Выборы. Типы выборов и избирательных систем
Выборы
Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
Существуют разные виды выборов:
1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии .
Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.
Избирательные системы
Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.
Мажоритарная система
Смешанная система
Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 1998 и 2002 гг. С 2006 г. на Украине также действует пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят законопроект, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.
Гибридная система
Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения - присущий пропорциональной системе.
Избирательный ценз
Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:
- возрастной
- наличие гражданства
- имущественный
- сословный
Стадии избирательного процесса
- назначение даты выборов
- образование (определение) избирательных округов
- установление избирательных участков
- создание избирательных органов
- Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
- Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию .
- Опрос на выходе, или экзит-поллы - неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
- Подсчёт голосов , определение результатов выборов избирательной комиссией . Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.
Электронные выборы
При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.
Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами . Конституционный суд Германии , исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов.
Избирательные технологии
В общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и профессиональные коллективы специалистов, представляющих объединённые в понятии выборных технологий профессии.
Недостатки избирательных систем
Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе
Избирательное право
Избирательное право - право гражданина избирать и избираться.
Пассивное избирательное право - право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.
Выборы по странам
Выборы в России
История
История выборов в России начинается с IX века . Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке , в Новгородской торговой республике - также проводились выборы(вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году . Также как и в Псковской республике , до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.
В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы . Выборы были безальтернативными , так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.
До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем - прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР . 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России , на которых победил Борис Ельцин .
Система выборов в России
В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет.
20-21 октября 2012 года проходят выборы в Координационный Совет российской оппозиции . Регистрация кандидатов и избирателей ведется на сайте cvk2012.org . Голосовать на выборах могут все граждане России, зарегистрироваться кандидатами - граждане России, разделяющие требования митингов за честные выборы и внесшие на организацию выборов от 5 до 10 тыс. рублей. В выборах участвуют кандидаты от общегражданского списка, а также трех курий - левой, либеральной и националистической. Всего должно быть избрано 45 человек. Координационный Совет избирается на один год, после чего будут проведены новые выборы.
Отмена результатов выборов
По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ , депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что :
Выборы в США
Президент США
Конгресс США
Выборы на Украине
Парламентские выборы:
- Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
- Выборы в Верховную Раду Украины марте 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
- Выборы в Верховную Раду Украины марте 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
- Выборы в Верховную Раду Украины марте 2006 года (пропорциональная система)
- Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года
Президентские выборы
- Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук .
- Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент - Леонид Кучма .
- Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Президент - Леонид Кучма.
- Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года - переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко .
- Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.
Местные выборы.
- Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
- Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
- В 1994 году - прямые выборы председателей областных советов.
- С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы - на пропорциональной основе.
- В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов - на пять лет.
См. также
Литература
- Электронное практическое пособие "Как стать депутатом?" М., 2012
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Гришин Н.В. //Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2012. - №3. - С.405-410.
- Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах М.: ИМА-пресс, 2000. - 200 с.
Ссылки
- п.8 статьи 82 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Примечания
Выборы и предвыборные кампании Институт выборов Прямые выборы / Непрямые выборы Альтернативные выборы / Безальтернативные выборы Конкурентные выборы / Неконкурентные выборы Выборы по жребию Референдум Критика института выборов Уровень выборов Общенациональные выборы (Парламентские выборы Президентские выборы) Региональные выборы Муниципальные выборы Избирательные системы Избирательные системы простого большинства Пропорциональные Смешанные Метод Шульце Одобрительное голосование Избирательная кампания Календарь выборов Праймериз Выдвижение кандидатов Регистрация кандидатов Агитационный период Повторное голосование Повторные выборы Досрочные выборы Кандидаты Избирательный фонд Избирательный залог Политическое консультирование Предвыборная агитация (Встреча с избирателями Предвыборные обещания) Избирательный штаб Избирательное объединение Избирательный блок Партийный список Паровоз Избирательная комиссия День тишины Голосование Досрочное голосование Открепительное удостоверение День голосования Единый день голосования Эксит-полл Подсчёт голосов Процентный барьер Открытое голосование Тайное голосование Воздержание Испорченный бюллетень Протестный голос Явка избирателей Бойкот Голосование ногами Электронное голосование Интернет-выборы Избирательный процесс
Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса и его принципы.
Основные этапы и элементы избирательного процесса.
Избирательные системы.
Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса
Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Политические выбо ры - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:
президентские
парламентские,
муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,
очередные,
внеочередные,
дополнительные.
В современных условиях значение и удельный вес выборов в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Если, к примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.
Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политической системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических странах они не оказывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопартийной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов не выбирается, а назначается.
В политологической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидатов на выборные должности является в основном прерогативой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы - важнейшая составляющая механизма осуществления власти.
Сущность политических выборов проявляется в их функциях. К ним можно отнести следующие:
смена власти мирным путем;
осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои пред выборные программы партии и отдельные кандидаты;
легитимация и стабилизация политической системы, в том числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти;
политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток политической информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;
рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;
Формирование эффективно действующей оппозиции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.
Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства. Избира тельное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок от зыва депутатов.
Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого (косвенного) и тайного голосования. Данные принципы закреплены и в Конституции Республики Беларусь (ст. 64 - 68).
Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз - это условие, ограничивающее участие гражданина в осуществлении тех или иных политических прав), таких как возрастной, оседлости, гражданства и др.
Цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право. Кроме того, пассивное избирательное право ограничивается институтом несовместимости должностей, суть которого заключается в том, что в представительные органы ряда стран не могут избираться лица, занимающие определенную государственную должность.
Таким образом, существующие цензы в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цензы, государство с их помощью устанавливает избирательный корпус (электорат), т.е. совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.
Принцип равных выборов основывается на трех условиях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, в Российской Федерации - два голоса. Это обусловлено действующими в данных странах разными типами избирательных систем.
Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или по численности населения). Поскольку численность населения постоянно меняется в связи с миграциями, смертностью и т.п., на практике "нарезка" абсолютно равных по численности населения избирательных округов невозможна. Так, на выборах в Конгресс США разница в количестве жителей избирательных округов не должна превышать 2 %.
В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародование в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право кандидатов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ.
Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Дания, Республика Беларусь, Российская Федерация), президентов Беларуси, Италии, России.
При косвенных (непрямых) выборах граждане избирают выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов избираются, например, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии, президенты Бразилии, США, Финляндии.
Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гарантируется гражданам свобода выбора и защита их от возможного давления со стороны различных политических сил. При тайном голосовании гарантируется возможность каждому избирателю собственноручно заполнить бюллетень одинакового образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну. Оно введено в большинстве стран.
Выборы - это избрание чиновников населением. Данная процедура является важнейшей формой гражданского участия в политической и общественной жизни страны. Сегодня в большинстве государств мира есть те или иные выборы, благодаря которым формируется и меняется легитимная власть.
Понятие выборов
Избирательное право - ключевой подвид конституционных прав, закрепленных в главном законе - Конституции. Без него невозможно представить свободное гражданское общество. Голосование - осуществление жителей страны власть чиновникам).
По своей сути понятие выборов неразрывно связано с В каждой стране регулярные голосования проводятся согласно устоявшемуся законодательству.
Избирательное законодательство РФ
В современной России на выборах избираются депутаты всеобщего и местных парламентов, президент, мэры городов и главы субъектов Федерации. Имеется несколько источников избирательного права страны. Это нормативные акты (законы), которые регулируют порядок проведения голосования.
Понятие выборов и их место в жизни страны определяются Конституцией Российской Федерации, уставами областей, краев, городов, а также конституциями республик, состоящих в Федерации. Это законодательство на протяжении всего периода современной истории РФ остается основой ее избирательной системы.
Существуют и специализированные нормативные акты. В первую очередь это Федеральный закон, принятый в 2002 году. Ключевое его назначение - гарантия гражданам Российской Федерации сохранения их избирательных прав. В этом Федеральном законе описываются процедуры голосования, а также принципы проведения агитационных кампаний. За годы своего существования документ переживал несколько редакций и правок. Тем не менее, несмотря на все видоизменения, основная его сущность осталась прежней.
Изменение избирательного законодательства носит циклический характер. Оно редактируется в качестве ответа на меняющуюся политическую конъюнктуру. Например, в 2004 году были отменены выборы губернаторов, а уже через несколько лет их вернули. Единичные правки могут вноситься специальными распоряжениями и Российской Федерации. Некоторые детали избирательного законодательства находятся в компетенции Центральной избирательной комиссии и Государственной Думы. Поэтому выборы зависят еще и от их постановлений и решений.
Прямые и косвенные выборы
В большинстве государств приняты прямые и демократические выборы. Это означает, что чиновников определяет непосредственно гражданин. Для проведения голосования работают избирательные участки. Житель страны фиксирует свой выбор в бюллетене. Волеизъявление народа определяется по сумме этих бумаг.
Помимо прямых, есть еще и противоположные им косвенные выборы. Самым известным примером подобной системы являются США. В случае косвенных выборов избиратель делегирует свои полномочия выборщикам (а те позже транслируют волю своих избирателей и заканчивают выборы). Это довольно сложная и запутанная система, принятая в разных странах во многом из-за приверженности к традициям. Например, в США президента страны избирают не граждане, а Точно так же двухстепенно формируется верхняя палата индийского парламента.
Альтернативные и безальтернативные выборы
Две системы выборов (альтернативная и безальтернативная) определяют характер всей избирательной системы, вне зависимости от ее остальных особенностей. В чем их сущность и разница? Альтернативность предполагает, что у человека есть выбор между несколькими кандидатами. При этом граждане отдают предпочтение диаметрально противоположным программам и политическим идеям.
Безальтернативные выборы сводятся к единственной партии (или фамилии) в бюллетене. Сегодня подобная система практически исчезла из повсеместной практики. Тем не менее безальтернативные выборы сохраняются в странах с однопартийной системой, где власть может быть авторитарной или тоталитарной.
Мажоритарная избирательная система
В мире сегодня существуют самые разные виды выборов. Хотя в каждой стране сложилась своя уникальная практика, можно выделить несколько ключевых тенденций. Например, одна из самых распространенных избирательных систем - мажоритарная. При подобных выборах территория страны делится на округа, и в каждом из них проводится свое голосование (с уникальными списками кандидатов).
Особенно мажоритарная система эффективна при избрании парламента. Благодаря ней в попадают депутаты, которые представляют интересы всех без исключения регионов страны. Как правило, кандидат баллотируется от округа, уроженцем которого он сам и является. Оказавшись в парламенте, такие депутаты будут иметь четкое и ясное представление об интересах людей, проголосовавших за них. Именно так в наилучшей форме выполняется представительная функция. Важно соответствие принципу о том, что на самом деле в парламенте голосует не депутат, а избравшие его и делегировавшие ему полномочия граждане.
Виды мажоритарной системы
Мажоритарная система делится на три подвида. Первый - принцип абсолютного большинства. В этом случае для того, чтобы победить, кандидату необходимо набрать больше половины голосов. Если с первого раза такого кандидата определить не получается, то назначаются дополнительные выборы. В них участвуют два человека, в активе которых наибольшее количество голосов. Такая система чаще всего характерна для муниципальных выборов.
Второй принцип касается относительного большинства. Согласно нему, кандидату для победы достаточно любого математического преимущества над противниками, даже если эта цифра не преодолевает порог 50%. Гораздо реже встречается третий принцип, касающийся В этом случае устанавливается конкретное необходимое для победы количество голосов.
Пропорциональная избирательная система
Распространенные виды выборов основываются на партийном представительстве. Согласно этому принципу, функционирует пропорциональная избирательная система. Она формирует выборные органы власти посредством партийных списков. Избираясь в округе, кандидат также может представлять интересы (например, коммунистов или либералов), однако в первую очередь он предлагает гражданам свою собственную программу.
В случае с партийными списками и пропорциональной системой дело обстоит иначе. Такое голосование на выборах ориентируется на политические движения и организации, а не на отдельную личность политика. Накануне выборов партии составляют свои списки кандидатов. Затем после голосования каждое движение получает в парламенте количество мест, пропорциональное отданным голосам. В представительный орган попадают кандидаты, занесенные в списки. При этом предпочтение отдается первым номерам: широко известным в стране политикам, общественным деятелям, популярным ораторам и т. д. Основные виды выборов можно охарактеризовать и иначе. Мажоритарные - индивидуальны, пропорциональные - коллективны.
Открытые и закрытые партийные списки
У пропорциональной системы (как и у мажоритарной) есть свои разновидности. В число двух основных подвидов входит голосование по открытым партийным спискам (Бразилия, Финляндия, Нидерланды). Такие прямые выборы - это возможность для избирателя не только выбрать партийный список, но и поддержать конкретного члена партии (в некоторых странах поддержать можно двоих и больше). Так складывается рейтинг предпочтения кандидатов. В подобной системе партия не может единолично решать, какой состав ей выдвинуть в парламент.
Закрытые списки используются в России, Израиле, Европейском союзе и ЮАР. В данном случае гражданин имеет право проголосовать только за понравившуюся партию. Конкретные люди, которые попадут в парламент, определяются самой политической организацией. Избиратель в первую очередь голосует за общую программу.
Плюсы и минусы пропорциональной системы
Все виды выборов обладают своими преимуществами и недостатками. Пропорциональная система положительно отличается тем, что голоса граждан не пропадают просто так. Они идут в общую копилку партии и влияют на политическую повестку дня. Есть в этом правиле и важное обстоятельство. В каждой стране принят определенный порог. Партии, не прошедшие эту отметку, в парламент не попадают. Поэтому наиболее справедливыми в данном случае считаются выборы в Израиле, где минимальный порог составляет всего лишь 1% (в России 5%).
Недостатком пропорциональной системы считается частичное искажение принципа народовластия. Списочные избранники неизбежно теряют связь со своими избирателями. Если кандидатов определяет партия, им не нужно доказывать людям собственную компетенцию. Многими специалистами закрытые списки критикуются за подверженность всевозможным политтехнологиям. Например, существует «принцип паровоза». Используя его, партии ставят впереди своих закрытых списков узнаваемых в народе людей (звезд кино, эстрады и спорта). После выборов эти «паровозы» отказываются от своих мандатов в пользу малоизвестных партийных функционеров. Истории известно множество случаев, когда закрытость партий приводила к диктатуре внутри организации и засилью бюрократии.
Смешанные выборы
Избирательная система может совмещать два основных принципа (мажоритарный и пропорциональный). При этой конфигурации она будет считаться смешанной. В России при избрании парламента сегодня действуют именно такие прямые всеобщие выборы. Половина депутатов определяется по спискам, другая половина - по одномандатным округам. Смешанная избирательная система будет применена на 18 сентября 2016 года (до этого она использовалась на выборах в Госдуму до 2003 года включительно). В 2007-ом и 2011-ом действовал пропорциональный принцип с закрытыми партийными списками.
Смешанной системой называют и другие форматы избирательной системы. Например, в Австралии одну палату парламента избирают по партийным спискам, а другую - по одномандатным округам. Также существует смешанная связанная система. Согласно ее правилам, места в парламенте распределяются по одномандатному мажоритарному принципу, но голосование проходит по спискам.
Преимущества и недостатки смешанного принципа
Любая смешанная система отличается гибкостью и демократичностью. Она постоянно меняется и предлагает стране несколько способов сформировать состав представительных органов. Избирательные участки в этом случае могут стать местом сразу нескольких выборов, проходящих по разным принципам. Например, в России голосование на муниципальном уровне городов все чаще проводится именно в таком формате.
Смешанные прямые выборы - это важный фактор размельчения политической системы. Поэтому специалисты считают ее серьезным испытанием для стран с молодой несостоявшейся демократией. Раздробленные политические организации вынуждены создавать коалиции. Партийное большинство в парламенте в таком случае практически не достижимо. С одной стороны, это мешает принятию решений, с другой стороны, подобная картина - наглядный образец разносторонности общества, в котором есть множество групп с разными интересами. Смешанность избирательной системы и большое количество мелких партий были характерны для России и Украины 1990-х гг.
Каждый человек, достигший совершеннолетия, так или иначе, представляет, что такое выборы. Ведь долг граждан - участвовать в политической жизни своей страны, если не напрямую, то посредством избрания представителей данного народа. В самом общем понятии, выборы - это процесс принятия решений, посредством которых народ избирает отдельных представителей на государственные должности, таким образом, формируя государственный аппарат.
Для чего нужны выборы?
Проведение выборов необходимо, чтобы законно утвердить в должности представителя группы лиц, которые участвуют в выборах, или руководителя административного органа управления. Выборы, как процедура, применяются для избрания представителей как государственного управления, так и региональных и местных органов власти. Также данный процесс осуществляется и в различных частных и коммерческих организациях, клубах, ассоциациях, корпорациях и многих других объединениях. Основой процедуры служат утвержденные законы, на которых базируются конкретные единения (Конституция, уставы и т.д.).
Классификация выборов
Выборы можно подразделить на некоторые группы. Выделяют 4 вида выборов:
- Очередные и досрочные. Очередные выборы проводятся, когда истекает установленный законом срок полномочий должностного лица. Досрочные выборы проводятся, когда полномочия выбираемого органа или лица прекращаются раньше заявленного срока.
- Основные и дополнительные. Применяются для выбора представителей законодательных органов. Основные выборы проводятся, чтобы избрать весь состав законодательного органа. Дополнительные - в случае, если депутат выбывает досрочно, или в связи с возникновением дополнительных вакансий.
- Общие и частичные или ротационные. Общие выборы – это одновременные всех депутатов законодательного органа. Ротационные – проводятся для избрания части депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти.
- Первоначальные и повторные. Первоначальные выборы проводятся, когда сроки полномочий истекают либо прекращаются досрочно. Повторные выборы назначаются в случае, если первоначальные выборы признаются решением суда или избирательной комиссии недействительными или несостоятельными.
Избирательные системы: что такое прямые выборы и косвенные
Наиболее демократичной считается система прямых выборов, при которой избираются депутаты и представители органов власти прямо и непосредственно. Косвенные, они же непрямые и многостепенные, выборы – система, при которой сначала выбираются специальные представительные органы или выборщики, которые, в свою очередь, избирают должностное лицо на соответствующий пост.
Чем отличаются выборы от референдума?
Основное отличие выборов от референдума заключается в объекте волеизъявления граждан. Если в ходе выборов избирается должностное лицо или представитель, то целью референдума является принятие важных государственных вопросов, решений или законов путем народного голосования.
Стадии выборов
Процедура выборов включает следующие стадии:
- Назначение даты
- Формирование избирательной комиссии и избирательных участков
- Регистрация избирателей
- Выдвижение кандидатов
- Предвыборная агитация
- Голосование
- Подсчет голосов и определение результатов
Выборы считаются самым демократичным механизмом, при помощи которого происходит замещение руководящих должностей в любых сообществах людей.
Каждому совершеннолетнему гражданину своей страны предстоит совершать множество политических действий, хоть некоторые об этом даже не подозревают. И одними из самых главных среди них являются выборы. Это могут быть выборы мэра города, президента, парламента. Но факт остается фактом.
Понятие и определение выборов
Выборы — это один из самых основных компонентов современной политики. Без одного лишь этого компонента невозможно формирование нового правительства страны или органов власти в других демократических организациях (если речь идет о выборе председателя профсоюза, акционерного общества и т. п.).
Если же говорить об этой процедуре лишь как о необходимом действии по отношению к формированию новой государственной власти, то выборы — это возможность избрания новых органов власти страны путем открытого голосования граждан. Другими словами, данный процесс позволяет народу получить то правительство, которое он считает наиболее эффективным и ответственным по отношению к делам государства.
Цели и задачи выборов
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что выборы - одно из самых распространенных явлений в жизни социума, так как они охватывают разнообразные институты и уровни правления, например выборы президента, парламента, местных органов власти (мэра или председателя сельского совета).
Но даже и это не полный список. Ведь избирать можно и членов профсоюза, о чем говорилось выше, либо президента школы, колледжа, университета. Такое многообразие дарит гражданам большие возможности. Они могут участвовать в политических действиях страны и прямым образом влиять на общественные дела внутри всего государства или какой-либо инстанции.
Ввиду своего многообразия, выборы призваны решать следующие задачи:
- Предоставлять правомочные полномочия властям. При помощи названной процедуры граждане наделяют своих представителей правом на осуществление политической, экономической и дипломатической деятельности по отношению к государству.
- Оценивать авторитетность кандидатов. Именно результаты выборов позволяют увидеть реальный рейтинг представителей политических сил, показать, насколько их идеи по отношению к развитию государства востребованы и насколько их избирательные программы убедительны для граждан.
- Предоставлять свободу в политических действиях внутри демократического общества. При помощи выборов граждане могут участвовать в политической жизни государства, самовыражаться за счет избрания кандидатов.
Виды государственных выборов
Существует несколько основных видов государственных выборов:
- прямые (всеобщие);
- косвенные;
- частичные (дополнительные).
К первым относятся те, где участвуют граждане либо всей страны, либо отдельного региона. Это выборы президента страны, мэра города, представителя сельского совета и т. д.
Для косвенных выборов, наоборот, характерно то, что избранием занимаются выбранные гражданами представители (например, депутаты). К таковым относятся выборы судей или представителей палаты парламента и т. д.
Для частичных выборов характерно то, что они проводятся в тех случаях, когда необходимо заменить одних депутатов другими. Например, подобные выборы могут происходить, когда некоторые депутаты досрочно ушли в отставку, а их необходимо заменить другими для осуществления дальнейшей политической деятельности.
Помимо вышесказанного, могут быть и другие выборы - это местные, региональные и национальные, а также очередные и внеочередные выборы. Последние более подходят парламентским формам государства, где представителей выбирают согласно срокам, указанным в соответствующих законах либо в случае досрочного их роспуска.
Кто имеет право на выборы
Все граждане, которые достигли совершеннолетия, имеют право на участие в описываемой процедуре. Например, в РФ это лица, которым выполнилось восемнадцать лет. То есть гражданин страны, которому есть или выполнится 18 лет на момент проведения выборов, уже имеет право голосовать за своего кандидата на соответствующий пост.
Кроме того, право на выборы имеют все, кто является гражданином страны, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, религиозности и т. д. Об этом и о других не менее важных деталях говорится в ст. 4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».