Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие жестов и их классификация. Жесты человека и их значения

Основные группы жестов и поз человека

Таблица 1.

Жесты и поза Краткое описание
Открытые Развернутые навстречу собеседнику руки. Демонстрация раскрытых ладоней часто сопровождается поднятием плеч. Расстегнутый пиджак (куртка).
Закрытые Скрещенные на груди руки, либо попытка как-то закрыть корпус тела руками, закрытость усиливается, в случае если пальцы сжаты в кулаки. Посадка на стул, при которой спинка является как бы щитом. Человек грызет конец ручки, карандаша. Пощипывание, потирание ладоней.
Свидетельствующие о напряженности Короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки – звуковой фон напряженности. Крепко сцепленные руки кроме того, кроме того это еще жест подозрения и недоверия. Защитное поглаживание шеи ладонью. Отворачивание лица в сторону – недовольство, отрицание. С таким человеком в начале разговора нужно сесть с ним рядом.
При самоконтроле Руки отведены за спину, и там одна сжимает другую. Скрещенные лодыжки ноᴦ.цеплены в подлокотники кресла.
Указывающие на скуку Постукивание рукой или ногой, пощелкивание колпачком ручки. Отсутствующий взгляд. Машинальное рисование на бумаге.
Выражающее расположение Руки приложены к груди. Приближение к другому человеку, нужно вовремя замечать, когда партнер начинает отодвигаться.

Рисунок 2.

Мимика – движение мышц лица, выражающее состояние эмоций человека (гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость). Взгляд (визуальный контакт) играет огромное значение при общении, свидетельствует о расположении к общению. ʼʼС помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться исходя из настроения. В случае если человек возбужден или заинтересован чем-либо, находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормой. И, напротив - сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Мимика - движение мышц лица, отра­жающие внутреннее эмоциональное состояние. Мимические выражения несут более 70 % информации. глаза, взгляд, лицо человека способно сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), в случае если его глаза встре­чаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора (рис.5.2.).

Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом форми­рования высказывания и трудностью этого процессу. Ког­да человек только формирует мысль, он чаще всœего смотрит в сторону (ʼʼв пространствоʼʼ), когда мысль полностью гото­ва - на собеседника. В случае если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолева­ется - больше. Вообще же тот, кто в данный момент гово­рит, меньше смотрит на партнера - только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и ʼʼпосылаетʼʼ ему сигна­лы обратной связи.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со­стоянии человека, поскольку расширение и сужение зрач­ков не поддается сознательному контролю. При постоян­ном освещении зрачки могут расширяться или сужаться исходя из настроения. В случае если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настро­ении, его зрачки расширяются в четыре раза против нор­мального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настро­ение заставляет зрачки сужаться.

По своей специфике взгляд должна быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполага­ет создание серьезной атмосферы делового партнерства; светский - когда взгляд опускается ниже уровня ниже глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию ат­мосферы светского непринужденного общения; интим­ный - когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - на другие части тела до уровня груди. Специ­алисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей за­интересованности друг другом в общении; взгляд искоса - говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека: это вызвано тем, что правое полу­шарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции от­ражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные - ярче выражены на левой.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. При этом во всœех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.); модальные , т. е. выражающие оценку и отношение (жеста одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.); описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как в речевом, есть слова, предложения. Жесты можно разбить на 5 групп:

1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указа­тели (ʼʼуказывающий перстʼʼ), пиктографа, т, е. образные картины изображения (ʼʼвот такого размера и конфигура­цийʼʼ); кинœетографы - движения телом; жесты-ʼʼбитыʼʼ (же-сты - ʼʼотмашкиʼʼ); идеографы, т, е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2.Жесты-регуляторы -это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целœенаправленные движения руками.

3.Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. К примеру, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях - ʼʼздравствуйтеʼʼ, а поднятые над головой - "до свиданияʼʼ,

4.Жесты-адапторы - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это бывают: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.),

5.Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определœенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подерги­вания губ и пр.

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции.

Вот почему для проницательного человека важно приобрести рвение пони­мать ложные, притворные жесты.

Особенность этих жестов состоит в следующем: они преувеличивают слабые вол­нения (демонстрация усиления движений руками и корпу­сом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начи­наются с конечностей и заканчиваются на лице. При обще­нии часто возникают следующие виды жестов: жесты оценки - почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание и др.
Размещено на реф.рф
(человек оценивает информацию); жесты уверенности - соединœение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле; жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.; жесты самоконтроля - руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.; жесты ожидания - потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань и т.д.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтнос­ти, т. е. совпадении жестов и речевых высказываний. Рече­вые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом выска­зываний является сигналом лжи.

Жесты являются наиболее интересными средствами невербальной комму­никации. Во всœем мире основные коммуникационные жесты не от­личаются друг от друга.Когда люди счастливы, они улыбаются; печальны - хмурятся; сердятся - у них сердитый взгляд.

Кивание головой почти во всœем мире обозначает ʼʼдаʼʼ. Скорее это врожденный жест, так как он проявляется и у слепых и у глухих детей. Покачивание головой для обозначения несогласия является универсальным. Может быть, он был приобретен в детстве, когда, наевшись, ребенок отворачивается от материнской груди, ложки. Оскаливание зубов , злобная насмешка обозначает враждеб­ность. Даже улыбка была сначала символом угрозы и лишь позднее она приняла положительное значение. Жест ʼʼпожимание плечамиʼʼ - универсальный жест, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь. Для этого жеста характерны развернутые ладони, поднятые брови.

Знаменитый учитель риторики Квинтилиан говорил: ʼʼДвижения всœего тела помогают оратору, но руки говорят самиʼʼ. Рукам доступно около семисот тысяч разных движений и поло­жений. Пальцы, к примеру, запрещают, предупреждают, манят, грозят, передают счет. Каждый палец - свое назначение. К невербальным средствам общения относится способность личности выражать свое отношение к миру через мимику лица, жесты, позу и т.д.

Наибольшую информацию о вступлении в общение и об отношении человека к окружающему, несет не столько лицо, сколько тело человека. Движения тела (жесты, позы, стили экспрессивного поведения) содержат больше информации о индивидуально-психологическом состоянии человека. Поза - ϶ᴛᴏ положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Выяснено, что человек может принимать 1000 поз. В соответствии с моральными, этическими принципами, установленными в обществе, некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Поза указывает на то, какой статус занимает человек в какой-либо ситуации по отношению к другим людям и как тело размещено. Это свидетельствует либо о расположении, либо о закрытости к общению.

Закрытые позы – человек пытается закрыться каким-либо образом, занять как можно меньше пространства. Часто закрытые позы воспринимаются как позы недоверия, противодействия, несогласия, критики. Часто встречается ʼʼнаполеоновскаяʼʼ поза – стоя, когда руки скрещены на груди; сидя – обе руки упираются в подбородок.

Защитные барьеры. Укрытие за какой-нибудь перегородкой есть естествен­ная реакция человека, которую он усваивает в раннем детст­ве для самосохранения. Взрослея, мы стали так искусно применять данный жест, что его очевидность стала незаметной окружающим.В качестве защитных барьеров могут выступать руки.Замаскированные жесты, связанные со скрещиванием рук, являются усовершенствованными жестами, к которым прибегают люди, постоянно находящиеся в центре внимания. В этом случае в качестве барьера могут служить различные предметы: сумочки, браслеты, часы, запонки и т. п.Ноги тоже могут формировать защитные барьеры. Стан­дартное перекрещивание ноги за ногу говорит о взволнован­ном состоянии и является защитной позицией только определœенном контексте. Закинутая нога напоминает цифру 4 - говорит о присутствии духа соперничества и противоре­чия. Перекрещенные ноги в положении стоя сообщают о на­пряженном состоянии человека.

Открытые позы воспринимаются как доверие, доброжелательность, психический комфорт к собеседнику. Наиболее часто встречаются позы стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты.

Установлено, что если человек заинтересован в общении, то он будет ориентироваться на своего собеседника, перемещая свое тело в его сторону, и, напротив - если не заинтересован, то будет откидываться назад и ориентировать свое тело в сторону. Человек стоящий прямо в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра, хочет заявить о себе. Человек, которому нет крайне важно сти подчеркивать свой статус, будет спокоен, расслаблен, находясь в состоянии непринужденной позы.

Походка - ϶ᴛᴏ стиль передвижения человека, по которому можно судить об эмоциональном состоянии. Так ʼʼтяжелая походка проявляется во время гнева, ʼʼлегкаяʼʼ – при радости, ʼʼвялаяʼʼ и ʼʼугнетеннаяʼʼ при страданиях, а самая ʼʼширокаяʼʼ (самая большая длина шага) – при гордости. Походка человека - это стиль передвижения, по которо­му довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка - при гневе, самая легкая - при ра­дости, вялая, угнетенная походка - при страданиях, самая большая дайна шага - при гордости.

Среди средств общения выделяется особая группа – такесическая, проявляющаяся в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. На использование этих средств большую роль оказывает статус партнера, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия можно разделить на 3 группы: 1) доминирующее рукопожатие – рука сверху, ладонь развернута вниз; 2) покорное рукопожатие – рука снизу, ладонь развернута вверх; 3) равноправное рукопожатие.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесические средства общения (жесты-регуляторы) выполняют функцию статусно-ролевых отношений общающихся. Неадекватное использование этих средств может привести к конфликтной ситуации. Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с иск­ренностью, преданностью и доверчивостью. В повсœедневной жизни люди используют два положения ладони: ладонь протягивается ʼʼлодочкойʼʼ - жест нищего, просящего милостыню; ладонь развернута вниз - сдерживающий, успокаивающий жест. Когда люди откровенны, они протягивают одну или две ладони, раскрывают ладони полностью или частично. Это бессознательный жест. В случае если человек лжет, он прячет ладони или скрещивает их. Сигнал, передаваемый ладонью человека, является од­ним из самых заметных и наиболее значимых невербальных сигналов. В случае если правильно использовать силу ладони, то она мо­жет придать человеку больше авторитета и возможности командовать. Существуют три базовых командных жес­та ладони: положение ладони вверх - доверительное положение; положение ладони вниз - доминирующее положение; положение указывающего перста - агрессивное положение. В современной жизни при приветствии мы используем жест рукопожатия, причем данный жест может помочь вам при разговоре.

Существуют различные виды рукопожатий:властное - протягивается ладонь, направленная вниз. Существует много способов обращения с доминантным рукопожатием. Один из них - охватить руку человека за запястье, а затем встряхнуть ее; перчатка - автор жеста пытается подчеркнуть, что он честен, в связи с этим обхватывает ладонь собеседника обеими руками; пожатие кончиков пальцев - цель его - держать человека на расстоянии и т.д. (рис. 3)

Основные группы жестов и поз человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные группы жестов и поз человека" 2017, 2018.

Понятие жестов

Жест - это действие или движение тела, с по­мощью которого человек сигнализирует другому че­ловеку о своем присутствии, своих интенциях по от­ношению к объектам.

С помощью жестов можно выразить доверие, страх или недоверие. В некоторых случаях жесты делают речь более убедительной, чем слова. Так, человек кажется более убедительным, если он сопровождает свою речь богатой и оживленной жестикуляцией.

Жесты - это важный элемент ки­нестетического поведения, и по этой причине составляют предмет исследо­вания в разных науках.

В Италии впервые исследовать жесты начал Де Йорио, которого особенно заинтересовали традици­онные жесты неаполитанцев. Жестикуляция жителей южной Италии особенно отличается экспрессивностью и служит важным инс­трументом коммуникации.

При исследовании жестикуляции ученые столкнулись с проблемой, как классификация жестов и опре­деление значения, которое им приписывают люди.

Разные ученые, в зависимости от того, какого те­оретического подхода они придерживаются, по-раз­ному определяют - что же такое жест .

Наиболее широкое определение жеста дал Моррис : жест - это действие, которое один человек совершает по отношению к другому с целью - передать ему определенную информацию.

Кендон предложил более узкое определение жеста, приняв за основу две ключевые характеристи­ки. Жест - это действие человека с целью сообщить определенную информацию, и адекватная интерпре­тация этого действия и придание ему того же зна­чения, которое в него вложил отправитель, другим человеком (людьми).

Результаты анализа жеста как средства выражения показывают, что:

1) с помощью жеста как одного единственного движения человек может передать такое ко­личество информации, которое он не смог бы передать с помощью одного слова, а лишь с помощью достаточно большого количества слов;

2) на подготовку жеста у человека уходит значи­тельно меньше времени и когнитивных уси­лий, чем на подготовку соответствующего вер­бального выражения;

3) жест - это безмолвное действие, которое не пре­рывает речь и не служит для нее помехой; с помощью жеста можно выразить обратную связь отправителю сообщения, не прерывая его и не претендуя на право высказаться;

4) жест может прояснить потенциальную неод­нозначность высказывания, разъясняя, о чем именно идет речь;

5) жест можно использовать в ситуации, когда вербальное взаимодействие невозможно; с помощью жеста можно выразить элементы опыта или переживания, которые трудно адек­ватно передать словами;

6) жест обеспечивает непосредственную связь с предметом коммуникации, жест легче воспри­нять и затем вспомнить.

По мнению Кендона, иерархическая структура речи и жестикуляции изоморфны (схожи, соответст­вуют друг другу). Медленно и не часто меняющиеся позы, как правило, сопровождают длинную речь, в то время как более резкие и частые движения возника­ют при короткой речи.

Вербальная активность всегда происходит параллельно с теми или иными телодвижениями.

Кондон и Онгстон попытались доказать, что телодвижения, которые человек соверша­ет в определенный момент, организованы в со­ответствии с тем, что он в этот момент го­ворит. Так, они продемонстрировали, что тело двигается синхронно с речью, и, так же, как и речь, телодвижения имеют собственную ие­рархическую структуру, в которой можно вы­делить отдельные компоненты. Движе­ния тела организованы иерархически, и каждый компонент этой иерархии соответствует ком­поненту из иерархической организации речи. Та­ким образом, в жестикуляции, сопровождающей речь, можно выделить отдельные жесты, кото­рые в совокупности образуют «жестовые фра­зы» по аналогии с речевыми фразами. Чем об­ширнее речевой блок, тем шире и сложнее струк­тура сопровождающей жестикуляции. Кондон и Онгстон утверждают, что движение, сопровождающее речь - это неотъемлемая часть процес­са формирования высказывания. Следовательно, этот процесс происходит посредством дейст­вия двух механизмов: выражение с помощью го­лосовых органов и движений тела. Таким обра­зом, жестикуляция выполняет разные функции по отношению к речи, которую она сопровожда­ет. С одной стороны, существуют движения, подготавливающие речь, а с другой - движения, которые прямо ее сопровождают, то есть следу­ют параллельно речи. Подготавливающие жес­ты служат для выражения вовне когнитивных процессов, непосредственно участвующих в под­готовке высказывания и предшествующих ему. В этом смысле жест представляет собой пере­ходный элемент, выражение идеи в движении облегчает ее формулирование в словах. Жесты, которые человек совершает во время высказыва­ния, контролирует тот же механизм, который организует речь. Эти жес­ты выполняют коммуникативную функцию в ее непосредственном значении. Они обогащают, дополняют, систематизируют информацию, которую человек передает с помощью речи, и тем самым облегчают задачу получателя - вни­мательно следить и понимать то, что до него хотят донести. Кендон, ссылаясь на работу Кондона и Онгстона, утверждает, что жест и речь - это два независимых способа выражения, но они согласованы, поскольку служат для дости­жения одной общей цели - создать модель дейст­вий для выражения значения.

Функции жестов

Разные ученые придерживаются разных точек зрения о том, какие функции выполняют жесты.

Кендон утверждает, что жест выполняет две основные функции - коммуникативную и психологическую .

Коммуникативную функцию приписывают жесту как сознательному действию, направленному на получателя, и состоит она в передаче информации.

В своей психологической функции жест выражает эмоции и ментальные репрезентации, не преследуя цель - произвести впечатление на получателя.

В некоторых случаях жест выполняет сразу обе функции, и независимо от того, для чего его исполь­зовал отправитель, именно собеседник присваива­ет жесту определенное значение.

В большинстве случаев жесты не только служат показателями принадлежности человека к тому или иномy социальному классу и культуре, но и представляют собой самые настоящие жестовые фразы , которые под­готавливают, предвосхищают, сопровождают или расширяют вербальное содержание. И если получатель внимателен к жестикуляции собеседника, он может лучше понять то, что ему хочет сказать собеседник.

Кроме того, жесты стимулируют создание менталь­ных образов, которые участвуют в планировании речи и помогают отправителю найти адекватные лингвис­тические средства для выражения собственных идей.

Наконец, жестикуляция, синхронная с речью, облегчает выражение ментальных репрезентаций в словах.

В случае, когда жест предвосхищает то, что будет выражено в словах, он помогает сохранить информа­цию, которая должна быть закодирована в словах, не­зависимо от них в виде конкретных репрезентаций.

В ходе исследований удалось выяснить, что во время вербального взаимодействия человек использует жесты, чтобы сделать свою коммуникацию бо­лее эффективной. Если использование жестов в опре­деленной ситуации невозможно или недопустимо, че­ловек изменяет стиль и структуру своей речи.

Результаты исследований взаимосвязи между жестикуляцией и речью доказывают, что человек прибегает то к одному, то к другому доступному ему способу коммуникации, в зависимости от того, какие цели во взаимодействии он преследует.

Креативная работа побуждает к интенсивной и экспрессивной жестикуляции, в то время как при воспроизведении текста, заученного наизусть, такая жестикуляция отсутствует. Следовательно, жесты связаны с мыслительной деятельностью.

Исходя из того, что в некоторых случаях вербальные и жестовые эле­менты могут взаимозаменять друг друга, Татьяна Слама-Казаку разработала концепцию смешанного синтаксиса , в которой она обосновала идею о взаимоза­висимости вербальных и невербальных компонентов коммуникации.

За основу она взяла жесты, функционально экви­валентные лингвистическим элементам. С помощью этих жестов человек может выразить то же, что он выражает словами (например, приветствие).

Речевые жесты - это в большей или меньшей степени закодированные речевые действия, созна­тельно выполняемые собеседниками. Они автоном­ны в значении и в большинстве случаев формируют­ся как предложения вместо лингвистического дейст­вия, переводимого вербально.

Другие авторы выделяют в жестикуляции син­таксическую структуру, специфический словарь и большое количество различных значений, проводя аналогию между кинетическим поведением и речью. Телодвижения могут функционировать как собствен­но язык, например, язык знаков глухонемых людей.

Классификация жестов

В ходе исследования жестов возникают трудности с их классификацией, поскольку разные ученые вы­двигали разные предложения о том, как нужно категоризовать жесты. Таким образом, эти трудности в основном связаны с тем, что нет общего мнения, по каким критериям нужно классифицировать жесты.

Кендон утверждает, что много­численные классификации, сформулированные разными учеными, мож­но сгруппировать в две большие категории: семиоти­ческую и функциональную .

Семиотические классификации группируют жесты в зависимости от их значения. Функциональные клас­сификации группируют жесты в зави­симости от того, как они соотносятся с речью, которую сопровождают.

Экман и Фризен предложили сме­шанную классификацию, где выдели­ли 5 категорий жестов в зависимос­ти от условий их применения, проис­хождения и кодировки. Эта классификация была разработана без учета жестов, которые могут заменить речь и представля­ют собой систему знаков, которая принята как язык глухонемых.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕСТОВ Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т.п.) В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция». Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету. В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением. Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.) По мнению Т.М. Николаевой, при классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов. В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются: жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, - пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки - тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.; жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх - объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах - сокрытие неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак - концентрация, стремление к самоутверждению и др.; «игры рук»: пальцы барабанят по столу - демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу - стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.; жесты пальцев: палец засунут в рот - инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту - стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей - опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.; рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др. В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия: жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец - «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.; жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх - оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.; жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза - попытка блокировать ложь; почесывание шеи - сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову - скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка - принятие решения; потирание тыльной стороны шеи - сигнал неоправданных ожиданий и др.; барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; касание предмета, расположенного вблизи другой руки, - стремление к достижению безопасности и др.; барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др. В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е.А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют: аффективно-коммуникативная - жесты, выражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция); регулятивно-коммуникативная - фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта); информативно-коммуникативная - презентация информации об объекте, о себе, о другом. Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н.И. Смирновой: коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др.); описательно-изобразительные жесты, сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.); модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления). Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы: жесты-регуляторы, выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.); жесты-эмблемы - своеобразные заменители слов или фраз в общении (поднятый вверх большой палец и др.); жесты-иллюстраторы - жесты сообщения, образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы», движения руками, соединяющие воображаемые предметы и др.); жесты-адаптеры, демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.); жесты-аффекторы, выражающие через движения тела определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость); жесты оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком - критическая оценка; почесывание подбородка - обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа - озабоченность, сомнение). Жестам всегда присуща, во-первых, вариативность (даже в тех случаях, когда они общеупотребительны), обусловленная прежде всего индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональность. Например, взмах руки может употребляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа от чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие - часто они лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слушать дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать речь, поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свои слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Вариативность и многофункциональность жестов связаны также с различиями культур, в которых они функционируют: один и тот же жест может быть интерпретирован по-разному. Так, удар по ладони партнера в момент или после произнесения фразы «говорит» египтянину или сирийцу о том, что собеседнику понравилась сказанная шутка, острая фраза, а европеец то же движение рук воспримет как проявление неуважения. Кроме того, жесты, распространенные в одной культуре, могут вовсе отсутствовать в другой. Например, жест «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жест«почесывание затылка», передающий у русских старание припомнить что-то, у англичан встречается довольно редко. Такесика - специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения. Такесика базируется на двух основных элементах - физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространстве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т.д.) Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства - любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам). Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие - одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий: ладонь, повернутая вниз, на ладони партнера - стремление к доминированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль; ладонь, повернутая вверх, под ладонью партнера - готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается; ладонь ребром вниз (вертикальное положения) - позиция равенства; рукопожатие «перчатка» (две ладони охватывают одну ладонь собеседника) - стремление показать искренность, отзывчивость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как правило, сопровождается улыбкой и потряхиванием; рукопожатие «котлеткой», вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера; рукопожатие сильное часто является отличительной чертой активных или агрессивных людей; короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безразличии; весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувстве ответственности. В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских. В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога. Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец - 80, француз - 120, а мексиканец - 180 раз. У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство. Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

невербальное средство общение жест

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Невербальные средства общения. Роль жестов, позы, мимики в общении. Классификация жестов.

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальными (словесной) используют жестикулярно-мимические, т.е. невербальные средства. Ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают, их используется 55 % или даже 65 %, а вербальных, соответственно, 45 % или 35 %. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь "расшифровывать", "понимать мимику" собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника .

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, развести руками, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические. Особый интерес представляют символические жесты. Они условны. Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания - отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест разъединения, расподобления - ладони раскрываются, "разъезжаются" в разные стороны: Это совершенно разные темы; Это надо различать; Они разошлись.

Жест объединения, сложения, суммы - пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте объединим усилия.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; кручение пальцем около виска, что означает "из ума выжил", "разума лишился".

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, говорящий с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты не свойственны. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Государственным служащим, преподавателям, юристам, врачам, менеджерам, продавцам, то есть всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, внимательно смотрели в глаза покупателю. Они знали, что при восторге, радости зрачки увеличиваются, а при раздражении, недовольстве, гневе - значительно сужаются.

Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек - ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве. Такой жест характерен для высших военных чинов, работников милиции, директоров. Психологи рекомендуют в стрессовой ситуации, когда приходится ждать приема у зубного врача или вызова к начальнику, перед сдачей экзамену сделать такой жест - и сразу придет уверенность в себе, пропадет страх, наступит некоторое облегчение. Руки на бедрах - жест готовности, агрессии. Такая поза может сопровождаться широкой постановкой ног, а пальцы рук при этом сжимаются в кулак. Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей.

Итак, мимика, жесты, поза выступающего с лекцией, докладом или принимающего участие в разговоре должны свидетельствовать о движении мысли, о чувствах говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

Классификация жестов

По своему характеру и по тому, что они обозначают, какую функцию выполняют, жесты делятся на указательные, изобразительные, символические, эмоциональные, ритмические и механические.

Указательные жесты чаще всего уточняют указательные местоимения тот, та, то, этот, там, тут, туда, здесь, сюда. Например: "принеси (указательный жест) тот стул", "открой (указательный жест) это окно", "возьми (указательный жест) ту книгу и положи на эту (указательный жест) полку". Без указательного жеста такие просьбы выполнить невозможно. Если жест отсутствует, то тот, к кому обращаются с просьбой, обязательно спросит: "Какой стул принести?", "Какое окно открыть?", "Какую книгу, на какую полку положить?". Некоторые злоупотребляют указательными жестами, часто в разговоре показывают пальцем на то, о чем говорят: "Какой (указательный жест) красивый дом построили"; "Дождь будет, (указательный жест) тучи на небе". Такое использование жеста свидетельствует о недостаточном воспитании человека. Особенно неприличным считается, когда обращаются к кому-то с вопросом или просьбой и показывают на него пальцем. Например: "Ты (указательный жест), мальчик, пересядь в первый ряд"; "Вы (указательный жест) не знаете, где ближайшая аптека находится?"

Изобразительный жест показывает размер, величину, форму того, о чем идет речь; изображает, как следует выполнять то или иное действие. Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Значит, речь идет о зубной пасте. Ты спрашиваешь, что такое винтовая лестница? Она вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). Конечно, можно сказать: "Лестница, идущая спирально, винтообразно". Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его. Изобразительные жесты появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы передать описание предмета, состояние человека; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, неуверенность В том, что адресат все понимает); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Символические жесты - условны. Это их отличительный признак. Если изобразительный жест связан с конкретными признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию. Так, россияне при встрече пожимают друг другу руки, а если разделены расстоянием, то соединяют свои ладони и покачивают ими; мужчина может приподнять или снять шляпу и слегка наклонить голову. Актеры, закончив выступление, делают поклон или, прижав руку (руки) к груди, низко кланяются. Такие жесты символизируют сердечное отношение, благодарность, любовь актера к зрителям.

Речь наша бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные чувства, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях: ударить (хлопнуть) себя по лбу (досада), развести руками (недоумение), указать на дверь (обида).

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи - то, что обычно передает интонация. Например, произнося пословицу "За твоим языком не поспеешь босиком", многие производят частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты. Иного ритма требует пословица "У него слово слову костыль подает". Она сопровождается плавным, несколько замедленным движением правой руки в правую сторону.

Среди жестов есть такие, которые производят неблагоприятное впечатление на слушателей. Так, некоторые имеют привычку время от времени потирать кончик носа, дергать себя за ухо, поправлять галстук, вертеть пуговицу. Эти жесты называются механическими. Они отвлекают слушателей от содержания речи, мешают ее восприятию, надоедают и даже вызывают раздражение.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Жест - осознанное движение, несущее смысл. История и современность языка жестов. Создание новой типологии культурно-специфических жестов. Исследование языка мимики и жестов народов разных стран. Описание основных отличий. Пальцевая азбука для двух рук.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    Эффективность использования невербальных средств в процессе общения. Значение мимики как главного показателя истинных чувств и мыслей собеседника. Функции и правила жестикуляции. Особенности ритмических, эмоциональных, указательных, символических жестов.

    реферат , добавлен 06.03.2012

    Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Знание языка жестов и телодвижений. Значение различных типов рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Позы, фиксирующие положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии собеседника. Расшифровка жестов собеседника.

    реферат , добавлен 27.05.2012

    Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. "Фишки" управленческой деятельности или способы приспособления.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Проблемы невербальных компонентов общения как ориентировочной основы для оратора. Виды неречевых средств коммуникации. Фонационные невербальные средства передачи информации. Кинетические компоненты речи. Национальный характер жестов и их особенности.

    реферат , добавлен 17.12.2011

    Американский исследователь Аллан Пиз - исследователь "языка" поз, жестов, мимики человека. Невербальные предложения, их выражение на языке тела. Глаза как информативный орган. Индивидуальность, распознавание и интерпретация невербальных сообщений.

    реферат , добавлен 14.04.2009

    Психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы. Анализ жестов, мимики, позы, визуального контакта, тембра голоса и эмоционального содержания.

    презентация , добавлен 29.05.2016

    Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Вербальные средства общения: язык, знаковые системы, письменность. Рассмотрение невербального общения как общения при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

На сегодняшний день не существует стандартной классификации жестов. Почти все авторы трактуют её по-своему. Например, Анна Михальская разделяет все жесты на четыре основные группы:

  • § Жесты-модификаторы - это жесты, меняющие «интенсивность» значения слов
  • § Изобразительные жесты
  • § Указательные жесты
  • § Регулирующие жесты

Михаил Львов дает такую классификацию:

  • § Жесты, выражающие ваши душевные движения
  • § Жесты, отражающие размеры предметов и явлений
  • § Жесты, изображающие действия
  • § Жесты-указания
  • § Подражательные жесты и т.д..

Дина Архарова жесты, сопровождающие речь, делит на три вида:

  • § В первом, случае жесты непосредственно передают информацию, они даже могут заменять некоторые слова
  • § Во втором - жесты уточняют имеющуюся в речи информацию
  • § В третьем - жесты выражают чувства говорящего (слушающего), его отношение к содержанию речи

А Дэвид Ламберт в своей книге «Язык тела» делит все жесты на такие группы, как:

  • § жесты встречи и прощания
  • § одобрения и согласия
  • § несогласия и отрицания
  • § неодобрения
  • § властные жесты
  • § жесты напряженности и расслабленности
  • § искренности и лживости.

Знаменитые в своих кругах американские психологи Марк Нэпп и Джудит Холл считают важным моментом в классификации жестов уделить внимание их связи с речью, соответственно они рассматривают независимые от речи и связанные с речью жесты.

Независимые от речи жесты также называют эмблемами или автономными жестами. Это невербальные действия, которые имеют прямой вербальный перевод или словарное определение, состоящее обычно из одного - двух слов или из одной фразы.

Связанные с речью жесты, иногда называемые иллюстраторами, прямо соотносятся с речью или сопровождают ее. Значение и функции этих жестов раскрываются по мере того, как мы изучаем их связь с сопутствующей разговорной речью.

Особенного внимания заслуживает классификация американского ученого Аллана Пиза, так как она связана с эмоциями говорящего или слушающего. В своей книге «Говорите точно» он рассмотрел восемнадцать эмоциональных состояний:

  • § Скука. Если собеседник подпирает голову рукой, он наверняка скучает - и чем сильнее он налегает на руку, тем ему скучнее. Существуют разные степени скуки, выражающиеся почти одним и тем же образом. Когда голова слушателя полностью лежит на голове, и он шумно дышит, вы можете с уверенностью сказать, что ему неинтересно. Подобный жест сигнализирует также о критической оценке собеседника (Приложение №1).
  • § Оценка: критическая. Жест, показанный на рисунке, очень редко используется для чего-либо, кроме критической оценки. Если вы выступаете в роли говорящего, то подобная реакция слушателя должна вас насторожить. Чем дольше собеседник находится в такой позе, тем более критически он к вам относится. Поза, показанная на рисунке 1, является частью совокупностью жестов критической оценки, которая показана на рисунке 2. Человек на этом рисунке отгородился от собеседника барьером рук, его ноги скрещены (оборона), голова наклонена (неодобрение), тело отклонено назад (незаинтересованность), голова опирается на руку (недостаток интереса), левая бровь опущена (скептицизм), пальцы согнуты (негатив) - словом, все признаки отрицательного отношения налицо. Убедить такого собеседника в чем-либо будет нелегко (Приложение №2, 3).
  • § Оценка: позитивная. Полным контрастом к предыдущему рисунку является следующий. Обратите внимание, как легко его рука касается щеки. Это не поддержка, а скорее касание. Такая поза свойственна человеку, оценивающему собеседника позитивно или объективно. Этот человек способен оценить все за и против и подойти к ситуации здраво и спокойно. Совокупность жестов позитивной оценки включает в себя легкий наклон головы (интерес), наклон вперед (интерес) и раскрытые пальцы (интерес) (Приложение №4).
  • § Превосходство. Позу, показанную в приложении №5, часто называют «адвокатской». Она является отличительной чертой адвокатов и главных бухгалтеров. Любят занимать такую позу руководители, крупные менеджеры, словом, те, кто чувствует себя умнее, мудрее, лучше собеседника, то есть люди, ощущающие собственное превосходство. Адвокаты любят эту позу, особенно между собой, когда хотят показать, что знают больше собеседника. Данную позу занимают, если хотят повлиять на собеседника. (Приложение №5).
  • § Уверенность. Пальцы домиком - это один из жестов, которые можно интерпретировать отдельно и который имеет совершенно однозначное эмоциональное толкование - уверенность. Женщины обычно складывают руки на коленях, что выглядит менее агрессивно, чем руки на столе, что предпочитают мужчины (Приложение №6).
  • § Открытость. Значение открытых рук восходит еще к каменному веку - человек показывает собеседнику, что у него нет оружия и нет злого умысла. Сегодня этот жест используется, чтобы продемонстрировать открытость, честность или подчинение. Тот, кто полностью честен или открыт по отношению к вам, бессознательно раскрывает руки в процессе разговора. Тот же, кто не совсем честен, точно так же подсознательно держит ладони вне поля зрения, в карманах или под мышками. Открытые ладони - ключ к определению степени честности собеседника. Тот, кто обманывает, почти наверняка будет стараться спрятать руки (Приложение №7,8).
  • § Оборона. Руки, скрещенные на груди, - универсальный жест закрытости. Вероятнее всего, он происходит из стремления прикрыть сердце и легкие от удара. Люди, привыкшие скрещивать руки, обычно не соглашаются с этим, утверждая, что им такая поза просто удобна. И это правда. «Закрытые люди, люди, занимающие оборонительную позицию, всегда чувствуют себя удобно именно в такой позе. Любая поза или жест удобны, когда они соответствуют вашему эмоциональному состоянию. Если вы находитесь среди посторонних, вам наверняка будет удобнее именно в такой позе. Если вы отдыхаете среди друзей, то вы бессознательно выберете другую. Мужчина (приложение №9) сидит в полностью оборонительной позе - руки и ноги скрещены, кисти сжаты (враждебность), напряженная шея (отказ от участия), склоненная голова (критический подход), пиджак застегнут (защита). Мы не можем понять выражение его глаз из-за тёмных очков, а борода и усы скрывают выражение лица. Все эти факторы делают для изображенного человека почти невозможным установление доверительного контакта с посторонними» (Приложение №9).
  • § Ожидание. Мы потираем ладони, когда ожидаем результата. Энергичное потирание показывает возбуждение, а медленное, неторопливое свойственно ожиданию чего-либо приятного для ожидающего. «Итак, позвольте мне предложить вам хорошую сделку», - говорит менеджер, медленно потирая ладони. «Давайте пойдем в кино!» - кричит ребенок, быстро и энергично растирая ладони и всем своим видом демонстрируя нетерпение. Скорость такого движения может оказаться ключом для собеседника (Приложение №10).
  • § Неуверенность. Почёсывание или потирание шеи пониже и сзади уха - это надежный сигнал, что собеседник не понимает смысл сказанного. Когда человек говорит вам, что не понимает, что вы имеете в виду, подобный жест подтверждает сказанное. Но что делать, ели человек говорит, что всё понимает, но в то же время делает такой жест? Когда вербальный и невербальный каналы вступают в противоречие, предпочтительнее трактовка невербального. Именно невербальные сигналы более точно показывают подлинные чувства собеседника. Почёсывание макушки также сигнализирует о неуверенности (Приложение №11).
  • § Симпатия . Когда между двумя или более людьми существуют определенные взаимоотношения, мы говорим о ментальном контакте, связи между ними. Эта ментальная связь бессознательно проявляется и через язык тела. Мы непроизвольно копируем позы и жесты людей, которые нам нравятся. Для того, чтобы почувствовать связь между нами, мне будет достаточно лишь скопировать ваши жесты и позу - и вы разу же почувствуете, что я вас понимаю. Исследования показывают, что, когда люди находятся среди посторонних, мы никогда не стремимся скопировать их позы и движения (Приложение №12).
  • § Равенство. Современный обычай рукопожатия берет своё начало в древнем ритуале борьбы рук, армреслинга, когда победитель должен был своей ладонью припечатать руку проигравшего. Отсюда и пошло английское выражение «upper hand»,означающее превосходство, господство, а в буквальном переводе значащее «верхняя рука». Современное рукопожатие - это горизонтальная версия армреслинга. Человек, чья рука оказывается выше, ощущает превосходство над собеседником и претендует на доминирующую роль. Когда человек стремится повернуть руку собеседника, то в результате мы имеем крепкое рукопожатие равных друг другу людей. В этом случае оба участника ровно и спокойно относятся друг к другу (Приложение №13).
  • § Доминирование. Совершенно очевидно, что поза, показанная на рисунке, весьма популярна среди мужчин, стремящихся доминировать в обществе. Они обычно постепенно пытаются занять её, и, как только такая возможность им предоставляется, они тут же пытаются доминировать над слушателем или в группе собеседников. Самый простой путь поставить такого человека на место, это предложить ему кресло или стул с подлокотниками. Другой признак доминирования - это рукопожатие ладонью вниз, то есть когда второй человек стремится поместить свою руку над вашей (Приложения №14, 15).
  • § Принятие решения. Если предложить группе мужчин и женщин сделать выбор между двумя вариантами решения А и Б и сказать им, что решение надо принять за 60 секунд. Мы увидим, что большинство из них тут же возьмутся за подбородок. Этот жест показывает, что идет процесс принятия решения, поэтому вам следует дождаться, пока рука оставит подбородок в покое. Очень часто первый последующий за этим жест означает, было ли принятое решение позитивным или негативным (Приложение №16, 17).
  • § Утаивание. Исследования, проведенные Алланом Пизом над людьми, которые по роду занятий являются профессиональными лжецами, - медсёстрами, актерами, политиками и адвокатами, - показали интересные результаты. В одной серии тестов медсёстрам велели солгать пациентам относительно их здоровья и быть достаточно убедительными. В другой серии им велели быть максимально честными и открытыми. Видеозаписи показали, что, когда сёстры говорили правду, они очень редко касались своего лица. Если они и делали это, то случайно, без взаимосвязи с другими жестами и движениями. Однако когда они лгали, то количество касаний лица выросло в десять раз по отношению к нормальному. Отсюда напрашивается очевидный вывод: люди, которые начинают лгать, одновременно начинают касаться своего лица. Касание носа, по-видимому, уходит корнями в стремление прикрыть рот, произносящий лживые слова. Потирание же глаза происходит от детской попытки закрыть глаза обеими руками, чтобы не видеть чего-либо неприятного. Человек, который действительно «не может этого видеть», очень часто использует такой жест (Приложение №18, 19).
  • § Готовность. Большинство птиц, рыб и животных распушаются или надуваются, чтобы сделаться больше и напугать или, наоборот, привлечь внимание, в зависимости от ситуации. Люди недалеко ушли от животных в этой области - они поступают точно так же. Руки на бёдрах зрительно делают человека шире, а поднимание на носки - выше. Вопрос заключается лишь в том, к чему же готов этот человек? Ключом являются обстоятельства, в которых был сделан тот или иной жест. Человек может быть готов к ссоре или, наоборот, к отступлению, готов врезать вам по зубам или пригласить на танец. Мужчина (Приложения №20, 21).демонстрирует готовность к действию сидя. В зависимости от контекста он может быть готов уйти, принять участие в разговоре, что-то купить. Еще раз повторим, что ключом должны быть (Приложения №20, 21).
  • § Раздражение. Когда обстоятельства (человек говорит вам неправду и чувствует, что вы понимаете это, он часто непроизвольно начинает ослаблять воротничок. Создается впечатление, что ему жарко и он хочет, чтобы воздух циркулировал под воротником. Этот жест свойственен и мотоциклистам, попавшим в пробку. Так они выражают своё раздражение. Потирание шеи также может служить сигналом раздражения. Когда две собаки готовы подраться, шерсть на их шеях встаёт дыбом, а на коже выступает испарина. То же самое происходит и с человеком, когда он ощущает, что обстоятельства или его собеседник раздражают его, неприятны ему или даже враждебны. Чтобы облегчить неприятные ощущения, возникающие в районе шеи, человек начинает потирать её. По всей видимости, выражение «свалиться на мою шею» произошло именно отсюда (Приложение №22).
  • § Неодобрение. Если собеседник в процессе разговора вдруг начинает стряхивать с рукава соринки и пушинки в то время, когда кто-то излагает ему свою точку зрения, то это является явным признаком утраты интереса или неодобрения. Если это близкий друг, то вполне возможно, он просто утратил интерес к теме разговора. Точно так же человек, курящий сигарету в процессе разговора, если он не одобряет ваших слов, то предпочитает смотреть вниз, выдыхать дым в том же направлении. Выдыхание дыма вниз почти всегда означает негативное отношение. Этот прием был любимым приемом Хэмфри Богарта, когда он играл подозрительных или таинственных персонажей (Приложения №23, 24).
  • § Недоверие . Когда ребенок говорит неправду, довольно часто прикрывает рот рукой в бессознательной попытке остановить поток неправды. Когда взрослый хочет подавить свои мысли и чувства, скрыть их и не высказывать, он поступает точно так же. «Нет ничего более неприятного, чем аудитория, сидящая с таким выражением на лицах, в тот момент, когда вы излагаете свою точку зрения. Люди, которые не доверяют собеседнику или не согласны с его точкой зрения, часто пользуются таким жестом, поэтому он может служить вам надежным сигналом. Когда ребенок не хочет слушать замечания родителей, он затыкает уши руками. Взрослая версия такого поступка - это потирание уха, почёсывание, загибание мочки и т.д. Обычно этот жест означает: « Я уже наслушался» (Приложение №25, 26).

Таким образом, мы видим многообразие классификаций жестов с точки зрения различных ученых и как следствие разных подходов к ее составлению. Это следует из новизны науки о невербальной коммуникации в целом, и кинесики в частном. Какой классификации придерживаться - решать лишь заинтересованному читателю, мы же придерживаемся классификации Аллана Пиза, так как она неразрывно связана с эмоциональными состояниями человека.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме