Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Страховка от банкротства туроператора. Рекомендации турагентам в случае банкротства туроператора

В последние годы на рынке туроператоров начались проблемы. Прослеживается тенденция разорения туроператоров, так как те не выдерживают конкуренции и заявляют о своем банкротстве.

В таком случае крайне актуальна страховка от банкротства туроператора. Она поможет получить гарантии, но как ее оформить?

Почему туроператоры уходят с рынка

Проблемы начались еще в 2014 году, и тогда они заявили о себе крайне остро. Почему такое начало происходить? Суть проблемы необходимо искать в уменьшении доверия к подобного рода «конторам». Теперь туристы начинают самостоятельно планировать свои туры. В итоге у фирм просто нет работы, и впоследствии те начинают закрываться. Сами же компании официально заявили о следующих причинах спада их деятельности:

  1. Рост курса валют.
  2. Покупательная способность туристов значительно уменьшилась.
  3. В связи ситуацией в стране было введено ограничение на пересечение государственной границы для определенных категорий людей.

Если верить официальной статистике, 15% всех ранее путешествующих граждан потеряли способность оплачивать услуги туроператора. Неофициальные цифры выглядят более угрожающе.

Фирмы также винят во всем политическую ситуацию, которая сложилась в Восточной Европе. А вот чиновники, в свою очередь, нападают на сами компании, указывая, что причина их банкротства заключается в мошеннических схемах, которые они «проворачивали» с клиентами. Какими все-таки не были причины, страдать придется туристу и только туристу.

Правительство в целом недовольно состоянием туристического бизнеса в стране, ведь он хоть и имеет большой потенциал, но ему присущи определенные проблемы. Чаще всего называют следующие:

  • отсутствие законных актов, которые способны регулировать ведение туристического бизнеса;
  • у туристов мало финансовых гарантий;
  • плохое финансовое обеспечение операторов.

Как все происходит

Итак, вы решили отдохнуть, но самим организовывать тур вам некогда. А потому вы идете за помощью к туроператору. Вы покупаете путевку, приближается время тура, и к вам доходит печальная информация о банкротстве фирмы. В таком случае вам придется ждать момента поездки, и только тогда в ход пойдут страховые меры.

Все гораздо печальнее, если проблема настигла во время самого тура. Тогда оператор не оплачивает вам обратный билет, а ведь деньги вы ему уже заплатили. С этим ничего не поделать – придется платить дважды.

Как застраховать себя от банкротства

В нашей стране, к счастью, существует страховка по данному случаю. Такие виды услуг предлагают большие финансовых структуры, как то «Ингосстрах» или «Тинькофф». Страховой полис защитит вас от неприятных ситуаций в связи с банкротством компаний, однако у вас должен быть на руках подписанный договор о предоставлении организаторских услуг. Дабы получить максимальные гарантии при выборе и заключении договора, обращайте внимание на следующие моменты:

Зная о проблемной ситуации на рынке туроператоров, лучше всего заняться планированием отпуска своими силами. Таким образом, вы сами сможете выбрать отель, маршрут и перевозчика. Кроме того, вам удастся сэкономить немаленькие средства – услуги оператора стоят достаточно дорого. В таком случае вам, конечно, придется потратить немало времени на планирование, но зато у вас будут гарантии, что такой отпуск не прогорит.

Подведем итоги

Итак, в статье мы узнали, что сейчас рынок операторов туристических услуг переживает свои далеко не лучшие времена. На то есть масса причин, большинство которых связано с плохой организацией бизнеса и минимумом гарантий, предоставляемых операторами. При этом стоимость их услуг достаточно высока, а потому многие просто не могут позволить себе такой дорогостоящий отпуск.

Раз уж вы решили заказать услуги оператора, то не забывайте перестраховаться. Не пожалейте времени на оформление страхового полиса – это займет не более пары дней и чуточку ваших денег. В любом случае это обойдется дешевле, нежели повторная покупка билетов.

Изменение законодательства о туроператорской деятельности и страховании выезжающих за рубеж сильно видоизменит сам рынок путешествий. В 2014 году было несколько резонансных банкротств крупных туроператоров, что вызвало немало беспокойств о текущем регулировании рынка.

Это и послужило основной причиной серьезных изменений законодательства, многие из которых действительно усилят ответственность игроков на этом рынке и защитят туристов. Как минимум обязательное наличие обратного билета гарантирует возврат клиентов, проблемами которого были все озабочены. Но в целом разработчики законопроекта "перестарались" с усилением ответственности. На туроператоров пытаются возложить такую ношу, которая может стать причиной новых банкротств и уходов с рынка. Это же касается и страхования финансовых гарантий туроператоров. То есть если законопроект примут в текущей редакции, то, по сути, продолжать работать в качестве туроператора смогут лишь массовые игроки, а стать туроператором по выездному туризму будет просто невозможно из-за финансовых ограничений.

Альтернативой финансовым гарантиям предлагалось страхование каждой индивидуальной путевки за счет клиента. Этот путь также кажется тупиковым: пока страховщики не могут просчитать риски банкротства каждого отдельного оператора, они не будут в этом участвовать. Да, сейчас пара страховых компаний в экспериментальном порядке предлагает на добровольной основе этот вид страхования, но рынок в целом не поддержал эту инициативу, так как это, по сути, дискредитирует туроператорский рынок. Оператор, таким образом, должен призывать туриста приобрети полис от его (туроператора) собственного же банкротства. Это никуда не годится. И опять же, при страховании каждой путевки речь будет идти о рисках на миллиарды рублей - никто из страховщиков такую ответственность на себя не возьмет.

В том виде, в котором сейчас существует инструмент финансовых гарантий в законодательстве, он не имеет будущего. Основная причина нежелания страховых компаний заниматься этим состоит в невозможности просчитать риск того, что какой-либо туроператор вдруг решит объявить о приостановке или неисполнении обязательств. А ведь именно это сейчас и является страховым случаем.

С самого начала страховщики не воспринимали это в качестве бизнеса. Подумайте сами, реестр состоял из 2-3 тысяч "выездных туроператоров" (а сейчас их не более 1000) - на этом бизнес и заканчивается. И никакое увеличение тарифа не поможет этому рынку, будь то 5% от страховой суммы или 10%. Такая стоимость обременяет туроператора, но при этом и не компенсирует потери страховщиков, так как риски и страховые суммы существенно превышают их доходы. Даже с учетом инструмента перестрахования.

Одно можно сказать точно - страховщики выступили единым фронтом против страхования фингарантий. Мы проанализировали всю накопленную статистику и поняли, что риски совершенно непрогнозируемы. Вот простейший пример. Изначально речь шла о страховании от банкротства, на деле же стали предъявляться иски и при приостановке деятельности по непонятным причинам, которые никем и никак не прописаны. Начало этому было положено уже в конце 2008 года, когда заявил о "временной приостановке деятельности до марта" оператор "Вояж-Люкс". Начались суды, и решением суда эта "приостановка" была признана страховым случаем. Так возник прецедент, и в дальнейшем суды руководствовались уже прецедентным правом при вынесении решений о компенсации при любом неисполнении оператором своих обязательств, независимо от признания банкротства. В прошлом году многие закрывшиеся операторы воспользовались этой возможностью, чтобы прикрыть свои собственные просчеты: неумение спрогнозировать объемы, а часто и просто кассовые разрывы. А были и такие игроки, которые прямо заявляли: мы не банкроты, мы просто приостанавливаем деятельность, а для компенсаций "включаем" страховку. То есть можно откровенно сказать, что закон сам и явился причиной многих "банкротств".

Уже в 2007 году при принятии нового закона были заложены противоречия: с одной стороны, увеличивалась ответственность операторов, с другой - отсутствовал механизм проверки надежности компаний, их финансовой устойчивости. Отсутствовала система регулирования рынка, и в нынешних поправках роль регулятора, контролирующей инстанции по-прежнему не видна. А в такой ситуации гарантировать ответственность компаний невозможно.

В этом году мы столкнемся с тем, что страховые компании не будут пролонгировать договоры по страхованию ответственности, тем более с учетом увеличения объемов этой ответственности, требуемых в законопроекте, в отсутствие каких-либо "отладочных" механизмов. Конечно, это не коснется всех туроператоров и не произойдет за один день, но вызовет большой резонанс на рынке. Поэтому я очень надеюсь, что законодатели "услышат" рынок и как минимум переформулируют свои требования к его финансовой устойчивости. Ведь оставив страхование или банковскую гарантию в качестве обязательного вида финансового обеспечения туроператора, нет ни единой иной возможности продолжить эту деятельность в правовом поле. При этом существует прекрасный вид страхования путешествующих, по которому у туроператоров сложилось тесное сотрудничество со страховыми компаниями. И этот рынок растет и развивается. Очень много новых продуктов, интересных туристу и пользующихся большим спросом. И это можно назвать хорошим здоровым рынком с большим будущим. Конечно же, турист старается экономить на каком-либо дополнительном сервисе, особенно сейчас. Но тем не менее, так называемая культура страхования нашего туриста развивается, что не может не радовать. В этом сегменте страховщики работали, работают и будут продолжать работать с турбизнесом, здесь сомнений нет.

К тому же сейчас будут рассматриваться поправки к N132-ФЗ о страховании выезжающих за рубеж, согласно которым на туриста будет возложена обязанность самому оплачивать медицинские услуги, а также услуги по транспортировке и репатриации на родину. Государство за него ответственности нести не будет. Этот законопроект, несомненно, усилит роль и значимость страхования в выездном туризме.

Решение ключевой проблемы недоверия туристов к турфирмам на данный момент является основной задачей туррынка. Эффективному решению этой проблемы могут способствовать и страховщики, которые начинают постепенно выводить на рынок добровольное страхование путёвок, покрывающее риски возможного банкротства туроператоров. Именно такой продукт запустил «Ингосстрах», о чем на совместной с туроператором « » пресс-конференции рассказала Лариса Антонова, замначальника управления страхования путешествующих «Ингосстраха».

Эксперт подтвердила, что ситуация с фингарантиями после череды крупных банкротств туроператоров сложилась крайне непростой – страховые компании уходят с этого сегмента рынка. В частности, прекратила работу с туррынком «пострадавшая» от банкротств туроператоров страховая компания «ВСК», а в Петербурге практически поголовно все страховщики крайне негативно стали относиться к турфирмам. Риски туррынка слишком высоки для страховых компаний, а необходимое перестрахование никто не берется делать. «Ситуация усугубляется и некоторыми нормами текущего закона. Например, в случае банкротства туроператора страховщик по закону обязан выплатить туристам страховое возмещение, даже если туроператор не перечислил ему страховую премию», - рассказала Лариса Антонова. При этом, по словам эксперта, даже страховые выплаты в размере 11 млн рублей по компании «Роза Ветров Мир» оказались достаточно финансовой серьезной «нагрузкой» на страховщика. «Страховщики не хотят нести ответственность по туроператорам», - резюмировала Лариса Антонова.

При этом ситуация, сложившаяся на страховом рынке, по словам эксперта, последние годы располагала к той же проблеме, что и в туроперейтинге – к демпинговым войнам. Отдельные представители страховщиков предлагали туроператорам фингарантии по очень низким ценам, и туроператоры шли к ним. Именно таким образом «работала» печально известная компания «Восхождение». «Ингосстрах занял позицию принципиального неучастия в данной ценовой войне, предпочитая и в настоящий момент держать достаточно высокие расценки, а также проводить подробные аудиторские проверки обратившихся за фингарантиями туроператоров, что позволяет сохранять спокойствие как страховщику, так и туристам», - отметила Лариса Антонова.

По оценке эксперта, глобальное разрешение сложившейся патовой ситуации можно вести двумя параллельными способами. С одной стороны, это государственная и законодательная поддержка: «Мы обращались в Минкульт с нашими предложениями. В частности, написали, что должен быть создан пул страховщиков, которые смогут потянуть ответственность страхования туроператоров с соответственной перестраховкой рисков», - рассказала Лариса Антонова. Второй путь, который представляется эффективным в комплектации с первым, это расширение индивидуального страхового пакета туриста, и в частности, включение в него рисков, связанных с банкротством туроператора.

«Наша задача – помочь туристам преодолеть барьер недоверия. «Ингосстрах», которого с «Натали Турс» связывает 20-летнее сотрудничество, первой предложила рынку расширенный набор страховых инструментов», - рассказала собеседник. Эксперт подчеркнула, что расширение страховки от невыезда, предполагающее страховку и от банкротства туроператоров – только одна из мер этого пакета. В частности, в пакет, который предлагает «Натали Турс», также входит расширенная медицина (включены обострение хронических заболеваний, беременность, травмы при вождении моторных средств и т.д.), а также собственно расширенную страховку от невыезда. При этом «Ингосстрах» в целом готов оформлять эту страховку в «индивидуальном режиме» - для турагентств и физических лиц, независимо от туроператора, от которого отправляется клиент, но с расценками от 9 до 12% от суммы тура, в зависимости от объема пакета. Для клиентов «Натали Турс» страховка обходится дешевле – от 6% до 8%.

«Мы объявили о запуске этой услуги две недели назад, с этого времени мы получили около 100 звонков от клиентов, и рассчитываем, что интерес впоследствии станет ещё большим», - отметила Лариса Антонова. Туроператор «Натали Турс», в свою очередь, предложил турагентам и туристам данный расширенный страховой продукт от «Ингосстраха» уже с этого понедельника.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме