Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возбуждение исполнительного производства приставом. Возбуждение исполнительного производства – основания, сроки, порядок Документы для возбуждения исполнительного производства

Основания для возбуждения производства

Процесс возбуждения исполнительного производства регламентируется ст. 30 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — закон № 229).

По общему правилу основанием для возбуждения производства в ФССП являются поступившие приставу-исполнителю (в совокупности):

  1. Исполнительный лист, судебный приказ или другой исполнительный документ (далее также — ИД). Он принимается, если соответствует всем требованиям ст. 13 закона 229-ФЗ и не истек срок его предъявления.
  2. Заявление взыскателя (его представителя) с просьбой принять ИД на исполнение в ФССП.

Предъявление в ФССП исполнительного документа без заявления либо с неподписанным заявлением является основанием для отказа в возбуждении производства (п. 1 ч. 1 ст. 31 закона № 229).

При этом закон № 229 предусматривает и случаи, когда производство можно возбуждать без заявления взыскателя (ч. 5 ст. 30):

  1. При поступлении ИД от выдавшего его органа. Например, суд по просьбе взыскателя может самостоятельно направить ИД приставам.
  2. При вынесении определенных постановлений в ходе принудительного исполнения. Речь может идти, например, о постановлении о взыскании исполнительского сбора — воля взыскателя по первоначальному производству здесь не требуется, так как сбор взыскивается в доход федерального бюджета.

В какой срок пристав обязан возбудить производство?

Закон устанавливает прежде всего сроки передачи ИД, поступивших в ФССП, на исполнение конкретному приставу:

  • 3 дня — по общему правилу;
  • в день поступления в ФССП — если документ подлежит немедленному исполнению (например, ИД об обеспечении иска, согласно ст. 142 ГПК РФ).

Время течения сроков в исполнительном производстве, исчисляемых в днях, не включает нерабочие дни (ч. 2 ст. 15 закона 229-ФЗ).

По общему правилу срок возбуждения исполнительного производства судебным приставом начинает исчисляться именно с момента поступления к нему ИД. Производство заводится по окончании 3 дней с этого момента.

В случае с ИД, подлежащими немедленному исполнению, пристав должен завести производство в течение суток. Однако срок в этом случае исчисляется не с момента поступления документа конкретно к нему, а с момента поступления в ФССП. Слишком долгое пребывание ИД у пристава и несвоевременное возбуждение производства может быть обжаловано взыскателем как незаконное бездействие.

Не знаете свои права?

Вынесение постановления

До того как возбудить производство, пристав должен совершить определенную последовательность действий, а именно проверить, нет ли оснований для отказа в его возбуждении, согласно ст. 31 закона № 229:

  • соответствует ли ИД требованиям закона;
  • предъявлен ли он надлежащим субъектом;
  • соблюдены ли правила территориальной компетенции и т. д.

По результатам проверки выносится соответствующее постановление. В любом случае оно должно соответствовать общим требованиям ст. 14 закона № 229, однако в постановлении о возбуждении производства пристав дополнительно (ч. 11, 14.1, 14.2, 18 ст. 30 закона № 229):

  • определяет срок для добровольного исполнения (понять, что это такое, поможет статья);
  • обязывает должника предъявить документы со сведениями об имеющемся у него имуществе;
  • предупреждает о возможности наложения на должника временных ограничений;
  • извещает об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (за исключением должников — физических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Повторное обращение взыскателя в ФССП становится возможным после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в возбуждении ИП.

Как стороны уведомляются о начале исполнительных действий?

В соответствии с порядком возбуждения исполнительного производства судебный пристав направляет копию постановления всем заинтересованным лицам:

  • должнику;
  • взыскателю;
  • суду, другому органу (должностному лицу), от которого исходит ИД.

Сообщить указанным лицам о начале производства пристав обязан максимум в течение дня, следующего за днем вынесения постановления. Если в возбуждении производства было отказано, копия соответствующего постановления направляется взыскателю и субъекту, выдавшему ИД, в тот же срок.

Уведомление о начале исполнительного производства должно осуществляться в полном соответствии с гл. 4 закона № 229. В частности, должник уведомляется по месту жительства (нахождения), указанному в ИД.

При этом важно помнить, что только надлежащее извещение его о начале производства делает правомерным последующие меры принудительного исполнения. Не уведомленный должным образом должник вправе подать жалобу в порядке подчиненности или в суд. Суды находят такие нарушения существенными и признают бездействие приставов незаконным.

В завершение резюмируем сказанное выше. Итак, производство возбуждается приставами только при наличии ИД и заявления взыскателя. Заявление не нужно лишь в том случае, если исполнительный документ поступил от органа, его выдавшего. Длительность возбуждения производства для ИД, подлежащих исполнению немедленно, — до истечения 1 суток с момента поступления их в ФССП; для остальных процедура займет максимум 6 дней. Решение пристава о возбуждении производства или отказе в этом означает прекращение рассмотренной стадии производства, оформляемое соответствующим постановлением. Копию этого документа пристав обязан направить заинтересованным лицам в течение суток со дня, зафиксированного как дата его вынесения.

Пристав займется исполнением судебного или иного акта после возбуждения производства. Для этого взыскатель должен подать заявление, представить исполнительный документ. Порядок возбуждения производства регламентирован ст. 30 Закона № 229-ФЗ. Подробнее о начальной стадии исполнительного дела расскажем ниже.

Как возбуждается исполнительное производство

По ст. 30 Закона № 229-ФЗ, производство возбуждается по заявлению взыскателя. В отдельных случаях приставы могут открыть дело без заявления взыскателя (например, если в ФССП направляется постановление по административному делу). Процедура возбуждения производства предусматривает следующие этапы:

  • взыскатель должен получить исполнительный документ в суде или ином органе;
  • заполняется заявление в адрес ФССП (о правилах его оформления расскажем ниже);
  • заявление и исполнительный документ направляется в подразделение ФССП по почте, через представителя, либо на личном приеме у пристава;
  • заявление и приложенные документы регистрируются под входящий номер, после чего передаются приставу (на это дается не более 3 дней с момента регистрации);
  • на принятие решения о возбуждении производства у пристава есть 3 рабочих дня;
  • если исполнительные документы позволяют возбудить дело, пристав издает постановление, направляет копию этого документа взыскателю и должнику.

Таким образом, исполнительное производство должно быть возбуждено не позднее 6 рабочих дней после регистрации заявления (не более 3 дней на передачу документов приставу + еще до 3 дней на вынесение постановления). Естественно, такие сроки действуют только в случае, если нет оснований для отказа в возбуждении производства.

Обратиться с заявлением о возбуждении производства можно в течение 3 лет после вступления исполнительного документа в силу. Этот срок может приостанавливаться, если документ был сразу направлен приставам, однако дело было прекращено без фактического исполнения.

При получении заявления от взыскателя приставы проверяют:

  • обязательные реквизиты исполнительного документа (номер и дату выдачи исполнительного листа, печать суда, подпись уполномоченного лица и т.д.);
  • сведения о взыскателе и должнике;
  • характер и размер требований, так как от этого зависит перечень исполнительных действий;
  • полномочия представителя.

При вынесении постановления о возбуждении дела, пристав должен предоставить должнику время для добровольного исполнения. Этот срок не может превышать 5 дней, отсчитывается со дня получения должником копии постановления. Даже в эти 5 дней пристав может наложить арест на имущество и счета должника, так как он относится к обеспечительным мерам. При отказе в возбуждении производства можно подать жалобу вышестоящему приставу, либо в суд.

Как заполнить заявление о возбуждении производства

Законом не предусмотрена единая форма заявления о возбуждении исполнительного производства. Помимо стандартных требований к оформлению документов, в заявлении можно сразу указать:

  • реквизиты счета, на который будут перечисляться взысканные деньги (пока таких данных у пристава нет, деньги будут лежать на депозите ФССП);
  • ходатайство о наложении ареста на активы должника, введении запретов и ограничений;
  • сведения о местонахождении должника и его имущества, места работы и иных данных, имеющих отношение к исполнительному производству.

Образец заявления в ФССП о возбуждении производства можно скачать на нашем сайте. Заявление можно заполнить дома, направить его по почте или вручить на приеме у приставов. Оформить документ можно и в подразделении ФССП.

Куда подавать заявление о возбуждение ИП

Если должником является физическое лицо, заявление подается в подразделение ФССП:

  • по месту постоянного проживания должника;
  • по месту его временного пребывания;
  • по адресу нахождения имущественных активов.

Если долг или иные требования предъявлены к юридическому лицу, документы подаются в отдел ФССП по адресу регистрации предприятия, местонахождению имущества. Выбрать надлежащий орган ФССП для подачи документов можно по справочнику на нашем сайте.

Если взыскатель не может точно определить, в какое подразделение нужно отправлять заявление и исполнительный лист, можно обратиться к Главному приставу ФССП по субъекту РФ. В этом случае документы будут направлены по нужному адресу не позднее 5 дней после их поступления .

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Как только заявление и исполнительный документ передаются приставу, он должен принять процессуальное решение - возбудить производство, либо вынести отказ. Основания для вынесения отказа должны соответствовать ст. 31 Закона №229-ФЗ:

  • если исполнительный лист поступил без заявления, либо оно не подписано;
  • если документы поданы в ненадлежащее подразделение ФССП (кроме случаев, когда заявление подается в адрес Главного пристава субъекта РФ);
  • если истек срок (3 года) на предъявление документа к исполнению, а заявитель не обращался за его восстановлением;
  • если документ уже подавался в ФССП, но дело было прекращено по основаниям, указанным в ст. ст. 43 и 103 Закона № 229-ФЗ (например, по факту смерти должника, после которого не осталось правопреемником или наследников);
  • если по тому же документу ранее было окончено производство;
  • если акт суда или иного ведомства, по которому был выдан исполнительный лист, не вступило в силу (например. если решение суда было обжаловано и дело возвращено на новое рассмотрение);
  • иные основания, перечисленные в ст. 31 Закона № 229-ФЗ.

Установив хотя бы одно из указанных обстоятельств, пристав обязан вынести постановление об отказе в возбуждении производства. Копия постановления направляется взыскателю не позднее следующего дня. Заявитель может оспорить постановление, либо устранить основания для отказа и повторно подать документы в ФССП.

Обжалование отказа в возбуждении ИП

Если заявитель не согласен с постановлением об отказе в возбуждении ИП, он может подать жалобу . Порядок обжалования предусмотрен главой 18 Закона № 229-ФЗ:

  • жалобу нужно подать не позднее 10 дней после вынесения постановления;
  • обратиться с жалобой можно в порядке подчиненности, т.е. через вышестоящее должностное лицо ФССП, либо в суд;
  • жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена не позднее 10 дней;
  • жалоба, поступившая в суд, рассматривается в течение 10 дней по правилам Закона № 229-ФЗ, ГПК РФ или АПК РФ.

Если доводы жалобы будут подтверждены, постановление об отказе отменяется. Пристав, вынесший отказ, будет обязан заново рассмотреть заявление в срок, не превышающий 10 дней.

Как эффективно следить за ходом дела

Направив заявление и исполнительный лист в ФССП, взыскатель может контролировать ход дела, обжаловать действия и бездействия приставов. Для этого нужно получить копию постановления о возбуждении дела, в котором будет указан номер. Контролировать ход дела можно следующими способами:

  • знакомиться с материалами дела, так как такое право предоставлено каждому участнику производства;
  • направлять в адрес ФССП письменные запросы о получении информации по исполнительным действиям;
  • проверять информацию по базе данных на сайте ФССП;
  • подавать жалобы на действия и бездействия приставов;
  • участвовать в исполнительных действиях;
  • подавать заявления и ходатайства (например, об объявлении розыска должника и его активов).

Возбуждение исполнительного производства — это мера обеспечения исполнения решений и постановлений суда. Возбуждение осуществляется судебным приставом-исполнителем на основании поступившего от суда исполнительного листа (документа). Исполнительный лист может направляться в службу судебных приставов и иным органом, не судом.

Постановление о возбуждении исполнительного производства

Порядок возбуждения исполнительного производства четко регламентирован на федеральном уровне. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» дает четкое описание последовательности действий при возбуждении исполнительного производства. Этот же ФЗ устанавливает и регулирует специфические особенности реализации судебных постановлений по каждой категории дел.

Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится судебным приставом-исполнителем после получения исполнительного листа. Если лист пришел к судебным приставам впервые, то должнику отводится время для добровольного исполнения решения суда. Судебный пристав обязан уведомить должника о необходимости удовлетворения им требований, изложенных в исполнительном листе.

Также он сообщает о размере штрафов и сборов, в случае отказа должника добровольно выполнить предписание. Постановление о возбуждении исполнительного листа копируется — копии рассылаются в суд, должнику и взыскателю. В тот момент как постановление было получено или должно было быть полученным должником, начинается отсчет времени отведенного на добровольное исполнение судебного решения.

Порядок возбуждения исполнительного производства

  • взыскатель подает заявление и исполнительный лист в службу судебных приставов (исполнительный лист сюда может быть направлен судом). Документы отсылаются либо по почте, либо вручаются взыскателем лично в руки пристава-исполнителя
  • после получения указанных документов судебный пристав должен возбудить исполнительное производство. Срок возбуждения исполнительного производства составляет 3-е суток с момента получения судебного документов
  • судебный пристав-исполнитель рассылает копии постановления в срок не позднее следующего дня за днем возбуждения постановления
  • должнику предоставляется время на добровольное исполнение судебного решения.

Федеральное законодательство четко регулирует и порядок, и срок возбуждения исполнительного производства.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Сегодня судебный пристав-исполнитель имеет право выдать отказ в возбуждении исполнительного производства.

Решение должно быть мотивировано одной или несколькими причинами:
  • исполнительный лист поступил без заявления взыскателя или заявление не подписано взыскателем или его законным представителем (за исключением случаев прямо предусмотренных законом)
  • исполнительный документ и заявление поданы не по месту исполнения
  • истек срок подачи документов
  • направлены документы, не являющиеся исполнительными, либо оформленные не по правилам
  • исполнительное производство по полученным документам уже проведено и т.д.

Юристы нашей компании окажут помощь при ведении исполнительного производства.

Стадии исполнительного производства

Возбуждение исполнительного производства. Для этого достаточно предъявить судебному приставу исполнительный лист.

Обращение взыскания на имущество должника. Самый тяжелый этап, во время которого проводится непосредственный арест и изъятие имущества должника. Чаще всего исполнительный лист предписывает возврат денежных средств (долга), который погашается за счет принудительного изъятия имущества должника. Опись распространяется и на ценное имущество, которое находится в банках или других кредитных организациях. Обнаруживаемая наличность также изымается.

Обращение взыскания на зарплату и иные доходы должника.

Исполнительное производство

На всей территории РФ исполнительное производство подлежит исполнению сразу после своего вступления в законную силу. Любое дело, будь то уголовное, гражданское или административное, в качестве своего завершения имеет какие-либо действия, которые виноватая сторона должна собершить. Если эти действия не выполняются добровольно, судебной системой предусмотрен механизм принудительных мер, которые направлены на решение постановлений суда. Приводить эти решения в исполнение будут судебные приставы-исполнителями, которое имеются при городских и районных судах. В качестве основания для судебного исполнения - порядок действий для приставов - существует исполнительный лист с предписаниями суда.

Заполните форму связи

Федеральный закон "Об исполнительном производстве", N 229-ФЗ | ст 30



2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

2.1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

5.1. Запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

7.1. Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Читайте также: Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам онлайн

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

13. Утратил силу.

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

3) по исполнительному документу о конфискации имущества;

4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.

14.1. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

14.2. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Статья 30. Возбуждение исполнительного производства



1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство . то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи и частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

6. Основанием для также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о либо об отказе в возбуждении исполнительного производства .

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

12. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства . если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

13. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства .

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства :

1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи;

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) о восстановлении на работе;

4) об административном приостановлении деятельности;

5) о конфискации имущества;

6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

Читайте также: Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть

16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Возбуждение исполнительного производства

На этой стадии судебный пристав-исполнитель принимает решение о начале процесса исполнения судебных актов и актов иных органов.

Согласно ст. 30 ФЗИП, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗИП. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП РФ (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя, например, в случае, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В данном случае для возбуждения исполнительного производства заявления также не требуется.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗИП, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 ФЗИП.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

Учеными дается неоднозначная оценка института предоставления срока для добровольного исполнения судебного решения. Так, И.Б. Морозова считает, что для недобросовестного должника этого срока вполне достаточно, чтобы принять меры к сокрытию имущества, денежных средств и т.д. чем воспрепятствовать исполнению исполнительного документа. Действительно, в практике осуществления принудительного исполнения встречается мало случаев добровольного выполнения судебных предписаний. Пока еще авторитета ФССП не хватает, чтобы при одном только упоминании о возможности применения мер принуждения должник самостоятельно выполнял ее требования.

Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

2) по исполнительному документу о конфискации имущества;

3) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

4) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

5) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

6) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

Постановления пристава-исполнителя о взыскании с должника

расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного приставом- исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В данном случае должнику также не дается срок для добровольного исполнения.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 ФЗИП, если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов ФССП нескольких субъектов РФ, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом РФ. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом РФ или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта РФ или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа ФССП РФ, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта РФ. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта РФ или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

02.01.2019

Заявление о возбуждении исполнительного производства подается судебному приставу-исполнителю вместе с исполнительным документом (исполнительным листом или ). Именно по заявлению взыскателя возбуждается исполнительное производство и происходит принудительное исполнение судебного постановления.

Заявление необходимо подавать в тот отдел судебных приставов, где будет происходить исполнение. Местом совершения исполнительных действий является:

  • для граждан – место жительства, место пребывания или нахождения имущества, если место жительства неизвестно, то по последнему известному месту жительства;
  • для юридических лиц — по юридическому адресу, местонахождению имущества или по юридическому адресу представительства или филиала;
  • если в исполнительном документе содержатся требования, обязывающие должника совершить определенные действия, то исполнительный документ предъявляется по месту совершения этих действий.

Если определить надлежащий отдел судебных приставов затруднительно, можно подать заявление главному судебному приставу субъекта РФ.

Заявление может быть подано лично или через представителя с доверенностью, направлено в службу судебных приставов по почте. В заявлении можно просить судебного пристава принять обеспечительные меры, если они ранее не были приняты судом. В заявлении необходимо как можно подробнее указать все известные взыскателю сведения о должнике (его место жительства, возможное место пребывания, место работы, его телефоны и другие возможности связи с ним). Взыскатель может указать сведения об имущественном положении должника, указать имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Если по одному решению суда выдано несколько исполнительных листов (статья 429 ГПК РФ), то по каждому должнику пишется отдельное заявление о возбуждении исполнительного производства.

После поступления заявления в службу судебных приставов оно в течение 3 дней должно быть передано конкретному судебному приставу-исполнителю. В свою очередь у судебного пристава-исполнителя есть также 3 дня на возбуждение исполнительного производства. При наличии соответствующих оснований судебный пристав может отказать в возбуждении исполнительного производства.

Постановление о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного выполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, обычно он составляет 5 дней со дня получения должником копии постановления. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства должна быть направлена не позднее 1 дня взыскателю, должнику и в суд.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в районный суд в течение 10 дней со дня вынесения, для составления жалобы можно использовать образец . При пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом: .

В _____________________________________

(наименование отдела судебных приставов)

от ____________________________________

(ФИО взыскателя, адрес, телефон)

Заявление о возбуждении исполнительного производства

Прошу принять к исполнению исполнительный документ _________ (исполнительный лист или судебный приказ), выданный _________ (наименование суда, выдавшего исполнительный документ) «___»_________ ____ г. по делу _________ (указать наименование дела; можно посмотреть наименование в шапке исполнительного документа) в отношении должника _________ (ФИО должника, его место жительства или место пребывания, телефон, место работы), и возбудить исполнительное производство.

Ранее по данному исполнительному документу исполнительное производство не возбуждалось (если возбуждалось, указать, когда возбуждалось, когда окончено и почему, какие исполнительные действия выполнены, сколько денег было взыскано, какое имущество передано).

Дополнительно сообщаю известные мне сведения о должнике и его имуществе: _________ (указать все известные сведения о должнике и его имуществе, которые могут помочь в исполнении судебного постановления).

В целях обеспечения исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, одновременно с возбуждением исполнительного производства необходимо решить вопрос о наложении ареста на имущество должника _________ (при наличии сведений перечислить имущество, на которое должен быть наложен арест), поскольку должник может принять меры для сокрытия своего имущества.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

  1. Возбудить исполнительное производство.
  2. Наложить арест на имущество должника.

Перечень прилагаемых к заявлению документов:

  1. Исполнительный документ
  2. Документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись _______

ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 94-99.

© Е.И. Денисова, 2008 УДК 347.9

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Е.И. ДЕНИСОВА

Исследуются спорные вопросы, возникающие при возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Возбуждение исполнительного производства является начальной стадией принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель без возбуждения исполнительного производства не вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения. Новый Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» , вступивший в силу с 1 февраля 2008 года, определил сроки возбуждения исполнительного производства. Законодателем были учтены недостатки прежнего Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» . Так, в прежнем законе судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок должен был решить вопрос о возбуждении исполнительного производства или о возвращении исполнительного документа (п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 10 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»). По закону этот срок исчислялся с момента поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. Резонно возникал вопрос: почему трехдневный срок исчислялся не с момента поступления исполнительного документа в территориальное подразделение судебных приставов? Поступивший исполнительный документ мог пролежать в канцелярии день, неделю, а в исключительных случаях и значительно дольше, прежде чем его передавали судебному приставу-исполните-

лю. К сожалению, прежний закон об исполнительном производстве не предусматривал процедуру передачи документа судебному приставу-исполнителю. На практике соблюдение сроков зависело от требовательности старшего судебного пристава и добросовестности работников канцелярии.

Новый Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» этот вопрос разрешил следующим образом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. А уже судебный пристав-исполнитель опять же в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа решает вопрос о том, есть ли основания для возбуждения исполнительного производства. По результатам рассмотрения вопроса судебный пристав-исполнитель выносит одно из двух постановлений: о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. В итоге получается, что максимальный срок, предусмотренный законом для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства, не может быть больше шести рабочих дней. И хотя в ч. 7 и 8 ст. 30 не идет речь о том, что трехдневный срок, установленный для передачи исполнительного документа судебному приставу, а также для решения вопроса о

возбуждении исполнительного производства судебным приставом, определяется в календарных или рабочих днях, но указанные сроки исчисляются именно в рабочих днях. Дело в том, что в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Поэтому получается, что реально этот срок по Закону об исполнительном производстве может быть и больше, чем шесть календарных дней. Таков порядок исчисления сроков о возбуждении исполнительного производства в отношении исполнительных документов, которые подлежат исполнению в обычном порядке.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу, который и будет заниматься его исполнением. При этом решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в этом судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Получив исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель проверяет, надлежащим ли субъектом предъявлен исполнительный документ к исполнению. В территориальное подразделение службы судебных приставов исполнительный документ может поступить от взыскателя, его представителя, суда или иного органа, выдавшего такой документ.

Если исполнительный документ предъявлен взыскателем, то вместе с исполнительным документом должно быть подано заявление, в котором ставится вопрос о возбуждении исполнительного производства. Таким образом, одного исполнительного документа, предъявленного взыскателем, недостаточно для возбуждения исполнительного производства. Закон возлагает на взыскателя обязанность вместе с предъявлением исполнительного документа подать заявление о возбуждении исполнительного производства. Такая обязанность взыскателя вытекает из анализа ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве». В указанной части статьи говорится, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнитель-

ное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Если взыскатель не выполняет эту обязанность, то Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» в отношении взыскателя предусматривает определенное неблагоприятное последствие, связанное с возбуждением исполнительного производства. По сути дела это санкция, которая установлена законом за невыполненную взыскателем обязанность. Так, при отсутствии заявления взыскателя судебный пристав выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»).

Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в некоторых случаях судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель без заявления взыскателя возбуждает исполнительное производство, если исполнительный документ направлен для исполнения судом, другим органом или должностным лицом (ч. 5 ст. 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»). Например, в ч. 1 ст. 428 ГПК РФ закреплено положение, согласно которому исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. Такое же правило содержится в ч. 1 ст. 130 ГПК, где предусмотрено: «По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю». Интересно, что ч. 3 ст. 319 АПК РФ содержит несколько иное правило: «Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом». Получается, что для направления исполнительного документа арбитражным судом в службу судебных приставов требуется ходатайство взыскателя, а для совершения того же действия судом общей юрисдикции достаточно просьбы взыскателя. Возникает вопрос, в какой форме взыскатель должен обратиться в суд общей юрисдикции о направлении в службу судебных приставов исполнительного листа или судебного приказа? В практическом пособии

«Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» высказано следующее мнение. Так как ГПК РФ не определил форму обращения взыскателя в суд, то он вправе обратиться с просьбой о направлении исполнительного документа в любой форме (письменно или устно) .

Во-вторых, без заявления взыскателя возбуждается исполнительное производство, если исполняется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; о взыскании расходов по совершению исполнительных действий; о взыскании штрафов, наложенных судебным приставом в ходе принудительного исполнения (ч. 6 ст. 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»). Первоначально эти исполнительные документы исполняются в рамках основного исполнительного производства. Если же требования, содержащиеся в основном исполнительном документе, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, фактически исполнены, то судебный пристав-исполнитель оканчивает это исполнительное производство. В отношении вышеперечисленных и неисполненных постановлений, вынесенных им в рамках уже оконченного производства, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство. Безусловно, в этом случае не требуется заявления для возбуждения исполнительного производства.

В-третьих, не требуется заявления взыскателя для возбуждения исполнительного производства, если необходимо совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя. В этом случае он выносит постановление, в котором поручает соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить нужное исполнительное действие или применить меры принудительного исполнения. Постановление о выполнении поручения утверждает старший судебный пристав. Судебный пристав, которому передано для исполнения поручение, возбуждает исполнительное производство и в течение пятнадцати дней со дня его поступления в

подразделение судебных приставов должен его выполнить. Это последний случай, когда по закону не требуется заявление взыскателя для возбуждения исполнительного производства (ч. 6 ст. 33 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 2 ст. 30 закона об исполнительном производстве заявление о возбуждении исполнительного производства подписывает взыскатель либо его представитель. При подписании заявления взыскателем никаких вопросов не возникает. Иное дело, если заявление подписывает представитель взыскателя. Позволю себе дословно воспроизвести первые два предложения ч. 2 ст. 30. «Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия». Безусловно, возникает вопрос, о каких именно полномочиях представителя идет речь в этом случае? Если исходить из буквального толкования, то, видимо, речь идет только о подписании заявления о возбуждении исполнительного производства, которое подается вместе с исполнительным документом в службу судебных приставов. Таким образом, можно сделать вывод, что право на подписание заявления о возбуждении исполнительного документа относится к специальным полномочиям представителя, которое обязательно указывается в доверенности, так как именно об этом говорится в ч. 2 ст. 30 закона об исполнительном производстве.

Согласно ч. 3 ст. 57 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» в доверенности, выданной стороной исполнительного производства представителю, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

1) предъявление и отзыв исполнительного документа;

2) передача полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);

5) отказ от взыскания по исполнительному документу;

6) заключение мирового соглашения.

Таким образом, шесть перечисленных полномочий представителя относятся к специальным полномочиям, так как именно они, как следует из ч. 3 ст. 57, должны быть специально оговорены в доверенности представителя.

При сравнении ч. 2 ст. 30 с ч. 3 ст. 57 выясняется, что в перечне специальных полномочий представителя не содержится такое полномочие, как право на подписание заявления о возбуждении исполнительного производства, несмотря на то, что об этом прямо указано в ч. 2 ст. 30. Полагаю, что в ч. 3 ст. 57 следовало закрепить право представителя на подписание заявления о возбуждении исполнительного производства.

Наступят ли неблагоприятные последствия для взыскателя, если представитель сам подпишет заявление о возбуждении исполнительного производства без указания на это в доверенности, ссылаясь на то, что ч. 3 ст. 57 данное полномочие представителя не относит к специальным? В ч. 1 ст. 31 закона об исполнительном производстве предусмотрены основания, при наличии которых судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства. При этом среди оснований, по которым отказывает судебный пристав в возбуждении исполнительного производства не указано такое, как заявление подписано представителем без указания на это в доверенности. Полагаю, что если заявление подписано представителем взыскателя, а об этом полномочии не указано в доверенности, как того требует ч. 2 ст. 30 закона, то следует считать, что заявление не подписано. Согласно п. 1

ч. 1 ст. 31 закона судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем.

Исполнительный документ в службу судебных приставов может быть предъявлен представителем взыскателя. В этом случае к исполнительному документу и заявлению о возбуждении исполнительного документа представитель должен приложить доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия на предъявление исполни-

тельного документа к принудительному исполнению.

По общему правилу представитель стороны исполнительного производства вправе совершать от имени взыскателя или должника действия, связанные с исполнительным производством. Вместе с тем на основании п. 1 ч. 3 ст. 57 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» предъявление исполнительного документа к взысканию относится к специальным полномочиям представителя и должно быть обязательно оговорено в доверенности.

Как следует поступить судебному приставу-исполнителю, если в доверенности, выданной взыскателем, не указано полномочие представителя на предъявление исполнительного документа? Может ли он в этом случае вынести постановление о возбуждении исполнительного производства? Видимо, нет. Судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, проверяет, надлежащим ли субъектом он предъявлен к исполнению. Представитель вправе предъявить исполнительный документ к принудительному исполнению при условии предъявления доверенности, в которой об этом полномочии специально указано. Если в доверенности представителя об этом не указано, то можно считать, что исполнительный документ предъявлен к принудительному исполнению ненадлежащим лицом.

Итак, мы выяснили, что для возбуждения исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя в этом случае нет оснований. Но следует обратить внимание и на то, что у судебного пристава-исполнителя нет оснований и для отказа в возбуждении исполнительного производства.

По действующему законодательству об исполнительном производстве на стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Отказ в возбуждении исполнительного производства - новый институт, который предусмотрен действующим Законом об исполнительном производстве. На основании прежнего Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» судебный при-

став-исполнитель своим постановлением возбуждал исполнительное производство или возвращал исполнительный документ. При этом прежний закон предусматривал два основания для возвращения исполнительного документа на стадии решения вопроса о возбуждении исполнительного производства. Первое основание: если нарушен срок предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, то судебный пристав возвращал исполнительный документ взыскателю, так как последний в случаях, прямо указанных в законе, вправе был поставить вопрос о восстановлении срока для предъявления исполнительного документа к исполнению. Второе основание для возвращения исполнительного документа: если исполнительный документ не соответствовал требованиям, которым он должен отвечать на основании закона. В этом случае постановление о возвращении исполнительного документа вместе с документом направлялось в суд или иной орган, выдавший документ для исправления выявленных недостатков.

В новом законе об исполнительном производстве законодатель отказался от института возвращения исполнительного документа, а вместо него предусмотрел отказ в возбуждении исполнительного производства. Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства закреплены в ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» и расширительному толкованию не подлежат. В зависимости от последствий, которые при этом наступают, основания для отказа в возбуждении исполнительного производства можно разделить на две группы.

Основания первой группы дают взыскателю возможность повторно предъявить исполнительный документ в Федеральную службу судебных приставов после устранения обстоятельств, которые препятствовали возбуждению исполнительного производства. К ним относятся следующие основания.

1. Если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подле -жит возбуждению без заявления взыскателя. Как мы видим, по этому основанию судеб-

ный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен представителем взыскателя, в доверенности которого не указано это полномочие.

2. Если исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, кроме тех случаев, когда взыскатель направляет документ в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта РФ, так как взыскатель не знает, какое подразделение судебных приставов будет заниматься принудительным исполнением. В этом случае главный судебный пристав субъекта РФ направляет исполнительный документ в соответствующее подразделение в пятидневный срок со дня его получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то - в день его получения.

3. Если истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению, и он не восстановлен судом. Здесь может быть два варианта. Первый вариант. Срок предъявления документа к исполнению истек, но взыскатель вправе обратиться в суд за восстановлением срока. Согласно ч. 1 ст. 23 закона об исполнительном производстве взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт. Порядок восстановления срока предъявления исполнительного документа судом общей юрисдикции предусмотрен ст. 432 ГПК РФ, а арбитражным судом - ст. 322 АПК РФ. При восстановлении пропущенного срока предъявления документа к исполнению взыскатель вправе вновь предъявить исполнительный документ в службу судебных приставов.

Второй вариант. Взыскателем пропущен срок предъявления иного исполнительного документа, т. е. не исполнительного листа и не судебного приказа. Здесь действует следующее правило. Согласно ч. 2 ст. 23 закона об исполнительном производстве пропущенные сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов восстановлению не подлежат. В этом случае при отказе

в возбуждении исполнительного производства такой документ не может быть вновь предъявлен к принудительному исполнению.

4. Если документ не является исполнительным либо он не соответствует требованиям, которым документ должен отвечать в силу закона.

5. Если не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, подлежащий немедленному исполнению.

Во всех вышеперечисленных случаях взыскатель вправе повторно предъявить в службу судебных приставов исполнительный документ, как только будут устранены обстоятельства, которые послужили основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Основания второй группы исключают возможность нового предъявления исполнительного документа взыскателем в подразделение судебных приставов. К ним относятся следующие основания.

1. Если по данному исполнительному документу исполнительное производство ранее было прекращено. По прекращенному исполнительному производству нельзя предъявлять исполнительный документ к принудительному исполнению. А в случае его предъявления судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства.

2. Если исполнительное производство ранее было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа или в связи с заменой штрафа другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования, а также в результате смерти должника-осужденного или объявления его умершим (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47, п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»).

2. Если исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Например, судебные приставы не исполняют исполнительные документы, в которых речь идет об обращении

взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Итак, как мы видим, вопрос о судьбе исполнительного документа, предъявленного представителем, если у него нет доверенности на предъявление исполнительного документа к исполнению, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» не решен. С одной стороны, по действующему законодательству нет оснований для возбуждения исполнительного производства, так как право на предъявление представителем исполнительного документа в службу судебных приставов относится к специальным правам представителя и должно быть обязательно указано в доверенности. С другой стороны, как мы выяснили, нет и оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Исправить ситуацию можно с помощью внесения дополнения в п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве». Так, п. 1 следует дополнить словами: «а также исполнительный документ предъявлен лицом, не имеющим таких полномочий». В этом случае судебный пристав-исполнитель вправе будет вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя, а также, если исполнительный документ предъявлен лицом, не имеющим таких полномочий.

2. Об исполнительном производстве: Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 30. - Ст. 3591.

3. Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: практ. пособие / под ред. В.М. Жуйкова. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - С. 620.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме