Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Eshatos - Жены в церквах да молчат. Женщины в служении апостола Павла

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 34-36 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло

Обличив беспорядок, происходивший от языков и от пророчеств, и поставив законом, чтобы не было смятения, чтобы говорящие языками делали это порознь, а из пророчествующих один молчал бы, когда начнет другой, (апостол) переходит далее к беспорядку, производимому женщинами, пресекает неуместное их дерзновение, – и весьма благовременно. Если имеющим дарования не позволительно говорить без порядка и когда они захотят, хотя ими руководит Дух, то тем более (не позволительно) женщинам пустословить напрасно и без пользы. Потому он с великой властью удерживает их от пустословия, ссылается притом на закон, и таким образом заграждает уста их.

Здесь он не только увещевает и советует, но и повелевает с силой, приводя о том древний закон. А именно, сказав: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» . Где говорит об этом закон? «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16) . Видишь ли мудрость Павла, как он привел такое свидетельство, которое повелевает им не только молчать, но и молчать со страхом, и притом с таким страхом, с каким надлежит безмолвствовать рабе? Потому и сам, после слов: «не позволено им говорить» , не сказал: молчать, но употребил, вместо – молчать, более значащее выражение – «а быть в подчинении» . Если же они должны быть таковы в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию церкви. Но, скажешь, если они не могут ни говорить, ни спрашивать, то для чего им и присутствовать? Для того чтобы слушать, что следует, а о сомнительном узнавать дома у мужей. Потому он и продолжает: «если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (1Кор.14:35) . Им, говорит, не позволительно в церкви не только самим говорить открыто, но и спрашивать о чем-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тем более не позволительно говорить напрасно. Почему же он поставляет их в таком подчинении?

Потому, что жена есть существо слабейшее, непостоянное и легкомысленное. Потому он и поставляет им в учители мужей и доставляет пользу тем и другим: жен делает скромными, а мужей внимательными, так как они должны с совершенной точностью передавать женам то, что услышат. Далее, так как у них считалось честью говорить в собрании, он опять доказывает противное и говорит: «ибо неприлично жене говорить в церкви» ; доказывает это сначала законом Божиим, а потом общечеловеческим суждением и обычаем, как поступил он и тогда, когда беседовал с ними о волосах: или, говорил он, «не сама ли природа учит вас» (1Кор.11:14) ? И везде можно видеть такой его образ речи, – что он обличает не только божественным Писанием, но и общеизвестными обычаями. Кроме того, он заимствует обличения от согласия всех и от повсюдности заповедей, как делает и здесь: «разве от вас , – говорит, – вышло слово Божие? или до вас одних достигло?» (1Кор.14:36) ? Здесь он выражает, что прочие церкви соблюдают тот же закон, и таким образом пресекает беспорядок указанием на нововведение, и делает слова свои более убедительными ссылкой на голос всех. Потому и в других местах он говорил: «послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви» (1Кор.4:17) . И еще: «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1Кор.14:33) . И здесь: Т.е., вы не первые и не вы одни верные, но (такова) вся вселенная. Тоже он сказал и в послании к Колоссянам, беседуя о благовествовании: «которое пребывает у вас, как и во всем мире» (Кол.1:6) . Поступает он и иначе, для увещания слушателей, указывая иногда на что-нибудь, как на принадлежащее сначала им и сделавшееся известным у всех. Так в послании к Фессалоникийцам он говорит: «от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога» (1Сол.1:8) . Также к Римлянам: «вера ваша возвещается во всем мире» (Рим.1:8) . И то и другое, и похвала от других и указание на согласие с другими в образе мыслей, может убеждать и ободрять. Потому и здесь он говорит: «разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?» Вы, говорит, не можете сказать: мы были учителями других и нам не следует учиться у других, или: здесь только утвердилось учение веры и нам не следует подражать примеру других. Видишь ли, как много (доводов) он привел в их обличение? Привел закон, показал постыдность дела, представил в пример прочие церкви.

Гомилия 37 на 1-е послание к Коринфянам.

Псевдо-Климент. Апостольские постановления

Итак, мы не позволяем женщинам учить в церкви, но только молиться и слушать учителей. Сам Учитель наш и Господь Иисус, послав нас двенадцать учить народ и племена, никогда не посылал женщин на проповедь, хотя и не было в них недостатка, ибо были с нами Матерь Господа и сестры Его, также Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Марфа и Мария, сестры Лазаря, Саломия и некоторые другие. Ибо, если бы необходимо было, чтобы учили женщины, то Сам Господь первый повелел бы, чтобы и они вместе с нами оглашали народ. И если глава жены есть муж, то несправедливо, чтобы над главою начальствовало прочее тело.

Книга третья.

Свт. Феофан Затворник

Жены ваша в церквах да молчат; не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет

Поелику речь у Апостола идет все об учении в церкви, то и здесь конечно о том же говорится. Верно, и жены приходили в воодушевление и, опираясь на то, что во Христе Иисусе несть мужский пол, ни женский, вставали в собрании и говорили в назидание всех. Святой Павел находит это неуместным и запрещает, налагая на уста их печать молчания законом повиновения в отношении к мужам. Святой Златоуст говорит: «Обличив беспорядок, происходивший от языков и от пророчеств, Апостол переходит к беспорядку, производимому женщинами, и пресекает неуместное их дерзновение. Здесь он не увещевает, не советует, а повелевает со властию, приводя о том и древний закон. Какой? – К мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт. 3, 16) . Видишь ли мудрость Павла, как он привел такое свидетельство, которое повелевает им не только молчать, но и молчать со страхом, и притом с таким страхом, с каким надлежит безмолвствовать рабе? – Если же они таковы должны быть в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию Церкви. Им должно слушать что следует, а о сомнительном спрашивать у мужей дома».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Как во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат . Говорят, что какая-то женщина у них - пророчица говорила в собрании (Церкви) Коринфян.

Толкование на послания божественного Павла.

[В Церкви], о братья, точится
оживляющая гроздь,
Змей стал хром
и был связан проклятием,
У Евы же уста запечатаны
молчаньем благодатным,
Хотя, в то же время, они и арфа,
[хвалящая] Творца.

Гимны о рае.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит

Указав хороший порядок всему, что касалось дара языков и пророков, именно, чтобы немногие пророчествовали, и оттоле не происходило бы замешательства и неустройства, теперь уничтожает беспорядок, происходивший от жен, и говорит, что они должны молчать в церкви. Потом говорит нечто большее, именно, что им приличнее быть в подчинении. Ибо подчинение означает молчание от страха, как это бывает в рабынях. Законом же называет книгу Бытия, в которой написано: к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). Если же жене определено быть в подчинении у мужа, тем более - у духовных учителей в церкви.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит

Сказано, что у Филиппа-благовестника было четыре дочери, которые пророчествовали. Если же они пророчествовали, то почему нельзя, говорят они, пророчествовать и нашим пророчицам? Мы разрешим это недоумение. Во-первых, говоря, что «наши пророчицы пророчествовали», покажите у них знамения пророчества. Во-вторых, даже если и пророчествовали дочери Филиппа, они не говорили в церквях. Этого нет в Деяниях Апостолов. Этого нет и в Ветхом Завете: засвидетельствовано, что Девора была пророчицей, и взяла Мариам пророчица, сестра Аронова, тимпан и вышла от женщин (Исх. 15:20) . Но ты не найдешь, чтобы Девора произносила речи перед народом, как Иеремия и Исайя. И не найдешь, чтобы пророчица Олдама говорила народу, но только пришедшему к ней.

Фрагменты.

Дидим Слепец

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит

Монтанист: Почему вы презираете святых Максимиллу и Присциллу и говорите, что женщинам не позволено пророчествовать? Разве не было у Филиппа четырех пророчествующих дочерей, и не была ли пророчицей Девора? И сказал бы апостол: Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою , если бы женщинам нельзя было пророчествовать и молиться? Если же они молятся, то пусть и пророчествуют. Православный: Мы не презираем пророчества женщин, и святая Мария пророчествовала, говоря: Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1:48) . И как ты сам сказал, были и у святого Филиппа пророчествующие дочери, и Мариам, сестра Аарона пророчествовала. Но мы не позволяем им говорить в церквях и властвовать над мужами, так чтобы писать книги под своими именами.

Спор монтаниста и православного.

Амвросиаст

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит

Неприлично, потому что противоречит учению, чтобы в доме Бога, Который почел их подчиненными мужьям, о законе говорить осмелились. Ибо знают о первенстве мужей и что им более подобает в доме Бога молиться, обуздав свой язык… Но если услышат, что говорит жена в церкви, позор. Ведь для того покрываются, чтобы показать свое смирение. Те жены, которые показывают свою нескромность, бесчестят своих мужей. За заносчивость жены порицается и ее муж.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ст. 34-35 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви

Приглашая женщин к молчанию в богослужебных собраниях, Ап. обосновывает это свое требование ссылкою на закон или на Слово Божие вообще, в котором жена ставится под власть мужа. (Быт III:16) . Если жена вообще должна находиться в подчинении у мужа, то она это подчинение не должна нарушать и во время богослужения, выступая в качестве пророчицы или учительницы: ведь, такое выступление будет свидетельствовать о ее намерении руководить мужем своим, который очутится среди слушателей ее речи.

Прежде чем говорить о религиозной роли в вопросах веротерпимости в контексте данной конференции, мне бы сначала хотелось разобраться в том, как христианство относиться собственно к самой женщине.

На венчании в один из моментов этого таинства читается отрывок из апостольского послания - Послания ап. Павла к Ефесянам. По церковной традиции его читает мужчина. Те, кто в храм приходят лишь на крещение-венчание-отпевание, слов ни самой службы в целом, ни этого отрывка в частности обычно практически не понимают (хотя бы потому, что не прислушиваются), однако последние слова как правило запоминаются очень хорошо. Диакон (или чтец) под конец традиционно возвышает по хроматизму голос и порой грозно, а иногда даже и несколько свирепо возглашает последнюю фразу: "а жена да боится своего му-у-жа". Именно эта фраза зачастую считается показательной в вопросе отношения христианства к женщине.

Но, кажется, чаще в связи с этим вспоминается фраза, послужившая основой названия настоящего доклада: "Женщина в Церкви да молчит". Эта фраза - цитата из Послания ап. Павла к Коринфянам: "Жены ваши в церквах да молчат" (1Кор. 14:34).

В общем-то эту фразу любят поминать многие: мужчины - носящие или не носящие крестики, - которые хотят отмахнуться от поучений благоверных жен; атеисты и вообще противники хр-ва - именно обвиняя христианство в дискриминации женщин.

В общем-то, фраза эта есть и от нее никуда не денешься, а ап. Павел для Церкви - авторитет. И если посмотреть на христианизированный европейский мир, то действительно можно сказать, что этот мир голоса женщине отнюдь не давал вплоть до кон. XVIII в., а когда зазвучал, то зазвучал аккордом вместе с Просвещением, которое вылилось, кстати, в погромы церквей и преследование их служителей (вспомним известное выражение: "Надо раздавить эту гадину!").

Так что, стоя здесь, я, вроде бы, даже нахожусь в некоем двусмысленном положении: о какой миротворческой роли женщин в мире можно говорить с точки зрения христианства, если в отношении к самой женщине такое вот "миротворчество" - молчи и рот не раскрывай.

К счастью, все не так мрачно, как может показаться, и хорошо знакомые с библейской экзегезой и церковной историей знают это.

Вернемся к ап. Павлу.

Во-первых, апостол здесь говорит не о молчании женщин вообще, а о молчании женщин в храме . Во-вторых, не о женщинах вообще, а о "ваших женах" , т.е. женщинах конкретной общины. А в-третьих - в-третьих, вспомним, что такое "ересь": ересь - это именно то, что выбирает нечто частное из целого, т.е. вырывает что-то из контекста. В данном случае - вырывание отдельной цитаты из контекста всей линии наставлений апостола.

Если почитать наставления ап. Павла до и после излюбленной цитаты женофобов и любителей покритиковать христианство за дискриминацию женщин, то можно увидеть, что лейтмотив "слово серебро, а молчание - золото" относится ко всей коринфской общине, а не только к женщинам.

Он так и пишет: "в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1Кор. 14:19). И далее: "Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу" (1Кор. 14:28). И лишь потом только идет совет о женщинах. А заканчивает ап. Павел данный круг наставлений такими словами: у вас "все должно быть благопристойно и чинно" (1Кор. 14:40).

Чтобы понять смысл этих наставлений, необходимо, во-первых, знать принцип миссионерской деятельности ап. Павла, а во-вторых, знать, кто такие эти коринфяне.

Принцип ап. Павла таков: "для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". Об этом он пишет в том же Послании к Коринфянам несколько ранее (1Кор. 9:20-22). Другими словами, он не громит всех и вся направо и налево, а дипломатично подстраивается под нормы того общества, в котором он ведет проповедь.

А кто такие коринфяне? Это вчерашние язычники. Язычники, которые были воспитаны на Платоне, призывавшим женщину повиноваться родителям и мужу, на Аристотеле, приравнивавшем ее к детям и рабам, на Ксенофонте, говорившем, что "женщина должна быть воспитана таким образом, чтобы она как можно меньше говорила, слышала и видела"… Поэтому идти к ним с лозунгами, типа "liberté", "égalité" и "soeurnité" было бы просто глупо. Это с одной стороны.

С другой стороны, - и это мне кажется для нашей темы более значимо, - ап. Павел прекрасно понимал, с какими женщинами он имеет дело (да и с мужчинами тоже). Вот что я имею в виду.

Представим такую картину из современности. Когда советское время, отрицающее всякую духовность, закончилось, духовные врата распахнулись так широко, что можно было дышать, как угодно, где угодно и чем угодно. И вот, вчерашний оккультист, начитавшийся, предположим, Папюса, Блаватскую, Рерихов, нанырявшийся в астрал и еле-еле оттуда вынырнувший в реальность, едва не захлебнувшись, осознает, что пошел не по той дороге. Осознал, покаялся, покрестился, - в общем, стал христианином. И вот, начав прилежно изучать аскетическую литературу, он узнает, что и в христианстве есть некое общение с духовным миром. И что же? Он, неокрепший, не имеющий еще того, что называется трезвомыслием, легко может принять, так сказать, черного аггела за белого ангела.

Так вот коринфяне - это вчерашние "поклонники сивилл", а кто-то - и сами вчерашние сивиллы. А тут оказывается, что в христианстве тоже есть пророчества и даже некие "ангельские языки". И вот апостол и предостерегает от поспешности в увлечении подобной практикой. Предостерегает особенно женщин. И это не случайно. Женщина более эмоциональна и женская психика легче поддается разрушению, нежели мужская.

И еще пример из современной жизни. Кто-нибудь видел общины неопятидесятников, харизматиков, которые в последнее время в избытке распространились по нашей стране и которые практикуют ту самую глоссолалию, бытовавшую у коринфян? Я видел. Их собрания больше похожи на массовое умопомешательство, на истерию, нежели на христианскую молитву. Большинство адептов этих сект - женщины, и именно они больше всего кричат, падают в экстазе и т.п. Так вот ап. Павел выступает против подобного, он скорее призывает к трезвости, чем к какой-то дискриминации.

Что же касается отрывка из Послания к Ефесянам, читаемого на венчании, то, во-первых, понятие "боязни" в церковном языке далеко не всегда тождественно с тем, как оно понимается в современном русском языке, а во-вторых, обязанностей у мужа по отношению к жене также хватает: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5:25) - т.е. любите до готовности отдать жизнь за жен; "Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя" (Еф. 5:28).

Так что ап. Павел совсем не женоненавистник.

Ну а как же дальнейшая история?

И вот здесь необходимо различать историю светскую, т.е. историю государств и народов, и историю собственно церковную.

Действительно, в истории европейской цивилизации, особенно это касается средневековья, женщина не имела равных прав с мужчиной. Но это было не скорее не благодаря , а вопреки христианскому мировоззрению.

В дохристианском мире женщина была попросту бесправна - вспомним хотя бы тех же Платона, Аристотеля, Ксенофонта. И именно христианство открывает новую страницу в "женской истории".

Уже в евангельской истории женщины начинают играть большу ю роль: ни одна из женщин не причинила вреда Христу; апостолы после взятия Христа под стражу разбежались, а женщины не оставили Его во время казни и не побоялись первыми прийти на его гроб; первой воскресший Христос явился именно женщине - Марии Магдалине; хананеянка - язычница - дерзновенно просила Христа исцелить дочь и получила просимое; кровоточивая переступила закон о нечистоте, предваряя Божии слова ап. Петру: "что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" (Деян. 10:15)…

С появлением христианских общин женщины начинают играть немалую роль в их устроении. Они становятся полноправными членами христианской общины, причем так активно, что ап. Павлу, как мы видели, приходится предостерегать их от активности не по разуму (не забудем только, что мужчин он предостерегал точно также). Кстати, тот же ап. Павел в Послании к Римлянам (гл. 16) говорит об институте женщин-диаконисс, называя одну из них (Фиву) "сестрой" и прося принять ее, "как прилично святым". Кроме диаконисского служения, женщины-христианки много занимались тем, что сейчас принято называть социальным служением. Вспомним также и св. Павлу, которая помогала блаж. Иерониму Стридонскому в его работе по переводу Ветхого Завета с еврейского языка на латынь; и монахиню Кассию, составившей песнопения на Рождество Христово и Страстную седмицу; и преподобную Синклитикию - святую III-IV вв., оставившую немало наставлений; и Анфусу - мать святителя Иоанна Златоуста, женщину, в связи с которой знаменитый языческий философ Ливий восклицал: "Что за чудные женщины у этих христиан!"…

Так что голос женщины, зазвучав еще в Евангелии, звучал в христианской Церкви и далее (монахиня Кассия, например, жила в IX в.). Точнее даже - не женский голос, а женщина сама по себе стала весьма заметной фигурой.

Почему же, по остроумному замечанию Суламифь Шахар, женщина, выведенная христианством из "подвала" язычества, была в средние века загнана на "чердак" (Суламифь Шахар. От подвала к чердаку.)?

Истоки такого, с позволения сказать, "возвышения" кроются в том, что мир, в котором мы живем, все-таки устроен "по-мужски" - в том смысле, что часто большую роль в истории играли те качества, которые скорее присущи мужчине. Поэтому истоки средневековой дискриминации правильно искать не на религиозной почве, а на культурной: "в общественных отношениях доминировали такие человеческие качества, как агрессия, физический натиск, грубая сила. Женщина - мускульно или мышечно слабая, с очень уязвимой на первый взгляд нервной системой была признана несостоятельной, поскольку не могла защитить себя с оружием в руках, и мужчина вновь стал доминировать как в обществе, так и в семье - женщина на века утратила свои общечеловеческие и раннехристианские права…" (Татьяна Болгарская. Женщина - путь в XXI век.).

В общем-то, это то, что можно назвать "обострением языческого невроза", как выразился один из участников (Сергей Илюшенко) передачи радиостанции "Свобода" "С христианской точки зрения", на которой речь шла о феминизме.

Кстати, изначально феминизм можно считать именно возвращением христианских норм, ведь все тот же ап. Павел декларирует всеобщее "egalité": "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28).

Почему изначально? Потому что впоследствии, в XX веке, от отстаивания одинаковых прав с мужчинами в отношении гражданских, нравственных норм феминистское движение "занесло" к тому, что, кажется, требования носят характер не быть равным с мужчинами, а… быть мужчинами!

Что я имею в виду.

Современная социальная наука различает понятия пола и гендера. Пол - это биологические особенности человека. Гендер - это социальные и культурные нормы, предписывающие обществом выполнять ту или иную деятельность в зависимости от пола. Конечно, гендерные роли могут меняться, но все-таки есть нечто, присущее именно женщине или именно мужчине, есть все-таки и биологические, и психические, и иные различия между мужчиной и женщиной. Положим, как не ратуй за равноправие - все равно мужчина вскармливать младенца грудью не сможет и беременным его сделать как-то проблематично. А вот потерять в борьбе за подобное равноправие можно очень многое.

Мне именно это и кажется очень важным в современном мире, как для мужчины, так и для женщины: не потерять себя, не потерять того, что тебе присуще. И именно это сейчас очень часто и происходит, и именно в этом как раз зачастую заключаются вызовы современной цивилизации. Разумеется, я не призываю к возврату в языческое или средневековое прошлое и уж тем паче не заявляю это от лица Православия или всего христианства. Я призываю не потерять лицо: мужчинам - мужское, а женщинам, соответственно, - женское. И это не какая-нибудь игра слов.

Кто знаком с психиатрией, знает, что существует такое понятие, как "порча образа".

Недавно в Москве проходили очередные Рождественские чтения. На одной из секций чтений выступала психолог и психиатр Ирина Медведева. Говоря о современной молодежной субкультуре, она как психиатр просто ставила диагнозы различным современным веяниям. Одним из самых опасных и распространенных диагнозов она как раз и называла порчу образа. Да и вообще, новомодные течения последнего времени иначе как патологией порой и не назовешь. И эти патологии не так безобидны, как может показаться. Это - не, так сказать, "болезнь роста", не становление. Именно расстройство психики может являться источником неизмеримых бед. Физическая мощь, ловкость, острый ум - все это само по себе не является источником зла. А вот больная душа все эти силы может превратить в страшнейшее оружие, что мы сейчас очень четко как раз и наблюдаем.

Наше общество больно - и это не новость. И знаете, мне бы хотелось обвинить в этом… женщин. Однако с таким же успехом я могу обвинить и мужчин. Но так как конференция, все-таки, "женская", то мужские проблемы приходится оставить "за бортом". И мне кажется, что говорить о женских проблемах гораздо важнее, нежели мужских, потому что - потому что они и больнее, и опаснее, и насущнее… Почему?

Да потому что роль христианской конфессии "во взаимотерпимости, взаимопонимании людей разных национальностей в условиях современной России" без женщины просто невозможно. Невозможно хотя бы потому, что христианство в некотором смысле можно назвать "женской религией", особенно что касается Православия на Руси.

Речь идет не о каком-то равноправии, к которому христианство причастно далеко не в последнюю очередь. Речь идет о гораздо более важном и большем. Речь идет о реализации вполне женщиной своего предназначения. "С сожалением приходится констатировать, что современная женщина не прозревает всю глубину и сложность бытийной, онтогенетической миссии" (Белянова О. А. Материнство как феномен христианской культуры.).

В первую очередь эта миссия заключена в материнстве .

Увы, в современном мире, в котором почти все извращено и опошлено, призыв к материнству может показаться каким-то пугающим анахронизмом, какой-то совершенно несовременной, непрогрессивной мыслью. Когда современной женщине говорят о материнстве, у нее зачастую рождаться подозрение, что ее хотят засадить в четыре стены, завесить пеленками-распашонками и заставить слушать какофонию детского плача, не говоря уж о муках при родах.

Конечно, материнству сопутствует и некое затворничество, и пеленки-распашонки, и диссонансная музыка детского плача, и родовые схватки, которые, вероятно, не самое приятное в жизни (женщины это знают лучше меня)… Однако эти атрибуты - ни есть еще полноценное материнство и само материнство к этому не сводится, особенно в современном мире. Настоящее материнство гораздо более объемней "пеленок-распашонок", особенно если смотреть на него с христианской точки зрения.

Апогей материнства - в словах, сказанных Спасителем на Кресте: "Жено! се, сын Твой" (Ин. 19:26). Это - акт усыновления Девой Марией человечества. И это очень хорошо отложилось в христианизированном сознании. Так хорошо, что его до последнего времени невозможно было вытравить никакой духовной деградацией.

Я имею в виду то, что даже в блатном мире источником бед мыслится в первую очередь именно непослушание матери, а не кому-либо еще: "Не слушал мать, так слушай звон цепей тюремных"; "Не слушал материнских слов, так слушай звон ключей тюремных"; "В этой жизни для меня лишь мать - мой искренний судья". На таком почитании материнства играли (сознательно или интуитивно?) в, казалось бы, совсем бездуховное советское время. Вспомним известный плакат "Родина-Мать зовет!" и монументы Родине-Матери.

Все это говорит о том, насколько высок авторитет женщины-матери у тех же мужчин, которые женщину в другом ее качестве могут воспринимать отнюдь не столь высоко (может быть, как раз именно от того, что эта функция мужчине совершенно не доступна).

А одной из важнейшей функцией материнства - что уж совсем напрямую связано с нашей темой - является табуирование или санкционирование агрессии. Как пишет Щепанская в своем исследовании о материнстве, "в обязанности матери семейства входило прежде всего блокирование насильственных форм поведения" (Щепанская Т. Б. Миф материнства и техники управления (женские символы и техники власти в русской этнической традиции.). С другой стороны, "материнская санкция - традиционное средство легитимизации насилия".

Так что, по сути, от женщин зависит очень и очень многое в нашем неспокойном мире. Это часто совсем незаметно, причем даже самим женщинам (отсюда, вероятно, и эти феминистские перехлесты). Но в чем традиционная сила женщины? А именно в том, что "внешне она не является лидером, но исподволь управляет. Это профессиональный навык дипломата - добиться своих целей не громким криком, не скандалом, не давлением на членов семьи, а грамотным распределением ролей и контролем за ситуацией" (Елена Шестопал).

Увы, этот навык во многом утрачен. И как у современного мужчины на смену ратному подвигу зачастую пришло банальное мордобитие, так и у женщины вместо мудрого слова порой слышится такая "глоссолалия", такой отнюдь не "ангельский язык", что ее не расшифрует ни сама женщина, ни ангелы (ну, если только падшие…), и вот в такой случае хочется, конечно, сказать что-нибудь о женском молчании: лучше молчать, чем браниться в телекамеры и побрякивать взрывчатками на поясе…

Миротворчество - это традиционная гендерная роль женщины, которая вытекает из ее функции материнства. Но порой эта функция, эта миссия сто ит многого. Быть Матерью Христа для Девы Марии было согласиться на то, что Ей, по слову Симеона Богоприимца, "оружие пройдет душу" (Лк. 2:35). А вот к чему часто не готовы современные молодые жены и матери, так это "к слезам, к страданию, к подвигу борьбы за душу сына или дочери, освобождающей от пороков" (Белянова О. А. Материнство как феномен христианской культуры.).

О силе материнского молчания я могу свидетельствовать из собственного опыта. Как поведал мне один бывший наркоман, он бросил свое дурное делание не под влиянием каких-либо доводов, не потому, что его кто-то убеждал, что наркомания - это плохо (он это и так знал), а именно потому, что его мать, страдая от его пагубной привычки и болезнуя, молчаливо молилась за него, но ее молчание было настолько громко, настолько сильно, что ему стало ужасно стыдно от ее непопрекающего молчания и этот стыд породил полнейшее отвращение к наркотику.

В этом смысле, как мне кажется, не последним фактором является фактор религиозный, потому как табу или санкция на насилие имеет явно религиозную подкладку. Если бы это было не так, то обвешенные взрывчаткой женщины, готовые превратить в кусочки мяса как себя, так и ни в чем не повинных людей, прозывались бы не шахидками , а какими-нибудь "киллервуменами". Как ни крути, но тот терроризм, который мы сейчас имеем, - этот терроризм проповедует все-таки священную войну.

Я не хочу вслед за Юлием Кимом повторять

"Ислам, ислам…

Как это нам ни горько,

Но ты в ответе за Беслан

И за кошмар Нью-Йорка".

Не хочу, дабы не дать замаячить и тени разжигания межрелигиозной розни. Однако исламскому миру стоит все-таки задуматься, почему на его почве вырастает такой "урожай".

Впрочем, стоит задуматься всем. И это, кстати, по-христиански: "стяжи дух мирен - и тысячи спасутся вокруг тебя".

В связи с этим меня радует сам факт подобной конференции. Я бы даже сказал так: ее тема звучит настолько по-христиански, что я бы не удивился, если бы она проходила в рамках тех же московских Рождественских чтений.

Что же касается "взаимотерпимости" и "взаимопонимания", то без них христианство просто немыслимо. С этим я знаком не понаслышке. Можно сказать, что у меня на приходе почти что каждая беседа - это своеобразная конференция на тему "Миротворческая роль женщины в современном мире и ее значение в вопросах взаимотерпимости и взаимопонимания людей разных полов, гендерных ролей, национальностей, вероисповеданий et cetera". Поэтому за все религиозные конфессии по поднятой на конференции проблематике я ручаться не могу, но за христианство - со спокойной совестью.

Объясните, батюшка, что значат слова из послания 1-го к Коринфянам 14:34: «Жены ваши в церквах да молчат...». Это нужно понимать в прямом смысле слова?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Это место из Послания святого апостола Павла почти всегда приводят неточно. Если мы прочтем текст и рассмотрим контекст этого стиха, то придем к выводу, что святой апостол не устанавливает здесь общее правило, а говорит о коринфских женщинах. Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить (1Кор.14:34). Из предшествующих слов можно понять, что в собраниях коринфян были нестроения. Возможно, причина исходила от женщин. А то, что женщина может говорить в Церкви, подтверждают другие места в этом же Послании святого апостола Павла: ..И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову.. (1 Кор. 11:5). Пророчествовать в апостольский век означало учить.

Сам святой апостол поясняет: а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1Кор.14:3). У святого апостола Филиппа сказано в книге Деяний святых апостолов: ...были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян.2:9). Где они могли пророчествовать? Разумеется, не дома, а в церковном собрании. Еще пример. Уже в I веке в Церкви были диаконисы. В Послании к Римлянам апостол Павел упоминает диаконису Фиву. Они наставляли путем бесед женщин, которые готовились к крещению, уча их, и помогали епископу при крещении. Значит, они не могли молчать в Церкви.

В 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии. Святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и на этом месте воздвигли первый в Грузии христианский храм в честь 12-ти святых Апостолов, именуемый , что означает «Животворящий Столп». Святая Нина мирно отошла ко Господу на 67-м году жизни после 35 лет апостольских подвигов.

О существует множество разных точек зрения . Как же женщинам понимать и ощущать свою роль в Церкви – протоиерей Александр Немчинов , руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы, муж и духовный наставник главного редактора православного женского журнала «Самарянка» – матушки Екатерины Немчиновой .

Пример вырванности из контекста

– Так когда, где и как нужно молчать женщине?

– Слова апостола Павла «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34) из его Послания к Коринфянам касаются самого церковного собрания и священнодействия – в древности это было связано неразрывно. К личной жизни и быту они никакого отношения не имеют. Хотя и являются примером, когда апостольские слова вырывают из контекста и трактуют в широком смысле или применимо к ситуации.

70-е правило Шестого Вселенского Собора также подтверждает, что речь идет о молчании женщин именно на богослужении:

«Не позволительно женам во время Божественныя литургии глаголати, но, по слову Апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Если же чему научиться хотят: в дому своих мужей да вопрошают».

Святая равноапостольная Нина ведь тоже не была проповедницей за церковными богослужениями. И даже матушки-игуменьи, которые входят в алтарь, носят священнический крест, не читают проповеди в церкви. Но это не касается учительства как такового.

И то, что сказал Ангел у Гроба Господня женам-мироносицам – это не призыв к миссионерству, это более целевое призвание. Ангел сказал сообщить апостолам о воскресении Иисуса Христа. А уже апостолы понесли эту весть «во все концы вселенной».

«Теперь пойдите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он Воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам» (ср.: Мк. 16:6-7). Возможно, еще цель слов Ангела была в том, чтобы апостолам стало стыдно. Потому что кроме Иоанна все разбежались «страха ради иудейска». А женщины были возле Креста, пришли, не побоялись. А потом взяли благовония и пришли ко гробу, хотя с политической точки зрения это было опасно.

О жертвенной природе и уравновешивающем факторе

– Какое же место женщины в Церкви?

– Да такое же, как и в жизни: жертвенная природа женщины – очень важный уравновешивающий фактор. И женщина своим присутствием исполняет именно эту функцию. Идеал олицетворения женского начала в Церкви, конечно же, Богородица. Она присутствовала еще в апостольском собрании в ранней Церкви. В дальнейшем в ее лице воплощается высший христианский образ материнства.

В христианском монашестве впервые нашлось место для женщин. Монашество ведь существовало задолго до христианства. Неким языческим преддверием монашества можно назвать Пифагорейские аскетические общины VI-IV вв. до Рождества Христова, куда принимали только юношей. А во время индийского похода Александр Великий и многие его воины находились под большим впечатлением, когда узнали про индуистских и буддистских монахов, их аскетизм, уединенное созерцание.

В греко-индийских царствах, созданных после завоевания, существовали даже греческие монашеские общины. Но монахами, как в буддизме, так и в индуизме, в ту пору могли быть только мужчины. В иудействе прамонашеским явлением можно назвать назореев, ессеев, терапевтов (ферапевтов), где также не было женщин.

В христианстве женское монашество не только получило право на существование, но и приобрело особую значимость. А ведь существование монастырей, монашеская жизнь во многом является более деятельной, плодотворной и потому убедительной проповедью боголюбия.

Еще пример первичной роли женщины в Церкви – евангельские Марфа и Мария. И вроде как, с одной стороны, Господь укорил Марфу: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10:41-42). Тем не менее, и эта функция тоже очень важная. Это и есть служение любви своими руками в Церкви.

В то же время интересен образ Марии – ее привлекало само Слово Божье. А человек, который воспринял Слово Божье, евангельскую проповедь и является носителем евангельской добродетели в своей жизни – это уже миссия в этом мире.

«Иной раз безмолвие – красноречивее многословия»

– Имеют ли женская миссия и служение ограничения?

– Слова «… а учить жене не позволяю» (1 Тим. 2:11-15) из Послания апостола Павла к Тимофею – послания пастырского – тоже касаются внутренних правил молитвенных собраний, а не общей концепции женщины в Церкви. В контексте этой главы говорится и о внешнем виде женщины, и об украшениях, и ее поведении.

Другое дело, что часто эти слова используют как ссылку на безупречно авторитетный источник. Например, когда мужу надо заставить жену замолчать. Поскольку полнее эта фраза звучит «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Но при этом, как правило, муж не очень хочет вспоминать слова того же автора: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:25,28).

Да и вообще, если уже дело дошло до семейного конфликта, то возникает вопрос: «Неужели все библейские предписания являются руководящими правилами в жизни самого мужа?!»

А в семье, где верующая жена и неверующий муж, именно женщина может своей жизнью, своим примером не то что уговорить и привести мужчину в Церковь, а пробудить его к вере.

«Ибо неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. 1:14). И это лучшее назидание и миссия. А Церковь – это тоже семья.

Иной раз безмолвие бывает более красноречивым, чем многословие. И зачастую без слов, но личным примером можно объяснить и доказать больше.

«Видимо, не всё так безусловно…»

– А как же женщины, которые выбирают своей профессией работу со словом? Что делать женщине с даром говорить и писать? Насколько она может реализовать себя в Церкви и рассчитывать на поддержку?

– Работа со словом не является проповедью церковной. Женщина может заниматься миссионерской деятельностью, поскольку это не касается церковных собраний. И жены-мироносицы помогали апостолам в их миссионерской работе.

Здесь следует несколько слов сказать о служении диаконисс, которое существовало с I и предположительно до IX века. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской… ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим. 16:1,2). Диакониссы готовили женщин ко крещению и помогали в совершении этого таинства, наблюдали за порядком в женской части храма во время богослужения, распределяли пожертвования среди нуждающихся женщин, посещали больных и беременных женщин со Святыми Дарами и причащали их.

К тому же есть большая разница между деятельностью журналистской, культурно-церковной, культурно-просветительской и богословской. Богословие – не совсем женское дело, но и тут есть исключения.

Например, иконописание – это же богословие. А сейчас много женщин-иконописцев – и монахинь, и мирянок. Или гимнография. Византийская монахиня, святая преподобная Кассия (Икассия) известна как автор многих церковных песнопений: стихир, канонов (Четверопеснец Великой Субботы, канон о упокоении усопших). К тому же, если учесть, что известны лишь очень немногие авторы церковных песнопений – большинство из них анонимны, то можно предположить, что некоторые песнопения, и уж тем более акафисты написали женщины.

Также женщины преподают в семинариях и духовных академиях, правда – не догматическое богословие. Хотя у греков и это уже есть. Высшее богословское образование у них светское. Видимо, не всё так безусловно, и имеет свои какие-то частности – временные и географические особенности.

Исторический опыт в Церкви неизбежно вносит определенные коррективы – ничто не стоит на месте, многое меняется. К примеру, певчими на клиросе женщины стали не так-то давно – в конце XIX века. В женских монастырях наверняка сестры пели, но чтецов-женщин не было. А сегодня подавляющее большинство чтецов в церкви – женщины.

Священное Писание определяет грань допустимого

– Насколько глубокими могут быть изменения женского участия в церковной жизни?

– Какие бы перемены ни наблюдались в церковной истории, всё-таки Священное Писание определяет грань допустимого. Если и расширился диапазон женского служения в Церкви, это не значит, что женщины могут становиться священницами и епископами. То, что происходит в протестантских и реформатских деноминациях – существенное нарушение принципа «жена в церкви да молчит».

И в ветхозаветной Церкви не могло быть и речи о том, чтобы женщина была священником. А пророчицы были. Пророческое служение женщины есть и в ветхо-, и в новозаветной Церкви. К примеру, Евангелие в событии Сретения Господня упоминает Анну-пророчицу, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37).

Да, служение в Церкви женщины несли и несут. Но речь идет о разграничении функций: пророческое – можно, священническое – нет.

Так что о роли женщины в Церкви нужно говорить в общем контексте всего Священного Писания. И в своих толкованиях исходить надо из духа, а не из буквы, рассматривать текст согласно общему контексту.

Священное Писание, каноны и традиции Церкви дают ограничения в служении женщины: постом, молитвой, руками своими Господу служить – можно. А это значит, что и на клиросе петь, и учительствовать, и журналистикой церковной заниматься, и катехизаторством и миссионерством, всем этим женщинам заниматься не то что можно – нужно. Ведь сколько женщин это делают, и хорошо делают, и никто им этого не запрещает.

И небо ни разу не пало на землю, и земля не разверзлась, и Чаша у священника не расплавилась, когда он причащал учительниц воскресной школы, православных катехизаторов и журналистов. А уж если бы это было богопротивно, то уж что-нибудь подобное точно бы произошло.

Для женщин и мужчин

Работа над выпуском нового номера журнала “Самарянка”

– А как вы отнеслись к тому, что ваша матушка стала издавать женский православный журнал «Самарянка»?

– Идею журнала матушка Екатерина вынашивала еще с начала 90-х. У меня, как ко всему новому, было настороженное отношение – а вдруг не получится.

Конечно, я не перечил и не противодействовал, но мне казалось невероятным: печатное СМИ, журнал?! У нас?! Да вы что!

Но серьезная подготовительная работа к выпуску издания началась в 2006 году, и потихоньку дело пошло.

«Самарянка» – не церковная проповедь. Там может быть опубликована проповедь, но проповедуют не женщины. Это издание частично миссионерское, но прежде всего – культурно-просветительское. И хотя журнал ориентирован на женщин, это совсем не исключает мужской читательской аудитории. А мужчин среди читателей «Самарянки», судя по читательским письмам и вопросам – не меньше, чем женщин. Как, впрочем, и мужчин, которые причастны к изданию журнала.

Подготовила Марина Богданова

иеромонах Иов (Гумеров)

Женщины более восприимчивы к вере. Женщиной был составлен первый благодарственный гимн Богу. Женщины первые благовествовали о Воскресении Христовом. В чем еще их преимущество перед мужчинами, напоминает иеромонах Иов (Гумеров)

– Отец Иов, на ваш взгляд, существует ли в Церкви проблема женщин?
– Вопрос о равенстве мужчин и женщин родился в XIX веке, в условиях быстрой ломки традиционных форм жизни как вопрос о политических и социальных правах. Сначала речь шла об избирательных правах. Потом это коснулось профессиональных занятий, которые в традиционных обществах были связаны с деятельностью мужчин. Парадокс в том, что все это удвоило жизненную тяжесть женщин. Они получили возможность трудиться наравне с мужчинами, но на их плечах остался и домашний труд. Может, это имел в виду Шарль Талейран, когда сказал: «Женщины, говоря отвлеченно, имеют равные с нами права, но в их интересах не пользоваться этими правами».
Во второй половине XX века идеи эти не обошли стороной и . Не потому, что Церковь не замечала этих вопросов, а потому, что к церковному организму стали применять мирские социально-политические критерии. Люди нецерковные или церковные формально, но не по духу не понимают ни природы духовной жизни, ни конечных целей человеческого бытия. Мужчина и женщина по своим природным и душевным особенностям, с одной стороны, противоположны, а с другой – дополняют друг друга, составляя единство. С этим Божественным замыслом связан и способ их сотворения. Это нашло выражение и в древнееврейском языке: «иш» – мужчина, «иша» – женщина. Как видим, одно слово, а не два. Будучи равными перед Богом и имея одинаковое человеческое достоинство, они вместе с тем выполняют различное предназначение на земле. Цель у них едина – спасение в Царстве Небесном. Поэтому святой апостол Павел пишет: «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ().
Если смысл и цель человечества – спасение в Царстве Небесном, то соответственно этому нужно определять критерии при обсуждении вопроса о равенстве женщин и мужчин. Есть ли какое-то здесь неравенство? Нет. Напротив, мы стоим перед одним изумительным фактом. Величайшее событие в жизни всего человечества, событие, без которого не было бы нашего спасения, – Боговоплощение совершилось через Пресвятую Деву Марию. Через Нее еще более возвысилось святое материнство. Разве какая-нибудь парламентская или партийная деятельность или прочие социальные и профессиональные занятия, где женщины хотят быть равными мужчинам, могут сравниться с этим особым назначением женщины. Ведь именно через нее Бог Творец дает новую жизнь. Библия отождествляет женщину с жизнью. Вспомним, что сказано о первой женщине: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (). Хочется заметить: имя Адама по общепринятой этимологии означает перстный, а Евы (еврейское Хавва) – жизнь. Хотя с грехопадением в мир вошла смерть, но именно через женщину побеждается в каждом поколении смерть, через нее обеспечивается непрерывность человеческого рода. Трагедия нашего времени в том, что это великое преимущество женщин, которого не знают мужчины, во многом утрачено. Сейчас мы видим стремительное разрушение материнства. Четыре миллиона женщин в нашей стране ежегодно убивают своих детей, делая аборты – часто из-за бытовых, жилищных проблем. Было ли когда-нибудь в прошлом такое притупление совести, когда одному человеку давалось абсолютное право убивать другого, чтобы решать свои материальные проблемы? Разве нет здесь связи с тем уравнительным движением, которое с каждым десятилетием все больше набирает силу? Разве защитники абортов не говорят: «Женщина имеет право»?

– В связи с библейским взглядом на женщину хочется спросить, почему Иисус Христос апостолами избрал только мужчин?
– Число апостолов связано с числом двенадцати патриархов – родоначальников двенадцати колен Израиля. Патриархи дали начало историческому Израилю, а апостолы – начало Новому Израилю, духовному. Также число семьдесят имеет предустановление в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою» (). При этом надо помнить, что и тем, кто не входил в круг избранных Спасителем мира апостолов, дана была возможность совершить апостольский труд. Так, святая Мария Магдалина вошла в историю Церкви как равноапостольная, то есть равная апостолам. Надо решительно сказать, что апостольство – это не почетная привилегия, а особый крест и великая ответственность. Один из двенадцати не выдержал испытания и отпал.
История Воскресения Иисуса Христа открывает трогательную преданность жен-мироносиц. Ведь они первыми сподобились величайшей чести – увидеть воскресшего Господа. И именно к ним первым обращено то великое слово, которое составляет духовный нерв всего Евангелия – радуйтесь! Ведь христианство – это религия любви и радости. Если жены-мироносицы по своей физической немощи не могли делать что-то, что делали другие ученики, зато своей преданностью, любовью к Спасителю они заслужили большего – первые удостоились чести увидеть Его после Воскресения. Они рассказали о величайшем чуде другим ученикам. Жены-мироносицы для самих апостолов стали первыми апостолами, потому что апостол – это тот, кто благовествует о Воскресении Христовом. Известно высокое значение женщин в деле распространения христианства. Святые мученицы поражали современников не одной глубокой верой, но и самым возвышенным целомудрием.
Хочется обратить внимание еще на один отрадный факт, который открывается при внимательном чтении святого Евангелия. Ни одна женщина не участвовала в гонениях на нашего Спасителя при Его земной жизни. Сколько ненависти, хулы, клеветы, злобных преследований было против Господа нашего Иисуса Христа. Все это привело нашего Спасителя на Голгофу. Но ни в одном из этих эпизодов не участвует женщина. Ни одна женщина ни разу не похулила Иисуса Христа.
Фарисеи и книжники, знавшие каждую букву Писания, не признавали Иисуса Мессией, а простая женщина-самарянка уверовала в Него как во Христа и проповедала это всем жителям города Сихарь. Разве это не высокая честь, не показатель того, что Евангелие ставит очень высоко женщину.

– Но ведь в Новом Завете есть слова: «женщина в Церкви да молчит».
– Это место из Послания святого апостола Павла почти всегда приводят неточно. Если мы прочтем текст и рассмотрим контекст этого стиха, то придем к выводу, что святой апостол не устанавливает здесь общее правило, а говорит о коринфских женщинах. «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить…» (). Из предшествующих слов можно понять, что в собраниях коринфян были нестроения. А то, что женщина может говорить в Церкви, подтверждают другие места в этом же Послании святого апостола Павла: «…И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову…» (). Пророчествовать в апостольский век означало учить.
Сам святой апостол поясняет: «…А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (). У святого апостола Филиппа сказано в книге Деяний святых Апостолов: «…были четыре дочери девицы, пророчествующие» (). Где они могли пророчествовать? Разумеется не дома, а в церковном собрании. Еще пример. Уже в первом веке в Церкви были диаконисы. В Послании к Римлянам апостол Павел упоминает диаконису Фиву. Они наставляли путем бесед женщин, которые готовились к крещению, уча их, и помогали епископу при крещении. Значит, они не могли молчать в Церкви.

— Есть ли какая-нибудь разница в назначении женщины в ветхозаветной религии и в христианстве?
– Согласно библейскому учению женщина завершает себя, становясь женой и матерью. В Новом Завете открывается еще одна высокая возможность для реализации себя. Она может достичь совершенства через девство. Это – новая духовная грань. На этом пути открывается возможность наиболее полного соединения с Богом, что и является целью человеческого бытия.
Господь Творец наделил женскую душу способностью быть более, чем мужская душа, расположенной к вере. Ева первая произнесла слово «Бог». Первый благодарственный гимн Богу составила женщина – сестра пророка Моисея Мариам. «И воспела Мариамь пред ними: пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (). Жены-мироносицы идут ночью ко гробу Учителя, побеждая страх не только любовью, но и верой. В решительные минуты осуждения Спасителя мира на мучительнейшую казнь приходит сочувствие и попытка помощи именно от женщины-язычницы, жены Пилата. Преп. после многих лет монашеских подвигов было открыто: «Макарий! Ты не достиг еще в меру двух женщин, которые живут в таком-то городе».
В наше время среди женщин значительно больше верующих, чем среди мужчин. В этом легко убедиться, если прийти на службу в любой храм. Если бы мы задумались об этой стороне женской души, мы бы поняли, насколько чужда церковному сознанию женская проблема. Ведь вера есть самый драгоценный дар от Бога. И если женщина более восприимчива к нему, то о каком неравенстве может идти речь?

— Хорошо, на богословском уровне женщина ни в коем случае не стоит ниже мужчин. А на практике, в церковном быту, так сказать?
– Отвечу примером. У меня в монастыре одно из послушаний – отвечать на приходящие письма. Однажды пришло письмо от девушки, которую выставили из церкви из-за того, что она была одета как-то неподобающе. И вот она пишет письмо с болью: женщина в Православии унижена, потому что на Афон не пускают, в алтарь нельзя, за одеждой следят. Мне захотелось как-то ее утешить. После некоторых размышлений я пришел к выводу, что эти примеры «униженности» совершенно абстрактные. Святая гора Афон – это место подвигов монахов. Принятый там устав имеет одну только цель – создать необходимые условия для подвижнической жизни. Раньше были женские монастыри, куда не было доступа мужчинам. Можно ли на этом основании говорить о их дискриминации?

– А что говорит богословие о женском предназначении? В каком смысле женщина создана как помощник мужчине?
– Если мы внимательно вчитаемся в текст книги Бытия, то увидим, что речь идет о том, что человек не создан для одиночества. Человек задуман как существо общественное. Приведу это место: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (). Как видим, говорится не о помощнике мужчине, а о жизненном союзе. Закончу нашу беседу словами : «Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра».

Справка


Иеромонах Иов (Гумеров)
– выпускник философского факультета МГУ, насельник Сретенского монастыря, преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии, ведущий рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.Ru», автор серии книг «Вопросы священнику».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме