Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Территориальные претензии Японии – географические изыскания.

Территориальные претензии

Арктика привлекает многие страны богатыми запасами газа и нефти. Таяние льдов и общее потепление, по прогнозам учёных, могут сделать Северный Ледовитый океан оживлённой транспортной магистралью между Европой, Азией и Америкой. Составлена карта возможного территориального раздела региона.

арктика борьба северный природный ресурс

Борьба за Северный полюс

В конце 50-х права на Северный полюс предъявила Канада. Тогда международный суд постановил, что территория может отойти к этой стране, если в течение 100 лет никто аргументировано не докажет, что дно Северного ледовитого океана принадлежит ему.

В 2004 году Дания объявила, что имеет права на Северный полюс Земли, поскольку полюс связан с Гренландия двухтысячекилометровым подводным хребтом Ломоносова, а сама Гренландия является полуавтономной территорией датского королевства.

«Кремль вызвал на западе „учащенное сердцебиение“, установив в 2007 году свой государственный флаг на дне Северного Ледовитого океана под Северным полюсом, Россия таким образом хотела продемонстрировать свои территориальные претензии на полярный регион».

Арктика поделена на сектора. Границы данных секторов устанавливаются по краям территорий стран, примыкающих к Арктике соединённых с центром арктического полюса. Что закреплено странами имеющих северные границы в соответствующем документе под эгидой ООН.

В настоящее время США и Канада, организуют арктические экспедиции, для того чтобы доказать свои права на большую часть арктического шельфа, чем та которой они могут распоряжаться сегодня. На лето 2010 г. запланированы очередные такие экспедиции, ранее успешно завершились две американо-канадских предпринятые с этой целью. В 2001 г. Россия стала первой из пяти арктических стран, обратившейся с заявкой о расширении границ своего континентального шельфа свыше стандартного 322-х километрового лимита. ООН отвергла эту заявку, сославшись на недостаток доказательств. Россия, в свою очередь, заявила, что планирует потратить в 2010 г. около 1,5 млрд рублей (50 млн долл.) на определение протяженности своего континентального шельфа в Арктике.

24-11-2016, 13:19

Территориальный спор - это международный спор между государствами по поводу юридической принадлежности определенной территории. Расскажем о некоторых неразрешенных спорах мира, непризнанных странах и республиках и претензиях разных стран на территории, как на Земле, так и в космосе.

Территориальные претензии к России

Территориальные претензии к России, как к самой большой стране на планете, явление не новое и реакция России в этом вопросе - настоящий повод для гордости. По каждой «спорной» территории спокойно и вежливо, с сочувствием и с пониманием пытается объяснить, что все земли, принадлежащие России и русскому народу навсегда останутся за Россией. Но с этой очевидной позицией лидеры ряда стран не хотят считаться, то и дело поднимая шум вокруг так называемых «спорных» российских территорий. На ниже приведённой карте схематично представлена "геополитическая мечта" русофобов.

Вопль российских "друзей"

Но самое интересное в другом - Россия территориальных претензий не предъявляет ни к одной стране в мире, и как уж сложилось исторически - так и сложилось. Ведь, если начнем предъявлять, то придётся вспомнить о могущественной Российской империи, территория которой еще в 19 веке составляла 21,8 млн км² (то есть 1/6 часть суши) - она занимала второе место в мире, после Британской империи. И это без учета территории Аляски, которая входила в её состав с 1744 по 1867 годы и занимала площадь 1 717 854 км², без учета Алеутских островов, а также части Тихоокеанского побережья США и Канады… Обо всем об этом Россия не напоминает, а могла бы…

Итак, у каких стран есть территориальные претензии к России?

Ноктундо принадлежал корейской династии Чосон с XV века. В 1587 году на его территории произошла битва между отрядами чжурчжэньских кочевников и местным гарнизоном под командованием Ли Сунсина, национального героя Кореи.
Во время обмеления северного рукава Туманной, русло реки время от времени менялось, в результате чего иногда Ноктундо соединялся с сушей Приморья. Несмотря на это территория острова продолжала находиться под корейской юрисдикцией.

В 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.

Япония: Курильские острова

Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартын Петрович Шпанберг нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их «землями, Российскими мореплавателями приобретенные».

Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе русско-японской войны.

Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии, при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением, генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным Меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, «Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась.

Территориальный спор лишь усугубился в условиях «Холодной войны». В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса, США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки.

Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.

На сегодняшний день, четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина, остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны.

Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом. С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.

Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление, в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым, острова Кунашир, назвав это «серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях».

Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. На сегодняшний день, японские СМИ придерживаются позиции, что территориальный вопрос, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки, в связи с заявлением Владимира Путина, что отсутствие мирного договора с Японией является ненормальным.

Латвия: претензии на Пыталово

Наследием революции и последующего раздела Российской империи, стал длительный территориальный спор России и Латвии за Пыталовский район Псковской области. Эта территория была передана последней по условиям Рижского мирного договора между Советской Россией и Латвией от 1920 года. Согласно официальной латышской версии, при определении границы в 1920 году был применен этнографический принцип. По другим источникам, Латвия настояла на передачи ей этой области, поскольку на ней находился важный железнодорожный узел. В любом случае, Пыталово стало частью отделившейся Латвии, и вскоре было переименовано в Яунлатгале.

Но утраченные территории были возвращены спустя двадцать лет, в 1940 году, после включения Латвии в состав СССР в качестве Латвийской ССР. А в 1944 году, Пыталово и окрестности стали частью РСФСР, после освобождения от нацисткой оккупации. После распада СССР, Латвия отказалась признать эти территориальные изменения, назвав свое включение в Союз Социалистических республик, оккупацией, а Пыталово – незаконно аннексированной территорией, настаивая на возвращении границ 1920 года. Район с говорящим названием «Пыталово» надолго стал источником раздражения в отношениях Москвы и Риги.

Он сорвал подписание российско-латвийского пограничного договора, когда Латвия неожиданно включила в проект одностороннюю, «разъяснительную» декларацию с претензиями на эти территории. По мнению латвийских политиков, нахождение Пыталово в собственности России нарушало латвийскую конституцию, согласно которой, границу (естественно, соответствующую границе 1920 года) нельзя менять без согласия граждан на референдуме. В ответ на это Владимир Путин произнес свою знаменитую фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

Латвия могла бы еще долго настаивать на своей несомненной собственности на «пять километров» Псковской области, если бы не ее желание вступить в Евросоюз, одним из основных требований которого являются четко определенные границы. В 2007 году президент Вике-Фрейберга отказалась от своих территориальных притязаний, высказав надежду, что это: «поможет разморозить реально замороженные отношения с восточным соседом».

Финляндия: карельский вопрос

В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии все растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. О предстоящей публичной дискуссии, посвященной гипотетическим путям возврата Карелии, которая может состояться в самое ближайшее время, сообщили «Вести Карелии». По их словам, среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti.

За свою историю Карелия была и шведским герцогством, и Корельским уездом, и Олонецким наместничеством. Эта земля не раз становилась спорной.

Карельский вопрос возник в результате условий Тартуского мирного договора 1920 года, по окончанию гражданской войны в Финляндии и советско-финской войны. По его условиям, Западная Карелия переходила в собственность Финляндии. Территории были возвращены в ходе Второй мировой войны, а карело-финское население эвакуировано в Финляндию. В 1956 году Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР.

Несмотря на то, что Финляндия официально не поднимает вопроса о пересмотре границ, в стране, по данным последних опросов, 38% респондентов выступают за возвращение Западной Карелии. В 2011 году лидер уже известного нам движения ProKarelia, Вейкко Сакси выступал с подобной инициативой, сообщая, что возвращение Карелии Финляндии соответствует всем нормам Евросоюза. Однако президент Финляндии, Саули Ниинисте, во время своего рабочего визита в Москву в 2013 году, опроверг эту информацию, заявив, что ни разу не услышал подобного предложения среди финских законодателей.

Китай: спор о 17 гектарах

На сегодняшний день, Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Россия не исключение. Совсем недавно, в 2005 году российско-китайская граница претерпела изменения в виде 340 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, в месте слияния рек Амур и Уссури, перешли под юрисдикцию КНР. Однако на этом, в территориальных претензиях Китая к России, не была поставлена точка.

Карта территориальных претензий Китая.

В 2012 году, при проверке государственной границы между странами, Китай заявил о необходимости сместить ее вглубь России, выдвинув претензию на «исконно китайские» 17 гектаров алтайской горной местности. Стоит отметить, что спор возник из-за небольшого участка труднодоступной территории, расположенной на высоте 2500-3000 метров, и не оборудованной, на данный момент, пропускными пунктами. В итоге, китайская сторона не смогла предоставить никаких документов в поддержку своих притязаний на алтайские 17 гектаров, превратившихся, в одночасье, в спорные территории.

Украина: Крым

Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, на котором подавляющее большинство крымчан проголосовали за воссоединение с Россией.

При выходе из состава Украины Крым использовал те же основания, что и она в 1991 году при выходе из состава СССР, а именно:
Право народов на самоопределение
Угроза безопасности из-за государственного переворота

Продолжение многовековых исторических традиций

Украина, в состав которой Крым входил до этого, в момент проведения референдума уже утратила ранее существовавшую государственность, поскольку переворот, в ходе которого действующий президент был низложен парламентом с явными нарушениями конституционных процедур, автоматически поставил вне конституции всю власть в стране и юридически уничтожил государство как таковое.

Результаты референдума открыто не признаются Украиной и Западом, остальной мир в массе своей просто обходит вопрос стороной. Тема в любом случае ещё на какое-то время останется открытой, помимо прочего и потому, что в 1954 году Крым был передан Украине с другими границами - с тех пор северная часть Арабатской косы с селом Стрелковое остаются до сих пор в Херсонской области. В целом же вопрос тесно связан с дальнейшей судьбой Новороссии.

Территориальные претензии по всему миру

Сегодня мир насчитывает около 50-ти оспариваемых территорий в мире. С развитием науки и техники, некоторые споры перешли даже в космическое пространство, а также завязаны на территориях, в целом непригодных для проживанию, но имеющих серьезные запасы природных ресурсов.

1. Нагорный Карабах

Одним из самых серьезных конфликтов, относительно территории, следует выделить спор между Арменией и Азербайджаном за территорию Нагорного Карабаха. Сегодня Нагорный Карабах де-факто независимое государств, именующее себя Нагорно-Карабахской Республикой. Азербайджан и международное сообщество считают Нагорный Карабах частью Азербайджана.

2. Кашмир

На севере Индийского субконтинента имеется спорная территория Кашмир, права на которую оспаривает Китай, Пакистан и сама Индия. Страны на сегодня "поделили" Кашмир следующим образом - Пакистан фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира, Китай северо-восточную часть территории Кашмира. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир.

3. Тибет

Один из самых заметных споров - претензии между Китаем и Индией на Тибет. Эта ситуация остается неразрешенной в течении 50-ти лет, начиная с 1959 года, когда широкую огласку получил первый вооруженный конфликт, касательно территории.

4. Голанские высоты

Спор между Сирией и Израилем, относительно Голанских высот не урегулирован до сих пор. В 1967 году территория была аннексирована Израилем, в 1973 году ООН установила буферную зону, но статус территорий не признан до сих пор.

5. Нью-Мур

Поразительно за что только не бьются люди. Яркий пример островок, точнее коса, в 10 квадратных метров, который как появился в 1970 году, так и исчез в 2010, но на протяжении 40 лет за него боролись Бангладеш и Индия.

6. Бир-Тавиль

Еще один удивительный спор между Египтом и Суданом, относительно территории Бир-Тавиль. Удивительно то, что обе страны пытаются не забрать, а избавиться от этого куска земли.

7. Сомалиленд

В 1991 году на территории Сомали образовалось новое самопровозглашенное государство Сомалиленд, с населением около 3 миллионов человек. Является непризнанным государством по сей день.

8. Косово

Десятилетия вооруженного конфликта, привели к тому, что в 2008 году Косово провозгласило независимость от Сербии. В течении последующих лет оно было признано многими странами, включая Британию, США и др. Однако Россия и Китай вступили категорически против.

9. Приднестровье

Узкая полоса - Приднестровская республика, расположенная между Украиной и Молдовой стала спорной территорией на долгие годы и по сей день эта автономная единица практически во всем мире считается принадлежностью Молдовы.

10. Острова Спратли

Один остров, 750 человек на нем и семь государств, которые бьются друг с другом за обладание этим клочком земли. А все потому, что там есть газ, нефть и много-много рыбы.

11. Абхазия и Южная-Осетия

Обе республики добивались своей независимости от Грузии около столетия, жесткие конфликты, в которых принимала участие и Россия привели к тому, что сегодня их независимость признали лишь несколько стран - Россия, Венесуэла, Никарагуа и несколько Тихоокеанских островов.

12. Антарктида

Самой активной страной, пытавшейся застолбить за собой претензии на ледовый континент, была Великобритания. Её намерения оспаривали Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили. Намерения сторон грозили перерасти в Антарктическую войну.

Попытки прекратить раздел Антарктиды еще в конце 1940-х годов предпринимали США и Индия. Однако встречи и конференции, которые они проводили, никаких результатов не дали. Прогресса удалось достичь лишь в 1959 году, когда 12 государств подписали Антарктический договор - своего рода международный свод правил поведения на континенте. Помимо семерки стран - претендентов на территории в Антарктиде, подписи под документом поставили представители Бельгии, СССР, США, ЮАР и Японии. Все они на момент создания договора вели на континенте активные исследования. Сейчас число подписантов договора увеличилось до 50 стран, причем право голоса имеют только 22 из них - те, чьи исследователи наиболее активно участвуют в изучении Антарктиды.

Стержнем соглашения стал постулат о том, что Антарктика объявляется мирной зоной, где запрещено размещать любые военные базы, проводить маневры и испытывать оружие, в том числе атомное. Вместо этого регион должен был стать площадкой для масштабных научных исследований, результатами которых стороны могли бы свободно обмениваться.

13. Луна

Развитие науки и техники, привело к тому, что споры возникают даже за пределами Земли. Несмотря на то, что Договор о Луне провозглашает оную свободной от претензий на собственность, имеются многочисленные лазейки, которыми спешат воспользоваться некоторые страны. Так например США предлагал придать статус памятника следам астронавтов, побывавших на Луне, а некоторые предприимчивые товарищи продают участки на Луне в личное пользование. К сожалению законодательство, относительно небесных тел таково, что любое государство, установившее свое оборудование на астероиде или спутнике становится единоличным хозяином. Отметим, что споры из-за Луны идут не просто так, например в регионах Моря Спокойствия и Океана Бурь, например, находятся огромные месторождения ильменита - минерала из которого относительно дёшево могут быть получены кислород, железо, оксид титана и сам титан.

В целом же, судя по тенденции, в скором времени следует ожидать разделов Луны и иных небесных тел, по образу Антарктиды.

14. Кипр

В декабре 1963 г. обострившиеся отношения между кипрскими греками и турками, вызванным вмешательством во внутренние дела Кипра, совместная деятельность греческих и турецких членов Палаты представителей прекратилась. С 1975 г. руководство турецкой общины провозгласило в одностороннем порядке в северной части острова кипрское государство "Турецкая республика Северного Кипра”, где была одобрена конституция и законодательная ассамблея. Сегодня это государство признано только Турцией.

Территориальные претензии к России

Весь послевоенный период российско-японские отношения осложняет проблема, получившая название проблема северных территорий. Рассматривать эту проблему важно в контексте всего процесса размежевания России и Японии. Его начало уходит в первую половину $XIX$ века. В это время в районе Курильских островов произошла встреча русских и японцев. Русские промышленники интересовались здесь промыслом морских животных, а японцев острова Хоккайдо интересовало рыболовство. Открыты были Курильские острова русскими в $XVII$ веке, они же начали их осваивать. Острова населяли коренные жители – айны, которых привели в подданство русского царя.

Первый договор о границах был заключен в $1855$ г. По договору за Россией закреплялась северная часть Курил, а их южная часть закрепилась за Японией. Точкой размежевания стал остров Итуруп. Территория Сахалина объявлялась неразделенной.

Новый пограничный договор между Россией и Японией был заключен в $1875$ г. В договоре прописывалось, что северная часть Курил отходит Японии, а весь Сахалин принадлежит России. Оккупация всего Сахалина произошла в ходе русско-японской войны $1904$-$1905$ гг. Позже по Портсмутскому мирному договору Япония получила его южную часть. В разгар Великой Отечественной войны СССР сумел избежать втягивания в военные действия на Дальнем Востоке благодаря Пакту о нейтралитете, подписанном в $1941$ г.

Вступление СССР в войну с Японией Сталин, в ходе переговоров со странами антигитлеровской коалиции, обусловил целым рядом требований.

Они заключались в следующем:

  1. Возвращения южной части Сахалина Советскому Союзу;
  2. Восстановление права аренды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним, утраченные в период русско-японской войны;
  3. Возвращение Курил в качестве компенсации;
  4. Возвращение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проданной Японии в 1935 г.

В апреле $1945$ г. Пакт о нейтралитете с Японией СССР расторг. В ходе военных действий Южный Сахалин и Курильские острова были освобождены. В следующем году освобожденные территории вошли в состав Сахалинской области РСФСР. По договору с Китаем СССР получил Порт-Артур, Дальний и КВЖД, а в результате победы китайских коммунистов в гражданской войне возвратил их. В $1951$ г. Япония отказалась от Южного Сахалина и Курил.

В $1956$ г. между СССР и Японией произошло восстановление дипломатических и консульских отношений и СССР, остров Шикотан и островную гряду Хабомаи, готов был передать Японии.

Ситуация вокруг мирного договора с Японией с $1960$ по $1990$ гг. была заморожена . Одна сторона отрицала существование территориальных проблем, а другая выступала за возвращение северных территорий.

С распадом СССР руководство России пыталось активизировать диалог с Японией, но, безрезультатно.

С приходом В.В. Путина в отношениях с Японией начался новый этап – подписание российско-японского плана действий, чтобы придать новое качество двусторонним отношениям.

В рамках принятого плана стороны определили для себя задачи:

  1. Для решения имеющихся проблем активизировать переговоры;
  2. Важность заключения мирного договора должна разъясняться общественности обеих стран;
  3. Безвизовый обмен между островитянами и японскими гражданами;
  4. Сотрудничество в области морских биоресурсов;
  5. Совместная хозяйственная деятельность в районе островов.

По мнению К. Сивкова, первого вице-президента Академии геополитических проблем, японцы уверены в том, что Россия слабеет и воздействовать на неё можно по следующим направлениям:

  1. Экономическое давление через «большую семерку»;
  2. Информационное давление – Россия является агрессором;
  3. Прямое силовое одностороннее давление.

С целью решения территориального вопроса Япония использует дополнительные санкции на ряд российских организаций и частных лиц, якобы напрямую вовлеченных в конфликт на востоке Украины.

Территориальные претензии к Китаю

Камнем преткновения японско-китайских отношений является самый южный и стратегически важный остров Окинотори . С помощью искусственных коралловых рифов японцы увеличивают его территорию, о чем официально сообщают представители японского Управления рыболовства. В дальнейшем число коралловых колоний увеличится в $2$ раза, и появятся «десятки тысяч» таких насаждений, а это поможет разрешить спор с КНР.

Китай считает Окинотори «скалами », а не «островом» и не признает международного права Токио, чтобы учредить вокруг этого клочка суши $200$-мильную исключительную экономическую зону.

Ещё один территориальный спор между странами касается архипелага в Восточно-Китайском море. Суть спора заключается в том, что с $1885$ г. японское правительство утверждало, что острова необитаемы и следы китайского контроля над ними отсутствуют. На этом основании в $1895$ г. Япония официально включила острова Сенкаку в свой состав. После Второй мировой войны она потеряла все свои территории, приобретенные в $XIX$ веке, включая Сенкаку, которые оказались под юрисдикцией США. В $1970$ г. американцы вернули острова Японии. Китай в $1992$ г. спустя $20$ лет, заявил о своём несогласии и объявил территорию «исконно китайской». Территориальный спор между странами продолжается.

Территориальные претензии в Антарктике

В первой половине $XX$ века Япония заявила свои претензии на территориальный суверенитет над частью Антарктики. Подобные претензии связаны с тем, что ещё в $1910$-$1912$ гг. японцы совершили первую экспедицию в Антарктику. Экспедицией руководил лейтенант Сирасэ Нобу. В январе $1912$ г. он достиг $80$ параллели в точке пересечения её со $156$ меридианом. Дальнейшее продвижение к Южному полюсу экспедиция не смогла, и Нобу сделал вывод о том, что команда не готова. Место, где они остановились получило название Снежная долина Ямато и открытые земли объявили владениями Японии. О своих правах на открытые земли в Антарктике Япония официально заявила в $1939$ г. Территориальные претензии касались пространства, находящегося между сектором Росса и Фолклендским сектором.

По Сан-Францисскому мирному договору, заключенному в $1951$ г. Япония отказывается от всех территориальных претензий на права или интересы любой части Антарктического района. Ни одно государство мира сегодня официально не претендует на сектор Земля Мэри Бэрд и Земля Элсуорта, которые выдвигались до вступления в силу Договора об Антарктике. Только Норвегия выдвигает претензии на остров Петра Первого и Чили претендует на восточную часть до $90$ меридиана на западе. Согласно Договору об Антарктике Япония не может выдвигать территориальные претензии в этой зоне – это официально, а неофициально такие претензии выдвигаются. Более того, они имеют своеобразное обоснование, связанное с тем, что разведанные здесь месторождения углеводородов находятся на такой большой глубине, что никто кроме Японии не сможет заняться их добычей, потому что только Япония имеет необходимые технологии.

Замечание 2

Палатой представителей японского парламента в июле $2015$ г. был принят закон о расширении полномочий Сил самообороны. Аналитики считают, что данный закон даст возможность стране в вопросах территориальных претензий применять Силы самообороны.

Альянс НАТО – краеугольный камень безопасности в Европе и Северной Америке, один из наиболее неуспешных и сомнительных военных союзов в истории.

Официальное его название – Организация Североатлантического договора. Если исходить из названия, в союз должны входить страны, прилегающие к Северной Аталантике, которые обязуются защищать друг друга от военной угрозы.

Однако в нем есть и Турция, и Хорватия, и Болгария, и Венгрия. До Атлантики от этих стран довольно далеко.
Так кто же может стать членом альянса? Многие обозреватели считают, что речь идет о странах Европы, в которых установлена демократия и у которых нет неразрешенных территориальных споров с другими странами.

Сторонники этой точки зрения ссылаются на исследование о расширении НАТО 1995 года. В его шестой статье говорится: "Государства, в которых существуют межэтнические трения или территориальные споры... должны разрешить эти разногласия мирными способами... Разрешение подобных конфликтов будет одним из факторов, влияющих на решение пригласить страну в состав Альянса".

Формулировка достаточно четкая и ясная, но в реальной жизни - а в особенности в международных отношениях - редко бывают однозначно четкие и ясные моменты.

Буквально в следующей, седьмой статье того же документа подчеркивается, что "нет фиксированных или жестких критериев в вопросе о приглашении страны присоединиться к Альянсу".

Другими словами, это вопрос на самом деле политический. Что неудивительно, если учесть, что у многих стран НАТО на данный момент есть неразрешенные территориальные споры, причем часто друг с другом.

Споры между союзниками

Внутринатовских разногласий по вопросу суверенитета над определенными территориями довольно много.

США, Канада, Великобритания, Испания, Дания, Греция, Турция, Португалия, Италия, Франция, Словения, Германия – не только военные союзники, принявшие на себя обязательство защищать друг друга до победного конца в случае нападения, но и оппоненты, полагающие, что некоторые члены альянса незаконно считают ту или иную территорию своей.

Начнем с наиболее известных случаев:

В 1704 году Великобритания захватила небольшой испанский полуостров, названный в честь генерала Тарика ибн Зияда, который руководил завоеванием Испании арабскими силами. Его войска начали наступление именно с этого полуострова, который они назвали Джебель-Тарик. Позднее это название трансформировалось в местном произношении в Гибралтар.

Испания официально передала Гибралтар Англии по Утрехтскому договору 1713 года. Несмотря на это, в XVIII веке испанские силы несколько раз осаждали Гибралтар в надежде вернуть его испанской короне. Требования вернуть Гибралтар Мадриду возродил генерал Франко в 1950-е годы. Он даже организовал блокаду этого британского полуострова. Тем не менее, жители Гибралтара дважды (в 1967 и 2002 годах) путем референдума заявляли, что хотят оставаться под управлением Лондона. Оба раза за это проголосовали 99% гибралтарцев. Сейчас периодически возобновляются - как и всегда, безрезультатно - трехсторонние переговоры между правительствами Испании, Великобритании и Гибралтара по вопросу о будущем территории.

Никем не населенный остров Ганс площадью в 1,3 квадратных километра находится посередине пролива, разделяющего Канаду и Гренландию. И Канада, и Дания считают остров своей суверенной территорией.

Спор между Канадой и Данией пока не привел к вооруженным столкновениям, но с конца 1980-х годов на остров регулярно - хотя и не одновременно - прибывают военные корабли обеих стран, водружают свои флаги, и оставляют у подножья флагштока бутылку: канадцы оставляют виски, а датчане - шнапс. Чтобы избежать инцидентов, каждая сторона сообщает другой, что ее военные корабли или вертолеты направляются к острову. Пролив между Гренландией и Канадой часто замерзает, и, кроме того, в нем нередко встречаются большие айсберги - что, само собой, несколько затрудняет мореходство. Это обстоятельство, возможно, в определенной степени охлаждает пыл Копенгагена и Оттавы.

Кому именно принадлежит вершина горы Монблан, до конца не ясно

После объединения Италии в XIX веке Франция и Италия подписали остающийся до сих пор в силе договор, согласно которому граница между ними на горе Монблан проходит по нижней кромке ледника. А сама вершина находится, естественно, в самой высокой части этого ледника. При этом вершина не считается ничейной территорией (terra nullius), так как в соответствии все с тем же договором хозяйственными делами на горе занимаются два местных муниципалитета – один с французской, другой - с итальянской стороны. До сих пор Франция и Италия не конфликтовали по вопросу о пике Монблана.

Город Оливенса и прилегающая к нему территория перешли от Португалии к Испании в результате Бадахосского мирного договора 1801 года. Впоследствии Португалия денонсировала этот договор и требует возврата Оливенсы.

Несмотря на территориальный спор о принадлежности Оливенсы, отношения между Мадридом и Лиссабоном остаются настолько теплыми, что в 2008 году муниципалитеты по обе стороны границы, в том числе и Оливенса, вошли в общий еврорегион и тесно сотрудничают друг с другом.

При создании Турецкой Республики по окончании Первой мировой войны и разделе территории бывшей Османской империи Греция получила практически все острова в Эгейском море, некоторые из которых находятся в непосредственной близости от турецкого побережья. Это вызывает серьезные трения между Грецией и Турцией.




Греция и Турция уже много десятилетий не могут прийти к соглашению по вопросу о точной делимитации прибрежных вод и воздушного пространства, что уже несколько раз едва не привело к прямому вооруженному столкновению между этими союзниками по НАТО. Кроме того, до сих пор не разрешен вопрос о том, какой из стран принадлежат несколько скал в Эгейском море.

С момента провозглашения независимости обеих стран Хорватия и Словения не могут договориться о прохождении морской границы в Пиранском заливе в Адриатическом море.

Две страны решили обратиться в международный арбитраж в 2009 году. Однако в начале 2015 года Хорватия высказала свои сомнения в непредвзятости словенского судьи, входящего в состав арбитражного суда, и объявила о своем выходе из арбитража. Спор продолжается.

Канада настаивает, что северо-западный морской путь, ведущий из Атлантического океана в Тихий и проходящий между канадскими островами в Арктике, входит в ее территориальные воды, в то время как США рассматривают его как международный пролив и время от времени направляют туда свои военные корабли, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. В ответ Канада приступила к строительству военных баз на своих арктических территориях.

Канада и США также оспаривают целый ряд небольших островов на границе между провинциями Нью-Брансвик и Британская Колумбия с одной стороны, и штатами Мэн, Вашингтон и Аляска - с другой. Обе страны также спорят о конкретном прохождении морской границы в ряде проливов, например, в проливе Хуан-де-Фука.

Споры со странами, не входящими в НАТО

Не все территориальные споры разрешаются со временем полюбовно, ведутся мирно или по сути игнорируются обеими сторонами. Иногда дело доходит до реальных военных действий.

Фолклендские острова, с населением чуть менее 3000 человек, управляются Великобританией с 1833 года. Аргентина примерно с тех же пор заявляет, что острова принадлежат ей по праву.

В 1982 году вооруженные силы Аргентины вторглись на Фолклендские острова и заняли их. В ответ Лондон направил экспедиционные силы для их освобождения.

Фолклендскую войну выиграла Великобритания, однако Аргентина до сих пор активно настаивает на том, что Лондон управляет островами незаконно, хотя и утверждает, что не намерена больше применять силу в поддержку своих заявлений.

Некоторые территориальные споры удается со временем разрешить путем переговоров.

Один из крупнейших территориальных споров Великобритании затрагивал Ирландию. После раздела Ирландии на Ирландскую республику и Северную Ирландию, оставшуюся под контролем Лондона, конституция Ирландии по-прежнему утверждала, что территорией республики является весь остров - то есть и Северная Ирландия. Вопрос был разрешен лишь в декабре 1999 года, когда в рамках мирного процесса в Северной Ирландии избиратели Республики Ирландия на референдуме одобрили изменения в этой части своей конституции. Теперь правительства как в Дублине, так и в Лондоне официально признают, что Северная Ирландия теоретически может воссоединиться с Ирландской республикой, но лишь в том случае, если это предложение будет одобрено на всенародном референдуме.

Тем не менее, территориальные споры между Ирландией и Великобританией на этом не завершились. Разногласия затрагивают точное прохождение границы в заливах Лох-Фойл и Карлингфорд-Лох.

Еще в относительно недавнем прошлом у Великобритания была огромная империя, и у страны до сих пор остаются территориальные споры практически на каждом континенте.

Архипелаг Чагос в южной части Индийского океана считался частью Маврикия вплоть до обретения независимости этим островом. Но в 1965 году, за три года до обретения Маврикием независимости, Великобритания вывела этот архипелаг из состава Маврикия.

Правительство Маврикия убеждено, что Лондон незаконно присоединил к своим заморским территориям архипелаг Чагос в южной части Индийского океана. На острове Диего-Гарсия, входящем в состав архипелага, расположена огромная военно-воздушная база США. Для ее строительства Лондон выселил все местное население Чагоса, депортировав жителей на Маврикий. Они по сей день добиваются права вернуться на родные острова.

У Франции есть неразрешенные территориальные споры с целым рядом стран:

С Мадагаскаром Франция не поделила несколько никем не населенных атоллов, скал, рифов и песчаных отмелей в Индийском океане. Речь идет о рифе дю Гейзе, островах Бассас-да-Индия, острове Европа и острове Жуан-ди-Нова в Мозамбикском проливе, которые Франция оставила за собой после обретения Мадагаскаром независимости. Так как в этом проливе могут находиться запасы нефти и природного газа, а также просто из принципа, Мадагаскар заявляет, что эти острова и рифы по праву принадлежат ему.

Эти территории Франция называет островами Эспарсе (или Разбросанными островами). Они входят в состав Французских Южных и Антарктических территорий и управляются с острова Реюньон в Индийском океане, который является департаментом Франции. Кроме того, Франция считает своей территорией острова Глорьёз, к северу от Мадагаскара, с чем Антананариву категорически не согласен. К востоку от Мадагаскара находится необитаемый остров Тромлен, на котором расположена метеорологическая станция. Несмотря на то, что на него претендует Мадагаскар, правительства Франции и Мадагаскара пришли к соглашению совместно управлять островом.

Острова Майотта географически входят в состав Коморского архипелага, к северо-востоку от Мадагаскара. В течение веков Майотта управлялась арабами. В XIX веке Майотта была завоевана королем Мадагаскара, а в 1841 году их купила Франция.

Когда в 70-х годах зашла речь о независимости Коморских островов, жители Майотты на референдуме 1974 года решили остаться в составе Франции. В 2011 году Майотта стала заморским департаментом и тем самым территорией Европейского союза. Правительство Коморских островов считает Майотту своей территорией, о чем написано в конституции страны. В 1976 году 11 из 15 членов Совета Безопасности ООН поддержали проект резолюции, признающий суверенитет Коморских островов над Майоттой, однако Франция наложила на проект резолюции свое вето.

Необитаемые вулканические острова Матью и Хантер находятся в южной части Тихого океана, в 300 километрах к востоку от Новой Каледонии и к юго-востоку от Вануату (бывших Новых Гебридских островов). Страна Вануату считает их частью своей провинции Тафеа и объявила о своих притязаниях на острова сразу по обретении независимости в 1980 году.

Ради поддержания своего суверенитета над островами Матью и Хантер Франция построила на одном из них метеорологическую станцию. Кроме того, оба острова регулярно посещают корабли военно-морского флота Франции. Однако, кроме заявления о своих притязаниях на острова Матью и Хантер, правительство Вануату пока не предприняло никаких других шагов по их возвращению.

В XIX веке Голландия (которая тогда управляла Суринамом) и Франция пришли к соглашению о том, что граница между Французской Гвианой и Суринамом должна проходить по реке Морони.

В 1885 году вопрос о точном прохождении границы между Суринамом и Французской Гвианой вновь стал актуален, так как в верховьях Морони было обнаружено золото. Обе страны обратились к российскому царю Александру III с просьбой разрешить этот вопрос. Тот постановил, что река Морони вытекает из реки Лава, и, соответственно, граница проходит по этой реке тоже. Но вплоть до сегодняшнего дня нет согласия по вопросу истоков реки Лава. Голландия, а за ней и сегодняшний Суринам, считают, что она вытекает из реки Маровини, далее на восток, а Франция считает, что она вытекает из реки Литани, к западу. Суринам до сих пор претендует на часть Французской Гвианы, хотя эксперты считают, что если тот обратится в международный арбитраж, то скорее всего проиграет.

На северном побережье Африки находятся два испанских города – Сеута и Мелилья. Сеута изначально была завоевана Португалией, но с 1668 года управляется Испанией. Мелилья была завоевана Испанией в 1497 году. Марокко уже много десятилетий заявляет, что эти два города является неотъемлемой частью ее территории. Испания, со своей стороны, отрицает эти заявления и утверждает, что не намерена даже обсуждать этот вопрос с кем бы то ни было.

Несмотря на территориальные притязания Марокко, Рабат и Мадрид на практическом уровне сотрудничают друг с другом по вопросам охраны границы, борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией и так далее. Кроме того, Марокко претендует на острова Чафаринас у атлантического побережья, которые находятся под контролем Испании с 1848 года. За исключением небольшого гарнизона, острова необитаемы. Марокко также претендует на островок Пеньон-де-Алусемас, размером в 0,015 квадратных километра, находящийся в 300 метрах от средиземноморского побережья Марокко, а также на испанские скалу Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомер и островок Перехиль в Гибралтарском заливе.

На стыке границ Австрии, Германии и Швейцарии находится Боденское озеро (также известное как Констанцкое). Это единственное место в Европе, где не проведены четкие границы между тремя странами

Швейцария считает, что граница проходит посередине Боденского озера. Австрия настаивает на том, что озеро принадлежит всем трем прибрежным странам. Германия занимает неопределенную позицию. Вопросы, связанные с водным транспортом и рыболовством, регулируются отдельными договорами.

Территориальные споры США с другими странами затрагивают в основном небольшие острова. Споры у Вашингтона существуют с рядом стран.

На необитаемый риф Бахо-Нуэво, кроме США, претендуют Колумбия, Ямайка и Никарагуа. Контроль над рифом осуществляют США, но военно-морские силы Колумбии регулярно заходят в прилегающие воды. Все страны надеются расширить свою исключительную экономическую зону вокруг островов. Ранее на Бахо-Нуэво также претендовал и Гондурас, но в 1999 году он подписал договор с Колумбией о морской границе, согласно которому Тегусигальпа признает риф колумбийским. Кроме того, Вашингтон спорит с Гаити по поводу необитаемого островка Навассо, который управляется США с базы в Гуантанамо на Кубе. На остров также с 1801 года претендует Гаити, и конституция страны утверждает, что остров принадлежит ей.
США, Куба и Мексика не могут прийти к соглашению по вопросу о том, кому именно принадлежат какие части континентального шельфа в Мексиканском заливе.

Территориальные споры США затрагивают и Тихий океан.

Токелау – самоуправляющаяся территория Новой Зеландии в южной части Тихого океана. Один из островов архипелага - остров Суэйнс - в XIX веке перешел во владение США согласно принятому в 1856 году закону, позволявшему гражданам США завладевать островами с залежами гуано, расположенными где угодно в мире и вне юрисдикции других стран.

Остров Суэйнс находится в юрисдикции Американского Самоа. Несмотря на то, что к концу ХХ века Новая Зеландия признала суверенитет США над этим островом с населением в 17 человек, в конституции самих Токелау четко написано, что этот остров является неотъемлемой частью Новой Зеландии.

Маршалловы острова – республика в Тихом океане, ассоциированная с США (США обеспечивают оборону страны). К северу от Маршалловых островов находится остров Уэйк, принадлежащий США. На него претендуют Маршалловы острова, где этот остров называется Энен-кио. На острове Уэйк находится крупная база США.
Большая часть границы между Хорватией и Сербией проходит по реке Дунай. Сербия считает, что граница проходит посередине русла реки. Хорватия, со своей стороны настаивает на том, что граница должна соответствовать кадастровым границам местных муниципалитетов. Кадастровые границы соответствует курсу Дуная в XIX веке, но с тех пор он во многих местах изменился.

Площадь спорных территорий между Хорватией и Сербией достигает 140 квадратных километров. Вопрос о точном прохождении границы впервые поднимался в 1947 году, но затем, во время существования Югославской Федерации, не представлял проблем. Статус спорных территорий снова оказался на повестке дня после распада Югославии. На данный момент линия фактического контроля соответствует позиции Сербии.




Территориальные претензии Японии

Сегодня у Японии существуют территориальные споры практически со всеми соседями. В 2005 г. в новую стадию вступил многолетний спор между Японией и Республикой Кореей, которую поддерживает КНДР, по проблеме принадлежности островов Токто (японское название Такэсима). Необитаемый остров Токто, расположен в Японском море (корейское название - Восточное море) и позволяет контролировать его южную акваторию и выход в Восточно-Китайское море (через Цусимский пролив). Обладание им, кроме стабильных транзитных доходов, дает преимущество в разработке в его районе запасов нефти и газа, которые были обнаружены там в первой половине 1980 гг. в размере около 60 млн. т. Это достаточно весомый аргумент для борьбы за него, так как Япония, КНДР и Южная Корея почти на 100% зависят от импорта этих ресурсов. В том же районе имеются крупные запасы многих высокоценных видов морских биоресурсов, являющиеся едва ли не самыми значительными в бассейне Японского (Восточного) моря. В 1905 году, после окончания русско-японской войны и начавшейся японской экспансии на Корейском полуострове, Токио включил их в состав своей префектуры Симанэ. В начале 1950-х годов Сеул занял эти острова, провозгласив, что они веками входили в состав корейского государства и были незаконно захвачены. В настоящее время там находится небольшой гарнизон сеульской морской полиции Золотов Е. К вопросу о ситуации вокруг острова Токто//Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - №5. - С.42-43..

По инициативе законодательства префектуры Симанэ 23 февраля было объявлено «Днем Такэсима». Этот шаг не был официально поддержан, но и не был осужден центральными властями Японии. Тем не менее, двусторонние отношения между странами обострились: были прерваны переговоры Японии и Республики Корея о создании зоны свободной торговли, отменены запланированные визиты высокопоставленных корейских чиновников в Японию Павлятенко В., Семин А., Тебин Н., Щербаков Д. Япония в 2005 году//Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - №5. - С.105.. В октябре 2006 года состоялся визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Сеул и его встреча с президентом Республики Корея Но Му Хёном, первый саммит глав двух государств после годичного перерыва. Руководители двух государств заявили о намерении содействовать развитию японо-корейских отношений, «направленных в будущее» Гринюк В. Япония: проблема исторической ответственности//Проблемы Дальнего Востока. - 2007. - №5. - С.47.. Однако, в марте 2009 года председатель Демократической партии Японии Итиро Оидзава предложил купить остров у Кореи, на что корейские власти ответили резким осуждением данного предложения Оидзава предлагает купить спорный остров у Южной Кореи//Kyodo News.

Отношения с Китаем в последние годы строятся по принципу «горячо в экономике, холодно в политике». Между Токио и Пекином фактически отсутствует конструктивное взаимодействие в политической сфере, отсутствует прогресс в разрешении проблем, которые периодически вызывают обострение отношений: различия в подходах к тайваньскому вопросу, территориальный спор в отношении островов Сенкаку (Дяоюйдао) и др. Острова Сенкаку (в китайской картографии - Дяоюйдао) включают пять необитаемых островов и три рифа общей площадью около 6,32 км?, расположенные в южной части Восточно-Китайского моря в 175 км к северу от о.Исигаки, в 190 км к северо-востоку от о.Тайвань и в 420 км к востоку от материкового Китая. Острова Сенкаку контролируются Японией, а их принадлежность оспаривают Китай и Тайвань.

До второй половине XIX в. архипелаг оставался необитаемым, в источниках не содержатся сведения о попытках освоения этой территории ни со стороны императорского Китая, ни со стороны Японии. Лишь в 70-х-80-х гг. XIX в. Япония начинает проявлять интерес к архипелагу Сенкаку, расположенному в непосредственной близости от островов Рюкю - острова Сенкаку появляются на официальных картах Японии. Японское правительство не запрещало японским рыбакам вести промысел вблизи архипелага, считая эти необитаемые острова ничейной территорией. В свою очередь китайское правительство не высказывало протеста в отношении действий японских рыбаков. На основании этого можно заключить, что китайское правительство не рассматривало архипелаг Сенкаку как территорию, принадлежащую Китаю.

Острова не пользовались широкой известностью и не вызывали территориальных разногласий до того, как в 1968 г. экономическая комиссия ООН по Азии и Дальнему Востоку не опубликовала доклад, в котором сообщалось, что вблизи островов Сенкаку в континентальном шельфе Восточно-Китайского моря может находиться богатое нефтяное месторождение. Осенью 1968 г. ученые из Японии, Республики Корея и Тайваня провели исследования дна Восточно-Китайского моря, которые показали, что к северо-востоку от Тайваня, в районе общей площадью 200 тыс. км? находится богатое нефтяное месторождение. Таким образом, территориального конфликта по вопросу о принадлежности архипелага Сенкаку с момента окончания второй мировой войны в 1945 г. до 1970 г. еще не существовало. Из-за своей малой значимости необитаемый архипелаг Сенкаку даже не был упомянут в тексте Сан-Францисского мирного договора с Японией.

Тайвань впервые официально высказал свои претензии на суверенитет над островами Сенкаку в сентябре 1970 г. В октябре 1970 г. КНР, до сих пор хранившая молчание относительно проблемы архипелага Сенкаку, заявила о своих территориальных претензиях на острова Дяоюйдао (Сенкаку). Однако, после установления дипломатических отношений между КНР и Японией (сентябрь 1972 г.) конфликт во многом потерял свою остроту. Новое обострение произошло лишь в середине 1990-х гг. Ухудшение китайско-тайваньских отношений в связи с военными учениями, проведенными КНР накануне выборов президента Тайваня в марте 1996 г., вызвало серьезные опасения у жителей Японии. Если бы эти события переросли в военный конфликт, Китай захватив Тайвань, возможно, попытался бы овладеть и островами Сенкаку, контролируемыми Японией. Появилась опасность развязывания военных действий между двумя странами.

В последнее время обострилась проблема освоения газоносного шельфа в Восточно-Китайском море на стыке исключительных экономических зон. Китай не признаёт японский вариант прохождения разделительной линии шельфа и уже начал промышленную добычу газа в спорном районе. В свою очередь, японское правительство выдало лицензии японским компаниям на разведку и добычу газа в этом районе. Японская сторона разрабатывает меры по обеспечению безопасности деятельности японских компаний силами самообороны. Для этого в южные районы Японии передислоцированы подразделения сил самообороны из состава Северной армии (Хоккайдо) Павлятенко В., Семин А., Тебин Н., Щербаков Д. Япония в 2005 году//Проблемы дальнего востока. - 2006. - №5. - С.106-108.. Новый виток обострения конфликта вокруг этих территорий приходится на февраль 2009 года, когда премьер-министр Японии Таро Асо заявил о том, что Япония и США будут сотрудничать друг с другом в случае любого возможного нападения третьей страны на оспариваемые острова в Восточно-Китайском море. В ответ Китай выдвинул протест и заявил, что острова «являются территорией Китая и Китай имеет неоспоримый суверенитет над ними»Цит. по: Китай протестует против замечания Таро Асо касательно оспариваемых островов//Kyodo News, 27.02.2009. До настоящего времени соглашение между Японией и КНР по вопросу о принадлежности архипелага Сенкаку так и не было достигнуто.

Важное место во внешней политике Японии занимают отношения с Россией. Однако, подчеркивая стремление Токио к развитию отношений во всех сферах, премьер-министр Японии подчёркивает, что Япония не собирается отходить от своих позиций в вопросе о принадлежности Южных Курил.

Курильские острова - это цепочка островов, расположенная восточнее Сахалина, общей площадью 5,2 тыс. км?. Острова представляют собой естественный рубеж России со стороны Тихого океана при подходах к Охотскому морю и Приморью, существенно расширяют сферу материковой обороны, обеспечивают безопасность путей снабжения военных баз, расположенных на Камчатке, контроль за морским и воздушным пространством над Охотским морем. Обладают богатыми природными ресурсами (минеральные, в том числе единственное в мире месторождение рения на Итурупе, водные биоресурсы).

Северная и центральная часть Курильской гряды были открыты русскими мореплавателями в XVI-XVII веках. В 1786 году императрица России Екатерина II провозгласила Курилы российскими владениями. В 1855 году в японском порту Симода был подписан первый русско-японский договор -- Симодский трактат о торговле, установивший границу между двумя странами между островами Уруп и Итуруп. К Японии отходили Итуруп, Кунашир и группа островов Хабомаи, остальные Курилы объявлялись владениями России. В 1875 году по Петербургскому договору Россия передала Японии 18 Курильских островов в обмен на отказ японской стороны от прав на Сахалин. Граница между двумя государствами прошла через пролив между мысом Лопатка на Камчатке и островом Шумшу. В 1905 году после поражения России в Русско-японской войне был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии южную часть Сахалина. В 1925 году СССР официально заявил об отказе признавать границы по Портсмутскому договору. В феврале 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли договоренности о вступлении СССР в войну с Японией при условии возвращения ему по окончании войны Южного Сахалина и Курил. В апреле 1945 года СССР денонсировал мирный договор и в августе начал боевые действия против Японии. В феврале 1946 года СССР объявил о включении Курил в свой состав. До начала 1990-х годов позиция правительства СССР состояла в том, что вопрос территорий между СССР и Японией решен и закреплен соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться. Признание факта существования территориальных претензий Японии впервые зафиксировано в подписанном Михаилом Горбачевым в 1991 году советско-японском заявлении Кошкин А.А. Россия на Курилах//Проблемы Дальнего Востока. - 2007. - №1. - С. 92-96.. С этого времени существенных изменений в вопросе о принадлежности Курильских островов не было, так как ни одна из сторон не собирается отступать. Практически все премьер-министры Японии, избранные за последние два десятилетия, во время предвыборной агитации делали акцент на том, что Япония не отступится от своих требований.

В феврале 2009 года премьер-министр Японии Таро Асо отметил: «Россия - это важная соседняя страна с точки зрения обеспечения мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для того, чтобы поднять наши отношения с Россией на высокий уровень, необходимо добиваться окончательного решения территориальной проблемы, которая остаётся самым крупным нерешённым вопросом» Россия и Япония решат Курильский вопрос?//Kyodo News, 08.02.2009.предлагалось несколько возможных вариантов разрешения спора, например так называемый «50х50», подразумевающий разделение островов между Россией и Японией пополам. При этом за Россией остается только Итуруп, чья площадь составляет 62% территории островов (этот проект не получил активной поддержки ни от одной из сторон).

Однако, в последние несколько месяцев, после назначения на пост премьер-министра Японии Юкио Хатаяма, который перед избранием на пост главы правительства заявлял, что намерен добиться прогресса в переговорах с Россией по Курилам за год?два, наблюдается очередное обострение ситуации вокруг островов. 11 июня 2009 года нижняя палата японского парламента одобрила законопроект, подтверждающий права государства на 4 принадлежащих России острова. Согласно законопроекту, за который депутаты проголосовали единогласно, острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и группа островов Хабомаи являются неотъемлемой частью Японии. Также закон расширяет правила безвизового режима на Курилах. Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков основной причиной такого решения видит то, что «японцы уверены: Россия слабеет, и ее вооруженные силы подошли к такому состоянию, когда не могут обеспечивать полноценную безопасность» Резчиков А. Япония может пойти на силовой сценарий//Взгляд. - 20.11.2009.. Он считает, что возможны воздействия по нескольким направлениям: экономическое давление на Россию через «большую семерку»; второе - информационное давление, где Россия будет выставляться как агрессор, что уже делается в рамках Евросоюза. И последнее - прямое силовое давление. В случае ослабления российских вооруженных сил в этом регионе Япония может пойти на односторонние силовые меры по оккупации «северных территорий».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме