Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Судебная реформа. Губернская реформа Петра I Судебная реформа 1719

Петр сделал первую попытку отделить суд от административных органов. Попытка эта, предпринятая во имя искоренения злоупотреблений администраторов-судей, не была осуществлена последовательно и находилась в резком противоречии с полицейским абсолютизмом и крепостным строем России.

Судебная реформа 1719 года была тесно связана с организацией коллегий. Юстиц-коллегия должна была возглавить систему новых судов и служить образцом их коллегиального устройства.

Первое упоминание о новых надворных судах было сделано в указе 22 декабря 1718 года, то есть при учреждении коллегий. Здесь говорилось, что для правосудного решения челобитчиковых дел везде по губерниям, провинциям и городам будут учреждены суды и судьи, а над ними высший "надворный суд в знатных губерниях «под апелляцией юстиц-коллегии».

По указу 1719 года и были открыты надворные суды в Петербурге, Москве и еще б крупных центрах. В состав надворного суда входили президент, вице-президент и несколько членов

В 1720 году были организованы в качестве низших судов коллегиальные суды в крупных городах - провинциальные и единоличные городовые суды, распространявшие свою власть на один или несколько уездов.

Все эти суды решали как уголовные, так и гражданские дела. Надворные суды являлись второй инстанцией и для провинциальных, и для городовых судов, пользовавшихся одинаковой степенью власти.

Высшей судебной инстанцией была юстиц-коллегия, рассматривавшая в апелляционном и ревизионном порядке дела надворных судов. Она же являлась судом первой инстанции для Петербурга до организации в нем надворного суда и оставалась первой инстанцией для дел проживавших в столице иностранцев.

Юстиц-коллегия была и органом судебного управления, прообразом будущего министерства юстиции.

Но мы уже видели, что над всей системой судов, включая и юстиц-коллегию, возвышался Сенат, осуществлявший функции административно-судебного надзора и управления, а также судебное разбирательство дел в качестве последней инстанции, а иногда и чрезвычайного суда по отдельным делам.

В период организации новых судов правительство в своих указах проводило идею полного обособления судебной власти от административной.

Воеводам как высшим чинам администрации на местах «...не надлежит ссор тяжебного дела между подданными судить, и судьям в расправе их помешательство чинить».

«Смертные» дела воевода должен «каждое к своему надлежащему суду отсылать и по учиненному решению от суда к подобающему и действительному исполнению в действо производить», то есть исполнять судебные приговоры.

Но уже в организации юстиц-коллегии законодатель отошел от идеи отделения судебной власти от административной. Еще более смешивались функции суда и управления в Сенате.

На практике с первых же дней деятельности новых судов губернаторы, воеводы и другие чины администрации вмешивались в судебные дела, принимали жалобы от населения на решения судов и выносили свои по ним решения. В отдельных случаях центральная власть сама поручала судьям выполнение функций воеводы, почему-либо устраненного от должности

Более общим правилом, опиравшимся на инструкцию воеводам, было осуществление губернаторами и воеводами надзора за деятельностью судов. Они могли, не вмешиваясь в производство суда, останавливать своим протестом исполнение решений, хотя и отвечали за неосновательный протест.

С 1722 года окончательно исчезают все признаки самостоятельности судебных учреждений. Практика председательствова- ния губернаторов в надворных судах теперь получает санкцию закона. В этом же году были упразднены нижние суды, и в провинциальных городах правосудие осуществлялось воеводой с двумя асессорами.

Таким образом, попытка введения не зависимых от администрации судов была отброшена самим законодателем, что вполне соответствовало общему духу полицейского абсолютизма, идее «регулярного государства».

В нем сложный бюрократически- централизованный аппарат должен был во всех делах выполнять волю просвещенного монарха, фактически направленную на укрепление власти помещиков-дворян и представителей крупного торгового капитала.

Вскоре после смерти Петра надворные суды были упразднены, а их функции переданы губернаторам и воеводам (1727 г.). Фактически дела решались чиновниками канцелярий губернатора и воеводы. Апелляционной инстанцией для этого суда оставалась юстиц-коллегия.

Петр Первый (1672 — 1725) — русский царь, самостоятельно правил с 1689 по 1725 годы. Провел масштабную реформу всех областей жизни России. Художник Валентин Серов, посвятивший Петру целый ряд произведений Петру так описывал его: «Он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно «кроил рожи»: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом» .

Предпосылки реформ Петра Первого

Петр принял Россию отсталой, находящейся на задворках Европы, страной. Московия не имела выходов к морю, за исключением Белого, регулярной армии, флота, развитой промышленности, торговли, система государственного управления была допотопной и неэффективной, отсутствовали высшие учебные заведения (только в 1687 гуду в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия), книгопечатание, театр, живопись, библиотеки, не только народ, но многие представители элиты: бояре, дворяне, — не знали грамоты. Не развивались науки. Властвовало крепостное право.

Реформа государственного управления

- Петр заменил приказы, не имевшие четких обязанностей, коллегиями, прообразом будущих министерств

  • Коллегия иностранных дел
  • Коллегия военная
  • Коллегия морская
  • Коллегия для торговых дел
  • Коллегия юстиции…

Коллегии состояли из нескольких чиновников, старший назывался председателем или президентом. Все они подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий.
- В марте 1711 года Петр создал Правительствующий сенат. Сначала его функцией было управлением страной в отсутствии царя, затем он стал постоянным учреждением. В Сенат входили президенты коллегий и сенаторы — назначенные царем люди.
- В январе 1722 года Петр издал «табель о рангах», насчитывающую 14 классных чинов от Государственного канцлера (первый ранг) до коллежского регистратора (четырнадцатый)
- Петр реорганизовал систему тайной полиции. С 1718 года Преображенский приказ, ведавший делами политических преступлений, был преобразован в Тайную розыскных дел канцелярию

Церковная реформа Петра

Петр упразднил патриаршество — практически независимую от государства церковную организацию, и создал вместо неё Святейший Синод, все члены которого назначались царем, чем ликвидировал автономию духовенства. Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.

Административная реформа Петра

Россия была разделена на губернии, губернии делились на провинции, провинции — на уезды.
Губернии:

  • Московская
  • Ингермандландская
  • Киевская
  • Смоленская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Сибирская
  • Рижская
  • Астраханская
  • Нижегородская

Военная реформа Петра

Петр заменил иррегулярное и дворянское ополчение постоянной регулярной армией, комплектовавшейся рекрутами, набиравшимися по одному с каждого из 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях. Построил мощный военный флот, сам написал воинский устав, приняв за основу шведский.

Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав мира, имеющую 48 линейных и 788 галерных и прочих судов

Экономическая реформа Петра

Современная армия не могла существовать без государственной системы снабжения. Для снабжения армии и флота: оружием, обмундированием, продовольствием, расходными материалами — требовалось создать мощное промышленное производство. К концу царствования Петра в России действовало около 230 фабрик и заводов. Были созданы фабрики, ориентированные на производство стекольной продукции, пороха, бумаги, парусины, полотна, сукна, красок, канатов, даже шляп, организована металлургическая, лесопильная, кожевенная промышленность. Для того, чтобы изделия русских мастеров были конкурентноспособны на рынке, были введены высокие таможенные пошлины на европейские товары. Поощряя предпринимательскую деятельность, Петр широко пользовался выдачей кредитов для создания новых мануфактур, торговых компаний. Крупнейшими предприятиями, возникшими в эпоху петровских преобразования, были, созданные в Москве, Петербурге, Урале, Туле, Астрахани, Архангельске, Самаре

  • Адмиралтейская верфь
  • Арсенал
  • Пороховые заводы
  • Металлургические заводы
  • Полотняное производство
  • Производство поташа, серы, селитры

К концу царствования Петра I Россия имела 233 завода, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. За первую четверть ХVIII века на верфях Петербурга и Архангельска построено 386 разных кораблей, в начале века России выплавляли около 150 тысяч пудов чугуна, в 1725 году — более 800 тысяч пудов, Россия догнала Англию по выплавке чугуна

Реформа Петра в области образования

Армии и флоту требовались квалифицированные специалисты. Поэтому Петр большое внимание уделял их подготовке. В годы его правления были организованы в Москве и Петербурге

  • школа математических и навигационных наук
  • артиллерийская школа
  • инженерная школа
  • медицинская школа
  • морская академия
  • горные школы при Олонецких и Уральских заводах
  • Цифирные школы для «детей всякого чина»
  • Гарнизонные школы для детей солдат
  • Духовные школы
  • Академия наук (открылась через несколько месяцев после смерти императора)

Реформы Петра в области культуры

  • Издание первой в России газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
  • Запрет на ношение боярами бород
  • Учреждение первого русского музея — Кунскамеры
  • Требование к дворянству носит европейское платье
  • Создание ассамблей, где дворяне должны были появляться вместе с женами
  • Создание новых типографий и перевод на русский многих европейских книг

Реформы Петра Первого. Хронология

  • 1690 — Созданы первые гвардейские полки Семеновский и Преображенский
  • 1693 — Создание верфи в Архангельске
  • 1696 — Создание верфи в Воронеже
  • 1696 — Указ о создании в Тобольске оружейного завода
  • 1698 — Указ о запрете ношения бороды и предписывающий дворянам ношение европейской одежды
  • 1699 — Роспуск стрелецкого войска
  • 1699 — создание торговых и промышленных предприятий, пользующихся монополией
  • 1699, 15 декабря — Указ о реформе календаря. Новый год начинается 1 января
  • 1700 — Создание Правительственного Сената
  • 1701 — Указ, запрещающий опускаться на колени при виде государя и снимать шапку зимой, проходя мимо его дворца
  • 1701 — Открытие в Москве школы математических и навигационных наук
  • 1703, январь — выход в Москве первой русской газеты
  • 1704 — Замена Боярской думы консилией министров — Советом начальников приказов
  • 1705 — Первый указ о рекрутском наборе
  • 1708, ноябрь — Реформа административного управления
  • 1710, 18 января — указ об официальном введении русского гражданского алфавита вместо церковнославянского
  • 1710 — Основание в Петербурге Александро-Невской лавры
  • 1711 — вместо Боярской думы создан Сенат из 9 членов и обер-секретаря. Денежная реформа: чеканка золотой, серебряной и медной монет
  • 1712 — Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург
  • 1712 — Указ о создании коневодческих хозяйств в Казанской, Азовской и Киевской губерниях
  • 1714 , февраль — Указ об открытии цифирных школдля детей дьяков и священников
  • 1714, 23 марта — Указ о майорате (единонаследии)
  • 1714 — Основание в Петербурге государственной библиотеки
  • 1715 — Создание приютов для неимущих во всех городах России
  • 1715 — Поручение коммрец-коллегии организовать обучение русских купцов за границей
  • 1715 — Указ о поощрении выращивания льна, конопли, табака, тутовых деревьев для шелкопрядов
  • 1716 — Перепись всех раскольников для двойного налогообложения
  • 1716, 30 марта — Принятие воинского устава
  • 1717 — Введение свободной торговли зерном, аннулирование некоторых привилегий иностранным купцам
  • 1718 — Замена Приказов Коллегиями
  • 1718 — Судебная реформа. реформа налогообложения
  • 1718 — Начало переписи населения (продолжалась до 1721 года)
  • 1719, 26 ноября — Указ об учреждении ассамблей — вольных собраний для забавы и дела
  • 1719 — Создание инженерной школы, учреждение Берг-коллегии для управления горнорудной промышленностью
  • 1720 — Принят Морской устав
  • 1721, 14 января — Указ о создании Духовной коллегии (будущего Священного Синода)
  • Предисловие 3
  • Глава первая. Основные черты областной реформы 1719 г. 17
    • I. Общий характер реформ Петра Великого 17
      • Законодательство московского государства 17
      • Значение обычая 18
      • Борьба реформы с обычаем 19
      • Всеобъемлющая полицейская деятельность государства Петра 19
      • Разум, как руководящее начало реформы 28
    • II. Абсолютизм м рационализм государства Петра В., как обще-европейские явления XVII-XVIII в. 30
      • Западно-европейская политическая действительность 30
      • Политические идеи 30
      • Знакомство Петра и русского общества с этою действительностью и идеями 34
      • Рационализм законодательства Петра 37
      • Необходимость перемены учреждений в связи с задачами реформы 40
    • III. Заимствование учреждений с запада 41
      • Последовательность западного влияния 41
      • Неудача самостоятельных политических построений 43
      • Выбор западных учреждений 45
      • Почему получили предпочтение шведские 46
      • Переработка шведских учреждений 47
      • Отзыв Фокеродта об административной реформе 50
    • IV. Правильное разчленение учреждений 52
      • Отсутствие общего плана реформы 52
      • Беспорядок системы приказов XVII в. 54
      • Преимущества коллегиального порядка 55
      • Распределение дел между коллегиями 57
      • Дифференциация органов местного управления. отделение суда от администрации 57
      • Разветвление органов администрации 58
    • V. Однообразование областного разделения 60
      • Регламентация учреждений 61
      • Эволюция областной единицы 61
      • Губерния 1708 г. 63
      • Подразделения губернии 63
      • Провинция и дистрикт 65
    • VI. Однообразие областного управления 68
      • Областное управление XVII в. 68
      • Отделение центральных инстанций от областных 71
      • Однообразие устройства местных органов 71
      • Однообразие их деятельности 72
    • VII. Задачи, поставленные учреждениям 1719 г. 74
      • На учреждениях 1719 г. отразился дух времени 74
      • Бюрократизм 75
      • Широта задач, поствленных учреждениям 78
      • Идеализм реформатора 81
  • Глава вторая. Областные административные учреждения 83
    • I. Организация провинциальных учреждений 83
      • Организация коллегий 83
      • Устройство камер-коллегии 84
      • Назначение провинциального штата 85
      • Вступление его в действие 86
      • Прежняя администрация медлит расставиться с провинцией 89
      • Беспорядок в управлении вследствие смены администраций 91
    • II. Отношение провинции к губернии и к центральным органам 92
      • Самостоятельное значение провинции 92
      • Отношение к губернатору 93
      • Вмешательство губернаторов в провинциальное управление 94
      • Значение губернаторского деления после 1719 г. 95
      • Воеводы охраняют свою самостоятельность 97
      • Отношение провинуии к сенату и коллегиям 98
      • Отношение ее к камер-коллегии 100
    • III. Полицейская деятельность провинциальной администрации 103
      • Анализ воеводской инструкции 103
      • Деятельность воеводы по данным практики 107
      • Заботы о безопасности 110
      • Медицина и общественное призрение 112
      • Народное просвещение 113
      • Другие предметы полицейской деятельности, указанные инструкцией 114
      • IV. Средства и характер провинциальной администрации 117
      • Отсутствие ресурсов на удовлетворение местных нужд 117
      • Отсутствие инициативы, как результат исключительной работы для центра 119
      • Воевода - агент исполнитель в местности 121
      • Провинциальная администрация 1719 г. служит продолжение губернской 1708 г. 122
    • V. Отношение провинциальной администрации к классам провинциального общества 124
      • Двоякие функции местных органов власти 124
      • Отношение к дворянству. В какой степени провинуиальный воевода удовлетворяет интересы дворянства 125
      • Исполнение требований правительства, предъявляемых к дворянству 128
      • Отношение провинциальных властей к городу до издания регламента главного магистрата 129
      • Отношение после издания этого регламента 133
    • VI. Отношение провинциальной администрации к классам провинциального общества 138
      • Церковные земли. Изъяте их из ведомства общей адсинистрации и восстаовление монастырсного приказа 138
      • Комиссары синодальной команды 139
      • Вмешательство общей администрации в управление церковных земель 140
      • Правительство само уполномочивает к такому вмешательству 141
      • Дворцовые земли 142
      • Резюме 143
    • VII. Финансовая деятельность провинциальной администрации 144
      • Финансовая деятельность воеводы по инструкции 144
      • Деятельность его на практике 146
      • Обязанности камерира 146
      • Отношение воеводы к камериру 147
      • Прямые налоги 150
      • Косвенные сборы 152
      • Судебная деятельность камерира 153
      • Рентмейстер 155
    • VIII. Земский комиссар 156
      • Два периода в истории института земских комиссаров 156
      • Земские комиссары 1719-1724 гг. назначались камер-коллегией 157
      • Округ земского комиссара 162
      • Отношение к воеводе и камериру 164
      • Подчиненные комиссары 164
      • Деятельность земского комиссара. Общий характер 165
      • Полиция безопастности 165
      • Отношение к судебным органам 167
      • Исполнительная деятельность 170
      • Пути сообщения 172
      • Движение полков через дистрикт 174
      • Сборы повинностей 175
      • Отношение к городу 178
  • Глава третья. Областные судебные учреждения 180
    • I. Подготовка судебной реформы 180
      • Назначение президентом юстиц-коллегии 180
      • Подготовительные работы 181
      • Проект Матвеева 183
      • Проект Фика 186
      • Значение обоих проектов в организации судебных цчреждений 187
      • Отделение суда от администрации 188
    • II. Центральные судебные учреждения 189
      • Судебное значение сената 189
      • Организация юстиц коллении 192
      • Значение юстиц-коллении, как органа, ведающего администрацию судебных учреждений 194
      • Значение ее, как судебного ьрибунала 198
    • III. Надворные суды 201
      • Организация областных судебных учреждений 201
      • Округи надворных судов 202
      • Состав надворных судов 203
      • Проект инструкции надворному суду 205
      • Прокуроры при надворных судах 210
      • Компетерция надворного суда 214
      • Сравнение с шведским оригиналом 218
    • IV. Нижние суды 1719-22 гг. 219
      • Коллегиальные нижние суды 219
      • Городовые судьи 221
      • Компетенция нижнего суда 222
      • Нижние суды единоличные не были в низшей инстанцией относительно нижних судов коллегиальных 225
    • V. Взаимоотношение судебных инстанций 230
      • Движение дел по инстанциям: по инициативе сторон 230
      • по свойству дела 231
      • по инициативе судьи 231
      • по инициативе высшей инстанции 234
      • Нетвердость судебных решений 234
    • VI. Судебные учреждения и областная администрация 237
      • Отступления от начала разделения властей 237
      • Отношения судобной и административной власти по закону 240
      • Отношения между ними на практике. Участие судей в администрации 242
      • Вмешательство администации в судебные дела 244
      • Столкновения органов суда и администрации 247
    • VII. Судебная реформа 1722 г. 251
      • Причины издания указов 1722 г. 251
      • Устройство судебной системы по этим указам 253
      • Провинциальные суды 253
      • Значение асессоров 255
      • Судебные комиссары 258
      • Число инстанций 259
      • Реакционный характер указов 1722 г. 260
      • Остатки разделения властей с 1722 г. 261
    • VIII. Результаты судебной реформы 262
      • Изменения в процессе 262
      • Причины неуспеха судебной реформы 262
      • Медленность суда 264
      • Его бессилие 267
      • Неуважение к нему общества 270
  • Глава четвертая. Областные учреждения 1719 г. не соответствовали средствам общества 273
    • I. Недостаток денежных средств 273
      • Предварительные замечания 273
      • Вознаграждаемость гражданской службы при Петре 274
      • Вопрос о стоимости областных учреждений при обсуждении реформы 277
      • Неисправность казны в выдаче жалованья 279
      • Последствия этой неисправности 283
    • II. Недостаток личных средств 286
      • Усиленный спрос, предявленный реформой к служилому классу 286
      • Недостаток приказного люда 288
      • Смотры, как средство контроля за состоянием служилого класса 290
      • Смотр 1722 г. 292
      • Вызовы на смотры отвлекали служилый персонал от обязанностей по управлению 294
    • III. Недостаток подготовки у служилого персонала 298
      • Новые формы и задачи администрации 298
      • Воспитание служилого персонала не развивало в нем качеств, необходимых для новых требований 299
      • Злоупотребления областной администрации и суда 303
    • IV. Органы надзора в провинции 311
      • Организация института фискалов 311
      • Обязанности фискалов 316
      • Средства надзора 317
      • Отношение администрации и общества к институту 320
      • Сенаторская ревизия 324
      • Ревизоры военной коллении 326
    • V. Гвардейцы в роли органов надзора в провинции 327
      • Недействительность органов надзора 327
      • Отношение Петра к гвардии 328
      • Деятельность гвардейцев в провинции 329
      • Их отношение к областной администрации 331
  • Глава пятая. Областная реформа и подушная подать 338
    • I. Перепись начеления и ревизия 338
      • Идея подушной подати и расположения полков армии на души 338
      • Пеперись населения 342
      • Ревизия переписи и организация "переписных канцелярий" 344
      • Неясность социального состава населения, как причина медленного хода переписи 348
    • II. Сопротивление населения переписи 359
      • Способы и размеры утайки душ 359
      • Законодательство о взысканиях за утайку 361
      • Усатие переписных канцелярий в выработке и исполнении этого законодательства 365
      • Другие причины медленности переписи 369
    • III. Расположение полков на души 371
      • Пробное расположение двух полков в новгородской провинции 371
      • Составление общего плана расположения полков 376
      • Постройка "вечных квартир" 383
      • Медленный ход построек 388
      • Передвижение полков на квартиры 392
    • IV. Провинциальная администрация и переписные канцелярии 394
      • Переписные канцелярии приобретают характер постоянных учреждений в области 394
      • Круг деятельности переписчиков 396
      • Поручение им административных дел 397
      • Отношение переписчиков к провинциальной администрации 400
    • V. Провинциальная администрация и полковые штабы 406
      • Отношение полков к населению 406
      • Участие полковника в делах местного управления: сбор подушной 408
      • дела, связанные с производством сбора 409
      • дела общеадсинистративного характера 410
      • Отношение полковой администрации к провинциальной 412
    • VI. Выборный комиссар от земли 420
      • Различие его от земского комиссара, назначавшего ся камер-коллегией 420
      • Первые общие выборы комиссаров от земли в конце 1723 г. 421
      • Выборы комиссара имели значение повинности 425
      • Перемена в значении уездной дворянской корпорации 425
      • Признаки корпоративной деятельности уездных дворянских общества в первой четверти XVIII в. 431
      • Избирательные съезды для выбора комиссаров от земли 435
    • VII. Выборный комиссар от земли 440
      • Полковой дистрикт 440
      • Значение уезда при образовании дистриктов 442
      • Инструкция комиссару от земли 443
      • Связь комиссара от земли с полком 446
      • Обязанности комиссара от земли сверх сбора подушной 447
      • Отношение его к камер-коллегии 449
      • Отношение его к провинциальным и полковым властям 450
      • Прежние камер-коллежские земские комиссары продолжают существовать в 1724-27 гг. 452
      • Резюме главы пятой 457
  • Глава шестая. Отмена областных учреждений Петра Великого 460
    • I. Резюме предыдущего 460
      • Идеалы реформы 460
      • Деятельность административных учреждений 462
      • Судебные учреждения 465
      • Областные учреждения и общество 468
      • Влияние подушной подати 469
      • Моменты в разрушении областных учреждений 470
    • II. Расстройство финансового хозяйства в конце царствования Петра 471
      • Проект перемен в администрации, предложенный Фиком 471
      • Отзыв Кохиуса 474
      • Неаккуратность отчетности 474
      • Размеры нодоимок 476
    • III. Расстройство народного хозяйства 479
      • Неурожаи 479
      • Увеличение податной тягости: возрастание цифр налога 482
      • сборы сверх подушной 484
      • раскладочный характер подушной в связи с побегом крестьян 487
    • IV. Областные учреждения Петра В. рассматривались в 1725-27 гг. как причина расстройства финансов и народного хозяйства 494
      • Записка Ягужинского 494
      • Доклад сената 497
      • Мнение генералитета 498
      • Мнения в верховном тайном совете: критика областной реформы Петра 500
    • V. Отмена областных учреждений Петра В. 508
      • Вывод военных команд из уездов 508
      • Отмена рентмейстеров и вальдмейстеров 509
      • Реакционные взгляды 510
      • Черты воеводского управления 1727 г.: слияние власти 512
      • Восстановление воевод в городах, где они бывали в XVII в. 516
      • Иерархический порядок 518
      • Задачи местного управления по наказу 1728 г. 520
    • VI. Положительные результаты областной реформы 1719 г. 522
      • Непрочность областных учреждений 1719 г. 522
      • Они не были основаны на сознательно и твердо усвоенном принципе 523
      • Они не заинтересовали правящего общественного класса 529
      • Влияние областных учреждений Петра В. на дальнейший порядок местного управления 535
  • Приложения 539

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые - к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны.

Реформа государственного управления - 1699-1721 гг.

суть: Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

результаты: Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа - 1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

суть: На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

результаты: Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа - 1697 г., 1719 г., 1722 г.

суть: Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

результат: Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы - с 1699 г.

суть: Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

результат: Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа - 1700-1701г.; 1721 г.

суть: После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

результат: Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы - Почти все царствование Петра 1

суть: Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

результат: Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.

Возникновение абсолютной монархии

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.

Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.

Возникновение абсолютной монархии в России относится ко второй половине XVII в.

Окончательно абсолютная монархия оформилась в первой четверти XVIII в. при Петре I. Земские соборы не созывались с 1653 г. В первые годы царствования Петра I Боярская дума формально существовала, но никакой власти не имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы перешли к «Ближней канцелярии», объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название Конзилии министров. В 1711 г. был учрежден правительствующий Сенат из девяти человек, которых назначал сам император. Сенат занимался вопросами комплектования армии развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. С учреждением в феврале 1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская дума. В октябре 1721 г. в связи с блестящей победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Россия становится империей. Серьезные изменения в статус императора внес именной указ Петра I от 5 февраля 1722 г. о порядке престолонаследия, который подтвердил, что монарх-самодержец, никому не дающий отчета в своих делах, должен сам определять и будущего своего наследника.

Основные направления внешней политики Петра I

Европейские: 1.Борьба за выход в Европу через Балтийское море – Северная война 1700 – 1721 гг

2. Укрепление позиций России в Европе. Заграничные поездки Петра I/ Начало династических связей с Германией.

Азиатские: 1. Борьба с Турцией за утверждение присутствия России на Черном море. Азовские походы.

2. Прутский поход Петра в 1710-1711

3. Персидский поход Петра 1723 - 1724



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме