Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возможность его участия в. Кассация проанализировала влияние привлечения к делу третьих лиц без самостоятельных требований

Приостановление предварительного следствия по данному основанию возможно, когда: 1) лицо, в отношении которого осуществляется досудебное производство, наделено процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого; 2) установлено точное место его нахождения; 3) доказано, что реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует. Для того чтобы приостановление предварительного следствия по данному основанию стало возможным, необходимо, чтобы наличествовали все три вышеперечисленных условия. Отсутствие любого из них делает приостановление незаконным.

Категорически запрещено наделять лицо процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого без наличия достаточных оснований, специально для того, чтобы приостановить производство по делу.

Точное фактическое место нахождения подозреваемого или обвиняемого может быть установлено следующими способами: 1) посредством производства следственных действий; 2) при производстве розыскных мероприятий следователем или по его поручению органом дознания; 3) в результате производства оперативно-розыскных мероприятий.

В любом случае такая информация должна быть облечена в форму доказательств и находиться в материалах уголовного дела.

Подобная информация, как правило, свидетельствует об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого желания скрыться от следствия и суда. Наличие умысла скрыться должно быть подтверждено имеющимися в уголовном деле доказательствами. При отсутствии таковых доводы лица о том, что ему не было известно о необходимости явки к следователю, считаются обоснованными. Это правило вытекает из положения принципа невиновности, в соответствии с которым никто не обязан доказывать свою невиновность либо меньшую виновность.

Нарушение подозреваемым или обвиняемым избранной в отношении него меры пресечения однозначно свидетельствует о его желании скрыться от следствия и суда, поэтому в данном случае необходимо объявлять его розыск. В случае необходимости дело приостанавливается по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК.



После того как место нахождения лица установлено, необходимо определить, насколько реальны препятствия для его участия в уголовном деле.

К таковым могут быть отнесены следующие причины: 1) подозреваемый или обвиняемый выехал в длительную командировку; 2) подозреваемый или обвиняемый выехал на отдых, и отсутствует связь с ним; 3) произошли стихийное бедствие, техногенная катастрофа, вследствие чего явка подозреваемого или обвиняемого по вызовам невозможна; 4) подозреваемый или обвиняемый находится в отдаленном месте и отсутствует возможность его выезда в назначенный срок; 5) подозреваемый или обвиняемый находится в установленном месте, но за пределами Российской Федерации; 6) появились иные непреодолимые препятствия для участия обвиняемого в производстве по делу.

Следователь не вправе вначале разрешать обвиняемому выезд с постоянного места жительства, а затем приостанавливать производство по уголовному делу по данному основанию. Если следователь принял решение разрешить обвиняемому такое временное отсутствие, он должен на время нахождения лица вне места проживания планировать производство иных следственных действий без его участия.

8.4. Приостановление предварительного следствия при наличии временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого, удостоверенного медицинским заключением, которое препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях

Следует иметь в виду, что выявление у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания не может служить само по себе основанием для приостановления предварительного следствия. Пункт 3 ст. 196 УПК указывает, что для определения психического или физического состояния лица, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, обязательно назначается судебная экспертиза.

Поэтому, получив сведения о тяжком заболевании подозреваемого или обвиняемого, следователь в первую очередь назначает экспертизу. Заключением судебной экспертизы разрешается вопрос о характере заболевания: является оно хроническим или же временным.

В случае заболевания подозреваемого или обвиняемого, не связанного с расстройством его душевной деятельности, следователю необходимо удостовериться, что, во-первых, оно действительно является тяжелым и, во-вторых, что сам характер заболевания препятствует окончанию предварительного следствия.

Критерий отнесения заболевания к той или иной степени тяжести является медицинским, а не правовым. Поэтому следователь должен получить и приобщить к уголовному делу медицинское заключение о том, что заболевание подследственного действительно является тяжелым. Однако вопрос о невозможности закончить предварительное следствие из-за временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого должен разрешать сам следователь. При возникновении сомнения в способности участия заболевшего подозреваемого или обвиняемого в том либо ином следственном действии следователь получает об этом заключение от лечащего врача. Если же медицинское заключение о характере заболевания лица, его возможности принимать участие в производстве конкретного следственного действия вызывает у следователя сомнение в его обоснованности, он должен назначить по делу судебно-медицинскую экспертизу. На разрешение эксперта (экспертов) ставятся вопросы о том, является ли заболевание подозреваемого или обвиняемого тяжелым, какова его продолжительность, способен ли подозреваемый или обвиняемый принимать активное участие в производстве тех или иных следственных действий.

После приостановления следствия по причине временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого копию постановления следователь должен направить прокурору и одновременно уведомить руководителя того лечебного учреждения, где подследственный находится на излечении, о необходимости заранее сообщить об окончании курса лечения последнего. В то же время следователю необходимо и самому осуществлять контроль за ходом лечения подозреваемого или обвиняемого путем переговоров с лечащим врачом, а в случаях необходимости посещать лечебное учреждение, чтобы убедиться, что заболевший находится на стационарном лечении.

Если установлено хроническое душевное заболевание, то согласно ст. 439 УПК предварительное следствие в данном случае заканчивается: 1) составлением постановления о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24 и 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного серьезного вреда; 2) составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Следственные действия в этом случае проводятся без участия подозреваемого или обвиняемого, и приостанавливать производство по уголовному делу нет необходимости.

Когда из заключения экспертов следует, что у лица наступило временное расстройство душевной деятельности после совершения преступления (так называемые реактивные или психогенные состояния) и он нуждается в применении принудительных мер медицинского характера, следствие по делу может быть закончено только после выздоровления.

К участию в таком деле в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 51 УПК должен быть приглашен защитник, если он ранее отсутствовал. Его следует ознакомить с постановлением о возбуждении уголовного дела и заключением судебно-психиатрической экспертизы. Если защитник заявит ходатайство о дополнительном производстве каких-либо следственных действий, их необходимо разрешить, руководствуясь ст. 122 УПК.

Однако приостановление предварительного следствия при таких обстоятельствах имеет характерную особенность: применить принудительные меры медицинского характера вправе только суд, и применение таких мер к производству предварительного следствия не имеет отношения. Срок нахождения подозреваемого или обвиняемого на принудительном лечении вследствие психического заболевания, в отличие от сроков производства судебно-психиатрической экспертизы, продлению не подлежит. При таких обстоятельствах следователь должен вынести постановление о приостановлении предварительного следствия и одновременно постановление о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера. Затем уголовное дело направляется через прокурора в суд, который и принимает решение о применении таких мер к лицу, если имеются достаточные данные, указывающие на доказанность его участия в совершении преступления и подтверждающие наличие у него душевного заболевания, возникшего после совершения преступления.

О приостановлении предварительного следствия на основании одного из пунктов ст. 208 УПК выносится постановление. Структура постановления о приостановлении предварительного следствия на основании п. 1–2 ч. 1 ст. 208 УПК приведена в приложении 73 к УПК; структура постановления о приостановлении предварительного следствия на основании п. 3–4 ст. 208 УПК – в приложении 74 к УПК. Как в первом, так и во втором случае в постановлении указываются:

1) во вводной части – место и дата его составления; должность, звание или классный чин, фамилия и инициалы следователя, составившего постановление; номер расследуемого уголовного дела;

2) в описательной части – доказательства, подтверждающие наличие события преступления и факт совершения его подозреваемым, обвиняемым или неустановленным лицом; какие следственные действия выполнялись в ходе следствия, их результаты; какие и когда поручения следователем давались о розыске обвиняемого либо выявлении преступника органам дознания, в полном ли объеме они выполнены, каковы их результаты; почему не удалось установить место нахождения подозреваемого или обвиняемого либо выявить лицо, совершившее преступление; если подозреваемый или обвиняемый заболел, то каков характер заболевания, какими документами оно подтверждается, почему данное заболевание препятствует окончанию предварительного следствия и какова примерно продолжительность болезни; соблюдение процессуальных условий приостановления предварительного следствия, перечисленных в ч. 3–5 ст. 208 УПК. Из описательной части постановления должен следовать вывод о том, что приостановление предварительного следствия по данному делу является единственно верным и необходимым;

3) в заключительной части – принятое решение о приостановлении предварительного следствия и основание, по которому оно приостанавливается; отметка о направлении копии постановления прокурору.

Приостановление производства по уголовному делу возможно только по указанным в законе основаниям.

Основания приостановления предварительного следствия – это фактические обстоятельства, с наступлением которых уголовно- процессуальный закон связывает возможность приостановления предварительного следствия.

Часть 1 ст. 208 УПК РФ предусматривает четыре основания приостановления предварительного следствия:

1. лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

2. подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

3. место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

4. временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Первое основание приостановления предварительного следствия - когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ). Данное основание к приостановлению может иметь место, когда уголовное дело было возбуждено по факту совершения преступления, и в ходе расследования меры, принимаемые для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, не дали положительных результатов. Данное основание также может иметь место в том случае, когда уголовное дело было возбуждено в отношении конкретного лица ошибочно. В ходе расследования первоначальные данные, указы­вающие на то, что конкретное лицо совершило преступление, не подтвердились. Уголовное преследование в отношении такого ли­ца следует прекратить, а расследование по делу в целом должно быть продолжено до установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В случае неустановления такого лица производство по делу приостанавливается.

Таким образом, первое основание приостановления предварительного следствия применяется в тех случаях, когда доказан факт совершения преступления, однако само преступление осталось нераскрытым.

Второе основание приостановления предварительного следствия - когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от дознания либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п.2 ч.1 ст.208 УПК РФ).

Суть этого основания приостановления предварительного расследования заключается в том, что следователь располагает конкретными доказательствами того, что преступление совершило конкретное лицо, но не знает, где оно находится. Более того, это лицо пребывает в статусе подозреваемого или обви­няемого, однако место пребывания этих участников уголовного су­допроизводства не установлено, что и определяет невозможность производства дальнейшего расследования по делу.


Фактически в названной норме содержится два самостоятельных основания для приостановления расследования по делу:

а) подозреваемый или обвиняемый скрылся от расследования;

б) его место нахождения не установлено по иным (не связанным с сокрытием от следствия) причинам.

Каждое из названных оснований влечет различные правовые последствия для подозреваемого или обвиняемого, поэтому в этом вопросе необходима предельная ясность и точность.

Следственно-судебная практика свидетельствует о том, что по данно­му основанию приостанавливается значительное число уголовных дел.

Для правильного разрешения вопроса о законном и обоснованном приостановлении дела по данному основанию, прежде всего, важно определиться в следующем вопросе: какого обвиняемого (подозреваемого) следует считать скрывшимся от расследования.

Законодатель обоснованно исходит из предположения о более высокой общественной опасности такого лица, так как оно, совершив преступление, не обнаруживает раскаяния в содеянном, не желает нести уголовную ответственность и, скрываясь, препятствует осуществлению правосудия, высказывает явное неуважение к закону и обществу.

В связи с этим скрывшимся от расследования следует считать такого обвиняемого (подозреваемого), который скрылся непосредственно с места преступления в целях уклонения от уголовной ответственности: меняет место жительства, паспортные данные, переходит на нелегальный образ жизни, не дожидаясь своего задержания, разоблачения, привлечения в качестве обвиняемого. Тем более, таковым следует считать то лицо, которое скрылось (с той же целью: уклониться от уголовной ответственности) после ставшего известным ему решения о возбуждении уголовного дела либо после первого или иного допроса с его участием, после избрания (в отношении него) меры пресечения, не связанной с лишением свободы, и т.п.

Главное - факт, что обвиняемый (подозреваемый) именно скрылся от расследования, должен быть достоверно установлен:

Справками с места жительства и работы о его неправомерном долгом отсутствии,

Показаниями свидетелей,

Объективными данными о том, что он предпринял меры к распродаже своего имущества, выписке с постоянного места жительства, увольнению с работы либо что он высказывал намерение, скрывшись, избежать, таким образом, уголовной ответственности и предпринял определенные шаги в этом направлении, т.е. цель скрыться от уголовной ответственности доминировала, руководила его действиями и поступками.

При отсутствии подобного рода сведений (доказательств), орган предварительного расследования не может утверждать, что обвиняемый (подозреваемый) именно скрылся от расследования и приводить (в постановлении) именно этот мотив в качестве основания для приостановления производства по делу.

Неизвестность места нахождения обвиняемого (подозреваемого) по причинам, не связанным с сокрытием его от расследования, может быть вызвана как правомерными его действиями после совершения преступления, так и по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

Например, лицо, будучи убежденным, что о совершенном преступлении правоохранительным органам ничего неизвестно, правомерно отправилось в длительную загранкомандировку, на сезонные работы, в долгосрочный отпуск. Это лицо может быть взято под стражу или осуждено по другому делу, помещено в больницу на лечение или призвано в ряды Вооруженных Сил РФ, находиться на лечении в санатории и т.п. А в это время органами, ведущим расследование, получены доказательства о совершении преступления именно этим лицом или о его причастности к данному преступлению. В связи с этим необходимы определенные розыскные меры для установления места нахождения данного лица, его привлечению к делу в качестве обвиняемого и т.п. В том случае, когда подобные меры, предпринятые в рамках (срока) предварительного расследования, не дали результата, возникает необходимость временного приостановления производства по делу по основаниям, не связанным с сокрытием обвиняемого от расследования.

Третье основание приостановления - когда местонахождение подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п.3 ч.1 ст.208 УПК РФ).

Необходимо отметить, что данное основание приостановления дознания появилось впервые в УПК РФ 2001г. Включение данного обстоятельства в качестве основания к приостановлению предварительного расследования обусловлено тем, что в правоприменительной практике довольно часто имели место случаи, когда местонахождение подозреваемого, обвиняемого было известно органам предварительного расследования, однако их участие в производстве следственных действий было невозможно в силу различных причин. Например, когда лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, на момент принятия соответствующего процессуального решения находилось в командировке, в экспедиции, в плавании, в отпуске и не могло явиться по вызову к дознавателю. Производство следственных действий, требующих участия подозреваемого, откладывалось до их прибытия по месту производства предварительного расследования.

Во много появление данного основания приостановления предварительного следствия связано с изменением правового регулирования отдельных направлений уголовно-процессуальной деятельности, с кардинальным изменением взглядов на возможные сферы сотрудничества с правоохранительными, судебными и иными государственными органами стран дальнего и ближнего зарубежья.

Например, подобное основание для приостановления производства по делу может появиться тогда, когда орган предварительного расследования, установив, что преступление, по поводу которого возбуждено уголовное дело и ведется расследование, совершено либо иностранным гражданином (в период его пребывания в РФ), либо гражданином РФ, который к моменту расследования выехал на постоянное место жительства в то или иное иностранное государство.

Поскольку затруднительно предположить заранее и перечислить в законе все причины, которые могут исключать возможность участия подозреваемого в производстве по делу, законодатель указывает на необходимость установления того, что участие подозреваемого в производстве по уголовному делу невозможно по объективным причинам.

Если в ходе расследования будут получены данные о том, что подозреваемый скрывается и специально уклоняется от явки в органы предварительного расследования для производства следственных действий, приостанавливать расследование в этом случае необходимо по иному основанию, а именно, по п.2 ч.1 ст.208 УПК РФ.

Четвертое основание приостановления предварительного следствия - когда временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях (п.4 ч.1 ст.208 УПК РФ).

Суть этого основания заключается в том, что подозреваемый или обвиняемый тяжело болен. Причем имеется в виду как физическое, так и психическое заболевание. В тех случаях, когда в связи с психическим заболеванием лица и сомнениями относительно его вменяемости назначается судебно-психиатрическая экспертиза, уголовное дело приостанавливаться не должно. Производство экспертизы является процессуальным действием, следовательно, во время его производства расследование продолжается. В зависимости от результатов судебно-психиатрической экспертизы следователь будет решать вопрос либо о приостановлении производства по делу, либо о передаче уголовного дела по подследственности в соответствии с правилами гл. 51 УПК РФ.

Приостанавливая расследование по данному основанию, необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальный закон не содержит перечня физических и психических заболеваний, которые влекут приостановление расследования. В то же время указано, что заболевание должно быть временным, тяжелым, и удостоверено медицинским заключением.

В законе указано, что заболевание должно быть временным, то есть должна оставаться возможность выздоровления лица, а, следовательно, и перспектива возобновления расследования, а затем и его окончания.

На практике уже сложилось представление о том, что тяжелым, применительно к положениям ст. 208 УПК РФ, будет считаться такое заболевание, при котором лицо не может передвигаться за пределами помещения, в котором оно находится, или ему установлен постельный режим, или в силу тяжкого физического недомогания оно не может совершать какие-либо действия. То есть физическое состояние подозреваемого, вызванное его заболеванием, препятствует его участию в производстве следственных и иных процессуальных действий. На этот критерий прямо указано в п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, из которого следует, что наличия заболевания, даже удостоверенного медицинским заключением, может оказаться недостаточно для приостановления производства по делу, в случае если сам подозреваемый в состоянии участвовать в следственных или иных процессуальных действиях (например, присутствовать при обыске или при опознании).

Необходимо, чтобы заболевание было подтверждено медицинским заключением. В законе не указано, что имеется в виду под медицинским заключением, кем именно такое заключение может быть выдано: лечащим врачом или главным врачом медицинского учреждения, достаточно ли копии больничного листа, либо же это должна быть выписка из истории болезни, возможна ли выдача такого заключения медицинскими учреждениями муниципальной, государственной или частной систем здравоохранения. Отсутствие конкретизации в тексте закона позволяет предположить, что любой медицинский документ, выданный медицинским учреждением, удостоверяющий факт заболевания или болезни, может быть доказательством того, что имеются основания к приостановлению расследования.

В случае возникновения сомнений в подлинности медицинского документа или самого факта заболевания подозреваемого, обвиняемого, следователь вправе назначить судебно-медицинскую экспертизу, в том числе и стационарную, для установления как самого факта заболевания подозреваемого или обвиняемого, так и для определения его тяжести.

Таким образом, можно выделить некоторые критерии заболевания, которое является основанием к приостановлению расследования: тяжесть, временность и излечимость. Медицинские документы, в том числе и заключение судебно-медицинской экспертизы, являются документами, удостоверяющими факт заболевания подозреваемого или обвиняемого.

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» предусмотрено еще одно основание для приостановления предварительного расследования. Оно может возникнуть в случаях, когда гражданин, реализуя свое право, предоставленное ч.4 ст.125 Конституции РФ, решит обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой о состоявшемся или предстоящем применении по конкретному делу закона, который нарушает или нарушит его конституционные права и свободы. Такая жалоба может быть подана и подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу. В случае принятия такой жалобы к своему производству Конституционный Суд в соответствии с ч.2 ст.98 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» уведомляет об этом орган предварительного расследования, который вправе приостановить производство по уголовному делу до принятия Конституционным Судом РФ решения по поданной жалобе.

Помимо оснований приостановления предварительного расследования уголовно-процессуальный закон предусматривает определенные условия, которые необходимо учитывать при решении вопроса о приостановлении производства по уголовному делу.

Условия приостановления уголовных дел – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом требования, обязательные для исполнения перед принятием решения о приостановлении предварительного расследования.

Учитывая, что ч.1 ст.208 УПК РФ содержит четыре основания приостановления предварительного расследования, и в соответствии с ч.ч.4 и 5 ст.208 УПК РФ, условия приостановления предварительного расследования можно разделить на две группы:

1) общие условия, т.е. те требования, выполнение которых обязательно независимо от основания приостановления (ч.5 ст.208 УПК РФ).

2) частные условия, т.е. те требования, выполнение которых зависит напрямую от основания приостановления (ч.4 ст.208 УПК РФ).

К общим условиям приостановления предварительного расследования относятся:

1) выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого;

2) принятие всех мер по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

3) доказанность события преступления;

4) отсутствие оснований прекращения уголовного дела (уголовного преследования);

5) принятие мер к охране вещественных доказательств.

К частным условиям приостановления предварительного расследования относятся:

1) по первому основанию, когдалицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено:

Принятие всех мер к установлению и обнаружению лица, совершившего преступление;

Истечение сроков предварительного расследования.

2) по второму основанию, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам:

Принятие всех мер к розыску подозреваемого (обвиняемого);

Принятие всех мер по установлению местонахождения подозреваемого (обвиняемого);

Истечение сроков предварительного расследования;

Процессуальное оформление оснований приостановления. В частности, вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого или постановка лица в статус подозреваемого;

Объявление розыска.

3) по третьему основанию, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует:

Вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого или постановка лица в статус подозреваемого;

Процессуальное оформление оснований приостановления. В частности, наличие объективных обстоятельств, затрудняющих явку подозреваемого (обвиняемого) для участия в производстве по делу.

4) по четвертому основанию, когда временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях:

- вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого или постановка лица в статус подозреваемого;

Наличие объективных обстоятельств, затрудняющих участие подозреваемого (обвиняемого) в производстве по делу;

Отсутствие оснований для применения принудительных мер медицинского характера;

- заболевание препятствует участию в процессуальных действиях.

В случае приостановления дознания в связи с принятием Конституционным Судом к рассмотрению жалобы о состоявшемся или предстоящем применении по конкретному делу закона, который нарушает или нарушит конституционные права и свободы, условием приостановления дознания будет наличие официального удостоверяющего документа, то есть уведомления о принятии Конституционным Судом жалобы к рассмотрению.

Таким образом, под основаниями приостановления предварительного следствия следует понимать фактические обстоятельства, с наступлением которых уголовно процессуальный закон связывает возможность приостановления предварительного следствия.

АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФАКУЛЬТЕТ № 6

КАФЕДРА № 62

Гражданского права и гражданского процесса

ДОМАШНЕЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по учебной дисциплине «Коммерческое право»

Вариант № 5

Выполнил:

Добровольский

Денис Сергеевич

курсант 64 курса, 642 группы Проверил:

_______________________

Дата сдачи:______________

Дата проверки:___________

Оценка:__________________

1.Задача ……………………………………………………………………..3

2. Особенности юридического лица определяющие возможность его
самостоятельного участия в гражданском обороте:

§ Юридическое лицо как субъект гражданского права……………..6

§ Теории юридического лица…………………………………….….15

§ Место и роль юридического лица в современном гражданском
обороте…………………….………………………………………..19

3. Литература………………………………………………………………24

ИМНС обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации общества с
ограниченной ответственностью «Дубрава» за неоднократное нарушение
Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением». Суд отказал в удовлетворении исковых
требований, сославшись на то, что налоговые органы вправе предъявить
иски о ликвидации юридического лица в случае грубого нарушения
налогового законодательства, а в указанном споре такого нарушения не
обнаружено.

Органы имеющие право обращения в суд о принудительной ликвидации
коммерческого юридического лица:

С требованием о ликвидации юридического лица в арбитражный суд могут
обратиться государственные органы или органы муниципального
самоуправления (п. 3 ст. 61 ГК). Необходимо, чтобы право на такое
обращение было предусмотрено законом.

Основаниями для принудительной ликвидации коммерческого юридического
лица являются:

1. Непредставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности и
налоговых деклараций

2. Неприменение Контрольно-кассовой техники

3. Осуществление деятельности без лицензии

4. Невыполнение нормы закона о приведении своих учредительных документов
в соответствие с требованиями законодательства

5. Непредставление юридическим лицом, зарегистрированным до 1 июля 2002
года, сведений о себе в регистрирующий (налоговый) орган

6. Уменьшение стоимости чистых активов юридического лица по сравнению с
определенным законом минимальным размером его уставного капитала

7. Нарушение юридическим лицом законодательства Российской Федерации об
обороте наркотических средств и психотропных веществ и осуществление
юридическим лицом финансовой операции в целях легализации (отмывания)
доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических
средств или психотропных веществ

Решение спора:

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 “О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов
с населением”, Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт” (далее - Закон № 54-ФЗ) не
предусматривает возможности ликвидации юридического лица за повторное
неприменение контрольно-кассовой техники. Тем не менее, в
корреспонденции с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ Закон № 54-ФЗ не исключает
возможности предъявления иска о ликвидации юридического лица, если
нарушение им закона носит неоднократный или грубый характер. Правом
предъявления таких исков обладают налоговые органы.

Следует особо подчеркнуть, что факт неоднократного или грубого нарушения
юридическим лицом требований Закона № 54-ФЗ, являясь необходимым для
предъявления иска о ликвидации, не является достаточным для
удовлетворения такого иска судом. Так, Президиум ВАС РФ отмечает:

“Суд при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в связи с
неоднократными нарушениями законодательства может, но не обязан принять
решение о принудительной ликвидации юридического лица” п. 3 Обзора,
доведенного информационным письмом от 13.01.2000 № 50

В примере, рассмотренном в информационном письме, суд отказал в
удовлетворении иска о ликвидации юридического лица, допустившего
неоднократное неприменение контрольно-кассовой машины, обосновав это
тем, что ответчик являлся единственным торговым предприятием в
населенном пункте, и ликвидация этого предприятия могла бы вызвать
негативные последствия для проживающих там граждан.

Следовательно суд при принятии решения по вышеизложенному иску не обязан
был принять решение о ликвидации коммерческого юридического лица ООО
«Дубрава», а решение должно было быть принято на основание анализа
различных факторов. Однако при этом решение о ликвидации могло быть
принято, в связи с чем ответ суда, что налоговые органы вправе
предъявить иски о ликвидации юридического лица в случае грубого
нарушения налогового законодательства, а в указанном споре такого
нарушения не обнаружено - неверно.

Особенности юридического лица определяющие возможность его
самостоятельного участия в гражданском обороте

1. Юридическое лицо как субъект гражданского права.

Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Как и
любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается
между людьми, как существами, наделенными сознанием и волей. Поэтому в
качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные
индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды
именуются в гражданском законодательстве гражданами. С этим правовым
институтом, как правило, серьезных проблем не возникает. Как отмечается
в литературе, уже древние римляне имели хорошо развитую систему
представлений о юридической личности применительно к отдельному
человеку.

Что касается коллективных образований, то, хотя сама возможность и даже
необходимость их участия в гражданском обороте практически не
подвергается сомнениям, в юридической науке периодически возникают
дискуссии на предмет теоретического осмысления данного правового
института, тем более, что почва для этого, как будет показано в
настоящей работе, имеется.

Признание статуса субъектов юридических отношений только за отдельными
людьми могло бы отразиться невыгодно на интересах общества и
составляющих его единиц. Если бы субъектами права могли быть только
люди, то завещатель должен был бы поручить этот капитал какому-либо
физическому лицу, которое бы создало завещанное учреждение и от своего
имени вело бы его, вступало бы во все необходимые сделки, а при смерти
завещало бы капитал снова другому лицу, которое бы продолжало это дело
от своего имени. Но при таких условиях нет особенной гарантии, что
завещанный капитал действительно получит данное ему назначение в лице
первого или последующих распорядителей, что имущество это, слившись с
прочим имуществом того или другого распорядителя, не подвергнется
взысканию по частным его долгам. Все эти неудобства могли бы быть
устранены, если бы завещанное имущество было приурочено к особому
субъекту, от имени которого совершались бы все необходимые сделки. Или
возьмем случай акционерного соединения. Множество лиц складывают
небольшие взносы в значительный капитал с целью совместного достижения
общей экономической цели. Чтобы достигнуть назначенной цели, акционеры
должны были бы вручить капитал одному или нескольким лицам, которые от
своего имени совершали бы все необходимые сделки. Капитал акционеров
слился бы с частным имуществом управителей и мог бы подвергнуться
взысканию со стороны их частных кредиторов. Кто при такой опасности
решился бы сделать взнос?” Действительно, ситуация складывается более
чем неблагоприятная. И выход из нее может быть найден только если отойти
от постулата неразрывного сочетания конкретной правоспособности с
человеком, личностью. Тогда появляется возможность создания нового
субъекта права в виде особой юридической конструкции. Ранее всего такой
прием был использован в публичном праве. Государство, ведь тоже ни что
иное как юридическая конструкция, однако, это не мешает ему быть одним
из основных субъектов ряда отраслей права. В гражданском праве благодаря
специфике отрасли, ввиду того, что имущество есть совокупность
юридических отношений, объединяемых именем субъекта-обладателя данного
имущества вместо реально существующего физического лица можно создать
некий искусственный субъект с именем которого будут связываться права и
обязанности по поводу конкретного имущества правовое положение которого,
с точки зрения гражданского права, гораздо важнее судьбы того, кто им
обладает. Сам термин, обозначающий такого субъекта - “юридическое лицо”
- подчеркивает особый характер данного образования, так как речь идет о
субъекте права, не имеющего реального “физического” воплощения. Однако,
его создание не только позволяет сохранить стройность юридических
понятий, но и облегчить достижение тех общественных потребностей ради
которых это имущество обособляется.

Теперь, когда достаточно четко обозначена важность обсуждаемой проблемы,
можно непосредственно перейти к самому понятию.

В юридической литературе нет единого мнения по поводу того, где искать
истоки понятия юридического лица. многие ученые относят создание понятия
юридического лица к числу важнейших заслуг римского частного права.
Отмечая незначительный удельный вес таких субъектов в гражданском
обороте Рима и отсутствие самого термина “юридическое лицо”, такие
ученые тем не менее делают вывод о том, что “основная мысль о
юридическом лице, как приеме юридической техники для введения в оборот
имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических
лиц, была выражена римским правом отчетливо”.Римское государственное
право. Авторы отмечают, что издревле в имущественных отношениях
участвовали наряду с физическими лицами и некоторые объединения их,
определенным образом организованные и располагавшие известными
имущественными средствами. Еще в древнейшие времена существовали в Риме
частные корпорации: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia
sodalicia), профессиональные союзы ремесленников (fabrorum, pistorum).
Много новых корпораций появляется в период республики, среди которых
необходимо особо отметить collegia publicanorum - объединение
предпринимателей, бравшие на откуп государственные доходы, управлявшие
на основе договоров государственными имениями и обладавшие значительным
имуществом. Однако имущество это рассматривалось древним правом либо как
имущество, принадлежавшее каждому из его участников в определенной доле,
либо, как имущество, принадлежащее одному из участников - казначею -
ведущему дела корпорации и ответственному перед его членами. Поэтому,
применительно к данным объединениям можно говорить о наличии в той или
иной степени организованности, осуществлявшейся с определенной целью -
объединение имущества, но главный, квалифицирующий субъекта права
признак - выступление вовне от своего имени здесь отсутствует, поэтому
вряд ли можно говорить о попытке ввести в систему правоотношений новый
тип субъекта. И все же появление таких образований свидетельствует об
ограниченности субъективного состава частноправовых отношений.

А вот правовое положение муниципий - городских общин, которым римское
государство, включая их в свой состав и наделяя их жителей римским
гражданством, предоставляло самоуправление и хозяйственную
самостоятельность, является более отчетливым выражением идеи
юридического лица. Претор признал за муниципиями право выступать в суде
от своего имени через назначаемых муниципальным советом представителей.
Тем самым муниципия была признана в принципе таким же субъектом
имущественных прав как и privatae personae. Таким образом, идея
юридического лица получила признание в процессуальном праве. В
материальном же праве, при заключении сделок, вопрос об их юридических
последствиях еще долго оставался неясным. Как раз из-за неопределенности
правового статуса нового субъекта.

Основываясь на вышеизложенном можно констатировать, что институт
юридического лица не нашел своего оформления в римском праве. Тем не
менее, положительным итогом всего хода развития римских корпораций
явилось следующее.

Римские юристы признали, что:

1) корпорация может рассматриваться в сфере частного права так же, как
рассматривается физическое лицо;

2) юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается
с выходом отдельных членов из состава объединения;

3) имущество корпорации обособлено от имущества ее членов, притом, это
не совместно всем членам корпорации принадлежащее имущество, а имущество
корпорации, как целого, как особого субъекта прав;

4) корпорация вступает в правовые отношения с другими лицами при
посредстве физических лиц, уполномоченных на то в установленном порядке.

Обозначив, таким образом, ряд принципиальных идей, римские юристы не
сделали тех выводов из них, которые могли бы лечь в основу развития
нового института частного права - института юридического лица. И тому
были объективные причины. Во-первых, в экономической жизни Рима, даже в
период наибольшего расцвета римского хозяйства, во времена наиболее
оживленной международной торговли корпорации как самостоятельные
хозяйствующие субъекты значительной роли не играли, поэтому не было
большой потребности в юридическом оформлении этого экономического
института. Во-вторых, отсутствие в римском праве института прямого
представительства препятствовало пониманию механизма участия юридических
лиц в гражданском обороте при посредстве физических лиц. Идея
главенствующей роли воли в частноправовых отношениях была в римском
праве неоспоримым постулатом. Перефразируя Дювернуа, эту причину
неразработанности в римском праве института юридического лица можно
сформулировать так: связав раз понятие лица с реквизитами разумности и
волеспособности субъекта, римские юристы закрыли себе путь к объяснению
всего ряда явлений гражданской правоспособности, идущей за пределы
правоспособности отдельного человека.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод,
что хотя понятие юридического лица в римском праве не получило полной и
детальной разработки, «идея юридического лица в римском праве была
выдвинута и разрешена»

С такой позицией несогласны другие российские ученые, которые считают,
что “начало истории понятия юридического лица следует отнести к раннему
средневековью”. Они утверждают, что идея корпорации как особого,
отличного от отдельного человека, субъекта права, выдвинутая римской
правовой мыслью, принадлежит не частному, а публичному праву, и поэтому
истоки понятия юридического лица как института частного права следует
искать не в римском праве, а несколько позднее. Их точка зрения
базируется на следующем.

В то время, как весь строй римского цивильного быта существеннейшим
образом определяется началом личности и в то же время особенности
правоотношений каждого гражданина, картины средневекового быта имеют
совершенно противоположные черты. Здесь не отдельный человек является
правоспособным, а союз (корпорация). Во всем этом быте прослеживается
черта обезличенности, где известный и постоянный характер правоотношений
определяется принадлежностью человека к союзу (корпорации) и
принадлежность эта передается из поколения в поколение. В этих условиях
задачи юриспруденции и законодательства заключаются в том, чтобы
определить скорее права корпораций и отношение к ним прав отдельных,
входящих в них лиц, чем права отдельных лиц как самостоятельных единиц в
общежитии. Средневековые глоссаторы разрабатывали понятие корпорации как
союза, признанного государством в качестве субъекта права, а их
преемники, канонисты, различали в связи с этим понятие “лицо” и
“человек” и начинали рассуждать о природе этого лица. Но, как отмечается
в литературе, даже в средние века “представления о юридических лицах все
еще испытывали сильное влияние догматов римского права”. Глоссаторы и
постглоссаторы, ограничиваясь комментированием античных текстов,
пытались приспособить их к потребностям развивающегося хозяйства. Эта
тенденция прослеживается и в одном из первых определений понятия
юридического лица, данном папой Иннокентием IY в 1245 г. Он писал, что
юридическое лицо существует лишь в понятии, оно не одарено телом, а
значит не обладает волей.

Настоящее же развитие конструкция юридического лица получила в Новое
время, когда появляются крупные торговые предприятия в которых
вырабатывается техника коллективного ведения крупных дел. Здесь уже сама
жизнь подсказывает необходимость детальной разработки статуса этих
объединений и регламентации их правового положения.

Термин “юридическое лицо” был впервые использован в гражданском праве.
Развитие института юридического лица было тесно связано с бурным ростом
капиталистической экономики, требовавшей капиталов. Институт
юридического лица и стал правовой формой такой концентрации. Детальное
теоретическое осмысление феномена юридического лица осуществлялось в
Германии в рамках работы над германским гражданским уложением. Старое,
феодальное германское право не пошло в этом вопросе дальше признания
понятия физического лица, и по признанию самих разработчиков уложения
формула, объявляющая, что имущество организованного социального союза
есть личная собственность нового идеального субъекта, и на этом
основании вводящая также социальное, общественное имущество в круг
гражданского права и резко отделяющая его от имущества отдельных членов
союза - формула юридического лица, найдена в области римского права и
принята нами на почве рецепции римского права. Удачность разработки
института юридического лица в германском праве во многом объясняется
тем, что идеи римских цивилистов легли на благоприятную почву в виде
интенсивно развивающихся экономических отношений. Бурная
индустриализация страны, резкая активизация различного рода социальных
групп хозяйственных и нехозяйственных объединений объективно требовали
максимально четкого юридического оформления организации как
самостоятельного субъекта права. И Германское гражданское уложение,
принятое в 1896 году уделило статусу юридических лиц значительное
внимание. В самом Уложении юридическим лицам посвящено около 70
параграфов. Кроме того, в Германии как и во многих других странах нормы,
регламентирующие правовое положение отдельных видов юридических лиц,
собраны в так называемом специальном законодательстве.

Что же все таки обуславливает столь пристальное внимание законодателя к
этому институту?

Значение института юридического лица можно понять, проанализировав
функции, которые он выполняет в регулировании имущественного оборота.

1) Оформление коллективных интересов. Специфика имущественных отношений,
регулируемых гражданским правом состоит в том, что каждый субъект этих
отношений действует исходя из своей собственной выгоды и в своем
интересе. Однако в ряде случаев достичь максимальной выгоды можно лишь
объединив свои усилия и средства с другими субъектами таких же
отношений. Чтобы при этом не получилась ситуация, описанная в известной
басне И.А. Крылова, воля всех участников такого объединения должна стать
одной волей или волей одного. Однако во втором случае будет нарушаться
баланс интересов членов объединения. Остается первое. Таким образом,
институт юридического лица организует, упорядочивает внутренние
отношения между участниками юридического лица (организации), преобразуя
их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском
обороте от своего имени.

2) Объединение капиталов. Для достижения крупной коммерческой цели
необходимо включить в дело крупный капитал. В этом плане юридическое
лицо, в особенности такая его разновидность как акционерное общество,
является оптимальной формой долговременной централизацией капиталов, без
чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

3) Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица
позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в
капитал конкретного предприятия.

4) Управление капиталом. Эта формула тесно связана с первой, так как
управление капиталом осуществляется для достижения целей, представляющих
интерес для тех, кто объединяет свой капитал с капиталом других
участников. Институт юридического лица создает также основания для более
гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу, в различных
сферах предпринимательской деятельности.

Таким образом, появление и развитие института юридического лица было
обусловлено потребностями развивающегося экономического оборота,
предопределившего появление в качестве самостоятельного участника
общественного производства особого феномена - некого олицетворенного
имущества. Возникнув в недрах экономических общественных отношений этот
социальный феномен неизбежно должен был найти себе юридическое
признание. Эта тема для дальнейшего разговора.

2. Теории юридического лица.

Становление и совершенствование столь сложного и важного социального
института как юридическое лицо, едва ли возможно без его серьезных
исследований. Они велись на протяжении всей истории существования
юридических лиц, привели к созданию в XIX веке ряда фундаментальных
теорий и активно продолжаются в современной цивилистике.

Первое капитальное научное исследование понятия юридического лица было
осуществлено Ф.К.Савиньи в середине XIX века и вошло в историю под
названием ” теория фикции” или “теория олицетворения”. Савиньи
утверждал, что только человек является действительным субъектом права.
Позитивное право по своему усмотрению может, однако, либо сузить круг
правоспособных лиц, либо, наоборот, расширить его, за счет образования
искусственных субъектов права. Юридическое лицо представляет собой не
что иное, как искусственно созданный посредством простой фикции субъект
права. Такой субъект создается исключительно в юридических целях.
Реальными субъектами правоотношений в юридическом лице остаются
единственно возможные носители правосубъектности - физические лица.
Юридическое лицо как простая фикция недееспособно. Дееспособны лишь его
органы, состоящие из людей. В соответствии с п.1 ст. 53 ГК РФ
юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя
гражданские обязанности через свои органы.

Такая концепция предопределила как порядок возникновения, так и природу
правоспособности юридического лица. Если юридическое лицо является
искусственным созданием правопорядка, то только государство путем
признания, оформленного соответствующим актом, может вызвать его к
жизни, только государство может определить формы и сферу его
деятельности.

Теория фикции получила широкое распространение в Англии и США.
“Корпорация - это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и
существующее только с точки зрения закона” - такое определение
корпорации было дано в решении по делу The Trustees of Dartmouth College
V. Woodward председателем Верховного суда США Д.Маршаллом еще в начале
XIX века, и из такого понятия корпорации до настоящего времени исходят
практика и законодательства Англии и США. См.: Гражданское и торговое
право капиталистических государств.

Несмотря на восприятие законодательством, теория фикции подверглась
жесткой критике со стороны многих ученых-цивилистов, в том числе и
российских. Е.Н.Трубецкой писал, “фикция есть вымысел, предположение
чего-то несуществующего, между тем, приписывая права учреждениям и
корпорациям, мы вовсе не вынуждены вымышлять что-то несуществующее:
соединения людей в обществе, преследующие определенные цели, а равным
образом и учреждения с определенными функциями суть величины весьма
реальные. Раз “субъект прав” - вообще не то же, что человек, то называть
учреждения и корпорации юридическими лицами - вовсе не значит создавать
фикции”.

Критикуемая теория фикций тем не менее породила ряд других доктрин, так
или иначе использующих для объяснения понятия юридического лица данную
категорию. К их числу относится идея олицетворения имущества (К.Белау),
суть которой заключается в том, что имущество, служащее определенной
цели, для пользы людей, играет посредством действий представителей роль
лица.

К концепциям, отрицающим существование реального субъекта со свойствами
юридической личности относится и теория “персонифицированной цели”,
предложенная Бринцем. Суть ее заключается в том, что поскольку целью
института юридического лица является лишь управление имуществом, то и
юридическое лицо есть не что иное, как сама эта персонифицированная
цель.

Особое место в доктрине юридического лица занимает концепция его
существования как реального субъекта реальных общественных отношений.
Основатель ограниченной теории юридического лица О.Гирке утверждал, что
юридическое лицо - это особый телесно-духовный организм, союзная
личность. Это не продукт правопорядка, а реально существующий организм,
на который государство, но не призывает его к жизни. Конечно,
превратиться в самостоятельное лицо, отличное от суммы индивидов его
составляющих, человеческий коллектив может лишь при наличии определенных
условий. Французские ученые Л.Мишу и Р.Салейль отмечают три таких
условия:

1) наличие у коллектива постоянного интереса, отдельного от
индивидуальных интересов его членов;

2) соответствующая организация, способная выявлять коллективную волю,
представлять и защищать общий интерес;

3) включение коллектива в юридическую среду.

Против этой теории, также, как и против теории фикции было выдвинуто
много возражений. Поговаривали даже о попытке О.Гирке биологизировать
юридическое лицо.

Хочется отметить также, что несмотря на множественность различных
концепций юридического лица это не оказывает отрицательного влияния на
практику его функционирования. Изначальная цель, которая стояла перед
исследователями феномена юридического лица,-обоснование разграничения
имущества (и вытекающие из этого разграничения имущественные права,
обязанности и ответственность) корпорации и участников этой корпорации,
а также третьих лиц. Именно общность указанной цели, несмотря на
разнобой мнений, объединяет теории юридического лица и позволяет им
превосходно обслуживать потребности современного гражданского оборота.
Юридическое лицо предстает в качестве субъекта как публичного, так и
частного права, вступающего в правовые отношения от своего имени и
отвечающего в рамках этих отношений своим имуществом. О том какую роль
играют юридические лица в гражданском обороте пойдет речь в следующем
параграфе.

3. Место и роль юридических лиц в современном гражданском обороте

Как уже было отмечено, появление института юридического лица было
вызвано потребностями экономического оборота. Поэтому и сегодня
юридические лица в любом правопорядке - это прежде всего различного рода
предпринимательские объединения, играющие роль в экономике любого
государства. Прежде всего следует отметить многообразие форм юридических
лиц, участвующих в гражданском и торговом обороте. Существуют различные
классификации юридических лиц, которые неодинаковы в различных
правопорядках. Это объясняется как национальными особенностями
юридических лиц и спецификой отдельных семей правовых систем, так и
используемыми критериями классификации. Так, право Германии
предусматривает частные и публичные учреждения, союзы, акционерные
общества и общества с ограниченной ответственностью; право Франции -
союзы и акционерные (анонимные) общества; право Англии - юридические
лица, инкорпорированные на основе акта парламента и компании с
ограниченной ответственностью; право США - корпорации, имеющие или не
имеющие целью извлечение прибыли, а также различного рода
правительственные корпорации.

Однако, несмотря на такое многообразие форм, существуют критерии общие
для всех юридических лиц в любом правопорядке. Так, широко
распространено деление юридических лиц на две большие группы:
юридические лица публичного и юридические лица частного права. К числу
первых относятся юридические лица, наделенные властными полномочиями
(департаменты, общины - во Франции, земли и общины - в Германии,
провинции и коммуны - в Италии, муниципалитеты - в США), а также
учреждения и организации, осуществляющие образовательную,
просветительскую, культурную, научную или лечебную деятельность, -
университеты, лицеи, музеи, больницы и т.п. Во вторую группу включают
частные и государственные предприятия.

В группе юридических лиц частного права наиболее многочисленны торговые
товарищества. В наиболее общем виде товарищество - это организация,
создаваемая в целях ведения дел с извлечением прибыли. В настоящее время
с некоторой долей условности торговые товарищества делят на “объединения
лиц” и “объединения капиталов”. В первую группу включают полное и
коммандитное товарищества, во вторую - акционерное общество, общество с
ограниченной ответственностью и акционерную коммандиту. В основе
объединений лиц лежит личный доверительный характер взаимоотношений
участников. Объединения капиталов базируются, прежде всего, на
имущественных связях участников. Вследствие этого, объединения лиц
распространены среди мелкого и среднего бизнеса, а в сфере крупного
бизнеса преимущественной формой является объединение капиталов.

Полное товарищество - это объединение двух и более лиц, занимающихся
совместно предпринимательской деятельностью. Вследствие личного
характера отношений в товариществе оно прекращается в случае выбытия из
его состава хотя бы одного из участников. Управление делами товарищества
осуществляют все его члены, или по их поручению - отдельные участники.
Ответственность по долгам товарищества несут все его члены всем лично
принадлежащим имуществом в солидарной форме.

Коммандитное товарищество состоит из двух групп участников: полных
товарищей (отвечающих за долги товарищества всем своим имуществом) и
коммандитистов (которые участвуют в деятельности товарищества лишь
своими вкладами, в соответствии с ними получают прибыль, но не участвуют
в управлении делами товарищества и отвечают по долгам последнего лишь в
пределах своих вкладов.

В ряде стран существует вариант коммандитного товарищества - акционерная
коммандита. В ней капитал коммандитистов делится на акции, которые могут
свободно отчуждаться, что делает эту форму более привлекательной для
крупного капитала, нежели остальные формы торговых товариществ.

Очень важным для характеристики торговых товариществ является и такой
момент. Во Франции и России за полным и коммандитным товариществами
признается статус юридического лица, а в Германии и Швейцарии - нет.

Основной же правовой формой функционирования современного крупного
бизнеса служит акционерное общество. Законодательство об акционерных
обществах является наиболее разработанным и детализированным. Основу
образования и деятельности акционерных обществ составляют акции - ценные
бумаги, дающие их владельцам право голоса при решении вопросов
деятельности общества и право получения части прибыли от его
деятельности. Акция является объектом права частной собственности. Акции
являются товаром, их можно покупать, продавать, отчуждать в иной форме.
Поскольку основная масса акций обезличена, акционерные общества нередко
называют анонимными. Акционерные общества имеют ряд важнейших свойств по
сравнению с другими видами торговых товариществ, делающих их
привлекательными для крупного капитала. В числе этих свойств -
ответственность акционеров по долгам обществ лишь в пределах суммы их
акций. Ограниченность риска акционера и свобода отчуждения акций
позволяют маневрировать капиталом, вкладывать его в различные
акционерные общества.

Важное свойство акционерного общества бессрочность его существования:
акционерное общество, как правило, сохраняется до тех пор, пока в нем
есть хотя бы один акционер. Это обуславливает стабильность бизнеса.
Централизованный характер управления акционерным обществом также
позволяет крупному капиталу устанавливать свой контроль за его
деятельностью. Успешной деятельности акционерных обществ в немалой мере
способствует право получать долгосрочные облигационные займы у банков,
иных кредитных учреждений и лиц.

Наряду с акционерными обществами широкое распространение приобрели
общества с ограниченной ответственностью (ООО). Основные признаки данных
обществ совпадают в большинстве стран. ООО применяются преимущественно в
сфере среднего и мелкого бизнеса. Они имеют черты сходства с
акционерными обществами. Главное, что их объединяет,- это освобождение
участников от имущественной ответственности перед кредиторами за
пределами долей участия в капитале общества. Коренное различие
заключается в том, что капитал ООО делится на доли участия, передаваемые
третьим лицам лишь с согласия других членов общества. Кроме того, в
отличие от акционерных обществ ООО освобождены от публичной отчетности о
состоянии своей производственной, финансовой и коммерческой
деятельности.

Надо отметить, что форма акционерного общества применяется не только в
национальных, но и в межнациональных рамках, и в первую очередь, в
рамках Европейского экономического сообщества. Это дало повод некоторым
ученым говорить о том, что акционерное общество является изобретением,
“более ценным для человечества, чем даже открытие пара и электричества”.

Завершая разговор о месте и роли юридического лица в мировом
общественном производстве необходимо обратить внимание на одну
характерную тенденцию развития современного производства, имеющую прямое
отношение к характеристике юридического лица как субъекта частного
права. По свидетельству экономистов, до недавнего времени мировым рынком
владели в основном крупнейшие корпорации. Они и сегодня продолжают
доминировать, однако их влияние постепенно ослабевает. Во многих странах
произошел взрыв мелкого бизнеса. Он обусловлен тем, что, с одной
стороны, крупные предприятия сокращают число работающих, а с другой
стороны во многих сферах производства мелкому бизнесу выжить легче, чем
крупному, да и многие работы мелкими хозяйственными субъектами
выполняются лучше, чем крупными. Речь идет о предпринимательских научных
фирмах, консультационных, информационных, с гибкой структурой
производства.

В такой ситуации закономерен интерес к конструкциям, оформляющим
юридический статус таких субъектов предпринимательства, к
организационно-правовым формам юридических лиц, и к самому феномену
юридического лица.

Литература:

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс РФ, ч.1

3. Налоговый кодекс РФ ч.1, ч.2

4. Обзор, доведенный информационным письмом от 13.01.2000 № 50

5. Коммерческое право России: Конспект лекций. Апель А.Л., Бабянская
Н.С. СПб., 2003.

6. Коммерческое право Рассолов М.М., Алексий П.В. М., 2005

7. Комментарии к налоговому кодексу Цинделиане И.А., М., 2008

8. Римское государственное право. Учебник /Под редакцией И.Б.Новицкого,
И.С.Перетерского. -М., 1994

9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой
/Отв. редактор О.Н.Садиков. -М., 2007

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

01 Дек 2005

Участие гражданина в политической жизни считается обязательным элементом современного общества. С его помощью люди становятся активными субъектами политической жизни, влияют на важные общественные проблемы, определяют условия собственного существования.

Особенности участия

Участие граждан в политической жизни страны является разновидностью политической деятельности. Оно состоит в воздействии граждан на принятии в государстве различных важных решений.

Характерные черты

Необходимо внести определенные уточнения к данному термину. Участие гражданина в политической жизни предполагает влияние рядовых граждан на жизнь общества. В данном термине не учитываются должностные лица, наделенные государственной властью, выполняющие непосредственные управленческие функции.

Участие граждан в политической жизни государства не связано с профессиональной деятельностью людей, которые входят в состав силовых, исполнительных, представительных, властных структур. Чиновники и профессиональные политики выступают в качестве обычных жителей страны только во время процедуры голосования.

Варианты участия

Возможность участия граждан в политической жизни является добровольной, не обязательной для всех жителей.

Все мероприятия, которые касаются «участия за деньги», не относятся к активной жизненной позиции. Участие гражданина в политической жизни не должно быть связано с агитацией за какого-то кандидата, партию.

Абсентеизм

Это нежелание граждан принимать активное участие в политической жизни, которое объясняется отсутствием интереса к данной стороне жизни общества. В настоящее время подобное качество демонстрируется гражданами во время голосования.

Формы участия

Рассмотрим основные формы участия граждан в политической жизни. Среди них особый интерес представляют массовые манифестации. К ним относятся пикетирования, демонстрации, митинги, забастовки.

Кроме того, участие граждан в политической жизни общества проявляется в голосовании на референдумах и выборах. Граждане могут выражать собственную позицию, мнение о деятельности различных политических партий, воспользовавшись средствами массовой информации. Мнение о принятии определенных законов, уровне их исполнения рядовые граждане могут представить в виде обращений, писем в органы исполнительной власти.

Участие гражданина в политической жизни проявляется и в виде контроля депутатов, постоянном контакте с местными властями. У людей появилась возможность осуществлять контроль деятельности муниципальных и государственных органов.

Распространенный вариант

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? В качестве самой распространенной формы подобной деятельности можно рассмотреть участие в различных выборах. В тех странах, в которых существует развитая демократия, количество граждан, которые принимают участие в национальных выборных кампаниях, достигает 90 процентов. В среднем показатель составляет 50-80 процентов.

Классификация

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? Учитывая многообразие форм, принято классифицировать их по разным основаниям. Возможно легальное участие, которое разрешено законодательными актами. Терроризм относится к нелегальному виду политической деятельности, он запрещается законодательством.

В зависимости от количества участников выделяют коллективную и индивидуальную политическую деятельность.

По характеру действий отмечают: постоянное действие, характерное для активистов, а также эпизодическое участие граждан в политической жизни (выборы, референдумы).

Демонстрировать свое отношение к действиям политических партий, государственных структур рядовые граждане могут на местном или региональном уровне.

Направленность действий

Формы участия отличаются по направленности действий. Например, граждане хотят реализовать частные интересы при проведении митинга, или забастовка направлена на разрешение серьезной ситуации, сложившейся в городе. Вариант участия граждан в политической жизни зависит и от ресурсов и усилий, которые должны будут приложить участники, чтобы справиться с поставленной ими задачей. К примеру, при демонстрации протеста, касающегося сокращения сотрудников на предприятии, граждане должны быть готовы к преодолению давления со стороны руководства компании.

Мотивация политического участия

Какие возможности участия граждан в политической жизни существуют в настоящее время? Почему люди стремятся к подобной деятельности? Каково основное назначение политического участия? Г. Пэрри, занимающийся на протяжении нескольких лет изучением данной проблемы, отмечал, что есть три главных объяснения феномена политического участия.

Самой распространенной формой участия является инструментальная модель. В качестве основного мотива выступает возможность реализации групповых или индивидуальных интересов. Люди пытаются таким способом получить от государственной власти решения, действия, которые будут для них выгодными.

Коммунитарная модель участия в политической жизни предполагает применение в качестве источника и основного мотива желание людей вносить позитивные изменения в жизнь общества. Граждане не задумываются о собственных интересах, ими движет желание помочь другим людям устранить какие-то проблемы.

Образовательная модель предполагает обращение внимания не на источники участия, а на результаты деятельности. Политическая деятельность граждан является важным элементом социализации. Для некоторых людей политическое участие превращается в важную часть жизни, является возможностью реализации своих способностей, творческого потенциала.

Основными мотивами участия являются рационально-инструментальные принципы. Действия граждан направлены на создание, принятие, а также внедрение государственных решений, поиск достойных представителей в институты власти.

Группы граждан

Объем допустимого участия ограничивается политическими правами граждан. По данному показателю население подразделяется на две группы. Одну из них представляет политическая элита. Основой деятельности таких людей является политика. К ним относятся представители партий, государственных органов власти. Во второй группе находятся обычные люди.

Их политическая активность является добровольной деятельностью, желанием оказывать влияние на органы государственной власти.

Одни ученые придерживаются позиции, согласно которой участие рассматривается как политическое действие обеих групп. Есть и те, кто выделяет в качестве политического участия только действия рядовых граждан.

Далеко не все люди становятся профессиональными общественными и политическими деятелями, поэтому поговорим о действиях обычных граждан. Участвовать в политической жизни страны можно двумя способами. Первый вариант предполагает непосредственное участие, второй - опосредованное (представительное) действие.

В качестве примеров непосредственного участия можно отметить посещение митингов, участие в пикетировании, голосование на выборах, письма и обращения в государственные органы, деятельность в политических партиях.

Опосредованное участие производится путем выбора представителей от партий, групп. Именно им рядовые граждане передают полномочия, чтобы они принимали решения. К примеру, делегат сможет стать активным участником парламентской комиссии, будет вести переговоры с властными структурами, налаживать неофициальные отношения с представителями государственной власти.

Подобные виды политического участия соответствуют определенным политическим ролям: членам партии, избирателю, инициатору петиции. Независимо от выбранной роли, предполагается активное участие, приносящее определенный результат.

Автономное участие предполагает добровольные и свободные действия граждан, связанные с проявлением определенной политической позиции, касающиеся преследования личных либо групповых интересов.

Мобилизованное участие является принудительным вариантом, оно предполагает обязательное участие граждан в демонстрациях, выборах. Этот вариант существовал во времена Советского Союза.

Граждане, которые отказывались поддерживать проводимую в стране политическую линию, наказывались «рублём», карьерным ростом. Мобилизованное участие преобладает в авторитарных и тоталитарных политических режимах. В демократическом государстве предполагается автономное участие граждан в политической жизни общества.

Американский политолог С. Верба подчеркивал, что только для демократического общества можно вести речь о действенном механизме политического участия обычных граждан в жизни общества. Это проявляется в передаче людьми, не являющимися профессиональными политиками, информации о собственных предпочтениях, интересах, потребностях представителям власти.

Например, граждане, которые возмущены несправедливостью, существующей в обществе, составляют петиции, выступают на телевидении, готовят письма-протесты во властные структуры. В конкретных ситуациях возможна организация митингов, забастовок, направленных на решение сложившейся проблемы.

Такое поведение населения несет позитивные результаты. Власти вынуждены прислушаться к позиции обычных граждан, скорректировать принятое решение.

Заключение

У каждого гражданина есть право на участие в политической жизни своей страны. Чтобы воспользоваться им, необходимы два основных фактора: сознательность личности, культура демократии. Основой создания главных политических процессов является непосредственное участие людей в политической жизни своего государства.

На политическое участие граждан оказывает влияние обстановка в обществе. В зависимости от того, каков уровень развития государства, возможно привлечение к подобной деятельности различных слоев населения.

Социальная дифференциация приводит к возникновению определенных социально-политических сил, например, партий, организаций.

Есть ли у обычного гражданина возможность воздействовать на политический процесс? С какой целью формируется культура демократии в современном обществе? Политическая деятельность постоянно повергается модернизации, она считается динамичной системой.

В нее включаются социальные группы, люди, властвующая элита. Каждая структура преследует при этом свои корыстные интересы, имеет определенный уровень культуры, образование.

Именно при взаимодействии субъектов современной политики происходят завоевание, сдерживание, применение государственной власти, модернизация политических процессов в обществе.

Данное основание предполагает точно установленное месте нахождения обвиняемого (подозреваемого). Однако реальная воз* можность его участия в уголовном процессе отсутствует в связи! с невозможностью прибытия по месту производства расследования по объективным причинам или по причине умышленногс уклонения от расследования. .

Приостановление расследования по данному основанию мс жет иметь место и до истечения срока предварительного расследо-| вания, если выполнены все процессуальные действия, возможные в отсутствие обвиняемого (подозреваемого). В этом случае при вс зобновлении производства по делу неиспользованный срок може

быть использован без специальных разрешений руководителя следственного органа.

Временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствующее его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Приостановление предварительного расследования по данному основанию возможно лишь при наличии следующих обстоятельств.

A. Обвиняемый (подозреваемый) заболел тяжелым заболеванием, препятствующим его участию в следственных или иных процессуальных действиях. Заболевание следует считать тяжелым в смысле пункта 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, если оно препятствует участию обвиняемого (подозреваемого) в производстве следственных или иных процессуальных действий.

Б. Заболевание носит временный характер, т.е. выздоровление или улучшение состояния, позволяющее принять участие в процессуальных действиях, предполагается с высокой степенью вероятности на основании медицинских показателей.

B. Заболевание должно быть установлено медицинским заключением, в котором указывается на характер заболевания и невозможность участвовать в производстве следственных и иных процессуальных действий.

Приостановление предварительного расследования по данному основанию возможно при условии, что все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого (подозреваемого), выполнены. Истечение срока предварительного расследования не является обязательным условием приостановления предварительного расследования по пункту 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, что позволяет использовать оставшийся срок после возобновления дела без специального разрешения руководителя следственного органа 1 .

1 Для стадии предварительного расследования действующий Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает иных оснований приостановления производства по уголовному делу. Вместе с тем на стадии назначения судебного разбирательства (подготовки дела к судебному заседанию), кроме оснований, предусмотренных пунктами 2-4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, уголовное дело может быть приостановлено в случае направления судом запроса в Конституционный Суд Российской Федерации или принятия Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению жалобы о соответствии закона, примененного или подлежащего применению в данном уголовном деле, Конституции Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 238 УПК РФ).



227

Глава XIV. Приостановление предварительного расследования

При наличии оснований и условий приостановления предва^ рительного следствия компетентное должностное лицо вынос* постановление о приостановлении предварительного расследовав ния. ""

Если основания приостановления относятся не ко всем обви-1 няемым, следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняе- \ мых.

Копия постановления направляется прокурору. Постановле- i ние о приостановлении предварительного следствия может быть] отменено руководителем следственного органа, постановление! о приостановлении дознания - прокурором.

§ 3. Деятельность следователя

по приостановленному уголовному делу.

Возобновление предварительного расследования

После приостановления предварительного расследования долж-,1 ностное лицо, у которого дело находится в производстве, выпол-1 няет комплекс мероприятий, которые направлены на: 1) обеспече-| ние заинтересованным лицам возможности реализовать право на| обжалование решения следователя (дознавателя); 2) устранение! оснований к приостановлению расследования.



Гарантируя право заинтересованных участников процесса обжалование постановления о приостановлении расследований следователь (дознаватель) уведомляет о принятом решении noTejj певшего, его представителя, гражданского истца, гражданског ответчика или их представителей и одновременно разъясняет порядок обжалования данного решения. В случае приостановл^ ния предварительного расследования по основаниям, предусмс ренным пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, об этом уведомлял ся также обвиняемый и его защитник.

Если потерпевший после получения уведомления ходатайств ет о вручении ему копии постановления о приостановлен* предварительного следствия, его ходатайство подлежит удовл^ творению. Указанные в части 1 ст. 209 УПК РФ лица вправе об жаловать постановление о приостановлении предварительног следствия прокурору, начальнику следственного отдела или непосредственно в суд. Поскольку решение о приостановлении предварительного расследования отдаляет перспективу судебного

разбирательства, а значит, и существенно затрагивает конституционное право граждан на доступ к правосудию, Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой данное постановление может быть обжаловано в суд непосредственно на стадии предварительного расследования, минуя обжалование прокурору 1 .

После выполнения указанных действий должностное лицо, у которого дело находится в производстве, обязано предпринимать меры, направленные на устранение оснований приостановления предварительного расследования. Эти меры могут быть как организационными, так и процессуальными (но не следственными) действиями.

В случае приостановления предварительного следствия по пункту 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ следователь обязан принимать меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, как лично, так и используя возможности органа дознания. После приостановления предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего цривлечению в качестве обвиняемого, следователь должен направить в орган дознания письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью установления лица, совершившего преступление (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Кроме того, с этой же целью следователь может направлять запросы, истребовать материалы, получать мнение специалиста, подготовленное по поручению следователя (ч. 4 ст. 21 УПК РФ), принимать представленные предметы и документы (ст. 86 УПК РФ), получать объяснения.

В случае приостановления предварительного расследования по основанию, предусмотренному пунктом 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, следователь должен предпринимать аналогичные меры, направленные на установление места нахождения конкретного обвиняемого (подозреваемого).

К числу действенных средств установления места нахождения подозреваемого (обвиняемого) относится такое комплексное мероприятие, как его розыск.

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и ООО «Моноком» //Рос. газ. - 1999. - 15 апреля.

229Часть вторая. Досудебное производство

Розыск подозреваемого (обвиняемого).- это совокупность меро-] приятии процессуального, организационного, оперативного и адми-1 нистративного характера, осуществляемых по инициативе должност- *; ного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и направленных на установление места нахождения этого лица.

Процессуальные аспекты организации розыска урегулированы статьей 210 УПК. Если место нахождения обвиняемого или подозреваемого неизвестно, следователь обязан предпринять все возможные процессуальные действия (включая следственные действия), направленные на его розыск, до приостановления предварительного следствия, т.е. в его ходе, как только было установлено, что место нахождения обвиняемого (подозреваемого) неизвестно! Одновременно следователь имеет право вынести постановление об объявлении обвиняемого (подозреваемого) в розыск. Комплек организационных, оперативных, административных мероприятий] обусловленных постановлением об объявлении лица в розыск! выполняется органом дознания, указанным в постановлении. Ро-[ зыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен не толь-* ко во время производства предварительного расследования, но одновременно с его приостановлением. В этом случае соответствующая отметка делается в постановлении о приостановлений; предварительного следствия.

Согласно части 4 ст. 210 УПК РФ в отношении разыскивае-| мого обвиняемого при наличии оснований может быть избранг мера пресечения, в том числе (в случаях, предусмотренньи ст. 108 УПК РФ) заключение под стражу. Однако лишь в случае! объявления лица в международный розыск допускается приня-| тие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого (ч. 5 ст. 10$ УПК РФ).

В случае обнаружения скрывшегося обвиняемого он быть задержан в порядке, установленном главой 12 УПК Р< («Задержание подозреваемого»).

Розыск организуется органом дознания в соответствии с ве-j домственными нормативными правовыми актами.

В случае если уголовное дело приостановлено по основанию предусмотренному пунктом 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (место нахож; дения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реаль; ная возможность его участия в уголовном деле отсутствует), дователь принимает процессуальные и организационные меры

. Глава XIV. Приостановление предварительного расследования

направленные на обеспечение возможности участия лица в уголовном процессе. Однако производство следственных действий при этом не допускается. Для случаев нахождения лица на территории другого государства основными методами обеспечения участия обвиняемого (подозреваемого) в уголовном процессе являются меры по организаций экстрадиции.

Приостановление уголовного дела в связи с тяжелым заболеванием обвиняемого (подозреваемого), исключающим возможность участия лица в уголовном деле, обязывает должностное лицо, у которого дело находится в производстве, контактировать с лечащими врачами и отслеживать процесс лечения. Важно возобновить производство по делу немедленно после улучшения состояния лица до такой степени, которая позволяет продолжить расследование.

В случае истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности (за исключением случаев, когда обвиняемый, подозреваемый скрывается от следствия или суда) уголовное дело подлежит прекращению (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Предварительное расследование подлежит возобновлению в двух случаях:

1) отпали основания его приостановления;

2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого (ч. 1 ст. 211 УПК РФ).

Кроме того, постановление о приостановлении предварительного расследования может быть отменено руководителем следственного органа как незаконное и необоснованное 1 . Возобновление предварительного расследования может быть обусловлено также решением суда, признавшего незаконным вынесение постановления о приостановлении предварительного расследования по жалобе заинтересованного участника процесса. В последнем случае суд не возобновляет предварительное расследование, но обязывает органы предварительного расследования устранить нарушение.

О возобновлении предварительного расследования лицом, у которого дело находится в производстве, выносится соответствующее постановление.

Копия постановления направляется прокурору, о чем делается отметка в постановлении.

1 Постановление о приостановлении дознания в случае его незаконности или необоснованности отменяется прокурором.\

231Часть вторая. Досудебное производство

Глава XV. Окончание предварительного расследования

О возобновлении предварительного расследования должны быть уведомлены: обвиняемый (подозреваемый), его защитник, потерпевший, его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители (ч. 3 ст. 211 УПК РФ).

Согласно части 6 ст. 162 УПК РФ при возобновлении приостановленного уголовного дела срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.

По истечении установленного руководителем следственного органа срока дополнительного следствия он продляется на общих основаниях (ст. 162 УПК РФ).

Если предварительное расследование приостановлено до истече- ■ ния его срока (с учетом имевшего место продления срока рассле-| дования руководителем следственного органа), в случаях, преду- ] смотренных пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, после возобновления расследования возможно использование оставшегося срока без решения руководителя следственного органа. По истечении epos расследования он продлевается на общих основаниях.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме