Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Афины и Спарта. Афинская демократия

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Во 2-м тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. К началу I тысячелетия у греков сложилось рабовладение. Первобытное общество превращается в политическое общество, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается обмен, смешивается население и невозможными становятся старые формы управления. Все это явилось основой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества.
Особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов - Древних Афин (образец рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии).
В VlJI-м веке до н. э. в Аттике (область Греции) возник город, который назвали в честь богини-покровительницы Афинами, В городе произошло смешение различных племен, родов, фратрий в единый народ. Свободное население города делилось на: эвпатридов «благородных», геоморов - землевладельцев и демиургов - ремесленников. Все высшие должности замещались эвпатридами. Поэтому совет старейшин превратился в аристократическое собрание, которое назвали ареопагом. Ареопаг имел законодательные функции, контролировал действия должностных лиц, осуществлял высший суд. Из своего состава избирались сроком па 1 год 9 старейшин-архонтов.
Реформы Солона И Клисфена К VI-му веку до н.э. в Афинах произошло дальнейшее социальное расслоение населения. Господствовала земельная аристократия. Бедные назывались «шестидольниками», поскольку обрабатывали поля богачей и получали за это шестую часть урожая. На полях стояли закладные камни, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок Имела место также такая форма залога, как ипотека, при которой земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа - переходила к кредитору.
В 594 году до н. э. поэт и политический деятель Солон, избранный архонтом, произвел важные реформы: отменил долговую кабалу, аннулировал все поземельные долги, убрал закладные камни с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, получили свободу, а проданные за границу были выкуплены за счет государства. Рабами могли быть теперь только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках.
Солон установил максимальный размер земельного владения. При этом была разрешена широкая завещательная свобода и земельные владения знати включились в общий гражданский оборот.
С именем Солона связана цензовая реформа, согласно которой самые богатые относились к первому разряду, просто богатые - ко второму. Третий разряд - граждане среднего достатка. Все другие - фе-ты, которые были отнесены к последнему - четвертому разряду.
Каждый разряд имел определенные политические права: только гражданин первого разряда мог стать архонтом, а значит, и членом ареопага; только граждане первых трех разрядов могли занимать общественные должности. В то же время был создан новый судебный орган - «гелиэи», в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Реформы Солона носи* ли компромиссный характер. Афины пережили острый политический кризис, после которого установилась тирания.
Лишь через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э. демократы во главе с Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Вместо ролоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Аттику разделили на 10 территориальных «племен» («фил»). Фила состояла из 3-х частей - триттий. Страна была поделена также на более мелкие единицы -- демы, которых было около 100. Территориальное разделение сокрушило господство родовой аристократии.
Изгнание из страны, обычно сроком на 10 лет, - «остракизм», был
также введен реформой Клисфена.
В 462 году до н. э. был принят закон о лишении ареопага всех политических функций.
По закону Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были природными и полноправными гражданами Афин. С 18 лет приобреталось гражданство. В течение 2-х лет юноша проходил военную службу, но оставался военнообязанным до 60-ти лет.
В Афинском обществе существовало формальное равенство, которое сочеталось с имущественным неравенством. Физический труд для свободного гражданина, кроме земледелия, считался недостойным. Метэ-ки - - иностранцы занимались торговлей. Им запрещалось занимать должности и участвовать в народном собрании, но они служили в армии и платили налоги, Правовое положение вольноотпущенных было близко к положению иностранцев.
Раб был живой вещью, которую можно было купить, продать, отдать внаем, но закон запрещал его убивать. Но в случае убийства раба хозяин не наказывался. Раб не мог иметь никакого имущества. Женщина в Афинах не имела политических и гражданских прав.
По форме правления Афинское государство представляло собой демократическую республику. В государстве основными органами являлись: Совет пятисот, гелиэя.
Верховный орган власти Афин - народное собрание, которое обладало широкой компетенцией: принимало законы, постановления, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, обладало контрольными функциями и т. д. В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из 10-й фил. Совет решал вопросы управления.
Высшим судебным органом государства была гелиэя, которая состояла из 5000 судей и 1000 запасных. Члены суда избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя была разделена на 10 коллегий по 500 судей, которые призывались к исполнению обязанностей жеребьевкой в день суда, чтобы избежать возможных злоупотреблений.
Стратеги и архонты были главными должностными лицами государства. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием. Стратеги распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных налогов, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие и т. д. С ростом полномочий стратегов упало политическое значение архонтов.
В 336 г. до н. э. Афинское государство было завоевано войсками Филиппа Македонского и включено в состав Македонской монархии. Со П-го века до н. э. Афины превратились в одну из провинций Римской державы.
Древняя Спарта, В XII веке до н. э. на территории Лаконики началась миграция племен, которая сопровождалась военными столкновениями. В результате объединения дорийских и ахейских племен в долине Лакеонии возникла спартанская община, которая в VIII - VII вв. до н. э. расширила свои владения.
Общественный строй Спарты характеризуется сохранением пережитков первобытнообщинного строя и военной организацией общества.
Господствующую группу населения составляли спартиады, которые владели земельными наделами. Земля была поделена на 10 тыс. равных участков - по числу полноправных граждан. Эту землю обрабатывали илоты - представители побежденных племен, превращенные по существу в рабов. Но у илотов было свое хозяйство и орудия труда. При этом они платили своему хозяину примерно 50 % от полученного урожая. Господство спартиадов над илотами осуществлялось методами жесткого террора.
Жители периферийных горных районов Спарты -- периэки, занимали в правовом отношении промежуточное положение между спар-тиадами и илотами. Периэки были лично свободны, занимались торговлей, ремеслом и в случае войны несли воинскую повинность.
По своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой. Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились иод контролем совета старейшин (геруссии), состоявшей из 28 членов - геронтов, избираемых пожизненно. В состав геруссии входило 2 царя, которые выполняли функции военных вождей, верховных жрецов и осуществляли судебную власть. Но фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания. В их ведении находились: внешняя политика, внутреннее управление страной, контроль за деятельностью всех должностных лиц, осуществляли правосудие по гражданским делам. Эфоры в своей деятельности отчитывались только перед своими преемниками.
Семья в Спарте в некоторых отношениях напоминала групповой брак.
К IV-му веку до н. э. спартанская община разрушается, ее военное могущество падает. В середине II-го века до н. э. Спарта была завоевана Римом.
Основные черты права Древней Греции. Афины имели наиболее развитую правовую систему в Древней Греции, Источниками права в Афинах были: обычное право, писаное право в виде Законов Драконта (621 г. до н. э,). По Законам Драконта отменялась кровная месть, закреплялись права собственности, вводились новые правила судопроизводства.
Регулирование имущественных отношений. Афинское право знало деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Частная собственность считалась производной от государства. В Афинском праве выделялись следующие сделки: купля-продажа, найм, ссуда, подряд, займ, товарищества, комиссионный договор, хранение вещей. Обязательной формы заключения сделки не существовало, но чаще всего она заключалась в письменной форме. Обязательственные отношения возникали не только из договора, но из деликта,
Семейное и наследственное право. В Афинах считалось обязательным вступление в брак, но безбрачие не влекло за собой наказания. Брак оформлялся договором, который заключал глава семьи. Наследование имело место по закону и по завещанию. Прежде всего, наследниками первой очереди являлись сыновья, рожденные в законном браке. Дочери могли получить наследство в случае отсутствия сыновей умершего. Наследование по завещанию было введено реформой Солона. Женщины не имели права на завещание.
Преступление и наказание. В Афинском праве можно выделить следующие преступления: государственные, против семьи, личности, против собственности. При этом различались умышленные и неосторожные преступления и было сформулировано понятие самообороны.
Из наказаний необходимо отметить: смертную казнь, продажу в рабство, конфискацию, штраф, бесчестье. По Законам Драконта наказания отличались особой жестокостью. Цель наказания - причинение страданий преступнику.
Суд и процесс. Судебные дела мог начинать только полноправный афинский гражданин. За раба действовал господин, за женщину и детей - глава семьи. Перед судебным процессом производилось предварительное расследование. Стороны имели право представлять письменные возражения против слушания дела по существу. Они же представляли все необходимые доказательства по делу. Решение принималось тайно. Оно могло быть обжаловано в гелиэи, решение которой являлось окончательным.

Тема 2. История развития педагогики.

План:

1. Донаучный этап.

2. Этап возникновения теоретических концепций воспитания, обучения.

3. Этап развитой педагогической науки.

Донаучный этап.

В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:

I этап, донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался:

· накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики;

· теоретическим осмыслением эмпирического учебно-воспитательного опыта в философских трактатах;

· возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.

Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика как наука сформировалась и обособилась в отдельную отрасль.

Именно поэтому в определенный момент развития цивилизации, когда получили развитие производство и наука, это было в поздний период рабовладельческого строя, образование превратилось в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей которых стало воспитание и обучение детей. Такие школы появились в Древнем Египте, в странах Ближнего Востока, Древней Греции.

Уже в древнем мире некоторые ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опыта поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих высказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. Постепенно, усложняясь и расширяясь, воспитание стало развиваться более интенсивно и эффективно. Сначала это происходило в сфере философии.

Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530–470 гг. до н. э.), Демокрита(460 – нач. IV в. до н. э.), Сократа(469–399 гг. до н. э.), Платона(427–347 гг. до н. э.), Аристотеля(384–322 гг. до н. э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Итак, исторические этапы развития педагогики.

Первобытно-общинный строй

На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков.

Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

Античная Греция (Спарта и Афины)

Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.

В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

Афины

В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами.

Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.

Слайд 2

Эллада стоит, как бы на двух ногах. Одной ногой являются Афины, а другой Спарта.

Слайд 3

  • Цель работы – сравнить полисные системы Афин и Спарты, выявить их преимущества и недостатки. Определить наиболее жизнеспособную форму существования государства.
  • Основополагающая проблема: Какая политическая система более жизнеспособна?
  • Слайд 4

    Направления проекта

    1. Определить географическое положение рассматриваемых полюсов.
    2. Сравнить развитие экономики в Афинах и Спарте.
    3. Провести сравнительный анализ социальной структуры в Афинах и Спарте.
    4. Выявить сходства и различия понятия гражданства в Афинах и Спарте
    5. Определить статус женщины в полюсах.
    6. Найти сходства и различия в форме правления.
    7. Проанализировать и обобщить полученные данные.
  • Слайд 5

    Основные задачи:

    1. Научиться организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике.
    2. Формировать навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, навыки сотрудничества.
    3. Использовать возможности информационных технологий, создать учебный продукт, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Слайд 6

    Планируемые результаты:

    1. Оформление презентации.
    2. Умение ориентироваться в интернете в поисках нужной и интересной информации.
    3. Накопление материала для работы на уроках и во внеурочной работе.
    4. Сделать учебный процесс более интересным и увлекательным.
  • Слайд 7

    Афины и Спарта

  • Слайд 8

    Афины

    • Источники силы и богатства - торговля и кораблестроение.
    • Существует право частной собственности.
    • Процветают науки и искусства
  • Слайд 9

    Спарта

    • Отрезанность от моря, нет удобных гаваней.
    • Аграрная страна.
    • Всеобщее равенство.
    • Отсутствие частной собственности.
  • Слайд 10

    Население Спарты

    1. Илоты (рабы)
    2. Свободные
    • Спартиаты
    • Периэки
  • Слайд 11

    • Илоты (рабы)
    • Свободные
    • Спартиаты
    • Периэки
  • Слайд 12

    Гражданство

    • Принадлежность к спартанскому роду.
    • Возраст 30 лет.
    • Родители должны быть афинскими гражданами.
    • Возраст 20 лет после прохождения специального обучения и воспитания, испытания на гражданскую зрелость и 1 год военной службы.
  • Слайд 13

    Гражданские права афинян.

    • право на свободу и личную независимость,
    • право на земельный участок в пределах полиса,
    • право на экономическую помощь полиса,
    • право на ношение оружия и службу в ополчении,
    • право на почитание и защиту полисных богов,
    • право на защиту и покровительство афинских законов.

    Гражданские обязанности афинян.

    • обязанность трудиться на своем земельном участке,
    • приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах,
    • защищать полис от врагов,
    • повиноваться законам и избранным властям,
    • почитать полисных богов.
  • Слайд 14

    Афины

    • Понятие гражданства распространялось на женщин, но они участие в политической жизни не принимали.
    • Были полностью под опекой мужчин.
  • Слайд 15

    Спарта

    • Женщины не обладали гражданскими правами.
    • Авторитет матери непрерикаем.
  • Слайд 16

    Народное собрание – высший орган власти

    В Афинах - экклесия, в Спарте – апелла.

    • участвовали все граждане-мужчины,
    • компетенция - вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, законодательство.
  • Слайд 17

    Экклесия

    • заслушивала отчеты должностных лиц,
    • решала дела по продовольственному снабжению,
    • осуществляла контроль за государственным имуществом,
    • утверждала наиболее крупные завещания, контролировала воспитание юношей,
    • утверждала государственный бюджет,
    • рассматривала вопросы о даровании за особые заслуги гражданских прав иностранцам.
    • решала вопрос о наследовании царской власти, если не было законных наследников,
    • утверждала освобождение отдельных илотов
  • Слайд 18

    Герусия

    • Состояла из 2 царей 28 геронтов (избранных народным собранием старцев старше 60 лет на пожизненный срок).
    • Герусия не подчинялась ни одному органу и не контролировалась ни одним органом.
  • Слайд 19

    Цари в Спарте

    Оба царя обладали одинаковой властью, оба они находились под контролем герусии и эфоров. Их прерогативой было командование армией, руководство религиозным культом и участие во всех государственных делах, но лишь как членов герусии.

    Слайд 20

    Эфорат

    • состоял из пяти избираемых апеллой эфоров,
    • имел право требовать объяснения от царей и могли отменять их решения,
    • созывал геруссию и апеллу,
    • ведал внешней политикой,
    • осуществлял судебные и полицейские функции.
  • Выступить на народном собрании мог не каждый, требовалась специальная подготовка.
  • Свобода слова, не допускала инакомыслия в некоторых вопросах, особенно религиозных.
  • Все должностные лица избирались народным голосованием, были подотчетны и сменяемы.
  • Олигархическая Спарта

    1. Сложное переплетение олигархии, полисной демократии и монархии.
    2. Вмешательство государства в частную жизнь граждан.
    3. Подавление личной инициативы во всех ее проявлениях.
  • Слайд 25

    Список используемой литературы

    1. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика / Раннегреческий полис (архаический период). СПб., 2003.
    2. Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2002.
    3. Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н. э. (478-431 гг.). Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2008

  • Введение.

    Древняя общинная организация сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перерастает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII-VI вв. до н.э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединения родов – филы и фратрии – еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках.

    История Древней Греции относится к I тысячелетию до н.э. Здесь происходят процессы разложения первобытно-общинного строя и формируется классовое общество. Основные знания о государстве и праве Древней Греции содержатся в трудах древнегреческих авторов. В частности, Плутарха, Геродота, Аристотеля и др.

    В результате развития производительных сил формируются классы, и в VIII-VI вв. до н.э. здесь создаются так называемые города-государства (полисы ).

    Наиболее интересным и вместе с тем наиболее изученным представляется процесс образования государства в двух известных греческих полисах – древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая – аристократии.

    В своей работе я попытаюсь провести сравнительный анализ общественного и государственного строя в Афинах и Спарте, сделать вывод о сходствах и различиях между ними, сравнить какой строй приемлемей для развития общества и государства.

    Афинская рабовладельческая демократия.

    Образование государства и государственный строй в Афинах.

    Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большим рвением стали оберегать свою собственность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и другие.

    В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой известнейшей из войн повествуют поэмы гомелевского эпоса – «Илиада» и «Одиссея».

    В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы. Классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней.

    Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь-базилевс. Народное собрание – вместе с тем войско, а базилевс и старейшины – главным образом военные предводители. Американский историк прошлого века Л.Г. Морган назвал этот строй военной демократией .

    По всем своим признакам период военной демократии есть последний период первобытнообщинного строя. Земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. Древняя родовая организация еще существует, но уже подорвана. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя и соотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам. Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формы управления. Все это, вместе взятое, служит основой для перехода к государству как к новой, высшей ступени общественного развития.

    Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, - Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли.

    Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.

    В VIII столетии до н.э. в Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами.

    Город стал средоточием людей, принадлежавших к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению происходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов , ремесленники – демиургов .

    Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на холме бога войны Ареса, и потому его назвали ареопагом . Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц.

    В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н.э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушений религиозных предписаний).

    Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии – стратегов и архонтов.

    Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. «Бедные, - пишет Аристотель, - находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая. – З.Ч.). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей».

    Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога – ипотека – была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа – столь обыкновенной – переходила к кредитору.

    «...Развивающееся денежное хозяйство, - справедливо пишет Ф.Энгельс, - проникало в сельские общины, воздействуя, точно разъедающая кислота, на их исконный, основанный на натуральном хозяйстве образ жизни» 1 .

    Начиная с VI века до н.э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н.э., и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя «демосом» - «народом».

    Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме.

    В 594 году до н.э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту». «Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, - пишет греческий историк Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок оплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».

    Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Было известно, что он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетен нуждою». Избранный архонтом, солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».

    Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, - выкуплены за счет государства.

    Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рынке того времени.

    Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.

    Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати – опора ее власти – включались в общий гражданский оборот.

    Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые – ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.

    Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

    Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие – феты – были зачислены в один четвертый и последний разряд.

    За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л.). Для исчисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй – триста, для зачисления в третий – двести медимнов.

    Первые два разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.

    Высшим органом власти сделалось по конституции Солона, афинское народное собрание(экклесия). Народное собрание являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

    Полномочия народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании срока полномочий, решало дела по производственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм (изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на черепке имя того, кто опасен для народа). Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая, получив полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственными организациями всех основных законов афинского государства. Кроме того, любой член Народного собрания имел право выступить на нем с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предположения, которые нарушают существующие законы (графэпараномон). Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа и путем законодательных актов.

    Народное собрание работало по довольно демократическим правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

    Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась, однако, системой сдержек:

    б) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета;

    в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования.

    В конце V в. до н.э. была введена плата за посещение Народного собрания: в начале в размере обола (единица веса (массы) и медная, серебряная, бронзовая монета), а затем шести оболов. Благодаря этому стало реальным участие народных масс.

    Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, было ли эта деятельность правильной.

    Такая форма контроля снизу было, по-видимому, достаточно эффективной.

    В противовес Народному собранию были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя 1 – суд присяжных заседателей. Но Народные собрания не один раз принимали бурный характер, выходили из под влияния стратегов и совета пятисот, навязывали им свою волю.

    Плутарх рассказывает, что со времени Солона в Афинах действовал закон, по которому гражданин, не примкнувший во время междоусобиц, ни к той, ни к другой партии, лишался гражданских прав. Солон хотел, по-видимому, прибавляет Плутарх, «чтобы гражданин не относился равнодушно и безучастно к общему делу... не дожидался без всякого риска, кто победит» 2 .

    Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.

    Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Она наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода; она утверждала международные договоры. Главным же ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам.

    ___________________________

    1 Кто есть кто в мировой политике/Редкол.: КравченкоЛ.П. и др. – М.: Политиздат, 1990. – С. 418

    2 От «Гелиос» - солнце: заседания начинались с восходом солнца и закрывались с заходом (не позднее)

    В состав гелиэи входило 6 тысяч человек. Все они избирались жребием по 600 человек от каждой филы. Из общего числа гелиастов составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая. Состав коллегии определялся жребием в самый день суда так, чтобы никто из гелиастов не мог знать заранее, когда его призовут к деятельности. Этим стремились избежать подкупа судей.

    Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.

    Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец через 90 лет после Солона, в 509 году до н.э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.

    Реформа 509 года окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение.

    Аттика делилась на десять территориальных «племен» (фил). Каждая фила состояла из четырех частей – тритий. Одна из тритий должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были ее имения), другая – к приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов столицы.

    В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан – ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план.

    Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы – демы. Их было около ста.

    Сущность введенного Клисфеном деления станет более понятной, если прибавить, что аристократический род Аминандритов, например, оказался разделенным на 26 демов, принадлежащих к разным тритиям и филам, род Керкиров – к 19 демам и т.д. Естественно, что выступать, как прежде, единым фронтом они уже не могли. Так, между прочим, впервые в истории была введена в практику «избирательная география».

    Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот. Совет пятисот (булле ), будучи одним из важнейших государственных инструментов афинской демократии не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по пятьдесят человек от каждых десяти фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

    В компетенцию совета входило много вопросов. Пританы (представители Народного собрания) созывали народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для вынесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

    Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета пятисот заключалась в организации строительства флота.

    Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными заданиями и распоряжался совместно с остальными должностными лицами (совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств). Приговоры совета могли быть обжалованы в гелиэю .

    Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.

    Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть совета, т.е. одна фила. Ее члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал в Народном собрании.

    По истечении срока полномочий (1 год) члены совета давали отчет народу. Повторное избрание решалось только через несколько лет и лишь один раз, т.е. каждый год Совет обновлялся. Члены совета получили жалование в размере 5-6 оболов.

    Так в чем же значение реформы Клисфена? Почему ее называют так же, как и реформу Солона, «политической революцией»? Ответ на этот вопрос очевиден.

    Общественное развитие привело к сосредоточению богатств руках значительного числа неродовитых граждан, составивших имущий класс Афин . Политическая власть должна была отныне служить их целям. Родоплеменное деление препятствовало этому: в органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное разделение сокрушило это господство. Вместе с тем окончательно побеждает государство рабовладельцев – знатных и незнатных.

    Теперь на пути афинской демократии находится один ареопаг. Неписана афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во время знаменитых Греко-персидских войн (492-479 гг. до н.э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. Между тем время не повлияло ни на его состав, ни на его политическую линию. В 462 году до н.э. афинская демократия, руководимая Эфильтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций.

    К середине V века до н.э. уходят в прошлое солоновские разряды. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением).

    Оставалось последнее: ввести вознаграждение за службу, без чего граждане, живущие повседневным трудом, не могли занимать общественные должности.

    По предложению стратега Перикла стали получать жалование члены совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица вообще, за исключением самых высших – стратегов.

    Таковы причины и формы возникновения государства в Афинах. Энгельс справедливо замечает: «Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества» 1 .

    ___________________________

    1 К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. – С. 169.

    Общественный строй в Афинах в V в. до н.э.

    Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

    Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течении двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании.

    Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. В случае войны народное собрание устанавливало число военнообязанных, подлежавших призыву; в крайних случаях прибегали к всеобщему набору (панстратии). Члены каждого племени (филы) составляли отряд под командованием особого лица, избираемого самим народом.

    Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина. «Позорящие» профессии были уделом метеков (чужеземцев), вольноотпущенников, рабов.

    Метеки могли заниматься своим профессиональным делом, покупать и продавать (все, кроме недвижимостей), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалось. Однако в армии они служили, платили налоги. Метэк, уклонившийся от уплаты налогов, продавался в рабство. Браки между метэками и гражданами запрещались.

    Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, Метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб.

    Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

    Единственное, что закон запрещал хозяину – убийство раба. Когда раб совершал преступление, заслуживающее казни, суд и наказание становились делом властей.

    Государство, можно думать, опасалось, что собственник раба, заинтересованный в нем как в своем имуществе, пощадит его. Несмотря на формальный запрет, убийство раба хозяином влекло за собой наказания для последнего.

    За этим исключением, все другие виды наказаний были правом господина. Допрос раба производился только под пыткой. Это считалось справедливым и «истинно демократическим».

    Обычными способами наказания рабов были заковывание в кандалы, в железный ошейник, истязания, клеймение и пр. Пытали дыбой, заливанием уксуса в ноздри, прикладыванием к телу раскаленной черепицы, растягиванием членов («кобылой»).

    Никакого имущества раб иметь не мог. Все, что он зарабатывал, было собственностью господина.

    Отпущенный на свободу раб подпадал под двойной надзор государства, относившегося к нему как к «иностранцу», и бывшего хозяина, по отношению к которому вольноотпущенный был обязан некоторым повинностям.

    Основная масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и мирное население противника. Эта участь не раз постигала и самих афинян. Заклейменные знаком лошади, они были сотнями проданы в рабство после неудачной силийской экспедиции (во время Пелопоннесской войны). Множество рабов поставляли на рынок морские разбойники. При покупке с рабом или рабыней обращались, как со скотом: раздевали, заставляли бегать, смотрели на зубы и прочее.

    Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

    Афиняне, по обыкновению, похвалялись тем, что их жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (то есть направлялись в храм) или что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе родственников. Жила жена в особой половине дома.

    Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становится муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей.

    Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданное присвоить. В своей последующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храмы. В противном случае любой встречный мог разорвать на ней платье, снять украшения, побить.

    Дети находились во власти отца уже по одному тому, что завещание находилось в его воле. Достаточно было непочтительного отношения к отцу, чтобы лишение сына наследства стало законным.

    Древняя Спарта.

    Образование Спарты.

    В противоположность демократическим Афинам Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Причины этого уходят в глубокое прошлое.

    По преданию, Спарта была столицей значительного государства еще до вторжения дорян в Пелопоннес, когда Лаконию населяли будто бы ахеяне. Здесь царствовал брат Агамемнона, Менелай, игравший тайную видную роль в троянской войне. Несколько десятков лет спустя после разрушения Трои, большая часть Пелопоннеса была завоевана потомками Геракла («возвращение Гераклидов»), пришедшими во главе дорийских дружин, причем Лакония досталась сыновьям Аристодема, близнецам Эврисфену и Проклу (праправнукам Гилла, сына Геркулеса), считавшимся родоначальниками царствовавших в Спарте одновременно династий Агиадов и Эврипонтидов. Часть ахейцев ушла при этом на север Пелопоннеса в область, которая по их имени была названа Axaией, оставшиеся были большей частью обращены в илотов. Восстановить, хотя бы в общих чертах, действительную историю древнейшего периода Спарты невозможно, за недостатком точных данных. Трудно сказать, к какому племени принадлежало древнейшее население Лаконии, когда и при каких условиях совершилось заселение ее дорянами, и какие отношения установились между ними и прежним населением. Несомненно только, что если Спартанское государство и образовалось благодаря завоеванию, то мы можем проследить последствия лишь сравнительно поздних завоеваний, путем которых Спарта расширялась на счет своих ближайших соседей. Значительная часть их принадлежала, вероятно, к тому же дорийскому племени, так как ко времени образования в Лаконии большого Спартанского государства племенная противоположность между первоначальным населением страны и пришедшими с северо-запада Греции дорянами уже успела сгладиться. Очень вероятно показание Эфора, что после так называемого вторжения дорян Лакония не составляла одного государства, а распадалась на несколько (по Эфору - 6) государств, которые находились в союзе друг с другом. Центром одного из них и была Спарта. Древнейшая Спарта представляла не город, а соединение нескольких открытых поселений. От нее зависела небольшая территория по среднему течению Эврота. В политическом и общественном строе этой маленькой общины не было еще в то время ничего такого, что выделяло бы ее заметно из ряда других греческих общин. Ряд войн привел затем к подчинению Спарте всей Лаконии.

    Склад жизни в древней Спарте.

    Вероятно, опасность жить среди враждебно настроенного и численно превосходного покоренного населения, заставила большинство свободных полноправных граждан поселиться в Спарте. Так установился взгляд, что полноправные граждане только те, кто живет в Спарте, откуда и название их «спартиаты». Завоевания дали государству возможность хорошо обеспечить землей большинство граждан. Спартиаты получили в наследственное пользование участки земли с явившими на них и обрабатывавшими их илотами (представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством). Эти участки были равны и назывались «жребьями» или «долями». Нет никаких данных для признания в Спарте общинного землевладения; переделов не было, и раз выделенный известной семье участок находился в ее пользовании постоянно. Очень сомнительно, далее, показание, что каждому ребенку старшины фил выделяли особый участок 1 . Спартиатские участки были невелики. Величину их можно приблизительно определить на основании показания, что каждый участок должен был давать 70 эгинских медимнов ячменя владельцу, еще 12 медимнов на долю жены и сверх того известное количество вина и масла. Эд. Мейер (во II т. «Истории древности»), принимая двухпольную систему и считая, что морген приносит около 6 эгинских медимнов, высчитал, что участок должен был равняться приблизительно 30 моргенам или шести с небольшим русским десятинам.

    Завоеванием объясняется выработка в Спарте того особого склада жизни, который так долго привлекал к ней внимание политических теоретиков. Чтобы удержать в повиновении численно превосходную массу илотства и периэков (были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами), спартиатам необходимо было развить в себе постоянную боевую готовность. Чтобы не быть захваченными врасплох и перерезанными по одиночке, спартиаты сконцентрировались в городе, а это лишало их возможности заниматься хозяйством.

    ____________________

    1 Плутархов «Ликург», глава XVI

    Так утвердился взгляд, что спартиат не смеет заниматься трудом, дающим доход. Подготовка к бою, военная служба и участие в государственном управлении стали считаться тогда единственно достойными спартиата занятиями. Направляя все к одной цели - к выработай из граждан хороших воинов, государство мало-помалу совершенно стесняет личную свободу и подчиняет своему контролю всю жизнь граждан. С тех пор одной из специфических особенностей Спарты становится поглощение личности государством, стремящимся к сохранению гражданского равенства и простоты в образе жизни, как необходимых условий для развития воинских доблестей. Этими чертами объясняется та симпатия, которой пользовалась Спарта у некоторых представителей крайних направлений в новое время. Для достижения своей цели государство начинает отбирать у граждан детей и с 7 лет воспитывает их под надзором выбиравшихся из лучших семей пэдономов в особых «стадах», где все внимание сосредоточивается на физическом развитии детей, на закаливании их и развитии ловкости, находчивости и дисциплины. С 20 лет юноши начинали военную службу, но до 30 лет не вступали в пользование гражданскими правами. Теми же побуждениями объясняется подчинение суровой дисциплине взрослых граждан, которые и в мирное время были организованы по образцу военного лагеря. Граждане образуют группы (по 15 человек), которые обедают ежедневно вместе и вместе сражаются на поле битвы. Стремление сохранить суровую простоту быта привело к ряду искусственных мер, направленных к этой цели, как то, к запрещению чужеземцам пребывания в Спарте, спартиатам выезда заграницу, к попыткам по возможности отрезать Спарту от экономического общения с другими странами и от проникновения в нее богатства и роскоши, для чего искусственно удерживалась древняя малоценная железная монета и запрещалось частным лицам иметь у себя золото и серебро. Чтобы перевезти сравнительно небольшую сумму денег (10 мин), пишет Плутарх, требовалась упряжка волов, а для их хранения большой склад. По мере распространения новой монеты пропала охота воровать, брать взятки или грабить, «коль скоро нечисто нажитое и спрятать было немыслимо».

    Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение.

    В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Свободному спартиату обе эти профессии были строго запрещены. Его занятие - военная служба. Свободное же время посвящалось «хороводам, пирам, празднествам, охоте, гимнастике».

    Политическое устройство Древней Спарты.

    Устройство Спарты в древнейший период было таким же, как и в остальных греческих государствах и в существенных чертах, совпадало с изображенным в гомеровских поэмах. Спартиаты делились на родовые филы (числом 3), подобно другим грекам. Впоследствии рядом с ними появляются территориальные филы, подразделяющаяся на обы. Этих фил было 5 (Питана, Лимны, Мезоя, Киносура, Дима) и к ним, по-видимому, перешли политические функции. Управление находилось в руках царя, которому помогала герусия (совет старейшин), она сохранилась от родоплеменной организации. Состояла из 28 виднейших представителей спартиатов. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

    Первым существенным нововведением было установление двойственной царской власти. Проследить обстоятельства, обусловившие и, сопровождавшие этот переворот, мы не можем, за недостатком данных.

    Мы имеем основания предположить наличность в Спарте сильной политической борьбы уже в VIII веке, а может быть и ранее. Отголоском ее является так называемая Ликургова ретра 1 : «Воздвигнувши храм Зевсу Селланийскому и Афине Селланийской, установивши деление на филы и обы, поставивши герусию из тридцати с архагетами (царями), время от времени созывать народное собрание (апеллу) между Бабикой и Кнакионом (по Гильберту, реки Энус и Тиаза), так вносить (в апеллу предложения) и отклонять (апелле не нравящиеся ей проекты), у народа же быть власти и силе».

    __________________

    Ретра 1 - так назывались в Спарте некоторые основные законы.

    Борьбу между общиной равных и царской властью, отражает на себе и история важнейшего спартанского учреждения, эфората . Эфор сначала был, вероятно, один и назначался царями для замещения их в судебной деятельности. Это было необходимо вследствие увеличения государства и количества дел, а также вследствие продолжительных отсутствий царей во время войны. Эфоры были судьями в гражданских дедах (уголовные разбирались геронтами) и имели право полицейского надзора. Постепенно эфорат освобождается от зависимости, от царей и даже сам начинает подчинять себе царскую власть.

    С течением времени число эфоров увеличилось до 5 (они составляли коллегию), и выбирать их стала апелла 1 . В эфорах избираемых народом на короткий срок (на год) из всех граждан, можно видеть орган общины «равных». В качестве представителей спартиатской общины эфоры, выступают в известной клятве, которую они и цари приносили каждый месяц: «эфоры за город, а цари за себя»; цари обещались править согласно с законами города, город же (т.е. эфоры от имени его) - сохранять в неприкосновенности царскую власть, если царь будет соблюдать свою клятву.

    ­­­­­­­­­­Шаг за шагом расширяют эфоры свои полномочия. Они наблюдают за периэками и илотами и пользуются по отношению к ним правом жизни и смерти. К ним перешли очень важные функции по надзору за воспитанием молодежи, за соблюдением взрослыми требований того «порядка» жизни, который устанавливается в спартанской общине под влиянием усиливавшейся потребности в сильной военной организации. Они получили право налагать штрафы за проступки и привлекать в важных случаях к суду герусии, ведавшему уголовные деда. Они подчинили своему надзору все остальные власти, даже самих царей, которых они также стали привлекать к ответственности перед герусией и собой. Такое расширение полномочий эфоров можно объяснить, во-первых, тем, что за их спиной стояла община спартиатов, готовая поддержать их притязания против царской власти, так как все, что выигрывали эфоры, косвенно выигрывала выбиравшая их община.

    ___________________________

    Апелла 1 - народное собрание в Спарте; высший орган власти, но его решения, признававшиеся герусией или царем вредными, отменялись. Собиралось ежемесячно на открытом месте; голосовали криком.

    Таким образом эфорат является в эту эпоху учреждением, в известном смысле, демократическим.

    Но настоящей демократией Спарта не могла сделаться: спартиаты по отношению к массе населения составляли аристократию и стремились сохранить раз установившиеся, выгодные для них, отношения между собой и этой массой. Уже, поэтому, они были консервативны. Они воспитывались в привычке к суровой дисциплине и прекрасно понимали значение ее для них самих, знали что только ею они и сильны. Для развития личного начала в земледельческой, экономически отсталой Спарте не было тех благоприятных условий, которые были, например, в Афинах.

    Поэтому спартанская апелла не развивается, подобно афинской экклесии (народному собранию), а преобладающее значение в делах законодательства и управления сохраняется за состоящей из пожизненных членов герусией и за эфорами. Сама же апелла не имеет ни инициативы, ни права обсуждать вносимые в нее предложения, ни делать к ним поправки, она просто принимает или отвергает их.

    Заключение.

    Рассмотренные нами полисы, как уже отмечалось, имели много общего в истории их формирования и много особенного. Эти общие и особенные черты, разумеется, отразились и на их политическом устройстве, которое имело множество черт, типичных для целого ряда греческих полисов, ориентировавшихся в своей внешней политике либо на Спарту, либо на Афины. Оба полиса имели некоторые политические черты, очень часто встречавшиеся и повторявшиеся в последующей истории, что делает их изучение актуальным и важным.

    Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государство и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения государства.

    Афины представляют самую развитую, законченную и самую совершенную форму демократического строя античных рабовладельческих государств. В афинской демократии воплотилась высшая форма государственности сформировавшегося в древнем мире античного гражданского общества. Вместе с тем эта демократия была ограниченной - всей полнотой гражданских прав пользовалось лишь 10-20% населения. Женщины, хотя и считались гражданками, в политической жизни не участвовали, а метеки и тем более рабы, вообще не имели гражданских прав. Кроме того, несмотря на существовавшую в Афинах оплату даже за участие в работе народного собрания, не все жители Аттики, особенно из отдаленных районов, имели возможность посещать все мероприятия полисной политической жизни. Свобода слова, несмотря на всю ее полноту, не допускала инакомыслия в некоторых вопросах, особенно религиозных. Жертвой этой ограниченности прав стал, например, Сократ, приговоренный к смерти за то, что он не почитал отеческих богов 1 . Однако, несмотря на ограниченность, афинская демократия в чисто политическом отношении надолго осталась совершенной

    ___________________________________

    1 Немировский А.И. “У истоков исторической мысли”, Воронеж 1979г.

    моделью такого рода государственного устройства, прогрессивного типа государственности, служившего на протяжении многих веков образцом для подражания.

    Спартанское государственное устройство греки называли привычным им термином олигархия, хотя ближе всех к истине был "отец истории" Геродот, писавший о царящей в Спарте "деспотии закона". И лишь совсем недавно было найдено, как кажется правильное определение. Его дал, пожалуй, самый выдающийся отечественный исследователь спартанского феномена Ю.В.Андреев, определивший спартанскую государственность как одну из самых ранних форм тоталитарного государства. "Краеугольными камнями спартанского тоталитаризма, - отмечает он, - стали именно те социальные и политические институты, которые по замыслу их устроителей должны были служить главной опорой демократического строя". Так, государственный контроль превратился в административный диктат, эфорат из демократической диктатуры - в диктатуру без демократии, равенство наделов и находившихся на них илотов привело к отчуждению спартиатов от своих хозяйств и превратило их в простое приложение к этим наделам. Жесточайшая регламентация всей жизни имела следствием обезличение и нивелировку личности, и государство ассимилировало в себе и общество и всех его индивидов. Ценой консолидации спартанского общества стало ограничение гражданских прав и подавление свобод личности.

    Афинами и Спартой …………………………13 Глава II: Социально... обеспокоены растущим влиянием Афин . Противостояние Афин и Спарты не раз приводило... на фоне соперничества Афин и Спарты происходило становление социально- ...

    Когда мы говорим о культуре древней Греции, мы обязательно подчеркиваем ту высокую историческую значимость, которую имела древне-греческая цивилизация по отношению к культуре Европы. Античная цивилизация включает в себя культуру древней Греции и древнего Рима, между которыми можно увидеть общие черты, так и различия.

    Общие черты, которые выделяются по отношению к Греции и Риму являются достаточным основанием, чтобы отсчет европейской культуры вести из античности. Для европейской культуры античность будет классикой. Античность даст европейской культуре очень важные культурные смыслы, которые не разрывно связаны с ценностью человека, с признанием его роли и значимости в обществе. В культурах древнего мира цивилизация античная представляет собой высшую точку развития всего древнего мира. Цивилизация, которая создала обширные возможности для создания творческой деятельности.Греческая цивилизация возникла во втором тысячелетии до нашей эры. Принято считать, что истоки этой цивилизации относятся к крито-микенской культуре. Наиболее сильное развитие древнегреческая цивилизация протекала в первом тысячелетии до нашей эры. Древнегреческая цивилизация представляет собой уникальный образец демократического общества, сформировавшегося на основе рабовладельческих отношений. Характер демократии, народовластии, такой политической системы, при которой интересы большого числа людей учтены, в древнегреческих городах складывался по-разному. В одних городах демократическое устройство находилось только в самой начальной стадии. Нередко демократические черты пересекались со своими противоположными политическими проявлениями. В других случаях греческие города имели достаточно развитую демократическую структуру, соответственно культура таких городов существенным образом отличалась от городов первого типа. Все древнегреческие города к середине 1 тысячелетия до нашей эры приходят к полисной системе. Полис - это город государства, который имел самостоятельное политическое, экономическое развитие. У каждого полиса была своя армия, своя законодательная система. И каждый полис сам определял характер отношений со своими соседями, другими греческими городами. Безусловно, в подавляющем числе случаев между греческими полисами складывались доброжелательные культурные отношения, поскольку данные города сближало очень многое: общий язык, общая мифология, основные эстетические и этические нормы, отношение к человеку. Одной из важнейших причин в формировании полисной системы являются геополитические обстоятельства. Традиционно греки заселяли прибрежные территории Средиземного, черного моря и эти территории, которые они осваивали представляли собой малопригодную для ведения сельского хозяйства гористую местность. Горы и не были очень высокими, но земли были не плодородные и максимум, что здесь можно было выращивать - это виноград, оливковые деревья. По этой причине города, которые осваивали территорию, локализующую в пространстве на этой географической территории, эти территории были отделены естественными границами, то со временем такие города начинали испытывать трудности экономического характера - не хватало ресурсов для нормального продолжения жизни. Когда города слишком разрастались, начинают возникать различные хозяйственные, социальные проблемы, часть населения переселялись на новую территорию. Происходила колонизация новых земель, строились новые города, которые приобретали абсолютно самостоятельный автономный вид. Так возникал новый город, в котором греческие традиции и устои переносились людьми, которые создавали новые территории. Эта ситуация объясняет почему на территории современной России и Украины дошли колонии греков. Греческая культура была очень развитой. Полисная и демократическая система постоянно варьировалась. В качестве примера двух разных устройств можно рассматривать Афины и Спарту как два города-государства принципиально по-разному устроенных.



    Греки никогда не ставили перед собой задачу создать единое мощное государство. Поскольку в тех условиях создавать огромное государство было экономически очень сложно, поэтому полисный вариант был характерен для всей истории древнего мира.

    Спарта - одно из самых ранних государств, возникла она на полуострове Пелоппонес. Остров Пелоппонес в плодородной долине еще во втором тысячелетии до нашей эры, возникло государство, которое называлось Лакедемон. Лакедемон возникает как город государства, оно представляло собой всего 4 селения, которые были объединены общей рыночной площадью и между собой они поддерживали очень прочные отношения. На полуостров Пелоппонес во втором тысячелетии до нашей эры приходят дорийские племена, которые начинают менять сложившуюся культуру и вмешиваются в сложившийся уклад жизни. Спарта достаточно успешно развивалась, потому что это был тот случай, когда греческие города имели плодородные земли, имели возможность вести сельское хозяйство и все необходимое производилось полностью. По сути дела, граждане Лакедемона не нуждались в торговли, и торговом обмене, они жили локальным образованием. Одной из главных задач, которая перед ними стояла - это охрана собственной безопасности, охрана границ, поддержание порядка в городе. Из-за этих причин начинает формироваться армия как некая дисциплинарная структура, которая должна была поддерживать дисциплину и порядок. Со временем становится понятно, что воины Спарты могут воевать на стороне других государств, их могли нанимать. Спарта хорошо зарабатывала за счет военных операций и за счет того, что помогала оберегать границы соседних государств. Поскольку в Спарте начинает формироваться представления о том, что армия - это очень сильная структура общества и она обеспечивает и самой Спарте безопасность и другим городам, дорийцы сосредоточили свои усилия на развитие и усовершенствование военного искусства. Плодородная земля была поделена на равные части о отдана в вечное пользование определенным категориям спартанцев. Земля стала собственностью, отдельной частью общества. Землю раздавали вместе с илотами, которые занимались с/х трудом на этой земле. Илоты были прикреплены к земле и обязаны были продолжать заниматься с/х трудом, но земля принадлежала спартанцам из числа аристократии. Земельные участки были разной ценностью и разного объема и наличие разного земельного надела было показателем в обществе. Земельный участок был имущественным показателем некого социального и политического положения в обществе. Принадлежавшая спартанцам земля не могла быть продана, не могла быть использована в эффективном, коммерческом ключе. Они могли просто передавать по наследству землю, они не имели права поделить ее на части. Изначально в Спарте была создана система неравенства между социальными слоями населения и показателем равного права был имущественный ценз. Неравное право выражалось в том, что какие-то категории могли голосовать, а какие-то категории не имели права. Одни слои населения имели право избираться в органы управления, у других слоев общества такого права не было. В Спарте была разработана очень сложная система правовых отношений, она предполагала, что в выборах могут участвовать только мужчины, достигшие 30-летнего возраста, мужчины должны были быть свободными, то есть они не могли быть рабами, у женщин этого права не было, но выбираться в управленческие органы имели право не все свободные граждане, а только те, кто имел имущественный ценз, особый социальный статус, это должны были быть мужчины после 60. Раньше считалось в Спарте, что человек не готов принять государственных решений, поэтому в самый важный законодательный орган можно попасть только после 60 лет. Спартанский законодательный орган может быть назван советом старейшин, герусия. В этот советом входило 28 геронтов или представителей и именно этот законодательный орган принимал самые важные решения, касающиеся жизни Спарты. Сама процедура выборов, сам состав выглядит не совсем демократично. В Спарте было 2 царя, которые правили по очереди. Один в мирное время, другой в военное. В Спарте много воевали. Рамки демократии были узкими и в Спарте было два монарха, которые передавали свою власть династийно по наследству.

    Выборы геронтов. Специальная комиссия вскрывала в помещении, в котором были заколочены двери и перед людьми проводились претенденты на должность геронтов. Толпа должна была хлопать, кричать. Тот кандидат, который набирал большее количество голосов, тот и становился новым геронтом. Толпа своими криками и возгласами определяла судьбу претендентов.

    В древней Греции было придумано много демократических процедур, потому что признание прав большого числа людей вызывало значительный интерес. В Спарте это было в меньшей степени развито, а в других городах в большей степени. Остракизм - наказание гражданина посредством голосования черепками. Люди писали на черепке имя человека, который считается наихудшим и требует наказания. Черепки с именами бросались в круг и разбирались по частям и тот человек, который набирал наибольшее количество отрицательных голосов, он получал наказание. Формы наказаний были разнообразные, вплоть до изгнания на 10 лет человека из полиса. Если деятельность политика признавалась не правильной, не соответствующей требованиям, то его изгоняли из города и не давали ему возможности на протяжении 10 лет здесь проявляться. Так же могли наложить страх.

    Спарта не отличалась особой системой демократического управления. Такой тип управления, который сложился в Спарте, назвать демократическим в полной мере нельзя - это тип олигархического управления, то есть во главе государства стояла военная олигархия и она получала право управлять государством и решать самые важные вопросы. Демократические процедуры были только внешней формой, системой украшения, они по сути своей здесь не очень работали, здесь были развиты авторитарные методы управления государством, традиции монархии, велика роль военной олигархии, которая держала в своих руках город. Культура, которая складывалась на базе такой политической системы была весьма специфична. За всю историю Спарты выдающихся художников, деятелей литературы не было. Спарта не породила ни выдающихся драматургов, ни скульпторов, ни литераторов. Спарта ориентировала граждан на другие ценности. В Спарте очень ценилась физическая подготовка юношей и девушек. В Спарте было принято до 6 лет ребенка воспитывать дома, а после 6 лет ребенок попадал в государственное воспитание. Воспитание строилось на приоритете физического развития юношей и девушек. По истечении срока зрелости девушки прекращали общественную жизнь, становились женами, не выходили за пределы домов, а юноши продолжали вести общественно-политическую жизнь и их общественная жизнь была больше значима, чем личная жизнь. Приоритеты семьи в Спарте были крайне низкими. Воспитание строится на государственно-коллективной основе, вырабатывались определенные принципы, ценности, которые подчеркивали общественную значимость.

    Среди культурных традиций в Спарте ценилась риторика, умение владеть аудиторией, умение убеждать, говорить кратко, лаконично, понятно, убедительно. Развитию навыков риторики уделялось огромное внимание. Развивалась культура политическая, здесь высокий уровень получила религиозная культура. В Спарте религиозный культ занимает очень важное место и была создана разветвленная система ритуалов и обрядов религиозно-мифологического свойства, было очень много разработано систем жертвоприношений, культовых праздников, которые, как считают исследователи, связано с тем, что спартанцы острее ощущали свою незащищенность перед судьбой, перед силами рока. По этой причине религиозно-мифологические механизмы становятся более актуальными. Спартанцы много воевали и постоянно рисковали своими жизнями, поэтому религиозно-мифологические ритуалы занимали огромное место в их жизни. Искусство категорически отрицалось, потому что это считалось делом несовместимым с хорошими качествами воина. Искусство размягчает человека, делает его слишком нежным и тонким. Для воина это не нужно. Поэтому здесь не было скульпторов, поэтов, драматургов. Театральное искусство существовало в специфической форме зрелищных представлений.

    Совершенно другой тип культуры и другой тип политического устройства представляет собой государство Афины. Афины в силу высокой развитости культуры становится центром древнегреческой цивилизации. Здесь складывались в течении нескольких веков самые лучшие научные школы: философские школы, исследовательские школы, школы, связанные с изучением различных явлений природы, образовательные школы; в Афинах очень высоко ценилось образование и огромное количество людей было задействовано в системе образования и воспитания. Благодаря этому Афины собирали самых талантливых и образованных людей Греции и школы разрастались постоянно, создавались новые направления и аспекты деятельности. Афины становятся центром развития искусств: самые удивительные и интересные процессы, связанные и театральным искусством, выдающиеся драматурги Греции, устройство фестивалей театральных. Афины дали возможность появлению большому количеству скульпторов. Здесь складывались уникальные школы изобразительного искусства. Центр ремесел, создания гончарных изделий и их росписи. Такая развитая культура, ориентированная на разнообразные эстетические, правовые, политические и научные вопросы. Причиной такого разнообразие является тип устройства, который в Афинах складывался. Еще в 6 веке до нашей эры во времена правления Солона, в Афинах возник совет четырехсот - это был большой законодательный орган, в котором принимали участие представители почти всех социальных слоев населения. Такие большие собрания решали важные вопросы. Во времена правления Перикла (после Солона получил власть в Афинах) демократы расцветают наивысшего расцвета - 6 век до нашей эры. Перикл был выходцем из очень богатой семьи, был представителем аристократического рода, он был последовательным сторонником демократических преобразований. При Перикле был создан совет пятисот, он был расширен до 500 участников форума и в него были включены все сословия. Перикл дал право всем слоям населения. Все социальные группы делегировали и проводились законы, которые были интересны всему обществу. Демократическая система была распространена не только на создание высшего законодательного органа, но и на другие органы управления: ареопаги - органы, в которых избирали представителей путем голосования, путем делегирования от разных социальных групп. Система демократического правления очень последовательна. В Афинах был рабовладельческий строй. Демократическая система была крайне несовершенной, поверхностной, целый ряд примеров указывает на то, что эти процессы были никак не соотносимы с демократией. Например: в Афинах сохранялась кровная месть, члены семьи могли сами принять решение как расправиться с виновником гибели своего родственника и убить родственника виновного в гибели. Самосуд творился одновременно с наличием развитых демократических процедур. Афиняне могли применять оружие. На собрания нужно было ходить обязательно, за это могли штрафовать, наказывать, заключать под стражу. Государство строго следили за тем, что все граждане полиса были заинтересованы в жизни, принимали участие в собраниях, были осведомлены в решениях. На самом собрании, если человек присутствовал, он должен был быть голосовать, он не имел права воздерживаться, не принятое решение тоже наказывалось. Демократические нормы в античном обществе далеко не совершенно. Такое активное внимание к демократии в древней Греции, в частности в Афинах, способствовало невероятному подьему культуры. Она формировала условия для обучению культуре носу процессу огромное количество людей. Они создавали произведения, в которых актуализировалось значение гражданина в государстве. Актуализация полиса не означала, что не ценился человек. Происходило совмещение в культуре и в ценностях гражданских, государственных и отдельно взятых личностей. Афины стали родиной истории, именно историки древней Греции были неразрывно связаны с Афинами. Наука древней Греции дала такую фигуру как Гиппократ. Сама личность Гиппократа была важна, он постулировал важные положения. Он говорил о необходимости не только болезнь лечить, но и помогать больному, видеть в больном человека, который нуждается помощи. Эта медицина была другого типа. Во всех предшествующих культурах медицина должна была справляться с недугом, который чаще всего рассматривался как результат недобрых сил, воздействий и надо было лечить болезнь. Гиппократ говорил, что нужно понимать свою задачу глубже, нужно поддерживать человека психологически, рассматривать его болезнь в комплексе.



  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме