Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Виды принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера, применяемые к психически больным

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Муниципальное право является системной отраслью права, имеет совокупность правовых институтов, объединяющих нормы муниципального права, регулирующих однородные муниципально-правовые отношения. Место муниципального права в системе российского права определяется его комплексным характером. Это означает, что данная отрасль является вторичной, так как формируется и развивается во многом «за счёт» других отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Муниципальное право-комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Термин «муниципальное право РФ » используется для названия отрасли права, науки и учебной дисциплины.

Предмет муниципального права-общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления и регулируемые нормами муниципального права. Виды муниципальных (самоуправленческих) отношений:

    Отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путём непосредственного выражения гражданами своей воли;

    Отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования;

    Отношения, возникающие в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством;

    Отношения, связанные с осуществлением органами местного самоуправления конкретных полномочий.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью правовых приёмов (способов): предписания, дозволения, запрета. Сочетание правовых приёмов и определяет характер правового регулирования. Особенности муниципально-правовых норм:

    Одновременно являются нормами других отраслей права;

    Закреплены в актах местного самоуправления.

Муниципально-правовые нормы классифицируются по:

    Объекту правового регулирования;

    Территории действия;

    Характеру правовых предписаний;

    Методу правового регулирования.

Субъекты муниципально-правовых отношений:

    Муниципальное образование;

    Население муниципального образования;

    Органы и должностные лица муниципального образования.

Муниципальное право содержит нормы:

    Материально-правовые;

а) полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

б) права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.

    Процессуальные;

а) порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления;

б) порядок принятия решений непосредственно населением;

в) процедура реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Наиболее тесно муниципальное право взаимодействует с конституционным правом РФ. Конституционное право:

    Закладывает основы для институтов муниципального права;

    Определяет основные принципы и цели муниципального права;

    Закрепляет основные права граждан, без которых невозможно осуществление местного самоуправления.

В конституционном праве определены основы статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления. Муниципальное право тесно взаимосвязано с финансовым, бюджетным, налоговым правом. С административным правом тесная связь проявляется по большому количеству вопросов: муниципальная служба, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Муниципальное право взаимодействует с земельным правом. ЗК РФ закрепляет основные полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. По вопросам внешнеэкономической деятельности к муниципальным органам применяются нормы международного частного права.

Система муниципального права в РФ-объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определённой последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Она основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы с учётом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. Как её элементы выделяются группы норм:

    Закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия;

    Определяющие роль местного самоуправления в развитии демократических начал в управлении обществом и государством;

б) закрепляющие принципы и функции местного самоуправления.

    Закрепляющие основы деятельности местного самоуправления;

а) территориальные;

б) организационные;

в) финансово-экономические.

    Закрепляющие предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

    Устанавливающие гарантии местного самоуправления;

    Устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

а) перед населением муниципального образования;

б) перед государством;

в) перед физическими и юридическими лицами.

Структурные части системы муниципального права:

    Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.

Метод муниципального права-совокупность приёмов и способов, которые осуществляют регулирование общественных отношений. В данной отрасли используются основные, стандартные методы правового регулирования, выработанные теорией государства и права. В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений того или иного правового приёма различают следующие основные методы правового регулирования:

    Императивный (властный приказ)-установление категорических предписаний и требований относительно поведения участников муниципально-правовых отношений (формы непосредственной демократии; обязательность принятия решений органами местного самоуправления; отношения соподчинённости субъектов правоотношений);

    Диспозитивный-предоставление участникам муниципально-правовых отношений права выбора поведения по своему усмотрению (как основа диспозитивного регулирования–дозволение, признающее равноправие сторон).

В муниципальном праве используются также методы гарантий, рекомендаций, которые широко применяются на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления. Государство приняло на себя обязанность обеспечить судебную защиту прав местного самоуправления и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Таким образом, в муниципальном праве не используется ни один из методов правового регулирования в качестве основного, а имеет место их синтез, что обусловлено предметом муниципального права и комплексным характером отрасли «муниципальное право». Всё это создаёт особый режим муниципально-правового регулирования.

Наука муниципального права-совокупность знаний, идей о местном самоуправлении, формах и практике его осуществления и правового регулирования.

Задачи научной дисциплины муниципального права:

    Рассмотрение местного самоуправления не только как формы гражданской самостоятельности и активности, но и как формы осуществления публичной власти, публично-властной деятельности наряду с её государственной формой реализации;

    Раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы власти народа;

    Анализ полномочий органов местного самоуправления и практики реализации.

Понятие науки муниципального права и её основные характеристики должны раскрываться с позиций взаимосвязей и зависимостей между понятиями «наука муниципального права» и «отрасль муниципального права». Вместе с тем между ними имеются существенные различия:

    Как наука-оно имеет значительно более глубокие исторические корни, которые связаны со становлением и развитием научных идей, теоретических концепций местного самоуправления в России и зарубежных странах на протяжении нескольких веков;

    Как отрасль-оно является новым, формирующим правовым образованием в единой системе права.

Предмет изучения науки муниципального права:

    Нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, существующие в настоящее время;

    Практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности;

    Зарубежный муниципальный опыт.

Первые основные теории местного самоуправления начали разрабатываться в начале XIX в. во Франции на основе рассуждений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов власти в условиях демократического государства и самодержавия. Местное самоуправление, предполагающее относительную децентрализацию и автономию, стало предметом внимания различных политических сил и движений, выгодным лозунгом в борьбе за власть. С ним связано проведение ряда реформ XVIII-XIX вв.

    Теория свободной общины-она впервые возникла в сер. XIX в. во Франции и Бельгии и её создателями являются Турэ, Токвиль, Гербер, Арене; главная идея-община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления; основные принципы:

а) избираемость органов местного самоуправления членами общины;

б) разделение дел, которыми ведает община, на собственные и те, что передаются ей государством (это является таким же естественным и неотчуждаемым, как и права человека);

в) самостоятельность и независимость общины от центральной власти по самой своей природе, причём государство не создаёт общину, а лишь признаёт её;

г) органы местного самоуправления–органы общин, а не государства.

    Общественно-хозяйственная теория самоуправления-она возникает во 2-й пол. XIX в. и её основателями являются Ресслер, Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков; главная идея-самоуправление есть заведование делами местного хозяйства; основные принципы:

а) не совпадение общественных и политических интересов, поэтому за государством и обществом следует признать право ведать только собственными делами;

б) государство и самоуправление имеют принципиально разное содержание: с одной стороны-общенациональные интересы, с другой-местные;

в) отстаивание права местных учреждений заниматься местными хозяйственными и общественными делами независимо от государства.

    Государственная теория самоуправления-она была распространена в дореволюционной России во 2-й пол. XIX в. и у её истоков стояли В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский (Россия), Гнейст (политическая концепция), Штейн (юридическая концепция) (Европа); главная идея-все полномочия в области местного самоуправления даны государством и имеют источником государственную власть; основные принципы:

а) местное самоуправление-одна из форм организации государственного управления на местах и часть общей государственной системы;

б) взаимодействие государства и местного самоуправления;

в) всякое управление публичного характера есть дело государственное.

    Теория дуализма муниципального управления-признание двойственного характера полномочий органов местного самоуправления; муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и соответственно действуют как инструмент государственной администрации;

    Теория социального обслуживания-основной целью муниципальной деятельности является благосостояние жителей коммуны.

Муниципальное право как учебная дисциплина-совокупность первичных знаний об основах науки муниципального права, о местном самоуправлении и его правовом регулировании, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки. Система учебной дисциплины–логически обоснованное расположение в определённой последовательности теоретических положений, знаний, составляющих её содержание. Структура системы учебной дисциплины муниципального права:

    Введение в муниципальное право;

    Местное самоуправление в системе народовластия;

    Основы местного самоуправления;

    Предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

    Гарантии местного самоуправления;

    Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Основой для изучения всех тем учебного курса являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, а также иные правовые акты, в которых содержатся нормы муниципального права. Прежде всего, это федеральные законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления».

Студентам, изучающим данную учебную дисциплину, важно быть в курсе последних изменений в законодательстве о местном самоуправлении. Поэтому им следует регулярно просматривать «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российскую газету».

При изучении учебного курса следует также обращаться к законодательству субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, к судебной практике по вопросам ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации.

Дисциплина «Муниципальное право России» направлена на формировании у выпускников юридических учебных заведений прочных знаний, развития у них умений и навыков, необходимых для будущей профессии юриста.

Применение ПММХ (в связи с совершением общественно опасного деяния) имеет несколько оснований, каждое из которых зависит от круга лиц, страдающих заболеваниями. В число этих лиц входят (см. ст. 97 УК, ст. 433 УПК): - совершившие деяния, предусмотренные статьями УК, в состоянии невменяемости; - заболевшие...
(Уголовное право)
  • Виды принудительных мер медицинского характера
    Уголовное законодательство предоставляет суду возможность выбора при назначении ПММХ одного из следующих видов в зависимости от опасности совершенного деяния и психического состояния лица, установленного судебно-психиатрической экспертизой (см. ч. 1 ст. 99 УК): - амбулаторное принудительное наблюдение...
    (Уголовное право)
  • Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
    Уголовный закон не устанавливает сроков применения IIMMX. Продолжительность принудительного лечения зависит от достижения целей применения этих мер. Лицо, которому назначена ПММХ, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев, чтобы решить вопрос о наличии...
    (Уголовное право)
  • Порядок прекращения или изменения применения принудительного лечения к лицам, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемость, регулируется ст. 104 УК РФ. В этой статье идет речь об особенностях применения принудительных мер медицинского характера к лицам, чье заболевание не исключает...
    (Уголовное право России. Общая часть)
  • Методологические проблемы осуществления принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания
    Несмотря на значительный срок, прошедший с момента вступления в силу действующего уголовного закона (с 1 января 1997 г.), система нормативно-правового регулирования применения принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных далека от совершенства. Продолжается научная дискуссия относительно...
    (Руководство по судебной психиатрии)
  • Организация исполнения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания
    В действующем УК впервые в российском законодательстве предложена возможность применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Часть 2 ст. 22 УК: "Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом...
    (Судебная психиатрия)
  • Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания
    1. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 99 настоящего Кодекса, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний – в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь....
    (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации)
  • Понятно, что невменяемость преступника не является сама по себе гарантией того, что к нему будет применена именно медицинская мера наказания. При вынесении соответствующего решения суд будет руководствоваться, в первую очередь, соображениями о том, насколько опасен конкретный правонарушитель для самого себя и для окружающих его людей. Таким образом, назначение меры наказания в виде принудительного лечения может преследовать сразу несколько целей:

    1. излечение преступника;
    2. качественное изменение особенностей личности и психики обвиняемого в лучшую сторону (то есть – реабилитация нарушителя в обществе за счет его социализации);
    3. «перевоспитание» преступника (то есть – возможность сделать его более не опасным как для самого себя, так и для окружающих его людей).

    Какие существуют разновидности медицинских мер наказания?

    Меры медицинского характера бывают разными

    Разумеется, о том, какого именно рода принудительное лечение может назначаться тем или иным преступникам, легче всего говорить на конкретных примерах. Меры медицинского воздействия бывают очень разными. Друг от друга они отличаются, в первую очередь, строгостью предписываемого пациенту режима и характером наблюдения за ним.

    Таким образом, можно выделить несколько основных групп, часто назначаемых принудительных медицинских мер:

    • Амбулаторное лечение. Вообще наблюдение у психиатра не подразумевает необходимости постоянно содержать пациента в стационаре. Поэтому если обвиняемый признан не опасным для окружающих, его предпочитают лечить именно амбулаторно, назначая график посещения специалистов, во время визитов к которым больной сможет получать надлежащий ему уход. К слову, это – единственный метод лечения, доступный для психически нестабильных пациентов в возрасте до 16 лет.
    • Стационар общего типа. Подобная мера наказания обычно назначается тем преступникам, чье состояние подразумевает возможность девиантного поведения, однако не несет прямой угрозы окружающим людям. Таким образом, находясь в подобном заведении, пациент может получать должный уход и, более того, оставаться неопасным как для самого себя, так и для других из-за постоянно ведущегося за больными наблюдения (хотя и не очень пристального).
    • Специализированные стационары. Если больной находится «в группе риска» (то есть может быть опасным), его определяют на лечение в заведение с особым режимом. Там за ним будет вестись постоянное наблюдение, обеспечиваемое дополнительным персоналом (охраной и сиделками). И здесь же пациент сможет получать любое необходимое ему лечение. При улучшении состояния больного из специализированного стационара его могут перевести в заведение общего типа.
    • Стационары с интенсивным наблюдением. Само название подобных учреждений подразумевает, что находящиеся там люди опасны и для себя и для окружающих (в том числе и для медицинского персонала). Для таких больных характерны постоянные нарушения режима и склонность к рецидивам. Таким образом, чтобы убедиться, что подобный пациент не совершит еще какого-нибудь правонарушения, наблюдают за ним особенного строго.

    О сроках применения наказания

    Меры медицинского характера назначаются комиссией

    В отличие от прочих видов уголовных наказаний, сроки применения медицинских мер к обвиняемому не могут быть назначены судом. Ведь на этапе рассмотрения дела еще не ясно, в каком состоянии находится преступник и сколь интенсивное психиатрическое лечение ему потребуется.

    Поэтому каждые следующие полгода с момента первого заседания специальная медицинская комиссия будет осматривать нарушителя на предмет его психического здоровья. Именно эти люди и принимают решение о том, когда стоит прекратить лечение или изменить его характер.

    Может быть собрана и раньше срока по личной просьбе постоянно наблюдающего пациента врача-психиатра. Варианты развития событий при этом могут быть следующими:

    1. преступник признается полностью излечившимся и мера пресечения отменяется;
    2. состояние нарушителя признается изменившимся в лучшую сторону и интенсивность лечения снижается;
    3. никаких изменений в состоянии пациента не фиксируется и лечение продлевается.

    При этом сами врачи принять решение о продлении или прекращении медицинской меры наказания не в силах. Они лишь пишут соответствующие заключения. А уже на основании этих документов суд самостоятельно примет решение о продлении или отмене наказания. При этом мнение не будет являться для правоохранителей решающим. То есть, даже если врачи постановили, что преступник полностью излечился, судья все равно вправе продлить ранее назначенное наказание еще на неопределенный срок.

    О принудительном лечении наркомании — в видеосюжете:

    Истории известны различные подходы к обращению с опасными для общества душевнобольными. В Древнем Риме их помещали в темницы. В период Средних веков душевные болезни зачастую рассматривали как одержимость дьяволом, в результате чего к больным применялись крайне жестокие меры, вплоть до сожжения на костре. В XV-XVI появляются первые психиатрические больницы, однако обращение с находящимися там лицами было далёким от гуманного: основными средствами воздействия были заковывание в цепи, розги, карцер, помещение в тёмную комнату и др. Исключения из данного правила были редки: например, Constitutio Criminalis Carolina, уголовный кодекс Карла V (1532), содержал положение о том, что ненаказуемыми являются деяния, когда «убивают люди, лишенные разума».

    При этом в европейских странах вплоть до XIX века и здоровые, и душевнобольные преступники содержались в тюрьмах совместно. Специальные учреждения, в которые помещались совершившие общественно опасные деяния лица, страдающие психическими расстройствами, стали появляться только в XIX веке . Значительную роль в этом сыграли работы французского психиатра Ф.Пинеля (1745-1826), которые в целом значительно улучшили положение душевнобольных. Французский Уголовный кодекс 1810 года содержал положение, согласно которому лица, совершившие деяние в состояние безумия, не несли ответственности за своё деяние.

    Дальнейшее развитие данного института связано с воззрениями представителей социологической школы уголовного права, которые рассматривали душевнобольных, алкоголиков и наркоманов как лиц, находящихся в «опасном состоянии» и вследствие этого допускали применение к ним принудительных мер, направленных на обеспечение безопасности общества. Именно под влиянием данных воззрений принудительные меры медицинского характера были включены в законодательство многих стран .

    Принудительные меры медицинского характера в законодательстве стран мира

    В настоящее время принудительные меры медицинского характера предусмотрены законодательством большинства стран мира. Принудительное лечение душевнобольных преступников предусмотрено международными правовыми актами. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) предусматривают положение о том, что лиц, сочтенных душевнобольными, не следует подвергать тюремному заключению, поэтому необходимо принимать меры для их скорейшего перевода в заведения для душевнобольных (правило 82 (1)). Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (утверждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1991 г. 46/119) предусматривают, что в отношении лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, если предполагается или установлено, что они страдают психическим заболеванием, общие принципы защиты подлежат применению в полном объеме с такими минимальными, необходимыми в данных обстоятельствах изменениями и исключениями, которые не будут наносить ущерб их правам (принцип 20).

    В большинстве случаев принудительные меры медицинского характера рассматриваются как разновидность иных мер уголовно-правового характера («мер безопасности»). В таком качестве они присутствуют в законодательстве Австрии, Алжира, Афганистана, Боливии, Федерация Боснии и Герцеговины, Бразилии, Великобритании, Гватемалы, Германии, Гондураса, Греции, Дании, Ирака, Исландии, Испании, Италии, Камеруна, Колумбии, Коста-Рики, Кот д’Ивуара, Кубы, Ливана, Македонии, Марокко, Мексики, Молдовы, Никарагуа, Панамы, Перу, Польши, Португалии, Республики Сербской, России, Румынии, Сальвадора, Сан-Марино, Уругвая, Чили, Швейцарии, Эфиопии .

    В некоторых странах принудительные меры медицинского характера формально не включены в категорию таких мер, выступая как самостоятельный уголовно-правовой институт (Беларусь, Киргизия, Латвия) .

    В ряде государств (КНР, Франция, Япония, большинство бывших британских колоний) принудительные меры медицинского характера применяются не в рамках уголовного судопроизводства, а на основании норм гражданского или административного права. В этих странах они не включаются в число уголовно-правовых институтов .

    Существует несколько оснований классификации принудительных мер медицинского характера . В частности, можно выделить:

    • принудительные меры медицинского характера, которые назначаются вместо наказания и иных мер уголовной ответственности, и применяемые вместе с наказанием;
    • принудительные меры медицинского характера, связанные с ограничением свободы лица, к которому они применяются, и не связанные с таковым;
    • принудительные меры психиатрического, наркологического и иного характера.

    Основания применения принудительных мер медицинского характера

    Принудительные меры медицинского характера могут применяться только к лицам, совершившим преступления, или общественно опасные деяния, образующие объективную сторону предусмотренного законом преступления .

    Большинство стран мира предусматривает следующие основания назначения лицу, совершившему общественно опасное деяние, принудительных мер медицинского характера :

    • совершение общественно опасного деяния, образующего объективную сторону предусмотренного уголовным законодательством преступления, в состоянии невменяемости;
    • наступление психического расстройства, исключающего возможность назначения или исполнения наказания, после совершения лицом преступления;
    • наличие психического расстройства, не исключающего вменяемости, у лица, совершившего преступление;
    • необходимость в лечении алкоголизма, наркомании или токсикомании у лица, совершившего преступление.

    В некоторых странах судом не может быть назначено принудительное лечение наркологических заболеваний у осуждённых (Дания, Колумбия, Нидерланды, Сан-Марино, Судан). Законодательство Латвии, России, Украины и Эстонии предусматривает обязательное лечение осуждённых, больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, но не в порядке принудительных мер медицинского характера .

    В отдельных государствах предусматривается применение принудительных мер медицинского характера к лицам, которые страдают заболеваниями, не являющимися психиатрическими или наркологическими. Законодательство Киргизии предусматривает, что принудительному лечению, совмещённому с отбыванием наказания, подлежат также лица, страдающие туберкулёзом, венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией. УК Украины предусматривает принудительное лечение, которое может быть применено к любому осуждённому, у которого выявлена болезнь, представляющая опасность для здоровья других лиц .

    Законодательство США предусматривает применение принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения, которое делает их склонным к совершению половых преступлений. Аналогичные меры введены в законодательство России в феврале 2012 года .

    В ряде стран предъявляются и иные условия, выступающие в качестве основания применения принудительных мер медицинского характера. Так, часто госпитализация или иные меры принудительного лечения могут применяться лишь в случае, если состояние лица таково, что возникает угроза для его собственной безопасности или для безопасности окружающих, либо угроза причинения иного существенного вреда. Данное условие предусмотрено законодательством Австрии, Азербайджана, Федерации Боснии и Герцеговины, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Казахстана, Кот д"Ивуара, Латвии, Нидерландов, Перу, России. Например, УК Австрии предусматривает, что направление осуждённого в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения, возможно, если «из оценки лица, его состояния и вида деяния следует опасение, что оно под влиянием своего духовного или душевного отклонения совершит находящееся под угрозой наказания деяние с тяжкими последствиями» .

    Виды принудительных мер медицинского характера

    Меры медицинского характера можно разделить на две категории: предполагающие помещение лица в специальное медицинское учреждение (стационар), т. е. определённую изоляцию его от окружающей среды в медицинских целях, и не предполагающие такой необходимости (амбулаторное лечение) .

    Принудительное психиатрическое и наркологическое лечение

    Конкретный перечень видов принудительных мер медицинского характера зависит от конкретной страны. В Албании, Бразилии, Перу, Румынии предусматривается два вида таких мер: обязательное амбулаторное лечение и обязательное стационарное лечение . В Германии и Парагвае принудительные меры медицинского характера могут быть связаны с помещением в психиатрический стационар и в специальное лечебное заведение для алкоголиков и наркоманов . В странах СНГ (кроме Молдовы) выделяется 4 вида принудительных мер медицинского характера :

    • амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра (постановка на учёт в психиатрическом диспансере);
    • принудительное лечение в психиатрическом стационаре с обычным наблюдением;
    • принудительное лечение в психиатрическом стационаре с усиленным наблюдением;
    • принудительное лечение в психиатрическом стационаре со строгим наблюдением.

    В части стран (Азербайджан, Казахстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан) используются несколько иные наименования:

    • амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
    • принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
    • принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
    • принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

    Сущностные различия указанных мер в странах СНГ практически отсутствуют: суть и первой, и второй классификации заключается в установлении «лестницы» режимов психиатрических учреждений в зависимости от степени опасности лица, совершившего общественно опасное деяние, для себя и окружающих .

    Алкоголики и наркоманы в ряде стран (Австрия, Великобритания, Германия, Польша) помещаются в специализированные учреждения, имеющие режим, схожий с тюремным. В Грузии указанные лица помещаются в «специальное наркологическое медико-профилактическое учреждение с усиленным наблюдением», в Молдове лечение осуществляется в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а после освобождения из них (или в случае, когда назначено наказание, не связанное с лишением свободы) - в «медицинских учреждениях со специальным лечебным режимом»). Законодательство других стран СНГ предусматривает прохождение лечения параллельно с исполнением основного наказания в учреждениях, его исполняющих, или на дому .

    Альтернативой психиатрическому или наркотическому лечению в ряде стран (Болгария, Боливия, Латвия, Ливия, Литва, Молдова, Судан, Украина) является передача больного под опеку семьи или иных лиц, осуществляющих уход за больными. Данная мера предполагает, помимо опеки, также медицинское наблюдение. В большинстве стран (Латвия, Литва, Молдова, Украина) данная мера представляет собой не вид принудительных мер медицинского характера, а альтернативный им институт .

    Кастрация

    В некоторых странах (отдельные штаты США , Россия и др.) в отношении лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, может быть применена так называемая химическая кастрация (добровольно или принудительно), то есть приём препаратов, снижающих половое влечение и исключающих возможность проведения полового акта . Химическая кастрация предполагает недобровольное введение осуждённым специального медицинского препарата, подавляющего половое влечение .

    Например, УК Калифорнии предусматривает, что химическая кастрация применяется в отношении лиц, совершивших половые преступления, потерпевшими от которых являются малолетние (до 13-летнего возраста). Химическая кастрация является необходимым условием условно-досрочного освобождения при первом осуждении за такое преступление и обязательна при рецидиве. Данная мера может быть прекращена по решению совета по тюремному заключению .

    Кроме того, в некоторых случаях возможно применение и хирургической кастрации. В США хирургическая кастрация допускается лишь в отдельных штатах (например, Техасе) и лишь с согласия осуждённого .

    Сроки применения принудительных мер медицинского характера

    В большинстве стран принудительные меры медицинского характера являются бессрочными, то есть имеют неограниченную ни сверху, ни снизу продолжительность. Их прекращение или изменение связывается не с какими-либо формальными условиями, а с реальным улучшением состояния больного. Так, п. 6 ст. 98 УК Литвы указывает: «суд не устанавливает сроков применения принудительных медицинских мер. Они применяются до тех пор, пока лицо не выздоравливает, либо улучшается его психическое состояние и лицо перестаёт быть общественно опасным» .

    Поскольку принудительные меры медицинского характера назначаются, как правило, судом, данный орган имеет и привилегию решать вопрос об их прекращении или изменении. Основанием для рассмотрения этого вопроса обычно является ходатайство медицинского учреждения, которое, в свою очередь, обязано регулярно проводить обследования содержащегося в нём лица.

    В некоторых странах продолжительность принудительных мер медицинского характера всё же ограничивается; обычно ограничения касаются алкоголиков и наркоманов, но бывает, что ограничивается и продолжительность психиатрического лечения. По законодательству Федерации Боснии и Герцеговины, Вануату, Германии, Греции, Польши лицо не может находиться в лечебном учреждении для алкоголиков и наркоманов более 2 лет; в Великобритании - более 3 лет .

    Продолжительность психиатрического лечения ограничивается в праве Федерации Боснии и Герцеговины (2 года, только амбулаторное лечение), Вануату (5 лет, стационарное лечение), Нидерландов (4 года, за исключением лиц, совершивших деяния, направленные против физической неприкосновенности). Законодательство ряда стран (Испания, Колумбия, Мексика, Перу) предусматривает, что срок психиатрического лечения не должен превышать максимального срока наказания за совершённое лицом деяние, однако это обычно означает, что после истечения данного срока принудительное лечение лица может осуществляться уже не в уголовном, а в административном порядке .

    По УК Италии, лицо не может находиться в психиатрическом стационаре менее определённого срока: 1 год по преступлениям, наказываемым лишением свободы на срок свыше 5 лет; 3 года по преступлениям, наказываемым лишением свободы на срок свыше 10 лет .

    Время, которое лицо находится на стационарном психиатрическом лечении, обычно засчитывается в срок наказания при его выздоровлении из расчёта день за день .

    Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве России

    История

    Впервые норма, предусматривающая необходимость принудительного лечения психически больных лиц, совершивших убийство, была включена в Свод законов 1832 года . Они помещались в дома для сумасшедших, где должны были содержаться отдельно от прочих больных в специальных отделениях. Другие душевнобольные от наказания освобождались .

    Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года достаточно подробно регламентировало принудительное лечение душевнобольных. В дом умалишённых принудительно помещались лица, безумные от рождения или сумасшедшие, совершившие убийство, покушение на собственную жизнь и поджог. Психиатрическое освидетельствование таких лиц проводилось в рамках рассмотрения уголовного дела. По определению Окружного суда или Судебной палаты они могли принудительно помещаться в дом умалишённых. Содержание там прекращалось лишь после того, как истекут два года с момента проявления симптомов заболевания, либо после отпадения опасности больного .

    По Уголовному уложению 1903 года обязательное помещение во врачебное заведение применялось к лицам, которые в состоянии невменяемости совершали убийство, весьма тяжкое телесное повреждение, изнасилование, поджог или покушение на одно из этих деяний. В остальных случаях, когда лицо нуждалось в присмотре из-за опасности для себя и окружающих, помимо помещения во врачебное заведение, лицо могло отдаваться под ответственный надзор родителей или иных аналогичных лиц .

    Руководящие начала по уголовному праву 1919 года предусматривали применение к невменяемым лицам принудительных мер и мер предосторожности. УК РСФСР 1922 года рассматривал принудительное лечение в рамках общей категории «мер социальной защиты», включавшей в том числе меры наказания. Ввиду этого данная мера применялась по приговору суда. УК РСФСР 1926 года выделял такие меры защиты медицинского характера, как принудительное лечение и помещение в лечебное заведение, соединённое с изоляцией. Сам порядок принудительного лечения регулировался подзаконными актами.

    В разработанной в позднесоветский период Теоретической модели Общей части Уголовного кодекса достаточно подробно рассматривался институт принудительных мер медицинского характера. В качестве оснований применения таких мер назывались факт совершения лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом; наличие у этого лица психического заболевания либо алкоголизма или наркомании ; необходимость лечения такого лица вследствие его психического состояния, представляющего опасность причинения им вреда себе или окружающим. Целями применения таких мер признавались излечение или изменение состояния больного, делающее его безопасным для общества, предупреждение общественно опасных деяний, охрана прав и законных интересов психически больных. Для лиц, совершивших преступления в состоянии ограниченной вменяемости, предполагалось применение таких мер, как лечение, соединенное с отбыванием наказания в виде лишения свободы, и лечение в психоневрологическом диспансере по месту жительства.

    Во многом положения Теоретической модели были учтены при подготовке Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 года и УК РФ 1996 года .

    Сущность

    Сущность, условия и порядок применения принудительных мер медицинского характера регламентируются уголовным, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федерального закона от 7 мая 2009 № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением», а также иными нормативными правовыми актами, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». Кроме того, учитываются положения международных актов, практика Европейского Суда по правам человека. Также существует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера», дающее толкование упомянутым положениям законодательства.

    В законодательстве не приводится определение понятию «принудительные меры медицинского характера». Их сущность заключается в применении к лицу принудительного психиатрического наблюдения и лечения. Порядок и основания применения данных мер раскрываются в уголовном законодательстве. Компетентным органом, имеющим право их применять, является суд, который руководствуется в своём решении заключением судебно-психиатрической экспертизы . Данные меры применяются к лицам, страдающим психическими расстройствами и расстройствами сексуального предпочтения в целях их излечения или улучшения их состояния здоровья, их социальной адаптации, а также обеспечения их личной безопасности и безопасности общества.

    Принудительные меры медицинского характера носят медико-юридический характер. Они назначаются, изменяются и отменяются на основании медицинского диагноза, выявляемого специалистами-психиатрами, и имеют в первую очередь медицинские цели. В то же время, основания, цели, виды, порядок назначения, исполнения, продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера имеют юридическую природу и регламентируются уголовным, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством .

    Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием и не входят в содержание уголовной ответственности. Хотя данные меры имеют характер государственного принуждения, и применяются судом, их применение осуществляется на основании не приговора, а определения суда; имеет иные цели по сравнению с наказанием (не направлено на исправление или восстановление социальной справедливости); не связано с отрицательной оценкой со стороны государства факта совершения общественно опасного деяния; не зависит от сроков наказания, предусмотренного за совершённое деяние, а лишь от состояния лица; не влечёт судимости .

    Действующий УК РФ относит их, наряду с конфискацией имущества, к иным мерам уголовно-правового характера . Нормы, регулирующие основания и порядок применения данных мер, содержатся в главе 15 раздела VI Уголовного кодекса РФ .

    Понятие «принудительные меры медицинского характера» следует отличать от понятия «недобровольные психиатрические меры» : в последнем случае речь идёт обычно о применении лечения без согласия (вопреки согласию) к лицам, не совершившим противоправных действий. В Российской Федерации необходимые и достаточные условия, допускающие недобровольную госпитализацию определённых категорий лиц с психическими расстройствами, определяются в статье 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» .

    Основания назначения принудительных мер медицинского характера

    Виды принудительных мер медицинского характера

    Кроме того, амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра назначается лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, если такое расстройство сопряжено с поведенческими нарушениями (психопатии, легкие формы олигофрении, органические поражения мозга, невротические состояния и др.). Лечение данной категории лиц происходит одновременно с исполнением наказания .

    Суть данной меры заключается в регулярных осмотрах больного врачом-психиатром, назначающим медикаментозные и иные формы лечения, а также в оказании больному социальной помощи. В ситуации, когда данная мера применяется к лицу, которое не отбывает наказание в виде лишения свободы, она позволяет оставить ненарушенными образ жизни и социальные связи больного .

    Ст. 101 УК РФ устанавливает, что принудительное лечение в психиатрическом стационаре назначается, если психическое расстройство лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут осуществляться только в психиатрическом стационаре. Тип стационара (общий, специализированный, специализированный с интенсивным наблюдением) определяется судом. При этом учитываются как требования к безопасности как самого лица, к которому применяются меры, и иных лиц, так и необходимость соблюдения прав и законных интересов госпитализируемого лица. Психиатрические стационары в России находятся в ведении Минздравсоцразвития РФ .

    Психиатрические стационары общего типа, исполняющие принудительные меры медицинского характера, представляют собой отделения психиатрических больниц или иных медицинских учреждений, в которых оказывается стационарная психиатрическая помощь. Помещённые в них лица содержатся вместе с иными больными, страдающими психическими заболеваниями, к ним применяются общие требования режима указанных учреждений, за исключением того, что они не могут покидать пределы отделения: им не предоставляются домашние отпуска, возможность свободного выхода и т. д.

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения. В таких стационарах наблюдение за пациентами не носит постоянного характера, не включает их изоляцию и физическое стеснение. Современные стандарты оказания психиатрической помощи предполагают достаточно свободный режим содержания таких больных. Ввиду этого, применение данной меры допустимо при условии, что состояние больного не требует применения к нему специальных мер безопасности. Данная мера применима к лицам, которые не склонны нарушать режим пребывания в психиатрическом стационаре, состояние здоровья которых требует стационарного лечения, например, в результате некритической оценки своего состояния .

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения. Психиатрические стационары специализированного типа имеют усиленный режим содержания, включающий меры, позволяющие не допустить повторного совершения общественно опасных деяний, исключить возможность побегов осуждённых. К больным, содержащимся в таких стационарах применяют специализированные реабилитационно-профилактические и коррективно-восстановительные лечебные мероприятия .

    Обычно такие стационары представляют собой специализированные отделения крупных психиатрических больниц. Особенности режима таких учреждений включают усиленный контроль и наблюдение за пациентами (наличие видеонаблюдения, охранной сигнализации, изолированные прогулочные дворы, осуществление контроля содержания передач), применение более интенсивных лечебных мероприятий (в частности, трудотерапии), наличие дополнительного медицинского персонала и служб охраны, обеспечивающих постоянное наблюдение. В них помещаются лица, склонные к нарушению режима (например, к совершению побегов или употреблению спиртного), а также к повторному совершению общественно опасных деяний .

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения. Такие стационары организуются в форме имеющих федеральное подчинение межрегиональных специализированных психиатрических больниц. Для обеспечения безопасности персонала и больных, наружной охраны и надзора за поведением больных в таких стационарах привлекаются органы внутренних дел. Медицинский персонал занимается лишь лечебной работой. В такие стационары помещаются лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие общественно опасные деяния, склонные к систематическому занятию общественно опасной деятельностью, грубым нарушениям режима (применение насилия к администрации и медицинскому персоналу, побеги, организация бунтов и беспорядков). Зачастую подобные лица очень слабо поддаются лечению .

    Как правило, принудительное лечение проходит по месту жительства больного, его родственников и законных представителей, что даёт возможность обеспечить сохранение социальных связей и продолжить лечение по окончании применения принудительной меры в добровольном порядке в том же медицинском учреждении .

    УК РФ не предусматривает особенностей применения принудительных мер медицинского характера в отношении несовершеннолетних. Данной категории лиц при отсутствии медицинских противопоказаний должна быть предоставлена возможность продолжить обучение и профессиональную подготовку в период применения принудительных мер .

    Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания

    Если психическое расстройство лица не исключает его вменяемости, принудительное лечение может осуществляться одновременно с исполнением наказания. Принудительные меры медицинского характера в отношении таких лиц исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний - в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь. В уголовно-исполнительной системе для лечения данной категории лиц создаются специализированные психиатрические больницы и лечебные исправительные учреждения.

    При изменении психического состояния осужденного, требующем стационарного лечения, помещение осужденного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение осуществляется на общих основаниях в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении (т.е., не в порядке применения принудительных мер медицинского характера). Осуждённые к лишению свободы при этом помещаются в стационарные лечебно-профилактические учреждения мест лишения свободы, иные осуждённые - в психиатрические стационары органов здравоохранения. Течение срока наказания при этом не прерывается, время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания. Выписка из указанных учреждений также регулируется законодательством о здравоохранении.

    Принудительные меры медицинского характера могут применяться только в отношении тех лиц, кто по характеру совершенного деяния и своему болезненному состоянию представляет опасность для общества. Общественная опасность невменяемого, таким образом, характеризуется двумя критериями: юридическим и медицинским. Юридический критерий охватывает тяжесть общественно опасного деяния, поведение больного до и после его совершения, социально-психологические установки лица и т.д. Медицинский критерий характеризуется клинической формой психического заболевания, его глубиной и сложностью, динамикой протекания болезни и пр.

    При определении общественной опасности больного учитывается ряд клинико-психопатологических и социально-психологических признаков. К первым факторам, в частности, относятся: психопатобный синдром с повышенной поведенческой активностью и патологией влечений; бредовые идеи определенного содержания, направленные против конкретных лиц или организаций и сопровождающиеся аффективной напряженностью (особенно идеи ревности, преследования, сексуального воздействия и т.п.); периодические и параксизмальные психотические состояния, сопровождающиеся агрессивностью и имеющие тенденции к частому возникновению; депрессивные состояния с бредом самообвинения (риск совершения «расширенного самоубийства»).

    При различных психопатологических состояниях риск общественно опасного поведения увеличивают социально-психологические факторы, такие, как: признаки социальной дезадаптации, подверженность асоциальному влиянию, склонность к систематическому употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ, наличие криминального поведения до болезни.

    Одного критерия — юридического или медицинского — недостаточно для определения общественной опасности невменяемого. Вывод об этом можно сделать лишь на основе их совокупности, однако надо иметь в виду, что превалирующим все же является психическое состояние лица, учитываемое не только на момент его освидетельствования, но и прогнозируемое на будущее.

    Применение принудительных мер не допускается, если лицо страдает таким психическим расстройством, которое исключает рецидив общественно опасного деяния либо не связано с опасностью для себя и других. И наоборот, если человек в результате временного улучшения самочувствия в момент его освидетельствования не представляет опасности, но с учетом характера течения болезни и выработанных психиатрией критериев нельзя исключить возможность повторения общественно опасного деяния, то применение принудительных мер будет обоснованным.

    Суд может назначить принудительные меры медицинского характера лицам (ст. 97 УК):

    а) совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;
    б) у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
    в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

    Таким образом, принудительные меры медицинского характера применяются к трем категориям лиц, каждая из которых имеет свои особенности, характеризуется специфическими признаками.

    К первой категории относятся лица, совершившие общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью УК, в состоянии невменяемости. В силу психического расстройства они не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Деяния этих лиц, объективно будучи общественно опасными, причиняющими или способными причинить вред общественным отношениям, не образуют состава преступления , а сами лица не могут подвергаться уголовной ответственности и наказанию. Применение обусловлено необходимостью устранить или смягчить причину общественно опасного поведения — психическое расстройство.

    Вторую категорию составляют: 1) лица, совершившие преступление, но до вынесения приговора заболевшие таким психическим заболеванием, при котором невозможно либо назначить, либо исполнить наказание; 2) лица, у которых после совершения общественно опасного деяния, но до вынесения приговора наступило временное психическое расстройство, препятствующее определению их психического состояния во время совершения этого деяния, если по характеру содеянного и по своему психическому состоянию они представляют опасность для общества; 3) лица, заболевшие психическим расстройством во время отбывания наказания.

    Наказание таких лиц нецелесообразно, поскольку не окажет необходимого карательного воздействия, не сможет достичь поставленных перед ним целей.

    Во всех названых случаях принудительное лечение возможно при одновременном наличии трех условий: а) лицом совершено общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом в качестве преступления; б) психическое расстройство этого лица исключает возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; в) в силу характера деяния и болезненного состояния данное лицо опасно для общества.

    Принудительные меры медицинского характера могут применяться только в том случае, если доказано совершение общественно опасного деяния.

    Не влекут применения данных мер малозначительные деяния, подпадающие под признаки ч. 2 ст. 14 УК, административного правонарушения , причинение вреда в состоянии необходимой обороны , крайней необходимости и т.д. Нет оснований для них и в случае, когда общественно опасное деяние совершено в состоянии невменяемости из-за временного психического расстройства (патологического опьянения, патологического аффекта, реактивного состояния и т.п.). Заболевания подобного вида протекают относительно быстро и заканчиваются выздоровлением. Необходимое условие — состояние психики больного, представляющее опасность для общества или свидетельствующее о высокой вероятности совершения новых общественно опасных деяний. В ч. 2 ст. 97 УК сказано, что принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

    Так же как тяжесть преступления сама по себе во многом характеризует личность преступника, так и тяжкое деяние предопределяет общественную опасность личности невменяемого и, стало быть, применение принудительных мер медицинского характера. Если же суд установит, что лицо хотя и совершило общественно опасное деяние, будучи невменяемым, но по характеру содеянного и психическому состоянию не опасно для окружающих, лечение должно проводиться в общем порядке. В этом случае необходимые материалы передаются органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения , как это предусмотрено законодательством РФ о здравоохранении (ч. 4 ст. 97 УК).

    Третью категорию лиц, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера, составляют лица, совершившие преступление и страдающие расстройствами, не исключающими вменяемости. Они в силу психического расстройства не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Указанное обстоятельство учитывается судом при определении наказания и служит основанием для применения принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 22 УК).

    Таким образом, к данным лицам принудительные меры медицинского характера применяются наряду с наказанием.

    Уголовное законодательство к целям принудительных мер медицинского характера относит: излечение больных или улучшение их психического состояния; превенция новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК (ст. 98). Необходимо иметь в виду, что указанное лечение предполагает либо полное выздоровление, либо такое улучшение состояния больного, при котором он перестает быть общественно опасным. Принудительное лечение призвано, кроме того, обеспечить безопасность такого лица для самого себя, проведение мер социальной реабилитации. Кроме того, принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, способствуют достижению целей уголовного наказания .

    Цели принудительных мер медицинского характера не дифференцируются в зависимости от категории лиц, к которым они применяются. В связи с этим в литературе отмечается необоснованное их расширение. «Если в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, исключающими способность нести уголовную ответственность за содеянное или отбывать наказание, данная формулировка сомнений не вызывает, то применительно к лицам с пограничными психическими расстройствами ее вторая часть представляется нереалистичной, поскольку совершенные ими деяния трактуются законодателем как преступления, и с целью предотвращения их повторения к ним применяется уголовное наказание». С другой стороны, некоторые специалисты считают, что рассматриваемые цели указаны неоправданно узко. Их сопоставление с кругом лиц, в отношении которых они могут быть применены, показывает, что не в полной мере учитывается специфика реализации данных мер к больным, в отношении которых принудительные меры медицинского характера соединены с исполнением наказания. Очевидно, что меры, применяемые к таким лицам, способствуют и достижению целей наказания, указанных в ст. 43 УК. Это обстоятельство, по их мнению, следовало бы непосредственно закрепить в законе2.

    Для реализации указанных в ст. 98 УК целей принудительных мер медицинского характера применяются необходимые методы диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные в установленном законом порядке. Выбор медицинских средств обусловлен исключительно клиническими показаниями, так как они используются только для диагностики и лечения лиц с психическими расстройствами и не могут применяться для наказания пациента или в интересах других лиц (ст. 10 Закона РФ от 2 июля 1992 г.).

    Гарантией прав граждан, подвергнутых принудительному лечению, служат принимаемые государством меры социального, организационного и правового характера. В частности, к ним относятся: Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; введение Международной классификации психических болезней (МКБ-10), принятой Всемирной организацией здравоохранения; уголовная ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК); судебный контроль , прокурорский надзор , контроль Уполномоченного по правам человека , правозащитных организаций и др.

    Уголовно-процессуальным кодексом по данной категории дел предусмотрен особый порядок судопроизводства . Вместе с тем надо иметь в виду, что требования гл. 51 УПК РФ не распространяются на лиц, нуждающихся в лечении психических расстройств, которые не исключают вменяемости. В этом случае принудительные меры медицинского характера применяются при постановлении приговора.

    Если установлен факт психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей суд (по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора) в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ, принимает решение о его переводе в психиатрический стационар. Помещение в психиатрический стационар лица, не содержащегося под стражей, производится судом в порядке, установленном ст. 203 УПК РФ (ст. 435 УПК РФ).

    В производстве о применении принудительных мер медицинского характера участие защитника является обязательным с момента, когда вынесено постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы, если он ранее не участвовал в данном уголовном деле.

    В соответствии со ст. 439 УПК РФ по окончании предварительного следствия следователь выносит постановление: 1) о прекращении уголовного дела — по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 24 или п. 2 ст. 27 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда; 2) о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

    Признав доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после содеянного наступило психическое расстройство, при котором невозможно назначить наказание или его исполнить, суд выносит постановление об освобождении этого лица от уголовной ответственности и о применении к нему принудительных мер медицинского характера. Если по своему психическому состоянию лицо не представляет опасности либо им совершено деяние небольшой тяжести, то уголовное дело прекращается без применения указанных мер (ст. 443 УПК РФ).

    Назначение принудительных мер медицинского характера является правом, а не обязанностью суда (ч. 1 ст. 97 УК).

    Виды принудительных мер медицинского характера

    Действующий Уголовный кодекс дает более широкий (по сравнению с предыдущими) перечень видов принудительных мер медицинского характера . К ним относятся:

    1. амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
    2. принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
    3. принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
    4. принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением (ст. 99 УК).

    Все названные виды принудительных мер медицинского характера служат одним и тем же целям: во-первых, лечению лиц, страдающих психическим расстройством, наблюдению за ними, социально-трудовой реабилитации; во-вторых, предупреждению общественно опасных посягательств. Отличаются они друг от друга режимом содержания больных. Дифференциация психиатрических стационаров производится по степени интенсивности наблюдения за находящимися в них лицами и мерам безопасности при их содержании.

    Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ст. 100 УК) может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Данная мера применяется к лицам, осужденным за преступления , но нуждающимся в лечении психических расстройств, которые не исключают вменяемости. Он назначается наряду с наказанием , и поэтому зависит от его вида.

    Правовой статус лица, в отношении которого применен данный вид принудительного лечения, существенно отличается от статуса иных лиц, также получающих амбулаторную психиатрическую помощь. Так, они не могут прекратить лечение без соответствующего решения суда . Если психическое состояние или поведение пациентов, находящихся на принудительном амбулаторном лечении, затрудняет их обследование (длительное отсутствие по месту жительства , сопротивление медицинским работникам, попытки скрыться), а также если создаются препятствия для обследования и лечения пациентов со стороны членов их семей или других лиц, медицинские работники прибегают к помощи сотрудников милиции.

    В соответствии с Инструкцией об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, утв. совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и МВД России от 30 апреля 1997 г., психоневрологические диспансеры (отделения, кабинеты) обязаны направлять в орган внутренних дел по месту жительства лица, находящегося на амбулаторном принудительном лечении, в частности, следующую информацию: список таких лиц; сведения об изменении места жительства или о длительном отсутствии по месту регистрации; данные о вновь принятых на такое лечение и снятых с него.

    Орган внутренних дел в свою очередь сообщает диспансеру о случаях совершения данными пациентами общественно опасных деяний, о возбуждении уголовного дела, задержании , заключении под стражу; о появлении в их поведении особенностей, грозящих совершением противоправных деяний, в связи с чем их необходимо освидетельствовать; о перемене места жительства. Помимо этого органы внутренних дел принимают меры к розыску скрывающегося лица, находящегося на амбулаторном принудительном лечении, обеспечивают безопасные условия доступа к нему, оказывают иное необходимое содействие медицинским работникам.

    Решая вопрос о применении амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, суд должен исходить из трех групп обстоятельств: 1) характера и степени психического расстройства лица; 2) общественной опасности деяния, совершенного им; 3) возможности осуществления необходимых в этом случае мероприятий в амбулаторных условиях.

    Указанные обстоятельства в своей совокупности должны свидетельствовать о том, что лечебно-реабилитационные меры могут быть реализованы без помещения больного в психиатрический стационар. Следовательно, этот вид принудительных мер медицинского характера назначается в случаях, когда лицо не нуждается в специальных условиях лечения, в постоянном уходе и содержании в стационарных условиях, не представляет серьезной опасности для себя и окружающих.

    По своему содержанию данный вид принудительных мер медицинского характера предполагает обязательное диспансерное наблюдение: регулярные осмотры врача-психиатра с целью контроля психического состояния больного и оказания ему необходимой медицинской и социальной помощи (ст. 26 Закона от 2 июля 1992 г.). Наблюдение устанавливается независимо от согласия пациента или его близких. Осмотры могут проводиться на дому, в психоневрологическом диспансере или ином медицинском учреждении, оказывающем психиатрическую помощь амбулаторно. Их регулярность зависит от ряда обстоятельств, в частности психического состояния больного, динамики психического расстройства и потребностей пациента в психиатрической помощи.

    Диспансерное наблюдение включает также психофармакологическое и иное лечение (например, психотерапию), социально-реабилитационные мероприятия.

    В литературе отмечаются как достоинства, так и недостатки данного вида принудительных мер медицинского характера. К числу первых, несомненно, относится то, что лицо остается в привычной социальной среде, живет в семье , продолжает работать, общаться с окружающими. Однако те же условия не позволяют широко применять эту меру. «Она показана только в случаях, когда лицо отличается относительной социальной сохранностью, по своему психическому состоянию способно осознавать смысл применяемой меры и организовать свое поведение сообразно предписаниям врачей. Более всего этим требованиям соответствуют лица, совершившие общественно опасное деяние в остром психотическом (от слова «психоз») состоянии, которое не имеет выраженной тенденции к повторению, но требует врачебного контроля и, возможно, профилактической терапии». Целесообразна данная мера и в тех случаях, когда необходимо закрепить достигнутый эффект принудительного лечения, проведенного стационарно, в привычной для лица обстановке.

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре (ст. 101 УК). Закон выделяет, как указывалось, три их вида: общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением.

    Общими критериями для указанного лечения, таким образом, выступают: 1) наличие у больного психического расстройства, которое предполагает возможность повторного причинения им существенного вреда либо опасность больного для себя или других лиц; 2) невозможность осуществления необходимых лечения, ухода, содержания и наблюдения вне условий стационара.

    Различная степень потенциальной опасности больных берется за основу при назначении им вида стационара.

    Конкретная мера медицинского характера избирается судом на основании заключения экспертов-психиатров, оцениваемого в совокупности со всеми материалами дела.

    В психиатрическом стационаре общего типа проводится лечение лиц, которые по своему психическому состоянию нуждаются в стационарном лечении, но не требуют интенсивного наблюдения. Состояние больного в этом случае допускает возможность его содержания без специальных мер безопасности, в условиях свободного стационарного режима, присущего современным психиатрическим лечебным учреждениям. К тому же в данном стационаре размещение больных может производиться исходя из тех же оснований, что и обычных пациентов: либо по профилю отделения (геронтологическое, эпилептологическое, психосоматическое), либо по территориальному признаку (по месту жительства). Такой подход обеспечивает дифференциацию применения лечебно-реабилитационных мер в целом и их индивидуализацию в частности.

    Рассматриваемый вид принудительного лечения рекомендуется применять к больным, совершившим общественно опасное деяние и (или) находящимся на момент принятия решения в психотическом состоянии, при отсутствии выраженных тенденций к грубым нарушениям больничного режима, но при сохраняющейся вероятности повторения психоза (например, при наличии у пациента хронического психического расстройства с частыми обострениями, а также травм головного мозга и т. п., служащих патологической почвой для возникновения временных психических состояний).

    В психиатрический стационар общего типа могут также направляться больные со слабоумием, состояниями психического дефекта различной этиологии и иными психическими расстройствами, совершившие деяния, спровоцированные неблагоприятными внешними факторами при отсутствии выраженной тенденции к их повторению и грубым нарушениям больничного режима.

    По своему состоянию больные, направляемые на принудительное лечение в стационары указанного типа, существенно не отличаются от пациентов, поступивших туда на общих основаниях. Однако сроки их лечения значительнее, поскольку необходимо не только добиться стойкого улучшения их состояния, но и по возможности предотвратить скорый рецидив заболевания.

    Психиатрический стационар специализированного типа предназначен для лиц, которые по своему психическому состоянию требуют постоянного наблюдения, т.е. для принудительного лечения определенного контингента больных. Необходимость постоянного наблюдения обусловливается двумя факторами: общественной опасностью больного и его склонностью к повторным и систематическим общественно опасным деяниям. К ним психиатры относят лиц: страдающих хроническими заболеваниями или слабоумием либо временными расстройствами психической деятельности, развившимися после совершения общественно опасного деяния; направляемых на принудительное лечение до выхода из указанного болезненного состояния, в случае совершения ими новых общественно опасных действий.

    Постоянное наблюдение, о котором говорится в законе, обеспечивается медицинским персоналом, а также организацией охраны стационара (наружная охрана, охранная сигнализация, изолированные места для прогулок, пропускной режим, контроль за передачами и т.д.).

    В психиатрических стационарах специализированного типа большое внимание уделяется выработке и закреплению у больных социально приемлемых стереотипов поведения, корректировке их мировоззрения. В связи с этим в отношении указанных пациентов проводятся как медикаментозное лечение, так и социально-профилактическая работа, осуществляемая специалистами соответствующего профиля: психологами, инструкторами по трудовой терапии, педагогами, социальными работниками, юристами и др.

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя и для других лиц, требует постоянного и интенсивного наблюдения.

    Особо опасным признается больной, страдающий тяжелым психическим расстройством, совершивший общественно опасное деяние, отнесенное уголовным законодательством к категории тяжких или особо тяжких, а также лицо, систематически совершающее общественно опасные деяния, несмотря на применявшиеся к нему в прошлом меры медицинского характера. Эти больные характеризуются стойкими или часто рецидивирующими болезненными состояниями, агрессивным поведением, бредом преследования, склонностью к злобным и аффективным вспышкам, к повторному совершению общественно опасного деяния.

    В стационарах с интенсивным наблюдением особое внимание уделяется безопасным условиям содержания больных. Здесь функционируют специальные отделы охраны, оснащенные соответствующими средствами контроля и сигнализации. Они осуществляют не только наружную охрану психиатрических стационаров, но и надзор за поведением лечащихся внутри отделений, во время прогулок, культурных мероприятий, занятий трудом.

    Принудительное стационарное лечение влечет не только изоляцию пациента, но и другие правоограничения: проведение прогулок только на территории стационара, исключение свободного выхода с его территории, запрет лечебных отпусков, невозможность выписки из стационара без решения суда, осуществление лечения без согласия пациента по решению комиссии врачей и т.д. (ч. 4 ст. 11 Закона РФ от 2 июля 1992 г.). В то же время закон запрещает применять к пациентам, находящимся на принудительном лечении, хирургические и иные имеющие необратимые последствия методы лечения психических расстройств (лоботомия, разрушение очага эпилептической активности в головном мозге и др.).

    Правильное определение вида принудительных мер медицинского характера позволяет создать такие условия содержания лиц в психиатрическом стационаре, которые в наибольшей степени способствуют их излечению, социально-трудовой реабилитации, обеспечивают защиту общества от посягательств невменяемых.

    Назначая принудительное лечение, суд не устанавливает сроков, так как оно зависит от многих обстоятельств (тяжести и степени заболевания, его течения, методов лечения и т.д.) и должно продолжаться до тех пор, пока больной перестает представлять опасность для окружающих. Суд указывает лишь вид принудительной меры, а определение местности и конкретного психиатрического стационара, в котором должно проводиться лечение, входит в компетенцию органов здравоохранения.

    Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера

    Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера осуществляются судом (ст. 102 УК). Такое решение суд принимает по представлению администрации лечебного учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения врачей-психиатров. Законом установлена периодичность комиссионного освидетельствования больного. Согласно законодательству о здравоохранении первые полгода такому освидетельствованию он подвергается ежемесячно. В соответствии же с уголовным законом лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в 6 месяцев. Надо иметь в виду, что УК устанавливает максимальный срок очередного освидетельствования. При наличии к тому оснований (улучшение или, наоборот, ухудшение состояния больного, наличие соответствующего ходатайства) проводить их можно и чаще.

    Указанная формулировка закона, с одной стороны, не допускает превышения этого срока , являющегося, по мнению психиатров, оптимальным, позволяющим вовремя выявить положительные изменения в психике лечащегося и в связи с этим исключить его нахождение в стационаре без необходимости; с другой — при наличии оснований позволяет врачам ставить вопрос о прекращении или изменении принудительного лечения до исхода 6-месячного срока.

    Освидетельствование лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменить принудительную меру медицинского характера либо прекратить ее применение, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию стационара, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.

    При отсутствии оснований для прекращения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация представляет в суд заключение о необходимости продлить принудительное лечение. Следовательно, в этом случае не только на момент освидетельствования, но и на прогнозируемое будущее сохраняются условия, при которых было назначено принудительное лечение, состояние больного не исключает опасность для себя и других лиц.

    Первое продление может быть произведено по прошествии 6 месяцев с момента начала лечения, в последующем — ежегодно.

    Срок очередного освидетельствования исчисляется с даты вступления в силу решения суда, которым назначена или изменена принудительная мера медицинского характера. Если в результате предшествующего освидетельствования принудительное лечение было продлено, то срок исчисляется от даты этого освидетельствования.

    Основания для прекращения или изменения принудительной меры медицинского характера изложены в ч. 3 ст. 102 УК, хотя они и существенно различаются между собой. Прекращение лечения возможно в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость применять назначенную меру. Иначе говоря, отсутствуют основания, предусмотренные ст. 97 УК: возможность причинения иного существенного вреда, опасность для себя и других лиц. Закон при этом не указывает вида принудительных мер, следовательно, речь идет обо всех видах, предусмотренных ст. 99 УК.

    Принудительное лечение после отмены принудительных мер медицинского характера применяется только в случае совершения лицом нового общественно опасного деяния, когда по характеру содеянного и своему болезненному состоянию это лицо представляет опасность для общества .

    В состоянии невменяемости А. совершил кражу личного имущества. По определению суда он был направлен на принудительное лечение. В связи с улучшением состояния здоровья принудительная мера медицинского характера была отменена. Он был выписан из больницы, находился дома, работал сапожником, арматурщиком. Из-за ухудшения психического состояния и необходимости госпитализации суд вновь направил А. на принудительное лечение. Это сделано незаконно, так как в данном случае вопрос о лечении А. необходимо было решать в общем порядке.

    Когда принудительное лечение лица в психиатрическом стационаре прекращено, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении (ч. 4 ст. 102 УК).

    Изменение лечения обусловлено тем, что возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера. Другими словами, в этом случае суд на основании заключения комиссии врачей-психиатров констатирует наличие иного психического состояния больного, чем до лечения. Оно может как улучшиться, так и ухудшиться, в связи с чем необходимо изменить условия лечения, ухода, содержания и наблюдения.

    Согласно закону возможен переход как к более мягкому, так и к более строгому виду принудительных мер. Однако надо иметь в виду, что это положение не распространяется на лиц, к которым указанные меры были применены наряду с наказанием . В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 2 ст. 104 УК к ним применяются только амбулаторное принудительное лечение и наблюдение у психиатра, которое не может быть изменено на стационарное принудительное лечение. В случае ухудшения психического состояния такого лица стационарная психиатрическая помощь может оказываться ему как в добровольном, так и в недобровольном порядке на основании Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Такое лечение не является направлением в психиатрический стационар в порядке, предусмотренном ст. 101 УК.

    При решении вопроса о возможности изменения принудительных мер медицинского характера рекомендуется использовать принцип «ступенчатости», в соответствии с которым полная отмена принудительных мер осуществляется после предварительного изменения более строгой меры на менее строгую. Например, больной вначале из психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением переводится в стационар специализированного типа и т.д., вплоть до амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра, а затем и его отмены вообще. Однако указанный принцип не является для судов обязательным. Уголовный кодекс не содержит подобного требования. Более строгая мера стационарного принудительного лечения может быть отменена и без предварительного перевода пациента в стационар менее строгого типа.

    Вопросы о прекращении, изменении или продлении принудительной меры медицинского характера рассматриваются судом, вынесшим постановление о ее применении, или судом по месту реализации этой меры (ст. 445 УПК РФ). В судебном заседании обязательно участвуют защитник и прокурор .

    В случае, когда лицо, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления , излечилось и ему назначается наказание (или возобновляется его исполнение), время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в стационаре за один день лишения свободы .

    Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания

    Принудительные меры медицинского характера могут быть соединены с исполнением уголовного наказания в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ч. 2 ст. 99 УК). Принудительному лечению они подвергаются только в том случае, если суд постановляет обвинительный приговор с назначением наказания . Во всех других случаях, в том числе и при вынесении обвинительного приговора с освобождением лица от наказания или от его отбывания, принудительное лечение исключается.

    Основания для признания лица страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, изложены в ст. 22 УК. К ним относится неспособность лица в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Такое психическое состояние лица устанавливается судебно-психиатрической экспертизой, в заключении которой также должна содержаться рекомендация о необходимости применения к нему принудительного лечения. Суд вправе не согласиться с мнением экспертов, но обязан в этом случае мотивировать свое решение.

    В отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, законом предусмотрен только один вид принудительных мер медицинского характера — амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

    Исполнение данной принудительной меры медицинского характера зависит от вида наказания. Согласно ст. 18 УИК РФ к осужденным к ограничению свободы , аресту , лишению свободы , страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, эта мера применяется учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний. Лица, приговоренные к иным видам наказания, принудительно наблюдаются и лечатся у психиатра в учреждениях органов здравоохранения по месту своего жительства.

    Как уже указывалось, при изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, он помещается в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ о здравоохранении. Осужденные к лишению свободы помещаются в подобных случаях в психиатрические стационары, имеющиеся в системе Минюста РФ. Госпитализация лиц, приговоренных к наказаниям, не связанным с арестом, ограничением или лишением свободы, производится в психиатрические или наркологические стационары органов здравоохранения. Время пребывания в них также засчитывается в срок наказания.

    Выписка из указанных учреждений осуществляется при отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного, причем не по решению суда, а в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.

    Изменение и продление данной принудительной меры судом, в отличие от иных мер медицинского характера, УК не предусмотрены. Прекращает применение принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, суд по представлению органа, исполняющего наказание, на основе заключения комиссии врачей-психиатров.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме