведены, ИЛИ свобода (право) человека явно не названа, но приведенное одно свидетельство ее реали­зации говорит о понимании учеником сути вопроса.

1

Неправильно названа свобода (право) человека при лю­бом количестве свидетельств, ИЛИ приведены рассужде­ния общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

С5. У русского народа есть много обычаев, связанных с до­мовым. Согласно некоторым из них, чтобы домовой за­ботился об избе и хозяйстве, ему оставляли на ночь угощение, дарили ленты и монеты, а при переезде в новый дом хлебом-солью звали его с собой. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



элементы :

1) Объяснение приведенного в задании факта , например: люди верили в возможность контакта, получения реальной помощи или причинения вреда сверхъесте­ственными силами, в данном случае, домовым.

Может быть дано другое объяснение приведенного в за­дании факта.

2) Фрагмент текста: «От тех же неведомых сил зависе­ли, по мнению древних, и здоровье человека, и мно­гое-многое другое. Эти неведомые силы люди проси­ли о помощи. А чтобы просьба была исполнена, бо­жеству делали подарки (их еще называют жертвами): бусы или ленту, овцу или быка, позднее - деньги...».

Может быть приведен другой фрагмент текста.


Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста.

2

Дано правильное объяснение, ИЛИ приведен фрагмент текста.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С6. Согласны ли вы с приведенной в тексте оценкой значи­тельной роли религии в сохранении культурных ценностей человечества? С опорой на текст и обществоведческие знания при­ведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

  1. выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной в тексте оценкой роли религии;

  2. приведены два аргумента (объяснения) в защиту сво­ его мнения , например:
в случае согласия с приведенной в тексте оценкой может быть указано, что:

По заказу церкви создавались шедевры искусства, многие из которых сохранились до наших дней;

Религия играет значительную роль в сохранении и распространении моральных ценностей;

В законах многих стран указаны требования к канди­датам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз осед­лости, профессиональную пригодность для искомой долж­ности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это - штраф.

По кн. К.С. Гаджиева «Политология»

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).


С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
С3. Какие три принципа предвыборной кампании выделяет автор?
С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспече­ния такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входи ли депутаты парламента, мэры городов. Де Голль |предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приве­денный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С1


  1. значение всеобщих выборов

  2. при нципы предвы борной кампании
3) требования к кандидатам на выборную должность

4) участие в выборах - право или обязанность?

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков




2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержатель­но и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1



0

Максимальный балл

2


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов:

1) основная форма участия в политике;

2) выборы показывают расстановку политических сил;

3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам;

4) помогают избирателям сделать выбор той или иной програм­мы развития общества.


Указаны три позиции

2

Указаны две позиции

1

Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

СЗ. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет ав­тор?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В ответе должны быть названы следующие принципы:

11) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий;

22) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов;

33) невмешательство государственного аппарата в ход избира­тельной кампании



Названы три принципа

2

Названы два принципа

1

Назван один принцип, или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4 Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспе­чения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, соб­ственный социальный опыт, укажите, как используются средства массо­вой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампании;

2) указание о том, как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении;

3) пример формы, допустим: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов.



Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства кандидатов в СМИ, приведен пример одной из форм

3

Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства ИЛИ дан ответ на первый вопрос, приведен один пример

2

Дан ответ на первый вопрос, ИЛИ указано, как реализуется принцип равенства в СМИ, ИЛИ приведен пример

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллеги­ей выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры горо­дов, Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам пре­зидента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в ус­ловии задания? Опираясь на обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названы две формы избирательной активности граждан:

всеобщие выборы; - референдум;

2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу.



Названы две формы избирательной активности, указано различие между ними

2

Названы две формы избирательной активности

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Сб. В тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с при­веденным подходом;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия , может быть указано, что

В этом случае возрастает количество участвующих в голо­совании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе,

Отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправ­данным экономическим потерям;

В случае несогласия с приведенной позицией может быть ука­зано, что

В условиях демократии каждый человек сам решает, ка­ким правом ему пользоваться, а каким нет;

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)





2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент,.ИЛИ мне­ние учащегося не выражено, но понятно из контекста , приведены

два аргумента



1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приве­ден один аргумент ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.

Гражданское общество

Гражданское общество - это общество структуриро­ванное. Оно содержит внутри себя массу негосударствен­ных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объе­динений, уже не стоит один на один перед лицом государ­ственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожар­никам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я - член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» - очень серьезная общественная ор­ганизация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные то­вары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государст­венное или частное предприятие, если уличит его в неува­жении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки граж­данского общества. А вот если взять, к примеру, современ­ную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «со­циальными проектами». Это центры дошкольного воспита­ния, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гра­жданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого граж­данского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защи­ту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помо­гают друг другу.

По материалам энциклопедии для школьников

С1. Выделите основные смысловые части текста. Оза­главьте каждую из них (составьте план текста).


С2. Какие две функции гражданского общества названы в тексте?

С4, Приведите три примера защиты гражданским обще­ством интересов и прав гражданина. В каждом слу­чае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.
С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функ­ционирование гражданского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.
Сб. В тексте приведено утверждение : «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два ар­гумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) что такое гражданское общество;

2) проявления гражданского общества в ФРГ. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пунк­ты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержатель­но и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С2. Какие две функция гражданского общества названы в тексте?



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В правильном ответе могут быть названы следующие функции гражданского общества;

1) объединение единомышленников;

2) защита гражданина от государства;

3) защита гражданина от одиночества.

Функции гражданского общества могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.


Названы две функции

2

Названа одна функция

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

СЗ. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В ответе могут быть указаны следующие проявления гражданско­го общества:

1) союз потребителей;

2) клуб содействия пожарным;

3) приход храма;

4) спортивный клуб;

5) центры дошкольного воспитания;

б) продовольственные кооперативы;

7) мастерские;

8) общественные библиотеки;

9) движение за гражданские права.



Указаны пять проявлений

2

Указаны три-четыре проявления

1

Указано одно-два проявления, ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право граж­данина, а затем приведите пример.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать защищаемое право гражданина, а затем приведен пример, допустим:

1) потребительские права (общество потребителей представляет

интересы гражданина в судебном процессе с производителем некачественной продукции);

2) право на благоприятную окружающую среду (экологическая организация провела акцию по защите парка от вырубки);

3) право на доступ к достоверной информации о положении дел в стране (правозащитная организация подготовила и опублико­вала очередной доклад о состоянии прав человека в стране). Могут быть названы другие права гражданина, приведены другие примеры.


Названы и проиллюстрированы примерами три права гражданина

3

Названы два-три права, приведены два примера

2

Названы одно-три права, приведен один пример

1

Названы права без примеров, ИЛИ приведены примеры без ука­зания прав, ИЛИ ответ неверный

ответ неверный или отсутствует



0

Максимальный балл

3

С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование граж­данского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) одним из принципов правового государства является обеспе­чение прав и свобод личности;

2) в условиях правового государства уважение к закону являет­ся неотъемлемым атрибутом сознания и поведения граждан, политики государства, что обеспечивает максимальную свободу и безопасность граждан;

3) в условиях правового государства осуществляется подлинное равноправие и равенство граждан перед законом. Могут быть приведены другие аргументы.



Приведены два аргумента

2

Приведен один аргумент

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С6. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с при­веденной в тексте мыслью;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что

Взаимодействие в малой группе позволяет удовлетворить многие потребности человека;

Члены малой группы непосредственно контактируют друг с другом, устанавливается определенный эмоциональный фон, межличностное общение;

в_случае_несогласия может быть указано, что

Не все потребности человека можно удовлетворить в рам­ках малой группы; - социализация человека осуществляется многими социаль­ными институтами, выходящими за рамки его ближайшего круга общения. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).



Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.

Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными.

Учёный-экономист, например, имеет дело с анализом процессов, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные. Эти процессы неизбежно затрагивают базовую проблему экономической деятельности распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг. Экономист будет изучать данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения. Социологу, рассматривая те же процессы, естественно, придётся учесть их экономический смысл, но его особые интересы не обязательно будут связаны только с этим смыслом. Его будут интересовать человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах, но он абсолютно не будет касаться их узкоэкономических функций. Ведь экономическая деятельность включает в себя отношения власти, престижа, предрассудки и даже игры, которые можно анализировать, лишь вскользь затрагивая собственно экономическую функцию деятельности.

Социальное взаимодействие не составляет какого-то особого «сектора» в действиях людей. Скорее, это определённый компонент всех таких действий. В поле зрения социолога нет ни одного явления, о котором бы никто ещё не знал, но на те же самые явления он смотрит иначе.

(По П. Бергеру)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 22. Какой критерий, по мнению автора, не может быть единственным при рассуждении о значении понятия «общество»? Какой аргумент автор привёл в обоснование своего мнения? 23. В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером. 24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей. Какая базовая проблема, изучаемая и экономистами, и социологами, названа автором? В чём состоит различие подходов экономиста и социолога к изучению этой проблемы? Назовите любые два вопроса в рамках этой проблемы, которые мог бы изучать политолог (специалист, интересующийся организацией и функционированием государства, общественной власти в целом). 25. Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия. 26. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей. Ответы к заданиям Ответы на задания с кратким ответом
№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ

Ответы на задания с развернутым ответом

№ задания Ответ
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: · Что такое общество? · Общество с точки зрения социологии. · Общество с точки зрения экономистов.
критерий: о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию 2) аргумент: им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей (общество рыболовов, охотников). 2) термин «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий (всё человечество в целом).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) базовая проблема: процессы, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные 2) различные подходы: · экономисты – изучают данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения недостаточного количества товаров и услуг · социологи - интересуют человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах 3) политолог - противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти
1) Социальное взаимодействие - это процесс обмена социальными действиями между двумя участниками взаимодействия и более. Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов. 2) Регулируются социальными нормами: правовыми, моральными, религиозными, политическими и др.
1) Любые социальные процессы можно рассматривать с различных позиций, представителям различных наук интересен свой спектр вопросов. 2) Сложность социальных процессов можно объяснить только в совокупности данных различных наук.

Задание 21 открывает серию заданий, связанных с приведенным текстом. Нужно провести анализ источника и ответить на вопрос, который подразумевает нахождение в тексте мнения автора – например, выделить данные им критерии или определения. За это можно получить два первичных балла. Главное – внимательно прочитать текст и задание, чтобы не выбрать то, чего не требуется. Как таковой теории нет, поэтому переходим сразу к разборам типовых вариантов!

Разбор типовых вариантов задания №21 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

(по А. В. Петрову)

Какое опре­де­ле­ние граж­дан­ско­му об­ще­ству даёт автор? Чьи дей­ствия кор­рек­ти­ру­ет граж­дан­ское общество, с точки зре­ния автора?

  1. Гражданское общество – система негосударственных организаций, ассоциаций, учреждений, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления.
  2. Гражданское общество корректирует действия государства (проводимую государством политику) и предпринимателей (процесс принятия ими решений в направлении повышения социальной активности).

Второй вариант задания

Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.

Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.

В прямом смысле слова «хозяйство» - это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет.

С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов - не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.

(Ф. А. фон Хайек)

В данном тексте ответ не лежит непосредственно на поверхности, но найти его после внимательного прочтения текста не так уж трудно. Давайте обратим внимание на третий абзац, в котором впервые упоминается слово «хозяйство» — в нем оно сравнивается с рыночным типом организации экономики, причем здесь рассматриваются его положительные стороны. Подтверждение этому можно найти во фразе «В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка», то есть «в этом кроется главная причина, по которой люди поддерживают «хозяйство». В следующем же абзаце автор рассказывает о трудностях, с которыми сопряжено «хозяйство», сравнивая их с преимуществами рынка.

В конечном счете ответ будет выглядеть так:

Проявления привлекательности:

  • отсутствие спонтанности;
  • гарантия обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а затем – менее важных.

Трудности:

  • отражение только целей и знаний «организаторов», а не частных целей;
  • отсутствие гарантии, что любой продукт будет производиться людьми, умеющими это делать с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Третий вариант задания

Пра­во­со­зна­ние — это от­но­ше­ние людей к праву…

Клю­че­вой пункт пра­во­со­зна­ния — осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и од­но­вре­мен­но пред­став­ле­ния о дей­ству­ю­щем по­зи­тив­ном праве, о том, на­сколь­ко оно со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и справедливости, пра­во­вым цен­но­стям и идеалам.

Раз­ли­ча­ют­ся пра­во­со­зна­ние научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти раз­но­вид­но­сти пра­во­со­зна­ния по-разному вли­я­ют — но все они влияют! — на со­вер­шен­ство законодательства, эф­фек­тив­ность ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных органов, на то, на­сколь­ко граж­да­не стра­ны яв­ля­ют­ся законопослушными, добровольно, строго, точно ис­пол­ня­ют нормы по­зи­тив­но­го права, какие они вы­дви­га­ют пра­во­вые требования.

Среди видов и форм пра­во­со­зна­ния вы­де­ля­ет­ся как раз пра­во­вая идео­ло­гия — ак­тив­ная часть правосознания, не­по­сред­ствен­но вли­я­ю­щая на законодательство, юри­ди­че­скую прак­ти­ку и по­то­му вхо­дя­щая в на­ци­о­наль­ную пра­во­вую си­сте­му страны…

В связи с пра­во­со­зна­ни­ем и пра­во­вой идео­ло­ги­ей — крат­ко о пра­во­вой культуре. Пра­во­вая куль­ту­ра — это общее со­сто­я­ние «юридических дел» в обществе, т.е. со­сто­я­ние законодательства, по­ло­же­ния и ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных органов, пра­во­со­зна­ния всего на­се­ле­ния страны, вы­ра­жа­ю­щее уро­вень раз­ви­тия права и правосознания, их место в жизни общества, усво­е­ние пра­во­вых ценностей, их ре­а­ли­за­цию на практике, осу­ществ­ле­ние тре­бо­ва­ния вер­хо­вен­ства права. Одним из по­ка­за­те­лей пра­во­вой куль­ту­ры яв­ля­ет­ся пра­во­вая вос­пи­тан­ность каж­до­го человека, т.е. надлежащий, вы­со­кий уро­вень правосознания, про­яв­ля­ю­щий­ся не толь­ко в законопослушании, но и в пра­во­вой активности, в пол­ном и эф­фек­тив­ном ис­поль­зо­ва­нии пра­во­вых средств в прак­ти­че­ской деятельности, в стрем­ле­нии в любом деле утвер­дить пра­во­вые на­ча­ла как выс­шие цен­но­сти цивилизации. Пра­во­вая куль­ту­ра — яв­ле­ние более ши­ро­кое и ёмкое, чем про­сто над­ле­жа­щий уро­вень правосознания; глав­ное в пра­во­вой куль­ту­ре — вы­со­кое раз­ви­тие всей пра­во­вой системы, до­стой­ное место права в жизни общества, осу­ществ­ле­ние его вер­хо­вен­ства и со­от­вет­ству­ю­щее этому по­ло­же­ние дел во всём «юридическом хозяйстве» стра­ны (подготовка и ста­тус юри­ди­че­ских кадров, роль юри­ди­че­ских служб во всех под­раз­де­ле­ни­ях го­су­дар­ствен­ной системы, по­ло­же­ние адвокатуры, раз­ви­тость на­уч­ных учре­жде­ний по во­про­сам права, уро­вень пра­во­во­го об­ра­зо­ва­ния и т.д.).

В первой половине текста автор рассуждает о правосознании, а последний абзац (самый большой) посвящает именно правовой культуре, в самом его начале давая определение, которое мы и перепишем в первую часть ответа. Во втором предложении абзаца автор говорит о правовой воспитанности и подряд перечисляет ее признаки – нужные нам проявления.

  1. Правовая культура — это общее со­сто­я­ние «юридических дел» в обществе, т.е. со­сто­я­ние законодательства, по­ло­же­ния и ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных органов, пра­во­со­зна­ния всего на­се­ле­ния страны, вы­ра­жа­ю­щее уро­вень раз­ви­тия права и правосознания, их место в жизни общества, усво­е­ние пра­во­вых ценностей, их ре­а­ли­за­цию на практике, осу­ществ­ле­ние тре­бо­ва­ния вер­хо­вен­ства права.
  2. Проявления правовой воспитанности:
  • надлежащий, высокий уровень правосознания;
  • проявление законопослушания и правовой активности;
  • полное и эффективное использование правовых средств в практической деятельности;
  • стремление в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

В чём, по мнению автора, состоит привлекательность «хозяйства», а в чём трудности его функционирования? Используя текст, укажите два проявления привлекательности и две трудности. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономическая конкуренция».


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.

Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.

В прямом смысле слова «хозяйство» - это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет.

С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов - не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.

(Ф. А. фон Хайек )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать функции и соответствующие примеры:

1) определение ценности экономических благ (например, на рынке труда наиболее востребованы представители рабочих профессий, а специалистам с юридическим и экономическим образованием трудно найти работу);

2) поиск неиспользованных возможностей (например, предприниматель проанализировал рынок услуг быстрого питания в городе М., установил, что большинство предприятий предлагают блюда американской, китайской и итальянской кухни, и открыл сеть закусочных c блюдами русской кухни).

Могут быть приведены другие примеры

Используя текст и обществоведческие знания, дайте объяснения связи конкуренции:

а) с институтом частной собственности;

б) с институтом прав и свобод человека;

в) с эффективностью работы правоохранительных органов и судебной системы.

Пояснение.

В правильном ответе должно быть дано объяснение по каждому пункту, например:

а) участники рынка конкурируют за право собственности на наиболее ценимые экономические блага; рискуют своей собственностью в стремлении получить прибыль;

б) конкуренция невозможна без свободы принятия экономических решений, распоряжения своей собственностью и способностями к труду, права на получение необходимой информации;

в) свобода конкуренции нуждается в правовой защите, кроме того, конкуренция нередко порождает споры хозяйствующих субъектов, разрешение которых требует эффективной работы правоохранительных и судебных органов.

Могут быть даны другие объяснения

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проявления привлекательности:

Нет спонтанности;

Гарантирует обязательное удовлетворение сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом - менее важных;.

ИЛИ общая шкала приоритетов определяет, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет;

2) трудности:

Отражает только позицию и интересы «организатора» (государства, плановых органов и т. п.);

ИЛИ нет взаимоприспособления планов участников экономической деятельности;

Неэффективность (не гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или по крайней мере не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит).

3) Объяснен смысл понятия, например:

Экономическая конкуренция - соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Прочитайте текст и выполните задания С1 -С4 .

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.


C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно-исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме