Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок технологии 1 кл.

Технология. 1 класс. Поурочные планы.

2-е изд. - М.: 2017. - 272 с.

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Технология» для 1 класса общеобразовательных учреждений по УМК образовательных систем «Перспектива», «Школа России» и «Гармония», а также тематическое планирование по действующим учебникам системы «Начальная школа XXI века», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей.

Формат: pdf

Размер: 5,2 Мб

Скачать: drive.google ; Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВА» И «ШКОЛА РОССИИ»
Тематическое планирование (33 ч) 11
Урок 1. Как работать с учебником. Я и мои друзья 12
Урок 2. Материалы и инструменты. Организация рабочего места 17
Урок 3. Что такое технология. Профессии 22
Урок 4. Природный материал. Изделие «Аппликация из листьев» 29
Урок 5. Пластилин. Изделие «Ромашковая поляна» 35
Урок 6. Пластилин. Изделие «Мудрая сова» 40
Урок 7. Растения. Изделие «Получение и сушка семян» 44
Урок 8. Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие «Овощи из пластилина» 48
Урок 9. Бумага. Изделие «Волшебные фигуры» 52
Урок 10. Бумага. Изделие «Закладка из бумаги» 58
Урок 11. Насекомые. Изделие «Пчелы и соты» 62
Урок 12. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие «Коллаж» 65
Урок 13. Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Изделия «Украшение на елку», «Украшение на окно» 68
Урок 14. Домашние животные. Изделие «Котенок» 73
Урок 15. Такие разные дома. Изделие «Домик из веток» 79
Урок 16. Посуда. Изделия «Чашка», «Чайник», «Сахарница» 84
Урок 17. Посуда. Проект «Чайный сервиз» 88
Урок 18. Свет в доме. Изделие «Торшер» 94
Урок 19. Мебель. Изделие «Стул» 99
Урок 20. Одежда, ткань, нитки. Изделие «Кукла из ниток» 104
Урок 21. Учимся шить. Изделия «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой» 111
Урок 22. Учимся шить. Изделия «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой» 116
Урок 23. Учимся шить. Изделия «Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями», «Медвежонок» 120
Урок 24. Передвижение по земле. Изделие «Санки» 126
Урок 25. Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие «Проращивание семян» 131
Урок 26. Питьевая вода. Изделие «Колодец» 138
Урок 27. Передвижение по воде. Проект «Речной флот». Изделия «Кораблик из бумаги», «Плот» 142
Урок 28. Использование ветра. Изделие «Вертушка» 147
Урок 29. Полеты птиц. Изделие «Попугай» 151
Урок 30. Полеты человека. Изделие «Самолет» 155
Урок 31. Способы сообщения. Изделия «Письмо на глиняной табличке», «Зашифрованное письмо» 160
Урок 32. Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие «Важные телефонные номера» 164
Урок 3 3. Компьютер 169
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ГАРМОНИЯ»
Тематическое планирование (33 ч) 177
Урок 1. Знакомство с учебным комплектом по технологии. Материалы, с которыми работает мастер 178
Урок 2. Инструменты мастера. Главные правила мастера 180
Урок 3. Лепим из пластилина. Чудо-дерево 182
Урок 4. Мышиное семейство 184
Урок 5. Дары осени 186
Урок 6. Работа с бумагой. Складывание простых форм. Тюльпан 188
Урок 7. Колоски 191
Урок 8. Изготовление квадрата из полосы. Собачка 194
Урок 9. Образы осени. Экскурсия 195
Урок 10. Аппликация из засушенных листьев. Золотая осень 195
Урок 11. Работаем с яичной скорлупой. Елочная игрушка 195
Урок 12. Лепим из фольги. «Серебряный» паучок 198
Урок 13. Размечаем детали по шаблону. Аппликация «Снеговик» 202
Урок 14. Размечаем по линейке и сгибанием. Цепь из бумажных колец 206
Урок 15. Образы зимней сказки. Новогодняя елка 208
Урок 16. Сказочный заяц 210
Урок 17. Работаем с крепированной бумагой. Вьюнок 214
Урок 18. Цветок кактуса 217
Урок 19. Учимся сгибать картон и плотную бумагу. Открытка ко Дню защитника Отечества 220
Урок 20. Открытка для мамы 223
Урок 21. Учимся работать с нитками и иглой. Кисточки-веснянки 224
Урок 22. Пришивание пуговиц 227
Урок 23. Лучистая рамка 228
Урок 24. Новая жизнь капсул Kinder Сюрприз. Губка для обуви 230
Урок 25. Конструирование геометрических фигур на плоскости. Аппликация «Парусник» 233
Урок 26. Узор из симметричных деталей 236
Урок 27. Аппликация-задача «Птица» 238
Урок 28. Домик хитрого гнома 241
Урок 29. Разные образы - разные способы работы. Аппликация «Салют» 244
Урок 30. Аппликация «Букет» 247
Урок 31. Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв 251
Урок 32. Трубчатый конструктор 253
Урок 33. Подведение итогов года. Выставка творческих работ учашихся 255
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тематическое планирование (33 ч) к УМК «Начальная школа XXI века» 256
Правила техники безопасности, работы инструментами и поведения на уроках технологии 260
Сказки 263
Список литературы 266

Урок 25
Тема : Учимся шить . РАБОТА НИТКАМИ.
ПРИШИВАНИЕ ПУГОВИЦЫ

Тип урока : ознакомление с новым материалом.

Педагогические задачи: познакомить с различными видами пуговиц с отверстиями, способами пришивания таких пуговиц, формировать умение работать с иголкой и нитками, познакомить с инструментами и приспособлениями, используемыми для пришивания пуговиц, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают различные виды пуговиц, инструменты и приспособления, необходимые для пришивания пуговиц, правила работы с ножницами, иголкой, напёрстком, умеют пришивать пуговицы с отверстиями, работать с иголкой и нитками.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу урока, планируют собственную деятельность: составляют план работы и определяют последовательность действий; контролируют и корректируют собственную деятельность путём внесения необходимых изменений в способ действия в случае расхождения с образцом; способны к проявлению волевых усилий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного, выделяют необходимую информацию из материала учебника, учебного фильма, иллюстраций, продемонстрированных образцов, а также опираясь на свой жизненный опыт; анализируют, выделяя существенные признаки, делают выводы, самостоятельно создают алгоритм деятельности.

Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера по речевому высказыванию, умеют вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, умеют эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, оказывают поддержку друг другу.

Личностные УУД: овладевают навыками адаптации в обществе, осознают ценность приобретаемых знаний и умений; у учащихся формируется установка на бережное отношение к материальным ценностям, в том числе собственным вещам, развивается самостоятельность и личная ответственность.

Методы и формы обучения : частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы :

http://www.fizkult-ura.ru/node/113

http://www.numama.ru/blogs/0/23/post612.html

http://www.artem.chulpanov.ru/pugoviza.html

Материалы и оборудование : пуговицы, нитки; компьютер, проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями».

Основные понятия и термины: ткань, нитки, иголка, ножницы, шаблон, изнаночная сторона, лицевая сторона, вытянуть, пришить, проколоть, затянуть, закрепить.

о рганизационная структура (сценарий) урока

I. Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы и целей урока .

Учитель читает стихотворение З. Александровой.

Я в тоске. С моей рубахи

Пуговицы мчатся в страхе.

Лишь пришью, они опять

Оторвутся – и бежать.

Разрешенья не спросив,

Отправляются в отрыв.

Не пойму, какого страха

Нагнала на них рубаха?

Как вы думаете, почему у этого героя пуговицы всё время отрывались с рубашки?

Что можно сказать о человеке, у которого на одежде оторваны пуговицы?

А вы всегда ходите опрятными и аккуратными?

Что вы будете делать, если у вас оторвётся пуговица на одежде? Хотелось бы вам самим научиться пришивать пуговицы?

Сегодня на уроке мы будем учиться этому важному умению – пришиванию пуговиц. Вы, конечно, знаете, что пуговицы бывают разными. Какими?

Учитель может пригласить к доске детей, у которых на одежде пуговицы разного вида, и продемонстрировать образцы пуговиц.

А знаете ли вы, что пуговицы появились относительно недавно, примерно 600 лет назад?

Вот о том, как люди обходились без пуговиц и какими были первые пуговицы, вам расскажет фильм.

Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I от слов «А вы знаете, как люди изобрели пуговицу?..» до слов «В наше время...».

Что хотите сказать? Какие открытия сделали? Что удивило? поразило?

Мы уже говорили о том, какие пуговицы существуют в настоящее время. Давайте посмотрим, может быть, мы назвали не все виды.

Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I до слов «Их используют для скрепления и украшения одежды…».

Что нового узнали? Для чего нужны пуговицы?

Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I до конца.

Какие же задачи стоят перед нами сегодня на уроке? (Высказывания обучающихся.)

II. Открытие новых знаний.

Работа с учебником (с. 78–79).

Рассмотрите рисунки. Всё ли вам понятно? Чтобы все неясные моменты стали понятны, посмотрим фильм.

Демонстрация мультимедийного фильма «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. II от слов «Завяжем узелок на нитке…» до конца.

Теперь вам стала понятна технология пришивания пуговицы, которая имеет два отверстия?

Чтобы работа шла успешнее, … (составим план).

III. Первичное закрепление знаний.

Составление плана .

План работы :

1. Завяжем узелок на нитке.

2. Проденем иголку с ниткой сквозь канву (ткань).

3. Наденем пуговицу.

4. Проденем иголку с ниткой во вторую дырочку.

5. Повторим операцию ещё два раза.

6. Завяжем с изнаночной стороны узелок.

7. Отрежем лишнюю нитку.

8. Оценим работу.

Учащиеся сравнивают составленный ими план с планом, данным в учебнике (с. 78) и в фильме «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. III.

Сейчас, когда вы увидели, как правильно пришить пуговицу, и составили план, можете попробовать самостоятельно пришить пуговицу. Но будьте очень аккуратны, не уколитесь иголкой сами и постарайтесь не уколоть пуговичку, потому что и пуговички могут бояться.

Учитель читает стихотворение Е. Менжинской.

Испугались пуговки, растерялись,

Раскатились по углам, разбежались.

Спрашиваю громко: «Почему сбежали?».

Шепчут: «У иголки носик словно жало!

Тонкая, колючая, испугались очень мы».

Собираю пуговки я в ладошку.

Говорю испуганным: «Ах, вы, крошки!

Успокойтесь, я тихонечко вас пришью!

Ни одну я пуговку не уколю!».

Самостоятельная работа .

Трудно ли было пришить пуговицу? Что показалось особенно трудным?

В понедельник

В понедельник я купался, Изображают плавание.

А во вторник – рисовал. Изображают рисование.

В среду долго умывался, Изображают, что умываются.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыжки на месте.

Очень долго танцевал. Повороты на месте.

А в субботу, воскресенье Хлопки в ладоши.

Целый день я отдыхал. Садятся на корточки, руки

под щеку – «засыпают».

Работа с учебником (с. 80).

Вы пришивали пуговицы с двумя отверстиями. Хотите научиться пришивать пуговицы, которые имеют четыре отверстия?

Рассмотрите рисунки в учебнике. Что хотите сказать?

Верно, существуют разные способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. Расскажите, пользуясь рисунками учебника, о каждом из них.

Наблюдение за выполнением работы .

Учитель демонстрирует каждый из способов пришивания пуговиц, ученики наблюдают.

Самостоятельная работа .

Примечание . Учитель может показать сразу все способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями, а затем ученики самостоятельно пришивают пуговицы всеми показанными способами, но, учитывая возраст детей, целесообразнее сначала показать один способ, с тем чтобы обучающиеся его повторили, затем второй и т. д.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Чему он вас научил? Какие новые знания и умения приобрели? Пригодятся ли они вам в дальнейшей жизни.

Выставка работ.

Как вы сегодня работали? Всё ли получилось? Что было особенно трудным? Что показалось лёгким?

Хотели бы вы кому-нибудь рассказать о том, что узнали и чему научились сегодня на уроке?

Хотели бы кого-то научить тому, чему научились сегодня сами?

Дополнительный материал к уроку

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ПУГОВИЦЫ *

Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Где и когда появились пуговицы.

Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. При раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.

В Европе первые пуговицы появились в IV веке до н. э., у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Кожаные ремни на «униформе» воинов застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке. Среди найденных предметов древнегреческого искусства, датируемых с IV века до н. э. по I век н. э., попадаются пуговицы из золота.

В период Средневековья рыцари привозили пуговицы в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение они получили лишь в XVIII веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.

Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.

До русских модников пуговица, которую тогда называли «пугвицей», «докатилась» в конце XV – начале XVI века. Ещё в XIII–XIV веках пуговиц на Руси не было, а одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы – вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами.

Пик увлечения пуговицами в России – XVI век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться как украшение: они пришивались на рукава, от локтя до манжеты, и на грудь – от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью пуговицы должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Такие пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то – цельные, с узором, выполненным чернью, с гравировкой. Размеры их были различны – от горошины до яйца. Пуговицы передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин.

С появлением новых видов мужской одежды – фрака, сюртука, пиджаков, жакетов – пуговицы начинают делать небольшими, более строгими, сдержанными по цвету. В конце XIX века в женскую моду вошли блузки, жакеты, пальто, и женщинам обойтись без пуговиц стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины!

Пуговица как опознавательный знак.

В царской России ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т. п. Они – очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определенного типа.

Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь – у служащих флота и т. д.

Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что должны были быть золотыми или серебряными (смотря по положению владельца), но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни.

В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.

С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными. В начале ХХ века, с развитием химической промышленности, золото, стекло, фарфор были постепенно заменены пластмассами. Если же говорить о металле, то если в 20–30-е годы ХХ века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов их стали делать только из алюминия. А сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают делать пуговицы для военных из тяжелого металла. И все же большинство армий перешли на алюминий или пластмассу.

Ребенок, становясь школьником, продолжает приобретать навыки на уроках технологии, или, как их называли в советское время, уроках труда. В начальной школе, в возрасте от 7 до 10 лет, учащиеся осваивают новые для них подручные материалы и совершенствуют приобретенные ранее (в детском саду) навыки. Предлагаем рассмотреть, как сделать для первого класса программу «Технологии» более увлекательной и интересной. Такие уроки точно понравятся младшим школьникам.

Предмет «Технология» в 1-м классе

Предмет «Технология» имеет практическую направленность в развитии ребенка. Данный предмет является опорным в формировании у школьника системы универсальных действий процесса обучения. В предмете «Технология» заложены все элементы образовательной деятельности (постановка задачи, ориентирование в ней, планирование, нахождение практического способа решения, наглядный результат). Ребенок, практикуясь на уроках технологии, выстраивает алгоритм верных действий процесса обучения и на других школьных предметах. Практическая работа на уроках технологии является средством всестороннего развития школьника и становления его личностных качеств, значимых в социуме.

Разработан курс предмета «Технология» (программа 1 класса) по ФГОС - Федеральному государственному образовательному стандарту. ФГОС действует в нашей стране с 2011 года. Предусмотрены уроки технологии (1 класс) в «Школе России» по ФГОСу, «Перспективе» и других традиционных видов программ обучения.

Основные задачи курса в начальной школе

Уроки технологии преследуют комплекс задач и целей. Среди них:

  • познание окружающего мира как целостной картины, осмысление единства человека и природы;
  • развитие эстетического и художественного вкуса, образного мышления, развитие творческого потенциала;
  • осознание многонациональности страны и патриотизма, в результате знакомства с народами России и их ремеслами;
  • освоение разных трудовых навыков и умений, осмысление технологического процесса, формирование базы конструкторско-технологических умений с применением технологической карты;
  • формирование ответственности за качество и результат своей работы;
  • умение работать в новых условиях и с новыми материалами, мотивация на положительный результат;
  • составление плана действий и способов его реализации;
  • формирование чувства сотрудничества, уважения чужого мнения, взаимодействие с другими детьми в рамках правил;
  • формирование собственной оценки изделия и работы, осознание ее недостатков и достоинств.

Примерная структура урока технологии в 1 классе

Теперь поговорим подробнее о структуре. Уроки технологии в 1 классе (по ФГОСу) подразумевают организаторскую деятельность учителя на уроке и установление им Структура уроков технологии может включать следующие моменты:

  • теоретические (вводная часть урока, сообщение и объяснение темы);
  • ознакомление с материалом, наблюдение и опыты (знакомство с новыми материалами и их свойствами, при необходимости проводится показ приемов технических моментов);
  • анализ образца изделия или отдельных его частей (осмысление формы изделия, его структуры и предназначения);
  • составление плана действий для изготовления изделия (проведение учителем краткого устного инструктажа, обсуждение с учениками последовательности действий);
  • практическая часть (освоение и выполнение учащимися технологических операций в соответствии с поставленной целью);
  • итоговая часть (подведение итогов по освоению теоретических и практических занятий, анализ результатов работы).

Примеры практических работ с природными материалами

В начале учебного года уроки технологии для 1-го класса целесообразно начинать с изучения природы в целом и природных материалов. Для проведения практических занятий по теме «Природа и мы» отводится от 5 до 7 часов. Первые 1-2 занятия по планам «Технологии» 1 класс посвящены направлениям:

  1. Городская природа и сельская природа. Рукотворный мир.
  2. Творчество и природные материалы.

Следующие часы отведены практическим работам с природным материалом. Содержание данных работ может включать в себя такие понятия, как виды и наименования природных материалов, способы и приемы работы с ними, сбор и организация правильного хранения, сушка, покраска природных материалов. Темы для проведения практических уроков на тему «Природа и мы», могут быть такими:

  1. Аппликации из осенних листьев и семян. В качестве художественного дополнения можно применять вырезанные элементы из цветной бумаги, а также художественное оформление с помощью
  2. Изготовление фигурок (животные, насекомые, человечки, грибочки) из веточек, шишек, каштанов, желудей. Вспомогательный материал - пластилин.
  3. Композиция из листьев и веточек. Составление орнамента из них.

Примеры практических работ с пластилином

Для уроков технологии в 1 классе, посвященных работе с пластилином можно выделить 4-5 учебных часа. Учителю рекомендуется рассказать первоклассникам о свойствах пластилина, о правильной, аккуратной работе с ним (использование специального ножа и дощечки) и показать основные приемы работы с этим материалом.

Варианты практических работ с пластилином весьма разнообразны. Например, для первых уроков подойдет изготовление Простые формы яблока или груши из пластилина соответствующего цвета под силам станет сделать каждому ребенку. Для этого необходимо продемонстрировать образец фрукта, затем рассказать, как отсечь нужное количество пластилина и какую форму (круг, овал, грушевидную) придать заготовке. Из коричневого цвета сделать плодоножку фрукту, и добавить плоский зеленый лист для красоты.

Более сложным станет изготовление пластилиновой гусеницы, так как звенья ее туловища дети должны скатать и сделать одинакового размера, а затем скрепить между собой. На голове должны быть глаза, рот, нос гусеницы, а также усики.

Интересным будет вариант урока в технике «рисования пластилином». Это скатывание жгутиков из пластилина, с последующим укладыванием этих жгутов на лист с прорисованным контуром (например, бабочка, гриб, снеговик и т. д.). Получается своего рода объемный рисунок.

Изготовление бумажных изделий

Большое место курса технология 1 класс «Школа России», около 15-16 часов, уделяется изготовлению разных видов бумажных изделий. Ребенок на этих уроках (с помощью учителя) должен уметь организовывать рабочее место, знать правила безопасного обращения с ножницами, осваивать новые навыки (вырезание, склеивание и т. д.).

К видам бумажных работ относится изготовление аппликаций, работа с использованием шаблонов, вырезание по ним, квиллинг, изготовление оригами и бумажных украшений на Новый год, изготовление объемных рисунков из скатанных шариков салфеток и многое другое.

Аппликации, мозаики и украшения из бумаги

Вариантов аппликации, изготовленных на технологии в 1 классе, может быть множество. От простых, где крупные детали не требуют филигранной вырезки (ваза с цветами, снеговик, домик) до сложных композиций (подводный мир, пейзаж, украшенная елка, цветочная поляна и др.). Перед изготовлением аппликаций важно сделать набросок, эскиз.

Объемные мозаики можно изготавливать в технике сминания с последующим приклеиванием однотонных салфеток нескольких цветов. Рисунок для таких мозаик должен быть достаточно крупным и схематичным (рыба, корабль, машина, цветок и др.) и также прорисован с видимыми для ребенка границами.

Знакомые с детства родителям бусы из звеньев цветной бумаги и снежинки на окна актуальны и сейчас. Аккуратно вырезанные полоски из цветной бумаги, склеенные в кольца между собой отлично развивают мелкую моторику. А вырезание снежинок учат терпению и усидчивости. Для удобства узор снежинки необходимо нарисовать заранее.

Работа с текстилем и фурнитурой

Раздел уроков технологии, связанных с текстилем, включает в себе 5-6 учебных часов. На этих занятиях ребенок изучает виды тканей, осваивает работу с ними, узнает о мерах безопасной работы с иглами и ножницами, постигает основные приемы кроя.

Среди текстильных занятий для 1 класса можно выделить изготовление тряпичной куклы, освоение простейших видов швов, пришивание пуговицы, простейшую вышивку, вышивку крупным бисером.

Куклы, пуговицы и швы

Для изготовления тряпичной куклы на уроке технологии потребуется светлая натуральная ткань или марля, цветные лоскутки ткани, наполнитель вата, ножницы и нитки. В центр квадратного отрезка светлой ткани необходимо положить небольшой кусочек ваты, и с помощью ниток сформировать голову и руки куклы. Нарисовать ей лицо. С помощью цветных лоскутов сделать наряд и головной убор кукле.

Основную работу на текстильных занятиях необходимо уделить освоению швов. Основные виды швов: простая строчка, строчка прямого стежка, строчка стежков с перевивом змейкой, строчка стежков с перевивом спиралью.

Если детьми уже освоено умение пришивать пуговицы, можно попробовать сделать с ними вышивку из пуговиц в виде медвежонка, цветка, гусеницы, человечка и т. д.

1класс ПАМЯТКИ

Технология

Требования по использова-

нию и сохранности учебников:

1.Оберни учебник специальной обложкой.

2. Имей закладку.

3. Не клади в учебник карандаши, ручки и другие

предметы.

4. Не перегибай учебник.

5. Не загибай углы, не рви, не рисуй, не делай

никаких пометок.

6. Если книга порвалась, подклей её.

7. Испорченный или утерянный учебник ты

обязан заменить.

Правила совместной работы:

  • Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
  • 2. Предлагая способ решения, говори спокойно и чётко, только по делу.

    3. Умей внимательно слушать других, уважай мнение собеседника.

    4. Называй собеседника по имени.

    5. Если не согласен с мнением других, не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми фразами.

    6. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

    7. В группе согласуется общее решение. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно!

Защита проекта:

  • Что получилось в работе, что нет и почему?
  • Как распределили обязанности?
  • Кто отличился в работе?
  • Что было трудным?
  • Дайте оценку своей работы и своего изделия?

Правила организации

рабочего места:

  • Подготовь материалы и инструменты, которые тебе понадобятся на уроке.
  • Размести их на столе так, чтобы они всегда были под рукой, но не мешали работать.
  • Имей мягкую чистую тряпочку для уборки рабочего места.
  • Режущие и колющие инструменты держи в специальных футлярах. Кисточки, карандаши и линейку – в стаканчиках. Материалы для работы размещай в коробочках, пакетах.

Правила уборки рабочего

  • Материалы и инструменты убери на своё место.
  • Стол вытри тряпочкой.
  • Готовые изделия подпиши и убери в специальные коробочки, пакеты так, чтобы они при переносе или хранении не сломались, не измялись и не порвались.

Правила работы ножницами:

  • Держи ножницы концами вниз и от себя.
  • 2. Вырезая деталь, поворачивай лист бумаги, а не ножницы.

    3. Заготовку держи за большую часть, а меньшую отрезай.

    4. Передавай ножницы закрытыми и кольцами вперёд.

    5. Прежде чем встать с места, положи ножницы на стол.

    6. Оставляй ножницы на столе с закрытыми лезвиями. Храни их в специальном футляре.

Правила работы клеем:

  • Работай на подкладном листе.
  • 2. Сначала намазывай деталь клеем от середины к краям.

    3. Затем промазывай деталь по краям.

    4. Склеенные детали прогладь тряпочкой.

    5. Клади кисть на место.

    6. После работы вымой и высуши кисть.

Правила работы с пластилином:

  • Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
  • 2. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица,

    глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде бу-

    дут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.

    3. Лепку выполняй только на специальной подложке.

    4. Перед началом работы смочи руки водой, тогда пластилин

    не будет к ним прилипать.

    5. Перед работой разогрей пластилин в руках. Разминать сразу весь кусок тяжело и неудобно.

    6. После работы вытри руки салфеткой и вымой тёплой водой

  • надо ещё потрудиться
  • поделка сделана хорошо
  • поделка сделана отлично

Оцени свою работу

Раздел программы: «Технический труд»

Класс: 1

Объект труда: изготовление зайчика из бумаги.

Время работы: 45 минут (1 урок).

Тема: Конструирование зайчика по технологии оригами.

Цель: познакомить учащихся с японским искусством – оригами, с техникой выполнения простейшей поделки «Зайчика».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел программы: «Технический труд»

Класс: 1

Объект труда: изготовление зайчика из бумаги.

Время работы: 45 минут (1 урок).

Тема: Конструирование зайчика по технологии оригами.

Цель: познакомить учащихся с японским искусством – оригами, с техникой выполнения простейшей поделки «Зайчика».

Задачи:

Обучающие :

Знакомить учащихся с японским искусством - оригами;

Ввести в словарь детей слово «оригами»;

Научить учащихся технике выполнения зайчика из бумаги;

Закреплять правила техники безопасности.

Развивающие :

Развивать мыслительную деятельность учащихся, внимание, усидчивость;

Развивать эстетический вкус, глазомер, моторику рук, фантазию детей;

Развивать умение правильно организовывать своё рабочее место.

Воспитательные :

Воспитывать чувство культуры труда;

Воспитывать аккуратность, чувства прекрасного, радости за проделанную работу;

Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование для учителя: готовое изделие (зайчик), линейка, карандаш, ножницы, ластик, готовый поделки в технике оригами, картинки с изображением зайцев.

Оборудование для учащихся: бумага (белая, цветная), карандаш, линейка, ножницы, ластик.

Ход урока .
I. Организационный момент.
У.: Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

У.: Сегодня необычный урок, потому что моими помощниками будут наши гости - зайчики. Посмотрите на доску, как много их пришло к нам в гости.


II. Изучение нового материала.
1) У.: Сегодня мы с вами научимся изготавливать поделку в технике оригами. Скажите, ребята, кто из вас знает, что такое оригами?
(Рассказ учителя и демонстрация поделок, выполненных в технике оригами).

Многие из вас умеют складывать самолетики, лодочки, птичек из бумаги? Искусство бумажной пластики и называется оригами. У этой детской забавы глубокие корни. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее различные фигурки.

Оригами зародилось в то время, когда бумага делалась ручным способом и считалась изысканным и ценным материалом. Бумагу использовали в исключительных случаях, главным образом в религиозных обрядах. Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек, в которые клали небольшие кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в храмах.

Позже оригами выходит за пределы храмов и становится уделом аристократии: придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания бумаги, что считалось признаком хороших манер.

Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека, как сейчас открытки.

В XX веке об оригами узнал весь мир. Некоторые искусники могут сложить из одного листа бумаги тысячи разных фигурок.
Посмотрите, какие поделки можно выполнить в технике оригами.

Бумага используется во многих поделках, однако в оригами соблюдается строгий принцип, отличающий это искусство от других, родственных ему: бумагу в оригами можно ТОЛЬКО СВОРАЧИВАТЬ . Все модели оригами создаются только за счет правильно сделанных складок на бумажном листе - без склеек или прорезей. Эта особенность и делает оригами таким увлекательным и одновременно сложным занятием, требующим выдержки и мастерства - тех качеств, которые так ценились в старину.


2). У.: Ребята, назовите материалы, нужные нам для работы на уроке. (Ученики перечисляют, поясняя свои ответы.)
У.: Проверим, ребята, всё ли готово у нас к уроку? Белая бумага, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, ластик. Теперь посмотрите, удобно ли Вы разместили их на парте? Не столкнёте ли вы локтем что-либо с парты? Не мешают ли Вам инструменты? Правильно ли Вы организовали своё рабочее место? Если всё в порядке – продолжаем урок.
3).
У.: Сегодня мы научимся выполнять в технике оригами зайчика. Чтобы вспомнить фигурку этого зверька, посмотрим на рисунки и иллюстрации, изображающие зайцев.

4) Подготовка к практической работе .

У.: Сейчас я вам расскажу о том, как изготовить зайчика из бумаги, покажу последовательности выполнения работы. Ваша задача: внимательно слушать меня, смотреть и всё запоминать.

(Идёт объяснение учителя с показом действий на бумаге.)

III. Закрепление.
У.: Давайте повторим, в какой последовательности выполняется работа, но чтобы Вам было легче и понятнее, смотрите на эти иллюстрации, они помогут Вам. (Учащиеся восстанавливают последовательность выполнения работы, опираясь на иллюстрации, которые располагаются на доске.)

IV. Практическое выполнение работы учащимися.
а) Изготовление
поделки «Зайчик» с опорой на схему последовательности сгибания бумаги .
б) Физкультминутка.

Зайцы скачут: скок, скок, скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
в) Продолжение практической работы.
(Коллективно разбираются вопросы, возникшие в ходе выполнения работы)

V. Обобщение и итог.

У.: Скажите, ребята, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
У.: Как называется техника выполнения поделок из бумаги?

У.: Что нам сегодня удалось, что не удалось?


Организация выставки работ учащихся, с комментированием своих работ. Беседа о каждом зайчике, какой он? (добрый, шустрый, весёлый и т.д.)

Уборка рабочих мест.




Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме