Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Воспоминания святителя луки войно ясенецкого. Приход храма воскресения словущего в марьинском парке

Христиане смотрят на окружающие явления не так, как большинство людей. Даже собственное тело они рассматривают, как храм Божий. Но поскольку человек поражен грехом, физическое существование бывает отягощено недугами, которые причиняют много неприятных минут. Даже апостолы вынуждены были терпеть физические немощи до самых последних дней. Но все же, можно получить облечение — для этого принято молиться святым. Одним из известнейших целителей является святой Лука Крымский.

Врачеватель тела

Удивительная судьба ждала мальчика , который появился на свет в апреле 1877 г. в Керчи. Назвали его Валентин. Семья переехала в Киев, где у четвертого из пятерых детей проявилось художественное дарование.

Отец происходил из дворянского белорусского рода, был католиком. Но природная деликатность не позволяла ему навязывать кому-либо из членов семьи свои убеждения. Мать же была православной, занималась делами милосердия.

В молодости будущий очень редко посещал храм. Но уже тогда в его душе зародилась жертвенность, которая позже стала основной чертой его характера. Когда встал вопрос о том, в какое учебное заведение пойти, Валентин выбрал медицину , потому она приносит больше пользы обществу. Умение хорошо рисовать очень пригодилось юноше во время обучения в Киевском университете. По собственным словам, он стал «художником в хирургии».

Валентину Войно-Ясенецкому прочили блестящую научную карьеру. Но по окончании ВУЗа он выразил желание стать обычным земским врачом, чтобы лечить простых крестьян. Именно в этом он видел собственное предназначение. Никогда не боялся «черной» работы.

Закончив обучение, Валентин поступил в госпиталь . Там он встретил будущую супругу. Она была очень верующей, даже не хотела выходить замуж. Но молодой врач сумел добиться своего. В браке с Анной родилось четверо детей (все они уже почили в Боге). Сама супруга скончалась в довольно молодом возрасте от чахотки. Это печальное событие и пробудило в талантливом враче интерес к церковной жизни, Богу. Он стал часто наведываться в храм.

Врачеватель душ

В 1920 г. хирург жил и трудился в Ташкенте , куда перебрался ранее, в надежде, что южный климат положительно повлияет на ослабевшее здоровье жены. Однако, это не помогло. Потеряв супругу, врачеватель стал активно помогать в делах прихода, что не прошло мимо внимания правящего архиерея. Он предложил овдовевшему Войно-Ясенецкому принять священный сан, на что тот немедленно согласился. Так началась его жизнь во славу Христа.

В этот же период начинается первая из многих ссылок. Но репрессии не могли поколебать стойкость веры, даже когда врачу приходилось зимой жить в бараке с разбитыми окнами.

Крымская епархия

Через год после окончания Великой Отечественной Войны, когда страна вставала из руин, указом из Москвы святой Лука назначен архиереем в Крым . Архиепископ сразу вызвал недовольство местных соглядатаев от власти, поскольку не считался с ним в кадровых вопросах.

Уже зрелый священник читает лекции для местных врачей, консультирует сотрудников военного госпиталя. Как и на протяжении всей жизни, продолжает совмещать молитву и научную работу, пишет книги. При этом архиерею пришлось восстанавливать разрушенные храмы по всему полуострову.

В 1955 г. святитель потерял зрение , вследствие чего перестал оперировать. Но за свою долгую жизнь он успел спасти десятки тысяч простых людей — многим восстановил способность видеть, солдат уберегал от ампутации конечностей. И всех согревал теплом своей души. Скончался святой в 1961 г., оставив в народе о себе память, как о чудотворце. Несмотря на сопротивление властей, весь город вышел провожать любимого Владыку, торжественное шествие сопровождалось пением молитв.

Обретение мощей

Могила святого находилась на симферопольском кладбище, недалеко от храма. Паломники, приходившие на это место, исцелялись от болезней . Это заставило церковное начальство внимательно изучить жизнь архиепископа и он был причислен к лику святых.

Нетленное тело было обретено в марте 1996 г., торжественно перенесли в кафедральный Собор во имя Святой Троицы. На покрывале, которым был покрыт лик усопшего, проявился отпечаток его лица.

В Симферополе воздвигнуты 2 памятника св. Луке, имеется музей, посвященный его жизни и трудам. Множество паломников приходит в собор, чтобы приложиться к мощам угодника Божия, которые источают прекрасный аромат.

Иконы

До современников дошло много фото врача-архиерея, есть и видеозаписи, поэтому сегодня можно иметь ясное представление о его внешности . Иконы имеют большое портретное сходство с «оригиналом», хотя не следует забывать, что они показывают человека, обновленного Христом.

Земная жизнь святого продолжалась довольно долго (он умер в 84), иконописцы изображают старца, убеленного сединами. На нем архиерейское облачение. В левой руке либо посох, либо Евангелие. Правой он дарит благословение верующим. На груди — панагия с изображением Богородицы.

В жизни святой имел слабое зрение и носил очки . Но в Царстве Небесном люди избавляются от телесных немощей. Поэтому архиерею, который уже пребывает со Христом, очки не нужны. На ряде образов Лука Крымский пишется с хирургическими инструментами — они указывают на род деятельности при жизни.

Почитание

Ссылка за христианскую веру была для многих роковым приговором. Тысячи человек сложили свои головы за то, что не отреклись от Иисуса. Многие впоследствии были реабилитированы, как и святитель Лука (в 2000 г.). На несколько лет раньше Украинская православная церковь признала его святым, через пять лет он был причислен к сонму новомучеников Российских и стал поминаться и во всех храмах РПЦ.

У исповедника три праздника — 11 июня, 28 декабря (Собор Крымских святых). Особенно чтят его в Греции, где святое православие является главной религией. В честь св. Луки там освящено множество храмов. Серебряная рака, в которой сейчас покоятся мощи, была прислана монахами Элладской православной церкви. Мощи святого так и хранятся в Крыму, а в Москве имеется икона с частичкой — в храме Иверской иконы Божией Матери (на Ордынке).

Святой Лука — о чем можно молиться

  • К целителю обращаются в случае телесных болезней. Неважно, какая именно хворь постигла верующего — исповедник силой Христа способен помогать от многих физических недугов, о чем рассказывают тысячи исцеленных.
  • Беременные женщины молятся о том, чтобы благополучно выносить и родить дитя. Ведь не секрет, что даже сегодня это столь естественное событие может быть опасно как для матери, так и для младенца.
  • Если предстоит хирургическая операция, тоже следует обратиться к святому Луке Крымскому. Известно много случаев, когда он являлся пациентам и сам проводил сложнейшие операции.
  • Во время прохождения лечения можно читать молитву святому, чтобы он способствовал скорейшему выздоровлению.
  • Помогает Лука Крымский и во время душевных страданий, ведь он известен своей добротой к людям. Это видно даже в его научных работах — люди не были для него просто безликими «диагнозами», святой всегда заботился о том, чтобы пациент ощущал себя спокойно, верил в успех операции.

Свидетельства об исцелениях

Самый великий целитель — Иисус Христос, своим верным служителям Он дает силу лечить людей, не прибегая к традиционной медицине. Обладал таким даром и святой Лука .

  • Однажды святителю привели малыша, у которого опухла гортань. Операцию проводить было невозможно — слишком большое новообразование, угроза повредить жизненно важные артерии. После трехдневной молитвы опухоль спала, затем и вовсе исчезла.
  • Одна из прихожанок готовилась к ампутации конечностей. Пришла в последний раз исповедоваться, получить благословение о. Луки. Он не отпустил женщину, вместе они стали истово молиться. Через несколько дней ноги стали быстро заживать, операцию отменили. Молитва святителя помогла сохранить женщине ноги.

Это лишь небольшой список. Много еще добрых дел сотворил Лука Крымский. Чудеса продолжаются и в наши дни .

Заключение

Лука Крымский был очень талантливым хирургом — проводил операции на сердце, кишечнике, возвращал способность видеть. При этом святитель Лука был священником, читал проповеди, приводил людей к вере. Как ему на все хватало сил? Кто, как не Сам Иисус Христос вкладывал огонь в его сердце, наставлял, поддерживал и утешал?

Святой очень мало отдыхал, стремясь помочь как можно большему количеству людей. Но главное, что он сделал — пронес сквозь всю жизнь христианскую веру , не отказавшись от нее и во время репрессий. Вера и молитва помогли праведнику выдержать личное горе, ссылку, телесную немощь. Как яркий светильник, он указывал путь всем, кто приходил к нему. Путь не только к телесному, но и духовному выздоровлению.







В Симферопольском Свято-Троицком монастыре прошли торжества, отмечаемые в День памяти Святого угодника Божиего Луки, просиявшего в сонме святых Церкви Христовой.

Накануне, 9 июня, в Свято-Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря, где в своё время была архиерейская кафедра архиепископа Симферопольского и Крымского Луки, а ныне покоятся его святые мощи, прошёл традиционный водосвятный молебен с акафистом «врачу благому и милостивому». По сложившейся многолетней традиции был совершен чин освящения халатов, который совершил по благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского клирик собора протоиерей Павел Морозенко.

Протоиерей Павел поздравил врачей, присутствующих на службе и передал им слова поздравлений от Правящего Архиерея, в которых Владыка благодарил медицинских работников, вступивших на путь освященный стопами Святителя Луки, всех, кто соединил жертвенное служение врача с глубокой Православной верой: « Поистине, лечение болезней, забота о приходящих к вам людях дело нелегкое, но благое. Поэтом ныне, я хотел бы еще раз призвать всех вас, дорогие труженики медицины, быть терпеливыми и сострадательными. Отрадно, что уже на протяжении нескольких лет у нас с вами существует благочестивая традиция освящения медицинских халатов у чудотворных молей Владыки Луки. Как же это важно и значимо! Ведь медицинский халат не просто рабочая одежда. Это постоянное напоминание о большой ответственности, которую несет врач перед Богом и пациентом. Из Священного Писания мы знаем, что белые одежды – символ Спасителя. Этот цвет и по сей день употребляется в Православном Богослужении. Это цвет божественной чистоты, символ спасения и высокого доверия. Таким образом, белый халат врача – символ помогающего в беде. Люди в белых халатах – это борцы за жизнь человеческую, а честь халата, – это все равно, что честь мундира! И примером этого является величайший святой нашего времени, молитвенник и чудотворец Крымския земли Святитель Лука, который приходя в больницу в подряснике, поверх всегда надевал белый медицинский халат. И честь своего облачения он всегда держал высоко. В этот праздничный день всех вас, дорогие и многоуважаемые наши врачи, побуждаю носить освященные медицинские белые халаты с их должным символическим значением».

11 июня, в День памяти Святителя Луки, Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил Божественную литургию в сослужении Высокопреосвященнейшего Платона, митрополита Феодосийского и Керченского,

Высокопреосвященнейшего Нектария, митрополита Арголидского и Навплийского, Высокопреосвященнейшего Каллиника, митрополита Артского и Высокопреосвященнейшнго Тимофея, митрополита Фессалиотидский и Фанариоферсальский и Высокопреосвященнейший Алипия,архиепископа Джанкойского и Раздольненского. За богослужением молилось крымское духовенство, греческие священнослужители, многочисленные верующие и паломники, прибывшие в этот день в Симферополь, чтобы почтить память Святителя. По окончании богослужения Владыка Лазарь обратился к присутствующим в соборе с Архипастырским словом, в котором призвал свою паству, паломников и всех прихожан святой обители к совместной молитве и духовному подвигу:

«Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с днем памяти Святителя Луки, Архиепископа Симферопольского и Крымского. Одного из величайших святых Церкви Христовой,великого угодника Божьего,молитвенника и чудотворца,к которому мы притекаем с горячей верой и надеждой. Воистину, богата наша крымская земля святынями. Много здесь просияло и дивных светильников веры. Однако, имя Владыки Луки светит в этом сонме особенно ярко. Его знают и чтут не только в благословенной Тавриде,но и далеко за ее пределами. Во всем мире! И это неспроста, так как Святитель в своей многотрудной,исполненной скорбей и лишений жизни, был живым храмом Духа Святого,подлинным светильником духовности и правды Божией,образцом любви к Богу и ближнему. Здесь он родился,возглавлял архиерейскую кафедру. На этом полуострове Архиепископ Лука завершил свой земной путь,а спустя четверть века состоялась его канонизация.

И ныне, в этой дивной обители мы имеем счастье каждодневно возносить молитвы у его нетленных мощей,просить угодника Божия об исцелении ран душевних и телесных,исцелении от скорбей, печалей и горестей, которыми мы наполняем себя в этом мире.Поистине, это был избранный благоуханный сосуд Святой Троицы! Никогда в своей жизни святой исповедник не искал своего. Уже в ранние годы он ощутил в себе неодолимую потребность служить бедным и страждущим людям,всеми силами облегчать их страдания. И этот незыблемый принцип определил весь последующий путь дивного архиерея Божия и всемирного светила медицинской науки,открывшего миру новые горизонты в лечении многих тяжелейших заболеваний.Неизмеримо высокая лепта внесена Святителем и в возрождение духовно-нравственной жизни общества.Каждого из нас призывает он к исполнению заповедей Господних,к каждому обращены его слова о том, что именно «духовность есть высшее достижение человеческой души». Дорогие братья и сестры! Владыка Лука это наш небесный заступник и хода тай,духовный пример исполнения евангельских истин,ориентир в нашей сегодняшней жизни. Поэтому в этот праздничный день помолимся ему,чтобы по его молитвам Господь ниспослал всем нам: смирения, кротости и любви.Когда мы достигнем этих великих добродетелей,то тогда станем истинными последователями Христа,и в нашей жизни исполнятся слова Господни. «Тако да просветится свет ваш пред человеки. Яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесах»(Мф.5,16).Святителю отче наш Луко, моли Бога спастися душам нашим!»

11 июня - день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского

С вятител ь Лука Войно-Ясенецкий , просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории.

Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Перед Великой отечественной войной в селе Большая Мурта под Красноярском появился странный ссыльный. Он устроился работать в местную больницу, и сразу стало понятно, что это очень хороший доктор. Но перед операцией – это медсестры видели своими глазами! – он широко крестился и йодом рисовал на месте разреза крест. Церкви в селе давно уже не было, и этот странный доктор уходил в соседний лесок, ставил там на пень икону и молился. По документам звали его Валентин Феликсович Ясенецкий, но рецепты он подписывал двойной подписью – с добавлением «епископ Лука». А через несколько месяцев после начала войны в село прилетел самолет, приземлился на поле за огородами и забрал доктора-епископа.

Доктор, которого прикомандировали к главному красноярскому госпиталю, вытащив из ссылки, и был святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.

Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей.

Священник и врач, богослов, проповедник и автор «Очерков гнойной хирургии», которые до сих пор служат учебником для хирургов. Вскоре после Великой Отечественной войны он почти одновременно становится лауреатом Сталинской премии и обладателем самой высшей церковной награды – бриллиантового креста. Уникальный человек, всю жизнь отдавший служению людям, и, наконец, святой, который помогает верующим и после своей земной жизни – по вере и молитве. Как все это соединялось в одном человеке, как это было возможно?

Родился Святитель Лука 27 апреля 1877 года в Керчи. Он с детства обладал талантом к рисованию, увлекался философией и другими гуманитарными науками, но, в конце концов, решил окончить медицинский факультет. С юношеским максимализмом он считал, что сейчас важнее помогать людям и сразу же после окончания института уехал в деревню работать земским врачом.

Молодой доктор работает над диссертацией, делает серьезные научные открытия и ничто не предвещает, что он когда-либо станет священником. Но вот перед самой революцией Валентин Войно-Ясенецкий начинает писать книгу о гнойной хирургии. И однажды совершенно неожиданно у него возникает странная мысль, что когда он закончит этот труд, на титульном листе рядом с его фамилией появится слово «епископ».

Вскоре из-за болезни супруги ему приходится уехать в сухой и жаркий климат, в Ташкент. Начинается гражданская война, гонения на церковь, а он, наоборот, в церковь приходит. Посещает богослужения, выступает на собраниях верующих. Но ни о каком священстве, а тем более о сане епископа все также не думает.

Все происходит неожиданно для него самого. Однажды на епархиальном собрании он очень хорошо выступил. Он говорил о положении дел в епархии, о том, как жить верующему человеку в условиях безбожной советской власти. И после собрания правящий архиерей епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий, восторгаясь его выступлением, вдруг сказал: «Доктор, Вам нужно быть священником!». И ни минуты не размышляя, Валентин Войно-Ясенецкий, неожиданно для самого себя, вдруг сказал: «Хорошо, Владыко! Буду, если так Богу угодно!». Принимая сан в то время, он осознавал, что идет на страдания и вероятную смерть.И уже в следующее воскресенье в чужом подряснике он вышел к стоящему на кафедре собора архиерею и был посвящен сначала в иподиакона, а потом, во время литургии и в сан диакона. Еще через неделю его рукоположили в иерея, он стал священником.

А наутро в понедельник уважаемый хирург появился в больничном коридоре в необычном виде…

Как оказалось, бывает! Не обращая внимания на удивленные взгляды, Войно-Ясенецкий прошел в свой кабинет, снял церковное облачение, надел халат и стал готовиться к операции. Ассистенту, который обратился к нему по имени и отчеству, сказал – что Валентина Феликсовича больше нет. Теперь есть отец Валентин.

Коллеги недоумевали, студенты пытались устроить обструкцию профессору, коммунисты впрямую издевались. Войно-Ясенецкий не обращал внимания, но уж если вступал в дискуссии, то за словом в карман не лез.

В двадцать первом году чекисты решили устроить показательный суд над коллегами Войно-Ясенецкого. Ясенецкий выступил в их защиту. С научными аргументами, убедительно и весомо. Тогда начальник Ташкентского ЧК Яков Петерс задает, как ему думается, убийственный вопрос, который должен опустить противника в глазах зрителей…

Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

Отец Валентин тогда ответил, не задумываясь: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?». Коллег Войно-Ясенецкого на тот момент оправдали, но чекисты впоследствии припомнили ему этот диалог.

А времена надвигались страшные. Разрушения храмов, аресты и расстрелы священников. Опасно было не то, что бы служить, – опасно было просто верить.

Но именно тогда священник Войно-Ясенецкий делает следующий шаг – он принимает сан епископа. И получает новое имя – в честь евангелиста Луки.

Это почти автоматически означало арест. От него требовали одного: отречься от веры, снять с себя сан и пожалуйста – работай, оперируй, живи, как советская элита. Он выбрал другое – тюрьмы, допросы, пытки и ссылки – в Енисейск, Архангельск, далекий Туруханск.

Работа в маленьких сельских больницах и служба в сохранившихся еще храмах. Суровые условия жизни, морозы, бедность, человеческие страдания.

Как ни странно, освобождение принесла война! Нужно было спасать огромное число раненых, и его уникальный опыт в гнойной хирургии стал жизненно необходим. И более того, он понадобился и как священник, как епископ! В тяжелое военное время Сталин вспомнил о церкви, о том, что она утешает и укрепляет, помогает пережить потери и дает силы. В стране открываются храмы, нужны священники и церковные иерархи, но почти все они уничтожены репрессиями. Войно-Ясенецкого назначают епископом Красноярским.

С утра он оперирует, осматривает раненых, консультирует. А потом – отправляется на службу, принимает по церковным делам.

После Красноярска его направили архиепископом в Тамбов, а после окончания войны – в Ялту. Везде он лечил и проповедовал, устраивал жизнь епархии и помогал людям. За научные медицинские труды ему была присуждена Сталинская премия.

Казалось, жизнь наладилась. Однако испытания его не закончились.

Он постепенно слепнет, не может уже заниматься врачебной деятельностью. В стране начинаются новые гонения на церковь, закрытие храмов и пропаганда атеизма. До самого конца своей нелегкой жизни он продолжает бороться – как с собственными недугами, так и с непростыми обстоятельствами жизни внешней. Борется за каждый храм в епархии, за каждую душу. Люди записывают его проповеди, передают друг другу простые тетрадки с записями.

Святитель Лука покинул этот мир 11 июня 1961 г. – в день празднования Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Надпись на могильном камне он придумал заранее. Она включала все, что ему было дорого. То, что он всю жизнь пытался соединить и все-таки соединил. «АРХИЕПИСКОП ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ, доктор медицинских наук, профессор хирургии. Лауреат».

Правда, прошло еще тридцать лет, прежде чем на очередном издании его «Очерков гнойной хирургии» к фамилии автора на обложке добавилось слово «епископ». Но это все-таки произошло, и, значит, все было правильно и верно.

В 1996 году были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 году архиепископ Лука Войно-Ясенецкий был причислен к лику святых как святитель и исповедник. И до сих пор он продолжает помогать тем, кто приходит к нему с молитвой о помощи и исцелении.

Евангельские Чтения
Утр. — Ин. 10:1-9
Лит. — Рим. 7:1-13, Мф. 9:36- 10:8
Свт.: Евр. 7:26-8:2, Мф. 5:14-19

Святитель Феофан Затворник («Мысли на каждый день») Посылая на проповедь св. апостолов, Господь заповедал им всех звать, говоря: «приблизилось Царство Небесное», то есть пришло Царствие — идите в него. Нам же что следует проповедовать? Надо всем кричать: сыны Царствия! не бегите из Царствия в неволю и рабство, — потому что бегут. Одних пленяет свобода ума: «не хотим, говорят, уз веры и гнета авторитета, даже Божественного; сами все разгадаем и порешим». Ну, и порешили. Настроили басней, в которых больше ребячества, чем в мифологии греков — и величаются. . . Других увлекает широкий путь страстей: «не хотим, говорят, знать положительных заповедей, ни требований совести, — это все отвлеченности: нам нужна естественность осязательная». И пошли вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных? Вот куда заходят! А все бегут от Господа, все бегут. . .

11 июня\29 мая — День памяти священноисповедника архиепископа Крымского и Симферопольского Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого).

Святитель Лука Крымский и Симферопольский особо почитается как покровитель всей медицинской науки и врачей, почитание святителя возрастает с каждым годом. Христиане обращаются к святителю Луке с просьбами об исцелении и помощи, наравне, с великомучеником и целителем Пантелеимоном.

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в дворянской семье в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, принял решение, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей» и стал врачем. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве выдающегося врача и ученого. С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архииереем Крымской епархии.
22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен Православной Церковью к лику местночтимых святых Крыма. Его мощи были перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя 17–20 марта 1996 года. В 2000 году святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

День памяти святителя Луки и нашего современника, почившего в 1961 году, с большой любовью празднуется и почитается и в нашем храме.


Многие наши прихожане неоднократно бывали в кафедральном Свято-Троицком соборе Симферополя, где расположены мощи святителя.

Образ святителя Луки , принесенный в дар храму жертвователем Олегом, стал одной из первых икон украшающих наш храм.

Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому
глас 1
Возвестителю пути спасительного, /исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, /столпе непоколебимый, Православия наставниче, /врачу богомудрый, святителю Луко, /Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати /и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому
глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси, святителю, / душу же равноангельну сотвори, / сего ради святительства саном почется, / во изгнании же от безбожных много пострада, / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, // земли Крымския похвало и утверждение.

11 июня - день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского

С вятител ь Лука Войно-Ясенецкий , просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории.

Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Перед Великой отечественной войной в селе Большая Мурта под Красноярском появился странный ссыльный. Он устроился работать в местную больницу, и сразу стало понятно, что это очень хороший доктор. Но перед операцией – это медсестры видели своими глазами! – он широко крестился и йодом рисовал на месте разреза крест. Церкви в селе давно уже не было, и этот странный доктор уходил в соседний лесок, ставил там на пень икону и молился. По документам звали его Валентин Феликсович Ясенецкий, но рецепты он подписывал двойной подписью – с добавлением «епископ Лука». А через несколько месяцев после начала войны в село прилетел самолет, приземлился на поле за огородами и забрал доктора-епископа.

Доктор, которого прикомандировали к главному красноярскому госпиталю, вытащив из ссылки, и был святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.

Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей.

Священник и врач, богослов, проповедник и автор «Очерков гнойной хирургии», которые до сих пор служат учебником для хирургов. Вскоре после Великой Отечественной войны он почти одновременно становится лауреатом Сталинской премии и обладателем самой высшей церковной награды – бриллиантового креста. Уникальный человек, всю жизнь отдавший служению людям, и, наконец, святой, который помогает верующим и после своей земной жизни – по вере и молитве. Как все это соединялось в одном человеке, как это было возможно?

Родился Святитель Лука 27 апреля 1877 года в Керчи. Он с детства обладал талантом к рисованию, увлекался философией и другими гуманитарными науками, но, в конце концов, решил окончить медицинский факультет. С юношеским максимализмом он считал, что сейчас важнее помогать людям и сразу же после окончания института уехал в деревню работать земским врачом.

Молодой доктор работает над диссертацией, делает серьезные научные открытия и ничто не предвещает, что он когда-либо станет священником. Но вот перед самой революцией Валентин Войно-Ясенецкий начинает писать книгу о гнойной хирургии. И однажды совершенно неожиданно у него возникает странная мысль, что когда он закончит этот труд, на титульном листе рядом с его фамилией появится слово «епископ».

Вскоре из-за болезни супруги ему приходится уехать в сухой и жаркий климат, в Ташкент. Начинается гражданская война, гонения на церковь, а он, наоборот, в церковь приходит. Посещает богослужения, выступает на собраниях верующих. Но ни о каком священстве, а тем более о сане епископа все также не думает.

Все происходит неожиданно для него самого. Однажды на епархиальном собрании он очень хорошо выступил. Он говорил о положении дел в епархии, о том, как жить верующему человеку в условиях безбожной советской власти. И после собрания правящий архиерей епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий, восторгаясь его выступлением, вдруг сказал: «Доктор, Вам нужно быть священником!». И ни минуты не размышляя, Валентин Войно-Ясенецкий, неожиданно для самого себя, вдруг сказал: «Хорошо, Владыко! Буду, если так Богу угодно!». Принимая сан в то время, он осознавал, что идет на страдания и вероятную смерть.И уже в следующее воскресенье в чужом подряснике он вышел к стоящему на кафедре собора архиерею и был посвящен сначала в иподиакона, а потом, во время литургии и в сан диакона. Еще через неделю его рукоположили в иерея, он стал священником.

А наутро в понедельник уважаемый хирург появился в больничном коридоре в необычном виде…

Как оказалось, бывает! Не обращая внимания на удивленные взгляды, Войно-Ясенецкий прошел в свой кабинет, снял церковное облачение, надел халат и стал готовиться к операции. Ассистенту, который обратился к нему по имени и отчеству, сказал – что Валентина Феликсовича больше нет. Теперь есть отец Валентин.

Коллеги недоумевали, студенты пытались устроить обструкцию профессору, коммунисты впрямую издевались. Войно-Ясенецкий не обращал внимания, но уж если вступал в дискуссии, то за словом в карман не лез.

В двадцать первом году чекисты решили устроить показательный суд над коллегами Войно-Ясенецкого. Ясенецкий выступил в их защиту. С научными аргументами, убедительно и весомо. Тогда начальник Ташкентского ЧК Яков Петерс задает, как ему думается, убийственный вопрос, который должен опустить противника в глазах зрителей…

Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

Отец Валентин тогда ответил, не задумываясь: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?». Коллег Войно-Ясенецкого на тот момент оправдали, но чекисты впоследствии припомнили ему этот диалог.

А времена надвигались страшные. Разрушения храмов, аресты и расстрелы священников. Опасно было не то, что бы служить, – опасно было просто верить.

Но именно тогда священник Войно-Ясенецкий делает следующий шаг – он принимает сан епископа. И получает новое имя – в честь евангелиста Луки.

Это почти автоматически означало арест. От него требовали одного: отречься от веры, снять с себя сан и пожалуйста – работай, оперируй, живи, как советская элита. Он выбрал другое – тюрьмы, допросы, пытки и ссылки – в Енисейск, Архангельск, далекий Туруханск.

Работа в маленьких сельских больницах и служба в сохранившихся еще храмах. Суровые условия жизни, морозы, бедность, человеческие страдания.

Как ни странно, освобождение принесла война! Нужно было спасать огромное число раненых, и его уникальный опыт в гнойной хирургии стал жизненно необходим. И более того, он понадобился и как священник, как епископ! В тяжелое военное время Сталин вспомнил о церкви, о том, что она утешает и укрепляет, помогает пережить потери и дает силы. В стране открываются храмы, нужны священники и церковные иерархи, но почти все они уничтожены репрессиями. Войно-Ясенецкого назначают епископом Красноярским.

С утра он оперирует, осматривает раненых, консультирует. А потом – отправляется на службу, принимает по церковным делам.

После Красноярска его направили архиепископом в Тамбов, а после окончания войны – в Ялту. Везде он лечил и проповедовал, устраивал жизнь епархии и помогал людям. За научные медицинские труды ему была присуждена Сталинская премия.

Казалось, жизнь наладилась. Однако испытания его не закончились.

Он постепенно слепнет, не может уже заниматься врачебной деятельностью. В стране начинаются новые гонения на церковь, закрытие храмов и пропаганда атеизма. До самого конца своей нелегкой жизни он продолжает бороться – как с собственными недугами, так и с непростыми обстоятельствами жизни внешней. Борется за каждый храм в епархии, за каждую душу. Люди записывают его проповеди, передают друг другу простые тетрадки с записями.

Святитель Лука покинул этот мир 11 июня 1961 г. – в день празднования Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Надпись на могильном камне он придумал заранее. Она включала все, что ему было дорого. То, что он всю жизнь пытался соединить и все-таки соединил. «АРХИЕПИСКОП ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ, доктор медицинских наук, профессор хирургии. Лауреат».

Правда, прошло еще тридцать лет, прежде чем на очередном издании его «Очерков гнойной хирургии» к фамилии автора на обложке добавилось слово «епископ». Но это все-таки произошло, и, значит, все было правильно и верно.

В 1996 году были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 году архиепископ Лука Войно-Ясенецкий был причислен к лику святых как святитель и исповедник. И до сих пор он продолжает помогать тем, кто приходит к нему с молитвой о помощи и исцелении.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме