Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нюансы присвоения классности водителям. Ежемесячная надбавка за классную квалификацию Присвоение классности водителям

Основным нормативным актом для установления классности водителям является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее - Справочник), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102. В данном Справочнике установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса. В частности, 3-й класс получали все водители, прошедшие обучение и получившие водительское удостоверение с разрешенными категориями "B", "C" или только "D", 2-й класс - "B", "C" и "E" или только "D" ("D" и "E"), а 1-й класс - "B", "C", "D" и "E".

Напомним, что в соответствии с п. п. 4 и 5 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 (в ред. от 14.02.2009), водительские удостоверения с разрешающими отметками подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий:

- "A" - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;

- "B" - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми;

- "C" - автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

- "D" - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

- "E" - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям "B", "C" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Водительское удостоверение с разрешающей отметкой "трамвай" подтверждает право на управление только трамваями, с отметкой "троллейбус" - только троллейбусами.

Для присвоения класса водителю в учреждении должен быть разработан и утвержден локальный нормативный акт (например, положение о присвоении классности водителям), в котором необходимо прописать квалификационные характеристики водителей, указанные в Справочнике утвержденным Постановлением N 58/3-102.

Водитель автомобиля 3-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, категорий "B" или "C", или только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "D", буксировать прицепы весом до 750 кг, а также устранять возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности подвижного состава, не требующие разборки механизмов. Он также должен знать:

Назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "B" или "C", или автобусов, относящихся к категории "D";

Правила дорожного движения и основы безопасности движения;

Правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям);

Правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов;

Признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;

Порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов;

Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

Приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;

Правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля;

Порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.

Водитель автомобиля (автобуса) 2-го класса должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "B", "C" и "E", или автобусами категории "D" или "D" и "E", уметь устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности транспортного средства, требующие разборки механизма, выполнять регулировочные работы в полевых условиях при отсутствии технической помощи, а также знать:

Назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "B", "C" и "E", а при работе на автобусах ("D" или "D" и "E") - их неисправности;

Признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства;

Объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;

Способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;

Особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;

Особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;

Основные сведения о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте;

Основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей;

Показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;

Основные положения планирования и учета работы автомобилей;

Правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;

Элементы дороги, их влияние на безопасность движения;

Основные понятия теории движения автомобиля;

Способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.

Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "B", "C", "D" и "E", и должен знать:

Назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;

Влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;

Способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;

Основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;

Элементы теории автомобиля;

Основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

Второй класс присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, а 1-й класс - при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса.

Обратим внимание, что наличие классности на одном предприятии совсем не означает ее сохранение при устройстве на новое место работы. При увольнении водителя 1-го класса из одного учреждения его квалификация при устройстве в другое больше недействительна. Необходимо вновь сдавать квалификационные "экзамены".

Порядок установления классности

Порядок присвоения классности водителям обычно прописывается в локальном нормативном акте. Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации или иного лица, назначенного соответствующим приказом. В состав такой комиссии рекомендуется включать:

Представителя профсоюзной организации;

Начальника отдела кадров;

Инженера по охране труда.

Состав и полномочия комиссии могут быть утверждены приказом или распоряжением руководителя организации. Приведем пример.

МЛПУ "Городская больница N 1"

Приказ N 46

о создании квалификационной комиссии

В целях присвоения квалификационного класса водителям

Приказываю:

1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по установлению класса водителям в следующем составе:

председатель комиссии - Петров Иван Викторович, главный врач;

секретарь комиссии - Архипова Вера Петровна, секретарь;

члены комиссии:

Рахманина Оксана Игоревна, заведующая терапевтическим отделением;

Газов Андрей Геннадьевич, главный механик;

Алексеев Михаил Александрович, водитель-инструктор по безопасности движения.

2. Представлять списки водителей, подлежащих квалификационной аттестации, раз в год не позднее 15 августа - инспектору ОК Марусиной Е.И.

3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации - инспектору ОК Марусиной Е.И.

4. Представить материалы квалификационной аттестации главному врачу в течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии - председателю комиссии.

Главный врач Петров /И.В. Петров/

Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, указывается стаж работы и предлагается присвоить определенный класс.

При оформлении представления в нем указывают наименование подразделения, название вида документа, дату, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресата, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представление визируют заинтересованные лица. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации.

В квалификационную комиссию

МЛПУ "Городская больница N 1"

от водителя 3-го класса Завьялова Е.Р.

Заявление

Прошу провести мне в 2010 г. квалификационную аттестацию для установления 2-го класса.

Основанием для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушений Правил дорожного движения, стаж работы более трех лет и выполнение графика перевозок.

Завьялов, 20.10.2009

Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом. При вынесении решения надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса, а также оценить:

Показатели в работе (систематическое выполнение графиков, расписания движения и т.д.);

Соблюдение трудовой дисциплины (водитель должен не иметь за последние три года работы нарушений Правил дорожного движения, которые влекут за собой лишение права управления транспортным средством).

Приведем пример протокола заседания квалификационной комиссии.

МЛПУ "Городская больница N 1"

Протокол N 12

заседания квалификационной комиссии

05.11.2009 г. Калуга

Комиссия в составе:

Председатель - И.В. Петров, главный врач.

Секретарь - В.П. Архипова, секретарь.

Члены комиссии: О.И. Рахманина, А.Г. Газов, М.А. Алексеев.

Присутствовали: начальник гаража Р.Л. Паромов, диспетчер А.Т. Старова.

Повестка дня:

1. Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя 3-го класса Колесникова Антона Александровича.

Заслушали:

Представление начальника гаража и аттестационные материалы на Колесникова Антона Александровича на присвоение 2-го класса.

Постановили:

Признать Колесникова Антона Александровича соответствующим всем требованиям для присвоения 2-го класса.

Председатель комиссии Петров /И.В. Петров/

Секретарь комиссии Архипова /В.П. Архипова/

Члены комиссии: Рахманина /О.И. Рахманина/

Газов /А.Г. Газов/

Алексеев /М.А. Алексеев/

С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен.

Колесников, 06.11.2009 /А.А. Колесников/

После присвоения квалификационного класса необходимо также занести сведения об этом в разд. 4 личной карточки и трудовую книжку.

IV. АТТЕСТАЦИЯ

Что дает водителям классность?

Присвоение классности водителям позволяет устанавливать различные доплаты стимулирующего характера к заработной плате. По нормам ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премий, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Причем локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Разрабатывая локальные нормативные акты (положение об оплате труда и материальном стимулировании работников), работодатель самостоятельно определяет размер надбавки за классность водителей. Но она должна быть не менее установленной в п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы (зарегистрировано 25.03.2008 N 96/08-10). В организациях городского наземного пассажирского транспорта с учетом сложившейся практики работодатели по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливать надбавку за классность:

Водителям 1-го класса - в размере 25%;

Водителям 2-го класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

Такой же процент доплаты установлен Отраслевым тарифным соглашением по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009 - 2011 годы (от 28.11.2008 N 106/09-11) и некоторыми другими соглашениями.

Придерживаться таких соглашений необходимо в силу Письма Минздравсоцразвития России от 24.07.2008 N 338-ТГ, в котором отмечено: если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению работодатели, не участвовавшие в заключении Соглашения, не представят в Минздравсоцразвития в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению, то последнее будет считаться распространенным на этих работодателей.

Разработан также ряд отраслевых нормативных актов, регламентирующих размер данной надбавки:

Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны";

Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 - 2012 годы;

Приказ ФМС России от 27.11.2008 N 389 "О внесении изменений в Приказ ФМС России от 15 октября 2008 г. N 249 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583".

Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, размер меньший, чем указан в отраслевом Соглашении, он установить не сможет.

Понижаем класс водителя

Классность можно не только установить, но и понизить (п. 7 Справочника). Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Водителям, которым понижен класс квалификации, а также лишенным права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь.

Понизить класс можно, если водитель 2-го и 1-го класса:

Не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией;

Систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения;

Имеет перерасход топлива;

Имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;

Нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.

Для установления порядка присвоения классов водителям работодатель должен разработать ряд локальных нормативных актов, поскольку обязательные требования о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены. Необходимые условия выплаты надбавки - создание квалификационной комиссии и обеспечение ее функционирования, разработка положения о начислении надбавки за классность водителям и положения о присвоении классности водителям.

Положение о порядке присвоения классности водителям легкового автотранспорта

1.1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения класса квалификации (классности) водителям легкового автотранспорта (далее - водители) администрации города _________.

1.2. Присвоение класса квалификации (классности) водителям производится комиссией по присвоению класса квалификации водителям легкового автотранспорта администрации города _________ (далее - комиссия).

2.1. Квалификация 3-го, 2-го и 1-го класса может быть присвоена водителям, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

2.2. Квалификация 3-го класса присваивается водителю, имеющему водительский стаж работы в администрации города _________ не менее года, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки "B".

2.3. Квалификация 2-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее трех лет в качестве водителя 3-го класса в администрации города _________, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки "D".

2.4. Квалификация 1-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса в администрации города _________.

2.5. Кроме требований, предусмотренных п. п. 2.2, 2.3 и 2.4 настоящего Положения, присвоение водителю класса квалификации производится при условии:

Отсутствия за последний год работы нарушений Правил дорожного движения;

Отсутствия нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций;

Соблюдения трудовой дисциплины.

2.6. Вопрос о присвоении класса квалификации рассматривается комиссией на основании заявления водителя.

2.7. Присвоение класса квалификации (классности) оформляется приказом начальника управления кадров и муниципальной службы администрации города _________ на основании протокола комиссии.

2.8. Ежемесячная надбавка за классность устанавливается в следующих размерах:

Водителю 2-го класса - 10% должностного оклада;

Водителю 1-го класса - 25% должностного оклада.

3.1. Если водитель 2-го или 1-го класса систематически нарушает Правила дорожного движения и эксплуатации автомобиля, по ходатайству руководителя структурного подразделения решением комиссии ему может быть понижена классность.

3.2. Понижение класса квалификации оформляется приказом начальника управления кадров и муниципальной службы администрации города _________ на основании протокола комиссии.

3.3. Водителям, которым было произведено понижение класса квалификации, классность может быть присвоена на общих основаниях, но не ранее чем через год.

4.1. Подготовка и организация проведения заседания комиссии возлагаются на секретаря комиссии.

4.2. Формой работы комиссии является заседание под руководством председателя или его заместителя. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос ее председателя.

4.3. Заявление водителя о присвоении класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К заявлению прилагаются:

Копия трудовой книжки;

Копия водительского удостоверения;

Ходатайство о присвоении класса квалификации руководителя структурного подразделения.

4.4. Ходатайство руководителя структурного подразделения о понижении водителю класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К ходатайству прилагаются:

Копии документов о наложении дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, за нарушение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, рабочих инструкций и т.д.;

Копии документов о нарушении Правил дорожного движения.

4.5. Секретарь комиссии не позднее чем за неделю до начала работы комиссии сообщает водителям о дате, времени и месте проведения аттестации.

4.6. Решение комиссии оформляется протоколом, который утверждается председателем комиссии и передается в управление кадров и муниципальной службы администрации города для подготовки проекта приказа.

Классы водителей прописаны в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (от 1984г). Действие справочника актуально на территории Российской Федерации и сегодня, утверждено постановлением Министерства труда России 12.05.1992г.

Классность водителей по категориям в зависимости от выполняемых работ

Водитель 3 класса.

  1. Управление автомобилями категорий «В», «С», «Д».
  2. Управление подъемным механизмом самосвалов, автокранами, и другим специальным оборудованием при условии соблюдения всех правил техники безопасности.
  3. Управление автомобилями с установленными специальными звуковыми и световыми сигналами.
  4. Буксирование прицепов весом до 750 кг.
  5. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
  6. Оформление путевых листов, прочих путевых документов.
  7. Проверка технического состояния автомобиля и утверждение приема перед выездом на линию
  8. Сдача автомобиля и постановка его на парковочное место при возвращении с маршрута в автомобильное хозяйство.
  9. Подача автомобилей под загрузку грузами и под разгрузку грузов.
  10. Контролирование правильности и полноты погрузки, размещения, крепления грузов в кузове автомобиля.
  11. Мелкий ремонт автотранспортного средства. Устранение возникших во время работы на маршруте мелких неисправностей ТС, не требующих разборки механизмов.

Водитель 2 класса.

  1. Буксирование прицепов весом более 750 кг.
  2. Устранение возникших во время работы на маршруте эксплуатационных неисправностей автотранспортного средства, требующих разборки механизмов.
  3. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

Водитель 1 класса.

  1. Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
  2. Требуется знание назначения, устройства и правил технического обслуживания автотранспортных средств.
  3. Применять в практике влияние эксплуатационных показателей ТС на себестоимость перевозок.
  4. Знать способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования ТС, основные технико-эксплуатационные качества автотранспортного средства и их влияние на безопасность движения ТС.

Основания для присвоения классности водителям.

Третья классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В», и(или) «С», или только «Д».

Вторая классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В»,»С»,»D» ИЛИ «В»,»С»,»Е» ИЛИ «D»,»E». Необходим непрерывный стаж работы водителем 3 класса более 3 лет на одном предприятии.

Первая классность присваивается водителям с водительским удостоверением, в котором открыты категории «В», «С», «Е» и «Д». Необходим непрерывный стаж работы водителем 2 класса более 2 лет на одном предприятии.

Доплата за классность водителей.

Нормативными документами РФ обязательные выплаты в качестве доплаты за классность водителей не предусмотрен. В СССР действовало постановление ЦК КПСС от 17.09.1986, согласно которому водителям 2-го класса добавлялось 10%, а водителям 1-го класса – 25% установленной на предприятии тарифной ставки за отработанное водителем время.

Доплаты водителям 1-го и 2-го класса могут осуществляться только в случае принятия локальных нормативных документов на конкретном предприятии.

Классность водителей по ОСАГО

Получить первый класс по вождению для страховых компаний легко. Оформление полиса ОСАГО будет намного дешевле, если не попадать в ДТП в течение последнего страхового года. Страховщики назначают водителям водительские классы для того, чтобы опледелять уровень мастерства автовладельца. Чем меньше аварий было оформлено через страховую компанию за конкретный промежуток времени, тем выше категория класса водителя и тем меньше он заплатит за покупку полиса ОСАГО. Страховая система включает в перечень назначения классности водителей не только безаварийное вождение, но и другие факторы, такие как возраст водителя, его стаж вождения автомобилей, даты присвоения категорий по водительскому удостоверению, и т.д.

Таблица расчета классности водителя по ОСАГО КБМ

Класс КБМ Подорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Стоимость полиса ОСАГО в зависимости от класса, КБМ

Стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит от класса КБМ по приведенной выше таблице.

Представленная таблица разделяет водителей на несколько классов по категориям. В первом столбце указан класс водителя на момент оформления страхования автомобиля. Водителю, который впервые обращается к представителю компании для оформления полиса ОСАГО, автоматически присваивается 3 класс. Через 1 год и каждый год, у водителя будет меняться классность в зависимости от страховых случаев и отсутствию аварий.

Во второй строке таблицы указана действующая скидка, далее коэффициент бонуса-малуса в процентах.

В последнем столбце указано наличие или отсутствие страховых случаев в течение последнего страхового периода.

Главная RSS Статья

Денежное вознаграждение за классную квалификацию (квалификационную категорию)

149. Военнослужащим, имеющим классную квалификацию, присвоенную в установленном порядке, занимающим воинские должности, по которым может присваиваться классная квалификация, и обеспечивающим качественное обучение и воспитание личного состава, безаварийную и безотказную работу вооружения и военной техники, достигшим высокого профессионального мастерства по специальности, ежемесячно выплачивается денежное вознаграждение за классную квалификацию (далее в настоящем разделе именуется - денежное вознаграждение) в следующих размерах:
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим 2 класс - 5 процентов, 1 класс - 8 процентов, класс мастера - 10 процентов оклада по воинской должности;
военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, имеющим 2 класс - 30 процентов, 1 класс - 50 процентов оклада по воинской должности.
150. Денежное вознаграждение выплачивается со дня подписания приказа о присвоении (подтверждении, снижении) военнослужащим класса квалификации, но не ранее дня вступления в исполнение обязанностей по соответствующей воинской должности.
Военнослужащим, имеющим классную квалификацию по одной специальности, назначенным на воинские должности других военно-учетных специальностей, по которым может присваиваться классная квалификация, денежное вознаграждение выплачивается со дня подписания приказа о подтверждении (присвоении) ими в установленном порядке соответствующего класса квалификации по новой специальности.
151. Денежное вознаграждение при соблюдении условий, указанных в пункте 149 настоящего Порядка, выплачивается также военнослужащим, имеющим классную квалификацию и занимающим воинские должности, по которым штатами предусмотрены совмещенные наименования, если хотя бы одно из этих наименований предусмотрено Инструкцией о порядке определения классной квалификации военнослужащим.
Военнослужащим, имеющим классную квалификацию по двум и более специальностям, денежное вознаграждение выплачивается по той специальности, по которой они исполняют обязанности по занимаемым воинским должностям или обучают подчиненных.
152. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (кроме офицеров), назначенным и вступившим в исполнение обязанностей по воинским должностям, подлежащим замещению офицерами, по которым может присваиваться классная квалификация, денежное вознаграждение выплачивается со дня присвоения (подтверждения) классной квалификации в установленном порядке по требованиям, предусмотренным для офицеров соответствующих специальностей.
153. Выплата военнослужащим денежного вознаграждения сохраняется при условии подтверждения или повышения в установленном порядке присвоенного им класса квалификации на периоды:
а) обучения в учебных воинских частях, подразделениях, школах, на курсах, в учебных отрядах и учебных центрах по подготовке сержантов, старшин и специалистов - солдат и матросов либо на курсах (сборах) системы повышения квалификации, если обучение связано с повышением квалификации по специальности, по которой присвоен класс квалификации, а также обучения и межпоходовой подготовки в учебных центрах Военно-Морского Флота;
б) обучения в школах прапорщиков и мичманов, если обучение связано с повышением квалификации по специальности, по которой присвоен класс квалификации;
в) временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям, по которым установлена выплата вознаграждения, если в период исполнения этих должностей военнослужащие исполняют обязанности или обучают подчиненных по специальности, по которой присвоен класс квалификации.
154. Военнослужащим, в том числе указанным в пункте 153 настоящего Порядка, не сдавшим в установленный срок испытания на подтверждение классной квалификации по независящим от них причинам (болезнь, отпуск, командировка и т.п.), денежное вознаграждение за классную квалификацию выплачивается на основании приказа командира воинской части до проведения очередных испытаний.
Офицерам, имевшим перед зачислением на обучение в военные образовательные учреждения профессионального образования классную квалификацию и по прибытии к месту военной службы после окончания обучения сдавшим испытания на подтверждение (присвоение) классной квалификации в установленном порядке, выплата денежного вознаграждения за квалификацию по подтвержденному (присвоенному) классу производится с соблюдением правил, предусмотренных пунктами 149-150 настоящего Порядка.
155. Военнослужащим, имеющим соответствующий класс квалификации, но не имеющим права на получение денежного вознаграждения по занимаемым воинским должностям, и в установленном порядке временно исполняющим обязанности по вакантным воинским должностям, по которым установлена выплата вознаграждения, это вознаграждение выплачивается (с учетом пункта 154 настоящего Порядка), если военнослужащие исполняли обязанности или обучали подчиненных по специальности, по которой им присвоен класс квалификации.
156. Выплата военнослужащим денежного вознаграждения за квалификацию прекращается со дня откомандирования на обучение в военные образовательные учреждения профессионального образования, подписания приказа о лишении класса квалификации или снижении в квалификации до 3 класса, вступления во временное исполнение обязанностей по вакантным воинским должностям, по которым выплата вознаграждения не установлена (с учетом подпункта «в» пункта 153 настоящего Порядка), или воинских должностей, не связанных с исполнением обязанностей по специальности, по которой присвоена квалификация, истечения установленного для подтверждения присвоенной квалификации срока по неуважительным причинам.
157. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях специалистов медицинской службы Вооруженных Сил (далее в настоящем разделе именуются - военнослужащие), выплачивается денежное вознаграждение за квалификационную категорию (далее в настоящем разделе именуется - денежное вознаграждение), в следующих размерах:
имеющим вторую квалификационную категорию - 5 процентов оклада по воинской должности;
имеющим первую квалификационную категорию - 8 процентов оклада по воинской должности;
имеющим высшую квалификационную категорию - 10 процентов оклада по воинской должности.
158. Денежное вознаграждение выплачивается в случае соответствия специальности системы здравоохранения Российской Федерации, по которой военнослужащему присвоена (подтверждена) квалификационная категория военно-учетной специальности медицинского профиля по воинской должности.
159. При наличии у военнослужащего квалификационных категорий по двум и более специальностям системы здравоохранения Российской Федерации, соответствующим военно-учетной специальности медицинского профиля по занимаемой (временно исполняемой) им воинской должности, денежное вознаграждение выплачивается за более высокую квалификационную категорию.
160. Денежное вознаграждение выплачивается со дня подписания приказа о присвоении (подтверждении) военнослужащему квалификационной категории, но не ранее дня вступления в исполнение обязанностей по соответствующей воинской должности.
161. Выплата военнослужащим денежного вознаграждения прекращается со дня, следующего за днем прекращения срока действия квалификационной категории или освобождения от занимаемой (временно исполняемой) воинской должности.

Присвоение классности водителям в различных организациях практикуется еще со времен СССР. Классность дает право водителю получать определенную надбавку к зарплате.

Классность водителей по категориям

В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.

Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.

При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:

  • водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
  • 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
  • 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.

В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.

Присвоение классности водителям

Условия, при которых происходит повышение или понижение установленной при приеме на работу классности, прописано в Справочнике, вместе с тем Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному транспорту, которое в настоящий момент продлено до 2019 года (далее – Соглашение) имеет в наличии указание, что на предприятии должно быть разработано свой локальный акт о классности.

Порядок присвоения классности водителям на предприятии

У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Соответственно повышение происходит:

  • с 3 класса на 2;
  • со 2 класса на 1.

Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.

Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.

Понижение классности

Понижение ранее установленной классности возможно в следующих случаях:

  • регулярное нарушение трудовой дисциплины, правил дорожного движения и правил эксплуатации машины;
  • невыполнение требований, которые прописаны в Справочнике для установленного водительского класса;
  • трудоустройство на новую работу. В этом случае, классность присваивается вновь, согласно правам.

Например, уволенный сотрудник имеет только категории В и С, но благодаря стажу работы имел должность водитель 1 класса. Требования Справочника указывают, что на следующее место работы он может устроиться только водителем 3 класса.

Как оплачивается классность водителям в России

Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:

  • За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
  • За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
  • За 3 класс доплата не предусматривается.

Надбавка за классность водителям может быть установлена работодателем на свое усмотрение, но при этом, если он в 30-дневный срок не предоставил письменный отказ от участия в Соглашении, то она не может быть меньше, той, что установлена в этом документе (25% и 10% соответственно). Это установлено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.

Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.

Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:

  • Положение о присвоении классности;
  • Положение о доплате за классность.

Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.

Обязательно ли устанавливать классность водителей по категориям

Руководство компании вполне себе может не присваивать классность своим работникам, законодательство их к этому не принуждает. Соответственно, не обязательна и доплата за классность водителям. В этом случае человек принимается просто на должность водителя.

Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, регламентирует, как получить классность водителя, условия и порядок ее повышения при работе на одного работодателя. Если компания все же присваивает своим водителям классность, она должна производить и начисление надбавок за нее.

Профессия водителя подразумевает особую специфику работы, связанную с определенными трудностями: ненормированный трудовой режим, опасности во время движения, возможные проблемы со здоровьем.

Внимание

Количество проработанных лет в качестве водителя транспортного средства отражается на формировании выплат. Стаж влияет на классность, которая присваивается сотрудникам.

Однако, этот показатель «нестабилен». Его легко можно потерять, а также утратить при смене места работы. И все же, дает ли классность какие-либо доплаты водителю от начальства?

Обязательны ли выплаты за классность?

Разряд сотрудникам присуждается на рабочем месте, после аттестации. Навыки вождения служащего оцениваются квалифицированной комиссией. Присвоенный «профессионализм» заносится в трудовую книжку.

Но обязан ли руководитель организации выплачивать водителям материальную компенсацию за присвоенную классность? Что по этому поводу прописано в Трудовом Кодексе РФ?

Ст. 135 ТК РФ гласит, что при заключении трудового контракта, между работодателем и сотрудником, один из его пунктов может предусматривать наличие доплат за классность водителям. Это может быть отражено и в коллективном договоре. Однако, если таковой пункт не предусмотрен, то наниматель вправе не предоставлять своему работнику дополнительных выплат. О наличие и размере доплат за имеющийся разряд следует заранее оговаривать с нанимателем.

ТК РФ

Согласно ТК РФ размер доплаты за присужденный класс водителю формирует сам работодатель. Рассчитывать на дополнительные выплаты могут специалисты, которым присужден 1 или 2 класс.

В большинстве случаев, размер финансовых выплат устанавливаются следующим образом:

  • за 1 класс идет прибавка в размере 25% от фиксированной ставки за один рейс;
  • за 2 начисляется 10%.

Размер доплаты водителю за классность может быть другим, в зависимости от усмотрения начальства.

Доплата за 1 и 2 разряд работникам ТС может быть зафиксирована в трудовом контракте. При этом, при трудоустройстве в организацию, работник может не обладать ни каким разрядом. Но, он может получить его в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

Стоит учесть, что присвоенная на одном рабочем месте классность не сохраняется при переходе на другое, в иную организацию.

Доплата за «профессионализм» подлежит водителям, обладающим 1 или 2 разрядом классности.

Приказ о доплате за классность водителю

Запись о присвоении классности водителям заносится в местный нормативный акт. Для того, чтобы оценить умения работника ТС и, как следствие, присвоить ему определенный разряд за вождение, на предприятии созывается особая комиссия во главе с руководителем. Помимо него в комиссию входят:

  1. Главный инженер на предприятии и его зам. Они являются председательствующим составом;
  2. Член профсоюзного комитета выступает заместителем председателей комиссии;
  3. Руководитель отдела или инженер по устройству и подготовке штата на производстве;
  4. Управляющий отдела организации труда и заработного оклада;
  5. Инженер, отвечающий за охрану труда и технику безопасности;
  6. Начальник цеха (отдела), участка, где работает тестируемый сотрудник;
  7. Председатель общества бригадиров или представитель совета бригадиров.

Состав, а также деятельность комиссии определяется руководителем на основе составленного приказа.

Приказ о доплате за классность водителю составляется следующим образом:

Наименование организации

О создании квалификационной комиссии

«дата» «город или населенный пункт»

В целях присвоения квалификационного класса водителю

Приказываю:

  1. Организовать действующую комиссию для установления класса водителям в следующем составе

председатель комиссии – Ф.И.О., должность;

секретарь комиссии – Ф.И.О., должность;

члены оценивающего комитета:

Ф.И.О, занимаемая должность

  1. Предоставлять списки с водителей, подлежащих прохождению квалификационной аттестации, 1 раз в год не позднее «дата» - кому Ф.И.О.
  2. Провести подготовку квалификационной комиссии – кому Ф.И.О.
  3. Представить сведения квалификационной комиссии руководителю (должность) не позднее 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии – председателю.

Должность руководителя, Фамилия/ Ф.И.О.

Какие размеры доплат полагаются?

Доплата к официальной заработной плате за классность начисляется водителям, имеющим 1 или 2 уровень мастерства.

Определенный уровень работнику ТС назначается только в случае прохождения им полной подготовки, при выдаче специального удостоверения, в котором указаны одна или несколько категорий:

  1. При наличии 1 класса, служащий может управлять транспортом категорий В, С, Д, Е;
  2. При наличии 2 класса, в управление предоставляется транспорт категорий В, С, Е или же только Д;
  3. Для 3 класса соответствуют категории В и С, или же только Д.

За что лишают доплаты за классность?

Уровень профессионализма, присвоенный водителю, может быть понижен или вовсе отменен руководством, в зависимости от ситуации. Понижение классности заносится в трудовую книжку. Однако, работник ТС может вернуть ее себе.

За что могут лишить классности?

  • за превышенный расход топлива (отклонение от заверенной нормы);
  • за игнорирование должностной инструкции;
  • за несоблюдение и невыполнение установленного рабочего плана, графика перевозок;
  • за частые, фиксированные нарушения ПДД, а также вовлечения в ДТП;
  • за несоблюдение техники безопасности.

Лишение разряда проводится на 90 дней, при этом сотрудник не теряет возможности пройти аттестацию заново, восполнив все потери. Для этого процедура получения классификации проводится такая же, как и первом прохождении.

Если сотрудник по какой-либо причине отстранен от права управлять рабочим ТС, то и присвоенная ему классность аннулируется до момента возвращения ему водительских прав.

Доплаты за ненормированный трудовой день водителя

Ненормированный рабочий день у машинистов легковых автомобилей – это время, когда работодатель может потребовать выйти на работу после отработанных трудовых часов.

Если с водителем ТС заключен трудовой договор, в котором указана возможность ненормированного графика работы, то переработка после условленных часов не будет считаться сверхурочной, а значит начальство не обязано компенсировать ее денежными выплатами.

Согласно ст. 119 ТК работнику за это полагается лишь компенсация в виде внеочередного оплачиваемого отпуска.

Разъездной характер работы

Разъездная работа подразумевает отличные от нормальных условия труда. Все из-за того, что водитель большую часть своего трудового времени находится в дороге.

Однако, несмотря на то, что такой тип работы включает в себя неудобства в виде ненормированного рабочего дня, непривычных климатических условий, сверхурочные часы, ТК РФ не предусматривает обязательные выплаты сотруднику с учетом этих условий.

Трудового Кодекса прописывает, что руководство организации должно компенсировать работнику все его материальные расходы на топливо, проживание, питание и т.п. За работу в ночной период, праздники и выходные дни начальство предоставлять денежные компенсации не обязано.

Доплата за классность водителям скорой медпомощи

Водителям Скорой медицинской помощи установлена специальная надбавка за «профессионализм» к официальному окладу, которая выплачивается ежемесячно. Размеры доплат представляют конкретный процентный размер:

  • за 1 класс предусмотрены выплаты в размере 25%;
  • за 2 класс – 10%.

Доплата за классность водителям скорой помощи предусмотрена за фактически отработанные часы.

Доплата трактористам

Машинистам-трактористам, в зависимости от их трудового опыта, присваивается квалификация 1, 2 или 3 класса. Такая классификация отражается и на дополнительных выплатах:

  • трактористам-машинистам 1 класса доплачивают 20% от фиксированной ставки;
  • трактористам-машинистам 2 класса доплачивают 10%.

Доплата водителям тракторов может варьироваться, в зависимости от специфики организации.

Нюансы

Нюансом в вопросе доплаты за классность водителям является то, что при смене места работы она не сохраняется, а аннулируется. Но, если руководство само перевело сотрудника на другую работу, то в этом случае классность сохраняется.

Это означает, что расторгая трудовой договор с одной организацией и переходя в штат другой, даже звание работника с 1-м классом больше не действительно. Чтобы получить разряд вновь придется пройти новую переаттестацию.

Однако, некоторые руководители «идут на встречу» и сохраняют новому сотруднику имеющуюся у него классность.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме