Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жилье и землю оценят по новым правилам. Полезная информация Когда заработают новшества

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ " " (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ " "(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с , должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта ( , ).

Согласно "новому" порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения ().

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в , поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ "Эталон" Александр Попов на круглом столе "Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти", состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления ( , ), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного , досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно не является обязательной, можно сразу обращаться в суд ().

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта ( , ).

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в "Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 " "). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой из авторской колонки управляющего партнера правового бюро "Тимофеев и партнеры" Александра Тимофеева , подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Напомним также, что с 1 января 2019 года порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.

Статья 14. Определение кадастровой стоимости

1. Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

2. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее - требования к отчету). Отчет составляется на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

3. Бюджетное учреждение не вправе привлекать иных лиц, помимо работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости.

4. Датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (далее - дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень.

5. Бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении недостающей информации об объектах недвижимости, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации, в распоряжении которых имеется соответствующая информация.

6. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию по запросу бюджетного учреждения или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней со дня получения указанного запроса.

7. По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, являющиеся проектом отчета, содержащие в том числе:

1) информацию об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые номера, адреса (при наличии), характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне);

2) информацию о характеристиках объектов недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, или о недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости (с указанием недостающей информации);

3) описание процесса определения кадастровой стоимости с указанием определенных значений кадастровой стоимости.

8. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов осуществляет их размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без публикации информации о таком размещении, а также направляет сведения о месте размещения таких документов и промежуточные отчетные документы в орган регистрации прав на электронном носителе в форме электронного документа.

9. Орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней со дня получения промежуточных отчетных документов осуществляет их проверку на соответствие требованиям к отчету.

10. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету или об их несоответствии с указанием требований к отчету, которым не соответствуют промежуточные отчетные документы.

11. Бюджетное учреждение осуществляет устранение выявленного органом регистрации прав несоответствия требованиям к отчету в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления органа регистрации прав о таком несоответствии и представляет в орган регистрации прав исправленные промежуточные отчетные документы для повторной проверки.

12. В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, информация о котором содержится в промежуточных отчетных документах (далее - замечания к промежуточным отчетным документам).

13. Орган регистрации прав не позднее дня начала срока представления замечаний к промежуточным отчетным документам обеспечивает размещение в фонде данных государственной кадастровой оценки информации о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам.

14. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету обеспечивает информирование о размещении промежуточных отчетных документов, а также о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам путем:

1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

3) размещения извещения на своих информационных щитах;

4) направления информации в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов.

15. Замечания к промежуточным отчетным документам представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения сведений и материалов, указанных в части 12 настоящей статьи, в фонде данных государственной кадастровой оценки. Замечания к промежуточным отчетным документам могут быть представлены любыми заинтересованными лицами. Замечания к промежуточным отчетным документам могут быть представлены в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг. Днем представления замечания к промежуточным отчетным документам считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

16. Замечание к промежуточным отчетным документам наряду с изложением его сути должно содержать:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к промежуточным отчетным документам;

2) кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к промежуточным отчетным документам;

3) указание на номера страниц промежуточных отчетных документов, к которым представляется замечание (по желанию).

17. К замечанию к промежуточным отчетным документам могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также декларация о характеристиках объекта недвижимости.

18. В случае направления бюджетным учреждением запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения замечания к промежуточным отчетным документам, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации указанные органы и организации обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.

19. Замечания к промежуточным отчетным документам, не соответствующие требованиям, установленным настоящей статьей, не подлежат рассмотрению.

20. По итогам рассмотрения замечания к промежуточным отчетным документам бюджетным учреждением осуществляется пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых не было представлено замечание, если бюджетным учреждением выявлена необходимость такого пересчета.

21. Бюджетным учреждением не реже чем один раз в пять дней в течение срока размещения промежуточных отчетных документов осуществляется размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обновленных промежуточных отчетных документов, информации о кадастровых номерах объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен пересчет кадастровой стоимости, информации, отражающей описание проведенного пересчета кадастровой стоимости каждого из объектов недвижимости с обоснованием учета замечания к промежуточным отчетным документам, а также размещение информации о поступивших замечаниях к промежуточным отчетным документам, которые не были учтены, с соответствующим обоснованием отказа в их учете.

22. Внесение бюджетным учреждением изменений в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения представленных замечаний к ним осуществляется не позднее окончания срока размещения сведений и материалов, указанных в части 12 настоящей статьи, в фонде данных государственной кадастровой оценки.

23. Бюджетное учреждение в течение десяти дней после истечения срока, указанного в части 12 настоящей статьи, составляет отчет, включающий в себя справку, содержащую информацию обо всех учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета или отказа в их учете или об отсутствии замечаний к промежуточным отчетным документам, а также об исправлении выявленных органом регистрации прав нарушений требований к отчету.

24. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления отчета направляет его на электронном носителе в форме электронного документа в орган регистрации прав.

25. Орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений. Предписание об устранении выявленных нарушений требований к отчету должно включать в себя исчерпывающий перечень выявленных нарушений и их соответствующее обоснование.

26. В случае выявления нарушений требований к отчету бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания об устранении выявленных нарушений осуществляет их устранение и в течение трех рабочих дней направляет в орган регистрации прав отчет на электронном носителе в форме электронного документа для проведения повторной проверки.

27. В случае, если нарушений требований к отчету не выявлено, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления органа регистрации прав об отсутствии нарушений направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

С 2020 года во всех субъектах Российский Федерации государственная кадастровая оценка будет проводиться по новым правилам. Почему это важно? На основе кадастровой оценки объекта недвижимости – квартиры, дома, земельного участка – рассчитывается налог на имущество физических лиц, который платят все собственники. «Всё о новостройках» узнал, какие новеллы содержит новая редакция закона.

В 2015 году в России вступил в силу закон, который устанавливал новые правила расчета налога на имущество – с учетом кадастровой оценки объекта недвижимости. Ранее для этих целей применялась инвентаризационная стоимость. Соответствующие данные хранились в БТИ. И уже с 2016 года пилотные регионы начали платить налог, рассчитанный по новым правилам. Суммы налогов за конкретные квартиры и дома в большинстве своем выросли. Хотя были и обратные случаи, когда налог стал меньше.

От инвентаризационной стоимости – к кадастровой оценке

Дело в том, что кадастровая оценка по сути своей – это рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная на конкретный момент времени. Например, на 1 января того или иного года. Следующая кадастровая оценка должна быть проведена в регионе не менее чем через 3 года и более чем через 5. Весь период между кадастровыми оценками для налогообложения применялась существующая оценка вне зависимости от изменения реальной рыночной стоимости недвижимости. Это особенно ярко проявилось во время кризиса, когда цена недвижимости упала, а кадастровая оценка сохранилась на прежнем уровне. Более того, в соответствии с законом ежегодно налог повышался на 20 %, поскольку применялись так называемые повышающие коэффициенты, которые должны были облегчить для россиян переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой оценке. В итоге стоимость недвижимости падала. А налог рос. Парадокс. Кроме того, в кадастровой оценке объектов недвижимости допускались многочисленные ошибки.

Так, в июле 2018 года Росреестр обнародовал статистику оспаривания кадастровой стоимости. По подсчетам ведомства за 6 месяцев 2018 года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости приняли 61 % решений в пользу граждан.

Если быть совсем точным, то комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели 12 882 заявления граждан, и касались они 20 256 объектов.

Напомним, в случае несогласия с оценкой оспорить ее результаты можно в суде или в специальных комиссиях по оспариванию, созданных при управлениях Росреестра во всех регионах России. А заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.

Дело в том, что ранее кадастровую стоимость объектов недвижимости определяли независимые оценщики. Итоги их деятельности утверждали региональные и местные органы власти. Но многочисленные обращения граждан за пересмотром кадастровой стоимости показали, что система работает далеко не безупречно и ее надо менять. Кроме того, применение такого порядка исчисления налога на имущество физлиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан. На ситуацию обратил внимание президент Владимир Путин в ежегодном послании президента Федеральному Собранию.

«Когда некоторые коллеги убеждали нас, и меня в том числе, использовать рыночную стоимость недвижимости при расчете этого налога, они говорили, что старые, устаревшие оценки БТИ – это анахронизм. Однако в реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Мы так не договаривались, и люди от нас этого не ожидали », – указал Владимир Путин.

Глава государства поручил уточнить механизм расчета налога и определения кадастровой стоимости недвижимости – в любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость.

Кадастровая оценка по-новому

В новой редакции федерального закона «О государственной кадастровой оценке» предусматривается применение на всей территории страны единой методики кадастровой оценки, основанной на принципах единообразия и обоснованности. Этот механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

В настоящее время Росреестр не проводит государственную кадастровую оценку. Новая система государственной кадастровой оценки предусматривает передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут заниматься этой деятельностью на постоянной основе. Ими могут быть как вновь созданные, так и уже существующие учреждения, наделенные соответствующими полномочиями. Ответственность за их работу возложена на региональные органы власти.

Одним из ключевых изменений проведения работ по определению кадастровой стоимости стало появление нового понятия «подготовка к проведению государственной кадастровой оценки». Считается, что это самое главное, так как в рамках подготовительных работ проводится уточнение сведений об объектах оценки, а также сбор полной рыночной информации и сведений о ценообразующих факторах.

Также бюджетные учреждения уполномочены предоставлять разъяснения в части определения кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок.

Закон о кадастровой оценке вводит новое понятие «федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки».

Росреестр будет осуществлять надзор за деятельностью бюджетных учреждений. При этом в задачи Росреестра входит проведение мероприятий, направленных на недопущение ошибок в деятельности таких учреждений, а не на их выявление. В частности, ведомство планирует установить постоянное наблюдение за порядком действий бюджетных учреждений и органов власти в части проведения кадастровой оценки, и при наличии возможных недопустимых отклонений оперативно указывать на их наличие. Такие надзорные полномочия ведомства предусмотрены новым законом наравне с внутренним контролем качества оценки на региональном уровне. Таким образом, в законе предусмотрены механизмы для предупреждения возникновения ошибок, а также устранения их последствий максимально безболезненно для граждан. Росреестр, как и сейчас, будет вносить в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость объектов, полученную в результате государственной кадастровой оценки.

Также новым законом сохранен механизм оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде либо в комиссиях по рассмотрению споров, которые будут создаваться уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

У нас

В Новосибирской области определять кадастровую стоимость объектов недвижимости в соответствии с законом о кадастровой оценке будет государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации», созданное распоряжением правительства Новосибирской области от 04.05.2018 № 163-рп «О реорганизации областного государственного унитарного предприятия "Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области"».

Ответственность за работу государственного бюджетного учреждения возложена на региональные органы власти, в Новосибирской области – на департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.

В Новосибирской области государственная кадастровая оценка по новым правилам будет проводиться с 2019 года.

В числе первоочередных работ на территории Новосибирской области планируется проведение государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель особо охраняемых территорий и объектов и земель водного фонда.

С 1 января 2017 года вступает в силу новый Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». О том, чего ждать от него владельцам недвижимости, мы попросили рассказать специалистов управления Росреестра по Свердловской области.

Чтобы оценить суть предстоящих перемен, следует понять, что мы имеем сегодня. По действующему ныне закону региональные органы власти или местного самоуправления принимают решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости и выбирают на конкурсной основе независимых оценщиков для проведения этих работ. И дальше те действуют самостоятельно.

Сегодня государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Правда, если в промежуточный период изменяются характеристики объектов или возникают новые объекты недвижимости, то кадастровую стоимость таких объектов определяет кадастровая палата, используя при этом средние значения кадастровой стоимости.

Сегодня независимый оценщик не обязан отслеживать преемственность новых результатов по отношению к старым. Конкурс на проведение кадастровой оценки каждый раз выигрывает новая оценочная организация, которая определяет кадастровую стоимость, используя свои наработки. В результате кадастровая стоимость отдельных объектов после проведения новой кадастровой оценки может измениться как в большую, так и в меньшую сторону, причем существенно.

Как показала практика, действующая модель кадастровой оценки несовершенна. Об этом свидетельствует большое число заявлений об оспаривании кадастровой стоимости, поданных в специальную комиссию при управлении Росреестра по Свердловской области. Только в этом году поступило более 900 заявлений, что в 1,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Что изменится с 1 января 2017 года? Главное новшество — вводится институт государственных кадастровых оценщиков, и полномочия по определению кадастровой стоимости передаются государственным бюджетным учреждениям. Они, что очень важно, будут по единой методике определять кадастровую стоимость всех объектов недвижимости, в отношении которых региональным органом власти принято решение о проведении переоценки. Они же будут устанавливать и кадастровую стоимость объектов недвижимости - как вновь учтенных, так и тех, где произошли какие-либо изменения.

Мало того, в новом законе четко прописан порядок исправления ошибок, допущенных при проведении кадастровой оценки, в том числе единичных и системных, технических и методических. Государственные кадастровые оценщики будут накапливать и анализировать исходные данные, а значит, должно стать меньше неточностей при расчете налоговой базы и жалоб и требований пересмотреть стоимость кадастровой оценки, с которыми граждане обращаются сегодня в комиссии.

Ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки возложена на региональные органы власти.

Что касается положений нового закона об особенностях проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, то они вступят в силу много позже - с 2020 года.

Татьяна Борисова

13.07.2016 10:17

В начале июля президент подписал закон о государственной кадастровой оценке. Что в итоге изменится для обычных граждан - собственников недвижимости?


Закон о государственной кадастровой оценке напрямую касается всех граждан, у которых есть хотя бы какая-то недвижимость — квартира, дом, дача, участок. Именно от этой самой оценки и зависит, какие налоги за землю и имущество придется платить. Напомним, что земельный налог все россияне уже несколько лет платят по кадастровой (приближенной к рыночной) стоимости. Налог на имущество собственники жилья и дач в 27 регионах, включая Москву и Подмосковье , в первый раз по кадастровой стоимости заплатят в этом году. До 2020 года на ту же схему постепенно перейдут и в остальных регионах.

Разбираемся, что в итоге изменится для обычных граждан — собственников недвижимости.

Кто в ответе за расчеты

Как сейчас. Кадастровую стоимость определяют частные оценщики, которых местные власти отбирают на конкурсной основе. Один из главных критериев отбора — цена услуг, чем дешевле — тем лучше. Что не лучшая гарантия профессионализма и качества работ.

Деятельность оценщиков никто не может контролировать (это не прописано в законе), кроме них самих, то есть их саморегулируемых организаций. Если оценщики «накосячили» и, скажем, получилось так, что у двух одинаковых домов по соседству кадастровая стоимость отличается в два раза — ничего не поделаешь. Исправлять положение надо самим владельцам домов — заказывать из своего кармана альтернативную оценку и оспаривать расчеты. Получалось, что главные ответственные — собственники недвижимости. Недоволен, что тебе завысили кадастровую стоимость и, соответственно, рассчитали завышенный налог — вот сам за исправление ситуации и плати.

Как будет. Кадастровую оценку станут доверять только специальным государственным бюджетным учреждениям. Эти учреждения предстоит создать на местах региональным властям, которые и будут в ответе за работу оценщиков. Новый закон предусматривает надзор со стороны Росреестра за проведением кадастровой оценки. Теперь это ведомство будет контролировать, чтобы государственные бюджетные учреждения не совершали системных ошибок.

Очень важное новшество — в законе прописано, что убытки, которые понесли владельцы недвижимости из-за ошибок госоценщиков, должны ему возмещаться за весь период применения неправильной кадастровой стоимости.

Работа над ошибками

Как сейчас. Как мы уже говорили выше, практически никак — об исправлении ошибок должен заботиться сам собственник недвижимости. Если, конечно, он умудрится их заметить — поскольку и к методике расчетов много вопросов, она не только обычным гражданам, но и зачастую специалистам непонятна.

Как будет. Сама методика в новом законе не прописана. Ее обязано разработать и утвердить Минэкономразвития . Но обещано, что будут единые правила для всех российских регионов — чтобы кадастровая стоимость не скакала, в зависимости от предпочтений конкретных исполнителей, как сейчас.

А вот в процесс исправления ошибок таки внесены серьезные новшества, полезные для граждан.

«Закон предусматривает нововведения, которые значительно упростят ситуацию с исправлением подобных или массовых ошибок. Например, если речь идет об ошибке в кадастровой стоимости квартир в одном доме или участков в одном товариществе. Достаточно, чтобы кто-то один из собственников обратился с заявлением об исправлении такой ошибки, и она будет исправлена для всех», — пояснили «КП » в пресс-службе Росреестра.

Кроме того, если гражданин уже заплатил налог по «неправильной» кадастровой стоимости, сумму налога ему обязаны будут пересчитать «задним числом» и переплату вернуть. Причем независимо от того, сам он оспорил ошибку или это сделал его сосед.

А если кризис...

Как сейчас. Нынешний закон никак не учитывает возможность того, что в один прекрасный день цены на недвижимость могут рухнуть. Граждане все равно будут платить по «докризисной» кадастровой стоимости, пока не будет проведена новая кадастровая оценка. И даже оспаривание тут не поможет - «альтернативный» отчет должен учитывать рыночную стоимость на ту же дату, когда проводилась кадастровая оценка, а не сегодняшние реалии.

Как будет. Региональные власти теперь вправе заказывать внеочередную оценку — если вдруг цены на недвижимость в конкретном регионе со времени предыдущих расчетов упали более чем на 30 процентов (в нынешний кризис такое случалось).

Что делать недовольным?

Как сейчас. Вариант, собственно, один — оспаривать вызвавшие сомнения расчеты через местную комиссию при Росреестре или через суд. Поводов для оспаривания закон признает два. Первый — ошибка оценщиков, повлиявшая на расчеты (скажем, в площади квартиры или участка). Второй — кадастровая стоимость оказалась выше рыночной, и это доказано документально (нужно самостоятельно заказать отчет о рыночной оценке своей недвижимости).

Как будет. Возможность оспорить свою кадастровую стоимость в специальной комиссии (они, по новым правилам, будут создаваться по решению региональных властей) или через суд остается.

Однако можно будет попытаться решить свои проблемы более простым путем — высказать претензии самим оценщикам. Новый закон обязывает их давать разъяснения по поводу того, что, как и почему они насчитали, в том числе и по запросам граждан. Это хорошо. Потому что раньше недоумевающему гражданину надо было через интернет искать нужный отчет в Фонде данных государственной оценки и пытаться в нем разобраться (задача, практически не решаемая без специалистов). Если, готовя разъяснения, оценщики обнаружат, что ошиблись, они обязаны тут же и внести изменения — дополнительно куда -то еще ходить гражданину будет не надо. То же с ошибками (опечатки, арифметические ошибки и т. п.) - их будут исправлять по заявлениям граждан сами оценщики. (Подробнее — см. графику).

Когда заработают новшества

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года. Однако есть детали. Устанавливается переходный период с 2017 по 2020 год, в течение которого кадастровая оценка может проводиться как по старым, так и по новым правилам. Решение о том, когда именно переходить на новые правила, принимают власти региона.

В связи с этим важно помнить: кадастровую стоимость, установленную по методике старого закона, придется оспаривать по старым правилам (даже если это случится после 1 января 2017 года). А вот ту, которая определялась уже по новому закону, — по новым правилам. То есть, прежде чем «качать права», сначала придется разобраться, а по какой схеме вам проводили расчеты.

А за чей счет «гуляем»?

Игорь Зиневич , адвокат: «Суть закона — определять кадастровую стоимость имущества граждан будут государственные бюджетные учреждения, им передаются все соответствующие функции. Это нужно для того, чтобы закрепить единые стандарты и избежать нынешних расхождений между рыночной стоимостью недвижимости и кадастровой. Но кому придется платить за единые стандарты?

Да, граждане не будут оплачивать услуги госоценщиков непосредственно своим заработанным рублем. Но зарплата сотрудников новых бюджетных учреждений будет формироваться из налогов, собранных все с тех же граждан.

При этом, как конкретно и по какой методике будут работать новые государственные оценщики, пока не очень понятно, в законе это не прописано. Из чего можно предположить, что особо упертым гражданам, которые не хотят платить неоправданно высокие налоги на недвижимость, все равно придется тратиться на процедуру оспаривания».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме