Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тренировка разговорной речи. Самые эффективные упражнения для дикции

На протяжении развития человечества умение правильно, красиво говорить вызывало восхищение. До наших дней дошли имена великих ораторов: Цицерон, Платон, Аристотель, Демосфен. Это были великие ораторы, мыслители, философы.

Умение говорить правильно, нужно современному человеку как никогда. Сотни современных профессий, требуют грамотно формулировать мысли, четко излагать тему, которую важно донести до слушателя.

Профессии, требующие общения с человеком, группой людей, аудиторией: адвокаты, менеджеры по продажам, политики, преподаватели и учителя. Этот список можно продолжить.

Уметь владеть словом, владеть искусством убеждения, говорить грамотно, четко, интересно, чтобы каждое слово доходило до слушателя – вот принципы искусства говорить красиво.

Как этого добиться? Существуют три основных принципа, соблюдение которых позволит добиться успеха в этом направлении:

  1. Четкое произношение слов (дикция).
  2. Техника речи, содержание.
  3. Большой словарный запас.

Представьте человека, который не выговаривает часть букв. Нельзя понять, о чем он говорит, теряется смысл сказанного. Вспомните фразу знаменитого логопеда, сыгранного Роланом Быковым. «Я живу на улице Киевской, а она на Киевской (Кировской)». Каждую гласную и согласную в слове выговаривать четко, ясно.

Кроме явных дефектов речи, есть ошибки произношения, которые не украшают речь и делают её менее убедительной.

К ним относятся:

  1. Неправильное произношение безударных звуков.
  2. Утрата при произношении отдельных согласных звуков.
  3. «Съедание» гласных звуков.
  4. Нечеткое произношение шипящих звуков.
  5. Неверное соединение звуков.
  6. Неправильное произношение мягких звуков.

Это вызывается особенностями произношения в местности, где человек живет. Исправлять дикцию нужно с логопедом. Можно договориться и брать частные уроки.

Важно знать! Чтобы научиться произносить правильно буквы, поработайте над артикуляцией – расслаблением лицевых мышц.

Значительное условие – темп речи. Быстро говорящий человек тараторит, поэтому сложно понять, что он говорит. Чтобы исправить это, произносите текст медленно. Например, считать до ста, произносить список имен, городов. Делая это регулярно проговаривая слова в последовательности: прямой и обратной.

Развивайте речь, пополняйте словарный запас. Это делается только при помощи чтения литературы. Нужно много читать. Желательно классическую литературу – образец грамотной речи.

Взять себе за правило прочитывать в день две, три странички вслух, обязательно с выражением. Смотреть классические постановки: фильмы, спектакли. Другого способа пополнить словарный запас нет.

Красивая речь: уроки и упражнения

Говорить правильно и красиво можно научиться самостоятельно. Для этого нужны ежедневные тренировки. Рассмотрим пять упражнений, помогающих развитию речи.

Выпишите и повторяйте слова с сочетающимися согласными звуками: взвод, дуршлаг, чванливый и так далее.

Выучите наизусть и повторяйте скороговорки, в которых сочетаются сложно проговариваемые согласные звуки.

Произносите поговорки с трудно произносимыми согласными Р и Ш. Сначала читайте медленно, выговаривая каждое слово. Постепенно увеличивайте скорость произнесения.

Возьмите предложение и, повторяя, делайте ударение поочерёдно на каждом слове. «Ученик правильно сделал упражнение». Сначала акцентируйте ударение на первом слове, потом на втором, третьем, четвертом. Следите за тем, как меняется смысл.

Сделав короткий вздох, при выдохе четко произнесите согласные звуки (ааауууоооиииеее). После этого при выдохе, посчитайте до пяти, четко проговаривая цифры.

Быстрый способ

При беседе старайтесь говорить лаконично. Не употребляйте слова, значение которых не знаете, чтобы не показаться смешным.

    Похожие записи

Перечень навыков и умений, которые осваивает ребенок в возрасте 1-3 лет, весьма обширен. Родителям предстоит помочь малышу научиться переворачиваться, ползать и ходить, держать ложку, манипулировать игрушками и, конечно, разговаривать.

Почему развитие навыков речи так важно для малыша?

Своевременное овладение речевыми навыками очень важно для развития ребенка в целом. Речь способствует совершенствованию мыслительной деятельности малыша, расширяет его возможности в познании мира, положительно влияет на психическое состояние ребенка, играет важную роль в регуляции поведения крохи.

Кроме того, в достаточном объеме развитая речь делает успешными акты коммуникации между ребенком и любым близким взрослым и уменьшает риск агрессивных реакций малыша на непонимание со стороны взрослых.

Многие родители полагают, что этот навык сформируется сам собой и никаких дополнительных усилий прилагать не нужно. Однако это мнение ошибочно. Развивать речь ребенка - задача мамы и папы, которые должны в первую очередь постоянно разговаривать с ним уже с младенческого возраста.

Кроме того, родителям важно постоянно инициировать коммуникативные ситуации. Если не заниматься с малышом родной речью, как минимум он заговорит довольно поздно, а в худшем случае можно упустить неврологические проблемы и задержку развития.

Какие стадии развития речи проходит ребенок с рождения?

От первых звуков до первых слов малыша путь не близкий и не легкий. Крохе вместе с родителями предстоит многое освоить. В речевом развитии ребенка можно выделить шесть основных вех:

Крик

Это средство коммуникации доступно малышу с рождения на рефлекторном уровне. Когда ребенок чувствует дискомфорт, вызванный голодом, болевыми ощущениями, мокрой пеленкой или еще чем-то, он кричит, выражая свое неудовольствие.

Со временем мама может заметить, что кроха может кричать не только по нужде, но и просто для того, чтоб позвать ее. Ребенок подает голос, затем делает паузу, ожидая, придет ли кто-то на его зов. Если же никто не спешит к малышу, он начинает кричать громче.

Причем крики младенца месяцев трех от роду уже различаются интонационно и по громкости, а значит и содержательно, так что наблюдательные родители уже могут понять по звучанию, что именно хочет сообщить малыш.

Гуление

Это следующая веха речевого развития. Звуки, произносимые малышом в этот период (приблизительно с 2-3 до 5-7 месяцев), разнообразны: это и гласные, и согласные, которые кроха будто бы пропевает: «ааа», «гыыы», «агу», «гуу».

Особенно активно ребенок гулит в присутствии близких, когда с ним играют или разговаривают.

Хорошо, если мама не постесняется повторять звуки, которые произносит малыш, ведь тогда он, пытаясь повторять за ней, освоит их еще лучше. Чем старше становится кроха, тем более длинную цепочку доступных его артикуляционному аппарату звуков он может прогулить.

Лепет

Следующая после гуления стадия развития речи малыша - лепетание. Теперь кроха пробует на вкус слоги: «ма», «ба», «па» и т. д. Вначале он произносит эти звукосочетания однократно, а запомнив, как это делать и что из этого получается, старается произнести несколько одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «ту-ту». Это ответственный шаг на пути к освоению слов.

Первые слова

первые слова ребенок обычно произносит в возрасте 11-12 месяцев. Активно продолжая лепетать, кроха может заметить, что из знакомых ему маленьких сочетаний звуков складываются более длинные, на которые к тому же очень радостно реагирует семья: «ма-ма», «па-па», «ба-ба».

На этом этапе речевого развития очень важно как можно активнее включиться взрослым, «накидывая» малышу множество коротких слов, смысл которых будет ему понятен. Хорошо запоминаются звукоподражания: «ав-ав», «бух», «бам», «ко-ко», «би-би» и другие.

Кроме того, полезно комментировать свои действия и действия малыша, больше читать вслух и тренировать мышцы щек и губ у ребенка при помощи разнообразных упражнений:

  • артикуляционная гимнастика,
  • игра на дудке и губной гармошке,
  • выдуваний мыльных пузырей,
  • даже сдувание парашютиков одуванчика.

Таким образом речевой аппарат крохи будет подготавливаться к следующему этапу - активному говорению.

Освоение более сложных слов и увеличение словарного запаса

Освоение слов взрослого лексикона - еще один шаг на пути к полноценной речи. Наступает период активнейшего расширения словарного запаса, и для развития речи крохи родителям важно употреблять в общении с ребенком слова разных частей речи:

  • существительные,
  • глаголы,
  • прилагательные.

Кроха узнает все больше и больше разнообразных предметов и действий и начинает называть их своими именами, пусть даже иногда искаженными: «ляляка» (неваляшка), «ампка» (лампочка), «бабака» (собака).

Важно не ругать малыша, если ему не удается правильно произнести слово, а повторять его снова и снова в верном варианте. Постепенно кроха справится с артикуляционными премудростями и сможет говорить достаточно чисто, но сначала он попробует складывать несколько слов вместе.

Складывание слов во фразы

Соединение слов в короткие фразы, а затем в длинные, как правило, доступны ребенку ближе к двум годам. В этот период ребенок составляет простые фразы типа «ляля спит», «собака идет».

Если на предыдущих этапах речевого развития малыш слышал достаточно слов, обозначающих не только предметы, но и действия и основные признаки, ему будет легко соединить знакомые слова в понятные фразы, осмысливая разнообразные ситуации.

Как развивать речь малыша в домашних условиях?

Ребенок начинает выражать свои эмоции и желания уже с первых дней, в том числе с помощью вербальных средств. Поэтому и развивать речевые навыки следует как можно раньше. Конечно, это не означает, что через месяц ребенок будет рассказывать наизусть Барто, занятия будут иметь накопительный эффект.

С рождения до полугода

Итак, малыш поселяется в доме. Родители и кроха продолжают недавно начавшееся знакомство друг с другом, подыскивают удобный режим дня, привыкают к изменениям. Одно из таких изменений - комментирование своих действий.

Словесный контакт с ребенком

Конечно, ни один взрослый человек просто так в здравом уме этого делать не будет. Однако для родителей младенца это абсолютно нормально и даже необходимо: «Кто это у нас проснулся? Это Ксюшенька проснулась! Сейчас мы с Ксюшей будем умываться, вот так, сначала помоем правый глазик, теперь левый», и все в таком духе.

Обратите внимание, что уже с самого раннего возраста разговаривать с ребенком нужно хотя и ласково, но не коверкая слова, четко проговаривая их, не сюсюкая. Это даст малышу возможность запоминать лексические единицы в правильном виде.

Развивающие песенки и потешки

Прекрасно, если в арсенале мамы есть несколько стишков-потешек и песенок: ритмичные сочетания слов заинтересуют малыша, их звучание полезно для развития у ребенка речи, чувства ритма, слуха.

Очень хороший эффект показывает чтение потешек во время ежедневных ритуалов: массаж, купание, игры. Для каждого вида деятельности - свой стишок, своя лексическая группа, свои интонации. Со временем малыш будет узнавать и сами процедуры, и слова, которые им соответствуют.

Похвала и поддержка

Если вы заметили, что ребенок проявляет речевую инициативу, пытается произносить новые звуки, обязательно поддержите его в этом нелегком деле. Повторите звук сами, похвалите малыша, помогите крохе произнести новый звук еще раз.

Артикуляционная гимнастика

С началом гуления можно в форме игры выполнять с малышом артикуляционную гимнастику. Взрослый может надуть щеки, высунуть язык, облизать губы и побудить ребенка повторять за ним.

А если еще и улыбаться между скорчиванием рожиц, кроха поймет, что это действительно веселая игра, и захочет сам попробовать сделать так же смешно.

С 6 месяцев до года

Поддержание речевого диалога, игры

И в этот период не следует оставлять постоянное комментирование своих действий и действий малыша, а также повторение стишков во время ежедневных процедур. Также важно своевременно реагировать на все звуки и слоги, которые произносит ребенок, отвечая на них короткой фразой и формируя таким образом диалог.

Хороши для детей в этом возрасте известные игры «Сорока», «Ладушки» - и моторика, и координация, и речь развиваются сразу. Без игры в прятки с неизменным «ку-ку» тоже не обойтись.

Звукоподражание

Также можно начинать знакомить малыша с животными, предлагая ему по одной-две игрушки, рассказывая о той или иной зверюшке и произнося звук, который для нее характерен: «Катя, посмотри, какая киска. Киска красивая, беленькая. Киска говорит: «мяу-мяу!».

Важно каждый раз, показывая игрушку, проговаривать примерно одно и то же, пока ребенок не начнет узнавать ее и показывать по соответствующей просьбе («Покажи киску. Где же киска? Вот киска: «мяу-мяу»). Звукоподражания дети запоминают охотно и легко.

С года до двух лет

Если речевым развитием малыша родители занимаются тщательно, то в период с 15 до 18 месяцев должен произойти скачок, когда немалая часть заботливо формируемого взрослыми словарного запаса ребенка переходит из пассивного состояния в активное.

Иначе говоря, кроха начинает пользоваться словами, называя ими определенные предметы, действия, обозначая ситуации. Однако в ожидании этого момента, как и после него, важно не прекращать занятия, направленные на освоение речевого навыка.

Повторение звуков и слов

Продолжая взаимодействие с игрушками (вспомним нашу киску «мяу-мяу»), следует вводить новый в ситуацию новый элемент - побуждать ребенка проговаривать звук, который говорит животное.

Если малыш с первого раза не ответил на вопрос, взрослый делает это сам: «Как говорит киска? Киска говорит «мяу». Ксюша, скажи, как говорит киска?». Это способствует выведению слов из пассивного словаря в активный, помогает малышу начать использовать на практике знания.

Рассматривание книжек и стихов, их обсуждение

Это действительно целое поле для развития и речи, и других интеллектуальных способностей: можно и читать, и рассматривать изображения, обсуждать, называть предметы, цвета, искать на картинке что-либо и т. д.

Важно делать все это взрослому и ребенку вместе, и не единожды, а повторяя изо дня в день. Читать нужно обязательно с выражением, на разные голоса и с разной интонацией, как того требует текст. Монотонное чтение кроху не заинтересует, и занятие не принесет ни удовольствия, ни пользы.

Вербальное участие в диалоге со взрослыми

Необходимо запомнить: возраст от 1,5 до 2 лет уже предполагает участие ребенка в диалоге вербально. Если раньше достаточно было того, что на вопрос «Где?» кроха показывал искомый предмет, то сейчас вопросы и задания должны предполагать простой словесный ответ: «Что делает слоник?», «Как лает собачка?», «Кто пришел?», «Давай позовем папу. Как позовем папу?».

Договаривание стихов

После полутора лет ребенок способен справиться и с таким интересным и не слишком простым заданием, как договаривание стишков. Те стихи, которые вы уже изучили с малышом путем многократного повторения, уже наверняка хорошо впечатались ему в память.

При чтении попробуйте не договорить последнее слово строфы и попросите кроху закончить стишок, при этом можно беззвучно произнести слово, активно шевеля губами, чтоб ребенок понял, что от него хотят.

Подобное чтение стихотворений может стать одним из любимых ваших совместных занятий. Со временем можно будет побуждать малыша договаривать слово в каждой строке, а вскоре кроха удивит взрослых и целиком рассказанным стишком.

Расширение словарного запаса, построение фраз

Как и в предыдущие периоды, взрослым важно комментировать всё и вся - дома, на прогулке, во время игры, продолжая развивать словарный запас ребенка и давать ему пример правильного построения фраз.

Это даст крохе возможность к 20 месяцам строить фразы из 2-3 слов. А чтобы речевые возможности ребенка воплощались на практике, не забывайте создавать такие ситуации, в которых умения маленького человечка проявятся. Иначе говоря - задавайте вопросы, на которые ребенок в 2 года в состоянии ответить.

С 2 до 3 лет

В этот период речевое развитие ребенка идет в трех направлениях:

  1. Продолжает увеличиваться словарный и понятийный запас.
  2. Проявляются попытки строить более сложные фразы (из двух частей: «Мишка спит, а зайка гуляет», с подчинительными союзами «потому что», «когда» и другими).
  3. «Чистится» звучание речи: выправляются шипящие, свистящие звуки, невыговариваемая «р» и прочие недочеты (для этого хорошо подходят скороговорки).

Вопрос-ответ

Практически беспрерывное комментирование можно заменить ответами на вопросы малыша. Скорее всего, их будет довольно много, поэтому молчать родителям по-прежнему не придется. Главное - отвечать доступным для ребенка языком и без перегрузки лишней информацией.

Игрушечные спектакли и постановки

В этом возрасте малышам будет интересно поучаствовать в игрушечном спектакле. Можно разыграть небольшую ситуацию, героями которой будут любимые персонажи ребенка.

Иными словами, это уже сюжетная игра, предполагающая и реальную, и речевую ситуацию. К примеру, можно предложить покормить кукол обедом, комментируя «Давай расставим посудку. Кому чашку? А эту? Какого цвета кружечка? Кто будет кушать?»

Такая игра будет развивать мыслительные способности ребенка и побуждать его использовать соответствующие ситуации слова.

Специальные упражнения и приемы для развития речевой активности детей

Разумеется, все детки разные и не все они как по команде начинают произносить первые слова к году, а фразы строить чуть старше полутора.

В силах родителей помогать малышам развивать речь, и, помимо описанных выше общих правил есть также специальные приемы, провоцирующие ребенка на участие в диалоге тем или иным способом:

Искусственное непонимание (провокация)

Если ребенок уже в том возрасте, когда он может назвать игрушки, но не делает этого по каким-либо личным «убеждениям» и лишь командным писком велит маме дать ту или иную вещь, мама может притвориться, что не понимает: «Я не могу понять, что ты хочешь? Машинку? Куклу? Мяч?»

Как правило, дети легко поддаются этой уловке и либо в конце концов называют желанный предмет, либо хотя бы утвердительно реагируют на какое-либо слово в процессе перечисления.

Ситуация выбора

Собираясь на прогулку или усаживая вашего малыша обедать, интересуйтесь: «Наденешь белую кофточку или красную?», «Что будем пить, сок или молочко?», побуждая кроху обдумывать ответ и выражать его в словесной форме.

Игры для развития моторики

Игры с природным материалом и любым другим, способствующим развитию мелкой моторики, тоже развивают речевые навыки у детей. Ряд специалистов утверждает, что подобные занятия напрямую влияют на улучшение их способностей.

Побуждение к иному способу выражения мысли

Не стоит увлекаться лишь одной стороной развития, то есть речью. Ребенку должны быть доступны различные способы восприятия окружающего мира и выражения своих мыслей по этому поводу.

Жесты и мимика, рисование и аппликация, конструирование - все это позволяет малышу выразить свое представление о том или ином событии, предмете, явлении, развивая в то же время его сенсорные способности. А уж словом сопроводить действие получится без труда.

Развитие речи у ребенка раннего возраста - дело непростое. Однако, если правильно организовать занятия, постепенно они крепко войдут в жизнь семьи и будут казаться неотъемлемой частью повседневных дел и уж тем более не будут доставлять дискомфорт.

Помните, что если малыш в плохом настроении или не хочет прямо сейчас посвятить время развитию речи, настаивать не стоит. Ну а если кроха готов к активному познанию мира через речь - говорите, пойте, читайте вместе с ним, повторяйте столько раз, сколько попросит, и вскоре услышите первые стихи в исполнении вашего двух-трехлетки.

Сложно переоценить важность грамотной речи. Люди с хорошо поставленной речью и большим словарным запасом добиваются больших успехов в любой сфере жизни. Если человек не умеет выражать свои мысли и говорит неграмотно, большинство людей не будут воспринимать его серьезно. К тому же плохая речь может сильно раздражать. Нижеперечисленные советы помогут вам научиться говорить правильно.

Если вам сложно нормально выразить свои мысли или высказать мнение по поводу чего-либо, начните много читать. Вы сможете пополнить свой словарные запас, научитесь строить фразы и улучшите правописание. Выделяйте время на чтение ежедневно. В определенные дни читайте вслух, чтобы научиться говорить четко. Выберите книги, чтение которых будет приносить вам удовольствие и развитие. Обязательно включите в список книг для прочтения классическую литературу – в ней используется чистый русский язык. После прочтения книг коротко изложите суть своим друзьям или родственникам. Грамотный и живой рассказ вызовет у слушателей эмоции и вопросы касательно произведения. Если у вас проблемы с дикцией, каждый день выделяйте время на произнесение скороговорок. Начните с простых фраз, а затем переходите к более сложным и длинным. Когда вы освоите скороговорки, начните произносить их с орехами во рту. Если вы будете регулярно выполнять упражнение, проблемы с дикцией исчезнут. Возьмите любое слово (дерево, музыка, радость). В течение тридцати секунд обдумайте его. А на протяжении следующей минуты раскройте идею этого слова, как вам захочется. Также вы можете вслух выразить свое мнение о какой-либо цитате великого человека, фильме, прочитанном тексте или сделанном поступке. Постарайтесь найти человека, перед которым вы могли бы так импровизировать. Он внимательно послушает вас и укажет на основные ошибки (если таковые были допущены).


Начните писать рецензии на фильмы или сочинения на тему каких-либо произведений. Также вы можете начать вести личный дневник в виде диалогов и подробных рассказов обо всех событиях. В качестве альтернативы подойдут короткие придуманные рассказы. Вы научитесь составлять продуманные, грамотные и сложные предложения. Многие специалисты по ораторскому искусству считают, что сначала необходимо научиться выражать свои мысли через текст. После этого вам будет гораздо легче применить полученные навыки в общении. Если вы услышите новое незнакомое слово, запишите его и выясните значение и происхождение. Но не злоупотребляйте слишком умными и длинными словами в повседневной речи. Лучше примените их в подходящий момент. В обычной жизни используйте простые и ясные слова, сказанные грамотно.

Если при разговоре вы глотаете большую часть слов или же окружающие не могут понять, что вы говорите, то можете попытаться улучшить ясность своей речи. Ниже представлено несколько способов, с помощью которых вы сможете говорить более четко, независимо от того, нужно ли вам произнести речь, или ваша профессия требует публичных выступлений или, возможно, вы просто хотите улучшить свою манеру общения.

Шаги

Не спешить во время разговора

    Контролируйте свое дыхание. Послушайте и понаблюдайте за певцом на сцене, и вы увидите, как много внимания он уделяет своему дыханию. Если бы Мик Джаггер не знал, как правильно дышать, он бы не смог бегать по сцене, распевая свою песню «You Can’t Always Get What You Want». То же самое происходит и во время разговора, так что правильное дыхание может значительно улучшить ясность вашей речи.

    Не торопитесь при разговоре. Разговаривайте неторопливо, но не нужно быть настолько медленным, чтобы казаться со стороны роботом.

    • Зачастую публичные выступления заставляют людей нервничать. Если вы осознаете, что нервничаете и спешите, постарайтесь напомнить себе, что все в порядке и нужно снизить скорость. Если вы дышите правильно, это поможет вам оставаться спокойным и анализировать свои слова.
    • Также следует помнить о том, что люди хотят услышать то, что вы говорите. Ваши слова имеют значение, так что дайте шанс услышать их и разобрать.
    • Человеческое ухо способно очень быстро улавливать слова, но при условии, что вы полностью проговариваете каждое свое слово прежде, чем начинаете произносить следующее, ведь таким образом между словами вы оставляете достаточные паузы так, чтобы все могли вас правильно понять.
  1. Проглатывайте лишнюю слюну во рту. Слюна, оставшаяся в полости рта, может привести к проглатыванию слов и искажению произношения таких согласных как «С» и «К».

    • Тот момент, когда вы сглатываете слюну, может не только позволить вам очистить рот, но также даст возможность сделать паузу и снова сделать вдох.
    • Выбирайте момент для проглатывания слюны, когда вы уже закончили предложение или мысль, но никак не в середине предложения. Это также даст вам время, чтобы подготовиться произнести следующее предложение.
  2. Выступайте. Если вам нужно публично выступить или представить какого-либо рода презентацию то, возможно, вы напишите хотя бы содержание в общих чертах. Попрактикуйтесь в ее произношении во время прогулки.

    • Некоторые актеры используют эту методику, чтобы заучить свои роли, так как подъем и движение помогут вам запомнить, что вам нужно сказать. Тренируйте свою речь и на каждом шагу произносите по одному слову.
    • Это может показаться трудным и медленным, но произнося на каждом шагу по одному слову, вы научитесь замедлять свою речь. Вам не нужно говорить так же медленно в своей речи или обычном разговоре, но ощущение комфорта при использовании более медленного темпа улучшит ясность вашей речи и позволит вам в дальнейшем не торопиться.
  3. Повторяйте те слова, которые трудно произнести. Когда трудно произносить определенные слова, мы часто начинаем торопиться, и спотыкаемся на этих словах, что приводит к нечеткой запутанной речи. Практикуйтесь в произношении этих слов, произнося их вслух снова и снова до тех пор, пока у вас не выработается мышечная память на их правильное звучание.

    Улучшение своей дикции

    1. Тренируйтесь на скороговорках. Скороговорки являются отличным способом улучшить ясность своей речи, а овладение ими позволит вам научиться сохранять свою речь четкой и уверенной. Многие актеры и ораторы перед выходом на сцену тренируются на скороговорках, чтобы разогреть свой голос.

      Читайте вслух. Если вы читаете книгу или даже просто утреннюю газету, упражняйтесь, читая её вслух. Это поможет вам более детально ознакомиться с тем, как звучит ваш голос. Очень часто, когда мы разговариваем с другими, мы слышим себя совсем не так, как звучит наш голос по-настоящему. Читая вслух в уютной обстановке, сидя у себя дома, вам будет легче прислушиваться к себе и уделять внимание тем моментам, когда ваша речь становится нечеткой.

      • Также вы можете записать свой голос и прослушать его, попутно отмечая, где вы мямлите или говорите неясно.
    2. Тренируйтесь, разговаривая с пробкой во рту. Многие артисты и актеры озвучивания выполняют это упражнение для улучшения ясности речи и дикции, особенно, если нужно читать что-то подобное произведениям Шекспира. Когда вы положите себе пробку под язык и начнете говорить, вы заставите свой рот очень напряженно трудиться, чтобы полностью произнести каждый слог, также пробка не даст вашему языку спотыкаться на определенных словах.

      • Это упражнение может утомить мышцы вашей челюсти, что поможет вам научиться их расслаблять, однако не нужно тренироваться таким образом слишком долго, иначе у вас заболит челюсть.
      • Также вы можете использовать салфетку, если при таких упражнениях у вас вырабатывается много слюны.
    3. Уделяйте внимание интонации. Тон голоса также играет большую роль в ясности речи и дикции, так как он может повлиять на то, как вы произносите определенные слова.

      • Вы произносите речь, которая должна взволновать людей? Им может быть трудно вас понять, если вы произносите ее монотонным или невыразительным голосом.
      • Ваша интонация, будь вы взволнованы, разговариваете поучительным или обычным тоном, заставит людей обратить внимание на вашу речь, а также может улучшить ее четкость.
      • Интонация при разговоре целиком зависит от высоты звука вашего голоса. Обратите внимание на то, как высоко или низко звучит ваш голос.
    4. Не используйте восходящие интонации в разговоре. Эта противная привычка говорить с восходящей интонацией заставляет звучать ваш голос так, будто вы задаете вопрос.

    Тренировка ваших мышц

      Тренируйте мышцы челюсти, чтобы улучшить четкость своей речи. Чтобы ваша речь стала гораздо четче, расслабляйте челюсть с помощью нескольких упражнений.

      • Делайте широкие жевательные движения, одновременно с этим что-то напевая себе под нос.
      • Растягивайте каждую мышцу своей челюсти и лица. Откройте рот как можно шире (как будто вы собираетесь зевнуть), в то же время, описывая своей нижней челюстью круг и двигая ею из стороны в сторону.
      • Откройте широко свой рот, как и в предыдущем упражнении, и закройте его. Повторите так 5 раз.
      • С помощью губ, сомкнутых вместе, попробуйте издать жужжащий звук, но только не сжимайте челюсти.
    1. Следите за осанкой. Как и дыхание, ваша осанка играет важную роль в ясности вашей речи, и это именно то, о чем мы часто забываем и не принимаем во внимание.

      • Даже если вы не занимаетесь пением, вы можете пропеть несколько нот или просто помурлыкать себе под нос. Также попробуйте петь свои скороговорки.
      • Произнесите несколько раз «Ууууу…», повышая и понижая интонацию. Представьте себе, будто ваш голос как колесо обозрения восходит вверх и опускается вниз по кругу.
      • Издайте жужжащий звук и похлопайте по своей груди. Это поможет удалить всю мокроту, которая может собраться в вашем горле.
      • Скажите «ЕЕ» – оттяните уголки своих губ назад и скажите «Ееееее…».
      • Во время разговора с собеседником сохраняйте уверенность в себе и оставайтесь расслабленным. Это поможет вам говорить более ясно и четко.
      • Вы можете почувствовать себя странно или даже немного сконфуженно, проделывая некоторые из упомянутых упражнений, но чем больше вы будете тренироваться, тем легче и эффективнее придет результат
      • Скажите «А» –(как в слове «Арканзас» – опустите челюсть вниз).
      • Произнесите следующие звуки, сильно их выделяя:
        Аа ее оо еи о
        Каа кее коо кей ко
        Саа ши соо сэй со
        Таа чии цу тэй то
        Наа нии ноо нэй но
        Хаа хии хоо хэй хо
        Маа ми моо мэй мо
        Яаа еее ёоо яэй йо
        Раа рии роо рэй ро
        Ваа ви воо вэй вое.
      • Другое упражнение состоит в том, что нужно написать несколько предложений на листе бумаги, затем подчеркнуть последнюю букву в каждом слове. Когда вы будете читать лист, преувеличивайте звучание последних букв, затем делайте паузу на несколько секунд. Также вы можете поставить запятые между большим количеством слов, чтобы замедлиться в этом месте.
      • Демосфен, греческий мыслитель, чтобы отучить себя от заикания, тренировался, набрав в рот гальку. Стоит попробовать и такое с чем-нибудь чистым, безопасным и съедобным, например, с печеньем или кубиками льда. Только будьте осторожны и не подавитесь.
      • Тренируйтесь, произнося гласные звуки и добавляя к ним согласные, например, «паа пау по поо пэй пии пай, соу со суу сэй сии сай...»
      • Выбросьте все мысли из головы и думайте о том, что вы собираетесь сказать, чтобы забыть о тревожных мыслях. Это помогает при публичных выступлениях.

      Предупреждения

      • Работая с челюстью и ртом, не переусердствуйте, иначе получите травму. Если вы ощущаете боль, нужно немного расслабить мышцы лица.

Впечатление, которое ты создаешь в первые минуты общения с человеком, остается надолго. И изменить его будет крайне сложно. В будущем именно от него твой собеседник будет отталкиваться, чтобы поддерживать с тобой общение. Тебе нужно научиться , а оно во многом зависит от того, что ты говоришь и как ты это делаешь. Примени советы из этой статьи, и у тебя многое начнет получаться уже сегодня!

Совершенствуем свою речь с нуля

Я часто рассказываю в своих статьях и на тренингах о высокой важности невербального общения, заставляю следить за языком своего тела. Именно об этом парни забывают чаще всего, когда подходят к девушке знакомиться. Жесты могут рассказать очень многое о человеке, и они воздействуют на подсознание вне зависимости от нашего умения «читать» язык тела. Да только познакомиться с девушкой одними только жестами будет непросто, нужно еще и что-то говорить. И если ты будешь знать, что конкретно, твои шансы на лишний номерок в записной книжке повысятся.

Нужно ли совершенствовать свою речь? Как ни странно, до сих пор остается прямая зависимость социального статуса человека и его положения в обществе со словарным запасом. Чем выше твой статус, тем лучше ты должен уметь общаться. Менее образованные люди стараются больший упор делать на жесты, а те, кто занимает вершину нашей людской пищевой цепочки, владеют огромным словарным запасом, и за его счет могут легко объясниться с каждым, повлиять на людей, принять более грамотные решения. Что интересно, эта схема работает и в обратном направлении. Чем лучше ты говоришь, тем более высокое положение со временем займешь.

Я уже однажды рассказывал, . Если ты можешь подарить ей ощущение полета без необходимости покупать для этого самолет, простыми словами, то она захочет с тобой общаться и дальше. Ты хорошо рассказываешь, действительно интересно. Она должна чувствовать то, о чем ты говоришь, а потому – обогащаем свою речь!

Составим план

Как развить свою речь? Это длительный и непростой процесс, который потребует от тебя большого числа тренировок. Зато результат точно превзойдет твои ожидания, ты получишь в свои руки превосходный инструмент влияния, и пикап – лишь малая часть того, где ты сможешь применить свои навыки. И уж точно не главная. Для составления плана, как улучшить свою речь, тебе нужно следующее:
  1. осознать проблему и получить мотивацию разрешить ее (основная мотивация для тебя – улучшить свои навыки знакомства с девушками);
  2. приготовиться к тому, что будет непросто, запастись терпением;
  3. выделить конкретное место и время для будущих занятий;
  4. попросить друзей и родных посодействовать тебе, осекать, когда ты говоришь что-то неправильно, поверь, они поддержат твою инициативу и с радостью помогут.
Соберись с силами и подумай о проблемах в твоей речи. Знаешь ли ты вообще об их существовании? Отсюда ты и поймешь, как тренировать свою речь.

Программу улучшений

Программа, алгоритм действий, как улучшить свою речь и словарный запас, достаточно просты. Но это не значит, что следовать им будет просто. Нужно будет постоянно контролировать свою речь, а не просто уделять время тренировкам.

Еще один хороший метод, как украсить свою речь, - вести личный дневник. Но не рекомендую записывать туда твои мысли и действия. Мало ли кто его найдет, будет неприятно. Лучше используй его для записи особенно понравившихся цитат.

Найди себе кумира. Тебе должно понравиться, как именно и что он говорит. Постарайся смотреть на его выступления и поведение как можно чаще. Ты неосознанно начнешь запоминать и подражать ему. В результате речь выровняется, даже если ты того изначально не хотел.

Дыхание

Маленький, но очень важный раздел. Люди, которые интересуются вопросом, как разработать речь, часто упускают дыхание. Без навыка разговор будет прерываться передышками, выглядит это нелепо. Тренируй диафрагму следующим образом. Расставь ноги на ширине плеч, вдохни через нос и медленно выдыхай через небольшую щель во рту. Повторяй по 15-20 раз за тренировку.

Ораторское искусство в Древней Греции ценилось как нигде. Именно отсюда произрастают все античные философские концепции . Люди там действительно умели говорить и делали это с большим удовольствием.

Здесь родился и вырос Демосфен, который в 7 лет после смерти отца остался один на один с большим состоянием и огромными недостатками. Он очень хотел научиться ораторскому искусству, учился у одного из лучших – Исея. Но даже великий учитель не могу справиться с его недостатками – заиканием, картавостью и постоянным непроизвольным подергиванием плечом. С этим ему пришлось бороться своими силами.

Первые выступления были провальными. Тренировался он в одиночестве, произносил речи, выставляя напротив плеча острое копье, отучился от подергиваний на уровне условного рефлекса. Исправил картавость и стал одним из лучших ораторов уже через несколько лет. Хороший пример, как человек даже не с нуля, а глубоко минуса стал тем, кем его запомнили и помнят до сих пор.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме