Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое жалоба и обращение. Жалоба — это письменное требование

К обращениям граждан относятся предложения, заявления, жалобы, ходатайства.

Предложение - это такой вид обращений, который не связан с нарушением прав граждан и их законных интересов, а направлен на совершенствование работы государственных органов и общественных организаций во всех сферах их деятельности. Предложения могут касаться самых различных вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер. Это и пожелания, и рекомендации о совершенствовании деятельности органов в области экономики и культуры, и улучшения работы государственного аппарата по укреплению законности и развития законодательства.

Заявление - это обычно просьба граждан об удовлетворении их субъективных прав и законных интересов, закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами. Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение: «заявление - официальное обращение лица (или нескольких лиц) в учреждение или к должностному лицу, не связанное… с нарушением прав и законных интересов и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения».

Таким образом, гражданин пишет заявление во-первых, в целях реализации своих прав или законного интереса и, во-вторых, для того, чтобы сообщить о тех или иных недостатках в работе предприятий, учреждений, организаций.

Заявления граждан должны содержать определенные требования или иметь особенности обращения и рассмотрения (заявление о предоставлении жилплощади, о выделении материальной помощи, о пересмотре назначенной пенсии и т.п.).

Отсутствие или наличие нарушений прав и интересов граждан являются основными критериями в разграничении понятий «заявление» и «жалоба».

Жалоба - это обращение гражданина в государственный или общественный орган (либо к должностным лицам) о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Жалоба подается гражданином, когда он хочет восстановить свои права или законные интересы, нарушенные действиями (или бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных и выборных лиц, руководителей организаций и общественных объединений. Жалоба является и средством для предупреждения подобных правонарушений.

Таким образом, под жалобой понимается обращение о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, о медленном, бюрократическом рассмотрении их дел государственными или общественными органами, предприятиями и учреждениями, о невыполнении ими решений, принятых по обращениям и заявлениям граждан, о неправомерных действиях должностных лиц. Жалобой признается также несогласие с решением или действиями государственного либо общественного органа, предприятия, учреждения, организации, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.


Необходимо знать, что в соответствии со ст. 5 Закона № 4866-1 жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении.

Если срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, он может быть продлен при условии, что гражданин представит оправдательные документы. Безусловно, подаваемая жалоба не должна содержать материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин. В противном случае в соответствии со ст. 129 и 130 Уголовного кодекса РФ он может быть подвергнут наказанию в виде штрафа либо обязательных или исправительных работ.

Зачастую в письмах могут содержаться одновременно и предложения, и заявления, и жалобы. Здесь проявляются индивидуальные особенности самих заявителей и могут быть самые различные комбинации содержания писем.

В последние годы законодательством РФ введен еще один термин в понятие «обращения граждан» - «ходатайство».

Ходатайство - это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется лишь в случаях и по вопросам, установленным законодательством РФ. Очень важно, чтобы ходатайства и все необходимые документы были оформлены в соответствии с требованиями закона.

Например, лица, которые имели в прошлом гражданство СССР, представляют документы, подтверждающие факт проживания на территории Российской Федерации на день обращения. Эти граждане представляют ходатайство, к которому прикладывается вид на жительство, а при его отсутствии - паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о регистрации по месту жительства или со свидетельством о регистрации по месту жительства или месту пребывания, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства со свидетельством о регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Законом г. Москвы от 14 февраля 1996 г.№ 4 «О референдуме города Москвы» в ст. 8 предусмотрена возможность направления ходатайства о проведении референдума для реализации гражданской инициативы жителей Москвы. В случае подачи ходатайства данный закон предусматривает необходимость указать формулировку вопроса или вопросов, выносимых на референдум, фамилии, имена и отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

К ходатайству обязательно должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором принималось решение о необходимости проведения референдума .

- личные (индивидуальное) - от конкретного заявителя;

- коллективные - от группы заявителей, объединенных общими интересами (общая работа, членство в одном из политических или общественных объединений, проживание в одном доме, микрорайоне и т.д.).

Коллективным может быть обращение, принятое на митинге, собрании, подписанное его организаторами и (или) участниками и имеющее общественный характер. Закон г. Москвы «Об обращениях граждан» ввел еще один вид обращения (разновидность коллективного обращения) - петицию.

Петиция - это коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства. В случае получения петиции мэр г. Москвы совместно с городской думой рассматривает высказанные в ней предложения и в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции принимает по ней решение.

- анонимные - от гражданина или группы лиц без указания данных, позволяющих установить личность обратившегося, или не содержащие адресных данных, позволяющих определить, куда следует направить ответ. Анонимные письма, как правило, не рассматриваются, а списываются в дело, поскольку ответить будет некуда и некому. Если анонимное письмо содержит конкретную и важную информацию, оно может быть направлено тем должностным лицам и структурам, в чью компетенцию входит решение вопроса, затронутого в письме.

Граждане имеют право обращаться в соответствующие инстанции как письменно, так и устно.

Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти, организации или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, номера телефонов, дату и личную подпись.

Устные обращения граждан излагаются во время личного приема. Если изложенные факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны, на них дается устный ответ. В некоторых случаях, когда для квалифицированного ответа требуется время для наведения справок и т.д., гражданину отвечают письменно.

Жалоба - это способ борьбы с нарушением прав граждан и организаций, с которыми те сталкиваются. Жалуются и на чиновников, и на действия лиц, не обладающих властными полномочиями. Отсюда и существенная разница между различными заявлениями.

Законодательное регулирование

В РФ жалоба означает широкий перечень заявлений граждан и всевозможных организаций. Их направляют в административные органы, в полицию, прокуратуру, в суды. Из-за этого правила написания бумаги значительно отличаются.

Чтобы сделать все правильно, следует обратить внимание на ряд нормативных актов, это:

  • Закон об обращениях граждан.
  • Закон о прокуратуре.
  • Положения, инструкции, постановления, акты, принятые иными органами.

Вдобавок налажена практика принятия административных регламентов. Они объединяют в себе положения разных актов, содержат образцы документов и описывают порядок действий чиновников.

Все перечисленные нормативные акты являются, по сути, основой, которая дает ориентиры для правильного составления документов.

Общие правила написания

Жалоба - это официальная бумага и должна соответствующе выглядеть. Текст пишут на альбомных листах. При составлении активно пользуются компьютерами. Тем не менее закон не ограничивает заявителей в праве воспользоваться ручкой. Цвет пасты также не имеет значения.

Нежелательно допускать исправления и зачеркивания, но чиновник не имеет права отказаться рассматривать заявление по этой причине. Иное дело, если невозможно разобрать написанное. Не менее важно соблюдение правил орфографии и пунктуации, чтобы текст не утратил смысл, вложенный автором.

Жалобу, не рассмотренную из-за невозможности прочтения, разрешается направить снова. С судом все иначе. В определении указывается, что в заявлении не так, дается время на исправление недостатков. Не вовремя поданные исправления приведут к возвращению материалов отправителю.

Автору следует подойти взвешенно к объему информации. Избыток сведений или недосказанность делают документ бессмысленным. Нельзя забывать, что жалоба - это средство донести до власти свое видение проблемы и способы её решения. Изложение сухих фактов и ссылки на закон - значительная часть успеха. В то же время не стоит насыщать текст эмоциями.

Как правильно оформить

Жалоба - это документ, состоящий из следующих пунктов:

  • адресат;
  • отправитель;
  • заинтересованные стороны (чаще указываются в судебных документах);
  • изложение обстоятельств, фактов, свидетельствующих о нарушении прав заявителя;
  • ссылки на законодательство (название, номера, пункты законов или нормативных актов, относящихся к проблеме);
  • требования (привлечь к ответственности, устранить нарушения, совершить конкретные действия);

Просьбы формулируются с учетом полномочий чиновников. Конечные требования не должны быть взаимоисключающими.

Так, например, полицейский не вмешивается в действия органов жилищного надзора, и наоборот. Заявителю разъясняется, куда ему обращаться в его случае.

Если прилагаются дополнительные документы, под текстом излагается их перечень.

Подача жалобы через представителя обязывает его предъявить доверенность и приложить её копию.

Как направлять бумаги адресату

Предусмотрено три способа:

  • почтой;
  • лично;
  • через представителя.

На практике имеет место передача документов через курьера или нарочного, но такое разрешается не везде.

Письма через почту желательно направлять с уведомлением. Так именуется карточка, возвращаемая отправителю. Она подтверждает получение адресатом письма. Принимающее лицо ставит свою подпись.

Опись с вложением кажется более надежным вариантом, но так лучше не делать. Адресату из ближайшего отделения почты направляется извещение, само письмо остается на почте, пока за ним не явятся. Часто письма так никто не забирает, и они возвращаются отправителю. Неважно, это жалоба на решение суда или бумага иного рода.

Почтовые отправления с уведомлением же непосредственно доставляются в организацию-адресат.

Личная передача организована в канцелярии согласно расписанию. Если ведется личный прием, нередко заявление передается чиновнику напрямую. На копии принявшее лицо ставит свою подпись и дату, подтверждающие принятие заявления.

Представитель действует по доверенности. Она оформляется или по месту жительства в управляющей компании, или нотариусом.

Электронные жалобы

В последние годы предоставляется возможность подать жалобу через Интернет. Правда, требуется в ряде случаев наличие цифровой подписи, подтверждающей подлинность электронных заявлений. Так, например, подаются иски через Интернет.

На сайт главы государства материалы отправляются без дополнительных требований, подобным образом дело организовано на сайте МВД, ФССП, прокуратуры и некоторых других служб.

Особенности обращений в прокуратуру

Если заявления от граждан носят общий характер, на них распространяется Закон «Об обращениях граждан».

Прокуратура занимается проверкой решений чиновников, она не подменяет собой иные органы. Если проблемой еще никто не занимался, документы передаются по принадлежности. О чем непосредственно прокуроры сообщают на приеме.

В рамках уголовного дела подать жалобу разрешается или прокурору, или начальнику следственного отдела или на выбор. Порядок действий, требования к жалобе предусмотрены УПК. Минуя перечисленные инстанции, заявитель имеет право обращаться в суд напрямую.

Как обратиться в полицию, СК и ФСБ

Полиция принимает жалобы в форме обычных заявлений и о преступлении. Первая категория касается административных правонарушений. Заявления о преступлениях фиксируются в специальном журнале. Автор предупреждается об ответственности за о чем в заявлении пишет своей рукой. Выдается талон о принятии заявления. При приеме в полиции его, кстати, пишут от руки на бланке, так полиция себя защищает от обвинений в фальсификациях.

Жалобу или заявление не запрещено отправить и по почте или через представителя, если нет возможности явиться лично.

Желательно сообщить о преступлении в орган, который его будет расследовать. Если сведения о преступлении попадают не по адресу, материалы передаются для проверки надлежащему лицу.

Жалоба на постановление инспектора ГИБДД или другой службы подается также в системе органов МВД.

Действия сотрудников комитета и органов безопасности по приему жалоб идентичны алгоритму действий полицейских. Эти вопросы регулируются одним законом, могут отличаться ведомственные акты. Разница между ними не существенна.

Особенности обращений в суд

Судьи, в отличие от административных органов, полиции и прокуратуры, работают исключительно на основе заявлений. Они оформляются в виде жалоб, исков, представлений (так именуются жалобы, поданные прокурорами).

Оформление зависит от формы производства (уголовное, гражданское, административное, арбитражное, материалы по КоАП).

Время, отведенное на обращение с жалобой, разнится - от нескольких дней до лет.

Процессуальные кодексы содержат четкие требования к содержанию заявлений. В уголовном процессе жалоба в суд подается в одном экземпляре, без приобщения документов. Конечно, лучше их приобщить. Это пойдет на пользу и суду, и заявителю.

Особенности обращения в суд по гражданским и административным делам:

  • количество копий жалобы и приобщенных документов согласно числу сторон;
  • изложение обстоятельств;
  • нарушения закона;
  • оплата госпошлины (размер предусмотрен Налоговым кодексом).

Последнюю не платят при подаче жалоб по административным материалам (КоАП) и уголовным делам. Льготы предусмотрены заявителям по некоторым категориям гражданских и административных дел.

Насколько жалоба в суд более эффективна, определяется конкретной ситуацией. Тем более что в РФ решение первой инстанции обжалуется через ряд вышестоящих уровней системы.

Помощь юриста

Она заключается в ряде моментов:

  • выбор актов, которыми следует руководствоваться;
  • факты, имеющие значение;
  • доказательства, которые уже есть у человека и которые надо истребовать.

Юрист может разъяснить, как написать жалобу, или сделать это вместо обратившегося лица.

Распространен смешанный подход - люди стараются делать все сами, прибегая к консультациям, где без этого не обойтись. Тем более что интернет предлагает широкий выбор ресурсов, на которых юристы предлагают свою помощь в разъяснении законов бесплатно.

Как написать жалобу, разъясняется на сайтах государственных организаций, в частности судов. Там прямо предлагается скачивать бланки жалоб и заявлений. Так легче и гражданам, и чиновникам.

В целом написать заявление по поводу нарушения своих прав несложно, информации предостаточно. Если же в чем-то не удается разобраться, можно обратиться к специалистам.

Жалоба - это документ, содержащий сведения о нарушении свобод, интересов, прав гражданина. Это обращение адресуется в государственные структуры или общественные организации. Если говорить простыми словами, жалоба - это один из способов защиты интересов гражданина. Рассмотрим ее особенности.

Характеристика

Жалоба - это способ восстановления интересов и прав, нарушенных бездействиями/действиями властных структур, их должностных лиц, в то числе руководителей, а также членов общественных объединений. Такого рода обращения также могут выступать как предупреждающая мера. Зачастую целью документа является ускорение рассмотрения дел учреждениями и предприятиями.

Сроки жалобы

Они определяются в соответствии с Законом №4866-1. В 5 статье нормативного акта указано, что можно не позднее 3 мес. с даты, когда субъекту стало известно о том, что его интерес ущемлен. Обращение может адресоваться не только непосредственно тому органу или лицу, который нарушил право, но и вышестоящей структуре. В этом случае можно не позднее месяца с даты получения устного или письменного извещения об отказе в удовлетворении претензий, присутствующих в первоначальном заявлении. Если установленный период был пропущен, законодательство разрешает продлить его. Однако для этого заявитель обязан предоставить документы, доказывающие уважительность причин.

Важный момент

По каждому обращению принимается положительное или отрицательное решение. Жалобы не должны содержать сведения клеветнического характера, оскорбления, выражения, умаляющие достоинство и честь лиц, с чьими действиями не согласен заявитель. Иначе автор может понести уголовное наказание по ст. 129, 130 УК.

Обращение в суд

Законодательство предусматривает разные способы защиты прав. В качестве одного из них выступает обращение в суд. Гражданин может, например, направить исковое заявление. Если после рассмотрения суд вынесет постановление, в котором в удовлетворении требований отказано, составляется апелляционная или . Она представляет собой заявление, в котором оспаривается принятый в первой инстанции акт. Направляется такая жалоба в высший орган. Кассационная жалоба составляется по определенным правилам. Основная задача заявителя состоит в том, чтобы убедить вышестоящую инстанцию в своей правоте и незаконности принятых ранее постановлений.

В первую очередь заявитель должен четко определить, с чем именно он не согласен в постановлении, вынесенном ранее. Немаловажное значение имеет и наличие права на предъявление претензии. Кроме этого, нужно установить, не пропущен ли период, предусмотренный для направления обращения. После этого следует изучить постановление, в отношении которого составляется жалоба. Это необходимо для конкретизации претензий. При этом следует обратить внимание на соответствие изучаемых документов процессуальным предписаниям. На постановлении должны присутствовать обязательные реквизиты. При необходимости изучаются протоколы заседаний на предмет полноты сведений. Если возникли замечания, то в жалобе их нужно разместить по пунктам. Кроме этого, целесообразно проверить соответствие принятого постановления материалам, составляющим дело. По жалобе будет вынесено определение.

Нюансы

Юристы рекомендуют изучить процессуальное законодательство и судебную практику по аналогичным делам. Анализируя вынесенные постановления по заявлениям других лиц, гражданин может обдумать нарушения, допущенные в его ситуации, оценить материально-правовое и процессуальное их значение, выбрать факты, которые можно использовать при формулировке доводов.

Стиль

Если взять любой , то можно увидеть, что она составлена официальным языком. В таких обращениях следует избегать эмоциональных высказываний, стараться использовать корректные слова и выражения. Не допускаются фразы, унижающие достоинство ответчиков или суда. Следует помнить, что сила критики выражена не в грубости слов, а аргументированности используемых доводов. Жалобу следует составлять предельно кратко. Однако сводить ее содержание только к просьбам не следует. Изучая , нужно обратить внимание на хронологию событий и фактов. Обстоятельства приводятся в том порядке, в каком они имели место. При этом следует указывать факты, только прямо относящиеся к сути претензий. В противном случае обращение будет содержать побочные сведения, затрудняющие чтение и восприятие.

Как написать жалобу? (Пример)

Желательно составлять обращение на компьютере (не от руки). Оптимальная величина шрифта - 12, интервалы - 1.5. В таком виде текст будет лучше восприниматься читающими. В жалобе должны присутствовать обязательные реквизиты:

Выбор инстанции

Законодательство определяет органы, в которые может подаваться жалоба:

  1. Обращения на постановления районных, гарнизонных инстанций - в верховные региональные, флотские (окружные) суды.
  2. Заявления на акты верховных инстанций, коллегию по гражданским и военным делам - в ВС РФ.

Любое обращение должно направляться в высшую инстанцию через орган, вынесший спорный акт. Подать жалобу можно в десятидневный срок с момента утверждения постановления в итоговой форме. При этом рассмотрение заявления осуществляется не более 2-х мес.

Структура документа

Описательную часть целесообразно начинать с приведения сути резолютивного раздела оспариваемого акта. После этого последовательно излагаются вопросы, которые будут опровергаться в жалобе. Не рекомендуется сначала приводить материально-правовые нарушения, затем процессуальные, а потом снова первые. Непоследовательность фактов лишает заявление убедительности. Целесообразно в одной части отразить нарушения процессуальных положений, допущенных судом при разбирательстве. В другом разделе можно указать на неполноту выяснения обстоятельств дела, недоказанность фактов, имеющих значение для рассмотрения спора, необоснованность выводов.

Доказательства

Заявитель в жалобе может сослаться на сведения, подтверждающие его позицию, но ранее не предоставленные суду. Однако в этом случае он должен доказать невозможность их предъявления в других инстанциях. Не стоит игнорировать сведения, опровергающие те или иные доводы заявителя. Их необходимо оценить и подвергнуть критике. Если же опровергнуть их не представляется возможным, не следует использовать безосновательные утверждения, противоречащие доказательствам. Нужно помнить, что больший эффект имеет критика не сведений, предоставленных ответчиком и третьими лицами, а выводов, которые сделал суд на их основании. После исчерпания всех аргументов, можно приступать к оформлению просительной части. Излагаемые в ней требования должны обладать безальтернативным характером. При этом их удовлетворение должно находиться в компетенции суда. Подписание жалобы осуществляется заявителем либо (при наличии соответствующего полномочия) его представителем.

Приложения

Жалоба в кассационную инстанцию направляется вместе с:

  1. Копией оспариваемого постановления.
  2. Документами, удостоверяющими оплату пошлины в предусмотренном законом размере, если соответствующее требование предъявляется для данного дела. Субъекты, имеющие право на льготы, предъявляют подтверждающие бумаги. Лицо может также направить ходатайство об отсрочке/рассрочке, уменьшении размера пошлины.
  3. Копии жалобы по числу участников спора.
  4. Доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Необходимо отметить, что все прилагаемые бумаги, кроме квитанции о выплате пошлины, предъявляются в количестве экземпляров, равном числу частников спора. Исключение составляют случаи, когда у ответчиков или третьих лиц уже есть эти документы.

Заключение

Жалоба - это официальный документ, который должен соответствовать установленным законом требованиям. Вне зависимости от того, по какому поводу она направляется, в обязательном порядке указывается название органа, в который она адресуется, обстоятельства, послужившие причиной для ее составления, собственно, требования, подпись и дата оформления. Анонимные заявления не рассматриваются. Это обусловлено тем, что закон требует формулирования письменного ответа на полученное обращение и отправку его заявителю. Если же в жалобе будут отсутствовать Ф.И.О. и адрес субъекта, то и письмо некуда будет отправить. Важно помнить об ответственности за использование нецензурных фраз или выражений, умаляющих достоинство и честь других лиц. Чтобы добиться положительного решения нужно использовать исключительно законные и корректные методы. Необходимо правильно выбирать орган, в который адресуется обращение. Если вопрос находится вне компетенции структуры, закон допускает перенаправление заявления в надлежащий орган с уведомлением субъекта об этом.

согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖАЛОБА

обращение лица о нарушении решениями и действиями (бездействием) органа или должностного лица прав, свобод или законных интересов гражданина. В результате таких решений или действий (бездействия): нарушаются права, свободы или законные интересы гражданина; создаются препятствия к осуществлению его прав, свобод или законных интересов; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность; гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Законодатель допускает, что Ж. могут быть как индивидуальными, так и коллективными. При этом, жалобы должны быть собственноручно подписаны лицами, их подающими. Ж. граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, а также законодательством субъектов РФ. В целях своевременного рассмотрения Ж. граждан установлены следующие правила: Ж. подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия (бездействие) которых обжалуются; государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и др. должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в Ж., направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Запрещается направлять Ж. граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются. Ж. граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Право гражданина СССР подать Ж. на незаконные действия должностного лица или государственного учреждения, как и обязанность соответствующего органа рассмотреть эту Ж. по существу и принять надлежащие меры, является одной из важнейших гарантий законности в управлении.

В СССР на подачу Ж. имеют право все граждане без исключения. Она может быть подана и по поводу действий должностного лица, не имеющего непосредственного отношения к личным интересам самого жалобщика. В Советском государстве нет каких-либо ограничений для круга должностных лиц и учреждений, на действия которых приносятся Ж. Не ограничен и круг действий, которые могут быть обжалованы. Таким образом, право Ж. в Советском государстве имеет ту принципиальную особенность, что, с одной стороны, Ж. является средством защиты прав и законных интересов граждан в случае их нарушения, а с другой, – правомерная Ж. способствует улучшению работы советского государственного аппарата.

Заявления и письма помогают вскрывать и устранять многие непорядки и неправильные действия, разоблачать нечестных людей, допускающих злоупотребления, расхитителей государственной и общественной собственности. Отсюда следует, что правильная организация дела приема и рассмотрения Ж. и принятия по ним необходимых мер имеет важное значение для укрепления социалистической законности и охраны прав и законных интересов граждан СССР, государственных и общественных учреждений и организаций.

В советском социалистическом государстве установлены организационно-политические и правовые гарантии, обеспечивающие своевременное рассмотрение Ж. и принятие по ним необходимых мер: ответственность за организацию приема и своевременное разрешение Ж. возложена лично на руководителя учреждения; установлены часы приема посетителей ответственными работниками учреждения; введен точный учет поступления и движения Ж.; установлена дисциплинарная и уголовная ответственность работников учреждений, виновных в утере Ж. В целях обеспечения своевременного и правильного разрешенная Ж. они должны рассматриваться в тех органах, к компетенции которых относится вопрос, затронутый в Ж. Жалобы должны разрешаться в установленные сроки: в республиканских, краевых (областных) органах – до 1 месяца, в районных и городских органах – до 20 дней, а Ж. военнослужащих соответственно – до 15 и 7 дней со дня подачи Ж. Вопрос о Ж. считается разрешенным лишь после принятия всех мер, указанных в постановлении органа, разрешающего Ж.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕМА 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ПИСЬМЕННЫМ И УСТНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН

В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Предложение - вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление - вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя , нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде , т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.

Работа с обращениями граждан ведется на основании Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях и в организациях и законов краев и областей.

Норматив устанавливает порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются. Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.



Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан.

Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому органу или тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган. либо должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.

Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб могут продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.

Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях ведется отдельно от обработки других видов документов.

Согласно Типовому положению устанавливается следующий порядок делопроизводства по обращениям граждан:

Все обращения регистрируются в день поступлений и учитываются на регистрационной карточке или в журнале. Регистрационный номер проставляется на определенном месте по ГОСТ Р 6.30-2003. Он состоит из начальной буквы фамилии автора письма и порядкового номера поступившего документа, например, К-187 от 12.06.2011.

Установлено, что повторным заявлениям при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, а в соответствующей графе регистрационной контрольной карточки (РКК) указывается регистрационный номер первого предложения, заявления, жалобы. В правом верхнем углу повторных заявлений и на регистрационной контрольной карточке делается отметка «Повторно». Повторными считаются предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого заявления истек срок, установленный для рассмотрения, или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица и по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для решения в один государственный орган, учитываются под регистрационным номером первого документа с добавлением порядкового номера через дробь, например К-187/1, К-187/2, К-187/3.

Картотеки из регистрационных контрольных карточекмогут формироваться по алфавитному, географическому и тематическому признакам.

Контроль за разрешением предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по предложениям, заявлениям и жалобам решений.

Если тот или иной адресат направляет поступившие к нему письма граждан в государственные органы и требует сообщить результаты их рассмотрения, такие письма берутся на особый контроль с проставлением в установленном на документе месте знака «К».

Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. В этом случае контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают руководители государственных органов, ответственные за своевременное и правильное рассмотрение писем граждан.

Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан дают руководители и специально уполномоченные на то лица из государственных органов. Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме при личном приеме. В этом случае делается соответствующая запись в регистрационной контрольной карточке. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы и даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством.

Руководители государственных органов должны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них замечания с целью своевременного устранения порождающих их причин. Материалы для анализа и обобщения готовятся должностными лицами, ведущими делопроизводство по предложениям, замечаниям и жалобам граждан. Они обобщают их в виде аналитических справок и представляют их своим руководителям.

Предложения, замечания и жалобы граждан возвращаются после их разрешения должностным лицам, ведущим их делопроизводство в учреждении, со всеми сопутствующими материалами для централизованного формирования дел.

Хранение дел у исполнителей запрещается. Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, при этом каждое заявление и предложение со всеми относящимися к ним материалами составляют единую группу, куда подшиваются также повторные заявления и вновь поступающие материалы. Ответственность за сохранность документов этого вида в учреждении несут руководитель учреждения и лицо, ответственное за ведение делопроизводства по предложениям, замечаниям и жалобам граждан.

Установлен пятилетний срок хранения предложений, замечаний и жалоб граждан и всех документов по их разрешению. По мере необходимости экспертная комиссия может продлить этот срок или установить постоянный срок хранения. Такое решение экспертной комиссии должно быть утверждено руководителем учреждения. Дела постоянного срока хранения и временного (свыше десяти лет) передаются в архив государственного учреждения через год после их завершения делопроизводством. После десяти лет хранения дела передаются в архив по решению руководства учреждения. По истечении срока хранения дела подлежат уничтожению в установленном порядке.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме