Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Учение карлоса кастанеда. Учения карлоса кастанеды

Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки — это первая книга, написанная Карлосом Кастанедой, давшая начало целой серии (всего 10 произведений). Изданная в 1968 году "Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки" имела большой успех , как впрочем, и все последующие, ставшие бестселлерами .

В книге рассказывается о начальном периоде обучения (с 1960 по 1965 годы) Карлоса Кастанеды у шамана дона Хуана Матуса , индейца из племени яки. Автор постигает под присмотром дона Хуана различные эзотерические практики , с помощью галлюциногенных препаратов открывает для себя новую реальность — выход из тела, полёты, ясновидение и т.д.

С самого начала многие критики ставили под сомнение описываемые Кастанедой фантастические факты, но сторонников это не смущало. Они утверждали, что если даже повествование во многом и является вымыслом автора, то это никак не касается действенности эзотерических практик, описываемых Кастанедой.

Интересно, что книга была написана в качестве магистерской диссертации по антропологии. Это придаёт некоторую сложность при её восприятии из-за специфики научного языка и формы изложения. Большой объём фактического материала с очень подробным описанием практик, дневниковыми заметками и др. некоторым читателям может показаться избыточным.

Популярность произведения Кастанеды во многом объясняется историческим контекстом , в котором оно было издано. Шестидесятые годы — время молодёжных протестных движений — самым известным из которых были хиппи ("дети цветов"), расцвет наркотической субкультуры и т.д. Свойственные этому времени ценности во многом коррелируют с учением дона Хуана. Например, обретение состояния изменённого сознания через употребление галлюциногенных средств.

При пристальном рассмотрении, особенно учитывая последующие книги о доне Хуане, читатель видит — что учение дона Хуана очень многопланово — это целый эзотерический мир , живущий по своим законам. Главный акцент ставится не столько на употребление растительных препаратов, дающих возможность перейти в изменённое состояние сознания, сколько на путь человека , стремящегося к знанию. Как говорит дон Хуан: "человек идёт к знанию так же, как он идёт на войну — полностью пробуждённый, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила — роковая ошибка, и тот, кто её совершит, непременно доживёт до дня, когда горько пожалеет об этом".

Философский характер альтернативного восприятия мира , характерный для дона Хуана, постоянно противопоставляется ощущению окружающего, присущему современному городскому человеку, образ которого отражён в Карлосе. Слова дона Хуана: "Слишком сильное сосредоточение на себе порождает ужасную усталость. Человек в такой позиции глух и слеп ко всему остальному. Эта странная усталость мешает ему искать и видеть чудеса, которые во множестве находился вокруг него. Поэтому кроме проблем у него ничего не остаётся ". "Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого — нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь — ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь даёт тебе силы, другой — уничтожает тебя ". Большой акцент делает дон Хуан на предостережении Карлоса о врагах, которые поджидают того на пути: "У человека есть четыре врага: это страх, ясность, сила и старость. Страх, ясность и сила могут быть побеждены, но не старость. Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть своё поражение ".

В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчёркивает важность определённых физических упражнений , таких, как скашивание глаз для изменённого видения или "поступь силы" для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности.

По мнению Кастанеды, в древнем мире человек обладал знаниями о космическом порядке вещей. Мексиканским шаманам удавалось воплотить этот порядок вещей в то, что сегодня именуется энергетической структурой. Эта структура в своё время получила название "путь воина". Идя по этому пути, человек не только становился развитым умственно и физически, но и получал доступ к тайному знанию, позволяющему ему управлять своей жизнью.

Путь воина, по мнению Кастанеды — это образ жизни, ориентированный на восприятие и осознание сигналов, которые нам посылает Вселенная. Будучи сложной системой практик, путь воина ориентирован на расширение представлений человека об окружающем мире. Этот путь сложен и труден, идущему по нему суждено претерпеть много страданий. Но если человек решил вступить на путь воина, то он никогда не станет прежним .

Без страха и упрёка. Воин должен быть безупречен. На нем не должно сказываться то, что происходит вокруг. Воин никогда не сердится на себя, он полностью принимает себя во всей своей полноте. Он не опускает ни перед кем голову, и не позволяет никому опустить голову перед собой. Преуспевание на его пути для воина зависит от личной силы, а его сила зависит от персональной безупречности.

Главной ценностью для воина является его свобода. Под ней подразумевается не только свобода от социума, но и свобода от себя самого. Лишь отойдя от зацикленности на самом себе, идущий по пути воина получает возможность исследовать уровни своего внутреннего восприятия. Путь воина — это принесение в жертву ясности во имя неопределённости и свободы. Ведь лишь не будучи в чем-то абсолютно уверенным, можно быть готовым ко всему.

Смерть как новое рождение

Смерть — это единственное, в чем воин уверен до конца. Путь воина состоит в том, чтобы, осознавая свою преходящесть, ценить жизнь во всех её проявлениях . Идя по пути воина, человек постепенно избавляется от чувства собственной значимости: ведь смерть равняет нас всех. Тем не менее, толтеки не воспринимают смерть как точку, после которой нет возврата . Для идущего по пути воина смерть — это, скорее, новый рубеж, переступив за который, можно продолжить жить в иной форме. Каждому человеку предстоит встреча со смертью. Но исход этой встречи может быть принципиально разный: он предопределяется тем, насколько человек был к ней готов.

Что же касается этой жизни, то путь воина состоит в том, чтобы осознавать, что здесь и сейчас у тебя есть все необходимое для поддержания собственного существования . И если полностью принимать то, что происходит с тобой в течение этой жизни, то итогом её станет не распад, а освобождение и возрождение в ином качестве.

Из куколки — в бабочку

В соответствии с учением толтеков, человек по своей природе отнюдь не является венцом творения. По своей структуре он эквивалентен кокону, из которого со временем должно вылупиться нечто большее, более совершенное.

Для того, чтобы выйти на иной уровень бытия, человек должен пройти процесс преображения. Для этого ему следует произвести в своём "коконе" ряд трансформаций, итогом которых должны в идеале стать энергетические изменения на структурном уровне самого человека. В результате этих изменений человек после смерти не остаётся куском органики, а трансформируется в энергию в чистом виде . Пожалуй, весь путь воина основан на постепенном приготовлении к этому знаковому по своей природе переходу.

Так или иначе, на сегодняшний день путь воина не имеет ничего общего с религией и верой . Его скорее можно описать как практический способ изменить свою жизнь. По этому пути идут те люди, которым небезразлична их судьба в этом мире. И сегодня пойти по пути воина может позволить себе любой. Исход зависит от того, насколько сильно его намерение и насколько чисто его сердце.

Источником знаний о Пути Воина для Кастанеды был нагуализм .

Наугализм — это магико-религиозное учение центральноамериканского индейского племени тольтеков . Изучение данной практики почти не велось до середины 20-го века, когда в печати появились всемирно известные произведения Карлоса Кастанеды , посвящённые его обучению у индейского шамана Дона Хуана . До этого времени в научной среде господствовали самые общие представления о нагуализме, которые принципиально не выделяли его среди аналогичных верований других народов. Считалось, что основой нагуализма является вера в существование связи между человеком и духом животного-покровителя . Нагуаль — это название такого духа, который призывался индейцем для получения помощи в трудной ситуации. Обретение нагуаля связывалось с определённым обрядом индивидуальной инициации , во время которого индеец достигал трансового состояния с помощью специальных духовных практик и психотропных веществ.

Особое место уделялось важности правильной концентрации внимания , в также осознания иллюзорности и субъективности воспринимаемого мира . Здесь возникают понятия "тоналя " — образ окружающего мира, который преломляется через матрицу человеческого восприятия, и "нагуаля " — реального мира , который только в очень небольшой мере можно познать посредством имеющихся у человека органов чувств. Нагуаль — это реальность, очищенная от субъективной интерпретации, находящаяся вне восприятия.

Взаимодействие тоналя и нагуаля является ключом , с помощью которого человек может трансформироваться, обрести магию в самом широком смысле этого слова. Можно провести некоторую аналогию с западной психологией, если рассматривать тональ — как сознательное , а нагуаль — как бессознательное . Индейцы говорят, что человек живёт в нагуале, а в тонале он только воспринимает, думает и говорит. С другой стороны, нагуаль — это нечто большее, чем бессознательная часть человека, он сродни эфиру , который находится везде и взаимодействует со всем.

Кастанеда выделяет ещё одно принципиальное понятие нагуализма — "точка сборки ", которое основывается на следующих постулатах:

  1. Вселенная состоит из скоплений энергетических полей , которые представляют из себя нити света.
  2. Существует единый источник энергетических полей, непостижимых размеров, который индейцы называют Орлом .
  3. Люди , как и вселенная, также состоят из бесконечного числа нитеподобных энергетических полей.
  4. Энергетические поля имеют форму светящегося шара , на котором есть точка особой яркости.
  5. Восприятие возникает, когда поля рядом с данной точкой взаимодействуют с идентичными энергетическими полями вне шара . Эта точка называется "точкой сборки".

Из этого следует тезис о крайней ограниченности человеческого восприятия , которому доступен лишь небольшой объем, окружающий точку сборки, плюс искажаемого огромным грузом понятий, шаблонов, схем, стереотипов и т.п.

Смещение точки сборки является ключевым фактором внутренней трансформации в нагуализме. Этот процесс может произойти либо в результате долгих и постоянных эзотерических практик, либо спонтанно — в результате какого-либо серьёзного психического потрясения, тяжёлого личностного кризиса и т.п. Противоположные силы, препятствующие трансформации, фиксирующие точку сборки — страх смерти и эго , проявляющееся в чувстве собственной важности и жалости к себе.

Нужно отметить, что нагуализм наиболее эффективен при его практике в "естественной среде ", среди индейцев тольтеков, как это делал Кастанеда. Европейцу самому сложно воспринять философские понятия и связи нагуализма, а тем более практиковать различные техники, в том числе связанные с приёмом психотропных веществ. Но знание основ нагуализма позволяет обогатить внутренний мир , осознать, насколько близки духовные практики различных религий и народов земли. Для практических занятий нагуализмом необходимо провести серьёзную работу по его адаптации для других культур , не связанных с индейцами яки.

Ценность описываемых Карлосом событий и фактов в том, что мы можем взглянуть на них с его точки зрения — современного молодого человека, являющегося продуктом нашего мира. Через его эмоциональные переживания, катарсис, читатель знакомится с живыми знаниями и практиками индейцев, а не с сухими антропологическими выводами учёных, которые сами никогда не погружались в предмет своего исследования.

Кем же был сам Карлос Кастанеда?

Его смело можно причислить к одной из загадок двадцатого века, так как фактически подтверждённых сведений о жизни этого человека очень мало . Достоверно о нем известно только то, что он — автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании "Cleargreen", которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Всё остальное — не более чем предположения, если не сказать — домыслы.

Кастанеда родился в 1925 году — по некоторым сведениям в Бразилии, по другим — в Перу. В 1951 году он иммигрировал в США. Есть сведения, что здесь он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. В 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь Карлоса Кастанеды. Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета , приехавший в Мексику за "полевыми материалами" для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса . Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К. Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге "Путешествие в Икстлан" (Journey to Ixtlan, 1972). Скончался Карлос в 1998 году, после кремирования его прах был отправлен в Мексику. Согласно легенде Кастанеда "как бы растворился в воздухе ", хотя по более рациональной версии причиной смерти был рак печени .

Работы Карлоса Кастанеды оказали большое влияние на многие эзотерические направления, получившие толчок к активному развитию в конце двадцатого, начале двадцать первого века. Безусловная заслуга Кастанеды в том, что он фактически был первым , кто открыл эзотерику на серьёзном уровне для массового читателя. Стоит отметить, что своеобразный жанр Карлоса Кастанеды — дневниковые записи диалогов ученика с Учителем и применяемых практик — стал весьма популярен и у других авторов, пишущих о магии и пограничных состояниях сознания. Можно привести в качестве примера книгу "Хохот шамана" В. Серкина , действие которой происходит в Магаданской области. Всемирно известный писатель П. Коэльо часто упоминает в своих произведениях Карлоса и дона Хуана. Имена героев книг Кастанеды стали нарицательными , их высказывания постоянно цитируют, введённые Карлосом понятия стали универсальным языком, используемым при диалоге различных эзотерических школ.

Статья – теоретический обзор нагуализма (так называл свою систему знаний кастанедовский дон Хуан).

Мы окунемся в космос новых видящих, рассмотрим отличия учения Кастанеды от восточных и западных концепций.

Факты биографии Кастанеды и особенности его мировоззрения рассматриваться в статье не будут. Материал предназначен для подготовленного читателя.

Нагуализм – космос тольтеков

Давай сразу расставим точки над i. Надеюсь, заинтересовался статьей подкованный и ищущий читатель, поэтому не буду лить воду, которой и без того полно в Интернете.

Нагуализм – это не религия и ничего общего с религией и духовностью любого рода не имеет. Общим может считаться только термин. Нагуаль или нагваль – слово, означающее «Дух».

Понятие Духа в различных вероучениях очень человеческое, отсюда их популярность. Что-то абстрактное и жестокое в своей непостижимости не может греть сердца людей в течение тысячелетий. Поэтому нагуализм или учение Кастанеды не сможет быть долгое время популярным. Это пройдет. Если только его не профанируют, низведя до уровня эзотерики для пэтэушников.

Судя по количеству книг «магов»-продолжателей, именно это сейчас и происходит.

Слово «тольтеки» используется в кастанедовском смысле. Тольтеки – группа магов, придерживающихся традиции, которой около 3000 лет. Новые видящие – тольтеки, решившие изменить традицию. Раскол произошел в конце 19 века. Смысл изменения – отказ от утилитарного использования могущества этой системы.

Новая цель тольтеков – трансформация физического тела и психики человека в энергетическую форму существования. Неуничтожимую и способную воспринимать широкий спектр информационно-энергетических взаимодействий. Они называют это – достигнуть свободы.

Мог ли Кастанеда все выдумать?

При всем уважении к дарованию писателя-антрополога, смело выскажусь, что такую глубокую и выверенную систему взглядов и практических рекомендаций ему было не придумать. Это далеко не Тимоти Лири, Рам Дас, Джон Лили, Ошо, трансерфинг, симорон и сотни прочих компиляций западного и восточного знания.


Я не говорю о том, что упомянутые учения неполноценны или плохи. Они всего лишь искусственны, за ними не стоит традиция. Верю, что мой читатель перерос юношеский максимализм и игры в эмоциональные сравнения. Аналитический обзор – это не мыльная опера.

Если тебе интересно мое личное отношение к пути новых видящих, мне он кажется зябким в своей ледяной надчеловечности и бескомпромиссности. Сердце к нему не лежит.

Утверждающие, что учение дона Хуана – выдумка Карлоса, смешавшего восточную эзотерику и экзистенциализм, совершенно не въезжают в тему. Их мера понимания изложенного Кастанедой равна пониманию первоклассников, листающих конспекты математического аппарата современной физики. Иначе – нулевая.

Критерии оценки учения Кастанеды

Ищущие опоры учения Кастанеды в источниках западной и восточной философской и мистической мысли ходят перед дверью, в которую вошли Хуан и Хенаро и приоткрыли ее для европейцев. Дзен только добрался до этой двери, разглядывая панораму за ней в замочную скважину. Аналогов пути новых видящих не было и нет. Или мы о нем ничего не знаем.

Путь новых видящих – это не магия, ибо последняя ставит весьма практичные цели.

«...видение, по сути своей, противоположно магии, потому что показывает неважность всего этого.

- Неважность чего, дон Хуан?

- Неважность всего.

На этом разговор закончился».

Судить о системе тольтеков с точки зрения любой религии – это попытка втиснуть в прокрустово ложе установочных оценок то, что их изначально не имеет. Я расцениваю подобные опусы как попытки их авторов заработать, погрев руки на известности Карлоса.

Мир глазами дона Хуана Матуса

Сложно говорить о картине реальности новых видящих, если само это понятие в рамках их системы спекулятивно. Важно сразу уяснить суть. Без понимания этого важнейшего момента разобраться, что такое учение Кастанеды, невозможно.

Мир – это хаос, состоящий из бесчисленных эманаций некой силы, условно названной Орлом. Разнородные потоки этой силы пересекаются, резонируют, создавая в точках стыка упорядоченные области. Каждая такая область – бесчисленные миры восприятия. Словами дона Хуана – «миры внутри миров».

Воспринимающие субъекты – поля осознания, резонирующие с ограниченным числом потоков. Число потоков и их конфигурация в точке фокуса и есть то, что мы называем объективной Вселенной. Точка фокуса названа точкой сборки. Область ее окружающая – пузырем восприятия.

Пузырь восприятия – это упорядоченная область потоков данных. Узел в потоке информации. Свойства узла определяются системой фильтров обработки сигналов. Один из таких фильтров назван описанием мира.

Все, что упорядоченно в пузыре восприятия, – тональ. Все что неупорядоченно и выходит за его пределы, – нагваль. В данном случае термин означает «неописуемое». Тональ и нагваль называют истинной парой. Все остальные бинарные оппозиции или, говоря проще, дуальности – есть способ фильтрации данных тоналя.

Неупорядоченные данные находятся в левой стороне пузыря, упорядоченные – в правой. Цель воина – вымести весь хлам спекуляций ума с правой стороны и раскрыть разделяющую границу. Это приведет к восстановлению природы человека.

Обойти границу в обычном состоянии сознания невозможно. Идущие путем тольтеков – воины – должны сделать это в особом состоянии сознания. Особое состояние ясности и подвижности ума называют вторым вниманием.

Получается, в мире дона Хуана Матуса нет плохого и хорошего, добра и зла. Он избавился от семантического фильтра – потерял человеческую форму. В этом мире нет заданности и однозначности. В нем не действует причинно-следственный механизм, ведь он построен на бинарных оппозициях. Разум больше не в состоянии навязывать ему свою реальность, и не потеряться в хаосе помогает воля. Она – стержень этого мира.

Далее. Тольтеки полагают, что мир повседневности – искусственный мир, созданный путем изменения извне природы человека. Цель изменения – питание энергией осознания людей некими сущностями, названными летунами.

Это писалось задолго до «Матрицы» и других произведений, обкатывающих разные грани этой идеи.

Получается, цель тольтеков – достигнуть свободы, уйдя из этого мира. Остается открытым вопрос о цене, и о том, кто уходит. Ведь в цену билета входит отказ от привычной природы со всеми вытекающими. Маг, получивший бессмертие, уже не человек, даже по своей психической организации.

Более того, он перестает им быть еще на пути к этому состоянию. Так что речи об обретении бессмертия не может быть. Человек «умирает» в период ученичества, маг переходит в другую форму существования с другим восприятием и императивами.

Это далеко не трагедия Сайроса. Тот выбирал среду обитания в обоих случаях, опираясь на неизменный базис чувств, памяти и мировоззрения. Нео остается собой, независимо грезит он в Матрице или живет в Зионе. Тут же меняется природа человека, и это необратимые изменения.

Отличие учения дона Хуана от позиций восточного и западного эзотерического корпуса

Чтобы понять учение Кастанеды, надо увидеть отличия от всех известных источников философской и метафизической мысли. Посмотри на схему. Это представление индуизма и его производных.


Есть некий источник – «Сновидец», это разум, пребывающий в себе. Он грезит, дифференцируя себя на различные ипостаси – Вишну, Брахму, Шиву и другие. Каждая ипостась – отражения одного из архетипов его сущности. Это первый слой отражений. Он уже бинарен, потому что имеет единство и противоположность энергий шакти и тамаса.

Игра этих персонифицированных энергий – лила, создает отражение 2 уровня. Так называемые тонкие планы или высшие миры. Там персонификации «Сновидца» обретают самостоятельность и действуют как независимые сущности. Там они играют – создают миры с их бесчисленными обитателями посредством структурирующих хаос шакти эманаций – фохат.

Материальная Вселенная, это их создание – отражение 3 уровня. Они играют в ней, проникая туда частью своей сущности – аватаром.

Создатели веданты без всякой технологии предвосхитили «Нирвану», «Экзистенцию», «13 этаж», «Матрицу». Источник – «Сновидец» является абсолютной реальностью, все остальное – лишь разные уровни его грез.

Производные индуизма дают другие имена и иерархии, оставляя туже схему.

Даосизм и дзен убирают из центра персонифицированный разум, заменяя его активной пустотой. В даосизме переход между источником и отражением 1 уровня называется – Дао (Путь).

Чань или дзен называют центр Пустота и отказываются давать ей любые определения. На уровне отражений создается форма и закон взаимодействия форм – дхарма. Существа, мыслящие себя отдельными, независимыми от общего сущностями, считаются плененными авидьей (в переводе «невежество») – фильтрами разума).

Метафизика Кастанеды


Восточные доктрины утверждают, что все внутри. Как говорят йоги, «все есть ум, и ничего кроме ума». Учение Кастанеды говорит об обратном – все снаружи. Мы лишь фокус, узел в потоках сигналов Орла.

Сконструированный нами мир – отражение завихрений узла на стенках пузыря восприятия. Но это не говорит о том, что мир – иллюзия. Он вполне реален и объективен, просто один из многих. Движение точки сборки даст тебе бесчисленные возможности восприятия – множество миров.

Схема наверху показывает суть подхода тольтеков. Важный аспект – понятие точки сборки.

Посмотри на схему. Ты видишь положение кокона – полевой оболочки человека в рамках предметного восприятия.


На уровне его лопаток, сзади будет находиться светящаяся область размером с теннисный шар. Волокна света – потоки, попавшие в эту область, светятся более интенсивно. Именно их собирает «конструктор нашего мира».

Точка сборки может двигаться как внутри человеческой оболочки, так и выходить за нее, меняя нашу природу. По словам Кастанеды, древние тольтекские маги таким образом обрели неограниченный срок жизни. Их светимость была неуязвима для летунов и «опрокидывателя». Мы об этом еще поговорим в следующих постах темы.

Даже небольшие колебания точки сборки меняют поведение, темперамент и мировосприятие человека. Искусство управления положением точки сборки называется сталкинг. Иначе охота или выслеживание. Ученик выслеживает самого себя в различных, зачастую пограничных ситуациях и охотится за силой.

На этом закругляюсь, пищи для размышлений для начала достаточно. Если тебе интересна тема, оставь комментарий. Планирую разобрать понятие силы, такие техники, как сталкинг и перепросмотр. Поговорить о возможности того, что и дон Хуан и Кастанеда живы и здравствуют.

Не теряемся. С уважением, Владимир Даров.

Однако, с другой стороны в учебных курсах по философии и психологии многих вузов работы К. Кастанеды введены, как дополнительный материал к изучению, и некоторые вопросы даже включены в программу экзаменов. Работы этого ученого получают все большее признание, в частности, в среде российских специалистов, работающих в области мышления, практической психологии и сознания. Работы К. Кастанеды можно было бы отнести к разряду " полевых заметок" ученого-исследователя, т.к. они представляют собой дневники, куда заносились результаты исследований и непосредственный опыт особых состояний сознания. В данном реферате приведены комментарии группы молодых московских ученых, практиковавших некоторые техники, связанные с состоянием сновидения, в течении 5 лет.

1. Внимание, восприятие, осознание.

Основной предпосылкой, сделанной К. Кастанедой в его работах, является осознание положения того, что человеческие существа представляют собой не только высокоорганизованную биологическую структуру, но и тонкое поле светящейся энергии, которая окружает каждого человека, придавая ему форму светящегося кокона или яйца. В последнее время наличие так называемого биополя вокруг человека не только не вызывает сомнений, но и даже зафиксировано методами специального фотографирования. Автор отмечает, что при определенной тренировке внимания человека становится доступным восприятие подобных энергетических полей. Приведем несколько основных утверждений, сделанных автором, где передан более чем 20-летний опыт Кастанеды в приемах экстраординарного восприятия.

1) Все живые существа наравне с их физической оболочкой представляют собой поля тонкой энергии, которая6 тем не менее, может быть доступна восприятию человека вследствие определенной тренировки внимания.

2) Тонкое поле человека представляет собой светящийся кокос или яйцо.

3) Окружающий мир, наравне с его физической формой, представляет собой необозримый поток светящихся волокон, протянувшихся во всех мыслимых направлениях.

4) Внутри человеческого кокона также заключен набор волокон, по типу совпадающих с волокнами окружающего мира, с той лишь разницей, что волокна внутри кокона отделены от внешних границей этого кокона.

5) Все человеческие существа имеют на своих светящихся оболочках особое образование, представляющее собой пятно более интенсивного свечения, расположенное на самой оболочке.

Данное пятно у всех человеческих существ расположено за правой лопаткой человека на расстоянии вытянутой руки от тела. Внешние волокна, пронизывающие окружающее пространство, и внутренние, находящиеся внутри оболочки человека, контактируют между собой именно в этом пятне. Можно сказать, что данная точка приводит в соответствие внутренние и внешние волокна. Наблюдая в течении долгого времени, как работает данное пятно, видящие пришли к выводу, что данная точка отбирает отдельно взятые внешние волокна, приводя их в соответствие с внутренними, обуславливая тем самым восприятие человека, т.е. когда внутреннее волокно кокона и внешнее приведены в соответствие, происходит акт восприятия человеком определенной картины мира. Данная точка, в силу своих функций, была названа точкой, собирающей осознание или точкой сборки.

Здесь необходимо привести ряд комментариев к вышесказанному. Косвенное подтверждение наличия подобного механизма восприятия можно провести, рассмотрев личный опыт любого человека.. Допустим, всем нам хорошо известна трудность восприятия и различения объектов, движущихся в поле нашего зрения с большой скоростью ("Туннельный эффект" у пилотов, "эффект гипноза дороги" у водителей и т.п.) Т.е. все мы ощущаем присутствие конечной скорости восприятия. В терминах К. Кастанеды это означает, что точка сборки не успевает приводить в соответствие волокна между собой, обеспечивая тем самым восприятие осредненной картины окружающего мира.

Также, наблюдая за работой точки сборки у разных людей, видящие выделили огромное отличие между восприятием детей и взрослых. Было отмечено, что точки сборки детей подвижны, в то время как у взрослых они прочно фиксированы в одном месте, и лишь изредка претерпевают слабые колебания. После этого открытия была отмечена следующая особенность: точки сборки более старших людей фиксируются в определенном месте в силу привычки. Дети же являются более свободными в силу малого жизненного опыта и поэтому имеют более подвижное осознание. Кстати, хорошо известно, что многие дети в раннем возрасте воспринимают окружающий мир не так однозначно, как взрослые. Особенно в раннем возрасте дети очень четко и остро ощущают настроение окружающих людей. Постепенная фиксация точки сборки с взрослением человека равнозначна обеднению картины окружающего мира или его рутинизации. Нам всем хорошо известно состояние рутины, которое мы испытываем при многократном повторении определенных действий. Это является результатом фиксации точки сборки, т.е. утратой подвижности осознания в результате все той же привычки.

Говоря о механизме пятна восприятия, необходимо выказать о самом методе, как воспринимает человек. Выбор объектов, которые допускаются в поле нашего зрения, производится особым механизмом, который Кастанеда назвал вниманием. После того, как внимание выбрало группу объектов к восприятию, происходит фиксация точки сборки на волокнах, соответствующих данных объектов. Затем происходит акт осознания воспринятого, здесь Кастанеда делает очень важное дополнение о механизме, который представляет нашему сознанию ту или иную форму объекта. (Под формой в данном случае подразумевается вся совокупность информации об объекте.) Этот механизм был назван актом интерпретации. Основным механизмом фиксации осознания человека является особое внутреннее состояние, которое всем нам хорошо известно. Авторы назвали такое состояние внутренним диалогом. Мы все знаем, что внутри каждого из нас идет постоянный внутренний разговор, что представляет из себя непрерывный поток мыслей.

Также необходимо отметить, что картина воспринимаемого мира и правила ее восприятия оказываются навязанными нам в процессе нашего взросления, воспитания, обучения. В принципе, наше воспитание можно рассматривать, как своеобразную форму "дрессировки" нашего восприятия более старшими особями (это происходит в определенной степени и в животном мире). Наше восприятие начиналось с того, что нас, в первую очередь, обучали говорить, а следовательно, обо всем думать. Постепенно нам была передана общепринятая картина мира, не вызывающая сомнений. В результате нашего взросления произошла фиксация нашего осознания более старшими особями. Но самое удивительное то, что в последствии мы воспринимаем окружающую действительность именно в том виде и тем способом, которые были нам навязаны в течении длительного процесса нашего воспитания и обучения. Подобная дрессировка внимания происходит практически у каждого биологического вида, однако, у людей этот процесс наиболее длителен и отличается тем, что основным методом дрессировки, или фиксации осознания, является разговор. Практически, когда заканчивается наше воспитание, мы все уже являемся "заложниками" общепринятой картины мира, или общепринятой идеи окружающей действительности, что на самом деле является, как отмечает автор, "общепринятым соглашением о картине мира".

Получив однажды описание окружающего мира, человек отныне будет применять его в процессе своей жизни. Характерно, что все совпадающее с данным описанием мира воспринимается и осознается, однако, все, что не совпадает с описанием, либо не воспринимается вовсе, либо вызывает дискомфорт, сильный страх , а иногда даже состояние ужаса. Дело в том, что органы восприятия человека находятся в полной зависимости у описания мира, которым владеет данный человек. То, что является носителем и хранителем данного общепринятого описания мира, можно назвать нашим разумом. "Разум - особый механизм, который призван классифицировать все воспринимаемое, опираясь на описание картины мира".

Таким образом можно сказать, что все, попадающее в поле восприятия, сначала классифицируется и интерпретируется разумом на основе общепринятого соглашения о картине окружающей действительности. Разум постоянно сверяется с данным описанием и практически не классифицирует объекты или явления, не совпадающие с ним. Говорится, что "свечение поля осознания вокруг человека и точка сборки являются такими же объективными фактами, как и его физическое тело." Однако данные понятия не входят в общепринятое описание мира и поэтому не воспринимаются подавляющим большинством людей. Автор отмечает, что на протяжении долгого времени работы с детьми было замечено, что на ранних стадиях воспитания некоторые дети фиксируют наличие биополя вокруг человеческого тела. К сожалению, такие дети, как правило, считаются детьми с "отклонениями психики".

Говоря о механизме интерпретации можно остановиться на простом примере приводимом в работе. Всем нам хорошо известна ситуация, когда разум допускает небольшие "ошибки" в восприятии объектов. Очень часто клубок спутавшихся ниток на полу или сухая ветка воспринимается нами, например, как причудливое насекомое, однако через некоторое время, приглядевшись, мы видим, что представляет собой на самом деле данный объект. И вот именно в этот момент растерянности и происходит подгонка воспринимаемой картины под знакомое описание, после чего разум испытывает успокоение. Можно сказать также, что разум довольно удачно справляется с задачей обеднения нашего восприятия до минимально необходимого уровня, охраняя тем самым наше сознание от натиска непостижимых сил.

2. Тайна сновидения.

Наиболее интересной и малоизученной областью человеческого сознания является особое состояние людей - сновидение. Безусловно, до сих пор предпринимались попытки исследований данного явления учеными-психологами. Однако применяемые методы, в большинстве своем, представляют всего лишь попытки классификации данного состояния в терминах все того же общепринятого описания окружающей действительности. К. Кастанеда в своих работах осветил совершенно другой подход к сновидению и дал практические методы, позволяющие по-новому взглянуть на данное явление.

Некоторые техники практиковались группой молодых ученых и автором на протяжении последних 4 лет. Основные положения их исследований можно было бы свести к следующему:

1) Было замечено, что у спящего человека происходит очень плавное и гармоничное смещение точки сборки в процессе сна. Нам всем хорошо известно, что сновидения являются очень подвижными и динамичными видениями различных картин и переживанием ощущений вплоть до тактильных. Это объясняется тем, что при сдвиге точки сборки во сне она начинает задействовать новые пучки волокон, которые не могут быть доступны в процессе бодрствования. Как уже говорилось, все человеческие существа принудительно фиксируют свои точки сборки в привычном положении, однако это не может происходить довольно долго в силу больших затрат психической энергии на удержание точки сборки, поэтому необходимость сна вызвана не столько накоплением физической усталости тела человека, сколько необходимостью ослабления фиксации точки сборки во сне для восстановления энергии. Претерпевая движение во время сна, точка сборки задействует разные пучки волокон, в результате чего мы видим иногда совершенно фантастичные картины. Так как другие пучки волокон соответствуют другим полям энергии, во сне мы действительно достигаем подчас абсолютно других миров и даже целых вселенных, которые соответствуют этим энергетическим полям.

2)Наш механизм интерпретации (а также наш рационализм) частично продолжает работать и во сне. Чем более фантастичная обстановка разворачивается перед нами в сновидении, тем более отличное поле энергии достигнуто в данный момент. Мы все знаем, что сновидения большинства людей изобилуют многими "несуразными" объектами, которые не могут быть никаким образом классифицированы, однако могут быть восприняты. До сих пор была популярна теория о накоплении и проекции в сновидение остаточных переживаний после состояния бодрствования. Однако данная теория не в состоянии объяснить, почему мы видим объекты, совершенно далекие от какого-либо обыденного или структурированного опыта восприятия. На самом деле во сне осознание сталкивается с совершенно иными по своему типу и происхождению полями энергии, приходящими из других реальностей. В данном случае разум не может классифицировать эти поля в соответствии с известными описаниями, в результате чего наш механизм интерпретации представляет нам совершенно фантастичные картины. Очень часто столкновение во сне с чужеродным типом энергии вызывает у нас сильный страх, после чего немедленно срабатывают защитные функции разума и мы просыпаемся.

3)Проблема полноценного восприятия в сновидении состоит в том, что без должной тренировки внимания у нас нет возможности "зацепиться" за воспринимаемую картину, т.к. точка сборки подвижна в сновидении и воспринимаемые картины, как правило, мимолетны и быстро сменяют друг друга. Критической характеристикой сновидения можно было бы назвать "полноту восприятия", т.е. картины, видимые во сне отличаются именно этим от картины воспринимаемой действительности в состоянии бодрствования. Отсутствие полноты восприятия в сновидении продиктовано не только общепринятым мнением о природе сновидения, но и не тренированностью внимания человека, неумением концентрировать внимание во сне. Последнее вызвано не только незнанием большинства людей о такой возможности, но и всеобщим мнением о природе сновидений, как явлений, не имеющих никакой силы.

3. Соглашение о картине окружающей действительности.

Как говорилось выше, все человеческие существа поддерживают единую, не вызывающую сомнений, картину окружающей действительности. Несмотря на некоторые географические, социально-культурные, религиозные и политические отличия в жизни людей, все мы воспринимаем окружающий мир одинаково. Это происходит потому, что на протяжении всей нашей сознательной жизни мы несем с собой соглашение о картине мира, которое было передано нам в процессе нашего воспитания, обучения и общения. Можно сказать, что мы являемся практически заложниками у данного описания, которое никогда не позволяет нам усомниться в реальности и однозначной детерминированности окружающего мира. Наше внимание натренировано воспринимать действительность строго определенным образом, и можно сказать, что в этом плане все мы являемся мастерами такого метода восприятия. Всем нам присущ рационализм, который удачно поддерживает незыблемость картины мира. В работе автор отмечает, что рационализм заставляет нас также верить, что то, как мы воспринимаем мир и является единственно возможным способом.

Парадоксально, но с другой стороны, нам хорошо известно, что устойчивость восприятия может быть легко разрушена определенным воздействием на наше тело, например, при употреблении алкоголя или психоделических средств. В данном случае, рационализм находит нужное объяснение последствиям данных воздействий, однако автор отмечает, что эти вещества могут легко смещать точку сборки. Как известно, употребление галлюциногенных средств используется в шаманизме и было бы глупо утверждать, что это вызвано только традицией. Дело в том, что привычка фиксировать точку сборки в обыденном положении и господствующее описание окружающей действительности настолько сильны, что у человека практически нет возможности самостоятельно сдвинуть пятно восприятия в новое положение. Однако наркотики делают это очень легко и быстро, не позволяя, правда, контролировать данный процесс.

Фатальной привычкой человека является также "потребность в беспрерывном внутреннем диалоге". В работе автор приводит простейший пример - достаточно иногда лишь прислушаться к своему потоку мыслей и мы тут же замечаем, как любой объект, попадающий в поле нашего зрения, получает моментальную словесную оценку в нашей голове. Прервать внутренний диалог означает ослабить фиксацию точки сборки в привычном положении. Однако это является труднодостижимым тонким состоянием сознания в силу все той же привычки, и недаром все изотерические техники, будь то йога с ее системой медитации, или дзен с его принципом безмыслия (у-син: не мыслю) - все это направлено лишь к одному: прервать бесконечный мысленный разговор. Как только поток мыслей останавливается, точка сборки становится подвижной, а сознание приобретает гибкость. В работе автор отмечает, что подвижность точек сборки у детей объясняется также и тем, что они не несут в себе такой расширенный список представлений об окружающем мире, а значит и не имеют такого сложного и развитого внутреннего диалога, как взрослые, поэтому они не фиксируют свое сознание так же жестко.

4. Разум и процесс познания.

Стоит коснутся собственно методологии познания человеком окружающей действительности. Необходимо заметить, что большинство наук на сегодняшний день имеют практически единый подход, несмотря на разные области исследований, к процессу познания. В своей работе Кастанеда говорит: "большинство научных систем представляют собой всего лишь инвентарные списки понятий." Т.е., несмотря на столетия отработки методов научных исследований, общую схему можно было бы описать следующим образом (в частности, для естественных наук): собственно практическое исследование, часто с выдвижением гипотезы, эксперимент, получение данных и их обработка, разработка теории. И вот здесь срабатывает одна из характерных функций разума, названная Кастанедой "явлением инвентаризации" или "ловушкой инвентаризации".

Человечество действительно подчас сталкивается с удивительными по своей глубине и сложности явлениями, однако осознание данного явления и его изучение согласуются и не выходят за рамки общепринятого представления о мире. Разум по-прежнему продолжает классифицировать какую-либо задачу, опираясь на внутренний диалог и общепринятое описание. Когда же существующая система представлений (а точнее набор инвентарных списков разума) уже не может отражать данное явление, мы создаем новый инвентарный список, называя это новой теорией. На самом же деле это всего лишь расширение и усложнение внутреннего диалога человека. Более или менее глубокое знание того или иного инвентарного списка делает человека учеником или мастером в данной области. Таким образом, опираясь на работу разума и считая его единственно возможным инструментом познания, мы слепо беремся изучать явления, глубину и суть которых разум познать не в состоянии. И вот здесь возникают, например такие образования, как теория подобия, математическое моделирование, квантовая механика, которые, безусловно эффективно работают в определенной области познания, но данные методы являются лишь рефлексией на то, что разум не в силах описать и понять всей сложности явлений окружающего мира, хотя с задачей инвентаризации и дискретизации сложных явлений в более простые справляется довольно успешно. Можно было бы сказать, что органы восприятия лишь фиксируют, а разум классифицирует и интерпретирует объективные воздействия окружающего мира. Однако то, что представляется впоследствии в виде объяснений, является чистым произволом самого разума, в соответствии с общепринятым соглашением о картине окружающего мира. Чем с более сложным явлением сталкивается разум, тем более сложный и развернутый, а также громоздкий инвентарный список он стремится поставить в соответствие данному явлению. Поэтому нам всем хорошо известно, насколько скучными для понимания являются большинство теорий. То есть, можно сказать, что разум создает сложнейшие описания, а на основании этих описаний рождает сложнейшие технологии. Однако самым удивительным является тот факт, что инвентарные списки разума продолжают работать лишь до тех пор, пока точка сборки человека не изменит своего положения.

Заключение

Безусловно, опыт Карлоса Кастанеды и его книги необходимо рассматривать, как удивительный опыт, который, тем не менее, теперь доступен и нам. К сожалению, очередной уловкой нашего рационализма является мнение, что познание в области глубинных тайн человека возможно только в среде трудно понятных, как правило, сугубо "этнических" трансцендентных и изотерических техник. Наш разум, натренированный за период взросления и обучения, не соглашается с тем, "что ключ от тайны лежит прямо у наших ног. "И тот же рационализм превращает попытки изучения внутренней природы человека в крайние скучное занятие, заставляя наращивать инвентарные списки понятий, которые, по мнению разума, должны "прояснить" загадку человека. Необходимо признать, что мы практически ничего не знаем об окружающем мире и его тайнах вне рамок нашего описания мира. Все, что лежит за описанием, является для нас суть неизвестным. Незнание "глубины" мира приводит к тому, что многое из созданного нами разрушает мир вокруг нас, тем самым разрушая нас самих. Сегодня мы уже забыли, что, значит, находиться в согласии с окружающим миром. В результате мы добиваемся своих целей сложнейшими построениями и очень часто решаем задачу косвенным путем, забывая, что ничего из окружающей действительности не может принадлежать нам. "Прикоснуться хотя бы на мгновение к тайне Вселенной - вот единственная награда и единственная возможность понять все величие и весь ужас того, что ты - человек."

Санчес Виктор

Учение дона Карлоса (Практическое использование техник Карлоса Кастанеды)

Эта книга представляет собой справочное издание, предназначенное исключительно для применения в качестве источника общей информации. Описанные в книге упражнения были опробованы в ходе проводимых автором семинаров; некоторые из них небезопасны и могут стать причиной получения физических травм. К таким относятся упражнения № 73 («Древесный альпинизм») и № 76 («Захоронение воина»). Заниматься этими и подобными им упражнениями следует только в составе групп, под руководством опытных преподавателей. Проходящие курс обучения должны быть в хорошей физической форме, вопрос о возможности таких занятий для каждого потенциального участника должен решать его врач, - только после желающие могут быть допущены к выполнению некоторых из наиболее сложных упражнений, например к упомянутым выше. Ответственность за любые возникающие проблемы или полученные травмы, происшедшие при практическом применении настоящего руководства. полностью возлагается на пострадавшее лицо или на руководителя, использовавшего данные упражнения при групповых занятиях.

Кроме того, особо подчеркну, что все написанное в этой книге принадлежит перу Виктора Санчеса. Карлос Кастанеда не участвовал в написании этой работы и не разделяет изложенных в ней взглядов.

Выражаю признательность

В своей жизни я имел счастье знать и пользоваться, возможно незаслуженно, любовью многих. Есть также немало тех, кому мне хотелось бы выразить свою признательность. Поставь я перед собой задачу перечислить всех, кто так или иначе помогал мне или участвовал в приобретении мной опыта, результатом которого стала публикация этой книги, - мне не хватило бы ее страниц.

Тем не менее я хочу довести до Вашего сведения, уважаемый читатель, благодарность некоторым из тех, кто оказал наибольшее влияние на мой опыт:

Горам, деревьям и серым китам, раскрывшим мне тайны гармонии и Силы и позволившим осознать существование такого типа сообщения между ними, которое лежит за пределами соглашений и разногласий мира человеческих существ.

Коренным жителям Америки, допустившим меня в свой мир как равного.

Женщине, которая не только дала мне жизнь, но и научила меня самой первой из известных мне песен любви, мелодия которой по сей день продолжает украшать мой мир.

Участникам практических занятий, которым удалось создать так много магии, что ее хватило на всех.

Терезе, за все эти годы любви и духовного роста.

Моему отцу, за его непрекращающуюся борьбу против любых проявлений посредственности, которую он вел на протяжении всей своей жизни.

И, разумеется, Карлосу Кастанеде - за то. что он указал всем нам дверь и дал ключ к ней своими самыми удивительными книгами нашего времени.

Виктор Санчес

Перечень упоминаемых в тексте книг Карлоса Кастанеды

(I) Учение дона Хуана

(II) Отдельная реальность

(III) Путешествие в Икстлан

(IV) Сказки о Силе

(V) Второе кольцо Силы

(VI) Дар Орла

(VII) Огонь изнутри

(VIII)Сила безмолвия

Введение

Немного о себе

Книга, которую Вы держите в руках, появилась в результате многочисленных моих шагов по Земле. Я сделал их побуждаемый любопытством и желанием жить другой жизнью нежели жизнь тех, кого я наблюдал с поры моего детства, и чьи жизни, как мне казалось, воплощали только серость повторений и были лишены счастья. Это любопытство сделало меня свидетелем событий, происходивших в самых неожиданных уголках Земли, оно позволило мне слиться с природой посредством несущих радость, казавшихся необычайными усилий. Любопытство привело меня к отказу от прежнего образа жизни - это случилось после того, как я познакомился с коренными американцами из племен нахуа и уйчоль - они же исследователи сумеречных состояний сознания; с участвовавшими в работе практикумов членами групп; среди повстречавшихся мне на жизненном пути были сохранившие мне верность собаки, разделившие со мной превратности большей части моей жизни; гигантские киты, позволившие мне войти в их мир; а также мои близкие и любимые.

Я оглядываюсь, и каждый шаг, каждое мгновение приносят мне то ощущение, что родилось в ходе моих поисков свободы и моего неизвестного лица.

Сначала поиск привел меня в места, где жил мой народ; я исходил много троп Мексики, укрывавшей меня и вскормившей на своей груди. Когда я ходил по ее земле, она принимала меня и открывала мне многие из своих тайн. Она свела меня с людьми, чей образ жизни ей ближе всего: с коренными американцами крутых нагорий центральной части Мексики, носителями знаний, способных спасти нас от бремени бесконечных проблем. В том далеком прошлом, когда я жил среди индейцев нахуа, я отказался от своего имени и личной истории, позволил уйти в прошлое тому «я», которым был когда-то, и возродился заново, оглушенный встречей с «иной реальностью».

Будучи человеком своего времени и желая обзавестись необходимыми орудиями для возведения моста над пропастью между образом жизни общества, в котором я вырос, и магическим миром индейцев, я решил изучать антропологию. Работая с антропологами, я обнаружил, что они были слишком настроены на изменение образа жизни индейцев. Они учили индейцев таким этноцентрическим представлениям, как прогресс, национальность, общественные классы, что вряд ли могло помочь установлению взаимопонимания. Таких антропологов можно сравнить с конкистадорами XVI века, обуреваемыми страстью к покорению новых земель, и с священниками, стремившимися обратить местных жителей в христианство.

Лишившись иллюзий, я изобрел то, что назвал антиантропологией, последовав примеру психиатров, изобретших антипсихиатрию с целью преодоления преград, возводимых традиционной психиатрией из страха встречи с «иной реальностью» тех людей, которые, по ее представлениям, считались психически больными. Итак, мне пришлось, образно выражаясь, перевернуть антропологию с ног на голову. Я приблизился к «иной реальности» индейцев не для того, чтобы изменить их, но чтобы измениться самому, - я стремился встретиться со своим неизвестным лицом, погружаясь в то, что было для меня совершенно чуждым взглядом на реальность. Эта реальность хранит многие из тех древних секретов знания, что были полученных тольтеками непосредственно от этого мира.

Позднее - приблизительно 13 лет назад - я натолкнулся на книги Карлоса Кастанеды. К своему удивлению, я обнаружил в них немало того, что было знакомо мне по собственному опыту антропологических исследований, однако столь подробное и систематическое изложение я встретил впервые. «Тело сновидения», тропа воина, осознание Земли, правильная походка, доступ к необычной реальности, знамения, знаки, тональ и нагуаль - со всем этим в той или иной форме мне приходилось сталкиваться при общении с представителями различных этнических групп - индейцев уйчоль, мацатеков, микстеков, но чаще всего - индейцев нахуа. В книгах Карлоса Кастанеды я обнаружил не только систематическое изложение смысла всех этих понятий, но и нашел «учение» о многих предметах, а также предположения и предложения, с которыми прежде мне встречаться не доводилось. Самым же интересным мне показалось то, что в книгах Кастанеды оказалось рассеяно огромное число упоминаний об особых возможностях действия.

Обращенный антрополог и полемика

Тем из читателей, кому это неизвестно, сообщу, что в начале 1960-х годов Карлос Кастанеда был студентом-антропологом выпускного курса именно тогда он встретил старика-индейца из племени яки по имени Хуан Матус. Дон Хуан стал для него источником информации, с его помощью Карлос намеревался изучить применение пейота в медицине индейцев юго-западной части Соединенных Штатов и северной Мексики. Старый индеец оказался могущественным «человеком знания», магом, который с самого начала их отношений стал считать Карлоса Кастанеду своим учеником. Мало-помалу молодой антрополог вжился в эту роль ученика дона Хуана. В восьми опубликованных к настоящему моменту книгах он описал различные этапы своего ученичества, что вызвало огромный интерес читателей во всем мире.

Работы Карлоса Кастанеды породили оживленную полемику, особенно среди антропологов. Возможно из зависти к успеху его книг коллеги Кастанеды развернули кампанию критики, заявляя, что фактологическая основа его сочинений весьма сомнительна, в особенности все то, что касается реальности существования дона Хуана. Мне не довелось встретиться с доном Хуаном, но я лично знаком с доном Карлосом, прочел его книги и использовал на практике содержащиеся в них сведения. Вопрос о том, существовал ли в действительности дон Хуан, представляется мне малозначительным по сравнению с идеями, содержащимися в этих книгах. Лично для меня не важно, кто автор упомянутых идей - дон Хуан или Карлос Кастанеда. Важно, что эти идеи существуют и - что еще важнее - они работают. Применение описанного в книгах учения на практике позволяет почувствовать, что в каждом из нас скрыто осознание иного - осознание другого собственного «я», открывающее неограниченные возможности восприятия и приобретения опыта. По-настоящему важно лишь это.

“Нужно искать и видеть чудеса, которых полно вокруг тебя. Ты умрешь от усталости, не интересуясь ничем, кроме себя самого; именно от этой усталости ты глух и слеп ко всему остальному.”

Учение Карлоса Кастанеды (из книги «Отдельная реальность»).

Всю жизнь я была запойным читоголиком. Когда-то были перечитаны мной все художественные книги в округе. Повзрослев, я перешла на философские книги без художественного сюжета. Уже тогда я смутно догадывалась, что читаю не ради любви к чтению, а что-то ищу…

После того, как у меня родилась дочь, некоторое время я считала, что мне совершенно некогда читать. Но все изменилось, когда мой посоветовал мне серию книг Карлоса Кастанеды «Учения дона Хуана ».

Учение Карлоса Кастанеды восхитило меня своей необычностью, книги захватили мой разум своей глубиной, и я целиком и полностью погрузилась в необыкновенные отношения учителя и ученика, их потрясающие приключения и магические эксперименты. Как оказалось, у меня полно времени для чтения – моя двухлетняя дочурка пыталась время от времени отобрать у меня книгу, но не тут-то было:-). Чтение этих книг было для меня приоритетом, настолько они увлекли меня.

Содержание этих необычных книг приводили мой ум в возбуждение, интерес к ним был жуткий. Я была очень рада, что открыла для себя учение Карлоса Кастанеды. Внутреннее ощущение было такое, будто я наконец-то прикоснулась к чему-то важному и настоящему, к тайной информации о человеке и его возможностях. Каждый томик учений дона Хуана был для меня ценностью на вес золота. И хотя я не все понимала в этих книгах, я с огромным интересом поглощала их, давая себе скидку на то, что мой ум пока не понимает, как всё устроено (и надеясь, что он вот-вот начнет понимать)…

Как отнеслись к учению Карлоса Кастанеды окружающие

Позже, когда я, находясь в поисках истины, читала другие книги, не менее важные для меня и не менее интересные, нежели учение Карлоса Кастанеды, отношение моего окружения к ним было такое же – мои интересы в этом направлении разделяли далеко не все.

Моё отношение к людям «не ищущим», то есть к тем, кто не интересовался поиском смысла жизни, разгадки себя, человечества и секретов мироздания, было снисходительным. «Не все же такие умные и глубокие, как я» – думалось мне:-).

Лишь редкий человек на моём пути разделял мои взгляды. Я была безумно рада встретить таких людей (я называла их «глубокими»). И они всегда тоже были очень рады знакомству со мной, находя меня интереснейшим собеседником. Остальные мне казались «обывателями».

Сейчас я понимаю, что «глубокие» люди – это люди со звуковым вектором. Подобные мне искатели истины и ответов на важные вопросы. Таких людей достаточно мало – менее 5%. Среди них и есть поклонники учения Карлоса Кастанеды, но не для всех это учение оказалось безобидно, к сожалению.

учение Карлоса Кастанеды может оказаться опасным

Для меня книги Кастанеды остались страничкой моих звуковых исканий. В этих книгах нет методики. Я что-то взяла оттуда в своё мировоззрение и принялась за книги других авторов.

Трагедия заключается в том, что некоторые звуковики сделали другой вывод. Решив, видимо, что методика все-таки есть, многие люди со звуковым векторов принялись заочно учиться у дона Хуана, принимая наркотические средства. Попытки достичь измененного состояния сознания и как-то растолковать свои галлюцинации часто заканчиваются наркотической зависимостью.

Привело ли это кого-то к духовным раскрытиям, самопознанию, самосовершенствованию? Может быть, к расширению сознания и разгадке секретов мироздания? Нет, конечно. Систематическое употребление наркотиков приводит к деградации личности, потере желания и интереса к реализации, к апатии, депрессии и к появлению суицидальных мыслей.

Конечно же, Кастанеда не имел ничего такого ввиду, не давал прямых советов к употреблению средств для изменения состояния сознания. И, как говорится, «теория без практики мертва», поэтому его книги стоит расценивать исключительно как любопытную художественную литературу. Без методики.

Мои дальнейшие приключения на пути к самопознанию

Учение Карлоса Кастанеды открыло для меня какую-то новую страницу поисков себя и ответов на очень важные вопросы. Я больше не возвращалась к этим книгам, но в моей жизни начали появляться удивительные звуковики с ТАКИМИ увлечениями, что могли бы в чем-то поравняться с доном Хуаном. Я узнала, что бывают, оказывается, осознанные сновидения и внетелесные путешествия, восточные практики, позволяющие творить чудеса (цигун, рейки, разного рода медитации). Еще я узнала, что такое сенсорная депривация и холотропное дыхание, да и многое другое.

Мне встречались личности, которые, как и я, не могли не искать – искать смысл жизни и разгадывать секреты мироздания это видовая роль человека со звуковым вектором. Мы, звуковики, не можем жить, как все – для нас простая обывательская жизнь лишена смысла. Должно же быть что-то такое, ради чего стоило родиться! Именно это мы и ищем. Именно об этом, кстати, учение Карлоса Кастанеды.

С помощью разного рода методик (часть которых я перечислила выше) ищущий человек пытается выйти за узкие рамки своего сознания, взломать своё бессознательное, чтобы узнать то, что скрыто от него, от его ума.

опасные эксперименты с собой

Ведомая жаждой познания, я тоже отважилась на некоторые эксперименты. Благо, советчики у меня были.

Оба мои опыта закончились очень плохо. Это тема для другой статьи, но все же скажу несколько слов об этом.

В то время мне не давали жить . Я очень хотела избавиться от них, поэтому мои поиски были направлены и на это тоже. Так вот, во время моего первого опыта у меня возникла такая ужасная галлюцинация, что я чуть с ума не сошла от страха! Без преувеличений!

Сейчас я уверено могу сказать, что все эти около-эзотерические вещи очень опасны для психики и делать этого нельзя. Не нужно ломиться нахрапом в своё подсознание, тем более что сейчас существует парадный вход в бессознательное – это, конечно же, .

Книги для ищущих…

Моим любимым видом шоппинга были походы в книжные магазины. И меня, конечно же, интересовал только один раздел – эзотерика. В прошлом – философия. В очень далеком прошлом – популярная психология.

Моим любимым видом отдыха было остаться дома наедине с новой книгой. Читать её с карандашом в руках, подчеркивая самое важное…

Я до сих пор с уважением отношусь ко многим из этих книг. Они интересные и, наверное, что-то в них есть. В каждой есть по чуть-чуть доли истины, но какой-либо действенной методики нет ни в одной. После моего знакомства с системно-векторной психологией потребность в покупке новых книг отпала. Вот уже два года её нет.

… На полках пылится недочитанный четырёхтомник Антаровой «Две жизни» (кстати, дорогие и редкие книги, приходилось их искать и доставать), там же стоит начатая когда-то книга по йоге и последняя часть «Сэнсэй. Исконный Шамбаллы» Анастасии Новых. А сколько книг по позитивной психологии ждали своей очереди! 🙂

«А как же без книг?» – спросите вы. Вместо тяги к книгам у меня появилась жадная-прежадная жажда жизни, во всех смыслах.

Последователям учения Карлоса Кастанеды и других эзотерических практик

Звуковики – особые люди. Я всегда радуюсь, встретив «глубокого» человека – человека со звуковым вектором (если он не безумен, конечно). Звуковик не может не искать ВЕЛИКИЙ СМЫСЛ всего этого… Таких людей я «вижу за версту» и мне всегда искренне жаль, если их не интересуют «какие-то там вектора».

Они (точно как и я раньше) апеллируют понятиями «духовный рост», «личностное развитие», «саморазвитие», «самопознание», называя таким образом свой поиск. 8 векторов (тем более с ТАКИМИ названиями) – это «слишком просто» для «духовно развитой личности», даже вникать не охота. Тем более, если это отличается от уже накопленных представлений (например, о безграничных возможностях КАЖДОГО человека).

Тем не менее, я утверждаю: в психическое бессознательное можно «проникнуть» без сомнительных практик, наркотиков, галлюцинаций, гипноза, самовнушения, медитаций и прочего. Без всякого риска и вреда для своей психики осознать то, что скрыто в бессознательном, можно с помощью системного психоанализа.

Я предлагаю (вернее, искренне советую) каждому «глубокому» человеку на некоторое время отказаться от мысли о том, что он уже всё (ну почти всё) знает и посетить бесплатные лекции по системно-векторной психологии … Не стоит делать выводы об этом знании, читая статьи (тем более по диагонали, тем более, на сомнительных ресурсах), или проглядывая кусочки видео, вырванные из контекста. Не стоит делать выводы на основании чьих-то выводов, как мы иногда любим делать.

Выводы вообще не стоит делать. Выводы выведутся сами уже после одной-двух лекций.

Статья написана с использованием материалов тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме