Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преступление родиона раскольникова вина или трагедия. Cочинение «В чем трагедия Раскольникова

Большинство творений Федора Достоевского - необычайно сложные произведения русской литературы, в которых автор проводит скрупулезные психологические изыскания. Достоевский глубоко убежден, что исключительно нравственное перерождение человека сможет изменить мир. В романе остро ставится проблема ответственности человека за содеянное преступление не только перед законом, но и, что самое главное, перед собой, перед своей совестью. Достоевский заставляет своего героя, Родиона Раскольникова, мучиться, страдать этими вопросами

Вопросов.

Молодой человек из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, не способный оплатить учебу, - таков наш главный герой. Его тесная коморка похожа на гриб или шкаф, из ее окон он имеет возможность постоянно наблюдать за жизнью петербургской бедноты. Раскольников страдает от голода, его угнетают унижения, которым подвергаются мать и сестра. Раскольников умен, горд, он полон сознания собственной исключительности. Но его личные невзгоды и тягости его близких - не основная причина чудовищного преступления, «Если бы я из-за того убил, что голоден был, то я бы теперь…

Счастлив был», - искренне говорит Раскольников после содеянного. А ведь незадолго до убийства он пишет статью, в которой исследует «психологическое состояние человека после преступления». Совершенно разумно он объясняет это состояние - помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. Это, по его мнению, похоже на болезнь. Не обошел вниманием в статье Родион и «преступление по совести» , Существуют два разряда людей: одни никогда не нарушают установленный порядок, другие - дерзко непокорны общепринятым нормам морали. Таковы «властелины судьбы», которые достигают своих желанных целей через зло, насилие и преступления. Это Магометы и Наполеоны, герои истории. Из этой теории логически следуют вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Непосредственно перед убийством Раскольников встречается с трагедиями жизни и убеждается в справедливости «убийства по совести». Он слушает рассказ Мармеладова о жертве семнадцатилетней дочери во имя спасения семьи. А письмо матери о сестре Дуне ужасает его тем, что и в их семье может повториться судьба Сонечки Мармеладовой.

И Раскольников совершает «справедливое убийство», чтобы деньгами старухи-процентщицы спасти тысячи униженных и оскорбленных. А еще ему важно определить, к какому разряду людей относится он сам.

Итак, план удался. Но результат получился неожиданный. Героя Достоевского не покидает чувство, будто он отрезал от себя других людей. Ведь топор другого Раскольникова может обрушиться на головы Сони, Дуни, матери - «обыкновенных людей». Лопнула теория Раскольникова: жизнь всегда богаче любой теории о «Двух разрядах», «вшах», сверхлюдях. Преступную идею Раскольникова опровергает сама жизнь.

И носителями красоты и нравственности для него становятся люди, отрицающие зло, насилие и преступление; люди, которые при любых обстоятельствах верят в человека и торжество жизни.

Кто же поможет им? Всю жизнь писатель пытался найти пути к свободе людей. Однако, увы, безуспешно, но надеялся, что Раскольников облегчит другим поиски в «царстве света и мысли». Он предостерегает нас от ошибок. Достоевский глубоко убежден, что «мир спасет Красота». Не правда ли, эта мысль интересна и актуальна и сегодня. Нравственный человек найдет выход из любого жизненного угла. И когда люди будут любить друг друга, наступит «золотой век».

(По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.

Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова?

Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа - Разумихин, Соня, Дуня - любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?

Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови по совести”, а теория толкнула на преступление.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, “перешагнули через кровь”.

Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга “трихнинов”. Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Теория “сильного человека” не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для “жизни по совести”, искупить свой грех “подвигом братолюбивого общения”.

Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой.

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.
Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова?
Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа - Разумихин, Соня, Дуня - любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?
Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови по совести”, а теория толкнула на преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, “перешагнули через кровь”.
Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга “трихнинов”. Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится надушу Раскольникова. Теория “сильного человека” не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для “жизни по совести”, искупить свой грех “подвигом братолюбивого общения”.
Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

В моем сочинении я попытаюсь дать ответ на вопрос: в чем же заключается трагедия Раскольникова?

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это рассуждение о грехе и возмездии. Осознание вины и ожидание кары не делают человека счастливым, они «поедают» его. С такой участью встретился главный герой романа Достоевского.


Трагедия Раскольникова состоит главным образом в противоречии его мыслей и поступков. В нем постоянно борются добро и зло, милосердие и жестокость. В его душе диким образом уживаются человечность и беспощадность. Он умеет отличить зло от добра, он обладает нравственной интуицией, но выбирает неверные пути решения. Борясь с бессердечием жестокостью, он губит самого себя, понимая, что совершает ложные поступки.


Жизнь Радиона Раскольникова после преступления превращается в замкнутый круг. Теория, которая кажется ему логичной и обоснованной, не совпадает с его чувствами и ощущениями. Осмелившись на убийство, вступив в ряды людей «высшего разряда», он не может смириться с чудовищностью своего поступка. Беда Раскольникова состоит и в том, что содеянное не разрешило в его душе противоречий. Желая помочь «униженным и оскорбленным», он уничтожил себя. Так сильно любя людей, он сам оторвал себя от них.


Драма жизни Раскольникова в том, что он не разуверился в своей теории, а лишь потерял веру в себя как в человека, «право имеющего».


У героя «Преступления и наказания» есть два пути: путь простой - самоубийство и путь тяжелый и тернистый - покаяние и смирение. Выбрав вторую дорогу, Раскольников обрекает себя на долгие и тяжкие душевные муки и страдания, но именно так его трагедия может обернуться чем-то более светлым.
В своем романе Ф.М.Достоевский затрагивает глубокую христианскую мысль о том, что, совершив грех, человек рвет нить, связывающую его с Богом, и лишь вера и раскаяние способны воскресить его.

«Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений мировой литературы. Федор Михайлович Достоевский запечатлел страшную русскую действительность середины прошлого столетия, с ее нищетой, бесправием, угнетением и растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Писатель поведал читателю о современной ему России, о герое, «вместившем в грудь свою все боли и раны времени».

Роман появился в 1866 году, во многом переломное для страны время: передовая интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, была глубоко потрясена и во многом разочарована, еще более обострились социальные противоречия, наглядней стала проявляться несправедливость общественного устройства.

Автор выбрал своих героев из обедневших, разорившихся дворян, обитателей темных петербургских углов. С огромной силой он изобразил трагизм человеческих отношений, создал потрясающие картины бедствий, страданий, воспроизвел трагедию мыслящего человека, явившегося жертвой современного ему общества.

Родион Романович Раскольников занимает центральное место в романе. Человек недюжинных способностей, талантливый, гордый, он буквально «задавлен бедностью». Его каморка похожа на «шкаф», «гроб», «сундук», а одежда - на лохмотья, «в которых иной посовестился бы выходить на улицу». Раскольников прилежно учился в университете, усердно занимался, но из-за отсутствия средств не имеет возможности закончить свое образование. Вокруг себя он видит страшный мир петербургских трущоб, где царят крайняя бедность, вонь, грязь, где на каждом шагу распивочные зазывают бедняков залить свое горе, где нищета толкает человека на путь растления, порока, преступления.

Раскольников - отзывчивый, добрый по натуре человек, остро чувствующий чужую боль и готовый всегда принять участие в судьбе другого. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, отдает последние деньги более нуждающимся, всеми силами старается помочь семье Мармеладовых. Молодой человек понимает несправедливость социального устройства, грязь тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекая тысячи людей на страдание и гибель. Жалость в душе главного героя постоянно рождает горячее желание помочь всем униженным и оскорбленным. Его занимает простая арифметика: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен!» Раскольникова беспокоят неразрешимые вопросы: «Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают безвинные дети?»

Под влиянием этих мыслей перед молодым человеком встает высокая, гуманная идея - Желание помочь обитателям петербургских углов, его заботит не собственная нужда, а общечеловеческое страдание. Во имя избавления от нужды сотен голодных, нищих он готов пойти на преступление: убить злобную старушонку, заедающую людей процентщицу Алену Ивановну, жизнь которой, по его мнению, «не более как жизнь вши».

Однако его мучает и другой вопрос, «ужасный, дикий и фантастический». Под низким потолком нищенской конуры в уме молодого человека рождается чудовищная теория. Упорно думая о причинах социальной несправедливости, Раскольников приходит к мысли, что все люди делятся на два разряда: низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже «кровь по совести». «Глубокий ум и широкое сознание» героя требуют ответа на вопрос о том, к какому разряду принадлежит он, . «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - постоянно спрашивает он себя.

Таким образам, первоначальная идея, высокая, гуманная, направленная на служение людям, подменяется эгоистическим желанием отнести себя к разряду высших людей. «Наполеоном захотел сделаться, оттого и убил», - скажет главный герой впоследствии. Его протест, возмущение социальной несправедливостью сочетаются с теорией сильной личности. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Да и сама жизнь толкает его совершить убийство. В грязном трактире он слышит разговор студента и офицера, в котором обнаруживает те же мысли, что занимают и его сознание, своими глазами видит медленную гибель от нищеты семьи Мармеладовых; судьба собственной сестры, вынужденной выйти замуж за подлого и низкого господина Лужина, вызывает в его душе мучительную боль.

Тщательно подготовившись, Раскольников убивает старуху, но, убив ее, он вынужден убить безвинную Лизавету, случайно оказавшуюся рядом. Воссозданная автором картина выражает мысль о том, что одно преступление влечет за собой другое, проявление бесчеловечности в частном случае перерастает в античеловечность глобальную.

С великим мастерством Достоевский раскрывает душевный мир своего героя. Он показывает муки совести, леденящий душу страх, который преследует его, осознание им своей нравственной гибели, бессмысленности совершенного злодеяния. Все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова, будто пропасть разверзлась между ним и людьми. Писатель-психолог до мелочей прослеживает все оттенки, все стадии страшной внутренней драмы героя, передавая все его мысли, движения души.

Раскольников убил принцип, но не живший в нем нравственный закон. «Убить-то убил, а переступить-то не сумел, на этой стороне остался», - признается себе Раскольников. Переступить закон жизни - значит выключить себя из ее течения, уподобиться тем свидригайловым и лужиным, которые, задушив в себе нравственный закон, стали хозяевами жизни. А ведь еще до преступления Раскольникову приснился сон, где он, будучи маленьким мальчиком, становится свидетелем убийства: пьяный Миколка в порыве тупой злобы насмерть забивает бедную клячонку, которая не может сдвинуть переполненную телегу и гибнет от кнута хозяина. Его сон - это протест против насилия, убийства, бессмысленной жестокости.

Убийство старухи стало для Раскольникова испытанием права на , которое закончилось катастрофой, признанием ошибочности своей теории, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. «Если б я зарезал из того, что голоден был... я бы теперь счастлив был!» - признается Раскольников Сонечке Марме-ладовой. Соня продала себя, растоптала свою нравственную чистоту, но сумела переступить и вынести свое преступление. Продавая свое тело, она сумела сохранить внутренний мир, мир душевной красоты и ненасытного страдания. Раскольников открыл в ней этот мир и, открыв его, поклонился в ее образе «всему человеческому страданию». Соня помогла понять Раскольникову мысль о необходимости жить настоящей, а не выдуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь, доброту, служение людям.

Всякое преступление - это прежде всего гибель души, распад личности, отчуждение от живого мира, и только «страдание - великая вещь», по выражению Порфирия Петровича, очищает человека. Чтобы герой искупил преступление, Достоевский отправляет его на каторгу, но гораздо страшнее для Раскольникова муки совести, душевные страдания, душевный раскол, которые овладели главным героем после убийства.

Трагедия Раскольникова в том, что он совершил преступление, убил свой принцип, но не смог переступить через живший в нем нравственный закон. Идея, ложная в своей основе (убийство человека), развенчивается изнутри - через страдания самого Раскольникова, героя, заблудившегося, но искавшего выход, осознавшего, что, убив человека, нельзя разрешить социальных противоречий.

Силой своего гения Достоевский сумел проникнуть в глубинные пласты психологии человека, вовлечь читателя в поток мыслей и чувств своего героя, как бы заставляя жить вместе с ним интенсивной духовной жизнью, решать «проклятые вопросы» бытия. Своим романом великий писатель сумел поднять «самые трудные, самые непосильные задачи», которые волнуют нас и по сей день.

В «Преступлении и наказании» Достоевский вскрыл внутренние закономерности преступного мира, трагедию разуверившейся в людях личности.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » ТРАГЕДИЯ РАСКОЛЬНИКОВА . И в закладках появилось готовое сочинение.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме