Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Плюсы и минусы миграции. «Понаехали»: нужны ли России мигранты? Положительные и отрицательные моменты миграции

1

Данная статья посвящена рассмотрению последствий значительно интенсифицировавшейся в начале XXI в. трудовой миграции. В работе приведены дефиниции понятий «миграция» и «трудовая миграция». Проанализированы исследования представителей отечественной и зарубежной научной мысли, касающиеся трудовой миграции и ее влияния на общества исхода и приема. Основное внимание в статье уделено изменениям, с которыми сталкиваются в результате трудовой миграции страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов. Последствия трудовой миграции весьма разнообразны, однако их объединит конвергенция в уровнях оплаты труда между обществами исхода и приема и последующее выравнивание экономического развития стран.

трудовая миграция

трудовые ресурсы

страна-донор

страна-реципиент

занятость

безработица

квалификация

оплата труда

денежные переводы

инфляция

конвергенция.

1. Безбородова Т. М. К вопросу о социально-экономической природе миграции трудовых ресурсов в Россию из стран ближнего зарубежья // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2010. – № 1. – С. 76–80.

2. Верещагина Т. А., Коростелева Е. С. Миграция как фактор социально-экономического развития территории // Вестник Челябинского государственного университета. – 2004. – Т. 8. – № 1. – С. 46–50.

3. Демографический понятийный словарь / Под ред. Л. Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2003. – 352 с.

4. Загуляев Д. Г. Концепция регулирования международного рынка труда наёмных работников исходя из рентного характера мировой экономики // Вестник ЮУрГУ. – 2010. – № 7. – С. 4–10.

5. Зайончковская Ж. Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. – М.: Центр миграционных исследований, 2007. – 370 с.

6. Иванова Т. Д. Трудовая миграция россиян: экономические и социальные эффекты (по результатам социологического исследования) // Проблемы прогнозирования. – 2008. – № 4. – С. 82–98.

7. Колосницына М. Г., Суворова И. К. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Экономический журнал ВШЭ. – 2005. – № 4. – С. 543–565.

8. Мкртчян Н. В. Демографическая ситуация и межэтнические процессы в России как базисные условия формирования перспективной иммиграционной политики // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН / Гл. ред. А. Г. Коровкин. – М.: МАКС Пресс, 2005. – С. 418–439.

9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 6-е изд., перераб. и доп. – 512 с.

10. Рязанцев С. В. Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕВРАЗЭС // Вопросы экономики. – 2008. – № 6 . – С. 71–83.

11. Ситарчук Е. А. Экономические функции миграции в развитии потенциала рынка // Terra Economicus. – 2010. – Т. 8. Ч. 2. –№ 4. – С. 25–29.

12. Шишков Ю. Вызовы и перспективы глобальных миграций // Международные процессы. – 2011. – № 3. – С. 4–17.

13. Эргешбаев У. Ж. Миграция населения Киргизской Республики в Россию: социально-экономические последствия // Регион: экономика и социология. – 2009. – № 2. – С. 156–165.

14. Эргешбаев У. Ж. Современная трудовая миграция населения стран Центральной Азии в Россию // Научные ведомости. – 2009. – № 7 (62). – C. 74–81.

Введение

Развитие мировой экономики в XXI в. ознаменовано интенсификацией миграционных процессов. По данным Международной организации по миграции (IOM) в 2010 г. общее число зарегистрированных мигрантов во всем мире составило 215,8 млн человек, приблизительно 100 млн - находились в станах иммиграции нелегально .

Россия не осталась в стороне от мировых экономических тенденций, уступая по показателям ежегодно прибывших (780,7 тыс. чел. за 1991-2001 гг.) лишь Германии (864,8 тыс.) и США (923,6 тыс.) .

Экономический словарь определяет миграцию как « перемещение людей, работников, связанное, преимущественным образом, с изменением места жительства и места работы» .

Вид миграции, «связанный с занятостью и поисками работы», д-р экономических наук, российский демограф, социолог и экономист Л. Л. Рыбаковский называет трудовой миграцией . В случае трудовой миграции речь идет о заработках на стороне и о выезде на короткое время, причем выезд предполагает возвращение или в страну исхода (внешняя) или в город постоянного проживания (внутренняя трудовая миграция) .

В 1960 г. согласно IOM в мире насчитывалось 3,2 млн трудовых мигрантов, на начало 1995 г. - более 35 млн, а в 2008 г. - уже 93 млн (3 % мировых трудовых ресурсов). Учитывая, что мигранты, как правило, переезжают в другие страны с семьями, численность переселенцев оказывается вдвое, а то и втрое больше .

Проанализировав работы отечественных и зарубежных авторов, можно сделать вывод, что трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные стороны, кроме того, «плюсы» и «минусы» будут различными для страны-реципиента и для страны-донора.

К числу положительных последствий трудовой миграции для страны-импортера трудовых ресурсов относятся следующие аспекты:

1. Смягчение проблемы занятости благодаря ликвидации дефицита рабочей силы. Так, нехватка трудовых ресурсов заметно тормозит рост российской экономики в последние годы. Согласно данным Госкомстата в 2005 г. в промышленности не было заполнено каждое пятое рабочее место. Число вакансий в промышленности России возросло в 3-5 раз в течение 2007-2010 гг. По оценкам экспертов отечественной экономике в ближайшие 50 лет потребуется дополнительно от 35 до 70 млн иммигрантов .

2. Стимулирование дополнительной занятости, образование дополнительных рабочих мест и развитие инфраструктуры, вызванное спросом иностранных рабочих на товары и услуги .

3. Улучшение уровня и качества жизни населения и развитие сферы услуг, строительства и сельского хозяйства вследствие непритязательности трудовых мигрантов в выборе работ, малопривлекательных для местного населения .

4. Повышение качества местной рабочей силы, т.к. привлечение малообразованных, неквалифицированных трудящихся-мигрантов стимулирует местное население заниматься более интеллектуальным трудом, т.е. способствует их вертикальной мобильности .

5. Высококвалифицированные специалисты, получившие образование в других странах, приносят принимающим обществам «чистую прибыль», позволяя без предварительных затрат получить большую отдачу. Так, в США иностранное происхождение имеют 60 % авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30 % - по другим естественным наукам .

6. Рост производительности и эффективности труда, повышение конкурентоспособности выпускаемых страной товаров благодаря создаваемым более низкой ценой рабочей силы мигрантов предпосылкам для привлечения иностранных инвестиций и внедрения новых технологий, мультипликационному эффекту за счет роста производства и снижению издержек производства .

7. Решение демографической проблемы. С 2006 г. Россия теряет до миллиона человек трудоспособного населения в год. А с 2006 по 2015 г. людей, находящихся в трудоспособном возрасте, станет на 10 млн меньше. Поэтому привлечение мигрантов стало рассматриваться большинством специалистов как наиболее оптимальный путь восполнения трудовых ресурсов для будущего инновационного развития российской экономики. Доказательством правильности данной стратегии является опыт развитых экономик: в планах ЕС - привлечение до 2050 г. 40 млн мигрантов, США - до 100 млн .

8. Рост экономических показателей принимающей страны (совокупный спрос; увеличение доходной части бюджета за счет роста поступлений от налогов и сборов) .

По оценкам Национальной Академии Наук США иммиграция дает стране чистую прибыль в размере 10 млрд в год . А директор ФМС России К.О. Ромодановский считает, что вклад трудовых мигрантов в российский ВВП - не менее 50 млрд долл. .

9. Замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников .

10. Смягчение проблемы «старения нации», особенно в случае миграции семей .

11. Мигранты обогащают культуру принимающей страны новыми элементами, способствуя развитию толерантности среди местных жителей .

Однако страна-реципиент трудовых ресурсов неминуемо столкнется и с отрицательными последствиями трудовой миграции, главными из которых будут:

1. Демпинг на рынке труда и в сфере услуг, приводящий к снижению заработной платы местных работников. По результатам опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады в июле 2005 г., каждый пятый россиянин негативно относятся к притоку мигрантов именно потому, что «мигрантам меньше платят, и они сбивают оплату труда местного населения» .

2. Усиление конкуренции за рабочие места, осложнение ситуации на внутреннем рынке рабочей силы и маргинализация менее квалифицированных работников, вызванные тем, что мигранты занимают рабочие места, выполняя работу, в которой могло бы быть задействовано местное население .

По данным, приводимым Т. М. Безбородовой, «значительная часть рабочих мест, занятых сегодня мигрантами (от 50 % в Москве до 30 % в регионах)», стала исключительно мигрантской, т.е. «зарезервирована» за ними на долгие годы. Остальные рабочие места «отвоевываются» мигрантами в конкурентной борьбе с местным населением». Результаты репрезентативного обследования россиян показали, что 35 % респондентов негативно относятся к притоку мигрантов, так как последние занимают рабочие места, где могли бы работать местные жители .

3. Рост безработицы, вызванный массовым притоком мигрантов .

4. Мигранты оказывают сопровождаемое осложнением жилищных проблем давление на социальную инфраструктуру, а также увеличивают расходы на социальные, языковые, обучающие программы, являются причиной возникновения мигрантских гетто .

5. Снижение эффективности и производительности труда из-за вызванных использованием более дешевой рабочей силы проблем с внедрением трудосберегающих технологий .

6. Львиную долю сбережений мигранты отправляют на родину, что не способствует повышению их платежеспособного спроса в принимающем обществе и реинвестированию капитала в экономику страны-реципиента .

По данным ЦБ РФ в 2006 г. совокупный годовой заработок трудовых мигрантов в России составил 20 млрд долл., более 3 млрд долл. было вывезено из страны в виде денежных переводов, 10 млрд долл. - наличными. По оценкам С. В. Рязанцева, российская экономика недополучает примерно 4,5 млрд долл. налоговых отчислений вследствие недостаточной транспарентности денежных переводов трудовых мигрантов .

7. Стихийный приток трудовых мигрантов и отсутствие координации предложения с реальным спросом на рабочую силу приводят к неэффективному использованию потенциала мигрантов вследствие их концентрации не в отраслях и регионах, испытывающих нужду в дополнительной рабочей силе, а там, где можно рассчитывать на быстрый и не всегда легальный заработок. Так, миграционный поток из Киргизии направлен преимущественно в европейскую часть России, на юг, в крупные города, а не в сельскохозяйственные районы Зауралья, что не способствует развитию сельского хозяйства .

8. Массовые экономические (контрабанда, незаконные финансовые операции) и уголовные правонарушения .

9. Улучшение демографического положения стран-импортеров трудовых ресурсов за счет миграции не все исследователи рассматривают как положительный эффект. Источником прибыли, по мнению отдельных авторов, является не труд, а интеллект, труд - лишь средство реализации интеллекта. Следовательно, улучшение демографической ситуации в стране возможно только за счет привлечения «интеллектоносных» трудовых ресурсов .

10. Негативное отношение местного населения к мигрантам в целом .

11. Мигранты могут полностью отрицать культуру принимающей страны, пытаться навязать свою собственную, провоцируя тем самым межэтнические конфликты .

Как и страна-экспортер, страна-импортер трудовых ресурсов сталкивается и с отрицательными, и с положительными последствиями трудовой миграции. К последним относятся следующие аспекты:

1. Снижение уровня безработицы и неполной занятости в странах-донорах .

2. Создание рабочих мест, повышение уровня жизни населения и смягчение бедности благодаря инвестированию мигрантами и фирмами-посредниками денежных средств в народное хозяйство страны происхождения. Кроме того, денежные переводы усиливают позиции национальной валюты, сглаживают колебания внешнеторговой конъюнктуры, ускоряют темпы роста ВВП и ВНП, увеличивают золотовалютные ресурсы .

Масштабы финансовых переводов мигрантов неуклонно растут, достигнув в 2010 г. 325 млрд долл. Реальные объемы финансовых ресурсов, пересылаемых мигрантами на родину, по оценкам Мирового банка, приблизительно на 50 % превосходят официально регистрируемые переводы. Подобные переводы вносят существенный вклад в ВВП развивающихся стран. К примеру, в Ливане переводы трудовых мигрантов составили в 2010 г. 22 % от ВВП, в Молдавии - 23 %, в Таджикистане - 35 % .

3. Повышение квалификации трудовых мигрантов, работающих за границей, приобретение ими новых производственных и организационных навыков, приводящее к повышению эффективности и производительности труда в дальнейшем. Так, значительная часть населения Киргизии титульной национальности имеет низкий квалификационный уровень. Пребывание в стране с более передовыми технологиями, более высокими требованиями к производственным процессам, более высокими трудовыми стандартами, повышает общеобразовательный и культурный уровень мигрантов, они получают опыт и знания, которые пригодятся им на родине .

4. Трудоустройство мигрантов с низким уровнем образования; создание бизнеса в сфере услуг страны-реципиента .

5. Накопление стартового капитала для создания малых и средних предприятий после возвращения мигранта домой, что содействует формированию в стране-доноре среднего класса .

6. Возможность для мигрантов участвовать в так называемой «этнической экономике» принимающей страны, ориентированной на потребителей-земляков .

7. Возникновение совместных предприятий, увеличение товарооборота между страной-экспортером и страной-импортером трудовых ресурсов .

Однако нельзя не учитывать, что приведенные выше положительные моменты являются сугубо бухгалтерскими и не способствуют долгосрочному развитию трудовых ресурсов страны-экспортера. В силу рентности воспроизводства трудовых ресурсов в мире и неравновесности, при распределении заработанной прибыли, большая часть данных «плюсов» «уходит из производственного использования в частные карманы» .

Основными отрицательными последствиями трудовой миграции для страны-донора являются:

1. Снижение производственного потенциала страны и ухудшение качества кадрового обеспечения промышленности, строительства, транспорта и других отраслей экономики вследствие оттока высококвалифицированных специалистов и уменьшения численности экономически активного населения .

2. Обеднение интеллектуальной среды, эрозия и распад интеллектуального сообщества и дефицит профессиональной рабочей силы, требующие затрат на восполнение утраченного высококвалифицированного потенциала .

3. Усложнение этнополитической ситуации в стране-доноре, возникновение и обострение межэтнических, региональных и клановых противоречий. Так, в результате притока коренного населения из южных областей Киргизии в северные происходит дробление населения на местных и приезжих, приводящее к конфликтам на почве разделения сфер влияния различных кланов .

4. Утрата поликультурности и поликонфессиональности, обеднение культурных межэтнических взаимодействий, нарушение преемственности национальных традиций .

5. Ухудшение демографической ситуации в стане-доноре .

6. Чем больше живут мигранты за рубежом, тем меньше становятся их денежные переводы, связи с родиной постепенно ослабевают .

7. Рост инфляции в случае значительного веса внешних трансфертов .

Объединяет все многообразие последствий трудовой миграции, как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров трудовых ресурсов, малозаметный процесс сближения уровней заработков в странах происхождения мигрантов и в странах их временного пребывания. С одной стороны, в стране исхода разница в оплате труда ведет к сокращению трудоспособного населения. Избыток человеческого капитала уменьшается, а его цена повышается. Мигранты, узнавшие за рубежом цену своего труда, становятся менее сговорчивыми при заключении трудовых контрактов дома. И то и другое вынуждает нанимателей в странах происхождения мигрантов учитывать уровень оплаты их труда в странах преимущественной эмиграции. С другой стороны, приток дешевой рабочей силы в страны с высокой оплатой труда замедляет ее рост .

Подобная конвергенция стоимости труда наблюдалась давно: реальная заработная плата в Швеции в 1850-х годах составляла 24 % от уровня заработной платы в США, а к 1914 г. она повысилась до 58 % .

Итак, трудовая миграция является неотъемлемым атрибутом современного рынка труда, почувствовать влияние которого довелось и России, ставшей в XXI в. центром притяжения обширных миграционных потоков, в первую очередь, из стран СНГ и Китая. Въезд трудовых мигрантов в Россию может стать причиной снижения уровня оплаты местных работников и их «вытеснения» с рабочих мест; усилить давление на социальную инфраструктуру. Однако демографическая проблема и дефицит трудовых ресурсов не оставляют России выбора в решении вопроса о необходимости привлечения мигрантов в экономику. Немаловажно и то, что трудовая миграция позитивно повлияет на многие аспекты российской экономики, смягчая проблемы занятости и создавая дополнительные рабочие места, повышая производительность и эффективность труда. В свою очередь из-за оттока трудовых ресурсов страна-импортер столкнется с ухудшением демографической ситуации, дефицитом профессиональной рабочей силы и ростом инфляции. Однако снижение безработицы и инвестирование денежных средств в хозяйство страны-донора будут способствовать улучшению экономических показателей и формированию среднего класса. «Примирить» столь неоднозначные последствия трудовой миграции может, на наш взгляд, наблюдаемая в уровнях оплаты труда в странах-донорах и странах-реципиентах конвергенция. Подобное сближение уровней заработной платы сглаживает и гармонизирует «плюсы» и «минусы» трудовой миграции, постепенно выравнивая экономическое развитие стран.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Влияние миграции на систему социально-трудовых отношений), проект № 11-32-00305а2.

Рецензенты:

Барышева Г. А., д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск;

Нехода Е. В., д-р экон. наук, профессор кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.

Библиографическая ссылка

Раковская В. С., Соловьёва Н. Н., Туманова И. А. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАН-ДОНОРОВ И СТРАН-РЕЦИПИЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9443 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Главной проблемой внутренней миграции в стране становится стремление переезда в город деревенских жителей. Жители сёл, деревень и прочих низкоуровневых поселений, практически, ежедневно, мигрируют в ближайшие города. Казалось бы, что плохого в стремлении людей к улучшению качества жизни?

Но с другой точки зрения можно заметить, что за последний десяток лет четверть деревень и поселков исчезло с карты страны. Эту проблему не разрешает даже урбанизация поселений.

Следующей проблемой внутренней миграции в России оказалась межрегиональная миграция.

В некоторых регионах цены на недвижимость являются слишком высокими для молодых семей. По этой причине они мигрируют в районы с более приемлемыми расценками на жилье. Например, молодые семьи успешно мигрируют в южные регионы из-за привлекательных предложений на недвижимость. В Кубанском районе развивается множество строительных проектов, которые являются решением проблем с местом жительства. Например, коттеджи в Краснодаре стоят куда дешевле, чем, скажем, в Самаре.

Внешняя миграция

Основная проблема внешней миграции в России заключается в опасении утечки ценных кадров из страны. Высококвалифицированные кадры стремятся к получению благ и капитализации собственных знаний. Если страна проживания не открывает таких возможностей, то специалист покидает страну, с целью переезда на ПМЖ в более развитую местность.

За рубежом спрос на российских ученых, людей творческой профессии, программистов и инженеров растет с каждым днем, что становится дополнительным пунктом к списку причин миграции из России.

На фоне этой картины в Россию мигрируют кадры низкой ценности из ближайшего зарубежья, которые имеют склонность криминалу. Это перемещение происходит с целью ведения трудовой деятельности на территории России, перемещения в третьи страны, а также с целью укрывательства от ответственности перед законодательством своей страны. Кроме того, их въезд, чаще всего, происходит методом, нарушающим законодательство РФ.

Причиной миграции является низкий уровень развития близлежащих стран, плохо развитая экономика и отсутствие перспектив для развития. Международная миграция рабочей силы в России усугубляет общее положение дел.

Особенности миграции в России касаются занятости населения. Трудовая миграция в России является не менее значимой проблемой. Люди стремительно мигрируют в регионы с более высоким уровнем зарплат, а это, опять же, напрямую зависит от уровня регионального экономического развития. Кроме того, в некоторых регионах присутствует безработица, которая становится действительной причиной миграции в другие регионы. Как итог, решением внутренней трудовой миграции в России, для регионов, в которых не хватает «рабочих рук», является внешняя миграция рабочей силы из других стран.

Положительные и отрицательные моменты миграции

Несмотря на все выше перечисленные проблемы, есть плюсы и минусы миграции в России.

Плюсы:

    Нехватка рабочей силы в стране компенсируется приростом рабочей силы из других стран.

    У эмигрантов улучшается качество развития инфраструктуры.

    Повышение уровня трудовой занятости населения. Как правило, иностранные работники претендуют на профессии низкой квалификации, в результате чего, граждане РФ открыты к работам более высокой квалификации.

    Из-за того, что россияне не всегда претендуют на работу низкой квалификации, в низкоквалифицированных отраслях не хватает работников. Но этот пробел восполняется

    за счет притока эмигрантов и дает хороших толчок к быстрому развитию этих отраслей.

    Рост конкурентоспособности продукции, выпускаемой в РФ, благодаря низкой стоимости труда эмигрантов.

Минусы:

    Намеренное занижение цен на услуги и товары, которое приводит к снижению заработных плат на граждан РФ.

    Повышение конкуренции на рабочих местах.

    Излишняя загруженность социальной системы: эмигранты также претендуют на места в школах, дошкольных учреждениях, на медицинские услуги.

    Негатив, направленный гражданами России на эмигрантов.

    Отрицание эмигрантами культуры принимающей страны, попытка навязать свою культуру. Это может привести к конфликтам.

У населения России вызывает тревогу состояние здоровья значительной части прибывающих мигрантов. По данным СМИ около 11% приезжих мигрантов страдает различными инфекционными заболеваниями, в том числе и имеющими крайне тяжёлые последствия.

Например, в связи с массовыми миграционными потоками в июле 2002 году в Москве впервые произошел случай массового заболевания малярией. При этом, по данным специалистов Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы, малярию к нам, в основном, везут граждане Азербайджана и Таджикистана. По сообщению главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко – около 2,7 тысяч трудовых мигрантов, прибывших в Россию в первой половине 2007 года больны ВИЧ и туберкулёзом, а более 4,5 тысячи имели инфекции, передающиеся половым путём.

За 7 месяцев 2007 года было выборочно обследовано около 90 тысяч иностранцев, при этом у них были выявлены следующие заболевания:

Из 88150 обследованных на ВИЧ вирус иммунодефицита – выявлен у 165 человек.

Из 88150 обследованных на сифилис – выявлен у 2158 человек.

Из 78913 обследованных на туберкулёз – выявлено у 387 человек.

Только за семь месяцев 2007 года у 7248 иностранцев обнаружили вирусный гепатит типа В, несвоевременное лечение которого приводит к инвалидности или смерти. В целом доля больных гепатитом среди мигрантов достигает 8%. Кроме того, в этом году в России завозили брюшной тиф их Дагестана, Таджикистана, Бангладеш и Индии.

При этом у представителей некоторых национальных групп количество заражённых некоторыми видами опасных болезней может значительно превышать средний уровень. Например, по результатам проверки московских рынков было выявлено, что 80%(!) торговцев-индусов ВИЧ инфицированы.

Эти данные неоднократно появляются как в СМИ, так и в научной и научно-популярной литературе (посвященным сферам миграции, межнациональным отношениям и. т. п.), что связанно как с существующей в России свободой слова, так и со стремлением предоставить населению наиболее «сенсационную» информацию. Естественно, что такого рода информация также оказывает крайне негативное влияние по отношению к приезжим. Однако значительная часть таких сведений является официальными фактами, которые не могут не вызывать тревоги у населения России.

…В связи с обилием приезжих существенно изменился конфессиональный и внешний вид населения России. С начала 90-х годов столицу России – Москву накрыла настоящая «кавказская волна». По сравнению с 1995 годом численность мигрантов из республик Закавказья выросла в 20 раз.

Например, армянская диаспора в Москве за последние 10 лет увеличилась с 40 тысяч до приблизительно 500 тысяч (то есть более чем в 10 раз), грузинская – с 25 до 70 тысяч. Численность национальных диаспор быстро растет и в самой России. Только за период 1993-1994 годов в Россию въехало около миллиона грузин, из которых 650 тысяч получили российские паспорта.

Изменения состава населения сегодня видны очень явно. Если к концу 80-х годов прошлого века численность этнических меньшинств не превышала в столице 10% от общего числа москвичей, то сегодня благодаря выходцам из южных республик СНГ ситуация резко изменилась. По некоторым данным, только «лиц кавказкой национальности» в Москве – около 30%. Социологи между тем бесстрастно сообщают, что мусульманские диаспоры теперь наряду с остальными москвичами и градообразующие (не менее 1% от общего числа жителей), и градоопределяющие (не менее 10% горожан).

По прогнозам ведущего научного сотрудника института общей генетики им. Вавилова, кандидата биологических наук Ольги Леонидовны Курбатовой – «В 2025 г. доля русских в Москве составит 73-75%. Резко возрастет процент выходцев с Кавказа и из Закавказья. Изменится соотношение представителей религиозных конфессий. Если в 1994 г. количество христиан и мусульман соотносилось как 37: 1, то в 2025 г. оно будет выглядеть как 5: 1 ».

Кроме того, по данным ученых за последнее десятилетие уровень генетического разнообразия населения Москвы стал «зашкаливать». Из-за возросшего числа межнациональных браков значительно увеличилось так называемое «брачное расстояние» – дистанция между местами рождения супругов. Сейчас этот показатель зачастую превышает 1200 км. Сами мигранты привносят в город не только свои обычаи и диалекты, но и гены. Столичным медикам надо быть готовыми к тому, что вскоре изменится спектр наследственных болезней.

Так, у жителей Закавказья и Средней Азии чаще, чем у представителей средней полосы России, встречаются наследственные заболевания крови, вызванные мутациями гена гемоглобина. В последнее время проводятся исследования некого гена устойчивости к СПИДу. Оказывается, у закавказских народов он встречается реже, чем у славян. Эти факторы, хоть и в незначительной мере, способны привести к накоплению так называемого «генетического груза» московской популяции. По словам О.Л. Курбатовой «Генетический груз -это аномальные гены, снижающие приспособленность популяции». Наука пока не может достоверно сказать, какую роль в накоплении генетического груза играют миграционные процессы. Их последствия мало изучены. Можно только сделать вывод, что московская популяция в настоящее время не соответствует критериям нормальности генетического процесса. Намечается модель «чёрной дыры»: Москва всасывает генетическое разнообразие близлежащих и удалённых популяций, при этом не воспроизводит его в поколениях (естественный прирост отрицательный) и к тому же порождает генетический груз.

Однако при прогнозировании генетических изменений российского населения необходимо учесть то, что значительная часть населения России уже сейчас крайне отрицательно относиться к самой идее смешанного межнационального брака.

…Надо отметить, что рост национализма и ксенофобии может быть вызван и самими настроениями этнического большинства, на которое в огромной мере оказывают воздействия этнические и связанные с ними демографические процессы, происходящие в России. Уже несколько десятилетий на территории России продолжается процесс снижения процентной доли (в общем составе населения) коренного населения принадлежащего к численно преобладающей славянской этнической группе. Одновременно происходит устойчивый рост этнических общностей, которые условно можно объединить под общим названием – «народов, исторически связанных с исламской традицией», или так называемых «исламских народов». И эти тенденции воспринимаются представителями этнического большинства весьма болезненно.

По расчетам Центра демографии и экологии человека А. Вишневского, численность (условно славянской) этнической общности с 1989 по 1999 г. в целом сократилась почти на 2 млн. человек. Удельный вес её в 1994-1999 годах уменьшился с 82,9 до 80,6%. Таким образом, за исключением короткого периода в начале 1990-х годов (после распада СССР, где доля русских составляла не более 52% населения), доля русских в составе населения Российской Федерации неуклонно сокращалась.

На фоне сокращения доли русских (и других славянских народов) в Российской Федерации особенно впечатляюще выглядит значительное увеличение доли других народов, не относящихся к славянской этнической группе. Эти народы можно условно объединить в одну группу под названием «народы, исторически связанные с исламом» или «исламские народы». В период с 1959 по 1999 годы доля этих народов возросла на 2/3, причём интенсивнее всего в последнее десятилетие 20-го века.

Изменение соотношения русских и «исламских народов» в составе населения России (1959-1999 годах) в %.

Русские 83,3 82,8 82,6 81,5 80,6

Исламские народы 6,1 7,0 7,3 8,1 9,0

Наиболее заметно изменение соотношения русских и других народов России при изучении их расселения по территории страны. Русские уже сегодня являются этническим меньшинством в подавляющем большинстве республик Северного Кавказа. Причём их отток из этих регионов начался ещё в 1970-х годах.

…Вооружённые конфликты в регионах, и особенно, чеченский вооружённый конфликт 1994-1996 годов, существенно ускорили эти процессы. В настоящее время в некоторых регионах северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария) русские, а шире – славянские этнические группы практически не существуют. Численность русского населения сокращается в некоторых республиках Сибири (наиболее сильно в Туве, Бурятии и Якутии), Поволжье (Чувашии, Башкирии, Татарстане). Если прогнозы дальнейшего уменьшения доли русских в Поволжье и Сибири действительно сбудутся, то уже в ближайшие годы русские станут этническим меньшинством почти на половине территории Российской Федерации.

Уменьшение численности этнического большинства. По словам известного учёного, доктора медицинских наук, профессора И.А. Гундарова – в России величина ежегодной депопуляции устойчиво сохраняется около 0,6-0,7% от общей численности населения. Следовательно, каждый год коренное население сокращается на 800-900 тысяч жителей. Такой темп означает, что через 80 лет страна потеряет 50% своего этнического состава. При этом, по мнению И.А. Гундарова данный период определяется как – «время полураспада нации». Естественно, что его величина различается в разных субъектах Российской Федерации. Однако существуют регионы, где угроза прямого вымирания коренного населения происходит наиболее быстрыми темпами. К ним относятся северо-западные территории, откуда берёт истоки российская государственность: Новгородская, Псковская, Тверская, Ленинградская области. Здесь уровень депопуляции достигает 1-1,3%, а время полураспада нации уменьшается до 35-50 лет.

Эти настроения в значительной степени усилены ситуацией, сложившейся в стране. За последние 10 лет произошло весьма сильное усовершенствование и развитие системы информационных технологий, способных к быстрой передаче какой-либо информации значительной группе населения – интернет, копировальная и множительная техника.

Одновременно с этим произошло и существенное снижение влияния государства на распространение и особенности подготовки такого рода информации. Таким образом, негативная информация об этнических и демографических процессах, происходящих в России доступна весьма широкой группе населения.

Причём способы подачи этой информации весьма разнообразны – от сенсационной подачи материала в многотиражной «бульварной», «жёлтой» прессе, до проведения конференций, телевизионных передач и серьёзных научных исследований. Например, в 2004 году был выпущен сборник научных статей под названием «Почему вымирают русские» с участием таких авторитетных российских учёных как академик РАО И.В. Бестужев – Лада, профессоров Л.Л. Рыбаковского, А.И. Антонова, И.А. Гундарова.

Или научных статей В.А. Башлачёва. В этот же период осуществлялись и публиковались исследования ряда иных известных учёных и общественных деятелей, исследующих данное явление.

Из их работ можно сделать вывод о том, что когда этническое большинство ощущает угрозу утраты своего статуса или реально теряет его на некоторых территориях – это обычно значительно усиливает позиции этнического национализма. Можно отметить, что в начале прошлого века наиболее воинственное направление русского национализма (организации «Чёрной Сотни») зарождались именно на тех территориях Российской империи, где русское население было в меньшинстве и проигрывало в приросте местному (в Молдавии и на Украине). Именно там была впервые сформирована и опробована на массах наиболее радикальная трактовка лозунга «Россия – для русских». Именно там происходили многочисленные случаи противоправных действий, совершаемых по мотивам национальной и религиозной розни – погромы, межнациональные столкновения.

В связи с этим можно провести прямую аналогию с нынешнем временем на основе анализа ситуации, сложившейся в Южном Федеральном округе России. Именно в этом регионе процессы изменения соотношения между этническим большинством и этническими меньшинствами проявляются в особенно заметной форме. На фоне продолжающегося сокращения этнического большинства (славянской этнической группы) продолжается процесс резкого увеличения численности этнических меньшинств частично в связи с ростом рождаемости, частично – в результате слабого регулирования миграционных потоков, в том числе из ряда зарубежных государств.

По словам губернатора Кубани Александра Ткачева – «По статистике, мы занимаем одно из первых мест в России по числу нелегальных мигрантов. И по числу «просто» мигрантов, кстати, тоже каждый пятый житель края сегодня – мигрант. Мало того, каждый год десятки тысяч человек получают регистрацию в крае. Но именно незаконная миграция создает множество проблем, дестабилизирует ситуацию. Растет криминал, незаконные мигранты отжимают местное население от выгодных сфер бизнеса, их дети даже не желают учить русский язык в школах».

Именно в этих регионах охотнее всего воспринимается националистическая пропаганда, представляющая демографические сдвиги (наряду с распадом СССР, федерализацией и экономическими реформами), как прямой результат сознательных мер по «геноциду русского народа» или по «геноциду славян». Именно в этих регионах с 1991 года до настоящего времени наблюдается существенный поступательный рост этнонационализма, мигрантофобии, религиозного экстремизма, шовинизма и отчасти расизма.

Такие настроения среди населения региона приводят к тому, что численность региональных националистических организаций военизированного толка часто превышает численность центральных организаций. Например, ставропольское отделение РНЕ (до периода раскола) насчитывало около 5000 человек, и по своим действиям было значительно активнее московской организации. А количество шовинистически настроенного казачества в южных регионах России составляет не менее нескольких десятков тысяч человек.

…Ещё одним существенным фактором роста национального сознания населения (в том числе и в его негативных формах) можно считать распад СССР, произошедший в начале 90-х годов. В результате этого распада на территории бывшего СССР образовался ряд суверенных государств. Что существенно повлияло на ситуацию, связанную с межнациональными отношениями народонаселения России.

Ещё в 1991 году русские, проживающие на территории СССР, осознавали себя хозяевами всего государственного образования. По своей национально-государственной идентификации они значительно отличались от подавляющего большинства так называемых «титульных народов» (то есть народов давших название одной из республик) бывшего СССР. Представители многочисленных «титульных» национальностей – узбеки, грузины, эстонцы и представители иных народов и этносов обычно считали своей родиной одноимённую республику. Однако подавляющее большинство русских (почти 80%), проживающих как в России, так и в союзных республиках называли своей родиной весь Советский Союз.

Особенно сильно эти действия сказались на наиболее крупных славянских народностях, входящих в состав этнического большинства – русских, украинцах и белорусах. В период существования советского строя национальное самосознание народностей, входящих в славянскую этническую группу, понизилось до предельно низкого уровня.

Первые социологические исследования этнического сознания русского населения были проведены ещё в период 1970-1980-х годов в разных республиках СССР. При этом межнациональные установки русской этнической общности того временного периода можно охарактеризовать как этнический нигилизм, безразличие. В 1970-х годах более 90% опрошенных русских не придавали значения тому, с представителями каких национальностей они вместе работают. Эти межэтнические установки почти в равной мере проявлялись как в городах центральной России, так и в других национальных республиках.

При этом даже в особо чувствительной к этническим различиям сфере брачных отношений русские демонстрировали наибольшую толерантность в сравнении с другими народами страны, особенно представителями народов Средней Азии и Кавказа. Представители этих народностей крайне редко проявляли готовность к вступлению в межнациональные браки – особенно женщины. Так, в Тбилиси и в Ташкенте не более 10-15% представителей титульных национальностей заявляли о своей терпимости к межнациональным бракам, тогда как среди русских таких было более 50%.

Однако в последние годы существования СССР в стране нарастало межнациональное напряжение. Эффективность этнонациональной политики, проводившейся в СССР, резко понизилась уже на рубеже 70-х 80-х годов в результате ряда негативных тенденции в самой советской социально-политической и идеологической системе. В результате, хотя последняя советская Конституция и констатировала создание новой исторической общности «советского народа», ситуация в области межнациональных отношений резко ухудшилась: начался рост национализма, местничества, клановости и связанной с ним коррупции.

В 1989 году, судя по данным ВЦИОМ, признаки открытой ксенофобии обнаруживали примерно 20% населения СССР, а её агрессивных форм, ещё меньшее количество населения – около 6-12%, в зависимости от региона. Однако уже в 1990 году социологические показатели острой этнической антипатии выросли до 35-40%, а в зонах этнических конфликтов охватывали практически всё население.

После того как СССР как целостное государственное образование распался, в ряде «независимых и суверенных государств» остались огромные, (в ряде государств – миллионные) этнические славянские диаспоры. И почти сразу, после того как славянское русскоязычное население лишается планомерной и активной поддержки со стороны метрополии в виде Российской Федерации, ему приходится очень плохо. В ряде среднеазиатских и кавказских республик распад СССР оборачивается вспышками национального шовинизма, в том числе и актами насилия, подчас переходящими в акты спонтанного насилия по отношению к угнетателям «не титульной национальности».

Например «семья Алферьевых бежала из Тбилиси в спешке. Всё бросили. Лишь бы спасти детей. Русским в те дни апреля 1990 г. было здесь жить опасно. Людей избивали только за то, что их лица были славянского типа».

По данным из различных источников с 1989 по 1999 г. численность русских в Казахстане с 6 миллионов сократилась до 4,4 миллиона, из Узбекистана за десять лет на историческую родину выехали свыше 300 тысяч, Киргизию покинули полмиллиона человек. Специалисты в области межнациональных отношений утверждают, что реальные цифры значительно превышают официальную статистику.

После распада СССР численность русского населения, а точнее – русскоязычных и европейских по менталитету диаспор (русские, украинцы, немцы, прибалты) в странах Закавказья и Центральной Азии существенно уменьшилась. Это сокращение произошло, главным образом, за счёт миграции членов данных диаспор в Россию (в меньшей мере – в иные страны: Европу, Канаду и. т. д.). За семь лет (1989-1995 г.) в результате миграции население России увеличилось почти на 3,7 млн. человек. Наибольший отток происходил из государств Закавказья и Центральной Азии: на пять русских, выезжавших оттуда, приходился лишь один въезжавший.

Отмеченную тенденцию обычно трактуют именно как последствие политики дискриминации и изгнания, своеобразного «выдавливания» русских из новых независимых государств.

При этом до представителей «не коренного» населения постоянно доводится информация о том, что они являются чужими в том государстве, на территории которого они находятся. При этом в качестве определяющей границы «свой – чужой» часто указываются не только культурные или языковые, но и антропологические отличия. Тем самым данные меры в отношении дискриминируемого меньшинства заставляют в той или иной мере обратить внимание на свои культурные, языковые, а зачастую именно на национальные или расовые отличия.

Однако, по словам академика РАН, директора института мировой экономики и международных отношений Нодари Симония – «Все эти разговоры, что Россия кому-то что-то навязывает, – абсурд. В Тбилиси русские (если не считать семью второго секретаря Компартии Грузии) в основном всегда жили хуже, чем большинство грузин.

Такая же ситуация складывалась и в других республиках. Везде и всегда русские были на положении старшего брата, который все отдает младшим, сам оставаясь нищим. Власть России, ее влияние на национальных окраинах были резко преувеличенны людьми националистического толка».

Тем не менее при реализации этих негативных мер (направленных на представителей «не титульного» населения) , представители этих групп начинают осознавать наличие трудностей в возможности социального, профессионального и экономического роста. В связи с этим, у представителей «не коренного» населения формируется негативная идентичность, основанная на принадлежности к дискриминируемой группе населения. В отличие от поведения «народных масс» действия властей всё же носят более-менее продуманный характер и направлены на создание у «чужаков» дискомфортного состояния, ощущения людей «второго сорта». При этом политика властей обычно в той или иной мере направлена на уменьшение количества «национальных меньшинств» путём их ускоренной ассимиляции или изгнания.

Необходимо учитывать тот фактор, что длительное время в Россию приезжали и продолжают приезжать до настоящего времени, относительно молодые и трудоспособные переселенцы. Степень социальной активности (в работе, учёбе, политической и общественной жизни) представителей таких групп достаточно высока.

Естественно, что приезжающее в Россию население не скрывает от соотечественников всего того, что им пришлось пережить. При этом люди могут испытывать различные негативные чувства в отношении жителей тех стран, по вине которых они были вынуждены оказаться на территории России в положении, как бесправных беженцев, так и людей «второго сорта», вынужденных осваивать новое место проживания.

И очень часто такого рода информация приводит ко вполне понятной неприязни к представителям целого ряда республик бывшего СССР. С помощью переселенцев формируется вполне определённое психологическое отношение к жителям бывших «братских республик», которые начинают восприниматься в качестве лиц, представляющих потенциальную опасность для этнического большинства.

… Зато нынешняя молодёжь демонстрирует, даже больший уровень этнофобий, чем представители самой пожилой из представленных в таблице групп. Это нельзя объяснить только большей возбудимостью молодёжи, поскольку такая, вполне естественная, особенность возрастной психологии проявлялась и раньше. Однако в начале 1990-х годов она обусловливала наибольший уровень этнической толерантности, а ныне – наибольшие этнические фобии и страхи.

В 2004 году по данным аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр) 66,5% респондентов в возрасте до 19 лет с раздражением, неприязнью, недоверием и страхом относятся к цыганам, 64,1% – к чеченцам, 48,9% – к азербайджанцам, 19,5% – к евреям.

Кроме того, рост этнофобии молодёжи сопровождается существенным ростом неприязни по национальному признаку и увеличением возможности участия в этноконфликтах на стороне своей национальной группы.

Возможное участие в этнокофликте на стороне своей национальной группы (учащиеся школ): 1998 г. – от 60 до 83%, 2001-2002 г, – от 73 до 89%, 2004-2005 г. от 66 до 91 %».

В заключение хочу отметить, пора научиться различать права меньшинств и их желание устроить свою жизнь за счет уменьшения благосостояния русского населения.

И специально для «правозащитников» информирую, что данный материал взят из книги, прошедшей экспертизу на «экстремизм».

В частности для экспертизы использовались Методические рекомендации «Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной расовой или религиозной вражды» НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации (№ 27-19-19 от 29 июня 1999 г ).

Эта книга информирует и очень подробно и аргументировано еще об одном явлении, порожденном миграцией – движении скинхедов. Название книги «БРИТОГОЛОВЫЕ. Все о скинхедах. Эксклюзивные материалы». Автор С. Беликов. Лично я очень благодарен автору за его действительно эксклюзивный материал. Ведь вопросы влияния миграции на нашу молодежь практически никто так системно не освещал. А ведь молодежь – это наше будущее.

Животов С.И.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Трудовая Миграция. Плюсы и минусы для стран принимающих и поставляющих рабочую силу

Известно, что миграция населения в далеком прошлом выступала в формах работорговли, кочевничества, военных и колониальных переселений. Миграция охватила все континенты, весь мир и приобрела поистине глобальный характер. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов - важнейшая особенность современности. Этот процесс формируется технологическим прогрессом и развитием коммуникаций.

Что такое миграция? Цитирую выдержку из толкового online-словаря - (латинское migratio, от migro - перехожу, переселяюсь), перемещение, переселение. Миграции населения связаны, как правило, со сменой места жительства; подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную.Различают внешнюю (эмиграция, иммиграция) и внутреннюю (из села в город, межрайонные переселения и другие) миграцию населения.

Среди важнейших побудительных мотивов и причин международной миграции трудовых ресурсов находятся различные факторы экономического и неэкономического характера.

К причинам экономического характера следует отнести: (1) различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем); (2) наличие национальных различий в размерах заработной платы; (3) существование органической безработицы в некоторых странах и, прежде всего, в слабо развитых; (4) международное движение капитала и функционирование международных корпораций (как известно, корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов).

Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера - политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Однако доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический. Он преобладает над всеми другими мотивами - политическими, военными, религиозными, стихийными и т.д.

Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции.

Однако следует иметь в виду, что по большей части в процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.

На практике международная миграция рабочей силы возникала как стихийное явление, но по мере развития процесса начинала подпадать под регулирующие мероприятия государства. Тем не менее и в настоящее время не изжиты полностью черты стихийности в рассматриваемом процессе.

Под миграцией рабочей силы или миграцией трудовых ресурсов, мы понимаем миграцию населения с целью трудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личных интересах. Как было показано выше, международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.

Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят: (I) смягчение условий безработицы, (2) появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также (3) приобретение ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать (1) тен-денции роста потребления заработанных за границей средств, (2) желание скрыть получаемые доходы, (3) «утечку умов», а иногда и (4) понижение квалификации работающих мигрантов.

Одна из особенностей характеризующая современный етап миграционн ы х процессов, заключается в значительном увеличении нелегальной миграции. Поскольку во многих странах правительства законодательным путем регламентируют приток иностранной рабочей силы, постольку сильно возросло ее нелегальное проникновение через государственные границы. В США, например, незаконно проживает около 6, а по некоторым источникам до 13 млн. рабочих иммигрантов. Около 90% иностранцев, въезжающих в США нелегально, являются мексиканцами. Это объясняется тем, что в 1965 г. истек срок соглашения между США и Мексикой, по которому значительная часть мексиканского "относительно избыточного населения" могла легально приезжать в Соединенные Штаты для работы в сельском хозяйстве. Отказ правительства США, обусловленный требованием американских профсоюзов, продлить этот договор привел к тому, что число мексиканцев, въезжающих нелегально возросло до 700 тыс. в год, тогда как еще в 1960 г. этот показатель составлял менее 28 тыс. Таким образом, нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой. Это ответная реакция людей труда на законодательные акты многих государств, с помощью которых регламентируется приток иностранной рабочей силы. Другая причина, питающая эту проблему, состоит в том, что трудящиеся, въехавшие нелегально, представляют для предпринимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу.

Миграция - экономические плюсы и социальные минусы

Благодаря трудовой миграции люди получают возможность выживать, поддерживать благосостояние своих семей. В ходе миграции они приобщаются к культуре других стран и народов, овладевают инoстранными языками, перенимают новые технологии и профессиональные навыки, устанавливают новые человеческие контакты. Основным положительным эффектом являются денежные переводы трудовых мигрантов в страну происхождения. Объемы денежных средств из года в год возрастают (рис. 11). По доле денежных переводов в ВВП Молдавия занимает с 2006 года первое место в мире. Посредством денежных трансфертов молдавских граждан страна получает большую финансовую помощь, чем от иностранных инвестиций в ее экономику. Конечно, денежные переводы напрямую не увеличивают бюджетные доходы правительства, но вносят вклад в национальные сбережения и валютные резервы.

Рисунок 11. Динамика денежных переводов в Молдавию в 1998-2007 годах

Увеличение поступлений иностранной валюты на внутренний рынок помогает защитить национальную валюту. Растущие объемы денежных переводов благотворно сказываются на развитии и консолидации банковской системы страны. Денежные доходы позволяют поддерживать социальную стабильность в стране, снижают напряженность социального конфликта. В Республике Молдова с начала 1990-х годов ХХ века фактически не было открытых проявлений социального конфликта на почве материальных проблем населения. Исход трудовых ресурсов, неиспользованных в стране, избавляет Молдавию от проблемы внутренней безработицы.

Трудовая миграция, позитивно влияет на социальную структуру Молдавии, увеличивая численность среднего класса и, соответственно, уменьшая категорию бедных и очень бедных. Материальное положение домохозяйств, члены которых вовлечены в трудовую миграцию, более благоприятно (рис. 12). Исследования показали, что в 2/3 всех мигрантских домохозяйств материальное благосостояние формируется в основном денежными переводами. Вклад трудового мигранта, его денежные переводы составляют большую часть бюджета домохозяйств (65% и более). Почти в 40% домохозяйств вклад трудового мигранта составляет более 85 процентов вклада в материальное благосостояние его семьи .

Рисунок 12. Материальное положение домохозяйств до и после миграции, %

Большая часть денег, поступающих от трудовых мигрантов в бедные домохозяйства, проедается. Однако, благодаря трудовой миграции, люди, их домохозяйства способны решать не только проблемы выживания. Некоторая часть идет на удовлетворение "потребностей развития": получение образования, услуги здравохранения, приобретение современных товаров, открытие или развитие собственного бизнеса. Некоторая сумма заработанных денежных средств идет на развитие местного сообщества, в котором родились трудовые мигранты.

Существенное увеличение объема производства, наблюдающееся в последние годы, не привело к повышению спроса на рабочую силу. Наоборот, число занятых в экономике даже уменьшилось. По данным Всемирного банка, 3/4 работающих в Молдавии являются "работающими бедными". Низкие заработки в стране и более высокие за рубежом по-прежнему служат стимулом отъезда квалифицированных трудовых кадров. В Молдавии это явление носит разрушительный характер для трудовых ресурсов, что не способствует продолжительному экономическому развитию страны.

Происходит неаргументированное увеличение цен на товары и услуги, которые востребованы, в первую очередь, более состоятельными семьями мигрантов. Бедность семей, не имеющих международных трудовых мигрантов, стала более выраженной, а мотивы к миграции только усиливаются.

Дисбаланс наблюдается и в социально-демографической структуре молдавского общества, так как уезжает самая активная часть населения - молодежь. Уезжая за рубеж на работу, многие из них приобретают статус легального пребывания и трудовой деятельности в стране приема, забирают с собой детей. Изменение социально-демографической ситуации происходит во всех населенных пунктах страны, особенно в сельской местности. Массовым явлением становятся населенные пункты, в которых нет или мужчин, или женщин трудоспособного возраста.

Трудовая миграция способствует укреплению семьи с материальной точки зрения, но разрушает ее морально. Члены семьи становятся чужими людьми. Растет количество детей, которые воспитываются в семьях, где один или оба родителя - трудовые мигранты. По данным ЮНИСЕФ и Центра информирования и документирования о правах ребенка, в Республике Молдова имеется около 200 тысяч несовершеннолетних, которые вследствие миграции остаются одни или воспитываются одним родителем. Если в 2000 году таковых было 20%, то в 2005 году - 38%.

Дети из семей трудовых мигрантов становятся новой группой риска, так как они растут без родительского тепла и воспитания, в наибольшей степени подвержены влиянию улицы, ущемлены в социально-психологическом, нравственном и воспитательном плане. Нередко они становятся жертвой криминальной среды .Стремясь как можно больше заработать, трудовые мигранты экономят на своем здоровье, технике безопасности. Отсюда, нередки случаи гибели, производственного травматизма, роста и запущенности заболеваний. Снижается "порог здоровья" трудовых мигрантов, в целом населения страны.

Крайне негативным "спутником" трудовой миграции стал трафик людей с целью сексуальной эксплуатации девушек, молодых женщин и детей, изъятия и продажи человеческих органов. По этому показателю Молдавия - одна из наиболее небезопасных европейских стран. Сексуальная трудовая миграция ведет к снижению нравственного порога у населения: происходит моральная реабилитация труда проститутки, признание его в глазах одним из "нормальных" видов человеческой деятельности.

Первые попытки борьбы с нелегальной миграцией молдавского населения были связаны именно с противодействием трафику людей. Инициатором выступили международные организации, озабоченные трафиком молодых женщин и девушек с целью сексуальной эксплуатации. С целью противодействия трафику предпринимаются различные меры. Во-первых, информирование населения об опасностях и рисках нелегальной / неурегулированной миграции, трафике людей с целью трудовой или сексуальной эксплуатации. Во-вторых, усиление контроля за деятельностью туристических агентств и агентств по трудоустройству молдавских граждан за рубежом. В-третьих, наказание тех, кто организует, рекрутирует и переправляет "живой товар". В последние годы в Молдавии активизировалась деятельность правоохранительных органов по выявлению и борьбе с преступлениями, связанными с трафиком людей, и она дала определеннные результаты (табл.1).

Таблица 1. Количество преступлений, связанных с нелегальной миграцией, трафиком людей, выявленных молдавскими правоохранительными органами в 2004-2008 годы

Сутенерство

Трафик детей

Нелегальная транспортировка детей за границу

Организация нелегальной миграции

Организация и практика попрошайничества

Возбуждено уголовных дел

Однако, в целом в противодействии нелегальной миграции, трафику людей еще много резервов. В первую очередь, это касается непоследовательности молдавских властей в отношении наказания коррумпированных государственных чиновников, которые "крышуют" нелегальную миграцию, трафик людей с целью трудовой деятельности за рубежом и др. Это побудило Государственный Департамент США в докладе, посвященном противодействию нелегальной миграции и трафику людей в 2007 году, перевести Молдавию из второй в третью группу стран, которые ничего не делают или лишь имитируют борьбу с этим общественным явлением.

Важное место в понимании ситуации и перспектив трудовой миграции играют планы трудовых мигрантов на будущее. Каждый пятый респондент, работающий в странах Европейского Союза, не имеет намерения вернуться на родину, строит, реализует или уже реализовал свое стремление остаться на постоянное местожительство в стране приема. По трудовым мигрантам, работающим в Российской Федерации, этот показатель вдвое ниже .

Подобное развитие событий грозит депопуляцией, исходом молодых людей, квалифицированной рабочей силы, трансформацией Молдавии в "спальный вагон", создает реальную опасность национальной безопасности. Кроме того, нельзя не видеть и того, что исход граждан более молодых возрастов ставит под сомнение перспективу демократического развития страны: на выборах доля и политическая значимость избирателей "третьего возраста" серьезно возрастает, их голос нередко становится решающим в определении перспектив общественно-политического движения страны.

Массовая нерегулируемая трудовая миграция оказывает негативное воздействие на характер взаимоотношений молдавского государства с государствами приема наших трудовых мигрантов. Нелегальность проникновения и нахождения в стране, нередкое антиобщественное поведение, нарушение правил и норм общественной морали и поведения, отрицательно сказывается на имидже Молдавии как цивилизованного демократического государства. Это отношение к молдавскому государству зачастую усугубляет проблема трафика людей. В последнее время выявился и другой аспект проблемы взаимоотношения Молдавии и других государств в контексте международной трудовой миграции молдавских граждан. Молдавские трудовые мигранты становятся разменной монетой, инструментом политического давления на Молдавию со стороны России, ее политических и государственных структур. События 2005-2006 годов в этом отношении достаточно показательны.

Отмечая позитивные стороны миграционного менеджемента в Республике Молдова, во многом обусловленные активным и тесным сотрудничеством с Европейским Союзом, следует в то же время обратить внимание на ряд обстоятельств, минимизирующих эффективность регулирования миграционных процессов в Молдавии.

Во-первых , избирательность в преследовании и уголовном наказании государственных чиновников, "крышующих" нелегальную миграцию, ее организаторов. К сожалению, только жесткое решение, принятое Госдепартаментом США, вынудило власти Молдавии отреагировать на это. В ходе встречи с сотрудниками Центра по борьбе с нелегальной миграцией Президент объявил о сокращении численности личного состава на 50%. Это решение носит административный характер, не имеет ничего общего с адресным, уголовным наказанием чиновников, вина которых доказана судом.

Во-вторых , в противодействии нелегальной миграции нередко имитируется деятельность, отдается предпочтение административным мерам запретительного характера. Примером может служить негласные (неофициальные) рекомендации иностранным консульствам о фиксированном (ограниченном) количестве виз, выдаваемых в течение одного рабочего дня.

В-третьих , комплексная долгосрочная работа с диаспорой, требующая сочетания патриотических, социально-экономических, правовых и информационных аспектов, нередко подменяется бюрократическими подходами, призывами инвестировать в экономику страны, сыграть на ностальгии мигрантов, их бездушным прямым обманом.

В-четвертых , справедливо акцентируя внимание на европейской ориентации Молдавии, сотрудничестве с Европейским Союзом в области регулирования миграции, власти упускают восточное (СНГ, Россия, Украина) направление сотрудничества в области трудовой миграции, противодействия нелегальной миграции и трафика людей с целью их эксплуатации в различных формах. Представляется, что этот аспект деятельности, особенно в контексте растущей конкуренции за трудовых мигрантов, изменений в миграционной политики России как основного аттрактора молдавской рабочей силы, упускать не следует.

В-пятых , сотрудничество с Приднестровьем в вопросах противодействия нелегальной миграции остается на очень низком уровне. При содействии и поддержке Миссии МОМ в Молдавии были организованы различного рода мероприятия по информированию населения о трафике молодых женщин и девушек с целью сексуальной эксплуатации и в Приднестровье. Молдавские и приднестровские неправительственные организации сотрудничают в этом вопросе. В вопросах противодействие трафику людей с целью их сексуальной эксплуатации, продаже и изъятию человеческих органов, выявлению и наказанию их организаторов сотрудничают и государственные правоохранительные структуры Республики Молдова и Приднестровья. В других же аспектах, связанных с регулированием миграции, мониторингом и обменом статистическими данными, информацией о миграционных процессах, такого сотрудничества фактически нет с 1998 года. Республика Молдова ориентируется на требования и сотрудничество с Европейским Союзом, в то время как Приднестровье исходит в регулировании миграционных процессов из принципов и требований, характерных для Российской Федерации.

В-шестых , Молдавия - маленькая страна с небольшим рынком труда. Самостоятельно она не сможет стать экономически привлекательной для своего населения, минимизировать его трудовую эмиграцию, уменьшить риски Европейского Союза, обусловленные нелегальной миграцией. В этом контексте, отметим, что без долгосрочной продуманной целенаправленной политики инвестиций со стороны Европейского Союза все предпринимаемые молдавскими властями меры по регулированию миграции не будут давать желаемого успеха.

12 - См.: Ghencea B., Gudumac I. Migraţia de muncă şi remitenţele în Republica Moldova (2004). - Chişinău: Organizaţia Internaţională a Muncii, Alianţa de Microfinanţare din Moldova, 2005; Transferuri de bani de la cetăţenii Republicii Moldova, aflaţi peste hotare la muncă, (2004). – Chişinău: CBS AXA. A TNS CSOP Branch in Moldova. / OIM, 2004; Remittances in the Republic of Moldova. Patterns, Trends, and Effects. – Chisinau, IOM, 2007.
13 - Postolachi V., Poalelungi O., Moşneaga V., Gonţa V. Republica Moldova – Problemele migraţiei. – Chişinău, IМSRM; IMGSEE, р.305-381.
14 - Данные за январь 2008 года.
15 - См.: Мошняга В., Руснак Г. Мы строим Европу и не только... - Кишинев, Молд.ГУ, 2005, с.40.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме