Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Адописная икона: что может прятаться за верхним слоем краски? Молиться ли перед суровой иконой? Ошибки и «ляпы» в иконописи.

Вы когда-нибудь встречали термин «адописная икона»? Уже одно название настораживает. Так и есть, ведь это изображение связано с нечистой силой и соответственно с отрицательной энергетикой. В наше время такие образы считаются легендарными, поскольку они не дошли до нашего времени. Но о том, что такое адописные иконы, кого на них изображали, какую опасность несли в себе такие «картины» читайте далее.

Откуда мы знаем об адописных изображениях?

Что такое адописная икона? По своему внешнему замыслу она должна не отличаться от обычного православного образа. Но под верхним слоем краски с ликом Христа, святого или Богородицы якобы прятались отнюдь не благочестивые изображения: дорисованные рога, гримасы.

Такое изображение в наше время считается легендарным, так как до нас не дошло ни одного подлинника. Все, что мы знаем, — легенды и предания. Но рассказы о подобных изображениях встречаются и в художественной литературе, и даже в житиях святых.

О чем говорит житие Василия Блаженного?

В житийной литературе адописная икона впервые встречается в житии Василия Блаженного. Однажды этот святой бросил камень в образ на Варварских вратах, который почитали за чудотворную икону Богородицы. Но когда камень разбил стекло и повредил верхний слой краски, стало видно, что пряталось под спудом.

Уже в ХІХ веке писатель Николай Лесков, наслышанный о легендарных изображениях, включил в сюжет своего произведения «Запечатленный ангел» рассказ об адописном образе.

Протест против натурализма в иконографии?

Некоторые историки считают, что адописное изображение могло распространиться и в среде староверов. Это была своего рода акция протеста против фряжского письма, пришедшего с Европы и изображавшего Богородицу и святых слишком натуралистично. Если это соответствует действительности, то подобный протест вряд ли назовешь удачным.

Но многие искусствоведы полагают, что адописная икона как способ искусно обмануть людей вообще не существовала, так как в материальном виде она не дошла до наших дней.

Зато изображения бесов все же встречаются в православной иконографии. Самый яркий образ — картины Страшного суда, прохождение мытарств, также сюжеты из жизни некоторых святых: Георгий Победоносец убивает змия, чудо Феодора Тирона и другие.

При чем здесь экстрасенсы?

Если же предположить, что адописные изображения все же существовали, то для чего же они создавались?

Чтобы ввести людей в соблазн: если с помощью иконы верующие обращаются к изображенному на ней, то с кем тогда люди общаются перед адописным изображением?

Встречаются рассказы и о втором варианте обмана людей — с помощью ясновидцев, которые в своих практиках используют «иконы». Некоторые люди считают, что «целители» обращаются к исковерканным образам. Адописная икона прячется за традиционным православным ликом, а перед ней «молится» бабка. Люди, видя эту внешнюю атрибутику, доверяют какой-то потомственной ведунье, ведь она же молится перед образами! На самом деле она обращается к далеко не светлым силам и только внешне маскируется под благодетельницу.

Правда, поверить в такой сценарий вы можете только на словах, так как реальные доказательства отсутствуют.

Рассказ о черной иконе использовался и в одном выпуске телевизионного шоу с экстрасенсами. Но в этот раз ясновидящих показали не как виновников, а как добродетелей. Экстрасенсы якобы определили, что виной всех бедствий в одной семье есть черная икона, перешедшая еще от прадеда.

Верить или не верить экзотическим рассказам без веских доказательств — читатель решит сам.

Без лишней паники

Во время прочтения статьи может возникнуть вопрос: а может ли сегодня в каком-то храме находиться замаскированная адописная икона, которую верующие почитают за чудотворную?

Вспомним еще раз историю с Василием Блаженным, через которого Господь раскрыл смысл злочестивого образа. Неужели бы в наше время, если бы возникла необходимость, Бог не открыл правду через какого-то праведного человека?

Более того, исследователи считают легенды и предания о черных иконах лишь баснями, не подкрепленными реальными примерами.

Предлагаем вам посмотреть краткое видео о том, почему же православные чтят святые иконы и мощи:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

(Вероника БОГДАНОВА )

Искусствовед Галина КОЛПАКОВА об иконах, картинах и смысле творчества

"...И ДУША МОЯ БЫЛА СПАСЕНА"

- Галина Сергеевна, как и когда Вы стали заниматься древнерусским искусством?

Это произошло после окончания десятого класса, совершенно неожиданно для меня самой. Я закончила математическую школу, побеждала на всех олимпиадах. Учителя полагали, что у меня были блистательные способности и ожидали, что я пойду по математической стезе. Но внезапно у меня созрело принципиально иное решение. Оно было не совсем еще четкое и оформившееся, но одно я знала точно: я хотела заниматься иконами. И даже не столько их изучать, сколько именно хранить. Я не знала, где нужно учиться, чтобы этим заниматься. Мне сказали, что надо поступать в университет на искусствоведческое отделение. Я так и сделала, и все мои метания сразу прекратились, еще на первом курсе. Я точно знала, что буду заниматься древнерусским искусством. Буду хранить.

А когда Вы приняли решение посвятить свою жизнь древнерусскому искусству, Вы были верующим, церковным человеком?

Нет. Но у меня была очень верующая бабушка. Она была дворянская дама, ее мужа убили во время революции, но она смогла вырастить двух детей в сложнейших условиях на Беломорканале. Я думаю, что ей удалось все это пережить только благодаря глубокой и истинной вере. Она была как кремень.

Мы жили в небольшом городе, где папа занимал очень высокий пост - председателя комитета телевидения и радиовещания - фактически второй человек после первого секретаря обкома. Несмотря на это бабушка открыто ходила в храм, крестила всех нас. Меня маленькую водила к причастию. Потом, правда, я пошла в школу, от Церкви отошла, и даже делала пакости: выискивала в журналах атеистические загадки и задавала бабушке… Бабушка всегда обо мне очень молилась, и наверное, продолжает молиться после смерти. Думаю, что благодаря ее молитвам я вернулась в Церковь. Это произошло уже в сознательном возрасте. Но не так как часто бывает - от горя или в результате мучительных поисков. Я пришла от ощущения радости и полноты жизни. В какой-то момент я почувствовала, что мир настолько прекрасен, что у него обязательно должна быть Причина. И я пришла в Церковь хвалить Бога...

В памяти остался интересный эпизод из моего атеистического детства. Я жила у бабушки, а у нее был дома образ святителя Николая. Я тогда в Бога не верила, но икону воспринимала исключительно как живое существо: мне стыдно было на нее смотреть, когда я делала что-то плохое. Будучи ребенком, я очень отчетливо осознавала, что икона - живая.

Детское восприятие, действительно, очень яркое. И все-таки, как бы Вы сейчас объяснили феномен иконы. Что это такое? В чем значение иконы для человека?

Мне кажется, лучше всего об этом сказал поэт, композитор и богослов VIII века святой Иоанн Дамаскин: "Я узрел человеческое Лицо Бога, и душа моя была спасена". Икона нужна для того, чтобы человек видел Того, с Кем он хочет молитвенно общаться. Потому что без этого человеку трудно молиться.

Икона помогает человеку осознать, что он духовное существо, не ограниченное только этим миром. Недавно я читала повесть современной православной писательницы, которая описывает путь души в мире ином. В книге есть интересный эпизод: когда героине напоминают о молитве, она сразу вспоминает старинную икону, когда-то купленную для "украшения интерьера", и начинает молиться. Это психологически очень верно замечено. Значение иконы сопоставимо со значением молитвы, церковной службы.

Если же приводить примеры из истории, то надо сказать, что икона и литургия - это осуществление на земле иного пространственно-временного единства, воплощение неба на земле. Помните рассказ из "Повести временных лет"? Русские послы, вернувшиеся из Константинополя, уверяли, что во время Литургии в храме Софии Константинопольской они даже не знали, где находились: на земле или на небе - так это было прекрасно. Так же и созерцающий икону приобщен к внеземному измерению. Красота, спасающая мир, - это красота небесного, понуждающая человека приводить свой собственный микрокосм в соответствие с распорядком Божественного космоса (слово "космос" в греческой культуре означало и порядок, и красоту, и гармонию).

Почему икону часто называют источником веры? Это связано как-то с тем, что человек может познать Бога с помощью иконы?

Да, и это очень часто происходит. Я расскажу Вам одну интересную историю. Это было еще в советское время, в год московской Олимпиады. Тогда все иконы Третьяковской галереи собрали в один зал. Вход разрешался только специалистам. Мне выдали пропуск, и я ходила туда заниматься. Никакой экспозиции не было, иконы просто стояли прислоненные к стенке. Одна моя студентка-итальянка, у которой я вела семинар по древнерусскому искусству, очень хотела пойти со мной. Мы оформили ей разрешение. Я знала, что она была неверующая. Пока я сидела занималась, девочка ходила по всему залу, и я боковым зрением следила за ней. Она все ходила и смотрела на разные иконы, не останавливаясь даже перед Владимирской. Мне это казалось странным, так как она слушала курс и знала, что это за икона. И вдруг в конце концов она встала перед образом Звенигородского Спаса. Сначала она стояла перед ним, потом села на стул, очень долго сидела, потом снова встала и молча стояла, потом опять села. Так она провела перед этой иконой почти весь день. Потом резко встала и ушла, не прощаясь. Примерно через полгода она позвонила и выразила желание креститься в Православной Церкви...

ИКОНА И КАРТИНА

- Как Вы считаете, чем икона отличается от картины?

Отличий множество, назовем самые очевидные. Во-первых, икона связана с совершенно особым свойством, о котором всегда приходится говорить, когда мы касаемся икон, - с истечением божественных энергий, Божественного света. Через икону источается Божественный свет. В Евангелии мы читаем об этом свете в рассказе о Преображении Господнем на горе Фавор, когда апостолы увидели Христа в сиянии. Православные верят, что Божественный свет пронизывает весь мир. Благодаря этому Свету мир только и может существовать. Чем больше человек очищается духовно, тем больше он способен воспринимать этот свет (благодатью), тем больше он способен к праведной жизни. Но как редкий дар, Божественный свет может нисходить и к людям несовершенным. Православная икона, изображая Бога или святых, преображенных Божественным светом, сама является его проводником.

Во-вторых, изображение на иконе очень мало зависит от индивидуального желания художника. Если картина всегда есть прежде всего творческий поиск отдельного художника, то икона никогда не является собственно созданием одного чело-зека. Не случайно отлученные от Церкви не имеют права писать иконы. В-третьих, картина - это иллюстрация, аллегория. Икона же всегда есть воплощение того, что находится за пределами земного мира.

Также важное отличие заключается в том, что картина существует сама по себе, а икона не мыслима вне нашего к ней обращения, почитания. Когда мы смотрим на Владимирскую Богоматерь, то ее ритм, цвет и свет, длинные линии, бесконечное пространство - все это выходит за те пределы и замыкается в сердце предстоящего человека.

- Как можно объяснить существование множества разных типов икон Христа и Божьей Матери?

В Богословском институте студенты часто задавали этот вопрос: "Господь один и тот же, а почему же Его изображают по-разному?" Мне кажется это очень естественным, потому что видим мы Его по-разному в разные эпохи. Даже на протяжении своей жизни мы видим - воспринимаем, ощущаем - Бога всегда по-разному. Это живое восприятие. И поэтому иконы все разные.

Кроме того, в иконописном творчестве в очень большой степени проявляется участие Промысла Божия в истории человечества. Ведь икона - это и один из способов воздействия Бога на реальную жизнь и реальную историю. С этим связано появление различных изводов. Например, Богородичных икон или икон Спасителя. Они появились именно в тот момент, когда были необходимы церковному сообществу. Поймите меня правильно: реальная история не есть катализатор появления иконы. Наоборот, икона спускается нам свыше для того, чтобы мы шли правильным путем.

Можно напомнить об исторических условиях возникновения одной из самых великих икон - иконы Богоматери Владимирской, или Гликофилуссы (Ласкающей, сладко лобзающей). Этот извод возник в сложной духовной ситуации XII столетия, когда в восприятии мира и человека огромное значение приобрели мотивы личного, человеческого страдания Господа, темы переживания Страстей Христовых не просто как исторической драмы, но как реальности сегодняшнего дня, открытой верующему. Но страстная тематика, мотивы объятий Богоматери-Церкви со своим Создателем, оказались предвидением трагического падения Константинополя от рук завоевателей - рыцарей-крестоносцев в 1204 году. В эмоциональном и духовном прочтении этого сюжета огромное значение обрели темы надежды, упования на милосердие Божие к своей Церкви, без которых Византия вряд ли смогла бы пережить поругание XIII в., найти силы на возрождение и победу в 1263 году.

- А сейчас, как Вам кажется, существует ли икона, которая особенно важна для нашего времени и нашей страны?

Я думаю, это Державная. Этот образ с момента своего явления в 1917 году спасает Россию. Я не хочу касаться политики, но мне кажется, что сейчас мало кто действительно заботится о сохранении русского народа как целого общества. В такой ситуации икона Божией Матери Державная стремится всех нас поднять и собрать как народ, в этом образе воплощена наша надежда.

Если вернуться к проблеме смысла иконы, то возникает вот еще какой вопрос: с изображением Христа и Богоматери - понятно, но почему на иконах изображают святых? Это же простые смертные люди, когда-то жившие на земле.

Да, святые - это реально жившие люди. Но в отличие от нас с вами они духовным подвигом достигли божественного просветления. Изображение икон святых возможно не только потому, что мы вспоминаем реально живших людей, но главное - потому, что мы почитаем в них преображенную божественной энергией человеческую материю. Что это значит? Православные христиане веруют в то, что мы воскреснем в теле. Воскресший Христос явился апостолам не бестелесным духом, Он ел вместе с ними. Конечно, это было уже не смертное человеческое тело. Эта материя нетленна, бессмертна... Например, когда мы приезжаем в монастырь, мы обращаем внимание на просветленные, умиротворенные лица монашествующих - о них говорят "не от мира сего". Это начатки того телесного преображения, результат которого мы видим в иконах святых. И здесь еще одно значение иконы: она нам напоминает, что любой человек может достичь святости.

Почему в Православной Церкви принято целовать иконы?

Мне кажется, это вещь очень естественная. Представьте: когда люди видели Спасителя, то некоторые угадывали, что это Он, и желали прикоснуться. Так и мы касаемся иконы, желая телесно ощутить тот дар благодати, который от нее исходит. Ведь тело, душа и дух связаны между собой. Не знаю, ответила ли я на ваш вопрос, но мне кажется, что не целовать икону невозможно.

СПРАВКА:

КОЛПАКОВА Галина Сергеевна, кандидат искусствоведения, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

В разговоре об иконе неизбежно возникает вопрос о Фаворском свете. В Евангелии мы читаем об этом свете в рассказе о Преображении Господнем на горе Фавор, когда апостолы увидели Христа в сиянии:

"По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как Солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи." Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". (Евангелие от Матфея, глава 77, стих 1-5.)

Православные верят, что Божественный свет пронизывает весь мир. Благодаря этому действию Божию мир только и может существовать. Православная икона, изображая вочеловечившегося Бога, святых или небесные силы, является как бы проводником этого Божественного света.

2 марта 1917 года была найдена (обретена) икона Божией Матери, названная "Державной". Произошло это при обстоятельствах, которые с полным правом можно назвать чудесными.

Простой верующей женщине, крестьянке Евдокии Андриановой приснился сон о том, что в селе Коломенском под Москвой есть храм Вознесения, в котором находится большая икона Божией Матери. Женщина слышала слова о том, что икону надо найти, чтобы перед ней молились люди, и видела саму икону. Евдокия приехала в Коломенское, нашла там Вознесенскую церковь и обратилась к настоятелю. Священник, просмотрев все иконы церкви и не найдя той, что видела во сне женщина, уже был готов прекратить поиски, но напоследок решил спуститься в подвал. Там и была обнаружена большая икона, темная, покрытая многолетним слоем пыли, в которой, когда ее очистили, Андрианова узнала виденный во сне образ.

Иконографический тип изображения Божией Матери на найденной иконе не встречался ранее в России никогда. Божия Матерь изображена как Царица Небесная, величественно восседающая на царском троне в красной порфире; имеющая на главе корону, в руках - скипетр и державу - символы царской власти, а на коленях – благословляющего Богомладенца.

В истории Православной Церкви явление иконы воспринимается как знак того, что Сама Божия Матерь взяла на себя особую заботу о России в критический момент истории страны.

В советское время икона хранилась в Государственном Историческом музее. В 1990 году по прошению Патриарха Алексия II передана в храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

Изображения святых могут быть самыми разными. Несколько образов одного и того же святого могут сильно различаться между собой. Однако, в любом случае перед нами всегда практически портретное изображение конкретного святого. Это особенно хорошо видно на прижизненных портретах, посмертных гравюрах и литографиях и иконах преподобного Серафима. Почитая икону, православный верующий ни в коей мере не ожидает от ее вещества какого-либо магического действия, но прежде всего обращается через нее к святому, у которого просит помощи перед Богом.

Вы никогда не задавались вопросом: почему на некоторых иконах лица святых до того суровые и грозные, что страшно смотреть? Зачем святого Христофора изображали с собачьей головой, что делало его похожим больше на египетского бога Анубиса, чем на христианского святого? Допустимо ли изображать Бога-Отца в виде седовласого старца? Можно ли считать иконами изображения святых, ангелов кисти Врубеля, Васнецова?

Хотя иконы – почти что ровесники самой Церкви и пишутся на протяжении веков по строго определенным канонам, ошибки, разногласия и споры есть и тут. Как к ним относиться? Выясняем у заведующей кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерины Дмитриевны Шеко .

Анубис или святой Христофор?

– Екатерина Дмитриевна, в иконописи существуют спорные сюжеты, которые многих смущают. Один из самых ярких примеров – изображение святого Христофора с головой собаки (согласно его житию, он был очень красив и натерпелся от чрезмерного женского внимания, поэтому умолял Бога сделать его безобразным, чтобы избежать искушений. Господь эту просьбу святого выполнил – авт.) . Как к этому относиться?

– Изображение святого Христофора с песьей головой было запрещено распоряжением Синода от 1722 года. Хотя в народном сознании, чтобы его как-то выделить на фоне сонма святых, его так продолжали изображать, даже после запрещения. Но, к примеру, у сербов или в Западной Европе святой Христофор изображается по-другому: переносящим через реку мальчика на плече. Это уже традиция.

– А какая разница между традицией изображения и каноном?

– В канонах богослужебных – четко прописаны определенные правила и действия, а вот в иконописи это сложно сделать, потому что, в общем-то, здесь всякий канон – это в первую очередь традиция. Письменно нигде не зафиксировано: нужно писать только так и никак иначе. Но сама традиция складывалась поколениями верующих людей, многие из которых своей подвижнической и молитвенной жизнью взошли на более высокие ступени Богопознания, чем те, на которых находимся мы сейчас. Поэтому, изучая традиционные иконографические приемы, художник-иконописец и сам постепенно приближается к познанию истины.

Блаженная Матрона – зрячая?

– В результате получается, что каждый пишет какие-то детали на свое усмотрение. Например, блаженную Матрону Московскую привычно видеть на иконах с закрытыми глазами, слепой она изображается на самой распространенной иконе – Софринской. Но есть и образы, где она – зрячая. Ведь после Воскресения не будет увечий… Где тут правда?

– Тут мнения расходятся. Мой духовник считает, что на иконе изображать ее незрячей неправильно, и я с ним согласна. прославлена в лике святых, а поскольку ничего телесного, в том числе немощей, увечий, ран на небесах уже нет, значит, она не может быть слепой там.

– Поясните, пожалуйста, почему тогда принято изображать раны на руках и ногах Спасителя?

– Из текста Евангелия мы знаем, что Христос воскрес и вознесся телом, и на его руках и ногах остались следы от гвоздей, а на ребрах – рана от копья. И Он показал и позволил их осязать апостолу Фоме по своем Воскресении.

– Изображать или нет увечья на телах святых на иконах – это как-нибудь регламентировано канонами?

– В том-то и дело, что не регламентировано. Слепота, во всяком случае, нигде больше, кроме образа , не изображалась – это исключительный случай, хотя конечно в истории Церкви были святые слепцы. Очень жаль, что по поводу иконографии святой Матроны не вынесено никакого соборного решения, обязательного для всей Церкви…

Но я считаю, что в случае с этой иконой важен даже не вопрос о закрытых или открытых глазах, а нечто другое: наиболее растиражированная икона блаженной Матроны, на мой взгляд, спорна не только с точки зрения иконографии. Она очень уродливо написана, этот лик никакого отношения не имеет даже к сохранившейся прижизненной фотографии Матронушки: на фото у святой довольно полное лицо, крупный нос, мягкие, округлые щеки и приятное выражение лица. А здесь все такое усохшее, тонкий-претонкий нос, огромный страшный рот, напряженное лицо, зажмуренные, неспокойные глаза. Неумелая, некрасивая работа. Да, от портретного сходства можно отходить, но икона должна обязательно отражать духовную сторону личности, а не искажать ее.

Иконописный лик – из измученного лица

– Должен ли мастер, рисуя образ, добиваться максимального внешнего сходства его со святым?

– Некоторые люди полагают, что портретное сходство, как элемент плотской природы, вторично. У , например, очень крупный нос, и есть иконописцы, считающие, что этого не нужно отражать, нужно писать его лик в более обобщенной форме, близкой к традиционной иконографии. Такие вещи обсуждаются в кулуарах, но никакого общего решения духовенства, никакого соборного определения по этому поводу нет.

– Вы считаете, что оно должно быть?

– Мне кажется, да. Все, что происходит в Церкви, тем более то, что связано с молитвой, должно серьезно обсуждаться соборно. А ведь икона – это то, что предназначено помогать нам молиться: человек обращается к Богу и святым Его посредством иконы.

Те иконы, которые писались в начале перестройки, очень тщательно обсуждались и иконописцами, и духовенством. Например, образ Патриарха Тихона, – процесс их создания был длительным, продуманным. Я помню, как все это происходило. Мне кажется, что тогда это было очень правильно: во-первых, все молились об этом, во-вторых, художественная сторона обсуждалось. Позже, когда канонизировались огромные сонмы святых, не стало возможности во всех подробностях разбирать вопросы иконографии каждого из них.

– С чьей иконографией связаны наибольшие трудности?

– Новомученников непросто писать. Так как это почти что наши современники, их лица известны, а это обязывает стремиться к портретному сходству. Но бывает, что сохранились только лагерные фотографии, сделанные НКВД. Я писала с такой фотографии священника: он был обрит, измучен голодом, пытками, допросами, доведен до последней степени физического истощения, приговорен к казни – и все это на его лице написано. И сделать из этого измученного лица просветленный иконописный лик – это колоссально трудно.

Дореволюционные фотографии – чудесные: они уже сами по себе иконописны. Например, патриарх Тихон или – они столько потрудились на благо Церкви, что их лица уже сами по себе преображенные. Еще в те времена сохранялась традиция фотографии: мастер ловил настроение, состояние души. А фотографии НКВД – они, конечно, жуткие…

Или, например, очень сложная иконография владыки . После многих страшных эпизодов его жизни у него лицо немного несимметричное, один глаз плохо видит, и поэтому в его лице присутствует некая невнятность. Так что надо обладать определенными талантами, чтобы не просто уметь скопировать традиционную икону, но создать новый святой образ.

О «корпоративной» осторожности

– Сейчас много неканонической иконописи в Русской Церкви?

– В последние годы ее все больше и больше, именно потому, что безмолвствуют иерархи: нет никакого решения, чего делать точно нельзя. Я считаю, что такого определения было бы достаточно, чтобы художники не уклонялись в крайности.

У нас есть внутренний сдерживающий момент, осторожность: люди, которые серьезно занимаются иконописью, поглядывают друг на друга, советуются, обсуждают то, что делает один или другой. На Западе, например, границ фактически нет – они делают все, что захотят. У нас осторожности больше, но это такая внутренняя, «корпоративная» норма. Жесткого канона нет.

– А в чем преимущество соблюдения канонов, что оно дает?

– Я считаю, что знание некоторых правил и традиций письма дает возможность внутри этих границ выразить с помощью средств живописи духовную истину. Есть общие элементы, выработанные веками и проверенные многими поколениями, которыми удобно показать вещи из духовной области – и этим пренебрегать неумно. Кроме того, это связь времен – связь со многими поколениями верующих, православных праведников и подвижников.

Постановление Синода?! Ну и что?…

– Связь времен чувствуется и в обратном: заходишь в храм 18-19-го века постройки, поднимаешь голову, а под куполом – изображение «Новозаветной Троицы». А ведь поместный Собор Русской Православной Церкви 17-го века запретил изображать Бога Отца в виде седобородого старца. Почему такие изображения остаются в храмах до сих пор?

– Это изображение – результат западного влияния. В 17-18 веках в России был страшный сумбур, Церковь была обезглавлена – при Петре Первом появился Синод как государственный орган церковного управления. Авторитет Православной Церкви был задавлен авторитетом государства. Запрет Собора хоть и появился, но, тем не менее, в 19 веке он абсолютно игнорировался.

– Неужели постановление Собора не имело обязательной силы?

– Да, видимо, не имело. Хотя и позволения официального на такие изображения тоже не было, его нет и по сей день. Но у нас, я предполагаю, иерархия почему-то опасается стеснить свободу художника. Не знаю почему. Искусствоведам на откуп отдается вся сфера обсуждения иконографии, а духовенство часто от этого отстраняется, считая себя не компетентными. Хотя бывает и обратная крайность: когда батюшки делают, как считают нужным, ни с кем не считаясь. Общего мнения Церкви, к сожалению, не формулируется.

Да что Рублев? Можно лучше сделать!

– Признает ли Церковь картины художников 19-20 веков – В.М.Васнецова, М.А.Врубеля и других – за иконы?

– Опять же, единого мнения Церкви нет: одни признают эти картины иконами, другие – нет. По поводу икон Васнецова, Нестерова или Врубеля никто не высказался из иерархов, никто не сказал на съезде или Соборе, что хорошо, что плохо, где граница дозволенного.

– Но априори – можно академический рисунок считать иконой?

– Да, иногда можно. Но это не значит, что нужно стремиться к академизму.

Мне вспоминается такой пример. Я работала над проектом восстановления росписей в храме Христа Спасителя, и там, в частности, был спор: многие говорили, что первоначальную академическую роспись восстанавливать не нужно, нужно сделать принципиально новое – мозаику современную, например. В это время приходит какой-то художник и заявляет: «Ну, конечно, это никуда не годится, надо сделать настоящую фреску…» Его спрашивают: «А какие образцы вы предлагаете взять?» Тот отвечает: «Вот, Рублев, например… Да что Рублев? Можно же лучше сделать». И когда он это сказал, все поняли: лучше не надо! Потому что когда человек говорит, что он лучше Рублева сделает, это уже вызывает сомнения.

– Но так, как Андрей Рублев, уже, наверное, никто не пишет. Иконы 14-15 веков – это один стиль, иконы эпохи ренессанса – другой, а современные иконы – третий, причем их не перепутаешь. Почему так?

– На иконописи отражается вся обстановка жизни, все события, зрительные образы и мысли людей. Во времена Рублева, когда не было ни телевидения, ни киноиндустрии, ни такого огромного количества полиграфических изображений, как сейчас, наблюдался взлет иконописи.

В 17-м веке еще появлялись прекрасные образцы – определенный уровень сохранялся, но в иконописи стала видна и некая сумбурность, чрезмерное увлечение «узорочьем». Была утрачена глубина содержания образа. А уж 18 век – это падение, потому что то, что творили в то время с Церковью, на иконописи не могло не отразиться: были убиты, замучены многие иерархи, всякая православная традиция, всякая преемственность считалась ретроградством и жестоко искоренялась, появился страх сделать что-то неугодное власти. Это сказалось на всем, отложилось «на подкорке».

– А чем объяснить то, что на иконах исчезли, скажем, средневековые несимметричности, непропорционально большие головы, например?

– Они исчезли, потому что художники знают, как правильно пропорционировать человеческие тела. А диспропорции и уродство не могут быть самоцелью иконописи.

– Но, например, на кипрских иконах такие диспропорции сохранились… Они что, ничему не научились?

– Это зависит от школы. Греки тоже древние традиции стараются сохранить, они не идут через академический рисунок. Рублев, Дионисий не потому пропорции изменяли, что не умели рисовать академически, а потому что они были очень талантливы и свободны от шор. А у нас считается, что если художник хорошо освоит академический рисунок, значит, он будет хорошо писать иконы. На самом деле он будет писать так же, как писали более поздние иконописцы – 16-17 веков: правильное пропорционирование, правильная перспектива, правильная передача объема. Это две крайности: либо человек ничего не умеет и «калякает», как получается, либо он серьезно учится академической живописи – в Суриковском институте, например, – потом пытается себя сломать и перейти к иконописной технике. А это очень тяжело.

«Зачем молиться перед иконой, если она “молчит”?»

– Современная иконопись не стала ли более реалистичной?

– Да нет. Это зависит от того, насколько привычки художника, пришедшие из академического письма, влияют, часто неосознанно, на его работу как иконописца.

– Когда лицо на иконе получается слишком суровым, строгим – это ошибка? Или сквозь эту суровость надо видеть что-то иное?

– Это просто неумение.

Почему надо пользоваться образцами? Классики иконописи в своих работах показали, как может быть прекрасен лик. Они дали некий образец и если мы к нему приблизимся – это будет уже очень много. А если мы будет самостийничать, то, скорей всего, ничего хорошего не получится. Потому что у нас сейчас очень искаженный образ жизни.

– Что сейчас происходит в иконописи?

– Сейчас есть масса людей, совершенно не знакомых с классикой и совершенно не умеющих писать. Иконопись стала очень доходным ремеслом, поэтому писать образы ринулись все, кому не лень. Даже те, кто написал 2-3 иконы, уже стали называть себя иконописцами. Продать икону гораздо проще, быстрее и выгодней сегодня, чем продать какой-нибудь пейзаж. Так что любую икону сейчас с руками отрывают. В лавках смотришь – такие страшные бывают образы, а ведь они покупаются кем-то. Рынок как губка, он еще не насыщен. Ошибок огромное количество.

– Где все-таки, по-вашему, критерий, по которому можно сказать: это икона хороша, а эта – нет?

– Мне кажется, что главное содержание образа – даже если живопись академическая – это состояние духа изображаемого. Есть академические иконы, которые очень духовны: икона Дмитрия Ростовского, Иосафа Белгородского, Валаамская икона Богоматери. Там передано состояние «обож ения» – бесстрастие, твердость и в то же время доброжелательность, умиротворенность. А иначе, зачем молиться перед иконой, если она «молчит». Например, как у Врубеля – какие-то жуткие, безумные взгляды. Форма – формой, но главное, чтобы было содержание.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. XVIII век Walters Art Museum

На иконах Рождества Христова лежащую Богоматерь изображают крупнее, чем сидящего поблизости Иосифа, беседующего с ним пастуха и волхвов, которые везут Младенцу дары. На иконах Рождества Богородицы ее мать, Анна, больше своего мужа, Иоакима, и окружающих ее слуг. Иконописцы нередко увеличивают центральную фигуру, и дело тут не в реальном росте и не в пер-спективе, а в статусе персонажа. Большой размер говорит нам о значимости изображенной фигуры, указывает, что это главное действующее лицо, вокруг которого располагаются второстепенные герои визуального рассказа. Но бы-вает и по-другому. Например, на иконах «Введение во храм Пресвятой Бого-родицы» главный персонаж, Мария, гораздо ниже, чем другие люди. В данном случае уменьшение указывает на возраст: Богородицу отдали в храм еще ребен-ком По преданию, которое восходит к апокрифам, родители Богородицы, Иоаким и Анна, до преклонного возраста не имели детей. Когда Господь внял их молитве и послал им ребенка, они решили посвятить его Господу. Как только Марии исполнилось три года, родители отдали ее в Иерусалимский храм, где она жила до 12 или 14 лет, после чего обручилась с Иосифом и перешла в его дом. . Изредка иконописцы изображают крупно не всю фи-гу-ру, а только ее значимую часть — к примеру, благословляющую руку или глаза, обращен-ные к молящимся. Такая диспропорция позволяла сделать акцент на ключевых деталях и привлечь к ним внимание зрителя.

2. Цвет: красный, черный, золотой

Спас на престоле с избранными святыми. Новгород, конец XIII — начало XIV века. Государственная Третьяковская галерея Getty Images

В иконографии многие цвета наделяются особым смыслом и помогают автору донести определенную мысль. К примеру, золотой — цвет небесного мира, божественного сияния. Золотом чаще всего пишут нимбы святых, золотым бывает и фон иконы: сакральный образ похож на открывшееся для зрителей окно, за которым светится рай. Следуя той же логике, в европейской религи-озной живописи до эпохи Ренес-санса золотым часто делали фон картины или резного изображения.

У красного много значений. Новгородцы любили красный фон и использовали его так же, как золотой, изображая сияние иного мира. Красны-ми, пламенею-щими изображали огненных серафимов Серафимы — шестикрылые духи, окружающие Бога, впервые упомянуты в ветхозаветной Книге пророка Исайи. В христианской тра-диции считались высшими, пламенею-щими ангелами. , а иногда и других ангелов. Часто того же цвета — одежды Христа: это знак человеческой природы Спасителя, принятых им страданий и мук. Одновременно это цвет Пасхи, воскресения (на Пасхе и Светлой седмице в церкви используют красные свечи, священники облачаются в красные одежды, яйца красят в красный цвет).

Черные и реже серые — чаще всего бесы и грешники. Падшие ангелы на иконах бывают похожи на небесных духов, но почерневших, потускневших, утрати-вших небесное сияние (так они описаны во многих христианских текстах). Наконец, черный в сочетании с красным активно применялся для изображения преисподней. Здесь черный и красный обозначают две главные стихии ада — кромешную тьму и пламя геенны.

3. Профиль или анфас?

Святой Никита с бесом. XVI век. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей Getty Images

Христос, Богоматерь, святые и ангелы на иконах почти всегда изображаются анфас. Икона прежде всего нужна, чтобы ей молиться, и неудивительно, что централь-ный персонаж обращен лицом к молящимся, а его рука сложена в благослов-ляющий жест. Даже если изображенный человек совершает какое-то действие (идет, бежит, общается с другими героями и т. п.), его, как правило, изобра-жают не в профиль, а в три четверти: голова развернута не полностью, и второй глаз остается виден зрителю. Профильный ракурс показывает только половину лица и один глаз — это могло восприниматься как «ущербный», неполноцен-ный образ, который не подходит положительному герою. Святые бывают повернуты в профиль очень редко — к примеру, так писали апостола Павла, склонившего-ся над одром Богородицы на иконах Успения.

Негативных персонажей, демонов и грешников, наоборот, чаще всего изобра-жали в профиль. Однако, изображая дьявола или бесовского князя, древнерус-ский мастер нарушал негласное правило и разворачивал его анфас: централь-ный или иерархически значимый персонаж (даже отрицательный) должен быть показан зрителю максимально полно.

4. Небеса и чудеса

Чудо святого Георгия о змие. Вологодская область, XVII век Государственный Эрмитаж

В верхней части иконы часто можно заметить полукруг. Иногда из него появляется кисть руки — она сложена в благословляющий жест, держит весы или множество человеческих фигурок. Иногда оттуда изливаются лучи и даже языки огня. Иногда в этот полукруг возносятся ангелы или души людей (к при-меру, душа Богородицы на некоторых иконах Успения). Эта простая геометри-ческая фигура обозначает Небеса, обитель Бога. Являющаяся оттуда рука с весами — «мерило праведное», образ суда над человеческими душами. Рука с фигурками — образ спасения, десница Господня с душами праведников. Наконец, благослов-ляющая десница, как и лучи, изливающиеся с Небес, симво-лизирует действие Божьей благодати. Часто такой образ появляется на иконах с чудесами святых, к примеру в «Чуде Георгия о змие» этот визуальный ком-ментарий означает, что чудо произошло по воле Бога, а не силами самого человека. Точно так же может демонстрироваться и наказание, посланное людям свыше, — из-за этого, например, получается, что изобра-жение с убивающими людей бесами сопровождается символом Небес.

5. Нимб

Спас Вседержитель. Купол церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. Работа Феофана Грека. 1378 год Bridgeman Images / Fotodom

Спас в силах. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Вологодская область, XVI век Getty Images

Нимб — главный знак святости на иконах. Святых на Руси крайне редко изображали без этого важнейшего атрибута. Однако в евангельских сценах (Тайная вечеря, арест Христа в Гефсиманском саду и др.) апостолы обычно лишены нимбов. Это означает, что до воскресения Спасителя они были еще простыми людьми, которым лишь предстояло стать великими святыми. А вот на последней иконе евангельского цикла, «Сошествие Святого Духа», где уче-ники Христа принимают свыше дар говорения на языках и становятся апосто-лами в полном смысле слова, нимбы уже венчают их головы.

Самого Христа наделяли так называемым крещатым нимбом, на котором виден геометрически расчерченный крест — символ страстей, воскресения и спасе-ния. Бога-Отца (хотя его изображения в человеческом облике признавали неканоничными, начиная с XVI века они все равно стали широко распростра-нены) наделяли восьмиконечным нимбом: два перекрещенных ромба — синий и красный — означали мир земной и мир небесный, созданные Творцом. Наконец, фигуры Саваофа, Святого Духа и Христа (не считая сцен его земной жизни) на иконах иногда очерчивали вытянутым миндалевидным осиянием, которое называют мандорлой (от итал. mandorla — «миндалина»), или круглым осиянием-славой. Это указывало на свет, благодать и силу, изливаемые Богом.

6. Борода

Богач в аду. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. XIV век Getty Images

Бороду на Руси считали важнейшим атрибутом взрослого мужчины. Брадо-бритие осуждалось как грех: нельзя изменять образ Божий (Творец наградил мужчин бородой, Христос носил бороду), уподобляться женщинам, лишать себя важного знака мужского начала и власти. Неудивительно, что почти все святые мужи изображались на иконах бородатыми. Отсутствие бороды может означать юный возраст святого — так, убитых по приказу Святополка князей братьев Бориса и Глеба легко отличить друг от друга именно по этому признаку: юноша Глеб, в отличие от старшего Бориса, бороды не носит.

Бесплотные духи, ангелы и демоны, разумеется, не имеют пола, и, соответ-ственно, у них не должно быть растительности на лице. А вот у дьявола иногда появляется борода. Это знак иерархического главенства: как и разворот анфас или более крупный размер, борода позволяет выделить дьявола в преисподней или отличить предводителя от окружающих его простых демонов.

7. Знамена

Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами). Новгород, XV век. Государственная Третьяковская галерея Getty Images

На многих иконах и миниатюрах изображены сражения и битвы. Войска на-падают и отступают, над головами воинов возвышаются копья и развеваются знамена разных форм и цветов. Важно обратить внимание на то, куда реет флаг: в ту же сторону движется войско. Так, на некоторых изображениях понятно, какое из столкнувшихся войск победило, а какое было разбито: знамена проигравших обращены назад, показывая, что скоро они бросятся в бегство.

8. Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный. Ярославская область, XIII век. Государственная Третьяковская галерея Getty Images

В православном искусстве широко распространены иконы и фрески, изобра-жающие платок с ликом Христа. Такие образы называются «Спас Нерукотвор-ный», «Чудотворный убрус»  Убрус — полотенце, плат. или «Мандилион» Мандилион — с греч. «платок, плащ». . Здесь изображен не сам Христос, а его образ, чудесным образом отпечатавшийся на платке эдесского царя Авгаря. По легенде, больной царь послал художника, чтобы тот нарисовал и принес ему образ Христа, но Иисус, заметив старания художника, омыл лицо, отер тканью, и на ней отпечатался его лик (лицо Христа было мокрым, поэтому иногда образ называют «Спас „Мокрая Брада“»). Этот убрус принесли Авгарю, и позже он исцелился от болезни. Чудесный плат стал фактически первой иконой Спасителя — причем созданной не чело-ве-ком, а самим Богом. Надо отметить, что у легенды о царе Авгаре есть близ-кие аналоги: в Западной Европе была популярна схожая история о платке свя-той Вероники; нерукотворным образом Христа считалась Туринская плаща-ница Туринская плащаница (итал. Sindone di Torino) — льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса после его смерти. Хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Согласно исследованиям, прове-денным с использованием радиоуглеродного анализа, настоящий возраст плащаницы — 650-750 лет. .

9. Тетраморфы, или Звери с нимбами


Апостол Лука. Роспись церкви Святого Георгия в Вело-д’Астико, Италия. XV век Getty Images

В храмовых росписях и на иконах часто изображают тельца, льва и орла с ним-бами. Рядом с ними — четвертый персонаж, крылатый человек, похожий на ан-гела. Эти фигуры пришли из библейских текстов. В видении пророка Иезекии-ля рассказано о тетраморфах — фантастических зверях, которые были похожи сразу на четырех земных созданий: у каждого из них были лица человека, льва, тельца и орла и четыре крыла. Позже четыре зверя с теми же лицами, уже по отдельности, упоминаются в Откровении апостола Иоанна — Апокалипсисе:

«…и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполнен-ных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

Откр. 4:6-8

Уже со II века н. э. богословы начали отождествлять этих зверей с четырьмя апостолами-евангелистами. Самой популярной трактовкой в Европе, а затем и на Руси оказалось объяснение святого Иеронима, отталкивавшегося от фраг-ментов разных Евангелий: человек — Матфей, лев — Марк (отсюда крылатый лев на колонне площади Святого Марка в Ве-не-ции); телец — Лука, а орел — Иоанн. В VII веке папа Григорий Великий писал, что четыре зверя символи-зируют также самого Христа, который родился, как человек, принял смерть, как жертвенный телец, при воскресении был львом и вознесся, как орел.

Источники

  • Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников.
  • Овчинников А. Символика христианского искусства.

Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») - в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания. закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Мерная икона

Мерная икона - это икона, написанная на доске в размер (мерку) человека на момент его рождения. На мерной иконе изображен тезоименитый святой, то есть святой покровитель, имеющий то же имя, что и владелец иконы. Тезоименитым (тезоименным) святым является святой, в честь которого во время Таинства Крещения священник нарекает имя. Часто, в случае, когда родители знают заранее имя святого, которое будет дано их ребёнку, икону заказывают и пишут ко Дню Крещения. Она может стать подарком на всю жизнь от близких родственников или крёстных родителей (восприемников) ребёнка. Во время таинства крещения священник может положить образ на аналое и разместить рядом с купелью, тогда, во время троекратного обхождения вокруг купели, крещаемый и восприемники обходят также и вокруг иконы. Так в начале духовной жизни человека принимает участие его святой небесный покровитель. В самом же таинстве крещения икона не участвует и её присутствие необязательно.

Иногда человек не знает, в честь какого святого ему дано имя. В этом случае, по древней традиции, тезоименным святым считают святого с тем же именем, чьё празднование ближайшее ко дню крещения (если же день крещения неизвестен, то ко дню рождения) этого человека. Также часто тезоименным святым считают соименного святого, почитаемого в семье, вне зависимости от времени празднования именин. Этого святого и изображают на мерной иконе. В древности мерную икону заказывали новорожденным детям, но в XXI веке из-за того, что в определённый период российской истории традиция была утрачена, часто пишут такие иконы в качестве духовного наставления отрокам, отроковицам, молодым и юным мужчинам, девушкам. Иногда также пишут и взрослым людям в знак особого уважения к прожитой ими с момента рождения жизни и совершённым хорошим делам и поступкам. В исключительных случаях (приход к Богу, принятие Таинства Крещения, чудесное исцеление) взрослые люди такую икону заказывают и пишут сами для себя.

Следует помнить, что мерная икона - это, в первую очередь, образ святого покровителя, которому следует молиться, а не оберег, амулет или талисман, который сам по себе, одним фактом существования должен оберегать человека.

История мерной иконы

Появление мерных икон связано с тем, что православные христиане всегда старались быть как можно ближе к духовному миру, и поднимались к Богу, обращаясь к Нему в молитвах; и также приближали к себе Угодников Божиих, чьи молитвы всегда услышаны Господом. Особенной любовью и почитанием всегда пользуется тезоименитый (изображаемый на мерной иконе) святой, и День его Памяти (День, когда Православная Церковь поминает этого святого) называется «именинами» и всегда отмечается. Обычно в этот день ходят в церковь на Божественную Литургию, принимают участие в таинстве Евхаристии, которое соединяет с Богом. У иконы со своим святым покровителем зажигают лампаду, свечи, ставят цветы, или иным образом украшают образ: в сёлах часто кладут расшитые вручную рушники и салфетки.

Троекратное обхождение вокруг Купели и мерной иконы, лежащей на аналое

До революции мерные иконы писали сразу после рождения младенца. Изготавливая досочку, на которой будет изображён святой в размер новорождённого человека, родители хотели приблизить тезоименного Покровителя к беззащитному малышу, доверить жизнь маленького человека его святому наставлению и оградить от злых сил. Оберегая своего младенца, на мерной иконе также стали изображать святого Ангела Хранителя, который охраняет человека в течение его жизни. Он изображается с крыльями как сущность тонкого, невидимого людям мира. В руках Ангела Хранителя Крест - оружие духовного мира, в знак того, что он посланник Иисуса Христа и меч, которым Ангел защитит своего подопечного в мире физическом.

Написание мерной иконы

Изготовление иконы всегда было очень дорогостоящим, в том числе написание мерной иконы, поскольку её размер изначально приравнивался к размеру ребёнка - а это значительный размер для рукописной иконы. Поэтому в прежние времена мерные иконы были не во всех православных семьях, а только у людей знатных родов: царственных особ, дворян, крупных купцов. Отдавая дань почитаемым святым, часто соответственно традиции своего времени, мерные иконы украшали драгоценными камнями, окладами, жемчугом, помещали для лучшей сохранности в киот. Всю жизнь мерная икона была рядом с человеком, для которого она создана. После смерти икона оставалась в домашнем иконостасе семьи или передавалась в церковь, в которой молился хозяин иконы или которую посещают его дети. Многие мерные иконы царственных особ находятся в Успенском Соборе Московского Кремля.

Святые, изображаемые на мерной иконе

Стараясь усилить заступничество Божественных сил, на мерных иконах часто изображают второго святого покровителя, который празднуется в день, когда родился человек. Если же день рождения совпадает с празднованием чудотворной иконы Пресвятой Богородицы или иным Православным праздником, изображают и этот сюжет как Покровительный, ведь мы не выбираем День своего Рождения - он дан Богом. В этот знаменательный и единственный для каждого человека день празднуются события Священной истории.

На полях мерной иконы часто бывают изображены святые покровители родителей или крёстных, иногда бабушек и дедушек или других близких родственников, которые желают, чтобы и их тезоименные святые охраняли маленького человека, а также, чтобы и он сам, на протяжении всей жизни, предстоя в молитве перед образом, вспоминал своих близких, чьи покровители изображены здесь.

По желанию заказавших мерную икону, на её полях, могут быть написаны почитаемые святые, в опекунстве которых, по их мнению, нуждается новорожденный. Часто изображают святого Николая Чудотворца, которому молятся о семейном благополучии и Сергия Радонежского, которому молятся о помощи в учёбе. Если ребёнок родился слабый здоровьем, то пишут целителя Пантелеимона.

Над тезоименным святым в ковчеге иконы или на верхнем поле, может быть написан Благословляющий Господь или Нерукотворный Убрус - для мальчика; и Знамение Пресвятой Богородицы или Её Покров - для девочки. Изображать тот или иной сюжет на мерной иконе может стать со временем семейной традицией вне зависимости от именин или дня рождения ребёнка. Так, на мерных иконах царственной семьи, всегда писали образ Пресвятой Троицы.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме