Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бухучет инфо. Порядок выплаты заработной платы, сроки и условия выплат Правила подготовки документации

С 1 января 2019 года вступают в силу изменения по зарплате и налогам, которые длительное время обсуждались в Правительстве. В 2018 году в Государственной Думе был утвержден ряд законов, которые начинают свое действие с наступления нового года. Изменения по зарплате и налогам касаются физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

С 1 января 2019 года в России вступает в силу закон об увеличении налога на добавленную стоимость. Он будет составлять не 18%, а 20%. Подобное решение направлено на пополнение казны более чем на триллион рублей. Эти средства планируют вкладывать в развитие культуры, образования, медицины и обеспечение социальных нужд населения.

Для льготных категорий ставка остается без изменений. По-прежнему 10% НДС начисляется на детские товары, лекарственные средства и медицинские изделия. Для организаций упрощается процедура возврата НДС и сокращаются сроки рассмотрения заявленных документов.

Налог на самозанятых особ

Федеральной налоговой службой введен пилотный проект, который начинает работать с 1 января 2019. Он будет действовать в нескольких регионах страны: Москва и область, Калужская область, Татарстан. Проект предполагает, что все самозанятые особы будут самостоятельно оплачивать налоговые сборы через мобильное приложение. Все будет просто и прозрачно, без лишней бумажной работы.

Проект направлен на то, чтобы самозанятые граждане могли пользоваться всеми социальными программами, как и официально трудоустроенные сотрудники предприятий.

Данное нововведение должно принести государству дополнительные средства в бюджет. Также оно является еще одним инструментом для сокращения компаний-однодневок, число которых с 2016 года снизилось на 27%.

Вопрос о повышении налога на доходы физических лиц остается открытым. Сейчас происходят обсуждения, как это сделать максимально безболезненно для российских граждан. Инициатором повышения НДФЛ выступает Министерство финансов, которое рассчитывает увеличить поступления в казну до 1,5 триллиона рублей в год. Таким образом, у государства будет больше возможностей финансировать различные социальные программы.

На сегодня ставки по НДФЛ таковы:

  • с заработной платы официально трудоустроенных сотрудников отчисляется 13%;
  • за выигрыш и доход от капиталовложений – 35%;
  • с заработной платы и доходов индивидуальных предпринимателей-нерезидентов – 30%.

В министерстве финансов предлагают увеличить НДФЛ на 2%, при этом сократить вычеты по страховым взносам до 21%. Министерство экономического развития настаивает на увеличении НДФЛ до 15%, а также поднятии НДС до 21%. В качестве компенсации рассматриваются снижение страховых взносов до 21% и внедрение вычета в размере прожиточного минимума.

Во фракции ЛДПР предложили полностью убрать этот налог для тех, кто зарабатывает менее 15 тысяч рублей. Для остальных граждан будет действовать следующая градация:

  • доход от 180 000 до 2,4 млн рублей в год – 13%;
  • от 2,4 млн до 100 млн рублей в год – 30%;
  • от 100 млн и выше – 70% + 29,6 млн.

Важно! Налогом облагается только доход, который превышает установленную нижнюю границу. Для меньших сумм действуют те же 13%.

На сегодня известно, что реформация фискальной системы производиться будет, но ее условия пока не утверждены окончательно.

Акцизы

С нового года акцизы на товары вырастут на 10%. Первыми . Увеличение акцизов также коснется российских вин. Если ранее для данной продукции предполагались льготы, в отличие от импортных вин, то сейчас их решили уровнять. Раньше российские производители платили сбор в 18 рублей за каждый литр, теперь цена возрастет до 36 рублей.

Наиболее масштабным является повышение ставок на топливо. Если сигареты и алкоголь – это продукция не первой необходимости, то цена на топливо косвенно влияет на стоимость любых товаров. Акцизы планируют увеличить на 30%.

Экологический налог

Сбор вводится для всех категорий граждан: физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Льготы для него не предусмотрены. Средства от данного сбора пойдут на устранение негативного воздействия на окружающую среду, которое было вызвано:

  • отравлением атмосферы различными выбросами;
  • отравлением сточных вод;
  • загрязнением территории отходами и продуктами жизнедеятельности.

Сумма сбора устанавливается Правительством РФ и оплачивается в виде авансового платежа в течение налогового периода. Представители малого бизнеса будут его оплачивать по итогам года.

МРОТ

Министерство труда разработало законопроект, в котором планируется повышение с 01.01.2019 величины минимальной оплаты труда и приравнивание ее к прожиточному минимуму. МРОТ будет рассчитываться из величины прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. Так, во втором квартале 2018 он был установлен в размере 11 280 рублей. Таким образом, МРОТ в 2019 году будет составлять эту сумму, что на 1,05% больше предыдущей величины.

В регионах минимальная оплата труда устанавливается в зависимости от местного прожиточного минимума. Он рассчитывается региональным правительством в зависимости от условий жизни на данной территории.

Важно! Вне зависимости от региона МРОТ не может быть меньше установленной законодательно величины.

Оценка экспертов

Планируемые изменения не встречаются с энтузиазмом простыми гражданами. Несмотря на ожидаемые увеличения социального обеспечения, новые налоги ударят непосредственно по карманам конечных потребителей. Повышение налога на добавленную стоимость, совершенно закономерно, вкладывается в стоимость товара, которую платит обычный гражданин. Таким образом, это приведет к росту цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Также, прогнозируется увеличение стоимости стройматериалов и недвижимости на 3%. По мнению экспертов, стремительный рост цен спровоцирует ухудшение уровня инфляции, и вместо запланированных 3,6% показатели могут возрасти до 5%.

Повышение налоговых ставок предположительно снижает платежеспособность населения, а также стимулирует предпринимателей скрывать свои реальные доходы. Уже были случаи, когда после повышения налогов работодатели начинали вести две бухгалтерии, чтобы не показывать реальное положение вещей в своем бизнесе. При этом сотрудники могут работать не официально и получать зарплату в конвертах. Что в свою очередь сокращает поступления средств в государственную казну.

Условия предоставления платежных средств в обмен на трудовую деятельность граждан не могут становиться хуже по сравнению с утвержденным законом о выплате заработной платы, а также другими актами, в которых указаны действующие нормы трудового права.

Каждый работающий человек имеет право на оплату своего труда!

Каждый владелец коммерческой организации в соответствии с положениями ст. 136 ТК РФ обязан постоянно извещать своих штатных сотрудников о составляющих их зарплаты, предназначающейся им за определенный период.

Такая информация зачастую предоставляется в письменной форме, указывается в заключаемом трудовом соглашении. Уведомления о различных изменениях предоставляются рабочим в виде расчетных листков или, как их еще называют «фишек».

Следует учитывать, что форма заполнения расчетной документации всегда утверждается владельцем организации с принятием во внимание оглашенного мнения представительного органа штатных сотрудников.

Сроки выплаты

Если рассматривать сроки предоставления платежных средств, закон о выплате заработной платы устанавливает, что данная процедура должна выполняться минимум через каждую половину рабочего месяца в дату, утвержденную в соответствии с правилами действующего трудового распорядка или с учетом подписанного договора.

Следует учитывать, что некоторые коммерческие организации не желают предоставлять платежные средства своим работникам несколько раз в месяц. Поэтому они пытаются собрать со всего штата подписи, указывающие на их согласие с тем, что зарплату им будут выплачивать минимум раз в месяц. Однако такая практика не соответствует действующему трудовому законодательству.

Никакие заявления или подписи штатных сотрудников не могут послужить основанием для увеличения минимальных сроков предоставления зарплаты людям. Подобные действия могут регулироваться исключительно составленными федеральными законами потому, что это подразумевает изменение положений ТК РФ.

В некоторых случаях дата предоставления зарплаты может припадать на выходные или праздники. В соответствии с требованиями закона о выплате заработной платы, деньги работникам предоставляются накануне этой даты.

Следовательно, владельцы предприятий, которые предпочитают предоставлять своим штатным сотрудникам платежные средства после праздников или выходных, могут столкнуться с ответственностью аналогично тем, кто решил изменить минимальную периодичность выплат.

Любому предпринимателю нужно осознавать, что нарушение сроков может повлечь за собой ответственность по ст. 145,1 УК РФ.

Правила оформления выплат

Заработная плата выплачивается в рублях или в другой валюте, если это обговорено в трудовом соглашении

Изложенные в законодательстве правила оформления выплат подразумевают предоставление платежных средств работникам только в рублях, если в составленном трудовом соглашении не оговаривается другая валюта.

Допустимо, чтобы нормальная оплата трудовой деятельности штата осуществлялась посредством выдачи произведенной продукции.

Объем таких выплат не должен быть выше 20% от объема платежных средств. Существуют ограничения на оплату труда таким способом. Нельзя предоставлять зарплату такими товарами:

  1. Алкогольная продукция;
  2. Оружие;
  3. Токсичные компоненты;
  4. Боезапас.

Платежные средства могут предоставляться следующим образом:

  • Наличными через расчетную кассу организации. Только гражданам РФ позволено получать зарплату таким образом.
  • Безналичное перечисление платежных средств на счет, либо банковскую карту работника.
  • Источником платежных средств, предоставленных предприятием в качестве заработной платы работникам, может оказаться реализация изготовленных товаров или услуг организации.

Начиная с 2014 года Центробанк РФ разработал распоряжение №3210-У, в соответствии с которым коммерческие организации не должны предоставлять регулярную отчетность банковской компании о реальном порядке расходования платежных средств.

В соответствии с очередным распоряжением Банка России, любое предприятие может беспрепятственно потратить выручку на такие цели:

  1. Предоставление штатным сотрудникам заработной платы, а также выделение платежных средств на различные потребности.
  2. Предоставление денег под расчет штатным сотрудникам.

Если нужно снять определенную сумму со счета организации, придется оформить чек, в котором обязательно должна отображаться цель расходования платежных средств.

Документация

Работодатель обязан выплачивать зарплату в срок

Для выполнения операций с платежными средствами по платежам нужно оформлять такие документы:

  • Кассовый ордер по форме № КО-1, установленной Госпосстатом РФ в действующем постановлении № 88.
  • Кассовый ордер по форме № КО-2, установленная тем же постановлением.

Расчетный лист считается очередным обязательным документом к оформлению, который предоставляется штатному сотруднику на руки. В соответствии с положениями трудового законодательства, документ выдается обязательно без исключений. Данное правило регламентировано в ст. 136 ТК РФ.

В расчетном листе указывается такая информация:

  1. Общий объем выплат, который будет предоставлен работнику;
  2. Размер и аргументы, в соответствии с которыми будет выполняться удержание;
  3. Объем и наявность компенсаций за допущенное нарушения графика предоставления платежных средств работникам;
  4. Каждая составная часть предоставляемого оклада.

Локальные акты всегда оформляются при предоставлении работникам средств в качестве зарплаты.

Изменения в ТК РФ

Предоставление платежных средств в качестве заработной платы штатным сотрудникам четко регламентируется положениями ТК РФ, разработанном 13 декабря 2001 года, одобренного в последствии Советом Федерации.

Правильно оформленное трудовое соглашение между сотрудником и работодателем считается одним из важнейших документов, гарантирующим защиту от задержки платежных средств, позволяющим отстаивать свои позиции в ходе судебных разбирательств.

Трудовое соглашения считается одним из главных оснований для привлечения работодателя, нарушившего закон, к выплате штрафных взысканий. В соответствии с законодательством, не допускаются никакие задержки по выплатам работникам заслуженной зарплаты.

Каждый сотрудник имеет полное право составить заявление, в соответствии с которым его трудовая деятельность будет прекращена до момента погашения задолженности по заработной плате. Организация забастовки или прекращение трудовой деятельности считается недопустимым в таких профессиях:

  1. Военнослужащие;
  2. Социальные работники;
  3. Спасатели;
  4. Госслужащие;
  5. Сотрудники медицинских учреждений.

Во время организованной забастовки работник может вообще не показываться на рабочем месте. За период такого простоя владелец предприятия тоже обязан выплачивать оклад своим работникам.

Любые попытки подписать распоряжение или определенным образом применить меры наказания по отношению к сотрудникам будут незаконны потому, что нарушают положения трудового законодательства РФ.

Работник может приступить к выполнению своих обязанностей, известив работодателя в письменном виде о том, что у него есть возможность пересилить допущенные удержания.

Штрафные взыскания

Закон о выплате заработной платы

В соответствии со ст. 236 ТК РФ, штатному сотруднику полагается выплата компенсации за задержку зарплаты. За каждый следующий день задержки выплат работнику начисляется процент от положенных ему средств.

Работодатель и ответственные должностные лица, задействованные в руководстве компанией, ответственные за задержку, обязательно привлекаются к административной ответственности.

Основания для изменения условий оплаты труда

Возникновение правоотношений между гражданином и работодателем фиксируется путем заключения трудового контракта. Содержание данного документа должно отвечать общим правилам, регламентированных ст. 57 ТК РФ, а также внутренними документами предприятия. Определение порядка, сроков и размера выплат является обязательным требованием при оформлении соглашения между сторонами (абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

В ст. 72 ТК РФ регламентирован общий принцип изменения условий трудового контракта: они могут вноситься только по обоюдному соглашению сторон. Исключения из этого правила предусмотрены ст. 72.1-75 ТК РФ, допускающими односторонний порядок изменения контракта по инициативе руководства с соблюдением гарантий сотруднику и процедуры оформления необходимых документов.

Основания для изменений, в том числе касающихся оплаты трудовой деятельности, предусмотрены ст. 74 ТК РФ и обусловлены изменением организационных или технологических условий труда на предприятии. Подобные ситуации перечислены в ч. 1 ст. 74 ТК РФ, например:

  • изменение техники и технологии производства;
  • реорганизационные мероприятия, затрагивающие структуру производства.

Данный список открыт, то есть не является исчерпывающим, однако каждое основание должно быть непосредственно связано с изменениями условий труда на предприятии. В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами..." от 17.03.2004 № 2 в качестве возможного примера изменения приведено совершенствование рабочих мест на основании их аттестации.

Поскольку этот перечень может быть практически неограниченно расширен, в случае возникновения конфликта с сотрудником доказывать обоснованность изменений должен работодатель. При отсутствии доказательств любое изменение условий трудовой деятельности, произведенное по инициативе руководства, будет признано неправомерным. Если основания для изменения условий организации труда отсутствуют, установление нового порядка оплаты для сотрудника может осуществляться только с его согласия.

Процедура оформления изменений в трудовом договоре

При наличии объективных оснований, предусмотренных ст. 74 ТК РФ, любое изменений условий контракта должно быть оформлено надлежащим образом. Процедура оформления предусматривает определенную последовательность юридически значимых действий, имеющих правовые последствия для обеих сторон договора:

  1. Уведомление сотрудника о предстоящем изменении положений, касающихся оплаты, а также причинах такого изменения.
  2. Получение согласия подчиненного на вносимые изменения на предложенных руководством условиях.
  3. Письменное предложение перейти на другую работу на том же предприятии при четко выраженном несогласии подчиненного на новые условия.
  4. Издание приказа:
    • либо о расторжении трудового контракта по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (в случае отказа от перехода на другую работу);
    • либо об изменении указанных условий (в случае согласия с новым порядком оплаты).

При наличии подтвержденных оснований для изменения условий трудовой деятельности наибольшую важность будут иметь уведомление о данном факте и предложение о переходе на новую работу. В обоих случаях руководство должно соблюсти письменную форму уведомления сотрудника, а также располагать доказательствами вручения ему этих документов.

Уведомление должно быть вручено не позднее чем за 2 месяца до момента предполагаемого внесения изменений. Данное условие ч. 2 ст. 74 ТК позволяет провести уведомительные процедуры заблаговременно, т. к. срок в 2 месяца является минимально допустимым, то есть может составлять и более продолжительный временной промежуток.

ВНИМАНИЕ! Если работодателем выступает физическое лицо (например, ИП), минимальный срок уведомления должен составлять 14 дней (ст. 306 ТК РФ). Еще одно исключение предусмотрено для религиозных организаций: срок предупреждения не должен быть менее 7 дней (ст. 344 ТК РФ).

Не знаете свои права?

Если подчиненный выражает согласие с новым порядком оплаты по трудовому контракту, у руководства отпадает необходимость в проведении всех последующих этапов процедуры согласования. Обоюдное согласие сторон в этом случае фиксируется путем издания приказа руководителем предприятия.

Примечание: результат согласования новых форм и размеров оплаты труда не должен ухудшать положения подчиненных по сравнению с условиями коллективных соглашений, действующих на предприятии.

Оформление приказа об изменении оплаты труда, образец

Для соблюдения оснований и процедуры уведомления сотрудника о новых изменениях в порядке оплаты труда они должны быть зафиксированы в 2 документах:

  1. Соглашении об изменении условий трудового контракта.
  2. Приказе об изменении оплаты труда.

Оба документа должны составляться в письменном виде, иных требований к форме законодательство не устанавливает. Образец приказа об изменении заработной платы может быть утвержден локальными актами организации с указанием общих и частных атрибутов подобных документов (дата, номер и т. д.).

Если на предприятии действует коллективное соглашение, до издания приказа или внесения изменений в трудовой контракт необходимо изменить общие положения системы оплаты труда. Порядок внесения новых норм в коллективный договор предусмотрен ст. 44 ТК РФ. В случае конфликта между сторонами суд будет обращать внимание на соответствие положений коллективного соглашения и новых условий оплаты, установленных для работника.

В одном приказе могут быть зафиксированы не только изменения условий оплаты труда, но и поправки, вносимые при этом в иные положения трудового контракта. Если в приказе содержится комбинация таких изменений, по каждому из них должно быть предварительно получено согласие сотрудника.

Об издании приказа должен быть уведомлен каждый сотрудник, который поименован в содержании этого документа. Для подтверждения ознакомления с содержанием приказа каждый работник ставит подпись в данном документе и личном кадровом деле (если такое условие предусмотрено внутренними документами кадровой службы предприятия).

По итогам издания приказа и ознакомления с его содержанием сотрудников оформляется соглашение о внесении изменений в трудовой контракт. Подготовка этого документа входит в обязанности должностных лиц кадровой службы предприятия либо иных работников, уполномоченных на ведение кадрового делопроизводства.

Изменение заработной платы по инициативе работодателя может привести к существенному снижению уровня материального содержания сотрудников, поэтому может осуществляться только с их согласия. Строгое соблюдение процедуры установления оснований для такого изменения, порядка уведомления персонала организации и оформления документов кадрового делопроизводства позволит избежать проблем в случае возникновения судебного спора. Бланк и образец заполнения приказа об изменении оплаты труда вы можете скачать в разделе "Бланки" в начале статьи.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой данной статьи, устанавливаются федеральным законом (статья 421 данного документа).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Статья 135. Установление заработной платы

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

(часть первая в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 35-ФЗ)

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Статья 137. Ограничение удержаний из заработной платы

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Статья 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.

Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.

Статья 139. Исчисление средней заработной платы

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 140. Сроки расчета при увольнении

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Статья 141. Выдача заработной платы, не полученной ко дню смерти работника

Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.

Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

государственными служащими;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Статья 143. Тарифные системы оплаты труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 145. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 150. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации

При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации.

При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.

В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.

Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Статья 152. Оплата сверхурочной работы

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 153. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

Статья 154. Оплата труда в ночное время

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 156. Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком

Брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями.

Полный брак по вине работника оплате не подлежит.

Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции.

Статья 157. Оплата времени простоя

Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Время простоя по вине работника не оплачивается.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

Статья 158. Оплата труда при освоении новых производств (продукции)

Коллективным договором или трудовым договором может быть предусмотрено сохранение за работником его прежней заработной платы на период освоения нового производства (продукции).

Закон об ОСАГО меняется ежегодно. Растут размеры выплат, корректируются тарифы и правила страхования. Но реформы необходимы , поскольку повышается стоимость автомобилей, запчастей, ремонта и лечения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это приводит к тому, что доступного лимита выплаты становится недостаточно для покрытия расходов. Увеличивая размер компенсации, страховщики терпят убытки ввиду низкой стоимости полиса, что является причиной повышения тарифов.

Без реформы предоставлять услуги по страхованию ОСАГО откажется основная часть участников рынка, возникнут сложности по приобретению полиса. И очередные изменения в законодательстве будут сделаны уже весной 2019 года.

Что новое было в 2019 году

Кардинальные изменения в были сделаны в июле 2019 года. Рассмотрим основные из них:

  1. С июля 2019 года страховщик обязан провести осмотр повреждений автомобиля после ДТП в течение 5 дней с момента подачи документов о наступлении . Ранее этот срок отсчитывался с момента предоставления транспортного средства к осмотру.
  2. С июля автовладельцы обязаны проводить независимую экспертизу автомобилей страховщика. Это не запрещает оценивать ущерб самостоятельно, обратившись к эксперту. Но без проведения экспертизы страховщика выплата произведена не будет.
  3. Срок рассмотрения претензии страхователя при досудебном урегулировании убытков увеличен с 5 до 10 дней. В течение этого периода страховщик должен рассмотреть жалобу клиента (если он неудовлетворен суммой выплаты) и направить ответ.
  4. Автовладельцы могут оформлять электронные полисы ОСАГО. Для проверки документа сотрудникам ГИБДД предоставляется распечатанная информация о том, что договор страхования заключен.
  5. Тарифы по ОСАГО не могут меняться чаще 1 раза в год.

Какие ожидаются изменения в закон об ОСАГО в 2019 году

Пока изменения в законодательстве незначительные. Так, с января 2019 года все страховые компании обязаны предоставлять услуги по оформлению электронного полиса ОСАГО.

Следующие изменения будут сделаны весной текущего года, и они значительно меняют условия страхования автогражданской ответственности.

Изменения в законодательной базе находились на разработке больше года. Перечень коррективов был официально опубликован в августе 2019 года.

Планируется внести поправки в законодательстве в начале 2019 года, а в силу они вступят с 1 марта 2019 года.

По ремонту автомобиля

Основной поправкой в законодательстве станет правило, по которому страхователю не выдается на руки денежная компенсация, а автомобиль направляется на СТО для ремонта.

Станцию ремонта транспортных средств выбирает страхователь из списка, предложенного страховщиком. После ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля он оплачивает выставленный счет.

Такая процедур возмещения убытков исключает вероятность обмана со стороны автолюбителей. Случаи, когда ради получения материальной выгоды, водители договаривались с работниками СТО об увеличении суммы счета, встречаются часто.

С другой стороны, изменение ситуации выгодно автовладельцам. Если раньше суммы денежной компенсации могло не хватить на восстановление поврежденного ТС, то сейчас проводится полный ремонт, а водителю нет нужды беспокоиться за размер выставленного счета.

Денежная компенсация будет выплачиваться в исключительных случаях:

  • при тотальной гибели автомобиля, когда восстановлению она после аварии не подлежит;
  • если сумма выставленного счета превышает допустимый лимит (в 2019 году – 400 000 рублей ), а автовладелец не желает делать доплату из личных средств;
  • если страхования компания по каким-либо причинам не может направить автомобиль в СТО, выбранную страхователем при заключении договора;
  • если страхования компания не укладывается в установленные законодательством сроки (30 дней) произвести ремонт автотранспорта;
  • если страхователь обратился с просьбой произвести выплату в денежном эквиваленте по определенным причинам (например, при тяжелом материальном положении) и направил ее в РСА (выплаты будут производиться не всем желающим, а только при наличии веских и доказанных оснований, после проведения специальной комиссии);
  • если страховщик и страхователь в письменном виде заключили соглашение о выплате денежной компенсации (такой вариант будет возможен, но сумму выплатят значительно меньше, чем было бы потрачено на ремонт авто).

По штрафам

Касаемо штрафов для автолюбителей, кардинальных изменений не произойдет. В Кодексе об административных правонарушениях появится статья за отсутствие Зеленой карты у въезжающих в страну иностранных водителей.

Размер штрафа пока не оговаривается, но контролировать данный процесс поручат Таможенной службе.

В 2019 году планировалось увеличить штраф за езду без ОСАГО в 10 раз (с 800 рублей до 8000 рублей ). А при обнаружении поддельного полиса лишать водительских прав. Данные изменения в наступившем году внесены не будут.

По стоимости обязательного автострахования

Корректировка тарифов по ОСАГО пока не запланирована. Возможно, ежегодное повышение цен на страховку не коснется 2019 года. Изменения будут внесены только в систему расчетов стоимости ОСАГО.

С 2019 года коэффициент бонус-малус будет рассчитываться по другой схеме. Сейчас он присваивается водителю и автомобилю.

И когда в полис вписывается несколько человек, стоимость страховки увеличивается, что несправедливо по отношению к автолюбителям, заработавшим длительной безаварийной ездой максимальный класс и хорошую скидку.

С 2019 года КМБ будет присваиваться конкретно водителю, в зависимости от количества лет безаварийной езды.

Это создает преимущества для страхователей:

  • возможность повышения КМБ без привязки к определенному ТС;
  • перерасчет коэффициента будет производиться ежегодно, 1 января, а не по окончании страхового периода;
  • узнать свой класс водитель сможет на сайте РСА;
  • упрощение процесса оформления группового ОСАГО.

По выплатам

Изменения в страховых выплатах по ОСАГО в 2019 году коснутся лимита компенсации по . Ее размер составит 100 00 рублей (в 2019 году – 50 000 рублей ). Увеличивать выплаты по основному способу оформления ДТП пока не планируется.

Предполагается изменение максимального лимита в Москве и Санкт-Петербурге, но предложение на данный момент находится на рассмотрении в правительстве РФ.

В денежном эквиваленте выплата будет производиться только в исключительных случаях. Потерпевший в ДТП получит направление в СТО для ремонта автомобиля. Срок гарантии составит более 2 месяцев.

Другие

Перечисленные изменения в ОСАГО относятся к основным. Но есть ряд других коррективов, о которых следует знать страхователям:

  1. Изменяется список претензий, предъявляемых к виновнику аварии. Так, законодательством будет запрещено требовать выплаты в судебном порядке на ремонт автомобиля с пешеходов, ставших виновниками ДТП и получивших травмы.
  2. В РСА создана база данных всех водителей. И каждый автолюбитель может сделать запрос, получив информацию о себе. До 2019 года эта возможность предоставлялась только страховым компаниям.
  3. Обращаться за выплатой в страховую компанию водитель должен лично.

Изменения в законодательстве гласят, что будет запрещено передавать (продавать) права на требование компенсации у страховой компании.

До 2019 года водитель мог за определенную стоимость продать право требования возмещения от страховщика. Автоюристы зарабатывали на этом неплохие деньги, решая вопросы в судебном порядке. Теперь это сделать будет невозможно.

А теперь о том, какие изменения сделать планировалось, но они не вошли в законопроект:

  1. Отмена коэффициента силовой мощности автомобиля, что сделало бы стоимость полиса ниже.
  2. Внедрение коэффициента за опасное вождение и нарушение ПДД.
  3. Возможность оформления страховки на 3 года.
  4. Исключение из системы расчетов региональных коэффициентов.
  5. Включить требование по оформлению электронного полиса лично водителем, а не третьим лицом. Как этот пункт будет контролироваться, власти не разъяснили.

В стадии разработки находятся еще два изменения:

  1. Увеличить до 1 года.
  2. Ввести коэффициенты для водителей, часто участвующих в ДТП.

Второе изменение стоит рассмотреть подробнее. Возможно, появится новый, 10 повышающий коэффициент. Он увеличивает стоимость полиса пропорционально количеству произошедших аварий за прошедший страховой период.

Теперь злостные правонарушители, действия которых неоднократно приводили к ДТП, станут платить еще больше.

Коэффициент распространяется на водителей, у которых произошло больше 5 аварий за год:

Количество аварий Размер коэффицента
от 5 до 9 1.86
от 10 до 14 2.26
от 15 до 24 2.45
от 25 до 29 2.65
от 30 до 34 2.85
0т 35 3.05

Таким образом, водители, причинившие ущерб чужим автомобилям более 35 раз за год, увеличат стоимость страховки в 3 раза.

Нововведение пока не принято, но планируется добавить 10-й коэффициент в систему расчета стоимости полиса в ближайшие несколько месяцев. Возможно, он улучшит ситуацию на дорогах и сделает водителей более аккуратными ездоками.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме