Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Формирование административного права и его источники. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Для обеспечения единства и одновременно дифференциации административно-правовых норм необходима их систематизация. Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты (например, институты субъектов административного права, государственной службы, правовых актов управления, административного принуждения и др.). Таким образом, система административного права – это единство и дифференциация административно-правовых норм, однородные группы которых образуют взаимосвязанные административно-правовые институты. Иными словами, система административного права как отрасли права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.

Вместе с тем сами правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства, и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, постольку институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

В соответствии с названным признаком в юридической литературе принято разделять две части административного права: Общую и Особенную.

К Общей части относятся группы норм, закрепляющие:

а) административно-правовой статус участников общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления;

в) основы государственной службы;

г) формы и методы государственно-управленческой деятельности и реализации исполнительной власти;

д) административные правонарушения и административную ответственность;

е) способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении.

К Особенной части относятся четыре большие группы норм, осуществляющих:

а) государственное управление в межотраслевых областях (прогнозирование и планирование социального развития; занятость населения, финансовая деятельность и кредитование, стандартизация и метрология, учет и статистика);

б) государственное управление в отдельных отраслях хозяйственной деятельности (агропромышленной, строительной сфере, тяжелой и легкой промышленности и т.д.);

в) государственное управление в социально-культурной сфере (образование, культура, наука, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.);

г) государственное управление в административно-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, юстиция, борьба с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и т. д.).



Систематизация административного права имеет не только теоретическое, но и практическое значение: она помогает правильному пониманию содержания административно-правовых норм, способствует решению задач унификации и кодификации административного законодательства.

В теории права под источниками обычно понимают формы выражения правовых норм. Нередко ошибочно полагают, что основным административно-правовым источником выступает Кодекс РФ об административных правонарушениях, хотя в нем содержатся лишь административно–деликтные нормы.

Административно-правовые отношения регулируются как административно-правовыми актами, так и актами, имеющими межотраслевой характер, например, Конституцией РФ, уставами и Конституциями субъектов РФ, федеральными конституционными законами.

Многогранность, многоаспектность, сложность и многообразие административно–правовых отношений обусловливает значительное разнообразие источников их регулирования. В связи с этим под источниками административного права понимая формы выражения административно-правовых норм, к основным источникам рассматриваемой отрасти права можно отнести:

а) Конституцию РФ, которая выступает в качестве фундаментальной основы формирования как всей системы российского права, всего правового механизма регулирования возникающих общественных отношений с помощью правовых средств и методов, так и его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеют ярко выраженную административно-правовую направленность, по своему характеру являются источником административного права. В качестве аргумента можно назвать ст.110-117, ч. 2 ст. 77, ч.1,2,3 ст. 78, определяющие принципы организации и функционирования органов исполнительной власти. Разумеется, нормы, закрепленные в Конституции РФ, прежде всего являются нормами конституционного права. Однако в силу заложенного социально-регулятивного потенциала их следует рассматривать в качестве источников формирования и административного права. При этом конституционно-правовые нормы в рамках организации деятельности органов исполнительной власти играют различные роли. В одних случаях они закрепляют основные, фундаментальные общепризнанные мировым сообществом гуманитарные принципы, которых следует придерживаться в процессе деятельности органов исполнительной власти, например, ст.2. Нередко конституционно-правовые нормы задают правила поведения для должностных лиц и государственных служащих органов исполнительной власти. В то же время нормы Конституции определяют основы организационно-структурного построения и функционирования органов государственного управления. При изучении административного права все эти особенности норм Конституции следует учитывать. С принятием в Конституции (уставов) субъектов РФ источники административного права значительно расширились.

2. Важным источником административного права выступают законы РФ, в первую очередь федеральные конституционные законы и федеральные законы. К федеральным конституционным законам следует отнести те законодательные акты, принятие которых прямо предусмотрено самой Конституцией РФ. Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года. Федеральные законы РФ содержат административно-правовые нормы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. В качестве примера можно назвать Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 года; Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 года и другие. В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Это связано с тем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 6, 76) законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях, как это было и раньше, но и представительными органами государственной власти иных субъектов Федерации (краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения).

3. Источниками административного права являются нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего).

Принципиальное значение имеют указы Президента РФ: «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314; «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 года № 724 и другие, на основе которых формируются и функционируют федеральные органы исполнительной власти.

4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства Российской Федерации (ст.115 Конституции РФ). Примерами нормативных актов Правительства могут служить: постановления «О ведении государственного учета лесного фонда»; утвержденное им Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации и т.п. Правительство утверждает также положения о федеральных законах исполнительной власти, различного рода правила. Так, 13 августа 1997 года постановлением № 1009 Правительством были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем следует подчеркнуть, что вопреки конституционному принципу разделения властей, постановления Правительства ошибочно относят к числу законодательных актов, что не соответствует их юридической природе.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе источниками административного права служат нормативные акты федеральных министерств и федеральных служб и др.

6. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют конституции республик, их законы, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.

7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат уставы, законы субъектов Российской Федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований иные нормативные правовые акты.

8. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

9. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, иных организаций. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Административное право относится к числу обширных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это объясняется его многопрофильностью и многоаспектностью. По существу, сейчас можно с определенной долей условности говорить о кодифицикации лишь одного института действующего российского административного права – института административной ответственности. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший на федеральном уровне материальные и процессуальные административно-деликтные нормы. Однако полная, всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в принципе. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня.

Говоря о взаимодействии административного права с другими отраслями права, необходимо отметить, что наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Именно конституционное право определяет понятие, основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, правовые основы их взаимодействия с другими видами государственной власти; именно конституционное право закрепляет права и свободы человека и гражданина, реализация значительной части которых осуществляется в рамках административно-правовых отношений.

Вместе с тем административное право тесно соприкасается с гражданским правом, также в ряде случаев регулируя имущественные отношения или используя гражданско-правовые методы. Прослеживается тесная взаимосвязь административного права с трудовым – по урегулированию отношений, касающихся государственной службы. Где проходит граница административного права с финансовым, земельным, природоохранительным, определить очень сложно, поскольку правоотношения в этих областях зачастую регулируются нормами административного права и административно-правовыми средствами. По своей сути административное право взаимодействует практически со всеми отраслями права правовой системы России. Это объясняется прежде всего широким кругом правоотношений, регулируемых нормами административного права.

Ордина Ольга Николаевна, доцент кафедры административного права Волго-Вятского института (филиала) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

Важность и необходимость разработки источников российского административного права обусловлены серьезной трансформацией их системы. Недостаточная эффективность источников административного права обусловливает необходимость научного анализа причин, вызвавших изменения их системы в современных условиях, оценки последствий этих изменений, а также выработки мер, позволяющих модернизировать систему источников отечественного административного права, оптимизировать ее развитие.

Ключевые слова: нормативный правовой акт, источники права, административное право, норма права, система.

Sources of administrative law and their system

Ordina Olga Nikolaevna, assistant professor of the Chair of Administrative Law of the Volga-Vyatskij Institute (Branch) of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafin, candidate of juridical sciences.

Importance and need of developing the theme of the sources of Russian administrative law is at present caused by the serious transformation of their system, caused by the social, political and economic reforms, proceeding in the Russian society. Insufficient source strength of administrative law causes the need for scientific analysis of causes, which caused changes of their system in the contemporary conditions, the estimation of the consequences of these changes, and also production of the measures, which make it possible to modernize the system of the sources of domestic administrative law, to optimize its development.

Key words: normative lawful act, sources of law, administrative law, rule of law, system.

Тема источников российского административного права является одной из основных для отечественной административно-правовой науки и привлекает повышенное внимание исследователей. Но при этом до сих пор наблюдаются серьезные разногласия по широкому кругу относящихся к ним вопросов. Так, отсутствует адекватный понятийный аппарат, единообразное понимание и применение базовых научных терминов. Среди ученых-административистов отсутствует четкое понимание источников административного права, нет единой концепции их исследования, и это в первую очередь вызвано неоднозначностью самого изучаемого феномена.

Решение данной задачи осложняется еще и тем, что существенно сближаются внешние формы выражения административно-правовых норм в различных государствах мира. Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, повлекли существенные изменения в системе источников административного права. Влияние этих процессов на отечественную административную правовую сферу все еще недостаточно исследовано и вызывает столько же споров, сколько и вопросов о сущности и содержании источников административного права.

В феномене источников административного права преломляются важнейшие проблемы проводимой модернизации государственного управления. В современных условиях решение проблем понимания содержания и совершенствования системы источников административного права во многом связано с результатами административной реформы в целом. Реализация идеи правового государства предполагает наличие научно обоснованной концепции административного законодательства. А развитие источников административного права, как показывает анализ, происходит без какой-либо системы.

Научные административно-правовые исследования необходимо направить на выявление всех возможных источников административного права в рамках российской правовой системы, на изучение их связей и место каждого из них в их системе. Можно сказать, что научная разработка понятия "источники административного права" и их системы диктуется потребностями реформирования управленческих отношений в нашей стране, тенденциями и приоритетами развития отечественного законодательства.

До настоящего времени в отечественной юридической науке отсутствует общепринятое понятие "источник административного права". Усматривается определенная преемственность в подходах к определению источников административного права в работах советского и постсоветского периодов. В то же время определение понятия "источник административного права" претерпело существенные изменения, связанные с интеграционными процессами в мировом сообществе, которые повлекли преобразования, затронувшие российскую правовую систему. Источник административного права стал рассматриваться шире, чем нормативный правовой акт, содержащий нормы административного права. Современными учеными он трактуется как официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий административно-правовые нормы, что позволяет существенно расширить круг источников административного права и рассматривать иные формы, кроме нормативного правового акта, в качестве источников административного права.

На наш взгляд, под источниками административного права следует понимать используемые государством официальные документальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) административно-правовых норм, исходящие от государственных органов и должностных лиц (как Российской Федерации, так и ее субъектов), органов и должностных лиц муниципальных образований, иных уполномоченных государством или органами местного самоуправления организаций и физических лиц, осуществляющих государственное управление на основе соответствующих нормативных правовых актов. Понятие источника административного права означает форму общих правил поведения (внешнюю форму их выражения), регулирующих отношения административного характера.

Представляется, что разнообразие форм, используемых для внутренней организации административного права, свидетельствует об определенном единстве содержания и форм источников административного права. Поэтому источник административного права в формально-юридическом значении следует рассматривать совпадающим не только с одной из форм выражения норм административного права, но и с их изменением или отменой. В частности, изменение или отмена норм административного права определяет соответствующее содержание административного права и объективирует его новую форму - постановление суда, что приводит к необходимости официального признания со стороны государства нового вида источника административного права в соответствующей содержанию форме.

Содержательная сторона внешней формы (источника) административного права показывает, каким образом государственная власть и органы местного самоуправления создают, признают, объективируют, изменяют, отменяют общеобязательные правила, доводят их до адресатов. Государство, устанавливая и признавая систему форм административного права, наделяет их качествами официальности, предусматривает меры государственной защиты.

Все источники административного права являются единым целым, наполняющим его систему конкретным нормативным содержанием. Системность и иерархичность источников административного права являются основой эффективного функционирования системы административного права, что позволяет упорядочить общественные отношения в сфере управления.

Система источников административного права является сложным образованием, имеющим взаимные связи между ее элементами. Синергетические свойства системы источников административного права указывают, что ее развитие определяется не столько внешними факторами, сколько процессами, происходящими внутри системы. Внешние факторы могут лишь моделировать систему источников административного права, а способность выполнить социальный заказ зависит от ее внутренних свойств. В переходный период система российского административного права не утратила своей целостности и функциональных возможностей, а лишь изменила свою целевую ориентацию и в соответствии с ней обновляет свою структуру. Внутри системы источников административного права проявляются сложные связи иерархии, взаимодополняемости, координации. Следовательно, состав, тенденции развития системы источников административного права находятся в непосредственной зависимости от ее системных качеств и свойств. Поэтому признание или исключение новых видов источников административного права должно рассматриваться через призму их системно-функциональных связей.

Ввиду интеграционных процессов, происходящих в настоящее время, и общих тенденций развития системы источников административного права необходимо восполнить эту систему источниками административного права, которые существуют фактически, но пока не получили официальную оценку со стороны государства.

После принятия Конституции Российской Федерации сформировалась четырехуровневая система источников административного права: 1) федеральный уровень; 2) уровень субъектов Федерации; 3) уровень муниципальных образований; 4) уровень локальных нормативных правовых актов. Необходимо закрепление вопросов иерархического построения системы источников российского права в Федеральном законе "Об источниках права Российской Федерации".

Вопрос о системе источников административного права, связанный с вопросом о соотношении понятий "система источников" и "административное право". С нашей точки зрения, использование термина "административного права" всегда должен быть определенном смысле. В самом деле, этот факт делает использование термина неудобным из-за неопределенности. Тем не менее, это не означает, что применение концепции административного права в смысле совокупности источников административного права является абсолютно неправильным или некорректным. Таким образом, в широком смысле, административное право - это система источников административного права, в то время как в своем, то есть узком смысле слова - это только набор законов, содержащих нормы отрасли.

Источники системы административного права представляют собой взаимосвязанный набор различных правовых актов, содержащих нормы административного права. Для характеристики системы должны выделить его основные элементы и определить общие принципы их взаимодействия. Система источников административного права состоит из двух основных групп правовых актов в соответствии с федеральной структурой нашего государства: федеральные, региональные и местные. Кроме того, все действия, которые являются источниками административного права (как федеральные, так и региональные, и местные) должны быть разделены на законодательные и индивидуальные договора. На фоне выбранных критериев классификации посвящена взаимосвязи между элементами системы.

Таким образом, ст. 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что административные процедуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что в области административного права, выданного федеральными законами и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как указано в нормативно-правовых источниках.

Следовательно, существует ситуация, в которой субъекты Российской Федерации должны координировать позицию, своих законодательных и правоохранительных органов, правовых актов с положениями федерального законодательства. Тем не менее, это также означает, что если на совместной юрисдикции, субъект федерации имеет право осуществлять нормативно-правовое регулирование.

В ведении Российской Федерации и ее полномочий в областях совместного ведения Федерации и субъектов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, которая включает в себя акты федеральных органов исполнительной власти по соответствующим вопросам, безусловно, необходимы для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, в рамках исполнительного правотворчества в области административного права устанавливается приоритет федеральных нормативных актов.

Что касается соотношения законодательных и нормативных источников административного права, следует руководствоваться общим правилом, изложенной в ст. 15 Конституции, которая гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, что означает, в частности, и тот факт, что все правовые акты, принятые органами и должностными лицами, должны соответствовать Конституции и законам".

Эти простые правила не могут спасти систему от источников проблем административного права и инцидентов, связанных, в частности, со злоупотреблением законотворчеством органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с фрагментацией и перекрывающих или противоречивых правил на разных уровнях системы, отсутствие законодательного регулирования многих вопросов, связанных с ограничением прав и свобод граждан.

Из-за этих обстоятельств, система источников административного права должна быть улучшена.

Также следует отметить, что система административного права в России практически не систематизирована, что затрудняет изучение источников промышленности и научных исследований в области административного права, и практической работы с правовым материалом, и в целом - определение регулируемых отраслей права. В связи с этим, вопросы систематизации и кодификации достаточно остро стоят в теории административного права.

Причиной фрагментации административных и отраслевых источников права, на наш взгляд, являются: разнообразие сфер регулируемых нормами права, наличие административно-правового регулирования в большинстве областей общественной жизни, которые связаны в первую очередь с универсальностью инструментов правительства в целом и невозможное создание единого правового акта, или, по крайней мере, обобщающего документа; огромное количество работающих нормативно-правовых актов, содержащих нормы административного права, которые необходимо изучать и классифицировать; относительная молодость современной правовой системы Российской Федерации, которая начала свое формирование немногим более пятнадцати лет назад, что крайне мало для формирования прогрессивной правовой системы, сложности проблем федерального правительства.

В настоящее время существует прочный фундамент для начала работы по систематизации нормативно-правовых актов административного права. Это и нормы Конституции Российской Федерации, а также некоторые правила федеральных законов, принятых по ключевым вопросам организации государственного управления. Есть три основные формы систематизации административного права: кодификации, инкорпорации и хронологическом публикации источников административного права.

Кодификация является высшей формой систематизации административного права, что предполагает снижение административного права в кодов для различных административных и правовых институтов и ветвей власти. При принятии Кодекса практики регламентировало его введение правил могут быть изменены, коррекция, некоторые из них отменены, другие появляются вновь, и т.д.

Кодификация как способ систематизации административного законодательства была осуществлена??в отношении одного из центральных институтов отрасли - Институт административной ответственности. В настоящее время Россия имеет в Административный кодекс.

Кодифицированы и административно-правовые нормы в определенных секторах государственного управления.

Тем не менее, в правовом поле являются юридические и административные регламенты, многие из которых устарели и не отвечают современным потребностям развивающихся социального организма. Следовательно, проблема кодификации все еще актуальны и насущны для административного права.

Действие административного права - форма рационализации административного права на основе объединяющей подхода к существующего правового материала. Административное право в процессе регистрации объединено в зависимости от объема в коллекциях, собраниях, в хранилищах и т.д. Внутри них нормы классифицируются в соответствии с рубриками и темами без изменения их содержания.

В России, нормотворчество на государственном уровне также функционирует и специализируется в систематизации правил различных отраслей права. Существует проект издания Свода законов Российской Федерации, которые должны сочетать правила отраслевых и других классификаций. Неофициальное включение административного права осуществляется учеными и преподавателями с целями простоты использования со стандартным материалом.

Хронологические систематизации актов административного права осуществляются путем их опубликования в официальных периодических изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, Газета нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Эта форма используется для мониторинга развития, динамики административного права, отслеживает дополнения и изменения к существующим правилам.

Все существующие источники административного права являются неотъемлемой частью самоуправляемой системы, которая имеет право изменять многие нормы. Особенность, которая является основой в этой системе - наличие в каждой из этих существующих правил административного права.

Часто система административных источников называется административным законодательством. Это неверно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах. Глава 2, ст. 3 Гражданского кодекса гласит: "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним, другими федеральными законами...". Административное право следует понимать как систему законов, которые являются нормами административного права. И все существующие источники этой отрасли можно назвать систему источников административного права (СИАП). Административное право является ядром и важной частью СИАП.

В этой первой функции SIAP резко отличает его от исходной системы права. источник административный право кодификация

Во-вторых, ст. 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что процедуры административного права делятся между Федерацией и ее субъектами. Уточняется, эту возможность ч. 2, ст. 76 Конституции гласит: "По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выданных федеральных законов и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации."

В-третьих, функция SIAP - выбор источников. Она включает в себя законы и правила федеральных, региональных и муниципальных органов власти, изменения административных правовых актов и их законодательной и исполнительной, и судебной власти, и, кроме того, президент и Банк России, и генеральный прокурор. Акты всех ветвей власти являются источниками административного права.

В-четвертых, в СИАП существует огромное количество ее источников. Это, прежде всего, из-за универсальности и других особенностей административного органа. Таким образом, большое количество федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и правоохранительных, общих и внутрипартийных норм, регулирующих государственного управления во многих сферах общественной жизни. Это легко увидеть, прочитав официальные классификаторы отраслей права, которые не разделяют "Административное право" на различные источники которые не размещаются в разделах законодательства об административных правонарушениях, гражданской службы, и в десятках других разделах классификатора. Кстати, в классификаторе также неправильно использовал термин "закон", хотя это система источников соответствующих правил, который включает в себя даже ведомственные инструкции.

Пятый признак СИАП - его мобильность и изменчивость. В систему административного права часто вносятся изменения в новые источники, а старые источники отменяются. SIAP нестабильна из-за многих объективных факторов. По вопросу, универсальности, организации мероприятий государственного управления непосредственно влияют на экономику, политику, особенно в российских реформах, а также огромный размер системы административного права и его источники и другие. Нестабильность СИАП связана с субъективными факторами: ошибки, политические пристрастия тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. В дополнение к СИАП многих норм, что это легко, чтобы отменить, изменить новый министр, губернатор и правительство России.

В-шестых, SIAP, что означает, что административно-правовые нормы, не систематические.

Большое количество источников различного законную силу, принятое в разное время - объективный факт, что негативное влияние на систематизации отраслей права. Единый административный кодекс не является и не может быть создан. Почему? Во-первых, потому, что это невозможно в одном акте поставить такое огромное количество правил, которые требуют правового регулирования и деятельности государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию законотворчества, а это значит, лишение административного законотворческого процесса федеральных органов исполнительной власти, Российской Федерации. Полная кодификация административного права будет означать нарушение ст. 72 Конституции России.

Система административных регламентов должна быть улучшена.

Основные направления этой работы:

* улучшение качества, отношения правовых норм;

* принять все необходимые реформы в правила;

* усиление роли закона в регулировании прав граждан, формирования и функционирования системы государственного управления. Следует отметить, что в этом направлении в течение относительно короткого периода времени, многое было сделано;

* пробелы в административно-правовом регулирования (путем принятия нормативных актов, регулирующих правовой статус студентов и стажеров, гражданскую альтернативную службу, и т.д.). Одним из важных аспектов проблемы СИАП для всех адвокатов - найти правильные источники.

Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и административные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное опубликование общих ведомственных нормативных актов в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, это касается многих центральных ведомственных органов (Центральный банк, Государственный таможенный комитет и др.)

Акты федеральных судов можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также должно быть опубликовано в Российской газете и Собрание законодательства Российской Федерации.

К сожалению, с публикацией источников административного права, не все хорошо. Не рассмотреть вопрос об официальном издании внутрипартийных ведомственных актов федеральных органов власти, регулирующих административных договоров, актов муниципальных органов власти и других источников административного права пока не стоит вопрос.

Конечно, юристам трудно использовать большое количество газет и журналов, в которых содержатся тексты нормативных актов. В какой-то степени эти недостатки будут преодолены путем использования компьютерных версий систематизации законодательства ("Консультант Плюс", "Кодекс", "Ваше право", "Гарант" и др.), Но он не доступен для многих, кроме того тексты, извлеченные из компьютеров, не являются оригиналами. Возможно было бы полезно, чтобы опубликовать еженедельную газету на федеральном уровне, которая будет незамедлительно доводить до всей страны, официальные тексты всех федеральных агентств. Такие публикации могут установить и субъектов Федерации.

Административное право, как и любая другая отрасль права, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права.

По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы. Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.

Другая группа административно-правовых норм действует только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления). По этому признаку (масштабу действия) административное право как отрасль права делится на общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права, например, такие, как институт субъектов административного права, институт государственной службы, институт административного принуждения и т.д.

Особенная часть состоит из разделов, в которых изучается система государственного управления в важнейших сферах, рассматриваются особенности организации государственного управления, сущность отраслевого и межотраслевого государственного управления. Административное право как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты, т.е. такие группы норм, которые представляют собой совокупность по масштабу действия и объему меньшую, чем отрасль права, и регулируют отдельные группы однородных и взаимосвязанных отношений: институты административно-правового статуса граждан и общественных объединений; институты органов исполнительной власти, государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др.

Источники административного права и их систематизация

Источники административного права – это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

Конституция РФ и федеральные конституционные законы (например, от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и др.) – это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (вступила в действие 21 сентября 1970 г.). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные кодификационные законы, например, ГрК РФ, КоАП РФ и другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.

Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Указы Президента РФ но своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов РФ, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и др.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.

Нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.

Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам федеральных органов исполнительной власти, принятым в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты). Все эти формы источников административного права определяются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а нс правовыми свойствами каждого из них.

Существуют три вида (формы ) систематизации административного законодательства : кодификация, инкорпорация, хронологические издания источников административного права. Кодификация как высшая форма систематизации законодательства позволяет объединить действующие административно-правовые нормы в кодексы по различным административно-правовым институтам, при этом перерабатываются, отменяются устаревшие и создаются новые объединяемые кодексом правовые нормы. Инкорпорация административного законодательства представляет собой такую форму его упорядочения, когда нормативный материал объединяется по каким-либо вопросам в Собрания, Своды, Сборники законодательства и систематизируется в них по определенным рубрикам и главам без какого-то кардинального изменения содержания имеющихся нормативных правовых актов. Хронологическая систематизация административного законодательства осуществляется в форме периодических изданий – Собрание законодательства Российской Федерации и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Кроме этого, многие федеральные органы исполнительной власти, например, Минобрнауки России, Минюст России, издают свои отраслевые бюллетени, вестники и прочие периодические издания, в которых публикуются нормативные правовые акты отраслевого масштаба и характера.

Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" установлено, что официальными изданиями для опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания являются "Парламентская газета", "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", а также размещение материалов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru), который также входит в государственную систему правовой информации. Подробнее о порядке издания, опубликования и вступления в силу правовых актов управления см. параграф 12.3.

Структура административного права в качестве одного из существенных параметров, отражающих его сущность, может быть описана традиционно – как совокупность составляющих административное право норм, объединенных в институты, подотрасли и части административного права.

Административное право – это целостная, логически завершенная система, состоящая из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

Составными элементами системы административного права являются Общая и Особенная части. Каждая часть включает в себя несколько административно – правовых институтов. В состав Общей включены нормы, которые охватывают управление в целом. Они регулируют однородные общественные отношения.

В Общую часть входят следующие группы институтов:

Закрепляющие основы государственного управления;

Регулирующие административно – правовой статус граждан;

Регулирующие основы организации и административно – правовой статус органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций;

Регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих;

Определяющие формы и методы государственного управления;

Обеспечивающие законность управления.

Нормы Особенной части действуют в пределах отдельных сфер или отраслей функционирования исполнительной власти. Она регулирует особенности государственного управления экономикой, социально – культурной и административно – политической сферами, а также особенности межотраслевого регулирования.

Некоторые авторы выделяет третью часть системы административного права. Ее составляют нормы, предназначенные регулировать административно – юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в законодательстве субъектов РФ об административной ответственности, которое получило название «административно – деликтное право».

Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Административно – правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться.

Огромное количество административно – правовых норм объясняется многообразием источников административного права, что, в свою очередь, обусловлено многообразием нуждающихся в регулировании управленческих общественных отношений.

К числу источников административного права относятся: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; акты палат Федерального Собрания; постановления Правительства Российской Федерации и утверждаемые ими положения и правила; постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти; конституции и уставы субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты их законодательных органов; акты президентов республик в составе Российской Федерации, имеющие нормативный характер, а также утверждаемые ими положения; постановления правительств субъектов Федерации, а также утверждаемые ими положения и правила; постановления глав администраций (губернаторов) субъектов Федерации и пр.

Наличие столь большого числа источников административного права, причем разной юридической силы, делает невозможным создание единого административного кодекса. Кодифицировать, возможно, лишь отдельные институты административного права, например институт административной ответственности.

Что касается принципов административного права, то можно называть следующие:

Иерархичность построения субъектов и их отношений;

Подзаконность деятельности;

Функционально – специализированный характер деятельности;

Участие граждан и их объединений в государственном управлении;

Осуществление властных полномочий профессиональным постоянно действующим аппаратом и его служащими.

Некоторые ученые предлагают более развернутую систему принципов административного права, основанную на выделение двух категорий принципов: конституционных и организационно – функциональных. Если конституционные принципы (политико – юридические) обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах, то организационные принципы отражают механизмы построения и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

В целом под принципами отрасли права в теории понимается совокупность основополагающих идей, представлений, умозаключений, черт и характеристик отрасли, которые лежат в основе формирования ее норм, определяют вектор правового регулирования общественных отношений, составляющих ее предмет, порядок использования приемов и способов, составляющих ее метод, характер, степень и меру вмешательства отрасли права в регулируемые ею отношения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме