Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Теория всего. Какой вид наказания предусмотрен за незаконную прописку иностранных граждан или жителей россии Частью 1 3 статьи 322 уголовного кодекса

За указанные деяния виновному грозит наказание:

  1. До 200 тыс. р. штрафа (или в размере зарплаты/прочего дохода за полтора года).
  2. Принудительные работы.
  3. Тюремное заключение.

Продолжительность последних двух наказаний по ст. 322 УК РФ – до 2 лет.

Квалифицирующие составы

За пересечение госграницы России при въезде на территорию страны иностранным гражданином либо лицом, не имеющим гражданства, если он заведомо для них не разрешен по установленным в законодательстве основаниям, предусмотрены следующие виды наказания:

  1. До 300 тыс. р. штрафа.
  2. Лишение свободы.
  3. Принудительные работы.

Длительность последних двух санкций по ст. 322 УК РФ – до 4 лет. Преступления, предусмотренные в частях первой и второй, которые совершены организованной группой или по предварительному сговору, а также с использованием насилия либо под угрозой применить его, наказываются шестью годами тюрьмы.

Ст. 322 ч. 2 УК РФ: комментарии

Действие рассматриваемой статьи не охватывает случаи прибытия иностранных граждан и физлиц, не имеющих подданства/гражданства, с нарушением правил, установленных для правомерного пересечения госграницы страны, если:

  1. Указанные субъекты используют свое право на получение политического убежища. Такая юридическая возможность предусматривается в Конституции РФ.
  2. В действиях этих лиц отсутствует иной состав преступления.

Порядок, в соответствии с которым предоставляется политическое убежище для иностранцев и людей, не имеющих гражданства/подданства иной страны, регламентируется соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Объективная часть

В качестве непосредственного объекта посягательства выступает порядок пересечения госграницы, установленный в нормативных актах страны. Объективную сторону преступления по ст. 322 УК РФ формируют действия, состоящие в непосредственном переходе рубежа:


Ст. 322: примечание

В качестве обязательного признака объективной части посягательства выступает место его совершения. Им является госграница РФ. В качестве Государственной границы выступает линия и вертикальная поверхность, проходящая по ней, определяющая пределы территории страны (воздушного пространства, недр, вод, суши). Другими словами, это пространственный предел, до которого действует (или с которого начинает действовать) суверенитет государства. Пересечение госграницы лицами и транспортом на суше производится на путях международного автомобильного, железнодорожного сообщения или в других местах, установленных в соответствии с соглашениями России с другими странами или решениями правительства. Состав преступления по ст. 322 УК РФ считается формальным. Деяние считается завершенным с момента, когда виновный пересек госграницу (вне зависимости от направления).

Особенности пропуска

В качестве основания, разрешающего перемещение через госграницу грузов, лиц, транспортных средств, животных и товаров, выступают соответствующие действительные документы. Въезд на пропускные пункты, а также выезд, ввоз/вывоз объектов производится в специальных местах по пропускам. Они выдаются администрацией аэродромов, аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, станций, прочих транспортных предприятий после согласования с пограничными войсками и органами. Въезд/выезд российских граждан осуществляется по документам, подтверждающим их личность за пределами страны. Порядок, в соответствии с которым они выдаются и изымаются, установлен в ФЗ № 114. Иностранные лица и не имеющие гражданства должны при въезде и выезде предъявлять действительные документы, которые удостоверяют их личность, а также визу, если другое не предусматривается в международном соглашении.

Документы

При разбирательстве преступлений, попадающих по ст. 322 УК РФ, судебная практика ориентируется на ряд положений. В частности, документами, которым осуществляется въезд/выезд, являются:


Исключения

В законодательстве предусмотрен ряд обстоятельств, которые не охватываются рассматриваемой статьей. В частности, не будет считаться нарушением госграницы действия, совершенные при:

  • Несчастном случае.
  • Стихийном бедствии или аварии, угрожающих безопасности зарубежному судну (воздушному в том числе), военному иностранному кораблю, иному государственному объекту, используемому в некоммерческих целях.
  • Сильном шторме, ледовых условиях или ледоходе.
  • Буксировке поврежденного иностранного судна, военного в том числе, используемого в некоммерческих целях.
  • Доставке спасенных людей.
  • Оказании медпомощи пассажирам или членам экипажа.
  • Иных чрезвычайных обстоятельствах.

Субъективная часть

В качестве виновного может выступать физлицо (вменяемое), достигшее 16 лет. Субъективную часть преступления образует вина в виде прямого умысла. В диспозиции части второй присутствует указание на заведомость. Она означает, что виновный знал заранее, что его действия незаконны. Это объясняет характеристику субъективной стороны. Виновным может быть как российский гражданин, так и иностранец или физлицо, не имеющее гражданства.

Отягчающие обстоятельства

Они формулируются в части третьей рассматриваемой статьи. В частности, ответственность ужесточается за деяния, предусмотренные в ч. 1 и ч. 2, если они совершены:

  1. Организованной группой или субъектами, состоящими в предварительном сговоре.
  2. С использованием действий насильственного характера либо с угрозой их применения.

Определение понятия группы лиц, состоящих в предварительном сговоре, а также организованного преступного сообщества, раскрывается в ст. 35 Кодекса. Насильственными действиями при пересечении госграницы следует считать такой способ, который предполагает максимальное среднетяжелое нанесение ущерба здоровью. При причинении в ходе совершения преступления умышленного вреда физическому состоянию потерпевшего, деяние дополнительно квалифицируется по ст. 111 Кодекса. Угрозы могут выражаться в разных формах. Их характер всегда связан с физическим насилием. В данную категорию, в числе прочего, относят угрозы убийства. В таком составе в качестве дополнительного объекта выступает здоровье физлица (обычно служащих, контролирующих порядок пересечения госграницы России).

Дополнительно

За непосредственное пересечение госграницы ответственность установлена в ст. 322 УК РФ. Незаконная организация миграции выведена в отдельную норму. Лица, совершающие такое преступление, не рассматриваются как пособники или соучастники. Их ответственность квалифицируется по ст. 322.1 УК РФ. Отграничение предступления позволяет предотвратить деятельность преступных сообществ, обеспечивающих неправомерное перемещение субъектов через госграницу на коммерческой основе. Вероятность наступления уголовной ответственности ужесточает контроль деятельности пограничной службы. Установленная дифференциация стала особенно актуальна в условиях обострившегося миграционного кризиса.

Фиктивная постановка на регистрационный учет иностранца или лица без гражданства

Данное деяние образует отдельный от указанных выше состав и охватывается ст. 322.3. Фиктивная регистрация иностранцев или субъектов, не имеющих гражданства, по месту их пребывания в жилых помещениях на территории России наказывается:

  1. 3 годами принудительных работ.
  2. Тюремным заключением до 3 л.
  3. Штрафом в 100-500 тыс. р. или равном зарплате/доходу виновного за 3 г.

Дополнительно к двум первым наказаниям суд вправе запретить субъекту заниматься какой-либо определенной деятельностью или пребывать на конкретном посту в течение 3 лет. Комментарий ст. 322.3 УК РФ в качестве фиктивной регистрации называет постановку на учет при предоставлении заведомо ложных (недостоверных) документов либо сведений, а также при отсутствии намерения регистрируемых проживать (пребывать) в жилых помещениях или предоставить их принимающей стороной. Субъект может быть освобожден от ответственности по данной статье, если он способствовал раскрытию данного преступления, а в его действиях не выявлены признаки иного состава.

Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.


Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

  • если он получил постоянное гражданство и стал полноправным гражданином РФ;
  • когда для него оформлена временная регистрация в связи с получением вида на жительство;
  • если временная регистрация получена в связи с разрешением на временное пребывание;
  • поставлен на миграционный учёт.

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с зарубежным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:


В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.

Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).

Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо инсотранца наказывается в соответствии с УК.

Оправдательный приговор выносится очень редко, поскольку подобным деянием субъект выступает против интересов своей страны и её граждан. Подсудность этого дела – это уже районные суды и выше.

Если в судебном порядке будет доказана вина субъекта по рассматриваемой статье, его может ожидать следующее наказание:

  • штраф, равный 150-500 тысяч российских рублей либо же равные сумме заработной платы за время до 3 лет;
  • работы принудительного характера в течение трёх лет, при этом утрачивается право занимать некоторые должности;
  • арест на три года и лишение права на три года занимать определённые должности или выполнять некоторую деятельность.

В судебном акте будут указаны все условия исполнения принятого судебной инстанцией решения.


Предусмотрев подобное наказание, законодатель также в примечании к данной статье Уголовного кодекса оговорил единственную возможность его избежать – оказать помощь на самостоятельной и добровольной основе в раскрытии уже свершившегося преступления. Но виновный в данном деянии должен сам прийти и рассказать обо всём ещё до того, как будет заподозрен органами правоохранения.

Тем, кто соглашается предоставить своё помещение для постановки иностранца на учёт, следует помнить, что они невольно могут оказаться преступником. Например, в связи с миграцией населения Украины в Россию, многие российские граждане оказали подобную услугу своим украинским родственникам или знакомым.

Конечно, совместное проживание нескольких семей весьма неудобно. Поэтому гости, освоившись и найдя работу, переезжали на съёмные квартиры. При этом ни им, ни предоставившим на время приют, не приходит в голову, что этот факт также необходимо отметить в органах по миграционному учёту. В результате после выяснения того, что иностранцы вовсе не «пребывают» по месту пребывания, отмеченному в талоне, заводятся уголовные дела.

Поэтому необходимо своевременно сообщать в органы миграционного контроля об изменении места пребывания. Это поможет избежать депортации и уголовного наказания приютившей иностранцев стороны.

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 322 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на неприкосновенность Государственной границы РФ.

Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России (ст. 1 Закона о Государственной границе).

2. Объективную сторону преступления образует действие — незаконное пересечение Государственной границы РФ.

Под незаконным пересечением в ч. 1 комментируемой статьи понимается фактическое перемещение лица через Государственную границу РФ любым способом (в том числе с использованием транспорта) в любом направлении: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11 Закона о Государственной границе). Для квалификации содеянного по этой части статьи достаточно одного из названных условий нарушения.

Порядок пересечения границы регламентирован также Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 30.12.2012) . Понятие действительных документов и порядок получения разрешения также предусмотрены названным Законом (ст. ст. 6, 7, 19 и др.).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; 1998. N 4. Ст. 531; N 30. Ст. 3606; 1999. N 26. Ст. 3175; 2003. N 2. Ст. 159; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 27. Ст. 2877; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29; N 3. Ст. 410; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6240; 2008. N 19. Ст. 2094; N 20. Ст. 2250; N 30 (ч. 1). Ст. 3583; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5735, 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 2. Ст. 772; N 7. Ст. 772; N 26. Ст. 3123; N 52 (ч. 1). Ст. 6407, 6450; 2010. N 11. Ст. 1173; N 15. Ст. 1756; N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 16, 28, 29; N 13. Ст. 1689; N 15. Ст. 2021; N 17. Ст. 2321; N 50. Ст. 7339, 7340, 7342; 2012. N 21. Ст. 4322; РГ. 2012. N 262, 302.

Действительными документами для граждан Российской Федерации являются: паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Описание бланков указанных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, см. в Постановлении Правительства РФ от 14.03.1997 N 298 (в ред. от 06.10.2011) .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1435; 2008. N 14. Ст. 1412; N 34. Ст. 3937; 2009. N 23. Ст. 2821; 2010. N 17. Ст. 2101; 2011. N 42. Ст. 5922.

Соответствующие документы установлены для иностранных граждан и лиц без гражданства. Это документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и виза (если иное не предусмотрено международным договором РФ), а также вид на жительство (ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012)).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; РГ. 2010. N 164; СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, 2321; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 160; N 47. Ст. 6608; N 49 (ч. 1). Ст. 7043; N 49 (ч. 5). Ст. 7061; N 50. Ст. 7342, 7352; 2012. N 31. Ст. 4322; N 47. Ст. 6396, 6397; РГ. 2012. N 283.

Надлежащее разрешение означает, что у лица имеется надлежаще оформленный, действительный документ на право выезда или въезда в Российскую Федерацию, полученный в порядке, установленном законодательством РФ.

3. В ч. 2 под незаконным пересечением Государственной границы РФ понимается ее пересечение иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому въезд в Российскую Федерацию не разрешен по основанию, предусмотренному законодательством РФ, о чем он заведомо знает. Основания, по которым не разрешается въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, определены в ст. ст. 26 и 27 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

4. Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения линии Государственной границы РФ (пешеходным способом, на любом транспорте, тайно или открыто), но без применения насилия или угрозы его применения.

5. Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконного перемещения через границу без действительных документов или надлежащего разрешения и желает осуществить такое деяние.

Для привлечения к ответственности по комментируемой статье имеет значение осведомленность лица об охране конкретного участка границы. Если отсутствуют признаки пограничной охраны (посты, патрули), нет ясно видимых пограничных знаков, пересечение Государственной границы РФ может быть и невиновным.

6. Субъект преступления — вменяемое, достигшее 16 лет лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства.

7. В ч. 3 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления. Таковым является незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35); б) организованной группой (см. комментарий к ст. 35); в) с применением насилия. Данный признак не охватывает причинения в результате насилия смерти или тяжкого вреда здоровью. В этом случае содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и в зависимости от обстоятельств, например, ст. ст. 105, 317 УК; г) либо с угрозой применения насилия (см. комментарий к ст. 318). В последних двух случаях преступление посягает на дополнительный непосредственный объект — жизнь или здоровье потерпевшего.

8. В соответствии с примечанием комментируемая статья не применяется, если правила пересечения Государственной границы РФ нарушили иностранные граждане и лица без гражданства для использования права политического убежища в соответствии со ст. 63 Конституции при условии, что в их действиях нет состава иного преступления (см. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 12.07.2012)).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601; 2003. N 49. Ст. 4755; 2007. N 31. Ст. 4020; 2012. N 29. Ст. 4073.

9. Незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное при бандитизме, угоне воздушного судна, железнодорожного состава, захвате заложников и т.д., образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и, например, по ст. ст. 206, 209 либо 211 УК.

Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 2 ст. 322 УК РФ

Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 3 ст. 322 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание.

Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Комментарий к ст. 322 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Деяние (ч. 1) состоит в незаконном фактическом перемещении через Государственную границу РФ. Незаконность перемещения определяется совершением его без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Установление признаков деяния требует обращения к соответствующим положениям Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”, а также Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, закрепляющим процедуры и документы, необходимые для пересечения границы.
Способ пересечения границы может быть любой: переезд, перелет, переход и т.д.

2. Субъект преступления в ч. 1 – лицо, достигшее 16 лет, за исключением прибывших на территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 322 УК).

3. В ч. 2 установлена ответственность за пересечение Государственной границы РФ при въезде иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в РФ заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Субъект специальный: иностранный гражданин или лицо без гражданства.

4. Если анализируемое деяние сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти (ч. 3), необходима дополнительная квалификация по ст. 111 или 105 УК.

Комментарий к статье 322 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступление посягает на установленный порядок пересечения Государственной границы РФ.

2. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”).

3. Объективная сторона преступления заключается в пересечении Государственной границы РФ: а) без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

4. Пропуск через государственную границу граждан и транспортных средств производится в специальных пунктах пропусков, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала (станции), морского, речного порта, аэропорта (аэродрома), открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля.

5. Документами, по которым осуществляется выезд из РФ и въезд в нее, являются: для граждан РФ – внутригосударственный, дипломатический, служебный паспорт либо паспорт моряка (удостоверение личности); для иностранных граждан и лиц без гражданства – документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в качестве таковых, а также в определенных случаях – виза, выданная соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами РФ; для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо виза государства назначения и действительные для выезда из РФ проездные документы.

6. Право гражданина РФ на пересечение государственной границы с действительными документами может быть временно ограничено в случаях, когда: а) лицо имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну; б) лицо призвано на военную службу или направляется на альтернативную гражданскую службу; в) лицо задержано по подозрению в совершении преступления либо является обвиняемым или осужденным; г) лицо уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом.

7. Иностранному гражданину или лицу без гражданства, имеющему действительные документы, не разрешается въезд на территорию РФ по следующим основаниям:

а) если эта мера необходима для обеспечения безопасности государства;

б) в период предыдущего пребывания в РФ оно было осуждено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления или было выдворено за пределы территории РФ;

в) при отсутствии документов, необходимых для получения российской визы, а также сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции;

г) оно сообщило заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания.

Кроме того, этим лицам не разрешается выезд из РФ в случаях, если они:

а) задержаны по подозрению в совершении преступления либо являются обвиняемым или осужденным за преступления, совершенные на территории РФ;

б) уклоняются от исполнения обязательств, возложенных на них судом;

в) не уплатили необходимых налогов.

8. Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

10. Уголовную ответственность по настоящей статье может нести лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Квалифицирующими признаками незаконного пересечения Государственной границы РФ являются: а) совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) применение насилия или угроза его применения.

12. О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

13. О понятии насилия и угрозы его применения см. комментарий к ст. 318 УК. В данном случае дополнительным объектом выступает здоровье человека (как правило, это лица, осуществляющие контроль за порядком пересечения Государственной границы РФ). Если незаконное пересечение Государственной границы РФ сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, необходима дополнительная квалификация по ст. 111 или 112 УК.

14. В соответствии с примечанием к ст. 322 УК прибытие в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением правил пересечения государственной границы для использования права политического убежища не влечет уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иного состава преступления.

15. Согласно ст. 9 Закона РФ “О Государственной границе Российской Федерации” не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное ее пересечение лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, вынужденный влет в воздушное пространство РФ воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств (несчастного случая, аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна, буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру и др.). В указанных случаях отсутствует умысел на незаконное пересечение Государственной границы РФ.

Комментарий к статье 322 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом преступления является неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации, нормальный режим ее функционирования. Дополнительный объект – здоровье человека.

Понятие Государственной границы Российской Федерации приведено в ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” (в ред. от 31 мая 2010 г.). Под Государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Прохождение Государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Прохождение Государственной границы РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море – по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы РФ к берегам озера или иного водоема.

Государственная граница РФ, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с линией Государственной границы РФ, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, – по середине этих объектов.

Государственная граница РФ на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Объективная сторона состоит в действии – незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации.

Порядок пересечения Государственной границы РФ, выезда из Российской Федерации или въезда в нее установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными для иностранных граждан, если иное не предусмотрено законом или международным договором Российской Федерации.

Незаконным будет являться пересечение Государственной границы с нарушением указанных требований, а также ее пересечение вне установленных мест, каковыми являются пункты пропуска.

Под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы РФ участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу РФ и перечень пунктов пропуска через Государственную границу РФ, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ.

Пересечение границы будет незаконным, если оно осуществлено без действительных документов на право въезда или выезда, а также без надлежащего разрешения. Порядок оформления указанных документов и разрешений определен Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.
Незаконное пресечение границы может осуществляться при отсутствии установленных документов; с использованием подложных или чужих документов; с действительными документами, но без соответствующего разрешения; минуя пограничный контроль; в неустановленном месте и т.д.

Состав преступления формальный. Он будет оконченным с момента фактического пересечения Государственной границы РФ без установленных документов и (или) надлежащего разрешения.

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации в ряде случаев совершается в совокупности с другими преступлениями, например с контрабандой.

Рассматриваемый состав преступления следует разграничивать с составом правонарушения, предусмотренным ст. 18.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении.

Критерий разграничения указан в диспозиции ст. 322 УК РФ, где преступлением признается пересечение Государственной границы РФ без действительных документов либо без надлежащего разрешения. Все остальные нарушения подпадают под действие административного законодательства.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно пересекает Государственную границу РФ, и желает этого.

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Действие рассматриваемой статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 322 УК РФ).

Частью 2 ст. 322 УК РФ установлена ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В частности, такие основания предусмотрены ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. К примеру, п. 2 названной статьи предусмотрен запрет въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Обязательным условием наличия состава преступления, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, является заведомое знание виновного об установленном запрете на въезд в Российскую Федерацию
Субъект этого квалифицированного состава преступления специальный – иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого установлен запрет на въезд в Российскую Федерацию.

Особо квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 3 ст. 322 УК РФ Здесь квалифицирующими признаками при незаконном пересечении Государственной границы выступают совершение преступления: группой лиц по предварительному сговору; организованной группой; с применением насилия или угрозой его применения. Первые два признака раскрываются в ст. 35 УК РФ Квалифицирующий признак применения насилия или угроза его применения аналогичны содержанию этих понятий, рассмотренных применительно к ст. 318 УК РФ

Видео о ст. 322 УК РФ

(введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

ч 2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к ст. 322.3 УК РФ

Объектом преступления является установленный порядок осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Такой учёт является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Порядок осуществления миграционного учёта предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Фиктивной постановка на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учёт.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учёт, и желает её совершить. Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки.

Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учёта.

Поэтому должностные лица этих органов, обладающие правом постановки на учёт, будут субъектами преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.

Примечание 2 к этой статье УК РФ также содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее рассматриваемое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме