Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Игры русскому языку для 5. Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

Лингвистический турнир

Для учеников 5 класса


Словообразование

Орфография

Залив ошибок

Фонетика

Лексика

Морфологи я


Бесстрашные

Отважные


Княжество

Фонетики


Фонетические прятки

Ищем звук Ш

Не тот хорош, кто для дела пригож, а тот хорош, кто для дела гож.


Перевертыши

Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить из звуков одного слова другое.


Графство

Лексики


Подберите синонимы:

горе - .., стужа - …,

хотеть - …, правда - …, базар - …, печаль - …

Вспомните антонимы!


Исправь ошибки

А) Гончий автомобиль едва не перевернулся

на повороте.

Б) Помещики жестоко угнетали своих

крепостников.

В) Нас познакомили с новым комплектом

гимнастических упражнений.


Королевство

Морфологии


Какими частями речи могут быть слова?

Докажите свой ответ примерами

Пила

Глагол

Существительное

Стекла

Существительное

Глагол

Печь

Глагол

Существительное

Смел

Глагол

Прилагательное

Точно

Наречие

Прилагательное


Привал

от буквы к цифре

  • Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова: деревенский ст а рожил, сад колхозный ст о рожил.
  • Игорь написал на доске прописью : «Сто сорок и сто сорок будет двести» . Допустил ли он ошибку в вычислении?


  • Машина стремительно догоняла поезд.
  • Стая перелетных птиц расселась по деревьям.
  • Ветер умеренный.
  • Пронизывающий холод сковывал движения.
  • Лето.
  • На море чудесная погода.

Вперед к финишу!

Осталось совсем чуть-чуть…


Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной

Свет

Я – все то, что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины.

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю

Линейка


Лингвистическая задачка

Шел по дороге старик, а навстречу

ему боец. «Здравствуй, отец»,-

говорит боец. А старик ему отвечает:

«Здорово, служивый! Только зовут меня

не отец, а так, что с любого конца

читай – все значение одинаковое. И живу

я в таком домике, что можно как угодно

свойством». Задумался боец...

Помогите ему отгадать эти три слова .


  • Подведем итоги игры
  • Составьте синквейн о русском языке

Данные об авторе

Замниборщ Рита Владимировна

Место работы, должность:

Г.Лисаковск ГУ СШ№4 учитель русского языка и литературы

Зарубежье - Казахстан

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

Развивать интерес к русскому языку как национальному языку; воспитывать интерес к предмету «Русский язык»; развивать правильную речь учащихся, логическое мышление; закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Учеников в классе:

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебник Русский язык за 5 класс под редакцией З.К.Сабитова, В.К. Павленко

Алматы. Атамура 2005 год

Используемое оборудование:

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} Записи на доске, листочкис заданиями к конкурсам; презентация.

Используемые ЦОР:

Мультимедийная доска, компьютер

Краткое описание:

Турнир проводится между командами пятых классов. Состав команды - 10 человек. От каждой команды 5 человек группа поддержки. Команды сидят друг против друга.

Ресурс для профильной школы:

Ресурс для профильной школы

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Лингвистический турнир.

(Познавательная игра по русскому языку)

Составил: учитель русского языка

Замниборщ Р.В.

Цель: развивать интерес к русскому языку как национальному языку; воспитывать интерес к предмету «Русский язык»; развивать правильную речь учащихся, логическое мышление; закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь иуважение к родному языку.

Оборудование: записи на доске, листочкис заданиями к конкурсам; презентация.

Сведения об игре

Турнир проводится между командами пятых классов. Состав команды- 10 человек.

От каждой команды 5 человекгруппа поддержки.Команды сидят друг против друга.

Вступление

Ведущий 1 .

Ведущий 2.

Конкурс «Дружная семейка»

. «р»-разве, частица

. «у» - удивляться, глагол

. «д» - десять, числительное

. «о» - ох, междометие

. «л» легко, наречие

. «ю» - юла, существительное

. «б»- без, предлог

. «и» -или, союз

. «е»- еловый, прилагательное

Конкурс « Собери текст»

Для команды 1

Для команды 2

У одного

Конкурс « Найди лишнее»

Длякоманды 1

Дождь, снег, град, луна.

Длякоманды2

Ночь, дочь, печь, рожь.

Игра «Умеем ли слушать друг друга»

1 команда тема: «Зима».2 команда тема: «Лето».

Конкурс « В гости к гласным»

. Ведущий:

-

Какие слова составили дети?

САМЕНЛРОПТ

Ведущий.

Загадка команде 1.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет - ляжет на бочок.

. Команда 1. Юла. Вэтом слове 3 буквы, 4 звука.

Загадка команде 1.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубасерая - для лета,

Для зимы - другого цвета

Команда 1.

Загадка для команды 2 .

Льется речка -

Мы лежим.

Лед на речке -

Мы бежим.

. Команда 2.

Загадка команде 2.

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем

. Команда 2. Это ель. Вслове3 буквы, 3 звука

Конкурс «Отгадай пословицу»

Ведущий 1

Ведущий 2. Команда 1, слушайте: «свет», «тьма».

. Ответ. Команда 1.

. «труд», «лень».

. Ответ. Труд кормит, а лень портит,

Ведущий 1. Слова для команды 2: «встречают», «провожают».

. Ответ.Команда 2

. «погибай», «выручай».

. Ответ.

Подведение итогов

Вступление

Андрей. .

Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся пятых классов. Вы знаете, что лингвистика - это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык.

Ксюша

Любая игра начинается с разминки. Сейчас вы должны показать, какая вы дружная команда, поэтому первый конкурс называется «Дружная семейка».

1Конкурс «Дружная семейка»

На каждую букву написанных по вертикали слов («трудолюбие» и «литература») подберите дружную семейку. Кто быстрее подберет дружную семейку, тот и победитель.

Слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова.

. «т» - труба, существительное

. «р»-разве, частица

. «у» - удивляться, глагол

. «д» - десять, числительное

. «о» - ох, междометие

. «л» легко, наречие

. «ю» - юла, существительное

. «б»- без, предлог

. «и» -или, союз

. «е»- еловый, прилагательное

Андрей.

2Конкурс « Собери текст»

Представители команд должны собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает этот текст вслух.

Длякоманды 1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!»-

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Для команды 2

У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду.»

Ксюша

3Конкурс « Найди лишнее»

Условия игры: каждой команде называется по четыре предмета. Игроки должны объяснить, почему одно слово является «ЛИШНИМ").

Длякоманды 1

Существительное, прилагательное, глагол, союз.

Дождь, снег, град, луна.

Земля, серая, желтая, зеленая.

Увидеть, покрасить, краска, добежать.

Белый, белизна, белеет, белка.

Длякоманды2

Тетрадь, книга, дневник, самолет.

Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.

Касса, маска, тонна, килограмм.

Ночь, дочь, печь, рожь.

Вкусный, интересный, искусный, грустный.

Андрей

4 Игра «Умеем ли слушать друг друга»

Ведущий вызывает команду к доске и дает задание составить маленький рассказ.

Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложения. Второй называет первое предложение и свое, стараясь развить заданную тему. Третий повторяет два предложения и говорит третье и т.д.

1 команда тема: «Зима». 2 команда тема: «Лето».

Ксюша

Конкурс « В гости к гласным»

. Ведущий: Вечером ребята собрались на лужайке у костра. Долго разговаривали они с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелегкое задание предложили они детям.

На этой картинке десять шаров. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.

Какие слова составили дети?

предложения и говорит третье и т.д.

САМЕНЛРОПТ

Андрей.

Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки»

Отгадайте загадки. Скажите, сколько букв и звуков в словах-отгадках.

Загадка команде 1.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет - вскачь пройдет немножко,

Захочет - ляжет на бочок.

. Команда 1. Юла. Вэтом слове 3 буквы, 4 звука.

Загадка команде 1.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубасерая - для лета,

Для зимы - другого цвета

Команда 1. Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков.

Загадка для команды 2 .

Льется речка -

Мы лежим.

Лед на речке -

Мы бежим.

. Команда 2. Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.

Загадка команде 2.

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем

. Команда 2. Это ель. Вслове3 буквы, 3 звука

Ксюша.

Конкурс «Отгадай пословицу»

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность.Ваше задание отгадать пословицу по двум словам

Команда 1, слушайте : «свет», «тьма».

. Ответ. Команда 1. Ученье - свет, а неученье - тьма.

. «труд», «лень».

. Ответ. Труд кормит, а лень портит,

Слова для команды 2 : «встречают», «провожают».

. Ответ.Команда 2 По одежке встречают, по уму провожают.

. «погибай», «выручай».

. Ответ. Сам погибай, а товарища выручай.

Подведение итогов

Награждение победившей команды

Дидактические игры на уроках русского языка для школьников

Чернова Елена Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МОУ "Школа № 77 г. Донецка"
Актуальность: дидактические игры на уроке способствуют: развитию учебно-познавательной деятельности; повышают внимание; повышают интерес учащихся к предмету. С помощью дидактических игр активизируется познавательная деятельность каждого учащегося на уроке, а так же дидактические игры стимулируют интерес к изучаемым предметам, помогает стать креативными личностями, учат по новому относиться к любому делу, помогают углубить применения индивидуальных средств обучения, обеспечивают эмоционально-психологическое развитие школьников.
Проблема: В психололого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирует его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить глубокие связи и отношения между различными явлениями. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.
Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Цель разработки: повысить интерес к изучению русского языка; развивать логическое мышление, тренировать память; воспитывать умение участвовать в диалоге, развивать способность самокоррекции, воспитывать самостоятельность.
Рекомендации к использованию: рекомендуется для использования на уроках русского языка с целью закрепить, повторить или развить знания учащихся по определенной теме, а так же развить умение работать в группе или самостоятельно.
1. «Угадай меня»
Цель: закрепить знание учащихся о морфемах
а) Ученик загадывает слово, дает детям лексическое значение загаданного слова и рисунок морфем, из которых оно состоит. Класс должен отгадать слово, которое загадал учащийся.
б) Один учащийся загадывает слово, говорит его второму, тот с завязанными глазами рисует морфемы, из которых это слово состоит и показывает, что оно значит. Класс должен отгадать слово.
2. «Собери свой багаж»
Цель: закрепить знание орфограммы «буквы а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст- - -рос-
На доске развешены картинки чемоданчика и карточки со словами на орфограммы буквы а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст- - -рос- вокруг них. У каждого ученика на парте лежат карточки с буквами а, о в том количестве, сколько на доске записано слов. Каждый ученик, записав слова в тетрадь, подходит к доске и кладет в чемоданчики нужное количество букв. В конце игры учитель подсчитывает количество багажа в каждом чемоданчике, и помогает учащимся найти свои ошибки.
3. «Внимание, внимание!»
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова со сочетаниями ча, ща:
а) Целый день я хлопо____ б) Мишка, мой матер____тый,
Всё в гнездо свое та____ Спи в пижамке клет____той!
Разбудить кого хо______ - Я тебя кА____ю,
Очень громко затре_____: Песню напеваю:
Глазки, соня, открывай, «Дождь, не лейся ____сто,
Утро новое встре____й! Стало так ненастно,
Плачут все осины,
Клёны и рябины,
____хнут травы и листва -
Осень в ___________ к нам пришла!»
4. «Память, АУ»
Цель: развивать память; закрепить правописание сочетаний «чк», «чн», «щн»
Учащимся предлагается за определенное время вспомнить как можно больше пословиц и поговорок на «Правописание слов с сочетаниями «чк», «чн», «щн»»
Например:
Печаль беде не помощник.
Умелые руки - помощники науки.
Конь живой и конь стальной - помощники в работе.
Зимний ветер морозу помощник.
Нет лучше веселья, чем сердечная радость.
Труд, труд и труд - вот три вечных сокровища.
Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.
Источник жизни - в труде, а успеха - в сноровке.
В пустой бочке звону много.
Без печки холодно, без хлеба голодно
Белые ручки чужие труды любят.
Привычка всё делает лёгким.
5. «Алфавит»
Цель: развивать внимание, умение работать в коллективе
Учащиеся получают карточки с буквами алфавита. Если в классе меньшее количество детей, нежели букв в алфавите, то за одним учащимся может быть закреплено две буквы. Учитель называет фразу, учащиеся, которые закреплены за буквами, присутствующими в данной фразе должны выйти к доске и выстроиться в нужном порядке.

Например: друг мой эльф, картофельный суп, где бы нам взять сухой ёршик?, "Э!Чёрный зуб!-Скажет Людвиг, босый Эльф мужчин везёт к царю.
6. «Потерянное слово»
Цель: закрепить правописание ча, ща, чу, щу, развивать мышление
Учащимся дается ряд слов, но одно из слов потерялось. Ученикам нужно дописать потерянное слово, имеющее слоги ча, ща, чу, щу
1. Чай, блюдце, сахар, ложечка – (чашка)
2. Секунда, минута, сутки – (час)
3. Лес, тайга, роща – (чаща)
4. Пиранья, сом, акула – (щука)
5. Молчу, говорю – (кричу)
7. «Ударь по слову»
Цель: закрепить знание правописания гласных а-о в корне слова
Учащимся даны слова на чередование гласных а-о в корне. Ребятам нужно заменить слово, чтоб чередующаяся гласная проверялась.
Излагать (изложить), вырастить (вырос), загорелый (загар), касательная (коснуться), озаренность (зорька), наложить (налагать), подрастать (подросли), приращение (приросли).
8. «Подставь и представь»
Цель: повторить правописание приставок, развивать умение работать самостоятельно.
Каждый учащийся получает цветочек, в серединке написана приставка, на лепесточках слова, учащийся должен подставить приставку к каждому слову.
Оборудование: карточки – цветочки со словами.
9. «Собери слова»
Цель: развитие навыков логического мышления, закрепить знания учащихся о части речи «прилагательное».
Учитель предлагает детям прилагательное и набор букв. Учащиеся должны из этих букв составить существительные, относящиеся к данному прилагательному.
Деревянный – с, а, у, р, а, т, о, ш, о, ф, а, к, л, с, н, т, л, т, п, к, о. (стол, стул, шкаф, окно, парта)
Зеленый - д, о, к, е, р, е, в, т, л, о, у, к, с, е, в, и, с, ч, е, т, с, р, е, ц, и, т, о, в, т, к. (дерево, куст, листочек, свитер, цветок).
Белый – д, ц, е, в, т, ь, г, л, н, е, с, и, г, б, н, с, р, е, т, и. (день, цвет, снег, лист, гриб)
Светлый – а, к, б, т, а, о, о, ч, ь, н, е, т, б, и, е, т, о, н, у, е, н, щ, д, к, у, е, ч, в, е, л. (кабинет, оттенок, ночь, будущее, человек)
Радостный – ч, е, ь, о, е, д, в, с, т, л, е, н, о, н, е, у, л, м, к, а, й, м, ч. (день, человек, случай, момент)
10. «Помоги слову»
Цель: закрепить знание учащихся о частях речи, развивать умение работать самостоятельно
Учащимся даются карточки – цветочки (отдельно лепестки со словами и серединка с частью речи). На одном из лепестков будет слово, не относящееся к данной части речи. Учащийся должен присоединить лепесточки к серединке, а с лишним словом составить предложение.
11. «Разбери картинку»
Цель: закрепить знание частей речи, развивать умение работать в паре, прививать уважение друг к другу
На парту дается картинка. Ученики должны найти все существительные, прилагательные или глаголы изображенные на ней, а затем в паре проверить друг друга.
12. «Угадай число»
Цель: развивать умение работать в группе,
Учащиеся организовывают две группы. Капитаны групп получают лист с заданием. Командам нужно назвать цифры, чтоб получилось в сумме определенное число. Один из участников выходит к доске и записывает одно число, следующий должен к уже записанному добавить свое число, чтобы получилась заданная сумма. Начинает капитан. Учитель внимательно следит за участниками: если игрок ошибается, выходит из игры. Побеждает та команда, в которой останется больше игроков.
13. «Помню, помню»
Цель: развивать память, внимание, умение работать в команде, прививать уважение друг к другу
Класс организовывает 2 команды. Командир противоположной команды записывает на доске слова, учащиеся их запоминают, затем один из учащихся выходит к доске и по памяти дублирует их. Побеждает команда, в которой останется больше игроков. Каждый раз слова меняются.
14. «Собери слово»
Цель: закрепить знание о морфемах слова, развивать умение работы в группе, прививать уважение друг к другу
Класс объединяется в две группы. Каждый ученик группы получает карточку с морфемой. В группах учащиеся должны собрать полученные слова. Побеждает команда, которая быстрее соберет все слова.
15. «Помоги двоечнику»
Цель: повторить правило переноса слов, развивать чувство взаимопомощи, прививать уважение к окружающим
Ученик записал стишок, но не правильно поставил переносы в словах и перепутал строчки. Помоги двоечнику записать стихотворение.
Перенес слова Незнайка:
о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.
за-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,
уши, ше-я, ло-б, гла-за,
А еще он перенес:
зо-я, гри-ша, тим-офей,
ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,
аня, о-ля и сер-гей.
Где ошибки? вот вопрос!
Кто исправит перенос?
16. Переставь буквы и получи новое слово.
Цель: развивать логику, мышление
Валик – (вилка)
Кайма – (майка)
Атлас – (салат)
Канал – (накал)
Лопата – (оплата)
Соринка – (росинка)
Насос – (сосна)
Банка – (кабан)
Липа – (пила)
Сила – (лиса)
17. «Найди слово числительное»
Цель: закрепить знания о числительных, развивать мышление, прививать интерес к родному языку
Место (100), семья (7), лимонад (лимон), ириска (рис), сахароза (сахар, роза), внутри (три), носорог (нос, рог), головастик (голова), сорока (40), бабочка (бочка), победа (беда), лесник (лес), одиночка (1).
8. «Шифровка»
Цель: развивать логическое мышление, внимание
BMGNAHNMHA (МАМА), NBОCGXКIНА (ОКНА), NYмEJNOurре (МОРЕ), yуtrтjmюyгu (УТЮГ), jчyuеrtлjdоtdвnjtеuhкe (ЧЕЛОВЕК), tлhnиtehцnrо (ЛИЦО), SDУFVТRКLА (УТКА)
19. «Разгадай ребус».
Цель: развивать внимание, логическое мышление; повторить алфавит.
Каждая буква соответствует цифре от 1 до 33.
33/19/ 15/ 16/ 6 // 14/16/18/16/9/15/16/6 // 21/20/18/16 Ясное морозное утро
1/1/1/ // 3/ // 1/22/18/10/12/6 // 18/6/12/10 // 3/16/20 // 20/1/12/16/11 // 26/10/18/10/15/29 ААА, в Африке реки вот такой ширины
15/1 // 5/3/16/10/23 // 16/5/15/16 // 21/20/18/16 На двоих одно утро
21// 13/21/12/16/14/16/18/30/33 // 5/21/2 // 9/6/13/6/15/29/11 У лукоморья дуб зеленый
17/16/19/14/16/20/18/10 // 12/1/12 // 15/16/19/10/20/19/33 // 19/14/6/26/15/1/33 // 10 // 19/3/33/20/1/33 // 5/6/20/3/6/18/1 Посмотри, как носится смешная и святая детвора
А Б В Г д е ё ж з и
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
й к л м н о п р с т
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
у ф х ц ч ш щ ъ ы ь
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
э ю я
31 32 33
Литература:
1. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой, М.1991
2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М: 1988.
3. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! – Брянск: “Курсив”, 2000.
4. Минский Е. М. От игры к знаниям., М., 1982.
5. Славкина В. В. Русский язык. Справочник школьника / Под ред. В.Славкина. М., 1994.

Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"

Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-7 класс

Описание работы: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуально-познавательной игры "Русский язык" для учащихся 5-7 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям.
Цель : создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
1. Развитие логического и творческого мышления.
2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.
3. Развитие навыков командной работы.

Пояснительная записка.
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Использовать такую форму можно как на уроке, так и во внеклассной работе.

1 конкурс. РАЗМИНКА.
Ведущий:
Ответьте, о ком или о чем говорится.
1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник).
2) Что такое ручкохранилище? (пенал).
3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус).
4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок).
5) Как называется школьный известняк? (мел).
6) Предмет, опровергающий поговорку «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик).
7) Слово белый по отношению к слову черный (антоним).
8) Пишется так же, но смысл другой (омоним).
9) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень).
10) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс).
11) В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О да.)
12) Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей» (глагол).

2 Конкурс. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
Ведущий:
Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к
поговоркам.
1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
3. У него глаза велики... (у страха).
4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина).
7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).

3 Конкурс. «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»
Ведущий:
Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле... АВТОРУЧКА
Этот пони – день недели... ПОНЕДЕЛЬНИК
Этот плот – из полотна... ПОЛОТЕНЦЕ
Этот рак сильней слона... ТРАКТОР
Эта марка ест бананы... МАРТЫШКА
Этот сыр – с лесной поляны... СЫРОЕЖКА

4 Конкурс. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ.
Ведущий:
Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях.
Например:
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:

5 Конкурс. РЕДАКТОР.
Ведущий:
В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения.
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел).
2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе).
3) У дороги стоял пожилой гриб (старый).
4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за).
5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).

6 Конкурс. УСТНАЯ РЕЧЬ.
Ведущий:
В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

7 Конкурс. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА.
Ведущий:
читает стихотворение О. Высоцкой
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!

Ведущий:
Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
Храбрый – храбрость, сильный – сила, гордый – гордость, мудрый – мудрость, грубый – грубость, веселый – веселье, умный – ум, смелый – смелость, добрый – доброта, богатый – богатство, ленивый – лень.

Подведение итогов.

Ведущий:
Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

Всем участникам вручается брошюра "Русский язык".

Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Цели урока :

1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело - … (гуляй смело).

4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

6. Как аукнется - … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово - 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ - 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык - заставить говорить.

Находить общий язык - договариваться.

Прикусить язык - замолчать.

Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык - замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык - заставляют молчать.

Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово - серебро, молчание - золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме