Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект урока в начальной школе эвристический метод. Использование форм и методов эвристического обучения на уроках окружающего мира

Словестные методы

Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала. Природоведческий рассказ в начальной школе занимает 3-5 минут в 1-2 классе, до 10 минут в 3-4 классах.

Репродуктивный рассказ – изложение материала описательного характера. Научно выдержан, доступен, тщательно продумана последовательность рассмотрения основных вопросов, представлена логика обобщений. Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной. Например: «Виды зимовки животных», «Раннецветущие растения» и др.

Объяснительный рассказ основан на доказательной логике, включает рассуждения учителя, анализ актов и явлений. Выделяются общие признаки и на их основе выявляются причинно-следственные связи. Например: «Образование оврага», «Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи» и др.

Объяснение охватывает сравнительно небольшой материал и короткий промежуток времени. Связано с истолкованием и доказательством различных положений. Может использоваться при работе с приборами, проведении опытной работы, наблюдений, дидактических игр.

Психологический текст – метод, направленный на развитие творческого воображения учащихся, носит релаксационный характер. Основные требования: эмоциональный настрой детей, плавная, яркая, эмоциональная речь учителя, при необходимости – музыкальное и видеосопровождение. При чтении текста дети могут закрывать глаза, выполнять несложные физические упражнения, менять положение тела. Кроме того, некоторые психологические тексты содержат и дополнительную учебную информацию. Психологические тексты представлены в разработках занятий по игровой экологии (авторы Т. Шпотова, Т. Старых).

Виды беседы. Словесные приемы в системе изучения окружающего мира

Беседа – диалогический метод изложения учебного материала, где учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать и анализировать в определенной логической последовательности изучаемые факты и явления и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

Репродуктивная беседа опирается на уже известные детям факты, на ранее полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-либо предположений. Например, беседа о явлении осеннего листопада, формах рельефа земной поверхности и пр.

Эвристическая (проблемно-поисковая) беседа представляет собой ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые учащиеся должны высказывать какие-либо предположения и пытаться самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя незначительное самостоятельное продвижение вперед по усвоению новых знаний. Например, беседа о приспособительных механизмах пустынных растений, образовании родников, оврагов и др.

Вводная беседа актуализирует, систематизирует и конкретизирует опорные знания детей. Это может быть беседа перед изучением материала нового раздела, например, об организме человека, зимних явлениях в природе и пр.

Обобщающая беседа проводится в конце урока. Предполагает выделение и повторение основных понятий содержания темы урока, закрепление наиболее важных знаний, формулировку причинно-следственных связей. Например, беседа о способах ориентирования на местности, свойствах снега и льда и пр.

Словесные приемы , используемые на уроках окружающего мира разнообразны: целеполагание, рассуждение, создание проблемной ситуации (ситуации интеллектуального затруднения), инструктирование, словесное рисование, показ по карте, комментирование записи на доске и в тетради и пр.

Наглядные методы

Метод иллюстраций на уроках окружающего мира

Иллюстрация таблиц и работа с ними определяется их содержанием. Работа с таблицами по временам года (желательно, чтобы на них была представлена одна и та же местность) предполагает сравнение и сопоставление изменений природных объектов. Таблицы по природным зонам или природным сообществам могут сопровождать рассказ учителя. Таблицы с изображением животных помогут учащимся выявить приспособительные особенности. Таблицы «Ориентирование на местности» призваны закрепить и проверить первоначальные навыки учащихся ориентирования на местности разными способами и т.п.

Кроме того, учитель может создавать, в содружестве с родителями и детьми недостающие таблицы для уроков окружающего мира в процессе внеурочной работы. Выделяют следующие требования к созданию учебных таблиц :

  • объекты должны быть достаточно крупными, пропорции и масштаб их соответственно выдержаны;
  • таблицы должны представлять собой монографическое изображение, поэтому на них чаще указан один объект, процесс или явление;
  • на таблицах рисунки, текст и цифровые обозначения следует располагать в определенной дидактической последовательности (должны быть «читаемы»);
  • учебные таблицы не должны заменять натуральные объекты, а поэтому используются как дополнения к ним;
  • таблицы должны отвечать эстетическим требованиям.

Иллюстрация репродукций картин способствует художественному наполнению уроков окружающего мира, формированию чувства прекрасного. Они могут решать задачи интеграции знаний по окружающему миру, ИЗО, музыке, чтению. Данный метод часто используется при изучении сезонных изменений, природных зон, исторического материала. Работа по репродукциям картин может сопровождаться прослушиванием музыкальных отрывков, записей звуков природы (пение птиц, шум дождя, шорох листвы и пр.) для более эффективного формирования у детей природоведческих представлений.

Иллюстрация портретов ученых, исторических деятелей и др. направлена на конкретизацию материала, формирование представлений детей о выдающихся людях истории, науки и культуры, выступает приемом нравственного воспитания детей.

Метод демонстраций на уроках окружающего мира

Демонстрация натуральных объектов (живые животные, комнатные растения, чучела и гербарии). Дети знакомятся с отдельными представителями растительного и животного мира, их практическим значением и охраной, получают конкретное представление об их размерах, форме и других признаках. Для организации работы учеников необходим тщательный отбор объектов, продумывание способов их демонстрации, составление плана для наблюдений и составления описаний. При изучении натуральных объектов рекомендуется сравнивать оригинал с рисунком. В некоторых случаях предлагается зарисовка. Результаты работы обобщаются в виде таблицы, связного рассказа и пр.

Демонстрация опытов служит выявлению признаков, свойств взаимодействия природного объекта с условиями среды или другими объектами. Это могут быть опыты по выявлению свойств воды, снега и льда, состава почвы, свойств некоторых полезных ископаемых и др. Педагог может сначала демонстрировать опыт сам, а затем предложить ученикам повторить его и сделать выводы. На уроках окружающего мира опыты с огнем (нагревание воды, почвы, измерение температуры кипения воды и др.) выполняет только учитель. Желательно, чтобы в кабинете был специальный демонстрационный столик. Кроме того, демонстрация опыта должна быть эстетически грамотной в плане движения рук, использования технической посуды. Перед демонстрацией необходимо определить последовательность проведения наблюдений, конкретные задачи, сформулировать тему и цели опытной работы, продумать способы фиксирования результатов. Рекомендуется использовать прием постановки проблемной ситуации (например: что горит в почве, если снег и лед – вода в твердом состоянии, значит ли это, что они обладают одинаковыми свойствами).

Демонстрация приборов (термометр, компас, глобус, барометр, анероид и др.) на уроках окружающего мира является составной частью организации последующей практической работы с ними. Важно обратить внимание на знакомство с историей создания данного прибора, принципами его работы, строением, правилами обращения с ним. Целесообразно использовать занимательные, проблемные, нестандартные задания на перенос практических умений в новую учебную ситуацию.

Демонстрация видеофильмов , слайдов, компьютерных презентаций и пр. помогает зрительно представить учащимся материал урока, обогатить формируемые представления и понятия, создать благоприятный эмоциональный фон занятия. Необходимо продумать временные рамки показа и последующего обсуждения.

Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 44»
г.Полысаево, Кемеровская область

Использование эвристических методов на уроках в начальной школе
как средство развития умственной деятельности

Термин "эвристика" происходит от греческого heuresko - отыскиваю, открываю. Эвристика - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься:
1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);
2) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;
3) метод обучения;
4) один из способов создания компьютерных программ.
Прилагательное "эвристический" произведено от слова эвристика (от эврика - “нашел, открыл”) - наука о процессах и методах открытия нового.
Формы и методы эвристической технологии - это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.
Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности эвристических методов обучения.
Эвристический метод в обучении позволяет педагогу представить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Проблема в том, что при разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристического метода учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) личностные особенности учащихся;
в) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции.
Следовательно, задачами учителя будут выступать:
а) постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету;
б) развитие общеучебных умений и навыков;
в) развитие творческой самостоятельности учеников;
д) воспитание творческой личности.
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам - на оргдеятельностные, когнитивные и креативные .
Оргдеятельностные методы : методы ученического целеполагания и планирования, методы создания образовательных программ учеников, методы нормотворчества, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, метод рецензий, методы контроля эвристической деятельности, методы рефлексии, методы самооценки и рефлексии.
Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют детям, во-первых, познавать окружающий мир, а, во-вторых, создавать при этом образовательную продукцию. Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными и креативными методами. Данные виды деятельности являются основанием классификации соответствующих продуктивных методов обучения.
В процессе формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать когнитивные и креативные методы.
Когнитивные методы : метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, метод образного видения и символического видения, метод эвристических вопросов (Кто? Что? Где? Зачем? Чем? Как? Когда?), метод сравнения близкий ему метод отличения фактов от нефактов (ищем факты, потом «отличаем» от нефактов), метод эвристического наблюдения, метод эвристического исследования, метод конструирования понятий, метод конструирования правил, метод гипотез, метод прогнозирования, метод ошибок, метод конструирования теорий.
Рассмотрим некоторые из них.
Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой. Вначале это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ребята перестанут относиться к данному методу несерьезно, и примут его в разряд действительно учебных методов. Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в ромашку, березу, ель), в объекты неживой природы (телевизор, солнце, мяч). Это богатейший материал для новых сказок. Главное - это воспитание эмпатии, т.е. умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Вживаться в сущность образовательных объектов помогает применение словесных предписаний, например: «Представьте себе, что вы та ромашка, которая растет перед вами, ваша голова - это цветок. Туловище - стебель, руки - листья, корни - ноги…». Например, можно предложить ученику представить себя равнобедренным треугольником.
В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту - себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка. Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Ребятам свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».
Метод образного видения - эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается, глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать на что они похожи. Или, например, детям предлагается послушать музыкальное классическое произведение. После прослушивания педагог задает вопросы. Что хотел выразить композитор, создавая мелодию? Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка? Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.
Метод смыслового видения . Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Также, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового “вопрошания": Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств - озарению, наитию, инсайту.
Метод символического видения . Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет - символ добра, спираль - символ бесконечности, голубь - символ мира, блин - символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной иди иной форме.
Метод эвристического наблюдения . Цель данного метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие ребенком различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний, способ их добывания из реальности бытия. Ребята, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него. Одновременно с получением заданной педагогом информации многие дети во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют знания с помощью наблюдений.
На уроках окружающего мира во время экскурсий ребята наблюдают за живой и неживой природой. Наблюдение - самый доступный и широко применяемый метод исследования. Так, во 2-м классе ученики проводили исследование по теме «Почему птицы улетают в тёплые края?» Началом исследования стала экскурсия в парк, где ребята проводили наблюдения по плану.
План наблюдений

  1. Какую птицу ты видел?
  2. Опиши её.
  3. Чем она питается?
  4. Почему она не улетела?
  5. Какие птицы улетели?
  6. Как ты считаешь, почему она не улетела?

На следующем этапе ребята ищут информацию в энциклопедии или в Интернете о птице, которая улетела, находят загадки о ней или составляют сами, оформляют результат работы и представляют его в классе. Наблюдения и анализ действительности помогают видеть проблему.
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Креативные методы : метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод гиперболизации, метод агглютинации (соединение несоединимостей), метод синектики, «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений).
Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.
Метод придумывания . Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги. (Практическая работа).
Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну . Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.
Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить».
Метод агглютинации . Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег.
Мозговой штурм " (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.
Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогии (словесной, обратной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.
Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.
Метод инверсии, или метод обращений . Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение - изготовление полого изделия. Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э. Циолковский “придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…".
Таким образом, современная система эвристической технологии в образовательном процессе характеризуется как создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией понимают, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие образовательной продукции - материальная и личностная, создаются одновременно и равны по значимости в конструировании учеником индивидуального образовательного процесса.
Ф.А. Дистервег пытался на примере преподавания стереометрии обосновать преимущества эвристического метода. Он пришел к выводу, «что для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство». «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».


Список литературы

  1. Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении [Текст] /Г.А. Андрианова, А.В. Хуторской, Г.М. Кулешова // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007. - С.250-261.
  2. Скафа Е., Власенко Е., Гончарова И. Комплексный подход к развитию творческой личности через систему эвристических заданий по математике: Книга для учителя [Текст]. - Донецк: ТЕАН, 2003.
  3. Король, А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения [Текст] /А.Д. Король // Педагогика. - 2007. - №9. - С.18-25.
  4. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Просвещение, 1998. 345 с.
  5. Хуторской, А.В. Выход из капкана: звристическое обучение как реальность [Текст] /А.В. Хуторской // Народное образование. - 1999. - № 9. - С.120-126.
  6. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст] /А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

Конспект проблемно-эвристического урока.

Тема урока: Жанры станковой живописи

Учебно-методическое обеспечение: компьютер; проектор; экран; интернет и энциклопедии по искусству, учебник Л. А. Неменская, Изобразительное искусство, Искусство в жизни человека, 6 класс.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

Задачи урока:

Развитиие познавательных и творческих интересов у учащихся,

Активизация художественно-творческой деятельности учащихся;

Воспитание нравственно-эстетических чувств учащихся через знакомство с шедеврами мирового искусства.

Занятие проводится с использованием кейс-метода.

На уроке учитель исполняет роль ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли тьютора процесса сотворчества.

Ход урока

    Организация класса

    Основная часть

    Постановка цели урока:

Тема нашего урока «Жанры станковой живописи», мы вспомним известные вам жанры и их виды, познакомимся с новыми жанрами, а также создадим свою картинную галерею.

    Повторение прошлого материала:

Объяснение значения слов «станковая» , «живопись».

Станко́вая жи́вопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте).

Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с живства»

Как вы думаете, что означает выражение «писать с живства»?

Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, и заметьте, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка. В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры.

    Работа обучающихся с кейсом: (Приложение № 1. Кейс)

Изучив материал кейса, мы должны ответить на вопрос: «На каком основании выделяются жанры в изобразительном искусстве?»

1). Изучение материалов кейса;

Лист № 1. Пейзаж и его виды.

Пейзаж – это изображение природы, вида местности, ландшафта.

Лист № 2. Портрет и его виды.

Портрет это изображение одного человека или группы людей. Название этого жанра произошло от старо-французского выражения – воспроизводить что-либо точно, черта в черту, но живописец не только переносит на холст черты человека, с которого пишет портрет, для художника важно не только выражение лица, но и состояние души, внутренний облик портретируемого.

Подумай. Почему один и тот же человек изображается разными художниками по- разному?

Что мы называем автопортретом?

Автопортрет позволяет взглянуть на человека его же глазами. Рисуя автопортрет, художник никогда не лукавит, не льстит себе – ведь он тут и заказчик, и исполнитель.

Лист № 3. Натюрморт.

Натюрморт – это изображение вещей, своеобразный «портрет» вещи.

Что еще может изображаться в натюрморте?

Лист № 4. Анималистический жанр это изображение животных. Это один из самых древнейших жанров в истории изобразительного искусства. В этом жанре работали такие знаменитые художники, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Петр Карлович Клодт.

Лист № 5. Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику

Исторический жанр. « Дела давно минувших дней» и герои прошлого оживают перед нами в произведениях этого жанра. Народ всегда славил своих защитников, об их подвигах еще в древности сложены песни и былины и в искусстве они так же нашли свое отражение. Таким образом, появился еще один жанр.

Батальный жанр. Его можно назвать «старшим братом» исторического жанра. Название произошло от французского слова «батай», что означает «битва» Что изображают картины батального жанра?

Лист № 6. Мифологичекие, библейские жанры.

Мифологический жанр. Издавна люди поклонялись богам, приписывая их воле все, что не могли объяснить сами. Так рождались мифы. Чтобы выразить богам признательность, люди строили в их честь храмы, которые украшались фресками, мозаиками, скульптурами. Так в изобразительном искусстве возник мифологический жанр.

Библейский жанр. Он тесно связан с предыдущим – ведь в основе его темы сюжеты Библии, священной книги христиан.

2). Формулировка проблемы

Для чего же нужно деление искусства на жанры?

Ответ, к которому нужно подвести:

Понятие жанра в изобразительном искусстве помогает нам сравнить произведения между собой по содержанию, размышлять о них.

3). Выработка пути решения как правильно определить жанр станковой живописи.

Определить, что изображено;

Вспомнить классификацию жанров станковой живописи.

Физминутка

Упражнения для улучшения осанки и упражнения для глаз.

Игра. Представьте, что вы хранители музейных ценностей. Необходимо картину, которая лежит у вас на столе, поместить в соответствующий зал. Название залов на магнитной доске (Пейзажи, Натюрморты. Портреты, Анималистический жанр, Бытовой жанр, Исторический жанр, Батальный жанр, Мифологический жанр, Библейский жанр). Репродукции, раздаются каждому учащемуся.

Учащиеся проверяют правильность размещения картин, дискутируют, доказывают свою правоту. Учитель должен подвести учащихся к мысли, что надо воспользоваться интернетом, энциклопедиями для справок, чтобы уточнить содержание картины.

Решение к которому нужно подвести учащихся:

Границы между всеми жанрами условны, и всегда существуют произведения, определение жанров которых носит условный характер.

Практическое задание:

Сегодня мы вспомнили основные жанры станковой живописи. И уяснили разницу между тем, что изображено, и содержанием произведения?

Какой жанр вам понравился, запомнился, заинтересовал больше всех?

Используя в практическом задании этот жанров станковой живописи, как художник расскажите нам о любимом времени года.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, её объём и качество.

Рефлексия:

Что дает нам деление искусства на жанры?

Что для вас было самым важным на этом уроке?

Нарисовать смайлик, какое у тебя настроение в конце нашего урока.

Используемые источники для разработки урока:

Власов В. Г., Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, т. 1, М., Лита, 2000, 864

Ф.С. Капица, Т.М. Колядич., Справочник школьника. История мировой культуры. АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2010, 608

Учебник Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М., Просвещение, 2009, 175

Поисковые системы: Яндекс
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • формировать знания о том, что вода в природе никуда не исчезает, она путешествует, переходя из одного состояния в другое;
  • контролировать усвоение знаний учащимися;
  • приблизить детей к пониманию научной картины мира;
  • развивать ценностное отношение к природе, понимание её уникальности;
  • мотивировать действия детей на целенаправленную экспериментальную деятельность – утверждение или отрицание выдвинутой гипотезы.

Проблемный вопрос: обнаружение доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы: «Изменяется ли количество воды на планете?»

Необходимое оборудование и материалы для урока:

ОС Windows 2007, мультимедийный проектор, наглядная презентация. На двери компьютерного класса таблички: «Тихо! Идёт исследование!», «Научная лаборатория»;
лабораторное оборудование: штатив, две тарелки, стекло, спиртовка, вещество для опыта: вода, лёд, кусковой сахар, комочки земли;
стаканы с водой по количеству детей, глобус с внутренней подсветкой; карточки для самостоятельной работы: «Круговорот воды в природе; «Три состояния воды», «Свойства воды»;
иллюстрации с изображением водных стихий, с изображением планеты Земля (вид из Космоса); речевые карточки, ручки, простые карандаши, фонетический экран, индивидуальные слуховые аппараты.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • необходимый материал в существующих учебно-методических пособиях недостаточно освещён (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем);
  • эффективность индивидуального подхода к работе учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе всего урока (продуктивная самостоятельная контрольно-коррекционная деятельность, развитие интеллектуальных способностей, индивидуальная траектория закрепления материала);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала учащимися с особенностями в развитии за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показ демонстрационных фрагментов (опора на зрительный анализатор);
  • подача нового красочного, иллюстрированного материала через экран монитора, с целью повышения мотивации, активизации познавательных способностей школьников, имеющих нарушения функций слухового анализатора.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: (далее У.) Здравствуйте, дорогие ребята. Наша научная лаборатория вновь открыла двери. Сегодня мы проведём ещё одно исследование – определим, изменяется ли количество воды на нашей планете Земля. Вы готовы к сотрудничеству?
Д. Да!

Вниманию учащихся представляется глобус с внутренней подсветкой.

У. Что это?
Дети: (далее Д.) Это глобус. Это модель земли. Это наша планета.
У. Какого цвета больше?
Д. Голубого цвета.
У. Давайте посмотрим на нашу планету из космоса. Обратите внимание, наша планета голубая-голубая. Почему, как вы думаете?

Учащиеся рассматривают иллюстрации нашей планеты, выполненные из Космоса.

Д. Потому что воды на планете Земля больше, чем суши. Голубой цвет – это водное пространство.

II. Введение в тему

У. Послушайте загадку (слайд 2)
Я и туча, и туман, и ручей и океан, я летаю и бегу, и стеклянной быть могу (Капелька).
У. Сегодня я расскажу вам удивительную историю, которая приключилась с Капелькой. Посмотрите, пожалуйста, где живёт Капелька (слайд 3).
Д. Капелька живёт в океане, в море, в озере, в водопаде, в реке, в облаке.
У. Капелька живёт в туче, в тумане, в луже, и даже в водопроводном кране, т.е. там, где есть вода, верно? Вы согласны со мной?
Д. Да!
У. С маленькой Капелькой мы совершим путешествие – «Круговорот воды на земле», при этом постараемся выяснить, изменяется ли количество воды на земле?

Дети считывают информацию с экрана «Круговорот – обмен влагой между атмосферой и земной поверхностью» (слайд 4).

У. Круговороту, или по-другому можно сказать влагообороту, мы посвятим наше исследование. Что мы должны определить? Какую проблему будем решать?

Д. Изменяется ли количество воды на нашей планете Земля? (Слайд 5).
У. Итак, проблема, которую мы постараемся решить, есть. А что мы будем исследовать? Каков предмет исследования? (Слайд 5).
Д. Вода.
У. Давайте выдвинем предположение: больше становится воды, меньше или количество воды остаётся неизменным? (Слайд 5).
1) Да, изменяется (воды становится больше или меньше);
2) Нет, не изменяется.
Ну что ж, отправляемся вслед за Капелькой. Думаю, вам будет интересно проследить её путь, а он не простой, и в этом вы убедитесь сегодня. Итак, тема нашего урока «Вода на планете Земля» (Слайд 6).

III. Повторение изученного материала (слайды 7-10)

Закрепление познавательной задачи через инсценирование стихотворения.

Ребёнок-ведущий. Спросил на днях малыш-сосед у Капельки из крана:
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Она в ответ:
Ребёнок-Капелька. Я здесь из океана!
Ребёнок-ведущий. Потом малыш гулял в лесу, увидел Капельку-Росу.
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Спросил Росу.
Ребёнок-Капелька. Я, с облака упала!
Ребёнок-ведущий. На поле лёг туман седой, малыш увидел Капельку в тумане:
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Она в ответ:
Ребёнок-Капелька. А это мой секрет.
У. Думаю, что секрет Капельки вы сегодня разгадаете, это будет не сложно. Ребята, вода в природе встречается в разных состояниях. Предлагаю вам подумать и ответить на вопрос, в каких состояниях встречается вода в природе?
Д. Вода в природе бывает в жидком состоянии (слайд 7).
У. Посмотрите, молекулы воды – это маленькие-маленькие частицы, они находятся в движении. Когда падает с гор вода – это явление называется водопадом.

Учащиеся считывают слово «Водопад» с карточки.

У. Ещё, в каких состояниях бывает вода?
Д. Вода бывает в твёрдом состоянии (слайд 8).
У. Посмотрите, молекулы воды застыли, они скованы, связаны друг с другом, поэтому не могут свободно передвигаться. Вода при замерзании переходит в другое состояние, она превращается в лёд. Ещё, в каком состоянии бывает вода?
Д. Вода бывает в газообразном состоянии (слайд 9).

Детям, испытывающим трудности в проговаривании слов, предложить речевые карточки, либо помочь дактилированием.

У. Молодцы! А теперь вспомните свойства воды. На прошлом уроке мы определили, что вода не имеет запаха, она прозрачная …

У. Внимательно посмотрите, хорошо подумайте, вспомните и соедините стрелками составляющие свойства воды.
У. (слайд 10)Сравните свои результаты с результатами на экране. Ребята, самое главное свойство воды, это то, что она растворяет твёрдые вещества. Как вы думаете, сахар – это твёрдое вещество? Может ли его растворить вода?

Учащимся представляются кусочки комкового сахара разных размеров.

Д. Да! Нет. Не знаю. Забыл. Думаю, что может, а может быть, и нет?
У. Проведём опыт. Опустите кусочек сахара в стакан с водой. Что происходит?
Д. Сахар растворяется, он исчезает, его не видно. Вода растворила сахар. Я так и знал!
У. А теперь опустите комочек земли в стакан с водой. Что произошло?
Д. Вода растворила землю. Вода стала серой, грязной.
У. Вы убедились, что вода – это растворитель?
Д. Да.
У. Зачем вам это надо знать?

Произвольные ответы детей.

У. Запомните, вода растворяет твёрдые вещества – это самое главное свойство воды. А если в воду попадёт плохое вещество – яд? Как вы думаете, вода растворит яд? А что может быть, если эту воду выпьет человек, или какое либо животное?
Д. Если выпить эту воду, заболит живот или голова, можно погибнуть или даже умереть. Можно попасть в больницу. Можно долго болеть (произвольные ответы детей).
У. Ребята, подумайте, отравленная вода вредна только для человека и для животных? А если отравленная вода попадёт в землю? Что может случиться?

Через свободные размышления подвести детей к пониманию того, что отравленная вода вредна как для животного, так и для растительного мира. Если дети будут это знать, они всегда будут проявлять осторожность, предусмотрительность.

У. Сделайте вывод. Что вы приобретёте, если это будете хорошо знать?
Д. Пресная вода нужна для животных, для растений, для человека. Её надо беречь, следить, чтобы в неё не попадали ядовитые вещества, вредные отходы заводов и фабрик. Воду ещё надо кипятить, чтобы вредные вещества исчезли. Воду надо беречь.

Некоторым учащимся, испытывающим трудности при формулировке ответа, предлагаются в помощь карточки с готовыми ответами для считывания.

У. В ваших силах экономно расходовать воду в школе и дома, следить, чтобы краны с водой были закрыты. Вы не забыли, что сегодня мы совершаем путешествие с Капелькой? Перед дальней дорогой поиграем.

IV. Динамическая игра «Капельки»

На полу мелом обозначается круг – облако. В руках у каждого ребёнка символ капельки. Все дети – капельки в облаке. Ведущий играет роль облака, читает стихотворение «Кап-кап».

У. Капелькам подставь ладошки, пусть помоют их немножко,
С капельками подружись, поиграй и покружись.

Под музыку ведущий командует: «Идёт дождик». Капельки разбегаются в разные стороны. Когда музыка затихает, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облачко. Игру повторить 2 раза.

V. Постановка проблемы, поиск её решения (восприятие «лекционного» материала)

(слайды 11-19)

У. Послушайте историю одной Капельки. В большом Океане жила-была маленькая Капелька. Однажды Капелька стала подниматься вверх (слайд 11) и оказалась на гребне Волны (слайд 12). Она почувствовала что-то новое – воздух и увидела свет. Это был совершенно новый мир. Солнце блестело на волнах, вдалеке плыли облака, и казалось, что так будет всегда. Солнце грело всё сильнее и сильнее, и Капелька превратилась в маленькое Облачко пара (слайд 13) но не испугалась, она поняла, что перешла в другое состояние. Но тут солнце закрыла большая Туча (слайд 14). – Наконец-то, – сказала Туча.– Мы заждались тебя. Теперь можно отправляться в путь. Ветер понес Тучу всё дальше и дальше от Океана. Через какое-то время Капелька увидела впереди Землю (слайд 15)
– Вот тут полю пшеницы нужна вода, – громко сказала Туча. Ветер тут же с облегчением остановился, и наша Капелька дождиком стремительно полетела вниз (слайд 15). Она напоили пшеницу, потом растеклась Лужицей (слайд 16). Скатившись с откоса, Капелька попала в Ручеёк (слайд 17).
– Куда ты бежишь? – спросила Капелька.
– Я бегу к Большой Реке, которая течёт к Могучему Океану, – ответил Ручеёк.
– Тогда нам по пути, – обрадовалась Капелька.
– Это долгий путь, выдержишь ли ты? Если луч солнца согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в Облаке, пока не вырастешь, а потом опять опустишься сюда, на Землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется КРУГОВОРОТОМ, – объяснил Ручеёк.
– Я всё выдержу, я очень сильная – сказала Капелька и вместе с Ручейком
они побежали навстречу Большой Реке (слайд 18). Вскоре Большая Река добежала до Океана (слайд 19).
– Как я рад снова увидеть тебя, – обнял Океан свою капельку. – Ты очень добрая, очень смелая, очень сильная и для всего живого – настоящий друг.– Много капелек объединены в одно целое, наша сила – в единстве, и вместе мы – Могучий Океан. А теперь отдохни, ведь ты утомилась в пути. И Капелька растворилась в Могучем Океане.
У. Вам понравилось путешествие маленькой Капельки? Эта история поможет нам в исследовании. Итак, вспомните, какая проблема встала перед нами в начале урока?
Д. Изменяется ли количество воды на планете?
У. Какое вещество мы выбрали как предмет исследования?
Д. Воду.
У. Какие выдвинули предположения?
Д. Да, изменяется.
– Нет, не изменяется.
У. Сейчас проведём опыт. Над тарелкой с водой я закрепляю тарелочку со льдом и нагреваю воду до кипения. Что мы видим под верхней тарелкой?

Учащиеся считывают информацию с речевой карточки.

Д. Тарелка отпотела.
У. Что происходит через некоторое время?
Д. Появились капельки.
У. Наблюдаем дальше. Смотрите, капельки становятся всё более крупными и больше не могут удерживаться на дне, падают обратно, в нижнюю тарелочку. Ребята, как капли появились на дне тарелки?
Д. Они испарились с поверхности воды.
У. Вспомните, как солнышко пригрело, и наша Капелька превратилась в маленькое облачко пара. Какую работу в этом процессе выполняет лёд?
Д. Он охлаждает пар, пар превращается в маленькие капельки, потом капельки становятся тяжёлыми, не могут удержаться на дне тарелки и падают в тарелку.
У. Как происходит движение капель?
Д. По кругу.
У. Получился круговорот воды, по-другому можно сказать – водооборот . Прочитайте хором эти два слова и сделайте вывод.

Под дирижирование учащиеся считывают заданную информацию с речевой карточки, далее свободно рассуждают.

Д. Вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз.
У. Таким образом, вода совершила круговорот, как наша Капелька. Каков же результат исследования? Количество воды изменилось?
Д. Нет, так как происходит круговорот.
У. Пар поднимается от земли и образует облака. Затем облака охлаждаются, превращаются в воду, капли падают на землю. Подведём итог нашей работы. Какое из предположений подтвердилось?
Д. Количество воды на земле не меняется.
У. Совершенно верно, благодаря круговороту или водообороту воды в природе её количество не меняется. Запишите результат исследования: нет.

VI. Слухоречевая работа (коррекция слуха)

У. Сейчас я «уйду» за фонетический экран. Слушайте внимательно.

Учитель произносит слова и словосочетания: охлаждение, нагревание, круговорот, испарение, образование облаков, выпадение осадков. Учащиеся, ориентируясь на слух, имея зрительную подсказку на экране монитора, считывают индивидуально, хором, в сопряжённой, либо в сопряжено-отражённой форме выделяя ударную позицию.

VII. Закрепление нового материала

У. Покажите, насколько хорошо вы поняли, как происходит круговорот воды в природе. Выполните задания.

Дети работают со схемой «Модель круговорота». На доске учителя схема закрыта.

У. Укажите стрелочками круговорот воды. Соедините прямой линией слово и соответствующее изображение на картинке. Посоветуйтесь друг с другом. Можете помогать друг другу.

У. Сумели ли вы правильно составить схему? Используя опорные слова, составьте модель круговорота воды в природе. Расскажите, как происходит путешествие Капельки.
Д. Под действием температуры вода испаряется с поверхности земли, образуются облака, когда пар охлаждается, вода в виде дождя падает обратно на землю. Вода поступает в землю и попадает в различные водоёмы.

Некоторым учащимся, испытывающим трудности при формулировке ответа, предлагаются в помощь карточки с готовыми ответами для считывания.

У. Капелька воды выпадает из тучи на землю в виде чистой дождевой воды. Но стоит ей попасть на землю, она начинает насыщаться различными веществами, почему?
Д. Потому что вода – растворитель – это её основное свойство.
У. Молодцы, с заданием справились, а сейчасзаполните таблицу, отметьте, в каких состояниях вода встречается в природе? Если вам трудно, обратитесь за помощью к товарищу.

Дети работают со схемой «Состояния воды». На доске учителя схема закрыта.

У. Запишите составляющие в соответствующую колонку. Посоветуйтесь друг с другом. Можете помогать друг другу.

Дети получают карточки для самостоятельной работы. Взаимопроверка выполняется в паре.

VIII. Охрана воды

У. Расскажите, как и почему надо беречь воду?
Д. Воду надо беречь потому, что она нужна всем живым организмам. Мы не должны бросать мусор в водоёмы, экономно расходовать воду, следить, чтобы краны с водой были закрыты.

Для правильного построения предложений, детям, испытывающим определённые трудности в процессе речевой деятельности предложить готовые речевые образцы.

IX. Релаксация «Путь Капельки» (слайд 21)

Звучит расслабляющая музыка.

У. Закройте глаза, представьте, что вы как Капелька качаетесь на волнах океана. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, вы превращаетесь в маленькое облачко пара и поднимаетесь вверх. Вас несёт белое Облачко, внизу видна земля. Облачко становится тяжелее и тяжелее, и вот много-много Капелек выпадают из Облачка и чистым дождём проливаются на землю …

X. Рефлексия (взгляд в себя)

У. Вам понравилось быть Капелькой? Все смогли представить Солнышко, Облачко, Дождик? Вы увидели землю? Молодцы! Вам понравилось путешествие Капельки?
Д. Да, очень!
У. А как вы справились с поставленной задачей на уроке? Вы решили проблему?
Д. Да, мы определили, что количество воды на земле не изменяется.
У. Может ли Капелька быть снежинкой?
Д. Когда в атмосфере становится холодно, капельки замерзают и становятся снежинками.
У. Перечислите состояния воды.
Д. Жидкое, твёрдое, газообразное.
У. Какое самое главное свойство воды?
Д. Вода – это растворитель, она растворяет твёрдые вещества.
У. Что показало нам исследование? Каков результат нашего исследования? Количество воды изменилось?
Д. Нет, так как происходит круговорот воды в природе.
У. Как можно сказать слово круговорот по-другому?
Д. Водооборот.

XI. Итог урока (слайд 22)

У. Вы сегодня все молодцы! Отлично сотрудничали! Провели целое исследование, определили, что вода не исчезает, она совершает круговорот, по-другому водооборот. Наша научная лаборатория закрывает двери, но не на долго.В заключение мне хотелось бы сказать: вода – наше богатство, а сберечь это богатство – наша задача и долг.
1 реб. Удивительно, не так ли?
2 реб. В супе, в чае, в каждой капле,
3. реб. В звонкой льдинке, и в слезинке,
4. реб. И в дождинке, и в росинке –
5 реб. Нам откликнется всегда
6. реб. Океанская вода!
У. Океаны, моря, реки и озёра прекрасны и удивительны. Нам надо познавать и беречь, этот загадочный мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека!

XII. Домашнее задание (слайд 23)

У. Подготовьте сообщения индивидуально.Какие водоёмы есть в нашей области?Где берёт воду наш город Томск?Как очищается питьевая вода в нашем городе?
Нарисуйте свою Капельку, какую вы себе можете представить. Желаю творческих успехов! На следующем уроке мы поговорим об источниках загрязнении воды. Спасибо! (слайд 24).

Список использованной литературы :

1. А. Лопатина, М. Скребцова. Активная ссылка на сайт: Добрые Сказки – http://www.DobrieSkazki.ru .
2. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008 г.
3. Журнал “Вестник НЛП” №8. Авторский проект Ирины Гавриловой. Активная ссылка на сайт: "http://www.irinagavrilova.ru" .
4. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – С.109-116. (Я иду на урок).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Павловская основная общеобразовательная школа»

Сценарий проблемно-эвристического урока

по окружающему миру в 4 классе
Животноводство в нашем крае

УМК «Школа России

Тема: Животноводство в нашем крае
Цель:

«открыть» новое знание: в нашей Ленинградской области животноводство имеет особенности, которые зависят от природных условий.
Задачи:

Образовательные


  • продолжить формирование представление учащихся о составной части сельского хозяйства – животноводстве;

  • познакомить с отраслями животноводства региона;

  • раскрыть понятие “породы домашних животных”.
Развивающие

Создавать условия для формирования УУД:

Личностных : целостный, социально ориентированный взгляд на мир; сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Регулятивных : планирование учебных действий в соответствии с поставленной задачей, определение способов достижения результата; определение общей цели и путей её достижения; освоение начальных форм рефлексии.

Познавательных : выводы в результате совместной работы обучающихся и учителя; преобразование информации из одной формы в другую; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Коммуникативных : готовность слушать собеседника и вести диалог; изложение своего мнения; договор о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать и понимать речь других; работа в группе.
Оборудование: физическая карта России, гербарий, книга для семейного чтения «Бабочка над заливом», авт. Кудрявцева Т.А., изд. «Первый класс» 2008 г., словарь С.И.Ожегова, учебник 4 класса «Мир вокруг нас» (авт..А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, Назарова З.Д.), рабочие тетради, тесты, рабочие листы по числу групп, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент). до 1 мин

Прозвенел звонок, начинаем наш урок!

Желаю успешной работы на уроке окружающего мира.

- Если при выполнении домашнего задания в рабочих тетрадях встретились трудности, поставьте карандашом знак вопроса. Рабочие тетради сдать на проверку.
2. Актуализация знаний. 5 мин

(Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».)

Чтобы определить, о чем мы узнаем сегодня на уроке, отгадаем загадки: (слайд 2)

1.Кто ни в жару,
Ни в стужу н е снимает шубу. (Овца)

2. Она на белых камушках сидит.

Не подходите близко – закричит. (Курица)
3. По земле ходит, неба не видит,

ничего не болит, а все стонет. (Свинья)
4. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

5. Лежит кучка поросят, только тронешь – завизжат. (Пчелы)
6. Надутый, баловень двора, он выступает важно.

О красоте его пера петух мечтает каждый. (Индюк)
7. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят,

а не корова, лыки дерет, лаптей не плетет. (Коза)
8. Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок. (Кролик)

Докажите, почему так думаете?
(картинки на мультимедийной доске появляются по мере отгадывания)

К какой группе животных их отнесем? (Домашние животные) – На какие группы можно разделить этих домашних животных?

(Могут быть различные основания для классификации, учителю важно: тех, которых разводят в Ленинградской области и тех, которых у нас не разводят).
3. Постановка учебной задачи. (Проговаривание цели урока в виде вопроса) 3 мин

А как называется отрасль (часть) сельского хозяйства, которая занимается разведением домашних животных? (Это - животноводство. Животноводы занимаются разведением домашних животных в больших количествах.)

Сформулируйте тему нашего урока:

Животноводство нашего края – Ленинградской области.

Отгадайте еще одну загадку.

Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!

Но каждый горб - не горб, амбар!

Еды в них - на семь суток! (Верблюд)

(слайд 3)
-Верблюды – сильные выносливые животные, которые перевозят грузы, а верблюдица дает молоко. Разводят ли у нас в ленинградской области верблюдов? Почему?

Отчего это зависит? (От природных условий, от растительности – основы питания животных, от потребностей людей.)
4. «Открытие нового знания» (Формулировка вопросов, на которые будем искать ответы).

Работа в группах. 5 мин

Попытайтесь в группе сформулировать вопросы, на которые будем искать ответы на уроке.

На какие вопросы будем искать ответы? (слайд 4)


  • Для чего человек занимается животноводством, какие особенности сельскохозяйственных животных старается использовать?

  • Каковы природные особенности Ленинградской области, как это влияет на животноводство?

  • Какие виды животных разводят в нашем крае?
- Чтобы ответить на эти вопросы мы должны владеть информацией. Такую информацию мы можем получить…

Спросить у взрослых, которые работают в этой отрасли – животноводстве,

В учебнике, на карте;

В дополнительной литературе;

В Интернете.

Сегодня на уроке будем использовать учебник, книгу «Бабочка над заливом». Каждая группа будет использовать свои источники информации. Приступая к работе, распределите поручения и задания в группе.
5. Первичное закрепление (запись нового знания в виде опорных таблиц) 15 мин
Работа по группам.

Группы получают рабочие листы.

Группа 1 . Работает с книгой «Бабочка над заливом».

Рабочий лист 2 группы.


  1. Найдите на карте Ленинградскую область.

  2. Найдите в книге «Бабочка над заливом» на стр. 271 -274. тест и вставьте пропущенные слова в рабочий лист. Обсудите с товарищами.

3.Найдите в гербарии названные травы.
(Форма представления)

1. Показать на карте Ленинградскую область.

Группа 2. Работает с учебником и словарем С.И. Ожегова

Рабочий лист 2 группы.

1. Прочитайте с.214 учебника. Подумайте, где можно найти объяснение слову «порода»?

2. Найдите лексическое значение слова «порода».

3. Найдите в статье учебника на с.214 ответ на вопрос: Какие породы кур удалось вывести людям?

4. Найдите на с. 216 -217 ответ на вопрос: На какие породы делятся коровы? Овцы и козы?

5. С.217.Выпишите название распространенных пород свиней.

6. Прочитайте с.217-218. Подумайте, какие качества ценятся в лошадях?

7. Прочитайте с.219. Подумайте, ради чего разводят кроликов?

(Форма представления).

Группа 3 . Работает по учебнику «Окружающий мир» с.215-221

Рабочий лист 3 группы.


  1. Найдите текст «Отрасли животноводства» на стр.215. Рассмотрите заголовки к подразделам. Распределите, кто какую часть будет читать.

  2. Ответьте на вопросы:
Что такое отрасли животноводства?

Назовите отрасли и составьте схему на листе и на доске:

4 группа . Работает с книгой «Бабочка над заливом» с.277-279.

Рабочий лист 4 группы.

1.Прочитайте с. 277-279 книги, выпишите названия всех отраслей животноводства нашего края, назовите главные отрасли,

Заполните таблицу.

(Форма представления). Заполнить такую же таблицу на доске.

- Сообщения групп. 10 мин

(4 группа слайды 5-13)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой. 3 мин
- Предлагаю проверить, как вы усвоили то, что мы сегодня изучали.

(Работа по пособию «Тесты по окружающему миру» 4 класс)

Проверьте себя.

Без ошибок - «5»

1 ош. - «4»

2 ош. – « 3».
7. Включение нового знания в систему знаний. 1 мин

Что нового вы узнали на уроке о домашних животных нашего края?
8. Рефлексия деятельности (итог урока) 1 мин

Вспомним вопросы, на которые должны были получить ответы? (слайд 14)

Удалось ли нам это?

Удалось ли найти информацию полностью самостоятельно или пришлось просить помощи?

Удачно ли распределили работу? (работали группой или разделили на части)

Как участвовали в работе группы?
9. Домашнее задание: прочитать с.214-222 учебника, выполнить задания, рабочая тетрадь с.73.

По желанию: 1. Подготовить сообщение или презентацию, о тех домашних животных, которые тебя заинтересовали. 2. Придумать вопросы, которые ты хотел бы задать товарищам по теме урока.
Литература:


  1. Корбакова И.Н. , Терешова Л.В. Деятельностный метод обучения. Волгоград: Учитель, 2013

  2. Кудрявцева Т.А. Книга для семейного чтения «Бабочка над заливом». - Санкт-Петербург: «Первый класс», 2008

  3. Плешаков А.А., Н.Н.Гара, Назарова З.Д. Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс в 2 ч. Ч.1. - М. : Просвещение, 2007


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме