Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В пленке размер лучше выбирать. Как правильно выбрать плёнку с армирующим каркасом для садовых теплиц

Владельцам огородных участков рано или поздно требуется укрыть или дополнительно подогреть какую-либо культуру. Для постройки парник а, теплицы или навеса пригодится плёнка с армирующим каркасом. Это универсальный материал: пропускает лучи, прочный и лёгкий. Сегодня на рынке можно найти большое количество разновидностей и типов армированной плёнки. Поэтому чтобы разобраться, выбрать и купить подходящую, обратите внимание на советы знающих людей.

Что нужно знать об армирующей плёнке перед покупкой

Полиэтилен - самый дешёвый материал для сооружений тепличного типа. Такая основа укрывного материала:

  1. Эластична. Герметично покрывает сложные по форме участки конструкции.
  2. Непромокаема.
  3. Устойчива к отрицательным температурам.
  4. Прозрачна. Пропускает, но рассеивает солнечные лучи.
  5. Позволяет циркулировать воздушным газам: O2, CO2.
  6. Доступна. Есть в любом специализированном магазине.

Внимание! В отличие от стекла плёнка пропускает большую часть ультрафиолетовых волн, которые положительно влияют на развитие растений.

Впрочем, обычный полиэтилен (даже самый толстый) не особо востребован дачниками и огородниками. Его главный недостаток - низкая прочность. Под действием осадков, ветра и других атмосферных явлений покрытие рвётся. Максимальный срок эксплуатации такого покрытия не превышает 6 мес.

Укрепленная пленка для парников

Даже без крупных погодных катаклизмов материал довольно быстро провиснет. В образовавшихся воронках будет собираться вода, которая начнет попадать внутрь теплицы. Армированная (или армирующая) плёнка в определённой мере позволяет устранить эти недостатки. Хотя обращаться с ней во время монтажа и пользования нужно так же аккуратно.

Особенности армированного полиэтилена

Технические характеристики этого материала:

  • порог ветровой прочности - 34 м/с;
  • тепловой диапазон от -50 до 60 °C;
  • пропуск световых волн - 77%.

Такой тип плёнки, как правило, складывается из трёх слоёв:

  • каркас из синтетической арматуры толщиной 290-320 мкм;
  • светостабилизированная пленка - два слоя вокруг каркаса.

Принцип работы материала прост: основная тяжесть нагрузки ложится на арматуру, а полиэтилену остаются функции герметизации парника. Суммарно плёнка получается прочной. Кроме того, каркас сдерживает полотно на предмет разрыва. Это очень удобно, когда садовод прокалывает отверстие в плёнке, чтобы закрепить её на конструкции теплицы. На обычном полиэтилене прокол рискует разрастить в серьёзную брешь. В армированном - не выйдёт за пределы ячейки.

Внимание! В датском виде армированной плёнки предусмотрены резиновые кольца в местах крепежей. В этом случае вам даже не потребуется самостоятельно прокалывать полотно.

Есть у армирующего полиэтилена и минусы. Во-первых, он пропускает на 12% меньше света, чем обычный. Во-вторых, стоит дороже. Кроме того, нахождение под солнцем негативно влияет на состояние синтетического каркаса. Низкокачественные экземпляры рассыпаются через пару лет. Более крепкие продержатся до 7.

Выбор: на что опираться

На стоимость изделия влияют:

  • длина и ширина;
  • плотность;
  • производитель, качество и долговечность материала.

Плотность - ключевой параметр в выборе армированной плёнки для теплиц. Для бытовых нужд на приусадебном участке достаточно и 120-200 г/кв. м. В качестве материала применяют:

  • полиэтилен (лучшими считаются изделия из Южной Кореи);
  • полипропилен (садоводы рекомендуют дышащую датскую плёнку);
  • стекловолокно.

В магазине чаще всего продают катушки армированного материала (стандарт 15 или 20 м в длину) или его отрезки на погонные метры. Ширина заводских изделий варьируется от 2-х до 6 м. Параметра «толщина» нет: из-за ячеистой структуры армирующего слоя в разных точках она разная. Зато есть величина поверхностной плотности, чей оптимальный показатель - 100-250 г/кв. м. Чем выше плотность, тем ниже способность плёнки пропускать свет, поэтому стоит остановиться на золотой середине - около 140 г/кв. м. Этого достаточно, чтобы теплицу не пробил даже крупный град.

Также важна площадь ячейки. Для садово-огородных работ она варьируется между 8х8 мм до 20х20 мм. Соответственно, чем шире окошко, тем больше света пройдёт через плёнку. Сочетая этот параметр с плотностью, вы сможете подобрать наилучшую светопропускную способность.

Плёнка с каркасом может иметь разный окрас. Будьте внимательны при выборе и покупке. Для парника подходит только материал бледно-голубого или белого цвета, допускается использование чисто зелёного. Если вы видите на нём жёлтые оттенки - не покупайте, плёнка низкокачественная. Синий материал предназначен для стройки. Для теплиц он не пригоден.

Армированная плёнка: отзывы покупателей

Среди современных укрывных материалов для садовых теплиц армированная плёнка конкурирует с сотовым поликарбонатом. По отзывам оба обладают хорошими характеристиками. Поэтому опирайтесь на задачи, которые будете решать с помощью своей теплицы. Для стационарных конструкций с большими габаритами удобнее всё же использовать листы поликарбоната. Если парник небольшой, лёгкий и разборной, то покройте его усиленной плёнкой. Её несложно собрать на зиму и вернуть на место по весне.

Внимание! Армированные материалы тоже способны выдержать морозы и небольшое количество снега.

Двойной слой такой плёнки сохранит больше тепла, чем лист поликарбоната. Но зимой за парником придётся тщательно следить: очищать, укреплять и т.д.

Армированный полиэтилен стоит дешевле поликарбоната, правда, он и менее долговечен. Судя по отзывам, материал прослужит 3-7 лет, в зависимости от качества. Поликарбонат - 10 лет. Основная причина выхода из строя - помутнение. Чтобы сократить расходы на обустройство парника, хозяева участков нередко комбинируют сотовый поликарбонат, армирующий и обычный полиэтилен в разных сочетаниях.

Помимо корейской и датской продукции на рынке представлена плёнка производства РФ. Спросом пользуются торговые марки СТРЭН и Балтласт. Выбирайте материал, опираясь на основные параметры. Кроме того, проверяйте сертификацию на предмет экологичности, нетоксичности и пожарной безопасности. Это не менее важно, чем плотность, размеры и внешний вид плёнки.

Армирующие укрывные материалы для теплиц - достойная альтернатива классическому стеклу или полиэтилену. Важно лишь проверить, достаточное ли солнечного света получат ваши растения.

Каждый любитель аналоговой фотографии назовёт свою причину, по которой он использует плёнку. В офисе Лайфхакера работают по крайней мере три таких любителя. Вот что они говорят о своём увлечении и том, какие кадры у них получаются.

Кирилл Дяченко

Аккаунт-менеджер Лайфхакера

Я снимаю на плёнку, потому что начинаю ценить каждый кадр и, как следствие, задумываюсь о качестве снимка, а не щёлкаю десятки ненужных фотографий. Странная цветопередача, красные глаза, а иногда и несфокусированные снимки возвращают меня в беззаботное детство, когда мы с мамой ходили проявлять очередную плёнку с мыльницы.







Олег Имидеев

Оператор Лайфхакера

Всё увлечение фото и видео у меня началось с плёнки. Если быть точным, то с родительского «ФЭД». Снимаю на плёнку, потому что она дисциплинирует и не прощает ошибок. Попасть в фокус и экспозицию, правильно выбрать план и ракурс необходимо с первого раза, ведь у тебя есть только 24 или 36 кадров, а не целая флешка на 32 ГБ.







Однажды я нашёл у дедушки «Зенит-Е». Сразу же испытал в деле: меня увлекла наглядная работа механизмов, все эти крутилки и кнопки. С тех пор прошло почти десять лет: я собрал внушительную коллекцию из старых и новых фотоаппаратов, провёл десятки экспериментов. Фотографировать как профессионал так и не научился, зато получил массу удовольствия.






Среди прочих причин многие отмечают вот что:

Нельзя с уверенностью сказать, что получится

Кому-то нравится ощущение тайны, скрытой в экспонированной плёнке, ведь заранее на 100% результат предугадать трудно: вдруг что-то случится на этапе проявки, засбоит само устройство или подведёт чутьё фотографа. Сама невозможность посмотреть фотографию сразу после съёмки ломает восприятие человека, привыкшего без лишних размышлений щёлкать всё подряд на камеру телефона. А ограниченность кадров (12, 24 или 36) заставляет его с большей долей вдумчивости ими распоряжаться.

Интересен процесс эксплуатации

Многих привлекает работа механики в фотоаппаратах. Взвод курка, выставление диафрагмы и выдержки, установка фокуса, перемотка - всё это работает наглядно и логично. За всё отвечают отдельные регуляторы, кнопки и рычажки, всем настройкам соответствуют маркировки на корпусе - никакой магии, скрытой в электронных платах, никаких бездушных символов на ЖК-дисплее.

Можно сделать отличную фотографию

Плёночный аппарат - незаменимый инструмент в арсенале многих профессиональных фотографов. Почему - объяснил в своей статье «Кому нужна эта плёнка » доктор физико-математических наук и член Союза фотохудожников России Антон Вершовский.

Во-первых, плёнка позволяет получить снимки с достаточно высокой детализацией и хорошей цветопередачей. Во-вторых, по мнению Антона Вершовского, целью фотографа не является снятие точной кальки с реальности, а художественная фотография не обязана быть идеальной. И тут мы подходим к следующему аргументу в пользу плёнки.

«Неидеальности» могут выглядеть красиво

Фотография, при съёмке которой всё пошло не так. Сделана на «Зенит-ЕТ» (Pentacon F1.8/50mm)

Расфокус, видимые царапины на снимках, зернистость - всё это ассоциируется именно с плёночной фотографией. Начнём с того, что перечисленных шероховатостей можно избежать при использовании корректно работающего фотоаппарата и подходящей плёнки. А закончим тем, что иногда «неидеальности» просто классно выглядят. А чем ещё объяснить популярность Lo-Fi-фильтров «под плёнку» в мобильных графических редакторах?

Попробовать снимать на плёнку недорого

Можно спорить о цене одного кадра, сравнивая плёнку и цифру. Но вот очевидный факт: если речь о разовом эксперименте, то за весь процесс от приобретения плёночного фотоаппарата до получения готовых кадров можно заплатить не больше тысячи рублей.

Ещё дешевле выйдет, если фотоаппарат у вас уже есть.

Нашёл в кладовке старый фотоаппарат. Можно ли снимать на него?

Скорее всего, можно, но кое-что стоит проверить:

  • Дверца. Должна плотно закрываться, иначе есть риск засветить плёнку.
  • Механика. Иногда на выдержках 1/60 и длиннее затвор срабатывает некорректно, открываясь до следующего взвода. Это гарантированно приведёт к пересвету снимка. Проверьте, как работает ваш фотоаппарат на разных выдержках. Обратите внимание на движение зубчатого валика, приёмной катушки.
  • Шторка. Если находка снабжена шторно-щелевым затвором, проверьте целостность шторки.
  • Экспонометр. Если в старом фотоаппарате установлен селеновый экспонометр, то он, скорее всего, сел. А вот если находка снабжена TTL-экспонометром, то есть высокие шансы на его корректную работу. Подобные были установлены в небольшом количестве фотоаппаратов, как правило, имеющих аббревиатуру TTL в названии.
  • Рулетка обратной перемотки. Когда плёнка заканчивается, её необходимо смотать в катушку. Как правило, для этого нужно найти специальную кнопку с буквой R, после чего скрутить плёнку с помощью рулетки обратной перемотки. Проверьте, корректно ли работает этот режим: крутится ли в обратном направлении приёмная катушка и зубчатый валик. Если нет, то снимать на фотоаппарат можно, но вынимать плёнку будет проблематично.

Когда проверите все пункты из списка, обратите внимание на чистоту фотоаппарата. От пыли внутри можно избавиться с помощью воздушной груши и мягкой кисточки.

Если вашей находкой стала обычная плёночная мыльница из 90-х, проверять ничего не нужно. Она работает. Только вот снимать на неё не так интересно: всё доверено автоматике, а фотографии получаются средненькие.

Если поиски не увенчались успехом, а фотографировать всё-таки хочется, то на помощь придут магазины и барахолки.

Как выбрать плёночный фотоаппарат?

Выбор здесь действительно велик: от самодельной до Leica за сотни тысяч рублей. Сначала стоит определиться с видом фотоаппарата.

Какими бывают фотоаппараты

  • Зеркальные фотоаппараты - почти все модели «Зенит», «Любитель», Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные модели Nikon. Поддерживают установку объективов с любыми фокусными расстояниями, в них проще всего пользоваться различными светофильтрами, визуально оценивать настройки фокуса и глубины резкости. Это происходит потому, что в видоискателе видно примерно то, что и получится на фото: изображение с объектива передаётся в глазок с помощью зеркала. Недостаток зеркалок - отдача от движения зеркала, способная смазать кадр на длинных выдержках.
  • Дальномерные фотоаппараты - почти все модели «Зоркий» и «ФЭД», Canon Canonet QL17 G-III, Yashica Electro 35, Minolta Hi-Matic. Менее шумные, чем зеркальные. Наведение резкости осуществляется с помощью эффекта параллакса - совмещения в видоискателе изображений с двух объективов дальномера. Из минусов: ограниченный набор сменных объективов и отсутствие возможности настроить глубину резкости на глаз.

Часть изображения в видоискателе дальномерной камеры. Слева - несфокусированное изображение, справа - сфокусированное / ru.wikipedia.org

  • Шкальные фотоаппараты - «Смена», «Чайка», «Вилия», современные ломо-фотоаппараты Holga, Diana, La Sardina. Самая простая и бюджетная группа фотоаппаратов. Фокусировка осуществляется на глаз, линзы часто несменные. Несмотря на это, шкальные фотоаппараты превосходят по качеству снимков полностью автоматические мыльницы. А ещё они самые лёгкие и компактные.

Если вашей целью является знакомство с плёнкой, то советские и российские фотоаппараты подойдут как нельзя лучше. Большинство из тех, что выпускались с 1950-х до середины 1990-х, работоспособны и сейчас (при условии бережного обращения владельцев). Как правило, эти камеры - довольно качественные кальки с моделей Leica, Minolta, Contax и других зарубежных компаний. Важнейшее достоинство этих фотоаппаратов - цена. Даже серьёзные зеркальные камеры с неплохим стеклом уходят с барахолок за бесценок.

Но не все плёночные фотографы ограничиваются советским фотопромом. Те, кто сильно увлекается аналоговой фотографией, приобретают более серьёзные аппараты импортного производства. Если постараться, то можно найти и вполне бюджетные варианты: Chinon CS, Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные плёночные модели Nikon. Эти аппараты отличаются более надёжной работой механизмов, широким диапазоном выдержек и многими другими нюансами, но стоят дороже «Смен» и «Зенитов».

На что ещё обращать внимание

Существуют и другие нюансы: диапазон выдержек, вид затвора, наличие какой-либо автоматики, удобство эксплуатации, в конце концов. Но фотоаппарат на самом деле лишь проводник между двумя куда более важными элементами: объективом и плёнкой.

Если вы хотите приобрести один аппарат всерьёз и надолго, берите тот, в котором можно менять линзы.

Ещё один момент: подумайте дважды, прежде чем приобретать фотоаппарат с автоматическим замером выдержки и селеновым экспонометром. Скорее всего, светочувствительные элементы в них уже сели, а в ручном режиме значение выдержки изменить нельзя. Например, в «Вилия-авто» и «ФЭД-50» при севшем экспонометре вам всегда придётся снимать с выдержкой 1/30 секунды - о съёмке в солнечный день на плёнку со средней и высокой светочувствительностью можно забыть.

Где купить

Теперь, когда вы определились с тем, какая камера вам нужна, начните поиски на досках объявлений. Старайтесь избегать пересылок по почте, ведь вам необходимо проверить работоспособность устройства. Предложений советских фотоаппаратов достаточно в любом, даже не очень большом городе. А вот искать достойную импортную камеру, возможно, придётся на зарубежных барахолках.

Что такое ломография?

Не любите производить экспозамеры, выставлять диафрагму и даже незаваленный горизонт для вас не самая простая задача? Попробуйте себя в ломографии . Это такая философия и манера съёмки для тех, кто любит делать снимки, но не обременяет себя сложившимися постулатами фотоискусства. Всё, что нужно, чтобы быть ломографом, - минимальный вкус и желание экспериментировать. Если в профессиональной фотографии шеф, бог и царь - фотограф, то в ломографии - случай. Вот на такие камеры делают снимки представители ломо-движения:







И такие фотографии у них получаются:







Эти фотографии не могут похвастаться проработанностью деталей или точной экспозицией, но несут в себе особенное настроение, которое так нравится любителям ломографии.

Минусы большинства ломо-камер - китайское производство и, как следствие, ненадёжность. Некоторые из них довольно быстро надоедают из-за ограниченности применения: во многих отсутствуют какие-либо настройки в принципе, а некоторые годятся только для съёмки в солнечную погоду.

Если заинтересовались, обратите внимание на Diana, Holga, La Sardina и, конечно, первую камеру, положившую начало ломографическому движению - «ЛОМО Компакт-автомат». Многие из ломо-камер производятся и сейчас, но цена на них будет заметно выше, чем на более серьёзные советские фотоаппараты б/у.

Найти ломо-камеру просто. Один запрос в поисковике, и вы увидите примерно одинаковые предложения от десятка интернет-магазинов.

А как выбрать плёнку?

У плёнок есть четыре основные характеристики: цвет, вид процесса, формат и чувствительность (ISO).

Цвет и процесс

С цветом всё понятно: плёнки есть цветные и чёрно-белые. И от цвета зависят некоторые нюансы съёмки и проявки. Чёрно-белые требуют использования светофильтров в определённых условиях и проявляются по процессу D-76. Существуют и монохромные чёрно-белые плёнки, их проявляют по процессу C-41 (так же, как и цветные). По качеству они уступают классическим, но зато с ними справятся в любом фотоцентре.

Цветные плёнки делятся на негативные и обращаемые. Негативные куда практичнее, более терпеливы к несущественным промахам в экспозиции, продаются и проявляются по процессу C-41 в любом фотоцентре. Иногда обращаемые плёнки проявляют так же, как негативные. Это называется кросс-процессом. Снимки, проявленные по кросс-процессу, обладают искажённой цветопередачей и большей насыщенностью, что особенно нравится ломографам и прочим экспериментаторам.

Формат

Есть два распространённых типа плёнки: малый (тип 135) и средний (тип 120). Выбор зависит от характеристик фотоаппарата: большинство из них поддерживают плёнки типа 135. Катушки среднего формата можно использовать в фотоаппаратах Holga, Diana, советских «Любителях», некоторых «Киевах», Pentax, Rollei и других. С помощью нехитрых манипуляций в них можно пристроить и 35-миллиметровые плёнки.

Светочувствительность

От светочувствительности, или ISO, зависит, при каком освещении мы сможем делать снимки, какую будем устанавливать выдержку и диафрагму. Диапазон светочувствительности плёнок начинается с 25 ISO и заканчивается 3 200 ISO. Чем меньше числовой показатель, тем меньше света фиксирует плёнка, тем дольше должна быть выдержка и/или меньше диафрагменное число.

Плёнки до 100 ISO хороши для съёмок в солнечную погоду. В пасмурную может пригодиться плёнка с 400 ISO. Более светочувствительная плёнка подходит для вечерней и ночной съёмки, но обладает повышенной зернистостью.

Оптимальный показатель светочувствительности - 200 ISO.

На старых фотоаппаратах может быть использована иная шкала светочувствительности: ГОСТ, ASA или DIN. Чтобы установить соответствия, можно воспользоваться таблицей .

Индивидуальные характеристики

Также плёнки могут отличаться цветопередачей, глубиной и проработанностью деталей. В интернет-магазинах к ним, как правило, прилагают результаты съёмки, которые могут помочь определиться с выбором.

Как снимать на плёночный фотоаппарат?

Порядок действий при съёмке разными фотоаппаратами отличается несущественно.

  • Установка плёнки. Первым делом нужно установить плёнку в предназначенный для неё отсек. Иногда для этого необходимо приподнять головку рулетки обратной перемотки. Потом протяните язычок к приёмной катушке и зафиксируйте его. Взведите затвор и убедитесь, что зубья валика попали в перфорацию плёнки. Нажмите на спуск. После закрытия крышки рекомендуется сделать ещё один пробный кадр, головка рулетки обратной перемотки также должна крутиться. Всё это не стоит делать при ярком солнечном свете.
  • Подготовка аппарата к съёмке. Если это предусмотрено, установите ISO плёнки (для ручного или автоматического экспозамера) и счётчик кадров.
  • Взвод затвора. Нужно отвести курок до конца, а потом аккуратно вернуть назад. Если система без курка, покрутите колёсико до упора.
  • Установка диафрагмы и выдержки. Эти действия могут сильно отличаться в зависимости от используемых фотоаппаратов. Если ваша камера не снабжена работающей автоматикой или не является шкальной с простым управлением, воспользуйтесь экспонометром. Если штатный сломан, используйте специальные мобильные приложения.
  • Настройка фокуса и создание снимка. Если используете зеркальную камеру, не забудьте открыть диафрагму перед фокусировкой (а перед вылетом птички - закрыть). Если дальномерную - используйте эффект параллакса. Если шкальную - ориентируйтесь по специальным маркировкам. После этого можно нажать на спуск.
  • Разрядка плёнки. Снимите блокировку зубчатого валика (этот регулятор часто отмечается буквой R). Используйте рулетку обратной перемотки для возврата плёнки в катушку. Если возникли проблемы, достаньте плёнку самостоятельно в тёмном помещении и донесите на проявку в светонепроницаемом футляре или коробочке.

Что потом делать с плёнкой?

Отнести на проявку. Если использовалась негативная 35-миллиметровая плёнка, проявляемая по процессу C-41, её проявят в любом фотоцентре. Если использовались другие фотоматериалы, возможно, придётся поискать частную лабораторию.

Что делать дальше?

Ответ на этот вопрос вам подскажет первая успешно отснятая плёнка. Если у вас это всерьёз, то аналоговая фотография предложит широкий простор для развития. Объективы, светофильтры, вспышки, самостоятельная проявка - всё это поможет превратиться из экспериментатора в матёрого профессионала.

Тех, кто найдёт себя в ломографии, ожидают весёлые эксперименты: мультиэкспозиция, просроченные плёнки, кросс-процессы, Redscale и другие страшные слова.

Аналоговая фотография - это дорого?

Давайте посчитаем. Допустим, фотоаппарат не достался вам по наследству. Приобретение бывшей в употреблении «Смены-8М» или даже какого-нибудь «Зенита» может обойтись в 200–500 рублей.

Далее - плёнка. Если не рассматривать варианты покупки просрочки с рук, то в интернет-магазинах цены начинаются примерно с 250 рублей за катушку с 36 кадрами. Проявка полученной плёнки по процессу C-41, как правило, стоит совсем недорого: менее 100 рублей. А вот сканирование в цифру» может обойтись в несколько сотен. Но цены в разных городах могут отличаться.

Поэтому аналоговая фотография «на попробовать» стоит совсем немного. Но если вы увлечётесь приобретением достойного аппарата и объективов, будете придирчивы к плёнкам и расточительны, то сэкономить, конечно, не получится.

А это точно того стоит?

Тут та же история, что и с . Занятие аналоговой фотографией непрактично, требует постоянных финансовых вложений. Результат неизвестен, плёнку вообще легко могут засветить или испортить при проявке. Кадров не больше 36. Возможно, если не ошибиться в ручных настройках выдержки, диафрагмы и фокуса, какие-то из них даже получатся неплохими. Только узнать это можно будет не раньше, чем через пару дней, когда специально обученные люди превратят вашу фотоэмульсию в снимки. Прибавьте к этому косые взгляды прохожих, обвинения в хипстерстве и презрительное недоумение со стороны радикально настроенных цифровых фотографов - вот какое-то такое это хобби, если говорить в общих чертах.

Но все эти минусы может перечеркнуть одна важная вещь: возрождённая ценность кадра. Все мы помним хотя бы несколько фотографий из своего детства, возможно, даже не самых удачных. А много ли сравнимых по значимости снимков в галерее вашего смартфона?

В моём фотоаппарате было 24 кадра, я должен был очень осторожно выбирать, что снимать, когда мы ездили на гастроли. Я не хочу сказать, что всё это обесценилось… Хотя нет, хочу. По-моему, именно что обесценилось. Когда я вижу людей, которые постоянно что-то снимают, мне хочется закричать им: «Не снимайте! Переживайте это!» Когда всё фиксируется на камеру, это означает, что всё одинаково важно. То есть ничего не важно.

Фронтмен группы The Cure Роберт Смит в интервью журналу «Афиша Daily»

Подобное хобби подойдёт далеко не всем. Но тех, кто по-настоящему увлечётся аналоговой фотографией, ждут десятки крутых снимков, часов в предвкушении «сканов», удачных и испорченных плёнок. А самое главное - утерянная в пучинах цифрового прогресса, давно позабытая радость от фотографии.

Отечественные и зарубежные производители предлагают огромный выбор пленочных укрытий для теплиц и парников. Все виды пленочных полотен различаются технологией изготовления и составом, что имеет огромное значение при выборе материала. В статье расскажем, как выбрать пленку для теплицы, рассмотрим различные виды этого укрытия.

Укрывной пленочный материал играет важнейшую роль в отрасли растениеводства и овощеводства, поскольку обеспечивают надежную защиту культурам от влияния неблагоприятных температур и воздействия внешней среды. Правильно подобранное укрытие позволит создать оптимальный микроклимат для роста и развития различных культур. Более того, защитит от развития патогенных микроорганизмов и вредителей. Защитят теплолюбивые растения и позволят получить ранний урожай.

Определится с выбором пленочного полотна достаточно трудно. Опытные специалисты предлагают при выборе пленки руководствоваться следующими критериями:

  • высокая эластичность материала;
  • устойчивость к провисанию и разрыву;
  • показатель морозоустойчивости;
  • пропускные способности пленки по отношению УФ – и инфракрасных лучей;
  • возможность равномерного прогревания;
  • долгий эксплуатационный срок.

Виды полиэтиленовых пленок для теплицы и парников: преимущества и недостатки

Полиэтиленовая нестабилизированная пленка – высокоэластичный материал, изготовлен из природного газа. Выпускают в рулонах, ширина полотна от 1,2 до 3 м. Самый доступный по цене материал. Прочность пленки примерно 100 кг на 1 см 2 . Полиэтиленовая пленка пропускает до 90% солнечного света.

Износостойкость и морозоустойчивость зависит от толщины пленки и условий эксплуатации. В среднем эксплуатационный срок пленки 3-4 года, если пленка использовалась в качестве экрана в остекленных теплицах. При укрытии тоннельных теплиц срок эксплуатации пленки не более одного сезона. Пленка под воздействием УФ — и инфракрасных лучей становится хрупкой, легко поддается на разрыв, снижается морозостойкость.

Нестабилизированная пленка под длительным воздействием прямых УФ-лучей изнашивается в течение 5 месяцев. Не рекомендуется использовать пленку, бывшую в эксплуатации для осеннего и зимнего укрытия.

Гидрофильная стабилизированная пленка — высокоэластичный материал, в состав которого входят специальные добавки — стабилизаторы. Стабилизаторы повышают качество и срок эксплуатации пленки. Благодаря антистатическим добавкам пленка отталкивает частицы пыли, что улучшает пропускную способность пленку для УФ-лучей на протяжении всего сезона.

Добавки, отвечающие за гидрофильность пленки, предупреждают образование конденсата в виде капель падающих вниз. Накопившийся конденсат на внутренней поверхности гидрофильной пленки стекает ручейками. Благодаря добавкам гидрофильная пленка отличается низкой пропускаемостью инфракрасных лучей.


Гидрофильная стабилизированная пленка устойчива к продолжительному воздействию прямых солнечных лучей.

Полиэтиленовая армированная пленка – высокопрочный материал, в основу которой входит стабилизированная пленка, армированная полиэтиленовыми нитями. Толщина нитей от 0,29 до 0,32 мм, что делает пленку прочной и не поддающейся к разрыву и провисанию. В состав пленки входят антистатические добавки, отталкивающие частицы пыли, что делает пленку проницаемой на протяжении эксплуатации. Однако армирующие нити в пленке образуют сетчатые деления, которые препятствуют полному проникновению солнечных лучей.

Главное преимущества армированной пленки – возможность не снимать пленку с теплицы на протяжении 2 лет. Такой срок службы гарантирован, если плотность полотна выше 150 г/м2. В зависимости от производителя каркас армированной пленки может быть изготовлен из пропилена или полиэтилена. В таблице рассмотрим достоинства и недостатки пропиленового и полиэтиленового каркаса:

Виды каркаса армирующей пленки Преимущества Недостатки

Полиэтиленовый каркас

Сверхпрочный материал. Высокая сохранность целостной структуры. Не провисает под осадками. Устойчивый материал к воздействию температуры в диапазоне от – 45°C до +45°C. Образует мелкую сетку размером 8х8 мм. Такой размер ячеек не позволяет пропускать достаточное количество света для выращивания светолюбивых культур.

Пропиленовый каркас

Высокая прочность, однако, ниже, чем у полиэтиленового каркаса. Благодаря узловым соединениям в ячейках, полотно равномерно распределяет нагрузку. Размер ячеек больше, чем у полиэтилена, пропускает солнечные лучи в два раза больше. Требуется снятие на зиму, так как полотно устойчивое к воздействию температуры до -30°C. Эксплуатация полотна при более низких температурах приводит к его расслоению и преждевременному износу.

Армированная пленка с полиэтиленовым каркасом прочнее в 3 раза, чем пленка, оснащенная полипропиленовыми каркасными нитями.

Поливинилхлоридная пленка – высокопрочный материал, по структуре похож на обычный целлофан. Полотно эластичное, отличается высокой прочностью. В состав полотна не входит антистатические добавки, требуется периодически удалять накопившуюся пыль. При обильных осадках провисает, требуется регулярное подтягивание полотна в местах сильного провисания. Обладает высокой пропускной способностью солнечных лучей. Препятствует проникновению инфракрасных лучей. Часто применяется для укрытия теплицы, в которой планируется выращивание овощей. Недостатки: стоимость полотна выше в 3-4 раза полиэтиленовой пленки. При температуре ниже 15 °C полотно становится непригодным для дальнейшей эксплуатации. Требуется снятие полотна на зиму.


Поливинилхлоридная пленка сохраняет оптимальное количество тепла ночью, что делает пленку идеальным полотном для теплиц, в которых выращивают сладкий перец и баклажаны.

сверхпрочная и эластичная пленка. Главное достоинство – устойчивость к провисанию. Полотно хорошо пропускает солнечные лучи, а также отличается тем, что хорошо удерживает тепло в ночное время суток. Обладает гидрофильными свойствами, благодаря которым конденсат спускается по пленки не капельным, а сплошным слоем. Единственный недостаток – обладает пропускаемостью инфракрасных лучей, что может привести к перегреву почвы в самые жаркие дни.


Сополимерная пленка обладает высокой устойчивостью к отрицательным температурам. Благодаря эластичности, пленка устойчива к проколам и разрывам.

Теплоудерживающая полиэтиленовая пленка – современный вид пленки характеризуется высоким уровнем поглощения и отдачи тепловой энергии. Часто применяют в целях улучшить тепловой климат в теплицах. Теплицы, покрытые данным материалом, имеют температуру выше на 3-4 C в отличие от теплиц, покрытых стабилизированной и армирующей пленкой. Данный материал отличается антистатическим свойством и имеет гидрофильное покрытие. К недостаткам относятся низкая прочность, а также низкая устойчивость к воздействию высоких отрицательных температур.


Теплоудерживающая полиэтиленовая пленка разрушает при температуре – 18°C.

Совет #1. Самое слабое место пленки – это сгиб рукава. В таких местах пленка в первую очередь изнашивается и деформируется. Рекомендуется до обтяжки пленки места сгиба проклеивать скотчем. Для эффективности при наклеивании скотча необходимо убедиться, что поверхность пленки сухая и чистая. При наличии пыли и влаги на пленки сцепление скотча и пленки снижается.

В таблице рассмотрим основные характеристики вышеперечисленных видов пленок:

Виды пленок Срок эксплуатации Пропускная способность УФ — лучей Пропускная способность инфракрасных лучей Повышение урожайности
Полиэтиленовая пленка 5-6 месяцев высокая высокая до 5%
Гидрофильная пленка 9-10 месяцев высокая низкая до 25%
Армированная пленка до 2-х лет средняя, ниже гидрофильной на 10% низкая до 25%
от 6 до 8 лет высокая низкая до 20%
до 3-х лет высокая средняя до 20%
9-10 месяцев

Особенности цветных пленок для теплиц

Полиэтиленовые пленки с цветным покрытием используются для укрытия теплиц. Такие полотна позволяют повысить урожай до 30%. Свойства материала позволяют преобразовывать солнечный свет и характеризуются высокой пропускной функцией УФ-лучей. Рассмотрим основные достоинства цветной пленки:

  • задерживает инфракрасные лучи;
  • преломляет лучи желтого спектра;
  • защищает почву от перегрева;
  • создает нужный микроклимат для развития культур.

При покупке цветной пленки для теплицы, необходимо учитывать в каких условиях данная пленка будет использоваться. В регионах с жарким климатом выбирают более светлые оттенки, в северных регионах темные оттенки.

Совет #2. Чтобы правильно рассчитать количество пленки необходимо знать ее ширину в рулоне. Отдельно высчитывается длина каркаса. Полученную длину каркаса следует поделить на ширину полотна, что позволит получить истинное количество полотен для теплицы. Длину пленки можно определить по средствам суммы длин всех сторон конструкции. Если умножить количество полотен на длину получим количество нужных метров пленки для покрытия теплицы.

Особенности установки пленочных теплиц

  • Не отрезать заранее материал по длине. Для начала материал в рулоне перекидывают через каркас, натягивают и только потом обрезают.
  • Для торцов следует выкраивать детали отдельно, оставляя со всех сторон по 20 см для фиксирования пленки.
  • Для укрытия дверей и форточек детали также выкраиваются отдельно и с запасом.
  • Для того чтобы пленка не провисала, крепить ее необходимо при низкой температуре воздуха.
  • Продлить срок эксплуатации пленки можно, если установить ее незадолго до посадки культур.

Серьезные ошибки садоводов при выборе и эксплуатации пленки

  1. Используют нестабилизированную пленку для укрытия тоннельных теплиц более одного сезона.
  2. Выбирают армированную пленку плотность которой ниже 150 г/м 2 с целью не снимать укрытие на протяжении 2-3 лет.
  3. Приобретают поливинилхлоридную пленку для теплиц, в которых планируется выращивание культур в сезоны, когда температура воздуха достигает – 12°C …- 15°С.
  4. В жарких регионах устанавливают двухслойные пленки для теплиц черного цвета, что приводит к перегреву почву и гибели культур.

Часто задаваемые вопросы садоводов при укрытии пленки на теплицы

Вопрос №1. Как защитить материал от протирания?

Пленка чаще протирается вокруг двери. Следует вокруг дверной рамы после установки пленки зафиксировать накладки в виде войлочной или резиновой ленты.

Вопрос №2. При натяжении пленки через каркас теплицы, сколько нужно оставлять пленки с каждой стороны на крепления?

С каждой стороны сооружения пленку на закрепления оставляют по 30 см.

Вопрос №3. Как закрепить пленку к деревянному каркасу?

Крепить пленку к деревянному каркасу следует при помощи саморезов. Саморезы вклинивают в конструкцию через деревянные рейки или через ленту, вырезанную из линолеума.

Вопрос №4. Как крепить пленку к пластиковой конструкции теплицы?

К металлическим и пластиковым конструкциям пленка устанавливается посредствам специальных зажимов, которые можно купить в специализированном магазине. Зажимы можно изготовить самостоятельно и пластиковых труб. Для этого подходящую по диаметру трубу разрезают на две половинки. Каждая половинка трубы будет служить скобкой.

Из всех имеющихся вариантов покрытий для домашнего парника самым доступным и недорогим является пленка. И все дачники, приобретая ее, не испытывали, тем не менее, к материалу особого уважения и доверия.

Объясняется это тем, что у пленки много недостатков:

  • низкая атмосфероустойчивость;
  • скопление конденсата;
  • накопление электростатического заряда;
  • снижение прозрачности;
  • деформация (растяжение и провисание);
  • неудовлетворительная прочность к повреждениям.

Но современная промышленность уже не ограничивается производством одного-двух видов парниковой пленки, только чтобы закрыть парниковое сооружение от осадков и повысить в нем температуру на 5 градусов. Сегодня этот укрывной материал пропускает кислород, свет рассеивает, к морозу устойчивость имеет, обладает высокой эластичностью и прочностью, влагу не собирает, отлично проводит ультрафиолет и видимую часть солнечного спектра.

Новых разновидностей пленки на отечественном/зарубежном рынке больше десятка, не считая экспериментальных. Они разительно отличаются от простой полиэтиленовой пленки своими качествами. Причем по цене, доступности, богатству выбора и легкости обращения с ней пленка по прежнему остается первым и лучшим укрывным материалом.

Несмотря на наличие множества разновидностей, выделяют 4 основных вида пленки для парника:

  • полиэтиленовые;
  • армированные;
  • поливинилхлоридные;
  • многолетние.

Каждый вид включает подвиды, а в категорию многолетние попадают все улучшенные пленки, в том числе и из других полимеров.

Полиэтиленовые пленки

Покрытия повышенного спроса и самой низкой стоимости. Существуют с базовыми характеристиками и улучшенного типа. Самая распространенная – нестабилизированная. Выпускается в рулонах от 3 до 6 метров или рукавом. Плотность – от 15 до 300 мкм. Прочность по длине и ширине одинакова, от толщины этот показатель не зависит.

Плюсы: при понижении температуры возрастает прочность, пропускает 80% света.

Минусы: используется не более 5 месяцев (один сезон), образует на поверхности капельный конденсат.

Армированные пленки

Эта разновидность тоже производится из полиэтилена, но выведена в отдельный сорт по ГОСТу, поскольку имеет в составе дополнительный элемент – своего рода каркас. Средняя плотность изделия – 120-200 г/м2. В нем высокой плотности полиэтилен посажен на ячеистый каркас, который тоже изготовлен из полиэтилена, но специальных способов обработки, или полипропилена.

Для каркаса может использоваться:

  • стекловолокно;
  • полиэтилен низкого давлении спрессованный;
  • полиэтилен крученый;
  • полипропилен растянутый.

Кстати! Выпускается и «дышащая» ячеистая пленка, она отличается микроотверстиями в армированных ячейках. Помогает, оставляя парниковое сооружение герметичным, осуществлять циркуляцию в нем воздуха.

Если срок эксплуатации и показатели прочности обычной пленки не зависят от толщины, то у армированной такая зависимость есть. Средний срок эксплуатации гарантируется до трех лет, а материал с повышенными характеристиками плотности при редких резких колебаниях температур может прослужить в полтора раза дольше.

То есть этот вид пленки служит несколько сезонов, поэтому может быть отнесен к категории многолетних.

Поливинилхлоридная пленка

Хоть ее в быту и сравнивают с целлофаном, но пленка эта разработана специально для парников и с оберткой для цветов имеет мало общего.

  1. Прежде всего, поливинилхлорид отличается высокой плотностью и толщиной.
  2. Светопропускная способность у пленки – более 90%.
  3. Ультрафиолет проходит на 80%.
  4. Ультракрасный луч задерживается на 95%.
  5. Пленка держит тепло хорошо и долго, не позволяя парнику остыть за ночь.

Высокие показатели качества имеют один недостаток – стоимость. Поливинилхлоридный утеплитель дороже полиэтилена, поэтому не столь популярен для использования при создании домашних парников.

Но если учесть, что минимальный срок службы этого материала пять лет, а при благоприятных климатических условиях она может продержаться и все семь, затраты на приобретение оправданы.

Многолетние пленки

Сюда включают множество разновидностей пленочных парниковых покрытий, обладающих различными качествами.

Таблица. Сравнительная характеристика видов многолетней пленки.

Название вида Характеристики Плюсы Минусы
Сополимерная Ее еще называют этиленвинилацетатной. Особенно прочная, эластичная и светостойкая. Высокая проницаемость для видимой части спектральных лучей (92%). Хорошо держит тепловую радиацию. Не образует конденсат. Стойкая к проколам, морозу, ветрам. Служит три года. Из-за большой светопроницаемости в летний период внутри парника может случиться перегрев.
Стабилизированная Прочность выше нестабилизированной на 60%, достигается введением в состав стабилизаторов. Имеет антистатические добавки. Конденсат образует плоскокапельный. Поддерживает стабильную температуру. Срок службы – до года (при непрерывном использовании).
Гидрофильная Включает светостабилизаторы и термостабилизаторы. Имеет гидрофильную поверхность. Не теряет прозрачность. Сохраняет ночью накопленное за день тепло. Конденсат – сплошным слоем. Служит 2-3 года. Имеет особенности при натягивании - оно должно быть плотным и профессиональным.
Теплоудерживающая В наполнителе каолин, что позволяет использовать минимальное количество полиэтилена. Температура на два градуса выше. Урожай овощей выше на 15% (согласно испытаниям). Более высокая цена.
Вспененная Содержит два слоя – монолитный и пенистый. Светопропускная способность – 70%. За счет вспенивания полиэтилена осуществляется его экономия до 20%. Свет рассеянный, температура на два градуса снижается днем и повышается ночью. Используется преимущественно в тоннельных парниках и для вегетативного размножения растений.
Воздушно-пузырьковая Полиэтилен в три слоя – два наружных и внутренний армирующий. Содержит стабилизирующие добавки. Обладает эффектом термоса, за счет чего хорошо держит тепло. Три слоя гарантируют прочность. Эксплуатация без снятия – три года. Из-за структуры – невысокая светопроводимость.
Светорассеивающая Благодаря добавкам, сильно отражает тепловое излучение и активно поглощает ультрафиолет. Растения никогда не перегреваются и не получают ожоги даже при повышенной влажности в парнике. Поток света на растения направлен равномерно. В основном используется на затененных участках. Срок службы – два года.

Дополнительные характеристики пленочных парниковых покрытий

Покрыть парник пленкой – не такое простое дело, как может показаться. Проблема даже в самой работе (в которой, кстати, тоже немало «подводных камней»), а именно в выборе. Мало кто, даже тщательно выбирая покрытие, обращает внимание на его дополнительные характеристики и возможные условия использования. Например, кто при покупке пленки думает о пестицидах?

Кое-что о пестицидах и стабилизаторах

В последнее десятилетие ученые выявили, что сложноструктурные пестициды, используемые для агротехники растений, существенно влияют на срок и качество службы пленочных парниковых покрытий. В частности, бром- и серосодержащие пестициды разрушают в короткий срок стабилизаторы в составе улучшенной пленки. Это настолько серьезно, что зарубежные производители при предъявлении рекламаций к качеству покрытия до истечения срока годности обязательно проводят химический анализ и не удовлетворяют претензии, заметив на покрытии следы брома или серы. По этой же причине при натягивании пленок со стабилизаторами не рекомендуется использовать каркас из дерева без специальной пропитки либо металл, не покрытый белой краской. Только если вы выращиваете исключительно органическую продукцию, волноваться не о чем.

Что еще добавляют в пленку

Не только стабилизаторы и заменители полиэтилена могут быть в составе улучшенной пленки. В этом материале можно обнаружить абсорберы и антифоги, а также антистатики и много других полезных веществ.

Абсорберы

Приобретая покрытие, которое вы планируете использовать на парнике в зимнее время, обратите внимание на пленки со специальными тепловыми присадками – абсорберами. В качестве последних выступает уже упомянутый каолин, а также силикаты, расплавленный кварц и тальк. Эти минеральные вещества в летнее время снижают прозрачность покрытия, что гарантирует защиту от перегревания, а в остальные холодные месяцы помогают повысить температуру под пленкой на 5 градусов.

Антифоги

Это пленки, препятствующие образованию вредного для растений капельного конденсата. Влажность в теплице всегда выше наружной, антифоги помогают микшировать влажность и позволяют конденсату «растекаться», не образуя капель. Эти пленки не отличаются высокой прочностью, но при дождливом климате, когда проблему конденсата проветриванием не решишь, возможно, стоит предпочесть антикапельное покрытие.

Антистатики

Любая пленка (без антистатических добавок) образует статический заряд. Чем он вреден? А тем, что притягивает пыль и грязь, которые не только замутняют видимость и мешают прохождению световых лучей, но и сокращают срок службы пленки, способствуя потере ее эластичности и упругости. Грязь – это мелкоабразивные частицы, образующие в поверхности микротрещинки и позволяющие УФ-лучам проникнуть к стабилизаторам и разрушить их.

Многослойность – гарантия качества

Соединить все необходимые характеристики в одном укрывном материале – еще недавно это считалось невозможным, но сегодня пленочный рынок предлагает многокомпонентную многослойную пленку, обладающую улучшенными качествами и содержащую нужные добавки. Это трехслойное полотно, в отличие от воздушно-пузырькового, состоит из наружного абсорбционного слоя (инфракрасного абсорбента), внутреннего, в котором содержится антифог, и серединного слоя, занимающего в процентном соотношении половину толщины. В середине – сверхпрочный полиэтилен, который дает повышенную прочность на разрыв, устойчивость к механическим повреждениям во всех направлениях и беспрецедентную долговечность.

Многослойная тепличная плёнка «Урожай»

На заметку! Вот почему выбор пленочного покрытия – это серьезная задача, а не поход на ближайший рынок к уличному продавцу с парой рулонов пленки максимум двух видов.

Многослойная тепличная плёнка «Дончанка»

Покупка правильной пленки может стать знаковым событием, переломным моментом во всей вашей дачно-парниковой деятельности.

Выбор парникового пленочного покрытия

Чтобы правильно осуществить выбор, необходимо следовать пошаговой инструкции, придерживаясь каждого пункта.

Шаг первый – определение экономических приоритетов

Что вам необходимо? Что стоит на первом месте? Экономия денег, времени на установку/снятие, простота работы? Пленка – изначально бюджетный вариант, поэтому ее приобретают, чтобы сэкономить. Но внимательно рассчитайте, возможно, приобретение многолетней пленки по цене в два раза выше обычной целесообразнее, чем ежегодная замена покрытия.

Шаг второй – определение потребностей растений

При выборе пленки крайне важен ассортимент выращиваемых вами культур. Для особо теплолюбивых, к которым относят перец, баклажаны, понадобится стабилизированная, термоудерживающая пленка или поливинилхлорид. Огурцы лучше всего выращивать под гидрофильным покрытием либо светорассеивающим, так как они любят влагу и боятся ожогов. Если цель обустройства парника – получение ранней зелени, подойдет воздушно-пузырьковый или вспененный вариант.

Шаг третий – климатические условия и конструкция парника

Для выбора укрытия важны климатические условия вашего региона. Повышенная прочность ветрам, усиленная морозостойкость или, наоборот, невысокая светопроводимость – эти показатели могут стать не просто актуальными, а решающими критериями выбора. Также учитывайте форму и материал парниковых конструкций.

Шаг третий – определение толщины и размеров

В зависимости от величины парника и целей его создания, определяется желаемая толщина укрывного материала, его метраж и ширина в развороте. Учтите, что рулонная упаковка лучше ложится, чем развернутый «рукав», шов (сгиб) которого придется к тому же дополнительно проклеивать скотчем. По размеру покрытие берется с запасом.

Шаг четвертый – покупка

После выяснения всех обстоятельств будущей сделки, параметры еще раз анализируются, взвешиваются, затем начинается поиск поставщика. При покупке даже одного рулона это уже считается партией (от 50 кг), которая должна иметь сопроводительный документ.

Полиэтиленовая пленка с УФ-стабилизацией

Что должно содержаться в документе:

  • четкий и ясный товарный знак или название фирмы-производителя;
  • маркировка самой пленки или марка полиэтилена;
  • дата производства;
  • номер партии;
  • масса;
  • число единиц в упаковке;
  • длина рулона.

Важно! К справочной информации производителя обязательно прилагается сертификат соответствия материала стандартам и документ о результатах его испытаний (либо штамп ОТК).

Обращайте внимание на маркировку, которая может быть нанесена либо тиснением, либо флексопечатью. Присутствие такой маркировки сводит на нет риск приобретения фальсифицированного товара.

В основе сооружения лежит обычная грядка с установленным на нее каркасом. На каркас, в роли которого чаще всего выступают металлические прутья, согнутые дугой, натягивается какой-либо укрывной теплосберегающий материал. Детальнее читайте .

Если вы хотите удешевить покупку, приобретайте напрямую у производителя. Покупка сразу большой партии (для всего садово-огородного кооператива или товарищества) позволит получить существенные скидки и бесплатную доставку, а возможно, и сварку специалистами.

Видео — Пленка для парников и теплиц: сравнение вариантов

  • Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25-800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции.
  • Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25).
  • Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76.
  • Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400.
  • Rollei Retro 100 — пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель — D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.
  • Fomapan 100 — чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
  • Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель — Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
  • Fortepan 200 — дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки — некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
  • Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
  • Illford HP5 Plus — еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
  • Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель — D-76/ID-11.
  • Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность — 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800-12800 ISO.
  • Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.

Цветные пленки

  • Fujicolor Superia Reala. Цветная негативная пленка с чувствительностью 100 единиц, идеально подходящая для использования вдали от дома. Обеспечивает правильную цветопередачу и высокую детализацию, подходит для различных сюжетов, нетребовательна к условиям хранения.
  • Kodak Portra 160 NC/VC. Одна из самых популярных негативных пленок для съемки людей. Существуют варианты с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей, но только один из них (NC) позволяет получать стабильный результат.
  • Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
  • Fujichrome Velvia 100F — известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
  • Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
  • Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
  • Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.

Составлял Дмитрий Башков



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме