Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Размер и порядок осуществления выплат опекунам ребенка. Положен ли материнский капитал

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ПОРЯДКЕ И РАЗМЕРЕ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ
ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОМ)
(в ред. Законов г. Москвы от 02.11.2005 N 52,
от 13.09.2006 N 41, от 14.07.2010 N 35)
Настоящий Закон в соответствии с пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок и размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в городе Москве.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Денежные средства на содержание подопечных детей
1. На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в городе Москве.
2. На детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан, распространяются нормы материального обеспечения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для детей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях (детских домах, школах-интернатах), лечебных организациях (домах ребенка), организациях социальной защиты населения (детских домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационных центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных организациях.
Статья 2. Правовое регулирование назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

Назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Уставом города Москвы, Законами города Москвы от 26 декабря 2007 года N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа", от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Статья 3. Основания для назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
1. Назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе и при установлении предварительной опеки (попечительства), кроме случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), если опекуны (попечители) назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
3. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание подопечных, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях (детских домах, школах-интернатах), лечебных организациях (домах ребенка), организациях социальной защиты населения (детских домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационных центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных организациях.
(в ред. Законов г. Москвы от 02.11.2005 N 52, от 14.07.2010 N 35)
Статья 4. Размер денежных средств на содержание подопечных детей
(в ред. Закона г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
1. Денежные средства, ежемесячно выплачиваемые на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), ежегодно устанавливаются Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума для детей в городе Москве.
2. Если величина прожиточного минимума для детей в городе Москве в течение года превысит размер выплачиваемых денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производится доплата до установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума для детей в городе Москве.
Глава 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Статья 5. Органы, осуществляющие назначение и выплату денежных средств на содержание подопечных детей
1. Назначение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, наделенными отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы (далее - органы местного самоуправления), по месту жительства подопечного.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2. Выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется управлениями социальной защиты населения районов города Москвы по месту жительства подопечного (далее - управления социальной защиты).
3. Если опекуну (попечителю) органами социальной защиты населения производятся иные выплаты на подопечного, выплата денежных средств на содержание подопечного может осуществляться управлением социальной защиты по месту получения указанных выплат.
(часть 3 введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
Статья 6. Обращение за назначением денежных средств на содержание подопечных детей
Денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), назначаются на основании заявления, которое опекун (попечитель) подает в орган местного самоуправления по месту жительства подопечного. В случае назначения ребенку нескольких опекунов (попечителей) за назначением денежных средств обращается только один опекун (попечитель) в соответствии с постановлением органа местного самоуправления об их назначении. При отсутствии согласия между опекунами (попечителями) вопрос, кто обращается за установлением денежных средств, решается органом местного самоуправления. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность опекуна (попечителя);
2) копия решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства);
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
3) копия свидетельства о рождении ребенка;
4) справка с места жительства ребенка о его совместном проживании с опекуном (попечителем) в городе Москве или документы, подтверждающие место жительства подопечного, достигшего возраста 16 лет, и опекуна (попечителя) в городе Москве, если органом местного самоуправления разрешено их раздельное проживание.
(в ред. Законов г. Москвы от 02.11.2005 N 52, от 14.07.2010 N 35)
Статья 7. Порядок назначения денежных средств на содержание подопечных детей
1. Назначение денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), осуществляется на основании постановления органа местного самоуправления.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2. Орган местного самоуправления в тридцатидневный срок со дня подачи заявления опекуном (попечителем) издает постановление о назначении или об отказе в назначении денежных средств на содержание подопечного и выдает копию постановления опекуну (попечителю).
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
3. Орган местного самоуправления в трехдневный срок со дня издания постановления по вопросу назначения денежных средств на содержание подопечного извещает опекуна (попечителя) о принятом решении.
4. Постановление о назначении денежных средств на содержание подопечного и копии документов, на основании которых оно издано, в трехдневный срок со дня его издания направляются органом местного самоуправления в управление социальной защиты.
(в ред. Законов г. Москвы от 02.11.2005 N 52, от 14.07.2010 N 35)
5. Основаниями для отказа в назначении денежных средств на содержание подопечного являются:
1) отсутствие отношений опеки (попечительства) между заявителем и ребенком;
2) обстоятельства, установленные в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона;
3) установление опеки (попечительства) над ребенком, не относящимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(п. 3 введен Законом г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
6. Отказ в назначении денежных средств на содержание подопечного может быть обжалован опекуном (попечителем) в суд.
7. Орган местного самоуправления вправе назначить денежные средства на содержание подопечного в постановлении об установлении опеки (попечительства).
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Статья 8. Сроки выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
1. Денежные средства на содержание подопечного назначаются и выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания органом местного самоуправления постановления о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг за период с момента возникновения оснований на их получение, то есть со дня, когда ребенок остался без попечения родителей.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2. Если основания для назначения денежных средств на содержание подопечного возникли после установления опеки (попечительства), то они выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания органом местного самоуправления постановления о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов за период со дня возникновения этих оснований.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
3. Денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечными возраста 18 лет, включая месяц их рождения, кроме случаев, которые могут повлечь за собой досрочное прекращение или продление выплат.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
3.1. В случае установления над ребенком предварительной опеки (попечительства) денежные средства на его содержание назначаются и выплачиваются временному опекуну (попечителю) на период предварительной опеки (попечительства). Временному опекуну (попечителю) не возмещаются расходы по содержанию ребенка за период до установления предварительной опеки (попечительства). При установлении постоянной опеки (попечительства) денежные средства на содержание подопечного назначаются и выплачиваются в порядке, установленном настоящим Законом, с исключением периода предварительной опеки (попечительства), за который были назначены и выплачены денежные средства.
(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
4. Если опека (попечительство) над ребенком, местом жительства которого является город Москва, установлена в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации, денежные средства на содержание подопечного назначаются не ранее чем с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты указанных денежных средств в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации и (или) не ранее чем с месяца его постоянного проживания в городе Москве.
(часть 4 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
5. При достижении подопечным, обучающимся по очной форме в общеобразовательном учреждении, возраста 18 лет выплата денежных средств на его содержание продлевается до окончания бывшим подопечным данного общеобразовательного учреждения, включая период до первого сентября года выпуска.
(часть 5 введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52; в ред. Законов г. Москвы от 13.09.2006 N 41, от 14.07.2010 N 35)
6. Продление выплаты денежных средств на содержание подопечного, достигшего возраста 18 лет, осуществляется на основании постановления органа местного самоуправления, издаваемого при наличии соответствующего заявления бывшего попечителя и справки из общеобразовательного учреждения о продолжении обучения бывшим подопечным и дате окончания обучения.
(часть 6 введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52; в ред. Законов г. Москвы от 13.09.2006 N 41, от 14.07.2010 N 35)
Статья 9. Порядок выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
1. Выплата денежных средств на содержание подопечных производится опекунам (попечителям) не позднее 20 числа текущего месяца путем перечисления денежных средств на лицевой счет опекуна (попечителя), открытый в банке, либо через отделение почтовой связи по месту жительства подопечного.
2. Назначенные денежные средства на содержание подопечного, своевременно не полученные опекуном (попечителем), выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.
3. Денежные средства на содержание подопечного, не полученные своевременно по вине органа местного самоуправления и управления социальной защиты, выплачиваются за прошедшее время без ограничения срока выплаты.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
4 - 6. Исключены. - Закон г. Москвы от 02.11.2005 N 52.
3.1. Опекун (попечитель) расходует денежные средства на содержание подопечного в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Статья 9.1. Порядок выплаты денежных средств на содержание подопечных детей при изменении места жительства подопечного
(введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
1. При изменении места жительства подопечного в городе Москве выплату денежных средств на его содержание продолжает управление социальной защиты населения по новому месту жительства подопечного.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2 - 3. Утратили силу. - Закон г. Москвы от 14.07.2010 N 35.
4. При изменении места жительства подопечного на другой субъект Российской Федерации выплата денежных средств на содержание подопечного в городе Москве прекращается в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона, а назначение и выплата денежных средств на содержание подопечного в другом субъекте Российской Федерации производятся в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации.
5. Если опека (попечительство) над ребенком, местом жительства которого является город Москва, установлена в другом субъекте Российской Федерации, назначение и выплата денежных средств на содержание ребенка производятся в порядке и размере, установленных настоящим Законом.
6. Если опека (попечительство) над ребенком установлена за пределами Российской Федерации, в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, двусторонними соглашениями, заключенными Российской Федерацией, денежные средства на содержание такого подопечного, местом жительства которого является город Москва, назначаются и выплачиваются в порядке и размере, установленных настоящим Законом.
Статья 9.2. Назначение и выплата подопечному денежных средств на его содержание
(введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья попечителя, неприязненные отношения между попечителем и подопечным и другие) орган местного самоуправления вправе издать постановление о назначении и выплате подопечному, достигшему возраста 14 лет, денежных средств на его содержание, если это отвечает интересам подопечного.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Глава 3. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
НА СОДЕРЖАНИЕ ПОДОПЕЧНЫХ ДЕТЕЙ
(в ред. Закона г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
Статья 10. Основания и порядок прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
1. Выплата денежных средств на содержание подопечного опекуну (попечителю) прекращается в следующих случаях:
1) достижения подопечным совершеннолетия, за исключением случая, установленного частью 5 статьи 8 настоящего Закона;
(в ред. Закона г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
2) усыновления ребенка;
3) устройства подопечного на полное государственное обеспечение в образовательные организации (детские дома, школы-интернаты), лечебные организации (дома ребенка), организации социальной защиты населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другую аналогичную организацию;
(п. 3 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
4) передача ребенка в приемную семью, на патронатное воспитание;
(п. 4 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
5) вступления подопечного в брак;
6) объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
7) освобождения, отстранения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;
8) изменения места жительства подопечного на другой субъект Российской Федерации;
9) признания подопечного, опекуна (попечителя) безвестно отсутствующими или объявления их умершими;
10) смерти опекуна (попечителя), подопечного;
11) возвращения подопечного родителям (родителю).
2. Выплата денежных средств на содержание подопечного прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи. Выплата денежных средств, назначенных на период предварительной опеки (попечительства), прекращается со дня, следующего за днем окончания срока предварительной опеки (попечительства).
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
3. Прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного (кроме случаев достижения подопечным совершеннолетия) и выплаты денежных средств на период предварительной опеки (попечительства) производится на основании постановления органа местного самоуправления, которое в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты.
(в ред. Законов г. Москвы от 02.11.2005 N 52, от 14.07.2010 N 35)
4. Орган местного самоуправления в трехдневный срок со дня издания постановления о прекращении выплаты денежных средств на содержание подопечного направляет копию данного постановления опекуну (попечителю).
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
5. Орган местного самоуправления до издания постановления о прекращении выплаты денежных средств на содержание подопечного в связи с возвращением подопечного родителям (родителю) обязан проверить, отвечает ли интересам ребенка его возвращение родителям (родителю). Если возвращение ребенка родителям (родителю) противоречит его интересам, опекун (попечитель) не освобождается от исполнения своих обязанностей и выплата денежных средств на содержание подопечного не прекращается.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
6. В случае назначения ребенку нового опекуна (попечителя) выплата денежных средств на содержание подопечного предыдущему опекуну (попечителю) прекращается, а новому опекуну (попечителю) денежные средства на содержание подопечного назначаются с месяца прекращения их выплаты предыдущему опекуну (попечителю). Назначение и выплата денежных средств на содержание подопечного вновь назначенному опекуну (попечителю) производятся в порядке, установленном главой 2 настоящего Закона.
7. Опекун (попечитель) обязан в месячный срок извещать орган местного самоуправления и управление социальной защиты по месту жительства ребенка, находящегося под опекой (попечительством):
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
1) об изменении места жительства подопечного;
2) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного.
Статья 10.1. Приостановление выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
(введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
1. Если управлению социальной защиты стало известно о возникновении обстоятельств, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 10 настоящего Закона основаниями для прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечного, то руководителем управления социальной защиты принимается решение о приостановлении выплаты указанных денежных средств. Копии решения и документов, послуживших основанием для его принятия, в трехдневный срок со дня его вынесения направляются в орган местного самоуправления для решения вопроса о прекращении или возобновлении выплаты денежных средств на содержание подопечного.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2. Орган местного самоуправления в течение месяца со дня принятия решения о приостановлении выплаты денежных средств на содержание подопечного проводит проверку документов, представленных управлением социальной защиты, и по результатам проверки издает постановление о прекращении выплаты указанных денежных средств либо извещает управление социальной защиты о необходимости ее возобновления.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм денежных средств на содержание подопечных детей
1. Излишне выплаченные денежные средства на содержание подопечного удерживаются с опекуна (попечителя) в случае, если переплата произошла по вине опекуна (попечителя).
2. Удержание денежных средств на содержание подопечного производится в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся опекуну (попечителю) при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты оставшаяся задолженность взыскивается с опекуна (попечителя) в судебном порядке.
3. Суммы денежных средств на содержание подопечного, излишне выплаченные опекуну (попечителю) по вине органа опеки и попечительства или управления социальной защиты, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 12. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона
Должностные лица органов местного самоуправления и управлений социальной защиты, по вине которых выплата денежных средств на содержание подопечных не была произведена своевременно, несут дисциплинарную ответственность в установленном порядке.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Статья 13. Право на возмещение убытков в связи с нарушением настоящего Закона
В случаях необоснованного отказа в назначении денежных средств на содержание подопечных, а также несвоевременной выплаты денежных средств опекунам (попечителям), возникшие у них убытки возмещаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14. Хранение документов по назначению и выплате денежных средств на содержание подопечных детей
Документы, на основании которых назначается выплата денежных средств на содержание подопечных, хранятся в органах местного самоуправления; их копии и документы по выплате денежных средств на содержание подопечных хранятся в управлениях социальной защиты.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Статья 15. Финансирование расходов на выплату денежных средств на содержание подопечных детей
Финансирование расходов на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), является расходным обязательством города Москвы.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
2. Опекуны (попечители), которым денежные средства на содержание подопечных детей были назначены до 1 января 2005 года, сохраняют право на их получение в порядке и размере, установленных настоящим Законом.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
15 декабря 2004 года

В России существует шесть видов "детских" пособий: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 и до 3 лет.

1. Кому положены пособия?

Выплаты на ребенка вправе получать следующие категории граждан:

а) граждане РФ, проживающие на территории РФ;

б) граждане РФ, находящиеся в иностранных государствах: военные, служащие по контракту; сотрудники органов внутренних дел; сотрудники Государственной противопожарной службы; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сотрудники таможенных органов; гражданский персонал воинских частей РФ, находящихся на территории иностранных государств (в случаях, когда выплата детских пособий предусмотрена международными договорами РФ);

в) иностранцы постоянно проживающие в России и временно проживающие в России и подлежащие обязательному социальному страхованию лица без гражданства. Напомним, что обязательному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам и граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой;

г) беженцы.

2. Кому не назначаются пособия?

а) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

б) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

в) гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за рубеж.

3. Кто получает пособие?

Обычно все детские выплаты получает женщина, которая родила ребенка. Однако некоторые пособия могут получать другие родственники или законные представители ребенка. Например, отец, усыновитель, опекун, приемный родитель или родственник, ухаживающий за ребенком.

4. Источники получения выплат.

В зависимости от рода занятий женщины (работа, служба, учеба, ведение домашнего хозяйства) обратиться за назначением пособия нужно:

К работодателю (работающие женщины);

В учебное заведение;

В службу социальной защиты населения (например, если женщина уволена в связи с ликвидацией или прекращением деятельности работодателя);

В другое уполномоченное государственное ведомство (например, по месту службы - для служащих).

5. Размеры выплат (действующие на 2010 год).

Обратите внимание, с декретных выплат НДФЛ не удерживается.

а) Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности - 412,08 руб.;

б) Пособие по беременности и родам:

В размере среднего заработка, но не более 1136,99 руб. за день (если страховой стаж женщины больше или равен шести месяцам);

В размере среднего заработка, но не более 4330 руб. за полный календарный месяц (если страховой стаж женщины менее шести месяцев).

Страховой стаж - периоды работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

в) Единовременное пособие при рождении ребенка - 10 988,85 руб. Если родилось два ребенка и более - пособие положено за каждого из них.

г) Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью - 10 988,85 руб.;

д) Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет:

Для первого ребенка - 40% среднего заработка по месту работы (службы), но не менее 2060,41 руб. и не более 13 833,33 руб.;

Для второго (последующего) ребенка - 40% среднего заработка по месту работы (службы), но не менее 4120,82 руб. и не более 13 833,33 руб.;

Для матерей, уволенных в период беременности, отпуска по беременности и родам, а также для неработающих и очно обучающихся размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком равен: для первого ребенка - 2060,41 руб., для второго (последующего) ребенка - 4120,82 руб.

е) Ежемесячная компенсация на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет - 50 руб.

Власти субъектов федерации (области, края, республики и т. д.) могут устанавливать в своем регионе и другие выплаты, связанные с рождением, усыновлением и воспитанием ребенка.

При рождении или усыновлении второго (последующего) ребенка, кроме пособий и компенсаций, можно получить материнский (семейный) капитал. В 2010 году размер материнского капитала равен 343 378,8 руб.

6. Сроки получения выплат.

Выплаты на ребенка можно получить в течение полугода с момента наступления определенного события.

а) Пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности - в течение 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам;

б) Пособие по беременности и родам - в течение 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам;

в) Единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью - в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка (для родителей); вступления в законную силу решения суда об усыновлении (для усыновителя); вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (для опекуна); заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (для приемного родителя);

г) Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет - в течение 6 месяцев со дня, когда ребенку исполнится 1,5 года;

д) Ежемесячная компенсация на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет - в течение 6 месяцев с начала данного отпуска.

7. Что делать, если пропущен шестимесячный срок получения выплаты?

Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет можно получить, даже если прошло 6 месяцев с момента окончания соответствующего отпуска. При условии, что женщина пропустила этот срок по уважительным причинам (их перечень утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 74).

Решение о выплате пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в этом случае принимает территориальное отделение ФСС России.

Остальные пособия (за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью) по истечении полугодового срока для обращения получить нельзя.

8. Документы для получения и оформления пособий.

Единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности вправе получить женщины, которые встали на учет в медицинских учреждениях в первые 12 недель беременности. Чтобы получить пособие по месту работы, службы или учебы, представьте справку из медицинского учреждения, подтверждающую постановку на учет в ранние сроки беременности;

Пособие по беременности и родам. Для оформления пособия напишите заявление о предоставлении декретного отпуска и получите у врача листок нетрудоспособности (больничный лист). Заявление можно оформить в произвольной форме. Будущей маме должны выплатить пособие сразу за весь период декретного отпуска, т. е. за 140 календарных дней (при многоплодной беременности - за 194 дня).

Женщина, которая работает по совместительству на нескольких работах (внешний совместитель), вправе получать пособие по беременности и родам у всех своих работодателей.

Пособие при рождении ребенка. Чтобы получить пособие, работодателю представьте: заявление о назначении пособия; справку о рождении ребенка (выдает ЗАГС); справку с места работы другого родителя о том, что пособие не назначалось.

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Чтобы получить пособие, в уполномоченное ведомство представьте: заявление о назначении пособия; документы, которые подтверждают, что родители ребенка отсутствуют или не могут воспитывать ребенка; копию вступившего в силу решения суда об усыновлении - для усыновителя; выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки, в том числе по договору о приемной семье - для опекуна, приемного родителя.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Чтобы получать пособие, своему работодателю нужно принести: заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком; заявление о назначении пособия; пакет подтверждающих документов. Перечень всех этих документов может различаться в зависимости от того, кто претендует на пособие (родитель, опекун, усыновитель).

Пособие по уходу за ребенком до трех лет. Чтобы получить компенсацию, работодателю предоставляется заявление с просьбой назначить компенсацию. Никаких дополнительных документов больше не требуется.

С 2010 года россияне могут отправлять документы, необходимые для назначения пособий, по почте. К документам надо приложить и заявление с указанием паспортных данных, статуса (мать, отец, опекун и т.д.), вида пособия и способа его получения (почтовым переводом либо перечислением на счет).

Опекунами и попечителями могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане, которые не были лишены родительских прав и не имеют на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Близкие родственники имеют преимущественное право стать опекунами недееспособного или ограниченно дееспособного человека перед всеми другими лицами. Многие делают это бесплатно, по велению сердца, но даже бескорыстным людям финансовая поддержка от государства положена. Если человек решил стать опекуном и хочет получать вознаграждение за эти услуги, то ему необходимо заключить соответствующий договор с органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного.

Государственные и муниципальные власти установили пособия, положенные за опекунство, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В данной статье мы рассмотрим сколько платят за опекунство, и какие выплаты опекунам предусмотрены в 2019 году согласно законодательству Российской Федерации. Обратите внимание, что у одного человека, нуждающегося в опеке, может быть только один опекун. У одного опекуна может быть только один подопечный, за исключением тех случаев, когда под опеку берутся братья и сестры.

Выплаты за опекунство над недееспособным гражданином

При опекунстве над взрослым недееспособным человеком подразумевается, что опекун выполняет свою работу безвозмездно. Однако, в некоторых случаях, денежные выплаты от государства все-таки возможны.


Перечень таких случаев зафиксирован в Постановлении Правительства РФ №343 от 04 июня 2007 года «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы». В частности, в Постановлении Правительства №343 сказано, что выплаты за опекунство получают граждане в следующих случаях:

  • Если опекун не имеет дохода и не работает;
  • Если его возраст соответствует возрасту трудоспособного человека: ;
  • Его опекунские обязанности распространяются на пожилого человека старше 80 лет, на пожилого человека, которому требуется постоянный уход, или на инвалида 1 группы.

При этом, в условиях получения пособия не указана необходимость официального назначения опекуном данного лица. Получается, что любое лицо, если оно не работает официально и выполняет обязанности по уходу за инвалидом 1 группы или пожилым лицом, нуждающемся в опеке — имеет право на выплаты за опекунство. При этом у него нет обязанности проживать вместе с опекаемым, хотя он и может проживать вместе с ним.

Сколько же может получать опекун недееспособного гражданина, например, инвалида или пожилого человека нуждающегося по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе? Стандартная величина выплаты за опекунство над недееспособным гражданином установлена на федеральном уровне и составляет 1200 рублей в месяц , однако для районов Крайнего Севера, она будет выше за счёт повышающих районных коэффициентов.


Отдельно стоит рассказать про ежемесячную выплату опекунам, осуществляющим уход детьми-инвалидами или за , получившими инвалидность до 18 лет, то есть в детстве. Для опекунов таких лиц ежемесячная оплата устанавливается Указом Президента РФ №175 от 26 февраля 2013 года «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и составляет 10 000 рублей в месяц. Такой размер ежемесячной выплаты из бюджета предусмотрен либо для родителей ребенка инвалида / инвалида с детства 1 группы, либо для попечителя такого инвалида, либо для опекуна.

Размер разовых выплат для опекунов ребенка

Опекуны несовершеннолетних получают несколько видов выплат. Их можно разделить на следующие группы:

  • Ежемесячное пособие;
  • Единоразовая выплата;
  • Региональные пособия для детей, взятых под опеку;
  • Вознаграждение для приемных родителей.

Суммы выплат за опекунство установлены Федеральным Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ. Согласно действующему законодательству (Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 N 74), с 01 февраля 2019 года единоразовое пособие семье, взявшей ребенка на воспитание, установлено в размере 17 479,73 рублей . Размер таких разовых выплат государство ежегодно индексирует. В некоторых регионах страны за опекунство выплачивают бОльшую разовую сумму, обусловленную существованием районного коэффициента.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, выплачивается разовое пособие семье в размере 133 559 рублей 36 копеек по состоянию на 2019 год.

Например, в столице Постановлением Правительства г. Москвы N 1525-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2019 год» предусмотрена ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет — 12 000 рублей . Для других регионов эта сумма будет отличаться, необходимо смотреть региональные законодательные акты.

Ежемесячные выплаты на содержание опекаемого

Каждый месяц управление социальной защиты по месту прописки опекаемого гражданина осуществляет выплату пособия на содержание взятого под опеку ребенка . Средства на социальные выплаты идут из средств бюджета каждого субъекта Российской Федерации, который и определяет размер выплат.

Выплаты опекунам на детей в Москве в 2019 году

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 1525-ПП от 11 декабря 2018 года «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2019 год» в столице установлены размеры ежемесячных выплат опекунам (попечителям), на содержание :

  • каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 0 лет до 12 лет, не являющегося ребенком-инвалидом — 16 500 руб;
  • каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 12 до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом — 22 000 руб;
  • каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 0 лет до 12 лет, не являющегося ребенком-инвалидом и воспитывающегося в семье, в которую устроены на воспитание трое и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей — 19 800 руб;
  • каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 12 лет до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом и воспитывающегося в семье, в которую устроены на воспитание трое и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей — 25 300 руб;
  • каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 27 500 руб.

Данные пособия предназначены для содержания ребенка и расходоваться они должны на питание, оплату одежды, мебели для детей, средства гигиены и т.п., а не на личные нужды опекуна. При этом, желательно все подобные расходы подтверждать чеками, квитанциями, расписками и пр.

Если опека над ребенком устанавливается в виде передачи его в приемную семью, то заключается договор между приемными родителями и органом опеки. Тогда по условиям договора приемные родители получают денежное вознаграждение как заработную плату. Такое вознаграждение регламентируется региональными властями.

Выплаты опекунам на детей в Московской области в 2019 году

Для Подмосковья существует Закон Московской области №162/2008-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» от 31.10.2008 (с изменениями и поправками, внесенных Законом Московской области №25/2013-ОЗ от 28.03.2013), который устанавливает размеры вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям, а также утверждает меры социальной поддержки приемным семьям.

В соответствии с этим законом каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере (выплата производится органами опеки и попечительства по месту жительства подопечного за счет средств бюджета Московской области):

  • 9200 рублей в месяц за воспитание одного ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;
  • 12650 рублей в месяц за воспитание одного ребенка в возрасте до 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;
  • 25000 рублей за воспитание одного ребенка, отнесенного к III-V группам здоровья.

Опекунам или попечителям, в соответствии с федеральным законодательством заключившим договор на возмездных условиях, не предусматривающий выплат вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3000 рублей.

Обратите внимание, что при временном назначении опекуна или попечителя для несовершеннолетних детей, а также при назначении опекуна или попечителя по совместному заявлению родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан ежемесячное вознаграждение в Московской области не выплачивается.

Во внебюджетные фонды на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Такое изменение повлекло за собой внесение поправок в правила исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Документы для выплаты пособий

В 2010 году регулировать назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ), но в редакции, которую создал Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

Большинство изменений вызвано тем, что Закон № 255-ФЗ регулирует выплату практически всех видов социальных пособий, которые установлены для граждан, имеющих детей. В отличие от прежних лет все правила для выплаты пособий сосредоточены в одном нормативном акте.

Отметим, что будет действовать и Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375. Однако с уверенностью можно сказать, что в эти правила также будут внесены соответствующие поправки.

Виды страхового обеспечения

Учреждения руководствуются Законом № 255-ФЗ при выплате работникам следующих видов пособий, перечисленных в статье 1.4:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Социальное пособие на погребение.

Источники выплаты пособий

Пособия работникам учреждения выплачивают за счет средств ФСС России. То есть начисленную сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в фонд, можно уменьшить на сумму фактических расходов, потраченную на выплату разрешенных пособий.

Также не изменилось и положение о том, что первые два дня болезни работника учреждения оплачивают за счет собственных средств, а остальные - за счет средств ФСС России.

При уходе за больным членом семьи, карантине самого работника (карантине ребенка в возрасте до 7 лет), протезировании по медицинским показаниям в стационаре, долечивании непосредственно после стационарного лечения пособие выплачивают с первого дня временной нетрудоспособности.

Эти правила содержатся в статьях 3 и 4.6 Закона № 255-ФЗ.

Расчет размера пособия по нетрудоспособности

Правила расчета суммы пособия содержатся в статье 14 Закона № 255-ФЗ. Но изменений в эту статью внесено много. Мы рассмотрим самые принципиальные.

Выплаты работникам, учитываемые в расчете

В средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности включают все виды выплат работнику, которые участвуют в начислении страховых взносов. В данном случае нужно применять положения статей 8 и 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Ведь отличия в перечне выплат все же есть.

Для начисления пособий используется среднедневной заработок работника. Для этого сначала определяют сумму выплат работнику за последние 12 календарных месяцев (расчетный период), которые принимают в расчет, а затем ее делят на количество календарных дней, приходящихся на этот период. Естественно, за минусом дней, подлежащих исключению из подсчета.

Максимальный размер пособия

Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляют с облагаемых выплат работнику учреждения, пока они не достигнут 415 000 руб. с начала календарного года. После этого взносы не начисляют. Причем эта величина начиная с 1 января 2011 года будет индексироваться. Такое ограничение установлено в пункте 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.

В связи с этим поменялся порядок определения максимального размера пособия.

Пример 1.

Предположим, что при выплате пособия по временной нетрудоспособности в феврале 2010 года среднедневной заработок работника за расчетный период составил 1400 руб. Страховой стаж работника - 5 лет и 6 месяцев. Такая продолжительность страхового стажа позволяет ему получить пособие в размере 80 процентов.

Тогда размер дневного пособия по временной нетрудоспособности составит 1120 руб. (1400 руб. х 80%).

Сравним сумму дневного пособия с разрешенным максимумом.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС России на 2010 год составляет 415 000 руб. Максимальный среднедневной заработок работника составит 1136,99 руб. (415 000 руб. : 365 к. дн.).

Как видим, размер дневного пособия исходя из фактического заработка работника не превышает максимальный среднедневной заработок (1120 руб. < 1136,99 руб.). Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности нужно начислить исходя из дневного пособия, исчисленного из фактического заработка.

Обратите внимание: точно в таком же порядке исчисляют и среднедневной заработок для выплаты пособия по беременности и родам. То есть сумма пособия по временной нетрудоспособности и беременности за полный календарный месяц не должна быть больше 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Ранее правила назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулировали Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 декаб-ря 2006 г. № 865), а также постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 870.

Кроме этого Минздравсоцразвития России и ФСС России приказом от 13 апреля 2007 г. № 207, № 106 утвердили Разъяснение о порядке назначения и выплаты пособия.

Порядок исчисления

Теперь порядок исчисления среднего заработка, а также все правила назначения и выплаты пособия изложены непо-средственно в Законе № 255-ФЗ.

Как и пособие по временной нетрудоспособности, пособие на ребенка исчисляют из среднедневного заработка (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Его определяют делением общей суммы выплат работнику, начисленных за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на него.

После этого сумму среднедневного заработка умножают на 30,4. Это среднемесячное число календарных дней в году. От полученной суммы исчисляют 40 процентов, которые и будут представлять собой величину пособия по уходу за ребенком.

Максимальный размер

Средний заработок, из которого исчисляют ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, исчисленный делением предельной величины базы для начисления страховых взносов на 12 (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Поэтому максимальная сумма заработка работницы не должна превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.). Тогда максимальная сумма пособия не может быть больше 13 833,33 руб. (34 583,33 руб. х 40%). Напомним, что в 2009 году максимальный размер пособия составлял 7492,4 руб.

А вот минимальный размер пособия (1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми) с учетом индексации на утвержденный законами о федеральном бюджете уровень инфляции не изменился.

Обратите внимание: в пункте 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ особо указано, что если работница трудится в нескольких организациях, то пособие по уходу за ребенком выплачивают только в одной из них по выбору.

Отметим еще одну особенность. При определении максимального размера пособия по уходу за ребенком в расчет принимают предельную величину базы для начисления страховых взносов на день наступления страхового случая (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В данном случае это день предоставления женщине отпуска по уходу за ребенком.

Поскольку максимальная величина базы для начисления страховых взносов с 1 января 2011 года будет индексироваться, то для сравнения принимают ту сумму, которая будет действовать в соответствующем периоде.

Пример 2.

Работница оформила отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет с 10 февраля 2010 года.

Предположим, что ее среднедневной заработок за расчетный период составил 1120 руб. Тогда среднемесячный заработок будет равен 34 048 руб. (1120 руб/дн. х 30,4 к. дн.).

Теперь сумму среднего заработка надо сравнить с максимумом.

Поскольку в 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов - 415 000 руб., сумма среднего заработка не должна превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.).

Как видим, фактический средний заработок работницы меньше допустимой величины. Поэтому ежемесячная сумма пособия по уходу за ребенком составит 13 619,2 руб. (34 048 руб. х 40%).

Так как в феврале 2010 года женщина ухаживает за ребенком неполный месяц, пособие нужно выплатить пропорционально количеству календарных дней ухода.

За февраль сумма пособия составит 9241,6 руб. (13 619,2 руб. / 28 к. дн. х 19 к. дн.).

С нового года существенно изменяется порядок расчета таких видов социальных пособий как пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком. Речь идет, прежде всего, об уточнениях, внесенных Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...", Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах...", Постановлением Правительства РФ от 19.10.2009 № 839 и др. В настоящей публикации мы сравним нормы 2009 года и новые правила.

Примечание:




  • военными билетами;

Пособия "самозанятым" лицам

Пособие по уходу за ребенком

Больничное и декретное пособия

Большая часть поправок, внесенных в законодательство о социальном страховании и вступающих в силу с 1 января 2010 года, направлена на регулирование выплат, начисляемых на основании больничных листков - пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. Основным документом, регламентирующим порядок начисления указанных пособий, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ).

Отметим, что больничное и декретное пособия лицам, работающим по трудовому договору, и "самозанятым" лицам (индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, адвокатам и т. п.) начисляются по-разному. Поэтому есть смысл каждую из указанных категорий застрахованных лиц рассмотреть отдельно.

Пособия при работе по трудовому договору

Прежде всего отметим, что в новом году сохранятся такие правила как:

  • оплата первых двух дней нетрудоспособности за счет работодателя (в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 255-ФЗ, т. е. при утрате трудоспособности застрахованным лицом вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности);
  • выплата больничного и декретного пособий как по основному месту работы, так и по месту работы, где сотрудник числится совместителем.

Как и в 2009 году, и декретное, и больничное пособия (за исключением случая, упомянутого нами выше) выплачиваются за счет ФСС РФ. Для организаций, применяющих общую систему налогообложения, никаких изменений в вопросе определения источников выплаты пособий не произошло. В отношении же правового положения "спецрежимников" произошли изменения и весьма существенные.

В 2009 году ФСС РФ возмещал пособия страхователям, применяющим специальные налоговые режимы, только в сумме МРОТ за календарный месяц. Теперь указанное ограничение отменяется, Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", в котором оно было установлено, утрачивает силу.

С 01.01.2010 пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам "спецрежимникам" будут возмещать так же, как и страхователям, уплачивающим налог на прибыль организаций*.

Примечание:
* См. подробнее статью Л.П. Фомичевой "Летний пакет изменений: ЕСН заменили взносами, пособия увеличились в размере", опубликованную в номере 9 "БУХ.1С" за 2009 год, стр. 4.

Положения о продолжительности выплаты пособия в целом не изменились. Исключение составляет только ситуация, когда больничные выплачиваются за период долечивания застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории России, непосредственно после стационарного лечения. В такой ситуации действуют ограничения по выплате пособия: оно не назначается больше чем за 24 календарных дня. С нового года указанное ограничение не действует при заболевании туберкулезом (ч. 2 ст. 6 Закона № 255-ФЗ).

Как и в 2009 году, для расчета больничного (декретного) пособия в 2010 году нужно:
1) рассчитать средний дневной заработок сотрудника (при этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, входят все виды выплат в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
2) сравнить средний дневной заработок с максимальной суммой пособия;
3) рассчитать итоговую сумму пособия исходя из количества дней нетрудоспособности.

В случае расчета пособия по временной нетрудоспособности в данной схеме учитывается дополнительный этап - определение процента среднего заработка, причитающегося к выплате в качестве пособия (исходя из продолжительности страхового стажа сотрудника).

Основные изменения в порядке расчета пособий заключаются в том, что с 2010 года существенно обновлены правила о расчете максимальной суммы пособия . Напомним, что в 2009 году и больничное, и декретное пособия (рассчитываемые исходя из среднего заработка) имели ограничения по сумме - не более максимального размера, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год:

  • 25 390 руб. в месяц для декретного пособия и 18 720 руб. для больничного пособия, если страховой стаж застрахованного лица составлял не менее 6 месяцев;
  • МРОТ в месяц, если страховой стаж застрахованного лица составлял менее 6 месяцев.

Исключение составлял только случай начисления больничного пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. В такой ситуации пособие начислялось исходя из среднего заработка застрахованного лица без ограничений по максимальному размеру (ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ).

Теперь правила о максимальной сумме пособий таковы. Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365. В настоящее время указанная величина составляет 415 000 руб. / 365 дн. = 1 136,99 руб./дн.

Если назначение и выплата застрахованному лицу указанных пособий осуществляются несколькими страхователями (при работе по совместительству), средний дневной заработок, из которого исчисляются указанные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении данных пособий каждым из страхователей (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Условия о выплате пособий в размере МРОТ при продолжительности страхового стажа сотрудника менее 6 месяцев в законодательстве осталось. То есть и в 2010 году основным критерием, используемым при расчете больничного и декретного пособия, по-прежнему остается страховой стаж.

При этом некоторые изменения имеются в самом порядке расчета страхового стаж. В стаж для расчета больничных и декретных пособий с нового года засчитываются периоды прохождения военной службы (приказ Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 740н). Кроме того, в стаж включаются периоды иной службы, предусмотренной Законом от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Периоды военной (иной) службы подтверждаются:

  • военными билетами;
  • справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений;
  • записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов;
  • другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Отметим также, что небольшая группа поправок может затронуть работодателей, находящихся в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Установленные в статье 8 Закона № 255-ФЗ случаи снижения размера больничного пособия (например: неявка на врачебный осмотр без уважительных причин) раньше могли стать причиной уменьшения размера пособия до МРОТ в месяц, с нового года - до МРОТ с учетом районного коэффициента.

Пособия "самозанятым" лицам

В литературе, а также правоприменительной практике "самозанятыми" лицами традиционно называют индивидуальных предпринимателей; адвокатов; членов крестьянских (фермерских) хозяйств; физических лиц, занимающихся частной практикой. Названным гражданам законодательством предоставлено право вступить в добровольные отношения по соцстрахованию и уплачивать в ФСС РФ взносы, размер которых определяется в зависимости от стоимости страхового года (ч. 3 ст. 4.5 Закона № 255-ФЗ).

Уплата взносов может производиться как единовременно, так и по частям (п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790). При этом страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий году, в котором наступил страховой случай (например: декретный отпуск такого "самозанятого" лица).

Застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие за счет средств ФСС РФ начисляется с 1-го дня временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ).

Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Пособие по уходу за ребенком

Важно отметить, что с 01.01.2010 вопросы начисления и выплаты пособия по уходу за ребенком будут регулироваться не только Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", но и Законом № 255-ФЗ. При этом с нового года изменяется не только порядок расчета, но и правила выплаты пособия.

Уточнения в расчете связаны с отменой ЕСН и введением для всех страхователей обязанности уплачивать взносы в ФСС РФ (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

Напомним, что расчет месячного пособия по уходу за ребенком работнику страхователя включает в себя следующие этапы.

  1. Определение среднего дневного заработка работника. При этом по страховым случаям, наступившим в 2010 году, в заработок, исходя из которого исчисляется пособие по уходу за ребенком, входят все виды выплат в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
  2. Определение среднего заработка за месяц. Указанный показатель рассчитывается путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. При этом средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 12 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). То есть 34 583,33 руб.
  3. Определение месячной суммы пособия , исходя из того, что пособие за полный месяц составляет 40 % среднего заработка, но не менее установленных в законодательстве ограничений. Например: с учетом последней на дату подписания номера в печать индексации при рождении первенца минимальный размер пособия составлял 1 873,10 руб., за полный календарный месяц, а при уходе за вторым и последующими детьми - 3 746,20 руб. (письмо ФСС РФ от 13.05.2009 № 02-18/07-3970).

Действовавшее ранее ограничение по максимальному размеру пособия (7 492,4 руб.) отменено. Теперь при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы в ФСС РФ, деленная на 12 (п. 5.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Таким образом, максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2010 году не должен превышать: 415 000 руб. / 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб. За неполный месяц ухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней в месяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни.

"Самозанятым" лицам, также как и в случаях уплаты больничных и декретных, пособие по уходу за ребенком возмещается при условии уплаты добровольных взносов в ФСС РФ. При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по уходу за ребенком "самозанятому" лицу, уплачивающему добровольные взносы, принимается равным МРОТ на день наступления страхового случая.

Порядок выплаты пособия в 2010 году также уточнен. В частности, более конкретно прописаны последствия пропуска срока обращения за пособием. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 05.10.2009 № 813н, если пропуск установленного в законодательстве шестимесячного срока на обращение за социальным пособием по уходу за ребенком произошел по уважительной причине, застрахованный гражданин не потеряет право на пособие.

С нового года установленный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 74 перечень уважительных причин пропуска срока обращения за больничными и декретными распространяется и на пособие по уходу за ребенком. К числу таких уважительных причин относится, например, смерть близкого родственника или длительная нетрудоспособность застрахованного лица.

Кроме того, окончательно разрешен вопрос о начислении пособия по уходу за ребенком внешнему совместителю: в случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору гражданина (ч. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Долгое время указанный вопрос оставался спорным. Официальная позиция контролирующих ведомств заключалась в том, что пособие по уходу за ребенком до полутора лет внешним совместителям не назначается, т. е. получить пособие можно только по основному месту работы (письмо ФСС России от 07.06.2007 № 02-13/07-4837). В арбитражной практике имелись решения, подтверждающие возможность начисления пособия по уходу за ребенком внешнему совместителю (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.09.2009 по делу № А28-451/2009-19/14).

Страховой случай начался в одном году, а закончился в другом

Практика показывает, что основная проблема в применении законодательных новелл, вступающих в силу с очередного календарного года, связана с тем, что фактические правоотношения (в том числе связанные с выплатой социальных пособий) могут распространяться не только на периоды действия новых правил, но и на периоды, когда прежние нормативные положения все еще были в силе. Речь идет о случаях, когда временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком начались в одном году, а завершились в другом.

Законодателем особенности расчета пособий по страховым случаям, наступившим в одном году, а окончившимся в другом сформулированы в частях 15-16 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

Во-первых, по страховым случаям, наступившим до 01.01.2010, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по новым (вышеуказанным) нормам только за период с 01.01.2010. При этом если размер пособия, исчисленный по прежним правилам, превышает размер пособия, полагающийся по нормам 2010 года, новый порядок не применяется.

Во-вторых, "самозанятые" лица, добровольно вступившие по 31.12.2009 (включительно) в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка по страховым случаям, наступившим в 2010 году, при условии, что они уплатили страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1 507 руб. Если страховые взносы уплачены указанными лицами до 1 января 2010 года в сумме менее 1 507 рублей, право на указанные пособия возникает у них при условии уплаты недостающей суммы страховых взносов в ФСС РФ до наступления соответствующего страхового случая.

Рассмотрим пример расчета больничного пособия в организации, которая и в 2009, и в 2010 году применяет общую систему налогообложения.

Пример

Работник организации был на больничном с 29 декабря 2009 года по 2 января 2010 года (5 календарных дней). Его средний дневной заработок 1 000 руб./дн., страховой стаж составляет 10 лет. Ограничения по максимальному размеру пособия, начисляемого в пользу работника, составляют: в 2009 году - 18 720 руб. в месяц (в декабре не более 603,87 руб./дн.). В 2010 году - не более 1 136,99 руб./дн. Рассчитаем сумму больничного пособия.

В декабре средний дневной заработок сотрудника превышает максимальный размер пособия. Следовательно, больничные нужно рассчитать исходя из максимального размера пособия. В январе максимальная сумма превышает средний дневной заработок, пособие будет рассчитываться исходя из среднего дневного заработка.

Сумма пособия за декабрь составит:
603,87 руб./дн. x 3 дн. = 1 811,61 руб.

Из них только 603,87 руб. работодатель сможет возместить за счет ФСС РФ (первые два дня нетрудоспособности страхователь оплачивает за свой счет).

Сумма пособия за январь составит:
1 000 руб./дн. x 2 дн. = 2 000 руб. (за счет ФСС РФ).

По правилам 2009 года работнику было бы начислено: 603,87 руб./дн. x 2 дн. = 1 207,74 руб. Это меньше суммы, рассчитанной по правилам 2010 года. Следовательно, рассчитывать пособие нужно исходя из большей суммы.

Итоговая сумма пособия составит:
1 811,61 руб. + 2 000 руб. = 3 811,61 руб.

Следует обратить внимание на то, что при начислении пособия в 2010 году организацией-страхователем, применяющей специальный налоговый режим, используются те же правила, что и в организациях, применяющих общую систему налогообложения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме